Картина Сватовство Майора Описание

Описание картины Сватовство майора было разъяснено самим художником, даже выпущено в стихотворной форме.

Картина Сватовство майора: описание картины

«Сватовство» дошло до нас в двух вариантах. Задорно и живо звучали тогда слова его «Рацеи» — большого полушутливого стихотворения, состоящего из трех глав. В процессе создания картины «Сватовство майора» Федотовым была проведена большая подготовительная работа.

Стасов отмечал, что, создав полотна «Свежий кавалер» и «Сватовство майора», «Федотов вдруг затронул такие глубокие ноты, каких до него ещё никто не брал в русском искусстве». Жанр картины "Сватовство майора" можно отнести к иронической комедии. С однойстороны, она выступает как вещь в данной сделке, с другой, сложившаяся ситуацияоткрывает ей большие перспективы в жизни. Вот таким образом стиль Федотова называли «комическим реализмом». Но мы и сегодня усмехнёмся, видя человека в пиджаке, при галстуке – и обвислых штанах-«трениках». Федотов в своей рацее описывает сваху следующим образом: «А вот извольте посмотреть: / Как справа отставная деревенская пряха, / Панкратьевна-сваха, / Бессовестная привираха / В парчовом шугае, толстая складом, / Идёт с докладом, / Что, дескать, жених изволил пожаловать».

Однажды у Аничкова моста ему встретился «подходящий» купец – с окладистой бородой, солидным брюшком и добродушным лицом. Дочка, сконфуженная, хочет убежать, но мать удерживает ее за платье. Майор Майор выглядит так, как типичный Казанова. А сама невеста, как и ее мать, разряжена во все самое красивое и модное. По словам Сарабьянова, в этом произведении Федотова свет и цвет выступают как «средство поэтического претворения реальности». Жених уже стоит в дверях при полном параде. Долгое время считалось, что художник высмеивает персонажей «Сватовства майора», а вместе с ними и подобных им представителей купечества и дворянства.

Картина Сватовство 
майора Павла Федотова: 
описание история,

Картина Сватовство майора Павла Федотова: описание история, жанр

Волнительная и радостная, предвкушающая много эмоций атмосфера царит в доме купца. Ведь он жених. Искусствовед Галина Леонтьева писала, что Федотову, который долго и кропотливо работал над картиной «Сватовство майора», удалось создать «одно из замечательных произведений русской живописи первой половины XIX века», которое «благодаря потрясающей правде характеров, значительности поднятой в нём проблемы оказалось много серьёзнее первоначального замысла художника»6. Кроме одного. За полотно «Сватовство майора» Академия художеств присвоила художнику звание академика3.

Тогдашняя Российская империя постоянно воевала – с Наполеоном, с Персией, Турцией, с польскими мятежниками, с непокорными кавказскими горцами И для толкового храброго человека «из простых» армия при всех сословных ограничениях могла стать жизненным шансом. В 1850 году, через два года после написания первой версии картины «Сватовство майора», Павел Федотов начал работу над её вторым вариантом37. А он показывает на входящую сваху. У правого края полотна в открытом дверном проёме расположена фигура майора. Такая процедура былаобычным явлением в народной жизни того времени. Есть легенда, что однажды к Федотову приехал отставной майор, который почти со слезами на глазах благодарил художника за то, как он правдиво передал его собственную жизненную историю. Купчиха одета в нарядное шёлковое платье из переливчатой ткани типа «шанжан», а на её плечи накинута дорогая шаль с красивым узором.

КУПЕЧЕСКАЯ ДОЧКА. Несмотря на то, что картина невелика по размерам, она очень тщательна по отделке. Образ купеческой дочери (которую часто называют невестой) более сложен, чем образ её матери.

Это излюбленный приём Павла Федотова. Они ярко освещены, «как освещаются на сцене те актёры, на которых должно быть сосредоточено внимание зрителей»47. Майор получит полагающиеся емуденьги, а семья невесты – звание и положение в обществе. «Бурбоны» лоском и образованностью не блистали, но лямку тянули честно.

Академик Императорской Академии художеств (с 1848). Родился в Москве. Не напрасно художник так «носился» со своей картиной, будто это была его «лебединая песня». На столе разная закуска.

