Картина Матисса

Картина Анри Матисса «Танец» из Эрмитажа огромна. В своих многочисленных работах того периода Матисс раздвигал границы картин, формы уходили в пространство за рамкой. Боле 10 лет — с 1890 по 1902 — Матисс писал картины, в которых прослеживались черты импрессионизма. В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва) используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде. В середине 30-х в своих многочисленных работах маслом и книжных иллюстрациях Матисс раздвигал границы картин— формы уходили в пространство за рамкой.

В тот период Матисс выдумал новое направление в области декупажа, в основе которого лежит составление картин из кусочков окрашенной бумаги. Матисс погрузился в исследования произведений других художников и, несмотря на серьезные финансовые затруднения, приобретал картины авторов, работой которых он восхищался. В рамках этого течения написаны картины Матисса «Разговор», «Буфет или красная комната», «Танец», «Музыка», «Фрукты и бронза», «Корзина с апельсинами», «Натюрморт с голубой скатертью». Сам Матисс говорил: "Я хочу, чтобы усталый измученный изнуренный зритель мог вкусить перед моей картиной мир и отдохновение". В это время картины Матисса отличаются ярким колоритом, контрастностью, чистотой и резкостью цветов, плоскостностью и отсутствием теней.

«музыка» (фр. La Musique)— картина французского художника Анри Матисса, написанная им в 1910 году по заказу коллекционера живописи С. И. Щукина. Самой дорогой работой Матисса стала не картина, а бронзовая скульптура «Обнаженная женская фигура со спины IV». Анри Матисс картины пишет, подчиняясь цветам и ритмам арабесок. Многие картины Матисса (37 произведений) находится в коллекциях Эрмитажа и ГМИИ на Волхонке. Картины Матисса украшали щукинский особняк и составляли единый ансамбль.

Биография Анри Матисса, список картин

В зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные И. А. Морозовым. В ней он преподавал в 1908-1911 гг. В то время как картины и скульптуры Пикассо характеризовались наличием углов и шокированием новым (по крайней мере, во время его кубического периода), работы Матисса отличались наличием извилистых кривых, берущих начало в традиционном изобразительном искусстве.

Ж. Помпиду). Все люди на картине находятся в неподвижности. В трех школах, в которых Анри довелось учиться, он в основном бездельничал.

Матисс придавал большое значение классической базовой подготовке молодых художников. Анри Матисс, старший сын состоятельного торговца из города Боэн-ан-Вермандуа на севере Франции, учился в лицее в Сен-Кантене. Художник углубил черты лица с помощью тонкой штриховки и наложения телесных тонов. В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо. По тем же одалискам, например, сидящим или лежащим в причудливых чувственных позах.

Зачем. Все остальное здесь придумал сам Матисс. Его поздние работы были столь же экспериментальными и яркими, как и ранние. На втором этаже, полагал он, был более сообразен сюжет с музицирующими и слушающими.

Как устроена картина 
Анри Матисса

Как устроена картина Анри Матисса

ДругРодена, коллекционер произведений Эмиля Бернара иВан Гога, с которым он работал на протяжении десяти лет, Рассел подарил Матиссу два рисунка Ван Гога. Такой, наверное, воспринимал художник свою жену.

Матисс всегда стремился изображать не сам предмет, а свое отношение к увиденному. Пять женских фигур не совсем пропорциональны, но они завораживают своей естественностью. Перед тем, как отправить картину заказчику, он выставил её в Осеннем Салоне в Париже.

  • Картины Матисса их названия и описание
  • Картина Матисса «Одалиска, лежащая под магнолиями» выставлена на торги
  • Анри Матисс: Картины ножницами (9 фото)
  • Кстати, о счастье в жизни французского художника
  • Все Картины Анри Матисс по алфавиту
  • Анри Матисс «Женщина, сидящая в кресле»

И это было отражением каких-то борений, происходивших в душе художника. Художник углубил черты лица с помощью тонкой штриховки и наложения телесных тонов. В интервью 1909 года он пояснил, что, по его замыслу, человеку, входящему в дом с улицы, нужно «сообщить чувство облегчения», вот таким образом для первого этажа художник выбрал сюжет с танцем. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры.

Синий цвет передает небо, розовый – тела танцоров, а зеленым цветом изображен холм». Цвета – красный, зелёный, синий, чёрный. Лицо героини написано более мелкими мазками, чем ее платье и фон картины. И. Стравинский и С. Дягилев предложили ему оформить балет «Песнь соловья». Темные глаза и изгиб бровей выдают в мадам Матисс сильную натуру.

Всего на холсте изображено 5 персонажей, двое из них играют на музыкальных инструментах (скрипке и двуствольной свирели), а остальные поют. В 1908 году Щукин заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах). Матисс много путешествовал: посетил Италию (1907), Германию (1908, 1910), Испанию (1910 – 1911). Рыбка и палитра обозначают скрытую связь с работой «Арлекин» Пикассо интерпретируемый как автопортрет.

