Картина Грачи

Повторить подобный успех и стиль картины «Грачи прилетели» не удавалось никому, даже самому художнику. Свою одну из самых известных картин «Грачи прилетели» известный русский живописец написал в 1871 году. Картина «Грачи прилетели» очень свежа, легка и радостна, художник с большим удовольствием показывает зрителям весеннее обновление природы. В конце 1871 годакартина «Грачи прилетели» впервые предстала перед публикой на первой выставке Товарищества передвижных художественных выставок.

Спустя 10 лет после написания картины Грачи прилетели жизнь Саврасова пошла под откос. Какое то время картина с грачами демонстрировалась в Московском обществе любителей изобразительного искусства. Саврасов Алексей — художник, что подарил нам замечательные картины, среди которых и наиболее популярная, непревзойденная работа Грачи прилетели.

«грачи прилетели» – картина, которая удивительно точно передает его мировосприятие. Почему же картина «Грачи прилетели» так нам близка. В1997году, когда отмечалось 100 лет содня смерти великого художника, Центральным банком России была выпущена памятная серебряная монета сизображенным наней портретом Алексея Саврасова ифрагментом его знаменитой картины «Грачи прилетели». Умногих изтех, кто видел эту картину хотябы единожды, возникает ассоциация, что если грачи прилетели, товесна уже впути.

Картина Алексея Саврасова Грачи прилетели: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Картина Грачи прилетели написана мастером – пейзажистом русским художником. Который по значимости уступаетлишь картине Грачи прилетели. Одним из таких волжских произведений была и картина «Грачи прилетели». Недооцененная в полную меру при своем появлении, картина Грачи прилетели представляет собой произведение с ясно выраженной эстетической концепцией, утверждавшей в пейзажной живописи лирическое переживание природы, ставшее только в девяностых годах знаменем в искусстве саврасовских учеников.

В 1872 годуСаврасову было впервые заказано повторение картины «Грачи прилетели». «грачи прилетели» – картина знаменитого художника Алексея Кондратьевича Саврасова. Он пытался повторить успех Грачей, написав картины Весна. В 1872 году Саврасову было впервые заказано повторение картины «Грачи прилетели».

У Саврасова есть ещё одна картина Грачи прилетели, написанная 10 лет спустя. Одна из лучших работ художника Алексея Кондратьевича Саврасова – картина «Грачи прилетели» написана в 1871 году.

«Грачи прилетели» картина Саврасова

Возле церквушки расположена такая же постаревшая часовня. Искусствовед Фаина Мальцева писала, что в картине «Грачи прилетели» Саврасову удалось создать «многомерный и поэтичный образ русской весны, сближенный с жизнью человека уже не внешне, а внутренне». Под березами мы видим подтаявший, грязноватый снег.

Опохмелю его иногда позадержу у себя дня на два, приодену – напишет что-нибудь. РЖ-627). Работа над полотном началась в Костромской губернии в деревне Молвитино (в современности Сусанино).

В своей монографии о Саврасове искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов также отмечал, что «Грачи прилетели»— не случайная удача, а лучшая картина среди сходных работ художника. Лишь к 1873 году полотно перестает «путешествовать» с одной выставки на другую. На самом же деле эта обыденность мнимая. Морозовой, долгожданного наследника стольник С. В. К этому добавляется ощущение детского счастья и волнения.

Правда тогда это поселение называлось по другому Молвитино, переименованное в неспокойные советские времена в 1939 году. Конечно, когда картина была создана ее не смог не заметить Павел Михайлович Третьяков, сразу же выкупивший данный экспонат выставки. Царская семья тоже пожелала иметь в своей коллекции пейзаж Саврасова «Грачи прилетели» и вскоре после открытия 1-й передвижной выставки императрица Мария Александровна заказала художнику повторение картины. На картине «Грачи прилетели» небеса разрезаны ветками берез, еще без листьев. Все это можно живо себе представить, глядя на полотно «Грачи прилетели». В Третьяковской галерее хранится эскиз-вариант начала 1870-х годов под названием «Пейзаж с церковью и колокольней» (бумага тонированная на картоне итальянский и графитный карандаш, соус и белила, мокрая кисть, 49, 7 33, 3см инв.

Описание картины 
Алексея Саврасова 
«Грачи прилетели»

Описание картины Алексея Саврасова «Грачи прилетели»

Кроме этого, Саврасов – один из немногих художников, кто умел изображать воздух. Картина написана с чувством и с любовью и вы наверняка это понимаете, читая описание. Осенью 1871 года полотно «Вот прилетели грачи» экспонировалось на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ). Картина полна жизни, эмоций и впечатлений.

Около них расположена старенькая, но работающая церковь. Здесь что-то смешанное: и покой и тревога одновременно. Утро года здесь основное действующее лицо, оно гармонично во всей картине. Писал «Грачи прилетели» Саврасов в марте, в начале весны, что легко чувствуется по проталинам, ясному небу, отсутствию льда на реке и, собственно, по птицам, вернувшимся с зимовки. Квартиру предлагал я ему нанять – а он свое: «Никаких. » – рассердится и уйдет.

И. Н. Крамская, описывая выставку, сказала, что все пейзажи изображенные там – это «вода, деревья, даже воздух, а душа есть только в «Грачах»». Снег изображённый на переднем плане, кажется потемневшим, рыхлым и осевшим, а тот, что у забора, освещён солнцем и окрашен «мягкой розоватой золотистостью»69. «Грачи прилетели» — картина, написанная человеком сильной впечатлительности, острой наблюдательности и вместе с тем художником огромного мастерства. Сотрудники местного музея рассказали ему, что на месте, откуда были запечатлены церковь и деревья, ранее (по крайней мере, до 1920-х годов) стоял двух- или трёхэтажный дом, в котором жила семья шапочника Чичагова, так что, скорее всего, Саврасов писал свой этюд с балкона этого дома или стоя перед одним из его окон.

Выразительно и тоскливо полотно «Грачи прилетели», описание картины этой целое приключение, осознание чего-то большого, великого. В письме к Павлу Третьякову от 31 декабря 1870 года Саврасов писал: «Тихая жизнь в Ярославле позволяет мне сосредоточенно заниматься искусством», а в новогоднем поздравлении своему шурину Карлу Герцу художник сообщал: «После всех хлопот я только теперь начинаю работать и очень доволен как мастерской, так и квартирою вообще». Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов называл картину «Грачи прилетели» выдающимся произведением искусства и отмечал, что «она имеет не только художественное, но и общекультурное значение»613. Темный, золотистый купол церкви в полотне «Грачи прилетели» описанию картины добавляет надежду, словно сам Бог присутствует в пейзаже. Саврасовъ. Из-за обилия серых красок деревенский пейзаж на первый взгляд довольно зауряден. Морозовым, судя по всему, в честь рождения от своей второй жены, знаменитой боярыни Ф. П.

Если спросить любого человека о том, какая картина Саврасова ему известна, то он назовет, несомненно, «Грачи прилетели». Обычный весенний немного сероватый день. Картина произвела большое впечатление, как на обычных зрителей, так и на самих художников. Художник создает новые эскизы и этюды полотна и довершает картину в Москве. Она отмечала, что «неизученность биографии художника породила противоречивость, почти легендарность сведений, касающихся создания знаменитой картины».

В настоящее время в церкви находится музей Ивана Сусанина. Другой этюд (размером 30, 2 14, 8см), показанный на выставке 1947 года, принадлежал коллекционеру Н. В. Ильину и не имел столь определённого сходства с картиной. Сравнивая саврасовских «Грачей» с «Временами года» Чайковского, Асафьев отмечал, что появление такого пейзажа свидетельствовало о наступлении времени, когда «русская живопись почувствовала не внешнюю только видимость— очень скромную— русской природы, а её мелодию, душу пейзажа». Они берегут своих будущих птенцов от весеннего ветра, хоть и теплого, но резкого.

