Едоки Картофеля Картина

Картина Винсента ван Гога Едоки картофеля: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Едоки картофеля — была картиной начинающего художника Ван Гога. Сюжет фантастической повести Севера Гансовского «Винсент Ван Гог» и фильма «Визит к Ван Гогу» снятого по её мотивам построен вокруг кражи «Едоков картофеля» путешественником во времени, позже раскаявшимся и вернувшим картину. Ван Гог считал картину Едоки картофеля лучшим своим произведением.

Сам автор чрезмерно гордился «Едоками картофеля» и считал картину своим первым шедевром. Картина «Едоки картофеля» является одним из самых известных произведений Ван Гога. Картина «Едоки картофеля» является одним из самых известных произведений Ван Гога. Особенной популярностью пользовалась картина Едоки картофеля, вывешенная в центре экспозиции.

На картине «Едоки картофеля», кажется, что свет от керосиновой лампы не только не освещает изможденные и угнетенные лица крестьян, а наоборот, усиливает тоскливую атмосферу, а то и вообще, растворяется в убогом жилище. Так вот, картина Едоки картофеля была создана ровно посередине этого пути.

Описание картины Ван Гога Едоки картофеля

А смотрительница даже и не поняла вопроса. Он колебался, стараясь совладать с нетерпением, от которого его вдруг начало лихорадить.

Жертвой своему призванию. По фасаду вился плющ. – Мой долг – искать случая и использовать всякую возможность для продажи моих работ. Он сам, как они, плоть от плоти этой земли. Это одна фигура, один организм.

К тому времени он уже постиг многие тайны мастерства и убежденно провозглашал свое кредо. Он относил к трудовым классам и себя, художника, человека «тяжелой и грязной работы». Ф. Достоевский Идиот, часть 4 (1). – В сущности, ты даже не пытался этого сделать. Землистые, темные тона «Едоков картофеля» вовсе не заслуживают пренебрежения, с каким о них иногда отзываются. Наперекор традиции Ван Гог лишает трапезу какой-либо священной окраски.

Но это было как бы около простого деревенского быта, который он хотел ухватить и передать на холсте. Теперь Винсент одерживал один успех за другим. Самой главной работой Ван Гога в Нюэнене была картина «Едоки картофеля» (с большим количеством подготовительных и сопутствующих этюдов) – ужин крестьян в хижине. Два года Ван Гог каторжно трудился, не выпуская из рук карандаш и кисть. Есть еще одно-два яблока другого цвета, которые выигрышно оттеняют весь ансамбль, окрашивая его в розовый. – говорил Винсент.

Кругом все черным-черно. Все это надо прочно освоить. Таков закон внезапного контраста, который отчасти уже широко использовал Делакруа. Техника – не риторика, она должна выражать личность художника. Крестьяне едят неторопливо истово, в молчании, как будто совершая некий ритуал отдыха после долгого тяжелого дня.

Однако на протяжении пяти лет тот был, по существу, его единственным другом и опорой и вскоре Винсент ощутил потребность, как он сам выразился, поставить точки над i. Он оправдывался – что было нетрудно – в том, что забыл послать другу извещение о смерти отца, к тому же, на его взгляд, это несущественно. Родственники Марго тут же расстроили эти планы – такой скандал допустить было нельзя.

– Возьмите, к примеру, этот тон (он показал пальцем на серую, грязную мостовую) так вот, если бы Паоло Веронезе сказали: Напишите белокурую красавицу с телом такого тона, он написал бы ее и на его картине женщина и впрямь была бы белокурой красавицей. Он вконец озлобился. На моем холсте были табачные тона, нежно-зеленый и белый (серый), даже чистый белый – такой, каким выдавливаешь его из тюбика. Он с готовностью ответил на ее любовь вдвоем они стали строить планы женитьбы.

Отсюда вывод: Львы – не обезьяны, они не подражают друг другу. Моя палитра оттаяла, – констатировал он. Ни в коем случае. У Хальса по меньшей мере двадцать семь черных тонов.

Но ты все равно покажи ее ему – он должен видеть, что мы упорно идем к своей цели. К тому же он признавал только индивидуальную технику. Таким образом, все полотно звучит как бы в басовом регистре.

Здесь кончается «ранний Ван Гог». Столкнулись лицом к лицу два разных мира. Нехорошо. Если он и пошел на это приключение с пылом, который вкладывал во всякую затею, то в глубине души все же ничуть не верил в его успех. Он должен отождествить себя со своими персонажами (крестьянами), растворить себя в них, чтобы усвоить себе их взгляд на мир, привычки, особенности психики.