В 1892 году Матисс принимает решение посвятить себя живописи. Он был старшим сыном в семье Эмиля Ипполита Матисса и Элоизы Анны Жерар. Интенсивный, контрастный цвет фовистских полотен (панно) Матисса до 1910 года, был призван привлечь внимание зрителя, создать особую атмосферу гармонии и созерцания в декорированных ими помещениях. Эти две поездки в Марокко, в начале и конце 1912 года, можно рассматривать как одно темпераментное путешествие, в результате которого были созданы такие шедевры зрелого декоративного стиля Матисса, как Марокканский триптих (ГМИИ), портрет Стоящего рифа (Марокканец в зеленой одежде) и Арабская кофейня (обе картины художника находятся в Эрмитаже). Нельзя уходить с поля боя, не попытавшись сражаться».

  1. Анри Матисс «Женщина на диване»
  2. Анри Матисс «Женщина за фортепиано»
  3. Анри Матисс «Интерьер со скрипкой»
  4. Творчество между двумя мировыми войнами
  5. Произведения, выставленные в музеях нашей страны

Ковёр на этой картине – реальный. Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники.

Вот таким образом каждый из зрителей может дать свою интерпретацию «Музыкантов». Картины «Танец» и «Музыканты» схожи по цветовой гамме и количеству изображённых фигур. Тема панно «Музыка» была близка и Щукину, при обсуждении заказа писавшему, что у него дома часто исполняют классические произведения, а в зимнее время регулярно даются концерты2. Лицо героини написано более мелкими мазками, чем ее платье и фон картины. Фон в «Музыке», предельно упрощённый художником играет второстепенную роль7.

  1. Творческая лаборатория живописца
  2. Какие произведения Матисса находятся в России
  3. Анри Матисс: из биографии (1869-1954)
  4. Сравним Матисса с самим Матиссом
  5. Коллекция Художники Анри Матисс

Лето 1905 года Матисс провел на южном побережье Франции. Впрочем и сам художник однажды заметил: «Фигура интересует меня намного сильнее, чем натюрморт или пейзаж». Первой картиной, в этом стиле, которую увидели зрители, стала Женщина в зелёной шляпе. Фона в привычном понимании в этой работе нет.

В 17 лет уехал в Париж и поступил на юридический факультет Сорбонны. Их союз долгое время был идеальным. Все, кто видел картину «Танец» в Эрмитаже, наверняка были под впечатлением от этого огромного полотна (размер 260х391), вибрирующего яркостью красного, синего, благородного зеленого. Матисс и Пикассо были близкими друзьями, но также и вечными соперниками.

Одной из самых запоминающихся стала книга «Джаз», написанная и проиллюстрированная Матиссом в 1947 году. Щукина зрители назвали собирателем хлама и обвинили в безвкусице. За время существования академии доля студенток в ней была всегда на удивление высокой. В 1908 г. Матисс совершил свою первую поездку в Германию, где познакомился с художниками из группы Мост (основоположники немецкого экспрессионизма). В 1941 г. Матисс перенёс тяжелую операцию на кишечнике. Фона в привычном понимании в этой работе нет.

краски написанных Матиссом интерьеров снова стали крайне насыщенными: такие его работы, как «Красный интерьер, натюрморт на синем столе» (1947) и «Египетский занавес» (1948) построены на контрасте между светом и темнотой, а также между внутренним и внешним пространствами. Матисс прислал эскизы с несколькими вариантами работы. Сергей Иванович Щукин называл Матисса «современным Микеланджело» — то ли ирония это была, то ли правда известно только ему самому. «Мне просто это подходило», — признется она позже. Эти плоскости играют в картине важную роль — в том числе и композиционную.

У создания картины «Танец» своя необычная история. Темные глаза и изгиб бровей выдают в мадам Матисс сильную натуру. Он был недоволен собой — худой, непривлекательный, застенчивый юноша не нравился девушкам.

  • Дизайн проект интерьера квартиры с мебелью
  • Мебель из массива от производителя в традициях изделий
  • Эмоциональная выразительность снимка
  • Как покупать дешевые авиабилеты

Анри учился у известного мастера салонного искусства, Виллиама Адольфа Бугро, готовясь к вступительным экзаменам в Школу изящных искусств (фр. cole nationale suprieure des beaux-arts de Paris), куда, однако, не поступил. В 1893 году он перешёл в Школу декоративных искусств (англ. )русск. Перед отправкой в Россию, панно были выставлены в Париже. Чтобы сберечь силы, он разработал технику составления изображения из обрезков бумаги (так называемыеPapiers decoupes), которая давала ему возможность добиться долгожданного синтеза рисунка и цвета. Голова девушки оказывается частично срезана верхним краем полотна. (фр. cole nationale suprieure des arts dcoratifs de Paris), где познакомился с юным Альбером Марке.

Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им. Фон в «Музыке», предельно упрощённый художником играет второстепенную роль. Незадолго до отправки в Россию оба панно были выставлены на парижском «Осеннем салоне» 1910 года, вызвав грандиозный скандал эпатирующей обнажённостью персонажей и неожиданностью трактовки образов.

  1. Картина Очертания Нотр-Дам ночью Анри Матисса 1902 года
  2. Картина Роскошь, спокойствие и наслаждение Анри Матисса 1904-1905 года
  3. Картина Маргаритка Анри Матисса 1906 года
  4. Картина Обнаженная в лесу Анри Матисса 1906 года
  5. Картина Молодой моряк Анри Матисса 1906 года
  6. Картина Голубая обнаженная Анри Матисса 1907 года

Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Отношения между патроном и художником были очень доверительными, полными взаимопонимания. Другое дело, что за ощущение жизни было у художника. Жена и дочь были любимыми моделями художника.

