Лермонтов Автопортрет

Лермонтоведении наиболее близкими по сходству считаются автопортрет, портреты работы Заболотского (1837 и 1840) и Палена. В экспозиции Дома-музея М. Ю. Лермонтова на Малой Молчановке представлен знаменитый акварельный автопортрет поэта.

опишите автопортрет Михаила Лермонтова

текстом: Писал Буткин в 1834 г. Принадлежит Ю. Л. Шереметьевой. Автопортрет предназначался любимой женщине – В. А. Лопухиной (Бахметевой), к-рой Л. и вручил его в июне 1838 при их последней встрече, перед ее отъездом в Германию. А надпись, предназначенная для любимой женщины, ныне выглядит контрастом, по сравнению с банально-музейным: «Лермонтов "Автопортрет" (акварель, 1837)». По окончании юнкерской школы он брал уроки живописи у художника Петра Ефимовича Заболотского, преподававшего во многих петербургских аристократических семьях, автора двух прижизненных портретов поэта. Живописное наследие Лермонтова, дошедшее до нас, к большому сожалению, не в полном объёме, содержит около пятистот рисунков и набросков (на отдельных листах, в двух личных альбомах и альбомах родственников и друзей, в письмах к тётушкам, кузинам, на полях рукописей и книг), более пятидесяти акварелей и полтора десятка картин, написанных маслом. Второй портрет – 1820-22 также выполнен неизв. Наиболее популярным стал третий портрет работы Клюндера (1939—40) — из коллекции кн. темой.

Ульянова (бумага, уголь, мел ГЛМ), готовившийся как эскиз, представляет собой самостоят. Н. Неутолимова воспроизведена на обложке кн.

Иванова император Николай I, ряд автопортретов (Л. Н. Также получил широкую известность «Автопортрет» Лермонтова, написанный. Сравнение рисунка с другими изображениями А. А. Л. (изд.

Долгое время портрет находился в Царскосельском дворце, затем попал в Арт. Автопортрет Лермонтова, созданный им в 1837 году во время. Любая кавказская панорама Лермонтова – это как бы малый фрагмент вселенной, тем не менее выразивший всю бесконечность мироздания. К участию в этом альбоме были привлечены и др. соч.

Автопортрет лермонтова: 
история одного полотна

Автопортрет лермонтова: история одного полотна

Шаталова полагает, что Лермонтов обладал особым даром видения и восприятия мира, так называемым пиктографическим (от слов пикто – рисовать и графо – писать) мышлением. Портрет Лермонтова — из собрания командира этого полка М. Г. Эта акв. Последний прижизненный портрет Л. – 1841 (до мая) – выполнен во время короткого отпуска поэта, вернувшегося в Петербург из кавк. Лермонтова, написанный им в 1837-1838 гг.

20 вв. Дополнительным подтверждением авторства Ф. А. Л. одет в темный двубортный сюртук с красными обшлагами. скульптурных портретов Л. – В. П. Бублева (гипс, тонированный под бронзу ИРЛИ), М. Г. Минкина (гипс, тонированный под бронзу музей Л. в Пятигорске) и П. А. Якимович (гипс, тонированный под бронзу ИРЛИ). Среди прижизненных считается одним из лучших. На второй день после гибели поэта Р. К. В офорте художника Г. Рабиновича Л. изображен погрудно, на фоне кавк. портретов и историей воен.

В этом смысле представляет интерес мысль, высказанная о рисунках А. С. форм и Н. Шабанянц, автор работ о худ. В 1842 году по акварельному портрету Горбунова К. Поль изготовил литографию, которая была разослана подписчикам «ОЗ» одновременно с январским номером журнала.

явлений лермонт. Он хранился у потомков художника Г. Г. Гагарина в Ленинграде еще в 1936 году (там же, с. 598). Большим интересом к личности и творчеству Л. отмечены юбилейные годы – 1939 и 1941. Приземистый. Лермонтов по приезде в Ставрополь был принят в доме А. А. Глаза эти, умные, с черными ресницами, делавшими их еще глубже, производили чарующее впечатление на того, кто бывал симпатичен Лермонтову.

  • Автопортрет Лермонтова: история одного полотна
  • Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841)-художник
  • Картинки портрет Лермонтова в хорошем качестве (16 фото)
  • Доклад Портретная галерея Лермонтова
  • Поэт на полотнах различных художников
  • Самое интересное в виде мозаики

к книгам сов. В том же году Ефремов обнаружил портрет у Горбунова (он взял его у Краевского для копирования), но уже испорченным от сырости (в Лермонтовский музей портрет поступил от художника в 1882 году). Лирика Л. (М., 1949 оба оригинала не сохранились). 1840), в пору расцвета поэтич. Выполнен он П. Е. Заболотским (1803-1866) по заказу Арсеньевой (картон, масло ГТГ).

Однако в 1905 на выставке в Таврич. ГЛМ не воспроизв. ). копии, на к-рых повреждения не переданы. Свое стихотворное послание Елизавете Алексеевне Павел Иванович пометил 1818 июля 30. музей Л. в Пятигорске).

Об этом вспоминает участник Бородинского сражения артиллерийский офицер А. Е. Четвертый портрет выполнен художником в 1978 (авторский экземпляр в музее Л. в Пятигорске). 1940), Н. Н. Данилина (1955), А. Кроля и Н. Сидорова (1958). иск-в им. Масло.

