Граждане Кале Википедия

Варианты множились, вскоре их число достигло дюжины. Его примеру последовали и другие.

Мэр Кале, взявший на себя всю ответственность, начал беспокоиться. Один поднял руку, подобно оратору. «Бронзовый век», «Мыслитель» – произведения, являющиеся в этом смысле знаковыми. Эта драматическая история уходит своими корнями в годы Столетней войны между Францией и Англией. То, что впервые появилось в «Бронзовом веке» в виде легкой пульсации, трепета, пробегающего по обнаженному телу юноши, мы обнаруживаем снова с большей полнотой и силой в «Бальзаке».

Шестеро граждан этого не сделали». Мы уже упоминали, что он трудился одновременно над своим неисчерпаемым творением — порталом «Врата ада» и над памятником «Граждане Кале».

Он был сыном простого служащего, учился сперва в церковной школе, затем – в средней. Другой горожанин, ноги которого, кажется, вросли в землю, двумя руками сжимает огромный ключ от города.

  • Скульптура Родена Граждане Кале
  • Скульптура Родена «Жители Кале»
  • Скульптура Граждане города Кале
  • Словари и энциклопедии на Академике
  • Уроки дипломатии от «комсомолки»
  • Благодйна органзаця «Фонд сприяння нцативам газети «День»
  • Х Мжнародний фотоконкурс газети «День»

Прошло уже более года с тех пор, как Роден приступил к работе. Старинная французская хроника Фруассара повествует, что в пору Столетней войны, в XIV веке, город Кале был осажден войсками английского короля Эдуарда III и терпел голод и жестокие лишения. Именно здесь он будет чаще всего принимать своих почитателей.

Этот первый был Эсташ де Сен-Пьер. Они замкнуты в себе, отъединены от более слабых, повернулись к ним спиной. Он показал борьбу чувства долга со страхом смерти, душевные муки обреченных людей. А в «Гражданах» можно говорить о концентрации моральных сил, которые выявлены в самый драматический момент жизни – в момент осознания неизбежности гибели. Но попытка взять ключевую крепость Кале провалилась – город оказал упорное сопротивление. Как пишет А. Ромм: «Тема Родена — самопожертвование, добровольное мученичество. В «Поцелуе» физическая любовь передана с такой нежностью и порывистостью, что могла бы и сегодня служить прекрасной иллюстрацией для любого сочинения о сексуальности, освятив его авторитетом большого искусства.

Постепенно общие соображения приобретают все более конкретные очертания. Устремление к героизации образа ощутимо в памятнике Бальзаку (1893—1897, отлив установлен в Париже), в портретах. Знакомясь с шедеврами, он учился у мастеров прошлого. В июле 1885 года скульптор отправляет свой второй и окончательный вариант (в треть величины) в Кале. В «Мыслителе» мы видим в первую очередь концентрацию интеллектуальной и физической мощи человека, где умственное напряжение показано в гармонии с телесным. Загоревшись идеей памятника в Кале, Роден ознакомился с «Хрониками» Жана Фруассара.

В конце 1890-х гг. Как и великого Микеланджело, Родена в большей степени привлекала фактура мужского тела. И хотя он высоко оценивал своего предшественника, «могучего Рюда», как назвал он автора «Марсельезы», пластический язык последнего был для Родена давно умершей латынью. Но нет же.

  • Материал из Википедии — свободной энциклопедии
  • Реферат по предмету Культура и искусство
  • Еще из раздела Культура и искусство

Огюст часто ходил в Лувр. Он покидает город и идет вниз, в лагерь. Роден впервые раскрыл эту тему в глубоко человеческом аспекте и с неумолимой правдивостью. Всё, что он зарабатывал, уходило на аренду мастерских, оплату труда литейщиков и практикантов (он нанимал лучших), на покупку материалов (он всегда выбирал очень крупные блоки мрамора). Он покидает город и идет вниз, в лагерь. В искусстве предшествовавших веков не перечислить подобных изображений.

Главный алтарь построен в 1628 году из каррарского мрамора, привезенного из Генуи. Именно тогда мысль о том, что можно быть побежденным — но не сломленным, стала требовать своего реального воплощения.

Скульптура Родена 
Граждане Кале

Роден явно испытывал потребность в том, чтобы быть перегруженным работой. В этом смысле обнаженная натура является единственно приемлемым решением. Таким был Шарль Деспио, 65 почти каждый день в течение пятнадцати лет, до самой смерти исправлявший своего «Аполлона», причем вносимые изменения были неуловимы для постороннего глаза. Однако его идеи не понравились заказчику. В ожидании лучших времен Роден поместил «Граждан Кале» в арендованную им бывшую конюшню на улице Сен-Жак и они находились там в течение семи лет.