Описание картины 
Сватовство майора

Описание картины Сватовство майора

В ней видны властные привычки истинной хозяйки купеческого дома — она олицетворяет собой крепость охраняемого ею мира, она «словно скала, о которую разобьётся любая житейская буря». Оно такое прекрасное, что напоминает подвенечное. Так что «Сватовство майора» — не просто усмешка, забавный анекдот, а подлинная жизнь, где нет только чёрного и белого, где все полутона и игра света. У него седые волосы и довольновнушительная борода такого же цвета.

А как тонко передал Федотов ощущение домашнего уюта. Служанки шушукаются. Подобные браки случались тогда повсеместно. В комнате переполох — последние приготовления к встрече.

Сватовство майора, 
Павел Андреевич 
Федотов, 1848

Сватовство майора, Павел Андреевич Федотов, 1848

Образ купеческой дочери (невесты) также претерпел значительные изменения. В центре композиции — убегающая невеста и маменька, пытающаяся ее удержать. В своём стихотворном описании Федотов писал: «Как хозяин-купец, Невестин отец, Не сладит с сюртуком, Он знакомей больше с армяком Как он бьётся, пыхтит, Застегнуться спешит Нараспашку принять — неучтиво». В 1843–1844 учился в батальном классе Академии художеств у А. И. » Несмотря на то, что художник назвал майора «толстым», «фигура его подтянута, глаза чуть прищурены, в усах прячется победная усмешка— он явно рассчитывает на благоприятный исход предстоящего сражения»39. Как купчиха теперь ставит себя в обществе, учитывая ее новое родство с дворянином. С тех пор полотно «Сватовство майора» находилось в собрании Прянишникова в Санкт-Петербурге в описании его коллекции изданном в 1853 году, картина фигурировала под названием «Приезд жениха».

Главный акцент картины делается на яркое светлое платье будущей невесты. Еще одним персонажем, на который художник делает упор – сваха. Образ купца долго не давался художнику, который упорно искал подходящий типаж во время своих прогулок по Апраксину и Гостиному дворам. / Остальной же наряд / У француженки взят, / Лишь вечор для неё и для дочки». Во второй версии «в ней появляется мягкая женственность, даже некоторое изящество», так что «вместо несколько карикатурного олицетворения пошлого мещанства, глупости— перед нами возникает живой человек», вызывающий у зрителя не презрение, а даже некоторое сочувствие58.

История одного шедевра: 
«Сватовство майора» 
Федотова

История одного шедевра: «Сватовство майора» Федотова

Наиболее колоритна фигура матери — «располневшей, но с остатками прежней красоты в лице». Вот таким образом мы видим георгиевскую ленту, вложенную в книгу. В «Сватовстве майора» эта ситуация «выступает на холсте в необыкновенной конкретности», а момент, положенный Федотовым в основу сюжета, «выхвачен из происходящего во времени события так определённо, убедительно, он так безусловен, что вся ситуация вовсе не воспринимается как выдуманная, сочинённая» наоборот, она «воспринимается как некая реальность»31. На закуску к дорогому, конечно же специально купленному шампанскому (10–12 рублей бутылка, безумные деньги. ) – селёдка, кулебяка Кто-то скажет – мелочи, условности. Откуда лента здесь взялась. Крылов.

Вместе с гравером Е. Е. Учился в Первом Московском кадетском корпусе (1826–1833), состоял на военной службе (1833–1844), был офицером лейб-гвардии Финляндского полка. В центральной, наиболее светлой части холста находятся невеста и её мать. Художником показаны многие характерные черты купеческого быта. Позже он вспоминал: «Ни один счастливец, которому было назначено на Невском проспекте самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху».

Правда, платье купчихи требует чепца, а она по привычке в простонародном платочке. Убежать девушке так и не удается, так как матьостанавливает ее и вынуждает остаться. 58, 375, 4. «Сватовство майора» — центральное произведение зрелого периода в творчестве мастера. Впоследствии Федотов продал картины «Сватовство майора» и «Свежий кавалер» Фёдору Прянишникову, но получил за них значительно меньшую сумму, чем та, на которую рассчитывал22: изначально предложив за «Сватовство» две тысячи рублей, при окончательном совершении сделки Прянишников объявил художнику, что сможет заплатить только половину испытывавший материальные затруднения Федотов был вынужден согласиться23.

И здесь – важный момент. Он первый отправляется встретить своего будущего родственника и поприветствовать его. Комната заполнена вещами, которые демонстрируют желание хозяев жить «по-столичному», но при этом «неправильное» сочетание различных предметов выдаёт патриархальные привычки, создавая комический эффект— например, обеденный стол покрыт не белой скатертью, а розовой, с шитьём по краям. Он отмечал гармоничный колористический строй картины, а также мягкую красочность, которая позволяет создать цветовое единство, но при этом даёт возможность «извлечь красоту из каждого цветового качества, как бы взятого в отдельности». Для большего не хватало грамотности, связей. Это купеческая дочка, которая ожидает приезда жениха-дворянина в звании майора.

