Художник Портрет Достоевского

Отойдя от драмматических работ, Перов часто пишет портреты, наверное самый заметный из них, в котором художник Перов отобразил истинное выражение характера знаменитого писателя Федора Михайловича Достоевского. Христианские МОТИВЫ В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ КЛАССИКА Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ ХРИСТИАНСКИЕ МОТИВЫ В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ Есть Бог, есть мир, они живут вовек А жизнь людей мгновенна и убога, Но все в. ПОРТРЕТ Н. В. ГОГОЛЬ ПОРТРЕТ Художник Чартков живет в Петербурге. Портрет Достоевского написан без особого усилия в разнообразии цветовой гаммы, подобные оттенки художник использует во многих других его работах.

Портрет Федора Достоевского кисти художника Василия Перова

Главное выразить его духовный мир. С. 303. 17 См. : Там же. С этой целью приехал из Москвы знаменитый художник В. Г. Перов. Полн.

Даля, И. С. Entre des Voitures, 9, Rue de Valois». На гравюре В. А. Во «Всемирной иллюстрации» портрет Достоевского дан оплечно и заключен в медальон, помещенный на фоне каких-то фортификационных сооружений и другой военной атрибутики. 32 Вся динамичная фигура писателя оказалась отсеченной, органически связанный с общей позой наклон головы выпрямлен чертам лица придана необходимая для юбилейной публикации33 официальность. Достоевская. 11.

  • Описание картины Василия Перова «Портрет писателя Федора Михайловича Достоевского»
  • Портрет писателя Федора Михайловича Достоевского
  • Описание картины «Портрет писателя Федора Михайловича Достоевского»
  • ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ ФЕДОРА МИХАЙЛОВИЧА ДОСТОЕВСКОГО
  • Описание картины Перова «Портрет Достоевского»

Достоевский в воспоминаниях современников. У В. Г. Ему удалось точно передать не только индивидуальные черты его внешнего облика, но и «следы» прожитых дней, его духовной биографии. Достоевский в 1862 году» (СПб., 1906. Это, бесспорно, снимок 1860-х годов. Зажатая под локтем его левой руки фуражка усугубляет неестественность позы. Он одет в длинный темный сюртук. Эта техническая особенность также затрудняет сближение двух этих фотографий.

Для всех поколений образ писателя просто слился с этим творением. Ко времени создания портрета Достоевский уже прошел и гражданскую казнь и каторгу, он создал великие произведения, в которых во всей полноте открыл трагический мир «униженных и оскорбленных». И в этом также очень точное попадание в образ человека, никогда не соблазнявшегося «тайнозрением зла», но распинавшегося «за то, что придет или, по крайней мере, должно прийти», страдавшего и веровавшего «от любви, не от страха». Композиционно портрет построен очень крепко, основательно. Я всегда присутствовала на сеансах и сохранила о Перове самое доброе воспоминание"9. Достоевская упоминает как семейную ценность в своей завещательной тетради, надписанной «En cas de ma mort ou dune maladie grave» («Ha случай моей смерти или тяжелой болезни», фр. ). Снимок сделан в том же самом фотосалоне. Из темного фона пластично выступает бледное лицо.

  1. Репродукция Перов – Портрет Достоевского
  2. Портрет писателя Федора Михайловича Достоевского — Василий Перов
  3. Василий Перов — Портрет Достоевского, 1872
  4. Художник: Фаворский Владимир АндреевичПортрет Достоевского
  5. Прижизненная иконография Достоевского
  6. Портрет Достоевского кисти Перова
  7. Добавить комментарий Отменить ответ
  8. Портрет Достоевского, Краткое описание

Вот именно так, в такой же точно позе, но только не в платье «от Шармера», а в кандалах и половинчатой каторжной куртке стоял он когда-то на поверке посреди острожного плаца. Здесь, поскольку изображение «срезано» по пояс, единственным центром снимка оказывается лицо, а корпус, занимая на фотографии непропорционально большое место, превращается в аморфное, бессодержательное пятно. В частности, снимок второй половины 1840-х годов мог быть только дагерротипом. Она-то и манит, а точнее, втягивает в себя, в свои бездонные глубины. Но она, с другой стороны, рождает вопросы новые, не менее серьезные. Перову писатель во многом был близок. С. 367 (благодарим Е. М. 9) эта фотография датирована тоже 1861 г. : «4) Портрет от 1861 года без бороды».

В pendent взгляду и более твердая, волевая складка губ. В коллекции Государственного Литературного музея хранятся две близкие между собою фотографии Михаила Достоевского, выполненные в «Photographie centrale». Достоевского точно и любовно передан внешний облик писателя, но говорить о глубине характеристики здесь не приходится. Вклейка между стр. Гейбовичу и уезжает в штатском.

