Картина Напольный Гетман
Картина художника Ивана Никитича Никитина (1680-1741) Портрет напольного гетмана.
Портрет напольного гетмана, Иван Никитич Никитин
Реформы Петра изменили весь уклад жизни в России. Елизавета вернула его, но по дороге из ссылки Никитин умер. Спокойный нейтральный фон и лёгкое платье, показанное сквозь дымку, не мешают внимательно рассмотреть нежное лицо молодой девушки, её прищуренные глаза и едва заметную скользящую улыбку. «Напольный гетман» воспринимается сегодняшним зрителем как образ мужественного человека, который выдвинулся не в силу родовитости, а благодаря неустанному труду и способностям.
Первоначальное образование он получил, возможно, в Оружейной палате. Можно только предполагать. Современники писали о хорошем воспитании и образовании царевны, владевшей несколькими иностранными языками, покорявшей всех окружающих красотой, весёлостью и изяществом. Как мы знаем, она была тоже скульптором и помогала Фальконе в работе над памятником. Никитин является одним из первых (часто называется первым) русских художников, отошедших от традиционного иконописного стиля русской живописи и начавших писать картины с перспективой, так, как в это время писали в Европе.
Описание картины «Портрет напольного гетмана»
Жил в Тобольске, где работал как иконописец и писал портреты, которые до нас не дошли. Его мужественное лицо задублено ветром и солнцем. На обороте картины существует надпись: «портрет наполно неоконченный». Скульптор Этьен Фальконе работает над памятником Петру – знаменитым Медным Всадником. Пётр умер 28 января 1725 года после затяжной болезни почек, осложнённой сильной простудой. Он был сыном солепромышленника Г. Д. Строганова, впоследствии камергер и генерал.
Он – представитель уже нового российского общества, вполне европеец.
Никитин умер зимой, в начале 1742 года, во время долгой и утомительной дороги из Сибири.
Портрет напольного гетмана (1720-е годы), грм
Царь изображён в мундире бомбардирской роты лейб-гвардии Преображенского полка. Увлекался изобразительным искусством, о чем стало известно Петру I. Никитина направили стипендиатом (за счет государства) в Италию, где он обучался в академиях художеств. Само название «Напольный гетман» вызывало некоторое недоумение. Молодой человек недавно возвратился из-за границы.
В последние годы высказывалось предположение о том, что «Портрет напольного гетмана» – автопортрет Ивана Никитина. Прасковья Ивановна (1694–1731) была младшей дочерью единокровного брата Петра I – Ивана Алексеевича, который считался соправителем Петра, но в управлении никакого участия не принимал, так как был болен и умер молодым.
НИКИТИН Иван – Портрет напольного гетмана
Портрет написан незадолго до её смерти. Портрет Елизаветы ПетровныДочь Петра I – будущая российская императрица Елизавета Петровна (1709–1761). Звучные красочные пятна чередуются с тончайшими вариациями красочных оттенков и образуют то замечательное живописное богатство, которым усилена жизненная убедительность произведения. Юный вид Елизаветы позволяет предположить, что ей здесь 16-17 лет. Портрет напольного гетмана (достоверно не известно, кто изображен на картине) отличается небывалым для русской живописи того времени реализмом и психологизмом, глубиной погружения в модель.
Почтовая марка СССР из серии «Русская живопись XVIII – начала XIX веков». Никитин показал человека, глубоко погружённого в свои переживания. Обратиться к Польше: польская армия имела напольных гетманов. Портрет необыкновенный, в 20-х годах XVIII столетия подобной живописи мы не знаем.
Никитин любил царя. Каравак работал преимущественно портретистом. У царя Ивана Алексеевича и Прасковьи Фёдоровны было три дочери – Екатерина, Анна (будущая русская императрица Анна Иоанновна) и Прасковья. Свет, широко льющийся на лицо и грудь гетмана, не выделяет только одно лицо из мрачного сумрака (как это было сделано с известной долей драматизма в портрете Петра I).
Описание картины Ивана Никитина «Портрет напольного гетмана»
Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Действительно, почему Украина. Считается, что именно Мари Анн Колло была автором головы Петра. Перед нами портрет барона Сергея Григорьевича Строганова (1707-1756). Никитина считают основоположником русского портретного жанра. Сын священника, он пел в патриаршем хоре, однако, позже оказался преподавателем математики в «Артиллерной школе» (будущей Артиллерийской академии).
Никитин позволяет почувствовать долгую и суровую жизнь, сформировавшую этого человека. Они могут даже превосходить их. Вскоре художник выполняет другой заказ – он пишет портрет сестры Петра – царевны Натальи Алексеевны (1673–1716).