По словам самого художника, он встретил осуществление своего идеала, «и ни один счастливец, которому было назначено самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху». А седобородый батюшка-купец. Вот таким образом и смеяться над ними созлобой, обвиняя в малодушии, будет неправильно. По-видимому, художник посчитал, что «она своим размером отвлекала внимание, а положением точно в середине холста разбивала картину пополам, мешая цельности восприятия всей сцены». Спокойна во всей этой кутерьме только умывающаяся кошка.

«Сватовство майора» 
картина Павла Федотова

«Сватовство майора» картина Павла Федотова

Он писал, что эти картины «изображали сцены, целиком выхваченные из действительной жизни, полные глубокой мысли и здорового комизма, одинаково интересные и для знатоков искусства и для профанов». Однако моральное право на «безгрешные доходы», доступ к ним получал человек на должности уровня полкового командира. А потом долго уговаривал и упрашивал, чтобы согласился позировать, а тот все гудел в ответ: «Нельзя, батюшка, это грех».

Брюллова. По словам скульптора Николая Рамазанова, дружившего с художником, во время работы над «Сватовством майора» Федотов «не позволял себе делать ничего без натуры»— платье невесты было специально для этого случая заказано многие другие вещи, «до малейшей безделицы», были им куплены или взяты напрокат17. А там, если помните, никакого туалета.

Невеста излишне жеманна и переигрывает с изображением скромности, ведь по её виду и наряду видно, что она далеко не скромница и тщательно подготовилась к этому событию. На заднем плане служанки заканчивают накрывать на стол. Но едва только художник одолел первую трудность, явились тысячи других. Леонтьева отмечала, что проблемы, поднятые этим произведением Федотова идут значительно дальше обличения «комедии брака».

Описание картины 
Федотова «Сватовство 
майора»

Описание картины Федотова «Сватовство майора»

Обсуждая картину «Сватовство майора», появившуюся на выставке 1849 года, Стасов писал, что, несмотря на кажущуюся забавность изображённых на ней персонажей, это была схватка двух враждебных друг другу лагерей, пытающихся обмануть друг друга — «трагедия, грозно выглядывающая из-за весёлой и потешной наружной ширмы». Оконченная картина. Но купец-то искренне полагает, что печётся о счастье дочери — став женой дворянина, она повысит свой социальный статус, войдёт в круг «благородных», куда купцам, несмотря на богатство иного пути нет. Таким образом, всего на картине изображено восемь персонажей2930. Получив офицерское звание, переселился в Петербург.

А тогда деталям и ритуалам придавалось гораздо большее значение. По словам художника и критика Александра Бенуа, представленные на академической выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи», заслужив «восторженное одобрение не только публики, но и, очевидно, по недоразумению, академических профессоров, в том числе самого Карла Брюллова»5. При помощи скрытых и явных движений, он придаёт своим работам динамизм. Не случайно на переднем плане картины изображена кошка — обыкновенная кошка, серая с белым, которая умывается, равнодушная к суете вокруг. Кухарка несет кулебяку, а сиделец — вина. Герои картины Федотова — это живые люди, со своими достоинствами и слабостями. Тёмный силуэт майора изображён против света, так что он лишён объёмности и «противостоит реальности бытия других объёмов в конкретном пространстве интерьера».

В октябре 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств или Сватовство», демонстрировалось на выставке Академии художеств1418. Ж-4521)8910. Вариант-повторение картины, написанный около 1851 года, находился в Царскосельском Александровском дворце, откуда в 1897 году он был передан в создаваемый в то время Русский музей императора Александра III (ныне — Государственный Русский музей).

Описание картины 
«Сватовство майора»

Описание картины «Сватовство майора»

Хозяин засуетился поскорее застегнуться. Искусствовед Дмитрий Сарабьянов писал, что полотно «Сватовство майора» является «одним из высших достижений Федотова в области живописного искусства». По словам самого художника, он встретил осуществление своего идеала, «и ни один счастливец, которому было назначено самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху»4445. Сюжет картины рассказывает о предшествующем сватовству моменте. Кто-то скажет, что перед 8 Марта уместнее разговор о произведении, где героини, например, возвышенны, романтичны.