Описание картины 
«Грачи прилетели»

Описание картины «Грачи прилетели»

По его словам, эта одинокая картина Саврасова должна считаться «каким-то феноменальным, необъяснимым случаем»— как «по теме, по чудному поэтичному настроению», так и «по простоте, непосредственности исполнения и отчасти даже по красоте красок». «Грачи прилетели» – самое известное творение русского художника Алексея Саврасова. Обсуждая мастерство художника, проявленное при изображении деревьев, птиц, загородного пейзажа и колокольни, Стасов восклицал: «Как всё это чудесно, как тут зиму слышишь, свежее её дыхание. »22 Впоследствии искусствовед Николай Новоуспенский отмечал, что описание Стасова было не вполне точным, поскольку, по всей видимости, оно было сделано им по памяти— в частности, критик не увидел того, что всё полотно Саврасова пронизано чувством наступления весны. Ж-4117, передан в музей в 1948 году, дар М. М. Музалевского). Автор этой статьи Б. В. Саврасов начал свою работу над «Грачами» в марте 1871 года.

Ветер вскоре разгонит облака, выглянет солнце и птицы будут радоваться его появлению. Можно сказать, что именно картина «Грачи прилетели» Саврасова сделала его знаменитым. Картина «Грачи прилетели» была представлена в 1871 году на самой первой выставке Товарищества передвижных художественных выставок.

В 1971—1972 годах в рамках выставки «Пейзажная живопись передвижников» картина побывала в Киеве, Ленинграде, Минске и Москве316. Именно — Жизни, а не просто «естественного окружения» человека. Никто другой не смог бы написать их столь великолепно. Летом 1871 года картина была приобретена у Саврасова Павлом Третьяковым1516.

Не знают они, что весенней непогоды можно не бояться – она длится совсем недолго. Коряво изогнутые березки на холме просто облепили грачи. На этом эскизе, на котором изображён «скромный одноглавый храм, с едва намеченным его перекрытием и высоко поднявшимся шатром колокольни», проглядываются некоторые детали композиции картины, но существенная часть подробностей отсутствует— в частности, нет строений, располагавшихся рядом с церковью. А ведь весной иногда сыплет мелкий снег. А церковь в русской живописи всегда была символом добра, света.

Картина произвела большое впечатление, как на обычных зрителей, так и на самих художников. «Совсем старик спился Жаль беднягу, – писал Владимир Гиляровский.

Таким образом, «наиболее тёмный участок земли и строений оказывается как бы взвешенным в светлой и лёгкой среде, что способствует впечатлению воздушности всего пейзажа»68. С другой стороны известно, что после этого Саврасов принял решение представить свою картину «Вид Волги под Юрьевцем» на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ), которая открывалась 21 марта. В картине воплотилось два начала – жизнь и смерть. Изображённые на картине дальние планы придают пейзажу ощущение пространственности. При этом Зонтиков отмечает, что «с этой точки зрения колокольня должна находиться от храма справа и к тому же большая её часть должна быть при этом закрыта храмовым зданием».

Чуть дальше видны поля, на которых скоро будет пахота, но пока на них еще лежит снег. Весьма вероятно, что церковь сооружалась артелью ярославских мастеров.

30958)33878, поступивший в собрание от прямых наследников Саврасова от его первого брака. «Грачи» получили хорошие отзывы: художник Иван Крамской писал, что на выставке этот пейзаж «есть лучший и он действительно прекрасный»2021, а художественный критик Владимир Стасов отмечал, что это, «наверное, лучшая и оригинальнейшая картина г. Саврасова»22. Утро года здесь основное действующее лицо, оно гармонично во всей картине. В конце 1871 года картина «Грачи прилетели» впервые предстала перед публикой на первой выставке Товарищества передвижных художественных выставок. «Грачи» стали новаторством в живописи, при этом несколько статичные пейзажи Шишкина и Куинджи терялись на фоне работы Саврасова.

Сочинение по картине 
Саврасова «Грачи 
прилетели»

Сочинение по картине Саврасова «Грачи прилетели»

На переднем плане картины изображены берёзы, растущие на задворках церковного участка. Несколько голых берез – кривых и изломанных. Иногда упоминается сумма в 500 рублей— в частности, художник Павел Чистяков в письме Василию Поленову сообщал: «Слышал я, что Саврасов шуточку свою, впрочем даровитую, продал за 500 р. Радуюсь, есть знатоки стало быть». А. Саврасовъ».

Сравнивая саврасовских «Грачей» с «Временами года» Чайковского, Асафьев отмечал, что появление такого пейзажа свидетельствовало о наступлении времени, когда «русская живопись почувствовала не внешнюю только видимость— очень скромную— русской природы, а её мелодию, душу пейзажа». Затянет небо облаками, задует ветер После этого можно ожидать и снежок. Он называл «Грачей» выдающимся произведением искусства имеющим «не только художественное, но и более широкое общекультурное значение». На переднем плане полотна – снег. Описывая её сюжет, Левитан писал: «Окраина захолустного городка, старая церковь, покосившийся забор, поле, тающий снег и на первом плане несколько берёзок, на которых уселись прилетевшие грачи, — и только.

Сочинение по картине 
Саврасова Грачи 
прилетели 2, 4,

Сочинение по картине Саврасова Грачи прилетели 2, 4, 8 класс

Через несколько дней новорождённая девочка умерла. Царская семья тоже пожелала иметь в своей коллекции пейзаж Саврасова «Грачи прилетели» и вскоре после открытия 1-й передвижной выставки императрица Мария Александровна заказала художнику повторение картины. Николай Новоуспенский не соглашался с Бенуа в том, что картина «Грачи прилетели» стоит особняком в творчестве Саврасова, но признавал, что «она является такой вершиной, до уровня которой поднимаются ещё, может быть, одна или две работы»8. Кроме этого известен этюд к картине «Грачи прилетели», выполненный маслом по дереву и датированный 1871 годом. Сравнивая «Грачей» с появившимся в том же году полотном Фёдора Васильева «Оттепель», Фёдоров-Давыдов отмечал лиричность обеих картин, но разницу между ними видел в том, что саврасовская лирика соответствует ясному и чёткому повествованию, в то время как васильевской лирике присущ более общий, хотя при этом и непосредственный характер95.

Как они красивы». В прошлом году с какой-то пьяной компанией на «Балканах» сдружился. Но в феврале 1871 года умирает его дочь (третья по числу умерших детей в семье Алексея Кондратьевича). Художник неоднократно исполнял произведения, в которых он варьировал мотив и композицию картины «Грачи прилетели».

Гений одной картины: 
трагическая судьба 
родноначальника

Гений одной картины: трагическая судьба родноначальника русского пейзажа

Среди них привлекает внимание корявое дерево, слева от которого торчит сухой пень8. Мальцева отмечала, что при своём появлении в начале 1870-х годов саврасовские «Грачи» не были оценены в полной мере, но в 1890-х годах эта картина, представляющая собой «произведение с ярко выраженной эстетической концепцией, утверждавшей в пейзажной живописи лирическое переживание природы», стала «знаменем в искусстве саврасовских учеников». Картина полна жизни, эмоций и впечатлений.

боярином Г. И. В 1850 году, после выпуска, жизнь Алексея складывалась как нельзя лучше. Необходимо основательно к этому подготовиться. РЖ-627)90. Сейчас картина хранится в Государственной Третьяковской галерее.

Кроме «Грачей», Саврасов также послал на выставку пейзаж «Лесная дорога» (нынешнее название— «Дорога в лесу», 1871, 138, 5 109, 5см, ГРМ). В том же году он был отмечен как ученик, «представивший лучшие эскизы». Картина «Грачи прилетели» и то на какое-то время забылась.

