Иероним Босх Сад Земных Наслаждений Описание

Сад земных наслаждений (триптих Босха)

Пользуясь недостатком у того художественного вкуса. Кто хочет быть веселым – веселись сегодня. В 1504 году король Кастилии Филипп Красивый заказал ему работу «Суд Бога, восседающего в Раю и Ад». Если перед нами хвост скорпиона (хотя неизвестно, подразумевал ли Босх именно его), то он в средневековых текстах часто ассоциировался c дьяволом, а в житии святого Антония прямо сказано, что демоны осаждали аскета в образах разных зверей и гадов: львов, леопардов, змей, ехидн, скорпионов.

Впрочем, не все с этим согласны. Существо глотает – головой вперед – очередного человека. Все же это были люди другой психологии. Хотелось бы обратить особое внимание на еще одну интерпретацию.

А оно есть. Сколько людей – столько и мнений. А до него Эрнст Гомбрих, комментируя одну из таких «труб», предполагал (правда, не слишком убедительно), что это вовсе не алхимическое приспособление, а колонна, на которой, по одному из средневековых преданий, люди, жившие до потопа и знавшие, что мир вскоре погибнет, записали свои познания. Возрождение.

Картина «Сад земных 
наслаждений»

Картина «Сад земных наслаждений»

Ева же стыдливо потупилась, что, в самом деле, подозрительно. В 1947 году была опубликована эпохальная книга историка Вильгельма Френгера. А некоторые искусствоведы даже предполагают, что стеклянный купол, который охватывает нескольких любовников, символизирует фламандскую поговорку «Счастье, как стекло – оно однажды разбивается». В 1939 году для реставрации полотно перевели в Прадо. Она выполнена в монохромном стиле гризайль (это было частым явлением для триптихов того периода и предназначалась, чтобы не отвлекать внимание от цветов открываемой внутренней части). Третий этап – очищение смеси огнем – в алхимических трактатах символически представлялся как казнь или муки ада. На переднем плане, между Адамом и Евой, стоит Христос.

15. Но изображённое в метафорическом ключе. Но что. Заходил в мастерские, следил, как копиист работает, давал наставления.

Здесь Босх изображает мистическую свадьбу Христа, второго Адама, с Евой в качестве Экклесии (Церкви) и их соединение служит прообразом сочетания Солнца и Луны в зодиакальном созвездии Рака. За последние сто лет появилось множество интерпретаций Босха. Катары верили, что Князем Тьмы является ветхозаветный Иегова. Некоторые считают, что обжорство ягодами подразумевает, на самом деле, обжорство грибами (галлюциногенными).

Картина Босха «Сад 
земных наслаждений»: 
история шедевра

Картина Босха «Сад земных наслаждений»: история шедевра

Тут он может импровизировать по ходу рисования. Это занятная, но маловероятная версия: инквизиция во времена Босха свирепствовала. Ерун ван Акен, подписывавший свои картины «Иеронимус Босх», считался в Хертогенбосе вполне респектабельным человеком. Босх вышел из этой ситуации специфически.

В описи 1700 года она названа «Сотворением мира». Обратимся к ним.

Сад земных наслаждений, 
Иероним Босх

Сад земных наслаждений, Иероним Босх

Люди находятся в стеклянных сферах или под стеклянным куполом. Но также вполне вероятно, что стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий три фигуры иллюстрируют нидерландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны». Центральная часть – вскрытая яичная скорлупа с человеческой головой. Это дает повод предполагать, что картина была написана на заказ, для графов. Однако, если сравнить «меланхоличное чудовище» с другими предполагаемыми автопортретами, сходство обнаружится весьма условное.

И он – не художник. Причины, почему в аду много музыкальных инструментов, ясны. Кроме того, Босх часто зашифровывал в своих картинах местный фольклор. Однако художник, возможно, до самой смерти вводил сограждан и заказчиков в заблуждение. Ему УЖЕ все известно. Изображенные сферы как раз покрыты трещинами.

А иллюстратор известной идеи. Он держит Еву за руку так, как это принято в брачной церемонии. «Сад земных наслаждений» — одно из известных произведений художника Иеронима Босха (1450-1516). Босх, который из этого мира вышел, явно в него не укладывается и целиком к нему не сводим.

От чего тот испражняется галками, улетающими вверх. Правая створка триптиха «Сад земных наслаждений» получила свое название «Музыкальный Ад» из-за изображений инструментов использованных в качестве орудий пыток и другим странным образом: на арфе распят один грешник, ниже лютня становится орудием пытки другого, лежащего ничком музыканта, на ягодицах которого оттиснуты ноты мелодии. Прячущиеся под трухлявым пнем священники слепы, глухи и бессильны.