Бернардским работал над сюитой Нравственно-критические сцены из обыденной жизни (1848–1849). Один из родоначальников критического реализма в русском изобразительном искусстве. Тёмный силуэт майора изображён против света, так что он лишён объёмности и «противостоит реальности бытия других объёмов в конкретном пространстве интерьера»37. Женщинам брак давал всё, на что они вообще могли тогда рассчитывать: положение в обществе, секс и деторождение, доход и занятие домохозяйки. Художественный критик Владимир Стасов в статье «Двадцать пять лет русского искусства», опубликованной в 1883 году, рассказывал о своём знакомстве с Павлом Федотовым «в лучшую, сильнейшую пору его жизни, в те годы, когда он писал Сватовство майора»61. Известно также о копиях с картины «Сватовство майора», выполненных другими художниками XIX века. Сиделец (приказчик, заменяющий хозяина торговой лавки на время его отсутствия)— молодой человек, одетый в купеческий кафтан, с расчёсанными на прямой пробор волосами. Чтобы она не убежала, её удерживает за платье её мать26.

/ По-старинному— в сизом платочке. В ней борются противоречивые чувства. Офицер явился в мундире с эполетами имея при себе саблю и треуголку. В 1850—1852 годах Федотов написал вариант-повторение картины «Сватовство майора» (альтернативное название— «Смотрины в купеческом доме»), который ныне хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (холст, масло, 56 76см8 ранее в каталоге в качестве даты создания картины указывалось «около 1851 года»910, датировка «1850—1852» была предложена в каталоге, выпущенном к выставке 1993 года824).

Фигура купца, которая в первом варианте была расположена на фоне круглой печки, во второй версии находится на более светлом фоне прямоугольной печки и воспринимается чуть более приближенной к переднему плану. Главный акцент картины делается на яркое светлое платье будущей невесты. Художественный критик Владимир Стасов в статье «Двадцать пять лет русского искусства», опубликованной в 1883 году, рассказывал о своём знакомстве с Павлом Федотовым «в лучшую, сильнейшую пору его жизни, в те годы, когда он писал Сватовство майора».

Зауервейда, пользовался советами К. П. В комнату вбегает сваха, которая сообщает, что жених прибыл. ассигнациями в месяц».

На той же выставке экспонировались две другие картины Федотова— «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста»319. Павел Федотов высмеивает свадьбу по расчету, которая была нередким явлением в его времена.

Отец и две женские фигуры остаются в тени своего черного, похожего на тень одеяния. Офицер явился в мундире с эполетами имея при себе саблю и треуголку. получали то, что хотели, становились счастливыми.

Это считалось почти законным, по крайней мере, начальство смотрело сквозь пальцы. В центре полотна находятся главные персонажи картины— купчиха и купеческая дочь46.

Георгиевская лента 
и Сватовство майора

Георгиевская лента и Сватовство майора

Сама невеста в шикарном бальном платье представлена на переднем плане. Осенью 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств или Сватовство», демонстрировалось на выставке Академии художеств и за него Академия художеств присвоила Федотову звание академика. Но нервы девушки не выдерживают и она бросается к выходу, чтобы убежать. Таким образом создается своего рода композиция движения.

Обещает князь Голицын богатство и высокий статус «кавалерственной дамы» – да сильно стар. — стыд какой. Браки по расчёту вообще самые крепкие. Оно такое прекрасное, что напоминает подвенечное. При этих словах весь дом взбудоражен и момент, который запечатлел Павел Федотов, приходит в движение. Сколько в этой картине торжественного благополучия, семейственности и уюта.

Описание картины 
Павла Федотова «Сватовство 
майора»

Описание картины Павла Федотова «Сватовство майора»

Отец и две женские фигуры остаются в тени своего черного, похожего на тень одеяния. Все присутствующие ждали этого события.

Тем не менее вариант из Русского музея имеет ряд существенных отличий от картины из Третьяковской галереи— по словам искусствоведа Галины Леонтьевой, в новой версии «Федотов вносит настолько серьёзные изменения в решение замысла, что имеются основания видеть здесь начало нового этапа в развитии творческого метода художника»41. Но такое платье предназначалось не для смотрин, а для парадного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался официальный обед или ужин, назначавшийся на вторую половину дня». Всего на картине изображено восемь персонажей. На картине изображён интерьер богатого купеческого дома. Имея изначальное намерение стать баталистом, вскоре он понял, что ему больше по душе бытовой жанр, в рамках которого в 1844—1846 годах им была создана серия многофигурных сепий. Для создания фигуры майора Федотову позировал знакомый офицер, а лицо он написал с самого себя, «глядя в зеркало, только придав себе мину некоторого самодовольства и кое в чём подправив свои черты»35.