Некоторые историки искусства считают, что "Память Океании" (и еще одна габаритная работа, сделанная примерно в то же время под названием "Улитка"), были ответами на крупномасштабную абстракцию, появившуюся в Соединенных Штатах в то время, в частности, "абстрактный экспрессионизм". Холст, масло. Особенного внимания заслуживал его мазок. В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах). Доминика и Девы Марии.

  1. Картина Танец Анри Матисса 1910 года
  2. Картина Музыка Анри Матисса 1910 года
  3. Картина Купальщицы у реки Анри Матисса 1909 года
  4. Картина Марокканцы Анри Матисса 1915 года

Затем, чтобы, произведя искуснейший синтез «природы» и «культуры», выразить непосредственное ощущение жизни в строжайшей художественной форме. Щукин предоставил Матиссу возможность самовыражения. Углы комнаты даёт другим цветом.

Матисс был признан лидером фовистов (наряду с Андре Дереном). Нельзя уходить с поля боя, не попытавшись сражаться»4. Девочка приняла заботу Амели и полюбила ее всей душой. Таким образом, Матисс сумел усилить выразительность палитры за счёт яркости всего лишь трёх цветов— «небесной лазури, розовой свежести тел и зелени холма»6. Отец Анри посчитал поступок сына позором для всей семьи.

Именно он, этот мазок, перевернул представление о живописи. Слева на горизонте несколько облаков, справа гористый испанский берег». В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. Всё это отразилось в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905 г. Две зимы (1912 и 1913) он провел в Марокко, обогатившись знанием восточных мотивов. Вообще, Матисс жадно впитывал в себя всё, что касалось изобразительного искусства: он копировал в Лувре произведения старых французских и голландских мастеров, особенно привлекало его творчество Жана-Батиста Симеона Шардена. Неплохим смотрится и название этого произведения, заимствованное у Бодлера.

Таким для него явился Поль Гоген. Там начался его отход от техники дивизио-низма. В них господствовали яркие краски, а композиции, заполненные движущимися в танце или играющими на музыкальных инструментах обнаженными людьми, символизировали природные стихии— воздух, огонь и землю. В 1887 году в Париже начал изучать юриспруденцию в Школе юридических наук. Одна картина висит в Эрмитаже в Санкт-Петербурге (самая известная) вторая в Нью-Йорке в Музее современного искусства. "Я не революционер по принципу", – сказал он однажды.

  • Один комментарий к Анри Матисс: Картины ножницами

Эта дружба в его судьбе значила многое. Девушка стала незаменимой для художника: она была его секретарем, сиделкой и моделью. Он возвратился в Сен-Кантен и устроился на работуклерком у присяжного поверенного. В 1892 приехал в Париж, где учился в Академии Жюлиана, а позже у Гюстава Моро. В искусстве фовизма ему помогли не только европейские формы живописи, но и скульптура Африки (которая, кстати, послужил и началом становления кубизма), японская ксилография, арабское декоративное искусство.

Картины Матисса, 
их названия и описание

Существуют лишь предположения искусствоведов. Хотя изображения получены с лодки, результат кажется довольно абстрактным а учитывая размер 99 футов – и внушительным. В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена). В 1904 году состоялась его первая персональная выставка в галерее дилера Амбруаза Воллара.

Наверное, Матисс сделал бы неплохую карьеру в юриспруденции, если бы не случай. В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. Но мастер не дает здесь глубину пространства в соответствии с математическими законами, а выписывает глубину лишь треугольниками незаполненного ковром пространства. Еще один композиционный источник – легендарный «Завтрак на траве» Мане. Работа с моделью начиналась только после освоения техники копирования.

Полотна «Танец» и «Музыку» он вывести не успел и они направились в Эрмитаж. Умер Матисс 3 ноября 1954 года в Симье, близ Ниццы. Означает ли он лучшие времена в прошлом или будущем. Эта техника не была чем-то новым для художника: он использовал ее еще в 1919 году. В 1887 году во время экзаменов Анри внезапно бросил школу. В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала.

Его картины того периода отличаются плоскими формами, чёткими линиями и яркостью красок. Почти весь 1889 год он провел в больничной палате в борьбе с грыжей. «Мы стремимся к ясности, упрощая идеи и смыслы, – позже объяснял он. Когда началась Октябрьская революция, Щукину пришлось спешно покинуть Россию.

Последней работой мастера стал макет витражного окна для церкви в Покантико-Хиллс (штат Нью-Йорк), созданный по заказу Нельсона Рокфеллера. Свет господствует в замечательном холсте Открытое окно с видом на бухту в Танжере. Выставленные в парижском Салоне перед отправкой их в Россию, композиции Матисса вызвали скандал эпатирующей обнаженностью персонажей и неожиданностью трактовки образов. Это его так увлекло, что он, преодолев сопротивление отца, решил стать художником и записался в школу рисунка Кантен де ля Тур (фр. Ecole Quentin de la Tour), где обучались чертёжники для текстильной промышленности. В 1891 году он оставил юридическую практику и снова приехал в Париж, где поступил в Академию Жюлиана.