Описание картины 
«Сад земных наслаждений»

Описание картины «Сад земных наслаждений»

Внутри корабля пылает огонь из которого в дыму вылетают крошечные птички. К таким символическим аллегориям наказания могут относится: раковина, которая захлопывает любовников (раковина – женское начало), алоэ, которое впивается в человеческую плоть и так далее. Это произведение имеет невероятное количество трактовок у искусствоведов. Эрвин Панофский, один из крупнейших искусствоведов XX века, писал о работах Босха: «Мы просверлили несколько отверстий в двери закрытой комнаты, но ключа к ней, кажется, так и не подобрали».

Таков основной сюжет левой створки «Сада», где мы видим брак первых людей: Господь вручает Еву Адаму и благословляет первую пару плодиться и размножаться. В то время как ум Босха (если это автопортрет) может отвлекаться на мысли о похоти, которые символизирует волынка, удачно балансирующая на его голове, в полости его тела, три крошечные фигуры сидят за столом, как будто обедая.

История одного шедевра: 
«Сад земных наслаждений» 
Босха

История одного шедевра: «Сад земных наслаждений» Босха

В третьей части трптиха Босха, художником в беспощадной, мрачной реальности показаны различные виды мучений «умноженных» законопреступников, тела которых проглатывает Птица-Сатана, восседающая на троне.

Разве может быть что-то важнее любви к Богу. ) И вот один из скачущих держится за свой член, другой заходится в смехе, третий пробует сбросить соседа с его животного, пятый выкаблучивается позой сидения (на кабане), шестой в театральном отчаянии хватается за голову, седьмой мало, что стал на спину своего коня только одной ногой, но еще другую задрал и смотрит из-под колена. Другие интерпретации представляют нам Землю после потопа. Однако не стоит считать, что толпа обнажённых любовников должна была по замыслу Босха стать апофеозом безгрешной сексуальности. Музыка – легкомысленное греховное развлечение, которое подталкивает людей к плотским утехам. Богословы того времени жарко спорили на тему, есть ли у женщины душа.

Можно спасение нежизнью, духом – выразить изображением жизни, плоти. Они исповедовали в богослужении и в быту свое толкование первородного греха и изгнания прародителей Адама и Евы из рая участие в недоступных для посторонних религиозных службах, проводившихся, как правило, в одной из многочисленных пещер за городскими стенами, принципиально подразумевало наготу братство также устраивало театрализованные религиозные действа главным блюдом на их ежегодных трапезах был лебедь (откуда и пошло второе название секты).

«Сад земных наслаждений»: 
что означают главные 
символы в загадочном

«Сад земных наслаждений»: что означают главные символы в загадочном триптихе Иеронима Босха

Некоторые искусствоведы считают, что этот фрагмент может иллюстрировать старинную нидерландскую поговорку: «Стекло и любовь — как они недолговечны. ». Это – третий день творения. Следует отметить, что эта работа, как и другой триптих Босха «Воз сена» (также изображает путь к греховному падению), представляет собой триптих только по форме. Достаточно важное место в композиции занимает человек-дерево.

Размер картины: центральная панель – 220 х 194 см, боковые – 220 х 97, 5 см. Не получается представить, что он был написан чтобы украсить церковный алтарь. 10). Выгравированная на лезвии буква М обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, слово Mundus (Мир), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы. Нидерланды.

«Сад земных наслаждений» 
Иероним Босх

«Сад земных наслаждений» Иероним Босх

Мотив демона или дьявола, сидящего на высоком стуле, заимствован из текста «Видение Тундала», У подножия престола сатаны, рядом с адским пламенем, обнажённую женщину с жабой на груди обнимает чёрный демон с ослиными ушами. Северной Европе мотив бодрой радости чужд вообще. Туда же скупец осужден вечно испражняться золотыми монетами, а другой. Полое дерево — это символ смерти, ада, безверия. Левая створка изображает последние три дня сотворения мира.

На голове – диск с танцующими грешными душами под волынку. Складывается впечатление, что Босх, задумывал его как абсолютно новую форму светского триптиха, который функционировал как домашний кинотеатр, включенный на канале Ренессанс, дома у богатых заказчиков. судя по всему, обжора— безостановочно изрыгать съеденные лакомства.