Фоном для «Граждан Кале» служит только воздух, только свободное пространство, читаемое в просветах между фигурами, в прорывах, образуемых движениями рук, поворотами голов, одеяниями. В скульптуре Родена было утрачено многое от цельности и возвышенной красоты классицизма, но и приобреталось многое из того, чем не располагал и не мог располагать классицизм. В «Мыслителе» мы видим в первую очередь концентрацию интеллектуальной и физической мощи человека, где умственное напряжение показано в гармонии с телесным.

Чтобы понять – почему, стоит еще раз вернуться к событиям 1347 года. Напряжение мышц, динамика жестов – всё это зеркало, в котором отражается душа.

В это же время он вдохновенно создавал небольшие произведения, отличающиеся исключительной чувственностью: «Вечная весна», «Дафнис и Хлоя», «Помона», «Психея» и, наконец, знаменитый «Поцелуй». И не случайно в пору культа «камерности», нарочитой, подчас искусственной интимности, приглушенных полутонов и полуголосов, в пору, когда даже самые большие художники болели «боязнью пространства», страхом перед гулом улицы, перед толпами зрителей, перед аудиторией масс, Роден требовал для своих скульптур места в городе, под открытым небом, добивался (и добился. ) установки своего «Мыслителя» на парижской площади перед Пантеоном. Шел 1845 год. За время работы над композицией скульптор так сроднился со своими героями, что уже не представлял себе жизни без них. Уже были созданы «Мыслитель», «Ева», шла работа над грандиозными «Вратами ада» Четко определился стержень его творчества – философский поиск смысла человеческой жизни, выражения ее сущности как вечной борьбы между добром и злом, хаосом и порядком, разрушением и созиданием. «Марсельеза» Рюда была одним из последних произведений монументального искусства, наполненным отзвуками Великой революции XVIII века.

Это требование было исполнено. Городские власти заплатили скульптору лишь небольшой аванс. Средневековые «Великие французские хроники» Фруассара лаконично повествуют, что город Кале в течение многих месяцев мужественно выдерживал осаду британцев, не имея никакой помощи извне. Они должны сами искать заказчика.

Как пишет А. Ромм: «Тема Родена— самопожертвование, добровольное мученичество. Двое (Андрье дАндр и Жан де Фиенн) поддались отчаянию и ужасу — полузакрыв лица ладонями, они согнулись почти до земли. В 1596 году, 24 апреля после осады (англ. ) взят испанскими войсками. Как и великого Микеланджело, Родена в большей степени привлекала фактура мужского тела. С трудом несет он ключ — символ капитуляции, как тяжелый груз.

Скульптор был возмущен разрушением прекрасного образца архитектуры XVIII века. Нет, у Родена был абсолютно новый подход к композиционному решению.

Чтобы понять — почему, стоит еще раз вернуться к событиям 1347 года. Следом за ним — братья Жан и Пьер де Виссан, потом еще двое (хронист не называет их имен). Юноша и сам пробует резать по дереву и высекать из камня. Тут все было ясно и определенно. Ниспадающие одеяния подчеркивают монументальность памятника, в то время, как обнаженные фрагменты выражают идею жертвенности и подчеркивают трагизм сюжета. Родена предпочли Жюлю Далу, признанному «певцу республики». «Граждан Кале» можно рассматривать в определенном смысле как развитие концепции «Мыслителя».

Свет ложится бесчисленными бликами на выпуклости и грани поверхности. Картины Давида были для него живой художественной реальностью, сегодняшним днем искусства, хотя «Марсельеза» создавалась в тупору, когда, по словам Маркса, давно уже «исчезли допотопные гиганты и с ними вся воскресшая из мертвых римская старина». Для Родена эти условности были уже безнадежной архаикой.

Роден был убежден, что создатель поэтического цикла «Легенды веков», гений поэзии должен быть предстать обнаженным. Мы ничего не знаем о натурщиках Родена. Таково, в частности, широко распространенное мнение о Родене как импрессионисте, больше того — зачинателе и главе какого-то особого «импрессионизма в скульптуре». Группа Родена изображала событие в его исторической конкретности.

Многого оставляет желать с точки зрения элегантности и силуэт. Основанием для такой характеристики служили некоторые формальные особенности многих работ Родена — неясность очертаний, приблизительность и внешняя «незавершенность» тех или других форм, «воздушность» моделировки, создающая нюансные переходы от одной фактуры к другой или же от пластически обработанного материала к нетронутой массе камня. Как и великого Микеланджело, Родена в большей степени привлекала фактура мужского тела.

Фигуры грешников, которые он лепил, словно одержимый, вскоре переполнили поверхность двери и стали выходить за ее пределы. И если государство не собирается ее приобрести, то, возможно, согласится принять ее в дар. Никто не смог бы увековечить его образ лучше, чем Роден.

