Картина Серебряковой За Завтраком Описание

Картина Зинаиды Серебряковой За завтраком: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.

Описание картины Зинаиды Серебряковой «За завтраком»

По распоряжению императора Наполеона III ее вместе с другими «неформатными» картинами поместили в специальный зал, позже получивший название «Салон отверженных». О школе или товарищах, которые ждут его на улице. Полотно отличается великолепной техникой, наполнена добротой, радостным возбуждением, ощущением красоты и гармонии всего окружающего. Написанная почти 100 лет назад, картина «За завтраком» и сегодня остается такой же свежей и подкупающей. По словам Русаковой, в области детского портрета эта картина осталась «классическим образцом не только живописного, но и человеческого— материнского мироощущения» и она открыла «целое направление в последующем творчестве Серебряковой»9.

В картине «Завтрак аристократа» (второе название «Не в пору гость») он высмеивает ничтожество молодого аристократа, промотавшего целое состояние, но все еще стремящегося к внешнему блеску. Искусствовед Елена-Флоренс Васютинская писала, что картину «За завтраком», созданную в 1914 году «художницей искромётного таланта» Зинаидой Серебряковой, можно считать «апофеозом изображения счастливого детства» того времени, которое было «началом конца не только двухвековой эпохи русского детства, но и великой страны». На дальнем плане изображен первый сын – Женя.

Серебрякова ведёт рассказ о своих детях с теплотой искренностью и поэтичностью. В картине «За завтраком» столько простой, родной и милой прелести, что трудно остаться равнодушным, глядя на нее. По словам Васютинской, это полотно представляет собой «действительно полнокровный и полноценный образ счастливого детства, согретого родительской любовью», а «преображению столь бесхитростного уголка жизни в подлинную драгоценность» в значительной мере способствовало «ярко выраженное женское начало» творчества Серебряковой. Что он там видит, о чем задумался. На нём изображена естественная сценка в детской комнате: няня занята маленькой Татьяной (Татой), а мальчики— Евгений (Женя) и Александр (Шура)— увлечены игрой.

Сочинение по картине 
Серебряковой За 
обедом (За завтраком)

Сочинение по картине Серебряковой За обедом (За завтраком) (описание)

Создать детский (да еще и групповой) портрет задача не из легких, ведь дети не могут долго сидеть на одном месте их настроение быстро меняется и портретисту нужно мгновенно запечатлеть выражение лиц детей их душевное состояние. Но за этой легкостью стоят месяцы кропотливого труда. Видно, что его не столько мучает жажда, сколько просто интересует содержимое стакана. Чувствуется, что семья состоятельная, благополучная. Он хотел изобразить некую «увеселительную прогулку» — то ли «купание», то ли «завтрак на траве».

На переднем плане мы видим любопытного и любознательного Сашу. Дети разного возраста, у каждого – своя поза, свой характер. Мы видим блеск глаз, естественность и непосредственность поз и словно слышим задорные ребячливые голоса. На картине изображены дети художницы:восьмилетний Женя, в задумчивости сидящий у дальнего края стола со стаканом воды, семилетний Шура, повернувшийся к зрителю и Таня (Тата), которой скоро исполнится три года.

Картина Серебряковой 
За обедом или «За 
завтраком»

Картина Серебряковой За обедом или «За завтраком»

Женя стал архитектором, все остальные – художниками. Некоторые подробности этой истории были описаны в статье главного хранителя Третьяковской галереи Лидии Ромашковой, опубликованной в 1998 году в «Комсомольской правде». Справа от него стоит пустой стул и пустая тарелка. Вот таким образом и супница изображенная на картине, совершенно оправданна. Стол покрыт белоснежной скатертью на нём стоит фарфоровая супница и показаны руки женщины, разливающей суп по тарелкам2 (согласно описанию самой Серебряковой, на картине изображены дети «с рукой бабушки, наливающей суп»25). Стол покрыт белоснежной скатертью на нём стоит фарфоровая супница и показаны руки женщины, разливающей суп по тарелкам (согласно описанию самой Серебряковой, на картине изображены дети «с рукой бабушки, наливающей суп»).