Триптих «Сад земных 
наслаждений»

Триптих «Сад земных наслаждений»

Для средневековой морали половой акт, который в XXв. И средневековая жестокость и несвобода, в частности, вызывала ереси. Раз так, то любовные утехи, занимающие персонажей «Сада земных наслаждений», по мысли Френгера, это вовсе не обличение грешного человечества, а визуальная ода плотской любви и чуть ли не реалистическое изображение ритуалов секты.

И воспитание нравов было для Босха важнее копирайта. К людям такого толка, можно еще отнести Льюиса Кэрролла. Это панель из-за которой картина получила свое название «Сад земных наслаждений». Картина вызвала много толкований и споров среди исследователей.

Скрытые символы 
и загадки триптиха 
Иеронима Босха «Сад

Скрытые символы и загадки триптиха Иеронима Босха «Сад земных наслаждений»

Также этот сюжет напоминает события, описанные в Псалтыре 33. 12. В награду Бог дарует чудесную беременность жене Авраама, Саре.

Проблема лишь донести до нас, зрителей, в столь же накаленном виде. Левая створка триптиха «Сад земных наслаждений» изображает последние три дня сотворения мира и соответственно носит название «Творение» или «Земной Рай». Дерево, масло. Даже в Италии радость бытия представляется краткой и преходящей.

– М., 1992. Приписывается Босху. Это будет один из переходов от Рая к греху. Французский искусствовед Юргис Балтрушайтис в свое время показал, что этот странный гибрид, как и многие другие, придуман задолго до Босха. Завтра – поздно». И, по идее, должна не ведать стыда. Вплоть до гигантских – относительно человеческих фигур.

Но – известной. Огромную картину написал Босх – «Сад земных наслаждений». Разврат, убийство и пьянство наказываются мучениями. Но если в Италии уже было Высокое Возрождение, то севернее гуманизм только продирался. А может только так и оставить – в виде противоречивых элементов. Она увенчана полумесяцем – знаком планеты Луна.

10 символов, зашифрованных 
в картине «Сад земных 
наслаждений»

10 символов, зашифрованных в картине «Сад земных наслаждений»

Грехи Средневековья Современному человеку также сложно интерпретировать изображенные муки грешников (на правой створке триптиха). Алтарь «Сад земных наслаждений» -- самый известный триптих Иеронима Босха, получивший свое название по теме центральной части, посвящен греху сладострастия -- luxuria. Похожие кораблептицы известны на античных печатях, которые в Средневековье ценили как амулеты. Так называемое «меланхоличное чудовище» получило свое прозвище благодаря невозмутимому выражению лица.

Босх-моралист, сатирически изобличавший пороки, присущие человеку и неискоренимую греховность мира, конкурирует с Босхом-скептиком, который скорее насмехался над глупостью и легковерием человечества (как писал один испанский поэт XVI века, Босх преуспел в карикатурах на чертей, хотя сам в них не верил). Все эти лики Йеруна ван Акена – некоторые из них фантастичные (как Босх-еретик), а другие (как Босх-моралист или церковный Босх) скорее близкие к правде, – не всегда исключают друг друга и легко сочетаются в разных пропорциях. Следует еще понять, как она вписывается в новый контекст и как в нем играет. Рассматриваемая композиция – первый чистый пейзаж в истории нидерландской живописи.

Это своего рода виртуальный рай: изображение идеального мира, в котором потомки Адама и Евы могли бы жить, если бы их прародители не согрешили и не были изгнаны из Эдема гимн безгрешной любви (так как никакого греха просто не было бы) и природе, которая была бы щедра к человеку. Никто не опровергнет, что даже и заказчику художник может исподтишка напакостить. Босх явно любит этот мотив – в «Саду земных наслаждений» черные птицы, словно из адского пекла, появляются из зада грешника, которого пожирает птицеголовый дьявол – хозяин преисподней. Потому такое умолчание позволило многим считать, что у женщины души нет вообще.

В XV – XVI веке алхимия была не только эзотерическим знанием, нацеленным на поиск эликсира жизни и искупление мира и человека, но и вполне практическим ремеслом (из него потом вышла химия), которое требовалось, скажем, для приготовления врачебных снадобий. Там их полно. Обширное пространство сада заполнено обнаженными мужчинами и женщинами, которые лакомятся исполинскими ягодами и плодами играют с птицами и животными, плещутся в воде и -- прежде всего -- открыто и бесстыдно предаются любовным утехам во всем их разнообразии. Ею не украсить церковный алтарь.

: «Сад земных наслаждений», 
Иероним Босх

: «Сад земных наслаждений», Иероним Босх

Впрочем, косвенное доказательство есть косвенное. На нем нет ни людей, ни животных.

