Кустодиев Купчиха За Чаем Описание Картины

Картина Бориса Кустодиева Купчиха за чаем: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.

Купчиха за чаем, 1918, Кустодиев – описание картины

Моделями для его купчих часто были представительницы интеллигенции, дородные женщины. Шаляпин что-то говорил о мерзнущих, вероятно, пальцах, а Кустодиев не мог оторвать глаз от румяного лица, от его богатой, живописной шубы. Картину «Купчиха за чаем» можно считать одним из наивысших достижений Кустодиева в послереволюционный период его творчества38, программной работой художника29.

Даже наоборот, образ русской купчихи кажется немного ироничным, добрым и даже невинным. Купчиха необыкновенно хороша и воплощает в себе народный идеал: алые губки бантиком, прямой нос, чёрные соболиные брови дугой, небесно-голубые глаза263029. В этом он находил свое спасение.

Описание картины 
Бориса Кустодиева 
«Купчиха за чаем»

Описание картины Бориса Кустодиева «Купчиха за чаем»

Сначала Борис учился в духовном училище, а затем и в духовной семинарии. А шуба.

Вот кого рисовать-то. Приэтом жизнь самого Бориса Михайловича была далека отсозданного имобраза.

Чем же была для Кустодиева данная работа. Холст, масло. Можно сказать, что «Купчиха за чаем» является вдохновенной поэмой о русской красоте, прощальным памятником старой России, замечательным и характерным образом, своего рода апофеозом воспоминаний о сочных пышных красавицах, о приближающихся лазоревых вечерах, о монументально торжественных чаепитиях, о неторопливой, будто неизбывной и безмятежной жизни с её размеренным укладом, сытым и бездумным существованием. Но «Купчиха за чаем» занимала центральное место в одном из залов.

На своей картине мастер изобразил дородную, пышущую здоровьем женщину. Правда их в этом провела интеллигенция Крепкий и цельный народ— купечество». Борису Кустодиеву удалось очень точно передать образ купчихи. Борис Михайлович Кустодиев родился в семье преподавателя духовной семинарии.

«Купчиха за чаем» 
картина Кустодиева

«Купчиха за чаем» картина Кустодиева

Устроителем выставки выступил Фёдор Нотгафт, состоявший в 1919—1921 годах секретарём художественного отдела Дома искусств. «Волжские серии» он продолжал писать и после того, как в 1916 году паралич приковал его к креслу. Он показал на выставке 11 картин, в том числе впервые «Купчиху за чаем», которую разместили в центре одной из стен, целиком предоставленной в пользование художнику39404123.

Над столом возвышается пышущий жаром, величавый и красивый, сверкающий своими начищенными до блеска медными боками огромный пузатый ведёрный самовар исполненный в столь любимой среди купечества форме «ваза». «Русский Рубенс» Борис Кустодиев, чьи картины в разные времена поворачивали то в защиту купеческого сибаритства, то против, на самом деле, просто любил жизнь – сочные краски, вкусную еду, дородные формы. 1918.

Примерно с 1912 года художник перемещался исключительно в инвалидном кресле, а писал в основном лежа – неудобное кресло быстро его утомляло. Увидеть эту картину можно в петербургском Государственном Русском музее. На самом деле тем, кто знаком с личностью Бориса Михайловича, это совсем неудивительно. Она является частью экспозиции Государственного Русского музея.

Загадка самой известной 
картины Кустодиева: 
кем на самом деле

Загадка самой известной картины Кустодиева: кем на самом деле была «Купчиха за чаем»

Впервые публика увидела «Купчиху» 13 апреля 1919 года на первой свободной выставке произведений искусства во Дворце искусств (такое название после революции получил Зимний дворец). Ее движения плавны и неторопливы – под стать замедленному провинциальному ритму жизни. Но тем живее работало воображение. Участвуя в художественном объединении «Мир искусства», Кустодиев интересовался не только образами дворянской культуры, но и провинциальным бытом— он был настоящим поэтом купечества1. Она была наслышана о своём соседе-художнике, охотно согласилась позировать для картины и даже гордилась этим2022.