Тут правда мы видим руки некоей женщины, которая наливает в глубокую тарелку суп, блюдо не совсем утреннее, но это дело вкуса, главное, что она явно присматривает, чтобы малыши пристойно себя вели за столом и съели положенные порции. На полотне мы видим трех ребят: два мальчика и маленькая девочка. Художница написала своих детей, сидящих за столом в ожидании еды. По воспоминаниям Ромашковой, «сама Русланова согласилась официально передать нам часть своей коллекции», в которую входили такие картины, как «Ратник XVII века» Ильи Репина, «Портрет неизвестной в белом платье» Фёдора Рокотова, «Портрет неизвестного офицера» Павла Федотова и «За завтраком» Зинаиды Серебряковой. Но случилась неприятность: она сломала ногу и после выздоровления танцевать уже не могла.

Некоторые подробности этой истории были описаны в статье главного хранителя Третьяковской галереи Лидии Ромашковой, опубликованной в 1998 году в «Комсомольской правде». По словам Князевой, выбор жанрового мотива позволил Серебряковой «показать детей в активном состоянии, выявить их разные психологические состояния избежать позирования», а тонкое понимание особенностей детской психологии дало художнице возможность передать индивидуальный характер каждого ребёнка. Зимние месяцы Серебрякова, как правило, проводила в Санкт-Петербурге8 (в августе 1914 года в связи с началом Первой мировой войны город был переименован в Петроград). Сверхъестественно чуткие пальцы слепого, ощупывающие кувшин, вступают с этим обыкновенным предметом в «контакт». Зимние месяцы Серебрякова, как правило, проводила в Санкт-Петербурге (в августе 1914 года в связи с началом Первой мировой войны город был переименован в Петроград).

По воспоминаниям Ромашковой, «сама Русланова согласилась официально передать нам часть своей коллекции», в которую входили такие картины, как «Ратник XVII века» Ильи Репина, «Портрет неизвестной в белом платье» Фёдора Рокотова, «Портрет неизвестного офицера» Павла Федотова и «За завтраком» Зинаиды Серебряковой14. Перед Шуриком стоит тарелка, наполненная супом. А ведь ее присутствие более красиво, чем кастрюля, поставленная прямо на стол. Следует обратить внимание и на то, как сервирован стол. Одежда на тетях очень красивая.

В 1940-х годах картина «За завтраком» была частью коллекции певицы Лидии Руслановой. Дети ухоженные, розовощёкие, темноглазые, с русыми волосами. Девочка внимательно устремила взгляд в ту же точку, что и её брат. Остальные ребятишки внимательно смотрят в сторону зрителя.

Описание картины 
«За завтраком»

Описание картины «За завтраком»

А вывернутый наизнанку кошелек, кусок хлеба, нелепое выражение лица героя — предательски раскрывают всю «правду жизни». Возникает ощущение домашнего уюта, достатка и благополучия. Атмосфера теплоты и нежности передана с помощью композиции, «объединяющей трогательную группу детей в единое целое», а также выдержанного в спокойных тонах колорита24. Все ребята ведут себя естественно, не позируя, а просто наблюдая за происходящим. Создать детский портрет – трудная для художника задача. Сюжет картины Зинаиды Серебряковой «За завтраком» необычайно прост: трое детей сидят за накрытым столом в ожидании еды.

Портрет написан в такой манере, что у зрителя не возникает ощущения, что ребята позируют. Его брат Женя, бывший более спокойным ребенком, пока только пьет воду. Первой привлекает внимание большая суповая миска, рядом стоят соль, перец и графин с водой. Тарелка малышки Танечки пустая и она терпеливо ждёт, пока бабушка нальёт ей суп. Его друзья специально приезжали в Шату и позировали ему по отдельности. Не случайно кувшин изображен четким, глянцевым, фактурным.