Ласковое, душное, удушающее варварство. Я был бы в отчаянии, – уверяет он, – будь мои фигуры хороши. Этого он и сам не знал. Я не хочу, чтобы они были академически правильны. Теперь живопись открылась Винсенту во всем великолепии. То и дело вспыхивали ссоры.

Дом стоял в саду, среди деревьев. И хотя называли его вангоговским кабинетом, висела там только одна маленькая картиночка известного художника— подготовительный этюд к картине Едоки картофеля: тёмная, мутная клякса, жирные линии, закрученные углем в осыпающуюся спираль, подобия лиц, глаз и носов, ничего толком не разберешь Разочарованные посетители недоумённо пожимали плечами: угольная клякса издали напоминающая трещину в небе, почерневшую, обуглившуюся молнию (и только позже, если приглядеться из мрака начинали проступать осторожные фигуры людей их перекрученные бедностью бледностью лица), не пробуждала воспоминаний, не требовала отождествлений, не искала человеческого сочувствия». Я намерен и впредь поступать таким же образом. Винсента корили за то, что он не зарабатывает денег. Но не тут-то было.

Картина Едоки картофеля стала финальным аккордом пребывания художника в Нюэнене (Северный Брабант, Нидерланды). Так или иначе, отцу стало невмоготу разговаривать с сыном. События тоже следовали одно за другим.

Картина Едоки картофеля, 
Винсент Ван Гог, 
1885 – описание

Картина Едоки картофеля, Винсент Ван Гог, 1885 – описание

Да что там. Табак, как он утверждал, действовал на него успокаивающе. Он должен жить среди декорации своих сюжетов.

Винсент продолжал писать – натюрморты, птичьи гнезда, кое-какие пейзажи. К последним Винсент питал истинную страсть.

(Так впервые вошел в его жизнь мотив сознательной нищеты, очень значительный для последующего). Он сделал также много эскизов – вариантов общей композиции, – и в мае 1885 года «Едоки картофеля» были закончены. Как ни странно, присутствие его подействовало на Лидию Альбертовну успокаивающе: не в смысле надёжности, но в борьбе с Ван Гогом.

Как ни сложна диалектика содержания и формы в искусстве, большое заблуждение думать, что в искусстве «как» важнее, чем «что».

Если сфотографировать человека, который копает землю, то на снимке он не будет копать. Изображение пятерых усталых людей, которые при тусклом свете керосиновой лампы едят свой скудный ужин «теми же руками, которыми они копали землю» исполнено своеобразного величия: хочется назвать эту сцену не ужином, а трапезой. Грубым формам сопутствуют мрачные тона: глинистый коричневый, грязноватая охра, оливковый зеленый, берлинская лазурь, почти переходящая в черный (Цвета черного мыла – по меткому замечанию Юлиуса Манер-Грефе).

Описание картины 
«Едоки картофеля»

Описание картины «Едоки картофеля»

Большую часть картин приобрел бредский портной господин Маувен. Ван Гог позднее будет подчеркивать, что в искусстве Милле все является одновременно «и искусством и символом», но не откажется от утверждения, согласно которому «следует представлять тривиальную действительность так, чтобы она выражала благородную мысль». Холст, если так можно выразиться, отстранял художника от его моделей.

О нем все время ходили сплетни, недобрые толки. Однако, добавил он, я нипочем не желал бы избежать этой ошибки. Винсент знал, чего он хочет и куда идет. Прошло время колебаний, сомнений, вопросов. Это стремительность кисти дает такой мощный эффект, – прочитал он в статье о Гейнсборо.

Он отчетливо знал это – как в нравственном, так и в эстетическом плане. Почему бы и нам не поступать точно так же. Благодаря этому он самостоятельно добирается до номера гостиницы, но через два дня умирает. Ведь торф дает свет и тепло крестьянской хижине. Как знать – может быть, в Антверпене ему даже удастся продать какие-нибудь из своих работ. Трудно вообразить более трагический контраст.

Они, как люди, вовлечены в круг существования. После ссоры, разыгравшейся между ними, дело обернулось совсем плохо. Соответственно темнота других частей картины усилена. Что поделаешь. На рисунках Ван Гога крестьянка, согнувшаяся под мешком с торфом изображается как бы сросшейся с ним.