Герой (как правило, один) должен был возвышаться над зрителями и вызывать чувство гордости и восхищения. Им не нравилось также, что скульптор изобразил одежду «со слишком тяжелыми складками из грубой ткани, тогда как, согласно истории, на них была легкая одежда». На площади снова запала страшная тишина, хотя люди не расходились. Изнуренные и отчаявшиеся жители готовы были просить милости у противника, но тот поставил бессердечное условие: шесть самых уважаемых горожан должны были явиться к нему и предаться его воле и эти шесть жителей Кале – так требовал надменный враг — обязаны были выйти из города и предстать перед королем в одних холщовых рубахах, с обнаженными головами, с вервием вокруг шеи и с ключами от городских ворот в руках.

Роден впервые раскрыл эту тему в глубоко человеческом аспекте и с неумолимой правдивостью. Но это была всего лишь мимолетная идея. Со временем Роден из слухов узнал о незавершенном памятнике в Кале. Окончательно Кале за Францией закрепил Като-Камбрезийский мир. Только итальянец Медардо Россо71 хотел перенести в скульптуру искания импрессионистов. Его первые наброски карандашом общего вида «Врат ада» были явно навеяны отдельными фрагментами дверей, созданных Лоренцо Гиберти52 для баптистерия53 во Флоренции. Автора «Граждан Кале» объединяют с готикой главным образом отклонения от классики, от классических пропорций, классической пластики форм и жестов.

Его творчество очень интересовало Родена. Надеюсь, что Вы предоставите мне достаточно времени». Они были предназначены для скульпторов, выполнявших заказы исключительных размеров. Он работал без устали, не позволяя себе ни минуты передышки.

Каждый ощущал, что их стало здесь меньше. Но затем он понял, что ошибался. В этот предсмертный час они находят силы и нужные слова для убеждения и ободрения. Он набрасывал эскизы карандашом в один прием или торопливо писал акварельными красками. После победы при Креси (1346) английский король Эдуард III не мог взять Кале в течение целого года.

Проект замер почти на сорок лет. Родена интересовали сильные чувства, ситуации крайнего выбора. Англичане просили мастера об этом небезосновательно.

Денежный кризис. В 1889 году Клод Моне выступил с инициативой организовать подписку с целью подарить государству «Олимпию» Мане. Это героическая пара. Они обращаются к отставшим и ослабевшим. Он уже был известным художником, признанным не только во Франции. Его альбомы, ученические тетради, отдельные листы бумаги заполнялись рисунками сцен ада. Эти приемы противоположны тому, что делал Роден. Работа была заказана Огюсту Родену, тогда еще мало известному в мире скульптору.

Речь идет о монументе «Граждане города Кале», созданном знаменитым французским скульптором Огюстом Роденом и посвященном вовсе не фанфарным военным победам, — он прославляет человеческое мужество другого рода. Это стало причиной его окончательного разрыва с Роденом. Это героическая пара.

Моне счел недопустимым, чтобы «Олимпия» была увезена за океан. Среди обладателей индивидуального жилья с дворцовым (классицистическим) стилем, а также со стилем «модерн», есть и те, кому ближе по духу пластические формы, несущие в себе мотив борьбы и трагизма. А потом Роден уже не видел образов. Можно было предвидеть, что и это предложение отклонят. На данный момент мы служим только на английском, турецком, русском, украинском, казахском и белорусском языках.

Он оборачивается к самому себе. Романтик Рюд пользовался скульптурным арсеналом классицизма. Роден впервые раскрыл эту тему в глубоко человеческом аспекте и с неумолимой правдивостью.

Неудивительно, что фруассаровский рассказ о «шестерых из Кале» стал популярным, «хрестоматийным» сюжетом во Франции. Некоторые критики и публика, поначалу крайне удивленная, были покорены. Очень скоро в систему будут добавлены новые языки.

Она менее всего рассчитана на соседство и пластическое родство с каким-то зданием или архитектурным фрагментом. Шесть фигур изваянных после долгих поисков подготовительных этюдов, представляют собой редкий в истории монументальной скульптуры опыт пластического истолкования подвига как драмы человеческих характеров.

Но при этом каждый остается «обыкновенным человеком», охваченным присущими человеку сомнениями, страданиями, горькими раздумьями. Роден с потрясающим тактом сочетал в этой скульптуре одетые и обнаженные фигуры. Кафедральный собор Богоматери (Notre-Dame de Calais), построенный в XIII веке, также является одним из самых впечатляющих городских строений. Оба преодолели страх смерти, примирились со своей участью. Герой сошел с классических котурнов и ступил на землю.