Свет переливается в мыльной пене (которую художник одной рукой взбивал в тазу, другой писал) мокрый потолок, на котором отразились клубы пара, вдруг стал подобен небу с пышными облаками. Работ с изображениями заводских рабочих, матросов, бойцов Красной Армии было большинство. «Картины в моей голове сменяются, как кино», – говорил Кустодиев. Там тоже есть полная женщина, блюдце с чаем, самовар и арбуз.

Широкая во всех смыслах этого слова купчиха предаётся упоению чаепития, за довольно гедонистической атмосферой которого скрыта реальная жизнь этой чувственной и полной загадочности женщины, довольно эротичной и соблазнительной, но вместе с тем и наделённой улыбкой Моны Лизы3336. И пользовалась спросом публики. Но тем живее работало воображение. И такие молодцы проглядели революцию. Также высоко он оценил и «Купчиху за чаем» как работу, утверждающую красоту человеческую522953. Потеряв возможность двигаться, Кустодиев удивительным образом сохранил способность писать задушевные и колористически богатые, светоносные картины, во многом благодаря тому, что у него в памяти осталась «чудесная страна воспоминаний».

Примечательно, что для реальной жизни у Кустодиева был один вкус, а для живописи— другой. На самом деле «Купчиха за чаем» была вовсе не купчихой, а настоящей баронессой.

Многие традиционные чайные церемонии не обходятся лишь вкушением аромата напитка. С тех пор, по словам художника, его миром стала его комната. Власов многому научил будущего художника и Кустодиев всю жизнь был благодарен ему. Михаил Нестеров, посетивший вместе с Всеволодом Воиновым в марте 1923 года квартиру Кустодиева в Петрограде, высоко оценил его работы на тему купечества, особенно задержавшись возле картины «Купцы», написанной ещё в 1918 году (известна также как «Гостиный двор», «Торговые ряды»).

«Замыслы, один другого заманчивее, так и теснились в голове, – писал Кустодиев – Руки работают. Этот мир был уничтожен вихрем революции с приходом к власти большевиков. Стоит заметить, что Кустодиев иронично наделил мордочку кота чертами хозяйкиного лица26.

Сочинение по картине 
Кустодиева Купчиха 
за чаем

Сочинение по картине Кустодиева Купчиха за чаем

В этом он находил свое спасение. Конечно, основной темой выставки стала революционная. 25-летняя вдова старалась прививать детям любовь к живописи, театру, музыке и литературе. Потом ездил (уже один) в Испанию, там познакомился с испанской живописью, с художниками, в письмах делился с женой впечатлениями (она его ждала в Париже).

Увидеть эту прекрасную картину можно в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга. В 1909 году у Бориса Михайловича была обнаружена серьезная опухоль спинного мозга. Да вот только вместо широких просторов за спиной – холодная стена. Париж восхищал его, а вот выставки не очень понравились. Чем хуже становилось его физическое состояние, тем ярче и жизнерадостнее были его работы. То были сюжеты и люди уже ушедшей, но не утратившей свой терпкий аромат жизни.

Все в образе купчихи говорит о спокойствии, умиротворенности. Эта картина сейчас хранится в Нижегородском государственном музее. Спустя несколько лет, в 1923 году, Кустодиев написал схожую по композиции картину под названием «Купчиха, пьющая чай» (Нижегородский государственный художественный музей)2324. Несмотря на тяжелую болезнь из-за которой художник был лишен возможности восполнять зрительные впечатления, он постоянно трудился используя материал, накопленный в предыдущие годы.

Загадка самой известной картины Кустодиева «Купчиха за чаем»

На этот раз художник решил сделать центром новой работы женщину, такую крупную, как «Красавица» (Государственная Третьяковская галерея) и такую же монументальную, чинно сложившую руки и стоящую над городом, как «Купчиха» (Государственный Русский музей) 1915 годов151718. Аж дух захватывает, если представить изображенное наяву. В июне 1924 года на XIV Международной выставке в Венеции Кустодиев представил несколько своих работ, в том числе «Купчиху за чаем», а также «Большевика»2554.

