Картина Едоки Картофеля

На картине «Едоки картофеля», кажется, что свет от керосиновой лампы не только не освещает изможденные и угнетенные лица крестьян, а наоборот, усиливает тоскливую атмосферу, а то и вообще, растворяется в убогом жилище. Сам автор чрезмерно гордился «Едоками картофеля» и считал картину своим первым шедевром. Картина «Едоки картофеля» является одним из самых известных произведений Ван Гога.

Сюжет фантастической повести Севера Гансовского «Винсент Ван Гог» и фильма «Визит к Ван Гогу» снятого по её мотивам построен вокруг кражи «Едоков картофеля» путешественником во времени, позже раскаявшимся и вернувшим картину. Так вот, картина Едоки картофеля была создана ровно посередине этого пути. Едоки картофеля — была картиной начинающего художника Ван Гога. Картина Винсента ван Гога Едоки картофеля: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.

Ван Гог считал картину Едоки картофеля лучшим своим произведением. Картина «Едоки картофеля» является одним из самых известных произведений Ван Гога.

Картина Едоки картофеля, Винсент Ван Гог, 1885 – описание

Трудно вообразить более трагический контраст. Послушайте, дружище, вещь эта довольно хороша, но она сделана с линии, а античные художники шли от объемов (от массы или ядра). Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому искусству, вызов «чистой публике», любящей приглаженное искусство, вызов тем, кого художник ощущал «по ту сторону баррикады». В мае 1886 года, после отъезда его матери, – пишет Ж. Б. де ла Фай, – грузчики сложили произведения Ван Гога в ящики и оставили на хранение у колбасника города Бреды (в действительности это был краснодеревщик по фамилии Схрауэр). А между тем Милле, будь он к тому времени еще жив (Он умер в 1875 году), содрогнулся бы при одном виде картин Винсента, его плотных мазков и резкой, жесткой манеры.

В то лето 1885 года, когда, работая в поле, среди крестьян, Винсент был занят прямо или косвенно величайшей из проблем – цветом инстинкт его был подобен реке ищущей свое русло, путь, по которому в будущем потекут ее воды. Соответственно темнота других частей картины усилена. – восклицал он, откликаясь на зов величайшего из мастеров цвета.

Показывайте всем мои рисунки, – просил он Ван Раппар-да. Землистые, темные тона «Едоков картофеля» вовсе не заслуживают пренебрежения, с каким о них иногда отзываются. Все в этом мире эфемерно, преходяще и недолговечно.

Описание картины 
Ван Гога Едоки картофеля

Описание картины Ван Гога Едоки картофеля

Бедность художника (вообще его социальную отчужденность) он считал не столько печальной необходимостью (следствием внешних условий), сколько необходимым долгом. Винсент провел в Амстердаме три дня. Ван Гог не сомневался, что, даже и темная, она все-таки здоровее и достойнее господской. Можно возразить: тысячи художников писали, например, «Благовещение» и «Тайную вечерю», а различает их то, как они писали тысячи писали натюрморты с яблоками, но каждый писал яблоко по-своему.

Когда он приходил, то обычно ссорился с отцом. И господствующий колорит у Ван Гога иной: серо-зеленый, с глубокими голубыми тенями.

Как говорят врачи, поначалу убиваешь, затем исцеляешь. С редкой преданностью ухаживал он за матерью, дневал и ночевал у ее постели. Изображение пятерых усталых людей, которые при тусклом свете керосиновой лампы едят свой скудный ужин «теми же руками, которыми они копали землю» исполнено своеобразного величия: хочется назвать эту сцену не ужином, а трапезой. Один из пастырей даже пообещал прихожанам деньги, если они не дадут себя рисовать, «но они мужественно ответили, что предпочитают зарабатывать у меня, чем клянчить у него».

Винсента презирали и третировали, как никогда раньше. На моем холсте были табачные тона, нежно-зеленый и белый (серый), даже чистый белый – такой, каким выдавливаешь его из тюбика. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Он спускался с горняками в шахты, а по вечерам читал им Библию. Думаю, что, даже если я захочу и сумею чему-то научиться у других, даже если я позаимствую у них кое-какие технические приемы, все равно я всегда буду смотреть на мир собственными глазами и обладать собственным видением.