С трудом несет он ключ — символ капитуляции, как тяжелый груз. Разгромные статьи против Родена напечатали и некоторые столичные газеты. Осенью 1346 года войска английского короля Эдуарда III взяли в осаду портовый город Кале на севере Франции (пролив Па-де-Кале).

И Роден предложил другое место для памятника. Затем заказчик предъявил претензии по поводу внешнего вида фигур, найдя его «жалким и оскорбительным». Суровое волевое напряжение, глубокое раздумье и непреклонная решимость написаны на его лице, во всей фигуре, в жесте рук, в прочной постановке ног.

Группа «Граждане Кале», предназначенная для определенной площади определенного города, по существу, безразлична к своему архитектурному окружению, к ансамблю. В «Гражданах Кале» люди примерно одного поколения, спаянные общим приговором судьбы, живут абсолютно обособленной душевной жизнью, каждый по-своему переживая свою участь. Горделиво выпрямился человек с ключом (Жан дЭр), его осанка полна достоинства, несмотря на унизительный наряд и веревку висельника, на лице— сдержанное возмущение и решимость.

Скажем несколько слов о том, что стоит за этим произведением. Эта картина должна быть выставлена в Лувре. Памятник не предполагал изображения душевных переживаний запечатленного.

Здание мэрии с примыкающей к ней башней-беффруа расположено на Площади Неизвестного солдата (Place du Soldat Inconnu). Речь пойдет об Огюсте Родене (1840 – 1917). И он принял все сто и сделал из них шесть. Он стремился в первую очередь уловить свет. Уже были созданы «Мыслитель», «Ева», шла работа над грандиозными «Вратами ада» Четко определился стержень его творчества – философский поиск смысла человеческой жизни, выражения ее сущности как вечной борьбы между добром и злом, хаосом и порядком, разрушением и созиданием. Тогда как сцены «Тайной вечери», «Снятия с креста», «Положения во гроб» объединяют персонажей вокруг одной центральной фигуры — Христа, в композиции Родена центральной фигуры нет.

Еще в течение нескольких лет семья Родена будет испытывать материальные затруднения. Двое (Андрье дАндр и Жан де Фиенн) поддались отчаянию и ужасу— полузакрыв лица ладонями, они согнулись почти до земли. Многие скульпторы заменяют фотографией сеансы работы с натурщиками. Попытки французов прорвать блокаду провалились.

Постепенно общие соображения приобретают все более конкретные очертания. И вместе с тем все фигуры объединены, взаимосвязаны и составляют необычайно сильное целое. Однако Огюст обладал поразительным упорством и терпением.

Прямо у здания мэрии установлена знаменитая скульптура Огюста Родена Граждане Кале, созданная в 1895 году в память шести жителей города, приговорённых к казни, но затем пощажённых королём Эдуардом III в 1347 году после взятия Кале. Эти истолкования и суждения противоречивы. Оба преодолели страх смерти, примирились со своей участью. Я послал одну из фигур на выставку в Брюссель, где она имела большой успех. Его «Боснией верхом на коне» (1898) обратил на себя внимание местных жителей. Он ощущал в себе силы, вот таким образом был уверен в своем предназначении.

Однако оно соответствовало сути произведения. Осада продолжалась почти год. Первой привлекает внимание фигура Эсташа де Сен-Пьера в центре скульптурной группы.

Сейчас здесь Музей Родена. В «Гражданах Кале» сказалось новое понимание одного из главных средств скульптурной выразительности — жеста. Он формировал их. Импрессионисты пытались, по словам Дюранти, воспроизвести освещение пленэра «путем разложения солнечного света на составные части и воссоздания его посредством общей гармонии цветов спектра, которые они щедро использовали в своих полотнах». 70 Роден стремился создать на поверхности скульптуры мельчайшие рельефы, улавливающие вибрацию света. в творчестве Родена усиливаются тенденции литературной символики.

Со временем Роден из слухов узнал о незавершенном памятнике в Кале. Как пишет А. Ромм: «Тема Родена — самопожертвование, добровольное мученичество. Гюго снискал беспрецедентную славу, как официальную, так и народную. Однако муниципалитет настаивал на единичной фигуре.

Многого оставляет желать с точки зрения элегантности и силуэт. Другие дополняют и развивают лейтмотив темы, подобно хоровому началу, тому представлению о народе — основном герое исторической трагедии, — которое утверждается в лучших произведениях мирового реалистического искусства этого времени. Моральная сила любви к родному городу, общинная солидарность делают из них героев. В поисках этих путей Роден должен был противостоять как скульптурному «академизму», так и модернистскому разложению стиля.

