Картины Репина Фото С Названиями И Описанием

Картины Репина с названиями история создания, сюжет

Какая-то кровавая полоса прошла через этот год. Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, – «Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» (1879, ГТГ). Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет.

Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Публике картина понравилась.

Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь.

Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: «Надя» (1881, Саратовский гос. Над ней Репин вплотную работал три года, настойчиво отыскивая наиболее выразительную композицию и впечатляющий типаж. На ней изображена лодка с монахами, причалившая к берегу, где купаются обнажённые женщины. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца.

Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи.

В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт.

В народе известна эмоциональная, оценочная реплика: «Картина Репина «Приплыли. ». В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Что за людская мозаика со всех концов России», – писал Стасов. Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово.

Персоны и личности 
 (интересное о известных)

Персоны и личности (интересное о известных)

По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Художник изобразил революционера, возвратившегося в родной дом из ссылки. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Так ли это – судить зрителям.

Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» – глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают" Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий.

Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Между тем попытки сделать его рупором поколения предпринимались в 1920-х годах весьма активно. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153.

Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. Америка—Франция—Россия.

Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Пятый факт. Репин был очень дружен с Мамонтовым.

Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале.

Илья Репин: картины 
исторические, портреты, 
парадные полотна

Илья Репин: картины исторические, портреты, парадные полотна

Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались.

Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ). А за Ларькой – старик, коренастый, сильный, прислонился к плечу соседа и торопится на ходу набить свою трубку а дальше отставной солдат в сапогах, потом огромный бородатый бурлак оглянулся на баржу. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173.

Берег Волги. Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Тема крестного хода — одна из популярнейших в русской живописи.

От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Стихией художника была современность и, даже создавая картины на темы легендарного прошлого, он оставался мастером животрепещущего настоящего, сокращая дистанцию между зрителем и героями своих произведений. художественный музей им. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111.

С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Этюд получился превосходный. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253.

Илья Ефимович Репин 
– биография и картины

Илья Ефимович Репин – биография и картины

К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. В эту минуту в комнату вошел Христос. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Каждый персонаж переживает что-то своё. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Илья Репин родился в Чугуеве близ Харькова в 1844 году.

В этой картине он подчеркнул близость писателя к народной жизни, его цельную натуру и незаурядную физическую силу. Испуганно смотрит на незнакомого мужчину девочка (когда его забрали, она была слишком мала и потому забыла своего отца) изумлением полны глаза жены, сидящей у рояля. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня.

Они жили в Пенатах в течение двух недель. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Она ушла из жизни в 1931 году55.

В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной.

Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Приусадебная территория изначально была заболоченной, вот таким образом хозяева провели благоустроительные работы, построили пруды и каналы. Жил в Италии и Франции (1873–1876).

7 знаменитых картин 
Ильи Репина

7 знаменитых картин Ильи Репина

На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя. я работал завороженный. Прослышав, что отвары из свежего сена полезны для здоровья, Нордман ввела эти напитки в повседневный рацион191. Натурщиком для портрета выступил дальний родственник Репина, Иван Радов, мастер золотых дел. В то же время, как отмечал Чуковский, в своих новаторских идеях Наталья Борисовна порой заходила слишком далеко.

В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Общение с прежними друзьями было только заочным. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко.

Известные люди на 
портретах кисти 
Репина и на фотографиях

Известные люди на портретах кисти Репина и на фотографиях (11 фото)

Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Удачи не сделали его небожителем, а неудачи не озлобляли. Вегетарианцем стал и сам Репин.

В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». В «Крестном ходе» толпа показана как единый массив. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет.

В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос».

Созданная Репиным портретная галерея чрезвычайно разнообразна. Казалось, она спит. Из-за близкого соседства картин народ приписал её более известному на тот момент Репину. Летом 1870 года Репин вместе с братом и друзьями-живописцами Фёдором Васильевым и Евгением Макаровым отправился на Волгу.

Репин встречал их по средам. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость.

Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. Это сделано мастерски. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты.

К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения.

И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. О картине появилось много статей в периодической печати.

Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. К примеру, полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», более известное под названием «Иван Грозный убивает своего сына», которое было представлено на выставке передвижников, появилось на свет после того, как художник посетил концерт Римского-Корсакова. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Крамской внимательно следил за успехами молодого художника, беседовал с ним об искусстве, о жизни, советовал больше писать с натуры. Судьбы детей Репина сложились по-разному.

По воспоминаниям старшей дочери художника Веры Ильиничны, долгое время вся семья жила только запорожцами: Илья Ефимович ежевечерне читал вслух стихи и рассказы о Сечи, дети знали наизусть всех героев играли в Тараса Бульбу, Остапа и Андрия, лепили из глины их фигуры и могли в любой момент процитировать кусок текста из письма казаков султану130. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта.

Куда делась куча 
картин Репина и 
других русских художников

Куда делась куча картин Репина и других русских художников

Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану.