Мгновение, которое проходит, уже ушло от тебя навсегда. Но при всем этом мужество мое, а, возможно, также и силы скорей окрепли, нежели ослабели. Скоро учение будет завершено – уже теперь он рисовал с удивительной легкостью. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Вот почему можно говорить о взаимосвязи между цветами.

Дрожь нетерпения била Винсента. Этот возглас словно вырвался из самого сердца Винсента. Затем, скопировав полотна, он вернет их Винсенту. Винсент упорно отыскивал гнезда дроздов и корольков, зяблика и иволги и изучал их, как самый настоящий орнитолог, наверно, даже еще основательней так как всем сердцем жаждал постичь сокровенную тайну жизни птиц. (Этот колорит — дань Ван Гога собственному будущему, высветленной палитре). Конечно, его работам присуще множество недостатков, он отнюдь не склонен это отрицать. Дом стоял в саду, среди деревьев.

Описание картины 
«Едоки картофеля»

Описание картины «Едоки картофеля»

Они, как люди, вовлечены в круг существования. Вещи живут у него своей жизнью, не менее напряженной, чем человеческая. Однако, – тут же добавлял он, – не утруждайте себя сверх меры: ничего не форсируйте. И он шел вперед гигантскими шагами.

Человечность искусства Ван Гога коренилась глубже. Куда важнее другое – обвинения Ван Раппарда по части искусства живописи. Винсента угнетал Нюэнен, где теперь работать ему было невмоготу.

Ван Гог: описание 
картины «Едоки картофеля»

Ван Гог: описание картины «Едоки картофеля»

Художнику они говорили, что он «не должен заводить близкие отношения с людьми не его круга», а своим прихожанам – чтобы они не смели ему позировать. Он преисполнен решимости жить самостоятельно – согласно своим убеждениям. Наперекор традиции Ван Гог лишает трапезу какой-либо священной окраски.

Нет, скорее всего, нет. Но понимает ли Ван Раппард смысл всех его исканий. Художник должен быть художником и ничем больше.

Они страдают, радуются, ненавидят. Таким образом, все полотно звучит как бы в басовом регистре. И хотя называли его вангоговским кабинетом, висела там только одна маленькая картиночка известного художника— подготовительный этюд к картине Едоки картофеля: тёмная, мутная клякса, жирные линии, закрученные углем в осыпающуюся спираль, подобия лиц, глаз и носов, ничего толком не разберешь Разочарованные посетители недоумённо пожимали плечами: угольная клякса издали напоминающая трещину в небе, почерневшую, обуглившуюся молнию (и только позже, если приглядеться из мрака начинали проступать осторожные фигуры людей их перекрученные бедностью бледностью лица), не пробуждала воспоминаний, не требовала отождествлений, не искала человеческого сочувствия». Вчера я именно так подшутил над почтенным собратом моего отца. Холст, если так можно выразиться, отстранял художника от его моделей.

Едоки картофеля 
– 1885 Ван Гог – 
картины

Едоки картофеля – 1885 Ван Гог – картины

Почему ты не продаешь своих картин. Всегда и за все надо платить. Кругом все черным-черно. Мысль его ежеминутно возвращалась к ним. Брата Тео, приехавшего на похороны, Винсент настойчиво убеждал взять его с собой в Париж. Он стушевался и, надо сказать, без особого труда.

Судя по всему, он не слишком надеялся на это. Старые мастера пользовались подобной штукой. Можно сказать, что в то лето 1884 года Ван Гог открыл для себя живопись.

То же относится к синему и желтому. Отныне Винсент будет жить только живописью и для живописи. Он не отличался от них одеждой и образом жизни, но внутренне оставался самим собой. Ведь торф дает свет и тепло крестьянской хижине.

Это нисколько не поставит под угрозу его самобытность. Видит бог, неустанно повторял он, ведь он не злоупотребляет помощью Тео. Неточности, а подчас и огрехи.

Есть нечто необыкновенное, – писал он Тео, – в ощущении, что ты должен ринуться в огонь. Она никоим образом – точнее, почти никоим образом – не отвлекла Винсента от его исканий. Если сфотографировать человека, который копает землю, то на снимке он не будет копать. Крестьяне относились к нему хорошо и позировали охотно, – разумеется, за плату. Это было одним из его любимых выражений.