Искусствовед Гульназ Амирова отмечала, что в детских портретах Серебряковой, к которым относится картина «За обедом» («За завтраком»), отчётливо видны отзвуки традиций живописи Алексея Венецианова и его последователей, в которой «уютный домашний интерьер и натюрморт являются неотъемлемыми элементами образа». Это не милая сердцу клеенка, а белоснежная скатерть. Композиция полотна «импрессионистски обрезана и будто спонтанна», но «эта спонтанность— кажущаяся, подчёркивающая лишь временность действия, моментальность поворотов и взглядов персонажей». Внимание зрителей привлекает также красота убранства обеденного стола. Замысел картины Эдуарда Мане «Завтрак на траве» сложился во время прогулки. Как и многие другие работы Серебряковой, это не просто портрет, а портрет-картина.

Описание картины 
Серебряковой «За 
завтраком»

Описание картины Серебряковой «За завтраком»

Доподлинно известно, что свою картину «Завтрак гребцов» Пьер-Огюст Ренуар написал во французском ресторане Maison Fournaise («Дом Фурнез») в Шату. В 1955 году она была приобретена у Руслановой Третьяковской галереей. Колористическое решение картины построено на контрастном соотношении синего цвета (часть стены и одежда детей), различных оттенков коричневого цвета (продолжение кухонной стены и стулья), а также белого цвета (скатерть и передник девочки). Колористическое решение картины построено на контрастном соотношении синего цвета (часть стены и одежда детей), различных оттенков коричневого цвета (продолжение кухонной стены и стулья), а также белого цвета (скатерть и передник девочки)27.

Одним из лучших произведений в жанре детского портрета стала картина За завтраком. В итоге в «Завтраке» показана целая гамма чувств и характеров. Евгений Серебряков (1906—1990) окончил ВХУТЕИН, работал архитектором и реставратором19. Мы видим, как аккуратно сервирован стол, значит женщины с любовью заботятся о детях. По словам искусствоведа Павла Павлинова, групповой портрет детей «За завтраком», «восхищающий посетителей Третьяковской галереи», является самым необычным из портретов исполненных Серебряковой в 1914—1917 годах.

С его помощью в своих картинах он изображал мир одинокого человека, его тревогу, отчаяние, меланхолию, нужду. Он смотрит в свой стакан. Но главное на картине, конечно, не стол, а дети. Картина За завтраком (1914) как бы продолжает линию, начатую в Автопортрете. Не случайно и ее жанр критики определяют как групповой портрет, на котором художница нарисовала своих троих детей. Детям наливают суп из суповницы, стоящей на столе.

На картине изображены дети художницы:восьмилетний Женя, в задумчивости сидящий у дальнего края стола со стаканом воды, семилетний Шура, повернувшийся к зрителю и Таня (Тата), которой скоро исполнится три года23. Он решил запечатлеть обнаженную натуру и предложить картину в стиле ню Парижскому салону. По словам Князевой, выбор жанрового мотива позволил Серебряковой «показать детей в активном состоянии, выявить их разные психологические состояния избежать позирования», а тонкое понимание особенностей детской психологии дало художнице возможность передать индивидуальный характер каждого ребёнка3. Ковер на полу, полированный столик изящное кресло, картины на стене, античная ваза — этот минимум «аксессуаров» обеспечивает ему видимость роскошной жизни.

Сочинение-описание 
картины Серебряковой 
«За завтраком»

Сочинение-описание картины Серебряковой «За завтраком»

Но мы видим руки бабушки, наливающей суп и ему. И, наконец, не изображённая на картине Екатерина Серебрякова (1913—2014) тоже стала художницей, жила во Франции, была основателем и почётным президентом Фонда Зинаиды Серебряковой. Героями полотен этого периода становились нищие, убогие, калеки, странствующие. «Завтрак гребцов» — это групповой портрет и участники его — реальные люди.

У них было четверо детей:в 1906 году родился Евгений, в 1907 году— Александр, в 1912 году— Татьяна и в 1913 году— Екатерина12. Все ребята ведут себя естественно, не позируя, а просто наблюдая за происходящим.

По словам Васютинской, это полотно представляет собой «действительно полнокровный и полноценный образ счастливого детства, согретого родительской любовью»31, а «преображению столь бесхитростного уголка жизни в подлинную драгоценность» в значительной мере способствовало «ярко выраженное женское начало» творчества Серебряковой. Евгений Серебряков (1906—1990) окончил ВХУТЕИН, работал архитектором и реставратором. В конце 1914 года она написала групповой портрет своих детей «За обедом», который позднее получил известность под названием «За завтраком».