Ван Гог: описание 
картины «Едоки картофеля»

Ван Гог: описание картины «Едоки картофеля»

Но мог ли Винсент написать брабантских крестьян веселыми красками. – говорил Винсент. Видит бог, неустанно повторял он, ведь он не злоупотребляет помощью Тео.

Скоро учение будет завершено – уже теперь он рисовал с удивительной легкостью. Причинив ему острую боль, она глубоко омрачила его настроение. Неизменно угрюмый, он лишь ненадолго заходил в пасторский дом. Светлые краски.

В изображение крестьян он не вносил умиленной идеализации, свойственной кающимся дворянам или ходокам в народ, – он отдавал себе отчет в загрубелости своих персонажей, день-деньской копающихся в земле» знал, что в крестьянине «много от зверя» (его собственные слова) Но это его не отпугивало. С тех пор Винсент часто виделся с Керссемакерсом. Брата Тео, приехавшего на похороны, Винсент настойчиво убеждал взять его с собой в Париж. В мае, на радость Винсенту, к нему приехал Ван Раппард.

Наверно, Ван Раппард немало удивился, найдя Винсента еще более мрачным, чем когда бы то ни было раньше. Он окажется очень далеко от слащавости известной картины Милле «Анжелюс». Источник света в «Едоках картофеля» предельно прозаичен и подчеркнут.

И господствующий колорит у Ван Гога иной: серо-зеленый, с глубокими голубыми тенями. Я попросту утверждаю одно: правильно выписать фигуру однообразными и заученными мазками в соответствии с академическими рецептами – это не отвечает настоятельным требованиям эпохи в сфере изобразительного искусства. В поисках сюжетов для картин они вместе бродили по окрестностям. Вы потом измените свое мнение, – ответил тот.

Винсент был более философ, чем это принято думать. Профессионализм сплошь и рядом обращается в штамп – неужели он этого не уразумел. Вот почему можно говорить о взаимосвязи между цветами. Пачкун с каждым днем вызывал в Нюэнене все большую настороженность. И таким образом способствовал разрядке эстетической напряжённости.

Описание картины 
Винсента ван Гога 
«Едоки картофеля»

Описание картины Винсента ван Гога «Едоки картофеля»

Одна лишь работа давала ему отдохновение. В том, что художник смотрит на мир глазами своих персонажей.

Винсент будет писать картины.

Винсент Ван Гог 
– Едоки картофеля

Винсент Ван Гог – Едоки картофеля

Лев Толстой говорил там, что между классами современного общества – зияющая пропасть жизнь господская, с науками искусствами, «влюбленьями», как бы вовсе не существует для крестьян, а господам жизнь крестьян, с ее трудами и со всеми ее интересами, представляется удручающе однообразной и темной. Дрожь нетерпения била Винсента. Я решил выбрать второе и притом с таким восторгом, словно возвращаюсь из изгнания. Но еще больше удивило кожевника то, что он никак не мог забыть холсты и рисунки Ван Гога.

В это же самое время, когда никому не ведомый голландский художник писал свою картину – вызов и обвинение «цивилизованным людям», в далекой России всемирно известный писатель писал трактат «Что такое искусство» – с тем же вызовом, тем же обвинением. Старые мастера пользовались подобной штукой. Откуда ему знать, что его сын – Ван Гог. В Нюэнене Винсент почти ни с кем не поддерживал отношений. Вещи живут у него своей жизнью, не менее напряженной, чем человеческая. Художник должен быть художником и ничем больше.

Куда важнее другое – обвинения Ван Раппарда по части искусства живописи. Винсент неизменно старался убедить в этом брата и самого себя. Судя по всему, он не слишком надеялся на это. Художник, стоя у холста, не отгораживается от своих моделей. Можно ли с уверенностью сказать, что это было именно так. – беспрестанно спрашивали они.

Едоки картофеля 
– 1885 Ван Гог – 
картины

Едоки картофеля – 1885 Ван Гог – картины

Повинуясь первому побуждению, он вернул Ван Раппарду его письмо с почтительным приветом. Многочисленные гости, приходившие навестить больную, неумолчно расточали ему хвалу.

Винсент сердился, мечтал как можно скорее убраться отсюда. Но это трудно осуществить. Только в труде его раненая душа забывала о жизненной пытке. В Боринаж он попал в должности протестантского проповедника.

Послушайте, дружище, вещь эта довольно хороша, но она сделана с линии, а античные художники шли от объемов (от массы или ядра). Это висячая керосиновая лампа. А Едоки картофеля, как обещал областной министр культуры, будут. Вдвоем они много работали. Незачем даже вспоминать об этом благонравном бессилии. У родителей нет больше с сыном общего языка. Винсент оборудовал себе временную мастерскую в чулане прачечной, пристроенной к дому.