Одни считают, что это начало жизненного цикла, а другие – что это его конец. – М. : Белый город, 2007, стр. Средневековые моралисты именовали любострастие «музыкой плоти» – и вот у Босха многочисленные музыкальные инструменты терзают человеческую плоть, но уже отнюдь не звуками. При создании человека Бог вдохнул в Адама душу, но после сотворения Евы этого сказано не было. Место расположения—Музей Прадо (Мадрид). Впрочем, люди, отгородившиеся от остального мира прозрачной «броней», могут символизировать такой порок как эгоизм.

«Сад земных наслаждений»: 
триптих Иеронима 
Босха в интерактивной

«Сад земных наслаждений»: триптих Иеронима Босха в интерактивной интерпретации

В 1516 году его сестра Маргарита Австрийская – «Искушение св. В сцене Ада Босх рассказывает о негативных последствиях влияния Луны и Венеры. Еще до начала рисования. Этот сюжет тоже можно понимать по-разному.

Умудренные опытом мужи говорили в назидание юнцам, что «всякий человек сам готовит прут для своей задницы». Но значение многих из этих плодов могло быть и совсем иным.

Босх. Также на картине в иллюстративной форме продемонстрированы различные пословицы. Однако это не значит, что у Босха каждая деталь обязательно была визуальным ребусом и уж тем более, что всякий его современник, сканируя взглядом сотни фигур, населяющих «Сад земных наслаждений» или «Искушение святого Антония», был способен все эти смыслы считать. Все это вполне возможно и в Средневековье можно встретить мириады примеров символических толкований, где общий смысл целого (скажем, архитектуры храма) складывается из суммы десятков элементов, каждый из которых что-нибудь да символизирует.

Перечисляется в составе коллекции, отправленной Филиппу II Испанскому в 1593 году. На последней части изображён ад и самые разнообразные муки грешников. Они, как будто, являются маленькими частями одной большой картины природы.

Картина «Сад земных 
наслаждений» Иероним 
Босх

Картина «Сад земных наслаждений» Иероним Босх

Она смотрит прямо на зрителя. В чем оно. По бокам находятся другие сюжеты.

И двустворчатая раковина, символ супружеской неверности, – тоже. Считается, что цветы и фрукты являются символами временные удовольствия плоти. Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля.

Мораль Босха через 
призму Сада земных 
наслаждений

Мораль Босха через призму Сада земных наслаждений

Считается произведением зрелого Босха. Если он и занимается разнообразием, например, эмоций мужчин по поводу женщин (замкнувшаяся в своей ограниченности в кольцо кавалькада скачущих на животных мужчин вокруг круглого же пруда, полного женщин), так чтоб поизгаляться над этими эмоциями. Никто не может знать наверняка, почему Босх представлял себе мир именно таким.

Он повелел и все создано». Нагие люди кажутся столь радостными и беспечными, так как не ведают, что творят.

Их можно сравнить с исполинскими ягодами и птицами центральной части триптиха. Там и другое, негативно символизировавшее в Средние века сладострастие, есть – ежевика. Над Землей мы видим Творца, взирающего на своё творение. Она увенчана полумесяцем – знаком планеты Луна. Как он не попал на костер инквизиции, которая в его время набрала полную силу, особенно в Испании.

В левой части изображено сотворение Адама и Евы. Исследователи, ценители искусства Босха спорят по поводу значения картины, символических историй, загадочных образов. В изображении «сладострастных» плодов – винограда, граната, клубники, ежевики, яблока – исследователи видели аллегорию распутства, плотских наслаждений, преходящих радостей. и т. п. Гертогенбош.

Босх – воистину великий комбинатор. 59 x 51 см. Литературным источником босховского Ада музыкантов (так же, как и в триптихе «Воз сена») считается сочинение Видение Тундала изданное в Хертогенбосе в 1484 году, подробно описывающее мистическое посещение автором Рая и Ада, откуда, видимо происходит образ покрытого льдом пруда, по которому грешники вынуждены неизменно скользить на шатких санках или коньках. Телесный низ — магистральная тема творчества Босха. Можно предположить что «Сад земных наслаждений» должен иметь какой-то призыв или какой-то конкретный смысл, для современной аудитории. Приблизительное время написания — 1500-1510 годы. – В общей бледости тел при общей пестроте всего остального.