А затем, в 1953 году, те же «органы» вдруг сообщили о реабилитации Руслановой и сказали, что «всё конфискованное должно быть немедленно возвращено семье» и вычеркнуто из каталогов. Возвратившись в семейное имение Нескучное, с июля по сентябрь Серебрякова работала над этюдами к картине «Жатва», а также над первым вариантом этого полотна, который она впоследствии уничтожила, оставив лишь ряд фрагментов5. Девочку зовут Тата, мальчик с водой – Женя и, по-видимому, самый голодный – Шурик. Но Серебрякова сумела рассказать о семье удивительно искренне и поэтично. Один из этюдов, представляющих собой групповой портрет детей, — «В детской» (бумага, акварель, темпера, 46, 4 55, 8см, ныне в ГТГ)— был создан художницей в 1913 году.

Искусствовед Гульназ Амирова отмечала, что в детских портретах Серебряковой, к которым относится картина «За обедом» («За завтраком»), отчётливо видны отзвуки традиций живописи Алексея Венецианова и его последователей, в которой «уютный домашний интерьер и натюрморт являются неотъемлемыми элементами образа»32. Напротив, складывается впечатление, что они вполне активны.

Детские портреты занимали значительное место в творчестве Зинаиды Серебряковой (урождённой Лансере). На нём изображена естественная сценка в детской комнате: няня занята маленькой Татьяной (Татой), а мальчики— Евгений (Женя) и Александр (Шура)— увлечены игрой13. Татьяна Серебрякова (1912—1989) окончила Ленинградское хореографическое училище, работала театральным художником.

В сравнении с оригиналом их «Завтраки на траве» выглядят карикатурно. Обстановка на столе показана со всем реализмом.

Сочинение по картине 
Серебряковой «За 
завтраком»

Сочинение по картине Серебряковой «За завтраком»

Композиция полотна «импрессионистски обрезана и будто спонтанна», но «эта спонтанность— кажущаяся, подчёркивающая лишь временность действия, моментальность поворотов и взглядов персонажей»9. Мы видим троих ребятишек, сидящих за накрытым столом в ожидании еды. Полотно принимало участие в персональных выставках Серебряковой— 1965—1966 годов, проходившей в Москве, Киеве и Ленинграде и 1987 года, проводившейся в Москве117. Стол накрыт очень просто, на нем нет каких-то особых блюд. Все очень чисто и аккуратно, сразу видно что в этой семье порядок и достаток. Женщины-художницы России XV—XX веков» (Третьяковская галерея, Москва). По словам искусствоведа Павла Павлинова, групповой портрет детей «За завтраком», «восхищающий посетителей Третьяковской галереи», является самым необычным из портретов исполненных Серебряковой в 1914—1917 годах33.

Мальчик на заднем плане пьет воду, девочка в торце стола вполоборота смотрит на автора, а другой мальчик, на переднем плане, взял ложку и готов кушать. Разгадка этого «несоответствия» кроется в жизни семьи Серебряковой, где придерживались французского режима питания. Особенно это видно по Шурику, который обернулся, чтобы посмотреть на маму. Отмечая тщательную проработку натюрмортных деталей— ещё в большей мере, чем в автопортрете «За туалетом» (1909) и «Портрете О. К. Лансере» (1910), — Князева писала, что в полотне «За обедом» Серебрякова «стремится к лепке формы светом и тенью, к передаче тончайших оттенков света, к чёткому рисунку» картина несёт в себе «поэзию повседневного, земного».