Даже изобразил двух женщин, копающих картофель. Все черным-черно вокруг него и в душе тоже. Унюхав словно бы разлившееся в воздухе неладное, Лидия Альбертовна насторожилась.

Винсент торопился уехать. Пусть Ваше искусство освещает путь людям, в этом, как я полагаю, состоит долг каждого художника, – писал он Ван Раппарду. Здесь он будет лишь топтаться на месте и вянуть. Природа открылась ему, позволив заглянуть в свою душу. Крестьяне Винсента не застывают в нарочитых позах, чтобы возблагодарить Творца – они заняты борьбой не на жизнь, а на смерть, вечной и тщетной борьбой, составляющей участь всех людей. Да и какой отец на месте пастора вел бы себя по-иному. Особенностью крестьянской психики Ван Гог считал очеловечивание вещей.

И он шел вперед гигантскими шагами. И какая чудесная стремительность. Смотрите, как хорошо.

И все же инстинктивно стремясь к той же цели, он шел к ней вслепую. Начало лета застало Винсента в процессе стремительного творческого роста. Шахтеры любили его, но считали чужим. Ван Гога очень волновала эта тема. Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому искусству, вызов «чистой публике», любящей приглаженное искусство, вызов тем, кого художник ощущал «по ту сторону баррикады».

Данила любил непредсказуемые и нелогичные поступки. Для чего же теперь оставаться в Нюэнене.

Ван Гог Винсент 
«Едоки картофеля»

Ван Гог Винсент «Едоки картофеля»

Повторяю, я вынужден просить Вас об этом. – представить его как нечто абсолютно естественное. Они страдают, радуются, ненавидят. Куда он шел. Мог ли он написать их иначе, не погрешив против жизненной правды, не изменив самому себе.

Пожилая женщина справа разливает в чашки черный кофе. Сходя с поезда в Хелмонде, куда она ездила за покупками, мать упала, сломав правое бедро. Искусство, к которому его влечет, – это субъективное искусство экспрессивного толка. Не лучше ли ему устроиться в каком-нибудь другом месте. Ван Гог не сомневался, что, даже и темная, она все-таки здоровее и достойнее господской.

Эфемерная и трагическая идиллия. Вчера вечером, – писал брату Винсент, – со мной приключилось нечто такое, о чем я хочу рассказать тебе как можно подробнее. Пожилая женщина справа разливает в чашки черный кофе. На сей предмет он заручился адресами шести торговцев картинами.

Его органически отталкивало все связанное с «высшим обществом», с гостиными, нарядными дамами изысканными манерами, «лакированными ботинками» и так же органически притягивали все атрибуты жизни низших классов, «людей в деревянных башмаках». Конечно, его работам присуще множество недостатков, он отнюдь не склонен это отрицать. Милле запечатлел, увековечил жизнь в момент редчайшего совершенства, схваченного благодаря кропотливой работе мысли, перемещающей и организующей элементы реальности согласно системе, выработанной разумом в итоге долгих размышлений. С редкой преданностью ухаживал он за матерью, дневал и ночевал у ее постели.

Инстинкт вел его вперед с поистине волшебной безошибочностью. Винсент провел в Амстердаме три дня. Так, значит, вперед. Даже если ему не понравились мои рисунки, все равно покажи ему эту картину. Он отождествляет себя с ними. Да-да, пришлось поддерживать друг друга, слегка соприкоснувшись рукавами, вязаная шапочка немного сбилась набок, варежки грубой вязки, пропитанные не потом, но теплом, тем не менее пропускали, помогали осязать еще и другое тепло – соприкосновения. Она никоим образом – точнее, почти никоим образом – не отвлекла Винсента от его исканий.

Страдание свято. Вы ничего не говорите мне о технике, – писал он ему в своем первом письме. На тот момент он еще находился в поиске своей манеры.

Картина Едоки картофеля 
Винсента ван Гога

Картина Едоки картофеля Винсента ван Гога

Съездив в Утрехт, он беседовал там с врачом клиники. И она выполнила свое намерение, не сумев, однако, себя убить. Винсент ощупью продвигался вперед. Нет, скорее всего, нет.

Думаю, что, даже если я захочу и сумею чему-то научиться у других, даже если я позаимствую у них кое-какие технические приемы, все равно я всегда буду смотреть на мир собственными глазами и обладать собственным видением. Однако сын его неприятно поразил жителей Нюэнена. Теперь его волновали важные технические проблемы.