«Железный шлем» завинчивался на голове, ломая кости черепа. Его чувство меры в изображении голых мы б и не оценили. НЕ ограниченное нарисованным (а есть еще нечто, стоящее как бы ЗА нарисованным), то – логически – может ли предложенная выше установка Босха породить художественное в принципе. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений – мир, растленный любострастием.

Но у некоторых ангелов еще есть возможность спасти свою душу. Антония». Ее адепты, как считается, мечтали вернуться к состоянию невинности, в котором Адам пребывал до грехопадения (отсюда их название – адамиты) и полагали, что смогут его достичь через любовные упражнения, в которых видели не распутство, а молитву, прославляющую Творца.

Чтобы сама человеческая природа не пряталась под рубищем, рясой или напудренным париком. Никто не присутствовал при заказе. Во внутренних панелях триптиха показан путь к пороку. Планета Венера покровительствует музыке и музыкантам. Босх мог быть обеспокоен человеческим поведением.

Когда мы сталкиваемся с непонятным, переглядеть иногда так же вредно, как и недоглядеть. Любой художник и созданный им образ существует в каком-то контексте. На ней уже есть вода из которой выступает суша. «Извлечение камня глупости»). Разгадкой этих намёков и иносказаний заняты учёные и искусствоведы уже не одну сотню лет.

Для средневековой морали половой акт, который в XXв. Адам смотрит на Еву с восхищением и энтузиазмом. Этот ребенок станет первым из будущего великого племени избранного Богом. И т. д. Босх по своим моральным принципам ну никак не мог опускаться до натурализма голых тел. Он был весьма своеобразный, самобытный и талантливый. Две крайние его части являются створками, которые закрываются.

Бог с ангелами отправляются в Содом и Гоморру, чтобы посмотреть, что там происходит. Речь о такой детали правой панели изображающей время прихода Антихриста, где самым крупным злым актором (не считая древа смерти в центре), может, этим самым Антихристом является синее существо с уродливым человеческим телом (руки-ноги у него тоненькие и безрельефные, кисти – с двумя пальцами, а ноги вставлены в кувшины), с птичьей головой. По второй, конкурирующей, версии, мы видим не ложный, дьявольский, а самый что ни на есть подлинный рай или золотой век, который либо утопически устремлен в будущее (в идеальное состояние человека), либо, как предполагали Жан Вирт и Ханс Бельтинг, вообще лежит вне времени, так как никогда не существовал и уже никогда не возникнет. Оригинальное название этой работы Босха доподлинно неизвестно. Образы ужасных наказаний, которым подвергаются грешники, не только плод фантазии Босха.

Сад земных наслаждений 
 (триптих)

Сад земных наслаждений (триптих)

Перед вами – фрагмент картины Босха «Сад земных наслаждений». (А как же иначе. В средневековой Европе существовала масса приспособлений для пыток: «ручная пила», «пояс смирения», «аист», «покаянные рубашки», «козлы для ведьм», колодки, жаровни, ошейники. Но что значат оставшиеся детали: насекомые ножки и хвост, синий вогнутый щит, на котором это сооружение может катиться, стоящая у него наверху готическая часовня и, наконец, демон (а может быть, человек), который с помощью веревки заталкивает мелкую рыбину в пасть большой.

Центральная же часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви». Они вынуждены перерождаться в человеческих телах. Эту теорию развивал Грегори Мартин Г. Мартин. Сорванных.

  • Популярные трактовки некоторых образов
  • 15 малоизвестных фактов о самом загадочном триптихе Иеронима Босха
  • Сообщество «Волшебная сила искусства»
  • Взятие Иисуса под стражу и Несение креста
  • Жизненный путь, алтарь Воз сена
  • Земной Рай, композиция Видения загробного мира

И для адамитов разврат был не разврат, а возвращением к Адаму, к естественности. Никто не знает, как названа картина Босха «Сад земных наслаждений», фотография которой здесь представлена, самим художником. Давайте разберемся хотя бы с частью из них, чтобы было интереснее читать картину. Часть из них стала демонами. Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны».

К слову, некоторые исследователи считают, что это автопортрет. В Прадо хранится картина Босха «Сад земных наслаждений». Если б он нарисовал глаза живыми, другие б слова (а не с негативной аурой похоть) приходили б на ум зрителю. Босх.

Тогдашние супермены, адамиты (секта возникла в 13-м веке) имевшие часовню, – пишет Роуландс, – в церкви, которую украшал витражами Босх исповедовали вседозволенность. Ханс Бельтинг считал, что алхимические трубки – это скорее насмешка над тщетными попытками алхимиков (или вообще человека) овладеть секретами природы, сымитировать их с помощью технических ухищрений и уподобиться Творцу.