Борис поступает в Академию художеств в Петербурге, учится блестяще. Все остальное, что ее окружает – лишь дополнительное повествование, пояснение к образу. При отсутствии постепенного перехода от переднего плана к дальнему, пространство передано неторопливо-спокойными и пластически-плавными ритмическими линиями, сливающимися от периферии в центр композиции, что заостряет внимание зрителя на купчихе как символе старой России и чаепитии как концентрации всего уклада её жизни, в то время как остальные окружающие детали, в том числе кот, купеческая чета, городская панорама и наконец притягивающий внимание зрителя красным пятном арбуз, кажутся лишь приложением к образу, дополнительным повествованием, не лишённым однако большой смысловой нагрузки. Чем хуже становилось его физическое состояние, тем ярче и жизнерадостнее были его работы.

История одного шедевра: 
«Купчиха за чаем» 
Кустодиева

История одного шедевра: «Купчиха за чаем» Кустодиева

Константин Сомов, в то же самое время как-то зашедший к Кустодиеву домой, отмечал, что выставка эта в целом скверная и никуда не годится, оговорившись, правда, что к «Купчихе за чаем» это не относится42. Купчиха спокойна и величава в сознании своей красоты и женского обаяния.

По окончании Академии у них уже родился сын Кирилл. С тех пор, по словам художника, его миром стала его комната. Летом 1918 года Кустодиев приступил к воплощению на полотне своего давнего замысла, связанного с картиной «Чаепитие» (частное собрание) 1913 года, на которой изображено застолье дебелых купчих во главе с чинным купцом— отцом семейства, в котором художнику виделся действительный тайный советник, сенатор-правовед Николай Таганцев141516. Кустодиев нарочито крупным планом выделяет фигуру купчихи и детали натюрморта. На нижнем уровне находятся люди, отдыхающие от повседневных забот. Она была его музой, подругой, помощницей и советчицей (а позже много лет и медсестрой и сиделкой).

Описание картины 
«Купчиха за чаем»

Описание картины «Купчиха за чаем»

Мы предлагаем Вам проследить ее в картинах русского художника Бориса Кустодиева. Дверь в предбанник распахнута и оттуда сквозь окно виден залитый солнцем зимний город в инее, лошадь в упряжи.

Картина в настоящее время находится в Санкт-Петербурге. «Купчихой» оказалась баронесса Галина Адеркас, представительница древнего дворянского рода из Астрахани, в ту пору студентка медицинского факультета1021.

Картина была написана в проблемный для России год. В 1964 году в фильме «Женитьба Бальзаминова» режиссёра Константина Воинова по трилогии пьес А. Н. Островского актриса Нонна Мордюкова сыграла избалованную изнемогающую от праздности купчиху Белотелову5556, которая, как отмечали кинокритики, будто сошла с картин Кустодиева57, перевоплотилась в «кустодиевскую купчиху», могущую коня на скаку остановить58. В связи с этим Шаляпин заехал к художнику домой.

Баронесса обладала пышными формами и была вполне в художественном вкусе Кустодиева, признававшегося, что «худые женщины на творчество не вдохновляют». В восточных традициях все стадии чаепития окутаны аурой таинственности и значимости происходящего. Зашел с мороза прямо в шубе. Занимался живописью в мастерской Ильи Репина. При этом он получился у него настоящим, а не нарочито иллюзорным. Но тяга к рисованию, проявившаяся с детства, не оставляла надежды учиться профессии художника. Казалось бы и брови незаметные, белесые и глаза блеклые, серые, а красавец.

Это души, достигающие зрелости и мудрости, начинающие ценить жизненный покой. Появилось даже выражение «кустодиевские красавицы».

Аждухзахватывает, если представить изображенное наяву. В 1925 году «Купчиха за чаем» была передана из отдела изобразительных искусств Наркомпроса в Государственный Русский музей25, где она и находится в настоящее время, экспонируясь в Зале 71-м Корпуса Бенуа9. Да и сам Кустодиев в 1923 году нарисовал еще одну похожую картину – «Купчиха, пьющая чай». Певец этот – русский гений и его облик должен сохраниться для потомков.

