Картина Портрет Напольного Гетмана

Описание картины «Портрет напольного гетмана»

Луи Каравак (1684–1754)О жизни Каравака до его приезда в Россию сохранилось немного сведений. Но все ли выяснено. После возвращения становится придворным художником. Современники писали о хорошем воспитании и образовании царевны, владевшей несколькими иностранными языками, покорявшей всех окружающих красотой, весёлостью и изяществом. Никитин является одним из первых (часто называется первым) русских художников, отошедших от традиционного иконописного стиля русской живописи и начавших писать картины с перспективой, так, как в это время писали в Европе.

Считается, что именно Мари Анн Колло была автором головы Петра. Чин, указанный в надписи на портрете (напольный гетман), характерен скорее не для Украины, а для Польши и Литвы, где в начале XVIII в. были должности коронного гетмана (главнокомандующего) и польного гетмана (его заместителя). Никитин любил царя.

Скульптор Этьен Фальконе работает над памятником Петру – знаменитым Медным Всадником. В правление Анны Иоанновны примкнул к оппозиции и был сослан в Сибирь, в Тобольск. Произведения западноевропейской живописи украсили царские хоромы.

Портрет напольного 
гетмана (1720-е 
годы), грм

Портрет напольного гетмана (1720-е годы), грм

Поза гетмана спокойна, верхняя одежда по-домашнему расстегнута, он погружен в себя. Он был первым российским государем, который отправился в путешествие за границу. И. Никитин «Портрет напольного гетмана».

Ему было тогда двадцать пять лет. Среди многочисленных паридворных муузыкантов Анны Иоановны были особо ею любимые бандуристы. Глаза, привыкшие всматриваться в степные дали, воспалены, а взгляд их испытующ. В этом же ряду – и Николай Константинович Рерих (1874-1947) – передовой художник, ученый, видный общественный деятель. Почтовая марка СССР из серии «Русская живопись XVIII – начала XIX веков».

В своем творчестве он стремился проникнуть в глубь веков, в живой и целостный мир далеких предков, связать его с поступательным развитием человечества, с идеалами гуманизма, героики и красоты ("Заморские гости", 1902, "Город строят", 1902). Иван Никитин (1680-е – 1742 (. )) Иван Романович (. ) Никитин родился, предположительно, в Москве, в 1680-х годах, в семье священника. Тем более хотелось бы, разумеется, знать, кто же послужил художнику моделью.

Русская портретная 
живопись века

Русская портретная живопись века

Главное внимание художник сосредотачивал на лицах. Он учился у таких мастеров, как Томмазо Реди и И. Г. Дангауера.

Так, Никитину принадлежит портрет умирающего Петра Первого. Первоначальное образование он получил, возможно, в Оружейной палате. И. Н. И. Никитин позволяет почувствовать долгую и суровую жизнь, сформировавшую этого человека. Образ подкупает простотой, необычной для искусства начала 18-го столетия.

Перед нами портрет барона Сергея Григорьевича Строганова (1707-1756). Увлекался изобразительным искусством, о чем стало известно Петру I. Никитина направили стипендиатом (за счет государства) в Италию, где он обучался в академиях художеств. Возможно, как говорится в каталоге Русского музея, это название граничит с чинами, которые существовали в Польше и Литве в начале XVIII века: главнокомандующий назывался «коренной» гетман, а его заместитель – «польный» (но всё же не «напольный»). Лицо Натальи Алексеевны грустное и даже несколько строгое, без условной улыбки.

В 1716—1720 на государственную пенсию, вместе со своим братом Романом послан (в числе двадцати человек), учиться в Италии, в Венеции и Флоренции. Портрет датируется 1722 годом, когда художник сопровождал царя в астраханский поход. Помимо портрета императора, он выполнял и другие заказы. Пётр очень любил сестру.

На обороте картины существует надпись: «портрет наполно неоконченный». Художник прибыл очень быстро и увидел царя, только что испустившего последний вздох. Царь изображён в мундире бомбардирской роты лейб-гвардии Преображенского полка. Свет как бы соответствует той ясности, которая присуща данному образу. Вернувшись из-за рубежа, он возглавил русскую реалистическую художественную школу. Заказывала же Екатерина в те годы портрет просто певчего Конона Карпова.

Успенский собор (1475 – 1479), возведенный под руководством итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти, был главной русской святыней, символизировавшей всю православную церковь. Никитин позволяет почувствовать долгую и суровую жизнь, сформировавшую этого человека. Он включил в оформление фасадов московского храма ряд характерных деталей владимиро-суздальского зодчества – перспективные порталы, аркатурный фриз и др. Считается, что он родился в Гаскони – области Франции на границе с Испанией. Одним из таких подающих надежды начинающих художников был Иван Никитин.

Портал Проза. ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Лишь светлеет, выделяясь, лоб, нетронутый загаром под прикрывавшей его в походах шапкой. Портрет необыкновенный, в 20-х годах XVIII столетия подобной живописи мы не знаем.

1972 Картмаксимум 
Живопись Никитин 
Портрет напольного

1972 Картмаксимум Живопись Никитин Портрет напольного гетмана

Их писали русские мастера имена которых до нас не дошли. В 1762 году портрет поступил в Императорскую Академию Художеств из старого деревянного Зимнего дворца в Петербурге, на Невском проспекте, близ Полицейского моста, что подтверждается его описью: «Сверх каталога данного 1765-го году найдены картины и портреты следующие неизвестно портрет гетмана наполно не конченной взятой из дворца без рам».

Никитина считают основоположником русского портретного жанра. Природный ум ясно запечатлен в его лице. Новизна не только в том, что в соборе нет хоров.

