Картина Кустодиев

Нашла интересную статью о нескольких очень известных картинах Кустодиева. Что Кустодиев хотел выразить в этой картине. По «кустодиевски» солнечный день на картине переполнен насыщенными цветами. Понятие «кустодиевская женщина» появилось благодаря Борису Михайловичу — на своих картинах он изображал женщин с пышными формами, величавых, статных.

В эту пору Кустодиев увлечённо работает над картинами для серии «Ярмарки». Какое впечатление на народ произвела революция, Кустодиев на своих картинах так богато, как ярмарки и праздники, не отразил. Обратив внимание на успехи своего ученика, Репин приглашает Кустодиева участвовать в работе над большим групповым портретом-картиной "Торжественное заседание Государственного Совета". Изображены Юлия Евстафьевна Кустодиева, жена художника, с сыном-первенцем Кириллом (1903-1971). Картина написана в Париже.

В самом начале ХХ века Кустодиев приступает к разработке своего жанра «портрета-картины», где главный герой и пейзаж неразрывно связаны. За год до смерти Кустодиев завершил работу над картиной «Русская Венера». На счету Бориса Кустодиева – 3 картины с названием Масленица. Картина написана в Париже, куда Кустодиев приехал с женой и недавно родившимся сыном Кириллом после окончания Академии.

Известно, что комнатка, где Шаляпин позировал Кустодиеву, была так мала, что картину приходилось писать по частям. Вспомним самые известные картины Бориса Кустодиева. И все-таки Кустодиева знают именно по картинам, где тот же Шаляпин, как он сам признавался, видел "аппетитную сочность краски в изображении русских людей". Примерно за год до своей смерти Борис Кустодиев закончил работать над своей сокровенной картиной «Русская Венера» — художник сильно болел, мог работать всего несколько часов в день и потому писал картину целый год.

Буйная роскошь красок расцветает пышным цветом на картинах Кустодиева, стоит только ему обратиться к излюбленной теме: изображению основ жизни глубинки, ее устоев, ее корней. Картина художника Кустодиева Японская кукла была написана в 1908 году, она изображает маленькую Ирину Кустодиеву в момент игры с экзотической японской куклой. Фон картины настолько похож на масленичные работы Кустодиева, что может показаться увеличенным фрагментом подобной картины.

Кустодиев принимал активное участие в объединении Мир искусства, выставлял свои картины в выставках объединения. Здесь, работая над этюдами к конкурсной картине и игнорируя приглашения местных дворянских семей, Кустодиев познакомился с миром крестьянства, глубже узнал народный быт и культуру. Художник Борис Кустодиев в течение всей своей жизни написал большое количество картин. Выше на фото самая знаменитая картина Кустодиева под названием Купчиха за чаем, которую он создал в 1918 году.

В 1901 году Репин пишет огромное полотно «Торжественное заседание Государственного совета» и к написанию картины привлекает своего лучшего ученика Кустодиева – Борис Михайлович написал 27 портретов для этого полотна. Мудрое лукавство Кустодиева спасло его картины от плакатной однолинейности и в то же время обеспечило ему, обездвиженному, парализованному, признание в Советской России. Однажды, гуляя по берегу Волги, Кустодиев увидел женщину, красота, стать и величие которой просто потрясли его и художник написал эту картину. Достаточно известной является и прекрасная картина Кустодиева под названием Степан Разин, написанная в 1918 году. Волошина Кустодиев изображает с книгой стихов в руках, что ставит эту работу в ряд с другими картинами, рассказывающими об увлечениях и деятельности людей изображённых на портретах.

Лучшие картины русского художника Бориса Кустодиева

В связи с этим Шаляпин заехал к художнику домой.

Впоследствии художник выполнил несколько живописных портретов любимой жены. Ну не смогла отказать себе в удовольствии-- --это один из моих самых любимых художников.

Борис Кустодиев: 
картины с названиями, 
описание работ,

Борис Кустодиев: картины с названиями, описание работ, фото

Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Когда ему было девять лет, в город привезли выставку художников-передвижников. Просто московский трактир, где купцы дуют чай.

Как драгоценные камни они переливаются яркими красками, радуя глаз своей нарядностью, пестротой и изобилием". Фон картины – это символ мира, в котором существует человек изображённый на портрете. В 1896 году поступил в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств. На самом деле тем, кто знаком с личностью Бориса Михайловича, это совсем неудивительно. Вот между голодным Питером 1919го и угрюмой купеческой чайной Кустодиев и расположил свой базарно-балаганный рай, свою Телемскую обитель сытости, веселья и счастья.

Художник Кустодиев 
– биография и описание 
картин

Художник Кустодиев – биография и описание картин

Как признание заслуг, в 1907 году его принимают в Союз русских художников. Эти его работы похожи на красочные сны о старой России. Рериха (1913), М. В. Художник позволяет нам очень подробно рассмотреть Шаляпина.

Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева – портретиста (И. Кроме своей художественной деятельности Борис Михайлович пробовал себя, весьма небезуспешно, в скульптуре (1908 г). После революции создал лучшие свои вещи в сфере книжной иллюстрации ("Леди Макбет Мценского уезда" Н. С. Лескова "Русь" Е. И. Замятина обе работы – 1923 и др. ) и сценографии ("Блоха" Замятина во 2-м МХАТе, 1925 и др. ). И. Шаляпин».

Казалось бы и брови незаметные, белесые и глаза блеклые, серые, а красавец. Кустодиев Борис Михайлович (Kustodiev Boris) (1878--1927), русский художник. Звонкое зимнее солнце зажигает кумачовым цветом кирпичную стену дома, пронизывает чистый, свежий воздух. Чертовски трудно.

Кустодиев твердо решает стать художником. По окончании Академии у них уже родился сын Кирилл. А вот что пишет Н. А.

За 2–3 часа надо сделать приличный этюд Пишу бабу покладистую — хоть неделю будет стоять. Совсем еще молодая мать, Екатерина Прохоровна, осталась одна с четырьмя детьми. Борис поступает в Академию художеств в Петербурге, учится блестяще.

На протяжении нескольких лет он перенес не одну операцию, в результате последней опухоль была удалена, но ноги остались парализованы.

Кустодиев: самые 
яркие картины написал 
в инвалидном кресле

Кустодиев: самые яркие картины написал в инвалидном кресле

Созданные мастером как часть хроники его семейной жизни холсты Утро (1904), Сирень (1906), Портрет Ю. Е. Кустодиевой с дочерью Ириной (1908) постигла завидная судьба – картины постепенно стали элементом национальной памяти русских людей, а изображенные в них конкретные люди воспринимаются как обобщенные образы детства и счастливого материнства. А шуба. Но тяга к рисованию, проявившаяся с детства, не оставляла надежды учиться профессии художника.

В мастерской было нестерпимо холодно, пришлось поставить печурку из кованого железа с отводной трубой через форточку, жена приходила из длинных очередей-измученная, однажды он видел, как упал на снег человек, сломленный голодом и болезнью. " Спустя десятилетия эти впечатления материализуются на картинах Кустодиева.

Большое количество портретов в творчестве художника занимают детские. Одна из наиболее известных жанровых картин художника — «Ярмарка» (1906, Третьяковская галерея, Москва). Друзья приходили к нему отдохнуть и укрепить себя, свой дух. Она была его музой, подругой, помощницей и советчицей (а позже много лет и медсестрой и сиделкой). На протяжении всего творчества художник пишет свою горячо любимую жену. Саутин: "Кустодиев – художник разностороннего таланта.

Ему надевают жесткий корсет на верхнюю часть туловища. Революцию Кустодиев воспринял карнавально, в духе народного лубка. В нескольких его портретах чувствуется влияние ретроспективных тенденций, характерных для творческих установок художников «Мира искусства».

Талант у Кустодиева проявлялся очень ярко, одно время он даже соперничал со своим учителем Репиным в мастерстве. Портрет изображает одновременно и конкретного человека (Николая Александровича Романова) и собирательный образ (царя). Мне кажется, что в этом он был похож на А. П. Свет переливается в мыльной пене (которую художник одной рукой взбивал в тазу, другой писал) мокрый потолок, на котором отразились клубы пара, вдруг стал подобен небу с пышными облаками.

М. Г. Но и среди них выделяется портрет Грабаря. Человек, последние десять лет жизни (с 1917 по 1927й) проведший недвижимым и рисовавший веселые картины — будь то декорации к «Блохе» или обнаженные бабы, про которых не скажешь, что это французские «ню», это — русские «нннууу», — этот человек удостоен судьбой иметь сюжет своей жизни. Репин привлек молодого художника к соавторству в картине Заседание Государственного Совета (1901–1903, Русский музей, Петербург). Борис Михайлович Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани. Тогда этот необычный «диптих», эту замечательную «двойчатку» стоило бы назвать: «Попарились» А можно дать и другое толкование — гораздо более оптимистическое, если можно так выразиться. Борис сначала учился в церковно-приходской школе, потом в гимназии. В академии Кустодиев начал писать картины с исторической тематикой.

Умер Борис Михайлович Кустодиев в Ленинграде 26 мая 1927 года. Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) был учеником И. Репина в Петербургской Академии художеств и даже соавтором репинской картины «Заседание Государственного совета», в которой он написал всю правую сторону, принимал участие в международных выставках, сам побывал в Германии, Испании, Италии, где изучал работы старых мастеров. Мать осталась вдовой в 25 лет и содержала четверых детей. Сам Б. Кустодиев так говорил о своём творчестве: «Любовь к жизни, радость и бодрость, любовь ко всему русскому – это всегда было единственным «сюжетом» моих картин». В центре трактира за одним столом разместилась очень колоритная группа. Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Это одна из первых больших работ Кустодиева после пережитых операций на позвоночнике.

Как будто он, Кустодиев, побывал в моём сердце, подслушал мои мысли, одними со мной глазами читал лесковский рассказ, одинаково видел его в сценической форме. Анатомию человека не знаешь — не пытайся обнаженную натуру писать, не дастся она тебе. Только щеки да нос краснеют». К концу девятисотых годов у Кустодиевых уже двое прелестных детей. Обращенное к зрителю лицо художника несет печать недавней болезни и физических страданий.

Уже в эти время проявляется виртуозный талант Кустодиева. Особо часто он посещал такие города и сёла, как Кострома, Кинешма, Романов-Борисоглебск (Тутаев), Нижний Новгород и др.

За гостиной – мастерская в два окна, столовая, детская и спальня родителей. К этому же времени относится увлечение художника темой Масленицы.

Борис Кустодиев 
– биография, фото, 
картины, личная

Борис Кустодиев – биография, фото, картины, личная жизнь художника

Лескова, ленивыми купчихами народных сказок и картинок, – считает И. Лапина. Тогда же вступил в объединения известные как: Мир искусства и Союз русских художников. Произведения бытового жанра, рассказывающие о жизни провинциального городка или села, выполненные Кустодиевым красочно и живо, теперь стали своеобразной исторической иллюстрацией эпохи. В период с 1916 по 1922 год Кустодиев создал несколько полотен изображающих масленичные забавы («Масленица», 1916, Третьяковская галерея, Москва). И. Е.

Это были живые типы Островского. «Московский трактир» — одна из тех картин, чьи малые размеры не мешают, а удивительным образом способствуют монументальности. В 1916 году он написал «Масленицу», которую высоко оценил Репин. Но интересы Кустодиева выходили за рамки портрета: не случайно он выбрал для своей дипломной работы жанровую картину («На базаре» (1903), не сохранилась). К лучшему из них принадлежат графический портрет Ирины (1919) и полотно Портрет К. Б. Кустодиева (1922). Репин назвал Кустодиева "богатырем русской живописи".

Здесь еще видна первая непосредственная реакция художника на революционные события. Отца своего он почти совсем не помнил. Проживая в столице, Кустодиев часто выезжает в живописные уголки провинции, чаще всего в городки и села Верхней Волги, в которых из под кисти художника выходили знаменитые образы русского быта и красочные народные типажи.

Мотив автопортрета в санях в 1918 году был переработан в композицию Автопортрета с женой (в санях), ныне существующую в нескольких вариантах. Это всевозможные решета с фруктами и овощами ("Купчиха"), булки и виноград, арбуз и синие с золотом чашки ("Купчиха за чаем"), ожерелья, кольца и шелк ("Купчиха с зеркалом"). Прикованный последнее десятилетие жизни к инвалидной коляске испытывающий постоянные мучительные боли, часто работающий лежа под установленным над ним холстом, художник именно в эти годы создал особенно много полных красочности и жизнелюбия полотен. Репин привлекает молодое дарование к соавторству в работе «Заседание Государственного Совета».

Но бодрость не покидала его. Грабаря (1916). Движется густая толпа людей, щетинится остриями ружей. Высота комнат необычайная.

Любовь к ней отражается в каждой работе. Так, в военные 1940-е годы Павел Дмитриевич Корин написал свой знаменитый триптих «Александр Невский», а Александр Павлович Бубнов — картину «Утро на Куликовом поле». Обучался сначала в мастерской В. Е. Савинского, со второго курса— у И. Е. Репина.

Художник Борис Кустодиев: 
картины и творчество

Художник Борис Кустодиев: картины и творчество

Лишь однажды, в холсте На охоте (1905) им была сделана попытка изобразить себя в рост на фоне полей, с собакой у ног, возможно навеянная старинными портретами, но через какое-то время холст был урезан до поясного. Вместе с семьей отправляется в Париж. Принимал участие в работе над картиной Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, Русский музей, Санкт-Петербург). Вспомним, что в отечественном искусстве начала XX века этой теме внимание уделяли В. А. Серов, Л. О. Пастернак, Л. С. Бакст, С. В. Малютин, П. П. Трубецкой, создавшие портреты с сильным жанровым элементом, а Пастернак – еще и бессюжетные жанры, фиксирующие интимные состояния (сцены материнства с мотивами кормления, укачивания ребенка), музицирования, приготовления уроков.

Его отец, Михаил Лукич Кустодиев, преподававший в астраханской женской гимназии и в семинарии русский язык, литературу, логику, умер, когда мальчику не исполнилось и двух лет. Из этой чайной хочется вырваться, в ней недолго и с ума сойти. Зритель как будто слышит разноголосый гомон, музыку гармоники в руках молодого парня. Вместе с семьей Кустодиев выехал в Париж.

Они окрашены преклонением перед женщиной и немного ироничны. Певец этот – русский гений и его облик должен сохраниться для потомков. Он пишет свою дочь Ирину, просто наблюдая за ней. Композиция строится на диагональных линиях – весьма распространённый у Кустодиева приём. Именно в это время он начал поиск собственного неповторимого стиля в живописи. Это было началом становления нового синтетического портрета и «типичной» линии творчества художника. Первый курс проходит у В. Савинского, со II курса обучается у И. Репина. Он побывал в Париже, где учился в частной студии Р. Менара.

Это один из лучших портретов художника, созданный в период его творческого расцвета. Жанр и портрет русской провинции известен поклонникам творчества этого художника по картинам «Купчиха», «Купчиха за чаем», «Ф. В 1909 году у Бориса Михайловича была обнаружена серьезная опухоль спинного мозга. – Они олицетворяют сытую, сонную, застывшую в своей косности купеческую Россию.

Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). По узким московским улочкам густым, вязким потоком льется толпа. После октября 1917 года в исторической живописи появились новые темы и герои. Денег было очень мало и семья часто жила впроголодь.

Народный идеал красоты: 
пышнотелые русские 
красавицы на картинах

Народный идеал красоты: пышнотелые русские красавицы на картинах Бориса Кустодиева

Кустодиев никогда не скрывал, что все его образы рождены художественной фантазией. Власов многому научил будущего художника и Кустодиев всю жизнь был благодарен ему. Художники стремились запечатлеть бурные события, свидетелями которых они стали. "Кустодиевские купчихи перекликаются с героинями пьес Островского, рассказов Н. А. Он жил в состоянии радостного возбуждения.

К ним добавляются мучительные головные боли, сопровождающиеся рвотой. Узкий круг их интересов определен той обстановкой, в которой они живут. В это время Кустодиев писал так много, как не писал будучи совершенно здоровым. А если так, то надо спешить поделиться этой радостью с другими. Возможно.

Таковы они в полной очарования и изящества пастели Дети в маскарадных костюмах, в скульптуре Дети (обе – 1909), в других картинах и рисунках. Билибина (1914), Е. Е.

Старейшина уважаемого собрания сидит под иконой. Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр.

Фотобанк картин 
Кустодиева Бориса

Фотобанк картин Кустодиева Бориса

Это собирательный образ России. Через полгода вернувшись на родину, он плодотворно работает. Портрет государя создан по той же авторской схеме, что и «Автопортрет»: задний план картины имеет не меньший смысл, чем передний, т. к. Свою дачу-мастерскую он называл «Теремом».

После революции Кустодиев создал лучшие свои вещи в сфере книжной иллюстрации (Леди Макбет Мценского уезда Н. С. Лескова Русь Е. И. Замятина обе работы -- 1923 и другие рисунки) и сценографии (Блоха Замятина во втором МХАТе, 1925 и другие декорации). Праздничное возбуждение чувствуется во всем: в стремительном движении, в синих тенях, мечущихся на розовом снегу, в плотных, светлых клубах дыма. Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве. Первыми значительными работами Кустодиева стали реалистичные и одухотворенные портреты современников (художника И. Я. Билибина, скульптора Д. С. Стеллецкого, гравера В. В. Матэ и др. ) Эти портреты, показанные на выставках в Петербурге (1896, 1897, 1900, 1901), Мюнхене (1901) и Вене (1901), принесли молодому художнику, еще не окончившему академию, широкую известность. Звонкие краски, открытый и звучный красный цвет – все придает полотну мажорное звучание". Он настолько любим и известен, что, возможно и не стоило мне приносить это сюда.

Краткое описание картин Кустодиева, его биограия и творчество

Мать арендовала небольшой флигель в доме богатого купца. К этому времени мастер уже создал еще один автопортрет с женой – холст Прогулка верхом (1915). Превосходный рисунок и острая характеристика делают его лучшим в серии.

А над всем этим, выше толпы и домов, большевик со знаменем в руках. В его композициях со многими фигурами воссозданы разные типы женщин России.

Шаляпин тоже высоко ценил искусство Б. Кустодиева, которого называл «замечательным» и «бессмертным». В 1903 году Кустодиев отправился в Европу. Кустодиев. А может быть именно вот таким образом и стоило.

Я. Билибин, 1901). Художник изображает их с мягким юмором, томно и бездумно смотрящими на окружающий мир. Все заботы о воспитании четырех детей легли на плечи матери, Екатерины Прохоровны.

  1. Кустодиев Борис Михайлович (1878 – 1927)
  2. Картины — Кустодиев, Борис Михайлович
  3. Кустодиев Борис МихайловичКартины и биография
  4. Русское искуство: Кустодиев Борис Михайлович

Эткинд так говорит о новой русской портретной школе, пришедшей на смену традиции XIX в. : «Модель подается напористо, крупным планом, занимает изрядную часть холста сохраняется импрессионистическая свежесть первого впечатления, живость непосредственного восприятия». Лицо портретируемого написано в лучших традициях реалистической живописи передвижников, а пейзаж напоминает фоны картин на купеческо-народную тему. Комнат пять, все они располагались анфиладой. В 1906 году Кустодиев выступает с работами новыми по своей концепции— сериями полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Балаганы», «Масленицы»), в которых видны черты модерна. Кустодиев выезжает в Швейцарию, но в мыслях только Кострома.

Медики ставят страшный диагноз – костный туберкулез. Ах, если бы я обладал сверхчеловеческой способностью все это запечатлеть. Нестеров.

  1. КАРТИНЫ РУССКОГО БЫТА И ПЕЙЗАЖИ БОРИСА КУСТОДИЕВА
  2. Смотреть галерею Смотреть галерею Кустодиева Бориса Михайловича
  3. Борис Михайлович Кустодиев (1878–1927)
  4. Художник Борис Михайлович Кустодиев 1878-1927
  5. Кустодиев Борис Михайлович (Россия, 1878-1927)
  6. Все Картины Борис Кустодиев по алфавиту
  7. «Вот уж кто чудит, так это Кустодиев»

Борис Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани. Мы жили на третьем этаже. Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане --«русские венеры»).

Сначала Борис учился в духовном училище, а затем и в духовной семинарии. Кустодиев Борис Михайлович – русский художник, который родился в Астрахани в 1878 году. Смысловой и эмоциональный центр работы – это цепкий взгляд внимательных умных глаз. Начинал он как портретист и именно в этом жанре получил известность. Свои уроки мастерства получал В Петербургской академии художеств у И. Е. Репина. Не многие знакомы с портретной живописью Кустодиева.

Чинно и с достоинством вкушают чай извозчики. Эскиз Автопортрет (в шубе) запечатлел художника в пышной шапке и теплой шубе у прилавка с разноцветными игрушками и шкатулками, на фоне заснеженных церквей и башен Троице-Сергиевой лавры. Добужинского (1913), И. Я.

Фигура дана крупным планом на фоне пейзажа со столь дорогими сердцу Кустодиева церквами. Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Кустодиев одновременно работал над изображением своего идеала русской красоты в «Руси ушедшей» и над пропагандистскими плакатами, картиной «Большевик» и обложкой журнала «Коммунистический интернационал». Ведь коммунистическая революция в России, оседлавшая народный стихийный бунт, уничтожившая быт и бытие интеллигентных чеховских семей (еще раз посмотрите на оборотную сторону баньки), была в той же степени, если не в большей, направлена против вот этого купеческого, нерационального, несправедливого быта и бытия, воплощенного «Русской Венерой».

Зашел с мороза прямо в шубе. Что это за город. Революцию Кустодиев воспринял карнавально, в духе народного лубка. Эти портреты наполнены светлыми тонами и цветами, а сама манера их исполнения близка работам мирискусников (Борис Михайлович являлся членом этого творческого объединения). Среди графических работ Кустодиева — «Манифестация» (1906), «Первомайская демонстрация у Путиловского завода» (1906).

  1. Картины Бориса Михайловича Кустодиева
  2. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  3. Астраханское детство Бориса Кустодиева
  4. Пионерская правда против суда Линча
  5. Он мечтал сыграть Суворова, но прославился ролью Бабы-Яги
  6. Журнальные утки во французском меню
  7. Весь организм его, кроме мозга, сердца и рук, был поражен
  8. Книги, графика, плакат, календари, декорации

Он помогает раскрыть содержание образа, создать среду, характеризующую его героинь. Несмотря на запреты врачей, Кустодиев начал работать вскоре после операции. В характерах своих героев художник подчеркивает непосредственность и прямодушие. Затем отмахнуться от них уже было невозможно – боли в руке и шее усиливались.

Но такова необъяснимая с точки зрения «здравого смысла» природа человеческой души: радость внутри человека, а не во внешних проявлениях. Великолепное композиционное построение, основанное на прихотливых линиях модерна и лихие импрессионистические мазки характеризуют работу, в которой вновь, как и в портрете И. Я. Парадокс.

  • Картина Кустодиева«Большевик»: трактовка и описание
  • О жизни и творчестве выдающихся художников
  • Сайт о жизни и творчестве художника
  • Настоящий мастер – художник Борис Михайлович Кустодие
  • Самое интересное в виде мозаики

Родился в Астрахани 23 февраля (7 марта) 1878 в семье преподавателя духовной семинарии. В своей автобиографической книге «Маска и душа» Шаляпин так пишет о своих встречах с художником: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей. Репин говорит: «Глаз свой воспитывайте еще пуще руки». Борис Кустодиев любил этого гениального артиста.

Кустодиев Борис 
Михайлович (1878 
– 1927)

Первая – гостиная с зелеными полосатыми обоями. Несмотря на то, что молодой художник снискал широкую известность как портретист, для своей конкурсной работы Кустодиев выбрал жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выехал в поисках натуры в Костромскую губернию. Кустодиев Русская ВенераПортрет Ренэ Нотгафт, 1914Русский Музей, Санкт-Петербург Русская Венера1925-1926Кустодиев Портрет Федора ШаляпинаКустодиев ЗимаПортрет Федора Шаляпина1922, Русский Музей Зима1919, Русский МузейХотя в 1916 году паралич приковал художника к инвалидному креслу, Кустодиев продолжал активно работать в разных видах искусства, продолжая свои популярные «волжские» серии. Он твердо решил стать художником.

Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности. Билибина, мастер достигает удивительной точности и реализма в передаче характера модели. Кустодиев применяет типичный прием обобщения и аллегории. Он родился в Астрахани 23 февраля 1878 года.

Но интересовала Кустодиева только живопись. К этому времени у них уже родился сын. Отца, преподавателя духовной семинарии, не стало, когда мальчику было чуть больше года. Бегут, размахивая руками, поднимают в воздух шапки.

Какова шуба на нем. А музыкальное сопровождение обеспечивают певчие птицы в клетках под потолком. Кустодиев занимается в мастерской Репина, много пишет с натуры, стремясь овладеть мастерством передачи яркого многообразия мира. Чего было вдоволь у них, так это доброты, нежности, материнской любви.

Самый ранний Семейный портрет (1904) он уничтожил, сохранив только группу жены и Кирилла. Картину представили на выставке общества «Мир искусства». Борис Михайлович рисует поэзию мечты, сказку. Вот она – юная и стеснительная невеста (1901), молодая жена, хрупкая и чуть болезненная (1903), счастливая мать первенца Кирилла (1904), она с недавно родившейся, нарядной, как невеста, Ириной на руках (1906), опять с Ириной двумя годами позже в интерьере квартиры на Мясной (1908), в расцвете сил и женской красоты на фоне окна в имении Терем Костромской губернии (1915), парадный портрет женщины, усталой от тягот жизни, в уютной квартире на Введенской (1920) изображение деловой и энергичной, закаленной в сражениях за жизнь женщины 1920-х годов (1926).

К 1912 году замысел портрета уточнился. Несмотря на все трудности и невзгоды, мать смогла привить своим детям любовь к искусству. Увидеть эту прекрасную картину можно в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга.

Кустодиева, когда он по преимуществу занимался портретами. Первые уроки рисунка он получил у матери и художника-любителя В. А. Кастальского, своего дальнего родственника. Терем (1910) с фигурами жены и детей. Искусство требует всей жизни. Затащил мужика с базара — и писал при народе.

Будто впервые. Одинаковая одежда выдает в них извозчиков, устроивших себе чайный перерыв. Он, как это принято говорить мистиками, взыскан Если в отношении другого прославленного паралитика, начавшего писать как раз в то время, когда Кустодиев умер, уместно применить название его же собственного романа «Как закалялась сталь», то для Кустодиева просится название другого рода: «Как пишутся жизнерадостные полотна». Его эскизы «Бунт против бояр на старой Руси» (1897) и «У кружала стрельцы гуляют» (1901, Русский музей, Санкт-Петербург), предназначенные для академических конкурсов, немного напоминают исторические полотна С. В. Иванова. Потом ездил (уже один) в Испанию, там познакомился с испанской живописью, с художниками, в письмах делился с женой впечатлениями (она его ждала в Париже). В этих композициях отразилось увлечение мастера народным творчеством, а также искусством Питера Брейгеля Старшего, произведениями которого («Битва Масленицы и Поста», 1559, Музей истории искусства, Вена «Фламандские пословицы», 1559, Государственные музеи, Берлин) Кустодиев всегда восхищался.

Портреты отличаются свободой и оригинальностью композиции, мастерством живописи. На большом полотне, фрагмент которого представлен выше изображена дочь художника Ирина в момент купания в бане – ее поза, обнаженность и копна золотистых волос напоминают Венеру Боттичелли, а у ее ног в виде листка от коробки мыла – своеобразный картуш Русская Венера, ставший доброй иронией над названием.

За свою программную работу «На базаре» (картина не сохранилась, остался только ее этюд) художник получил золотую медаль и право на заграничную поездку. Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева – портретиста (И. В Испании художник делал копии с картин знаменитого Д. Веласкеса. Иногда надевал ролики и папа: он вообще любил кататься на роликах.

Лансере (1915), И. Э. Вот кого рисовать-то. В то же время Кустодиев создает ряд портретов. Особенно хорошо у него получались импрессионистические портретные этюды.

3. Е. Серебрякова, в 1910-1920-х часто изображавшая детей, предпочитала чистый портрет, нагую натуру, чистый жанр (преимущественно тихие игры). Картина написана маслом на холсте в стиле импрессионизма, позволяющим ощутить сиюминутность момента. Я. Билибин, 1901). Тот умер, когда мальчику было всего лишь несколько лет. Увидеть эту картину можно в петербургском Государственном Русском музее. Детство Бориса Кустодиева не было беззаботным.

Картины Кустодиева красочны и приближаются к народному искусству. Репин привлек молодого художника к соавторству в картине Заседание Государственного Совета (1901--1903, Русский музей, Петербург). Картины, посвященные любимому народному празднику, необыкновенно динамичны и многолюдны.

Живописные автопортреты им созданы в ранние годы, позже, в отличие от А. Я. Головина, например, он обходился только графическими, а если писал себя маслом, то – в групповых портретах (Мир искусства, В Тереме). Париж восхищал его, а вот выставки не очень понравились.

Он говорил своему ученику: «Научился немного рисовать — все равно что ничему не научился. Столько в его работах жизни, такая мощная энергетика. Он перенес несколько операций, но они приносят только временное облегчение.

Словно средневековые цеховые мастера во время торжественной церемонии. И вместе с тем здесь все органично, художнически закончено.