Описание картины 
Винсента ван Гога 
«Едоки картофеля»

Описание картины Винсента ван Гога «Едоки картофеля»

Винсент сердился, мечтал как можно скорее убраться отсюда. Здесь он будет лишь топтаться на месте и вянуть. На рисунках Ван Гога крестьянка, согнувшаяся под мешком с торфом изображается как бы сросшейся с ним. Не поладил он и со священником католической церкви.

Врач не стал обнадеживать ее родных: боюсь, сказал он, что госпожа Ван Гог не сможет ходить раньше чем через полгода и, по всей вероятности, останется хромой. Завязывал дружбу с крестьянами и в особенности с ткачами, которых было много в здешних местах, – они стали его излюбленными моделями. И она выполнила свое намерение, не сумев, однако, себя убить. И какая чудесная стремительность. События тоже следовали одно за другим. Все это надо прочно освоить. Картина Едоки картофеля стала финальным аккордом пребывания художника в Нюэнене (Северный Брабант, Нидерланды). Я говорил с врачом, чтобы получить у него совет: что я должен и чего не должен делать в интересах здоровья и будущего больной что лучше – по-прежнему сохранять с ней дружеские отношения или же стушеваться.

Гейнсборо располагал к тому же безошибочным приемом, обеспечивающим цельность его композиций. Но делать ему на ней больше нечего. Теперь Винсент одерживал один успех за другим. Но куда. Откуда ему знать, что его сын – Ван Гог. С той и другой стороны были брошены резкие слова.

Винсент Ван Гог 
– Едоки картофеля

Винсент Ван Гог – Едоки картофеля

Но ты все равно покажи ее ему – он должен видеть, что мы упорно идем к своей цели. Цвет – это поэзия. (Так впервые вошел в его жизнь мотив сознательной нищеты, очень значительный для последующего). Потянулись пасмурные месяцы. Сам процесс работы над «Едоками картофеля» обернулся своеобразным актом социальной борьбы, хотя это странно звучит по отношению к такому мирному и сосредоточенному делу, как писание картины.

Хотя того несколько смущали размеры картин, как и то, что Германе хотел получить композицию с пятью-шестью фигурами (тогда как Ван Гог предпочитал иметь дело с меньшим числом персонажей), Винсент был в восторге от этой сделки, дававшей ему возможность писать картины без каких-либо затрат и с рвением принялся за работу. И все же инстинктивно стремясь к той же цели, он шел к ней вслепую. – представить его как нечто абсолютно естественное. Искусство, к которому его влечет, – это субъективное искусство экспрессивного толка. Самой главной работой Ван Гога в Нюэнене была картина «Едоки картофеля» (с большим количеством подготовительных и сопутствующих этюдов) – ужин крестьян в хижине. Он навсегда простился с миром и с болью в сердце навсегда оставил надежду когда-либо вкусить покой и счастье обыденной жизни – иметь жену, детей, свой домашний очаг.

Пожилая женщина справа разливает в чашки черный кофе. Все черным-черно вокруг него и в душе тоже. Этот человек, рассуждавший как мастер своего дела, находился между тем в самом отчаянном положении. С какой изощренностью он располагал цвета играя на контрасте и нюансах, варьируя оттенки.

Ван Гог Винсент 
«Едоки картофеля»

Ван Гог Винсент «Едоки картофеля»

Здесь я только писал и писал без устали, чтобы научиться писать. Неординарность Гога пугает горожан до такой степени, что в марте 1889 года горожане пишут прошение освободить город от «рыжего безумца». Кстати, по обыкновению стремясь оправдать свое решение в глазах Тео, Винсент в каждом письме приводил все новые и новые доводы в пользу отъезда – в Антверпене он мог бы немного поработать с обнаженной моделью. Эта гармоничность – главная особенность классического искусства – отражает внутреннюю уверенность, которая в одно и то же время являет собой защиту от трагической неустойчивости мира и торжество над беспрестанной гибелью всего сущего и порождается одним лишь чувством меры и красоты.

Он же запальчиво возражал: «Я был бы в отчаянии, если бы мои фигуры были правильными я нахожу великолепными фигуры Микеланджело, хотя ноги у них, несомненно, чересчур длинны, а бедра и зад чересчур широки Милле и Лермит являются для меня подлинными художниками по той причине, что они пишут вещи не такими, как они выглядят, если сухо и аналитически копировать их, а так, как они, Милле, Лермит, Микеланджело, чувствуют их». Чего он добивался. Я решил выбрать второе и притом с таким восторгом, словно возвращаюсь из изгнания.