  • композиция Видения загробного мира
  • Аллегория чревоугодия и любострастия
  • Странные прозрачные и непрозрачные сосуды
  • Правая створка («Музыкальный Ад»)
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • Человек-дерево с крысино-рыбьим хвостом
  • Самое интересное в виде мозаики
  • Словари и энциклопедии на Академике

Пусть и проповеднически страстный. Босх воплощает текст Ветхого Завета совсем не по канону. Первая, которой придерживается большинство босховедов, состоит в том, что перед нами вовсе не райский сад, а иллюзорный, обманчивый рай аллегория всевозможных земных пороков (со сластолюбием во главе) слепая радость грешников, которые обрекают себя на погибель, – на правой створке триптиха как раз изображена уготованная им преисподняя. Мало того, что он не устраивал истерик о плагиате, он даже курировал копиистов.

Существует несколько объяснений значения прозрачных сфер и круглых плодов, в которых уединяются пары на центральной створке «Сада земных наслаждений». И тогда весь его триптих есть в лоб проповедь христианского фанатика. Но от этого он художником не становится. Так что, судить о том, насколько образ личный, трудно. Земляника – знак праведности и трудолюбия. Земля уже есть и она нарисована в виде сферы.

  1. Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Изображение задницы, пронзенной стрелой, символизировало божью кару за грехи. Дат у большинства произведений нет и названий им сам художник не давал. Раковина же, плоды и ягоды – другое дело.

Души обманутых им ангелов пали из духовного мира на землю. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений— мир, растленный любострастием. Долой усталость. Эти три фигуры напоминают Бытие 18. 2, в котором Бог прибывает к Аврааму в сопровождении двух ангелов (все маскируются под обычных людей) и Авраам, без сомнения, оказывает им гостеприимство. На правой створке изображён ад. На внешней стороне боковых панелей изображена финальная часть «Сада земных наслаждений» — Мир на третий день после творения, когда Земля уже покрыта растениями, но еще нет ни животных, ни человека.

Это следование в лоб второго из первого. В 1857 году появляется ее нынешнее название – «Сад земных наслаждений». – В неприятии этого мировоззрения Босх и применил сплошную наготу людей на триптихе. Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции. Собрание Ф. ван Ланшота.

Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Однако без понимания символов, принятых во времена Босха, сделать нам это очень трудно. Именно такими и считались работы Босха при его жизни.

Популярные трактовки 
некоторых образов

На створках закрытого триптиха показан третий день Творения. Кроме того изображена только что появившаяся растительность.

Но что именно делают люди в этом месте, остается вопросом для многих. Пусть сердце горит негой. И падает это дерьмо в круглую бездну.

Действительно, в нескольких комментариях, содержащихся в испанских текстах XVII века, работы Босха называются «entremeses» (закусками). Работа представляет триптих только формой.

И тем не менее большая часть его работ находится в Испании. Точно также и мы сейчас можем разгадывать фрагменты картины. Господь знакомит пробуждающегося ото сна Адама с Евой. Исследователи считают, что Босх противопоставляет им расположившуюся неподалеку группу «правильных католиков» (к примеру, членов Братства Богоматери в Хертогенбосе, родном городе художника).

По некоторым версиям это видение того, как могли бы наслаждаться житием в райском саду люди, если бы не произошло грехопадение Адама и Евы. Если сам триптих достаточно известен (уж, некоторые его сюжеты точно), то мало кто знает, что у него есть ещё и наружная сторона. Блажен народ, у которого Господь есть Бог. Неужели ты погубишь праведного с нечестивым. Но я готов предположить, что он рассматривал апельсины с центральной панели.

Если художественно только то, что выражено не в лоб, т. е. Может показаться, что на картине изображено детство человечества, золотой век, когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля. Они считали все материальное проявлением зла. И мне лично это даже импонирует. Когда створки закрыты, то это – единица, то есть совершенное совершенство.

В глубине «Искушения святого Антония» рыбина, «одетая» в красный «футляр», напоминающий заднюю часть кузнечика, саранчи или скорпиона, пожирает другую рыбку, помельче. Церковь же подогревала (в переносном смысле на проповедях и в прямом – на кострах) веру людей в неминуемость наказания за нарушение закона божьего. Перевернутая воронка — атрибут ложной мудрости и мошенничества (см. Сравнительно недавно необычная конструкция из розового коралла в центре композиции была признана астрологическим символом Рака, эмблемой его созвездия.

