Henri Matisse Картины

Биография Анри Матисса, список картин

Неплохим смотрится и название этого произведения, заимствованное у Бодлера. О нем как о крайне интересном явлении заговорили после осеннего Салона 1905 года. В ней Матисс изобразил облачённых в экзотические наряды женщин на декоративном фоне. Речь идет о фовизме. Сам Матисс признался, что не знал, почему он выбрал красный цвет для композиции, хотя одна более ранняя картина "Красная комната" (1908) также характеризовалась преобладанием малинового. Герои «Танца» динамичны, а фигуры в «Музыке» статичны, спокойны.

Последней работой мастера стал макет витражного окна для церкви в Покантико-Хиллс (штат Нью-Йорк), созданный по заказу Нельсона Рокфеллера. Фигуры персонажей обведены черным контуром, заполненным впоследствии краской. 260 х 389 см. Такой, наверное, воспринимал художник свою жену. С 1890 по 1902 он ежегодно создавал несколько картин, близких по духу импрессионистам. Наверное, одна из самых знаменитых его картин является Танец.

1905 год стал поворотным в творчестве живописца. Творчество Матисса основывалось на изучении натуры и законов живописи.

Анри Матисс: жизнь 
и творчество художника, 
известные картины

Анри Матисс: жизнь и творчество художника известные картины с названиями

Все остальное здесь придумал сам Матисс. Анри учился у известного мастера салонного искусства, Виллиама Адольфа Бугро, готовясь к вступительным экзаменам в Школу изящных искусств (фр. cole nationale suprieure des beaux-arts de Paris), куда, однако, не поступил. В 1893 году он перешёл в Школу декоративных искусств (англ. )русск. Началась их дружба, полная духом соперничества, но и взаимного уважения. В 1920 г. по просьбе Сергея Дягилева он создал эскизы костюмов и декораций для балета «Соловей» на музыку Игоря Стравинского в хореографии Леонида Мясина. Одной из самых запоминающихся стала книга «Джаз», написанная и проиллюстрированная Матиссом в 1947 году.

У нее уличная одежда, а он одет в полосатую пижаму (выбранный наряд не только для сна, но и для работы в студии). Картина так и называется «Вход в казба». Жил Матисс в это время трудно.

Как устроена картина 
Анри Матисса

Как устроена картина Анри Матисса

ДетствоМатисса было счастливым. Щукин выкупил 37 работ Матисса и отправил художнику столько же посланий. Матисс также копировал их манеру письма.

Замкнутое существование и созерцательность, свойственные восточным женщинам, тонко сопоставлены с жизнью красных рыбок в аквариуме. Друг и дружеский соперник Пикассо, темпераментно он был антиподом испанского художника. Присесть у окна и увидеть потрясающие пейзажи, городские панорамы, странных прохожих. Четкий узор вышивки на блузе сохраняется, но фигура героини, слегка выпрямляясь и на глазах «вырастая», заполняет собой почти все пространство картины и в целом принимает отчетливую форму сердечка. Работая над ними, художнику удалось достичь совершенной гармонии формы и цвета. Художник углубил черты лица с помощью тонкой штриховки и наложения телесных тонов.

Скрипач отчетливо напоминает памятник Поза музыканта точна во всех деталях — добиться этого Матиссу было несложно, так как он сам неплохо играл на скрипке. Керамика, графика, рисунок, декупаж.

В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью. Изначально получивший адвокатское образование, Матисс занимался живописью, работая в качестве клерка и, в конечном счете, стал полноценным художником. В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах).

  1. ницца, франция,, лазурный берег, ница
  2. Анри Матисс: Картины ножницами (9 фото)
  3. Кстати, о счастье в жизни французского художника
  4. Все Картины Анри Матисс по алфавиту
  5. Анри Матисс «Женщина, сидящая в кресле»

ФотографияВыдающийся французский художник Анри Матисс родился 31 декабря 1869 г. в Ле-Като на севере Франции в семье преуспевающего торговца зерном. Перед отправкой в Россию, панно были выставлены в Париже8. В 1894 году модель Матисса Каролина Жоблоу (фр. Волосы жены художника написаны синей и черной краской с вкраплениями красного. Слева на горизонте несколько облаков, справа гористый испанский берег».

В трех школах, в которых Анри довелось учиться, он в основном бездельничал. После операции Матисс был почти прикован к постели, однако даже лежа в кровати продолжал работать. У него была внебрачная дочь, требовавшая заботы. Отношения между патроном и художником были очень доверительными, полными взаимопонимания.

  • Анри Матисс «Женщина на диване»
  • Анри Матисс «Женщина за фортепиано»
  • Анри Матисс «Интерьер со скрипкой»
  • Творчество между двумя мировыми войнами
  • Произведения, выставленные в музеях нашей страны
  • Анри Матисс «Одалиска в красном» (Одалиска в красных шароварах)

Стайны подружились с художником. Искаженные размеры нижней части тела героини картины заставляют вспомнить о примитивной африканской скульптуре, для которой характерны похожие законы «построения» образа. В 17 лет уехал в Париж и поступил на юридический факультет Сорбонны. В феврале 1902 года он принял участие в совместной выставке во вновь открывшейся галерее Берты Вейль. Это его так увлекло, что он, преодолев сопротивление отца, решил стать художником и записался в школу рисунка Кантен де ля Тур (фр. Ecole Quentin de la Tour), где обучались чертёжники для текстильной промышленности. В 1891 году он оставил юридическую практику и снова приехал в Париж, где поступил в Академию Жюлиана.