Горделиво выпрямился человек с ключом (Жан дЭр), его осанка полна достоинства, несмотря на унизительный наряд и веревку висельника, на лице — сдержанное возмущение и решимость. Не только «Граждане Кале» — монумент, предназначенный для городской площади, — но и многие чисто станковые работы Родена рассчитаны на открытое небо, на воздух, пронизанный солнечными лучами или наполненный ровным светом дня. «Бронзовый век», «Мыслитель» – произведения, являющиеся в этом смысле знаковыми.

Но нет же. «Граждане Кале» стали знаменитыми сразу после установки скульптуры (1895). Разумеется, не было и речи о том, чтобы просто продолжить проект Давида Анжерского. Надо сказать, что помимо знаменитого «Мыслителя» Роден создал множество скульптур, среди которых «Человек со сломанным носом», «Юность», «Мать и дитя», «Венера и Амур», «Бронзовый век», «Три тени», «Материнская нежность», «Иоанн Креститель» и многие другие. Пустая болтовня в кафе не привлекала его.

Обращение к небу бессмысленно — начало и конец драмы находятся на земле. Сейчас здесь Музей Родена. Он показал борьбу чувства долга со страхом смерти, душевные муки обреченных людей. Но вот третья пара (братья Виссан), олицетворяющая более действенный героизм. Они обращаются к отставшим и ослабевшим.

Этот «фон» обволакивает каждую фигуру, заставляя зрителя пристально вглядываться не столько в группу как целое, сколько в каждое изваяние в отдельности. Сторожевая башня (Tour du Guet) была построена в 1229 году по приказу Филиппа I, графа Булонского, как часть системы оборонительных укреплений Кале. Но ведь это просто-напросто академия навязывает мне здесь свои догмы. Иван Мештрович родился в 1883 году в г. Врполе, Герцеговина.

Казалось, он был в бреду. Скульптор расставляет эти фигуры уже не компактным сплоченным отрядом, проходящим перед зрителем, а в виде нестройной группы отдельно стоящих статуй. Ему никак не удавалось отказаться от одних и объединить отдельные элементы других. С другой стороны, благодаря открытию туннеля, пассажиропоток через Кале резко возрос. Он изваял их нагими, каждого порознь, во всей откровенности зябнущих тел. Это была последняя территория Англии в континентальной Европе.

Эта группа не имеет своего фронтального фасада, она требует многих точек обозрения. Отсутствует и какой-либо общий архитектурный фон монумента, вроде того пилона, перед которым выступают в поход добровольцы рюдовской «Марсельезы». Выше человеческого роста.

Этих шестерых казнят, но больше жертв не будет. Напряжение мышц, динамика жестов – всё это зеркало, в котором отражается душа. Соотечественники решают помочь ему получить образование. «Граждане Кале» стали вехой в жизни и творчестве Огюста Родена. На этом человеке такая же широкая и длинная рубаха, как и на всех остальных, такое же вервие вокруг шеи, но он носит эту одежду пленника как священническую сутану, а позорная петля как будто составляет часть одеяния священнослужителя.

Напряжение мышц, динамика жестов – всё это зеркало, в котором отражается душа. Однако это строение было предназначено к сносу, который вскоре и произошел. Герои «Марсельезы» — добровольцы 1792 года, выступающие в поход, объединены не столько общностью судьбы, сколько единством воли, единством переживаний и чувств. С наибольшей силой лучшие качества искусства Родена раскрываются в памятнике «Граждане Кале» (1884—1886, установлен перед зданием ратуши в Кале в 1895 г. ), одном из значительнейших произведений европейской монументальной пластики 19 в. Он посвящен реальным героям французской истории 14 в. — участникам обороны Кале от английских войск.

О ней писали газеты, монографии, чтобы посмотреть на нее, люди ехали (и едут до сих пор) в Кале не только со всей Франции, но и со всего мира: каждый хочет постоять в той толпе на торговой площади, через которую идут герои. Возвращён Франции по Вервенскому миру. На постамент «Граждане Кале» были водружены только после смерти скульптора, в 1924 году.

Сперва кажется, будто Роден всего-навсего объединил их. Вместе с тем в энергичной трактовке формы видна взволнованность скульптора. Главной причиной упорства городских властей была ограниченность в финансах.

Вот таким образом он сосредоточился на рисунке, делая бесконечные копии с шедевров, набивая руку. Движение правой руки, согнутой в локте, резко выделяет эту фигуру. С исканиями новой монументальности в творчестве Родена неразрывно связано утверждение программности, сюжетности скульптурного произведения, вопреки тому тяготению к бессюжетному, «чисто зрительному» образу, которое столь отчетливо проявилось в художественных течениях конца века. Так возник памятник всем шестерым.

