Федотов Павел Андреевич Разборчивая Невеста

Павел Андреевич Федотов в 1847 году представил своим почитателям новую картину Разборчивая невеста.

Павел Федотов «Разборчивая невеста»

Растопчиной. «Павел Андреевич Федотов» (отдельный оттиск из журнала «Пчела» за 1878 год), П. П. Гнедич «История искусств» М. : Молодая гвардия, 1980, Ф. И. Булгаков. В январе 1834 года в чине прапорщика был направлен на службу в лейб-гвардии Финляндский полк в Санкт-Петербург, где прослужил 10 лет. / Остальной же наряд / У француженки взят, / Лишь вечор для неё и для дочки»46.

Профессиональным живописцем он был всего 8 лет, невероятный успех пришел в 1849 году с выставками, на которых были показаны полотна, сразу ставшие знаменитыми, – «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста» и «Сватовство майора». Сваха в шелковом шугае, с неизбежным платочком в руках, стоит в дверях, оповещая о женихе. Таким образом, всего на картине изображено восемь персонажей2930. Также был запрещён «Иллюстрированный альманах» Некрасова, для которого Федотов делал иллюстрации.

Они ярко освещены, «как освещаются на сцене те актёры, на которых должно быть сосредоточено внимание зрителей»47. Летом 1837 года Федотов написал акварельную картину «Встреча великого князя», за что сам князь пожаловал художнику бриллиантовый перстень. Тем не менее до нас дошло несколько его оригинальных работ в этом роде. Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие».

Как бы ни был уродлив жених, разборчивой невесте не из кого больше выбирать. Картина переносит нас в захолустную провинцию, где стоит армейский полк. тт. Весьма сатирично и в то же время не без сочувствия характеризует он своих персонажей.

По словам художника и критика Александра Бенуа, представленные на академической выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи», заслужив «восторженное одобрение не только публики, но и, очевидно, по недоразумению, академических профессоров, в том числе самого Карла Брюллова»5. «Все это очень хорошо. Этот счастливый майор, конечно. На картине «Вдовушка» (1851, 1852— второй вариант, Третьяковская галерея, Москва) образ привлекательной молодой женщины, постигнутой великим несчастьем— потерей любимого мужа— полон сожаления об утраченном счастье. Полевого В. М.

Описание картины 
«Разборчивая невеста»

Описание картины «Разборчивая невеста»

Купчиха одета в нарядное шёлковое платье из переливчатой ткани типа «шанжан», а на её плечи накинута дорогая шаль с красивым узором. И такой забавой заняты длинные вечера офицеров. Перед ней на одном колене стоит долгожданный жених. Вообще несовершенный в технике, Федотов-портретист значительно уступал Федотову-жанристу. М., 1970, т. 1.

За последнюю картину художника удостоили званием академика. По словам самого художника, он встретил осуществление своего идеала, «и ни один счастливец, которому было назначено самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху»4445. В процессе создания картины «Сватовство майора» Федотовым была проведена большая подготовительная работа. М. : Издательство «Советская энциклопедия», 1986г.

Такой же огромный, если не больший, успех имела эта картина в Москве.

Растопчиной. Анкор, еще анкор. Подобно Хогарту, русский художник Павел Андреевич Федотов создавал циклы рисунков.

Офицер явился в мундире с эполетами имея при себе саблю и треуголку. Подобно Хогарту, русский художник Павел Андреевич Федотов создавал циклы рисунков. В центральной, наиболее светлой части холста находятся невеста и её мать.

Сиделец (приказчик, заменяющий хозяина торговой лавки на время его отсутствия)— молодой человек, одетый в купеческий кафтан, с расчёсанными на прямой пробор волосами. При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. Душевная рана лишь иногда прорывалась в карикатурах, все более язвительных.

Нет никакой поэзии, никакой романтики. Такие картины являются очень остроумными и в его время были настоящим откровением.

Описание картины 
«Разборчивая невеста» 
Федотова

Описание картины «Разборчивая невеста» Федотова

Офицер развлекается – заставляет собаку прыгать через длинный чубук трубки. Плакал и убивался на его могиле больше всех его денщик Коршунов. Искусствовед Дмитрий Сарабьянов писал, что полотно «Сватовство майора» является «одним из высших достижений Федотова в области живописного искусства».