Грачи прилетели 
 (картина Саврасова, 
1871)

Грачи прилетели (картина Саврасова, 1871)

С другой стороны известно, что после этого Саврасов принял решение представить свою картину «Вид Волги под Юрьевцем» на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ), которая открывалась 21 марта. По этому поводу высказывались разные версии. Полотно не только поразило современников живописца, но и пронесло его славу сквозь года. 30958), поступивший в собрание от прямых наследников Саврасова от его первого брака. По словам Крамского, в других пейзажах «всё это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в Грачах». Передний план картины изображён так, что художник как будто находится вблизи земли. Помимо этого, от московских пейзажистов были представлены картины Льва Каменева, Сергея Аммосова и Владимира Аммона.

Чтобы ощутить ее и понять тайну очарования его Грачей. В конце 1871 года картина, под её нынешним названием, но с восклицательным знаком— «Грачи прилетели. », — предстала перед публикой на 1-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ)3, открывшейся 28 ноября в Санкт-Петербурге1819. Бенуа писал, что саврасовские «Грачи»— «чудесная картина, такая же поэтичная, в одно и то же время тоскливая и радостная истинно весенняя» в этом смысле он сравнивал её со вступлением к опере Николая Римского-Корсакова «Снегурочка». Возле лужи мы видим одинокий голый куст. В статье о 1-й передвижной выставке, опубликованной в «Санкт-Петербургских ведомостях» 8 декабря 1871 года, художественный критик Владимир Стасов отнёс «Грачей» к лучшим из представленных на выставке пейзажей и отметил, что это, «наверное, лучшая и оригинальнейшая картина г. Саврасова». Критик и музыковед Борис Асафьев писал, что эта картина стала «символом художественного обновления сферы русского пейзажа на далеко вперёд» и что этим произведением Саврасов открыл «новое ощущение весны и весеннести».

Ему предлагаешь остаться, а он свое: «Никаких. » Видел я Саврасова еще раз, Великим постом, когда он ехал по Мясницкой с Лубянской площади, абсолютно пьяный, вместе со своим другом Кузьмичом, который крепко его держал, чтобы он не вывалился из саней». Внутреннему содержанию картины при внешней простоте соответствуют точно взвешенная композиция и виртуозная живописи избегающая внешних эффектов.

Саврасов «Грачи 
прилетели» : описание 
картины

Саврасов «Грачи прилетели» : описание картины

По его словам, эта одинокая картина Саврасова должна считаться «каким-то феноменальным, необъяснимым случаем»— как «по теме, по чудному поэтичному настроению», так и «по простоте, непосредственности исполнения и отчасти даже по красоте красок». Кроме того, что изображено имеет значение то, как это сделано. В настоящее время дату написания этого этюда относят к 1880-м годам74. В 1963 году полотно участвовало в выставке произведений Саврасова в Государственном Русском музее в Ленинграде, а в 1971 году— в реконструкции 1-й передвижной выставки, проходившей в Государственной Третьяковской галерее в Москве.

Обсуждая пейзажи, экспонировавшиеся на выставке, художник Иван Крамской в письме к Фёдору Васильеву от 6 декабря 1871 года писал, что «пейзаж Саврасова Грачи прилетели есть лучший и он действительно прекрасный». Тогда они начнут громко кричать и разлетятся кто куда. Один из них, размером 22, 5 13, 5см, принадлежал коллекционеру В. К. Дмаховскому.

В Третьяковской галерее хранится эскиз-вариант начала 1870-х годов под названием «Пейзаж с церковью и колокольней» (бумага тонированная на картоне итальянский и графитный карандаш, соус и белила, мокрая кисть, 49, 7 33, 3см инв. В статье «По поводу смерти А. К. Саврасова», опубликованной в «Русских ведомостях» 4 октября 1897 года, художник Исаак Левитан писал, что «с Саврасовым появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле». За ними виднеется черное поле, серый горизонт. Они галдят и деловито вьют новые гнезда или обновляют старые. Осенью 1857 года женился Саврасов на Софье Герц. Изображая грачей, автор пользовался черными, темными цветами.

Поездки оставляли глубокий след в его душе. в – Например, шатровый Богоявленский храм в селе Красном Костромского уезда был построен в 1592 году Годуновыми (конкретная причина возведения храма в Красном неизвестна, но примечательно то, что первый каменный сельский храм края был построен фамилией уже почти пришедшей к власти в государстве) церковь Рождества Христова в с. Городище (ныне — в границах г. Костромы) была построена в период между 1649 и 1663 гг. В 1870 году Саврасова покинула супруга с двумя обожаемыми им детьми. Через два года художник создал еще одну потрясающую картину под названием «Проселок», однако случилось так, что о ней долго никто ничего не знал: Алексей сразу после окончания работы отдал ее в дар своему приятелю, который никому ее не демонстрировал. Через пять лет после выставки в Вене, в 1878 году, полотно «Грачи прилетели» из коллекции Третьякова также побывало на Всемирной выставке, которая в тот год проводилась в Париже31655.

Обсуждая мастерство художника, проявленное при изображении деревьев, птиц, загородного пейзажа и колокольни, Стасов восклицал: «Как всё это чудесно, как тут зиму слышишь, свежее её дыхание. » Впоследствии искусствовед Николай Новоуспенский отмечал, что описание Стасова было не вполне точным, поскольку, по всей видимости, оно было сделано им по памяти— в частности, критик не увидел того, что всё полотно Саврасова пронизано чувством наступления весны. Саврасов согласился и картина стала собственностью Третьякова. Художник и критик Александр Бенуа в своей книге «История русской живописи в XIX веке», первое издание которой вышло в свет в 1902 году, называл картину «Грачи прилетели» замечательной и многозначительной и утверждал, что ни до, ни после неё Алексей Саврасов не создал ничего столь же выдающегося.

Это можно определить по тени на картине под деревьями. Она полагала, что при работе над окончательной версией полотна Саврасов использовал собирательный образ, основанный «на творческом переосмыслении каких-то конкретных впечатлений от увиденных им типичных старинных храмов, в том числе и молвитинской церкви Воскресения Христова, пример которой на последнем этапе мог стать наиболее близким и наглядным». Вот в правой части картины уже появилась проталина со стоящей в ней холодной водой. Скорее всего именно такие горькие размышления послужили причиной алкоголизма, который развился у художника. Один из них, размером 22, 5 13, 5см, принадлежал коллекционеру В. К. Дмаховскому7236.

Новая веха в изобразительном 
искусстве, создание 
картины «Проселок»

Новая веха в изобразительном искусстве, создание картины «Проселок»

Вдалеке раскинулось черное поле. Там оно экспонировалось вместе с рядом других произведений, представляющих успехи русской живописи за последнее десятилетие, — картинами «Пётр и Алексей» Николая Ге, «Охотники на привале» и «Рыболов» Василия Перова, «Бурлаки на Волге» Ильи Репина, «Грешница» Генриха Семирадского и другими54. Осенью 1871 года полотно «Вот прилетели грачи» экспонировалось на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ). На первый взгляд, все здесь просто, знакомо каждому. Многие любители живописи, которых поразила тонкая динамичность картины «Грачи прилетели», едут туда только для того чтобы сравнить церковь на полотне и материальный прототип. Здесь была показана особая глубина цвета, «хрупкость» деталей, озаренных неповторимыми полутенями. В то же время, по словам Асафьева и «русская музыка услышала особенную живописность переливов, переходов одного времени года в другое: родилась русская звукопись, музыка пейзажей-настроений и музыка поющих сил природы».

Увидел колокольню, а потом пришёл домой и по памяти что-то сделал»73. Однако, это лишь поначалу. Много серой и темной краски в картине подчеркивает заурядность пейзажа.

«Грачи прилетели» 
: описание картины

«Грачи прилетели» : описание картины

ж – Троицкая церковь на кладбище Молвитина не простояла и тридцати лет. По этому поводу высказывались разные версии. «Грачи прилетели» – полотно, которое открывает нам душу художника. Другой этюд (размером 30, 2 14, 8см), показанный на выставке 1947 года, принадлежал коллекционеру Н. В. Ильину36 и не имел столь определённого сходства с картиной73.