Сегодня мы будем знакомиться с работами другого великого мастера пластики, чье имя ассоциируется, прежде всего, со скульптурой «Мыслитель». «Граждане Кале» стали вехой в жизни и творчестве Огюста Родена. Но эти слабые духом, напоминающие «Тени» из «Адских врат», — лишь психологический фон, выделяющий мотив героики. Он уже был известным художником, признанным не только во Франции. История, которую он узнал, поразила его.

Желая выяснить творческую генеалогию Родена, многие писавшие о нем отмечали его близость к готической традиции, столь живучей во французском искусстве самых различных эпох. Сам Роден посвятил готическим соборам Франции книгу, полную восторженных, подчас риторически приподнятых описаний и славословий. С каждой новой точки выступают новые соотношения фигур, разнообразные просветы между ними.

Загоревшись идеей памятника в Кале, Роден ознакомился с «Хрониками» Жана Фруассара. Все четыре года, в которые Огюст Роден работал над произведением, он вел борьбу с заказчиком за право реализовать свой замысел.

«Граждан Кале» можно рассматривать в определенном смысле как развитие концепции «Мыслителя». И Роден создал расплывчатый жест человека, который «проходит через жизнь». Это прощание c несбывшимся, с неизведанным. счастьем, с несчастьем, которое теперь будет ждать понапрасну, с людьми, которые где-то живут и могли бы когда-нибудь попасться навстречу, со всеми завтрашними и послезавтрашними возможностями, с той смертью, которая представлялась такой далекой, мягкой и тихой в конце долгого, долгого срока. Возгласы и стенания пронеслись в толпе, скорбно замечает Фруассар. Имеет высоту 35-39 метров (по разным данным). Однако его идеи не понравились заказчику.

Места для случайностей не осталось. В искусстве предшествовавших веков не перечислить подобных изображений. На самом деле Роден приходил сюда лишь для тайных свиданий.

Даже противники Родена выразили ему свое восхищение. Можно усмотреть влияние готической скульптуры в тех же «Гражданах Кале» —есть пластическая близость между удлиненными пропорциями, резкими чертами, угловатыми движениями роденовских фигур и вырезанными в камне скульптурными изображениями на порталах и в нишах соборов Амьена, Шартра, Реймса. Поиски специфических приемов в обработке материала приобретают характер «артистически» недоговоренного намека. Трактуя именно так «Граждан Кале», Роден сосредоточил внимание на анализе психологически характерного в каждом из шести действующих лиц и прежде всего — на складе их мысли, на реакции их сознания в момент решающего испытания. Это помогло ему уловить живую мимику Гюго, что было бы невозможно при позировании. Постепенно общие соображения приобретают все более конкретные очертания.

Но вот третья пара (братья Виссан), олицетворяющая более действенный героизм. В конце концов проект был принят. С трудом несет он ключ— символ капитуляции, как тяжелый груз. Сперва он с большим трудом убедил муниципалитет в необходимости групповой композиции. Ведь именно эта сторона творчества Родена вызывала (и продолжает вызывать) со стороны ряда его критиков упреки в «литературности» и «символизме».

Бюст Виктора Гюго Родену пришлось выполнять в довольно сложных условиях. Роден лишил эту тему ее обязательного в прошлом «классического» скульптурного выражения и это был не просто переход от одного пластического стиля к другому, а следствие нового понимания самой основы скульптуры — образа героического человека. Каждая из шести фигур этой трупы остроиндивидуальна и раскрывает целую гамму чувств и мыслей — от мужественной решимости и убежденности до задумчивого сомнения, душевной борьбы и отчаяния. В натуральную величину их решения. Но эти слабые духом, напоминающие Тени из Адских врат, — лишь психологический фон, выделяющий мотив героики.

Подобное встречается и у художников. Согласно «Википедии», «после одержанной в 1346 году победы при Креси английский король Эдуард III осадил ключевую французскую крепость Кале. (Клода Моне предупредили, что ее собирается приобрести американский коллекционер. И в том и в другом случае скульптура кажется живой, она словно сама излучает свет.

Один поднял руку, подобно оратору. Однако муниципалитет настаивал на единичной фигуре.

Двое (Андрье дАндр и Жан де Фиенн) поддались отчаянию и ужасу — полузакрыв лица ладонями, они согнулись почти до земли. Вот почему творения Родена выглядят так эффектно на пленэре. В настоящее время он составляет более 10 миллионов человек в год.

Ибо каждый из героев, выступая за общее дело, переживал свою личную драму, драму своей жизни и в этом переживании с наибольшей полнотой раскрывалась егочеловеческая сущность. Помог Родену писатель Роже Маркс. Казалось, скульптор буквально захлебнулся ими. Роден с потрясающим тактом сочетал в этой скульптуре одетые и обнаженные фигуры.