Кроме одного. Тем не менее вариант из Русского музея имеет ряд существенных отличий от картины из Третьяковской галереи— по словам искусствоведа Галины Леонтьевой, в новой версии «Федотов вносит настолько серьёзные изменения в решение замысла, что имеются основания видеть здесь начало нового этапа в развитии творческого метода художника»41. На стенах висят картины, среди которых литография с видом Николо-Угрешской обители, портреты митрополита (по разным версиям, либо Санкт-Петербургского— Серафима, либо Московского— Филарета), генералов М. И. Кутузова и Я. П. Кульнева, атамана А. И. Иловайского на коне, а также самого хозяина дома с книгой в руке, чтобы подчеркнуть его грамотность36. Расставшись с эполетами, он очутился в тяжёлых жизненных условиях: на скудную пенсию в 28 рублей 60 копеек в месяц (что равнялось 100 ассигнационным рублям), пожалованную государем, надо было содержать себя, помогать впавшей в нужду семье, нанимать натурщиков, приобретать материалы и пособия для работы.

Картина Разборчивая 
невеста Павла Федотова

Картина Разборчивая невеста Павла Федотова

Живописность встречи князя с военными произвела на Федотова большое впечатление и всего за 3 месяца художник написал акварельную картину «Встреча великого князя». Помимо натурщиков, Федотов также использовал приобретённый ранее манекен с подвижными суставами, облачая его в одежды различных персонажей и придавая ему требуемые позы35.

Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Это один из самых поэтичных и обаятельных женских образов в русском искусстве. Наиболее колоритна фигура матери— «располневшей, но с остатками прежней красоты в лице». В 1846 году Федотов написал свою первую картину— «Свежий кавалер», а в 1847 году— ещё одно полотно, «Разборчивая невеста»12. Картина Федотова была написана в тех красках, в каких Гоголь писал свою «Женитьбу», опередив на несколько лет Островского с его высокохудожественными образами из московской купеческой жизни.

Незавершённые картины «Анкор, ещё анкор. » (185, Третьяковская галерея, Москва) и «Игроки» (1852, Музей русского искусства, Киев, Украина) полны чувства фатального абсурда бытия и мыслей о бессмысленности человеческого существования, предвосхищающих тему абсурда в искусстве символизма. Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне в 1812г», «Переход егерей вброд через реку на манёврах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему «Казарменная жизнь», сочинённых под влиянием Хогарта. Наброски Федотова карандашом очень значительны и некоторые превосходны.

В 1850—1852 годах Федотов написал вариант-повторение картины «Сватовство майора» (альтернативное название— «Смотрины в купеческом доме»), который ныне хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (холст, масло, 56 76см8 ранее в каталоге в качестве даты создания картины указывалось «около 1851 года»910, датировка «1850—1852» была предложена в каталоге, выпущенном к выставке 1993 года824). Этюд головы невесты Федотов исполнил со знакомой женщины48, для написания её фигуры он использовал манекен, а также воспользовался услугами своего приятеля Карла Карловича Флуга (прадеда художника Ильи Глазунова51), который согласился позировать в женском платье4852. Видимо, в жизни не все так однозначно, бывают и такие исключения. Федотов верил в себя и в то, что из него выйдет действительный художник. Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати.

Словом, не до сердечных мук стало — только успевай поворачиваться. не понял подлинного смысла картины, а художние не стал ничего ему объяснять. Родители это понимают и с нетерпением ждут ее ответа. В центре полотна находятся главные персонажи картины— купчиха и купеческая дочь46.

— 40 726 стр., Иллюстрированная энциклопедия Всё о живописи – импрессионизм (под редакцией И. И. Все правильно поняли замысел художника, шутили по этому поводу. «Павел Андреевич Федотов и его произведения» (СПб., 1893). После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но, с целью улучшения материального положения, решился представить неоконченную картину великому князю. Мужчина желает услышать заветную фразу: «Я согласна. ».

Хотя полотно «Вдовушка» и принадлежит к позднейшим произведениям Федотова, но она в значительной мере уступает первым двум картинам: в ней чувствуется какой-то сентиментализм. Она уже не так молода, как раньше, таких женщин в те времена причисляли к старым девам. Обсуждая картину «Сватовство майора», появившуюся на выставке 1849 года, Стасов писал, что, несмотря на кажущуюся забавность изображённых на ней персонажей, это была схватка двух враждебных друг другу лагерей, пытающихся обмануть друг друга— «трагедия, грозно выглядывающая из-за весёлой и потешной наружной ширмы»62.