И тех и других Матисс позже изобразит на полотнах. Или помчаться, кружась, в танце, забывая обо всём на свете. Голова девушки оказывается частично срезана верхним краем полотна. Он возвратился в Сен-Кантен и устроился на работу клерком у присяжного поверенного. В 1889 году у Анри случился приступ аппендицита. Лето 1905 года Матисс провел на южном побережье Франции.

  1. Анри Матисс «Молодая женщина в розовом»
  2. Анри Матисс «Женщина перед аквариумом»
  3. Анри Матисс «Открытое окно, Этрет»
  4. Анри Матисс «Анемоны и зеркало»
  5. Анри Матисс «Кровать в зеркале»
  6. Анри Матисс «Лоретт в красном платье»
  7. Анри Матисс «Яблоки на столе, зеленый фон»
  8. Анри Матисс «Корзина с апельсинами»

Матисс всегда стремился изображать не сам предмет, а свое отношение к увиденному. В 1937 г. им были сделаны эскизы декораций для балета «Красное и чёрное» на музыку Дмитрия Шостаковича в хореографии Леонида Мясина. В период 1946-1948 гг. Перед отправкой в Россию панно «Танец» было выставлено в Париже на «Осеннем салоне». Когда художник создавал свою «Женщину в шляпе» (1905), он хотел лишь показать потенциальные возможности чистого цвета. А. Матисс «Роскошь, покой и наслаждение» (1904-1905)В 1907 г. Матисс совершил путешествие по Италии, во время которого посетил Венецию, Падую, Флоренцию и Сиену изучая итальянское искусство. По совету друзей Матисс основал частную школу живописи, которая получила название Академии Матисса.

Анри Эмиль Бенуа Матисс родился в Ле Като-Камбрези на севере Франции. В ней он преподавал в 1908-1911 гг. В эти года, французская публика уже смирилась с импрессионизмом. Эти плоскости играют в картине важную роль – в том числе и композиционную. В 1904 году Анри Матисс пробует себя в дивизионизме и пуантилизме. Матиссу удавалось гармонично выражать непосредственное эмоциональное ощущение действительности в самой строгой художественной форме.

Такой, какой был у Матисса в его доме. В отличие от современного ему кубизма, творчество Матисса не было умозрительным, а основывалось на скрупулезном изучении натуры и законов живописи.

Но Матисс утверждал: «Я создаю не женщину, я создаю картину». Да и здоровье не позволяло таскать мешки с зерном, как отец. Жена и дочь были любимыми моделями художника. «Мне просто это подходило», — признется она позже. Caroline Joblau) родила ему дочь Маргариту (1982). Анри с Амели поженились быстро, спустя всего три месяца после знакомства.

Очень интересно наблюдать эволюцию художественного взгляда Матисса по его работам. Но через полгода слухи о новой методике преподавания Круазе дошли до директора школы. «Русский» след в жизни художника становился все явственнее. Перед отправкой в Россию, панно были выставлены в Париже.

  • Анри Матисс «Натюрморт с апельсинами»
  • Анри Матисс: из биографии (1869-1954)
  • Коллекция Художники Анри Матисс
  • Дизайн проект интерьера квартиры с мебелью
  • Мебель из массива от производителя в традициях изделий
  • Эмоциональная выразительность снимка

Там он был принят в мастерскую художника-символиста Гюстава Моро. Amlie Noellie Parayre), которая родила ему сыновей Жана-Жерара (1899 — 1976) и Пьера (1900 — 1989). Цвета – красный, зелёный, синий, чёрный. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры.

В 1889 году у Матисса случается приступ аппендицита. В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. Эта техника не была чем-то новым для художника: он использовал ее еще в 1919 году.

  1. Как покупать дешевые авиабилеты
  2. Один комментарий к Анри Матисс: Картины ножницами

То лето было переломным моментов для творчества Анри Матисса. Синий цвет передает небо, розовый – тела танцоров, а зеленым цветом изображен холм». При этом он всегда фокусировался на заманчивом развлечении пигментами и оттенками.

Щукина зрители назвали собирателем хлама и обвинили в безвкусице. Зрители недоумевали: разве женщина может быть такой. Жизни этому увлечению было отпущено около двух лет. Сергей Иванович покупал картины, забирая их прямо из мастерской иногда это были незаконченные, а то и едва начатые работы.

Он взял их в рукии мир потерял юриста Матисса, зато приобрел Матисса художника. Все остальное здесь придумал сам Матисс. Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощённого рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905 года.

Утешающее, успокаивающее разум, что-то вроде хорошего кресла". Эта работа тронула Щукина. Для названия картины Матисс выбрал строчку из произведения горячо любимого Бодлера. Самих авторов Л. Воксель назвал «дикими» – от этого французского слова и родилось название нового художественного направления («фовизм»), не без гордости принятое молодыми революционерами от живописи. Именно в этот момент юный Генри впервые берет в руки кисть и начинает рисовать. За время существования академии доля студенток в ней была всегда на удивление высокой. В 1908 г. Матисс совершил свою первую поездку в Германию, где познакомился с художниками из группы Мост (основоположники немецкого экспрессионизма). В 1941 г. Матисс перенёс тяжелую операцию на кишечнике. Другое название этой работы – «Десерт».