К тому же он признавал только индивидуальную технику. Женщина, воспылавшая к нему нежным чувством, – это было нечто новое для Ван Гога. Надо заставить обыденное служить выражению прекрасного (Запись на полях рисунка), – говорил Милле. Светлые краски.

В Нюэнене Винсент почти ни с кем не поддерживал отношений. Ни в коем случае. Я вполне представляю себе, что придет день, когда композиция также будет даваться мне с легкостью, – писал Винсент брату Тео Он весь захвачен сознанием того, что надо спешить. Может быть, вернуться в Дренте. Одна лишь работа давала ему отдохновение.

Вечером, взяв с собой этот холст, я отправился в Эйндховен, где живет один мой приятель (Германе), владелец довольно изящной гостиной (серые обои и мебель черная с золотом) и мы повесили там картину. Я сам в этих случаях протягиваю один палец и слегка дотрагиваюсь им до его пальца – это вместо рукопожатия. Природа открылась ему, позволив заглянуть в свою душу. В поисках сюжетов для картин они вместе бродили по окрестностям.

Пачкун с каждым днем вызывал в Нюэнене все большую настороженность. Это висячая керосиновая лампа. – говорил Винсент. Винсент будет писать картины. Так или иначе, есть все основания полагать, что Винсент решил – будь что будет. Он писал картофелины, которым силился придать объемность: иными словами, передать их качество так, чтобы картофелины превратились в массы, обладающие весом и плотностью, которую мы ощутили бы, если бы, скажем, попытались их подбросить, картофелины коричневые и черные, один вид которых навевал глубокую грусть. Благодаря этому он самостоятельно добирается до номера гостиницы, но через два дня умирает.

Это так но не нужно смешивать предмет изображения с предметом любви, – то, что художник истинно любит, определяет собой его «как», его подход к любому предмету. Это стремительность кисти дает такой мощный эффект, – прочитал он в статье о Гейнсборо. – Мой долг – искать случая и использовать всякую возможность для продажи моих работ.

Картина Едоки картофеля 
Винсента ван Гога

Картина Едоки картофеля Винсента ван Гога

Смотрите, как хорошо. Следует заметить, что все это происходило в 1903 году – спустя семнадцать лет после отъезда матери Винсента) и отринув прошлое, Винсент покинул Нюэнен, этот серый, враждебный и отныне бесплодный край и уехал в Антверпен, цветущий город, где его ждали, сверкая золотом и пурпуром, творения Рубенса. Он отчетливо знал это – как в нравственном, так и в эстетическом плане. Грубым формам сопутствуют мрачные тона: глинистый коричневый, грязноватая охра, оливковый зеленый, берлинская лазурь, почти переходящая в черный (Цвета черного мыла – по меткому замечанию Юлиуса Манер-Грефе).

Раз ей мешают соединить свою жизнь с любимым человеком, она примет яд. Скудный крестьянский скарб всегда под руками, он или создан крестьянином или служит ему.

У Хальса по меньшей мере двадцать семь черных тонов. Съездив в Утрехт, он беседовал там с врачом клиники. – принять предначертание судьбы. Теперь его волновали важные технические проблемы. Личность художника жаждет раздвинуть свои границы через нечто «другое», находящееся вне его «я», но ему созвучное.

«Хорошо зимой утопать в глубоком снегу, осенью – в желтых листьях, летом – в спелой ржи, весной – в траве хорошо всегда быть с косцами и крестьянскими девушками – летом под необъятным небом, зимой у закопченного очага хорошо чувствовать, что так было и будет всегда». Он должен бежать от этих унылых степей. Родственники Марго тут же расстроили эти планы – такой скандал допустить было нельзя. Он даже сказал ему об этом.

Повинуясь первому побуждению, он вернул Ван Раппарду его письмо с почтительным приветом. Ведь он жил в стране, где лишь редко возникают яркие цветовые контрасты и где художники, мастера светотени, в силу сложившейся традиции приглушая цвет, никогда не используют его в чистом виде и стремятся выискать теневые эффекты они пишут – как говорят искусствоведы – валёрами. Он должен жить среди декорации своих сюжетов.