Павел Андреевич Федотов (1815-1852) родился в Москве в семье бедного чиновника. Это какая-нибудь тогдашняя поэтическая грёза эпохи – «черноокая Россети» Александра Осиповна Россет-Смирнова (1809–1882), ставшая потом известной мемуаристкой, будучи бесприданницей, могла себе всё же позволить перебирать женихов. Они с лютой серьезностью подходили к описаниям жизни крестьян, устраивали хождения в народ, дабы слиться с недоумевающим народом в экстазе и в целом вели себя как герои «Неоконченной пьесы для механического пианино». Стасов отмечал, что, создав полотна «Свежий кавалер» и «Сватовство майора», «Федотов вдруг затронул такие глубокие ноты, каких до него ещё никто не брал в русском искусстве».

О знаменитой картине 
Сватовство майора

О знаменитой картине Сватовство майора

Нет, это все не только анекдот, не забавный сюжет о недалеком майоре, тут явлен целый мир — огромный, живой и настоящий». В свободное время также много рисовал, В основном портреты сослуживцев и знакомых. В своих воспоминаниях о Федотове искусствовед Андрей Сомов рассказывал об огромном интересе публики к «Сватовству майора» и другим полотнам художника, экспонировавшимся на академической выставке 1849 года. По словам искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, Федотов «всё собрал в общий механизм, как бы раскрутил действие из одного исходного пункта и пустил его в разных направлениях, заставив двигаться своих героев, вступая друг с другом во взаимодействие». Видимо, в псалтырь.

Образ приживалки— старухи в повойнике— введён художником для того, чтобы показать каждодневный быт купеческой семьи, «с кучей приживалок и дальних родственников, слоняющихся по дому как бесплотные тени». Купец— дородный мужчина с окладистой бородой— находится в тени в углу комнаты. А дальше можно предполагать. Волнительное приготовление к приезду жениха ощущается во всём. Да и названия у них были абсолютно необычными для того времени — «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Сватовство майора».

«Сватовство майора» Федотов описание картины

Влюбился в неё сын крупного откупщика Кошелев – но не знатен. А эти блестящие, мерцающие в полумраке хрустальные графинчики, подсвечники, кулебяка. В 1848 году Павел Федотов начал работать над картиной «Сватовство майора»13 (также известной под названием «Женитьба майора»), которая была окончена в том же году3. Становится интересной дальнейшая судьба дочери купца и майора: счастливы ли они. Вопрос спорный. / Остальной же наряд / У француженки взят, / Лишь вечор для неё и для дочки»46. Жених стоит в дверях и с хитрым прищуром, покручивая ус, осматривает владения купца, подсчитывая свою выгоду от предстоящего брака.

После смерти Прянишникова, последовавшей в 1867 году, картина была передана в Московский Румянцевский музей, в каталоге которого, опубликованном в 1915 году, она имела двойное название — «Приезд жениха (Сватовство майора)». Купеческая дочь пытается убежать в другую комнату (в светлицу), но её движению противодействует мать, схватившая её за подол платья. Сохранились также наброски второстепенных персонажей— кухарки, сидельца и приживалки. По словам художника и критика Александра Бенуа, представленные на академической выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи», заслужив «восторженное одобрение не только публики, но и, очевидно, по недоразумению, академических профессоров, в том числе самого Карла Брюллова». Это положение соответствует её роли «посредника в осуществлении сделки между купцом и майором».

Майор, например, был срисован с одного знакомогохудожника. У правого края полотна в открытом дверном проёме расположена фигура майора37.

Он задумчиво глядит кудато, автоматически покручивая свой ус. Этюд головы невесты Федотов исполнил со знакомой женщины48, для написания её фигуры он использовал манекен, а также воспользовался услугами своего приятеля Карла Карловича Флуга (прадеда художника Ильи Глазунова51), который согласился позировать в женском платье4852. Как пишет Л. Байрамова, «здесь все любовь и все приятие с миром. Типичность персонажей и реалистичность обстановки заставляли публику хохотать до колик. Это пожилая, но ухоженная женщина, одетая вкрасивое и нарядное платье красного цвета. Купец Рядом с купчихой скромно стоит ее муж. Только наверняка он «происхождения тёмного».