ницца, франция, 
, лазурный берег, 
ница

Неплохим смотрится и название этого произведения, заимствованное у Бодлера. Около этого времени Матисс познакомился с виднейшим последователем Сера Полем Синьяком и увлекся дивизионизмом, смысл которого заключался в письме отдельными точками чистого основного цвета. Стилистика тут дивизионистская, но композиция об наруживает влияние Сезанна – прежде всего, его знаменитых «Трех купальщиц», приобретенных, кстати, восхищенным Матиссом у Амбруаза Воллара в 1899 году. Фона в привычном понимании в этой работе нет. Всего на холсте изображено 5 персонажей, двое из них играют на музыкальных инструментах (скрипке и двуствольной свирели), а остальные поют. (фр. cole nationale suprieure des arts dcoratifs de Paris), где познакомился с юным Альбером Марке. Но при ближайшем рассмотрении открывается необычайная тонкость и человеческое тепло.

Работа с моделью начиналась только после освоения техники копирования. Холст, масло. Некоторые историки искусства считают, что "Память Океании" (и еще одна габаритная работа, сделанная примерно в то же время под названием "Улитка"), были ответами на крупномасштабную абстракцию, появившуюся в Соединенных Штатах в то время, в частности, "абстрактный экспрессионизм".

Портреты юной российской эмигрантки, в которых художник выразил весь пыл своей поздней страсти, сегодня украшают лучшие музеи мира их можно увидеть и в России. Это особенно заметно в пейзажах «Аркуэль», «Нотр Дам», «Мост Сен-Мишель» и серии автопортретов 1900 года, натюрмортах. Весной 1906 года он увидел холст «Радость жизни» и захотел познакомиться с художником.

Насыщенные оттенки казались неестественными, создавая напряженность и нарушая привычный «покой» классических элементов. В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. fauves). Его модель Каролина Жобло (фр. Caroline Joblau) родила дочь Маргариту (1894—1982). Лето 1896 года он провёл на острове Бель-Иль у побережья Бретани, вместе с Эмилем Бери, соседом по лестничной площадке в Париже. Здесь Анри познакомился с художником из Австралии, Джоном Питером Расселом, другом Огюста Родена, коллекционером произведений Эмиля Бернара и Винсента ван Гога.

Его картина полыхает яркими красками, столь рассердившими парижских критиков и ценителей искусства. Их союз долгое время был идеальным. Вырезы, как их называли, делались с использованием ножниц и кусочков бумаги, которые раскрашивались различными цветами помощниками Матисса, создававшими затем из них фигуры на большом фоне бумаги или муслина под руководством Матисса. Особенно интенсивные творческие поиски относятся к 1901-1904 гг.

Матисс был признан лидером фовистов (наряду с Андре Дереном). Его поздние работы были столь же экспериментальными и яркими, как и ранние.

Чтобы увидеть на листе свои большие живописныепанно Танец и Музыка, принять участие в развеске других полотен, приобретенных С. Щукиным, а также решить для себя вопросы о новых монументальных циклах для щукинского домашнего музея, Матисс осенью 1911 года вместе со Щукиным приехал из Парижа через Петербург в Москву. Раз в неделю все вместе они посещали музей, согласно учебной программе. Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе. Зачем.

Затем, чтобы, произведя искуснейший синтез «природы» и «культуры», выразить непосредственное ощущение жизни в строжайшей художественной форме. Кроме того, в течение первого десятилетия 20 века художник стал активно интересоваться африканской скульптурой, арабским декоративным искусством и японской ксилографией и вскоре в его живопись начинают проникать этнические мотивы. Вернувшись через год в Сен-Кантен, работал клерком у адвоката, одновременно посещая класс рисунка в местной художественной школе Кантена де Латура. В 1887 году во время экзаменов Анри внезапно бросил школу. Эта дружба в его судьбе значила многое. Мать увлекалась росписью керамики. Эрмитаж (Петербург)Но одновременно Матисс искал свой путь в искусстве, об этом говорят два его ранних пейзажа: «Булонский лес» (1902) и «Люксембургский сад» (1902).

Ковёр на этой картине – реальный. Удар для семьи. Тем же летом, вместе с художниками-неоимпрессионистами Полем Синьяком и Анри Кроссом, он уехал на юг Франции, в Сен-Тропе. Он стремился найти такие контрасты цвета, которые излучали бы свет сами по себе. Он – психолог, «врачеватель» ран его картины представляют собой островок тишины и мира – то есть как раз того, чего так не времен, теперь его цвет усложнился «контролировать» его стало гораздо труднее.

В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо. Каждый из них имел своих последователей. Анри Матисс. Он часто повторяет одни и те же мотивы: зеленые решетчатые ставни, отбрасывающие полосатую тень на пол комнаты, узорные металлические ограды балконов, призывно синеющий за окном кусочек моря, зеленые деревья парка, дрожащие в лучах южного солнца пейзажи, кресло, обшитое полосатой тканью, золотые рыбки в прозрачном аквариуме, пышные комнатные растения, ковры и ткани с вызывающе крупным узором, кирпичного цвета обнаженные музыканты или хоровод танцующих на густом сине-зеленом фоне.