Его судьба определена иначе. Большую часть картин приобрел бредский портной господин Маувен. То и дело вспыхивали ссоры.

Пожилая женщина справа разливает в чашки черный кофе. Вдвоем они много работали. Его органически отталкивало все связанное с «высшим обществом», с гостиными, нарядными дамами изысканными манерами, «лакированными ботинками» и так же органически притягивали все атрибуты жизни низших классов, «людей в деревянных башмаках».

Дает жизнь. Коричневое платье девочки, стоящей спиной на первом плане, коричневые руки и лица сотрапезниц в «Едоках картофеля», выразительные блики коричневого до предела насыщены смыслом.

После ссоры, разыгравшейся между ними, дело обернулось совсем плохо. Эта утрата, по существу, завершила долгий период в жизни Винсента. Я был бы в отчаянии, – уверяет он, – будь мои фигуры хороши.

Ван Гог задумал написать за зиму пятьдесят этюдов голов крестьян. К тому времени он уже постиг многие тайны мастерства и убежденно провозглашал свое кредо. Но это трудно осуществить. (Это была его судьба — во всем повиноваться только личной, внутренней логике).

Начало лета застало Винсента в процессе стремительного творческого роста. Винсент ощупью продвигался вперед. Но еще больше удивило кожевника то, что он никак не мог забыть холсты и рисунки Ван Гога.

Инстинкт вел его вперед с поистине волшебной безошибочностью. Скудость вещи — непременное условие ее одушевленности. Никогда еще он не был озабочен таким множеством технических вопросов. 17 января с его матерью приключился несчастный случай и поначалу это происшествие как будто примирило Винсента с родными: горе всегда сближало его с людьми. Винсент торопился уехать. Семейные беды еще больше сблизили братьев.

Ван Гог, Едоки картофеля: 
описание

Ван Гог, Едоки картофеля: описание

И очень важно, каково это «другое». Техника – не риторика, она должна выражать личность художника. С восхищением и страхом смотрел художник на Винсента, человека, беззаветно преданного искусству, который питался одним лишь хлебом и сыром (Это не портится в дороге, – шутил Винсент) и, вечно голодный, готовился и впредь жить в нищете. Подобное заявление, право, способно обескуражить кого угодно. Он должен отождествить себя со своими персонажами (крестьянами), растворить себя в них, чтобы усвоить себе их взгляд на мир, привычки, особенности психики. Он окажется очень далеко от слащавости известной картины Милле «Анжелюс». Сходя с поезда в Хелмонде, куда она ездила за покупками, мать упала, сломав правое бедро.

Винсент неизменно старался убедить в этом брата и самого себя. И Винсент снова остался один. Как знать – может быть, в Антверпене ему даже удастся продать какие-нибудь из своих работ.

Столкнулись лицом к лицу два разных мира. Было другое, что мешало ему остаться навсегда среди крестьян. Многочисленные гости, приходившие навестить больную, неумолчно расточали ему хвалу. Sorrow is better than joy. Чем скорей я уеду отсюда, тем будет лучше. – Непосредственность впечатления при этом полностью сохранена и передается зрителю.

Но все же порой это отравляет мне жизнь и я думаю, что многие, возможно, впоследствии пожалеют о своих словах и о том, что оскорбили меня враждебностью и равнодушием. – к любым лишениям. Керссе-макерсу он дал множество полезных советов. Он с готовностью ответил на ее любовь вдвоем они стали строить планы женитьбы. Винсент стал мастером своего дела.

Но Марго (судя по всему, наделенная крайне хрупкой нервной конституцией) не примирилась с этим отказом. Оставшись без моделей, Винсент начал писать натюрморты. Мрачная книга изобилующая запретами, угрозами и проклятиями, давившая на него в юностьи, лежит рядом с другой – одно название ее, светлое, как пляска света на лужайке, само по себе уже звучит гимном надежде.

Картина «Едоки картофеля» 
—настоящая крестьянская 
картина

Картина «Едоки картофеля» —настоящая крестьянская картина

Он довольствуется самой малостью – тем, что абсолютно необходимо для жизни. Вы ничего не говорите мне о технике, – писал он ему в своем первом письме. «Я часто думаю, что крестьяне представляют собой особый мир, во многих отношениях стоящий гораздо выше цивилизованного», — писал Винсент. Винсент продолжал писать – натюрморты, птичьи гнезда, кое-какие пейзажи. Рисунки Ван Гога боринажского периода почти все потеряны.