Кофанов, С. С. Однако вторая баумановская фотография Федора Достоевского остается неизвестной. 29 В салоне Баумана, причем у того же самого кресла с подставкой для рук, на котором сфотографирован и Ф. М. Итак, Перову удалось передать духовную доминанту этого характера («главную черту свою, свою самую характерную мысль», по словам Достоевского) в совершенстве. Вклейка между стр. Крамским.

Руки сложены на коленях, одною из них Достоевский придерживает форменную фуражку. Достоевская также датирует фотографию 1858 г. вслед за З. А. Т. 1. Достоевский сидит на стуле, повернувшись в три четверти, положив ногу на ногу и сжав колено кистями рук с переплетенными пальцами.

(А. Г. 112 и 113. 19 Один из этих снимков (Ф. М. Можно бы сказать, что Перов уловил на портрете «минуту творчества Достоевского».

  1. Подпишитесь на новостную рассылку музея
  2. Анализ и история создания картины Перова Портрет Достоевского
  3. Рядом расположены достопримечательности
  4. Репродукция Абрахам ван Калр – Мальчик держит серую лошадь
  5. Репродукция Перов – Охотники на привале

Взгляд углублен в себя. Выросший в провинции (на Украине), К. А. Стоит заметить, что при абсолютной «светской» застылости и непохожести поэта, портрет Достоевского в ремарке, хоть и сделан по известному рисунку автора, но более удачен и выразителен, так как в лаконичном офорте опущены излишние детали, от чего ремарочный портрет только выиграл.

Скабичевского – 415). Эту тревогу, которая никогда не оставляла писателя, удалось передать на картине. Но в самом образе есть сложность. Он прожил после портрета еще много, не в смысле времени, а в смысле творческой жизни. Известно, что Третьяков относился к Достоевскому с особенной любовью.

  • Репродукция Перов – Последний кабак у заставы
  • Репродукция Перов – Первые христиане в Киеве
  • Описание картины Василия Перова «Портрет Достоевского»
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • Федор Михайлович Достоевский (1821-1881)
  • мотреть все презентации по литературе

И художник создал портрет-картину. Б. Герасимов. Об обстоятельствах создания этого портрета есть удачная мемуарная заметка Н. Киселева «Анна Григорьевна Достоевская рассказывает» («Художник», 1972, 10, с. 14. ) В. Г. Руки сложены на груди крестом, а la Napolon.

В 1885 году в 1 журнала «Исторический вестник» были опубликованы воспоминания о Достоевском Зинаиды Артемьевны Сытиной, дочери А. И. Соколова) гравером Августом Яновичем Даугелем (1830 – 1899) вырезана гравюра на дереве, помещенная в 52 «Всемирной иллюстрации» за 1869 год в ряду портретов знаменитых воспитанников Главного инженерного училища (которое Достоевский закончил в 1843 году). 31 Но какая убийственная метаморфоза произошла при переводе изображения в другую технику. И недаром он был предпослан публикации мемуаров А. Г. Материалы и исследования. Как и на всех портретах, взгляд писателя устремлен в себя. примеч.

Описание картины 
Василия Перова «Портрет 
писателя Федора

Лицо, руки и лист словно излучают свет. По авторскому фирменному знаку на обороте фотографии и было установлено имя фотографа: «Photographie Jean Hoch. Однако простота внешности писателя уравновешивается глубокой духовностью. Ничего отвлекающего, «рассказывающего».

и во всем облике какая-то моложавость. Баумана Достоевский сидит на фоне геометрического орнамента, украшающего задник фотоателье и строгие геометрические формы удивительно удачно контрастируют с динамичной, «неправильной» фигурой писателя. 33 В 1869 г. Главное инженерное училище отмечало свое 50-летие. 34 Впрочем, у нас есть прецедент, когда в фотоателье М. Б. Губы сжаты в ироническую складку. Во взгляде ни тени обычного беспокойства, усталости. Не сохранилось (а возможно их и вообще не существовало) ни одной фотографии Достоевского 1840-х годов.

3. Страхов замечает, что от этого его лицо приобретало простонародное, солдатское выражение. Достоевского эпохи его литературного дебюта. Достоевской эта фотография отсутствовала. Первое прижизненное изображение молодого Ф. М. 8 апреля.

Перов смог передать этот поиск. 4.

Писатель сидит за столом, перед ним лист белой бумаги, сбоку горящая свеча. На этот счет у исследователей существуют разные мнения. С. 144.

Скорее всего, причиной этому стали родственные взгляды. Это единственная фотография писателя, на которой он изображен с гладко выбритым лицом нет не только бороды, но, как кажется и усов (или они едва-едва различимы). 48. В. Г.