Сохранились также наброски второстепенных персонажей— кухарки, сидельца и приживалки. Художником было также создано множество вариантов лица и фигуры купеческой дочери, в которых он менял жесты её рук, наклон головы и черты лица— до тех пор, пока ему не удалось «наиболее ясно выразить во внешнем облике, манере держаться те чувства, которые ею владеют в данный момент— жеманное волнение, желание показать свою робость и скромность». С другой стороны, «в её позе, жесте разведённых рук, в выражении капризного лица ощущаются жеманство, наигранность, неискренность». Как она называется.

Картина была показана великому князю, который пожаловал художнику бриллиантовый перстень. Такой же огромный, если не больший, успех имела эта картина в Москве. Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». У правого края полотна в открытом дверном проёме расположена фигура майора37. Ж-4521)8910.

Свидание это было знаменательно. ассигнациями в месяц». Последнее, законченное произведение Федотова со странным названием. В «Сватовстве майора» эта ситуация «выступает на холсте в необыкновенной конкретности», а момент, положенный Федотовым в основу сюжета, «выхвачен из происходящего во времени события так определённо, убедительно, он так безусловен, что вся ситуация вовсе не воспринимается как выдуманная, сочинённая» наоборот, она «воспринимается как некая реальность»31.

Купец— дородный мужчина с окладистой бородой— находится в тени в углу комнаты. В ней борются противоречивые чувства. Красота ее уже увяла, а она так и живет с родителями и не была замужем. В центральной группе— купеческая дочь (будущая невеста) и её мать, сам же купец стоит позади, в углу комнаты2. В этих картинах он выставляет человеческие слабости и саму человеческую сущность напоказ. В частности, на одном из таких набросков изображена старуха-приживалка, а отдельно— её рот с редкими зубами59.

По словам Сарабьянова, в этом произведении Федотова свет и цвет выступают как средства «поэтического претворения реальности»7. — М. : Терра, 2001. Картина П. А.

За полотно «Сватовство майора» Академия художеств присвоила художнику звание академика3. Она внутренне сосредоточена и серьезна. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. На веселый характер Федотова такая обстановка не влияла удручающим образом. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. На выставке 1849 года впервые появились и эти две картины и новая, гораздо более совершенная — «Сватовство майора». СПб. : Императорское Русское Историческое Общество, 1912 год., Художники народов СССР. Федотов в своей рацее описывает сваху следующим образом: «А вот извольте посмотреть: / Как справа отставная деревенская пряха, / Панкратьевна-сваха, / Бессовестная привираха / В парчовом шугае, толстая складом, / Идёт с докладом, / Что, дескать, жених изволил пожаловать»43.

Средств у Павла Федотова не было никаких и тянуться за товарищами в кутежах он не мог. По словам скульптора Николая Рамазанова, дружившего с художником, во время работы над «Сватовством майора» Федотов «не позволял себе делать ничего без натуры»— платье невесты было специально для этого случая заказано многие другие вещи, «до малейшей безделицы», были им куплены или взяты напрокат17. Это положение соответствует её роли «посредника в осуществлении сделки между купцом и майором»41. Однако, как ни странно история картины имела неожиданное продолжение. Тем не менее до нас дошло несколько его оригинальных работ в этом роде.

Для создания фигуры майора Федотову позировал знакомый офицер, а лицо он написал с самого себя, «глядя в зеркало, только придав себе мину некоторого самодовольства и кое в чём подправив свои черты»35. Сваха в шелковом шугае, с неизбежным платочком в руках, стоит в дверях, оповещая о женихе. Картина «Вдовушка» представляет повторение оригинала и изображает вдову офицера, собравшую свой скарб для переезда на другую квартиру.

Сочинение по картине Федотова Разборчивая невеста

Цензура запретила издание «Вечером вместо преферанса», задуманное Федотовым и его ближайшим другом Евстафием Бернардским, который примыкал к петрашевцам и проходил по их процессу. Купеческая дочь пытается убежать в другую комнату (в светлицу), но её движению противодействует мать, схватившая её за подол платья. В октябре 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств или Сватовство», демонстрировалось на выставке Академии художеств1418. С тех пор полотно «Сватовство майора» находилось в собрании Прянишникова в Санкт-Петербурге в описании его коллекции изданном в 1853 году, картина фигурировала под названием «Приезд жениха». Образ купеческой дочери (которую часто называют невестой) более сложен, чем образ её матери.

После Федотова картин осталось немного. Подобные браки случались тогда повсеместно. В этой работе особенно ярко проявилось живописное мастерство Федотова.