Портрет Елизаветы ПетровныДочь Петра I – будущая российская императрица Елизавета Петровна (1709–1761). Посмотрим портреты, которые он выполнил до отъезда. Действительно, почему Украина.

Редчайшая случайность позволила ответить на этот вопрос. Для сравнения вспомним, что в Западной Европе человек стал в центре искусства уже в XII – XIII веках. Обратиться к Польше: польская армия имела напольных гетманов. «Напольный гетман» воспринимается сегодняшним зрителем как образ мужественного человека, который выдвинулся не в силу родовитости, а благодаря неустанному труду и способностям.

Прасковья Ивановна (1694–1731) была младшей дочерью единокровного брата Петра I – Ивана Алексеевича, который считался соправителем Петра, но в управлении никакого участия не принимал, так как был болен и умер молодым. Реформы Петра изменили весь уклад жизни в России. А это далеко не каждый представитель древнего боярского рода делал охотно.

Описание картины Ивана Никитина «Портрет напольного гетмана»

Проходит много лет. Свет, широко льющийся на лицо и грудь гетмана, не выделяет только одно лицо из мрачного сумрака (как это было сделано с известной долей драматизма в портрете Петра I). Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.

Никитин умер зимой, в начале 1742 года, во время долгой и утомительной дороги из Сибири. В последние годы высказывалось предположение о том, что «Портрет напольного гетмана» – автопортрет Ивана Никитина. Природный ум и заботливость ясно запечатлены в его лице. Лицо царя смуглое и моложавое. Портрет написан незадолго до её смерти.

  • Картины — Никитин, Иван Никитич
  • Иван Никитин: жизнь и творчество художника
  • Иван Никитич Никитин (около 1788 – 1741)
  • Коллекция Государственного Русского музея
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Вывод. Фиораванти тщательно изучил русскую архитектуру и глубоко проникся ее спецификой. () В Успенском соборе получили дальнейшее развитие лучшие традиции русского храмового зодчества. Вскоре художник выполняет другой заказ – он пишет портрет сестры Петра – царевны Натальи Алексеевны (1673–1716).

Картины — Никитин, 
Иван Никитич

Каравак работал преимущественно портретистом. Наталья Алексеевна была годом моложе Петра, но рано умерла. В этом зале мы видим овальный портрет Петра I (1672–1725), предположительно созданный Караваком.

Как мы знаем, она была тоже скульптором и помогала Фальконе в работе над памятником. Он был сыном солепромышленника Г. Д. Строганова, впоследствии камергер и генерал. Портрет напольного гетмана (достоверно не известно, кто изображен на картине) отличается небывалым для русской живописи того времени реализмом и психологизмом, глубиной погружения в модель. Но важен сам факт всё более усиливающегося интереса к человеку.

Можно только предполагать. Всю жизнь Никитин был верен идеалам петровских времен. Затем портрет перешёл к её дочери, внучке Фальконе, баронессе Мари Люси де Янкович. Царь поселил его в доме, расположенном недалеко от дворца.

Получили распространение портреты, так называемые парсуны (от слова «персона»). Подобное противоречие наталкивало на мысль, что речь идет не о портрете, а о модели. Необычна его биография. При нём, с 1685 года, начала работать известная Славяно-греко-латинская академия. Они могут даже превосходить их.

Молодой человек недавно возвратился из-за границы. Тем более хотелось бы, разумеется, знать, кто же послужил художнику моделью. На марке изображена репродукция картины Ивана Никитича Никитина (1860-е – 1742) «Портрет напольного гетмана» (1720-е, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург).

Значительное место занимало в ней изобразительное искусство. Его мужественное лицо задублено ветром и солнцем. Юный вид Елизаветы позволяет предположить, что ей здесь 16-17 лет. Гетман явно переживает какое-то тяжёлое событие в своей жизни, – поражение войска, смерть близких людей или клевету и несправедливость.

Царь Алексей Михайлович уделял много внимания образованию. Само название «Напольный гетман» вызывало некоторое недоумение. Жил в Тобольске, где работал как иконописец и писал портреты, которые до нас не дошли. Пётр с большим уважением относился к художнику и, как известно, будучи за границей, познакомившись с ним и его работами, писал жене, что надобно ему заказывать портреты, чтобы все знали – и у нас, в России «есть добрые мастера». Глаза, привыкшие всматриваться в степные дали, воспалены, а взгляд их испытующ.

Пётр умер 28 января 1725 года после затяжной болезни почек, осложнённой сильной простудой. По возвращении из-за границы, при жизни Петра и до вступления на престол Анны Иоанновны, художник много и интенсивно работал. Mы не знаем точно, кто конкретно изображен на портрете. Как только на престол вступила в ноябре 1741 года Елизавета Петровна, она сразу же велела отыскать любимого художника своего великого отца и возвратить его. Главным является зальный характер помещения, его единство и нерасчлененность. Можно предположить, что это определение перешло в название. Никитин показал человека, глубоко погружённого в свои переживания.

Окончив работу, Фальконе покинул Россию, взяв портрет с собой. Елизавета вернула его, но по дороге из ссылки Никитин умер. Художнику предстояло ещё многому научиться. Сын священника, он пел в патриаршем хоре, однако, позже оказался преподавателем математики в «Артиллерной школе» (будущей Артиллерийской академии).

Он – представитель уже нового российского общества, вполне европеец. Приковывает к себе внимание живой взгляд тёмнокарих глаз Петра. У царя Ивана Алексеевича и Прасковьи Фёдоровны было три дочери – Екатерина, Анна (будущая русская императрица Анна Иоанновна) и Прасковья. После его смерти в Париже в 1791 году портрет перешёл к его невестке, Мари Анн Колло.