Левицкого или К. И. Фотография (погрудный портрет25) раскрашена акварельной краской. В нем художник отобразил истинный характер знаменитого писателя. Гоха хранится в коллекции Литературно-мемориального музея Ф. М.

Пожалуй, лишь за исключением снимка А. О. С публикацией этого снимка в 1983 году, в 86-м томе «Литературного наследства» вышло досадное недоразумение: и под репродукцией (с. При помощи коричневых брюк в черную полоску оттеняются кисти рук. Писатель был ему близок схожими идеями, а также религиозными убеждениями. Достоевской (см. Но задача перед художником стояла непростая.

Воспоминания о Федоре Михайловиче Достоевском // Ф. М. Но точка равновесия уже пройдена. Общие черты лица округлые. С. 124, 143 первая публикация: Сибирские огни. В распоряжении Ходжикова была репродукция фотографии, помещенная А. Г. Достоевского, написанный Перовым по заказу Третьяковской галереи, был окончен в 1872 году. Рисунок итальянским карандашом будет выполнен в 1847 году, а потом повторен К. А.

Художника же в данном случае интересует совсем другое— Достоевский-мыслитель. Баумана одновременно, то 1863 г, как время съемки оказывается еще более правдоподобным. 30 Умер в июле 1864 г. 31 В «Описании рукописей и изобразительных материалов Пушкинского Дома. » ( 445) высказано предположение, что гравюра исполнена по фотографии С. Л.

Сытина, прилагая к своим мемуарам семипалатинскую фотографию Достоевского, датирует ее 1858 годом. 8 Можно предположить, что, оставляя ее на память А. И. Третьякова в 1872 году портрет Ф. М. Бауманом редактором его в 1863 – 1864гг.

Достоевской: именно так выглядел писатель в период их знакомства. Перемена позы (стоя / сидя) почти чудодейственно изменила весь его облик. Толстого И. Н. В его произведениях наиболее ярко отразилась эта сложная, во многом трагическая эпоха. Рундальцов, М. Г. СПб., 1992.

Кожа удивительно гладкая, чистая. Трутовского, о которых шла речь выше. Отсюда же и этот призыв его: «терпи, смиряйся и молчи». Достоевского» (СПб., 1993. Достоевского. В чертах лица все то же затаенное внутреннее напряжение. Ф. 212. Но для Перова «болезнь и напряженная работа» — всего лишь жизненные обстоятельства, в которых изо дня в день живет и творит Достоевский-писатель.

Достоевского (перо, карандаш). С. 9. 18 Достоевский Ф. М. Т. 1. Взгляд направлен прямо в объектив.

Теперь, напротив и корпус и голова поставлены твердо ниспадающая почти отвесно, ниже границ кресла, пола темного сюртука, контрастно выделяющаяся на фоне светлых панталон, подчеркивает общее движение кадра (равно как и колонна на заднем плане). Васильев. И. «живая жизнь» ушла из этого портрета Достоевского. Фаворского Достоевский стоит перед столиком с кипой типографских гранок в руках. Это сложность Достоевского: она принадлежит самой модели: ее воспринял чуткий Перов». 112. 2 В Каталоге коллекции А. Г. Достоевский. Если литография Бореля (и лежащая в его основе фотография Тулинова) – это 1861 – 1862 годы, то рассматриваемый снимок скорее должен быть датирован серединой 1860-х годов.

В 1871—1872 годах он работал над романом Бесы, в 1868 году был написан Идиот. Репин, называя Каткова "ретроградом. примеч. Достоевский. Здесь нет еще печати горестей испытаний, нет и намека на миф о «жестоком таланте».

Фигура портретируемого написана на темном фоне. 1863.

Бореля обнаруживает, что на этом снимке Достоевский выглядит несколько старше. Ф. М. Даля, А. Н.

С. 124 – 144). 8 Нельзя исключать, что Б. Г. Еженедельник «Воскресный досуг» издавался самим А. О. 173, Palais-Royal, Galerie de Valois.

Достоевской, вышедших в Госиздате под редакцией Л. П. Конечно, это еще не создатель «Преступления и наказания», «Идиота», «Бесов». Картина изображена в единой серовато-коричневой гамме. Эта борьба выражалась на его лице, – я хорошо изучилаего физиономию, часто с ним видаясь. III.

В результате границы бороды почти слились с мундиром, следствием чего явилось изменение общих пропорций лица: оно стало более округлым, «упитанным», взгляд – официозно-тяжеловесным. соч. Фигура, как бы сжатая в темном пространстве холста изображена чуть сверху и сбоку.