По-видимому, художник посчитал, что «она своим размером отвлекала внимание, а положением точно в середине холста разбивала картину пополам, мешая цельности восприятия всей сцены». После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара».

Федотов Павел Андреевич 
 (Разборчивая невеста)

Федотов Павел Андреевич (Разборчивая невеста)

Об этом свидетельствуют десятки сохранившихся набросков (этюдов и эскизов) использованных художником для поиска композиции сцены, образов действующих лиц, а также их поз и взаимного расположения в плоскости холста. – командует он, не подозревая, что по-французски анкор значит еще. В конце 1843 года Павел Федотов, прослуживший перед этим около десяти лет в лейб-гвардии Финляндском полку, подал в отставку, поселился на 16-й линии Васильевского острова в Санкт-Петербурге и полностью посвятил себя художественной деятельности. Живописность встречи князя с военными произвела на Федотова большое впечатление и всего за 3 месяца художник написал акварельную картину «Встреча великого князя» (для написания этой картины впервые за всё время службы Федотов получил отпуск).

чужой. Очень важную роль играет распределение света, которое используется для выделения фигур главных героев— купеческой дочери и майора. Типичность персонажей и реалистичность обстановки заставляли публику хохотать до колик. По словам искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, Федотов «всё собрал в общий механизм, как бы раскрутил действие из одного исходного пункта и пустил его в разных направлениях, заставив двигаться своих героев, вступая друг с другом во взаимодействие». От горестных мыслей спасала живопись. Выражение томного восторга написано на ее лице. Тёмный силуэт майора изображён против света, так что он лишён объёмности и «противостоит реальности бытия других объёмов в конкретном пространстве интерьера»37. «Поздравляю вас, — сказал он Федотову, — вы меня обогнали».

На полу— кошка, «намывающая» гостей28. Он совсем не красавец, о каком девушка мечтала в юные годы. С. 296., «Популярная художественная энциклопедия» Под ред. Перезревшая невеста, которая стоит, наконец, на пороге осуществления своей заветной мечты. Для того чтобы добыть средства для писания этой картины, Федотов повторил «Сватовство майора» и получил за него очень почтенный куш, но все эти деньги он истратил без толку, на всякий вздор и на подарки своей невесте.

  • История одного шедевра: «Сватовство майора» Федотова
  • Федотов Павел Андреевич (1815 – 1852)
  • Русский художник и график Павел Андреевич Федотов
  • Федотов Павел Андреевич (1815-1852)
  • Федотов Павел Андреевич -Русский художник и график, академик живописи

Портреты всегда были очень похожими, но особенно хорошо изучил Федотов черты лица и фигуру великого князя Михаила Павловича изображения которого, выходившие из-под его кисти, охотно покупались продавцами картин и эстампов. / Нет, в светлицу уйду. »46. А. И. Сомов. В этих немногих словах заключено признание Федотова художником будущего.

Леонтьева отмечала, что проблемы, поднятые этим произведением Федотова идут значительно дальше обличения «комедии брака». Стасов отмечал, что, создав полотна «Свежий кавалер» и «Сватовство майора», «Федотов вдруг затронул такие глубокие ноты, каких до него ещё никто не брал в русском искусстве». На той же выставке экспонировались две другие картины Федотова— «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста»319. Федотов строит композицию картины таким образом, что зритель как бы наблюдает за действием с той стороны гостиной, на которой находятся окна— «создаётся невольное ощущение, что мы нечаянно заглянули в окно и застали хозяев дома в виде, вовсе не предназначенном для постороннего глаза»27. Он отмечал гармоничный колористический строй картины, а также мягкую красочность, которая позволяет создать цветовое единство, но при этом даёт возможность «извлечь красоту из каждого цветового качества, как бы взятого в отдельности».

Искусствовед Галина Леонтьева полагает, что в «Сватовстве майора» кухарка является положительным образом женщины из народа, поскольку она— единственная из всех героев картины— понимает низость совершаемой сделки в разыгрываемой на её глазах комедии брака55. Шикарная одежда жениха – дорогой жакет, блестящий цилиндр, лаковые туфли – привлекает их куда больше, чем искренние чувства и гарантирует «удачный брак». После смерти Прянишникова, последовавшей в 1867 году, картина была передана в Московский Румянцевский музей, в каталоге которого, опубликованном в 1915 году, она имела двойное название— «Приезд жениха (Сватовство майора)».

