Художник Репин Картины С Названиями

Говоря о том, какие есть картины художника Репина с названиями известными всем, невозможно не вспомнить об этой.

Персоны и личности (интересное о известных)

Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ). Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. И лишь вдали красноречиво виднеется буксир, ещё неведомый простому народу в те времена.

Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Они жили в Пенатах в течение двух недель.

Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Каждый персонаж переживает что-то своё. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159.

Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея.

Картины Репина с 
названиями история 
создания, сюжет

Картины Репина с названиями история создания, сюжет

Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. Сходство черт лица и выражение поразительны. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв.

По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку». Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Все заняты. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало.

Илья Ефимович Репин 
– биография и картины

Илья Ефимович Репин – биография и картины

Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. В вояж по Европе он отправился уже с первой женой Верой Алексеевной, когда и «Бурлаки на Волге» увидели свет и дочка немножко подросла. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды.

На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Шесть лет потратил Репин, чтобы композиционно выстроить сюжет: практически сливающаяся с темнотой спина священника и освещенное лучами восходящего солнца лицо сидящего на постели революционера. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет.

Не случайно здесь нет главных или второстепенных персонажей, ведь равенство и братство, наряду со свободой, столь значимы для пишущих письмо турецкому султану людей. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»).

Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства».

По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Его дед по отцовской линии— неслуживый казак Василий Ефимович Репин— вёл торговлю и владел постоялым двором. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки.

7 знаменитых картин 
Ильи Репина

7 знаменитых картин Ильи Репина

Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. О чем эта история.

Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901 – 1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Картина теперь писалась легко, вдохновенно.

Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Стасов присылает ему все, что он просит.

Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. «Во французской стороне» Илья Ефимович тесно познакомился с работами импрессионистов, под влиянием которых позднее написал «Искушение», «Тайную вечерю» и ряд других картин. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140.

Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта.

у которых ни на йоту не попадается ничего духовного – весь он плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев. ». Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. М. Бунакову. В народе известна эмоциональная, оценочная реплика: «Картина Репина «Приплыли. ».

Илья Репин: картины 
исторические, портреты, 
парадные полотна

Илья Репин: картины исторические, портреты, парадные полотна

За окном летний день. Идея сформировалась после его путешествия по Волге в 1870 году и посещения села Ширяева (Самарская область) близ Жигулёвских гор. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца.

Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Судьбы детей Репина сложились по-разному. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице.

Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Созданная Репиным портретная галерея чрезвычайно разнообразна. Комната небогатой интеллигентной семьи.

«Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ). В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». Музыка переносила его в мастерскую, к картине. Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: «Надя» (1881, Саратовский гос.

Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена.

«Роковой» художник: 
мистика и мифы, 
связанные с картинами

«Роковой» художник: мистика и мифы, связанные с картинами Ильи Репина

Жил в Италии и Франции (1873–1876). Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, – «Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» (1879, ГТГ). Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году.

Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде.

Другой «академией» для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости».

Его облик, пылающий взор на измождённом лице, противопоставлены облику другого персонажа— человека грубого и приземлённого. Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди.

Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл.

Куда делась куча 
картин Репина и 
других русских художников

Куда делась куча картин Репина и других русских художников

Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183.

Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Репин Илья Ефимович – великий русский художник. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Образ Пророка у Репина получился непривычным: уже немолодой, длинноволосый, бородатый интеллигент в рубище вместо одежды— таким его представил художник, находившийся под влиянием толстовских взглядов. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова.

В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. Публике картина понравилась. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего».

В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя. Так родилась Чугуева гора, на которой построили беседку «Башенка Шехерезады», с нее можно было любоваться видом на залив. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве».

5 самых известных 
картин Ильи Репина

5 самых известных картин Ильи Репина

В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52.

В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. Этот мужчина слыл в городе колдуном. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики. Классик, снискавший прижизненную славу в СССР, но закончивший жизненный путь в буржуазной Финляндии и на территории Санкт-Петербурга одновременно. О непримиримости двух мировоззрений: одного – прогрессивного, гонимого, почти растоптанного, но не сломленного, другого – заскорузлого, костного, меркантильного, утратившего истинность. Имя Репина стало широко известным.

После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Она ушла из жизни в 1931 году55. Этот период был самым плодотворным в творчестве художника. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых.

Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине «Вечорницi» (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу «пореформенная Россия», с социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции «Крестный ход в Курской губернии» (1880 – 1883, ГТГ). В 1870 году он совершил путешествие по Волге, где сделал множество эскизов и зарисовок, включая «совершеннейшего бурлака», списанного с волжанина по фамилии Канин и впоследствии изображенного на картине в первой тройке. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем».

Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» – глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают" Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Почти со всеми его связывали дружеские отношения.

За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. О картине появилось много статей в периодической печати. Писался этот портрет со всякими неудобствами: у живописца не было даже мольберта и он должен был кое-как примоститься у столика, перед которым сидел в больничном кресле Мусоргский. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича.

В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. В декабре прошение было удовлетворено, но уже в апреле 1906 года Репин по просьбе коллег вернулся обратно142. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Причем отношение к ним было достаточно враждебное. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16.

Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. После революции Репин больше ни разу не был в России. Так, ученик Репина Гавриил Горелов утверждал, что накануне отставки в академической чайной, где любили собираться мастер и его воспитанники, прозошёл неприятный диалог между Ильёй Ефимовичем и Константином Лепиловым, выразившим недовольство тем, что многие начинающие художники, придя в Академию, разочаровываются в своём выборе161. Для оценки состояния усадьбы и систематизации экспонатов в Пенаты прибыли представители Академии художеств СССР— искусствовед Иосиф Анатольевич Бродский и художник Шая Ноевич Меламуд234.

Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. В 1878 году, гостя в Абрамцеве, Репин услышал рассказ украинского историка о том, как турецкий султан писал к запорожским казакам и требовал от них покорности. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко.

В дверях все еще стоит горничная, впустившая человека – ссыльного, о котором помнили, но которого не ждали в семье. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной.

Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же).

Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась.

Как великий русский 
художник Илья Репин 
оказался эмигрантом

Как великий русский художник Илья Репин оказался эмигрантом

Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Строгие, проницательные глаза, лохматые, сердито насупленные брови, высокий лоб с резко прочерченной складкой – все обличает в Толстом глубокого мыслителя и наблюдателя жизни с его искренним протестом против всякой лжи и фальши. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192.

Выставленная в марте 1873 года картина «Бурлаки на Волге» (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую. В эту минуту в комнату вошел Христос. Репин забыл о конкурсе, об Академии. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133.

Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185.

Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены.

Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. И вот уже перед нами не царь, а отец. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Лев Толстой (1887, ГТГ), Антон Рубинштейн (1881, ГТГ).

Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ). Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140.

Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Вместе с большой золотой медалью за «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил право на творческую «командировку» за границу. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Изображённый Репиным человек всегда как бы сам говорит о себе. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце.

Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Получив гонорар за одну из работ, Илья Репин отправился в Петербург. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения.

Все Картины Илья Репин по алфавиту

Он идет прямо к матери. Он родился 5 августа 1844 года в городе Чугуев, что на Украине. На парадном портрете изображено более восьмидесяти человек – сановников Государственного Совета, во главе с царём и членами царствующего дома. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника».

Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения». Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Он был просто счастлив той уникальной возможности, которая ему выпала. Из родной Харьковской губернии Илья Ефимович с семьей и огромным грузом «художественного добра» переехал в Москву, где вступил в славное Товарищество передвижников. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра.

Репин встречал их по средам.

Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. Там он продолжает писать и поступает на обучение в Академию искусств. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. Источник назвали «Колодец Посейдона». Что за людская мозаика со всех концов России», – писал Стасов.

«Отступничество» 
в картинах Ильи 
Репина

«Отступничество» в картинах Ильи Репина

Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. В 11 лет Илью отправили в школу топографов – эта специальность была очень востребована в Чугуеве. Какая-то кровавая полоса прошла через этот год. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше.

И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней.

От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться.

Картины Репина (фото) 
с названиями

Картины Репина (фото) с названиями

Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Америка—Франция—Россия. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Добровольные посланцы повезли в Куоккалу деньги и продукты.

В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Потом рассказывали, что на границе их обыскивали до трусов. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209.

Художественно-исторический 
музей Арт-Рисунок

Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году.

Сняв за пять с половиной рублей комнату в мансарде и перейдя на режим жёсткой экономии, он устроился в вечернюю рисовальную школу, где вскоре был признан лучшим учеником. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Первый факт. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко.