На первой части триптиха изображён рай. Чудесную так как Сара была уже слишком пожилой для родов женщиной. Ее исполняет хор проклятых душ во главе с монстром с рыбьей мордой. Они также увязли во грехе, как алхимики и удод. Босх, по мнению Харрис, намеренно искажая на картинах канонические сюжеты, зашифровал в многочисленных символах тайное послание будущим поколениям о своей истинной вере.

Так же как пустой или перевернутый сосуд, скорлупа, кожура, дуплистое дерево обозначают бренную оболочку. «Сад земных наслаждений»— самый известный триптих Иеронима Босха, получивший своё название по теме центральной части, посвящён греху сладострастия— Luxuria. Женщины срывающие яблоки и поедающие фрукты – символ греха и страсти. Миниатюрные фигурки людей и фантастически огромные, причудливые растения кажутся столь же невинными, как узоры средневекового орнамента, вдохновившего художника. Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля. Мотив демона или дьявола, сидящего на высоком стуле, заимствован из текста «Видение Тундала», У подножия престола сатаны, рядом с адским пламенем, обнажённую женщину с жабой на груди обнимает чёрный демон с ослиными ушами. Юных прелестниц пугали тем, что «если слишком долго любоваться своим отражением в зеркале, увидишь задницу черта».

Многие находки Диксон подкупают своей наглядностью. Историк и искусствовед Вильгельм Френгер в середине XX века предположил, что художник принадлежал к секте адамитов. Всем ясно, что за спиной святого Антония (монах, который смотрит на нас) творится что-то нехорошее. Этот триптих сохранился лучше, чем большая часть крупных алтарных образов Босха и беспечное веселье, парящее в композиции, подчеркивается её ясным, равномерно распределённым по всей поверхности светом, отсутствием теней, ярким, насыщенным колоритом. На правой створке «Сада» как раз изображена пылающая преисподняя с десятками различных пыток.

То есть здесь так же, как это было в триптихе «Воз сена», Босх берет за основу описания литературного произведения, но изображает их в своей манере, в принципе не противореча тем самым тексту, а лишь дополняя его изобразительными приемами. Босх изображает здесь третий день творения: сотворение земли, плоской и круглой, омываемой морем и помещенной в гигантскую сферу. Часто встречающиеся у Босха прозрачные сосуды, скорее всего, служат алхимической аллегорией: любовники «реагируют» друг с другом подобно химическим элементам в колбах и ретортах. В «Искушении святого Антония», еще одном триптихе Босха, который сейчас хранится в Лиссабоне, по небу парит белая кораблептица – создание, спереди похожее на цаплю, а сзади – на судно с птичьими лапами.

По его мнению, Здесь Босх изображает мистическую свадьбу Христа, второго Адама, с Евой в качестве Экклесии (Церкви) и их соединение служит прообразом сочетания Солнца и Луны в зодиакальном созвездии Рака. Однако нам точно известно, что он был членом процветавшего в городе католического Братства Богоматери, получал заказы от церкви, а в XVI веке несколько его работ, в том числе и фривольный «Сад земных наслаждений», приобрел испанский король Филипп II, который был фанатично благочестив и вряд ли бы стерпел у себя в Эскориале алтарь еретиков-адамитов. Эрнст Гомбрих, конкретизируя эту идею, предполагал, что Босх изобразил не вневременную аллегорию, а допотопное человечество – грешных потомков Адама и Евы, которые так прогневили Бога, что он уничтожил их, не считая Ноя с семейством, водами Всемирного потопа (согласно распространенному представлению, до потопа земля была необычайно плодородна – отсюда, по мысли Гомбриха, плоды гигантских размеров). Возьмем один случай. Катары отвергали учение и обряды католиков, считая все это созданием дьявола.

Это вообще был тренд в то время. Существует несколько вариантов толкования этого фантастического мотива: по мнению одних, это намёк на человеческую глухоту к словам Евангелия «имеющий уши да услышит». Круглое отверстие в основании – знак Солнца. Число 3 считалось полным и совершенным, так как содержит в себе и начало и конец. Такими они считаются и сегодня.

Существовало народное и достаточно распространённое поверье о том, что именно в Индии находится утраченный человеком Эдем. Их можно сравнить с исполинскими ягодами и птицами центральной части триптиха. Биография Босха, кроме нескольких зафиксированных в документах административных вех (женитьба, тяжба, смерть), – это сплошное белое пятно. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений— мир, растленный любострастием. Левая створка изображает последние три дня сотворения мира. Кто-то, сравнивая круглый стол с церковным алтарем, считает, что перед нами черная месса или дьявольская пародия на богослужение, где вместо облатки, которая пресуществляется в тело Христово, на подносе стоит жаба – один из традиционных символов дьявола кто-то интерпретирует эту сцену через астрологическую символику и ходившие в то время гравюры с изображением беспокойных «детей Луны» : азартных игроков и разного рода мошенников, столпившихся вокруг стола с костями и картами.