  1. Экскурсы по ТЕАТРАЛЬНОЙ ТЕОРИИ ДЕЙСТВИЙ
  2. Литературный портфельчик Искуссницы
  3. Общееколичествопросмотровстраницы

В частности, в повести «Невский проспект» Николай Гоголь писал: «Есть офицеры, составляющие в Петербурге какой-то средний класс общества В высшем классе они попадаются очень редко или, лучше сказать, никогда многие из них, преподавая в казённых заведениях или приготовляя к казённым заведениям, заводятся наконец кабриолетом и парою лошадей. ассигнациями в месяц». Напряженная нервная жизнь и несчастная влюбленность содействовали развитию в нем тяжкой психической болезни. Он писал, что эти картины «изображали сцены, целиком выхваченные из действительной жизни, полные глубокой мысли и здорового комизма, одинаково интересные и для знатоков искусства и для профанов». Кроме этого, в цветовой гамме присутствуют различные оттенки белого цвета, которыми картина «словно бы прошита назквозь»34.

История одного шедевра: 
«Сватовство майора» 
Федотова

Он в который раз был обласкан великим князем. После Федотова картин осталось немного. — стыд какой.

Брюллов не только с огромным вниманием отнесся к произведениям своего ученика, но был глубоко взволнован их новым содержанием. Впоследствии Федотов продал картины «Сватовство майора» и «Свежий кавалер» Фёдору Прянишникову, но получил за них значительно меньшую сумму, чем та, на которую рассчитывал22: изначально предложив за «Сватовство» две тысячи рублей, при окончательном совершении сделки Прянишников объявил художнику, что сможет заплатить только половину испытывавший материальные затруднения Федотов был вынужден согласиться23.

Но уже через 3 года Федотов пишет свое последнее произведение «Анкор, еще анкор», которое знаменует новую ступень развития мастера и, одновременно, его гибель. Биобиблиографический словарь. Ивановой, Н. Ю. Картина была показана великому князю, который пожаловал художнику бриллиантовый перстень.

В 1848 году Павел Федотов начал работать над картиной «Сватовство майора»13 (также известной под названием «Женитьба майора»), которая была окончена в том же году3. Чтобы она не убежала, её удерживает за платье её мать26. Рядом гитара.

Перед этим Брюллову были доставлены на квартиру картины Федотова «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста». Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией. Значительную работу в своих набросках Федотов провёл и над образом купчихи, чтобы достичь «точной читаемости в мимике лица её душевного состояния»— в окончательном варианте «зритель словно слышит слово дура», которое она говорит дочери, пытающейся сбежать от жениха-майора.

В своём стихотворном описании Федотов писал: «Как хозяин-купец, / Невестин отец, / Не сладит с сюртуком, / Он знакомей больше с армяком / Как он бьётся, пыхтит, / Застегнуться спешит / Нараспашку принять— неучтиво»43. «Ах Поль, это было всегдашнее мое желание. » — приписал Федотов внизу реплику дамы. Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворение, объяснявшее смысл этой картины, сочинённое самим художником и распространившееся в рукописных копиях. Во второй версии «в ней появляется мягкая женственность, даже некоторое изящество», так что «вместо несколько карикатурного олицетворения пошлого мещанства, глупости— перед нами возникает живой человек», вызывающий у зрителя не презрение, а даже некоторое сочувствие58.

Ее прелестное личико и стройная, девически хрупкая фигурка в простом голубом платье и белом переднике исполнены благородного достоинства, строгости и чистоты. / Ой, стыд какой. Хоронили художника 18 ноября 1852 года и большая толпа почитателей шла за его гробом.

В 1850 году, через два года после написания первой версии картины «Сватовство майора», Павел Федотов начал работу над её вторым вариантом37. Девушка изображена за игрой на клавесине. / А тут нечем скрыть плеч: / Шарф сквозистый такой— / Всё насквозь, на виду. Образ приживалки— старухи в повойнике— введён художником для того, чтобы показать каждодневный быт купеческой семьи, «с кучей приживалок и дальних родственников, слоняющихся по дому как бесплотные тени». / По-старинному— в сизом платочке.

Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». Наброски Федотова карандашом очень значительны и некоторые превосходны. По материалам: Wikipedia, Энциклопедия мирового искусства- Вильнюс, UABBestiary, 2008г., Большая иллюстрированная энциклопедия Мастера мировой живописиСПб, ОООСЗКЭО, 2011г., Информационный портал Арт Планета Small Bay- художественно-исторический музей, Информационный портал Русская живопись от А до Я, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890-1907), 82 тт. Искусствовед Галина Леонтьева писала, что Федотову, который долго и кропотливо работал над картиной «Сватовство майора», удалось создать «одно из замечательных произведений русской живописи первой половины XIX века», которое «благодаря потрясающей правде характеров, значительности поднятой в нём проблемы оказалось много серьёзнее первоначального замысла художника»6.