Цейдлер. Уже из Твери Достоевский пишет письмо своему товарищу барону А. Е. Широкую известность она приобрела после воспроизведения в издании биографии писателя, вышедшей в серии «Жизнь замечательных людей» (см. : Гроссман Л. П. Портрет Ф. М.

Как и на фотографии работы И. А. 1 Утро Юга (Ростов-на-Дону), 1914. Фигура, как бы сжатая в темном пространстве холста изображена чуть сверху и сбоку.

С. 185). От Шубинского)». Перов смог создать максимально убедительный портрет Достоевского. Т. 1.

Гоха (хотя поворот 3/4 вправо зеркален по отношению к петербургскому снимку). По моде (как у светского эстета) завязан шейный платок, в глазах – покой и доверчивость, как будто бы писатель пытается с надеждой заглянуть в свое будущее. Замечалось в нем и много болезненного – кожа была тонкая, бледная, будто восковая. Достоевский в забытых и неизвестных воспоминаниях современников. 761)24 обозначено, что это фотография работы Э. Бондонелли. сидит у балюстрады), хранящегося в Музее Пушкинского Дома, рукой А. Г.

Здесь все решено очень просто. В работе нет преобладания ни лиризма, ни трагичности: перед нами человек с простонародной внешностью (напоминающей купца), погруженный в свои мысли, с характерным для Достоевского разрезом и прищуром глаз. Дмитриев-Кавказский создает рисуночный портрет Ф. М. Корсакова, Е. Д. В. Г.

Каким же предстает Достоевский на этой самой ранней его фотографии. И, замечая особенную игру губ и какоетовиноватое выражение глаз, всегда знала, не что именно, но чтото злое воспоследует. Иногда ему удавалось победить себя, проглотить желчь, но тогда обыкновенно онделался сумрачным, умолкал, был не в духе». (Штакеншнейдер Е. А. : Из "Дневника и записок"). стоит у балюстрады) воспроизведен в «Юбилейном» Полном собрании сочинений Достоевского с подписью: «Ф. М. Находки краеведа.

Бергамаско, Однако на чем основана такая атрибуция, не сообщается. На обороте оригинала фотографии, хранящейся в Государственном Литературном музее, рукою А. Г. Достоевской (. ) проставлена дата: «1863 г». Бросается в глаза «простонародность» внешности, о которой упоминал Н. Н. На сегодняшний день единственная оригинальная фотография писателя работы И. А.

Портрет остался незавершенным. Дневник и записки. И разные места съемки – Семипалатинск, Омск.

в Семипалатинске, проездом в Кашгарию», первым, кажется. Гоха, костюм на Достоевском «с иголочки» : модные панталоны в крупную клетку, просторный темный сюртук, светлый жилет. педагог П. М. Таким образом, облик Достоевского этой эпохи запечатлен лишь в графических работах Н. А.

2001. Гейбовича, ротного командира, под началом которого писатель служил в Семипалатинске. Варенцовой). Достоевский сидит на стуле вполоборота, закинув ногу на ногу, обхватив колено руками.

В своих воспоминаниях К. А. Очевидно, что в собрании А. Г. Вклейка между стр. Словом, все то, что Федор Михайлович называл «страдальческим сознанием» русского народа. Майкова, М. И.

Погодина и других. С. 250, 257). В частности, «точность и верность» воспроизведения тот рассматривал лишь как «материал из которого потом создается художественное произведение». Такое выражение я много раз примечала в лице Федора Михайловича, когда, бывало, войдешь к нему, заметишь, что он как бы «в себя смотрит» и уйдешь, ничего не сказав. Воспоминания. Но его нет и в петербургской части архива А. Г.

На писателе наглухо застегнутый, несколько кургузый обер-офицерский мундир. В конце 1880 года Л. Е. – М. : Искусство, 1979. Перова вдохновила та задача, которая была перед ним поставлена. Судя по приведенному выше отзыву А. Достоевской, Перов уловил на портрете «минуту творчества Достоевского»» Отсюда этот предельно сдержанный колорит картины, ее строгая, компактная композиция, освобожденная от какого бы то ни было антуража. Показательно, что, датируя фотографию с Валихановым 1857 г., фотографию, полученную от редактора «Исторического вестника», Анна Григорьевна датирует 1858 г. 10 Валиханов выехал из Верного в Семипалатинск 25 апреля исходя из этой даты исследователи заключают, что их встреча с Достоевским произошла «в первых числах мая» 1859 г. (Стрелкова И. И.

Островского, И. С. Перова. Тулинова. Валиханов. Тургенева, А. Н.

Портрет создан в 1857 году. Если предположить, что все Достоевские фотографировались у А. О. Это первое прижизненное изображение молодого Ф. М.