Однако некоторые моменты из первоначального эскиза Кустодиев всё же перенёс на картину30. К тому же в это время у художника были серьезные проблемы со здоровьем – еще в 1911 г. ему поставили диагноз «костный туберкулез», позже в позвоночнике образовалась опухоль, болезнь прогрессировала и к моменту написания «Купчихи за чаем» Кустодиев уже три года был прикован к инвалидному креслу. Картина Б. Кустодиева, название которой Большевик, порой вводит в замешательство тех, кто пытается определить для себя политические взгляды художника.

Загадка самой известной 
картины Кустодиева: 
кем на самом деле

Загадка самой известной картины Кустодиева: кем на самом деле была Купчиха за чаем

На столе перед ней стоят фрукты, большой самовар. «Картины в моей голове сменяются, как кино», – говорил Кустодиев. Это одна из первых больших работ Кустодиева после пережитых операций на позвоночнике. Она молода, красива, хорошо одета. Пышная, полная, сытая белотелая, румяная, голубоглазая и русоволосая молодая женщина, в общем, довольная и весёлая купчиха, удобно устроившись, вальяжно сидит за столом на балконе деревянного особняка, в своём «домашнем раю».

Какова шуба на нем. «Русский Рубенс» Борис Кустодиев, чьикартины вразные времена поворачивали товзащиту купеческого сибаритства, топротив, насамом деле, просто любил жизнь— сочные краски, вкусную еду, дородные формы. Русское чаепитие также не лишено философской составляющей. А последними работами мастера стали иллюстрации к книгам о Ленине.

Загадка известной 
картины Кустодиева: 
кем на самом деле

Загадка известной картины Кустодиева: кем на самом деле была "Купчиха за чаем"

И это показательно. К тому же в это время у художника были серьезные проблемы со здоровьем – еще в 1911 г. ему поставили диагноз «костный туберкулез», позже в позвоночнике образовалась опухоль, болезнь прогрессировала и к моменту написания «Купчихи за чаем» Кустодиев уже три года был прикован к инвалидному креслу. При этом жизнь самого Бориса Михайловича была далека от созданного им образа. Весной 1920 года в трёх комнатах квартиры Нотгафта в здании петроградского Дома искусств состоялась первая и единственная прижизненная персональная выставка Кустодиева, на которую он представил около 170 разных с художественной точки зрения произведений, выполненных в основном в 1915—1920 годах, в число которых вошла и «Купчиха за чаем».

Вместе с семьей Кустодиев выехал в Париж. Очень часто моделями для купчих Кустодиеву служили представительницы интеллигентной среды. Центром сюжета стал так называемый домашний рай – обильная трапеза, пышная и богато одетая женщина в центре, ласковый кот и великолепный пейзаж за спиной. В связи с этим Кустодиев отмечал, что «худые женщины на творчество не вдохновляют»3619. Выше них лишь мальчик на крыше, гоняющий голубей, юная душа, стремящаяся в порыве к небу. Примечательно, что атласное тело купчихи даже светлее неба3032. Облаченная в дорогое парчовое платье с глубоким декольте, обнажающим впечатляющую округлость белосахарных плеч, в шелковой чалме, короной венчающей голову, с янтарными серьгами в ушах, эта русская богиня «царит» над всем миром, вбирая в себя его соки и краски. Огромный начищенный до блеска самовар, сочный алый арбуз, налитые спелостью яблоки, прозрачный виноград, румяная сдоба и даже кот, что мурлыча, ластится к хозяйскому плечу, – все это символы достатка купеческого дома.

Желающие украсить свой дом копией полотна «Купчиха за чаем» могут у нас заказать печать постеров на холсте или бумаге. Чаепитие стало традицией в русской семье с XVIII века.

Примечательно, что они из разных сервизов, но хорошей русской работы, что не лишает зрителя ощущения приятного для глаз разнообразия.

Купчиха за чаем 
— Борис Кустодиев

Купчиха за чаем — Борис Кустодиев