В 1943 году он начал серию иллюстраций к книге «Джаз» из раскрашенных гуашью обрезков (закончена в 1947). Анри Матисс рос послушным сыном, но заниматься семейным делом не хотел. За распахнутыми окнами художника открываются прекрасные пейзажи, а глубокое небо его морских пейзажей написано таким цветом, от которого перехватывает дыхание и начинает кружиться голова. Темные глаза и изгиб бровей выдают в мадам Матисс сильную натуру. В Париже Анри становится студентом Академии Жюлиана. Эта простота (и совсем уж «детскость» в конце жизни – чего стоят его аппликации. ) является результатом точнейшего расчета, кропотливого изучения естественных форм и их смелого упрощения. И мать принесла сыну коробку с красками.

Матисс был признан лидером фовистов, наряду с Андре Дереном. Темные глаза и изгиб бровей выдают в мадам Матисс сильную натуру.

В 1943 г. начал серию иллюстраций к книге «Джаз» из раскрашенных гуашью обрезков. И это было отражением каких-то борений, происходивших в душе художника. В 1890 году, находясь в больнице на длительном лечении, он попробовал заняться живописью, о чем впоследствии вспоминал: «С того момента, как в моих руках оказалась коробка красок, я понял, что это и есть моя жизнь». Матисс много путешествовал: посетил Италию (1907), Германию (1908, 1910), Испанию (1910 – 1911). 1901—1904 годы были для него временем интенсивных творческих поисков8. У создания картины «Танец» своя необычная история.

Матисс участвовал в выставках под названием «Салон независимых», которые регулярно проводились в Обществе. «Мы стремимся к ясности, упрощая идеи и смыслы, – позже объяснял он. Здесь же он знакомится с австралийцем Джоном Питером Расселом.

Все это заметно улучшило материальное положение живописца. В течение своего творческого пути он создал некоторые из величайших шедевров 20-го века.

Коллекционер предложил или сделать панно поменьше или нарисовать женщин в платьях.

Две зимы, проведённые художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. Даже самые консервативные критики приняли это течение, как данность. Именно к нему относится знаменитая «Обнаженная голубая».

Цвет стал главным фактором его произведений, вечным источником вдохновения и поисков. После окончания начальной школы десятилетний Анри пошел учиться в колледж в Ле-Като, который в свое время закончил отец.

К рисованию он приобщился абсолютно неожиданным образом. Анри Матисс родился на севере Франции в 1869 году в семье преуспевающего торговца зерном. Картина написана художником в комнате отеля Вилла де Франс, где Матисс останавливался в Танжере и откуда открывался прекрасный вид на медину (старый город) и окрестные пейзажи. Они включают скульптуру и керамику, но в сознании большинства людей Матисс всегда будет ассоциироваться со своими картинами.

Он был старшим сыном в семье Эмиля Матисса и Анны Жерар. Но «Розовая обнаженная» «сделана» абсолютно иначе. краски написанных Матиссом интерьеров снова стали крайне насыщенными: такие его работы, как «Красный интерьер, натюрморт на синем столе» (1947) и «Египетский занавес» (1948) построены на контрасте между светом и темнотой, а также между внутренним и внешним пространствами. Амели отдала всю себя заботе о муже, была ему верной помощницей и другом. Их общение кардинальным образом повлияло на творчество художника и позднее он называл Джона Питера Рассела своим учителем, объяснившим ему теорию цвета (англ. )русск. Он запросто «разбирал» картину на простейшие цветные формы (как в случае с вырезанными из цветной бумаги силуэтами), но следом мог вернуться к искусным узорам, спиралям, зигзагам из которых складывался декоративный орнамент, напоминающий ковер, обои или яркую ткань.

Общество, в котором он вырос, резко осуждало художников и считало их бездельниками. В то время как картины и скульптуры Пикассо характеризовались наличием углов и шокированием новым (по крайней мере, во время его кубического периода), работы Матисса отличались наличием извилистых кривых, берущих начало в традиционном изобразительном искусстве. В 1887 он уехал в Париж изучать юриспруденцию в Школе юридических наук. А. Матисс «Фрукты и кофейник» (1899).

Государственный Эрмитаж (Петербург)При написании картины Матисс стремился свести их к элементарным формам. Щукин предоставил Матиссу возможность самовыражения. Девочка приняла заботу Амели и полюбила ее всей душой. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика. Вот он мир Анри Матисса.

В настоящее время существует в двух версиях. Эти плоскости играют в картине важную роль — в том числе и композиционную. Таковы натюрморты «Бутылка шидама» (1896), «Десерт» (1897), «Фрукты и кофейник» (1898), «Посуда и фрукты» (1901) В 1898 году 28-летний Анри женился на Амели Пареир (фр. С 1903 года в произведениях Анри Матисса появляется много изображений обнаженных и ярко костюмированных моделей, которых Анри предпочитает изображать в полный рост, но пробует себя также и в портретном жанре. Одной из крупных работ художника стали оформление и витражи доминиканской Капеллы Четок в Вансе (1951).