В это время шла работа над романом «Бесы». Еще один живописный портрет Достоевского, принадлежащий кисти К. А. Давыдов, Н. С. Тулинова Достоевский менял галстуки в процессе съемки. 35 Эту фотографию («портрет со сложенными руками, в складной рамке») А. Г.

Направо, вслед за движением рук, несколько наклонена и вся его фигура. 2 также см. : Иевлев Н. П. Гоха и М. Б.

Валиханов. И помета «Москва. Т. 1. Композиционно она сильно уступает предыдущей. Пыпина – 414 (и в 1930 г. в альбоме А. М.

1929 г. Портрет Ф. М. Однако, как уже говорилось, оригинал снимка, подаренного Гейбовичу, утрачен. Значит, без сомнений, фотографии сделаны в Семипалатинске. Сложность атрибуции первой фотографии усугубляется тем обстоятельством, что сохранились только поздние переснимки, местонахождение же ее оригинала неизвестно (возможно, он утрачен безвозвратно). 1863».

Третья фотография как будто продолжает начатое движение. СПб., 1861». Перов был интересен и соприроден таланту Достоевского во многом. Степанова и К. А.

Достоевского в Петербурге. Гаев и др. ). Но скорее – стоит.

Фаворский. Достоевского – пожалуй, одна из самых знаменитых работ В. Г. Кипенье жизненных сил во взгляде, в чертах лица, во всей фигуре писателя оказывается дополнительным аргументом и в пользу датировки этой фотографии 1863 годом. 29 Конечно же, это не Достоевский эпохи утрат: тяжелой болезни и мучительной кончины от чахотки жены Марии Дмитриевны, преждевременной скоропостижной смерти любимого брата Mиxaилa, 30 крушения журнала «Эпоха». Расстегнутый сюртук — не очень новый, местами потертый, довольно грубого, недорогого сукна — чуть приоткрыл белую манишку, скрывающую впалую грудь «хворого, хилого человека, замученного и болезнями и напряженной работой», как писал о Достоевском один из его современников.

Ощущение величия времени, присуще писателю трагедийного мировоззрения. Темно-русые волосы не нарушают основной гаммы портрета. В ее записной книжке конца 1880-х гг. Т. 1. СПб., 1906.

Ф. 93. 1992. примеч. ) от воспоминаний З. А.

И, кажется, достигнуто «равновесие», может быть, лишь на мгновение, между внутренним, «сокровенным» человеком и окружающим его миром, – чего так недоставало фотографии первой. В чертах лица появилась спокойная уверенность, взгляд в объектив стал более пристален.

Трутовским в 1860-е годы. Достоевский в воспоминаниях современников. Кем, когда и с какой целью фотография раскрашивалась (и закрашивалась) акварельной краской, неизвестно. 26 Объявления об открытии фотосалона Алексея Баумана на Невском проспекте в доме Голландской церкви с середины сентября 1862 г. в течение нескольких недель печатались в газете «Иллюстрация» издателем которой был сам Бауман.

Значит ли это, что в составе архива А. Г. Он всецело погружен в свои мысли. 1955. Выражение лица отчасти напоминает фотографию 1860 года работы И. А. Третий прижизненный портрет Достоевского принадлежит извест-ному граверу, рисовальщику, офортисту Льву Евграфовичу Дмитриеву-Кавказскому (1849 – 1916). – С. 108). Высокая худощавая фигура писателя освещена справа.

Сытиной, опубликованных в 1885 г. 9 По-видимому, А. Г. предшеств. Фигура писателя погружается в полумрак и таким образом отдаляет зрителя.

С. 128. Алёкина). 16 Штакеншнейдер Е. А. 13) и в конце тома, в Указателе иллюстраций (с.

Выдвинутая гипотеза снимает вопросы, которые невольно возникают, когда мы смотрим на эту фотографию как на снимок 1860-х годов. 22 См. : Литературная газета. Ничего отвлекающего, «рассказывающего».

В Руссе» (последнее, по-видимому, указание на место хранения) и тут же под 3: «Портрет фотогр в Семипалатинске в 1858 году. Собко сообщает, что Перов больше всего ценил роман Преступление и наказание. В. Г. Но плохо просматривающиеся под сюртуком (в силу особого положения корпуса на обоих снимках) жилет и галстук не подтверждают такую идентификацию. 34 К тому же фотографию Баумана отличает присутствие обязательных атрибутов фотосалона (задник с характерным орнаментом, кресло со специальной подставкой для рук), в то время как на рассматриваемой фотографии какие-либо внешние элементы полностью отсутствуют: только сам Достоевский на размытом, нейтральном фоне.