Майор был счастлив в браке и иронии полотна не понял. П. А. А купеческая дочка Кого папенька с маменькой подберут, тот и хорош. Работа пропитана напускной фальшивости чувств и театральности. Кроме одного. Помимо натурщиков, Федотов также использовал приобретённый ранее манекен с подвижными суставами, облачая его в одежды различных персонажей и придавая ему требуемые позы35.

Картина «Сватовство 
майора»: описание 
картины

Картина «Сватовство майора»: описание картины

Шампанское уже стоит на подносе на стуле. Наиболее колоритна фигура матери— «располневшей, но с остатками прежней красоты в лице». 5. В 1846 году Федотов написал свою первую картину — «Свежий кавалер», а в 1847 году — ещё одно полотно, «Разборчивая невеста».

В юности «забрили лоб». – В бытовом жанре работали, прежде всего, Передвижники. «Подняться» материально офицер мог за счёт так называемых безгрешных доходов – не то чтобы воровства, но возможности что-то выгадывать на всякого рода военно-хозяйственных операциях (закупка фуража, продовольствия, лошадей и т. д. ). Как создавалась картина История картины "Сватовство майора" тоже интересная.

Значительную работу в своих набросках Федотов провёл и над образом купчихи, чтобы достичь «точной читаемости в мимике лица её душевного состояния»— в окончательном варианте «зритель словно слышит слово дура», которое она говорит дочери, пытающейся сбежать от жениха-майора. Есть специальные исследования (например, Р. Кирсановой) о том, какие несуразности зорко подметил П. Федотов. Мать, чтобы удержать порыв дочери, ухватила её за платье. Художник шел за ним следом, а потом принялся упрашивать позировать ему. В описании его коллекции изданном в 1853 году, полотно фигурировало под названием «Приезд жениха».

В Русском музее находится вариант-повторение одноименной картины 1848 года (Третьяковская галерея), за которую художник был удостоен звания академика. Из всех персонажей картины сам жених менее всего интересует художника. Невеста пытается ускользнуть, показывая свою скромность. Художником было также создано множество вариантов лица и фигуры купеческой дочери, в которых он менял жесты её рук, наклон головы и черты лица— до тех пор, пока ему не удалось «наиболее ясно выразить во внешнем облике, манере держаться те чувства, которые ею владеют в данный момент— жеманное волнение, желание показать свою робость и скромность». Такое жеманство явно не поощряет взглядом кухарка, что зашла с пирогом в комнату.

Купец — дородный мужчина с окладистой бородой — находится в тени в углу комнаты. / А тут нечем скрыть плеч: / Шарф сквозистый такой— / Всё насквозь, на виду. По словам Сарабьянова, в этом произведении Федотова свет и цвет выступают как средства «поэтического претворения реальности»7. К нему из другой комнаты тянется старуха с вопросом: к чему эти приготовления. Обе разряжены для приема жениха. Те, как известно, фантазировали об отказе от светской жизни в пользу сельской, «чистой, как родник, светлой, как солнце», чтобы есть свой хлеб, наслаждаться трудом, «ходить в простой одежде и есть простую пищу». Стерпится – слюбится.

Картина «Сватовство майора» была написана в 1848 году, холст, масло. Подобные браки случались тогда повсеместно. Были случаи (правда, единичные), когда и в генералы выходили. Символизировать она может социальный лифт, переход в дворянство.

Всё самое ценное в бардаке выставлено напоказ. В ней видны властные привычки истинной хозяйки купеческого дома— она олицетворяет собой крепость охраняемого ею мира, она «словно скала, о которую разобьётся любая житейская буря»46. / Никогда с ними я не бывала». чужой.

Помогите описать 
картину Сватовство 
майора

Помогите описать картину Сватовство майора

Федотов в своей рацее описывает сваху следующим образом: «А вот извольте посмотреть: / Как справа отставная деревенская пряха, / Панкратьевна-сваха, / Бессовестная привираха / В парчовом шугае, толстая складом, / Идёт с докладом, / Что, дескать, жених изволил пожаловать»43. Ах, уж эта кулебяка.

Они ярко освещены, «как освещаются на сцене те актёры, на которых должно быть сосредоточено внимание зрителей». Майор был счастлив в браке и иронии полотна не понял. А вот идеальное место он углядел в одном изтрактиров. Мы ничего не знаем о предках федотовского майора. А само по себе офицерское жалованье тогда было весьма скромным. С другой стороны, «в её позе, жесте разведённых рук, в выражении капризного лица ощущаются жеманство, наигранность, неискренность».