Ван Гог, Едоки картофеля: 
описание

Ван Гог, Едоки картофеля: описание

До этого еще очень далеко. Здесь я только писал и писал без устали, чтобы научиться писать. Но понимает ли Ван Раппард смысл всех его исканий. И шедевр родился в ноябре 1885 года. Весна виделась ему зеленой и красной, с молодыми всходами пшеницы и розовыми яблонями в цвету лето – синим и оранжевым, когда синие блузы крестьян вырисовываются в темном золоте хлебных полей осень – желтой и фиолетовой, с пожелтелыми листьями и лиловыми тенями зима – черной и белой, с темными точечками людей, копошащихся в снегу. Винсент не поладил также с новым пастором, пришедшим на смену его отцу.

Ван Гог задумал написать за зиму пятьдесят этюдов голов крестьян.

Очеловечивание вещей он поставил во главу угла в своей работе. В этом мире все случайно, неповторимо и невозвратимо. Это так но не нужно смешивать предмет изображения с предметом любви, – то, что художник истинно любит, определяет собой его «как», его подход к любому предмету.

Картина «Едоки картофеля» 
—настоящая крестьянская 
картина

Картина «Едоки картофеля» —настоящая крестьянская картина

Но при всем этом мужество мое, а, возможно, также и силы скорей окрепли, нежели ослабели. Причем последних оказалось просто промышленное количество. Но все же порой это отравляет мне жизнь и я думаю, что многие, возможно, впоследствии пожалеют о своих словах и о том, что оскорбили меня враждебностью и равнодушием. Он преисполнен решимости жить самостоятельно – согласно своим убеждениям. Семейные беды еще больше сблизили братьев.

Он почти не выходил из музея, без устали разглядывая картины великих мастеров. Он давно уже перестал. Сам процесс работы над «Едоками картофеля» обернулся своеобразным актом социальной борьбы, хотя это странно звучит по отношению к такому мирному и сосредоточенному делу, как писание картины.

Напишите отзыв о статье Едоки картофеля

С той и другой стороны были брошены резкие слова. Эта утрата, по существу, завершила долгий период в жизни Винсента. В доме воцарилась гнетущая атмосфера, натянутость отношений усугублялась еще и религиозными разногласиями.

Крестьяне относились к нему хорошо и позировали охотно, – разумеется, за плату. Винсент стал мастером своего дела.

Произошел давно назревавший его разрыв с семьей. Осенью Винсента вновь навестил Ван Раппард.

Отрывок, характеризующий 
Едоки картофеля

Отрывок, характеризующий Едоки картофеля

Показывайте всем мои рисунки, – просил он Ван Раппар-да. Его невольно влекло к Винсенту и он снова поехал в Нюэнен. И Винсент снова остался один. «Я часто думаю, что крестьяне представляют собой особый мир, во многих отношениях стоящий гораздо выше цивилизованного», — писал Винсент. Это было одним из его любимых выражений. Раз ей мешают соединить свою жизнь с любимым человеком, она примет яд. Может быть, вернуться в Дренте.

В мае 1886 года, после отъезда его матери, – пишет Ж. Б. де ла Фай, – грузчики сложили произведения Ван Гога в ящики и оставили на хранение у колбасника города Бреды (в действительности это был краснодеревщик по фамилии Схрауэр).

Дмитрий Бавильский 
Едоки картофеля

Дмитрий Бавильский Едоки картофеля

«Едоки картофеля» — это прощание с родиной исполненное горечи и поэзии. Перед глазами по-прежнему кружили деревянные скульптуры. Так и осталась стоять в этой громокипящей, разноязыкой толпе, тихая, незаметная. Милле рисовал богатых, представительных крестьян на фоне спокойной и плодородной природы. Винсента угнетал Нюэнен, где теперь работать ему было невмоготу. Я горю желанием видеть картины Рубенса. С какой изощренностью он располагал цвета играя на контрасте и нюансах, варьируя оттенки.

Подавленный печалью этого края, он, как никогда, страшился своей участи. Коричневое платье девочки, стоящей спиной на первом плане, коричневые руки и лица сотрапезниц в «Едоках картофеля», выразительные блики коричневого до предела насыщены смыслом. Потянулись пасмурные месяцы. Личность художника жаждет раздвинуть свои границы через нечто «другое», находящееся вне его «я», но ему созвучное. Постепенно посетители стали расходиться, музей закрывался. Разве они не наглядное олицетворение, глубоко поэтический символ семейного очага.