В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Возвращается в Россию летом 1876 года. Она из последних сил сдерживает бессильный гнев и ярость, переполнившие ее, написанные на ее грубоватом, некрасивом лице. Убийство свершилось.

Неизвестная деталь 
известной картины 
Ильи Репина «Запорожцы»

Неизвестная деталь известной картины Ильи Репина «Запорожцы» (4 фото)

Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву. На время Репин перестал творить и впал в депрессию.

Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Л. Н. Толстого». Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96.

Творчество художника 
в фотографиях

Творчество художника в фотографиях

Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Силу человеческого духа увидели в картине современники. Перед нами — вереница персонажей, каждый из которых — самостоятельная портретная индивидуальность. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901 – 1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет.

Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом».

Все Картины Илья 
Репин по алфавиту

Все Картины Илья Репин по алфавиту

В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Живая, трепетная убедительность образа, порой доходящая до натурализма (как в портрете Мусоргского, где великий композитор представлен тяжело больным), достигает особой задушевности в камерных портретах мастера («Графиня Луиза Мерси дАржанто», 1890, Третьяковская галерея) и портретах родных «Осенний букет» (дочь художника Вера), 1892, там же ряд портретов жены Репина Н. И. Нордман-Северовой. В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

Еще один мистический случай, который повлиял на здоровье художника произошел с ним в родном городе Чугуеве. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17.

В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы.

Картины Репина (фото) 
с названиями

Картины Репина (фото) с названиями

Таким оно становится благодаря переполняющим царевича чувствам – жалости к отцу и прощения. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50.

Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года). Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52.

Этот круг одинокого фанатизма экспрессивно очерчен светотеневыми контрастами и (в особенности в «Не ждали») Самое значительное произведение на революционную тематику. Не доносчик ли. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь.

Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Музыка переносила его в мастерскую, к картине. Третьяков»109. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204.

Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). В 1882 году начинается самый значительный, самый плодотворный период его творчества. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. Репин Илья Ефимович – великий русский художник. Все заняты.

В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. После смерти Крамского Репин написал воспоминания, в которых назвал художника своим учителем19.

«Отступничество» в картинах Ильи Репина

Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной.

Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. Репин никуда не делся. Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Строгие, проницательные глаза, лохматые, сердито насупленные брови, высокий лоб с резко прочерченной складкой – все обличает в Толстом глубокого мыслителя и наблюдателя жизни с его искренним протестом против всякой лжи и фальши. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала.

С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». Больше 12 лет потребовалось мастеру, чтобы в мельчайших подробностях изучить и отразить разухабистую и удалую жизнь тех, кто, невзирая ни на что, оставался свободным.

Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39.

Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. М. Бунакову. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Лев Толстой (1887, ГТГ), Антон Рубинштейн (1881, ГТГ).

В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Но прежде чем в 1873 году художник уедет из России, он испытает свой первый настоящий успех, связанный с появлением на выставке в марте 1873 года картины «Бурлаки на Волге». Она была закончена только в 1891 году. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75.

В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124.

За окном летний день. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Татьяна Степановна, будучи женщиной грамотной и деятельной, не только занималась образованием детей, читая им вслух произведения Пушкина, Лермонтова, Жуковского, но и организовала небольшую школу, которую посещали и крестьянские ребята и взрослые.

Путешествие по России: 
Самарская область

Путешествие по России: Самарская область

Овладевая в Академии основами художественного мастерства, Репин развивался как художник и гражданин прежде всего под влиянием таких исключительных людей в искусстве, как Стасов и Крамской. Однако картина поражает в первую очередь именно великолепно прописанными характерами. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди.

Идея сформировалась после его путешествия по Волге в 1870 году и посещения села Ширяева (Самарская область) близ Жигулёвских гор. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122.

Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. Такие как: «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883). Выставленная в марте 1873 года картина «Бурлаки на Волге» (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. И вот уже перед нами не царь, а отец. Совсем скоро художник отправится на Украину, чтобы зарисовать старинные укрепления, сохранившиеся на месте Запорожской Сечи и найти прототипы среди реальных казаков для будущих персонажей.

Репин дважды подавал прошения об отставке. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения». Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры.

Тут же Репин набросал карандашный эскиз, который позже стал основой для знаменитой картины. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской.

Репин считал сам эту картину красивой. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин. И лишь вдали красноречиво виднеется буксир, ещё неведомый простому народу в те времена.

Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Комната небогатой интеллигентной семьи.

На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. В биографии Репина отмечено, что во время работы над этим сюжетом у него отказала правая рука. К окончанию Академии Репин уже был достаточно известным художником, но отличался скромностью и отзывчивостью. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890).

Картина теперь писалась легко, вдохновенно. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Много учился на написании портретов близких и друзей. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Он создает замечательные, острохарактерные типажные композиции («Мужичок из робких»), 1877.

Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Другой «академией» для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника. Мастерски прописанный сюжет, глубина образов, реалистичность, предельно точно переданные эмоции – всё это ключевые особенности живописи, характерные для каждой картины Репина. На лицах священнослужителей так и написано: «Вот приплыли. ». К примеру, в 1913 году один из особо впечатлительных гостей нанёс картине три ножевых удара.

Художественно-исторический 
музей Арт-Рисунок

Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Работал весь день, не замечая времени. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Чрезвычайно важную часть репинского наследия составляют и его портреты. Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. Произошла банальная путаница: в Сумском художественном музее выставлялись работы Ильи Ефимовича и рядом оказалась работа художника Льва Соловьёва «Не туда заехали».

Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100.

Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы.

А. Н. Радищева), «Стрекоза» (1884, ГТГ), «Осенний букет» (1892, ГТГ). Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой.

Краткая характеристика 
творчества

Краткая характеристика творчества

Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Повторное посещение Академии завершилось успешной сдачей экзамена, однако после вступительных испытаний Репина вновь ожидали сложности: за право присутствовать на занятиях вольнослушатель должен был заплатить 25 рублей. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159.

Он идет прямо к матери. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем».

Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку». На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. Имя Репина стало широко известным.

Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын.

Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине «Вечорницi» (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу «пореформенная Россия», с социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции «Крестный ход в Курской губернии» (1880 – 1883, ГТГ). Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией».

И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Стасов присылает ему все, что он просит. Он заклятый враг турецкого султана, не раз доходил до самого Царьграда и такого пускал туда дыму, что султану чихалось, точно он понюхал табаку с тертым стеклом. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном.

«Отказ от исповеди 
перед казнью» (1879-1885)

«Отказ от исповеди перед казнью» (1879-1885)

Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана.

Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены.

«Крестный ход в 
Курской губернии» 
 (1880-1883)

«Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883)

В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. В шестнадцать лет юноша покинул и мастерскую и родительский дом: ему предложили 25 рублей в месяц за работу в кочевой иконописной артели, которая по мере выполнения заказов перемещалась из города в город11.

На автопортрете, выполненном в 1877 году, Илья Ефимович выглядит измождённым по мнению исследователей, болезненность, которую кисть художника не сумела скрыть, — это следствие малярии, перенесённой Репиным сразу по прибытии в Москву. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую.

Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237.

«Запорожцы пишут 
письмо турецкому 
султану» (1880-1891)

«Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880-1891)

Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году.

Каждый из портретируемых изображен ярко-индивидуально, с теми неповторимыми чертами, которые особенно полно раскрывали существо и характер человека. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»).

Первый факт. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства».

Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году.

«Торжественное заседание 
Государственного 
Совета 7 мая 1901

«Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1903)

Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ). Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми.

Картина была сделана в первые месяцы петербургской жизни и в лице молодого человека, прибывшего в столицу со ста рублями в кармане, читалась гамма чувств— «порыв, беспокойство и в то же время настороженность. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года.

Топограф иконописец, 
студент Академии 
художеств

Топограф иконописец, студент Академии художеств

Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Мне минутами становилось страшно». Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Илья Ефимович создавал исторические полотна, жанровые картины, портреты237, пейзажи оставил немало иллюстраций к произведениям русской классической литературы в его творческом наследии сохранились графические и скульптурные работы31.

После поездки в зону эпидемии тифа в 1911 году молодая женщина начала страдать душевным недугом54. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Однако Репин не имеет соперников в изображении толпы, шествия. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме.

Этот мужчина слыл в городе колдуном. Это художник, который всецело отдавался творчеству итогом его многолетних трудов, большого количества эскизов, набросков, стали «Бурлаки на Волге» – одна из известнейших картин Репина. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245.

Яков Минченков, познакомившийся с художником во время работы передвижной выставки 1898 года, вспоминал, что увидел перед собой невысокого сухощавого человека с вьющимися волосами и острой бородкой. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи.

Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Почти со всеми его связывали дружеские отношения. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Больше всего художника восхищали бескрайние волжские пространства и их резкий контраст с несчастными людьми, вынужденными заниматься непосильной работой. В картинах «Отказ от исповеди» (1879-85), «Не ждали» (1884), «Арест пропагандиста», 1880-92 тема эта воплощена с невиданной масштабностью и смелостью. Репин забыл о конкурсе, об Академии.

Жанровые и исторические 
полотна Ильи Репина

Жанровые и исторические полотна Ильи Репина

Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171.

Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Этот период был самым плодотворным в творчестве художника. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением.

Описание картины 
Ильи Репина «Бурлаки 
на Волге»

Описание картины Ильи Репина «Бурлаки на Волге»

О чем эта история. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ).

В центре образов — борец с самодержавием, героически непреклонный, но в то же время трагически отчужденный от окружающей его человеческой среды. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты».

По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман.

Он любил называть себя «посредственным тружеником» и ежедневным каторжным трудом отрабатывал свое громкое имя.