Таким образом, в конце концов, он приходит к фовизму. 1901 год можно назвать годом становления художника. Анри Матисс (Henri Matisse), выдающийся французский художник.

В Салоне он выставляет ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе». В таком стиле написана его картина «Роскошь, покой и наслаждение».

Анри уехал в Париж осенью 1891 года. Поначалу Матисс изобразил мужские фигуры с гениталиями, но в финале работы над картиной убрал последние — вероятно, по желанию заказчика. Государственный Эрмитаж (Петербург)При написании картины Матисс стремился свести их к элементарным формам. Амели отдала всю себя заботе о муже, была ему верной помощницей и другом.

«Русский» след в жизни художника становился все явственнее. В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). Весной 1906 года он увидел холст «Радость жизни» и захотел познакомиться с художником.

Неплохим смотрится и название этого произведения, заимствованное у Бодлера. Фигуры персонажей обведены черным контуром, заполненным впоследствии краской. Выходные мальчик проводил у бабушки Жерар, в доме по улице Шен-Арно. Возвратился в Сен-Кантен (где окончил лицей) после окончания учёбы, устроился на работу клерком (служащим) у присяжного поверенного. Интерес к рисованию возник у будущего художника абсолютно случайно: он перенёс операцию по удалению аппендицита и мать, чтобы Анри не скучал в период двухмесячного выздоровления, купила ему принадлежности для рисования.

Такой, наверное, воспринимал художник свою жену. Одной из крупных работ художника стали оформление и витражи доминиканской Капеллы Четок в Вансе (1951). В 1947 г. Матисс познакомился с доминиканским священником Пьером Кутюрье, в разговорах с ним возникла идея возведения небольшой капеллы для небольшого женского монастыря в Вансе. Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника).

В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения19. Амели посчитала оскорблением попытку Матисса впервые обойтись без нее. С того момента, когда Матисс стал рисовать такие композиции и начинается его развитие, как художника. На холсте хорошо заметна свобода в выборе цвета и красок – интенсивных, почти пламенеющих.

Его одалиски – это носительницы божественной гармонии, а не сексуального чувства (оно ведь, поопределению, беспокойно). Внешне все шло хорошо, но на душе у Матисса была тоска. Откровение пришло ко мне с Востока, скажет впоследствии художник. Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. Он набросил этот ковёр на камин или комод или другую мебель.

Все остальное здесь придумал сам Матисс. Речь идет о фовизме. Такой, какой был у Матисса в его доме. При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок40. Период увлечения фовизмом (который, по большом) счету, Матисс и придумал) зафиксировал отход Матисса от «сладкого» неоимпрессионистского цвета.

Donatello parmi les fauves. ), опубликованной 17 октября 1905 года в газете Жиль Блаз, дал художникам ироничное прозвище «фовистов», то есть «дикарей» (фр. Ухудшение здоровья вынудило его упростить свой стиль. В срочной телеграмме, отправленной Матиссу, он сообщил, что окончательно согласен приобрести работы, а затем подтвердил свои намерения письмом «Сударь, — писал коллекционер, — в дороге (два дня и две ночи) я много размышлял и устыдился своей слабости и недостатка смелости.

Да и здоровье не позволяло таскать мешки с зерном, как отец. Овальный предмет в середине заднего плана картины представляет собой вазу с цветами, стоящую на резном стуле. Он стремился найти такие контрасты цвета, которые излучали бы свет сами по себе.

Холст, масло. Еще один композиционный источник – легендарный «Завтрак на траве» Мане. Матисс уверенно шёл к своему стилю, к своей манере, чтобы навсегда вписать своё имя в историю мировой живописи, подарив миру такие шедевры, как «Мадам Матисс», «Музыка», серию «Книга джаза», «Танец», «Поднятое колено», «Сон», «Розовая обнажённая» и т. д. Когда он поправлялся после операции, мать купила ему принадлежности для рисования. Структура живописи и работа с цветом последнего оказали особенное влияние на творчество Матисса, назвавшего его своим главным вдохновителем18. Так появились парные панно «Танец» и «Музыка».

Щукин выкупил 37 работ Матисса и отправил художнику столько же посланий. Для названия картины Матисс выбрал строчку из произведения горячо любимого Бодлера. На втором этаже, полагал он, был более сообразен сюжет с музицирующими и слушающими. Матисс был признан лидером фовистов, наряду с Андре Дереном. Для вестибюля и площадок парадной лестницы в особняке С. И. Щукина, Матисс написал два панно, вскоре приобретших мировую известность — «Танец и Музыка». В них господствуют огненные краски, а композиции, заполненные движущимися в стремительном танце или играющими на древних музыкальных инструментах обнаженными юношами, символизируют природные стихии огонь, землю, воздух. Друг и дружеский соперник Пикассо, темпераментно он был антиподом испанского художника.

Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения26. Он презентовал эти работы в Осеннем салоне в Париже. Лаконизм рафинированных художественных средств, колористических гармоний, сочетающих то яркие контрастные созвучия, то равновесие локальных больших пятен и масс цвета, служат главной цели художника — передать наслаждение от чувственной красоты внешних форм. Новые приятели познакомили Матисса с юным тогда Пикассо, рядом влиятельных критиков и русским коллекционером С. Щукиным.