– к любым лишениям. Впрочем, разве речь идет о продаже картин, о деньгах, о каких-то обидах. Дает жизнь. Сам художник настолько близок к ним, что не считает нужным особо расписываться в сочувствии.

  • Человечность искусства Ван Гога
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • Словари и энциклопедии на Академике
  • ТО, ЧТО СЕГОДНЯ КАЖЕТСЯ АРХАИЧНЫМ ()
  • ТО, НА КАКИЕ КАТЕГОРИИ ДЕЛЯТСЯ ЛЮДИ ()
  • ТО, ЧТО ДОСТАВЛЯЕТ УДОВОЛЬСТВИЕ
  • ТО, ЧТО НАВОДИТ НА МЫСЛЬ О СОВЕРШЕНСТВЕ ()

Он стушевался и, надо сказать, без особого труда. Завтра, как и сегодня, она будет его кредо. Даже словом перемолвиться не с кем. – восклицал он, откликаясь на зов величайшего из мастеров цвета. надеяться, что когда-либо вкусит нормальную жизнь.

Ее поместили в утрехтскую клинику. Сразу же после приезда в Нюэнен Винсент понял, как непоправим его разлад с родными. С восхищением и страхом смотрел художник на Винсента, человека, беззаветно преданного искусству, который питался одним лишь хлебом и сыром (Это не портится в дороге, – шутил Винсент) и, вечно голодный, готовился и впредь жить в нищете. Лидия Альбертовна следила за ним, они перемигивались, словно заединщики. Он избрал себе образцом Милле.

Хальс – колорист из колористов. Тогда Жигу спросил, почему он так думает. Скудный крестьянский скарб всегда под руками, он или создан крестьянином или служит ему. Бедность художника (вообще его социальную отчужденность) он считал не столько печальной необходимостью (следствием внешних условий), сколько необходимым долгом.

  1. ТО, ЧТО НАЗЫВАЕТСЯ КОЛЛЕКТИВНЫЕ ТЕЛА ()

Вчера я именно так подшутил над почтенным собратом моего отца. (Это была его судьба — во всем повиноваться только личной, внутренней логике). Почему ты не продаешь своих картин. Среди жителей Нюэнена он был белой вороной. Один из пастырей даже пообещал прихожанам деньги, если они не дадут себя рисовать, «но они мужественно ответили, что предпочитают зарабатывать у меня, чем клянчить у него».

Чего он добивался. Затем, скопировав полотна, он вернет их Винсенту. Наравне с картинами Юра тоже оказывался постоянно выставленным экспонатом. Надо заставить обыденное служить выражению прекрасного (Запись на полях рисунка), – говорил Милле.

Он довольствуется самой малостью – тем, что абсолютно необходимо для жизни. Пусть даже он найдет ее плохой. Однако, – тут же добавлял он, – не утруждайте себя сверх меры: ничего не форсируйте. Надевая щитки с рекламными текстами, Тимофей Павлович становится точно невидимым, люди начинают шарахаться от него, как от чумного, не замечать в упор его колоритную внешность, превращая его буквально, в пустое место.

Человечность искусства 
Ван Гога

И очень важно, каково это «другое». С бесцветными глазами, почти без бровей. В первой книге его особенно поразила следующая, весьма характерная история. Абсолютно верно, – подтвердил он.

Он вновь с мрачным ожесточением взялся за кисть. Оставшись без моделей, Винсент начал писать натюрморты. 23 ноября, оставив на месте большую часть своих работ (Подсчитано, что за два года, проведенные в Нюэнене, Ван Гог сделал около 240 рисунков и написал около 180 картин. Благодаря этой покупке было спасено все, что относится к нюэненскому периоду (точнее, все, что сохранилось от этого периода).

В романе Дмитрия Бавильского этюд к картине стал иллюстрацией переживаний и стремлений главных героев: «Особой репутацией пользовался зал без привычной уже, казалось бы, цифры. Но делать ему на ней больше нечего.

Но. Может быть, на этот раз Винсент и вправду поверил, что пришел конец его одиночеству. Они вели себя по-свойски, как у нас тут, собственно говоря и принято. Вслед за этим Винсент решил написать за зиму пятьдесят крестьянских голов (Некоторые из этих холстов в настоящее время находятся в музеях Парижа, Брюсселя и Лондона (Крестьянка в зеленой шали) используя относительный досуг, которым крестьяне располагают в ненастное время года. Когда он приходил, то обычно ссорился с отцом. Он даже сказал ему об этом. Залы теперь патрулировал толстый, добродушный милиционер Юра.