В этом кроется тайна обаяния саврасовского искусства, его вечно живое начало. Передний план картины открывает мне грачей, сидящих на оголенных деревьях. Композиция полотна создаёт впечатление устремлённости ввысь, которое достигается «подчёркнуто тянущимися кверху молодыми тонкими берёзками и шатровой колокольней старинной белокаменной церкви». Интересно, что церковь сохранилась до сих пор. Иногда упоминается сумма в 500 рублей— в частности, художник Павел Чистяков в письме Василию Поленову сообщал: «Слышал я, что Саврасов шуточку свою, впрочем даровитую, продал за 500 р. Радуюсь, есть знатоки стало быть»48. Демонстрировалось, в частности, его полотно «Грачи прилетели», в основу которого был положен простенький и незамысловатый мотив (картина создавалась в селе Молвитино, находящемся в Ярославской губернии).

Нет никаких сомнений в том, что «Грачи прилетели» Саврасова – это настоящий шедевр на все времена. В результате «Грачи прилетели» Саврасова положили начало новому жанру в русской живописи – лирическому пейзажу. Было написано в 1871.

По словам искусствоведа Николая Новоуспенского, «композиция картины, её ритмическое и цветовое построение сложны и многообразны». Через несколько дней новорождённая девочка умерла. Он называл «Грачей» выдающимся произведением искусства имеющим «не только художественное, но и более широкое общекультурное значение»6. Этот этюд хранится в Пензенской областной картинной галерее имени К. А. Савицкого. По её мнению именно в этом «кроется тайна обаяния саврасовского искусства, его вечно живое начало».

В следующем — 1872 году, Саврасову поступил заказ на создание копии картины. Своей трехмерностью, глубиной притягательна эта картина. Картина «Грачи прилетели» – самая лучшая в его работах, но отнюдь не единственная. В то же время, по словам Асафьева и «русская музыка услышала особенную живописность переливов, переходов одного времени года в другое: родилась русская звукопись, музыка пейзажей-настроений и музыка поющих сил природы»969798. Родственники пытались помочь ему справиться с зависимостью, но безрезультатно.

Статичные пейзажи Шишкина и Куинджи сразу потеряли статус новаторских. Их гнезда на старых березах пустовали всю зиму, зияя черными пятнами среди голых веток. Полотно было названо художником «Вот прилетели грачи». О подробностях работы Саврасова в Молвитине известно очень мало. Молвитино».

Сочинение: Описание 
картины Пластова 
«Первый снег»

Сочинение: Описание картины Пластова «Первый снег»

На земле лежит снег, проталины в котором свидетельствуют о наступлении весны27. Сейчас картины на весеннюю тематику настолько растиражированы, что от них рябит в глазах.

«Грачи прилетели», это маленькое полотно, становится возможностью художника открыть миру всю нежность и любовь к рано умершей дочери. Поскольку железнодорожного сообщения между Ярославлем и находившейся в 70 верстах от него Костромой в то время ещё не было, художник, по-видимому, проделал путь между этими городами на санях так называемым «нагорным трактом», который проходил вдоль правого берега Волги35. При этом Зонтиков отмечает, что «с этой точки зрения колокольня должна находиться от храма справа и к тому же большая её часть должна быть при этом закрыта храмовым зданием». Саврасов согласился и картина стала собственностью Третьякова1516.

По словам искусствоведа Фаины Мальцевой, это описание может быть отнесено к работе над предварительными этюдами, но никак не над самим полотном, которое было написано позже. На Волге он работал над несколькими картинами, включая «Вид Волги под Юрьевцем»2526 и «Разлив Волги под Ярославлем»13.

Сочинение-описание 
картины Грачи прилетели 
Саврасова для 2

Сочинение-описание картины Грачи прилетели Саврасова для 2 класса

В частности, новаторской является разработка неба, по всей поверхности которого видны следы движения кисти, причём «характер и направление мазков непрерывно меняется, создавая впечатление воздушности и трепетности живописи»71. Искусствовед Фаина Мальцева писала, что, согласно манере исполнения, этот этюд был написан непосредственно с натуры и можно с уверенностью утверждать, что он был использован при написании центральной части картины «Грачи прилетели». Замысел картины Грачи прилетели (1871), прочно связавшем творчество художника с весенней темой и сюжетом, близким народной жизни, зародился еще в Ярославле. Критик и музыковед Борис Асафьев (литературный псевдоним— Игорь Глебов) писал, что картина «Грачи прилетели» стала «символом художественного обновления сферы русского пейзажа на далеко вперёд» и что этим произведением Саврасов открыл «новое ощущение весны и весеннести»24.

Дощатые заборы домов не могут скрыть маленькую церквушку с облупленными стенами. Это произведение искусства символизирует некий гимн природе России, начинающейся весне и весеннему настроению, пробуждающемуся в нас. Может маленький грач разыскивает в талой земле корм, а может у него просто поломано крыло. Осенью 1871 года полотно экспонировалось на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ), а в конце того же года картина, уже под её нынешним названием (в каталоге она была указана с восклицательным знаком— «Грачи прилетели. »), была представлена на 1-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ), открывшейся 28 ноября в Санкт-Петербурге. В обзорной статье «Первая русская передвижная художественная выставка», опубликованной в декабрьском номере журнала «Отечественные записки» за 1871 год, писатель и критик Михаил Салтыков-Щедрин пейзажам значительного внимания не уделил, но при этом упомянул «прелестную картину Грачи прилетели г. Саврасова»53.

Описание настроения 
картины Грачи прилетели

Описание настроения картины Грачи прилетели

При этом, по словам Фаины Мальцевой, «вся техника исполнения отступает перед гармонией целого, вызванной уже не столько силой профессионального мастерства её воссоздания, сколько силой непосредственного чувства, так возвышенно воспринявшего это явление природы и заставляющего нас именно так его воспринимать»69. В Государственном Русском музее находится написанный в 1880—1890-х годах вариант-повторение картины под названием «Ранняя весна» (холст, масло, 51, 3 37, 8см инв. Грачи летают возле них, занятые какими-то своими хлопотами. Изображённые на картине дальние планы придают пейзажу ощущение пространственности59. Поскольку железнодорожного сообщения между Ярославлем и находившейся в 70 верстах от него Костромой в то время ещё не было, художник, по-видимому, проделал путь между этими городами на санях так называемым «нагорным трактом», который проходил вдоль правого берега Волги.

По мутному пепельному небу плывут облака. Летом 1871 года картина была приобретена у Саврасова Павлом Третьяковым. «Грачи прилетели» показывает в полной красе прелесть России, не нагромождая в себе торжественность, как это было у Шишкина или романтическое приукрашивание оттенков, как делал это Куинджи. Саврасовъ.

Вскоре Алексей женился на хорошей девушке. Давайте же и мы по картине Саврасова Грачи прилетели, сделаем описание полотна. Именно тоска и потеря словно отразились в картине Саврасова.

Отмечая кажущуюся незатейливость сюжета, он писал, что «за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому всё это дорого и близко его сердцу»23. За деревьями находится забор, за которым видны крыши деревянных построек8. В настоящее время в церкви находится музей Ивана Сусанина39.

Но уже играет на воображении и заставляет улыбаться. О предварительной работе, которую провёл Саврасов перед написанием «Грачей» известно очень мало. – Оденешь его – опять пропьет все. Доработка картины происходила в Москве, в мастерской художника. В частности, новаторской является разработка неба, по всей поверхности которого видны следы движения кисти, причём «характер и направление мазков непрерывно меняется, создавая впечатление воздушности и трепетности живописи».

Также мы видим оголенные искривленные и поломанные березы. В своей монографии о Саврасове искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов также отмечал, что «Грачи прилетели»— не случайная удача, а лучшая картина среди сходных работ художника48. В картине присутствует движение, что проявляется уже в ее названии – «Грачи прилетели», птицы летают над гнездами, березы кажутся живыми, они тянуться к небу. Уникальность и душевность полотна оценили и современники художника. Критик и музыковед Борис Асафьев писал, что эта картина стала «символом художественного обновления сферы русского пейзажа на далеко вперёд» и что этим произведением Саврасов открыл «новое ощущение весны и весеннести»24. Вот так жил и творил Саврасов.