Амели погрузилась в заботу о муже и была готова пожертвовать многим ради Анри. В настоящее время существует в двух версиях. Это изображение жены Матисса является наглядным тому примером.

А. Матисс «Музыка» (1910). Одним из самых значительных поздних творений художника стала доминиканская Капелла Четок в Вансе, близ Ниццы (1948 – 1951).

Но через полгода слухи о новой методике преподавания Круазе дошли до директора школы. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика. Все они (кроме Кееса ван Донгена) были учениками Гюстава Моро, подтолкнувшего учеников думать вне формальных рамок и следовать своему видению. Жизни этому увлечению было отпущено около двух лет. Утешающее, успокаивающее разум, что-то вроде хорошего кресла". В 1904 году Анри Матисс пробует себя в дивизионизме и пуантилизме. Здесь же он знакомится с австралийцем художникомДжоном Питером Расселом.

Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. Его модель Каролина Жобло (фр. Caroline Joblau) родила дочь Маргариту (1894—1982). Лето 1896 года он провёл на острове Бель-Иль у побережья Бретани, вместе с Эмилем Бери, соседом по лестничной площадке в Париже. Здесь Анри познакомился с художником из Австралии, Джоном Питером Расселом, другом Огюста Родена, коллекционером произведений Эмиля Бернара и Винсента ван Гога. Сам художник никогда не воплощал своей мечты о парадизе (цветном земном рае) с той силой непосредственности и чистоты, без примеси рефлексии, как в Марокко. Несомненно, однако, что в 1913 году, в период упоения машинным конструктивизмом грядущего компьютерного века, марокканский цикл Матисса не мог восприниматься с той острой, ностальгической силой, как сегодня.

Эта работа тронула Щукина. Хотя, согласно традиции именно Анри (как старший сын) должен был стать во главе семейного бизнеса, по окончании лицея Анри Мартен в Сен-Кантене он отправился в столицу, чтобы изучать юриспруденцию в известной Школе юридических наук.

После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им. В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). У Анри и Амели один за другим родились два сына. Герои «Танца» динамичны, а фигуры в «Музыке» статичны, спокойны. Лидия ухаживала за ним, помогала бороться с бессонницей, астмой и моральным истощением.

В очередной период депрессии и безработицы Матисс решил восстановить силы в Сельвии, вдали от дома и мастерской. Но между ними есть много различий: в «Танце» изображены женские персонажи, в «Музыке» – мужские. Их общение кардинальным образом повлияло на творчество художника и позднее он называл Джона Питера Рассела своим учителем, объяснившим ему теорию цвета (англ. )русск.

Матисс прислал эскизы с несколькими вариантами работы. Эрмитаж (Петербург)Но одновременно Матисс искал свой путь в искусстве, об этом говорят два его ранних пейзажа: «Булонский лес» (1902) и «Люксембургский сад» (1902). В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва) используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде.

К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. fauves). Матисс использовал цвет ради цвета, став лидером фовизма вместе с Андре Дереном. Работая над ними, художнику удалось достичь совершенной гармонии формы и цвета. Тема панно «Музыка» была близка и Щукину, при обсуждении заказа писавшему, что у него дома часто исполняют классические произведения, а в зимнее время регулярно даются концерты.

В своих «Заметках живописца» (1908) он сформулировал художественные принципы, говоря о необходимости непосредственной передачи эмоций за счет простых средствС картиной «Женщина в шляпе» связывают как известность Матисса, так и прощание с неоимпрессионизмом (пуантилизмом) и началом фовизма. Незадолго до отправки в Россию оба панно были выставлены на парижском «Осеннем салоне» 1910 года, вызвав грандиозный скандал эпатирующей обнажённостью персонажей и неожиданностью трактовки образов3.

В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Анри с Амели поженились быстро, спустя всего три месяца после знакомства. В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. Сосуд, японская ваза, кружка, скульптура, его поле, коньяк. Искаженные размеры нижней части тела героини картины заставляют вспомнить о примитивной африканской скульптуре, для которой характерны похожие законы «построения» образа.

В течение своего творческого пути он создал некоторые из величайших шедевров 20-го века. Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо. Это умышленное нарушение пропорций как бы обозначает иерархию «значимостей» — женское тело представляло для художника больший интерес. В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо.

В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств». Третье панно — «Купание или медитация» — осталось лишь в набросках.

Ж. Помпиду, Париж). Перед отправкой в Россию, панно были выставлены в Париже8. Это увлечение дало о себе знать в ряде его работ. Он постоянно варьировал густоту нанесения, бумага тут и там просвечивала через краску и цвет на картине будто «дышал». Таким образом, Матисс сумел усилить выразительность палитры за счёт яркости всего лишь трёх цветов— «небесной лазури, розовой свежести тел и зелени холма». Художник постоянно испытывал два противоположных стремления.

В 1872 году родился младший брат Анри, Эмиль Огюст. Эта простота (и совсем уж «детскость» в конце жизни – чего стоят его аппликации. ) является результатом точнейшего расчета, кропотливого изучения естественных форм и их смелого упрощения. Матисс же занял собственную позицию, став, по сути, предтечей «Модерновой революции». В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры. При этом он всегда фокусировался на заманчивом развлечении пигментами и оттенками.