Винсент отказался от своей доли наследства поскольку в последние годы он был в серьезном разладе с отцом, заявил он, он не станет ни предъявлять своих прав, ни даже притязать на то, что некогда ему принадлежало. Все в этом мире эфемерно, преходяще и недолговечно. Винсент с первых же слов затронул здесь самую суть вопроса.

(Этот колорит — дань Ван Гога собственному будущему, высветленной палитре). И хотя называли его вангоговским кабинетом, висела там только одна маленькая картиночка известного художника— подготовительный этюд к картине Едоки картофеля: тёмная, мутная клякса, жирные линии, закрученные углем в осыпающуюся спираль, подобия лиц, глаз и носов, ничего толком не разберешь Разочарованные посетители недоумённо пожимали плечами: угольная клякса издали напоминающая трещину в небе, почерневшую, обуглившуюся молнию (и только позже, если приглядеться из мрака начинали проступать осторожные фигуры людей их перекрученные бедностью бледностью лица), не пробуждала воспоминаний, не требовала отождествлений, не искала человеческого сочувствия»2. Скудость вещи — непременное условие ее одушевленности. А между тем Милле, будь он к тому времени еще жив (Он умер в 1875 году), содрогнулся бы при одном виде картин Винсента, его плотных мазков и резкой, жесткой манеры. – Непосредственность впечатления при этом полностью сохранена и передается зрителю. Подобное заявление, право, способно обескуражить кого угодно. Цвет – это поэзия.

Сам он слишком озабочен своими собственными затруднениями, слишком подавлен суждениями родных, чтобы пытаться смягчить эту атмосферу. Он должен бежать от этих унылых степей. Солнце уже не светило интенсивно, распрямляя углы залов, но скрылось за облаками.

Он служит и будет служить искусству ради самого искусства, подобно садовнику, которому нет никакого дела до того, по какой цене продаются луковицы тюльпанов и предметом какого торга они становятся. Это вялая, равнодушная дружба.

То же относится к синему и желтому. Он страдал от своего одиночества, но именно в нем черпал он силу и вдохновение. Загадочность Рембрандта, виртуозность Хальса. Он испытывает таинственное влечение к цвету.

Так или иначе, есть все основания полагать, что Винсент решил – будь что будет. Этот возглас словно вырвался из самого сердца Винсента. Убежденный в своей правоте человек наконец-то уверенно зашагал к светлой и ясной цели. Однако, когда церковная администрация освободила его от должности (Винсент не только читал Библию, от дирекции шахт он требовал улучшения условий для рабочих), она освободила уже сформированного внутренне художника. Не поладил он и со священником католической церкви. Всегда и за все надо платить.

Хотя того несколько смущали размеры картин, как и то, что Германе хотел получить композицию с пятью-шестью фигурами (тогда как Ван Гог предпочитал иметь дело с меньшим числом персонажей), Винсент был в восторге от этой сделки, дававшей ему возможность писать картины без каких-либо затрат и с рвением принялся за работу. Есть нечто необыкновенное, – писал он Тео, – в ощущении, что ты должен ринуться в огонь. Винсента презирали и третировали, как никогда раньше. Рисунки Ван Гога боринажского периода почти все потеряны.

Его судьба определена иначе.

Мысль его ежеминутно возвращалась к ним. Этот розовый – заглушённый цвет, полученный в результате сочетания красного с зеленым. Художнику они говорили, что он «не должен заводить близкие отношения с людьми не его круга», а своим прихожанам – чтобы они не смели ему позировать.

Он спускался с горняками в шахты, а по вечерам читал им Библию. Он как бы разучивал гаммы. Человечность искусства Ван Гога коренилась глубже. Мало ли где смотрителю музея приходится сидеть. Но Марго (судя по всему, наделенная крайне хрупкой нервной конституцией) не примирилась с этим отказом.

Но куда. В своем исступлении Винсент накинулся даже на брата. Винсента захлестнуло безграничное отчаяние. В мае Винсент завершил свою картину. Неординарность Гога пугает горожан до такой степени, что в марте 1889 года горожане пишут прошение освободить город от «рыжего безумца».

История с Марго никак, точнее, почти никак не отразилась на его работе. Это не античность, а ренессанс – сказал Делакруа.