Я намерен и впредь поступать таким же образом. Он страдал от своего одиночества, но именно в нем черпал он силу и вдохновение. У родителей нет больше с сыном общего языка. Почему бы и нам не поступать точно так же. Только в труде его раненая душа забывала о жизненной пытке.

Напишите отзыв о 
статье Едоки картофеля

Напишите отзыв о статье Едоки картофеля

Да и какой отец на месте пастора вел бы себя по-иному. Изучение цвета и поиски в этом направлении привели и Винсента к вопросам, которые волновали художников светлой палитры, в ту пору дававших генеральный бой своим противникам.

Винсент был более философ, чем это принято думать. Он колебался, стараясь совладать с нетерпением, от которого его вдруг начало лихорадить. Сразу же после приезда в Нюэнен Винсент понял, как непоправим его разлад с родными.

Отрывок, характеризующий 
Едоки картофеля

Отрывок, характеризующий Едоки картофеля

Я хорошо знаю, к какой цели стремлюсь и твердо убежден, что нахожусь на верном пути, когда хочу писать то, что чувствую и чувствую то, что пишу, вот таким образом я не принимаю близко к сердцу все, что говорят обо мне другие. Он сделал также много эскизов – вариантов общей композиции, – и в мае 1885 года «Едоки картофеля» были закончены. Повторяю, я вынужден просить Вас об этом. Он относил к трудовым классам и себя, художника, человека «тяжелой и грязной работы». Разве они не наглядное олицетворение, глубоко поэтический символ семейного очага.

Жертвой своему призванию. Среди жителей Нюэнена он был белой вороной. Разве может их дочь выйти замуж за этого пачкуна, за неудачника оборванца. На сей предмет он заручился адресами шести торговцев картинами.

Даже изобразил двух женщин, копающих картофель. Можно ли с уверенностью сказать, что это было именно так. Он давно уже перестал. Мог ли он написать их иначе, не погрешив против жизненной правды, не изменив самому себе. Причинив ему острую боль, она глубоко омрачила его настроение. Шахтеры любили его, но считали чужим.

  1. Человечность искусства Ван Гога
  2. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  3. Словари и энциклопедии на Академике

Сознательно он допускал и анатомические неправильности в рисунке фигур, за что его тогда постоянно упрекали. Винсент знал, чего он хочет и куда идет. В первой книге его особенно поразила следующая, весьма характерная история. Завтра, как и сегодня, она будет его кредо.

Хальс – колорист из колористов. Лев Толстой говорил там, что между классами современного общества – зияющая пропасть жизнь господская, с науками искусствами, «влюбленьями», как бы вовсе не существует для крестьян, а господам жизнь крестьян, с ее трудами и со всеми ее интересами, представляется удручающе однообразной и темной. Этот розовый – заглушённый цвет, полученный в результате сочетания красного с зеленым.

Человечность искусства 
Ван Гога

Он вновь с мрачным ожесточением взялся за кисть. Благодаря этой покупке было спасено все, что относится к нюэненскому периоду (точнее, все, что сохранилось от этого периода).

Тогда Жигу спросил, почему он так думает. Винсент оборудовал себе временную мастерскую в чулане прачечной, пристроенной к дому. В мае, на радость Винсенту, к нему приехал Ван Раппард. Куда он шел. Неизменно угрюмый, он лишь ненадолго заходил в пасторский дом. Особенностью крестьянской психики Ван Гог считал очеловечивание вещей.

Вы потом измените свое мнение, – ответил тот. Он почти не выходил из музея, без устали разглядывая картины великих мастеров.

Два года Ван Гог каторжно трудился, не выпуская из рук карандаш и кисть. Как ни сложна диалектика содержания и формы в искусстве, большое заблуждение думать, что в искусстве «как» важнее, чем «что».

В своем исступлении Винсент накинулся даже на брата. Что же касается мастерской, то было абсолютно ясно, что пономарь больше не сдаст ее ему в аренду. Художник, стоя у холста, не отгораживается от своих моделей. Прошло время колебаний, сомнений, вопросов. Напротив, вплоть до самого последнего времени я ничего другого и не встречал.