Есть некоторые имена (среди них Пабло Пикассо), которые стали неотделимыми от современного искусства, но никто так тесно не ассоциируется с получением плотского удовольствия от цвета, как Анри Матисс (1869-1954). Матисс вспоминает, что стал первым художником, вышедшим из Боэн-ан-Вермандуа. Это видно и по его картинам. В мастерской Анри Матисса появляются ученики из разных стран.

Художники стали искать новые подходы, пробовать новые стили изображения. Часто по несколько недель он отлеживался в постели из-за воспалений кишечника и родителям пришлось сделать младшего сына Огюста преемником семейного дела. Разумеется, это иллюзия. Необходимо было найти нечто объединяющее живую натуру и приемы ее изображения. Стилистика тут дивизионистская, но композиция обнаруживает влияние Сезанна – прежде всего, его знаменитых «Трех купальщиц», приобретенных, кстати, восхищенным Матиссом у Амбруаза Воллара в 1899 году.

Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Henri mile Benot Matisse 31 декабря 1869, Ле-Като-Камбрези, Нор, Франция (Вторая французская империя)— 3 ноября 1954, Ницца, Франция)— французский художник и скульптор, лидер течения фовистов. У нее уличная одежда, а он одет в полосатую пижаму (выбранный наряд не только для сна, но и для работы в студии). Он часто повторяет одни и те же мотивы: зеленые решетчатые ставни, отбрасывающие полосатую тень на пол комнаты, узорные металлические ограды балконов, призывно синеющий за окном кусочек моря, зеленые деревья парка, дрожащие в лучах южного солнца пейзажи, кресло, обшитое полосатой тканью, золотые рыбки в прозрачном аквариуме, пышные комнатные растения, ковры и ткани с вызывающе крупным узором, кирпичного цвета обнаженные музыканты или хоровод танцующих на густом сине-зеленом фоне.

В планы Матисса входило и написание третьего полотна, «Купание» (или «Медитация»), на котором были бы изображены отдыхающие, однако дом Щукина был двухэтажным и его заказ предполагал создание только двух композиций, вследствие чего «Купание» сохранилось лишь в набросках автора. Родился 31 декабря 1869 в Ле-Като на севере Франции. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. Анри Матисс.

В 1943 году он начал серию иллюстраций к книге «Джаз» из раскрашенных гуашью обрезков (закончена в 1947). А. Матисс «Роскошь, покой и наслаждение» (1904-1905)В 1907 г. Матисс совершил путешествие по Италии, во время которого посетил Венецию, Падую, Флоренцию и Сиену изучая итальянское искусство. По совету друзей Матисс основал частную школу живописи, которая получила название Академии Матисса. 260 х 389 см. Так появились парные панно «Танец» и «Музыка».

Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе. С 1890 по 1902 г. Матисс создавал картины, близкие по духу импрессионизму: «Бутылка схидама» (1896), «Десерт» (1897), «Фрукты и кофейник» (1899), «Посуда и фрукты» (1901). По возвращении во Францию супруги уехали на Корсику (удивительные краски Средиземноморья после этого ворвались на полотна живописца). В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. А. Матисс «Фрукты и кофейник» (1899). В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905).

Очень скоро Анри заболел бронхитом и его уволили. Но увлечение Матисса техникой пуантилизма было недолгим. Волосы жены художника написаны синей и черной краской с вкраплениями красного. Так и случилось.

Анри Матисс рос послушным сыном, но заниматься семейным делом не хотел. Мастерски переданы эффекты голубых теней и ослепляющих лучей солнца. Все это заметно улучшило материальное положение живописца. Синий цвет фона и отсутствие перспективы делают центральный образ более выразительным, а клетчатый узор дивана подчеркивает округлость форм женского тела. Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму.

В это время Матисс открывает для себя скульптуру народов Африки, начинает ее коллекционировать интересуется классической японской ксилографией и арабским декоративным искусством. 1901—1904 годы были для него временем интенсивных творческих поисков8. ДетствоМатисса было счастливым.

Расслабляющая атмосфера юга Франции вдохновила его на создание чувственной серии Одалиски. По счастливой случайности одновременно с Матиссом в школу из Парижа приехал молодой учитель Эмманюэль Круазе. В те времена картины Матисса мало кому нравились. – "Танец" написан мной всего тремя красками. Творчество Матисса основывалось на изучении натуры и законов живописи.

Смелое сочетание красок объясняет название нового направления – фовизм (дикий). Его называли грубым, нахальным недоучкой, но все же именно Матисс привлек внимание Щукина. Эта выставка очень вдохновила Матисса – он обрёл крылья, смелость и теперь с упоением предавался экспериментам с дивизионизмом, пуантилизмом, кубизмом, рисованием цветовыми пятнами, не обращая внимания на негодование публики. Исчезают стул и обои. Родители были счастливы — отец уже представлял сына работником министерства. В 1937 г. им были сделаны эскизы декораций для балета «Красное и чёрное» на музыку Дмитрия Шостаковича в хореографии Леонида Мясина. В период 1946-1948 гг.