Саврасов «Грачи 
прилетели»: описание 
картины

Саврасов «Грачи прилетели»: описание картины

В картине присутствует движение, что проявляется уже в ее названии – «Грачи прилетели», птицы летают над гнездами, березы кажутся живыми, они тянуться к небу. Затем в 1882 году его уволили с работы. За деревянными постройками возвышается старая пятиглавая церковь с колокольней шатрового типа62, а далее до самого горизонта простираются равнинные поля8, через которые протекает река59— по всей видимости, обычно разливающаяся весенней порой Воложница (или Волжница), которая впадает в Шачу северо-западнее Сусанина63. Искусствовед Фаина Мальцева писала, что в картине «Грачи прилетели» Саврасову удалось создать «многомерный и поэтичный образ русской весны, сближенный с жизнью человека уже не внешне, а внутренне». Сломанные березовые ветки, следы животных и птиц видны под деревьями.

Кисти Алексей Кондратьевича принадлежат многие прекрасные полотна. На земле лежит снег, проталины в котором свидетельствуют о наступлении весны. Мальцева отмечала схожесть композиций этюда и основной картины, хотя и с некоторыми существенными отличиями. Прилёт грачей предвещает скорую весну и конец холодов. При этом, однако, «верно передан характер этих симпатичных вестников весны» и, скорее всего, «если бы их фигурки были безукоризненно верны анатомически, тщательно нарисованы, несомненно картина потеряла бы значительную часть своей прелести».

Грачи прилетели описание картины

Величавые пейзажи Шишкина, Куинджи, Крамского и Перова были больше не актуальны. Насторожатся тогда птицы, затихнут, рассядутся на дереве возле гнезд. Произведение художника не показывает весну прямо, оно как бы намекает о ней: мы чувствуем начало этой поры года буквально в момент первого взгляда на полотно. Искусствовед Владимир Петров также полагает, что первые рисунки и этюды к задуманной картине были исполнены художником в Ярославле, «под влиянием помогающего преодолеть страдания врачующего простора, красоты вечно обновляющейся, воскресающей природы»12. Это была революция, новое видение мира, которое смогло уместиться на небольшом полотне (каталоги называют его «масло, холст, 62 см в высоту и 48, 5 в ширину»).

Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов называл картину «Грачи прилетели» выдающимся произведением искусства и отмечал, что «она имеет не только художественное, но и общекультурное значение». О подробностях работы Саврасова в Молвитине известно очень мало. Осенью 1871 года полотно экспонировалось на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ)17, а в конце того же года картина, уже под её нынешним названием (в каталоге она была указана с восклицательным знаком— «Грачи прилетели. »), была представлена на 1-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ)3, открывшейся 28 ноября в Санкт-Петербурге1819. Бенуа писал, что саврасовские «Грачи»— «чудесная картина, такая же поэтичная, в одно и то же время тоскливая и радостная истинно весенняя» в этом смысле он сравнивал её со вступлением к опере Николая Римского-Корсакова «Снегурочка»93. Прилетевшие грачи вызывают восторг. Вскоре картина «Грачи прилетели» (конец 1871 года) была впервые представлена публике в первой выставке Товарищества передвижных художественных выставок.

В качестве примера Левитан приводил картину «Грачи прилетели», которую он считал одной из лучших в творчестве Саврасова. Саврасов выполнил это первое авторское повторение «Грачей» в январе 1872 года и именно оно, а не полотно из собрания Третьякова, в 1873 году было послано на Всемирную выставку в Вене32. Вторым главным мазком является – талая вода именно она кричит нам о наступлении весны. Николай Новоуспенский не соглашался с Бенуа в том, что картина «Грачи прилетели» стоит особняком в творчестве Саврасова, но признавал, что «она является такой вершиной, до уровня которой поднимаются ещё, может быть, одна или две работы». Верхний пояс, охватывающий примерно половину холста, занят светлым небом, в цветовой гамме которого преобладают холодные голубые тона. Критик и музыковед Борис Асафьев (литературный псевдоним— Игорь Глебов) писал, что картина «Грачи прилетели» стала «символом художественного обновления сферы русского пейзажа на далеко вперёд» и что этим произведением Саврасов открыл «новое ощущение весны и весеннести».

Он тусклый и потому не дает блики на свету. В обзорной статье «Первая русская передвижная художественная выставка», опубликованной в декабрьском номере журнала «Отечественные записки» за 1871 год, писатель и критик Михаил Салтыков-Щедрин пейзажам значительного внимания не уделил, но при этом упомянул «прелестную картину Грачи прилетели г. Саврасова». Художник и правда не смог написать больше ничего, что могло бы с ней сравниться, за исключением, пожалуй, «Проселка», который ему, скорее всего, не особенно нравился. В «Грачах» же Чуйко даже не увидел их весеннего мотива, написав: «Вы как будто бы чувствуете всю сырость и бесплодность минувшей зимы, но, несмотря на прилетевших грачей, нет этого живительного предчувствия наступающей весны, кроме одного внешнего признака». Купил ее в свою коллекцию Третьяков. С удивительным совершенством отзывается здесь художник на неуловимые смены состояний атмосферы, воссоздавая на холсте «не слепок, не бездушный лик», а ощущение жизни как единого трепетного целого. Тяжело заболевает жена.

Этот этюд хранится в Пензенской областной картинной галерее имени К. А. Савицкого. Весьма вероятно, что церковь сооружалась артелью ярославских мастеров. «Грачи» ознаменовали начало развития нового этапа в русской пейзажной школе – лирического пейзажа, ставшего открытием живописи. Саврасов пользовался аналогичным приёмом и в некоторых других работах— в частности, в более ранней картине «Степь днём» (1852)67. Картина была написана с величественного здания Воскресенской церкви.

На Волге он работал над несколькими картинами, включая «Вид Волги под Юрьевцем» и «Разлив Волги под Ярославлем». Саврасов выполнил это первое авторское повторение «Грачей» в январе 1872 года и именно оно, а не полотно из собрания Третьякова, в 1873 году было послано на Всемирную выставку в Вене. А еще через год он уже получил звание художника за «Вид Московского Кремля при лунном освещении» и «Камень в лесу у разлива», его мастерство признали зрелым для завершения обучения.

и эта его несомненная заслуга никогда не будет забыта в области русского художества. За деревьями находится забор, за которым видны крыши деревянных построек. Он грязный и тусклый, без бликов, на нем – лишь серые тени берез, унылых и изломанных. При этом в 1871 году на выставке данной картины попросту не было конкурентов, ей не было равных. Имеет философский смысл картина «Грачи прилетели». Церковь же в живописи России всегда символизировала свет и добро. Позже художник создал несколько реплик картины, которые отличались от первоначального оригинала размерами и некоторыми деталями. Художник тяжело переживал потерю ребёнка— об этом свидетельствует ряд изображений могилы дочери, выполненных на ярославском кладбище33.

Заказать репродукцию 
картины Грачи прилетели

Заказать репродукцию картины Грачи прилетели

По словам искусствоведа Фаины Мальцевой, «возникший замысел новой картины, подсказанный встречей с ранневесенним пейзажем, можно с уверенностью связывать с пребыванием Саврасова в Ярославле»11. Готовцев в 1685 году возвёл в с. Ликурге под г. Буем каменные Троицкий и Михайлоархангельский храмы, устроив при них особую каменную усыпальницу для себя и членов своего рода. По её мнению именно в этом «кроется тайна обаяния саврасовского искусства, его вечно живое начало». Костромской краевед Николай Зонтиков полагал, что эта версия— «плод писательского воображения» и писал, что «можно только сожалеть, что она попала в некоторые работы о Саврасове уже как бесспорный факт»41.

По словам искусствоведа Николая Новоуспенского, «композиция картины, её ритмическое и цветовое построение сложны и многообразны». Там оно экспонировалось вместе с рядом других произведений, представляющих успехи русской живописи за последнее десятилетие, — картинами «Пётр и Алексей» Николая Ге, «Охотники на привале» и «Рыболов» Василия Перова, «Бурлаки на Волге» Ильи Репина, «Грешница» Генриха Семирадского и другими. Вокруг берёз летают грачи, некоторые птицы сидят на ветках возле уже построенных гнёзд. В рецензии, опубликованной в номере «Московских ведомостей» за 28 октября 1871 года, особого внимания критика Владимира Чуйко (печатавшегося под псевдонимом В. В. ) удостоились два представленных на этой выставке пейзажа— «Грачи» Алексея Саврасова и «Оттепель» Фёдора Васильева, причём предпочтение в отзыве отдавалось «Оттепели». Передний план картины изображён так, что художник как будто находится вблизи земли. Кроме «Грачей», Саврасов также послал на выставку пейзаж «Лесная дорога» (нынешнее название— «Дорога в лесу», 1871, 138, 5 109, 5см, ГРМ1650).

  1. История одного шедевра: «Грачи прилетели» Саврасова
  2. Грачи прилетели, Алексей Кондратьевич Саврасов, 1871
  3. Саврасов Алексей Кондратьевич «Грачи прилетели»
  4. Картина «Грачи прилетели» Алексея Саврасова, описание
  5. Картина Саврасова Грачи прилетели

Однако Саврасов продолжал творить и работа определенно приносила ему удовольствие. Известен выполненный в горизонтальном формате вариант-повторение под названием «Весна. Ту любовь, то чувство, душевность, которые художник вложил в картину, ощущал любой, кто видел ее. Картина выгодно отличалась от других полотен художников – современников Саврасова. Полотно было названо художником «Вот прилетели грачи». При работе над картиной Саврасов использовал сложную технику живописи, с применением цветного грунта, красочных слоёв разного цвета и фактуры, разнонаправленных мазков, а также лессировок и рефлексов70.

Кроме этого известен этюд к картине «Грачи прилетели», выполненный маслом по дереву и датированный 1871 годом75. Сотрудники местного музея рассказали ему, что на месте, откуда были запечатлены церковь и деревья, ранее (по крайней мере, до 1920-х годов) стоял двух- или трёхэтажный дом, в котором жила семья шапочника Чичагова, так что, скорее всего, Саврасов писал свой этюд с балкона этого дома или стоя перед одним из его окон. Родился Алексей Саврасов 12 мая 1830 года.

  • Эффект бескрайнего пространства
  • Творчество, заказы известных людей
  • Работа и страсть к путешествиям
  • Алкоголизм и увольнение с работы

С. Молвитино. Художник Исаак Левитан считал «Грачей» одной из лучших картин в творчестве Саврасова. Небо, покрытое облаками, больше серое, чем голубое. Асимметричность расположения деревьев «усиливает впечатление хлопотливого движения грачей, летающих вокруг гнёзд».

Обсуждая пейзажи, экспонировавшиеся на выставке, художник Иван Крамской в письме к Фёдору Васильеву от 6 декабря 1871 года писал, что «пейзаж Саврасова Грачи прилетели есть лучший и он действительно прекрасный». По словам Крамского, в других пейзажах «всё это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в Грачах»2021. Искусствовед Владимир Петров также полагает, что первые рисунки и этюды к задуманной картине были исполнены художником в Ярославле, «под влиянием помогающего преодолеть страдания врачующего простора, красоты вечно обновляющейся, воскресающей природы». На переднем плане – рыхлый грязный снег. Грачи прилетели» (холст, масло, 67 117см, частное собрание, Москва), который был включён в каталог персональной выставки Саврасова 2005 года.

Он был приобретён галереей в 1984 году. Все в этой картине пронизано единым ритмом, напоено легким дыханием весны. (. ) Сопоставив величавую колокольню с жалкой крестьянской избушкой, Саврасов обратил внимание зрителей на нищенское положение большинства русского народа. Молвитино»36. На среднем плане мы видим серое пятно.

  • Сочинение на тему: «Как я провел летние каникулы»
  • Сочинение-рассуждение: «Любимая природа»
  • Сочинение на тему: «Зима в нашем дворе»
  • Рядом расположены достопримечательности

Фёдоров-Давыдов писал, что пейзаж «Грачи прилетели» сразу же воспринимается в простоте своего мотива, а затем шаг за шагом раскрывается в живописном повествовании, но не за счёт внешней фабульности, а благодаря стремлению художника передать жизнь природы94. При этом, по словам Фаины Мальцевой, «вся техника исполнения отступает перед гармонией целого, вызванной уже не столько силой профессионального мастерства её воссоздания, сколько силой непосредственного чувства, так возвышенно воспринявшего это явление природы и заставляющего нас именно так его воспринимать».

«Грачи» получили хорошие отзывы: художник Иван Крамской писал, что на выставке этот пейзаж «есть лучший и он действительно прекрасный», а художественный критик Владимир Стасов отмечал, что это, «наверное, лучшая и оригинальнейшая картина г. Саврасова». Натурные этюды к будущему полотну были написаны художником во время его поездки в Костромскую губернию, когда он находился в селе Молвитино (ныне посёлок Сусанино Костромской области). Увидел колокольню, а потом пришёл домой и по памяти что-то сделал». Саврасов пользовался аналогичным приёмом и в некоторых других работах— в частности, в более ранней картине «Степь днём» (1852). Он отмечал, что это полотно является важным этапом на пути развития русской пейзажной живописи и «вместе с тем выражает завоевания в развитии общей культуры народа»613. Она изображена на картине в небольшой низине, что дает точное чувство – снег тает медленно, постепенно.

  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • Самое интересное в виде мозаики
  • Этюды, эскизы, повторения и варианты
  • Картина Грачи прилетели Саврасова

Это было настоящей трагедией для него. Одна из наиболее значимых и ключевых картин в живописи России – известное полотно художника Алексея Саврасова «Грачи прилетели». Где-то там, вдалеке течет своим чередом повседневный ход жизни и лишь легкий ветерок объединяет его и природу в единое целое. Жил в нищете и одиночестве Саврасов.

Летом 1871 года, когда картина была уже готова, Саврасова навестил Павел Третьяков и попросил показать «Грачей», о которых он уже был к тому времени наслышан. В конце 1871 года картина, под её нынешним названием, но с восклицательным знаком— «Грачи прилетели. », — предстала перед публикой на 1-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ), открывшейся 28 ноября в Санкт-Петербурге. На переднем плане художник рассыпает тени, что придает картине гармонии, упорядоченности. Но эта заурядность кажущаяся. В нижней части этюда была подпись: «А.

На переднем плане картины изображены берёзы, растущие на задворках церковного участка. Они неподвижны, но наблюдателю кажется, что облака плывут по небу, гонимые ветром. Статичные пейзажи Куинджи и Шишкина сразу потеряли статус новаторских.

История одного шедевра: 
«Грачи прилетели» 
Саврасова

Да, действительно, больше всего одним полотном знаменит Саврасов. Саврасов быстро становится знаменитым. В статье «По поводу смерти А. К. Саврасова», опубликованной в «Русских ведомостях» 4 октября 1897 года, художник Исаак Левитан писал, что «с Саврасовым появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле». Снег изображённый на переднем плане, кажется потемневшим, рыхлым и осевшим, а тот, что у забора, освещён солнцем и окрашен «мягкой розоватой золотистостью».

А потом все-таки сбежит. Благодаря великолепному и удивительному полотну Саврасов увековечил свое имя. Прав был любимый ученик Саврасова, И. Левитан, когда сказал: С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле. Соответственно чувствуется, что зима не хочет покидать свои временные владения. Помимо этого, от московских пейзажистов были представлены картины Льва Каменева, Сергея Аммосова и Владимира Аммона51.

«Грачи прилетели», а также «Оттепель», написанная Ф. А. Васильевым (продемонстрированная на той же экспозиции), открыв дорогу лирическому стилю в российской живописи, ознаменовали собой новую веху в изобразительном искусстве. Саврасова в Молвитино. Известен выполненный в горизонтальном формате вариант-повторение под названием «Весна. Полотно можно условно поделить на три горизонтальных пояса, каждый из которых написан в определённой цветовой тональности. Можно догадаться, что погода солнечная, но солнышка мы не видим. Трудно описать какой успех имела в свое время эта картина.

О предварительной работе, которую провёл Саврасов перед написанием «Грачей» известно очень мало. В статье о 1-й передвижной выставке, опубликованной в «Санкт-Петербургских ведомостях» 8 декабря 1871 года, художественный критик Владимир Стасов отнёс «Грачей» к лучшим из представленных на выставке пейзажей и отметил, что это, «наверное, лучшая и оригинальнейшая картина г. Саврасова». Какая простота. В работу он вкладывал всю свою душу, часто известные люди заказывали ему картины. Совсем скоро, когда солнце пригреет еще сильнее, вылупятся их птенцы.

Нежно-лиловые перелески дополняют горизонт. и эта его несомненная заслуга в области русского художества никогда не будет забыта. Эти деревья – постаревшие, поломанные березки, в их ветвях хлопочут и вьют свои гнезда птицы. Но гениальная картина не сделала ее создателя счастливым. В письме к Павлу Третьякову от 31 декабря 1870 года Саврасов писал: «Тихая жизнь в Ярославле позволяет мне сосредоточенно заниматься искусством»2728, а в новогоднем поздравлении своему шурину Карлу Герцу художник сообщал: «После всех хлопот я только теперь начинаю работать и очень доволен как мастерской, так и квартирою вообще»2930.

Не изобразил ли Алексей Кондратьевич в лице маленького грачика собственную тоскующую душу. Согласно предположению Фаины Мальцевой, этот эскиз-вариант мог быть выполнен художником в окрестностях Ярославля на начальном этапе работы над картиной— возможно, в сельской слободе Кресты, где находился похожий по архитектуре храм. Таким образом, «наиболее тёмный участок земли и строений оказывается как бы взвешенным в светлой и лёгкой среде, что способствует впечатлению воздушности всего пейзажа». В 1947 году картина входила в экспозицию персональной выставки «Пейзаж в русской живописи второй половины XIX века», посвящённой 50-летию со дня смерти Саврасова, которая проводилась в Центральном доме работников искусств в Москве31656. Но всегда милый, ласковый, стесняющийся. Это скорее эскиз по памяти.

Также на них заметны птичьи гнезда. Картина «Грачи прилетели» (холст, масло, 62х48, 5 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва) А. К. Саврасова, была написана в 1871 году. Это были деревенские мотивы. Именно два чувства сложились в «духе» картины – ее ауре: это печаль и радость нового весеннего пробуждения.

В качестве примера Левитан приводил картину «Грачи прилетели», которую он считал одной из лучших в творчестве Саврасова. Купол ее лишь подчеркивает типичность русской деревни и широту русской души. Б. В. 27192).

В свободное время художник любил путешествовать, он был, например, в Западной Европе. Для усиления пространственного звучания образа Саврасов немного нарушил перспективу.

Это скорее эскиз по памяти. «Грачи прилетели» – картина, которая вскоре увековечит его имя, пока была только у него в мыслях. Костромской краевед Николай Зонтиков полагал, что эта версия— «плод писательского воображения» и писал, что «можно только сожалеть, что она попала в некоторые работы о Саврасове уже как бесспорный факт». Справа на картине видна огромная лужа, образованная из растаявшего снега. Она отмечала, что «неизученность биографии художника породила противоречивость, почти легендарность сведений, касающихся создания знаменитой картины»46. Ранней весной 1871 года художник начинает рисовать этюды для новой картины. Искусствовед Фаина Мальцева писала, что, согласно манере исполнения, этот этюд был написан непосредственно с натуры и можно с уверенностью утверждать, что он был использован при написании центральной части картины «Грачи прилетели».

Весной 1871 года художник совершил поездку в Среднее Поволжье, главным результатом которой и явилось создание картины «Грачи прилетели». Художник и критик Александр Бенуа в своей книге «История русской живописи в XIX веке», первое издание которой вышло в свет в 1902 году, называл картину «Грачи прилетели» замечательной и многозначительной и утверждал, что ни до, ни после неё Алексей Саврасов не создал ничего столь же выдающегося. Величавые пейзажи Шишкина, Куинджи, Крамского и Перова были больше не актуальны. Алексей Саврасов на картине «Грачи прилетели» изобразил окраину обычной русской деревни. Работа стала популярной и ее все хотели приобрести.

Здесь и были сделаны подготовительные этюды и эскизы. Земля возле стволов берез кое-где уже оттаяла от снега, виднеются следы животных и людей. Художник неоднократно исполнял произведения, в которых он варьировал мотив и композицию картины «Грачи прилетели». В нижней части этюда была подпись: «А. Магически на зрителя воздействует картина – где-то в глубине души так хочется опять увидеть эти корявые тонкие березки, вглядеться в родную даль неба, покрытого тучами.

Летом 1871 года, когда картина была уже готова, Саврасова навестил Павел Третьяков и попросил показать «Грачей», о которых он уже был к тому времени наслышан. Фёдоров-Давыдов писал, что пейзаж «Грачи прилетели» сразу же воспринимается в простоте своего мотива, а затем шаг за шагом раскрывается в живописном повествовании, но не за счёт внешней фабульности, а благодаря стремлению художника передать жизнь природы. Он отмечал, что это полотно является важным этапом на пути развития русской пейзажной живописи и «вместе с тем выражает завоевания в развитии общей культуры народа». Все еще низкое серое небо покрыто облаками.

Из Костромы Саврасов каким-то образом добрался до села Молвитино, в то время в составе Молвитинской волости входившего в Буйский уезд Костромской губернии (ныне посёлок Сусанино, административный центр Сусанинского района Костромской области37), — там-то и были написаны этюды к будущему полотну «Грачи прилетели»789. Таким же образом художник представил деревья – они имеют тусклый, мрачный и одинокий вид. Отмечая кажущуюся незатейливость сюжета, он писал, что «за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому всё это дорого и близко его сердцу». «Грачи прилетели» стала символом всего творчества художника. Центральная группа берёз является основой композиции. При этом, однако, «верно передан характер этих симпатичных вестников весны» и, скорее всего, «если бы их фигурки были безукоризненно верны анатомически, тщательно нарисованы, несомненно картина потеряла бы значительную часть своей прелести»60.

Грачи прилетели» (холст, масло, 67 117см, частное собрание, Москва), который был включён в каталог персональной выставки Саврасова 2005 года8485. Этюды к этой картине были написаны в селе Молвитино Костромской губернии (в настоящее время посёлок Сусанино Костромской области). Краевед Николай Зонтиков считал эту версию более правдоподобной— в том смысле, что Саврасов вряд ли отправился бы в такое отдалённое место один, без знакомых, — но при этом отмечал, что вряд ли целью этой поездки был осмотр сусанинских мест, которые находились не в Молвитине, а в районе села Домнино, деревни Деревеньки и Исуповского болота. По мнению краеведа Николая Зонтикова, Саврасов писал Воскресенскую церковь с северо-востока, где находится самая высокая точка Молвитина (Сусанина)— только с этой стороны церковь могла показаться находящейся в низине и именно оттуда можно было видеть разлившуюся Воложницу. Первый биограф художника— музыкальный критик Александр Размадзе, публиковавшийся под псевдонимом А. Солмонов44, — в своём очерке, опубликованном в 1894 году, так описывал работу Саврасова: «Начав картину ранним утром, художник кончил её к вечеру, писал он её не отрываясь, как бы в экстазе писал, поражённый с утра ярким впечатлением весны, вчера словно ещё не наступившей, сегодня же спустившейся на землю и охватившей своими оживляющими объятиями всю природу»4546.

В 1947 году картина входила в экспозицию персональной выставки «Пейзаж в русской живописи второй половины XIX века», посвящённой 50-летию со дня смерти Саврасова, которая проводилась в Центральном доме работников искусств в Москве. За деревянными постройками возвышается старая пятиглавая церковь с колокольней шатрового типа, а далее до самого горизонта простираются равнинные поля, через которые протекает река— по всей видимости, обычно разливающаяся весенней порой Воложница (или Волжница), которая впадает в Шачу северо-западнее Сусанина. Свое творение Алексей Кондратьевич дорабатывал уже в Москве.

Асимметричность расположения деревьев «усиливает впечатление хлопотливого движения грачей, летающих вокруг гнёзд»59. Композиция полотна создаёт впечатление устремлённости ввысь, которое достигается «подчёркнуто тянущимися кверху молодыми тонкими берёзками и шатровой колокольней старинной белокаменной церкви»27. Именно надломленность художника позволяет картине Саврасова «Грачи прилетели» получить неповторимую прелесть печали и тоски. Через пять лет после выставки в Вене, в 1878 году, полотно «Грачи прилетели» из коллекции Третьякова также побывало на Всемирной выставке, которая в тот год проводилась в Париже.

Картина «Грачи прилетели» была представлена в 1871 году на самой первой выставке Товарищества передвижных художественных выставок. Первый биограф художника— музыкальный критик Александр Размадзе, публиковавшийся под псевдонимом А. Солмонов, — в своём очерке, опубликованном в 1894 году, так описывал работу Саврасова: «Начав картину ранним утром, художник кончил её к вечеру, писал он её не отрываясь, как бы в экстазе писал, поражённый с утра ярким впечатлением весны, вчера словно ещё не наступившей, сегодня же спустившейся на землю и охватившей своими оживляющими объятиями всю природу».

Кто знает, а быть может маленький скворец является самим Саврасовым. Центральная группа берёз является основой композиции. Какие ощущения появляются, когда смотришь на них. Попрошу повторить «Грачи прилетели» или «Радугу». Какая простота. «Грачи» стали открытием в живописи. В настоящее время дату написания этого этюда относят к 1880-м годам. Мальцева отмечала, что при своём появлении в начале 1870-х годов саврасовские «Грачи» не были оценены в полной мере, но в 1890-х годах эта картина, представляющая собой «произведение с ярко выраженной эстетической концепцией, утверждавшей в пейзажной живописи лирическое переживание природы», стала «знаменем в искусстве саврасовских учеников».

Ж-4117, передан в музей в 1948 году, дар М. М. Музалевского)50878889. Продолжим осматривать картину. Она полагала, что при работе над окончательной версией полотна Саврасов использовал собирательный образ, основанный «на творческом переосмыслении каких-то конкретных впечатлений от увиденных им типичных старинных храмов, в том числе и молвитинской церкви Воскресения Христова, пример которой на последнем этапе мог стать наиболее близким и наглядным»65.

В «Грачах» же Чуйко даже не увидел их весеннего мотива, написав: «Вы как будто бы чувствуете всю сырость и бесплодность минувшей зимы, но, несмотря на прилетевших грачей, нет этого живительного предчувствия наступающей весны, кроме одного внешнего признака»49. Салтыков). Саврасов пишет вдохновенно – весна манит его художник едет в село Молвитино, где может наблюдать поздний, медленный приход весны. Ужаснее картину представить трудно. В Третьяковской галерее хранится одноимённый вариант-повторение 1894 года (бумага грунтованная тонированная итальянский карандаш, соус, растушка, проскребание, 33 23см инв. Прилет же грачей – это некий символ наступающей весны.

В Государственном Русском музее находится написанный в 1880—1890-х годах вариант-повторение картины под названием «Ранняя весна» (холст, масло, 51, 3 37, 8см инв. В марте 1871 года Саврасов поехал в Костромскую губернию34, где он сначала посетил губернский центр. Это было родное село легендарного исторического персонажа – Ивана Сусанина. В 1971—1972 годах в рамках выставки «Пейзажная живопись передвижников» картина побывала в Киеве, Ленинграде, Минске и Москве.

Вокруг берёз летают грачи, некоторые птицы сидят на ветках возле уже построенных гнёзд. Сравнивая «Грачей» с появившимся в том же году полотном Фёдора Васильева «Оттепель», Фёдоров-Давыдов отмечал лиричность обеих картин, но разницу между ними видел в том, что саврасовская лирика соответствует ясному и чёткому повествованию, в то время как васильевской лирике присущ более общий, хотя при этом и непосредственный характер. 27192)386. Сейчас картины на весеннюю тематику настолько растиражированы, что от них рябит в глазах. В следующем – 1872 году, Саврасову поступил заказ на создание копии картины. Это весеннее вдохновение (вообще присущее душе художника) отразилось и в исполненных в Ярославле рисунках и этюдах к задуманной картине. Саврасова, в которой говорилось: Не стало одного из самых глубоких русских пейзажистов.

Это была революция, новое видение мира, которое смогло уместиться на небольшом полотне (каталоги называют его «масло, холст, 62 см в высоту и 48, 5 в ширину»). В статье о выставке, опубликованной в номере «Санкт-Петербургских ведомостей» за 8 декабря 1871 года, положительно отозвался о картине Саврасова и художественный критик Владимир Стасов, отнеся её к лучшим из представленных на выставке пейзажей.

Однозначно ответить нельзя. По мнению краеведа Николая Зонтикова, Саврасов писал Воскресенскую церковь с северо-востока, где находится самая высокая точка Молвитина (Сусанина)— только с этой стороны церковь могла показаться находящейся в низине и именно оттуда можно было видеть разлившуюся Воложницу. Отец был небогатым торговцем-галантерейщиком. Чтобы ее изобразить, художник стал искать ту самую точку, где бы она была видна наилучшим образом. На этом эскизе, на котором изображён «скромный одноглавый храм, с едва намеченным его перекрытием и высоко поднявшимся шатром колокольни», проглядываются некоторые детали композиции картины, но существенная часть подробностей отсутствует— в частности, нет строений, располагавшихся рядом с церковью. Среди них привлекает внимание корявое дерево, слева от которого торчит сухой пень.

В статье о выставке, опубликованной в номере «Санкт-Петербургских ведомостей» за 8 декабря 1871 года52, положительно отозвался о картине Саврасова и художественный критик Владимир Стасов, отнеся её к лучшим из представленных на выставке пейзажей22. Обилие темных, тусклых красок в картине как бы подчеркивает обыденность пейзажа. В рецензии, опубликованной в номере «Московских ведомостей» за 28 октября 1871 года, особого внимания критика Владимира Чуйко (печатавшегося под псевдонимом В. В. ) удостоились два представленных на этой выставке пейзажа— «Грачи» Алексея Саврасова и «Оттепель» Фёдора Васильева, причём предпочтение в отзыве отдавалось «Оттепели»17. Для усиления пространственного звучания образа Саврасов немного нарушил перспективу.

Из Костромы Саврасов каким-то образом добрался до села Молвитино, в то время в составе Молвитинской волости входившего в Буйский уезд Костромской губернии (ныне посёлок Сусанино, административный центр Сусанинского района Костромской области), — там-то и были написаны этюды к будущему полотну «Грачи прилетели». Для многих художник остался автором только одной картины. Он был приобретён галереей в 1984 году7677. Художник Исаак Левитан считал «Грачей» одной из лучших картин в творчестве Саврасова. По словам искусствоведа Фаины Мальцевой, «возникший замысел новой картины, подсказанный встречей с ранневесенним пейзажем, можно с уверенностью связывать с пребыванием Саврасова в Ярославле».

Благодаря ему и преподавателю училища Карлу Рабусу в 1848 году Алексей смог продолжить образование в пейзажном классе.