Федотова «Разборчивая невеста» изображает смешную сцену сватовства. Образ купеческой дочери (невесты) также претерпел значительные изменения. Весной 1852 года его характер круто изменился из веселого он сделался задумчивым, стал говорить, что много времени прошло, много воды утекло, но что еще не поздно, пока есть еще фашины и камни, еще можно задержать течение.

В ней видны властные привычки истинной хозяйки купеческого дома— она олицетворяет собой крепость охраняемого ею мира, она «словно скала, о которую разобьётся любая житейская буря»46. Сюжет и расположение персонажей в целом сохранены— как и в первой версии, во втором варианте присутствуют те же восемь действующих лиц и кошка. Им была задумана новая картина «Возвращение институтки в родительский дом». / Никогда с ними я не бывала».

Известно также о копиях с картины «Сватовство майора», выполненных другими художниками XIX века.

А сколько у вас душ крестьян. » — выпытывает расчетливая суженая. Вообще несовершенный в технике, Федотов-портретист значительно уступал Федотову-жанристу. В своих воспоминаниях о Федотове искусствовед Андрей Сомов рассказывал об огромном интересе публики к «Сватовству майора» и другим полотнам художника, экспонировавшимся на академической выставке 1849 года.

Майор был счастлив в браке и иронии полотна не понял. С раннего утра Павел Федотов засаживался за свои эскизы и этюды, кутаясь от холода в тулупчик, надетый поверх халата и только в жарко натопленных классах Академии отогревался от домашней работы. Они уже совсем отчаялись выдать дочь замуж и вот пришел потенциальный жених и родители надеются на положительный ответ. По мнению Сомова именно эти качества выделяли полотна Федотова среди множества более «скучных» произведений художников-академистов, представленных на выставке6465. Комната заполнена вещами, которые демонстрируют желание хозяев жить «по-столичному», но при этом «неправильное» сочетание различных предметов выдаёт патриархальные привычки, создавая комический эффект— например, обеденный стол покрыт не белой скатертью, а розовой, с шитьём по краям. Жених горбатый, уродливый и уже лысеющий.

» Несмотря на то, что художник назвал майора «толстым», «фигура его подтянута, глаза чуть прищурены, в усах прячется победная усмешка— он явно рассчитывает на благоприятный исход предстоящего сражения»39. Комната обставлена дорогой резной мебелью, здесь же стоит клетка с крупным попугаем. Он смотрит на невесту взглядом полным ожидания. На полу валяется его цилиндр, перчатки и трость. В Москве Федотовым жилось плохо: оттуда приставали с присылкою денег.

и 4 доп. На одной — перезрелая невеста, перед ней на колене стоит горбун с букетом. Средств у Павла Федотова не было никаких и тянуться за товарищами в кутежах он не мог.

Художественный критик Владимир Стасов в статье «Двадцать пять лет русского искусства», опубликованной в 1883 году, рассказывал о своём знакомстве с Павлом Федотовым «в лучшую, сильнейшую пору его жизни, в те годы, когда он писал Сватовство майора»61. Послушавшись этого совета, по имевшимся в его альбоме наброскам Павел Андреевич написал маслом одну за другой две картины: «Свежий кавалер» (1848, другое название: «Утро чиновника, получившего первый крест») (1846) и «Разборчивая невеста» (1847, на сюжет басни Крылова).

Через 3-4 года службы в полку молодой офицер начал посещать вечерние уроки рисования в Академии художеств, где усердно изучал формы человеческого тела, срисовывая их с гипсовых моделей. В избе на лавке лежит офицер, полураздетый, босой. Картина имела большой успех на выставке.

«Но в отставку не подавай — осержусь», — строго предупредил великий князь. Перегибы цензуры Федотов описал в баснях «Усердная хавронья», «Тарпейская скала».

Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в 1857 году в Лейпциге, была запрещена для распространения в России. Николаева) ОЛМА Медиа Групп, Москва 2011 г., Импрессионизм (история, эстетика, мастера, шедевры), Габриэле Крепальди, М. :Омега 2008г., Мировое искусство (500 мастеров живописи), ООО «СЗКЭО «Кристалл»», 2006г, А. А. Половцев Русский биографический словарь (1896-1918) в 25 томах., Ой срам то какой.