В 1890 году, находясь в больнице на длительном лечении, он попробовал заняться живописью, о чем впоследствии вспоминал: «С того момента, как в моих руках оказалась коробка красок, я понял, что это и есть моя жизнь». Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. Наверное, одна из самых знаменитых его картин является Танец. А ступни ее ног в длинных желтых арабских сандалях, развернутые под углом к фронтально изображенной фигуре, кажутся заимствованными с древнеегипетских рельефов и росписей.

Яркий пунцовый цвет здесь прекрасно сбалансирован с синим и зеленым. Раз в неделю все вместе они посещали музей, согласно учебной программе.

В интервью 1909 года он пояснил, что, по его замыслу, человеку, входящему в дом с улицы, нужно «сообщить чувство облегчения», вот таким образом для первого этажа художник выбрал сюжет с танцем. Комната может быть слишком интенсивным фоном картины – насыщенное лазурное поле, охватывающее два предмета, которое не показывает интерьер напротив, оно покрыто множеством штрихов кисти. Картина была противоречива и по-своему не укладывалась в заданные пуантилистами рамки. Картину не поняли и высмеяли, называли художника создающим декадентствующий хлам ит. д.

Анри Матисс родился на севере Франции в 1869 году в семье преуспевающего торговца зерном. «Танец», созданный вместе с картиной «Музыка», был написан в 1910 году по заказу российского коллекционера Сергея Щукина. Самих авторов Л. Воксель назвал «дикими» – от этого французского слова и родилось название нового художественного направления («фовизм»), не без гордости принятое молодыми революционерами от живописи. Насыщенные оттенки казались неестественными, создавая напряженность и нарушая привычный «покой» классических элементов.

Сергей Иванович покупал картины, забирая их прямо из мастерской иногда это были незаконченные, а то и едва начатые работы. В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью.

Первыми написанными в Танжере полотнами стали натюрморты и среди них Корзина с апельсинами, спустя много лет приобретенный другом Матисса, великим испанцем Пабло Пикассо. Среди последних работ, которые Матисс создал перед своей смертью – «Память Океании», прообразом которой стала старая фотография, сделанной в 1930 г. на шхуне на Таити. Работа была изнурительной и Анри заболел бронхитом. Сердить, между тем, Матисс никого не собирался.

Тема панно — танец. Зрители недоумевали: разве женщина может быть такой. Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе (англ. )русск. 27. Эти плоскости играют в картине важную роль – в том числе и композиционную. Первоначально он пользовался техникой пуантилистов Жоржа Сёра и Поля Синьяка и даже завел знакомство с последним. Волосы жены художника написаны синей и черной краской с вкраплениями красного.

Когда художник создавал свою «Женщину в шляпе» (1905), он хотел лишь показать потенциальные возможности чистого цвета. Сумма этих впечатлений и особенно опыт работы с натуры в Марокко каждый раз по-своему трансформировали способ передачи на холсте живой природы, подсказывая конкретное композиционное решение, а подчас и древнюю ассоциацию прототип. Каждый из них имел своих последователей.

И еще из него же: «Если в картинах стало много изысканности, если там топкие оттенки, переливы цвета без настоящей энергии – тогда время призывать на помощь великолепные голубые, красные и желтые тона, которые способны воззвать к глубинам человеческой чувственности». Сам Матисс признался, что не знал, почему он выбрал красный цвет для композиции, хотя одна более ранняя картина "Красная комната" (1908) также характеризовалась преобладанием малинового. Он – психолог, «врачеватель» ран его картины представляют собой островок тишины и мира – то есть как раз того, чего так не времен, теперь его цвет усложнился «контролировать» его стало гораздо труднее.

В Осеннем Салоне 1905 года он выступил совместно с Вламинком, Дереном и Марке. В 1908 году в мастерскую к Анри Матиссу заглянул Сергей Щукин.

Матисс участвовал в выставках под названием «Салон независимых», которые регулярно проводились в Обществе. Летом 1905 года в рыбацкой деревне Коллиур Матисс написал одни из самых значимых работ «Открытое окно, Коллиур» и «Портрет Мадам Матисс» («Зеленая полоса»). Но «Розовая обнаженная» «сделана» абсолютно иначе. Жил Матисс в это время трудно.

В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью. Критики современного искусства прозвали Матисса и его единомышленников Андре Дерена и Морриса де Вламинка «фовистами» («дикими зверьми»). Художник с головой ушел в эксперименты с цветом, пробуя создавать на полотне немыслимые до той поры цветовые контрасты. Особенно интенсивные творческие поиски относятся к 1901-1904 гг. Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощенного рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905. В феврале 1902 года он принял участие в совместной выставке во вновь открывшейся галерее Берты Вейль.

Началась их дружба, полная духом соперничества, но и взаимного уважения. В 1920 г. по просьбе Сергея Дягилева он создал эскизы костюмов и декораций для балета «Соловей» на музыку Игоря Стравинского в хореографии Леонида Мясина. Но при ближайшем рассмотрении открывается необычайная тонкость и человеческое тепло. В 1943 г. начал серию иллюстраций к книге «Джаз» из раскрашенных гуашью обрезков. В 1891 году Матисс отправился в Париж с намерением изучать живопись.

На протяжении 22 лет они были неразлучны. Коллекционер предложил или сделать панно поменьше или нарисовать женщин в платьях. В 1941 году Матисс перенёс тяжелую операцию на кишечнике, у него был рак. Картины Матисса этого периода, в частности Компотница и цветы, приносят ему известность в кругу американских любителей живописи.