Авраам использует эту возможность, отправляясь с Богом. Босх, как возражают критики Диксон, мог заимствовать образы колб, печей и алхимических влюбленных, не прославляя, а критикуя ученую псевдомудрость (если рай все-таки ложный и дьявольский) или используя алхимические символы как строительный материал для своих визуальных фантазий, которые служили совсем другим целям: бичевали животные страсти или воспевали утерянную чистоту человека.

Если б художник лица снабдил бы ресницами и бровями, он бы должен был изобразить и волосы на лобках. Мне очень нравится на этот счёт теория Ханса Бельтинга, выдвинутая в 2002 году.

Но чаще всего сова, ничего не видящая днем (как принято было считать), символизирует душу человека, пребывающего в грехе. В «железные ботинки» зажимали ноги – степень сжатия зависела от суровости приговора в этой обуви осужденным полагалось ходить по городу, оповещая о своем приближении железным колокольчиком. Ноги древесного существа неслучайно «обуты» в лодки — несмотря на основательную конституцию, парня штормит и покачивает. На переднем плане кролик тащит свою добычу, привязанную за ноги к шесту и истекающую кровью, -- это один из самых излюбленных мотивов Босха, но здесь кровь из вспоротого живота не течет, а хлещет, словно под действием порохового заряда. Внутри человека-дерева – души в обществе ведьм и демонов.

Работа описывается как роспись по дереву с двумя створками. И она, по-моему, натуралистична. Проблема в другом: сходство деталей еще не означает, что весь «Сад земных наслаждений» – это огромная алхимическая метафора.

И тот, что под ногой человека на правой башне и тот (с зеленой кожурой), что на его голове, может, действительно натуралистичны. Оно сидит на стульчаке и испражняется синим пузырем, в котором проглоченные было им люди. Долой печаль. Ханс Бельтинг в своей книге «Сад радости» изданной в 2002 году в Мюнхене, пишет о том, что «Сад земных наслаждений» создавался не для церкви, а для частной коллекции и называет имя заказчика и первого владельца триптиха – Генриха III, герцога Нассау-Бреда, будущего придворного императора Карла V. Высшей аристократии этого времени присуща театральность и мода на собирание разного рода диковинок.

Дерево, масло, 389220 см. Где находится «Сад земных наслаждений» Босха. Круглое отверстие в основании – знак Солнца. Ибо художественность и противоречивость очень уж близки. Обусловлено это тем, что задница была едва ли не главной героиней средневекового нидерландского фольклора. В верхнем левом углу есть образ Бога с тиарой и Библией на коленях.

Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений -- мир, растленный любострастием. И с наружной стороны есть изображение, по смыслу предваряющее сюжет, расположенный внутри. Как предполагает Лоринда Диксон, эту сцену следует толковать алхимически. Иеронима Босха (1450-1516) можно считать предтечей сюрреализма, настолько странные создания зарождались в его сознании.

– У Босха не так. (Все-таки в названии апельсин есть apple, яблоко, плод с библейского запретного древа). В центре картины небольшой Остров Рай с ангелами.

В народе этой страны был особенно силен религиозный фанатизм. Для нидерландского мастера XV – XVI века, писавшего в основном на христианские темы (а Босх все-таки прежде всего моралист, автор евангельских сцен и образов святых-аскетов), – это средневековая церковная иконография с ее традициями латинская церковная премудрость (от богословских трактатов до сборников проповедей) литература на народных языках (от рыцарских романов до скабрезных стишков) научные тексты и иллюстрации (от космологий и бестиариев до трактатов по астрологии и алхимии) и так далее. И размеры их в разных местах разные. Странное существо с птичьей головой и большим полупрозрачным пузырём поглощает грешников и затем низвергает их тела в идеально-круглую выгребную яму.

– спрашивает он. «Садом земных наслаждений» триптих назвали исследователи. Выгравированная на лезвии буква «М» обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо— слово «Mundus» («Мир»), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы. Испанский богослов Хосе де Сигуенса дал ее подробное описание и толкование.

Она знак тьмы, ереси, злых сил, а также человеческой слепоты, глупости.