Лидия ухаживала за ним, помогала бороться с бессонницей, астмой и моральным истощением. Лицо героини написано более мелкими мазками, чем ее платье и фон картины. Если в левом панно по замыслу художника мир как бы распахнут вовне, то в правом изображен вход во внутренний двор (казба)—помещение, скрытое от посторонних глаз. Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Henri mile Benot Matisse 31 декабря 1869, Ле-Като-Камбрези, Нор, Франция (Вторая французская империя)— 3 ноября 1954, Ницца, Франция)— французский художник и скульптор, лидер течения фовистов.

В таком стиле написана его картина «Роскошь, покой и наслаждение». В 1904 году состоялась его первая персональная выставка в галерее дилера Амбруаза Воллара. А ступни ее ног в длинных желтых арабских сандалях, развернутые под углом к фронтально изображенной фигуре, кажутся заимствованными с древнеегипетских рельефов и росписей. При этом он продолжал заниматься юриспруденцией. Он был недоволен собой — худой, непривлекательный, застенчивый юноша не нравился девушкам.

В Осеннем Салоне 1905 года он выступил совместно с Вламинком, Дереном и Марке. Синьяк был вице-президентом Общества независимых художников. В 1892 году Матисс принимает решение посвятить себя живописи. В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). С одной стороны, его увлекали чистый цвет и простая форма, с другой – пышный орнамент. Стилистика тут дивизионистская, но композиция обнаруживает влияние Сезанна – прежде всего, его знаменитых «Трех купальщиц», приобретенных, кстати, восхищенным Матиссом у Амбруаза Воллара в 1899 году.

В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью. Вот таким образом каждый из зрителей может дать свою интерпретацию «Музыкантов». Картины «Танец» и «Музыканты» схожи по цветовой гамме и количеству изображённых фигур. Ухудшение здоровья вынудило его упростить свой стиль. Матисс использовал цвет ради цвета, став лидером фовизма вместе с Андре Дереном.

Работы Матисса из серии «одалисок» со всей очевидностью обнаруживают это противоречие. Наверное, Матисс сделал бы неплохую карьеру в юриспруденции, если бы не случай. Там начался его отход от техники дивизио-низма.

Лицо героини написано более мелкими мазками, чем ее платье и фон картины. Амели погрузилась в заботу о муже и была готова пожертвовать многим ради Анри.

Одним из самых значительных поздних творений художника стала доминиканская Капелла Четок в Вансе, близ Ниццы (1948 – 1951). Анри уехал в Париж осенью 1891 года. В 1891 году Анри снова приехал в Париж.

Donatello parmi les fauves. ), опубликованной 17 октября 1905 года в газете Жиль Блаз, дал художникам ироничное прозвище «фовистов», то есть «дикарей» (фр. Чтобы сберечь силы, он разработал технику составления изображения из обрезков бумаги (так называемыеPapiers decoupes), которая давала ему возможность добиться долгожданного синтеза рисунка и цвета. Когда он поправлялся после операции, мать купила ему принадлежности для рисования.

Однако «Женщину в зеленой шляпе», одну из двух, выставленных Матиссом картин, приобрел Лео Стайн, американский коллекционер. Картина «Роскошь, Спокойствие и Наслаждение» является наиболее известным трудом Матисса в неоимпрессионизме, однако год спустя художник отказывается от этого стиля и становится пионером фовизма. Очень скоро Анри заболел бронхитом и его уволили. И. Стравинский и С. Дягилев предложили ему оформить балет «Песнь соловья».

Известен своими изысканиями в передаче эмоций через цвет и форму. Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Henri mile Benot Matisse) родился 31 декабря 1869 года в городке Ле-Като-Камбрези, в Пикардии на севере Франции. Картину не поняли и высмеяли, называли художника создающим декадентствующий хлам ит. д. Отец Анри посчитал поступок сына позором для всей семьи. Но довольно скоро Матисс отказался от использования техники пуантилизма в пользу широких, энергичных штрихов.

В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения19. Это изображение жены Матисса является наглядным тому примером. Сердить, между тем, Матисс никого не собирался. Анри копировал произведения старых французских и голландских мастеров.

Есть некоторые имена (среди них Пабло Пикассо), которые стали неотделимыми от современного искусства, но никто так тесно не ассоциируется с получением плотского удовольствия от цвета, как Анри Матисс (1869-1954). Но увлечение Матисса техникой пуантилизма было недолгим. Необходимо было найти нечто объединяющее живую натуру и приемы ее изображения. С 1890 по 1902 г. Матисс создавал картины, близкие по духу импрессионизму: «Бутылка схидама» (1896), «Десерт» (1897), «Фрукты и кофейник» (1899), «Посуда и фрукты» (1901). В 1891 году Матисс отправился в Париж с намерением изучать живопись.

Интерьеры особняков Морозова и Щукина предоставляли Матиссу возможность двигаться по пути создания принципиально нового декорав станковой картине. Художник предполагал работать над созданием особой среды обитания средствами искусства иначе творить вторую натуру, пронизанный светом цветной космос, параллельный и органичный по отношению к живой природе. Амели посчитала оскорблением попытку Матисса впервые обойтись без нее. В 1941 году Матисс перенёс тяжелую операцию на кишечнике, у него был рак.

Его картины того периода отличаются плоскими формами, чёткими линиями и яркостью красок. Сам художник никогда не воплощал своей мечты о парадизе (цветном земном рае) с той силой непосредственности и чистоты, без примеси рефлексии, как в Марокко. Несомненно, однако, что в 1913 году, в период упоения машинным конструктивизмом грядущего компьютерного века, марокканский цикл Матисса не мог восприниматься с той острой, ностальгической силой, как сегодня. В искусстве фовизма ему помогли не только европейские формы живописи, но и скульптура Африки (которая, кстати, послужил и началом становления кубизма), японская ксилография, арабское декоративное искусство. 10 января 1898 года 28-летний Анри Матисс женился на Амели Парейр (фр. В 1908 году в мастерскую к Анри Матиссу заглянул Сергей Щукин. У них родилось два сына: Жан в 1899 и Пьер в 1900. Правда, он написал художнику, что не может повесить такую картину у себя на лестнице.

Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе (англ. )русск. 27. В 1896 году Матисс провел лето в Бретани, на острове Бель-Иль, где познакомился с австралийским художником-импрессионистом Джоном П. Расселом, жившим на острове с семьей в своей усадьбе. Расслабляющая атмосфера юга Франции вдохновила его на создание чувственной серии Одалиски.

Он возвратился в Сен-Кантен и устроился на работуклерком у присяжного поверенного. В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо. Интенсивный, контрастный цвет фовистских полотен (панно) Матисса до 1910 года, был призван привлечь внимание зрителя, создать особую атмосферу гармонии и созерцания в декорированных ими помещениях. Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции.

Он презентовал эти работы в Осеннем салоне в Париже. С того момента, когда Матисс стал рисовать такие композиции и начинается его развитие, как художника. На холсте хорошо заметна свобода в выборе цвета и красок – интенсивных, почти пламенеющих. Этим же годом датирована работа Читающая (Государственный музей современного искусства, Париж).

По возвращении во Францию супруги уехали на Корсику (удивительные краски Средиземноморья после этого ворвались на полотна живописца). Характерные особенности этой живописи – интенсивный цвет, упрощенный рисунок, плоскостное изображение. Его одалиски – это носительницы божественной гармонии, а не сексуального чувства (оно ведь, поопределению, беспокойно). Родители были счастливы — отец уже представлял сына работником министерства.

Это увлечение дало о себе знать в ряде его работ. Холст, масло. На курсе известного профессора и преподавателя вместе с Анри Матиссом учились Жорж Руо, Альбер Марке, Шарль Камуан, Анри Эвенепул и Анри Манген. Это его так увлекло, что он, к огорчению своего отца, решил стать художником.

Здесь же он знакомится с австралийцем художникомДжоном Питером Расселом. Хотя, согласно традиции именно Анри (как старший сын) должен был стать во главе семейного бизнеса, по окончании лицея Анри Мартен в Сен-Кантене он отправился в столицу, чтобы изучать юриспруденцию в известной Школе юридических наук. «Танец», созданный вместе с картиной «Музыка», был написан в 1910 году по заказу российского коллекционера Сергея Щукина. Но между ними есть много различий: в «Танце» изображены женские персонажи, в «Музыке» – мужские.

Возвратился в Сен-Кантен (где окончил лицей) после окончания учёбы, устроился на работу клерком (служащим) у присяжного поверенного. Интерес к рисованию возник у будущего художника абсолютно случайно: он перенёс операцию по удалению аппендицита и мать, чтобы Анри не скучал в период двухмесячного выздоровления, купила ему принадлежности для рисования. Свет господствует в замечательном холсте Открытое окно с видом на бухту в Танжере. Матисс всегда стремился изображать не сам предмет, а свое отношение к увиденному. В центральном полотне триптиха «Зора на террасе» Восток персонифицируется художником в образе молодой женщины, представленной сидящей в неподвижной позе, полной сдержанной медлительной грации.

"Румынская блуза" была написана в том же году, когда нацисты захватили Францию и говорят, что Матисс создал картину, чтобы приободрить себя в один из самых мрачных моментов для своей страны. Критики современного искусства прозвали Матисса и его единомышленников Андре Дерена и Морриса де Вламинка «фовистами» («дикими зверьми»). Такой, наверное, воспринимал художник свою жену. С 1882–1887 гг Анри учился в средней школе и, после неё, обучался в лицее Henri-Martin. Там Матисс устроил большую мастерскую, предназначенную для создания живописныхкомпозиций в новой яркой манере, еще в 1905 году на выставке в Осеннем Салоне, названной одним из журналистов фовизмом (в переводе работать в манере диких зверей зоосада).

Означает ли он лучшие времена в прошлом или будущем. Работа была изнурительной и Анри заболел бронхитом. Под конец жизни врачи запретили Матиссу рисовать – он мог полностью потерять зрение.

В 19 лет Анри перенес операцию по удалению аппендикса. В 1889 году у него случился приступ аппендицита. Девушка стала незаменимой для художника: она была его секретарем, сиделкой и моделью. Первой картиной, в этом стиле, которую увидели зрители, стала Женщина в зелёной шляпе. Одна картина висит в Эрмитаже в Санкт-Петербурге (самая известная) вторая в Нью-Йорке в Музее современного искусства.