Заботливые мамины руки разливают суп по тарелкам. Каждый ребёнок не похож на другого и имеет свои особенности поведения. Искусствовед Алла Русакова называла картину «одним из самых интимных, душевных и обаятельных произведений» художницы8 и писала, что в области детского портрета эта картина осталась «классическим образцом не только живописного, но и человеческого — материнского мироощущения»9. Искусствовед Елена-Флоренс Васютинская писала, что картину «За завтраком», созданную в 1914 году «художницей искромётного таланта» Зинаидой Серебряковой, можно считать «апофеозом изображения счастливого детства» того времени, которое было «началом конца не только двухвековой эпохи русского детства, но и великой страны»30. Впоследствии картина «За завтраком» экспонировалась на ряде выставок, в том числе на выставке 1975 года «Портрет в русской живописи конца XIX— начала XX века» (Государственный Русский музей, Ленинград), выставке русской живописи 1890—1917 годов, проходившей в 1976—1977 годах во Франкфурте-на-Майне, выставке произведений художников объединения «Мир искусства», состоявшейся в 1981—1982 годах в Неаполе и Турине, выставке 1992 года «Дети в мифах и жизни» (Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва), а также на выставке 2002 года «Искусство женского рода. Чего только стоят удивительные блики, оживляющие бутылки, стекло и фрукты.

Сочинение по картине Серебряковой За обедом (За завтраком) 2 класс

В монографии о Серебряковой изданной в 1979 году искусствовед Валентина Князева писала, что групповой портрет детей изначально известный под названием «За обедом», — «это не просто портрет, а портрет-картина». Александр Серебряков (1907—1995) стал художником, работал во Франции, писал акварельные и темперные пейзажи иллюстрировал книги20. Каждый ребёнок на картине по своему уникален, у каждого свой взгляд и выражение лица. В монографии о Серебряковой изданной в 1979 году искусствовед Валентина Князева писала, что групповой портрет детей изначально известный под названием «За обедом», — «это не просто портрет, а портрет-картина». Отмечая тщательную проработку натюрмортных деталей— ещё в большей мере, чем в автопортрете «За туалетом» (1909) и «Портрете О. К. Лансере» (1910), — Князева писала, что в полотне «За обедом» Серебрякова «стремится к лепке формы светом и тенью, к передаче тончайших оттенков света, к чёткому рисунку» картина несёт в себе «поэзию повседневного, земного»7. Самой матери не видно, только руки как символ материнской ласки и заботы.

Сам он уже начал есть суп. У каждого ребенка иное выражение лица. В картине «Завтрак слепого» внимание главным образом сосредоточено на слепом человеке и стоящем на столе кувшине. Эти предметы и еда на столе – все рассказывает о жизни спокойной, размеренной, без затей, такой, какую сегодня называют здоровым образом жизни. Мебель деревянная, на столе белая нарядная скатерть, посуда красивая, добротная. Наверное и фарфоровая супница – не ежедневный гость на сегодняшних обедах. Его волосы немного взъерошены, что также выдает его активный характер.

Здесь та же кристальная чистота внутренних отношений, душевность. За обеденным столом сидят трое детей: два мальчика лет семи и девочка трёх-четырёх лет. Искусствовед Валентина Князева писала, что картина «За завтраком» («За обедом») несёт в себе «поэзию повседневного, земного», отмечая, что тонкое понимание особенностей детской психологии дало Серебряковой возможность передать индивидуальный характер каждого ребёнка. Главной задачей картины Зинаиды Евгеньевны была передача характеров детей из нравов. Картина «Завтрак слепого» была написана Пабло Пикассо в ранний период его творчества, который позже критики назвали «голубым» — по господствующему цвету его картин.

С того момента, как у Серебряковой появились собственные дети, они стали её «постоянными моделями»3. Трехлетняя Танюша, опираясь ручонкой прямо на пустую тарелку, тоже призывно смотрит на свою мать. А кем стали все эти дети (и Катя, которая была слишком мала в момент написания картины и вот таким образом не сидит за столом). Один из этюдов, представляющих собой групповой портрет детей, — «В детской» (бумага, акварель, темпера, 46, 4 55, 8см, ныне в ГТГ)— был создан художницей в 1913 году. В больших и выразительных глазах детей читается любопытство. Атмосфера теплоты и нежности передана с помощью композиции, «объединяющей трогательную группу детей в единое целое», а также выдержанного в спокойных тонах колорита. Возвратившись в семейное имение Нескучное, с июля по сентябрь Серебрякова работала над этюдами к картине «Жатва», а также над первым вариантом этого полотна, который она впоследствии уничтожила, оставив лишь ряд фрагментов. Все дети художницы связали свои жизни с искусством.