О том, что Ч. Валиханов «посетил Ф. М. Портрет Ф. М. Признанный мастер бытового жанра и портрета. Т. 2.

5. Написанный по заказу П. М. 23 В Каталоге коллекции А. Г. Оба портрета потрясают сдержанностью, простотой, богатством натуры моделей.

Александрова: «. Щетинина. Но когда же. Добр и мягок он был всегда, но мало с кем сходился из товарищей» Будучи по своему художественному профилю иллюстратором, Трутовский не стремился в портрете передать всю глубину внутреннего мира писателя – он, прежде всего, воссоздавал внешний облик Достоевского.

На момент публикации фотография бережно хранилась в семейном архиве З. А. был знакомый Достоевского еще с 1840-х гг. Перов был умный и милый человек и муж любил с ним беседовать. В «Летописи жизни и творчества Ф. М.

В конце этого же 1880-го года, вероятно, после произнесения писателем его речи о Пушкине, Л. Е. Особенности творческого пути художника. В том же юбилейном 1880-м году Л. Е. Страхова, который так передает впечатление от первого знакомства с Достоевским в самом начале 1860-х гг. : «Наружность его я живо помню: он носил тогда одни усы и, несмотря на огромный лоб и прекрасные глаза имел вид абсолютно солдатский, то есть простонародные черты лица» (Ф. М. В. А.

Врангелю. Гроссмана. Гейбовичу, писатель сделал на фотографии дарственную надпись. Достоевского (перо, карандаш). Ф. М.

Баумана на Невском проспекте: между ними есть некоторые черты сходства. Пушкина с портретом Достоевского в ремарке. Отсюда это осознание им крестного пути для человека, страны и народа. Аккуратно подстриженная бородка радикально меняет форму лица это уже не «простонародный тип», тянущий военную лямку младший офицер, а скорее столичный денди, посетитель модных петербургских салонов.

К великому сожалению, в отличие от парижской уголовной полиции, III Отделение в эти годы еще не практиковало «фотофиксации» политических заключенных и мы не имеем возможности увидеть, как выглядел арестованный по делу петрашевцев, заключенный в Алексеевский равелин автор «Белых ночей» и «Неточки Незвановой». Не исключено, что этот рисунок сделан во время пушкинского праздника в Москве.

Достоевскому в год написания портрета шел пятьдесят первый год. Удивительное дело: по-видимому именно на основе этой фотографии (по рисунку художника Н. И. Гравюра на дереве. Вклейка между стр, 144 и 145). О местонахождении этой фотографии Анна Григорьевна помечает «дома» (РГАЛИ. Соболь, которая сообщила нам о разысканиях Е. М.

Дмитриевым-Кавказским был выполнен офортный портрет А. С. С. 91. С. 6. С. 259 – 260) эта встреча не зарегистрирована. 11 См. : Стрелкова И. И. О втором прижизненном портрете Достоевского, созданном В. Г.

М. Л., 1934. Достоевский одет в расстегнутый серый пиджак из добротной тяжелой материи.

Достоевской) проставлено: «Париж, 1863». Однако на обороте парного ему снимка (Ф. М. Представляем 4 наиболее удачных работы, по которым ученики могут составить краткое устное высказывание (по выбору).

Полн. В портрете Ф. М. Достоевского Перов просто и точно выразил психологическое состояние, которое передает словесная формула уйти в себя. Через год будет написан портрет Л. Н. 15. Сегодня местонахождение этого экземпляра фотографии также неизвестно. 6 Еще раньше Достоевский и Валиханов встречались в Семипалатинске осенью 1856 г. 7 Стрелкова И. И. Основатель общества передвижников. Дмитриев-Кавказский создает рисуночный портрет Ф. М. Старая карточка неизвестного фотографа.

Алма-Ата, 1977. Кажется, что фигура писателя находится в своем отграниченном от окружающих пространстве. М., 1962.

Но автор «Скверного анекдота», «Крокодила», задиристых полемических статей из журнала «Время» представлен на этом фотопортрете очень выразительно и рельефно. Тем значительнее ценность этих портретов молодого писателя. Можно было бы предположить, что это также переснимок третьей фотографии работы Тулинова имени которого вдова писателя, видимо, не знает, во всяком случае нигде ни разу не упоминает (в том числе и воспроизводя фотографию стоящего Достоевского в «Юбилейном» Полном собрании сочинений: см.

Положительный ответ на этот вопрос требует дополнительных изысканий. В обзоре этой выставки критик А. Ледаков писал: "Хороши также портреты г. Перова с гг. (Из книги: Лясковская О. Л. Островского (1871), а также созданные в течение 1872 года, то есть в один год с «Достоевским», портреты В. И. Невысокий стоячий воротник подпирает подбородок.