В портретном жанре скульптор ставит иные задачи. Но мы уделим внимание другим работам мастера. Затем заказчик предъявил претензии по поводу внешнего вида фигур, найдя его «жалким и оскорбительным».

Немецкий поэт Райнер Мария Рильке, опубликовавший небольшую книгу — этюд о Родене, называет в числе дальних предшественников Родена средневекового скульптора Клауса Слютера, родом из Нидерландов, создавшего среди прочих своих работ замечательные фигуры пророков так называемого «Моисеева фонтана» во дворе монастыря в Дижоне, портретные статуи герцога Филиппа Смелого и других исторических лиц на портале церкви того же монастыря. Он оправдывался: «Это для того, чтобы поставить свое имя.

Он собирал их. В июле 1885 года скульптор отправляет свой второй и окончательный вариант (в треть величины) в Кале. Этот жест — наиболее сложный по смыслу и экспрессии: «отсылка» к небу носит характер философского итога всего эпизода итога, возвращающего драматический конфликт к его подлинной первопричине, коренящейся в самом человеке и в человеческих отношениях. Гюстав Жеффруа так и назвал его: «прохожий». Именно это придает группе движение. К счастью, занятия с Лекоком в Малой школе научили его работать по памяти.

Главным требованием автора было разместить скульптурную группу не на традиционном высоком постаменте, а на уровне земли: в этом было новаторство и мощь художественного замысла. Королева была более милосердной, чем ее супруг и уговорила Эдуарда отменить казнь.

Работы мастера являются «пограничными» между классицизмом (в данное понятие мы включаем различные направления этого стиля) и модерном. Они высказываются и сейчас, когда автор «Граждан Кале» давно стал одним из классиков новейшей скульптуры. В этом смысле обнаженная натура является единственно приемлемым решением. Он сосредоточил все свое внимание на моменте ухода.

Англичане начали осаду, которая длилась почти год. Мальчик хотел заниматься живописью, но препятствием стала бедность. Он стал собирать на участке уцелевшие куски декоративных элементов с фасада дома.

В искусстве предшествовавших веков не перечислить подобных изображений. Родена интересовали сильные чувства, ситуации крайнего выбора. Героизм получает здесь истолкование, незнакомое монументальному искусству прошлого. Воплощением героического духа группы воспринимается человек с ключом от города.

Развивая тему материнства, почти одновременно с этой монументальной работой Мештрович создает «Портрет матери» (1909). И где же памятник. Заказ на «Врата ада» привел скульптора в необычайное возбуждение.

Выше: что вы искали. Прекрасный и глубочайший смысл их подвига вдохновил Родена на создание поразительного по экспрессии произведения исполненного такой силы чувства, как будто скульптор был очевидцем трагедии. В его памяти возникли жесты – жесты отказа, прощания, отречения. Жесты за жестами.

А в «Гражданах» можно говорить о концентрации моральных сил, которые выявлены в самый драматический момент жизни – в момент осознания неизбежности гибели. Он показал борьбу чувства долга со страхом смерти, душевные муки обреченных людей. Он отказался от высокопарных жестов, от всякой напыщенной риторики, чтобы выразить душевное состояние людей, добровольно идущих на смерть. Скульпторам гораздо труднее продавать свои работы, чем художникам.

Новизна пластических приемов Родена порождала разнообразные истолкования его творчества в связи с общим направлением европейского искусства конца XIX века. «Граждане Кале» являются для Великобритании символом мужества и милосердия. Чтобы в этом убедиться, достаточно сравнить «Портрет матери» со статуей «Мать». Горделиво выпрямился человек с ключом (Жан дЭр), его осанка полна достоинства, несмотря на унизительный наряд и веревку висельника, на лице — сдержанное возмущение и решимость.

В начале Столетней войны англичане весьма успешно продвигались вглубь Франции. Отец будущего скульптора был искусным каменщиком и резчиком и этому ремеслу научил сына. Членам муниципалитета хотелось бы видеть их изящно одетыми, в гордой позе – как и полагается памятнику. «Бронзовый век», «Мыслитель» — произведения, являющиеся в этом смысле знаковыми. Они замкнуты в себе, отъединены от более слабых, повернулись к ним спиной. Все, кто видел монумент испытывали потрясение На выставке 1889 года «Граждане Кале» произвели сенсацию.

Они были слишком разными и по рельефу и по пропорциям. Гюго, находившийся тогда в зените славы, отказывался позировать. Соборная башня была построена позднее— в конце XIV— начале XV века. Среди них выделяется портретный бюст Виктора Гюго (1897, Москва, ГМИИ), передающий черты могучего творческого гения, духовную силу писателя.