Картина Зинаиды 
Серебряковой За 
обедом (За завтраком)

Картина Зинаиды Серебряковой За обедом (За завтраком)

Он как будто ждет, что она тоже вот-вот присоединится к трапезе. На картине нарисованы трое детей за столом в ожидании трапезы. По её словам, сначала «в галерею пришли люди из НКВД и передали несколько десятков полотен», не сказав, кто был владельцем этих картин и как они попали к ним в руки, — о том, что это были произведения из коллекции Руслановой, сотрудники галереи догадались гораздо позже по слухам. Что касается собственно завтрака, то он являет собой пример великолепного натюрморта. Кажется, что «Завтрак гребцов» написан легко и даже несколько небрежно.

В книге о жизни и творчестве Серебряковой изданной в 2008 году в серии «Жизнь замечательных людей» искусствовед Алла Русакова называла картину «За обедом» («За завтраком») «одним из самых интимных, душевных и обаятельных произведений» художницы8. В конце 1914 года она написала групповой портрет своих детей «За обедом», который позднее получил известность под названием «За завтраком»5. В этом смысле завтрак (и неважно, русский он или французский) — время благодатное, время относительного покоя в стремительном ритме жизни.

Вкусные картины: 
"За завтраком" (Зинаида 
Серебрякова)

Вкусные картины: "За завтраком" (Зинаида Серебрякова)

Детские портреты занимали значительное место в творчестве Зинаиды Серебряковой (урождённой Лансере). Кроме того, Зинаида Евгеньевна была многодетной мамой, но это не мешало ей активно заниматься творчеством: в одной из известнейших картин "За завтраком" (другое название "За обедом") художница изобразила своих детей. Огромную популярность Серебряковой принесла картина "За туалетом", которую она писала с самой себя. В 1940-х годах картина «За завтраком» была частью коллекции певицы Лидии Руслановой.

Темы такого рода не открытие Серебяковой. На картине нарисованы трое детей за столом в ожидании трапезы. Русакова писала, что это полотно является не только хорошо исполненным групповым портретом, но и «подлинной картиной», — как с точки зрения композиции и колористического решения, так и «по удивительно искреннему и безусловному образному воплощению Детства»2. Мальчики изображённые на полотне, погодки, сестрёнка младше их на несколько лет. Женя задумчиво пьёт воду. Дети завтракают.

Сочинение по картине 
серебряковой за 
завтраком

Сочинение по картине серебряковой за завтраком

И, наконец, не изображённая на картине Екатерина Серебрякова (1913—2014) тоже стала художницей, жила во Франции, была основателем и почётным президентом Фонда Зинаиды Серебряковой2223. С того момента, как у Серебряковой появились собственные дети, они стали её «постоянными моделями». Какая же трапеза без хлеба.

По её словам, сначала «в галерею пришли люди из НКВД и передали несколько десятков полотен», не сказав, кто был владельцем этих картин и как они попали к ним в руки, — о том, что это были произведения из коллекции Руслановой, сотрудники галереи догадались гораздо позже по слухам. По словам Русаковой, в области детского портрета эта картина осталась «классическим образцом не только живописного, но и человеческого— материнского мироощущения» и она открыла «целое направление в последующем творчестве Серебряковой». Татьяна Серебрякова (1912—1989) окончила Ленинградское хореографическое училище, работала театральным художником21.

Картина За завтраком 
Зинаиды Серебряковой

Картина За завтраком Зинаиды Серебряковой

Русакова писала, что это полотно является не только хорошо исполненным групповым портретом, но и «подлинной картиной», — как с точки зрения композиции и колористического решения, так и «по удивительно искреннему и безусловному образному воплощению Детства». Заботливые руки, наливающие суп в тарелки – это руки бабушки детей, мамы художницы. Заметим, как сервирован стол.