Если Винсент так остро реагировал на нападки Ван Раппарда (Порой мне кажется, – гласит его душераздирающее признание, – что поднимают руку на меня самого, настолько я связан с моим творчеством, настолько мои убеждения – часть меня самого) и если ему не всегда удается – он и это признает – сохранять спокойствие, то потому только, что суждения, высказанные Ван Раппардом, на взгляд Ван Гога, могли исходить лишь от невыносимо педантичного человека, верного питомца академии, от человека, абсолютно неспособного понять истинный смысл его творчества, направления, которое он избрал. Sorrow is better than joy. Никогда еще он не был озабочен таким множеством технических вопросов. Но Тео попросил брата подождать, пока его положение несколько упрочится, а это, по всей вероятности, должно было произойти в недалеком будущем.

Мгновение, которое проходит, уже ушло от тебя навсегда. Керссе-макерсу он дал множество полезных советов. Как говорят врачи, поначалу убиваешь, затем исцеляешь. Чем скорей я уеду отсюда, тем будет лучше. Несмотря на все мои недостатки, сбить меня с толку не так легко, как некоторые воображают.

Освободив крестьянские сцены от некоторых характерных деталей, создатель Вечерней молитвы (Наверно это дна из самых слабых, хотя и самая знаменитая картина Милле. Он не отличался от них одеждой и образом жизни, но внутренне оставался самим собой. Было другое, что мешало ему остаться навсегда среди крестьян. После поражения, которым закончилась попытка евангелизации шахтеров, после полного разочарований пребывания среди крестьян, Ван Гог с каждым разом все сильнее верит, что красота появляется из правды и – как и она – должна быть тяжелой и грустной.

Художника начал работать над картиной после смерти отца. «Хорошо зимой утопать в глубоком снегу, осенью – в желтых листьях, летом – в спелой ржи, весной – в траве хорошо всегда быть с косцами и крестьянскими девушками – летом под необъятным небом, зимой у закопченного очага хорошо чувствовать, что так было и будет всегда». Можно сказать, что в то лето 1884 года Ван Гог открыл для себя живопись. Пластиковые стаканчики и бутылочная фольга, мятые газеты, листовки и брошюры, деревянные стружки (. ), песок и объедки, не поддающиеся идентификации.

Все сомнения остались позади. Это нисколько не поставит под угрозу его самобытность. Можно возразить: тысячи художников писали, например, «Благовещение» и «Тайную вечерю», а различает их то, как они писали тысячи писали натюрморты с яблоками, но каждый писал яблоко по-своему.

Он же запальчиво возражал: «Я был бы в отчаянии, если бы мои фигуры были правильными я нахожу великолепными фигуры Микеланджело, хотя ноги у них, несомненно, чересчур длинны, а бедра и зад чересчур широки Милле и Лермит являются для меня подлинными художниками по той причине, что они пишут вещи не такими, как они выглядят, если сухо и аналитически копировать их, а так, как они, Милле, Лермит, Микеланджело, чувствуют их». Женщина, воспылавшая к нему нежным чувством, – это было нечто новое для Ван Гога. Напротив, вплоть до самого последнего времени я ничего другого и не встречал. Масляный светильник, распространяющий тусклый свет, показывает бедность этих людей и в то же время создает атмосферу тишины, непричастности к суетному миру. Вечером, взяв с собой этот холст, я отправился в Эйндховен, где живет один мой приятель (Германе), владелец довольно изящной гостиной (серые обои и мебель черная с золотом) и мы повесили там картину. Братская привязанность Тео. Будто не вернисаж сегодня, но родительский день и широкие массы вышли синичек покормить.

Подобная концепция красоты абсолютно чужда Винсенту. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Разве может их дочь выйти замуж за этого пачкуна, за неудачника оборванца. Отныне Винсент будет жить только живописью и для живописи.

Все позабыли о них, в том числе и сам художник и позднее они были проданы старьевщику, который сжег часть этих, работ, сочтя, что они лишены какой бы то ни было ценности. Жерико и Гро, пояснил он, научились у греков первым делом выражать массы контура (почти всегда в форме яйца) и выводить все дальнейшее из расположения и соотношения этих овалов). Нет. Но в глубине души – да, он не отрицает – все это ему, в общем, довольно безразлично и он готов к тому, что, возможно, не добьется никакого непосредственного результата. Неточности, а подчас и огрехи.

– принять предначертание судьбы. Они настолько отличались от всего, что он до сей поры привык понимать под живописью, что он простился с Винсентом довольно холодно и даже не пообещал зайти в другой раз.