Такой скульптурой (вернее, скульптурной группой) является творение Родена «Граждане Кале». Шесть героев, шесть личностей, каждый со своим характером и то, что объединяет их всех – долг, самопожертвование, сознание скорой гибели.

Осужденные на смерть сняли с себя одежду и обувь, оставшись в длинных сорочках каждый повязал на шею веревку (символ рабства и позора), а потом все они двинулись через уже открытые ворота во вражеский лагерь, к временной резиденции Эдуарда III. Разумеется, не было и речи о том, чтобы просто продолжить проект Давида Анжерского.

«Автор мог бы нарушить монотонность и сухость внешних линий, меняя размеры своих персонажей», — заявили члены комитета. Это делается быстро, но это не искусство. Но ведь это просто-напросто академия навязывает мне здесь свои догмы. Мысль о том, что памятник должен быть посвящен не только Эсташу де Сен-Пьеру, но всем шестерым героям, стала ясна Родену сразу.

Жюри не хватило двух голосов, чтобы отклонить проект. Именно это придает группе движение. Роден же настоял на отказе от постамента, дабы фигуры находились на одном уровне со зрителями (хотя они выполнены несколько больше человеческого роста). Над фигурой «человека с поднятой рукой» скульптор работал, по-видимому, особенно много. В отличие от героев «Марсельезы» фигуры Родена разобщены между собой —между ними нет никаких внешних материальных связей: ни общего цоколя, ни общего фона-стены, ни непосредственной пластической близости.

Показаны и морщинки, свидетельствующие о печати времени. За выполнение заказа взялся известный в то время скульптор Давид Анжерский, но дело не было завершено. Он называет имена четырех (как звали еще двоих, он запамятовал) и о каждом из них говорит несколько слов. Став успешным скульптором, он, разумеется, не игнорировал светские мероприятия, но рассматривал их как необходимое дополнение к профессиональной жизни.

Кале является крупнейшим транспортным узлом на севере Франции. В 1884 году его семья вернулась в родную деревню Отавицу (Далмация) Мештрович рос в крестьянской семье, где народные традиции были особенно крепки. Роден смело ввел в монументальную скульптуру начала психологического анализа, показав, что они могут действовать не только в станковом, «камерном» портрете, но и в многофигурной группе, предназначенной для городской площади. Случай более чем пятисотлетней давности как раз соответствовал настроениям того времени.

На его письмах будет указан адрес: Университетская улица, дом 183. Скульптурная группа в гипсе была практически завершена, когда выяснилось, что у города нет денег на отливку памятника в бронзе. Им созданы в родной стране такие шедевры реалистического ваяния, как «Моя мать», «Косовская девушка», «Вдова с ребенком», «Кральевич Марко», памятник Неизвестному солдату на горе Авале близ Белграда.

Он также выступил в поддержку проекта Родена. Постепенно возник целый мир, хаотичный, чувственный и ужасающий. Так, Эли Фор прямо говорит о «досадном стремлении Родена уходить за пределы пластики, гнаться за символами». В этот предсмертный час они находят силы и нужные слова для убеждения и ободрения.

Главной причиной упорства городских властей была ограниченность в финансах. Эта картина была встречена в Салоне 1888 года насмешками и порицанием. История, которую он узнал, поразила его. Сперва он с большим трудом убедил муниципалитет в необходимости групповой композиции.

Разгромные статьи против Родена напечатали и некоторые столичные газеты. Под «символами» здесь разумеется «внепластическая», то есть сюжетная, основа многих работ скульптора — как раз то, что импрессионизм обычно старался исключить из самой сферы художественного. В нем можно чётче, чем в женском, выразить идею силы, показать человека, берущего на себя тяготы ответственности за жизнь и смерть, за всё, что происходит в мире.

14 июля Франция отмечает национальный праздник — День падения Бастилии (1789), крепости-тюрьмы, которая когда-то символизировала для французов абсолютизм королевской власти. Героями подвига были представители городской буржуазии. Эти грубоватые, но очень выразительные изваяния, лишенные внешней «приглаженности», с резко характерными очертаниями голов и лиц, с угловатыми жестами, действительно находятся в каком-то очень далеком родстве с гражданами Кале, вышедшими на городскую площадь. Скульптор, восхищавшийся Гюго, недавно закончил его бюст. Скульпторы обычно воздерживались от участия в подобных мероприятиях.

Количество фигур возрастало, причем он их переделывал или уничтожал без устали. Англичане просили мастера об этом небезосновательно.

вы можете запросить все в системе с коробкой. Полное представление о произведении можно получить, только обойдя его кругом. Сейчас я переживаю денежный кризис, что не позволяет мне внести больше».

Однако итальянец, чтобы передать свои впечатления искал особый угол зрения (это можно заметить, глядя на фотографии его скульптур, напоминающих картины).