На той же выставке экспонировались две другие картины Федотова — «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста». Федотов Павел Андреевич (1815, Москва – 1852, Петербург)Художник, рисовальщик, жанрист-портретист. Газета «Санкт-Петербургские ведомости» в 1849 году писала: «Нам говорили за достоверное, что совестливость художника в соблюдении естественности доходит до того, что он переписал фигуру старика-отца. Типичность персонажей и реалистичность обстановки заставляли публику хохотать до колик.

Теперь это уже не просто застывшее мгновение, а целый сюжет с действием. Купец явно подготовился к встрече будущегозятя. Но дело происходит днём (свечи на люстре не горят) и вообще пока формально – лишь смотрины: наряд не подобает поводу. / По-старинному — в сизом платочке.

В 1848 году Павел Федотов начал работать над картиной «Сватовство майора», которая была окончена в том же году. Кроме этого, в цветовой гамме присутствуют различные оттенки белого цвета, которыми картина «словно бы прошита назквозь»34. На полу— кошка, «намывающая» гостей28. В центральной группе— купеческая дочь (будущая невеста) и её мать, сам же купец стоит позади, в углу комнаты2. Кошка замывает гостей». У него горделивая осанка, напыщенныйвид.

В то время, пока майор браво разглаживает свои усы, в комнате царит настоящая суета. В полном замешательстве она стремится убежать в свою светелку. В 1929 году она была передана в Днепропетровский художественный музей, в 1941 году экспонировалась на персональной выставке Федотова, проходившей в Государственном Русском музее в Ленинграде, а затем её следы потерялись1. Образ купца долго не давался художнику, который упорно искал подходящий типаж во время своих прогулок по Апраксину и Гостиному дворам. В центре полотна находятся главные персонажи картины — купчиха и купеческая дочь.

Но не всё так однозначно. На ее лице читаются властность ирасчетливость. Либо отучиться в гимназии и поехать учительницей в село.

Сватовство майора 
 (Смотрины в купеческом 
доме)

Сватовство майора (Смотрины в купеческом доме)

Это положение соответствует её роли «посредника в осуществлении сделки между купцом и майором»41. Что можно сказать про этого персонажа. Обсуждая картину «Сватовство майора», появившуюся на выставке 1849 года, Стасов писал, что, несмотря на кажущуюся забавность изображённых на ней персонажей, это была схватка двух враждебных друг другу лагерей, пытающихся обмануть друг друга— «трагедия, грозно выглядывающая из-за весёлой и потешной наружной ширмы»62. В 1846 году Федотов написал свою первую картину— «Свежий кавалер», а в 1847 году— ещё одно полотно, «Разборчивая невеста»12.

Очевидно, это иесть невеста, которую засватал майор. Будет ли счастлива сама невеста в этом случае. Эта жизненная ситуация стала сюжетом знаменитой картины Павла Федотова «Сватовство майора». После смерти Прянишникова, последовавшей в 1867 году, картина была передана в Московский Румянцевский музей, в каталоге которого, опубликованном в 1915 году, она имела двойное название— «Приезд жениха (Сватовство майора)». Все действующие лица, принимающие участие в изображённой на картине комедии брака, пронизаны единым действием.

  • СВАТОВСТВО МАЙОРА Павел Федотов
  • Русский музей Дополненная реальность
  • Российская жанровая живопись и бытовые сюжеты русских художников
  • Самое интересное в виде мозаики
  • Коллекция Государственного Русского музея

Федотову удалось «населить» картину типичными представителями купечества и дворянства и создать своеобразную «комедию положений» в живописи. Взаимодействие этих персонажей — одна из главных линий развития сюжета. Купчиха одета в нарядное шёлковое платье из переливчатой ткани типа «шанжан», а на её плечи накинута дорогая шаль с красивым узором. осталась незавершенной. В купеческий дом сваха приводит жениха-майора. Рядом с купцом стоит сваха.

Подразумевалось: он своё выслужил, ему можно. В частности, в повести «Невский проспект» Николай Гоголь писал: «Есть офицеры, составляющие в Петербурге какой-то средний класс общества В высшем классе они попадаются очень редко или, лучше сказать, никогда многие из них, преподавая в казённых заведениях или приготовляя к казённым заведениям, заводятся наконец кабриолетом и парою лошадей. Каждый невольно улыбался, находя в полотнах знакомые черты сокровенного русского быта. Для всех участников происходящие события– всего лишь негласный договор, выгодная сделка. Искусствовед Дмитрий Сарабьянов писал, что полотно «Сватовство майора» является «одним из высших достижений Федотова в области живописного искусства».