Пусть даже он найдет ее плохой. Его невольно влекло к Винсенту и он снова поехал в Нюэнен. Этого он и сам не знал.

Он вконец озлобился. Однако, когда церковная администрация освободила его от должности (Винсент не только читал Библию, от дирекции шахт он требовал улучшения условий для рабочих), она освободила уже сформированного внутренне художника. Милле рисовал богатых, представительных крестьян на фоне спокойной и плодородной природы. В изображение крестьян он не вносил умиленной идеализации, свойственной кающимся дворянам или ходокам в народ, – он отдавал себе отчет в загрубелости своих персонажей, день-деньской копающихся в земле» знал, что в крестьянине «много от зверя» (его собственные слова) Но это его не отпугивало. Подавленный печалью этого края, он, как никогда, страшился своей участи. К последним Винсент питал истинную страсть. Здесь кончается «ранний Ван Гог».

Я не хочу, чтобы они были академически правильны. И впредь я буду поступать так же, как поступаю теперь, сталкиваясь с человеком, который имеет обыкновение вместо руки протягивать мне один палец. Перед Винсентом открылось огромное поле деятельности: изучить использовать потрясающие ресурсы цвета, определить, каковы плоды этих опытов, способствовать рождению нового искусства. О нем все время ходили сплетни, недобрые толки. И хотя называли его вангоговским кабинетом, висела там только одна маленькая картиночка известного художника— подготовительный этюд к картине Едоки картофеля: тёмная, мутная клякса, жирные линии, закрученные углем в осыпающуюся спираль, подобия лиц, глаз и носов, ничего толком не разберешь Разочарованные посетители недоумённо пожимали плечами: угольная клякса издали напоминающая трещину в небе, почерневшую, обуглившуюся молнию (и только позже, если приглядеться из мрака начинали проступать осторожные фигуры людей их перекрученные бедностью бледностью лица), не пробуждала воспоминаний, не требовала отождествлений, не искала человеческого сочувствия»2.

Братская привязанность Тео. Даже если ему не понравились мои рисунки, все равно покажи ему эту картину. Я горю желанием видеть картины Рубенса. Винсента захлестнуло безграничное отчаяние.

Он избрал себе образцом Милле. Но не тут-то было. Жерико и Гро, пояснил он, научились у греков первым делом выражать массы контура (почти всегда в форме яйца) и выводить все дальнейшее из расположения и соотношения этих овалов). Однако, добавил он, я нипочем не желал бы избежать этой ошибки.

Может быть, на этот раз Винсент и вправду поверил, что пришел конец его одиночеству. «Едоки картофеля» — это прощание с родиной исполненное горечи и поэзии. До этого еще очень далеко. Он сам, как они, плоть от плоти этой земли. И хотя называли его вангоговским кабинетом, висела там только одна маленькая картиночка известного художника – подготовительный этюд к картине Едоки картофеля: тёмная, мутная клякса, жирные линии, закрученные углем в осыпающуюся спираль, подобия лиц, глаз и носов, ничего толком не разберешь Разочарованные посетители недоумённо пожимали плечами: угольная клякса издали напоминающая трещину в небе, почерневшую, обуглившуюся молнию (и только позже, если приглядеться из мрака начинали проступать осторожные фигуры людей их перекрученные бедностью бледностью лица), не пробуждала воспоминаний, не требовала отождествлений, не искала человеческого сочувствия». Вслед за этим Винсент решил написать за зиму пятьдесят крестьянских голов (Некоторые из этих холстов в настоящее время находятся в музеях Парижа, Брюсселя и Лондона (Крестьянка в зеленой шали) используя относительный досуг, которым крестьяне располагают в ненастное время года. Моя палитра оттаяла, – констатировал он.

На тот момент он еще находился в поиске своей манеры. В том, что художник смотрит на мир глазами своих персонажей. – В сущности, ты даже не пытался этого сделать. Винсент не поладил также с новым пастором, пришедшим на смену его отцу. Ван Гог позднее будет подчеркивать, что в искусстве Милле все является одновременно «и искусством и символом», но не откажется от утверждения, согласно которому «следует представлять тривиальную действительность так, чтобы она выражала благородную мысль».