У него была внебрачная дочь, требовавшая заботы. Известен своими изысканиями в передаче эмоций через цвет и форму. Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Henri mile Benot Matisse) родился 31 декабря 1869 года в городке Ле-Като-Камбрези, в Пикардии на севере Франции. У Матиссов была конюшня: Анри любил лошадей и даже мечтал стать жокеем. Картина «Роскошь, Спокойствие и Наслаждение» является наиболее известным трудом Матисса в неоимпрессионизме, однако год спустя художник отказывается от этого стиля и становится пионером фовизма. Этот период был насыщен важными событиями и большими переменами.

Мать помогала отцу в лавке и занималась росписьюкерамики. Он стремился к тому, чтобы его искусство оказалось «бальзамом для души», но при этом порой не справлялся с влечением к красочному, пышному узору. (фр. Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения. В 1909 году С. Щукин заказал Матиссу два панно для своего московского особняка – «Танец» и «Музыка». Общество, в котором он вырос, резко осуждало художников и считало их бездельниками. При этом он продолжал заниматься юриспруденцией. Работы Матисса из серии «одалисок» со всей очевидностью обнаруживают это противоречие.

Но Матисс утверждал: «Я создаю не женщину, я создаю картину». И тех и других Матисс позже изобразит на полотнах. Возможно, в процессе изучения этого высшего этапа в творчестве французского мастера, придет новое постижение искусства Матисса, подобно тому, как он сам, в начале столетия, стал участником встречи рождающейся новой европейской культуры с обновляющими ее истоками древних восточных цивилизаций.

Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика. Анри надолго запомнил отвратительный запах из расположенных неподалеку дубилен, разносившийся по всей округе. Перед отправкой в Россию панно «Танец» было выставлено в Париже на «Осеннем салоне». Он запросто «разбирал» картину на простейшие цветные формы (как в случае с вырезанными из цветной бумаги силуэтами), но следом мог вернуться к искусным узорам, спиралям, зигзагам из которых складывался декоративный орнамент, напоминающий ковер, обои или яркую ткань.

Матисс всегда стремился изображать не сам предмет, а свое отношение к увиденному. Четкий узор вышивки на блузе сохраняется, но фигура героини, слегка выпрямляясь и на глазах «вырастая», заполняет собой почти все пространство картины и в целом принимает отчетливую форму сердечка.

Голова женщины выглядит непропорционально маленькой по сравнению с телом. Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. Другое название этой работы – «Десерт». Матиссу пришлось «хлебнуть» страшного XX века, но жестокости и страданий в его творчестве нет и в помине. Правда, он написал художнику, что не может повесить такую картину у себя на лестнице.

Стилистика тут дивизионистская, но композиция об наруживает влияние Сезанна – прежде всего, его знаменитых «Трех купальщиц», приобретенных, кстати, восхищенным Матиссом у Амбруаза Воллара в 1899 году. Кажется, что слепящее марокканское солнце, которое Матисс застал, приехав в Танжер во второй раз, в конце октября 1912 года, съело все очертания предметов, выжгло яркие краски прежних Матиссовых живописных панно. В срочной телеграмме, отправленной Матиссу, он сообщил, что окончательно согласен приобрести работы, а затем подтвердил свои намерения письмом «Сударь, — писал коллекционер, — в дороге (два дня и две ночи) я много размышлял и устыдился своей слабости и недостатка смелости. С одной стороны, его увлекали чистый цвет и простая форма, с другой – пышный орнамент. Удар для семьи. В ней Матисс изобразил облачённых в экзотические наряды женщин на декоративном фоне.

Как заметил биограф художника, Лоуренс Гоуинг, «был период, когда постоянным сюжетом Матисса стало обнаженное женское тело». О нем как о крайне интересном явлении заговорили после осеннего Салона 1905 года. В планы Матисса входило и написание третьего полотна, «Купание» (или «Медитация»), на котором были бы изображены отдыхающие, однако дом Щукина был двухэтажным и его заказ предполагал создание только двух композиций, вследствие чего «Купание» сохранилось лишь в набросках автора. Это был идеалистический пейзаж в красно-желтых цветах, на фоне которого были изображены фигуры танцующих и предающихся любви обнаженных тел. Amlie Noellie Parayre), которая родила ему сыновей Жана-Жерара (1899 — 1976) и Пьера (1900 — 1989). Стайны подружились с художником.

Он знакомился с художниками разных стран. Картина написана художником в комнате отеля Вилла де Франс, где Матисс останавливался в Танжере и откуда открывался прекрасный вид на медину (старый город) и окрестные пейзажи. В феврале 1902 года он принял участие в совместной выставке во вновь открывшейся галерее Берты Вейль. 10 января 1898 года 28-летний Анри Матисс женился на Амели Парейр (фр.

Там Матисс устроил большую мастерскую, предназначенную для создания живописныхкомпозиций в новой яркой манере, еще в 1905 году на выставке в Осеннем Салоне, названной одним из журналистов фовизмом (в переводе работать в манере диких зверей зоосада). В 1898 году художник женился на Амели Перейр. Синьяк был вице-президентом Общества независимых художников.