Берег Волги. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Солнечные зайчики испестрившие белое одеяние писателя, прыгающие повсюду – по одежде, траве, листве деревьев – придают картине неизъяснимое очарование. Мне минутами становилось страшно». Силу человеческого духа увидели в картине современники. К примеру, полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», более известное под названием «Иван Грозный убивает своего сына», которое было представлено на выставке передвижников, появилось на свет после того, как художник посетил концерт Римского-Корсакова.

Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Общение с прежними друзьями было только заочным. Вода хлынула с напором 400 ведер в час. Пятый факт. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173.

Путешествие по России: 
Самарская область

Путешествие по России: Самарская область

В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах.

Она была закончена только в 1891 году. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. К башенке мимо беседки «Храм Озириса и Изиды» и площади Гомера пролегла аллея Пушкина. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4.

Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871).

Топограф иконописец, 
студент Академии 
художеств

Топограф иконописец, студент Академии художеств

Вегетарианцем стал и сам Репин. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Репин был очень дружен с Мамонтовым. Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали.

Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь.

Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. На одном из вечеров было зачитано письмо XVII века, написанное запорожскими казаками турецкому султану Мохаммеду IV.

В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Произошла банальная путаница: в Сумском художественном музее выставлялись работы Ильи Ефимовича и рядом оказалась работа художника Льва Соловьёва «Не туда заехали». На ней изображена лодка с монахами, причалившая к берегу, где купаются обнажённые женщины. Художник создал множество изображений своих выдающихся современников.

Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251.

Не доносчик ли. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет.

Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года). Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Казалось, она спит.

Жанровые и исторические 
полотна Ильи Репина

Жанровые и исторические полотна Ильи Репина

Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы.

Третьяков»109. Непосредственно в Париже в 1876 году Репин создал необычное полотно «Садко», беспощадно раскритикованное искусствоведами, зато принесшее автору звание академика. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет».

«Отказ от исповеди 
перед казнью» (1879-1885)

«Отказ от исповеди перед казнью» (1879-1885)

Возвращается в Россию летом 1876 года. Убийство свершилось. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Это художник, который всецело отдавался творчеству итогом его многолетних трудов, большого количества эскизов, набросков, стали «Бурлаки на Волге» – одна из известнейших картин Репина.

художественный музей им. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Илья Репин родился в Чугуеве близ Харькова в 1844 году. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. Параллельно молодой мастер кисти продолжал работу над первым из самых значительных полотен — «Бурлаки на Волге».

А. Н. Радищева), «Стрекоза» (1884, ГТГ), «Осенний букет» (1892, ГТГ). Илья Ефимович собственноручно копал канавы и насыпал холмы. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141.

Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Тем не менее портрет Гаршина не пропал: в настоящее время он находится в США в Метрополитен-музее129. Работал весь день, не замечая времени.

Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой.

Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Художник, чья фамилия постоянно на слуху благодаря картине, которую он не написал.

Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Этюд получился превосходный. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194.

После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Л. Н. Толстого». Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157.

Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Репин считал сам эту картину красивой.

Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры.

Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Репин дважды подавал прошения об отставке. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина.

Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Однако картина поражает в первую очередь именно великолепно прописанными характерами.

Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель. Общественность начала сбор пожертвований. На лицах священнослужителей так и написано: «Вот приплыли. ». Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Так ли это – судить зрителям. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку».

«Крестный ход в 
Курской губернии» 
 (1880-1883)

«Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883)

По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Много учился на написании портретов близких и друзей. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29.

Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Из-за близкого соседства картин народ приписал её более известному на тот момент Репину. На смену безудержному, слепому гневу, в припадке которого царевичу был нанесен смертельный удар жезлом, пришло сознание непоправимости содеянного, безумный, почти животный страх и раскаяние. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет.

Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном.

«Запорожцы пишут 
письмо турецкому 
султану» (1880-1891)

«Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880-1891)

Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном.

Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. «Пенаты» стали его малой родиной. Как вспоминал впоследствии художник, вечерами, закончив работу, он нередко отправлялся на встречи с Толстым, стараясь приурочить их ко времени его вечерних прогулок. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве».

Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. я работал завороженный. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России».

Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Репин никуда не делся. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная.

«Торжественное заседание 
Государственного 
Совета 7 мая 1901

«Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1903)

Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью.