Картина Магдалена

Кающаяся Мария Магдалина (картина Тициана, около 1565)

Они появились поодиночке, но просмотр картины на какое-то время их объединил. Все в Марии дышит негой и любовью к человеку, который оставил ее, покинул навсегда. Но уже контрастно художник пишет лицо женщины.

Ее старческий облик контрастно оттеняет молодость и совершенство форм Данаи. Юлия Кузнецова: Мы видим молодую полуобнаженную женщину, она сидит около каменного саркофага, на котором лежит толстая книга внушительного размера, вполне естественно предположить, что это Священное Писание. Свет касается и пространства картины – стен грота. Зритель смотрит на работу как на святой образ.

Эту женщину делали героиней своих произведений крупные художники и скульпторы. Мария Магдалина, одна из наиболее почитаемых в христианстве женщин. В православии она является равноапостольной святой. Лицо — как блин, мизинчик кокетливо отставлен, коротенькие вьющиеся волосы. В 1970-х руководство Эрмитажа разрешило мне покопаться в архиве Загорска — кладбище графики. После того как Иисус Христос исцелил её от одержимости, она отдала ему всю свою жизнь без остатка.

Описание картины 
Тициана «Кающаяся 
Мария Магдалина»

Описание картины Тициана «Кающаяся Мария Магдалина»

Наверное, понятие «героическое» здесь буквально сорвалось с языка не так уж и случайно. Однако это оказалось не так. Открытая книга означает книгу жизни, учение и дух мудрости и откровение. Сквозь четыре слоя лака я видел живые слезы и влажную роговичку. Самое знаменитое полотно было создано художником Тицианом Вечеллио в 16-м веке.

«Дорога была не очень, особенно когда мы пересекли границу Свердловской и Челябинской областей, там километров 10 «полного караула», — сказал при разгрузке генеральный директор Ирбитского государственного музея изобразительных искусств Валерий Карпов. Полотно картины внушительных размеров – 206, 8Ч142 (см). о том, как покаяние Марии Магдалины видит художник Годфрид Схалкен.

В данной картине прочитывается много символов. Рылся в горах ненужной бумаги и находил порой интересные вещи. Художник назвал полотно «Кающаяся Мария Магдалина». Мария Магдалина изображена с чашей в руке из которой, по преданию, она омывает ноги Иисусу миром, после чего вытирает их своими роскошными волосами. А значит, говорить нам нужно об освобождении от греха, о покаянии — т. е. Три женщины старше 50-ти, высокий мужчина в костюме и с деловым портфелем, девушка.

Описание картины 
«Скорбящая Мария 
Магдалина»

Описание картины «Скорбящая Мария Магдалина»

Тициан проводит некую аллегорию – перед Марией раскрытая книга. В то же время он рассматривается как вместилище души, жизни существа. Там картина провела 36 лет. Долгие годы она тяжело страдала, будучи одержима семью бесами. Рококо синее, XIX век — густой изумруд. Череп и раскрытое писание на переднем плане являются христианскими символами.

Череп -- атрибут отшельников, в знак их отречения от мира на пути к спасению. После этого Тициан написал еще несколько полотен с изображением Магдалины. Тревожная атмосфера, царящая в пейзаже, помогает полнее воспринять состояние героини. Мария Магдалина, одна из наиболее почитаемых в христианстве женщин.

Им первым ангел поведал о том, что Христос воскрес. Долгие годы она тяжело страдала, будучи одержима семью бесами. Да и насчет света. На многих произведениях искусства образ кающейся Марии Магдалины представлен в жанре Vanitas (от латинского Vanitas vanitatum et omnia vanitas – Суета сует – всё суета), где рядом с Магдалиной – череп, свидетельствующий о том, что святая Мария Магдалина осознала бренность бытия и все её помыслы теперь направлены к жизни вечной.

Возле ног Магдалины, свешиваясь с последней ступеньки, лежит веревка. С этим образом связано множество легенд и преданий. Теплые тона кожи выделяются на фоне более холодных стен грота: коричневых с розоватым оттенком.

«Искушение Марии 
Магдалины», Якоб 
Йорданс — описание

«Искушение Марии Магдалины», Якоб Йорданс — описание картины

Здесь чувствуется большое напряжение, волнение, раскаяние, но в то же время надежда. Ее золотистые волосы разметались блестящими струями по груди, частично прикрывая полуобнаженное тело. Приехала великая Ирина Антонова и абсолютно не ожидала увидеть то, что увидела. Взоры были устремлены на лицо кающейся Магдалины.

Согласно мифу, оракул предупредил царя Акрисия о том, что причиной его гибели будет внук. Она присутствовала при крестных муках Иисуса, присутствовала при погребении и была первым человеком, увидевшим его после Воскресения. Лицо её вовсе не выражает готовности этот путь начать. Над головой, сверху справа, распятие, туда и устремлен взгляд и движение Марии. В тенях художник все пишет размыто, без деталей, но он делает определенные акценты. Не ушел от нее и Вичеллио Тициан, достигший зрелости в своем искусстве.

Фигура Марии Магдалины – композиционный центр – находится практически посередине полотна. Но ведь изображенная на полотне женщина не раскаивается – все в ней дышит любовью. Но никакого напряжения или сосредоточенности в ее лице и фигуре на том, что называется «метанойя» — раскаяние изменение образа мыслей. Такой эффект достигнут во многом благодаря формату холста и цвету. А венская Магдалина написана со второй жены Рубенса Елены Фоурмен.

Юлия Кузнецова: Но все-таки, что же в ее лице. Причем, чем ближе подходишь к картине, тем сильнее это впечатление.

Ничего подобного на данной картине голландского художника найти невозможно. Она запрокинула свою головку вверх, ее взгляд, наполненный слезами, устремлен к небесам. Чтобы это означало. Я считаю, что у нас хранится первый вариант картины. В символике череп-эмблема смертности человека.

Причем, чем ближе подходишь к картине, тем сильнее это впечатление. В целом дальний план изображен без деталей, которые бы привлекли взгляд зрителя. Я там за четыре дня нарыл 520 листов, это были лохмотья, плесень, рвань. При этом образы падших женщин присутствуют на протяжении всей творческой жизни художника, начиная с картины «Найденная»13.

Он списан с первой жены художника Изабеллы Брандт. Вертикальная ветвь гораздо длиннее горизонтальной. Эти картины пришли в музей с очень сложной историей. Мы с трудом видим всю массу.

Кстати, можно посмотреть еще на одну из картину Годфрида Схалкена — «Бесполезный урок нравственности». Название картины, конечно, говорит само за себя. К счастью, лак не затвердел намертво и поддался растворителю. Правая рука Магдалины покоится на груди. С этим образом связано множество легенд и преданий. Быть может, этот жест ногой означает, что она победила искушение к роскоши — как жизни земной и художник таким образом цитирует: «впадая в роскошь в противность Христу» (1Тим 5:11).

Копия картины Кающаяся 
Магдалина

Копия картины Кающаяся Магдалина

С «Портретом инфанты Изабеллы» Ван Дейка мы разобрались — это подлинник. Пространство ограничено стенами грота. Контрасты света и тени – основной прием, которым пользуется художник. Это один из совсем немногих отрывков Нового Завета, в котором упоминается Мария Магдалина. По-гречески Магдалина означает уроженку города Мигдал-Эль. 15 ноября 2012 года мы открывали выставку «Дары Эрмитажа» и главный реставратор музея Виктор Коробов, обернувшись к телекамерам, сказал: «Да, это не копия». Слева внизу пальцы правой полусогнутой и отставленной назад ноги, касаются земли.

Я 36 лет изучал это полотно, сравнивал с теми картинами Рубенса, что есть в России. С жадностью ловит их служанка. Свет падает сверху слева. Крест представляет собой две связанные веревкой толстые кривые ветки. Оно расслабленно, в нём нет собранности, нет устремленности.

В то же время он рассматривается как вместилище души, жизни существа. В подлинности меня особенно убеждали глаза Магдалины, распухшие от слез. Обратимся к тексту Евангелия: «После сего Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие и с Ним двенадцать и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною из которой вышли семь бесов и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова и Сусанна и многие другие, которые служили Ему имением своим» (Лук. 8:1-3). Вертикальный формат, при его огромных размерах (206, 8Ч142 см) как бы нависает над зрителем.

Мария Магдалина 
 (картина Россетти)

Мария Магдалина (картина Россетти)

Когда ее грузили в герметичный фургон в городе Ирбите соседней Свердловской области (там хранится шедевр живописи), на улице было минус 30 градусов. На полотне перед нами стоит женская фигура, едва прикрытая тонкой полупрозрачной тканью. Ведущее значение в картине Тициана имеет цвет.

Это открытие стало настоящей сенсацией. XX век бежевый, как XVI. Когда смотришь на картину, возникает впечатление, что смотришь на святой образ. Открытая книга означает книгу жизни, учение и дух мудрости и откровение. Среди всех полотен религиозного содержания, написанных мастером, «Кающаяся Мария-Магдалина» наименее наполнена набожностью и христианским смыслом.

В 1931 году произведение оказалось в Эрмитаже с пометкой «копия», затем неожиданно попало в хранилище музея города Ирбита (это целая история, о ней – ниже). Смысл картины при этом совершенно не искажен. Второе своё имя будущая святая получила от селения Магдала в Галилее, где она родилась.

Репродукция венской картины тоже есть на челябинской выставке, так что сравнивайте сами. Она сняла квадрат 5х5 сантиметров и я сказал: «Тонечка, ты чистишь Рубенса». В стене небольшое отверстие, через которую виднеется синее ясное, синее небо. В данной картине прочитывается много символов.

Примечания для Кающаяся Мария Магдалина (картина Тициана, около 1565)

Босая ступня героини, хотя и не сильно заметная в тени, выступает как точка, начало, откуда идет это движение. Формат изображения – вертикальный. Выходит, что покаяния здесь все-таки нет. Еще правее видны листья растения. Культура античности с ее страстным утверждением земной красоты была близка ему по духу. Действие происходит в гроте пещеры.

Картина представляет собой пространственную композицию, с одним действующим лицом. Лишь она – Мария-Магдалина здесь олицетворяет женское начало «Песни Песней». И остановиться в данном случае необходимо на словах о том, что из нее «вышли семь бесов». То, о чем так долго говорили, свершилось: в Челябинск привезли подлинную картину великого фламандского художника XVII века Питера Пауля Рубенса «Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой».

Многолетнее хождение по частным коллекциям и антикварам. Первым известным владельцем полотна был петербургский профессор Александр Якобсон.

Напишите отзыв о 
статье Кающаяся 
Мария Магдалина

Напишите отзыв о статье Кающаяся Мария Магдалина (картина Тициана, около 1565)

Эту аллегорию на тему «Ничто не вечно под луной» использовали многие великие мастера живописи эпохи Возрождения. На тему греческого мифа о Данае художник создал пять картин, включая эрмитажный вариант. Этот жест как бы говорит: «Я отдам все за твое воскрешение. И только в 2012 году в ходе реставрации специалисты обнаружили черты живописи Рубенса. Но особенный акцент сделан на образе Марии. Так в левом нижнем углу на темном фоне выделяется более светлый силуэт стопы героини. Череп – атрибут отшельников, в знак их отречения от мира на пути к спасению.

В середине XIX века он приобрел его для своей коллекции. Но, если присмотреться, то вообще-то портретное сходство с «Кающейся Марией Магдалиной» просто бросается в глаза. Преобладают теплые оттенки коричневых, золотистых охристых красок. Теперь та же история произошла с Рубенсом. Нельзя не заметить череп, лежащий внизу, справа в тени.

От руки сына Данаи и Зевса в дальнейшем, как гласит легенда, царь действительно умрет. Больше 100 шедевров ушло из главного музея страны в то время. Картина выполнена в теплом колотите. То, что находится дальше от зрителя, мягко уходит и растворяется в тени. Второе своё имя будущая святая получила от селения Магдала в Галилее, где она родилась.

Отрывок, характеризующий 
Кающаяся Мария Магдалина 
 (картина Тициана,

Отрывок, характеризующий Кающаяся Мария Магдалина (картина Тициана, около 1565)

Свет с полным отсутствием ультрафиолета и инфракрасного излучения. Возрождение у нас в интенсивно-бежевом, барокко в густо-вишневом цвете. Под воздействием света все становится более ярким, живым, впечатляющим, контрастным.

На ее покрасневшие от бесконечных слез глаза и струящиеся золотистые волосы. Мария Магдалина стала одной из жен-мироносиц, которым ангел возвестил о Воскресении. Материалы работы – холст, масло. Художник не отказал заказчику. В символике череп-эмблема смертности человека. Колорит работы намеренно сгущен автором.

На картинах женщина была изображена в разных позах, также менялся задний план. А окончательное заключение экспертов было сделано 24 мая 2013 года.

«Магдалина» была доставлена в 1931 году, когда Эрмитаж грабили изымали полотна, чтобы построить ДнепроГЭС и другие заводы. 15 ноября 2012 года сотрудники Эрмитажа официально объявили о том, что ирбитская «Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой» – не копия, а работа самого Рубенса. Вертикальный формат, который возвышается над зрителем, придает произведению торжественное, волнующее, даже величественное звучание. Внизу справа, в тени лежит череп золотисто – зеленоватого цвета.

Непонятно, как Магдалина ими могла вытереть ноги Христа. На мой взгляд, образ, написанный А. Г. Претензий к Эрмитажу, не узнавшему подлинных мастеров, нет и быть не может. Сопоставляя теплые тона переднего плана с холодным синим «пятном» неба, художник создает впечатление глубины композиции. Эту женщину делали героиней своих произведений крупные художники и скульпторы.

Первый план отличается высокой степенью деталировки, световыми и цветовыми контрастами. Также автор ставит несколько ярких бликов на веревке, которая лежит в тени внизу. Наседкина мне не поверила. Довольно интересно задержаться около картины «Кающаяся Мария Магдалина» Годфрида Схалкена известного нидерландского живописца, творившего в XVII веке в Лейдене, где он брал уроки в мастерской ученика Рембрандта Герарда Доу. Но подставкой для книги служит череп – зловещее предзнаменование.

Марии также выпала честь стать одной из жен-мироносиц, коих было семеро. Задний план приглушенный темный, без особой проработки. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. И нельзя не заметить, что Годфрид Схалкен, являясь представителем голландского искусства, которое так или иначе отвечало на Реформацию, все-таки отражает в своей работе влияние западной (католической) традиции в живописи своего времени. Объемные складки ткани, уложенные в горизонтальном направлении, «пересекают» основное движение фигуры Марии вверх. Череп погружен в темноту, но на коричневом фоне хорошо выделяются блики, которые обозначают форму. Ирбитскому шедевру предстоит спорить с венским вариантом за право считаться «основным» полотном.

Однако Зевс, под видом золотого дождя, проникает в башню Данаи. — Я просил у них то, что не жалко отдавать. Горавским, вышел очень чутким и взволнованным, полным надежды.

Она странствовала вместе Иисусом и апостолами, делила с ними все тяготы и невзгоды, проповедовала Евангелие после вознесения Иисуса, за что христианские богословы присвоили ей почётное звание -- «равноапостольная». В ГМИИ имени Пушкина графику одевают в светлые паспарту, а мы цветом паспарту выделили эпохи.

Голубой, синий – цвет накидки Магдалины – цвет Богородицы, означает чистоту и праведность, символизирует глубину откровения. Череп и раскрытое писание на переднем плане являются христианскими символами. К 2012 году мы собрали деньги на реставрацию. Художником использован ряд символов, которые помогают прочтению картины.

Анализ и описание 
картины «Кающаяся 
Мария Магдалина»

Анализ и описание картины «Кающаяся Мария Магдалина»