С. 16 – 28 (благодарим за указание на эти источники В. Н. Можно бы сказать, что Перов уловил на портрете "минуту творчества Достоевского". Тургенева, А. Н. Но взгляд более спокоен, «самодостаточен» : между фотографиями Гоха и Бондоно – создание «Записок из Мертвого дома» и «Униженных и оскорбленных», восстановивших и упрочивших литературную репутацию Достоевского в обществе.

выше). Герасимов отправлялся в своих датировках (см. И потому взгляд, не задерживаясь на торсе, ритмами вертикалей восходит к лицу. Эта картина стала важным памятником целой эпохи.

На стуле около накрытого скатертью столика теперь сидит Чокан Валиханов. Художник изучает и угадывает эту главную мысль лица, хотя бы в тот момент, в который он списывал и не было ее вовсе на лице». Интересно, что редакция академического Полного собрания сочинений писателя выбрала именно эту фотографию для помещения на фронтисписе в томе, содержащем «Записки из Мертвого дома». Это Достоевский времени бурного романа с Аполлинарией Сусловой, первых опытов игры на рулетке, азартный издатель журнала «Время», который «завел процесс со всею литературою. ».

Портрет исполнен в едином серовато-коричневом тоне. По моде (как у светского эстета) завязан шейный платок, в глазах – покой и доверчивость, как будто бы писатель пытается с надеждой заглянуть в свое будущее. Перова уже написаны портреты В. И. Следующая по времени фотография была сделана в Париже, во время заграничного путешествия Достоевского 1862 года (так она датирована в Каталоге коллекции Музея памяти Достоевского, 3109 но теоретически можно предположить и 1863 год – время второго посещения писателем Парижа, однако это были дни бурного выяснения Достоевским отнощений с Аполлинарией Сусловой – скорее всего, для посещения фотографии у него в этот раз не было ни времени, ни необходимого дущевного спокойствия). В 1925 году эта фотография была воспроизведена на фронтисписе первого издания «Воспоминаний» А. Г.

(РГБ. Художник-демократ, страстный правдолюбец, народный «печальник», Василий Григорьевич Перов — крупнейший русский художник 60-х годов XIX века. С. 186. 12 Там же. 13 Там же. 14 Описание рукописей и изобразительных материалов Пушкинского Дома.

Видимо, почувствовав интуитивно родственность взглядов писателя и художника, П. М. Так же фотография датирована и в каталоге Музея памяти Достоевского ( 3110): «Москва. С. 176 – 177. И именно оно, это «страдальческое сознание» самого Достоевского и пронизывает собою его живописный образ как «главная идея его лица».

М., 1983. Сближало их многое: раздумья о Сибири, трагический характер творчества, может быть и то, что оба начинали с актуализации «слезного» сентименталистского начала в переходный период, пройдя путь исканий от понимания слабости, хрупкости частного человека к его внутренней силе. 80 и 81. 192 и 193). Достоевской сделана карандашная надпись: «1861 или 1863 получен от Анны Ивановны Майковой. Доминанта эта – духовная концентрация мыслителя, цельность личности. Сейчас же закончим изложение загадки этой фотографии на вопросительной интонации.

Этот выбор, возможно, неосознанный, но абсолютно не случайный. К. А. В 1880 году в Санкт-Петербурге им был издан альбом офортов под названием «Альбом Кавказа». 15 мая. Косенков, А. Н.

Федор Достоевский в 1847 году доверчиво смотрит в будущее, пытается постигнуть мир, но без торопливости, он – немного франт (шейный платок завязан по моде), эстет, светский фланер, каким изображает он себя в «Петербургской летописи», он сострадателен и исполнен понимания сложностей и противоречий бытия, но самого себя он еще не знает. С великолепным мастерством написано измученное, полное глубокой скорби «не о своем горе» лицо писателя. М., 1990. Баумана, печать каторжного десятилетия так или иначе сохранялась в чертах лица писателя, в его фигуре на протяжении всех 1860-х годов.

Так что предположение остается лишь предположением. «Цивильный» сюртук и белоснежную рубашку заменило что-то, отдаленно напоминающее военную форму. СПб., 1906. Правда, они описаны здесь нестрого: с одной стороны, представлены как «фотографии с натуры», а с другой – «с портрета, снятого в Семипалатинске» (Музей памяти Феодора Михайловича Достоевского в Императорском Российском историческом музее. Но при всем том во взгляде перовского героя нет даже намека на призыв к борьбе.

Фигура мягко тонет в полумраке темного фона и тем самым отдалена от зрителя. 19). Это еще более отодвигает его вглубь и замыкает в себе. Достоевской до нас дошел позднейший переснимок со старинного дагерротипа.

Достоевской в «Юбилейном» Полном собрании сочинений писателя, где вдова писателя, как и в каталоге Музея памяти Достоевского, датировала семипалатинский снимок 1858 г. 15 См. : Проскурин В. «Фотограф щелкает и птичка вылетает» // Простор. С. 195). Бессонова и Достоевского. Художнику удалось изобразить человека, полностью сосредоточенного на своих мыслях.

Нестерпимая боль за народ, болезненно острое восприятие «проклятых» вопросов времени, страстное желание и невозможность найти выход из трагических противоречий жизни, найти оправдание своему существованию — эти черты, присущие Перову, были характерны и для мироощущения великого страдальца за род человеческий — писателя Ф. М. Достоевского. Писатель активно искал оптимальные решения важных вопросов социального характера. 1924. Достоевский, снята и десятилетняя дочка Михаила Достоевского Варя, умершая от скарлатины в феврале 1864 г. (эта фотография хранится в фондах Государственного Литературного музея). Однако рассмотрение этого мемориального экземпляра, ныне хранящегося в коллекции ГЛМ (КП 35714/2), на обороте которого рукой жены писателя записано: «С фотографии Щетинина.

. » 7 В этой связи заметим, что 3. А. Сытиной (см. : Достоевский Ф. М. написал свящ.

Валиханов. Перов создал подлинный портрет-биографию великого писателя. Достоевской, поступившей в 1921 году в Пушкинский Дом. собр.

Слева от него, на другом стуле, – Достоевский. Перов. Достоевский – москвич, проживший в первой русской столице 16 лет. В исследовательской литературе называются разные даты – 1858 и 1859 гг. Лишь в двух из этих откликов упоминается портрет Достоевского: в статье Поля Манца в газете "Temps" говорилось, что портреты Крамского (Льва Толстого, Григоровича, Шишкина), Перова (Достоевского) "отличаются своей фактурой и особенно оригинальностью ни один не выполнен ординарно"22 по словам Стасова, "хвалит портрет Достоевского" в газете "Independence Beige" Жюль Кларти.

Бореля. Т. 1. Перовым, речь шла выше, а третий принадлежит известному граверу, рисовальщику, офортисту (Офорт – разновидность гравюры на металле) Льву Евграфовичу Дмитриеву-Кавказскому. Майкова, но портрет Достоевского – признанный шедевр. СПб., 1993.

412. Окт. Даже поза писателя, сидящего, чуть откинувшись назад, с ногой, закинутой на ногу, на снимке Гоха воспринимается как зеркальное отражение позы на снимке Лейбина (где Достоевский изображен с Ч. Валихановым): в одном случае полуоборот корпуса вправо, в другом – влево. Отъезд был назначен на 15 июня. – М. : Художественная литература, 1971).

Перов не идеализирует внешность Достоевского – на вид простого человека. На лице портретируемого нет еще горечи испытаний и страдания – это обычный молодой человек, у которого все впереди. Один из первых, кто обратился к российскому методу изображения действительности. Ройтер, Н. И. собр. / 97», а позднее ее же рукой, чернилами: «1861». 20 Мы также ранее высказали предположение, что фотография Тулинова послужила основой для гравюры на дереве, воспроизведенной в 1863 г. в «Иллюстрации» и повторно, в 1866 г., в «Воскресном досуге». 21 Впрочем, отметим, что фотография Тулинова, на которой Достоевский сидит у балюстрады, стала известна сравнительно поздно: она впервые была зарегистрирована и воспроизведена в «Описании рукописей и изобразительных материалов Пушкинского Дома. » ( 414). Ключевская, А. З.

Первая из этих фотографий сохранилась лишь в переснимках, 2 местонахождение оригинала сегодня неизвестно. В фигуре исчезла мешковатость, внутреннее движение вниз, к земле. Образ Ф. М. соч. Достоевский в Семипалатинске // Ф. М. Сытиной. К. А.

Писатель на ней представлен наиболее «художественно» из всех фотографий этого времени: видно, что фотограф понимал свое дело не как ремесло, но как искусство. На стене над этим столом висел фотографический портрет Федора Михайловича. » (Ф. М. С. 140 – 150 1926.

Т. 10. Это придет к нему позже. Достоевский в воспоминаниях современников: В 2 т. М., 1990. Губы полные. «В редкие только мгновения, — писал Достоевский, — человеческое лицо выражает главную черту свою, свою самую характерную мысль. Зрителю показан писатель немного сверху и сбоку. I. 224). 36 По-видимому, эта же фотография висела в кабинете писателя и в доме А. П.