В 1896 году Матисс выставляет четыре картины в Салоне Национального общества изящных искусств и вскоре избирается членом-корреспондентом этого общества. Так и случилось. Сосуд, японская ваза, кружка, скульптура, его поле, коньяк. Как заметил биограф художника, Лоуренс Гоуинг, «был период, когда постоянным сюжетом Матисса стало обнаженное женское тело». Матисс и Пикассо были близкими друзьями, но также и вечными соперниками.

Матисс очень любил персидскую миниатюру – с ее волнующими воображение спиралями, золотыми листьями, плоскими пятнами чистого цвета, но не менее сильно притягивали его и примитивные африканские скульптуры. Так начался долгий и яркий путь художника Анри Матисса. Чтобы молодой человек не скучал в период двухмесячного выздоровления, мать, подрабатывающая росписью по фарфору, принесла ему в больницу бумагу и карандаши для рисования. Анри записался в школу рисунка Кантин де ля Тур (фр. В 1898 году художник женился на Амели Перейр.

Все они (кроме Кееса ван Донгена) были учениками Гюстава Моро, подтолкнувшего учеников думать вне формальных рамок и следовать своему видению. Ecole Quentin de la Tour), предназначенную для чертежников текстильной промышленности. Анри получил за работу 500 франков, крупную сумму по тем временам, что вместе со скандальным успехом выставки сделало его популярным. Московский купец и коллекционер, горячо любивший французскую живопись, прикипел душой к работам художника с первого взгляда. Матисс придавал большое значение классической базовой подготовке молодых художников.

Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения. Рыбка и палитра обозначают скрытую связь с работой «Арлекин» Пикассо интерпретируемый как автопортрет. Он стремился к тому, чтобы его искусство оказалось «бальзамом для души», но при этом порой не справлялся с влечением к красочному, пышному узору. Всё это отразилось в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905 г. Две зимы (1912 и 1913) он провел в Марокко, обогатившись знанием восточных мотивов. Вообще, Матисс жадно впитывал в себя всё, что касалось изобразительного искусства: он копировал в Лувре произведения старых французских и голландских мастеров, особенно привлекало его творчество Жана-Батиста Симеона Шардена.

Волосы жены художника написаны синей и черной краской с вкраплениями красного. Углы комнаты даёт другим цветом. Художник постоянно испытывал два противоположных стремления. На деньги, заработанные к 1909 году от продажи своих полотен московским коллекционерам И. А. Морозову и С. И. Щукину, он приобрел дом с садом в парижском пригороде Исси-ле-Мулино. (фр.

Исчезают стул и обои. Синий цвет фона и отсутствие перспективы делают центральный образ более выразительным, а клетчатый узор дивана подчеркивает округлость форм женского тела. Он возвращается в маленький городок Сен-Кантен и начинает работать помощником адвоката. Его называли грубым, нахальным недоучкой, но все же именно Матисс привлек внимание Щукина.

Откровение пришло ко мне с Востока, скажет впоследствии художник. Но не таков Анри Матисс.

Голова женщины выглядит непропорционально маленькой по сравнению с телом. Он был старшим сыном в семье Эмиля Ипполита Матисса и Элоизы Анны Жерар. Внешне все шло хорошо, но на душе у Матисса была тоска. Он набросил этот ковёр на камин или комод или другую мебель. В 1908 году Щукин заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах). Это видно и по его картинам.

Фона в привычном понимании в этой работе нет. В 1909 году С. Щукин заказал Матиссу два панно для своего московского особняка – «Танец» и «Музыка». А. Матисс «Музыка» (1910). Перед тем, как отправить картину заказчику, он выставил её в Осеннем Салоне в Париже. Так образовалось движение, получившее название «фовизм», произошедшее от французского слова fauve, то есть «дикий». Это умышленное нарушение пропорций как бы обозначает иерархию «значимостей» — женское тело представляло для художника больший интерес.

Еще один композиционный источник – легендарный «Завтрак на траве» Мане. В 1872 году родился младший брат Анри, Эмиль Огюст. Разумеется, это иллюзия. Матисс копировал открыточные изображения и настолько увлекся этим занятием, что решил тщательнее изучить художественное мастерство. Эти две поездки в Марокко, в начале и конце 1912 года, можно рассматривать как одно темпераментное путешествие, в результате которого были созданы такие шедевры зрелого декоративного стиля Матисса, как Марокканский триптих (ГМИИ), портрет Стоящего рифа (Марокканец в зеленой одежде) и Арабская кофейня (обе картины художника находятся в Эрмитаже). И еще из него же: «Если в картинах стало много изысканности, если там топкие оттенки, переливы цвета без настоящей энергии – тогда время призывать на помощь великолепные голубые, красные и желтые тона, которые способны воззвать к глубинам человеческой чувственности». "Румынская блуза", возможно, была навеяна визитом к Матиссу старого друга и сокурсника по школе изящных искусств в Париже, где Матисс обучался как художник.

– "Танец" написан мной всего тремя красками. Сергей Иванович Щукин называл Матисса «современным Микеланджело» — то ли ирония это была, то ли правда известно только ему самому. В 1893 году он перешел в Школу изящных искусств, где занимался в мастерской у Гюстава Моро. Когда он поправлялся после операции, мать купила ему принадлежности для рисования.