- Картины – Третьяковская галерея – фото
- Почтовые марки «Русская живопись Х-начала ХХ вв» СССР, 1972
- Иван Никитич Никитин (около 1788 – 1741)
- Никитин – Напольный Гетман – Государственный русский музей
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
Считается, что он родился в Гаскони – области Франции на границе с Испанией. Окончив работу, Фальконе покинул Россию, взяв портрет с собой. Ему было тогда двадцать пять лет. Лишь светлеет, выделяясь, лоб, нетронутый загаром под прикрывавшей его в походах шапкой. Он был первым российским государем, который отправился в путешествие за границу.
Значительное место занимало в ней изобразительное искусство. Посмотрим портреты, которые он выполнил до отъезда. Проходит много лет. А это далеко не каждый представитель древнего боярского рода делал охотно.
Царь Алексей Михайлович уделял много внимания образованию. Можно предположить, что это определение перешло в название. После его смерти в Париже в 1791 году портрет перешёл к его невестке, Мари Анн Колло. Возможно, как говорится в каталоге Русского музея, это название граничит с чинами, которые существовали в Польше и Литве в начале XVIII века: главнокомандующий назывался «коренной» гетман, а его заместитель – «польный» (но всё же не «напольный»).
На марке изображена репродукция картины Ивана Никитича Никитина (1860-е – 1742) «Портрет напольного гетмана» (1720-е, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Тем более хотелось бы, разумеется, знать, кто же послужил художнику моделью. При нём, с 1685 года, начала работать известная Славяно-греко-латинская академия.
Лицо царя смуглое и моложавое. Получили распространение портреты, так называемые парсуны (от слова «персона»). Лицо Натальи Алексеевны грустное и даже несколько строгое, без условной улыбки. Вернувшись из-за рубежа, он возглавил русскую реалистическую художественную школу.
Подобное противоречие наталкивало на мысль, что речь идет не о портрете, а о модели. Портрет датируется 1722 годом, когда художник сопровождал царя в астраханский поход.
Но важен сам факт всё более усиливающегося интереса к человеку. Пётр очень любил сестру. В правление Анны Иоанновны примкнул к оппозиции и был сослан в Сибирь, в Тобольск.
Царь поселил его в доме, расположенном недалеко от дворца. И. Н. Произведения западноевропейской живописи украсили царские хоромы. В Москве, в Оружейной палате, работали иностранные мастера, выполнявшие самую разнообразную работу – от создания игрушек для царских детей до изображения различных растений, украшавших рукописи, от создания географических карт до орнаментов на стенах зданий и мебели. Луи Каравак (1684–1754)О жизни Каравака до его приезда в Россию сохранилось немного сведений. Это замечательное полотно заставляет оценить не только аилу образного выражения в произведении Никитина, но и целеустремленность его живописных приемов. Природный ум и заботливость ясно запечатлены в его лице.
Чин, указанный в надписи на портрете (напольный гетман), характерен скорее не для Украины, а для Польши и Литвы, где в начале XVIII в. были должности коронного гетмана (главнокомандующего) и польного гетмана (его заместителя). Пётр с большим уважением относился к художнику и, как известно, будучи за границей, познакомившись с ним и его работами, писал жене, что надобно ему заказывать портреты, чтобы все знали – и у нас, в России «есть добрые мастера».
Наталья Алексеевна была годом моложе Петра, но рано умерла. Заказывала же Екатерина в те годы портрет просто певчего Конона Карпова.
Образ подкупает простотой, необычной для искусства начала 18-го столетия. В этом зале мы видим овальный портрет Петра I (1672–1725), предположительно созданный Караваком. Никитин является основоположником русской портретной живописной школы XVIII века, его авторству также принадлежат портреты канцлера Головкина, Петра Первого, царевны Натальи Алексеевны.
Художник прибыл очень быстро и увидел царя, только что испустившего последний вздох. Но все ли выяснено. Главное внимание художник сосредотачивал на лицах.
Глаза, привыкшие всматриваться в степные дали, воспалены, а взгляд их испытующ. В 1762 году портрет поступил в Императорскую Академию Художеств из старого деревянного Зимнего дворца в Петербурге, на Невском проспекте, близ Полицейского моста, что подтверждается его описью: «Сверх каталога данного 1765-го году найдены картины и портреты следующие неизвестно портрет гетмана наполно не конченной взятой из дворца без рам». Затем портрет перешёл к её дочери, внучке Фальконе, баронессе Мари Люси де Янкович. Иван Никитин (1680-е – 1742 (. )) Иван Романович (. ) Никитин родился, предположительно, в Москве, в 1680-х годах, в семье священника. Всю жизнь Никитин был верен идеалам петровских времен.
Одним из таких подающих надежды начинающих художников был Иван Никитин. Приковывает к себе внимание живой взгляд тёмнокарих глаз Петра. Их писали русские мастера имена которых до нас не дошли. Художнику предстояло ещё многому научиться.
Необычна его биография. Редчайшая случайность позволила ответить на этот вопрос. Свет как бы соответствует той ясности, которая присуща данному образу. Вывод. Помимо портрета императора, он выполнял и другие заказы.