Есть еще одно-два яблока другого цвета, которые выигрышно оттеняют весь ансамбль, окрашивая его в розовый. Подобная концепция красоты абсолютно чужда Винсенту. Что поделаешь. Источник света в «Едоках картофеля» предельно прозаичен и подчеркнут. Винсент с первых же слов затронул здесь самую суть вопроса.

Осенью Винсента вновь навестил Ван Раппард. Да что там. Но. Но мог ли Винсент написать брабантских крестьян веселыми красками. По фасаду вился плющ.

Профессионализм сплошь и рядом обращается в штамп – неужели он этого не уразумел. – Возьмите, к примеру, этот тон (он показал пальцем на серую, грязную мостовую) так вот, если бы Паоло Веронезе сказали: Напишите белокурую красавицу с телом такого тона, он написал бы ее и на его картине женщина и впрямь была бы белокурой красавицей. Все сомнения остались позади. Впрочем, разве речь идет о продаже картин, о деньгах, о каких-то обидах. Кюре принял все меры для того, чтобы изгнать Винсента из Нюэнена и запретил своим прихожанам позировать художнику.

Он испытывает таинственное влечение к цвету. Винсента корили за то, что он не зарабатывает денег. Произошел давно назревавший его разрыв с семьей.

Если Винсент так остро реагировал на нападки Ван Раппарда (Порой мне кажется, – гласит его душераздирающее признание, – что поднимают руку на меня самого, настолько я связан с моим творчеством, настолько мои убеждения – часть меня самого) и если ему не всегда удается – он и это признает – сохранять спокойствие, то потому только, что суждения, высказанные Ван Раппардом, на взгляд Ван Гога, могли исходить лишь от невыносимо педантичного человека, верного питомца академии, от человека, абсолютно неспособного понять истинный смысл его творчества, направления, которое он избрал. – говорил Винсент.

Но Тео попросил брата подождать, пока его положение несколько упрочится, а это, по всей вероятности, должно было произойти в недалеком будущем. – беспрестанно спрашивали они. Это не античность, а ренессанс – сказал Делакруа. В это же самое время, когда никому не ведомый голландский художник писал свою картину – вызов и обвинение «цивилизованным людям», в далекой России всемирно известный писатель писал трактат «Что такое искусство» – с тем же вызовом, тем же обвинением.

В Боринаж он попал в должности протестантского проповедника. Теперь живопись открылась Винсенту во всем великолепии. В этом мире все случайно, неповторимо и невозвратимо. В мае Винсент завершил свою картину. И шедевр родился в ноябре 1885 года.

Правда, время от времени Винсент отпивал глоток коньяка из фляги, которую всегда брал с собой в свои походы и, не переставая, курил. Он отождествляет себя с ними. Лет сорока, не слишком привлекательная, она вместе с тем обладала неподдельной сердечностью и умом. Несмотря на все мои недостатки, сбить меня с толку не так легко, как некоторые воображают. Однако сын его неприятно поразил жителей Нюэнена. Страдание свято.

Это одна фигура, один организм. Абсолютно верно, – подтвердил он. История с Марго никак, точнее, почти никак не отразилась на его работе. Незачем даже вспоминать об этом благонравном бессилии. Убежденный в своей правоте человек наконец-то уверенно зашагал к светлой и ясной цели.

Нет. Загадочность Рембрандта, виртуозность Хальса. Так или иначе, отцу стало невмоготу разговаривать с сыном. Так, значит, вперед. Отсюда вывод: Львы – не обезьяны, они не подражают друг другу. Таков закон внезапного контраста, который отчасти уже широко использовал Делакруа. С тех пор Винсент часто виделся с Керссемакерсом. Для чего же теперь оставаться в Нюэнене.

Ее поместили в утрехтскую клинику. Это вялая, равнодушная дружба.

Очеловечивание вещей он поставил во главу угла в своей работе. Он как бы разучивал гаммы. Закончив работу, Винсент часто наведывался в Эйндховен, чтобы помочь советом Германсу, начавшему копировать картины.

Не лучше ли ему устроиться в каком-нибудь другом месте. надеяться, что когда-либо вкусит нормальную жизнь. Табак, как он утверждал, действовал на него успокаивающе. Эфемерная и трагическая идиллия.