Еще один композиционный источник – легендарный «Завтрак на траве» Мане. Все, кто видел картину «Танец» в Эрмитаже, наверняка были под впечатлением от этого огромного полотна (размер 260х391), вибрирующего яркостью красного, синего, благородного зеленого. И он началвырезать. Иметь дома репродукции картин Анри Матисса – признак высокого художественного вкуса.

Для вестибюля и площадок парадной лестницы в особняке С. И. Щукина, Матисс написал два панно, вскоре приобретших мировую известность — «Танец и Музыка». В них господствуют огненные краски, а композиции, заполненные движущимися в стремительном танце или играющими на древних музыкальных инструментах обнаженными юношами, символизируют природные стихии огонь, землю, воздух. Ему это так понравилось, что он решает стать художником, очень огорчая своего отца. Другое дело, что за ощущение жизни было у художника. В них господствовали яркие краски, а композиции, заполненные движущимися в танце или играющими на музыкальных инструментах обнаженными людьми, символизировали природные стихии— воздух, огонь и землю.

Сегодня этот период называют «картины ножницами». Картина «Читающая» была приобретена государством для резиденции президента Франции в Рамбуйе. 1901 год можно назвать годом становления художника.

Когда молодой помощник юриста валялся дома после несложной операции, скучал он невероятно. Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. Впервые картины с использованием такого метода были созданы Полем Синьяком и Жоржем Сера. Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника).

Матисс вспоминает, что стал первым художником, вышедшим из Боэн-ан-Вермандуа. По тем же одалискам, например, сидящим или лежащим в причудливых чувственных позах. У Анри и Амели один за другим родились два сына. Amlie Noellie Parayre). В те времена картины Матисса мало кому нравились. Одной из крупных работ художника стали оформление и витражи доминиканской Капеллы Четок в Вансе (1951). В 1947 г. Матисс познакомился с доминиканским священником Пьером Кутюрье, в разговорах с ним возникла идея возведения небольшой капеллы для небольшого женского монастыря в Вансе.

В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). И рано или поздно занимает свою нишу в искусстве. Он знакомился с художниками разных стран. Начинающие художники стремились подражать недавним «бунтарям» Моне, Сислею, Писарро, Эдуару Мане, Берте Моризо, Ренуару.

Смелое сочетание красок объясняет название нового направления – фовизм (дикий). Матисс испытывавший недостаток в средствах, оформлял театральные спектакли, а Амели открыла шляпную мастерскую. Полотна «Танец» и «Музыку» он вывести не успел и они направились в Эрмитаж. Впрочем и сам художник однажды заметил: «Фигура интересует меня намного сильнее, чем натюрморт или пейзаж».

Таким образом, в конце концов, он приходит к фовизму. Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения26.

Он поступил в Академию Жюлиана, где учился у Бурго — мастера салонного искусства. В этот период художник Матисс часто проводит дни в Лувре, копируя шедевры старых мастеров и известных художников 19 века, что, по его признанию, сделанному в старости, очень помогло мастеру в дальнейшем творчестве. Существуют лишь предположения искусствоведов. У Матиссов была конюшня: Анри любил лошадей и даже мечтал стать жокеем.

При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок40. Картина была противоречива и по-своему не укладывалась в заданные пуантилистами рамки. Этот период был насыщен важными событиями и большими переменами. В своих «Заметках живописца» (1908) он сформулировал художественные принципы, говоря о необходимости непосредственной передачи эмоций за счет простых средствС картиной «Женщина в шляпе» связывают как известность Матисса, так и прощание с неоимпрессионизмом (пуантилизмом) и началом фовизма.

Летом 1905 года в рыбацкой деревне Коллиур Матисс написал одни из самых значимых работ «Открытое окно, Коллиур» и «Портрет Мадам Матисс» («Зеленая полоса»). Яркий пунцовый цвет здесь прекрасно сбалансирован с синим и зеленым.

Матиссу пришлось «хлебнуть» страшного XX века, но жестокости и страданий в его творчестве нет и в помине. Все люди на картине находятся в неподвижности. Когда началась Октябрьская революция, Щукину пришлось спешно покинуть Россию. Пять женских фигур не совсем пропорциональны, но они завораживают своей естественностью.

На протяжении 22 лет они были неразлучны. Художник углубил черты лица с помощью тонкой штриховки и наложения телесных тонов. Выходные мальчик проводил у бабушки Жерар, в доме по улице Шен-Арно.

Почти весь 1889 год он провел в больничной палате в борьбе с грыжей. "Я не революционер по принципу", – сказал он однажды. За время двухмесячного пребывания на больничной койке Матисс копировал цветные открытки. Среди последних работ, которые Матисс создал перед своей смертью – «Память Океании», прообразом которой стала старая фотография, сделанной в 1930 г. на шхуне на Таити. Период увлечения фовизмом (который, по большом) счету, Матисс и придумал) зафиксировал отход Матисса от «сладкого» неоимпрессионистского цвета.

В 1887 году в Париже начал изучать юриспруденцию в Школе юридических наук. Мать помогала отцу в лавке и занималась росписьюкерамики. Всю свою горечь и упреки она изливала на бесконечных открытках Матиссу. После тринадцати лет счастливой семейной жизни в отношениях Матиссов случился первый серьезный конфликт.