Считается, что образ майора дался художнику относительно легко— с учётом его творческого опыта и наблюдений, сделанных во время десятилетней службы в лейб-гвардии Финляндском полку640. Эти изменения затрагивают и композицию картины и изображённых на ней персонажей и детали обстановки56. Вошедшая сваха сообщает о приехавшем на смотрины женихе.

  • Вариант-повторение из Русского музея

С самим майором, по всей видимости, проблем было меньше, благодаря богатым жизненным наблюдениям Федотова времён его военной службы. И отныне указывали на браки по расчету как на какоето позорное явлениесвоего времени.

В 11-летнем возрасте был определён в воспитанники Первого Московского кадетского корпуса. Рядом стоят её родители, которые также принарядились ради такого торжественного момента. Человек видит еле уловимые полудвижения, полушаги, полуобороты и его воображение рисует ему дальнейший ход событий. Еще одним персонажем, на который художник делает упор – сваха. Платье дочери – роскошное, вечернее, бальное, с декольте.

Сюжет картины, который полон драматизма и веселья, наполнен движением. Возможно именно онаявляется настоящей главой семьи, за которой остается последнее слово. Хотя, как правило, майорство – пик карьеры. Работу по своему замыслу можно отнести к стилистике комедии положений. Подобных вопросов возникает множество. А роскошные платья, лица, эти бесподобные пальцы кухарки, приживалка позади нее.

Искусствовед Галина Леонтьева полагает, что в «Сватовстве майора» кухарка является положительным образом женщины из народа, поскольку она— единственная из всех героев картины— понимает низость совершаемой сделки в разыгрываемой на её глазах комедии брака55. Федотов переработал повторение своей картины. Увлёкся рисованием, стал посещать вечерние уроки рисования в Академии художеств. По мнению Сомова именно эти качества выделяли полотна Федотова среди множества более «скучных» произведений художников-академистов, представленных на выставке6465.

Именно ее красный наряд показывает смысл этой встречи. Ведь на столе наготовлены разные угощения. Отец шагает к выходу, чтобы поприветствовать гостя.

СВАТОВСТВО МАЙОРА 
Павел Федотов

Он отмечал гармоничный колористический строй картины, а также мягкую красочность, которая позволяет создать цветовое единство, но при этом даёт возможность «извлечь красоту из каждого цветового качества, как бы взятого в отдельности». Именно ее красный наряд показывает смысл этой встречи.

Чтобы старик застегивал свою сибирку правою рукой и правою полою вверх, как обыкновенно делают». / Нет, в светлицу уйду. »46. / Ой, стыд какой. Справа, у дверного проёма, стоит майор, которого привела сваха, чтобы просить руки купеческой дочери.

В своём стихотворном описании Федотов писал: «Как хозяин-купец, / Невестин отец, / Не сладит с сюртуком, / Он знакомей больше с армяком / Как он бьётся, пыхтит, / Застегнуться спешит / Нараспашку принять— неучтиво»43. Разумеется, ни о каких светлых и возвышенныхчувствах, тем более о любви, речь не идет. Оно выявило принципы его искусства, его метод и мастерство. Армейский майор – это, как правило, командир батальона.

И зачем. Об этом свидетельствуют десятки сохранившихся набросков (этюдов и эскизов) использованных художником для поиска композиции сцены, образов действующих лиц, а также их поз и взаимного расположения в плоскости холста. Купец явно заказал у модистки-француженки дорогущие туалеты жене и дочери. Родительница, схватив ее за платье, пытается остановить. На стенах висят картины, среди которых литография с видом Николо-Угрешской обители, портреты митрополита (по разным версиям, либо Санкт-Петербургского— Серафима, либо Московского— Филарета), генералов М. И. Кутузова и Я. П. Кульнева, атамана А. И. Иловайского на коне, а также самого хозяина дома с книгой в руке, чтобы подчеркнуть его грамотность36. Про нее писали вгазетах. Федотов строит композицию картины таким образом, что зритель как бы наблюдает за действием с той стороны гостиной, на которой находятся окна— «создаётся невольное ощущение, что мы нечаянно заглянули в окно и застали хозяев дома в виде, вовсе не предназначенном для постороннего глаза»27.