Искусствовед Алла Русакова называла картину «одним из самых интимных, душевных и обаятельных произведений» художницы и писала, что в области детского портрета эта картина осталась «классическим образцом не только живописного, но и человеческого — материнского мироощущения». Сразу за девочкой видны руки, возможно, гувернантки с ковшом и тарелкой. Конец 19 – начало 20 века. В книге о жизни и творчестве Серебряковой изданной в 2008 году в серии «Жизнь замечательных людей» искусствовед Алла Русакова называла картину «За обедом» («За завтраком») «одним из самых интимных, душевных и обаятельных произведений» художницы. У каждого из трех детей свое особенное выражение лица и поза. У каждого ребенка иное выражение лица.

В это время бабушка (на картине изображёны только её руки) наливает в его тарелку половником суп. У них было четверо детей:в 1906 году родился Евгений, в 1907 году— Александр, в 1912 году— Татьяна и в 1913 году— Екатерина. В поисках подходящего фона Мане вспомнил о картине Джорджоне «Сельский концерт», а саму композицию подсмотрел на гравюре Марка Раймонди «Суд Париса». В мае и июне 1914 года Зинаида Серебрякова совершила поездку в Северную Италию, посетив также Германию и Швейцарию. На картине мы видим трех детей разного возраста, которые сидят за большим столом, укрытым белоснежной скатертью и делают вид, что завтракают. Сам художник считал голубой цвет «цветом всех цветов».

Александр Серебряков (1907—1995) стал художником, работал во Франции, писал акварельные и темперные пейзажи иллюстрировал книги. Одежда на детях по-домашнему скромная, но видно, что одеты они с любовью и вниманием. Старший мальчик не столько пьет воду, сколько задумчиво смотрит в направлении стакана. Искусствовед Валентина Князева писала, что картина «За завтраком» («За обедом») несёт в себе «поэзию повседневного, земного»7, отмечая, что тонкое понимание особенностей детской психологии дало Серебряковой возможность передать индивидуальный характер каждого ребёнка3.

Впоследствии картина «За завтраком» экспонировалась на ряде выставок, в том числе на выставке 1975 года «Портрет в русской живописи конца XIX— начала XX века» (Государственный Русский музей, Ленинград), выставке русской живописи 1890—1917 годов, проходившей в 1976—1977 годах во Франкфурте-на-Майне, выставке произведений художников объединения «Мир искусства», состоявшейся в 1981—1982 годах в Неаполе и Турине115, выставке 1992 года «Дети в мифах и жизни» (Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва), а также на выставке 2002 года «Искусство женского рода. Девочку зовут Тата, мальчик с водой – Женя и, по-видимому, самый голодный – Шурик. А затем, в 1953 году, те же «органы» вдруг сообщили о реабилитации Руслановой и сказали, что «всё конфискованное должно быть немедленно возвращено семье» и вычеркнуто из каталогов. К примеру, мужчина, опирающийся руками на перила террасы — Альфонс Фурнез — сын хозяина ресторана, отвечающий за прокат лодок. Вся картина наполнена ощущением чистоты, мира и спокойствия, царивших в семье художницы.

Стоит отметить, что завтрак на картине напоминает современному зрителю о времени обеда. В фильме «Амели» сосед главной героини Рамон Дюфаэль («стеклянный человек») на протяжении 10 лет делает копии этой картины, пытаясь понять суть каждого персонажа. В 1955 году она была приобретена у Руслановой Третьяковской галереей6. Одеты ребята в скромную, но нарядную одежду. Все дети художницы связали свои жизни с искусством. А при взгляде на аппетитные румяные булочки мы словно чувствуем исходящий от них аромат.

Вся картина наполнена ощущением чистоты, мира и спокойствия, царивших в семье художницы26. Не признанная современниками, в ХХ веке картина не оставила равнодушными некоторых великих мастеров: в своем стиле не раз «переписывали» картину Пабло Пикассо и Йин Ксин. То, как сервирован стол, говорит о размеренном, спокойном укладе жизни.

Сочиненин по картине 
Серебряковой За 
завтраком

Сочиненин по картине Серебряковой За завтраком

Он, не стесняясь, «процитировал» шедевры старых мастеров, только вместо «невидимых» нимф и богинь на фоне пейзажа изобразил реальных людей, занятых своими привычными делами. Женщины-художницы России XV—XX веков» (Третьяковская галерея, Москва)116.