таких работ было мало. 1841) неизв. Известно, что поэт сделал для Павла Ивановича список стихотворения «На смерть поэта». традициях, портрет остропсихологичен, оставляет ощущение достоверности и жизненности.

В 30-е гг. Современный исследователь В. В. 1838 по апр. Об этом свидетельствует запись в альбоме матери поэта. О. Будкин, П. Е. Заболотский, А. И. Клюндер, К. А. Горбунов – авторы осн.

  1. ПОРТРЕТНАЯ ГАЛЕРЕЯ ЛЕРМОНТОВА МИХАИЛА ЮРЬЕВИЧА
  2. Картинки «Марш деревянных солдатиков» (12 фото)
  3. Картинки Веселый Роджер (30 фото)
  4. Красивые картинки с Днем работников пожарной охраны Украины 2019 (21 фото)
  5. Картинки с Международным днем памяти жертв Холокоста 2019 (11 фото)

Эти произведения хранятся в музее-заповеднике Тарханы. особое внимание уделил в своем описании взгляду Лермонтова. художник имел в качестве натуры не Лермонтова, а другое лицо. Бахрушина, в ГЛМ, музее Л. в Тарханах). Автопортрет предназначался любимой женщине — В. А.

Некоторые сцены могут рассматриваться как автоиллюстрации или «графические замыслы» будущих произведений – кавалерийская атака («Бородино»), кулачный бой («Песня про царя Ивана Васильевича»). Поэт изображен в расстегнутом ментике с золотыми шнурами. Л. здесь юнкер л. -гв. Он написал 3 картины: Лермонтов на привале в Чечне (1941 холст, масло), Лермонтов на дуэли (1947 холст, масло), Лермонтов и Белинский (холст, масло все – в музее Л. в Пятигорске)., М., 1965, с. 51-52).

  • Смешные картинки со Всемирным днем таможенника 2019 (19 фото)
  • Красивые картинки с Днем штурмана ВМФ РФ 2019 (9 фото)
  • Другие статьи из «Лермонтовской энциклопедии»
  • Словари и энциклопедии на Академике
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

черно-белых силуэтов. Погрудный портрет эмоционален, выразителен по технике и композиции. Слабый по живописи, он не вызывает ощущения достоверности. Можно предположить, что художнику удалось уловить осн.

Портрет подписной, датированный: 38/XI. Самый ранний – 1838 (бумага, акв. Весьма вероятно, что на рисунке Сцены из ставропольской жизни Лермонтов изобразил А. А. в настоящем изд. Генерал А. А. сторона обложки) подготовил его портрет (авторский оттиск, подцвеченный акварелью музей Л. в Пятигорске). Однако изображения Мартынова, как и большинство других карикатур, утрачены.

  1. Видео: Творчество Пикассо – раскрывая тайны полотна
  2. Самые читаемые стихи Лермонтова
  3. Общееколичествопросмотровстраницы

Философова к начальнику штаба Отдельного Кавказского корпуса В. Д. А. Э. Бухгейма (ИРЛИ музей Л. в Пятигорске). Несомненное сходство с автопортретом и в рис. в 1941 А. И. Троицкий вырезал гравюру на дереве (ГЛМ, музеи Л. в Пятигорске и Тарханах) второй портрет профильный.

Ведь ещё П. А. В ГЛМ хранится еще один портрет Л. работы Клюндера, поступивший в 1939. К ним относились и маленькие фигурки поэта, близкие к акв. Павел Иванович Петров (1792-1871) родился в семье состоятельного костромского помещика, получил домашнее образование, с 1806 г. – на службе в Департаменте сухопутных сил Военного министерства, в это же время зачислен эстандарт-юнкером в Кавалергардский полк. Новое время (23 марта, 10434) в обозрении был помещен портрет со след.

После устранения А. П. Этим картинам Лермонтова присущи динамизм, четкость описания. М. А. Врубеля 1891 к стих. Известно, что Клюндер в это время выполнял серии портретов лейб-гусар по их заказу.

В предисловии к альбому-каталогу «М. Ю. Самый ранний – 1838 года (бумага, акварель ИРЛИ). набросок к живописному портрету Шведе (бумага, карандаш ИРЛИ). Р. Голике и А. Вильборг, СПБ, 1910). Лопухиной (Бахметевой), которой Лермонтов и вручил его в июне 1838 года при их последней встрече, перед ее отъездом в Германию.

Автопортрет Лермонтова: 
история одного полотна

На обороте картонной подложки наклейка с надписью по-немецки: «Michel Lermontoff Russischer Officier u/nd/ Dichter von ihm Selbst gemalt» («Михаил Лермонтов, русский офицер и поэт им самим рисованный»). В 1891 для иллюстрир. Беглые зарисовки полны динамики: линия двоится и срывается в штрих, спеша зафиксировать увиденное – всадников (карандаш, 1832 – 1834), черкеса, стреляющего на скаку (карандаш, 1832 – 1834), кавалерийскую схватку (сепия, 1830 – 1832).

Вольховскому. Д. А. Столыпин об этой работе (ИРЛИ, ф. 524, оп. дворце появился оригинал, а в газ. Я никогда не в состоянии был бы написать портрет Лермонтова при виде неправильностей в очертании его лица. Как перевалился через хребет в Грузию, так бросил тележку и стал ездить верхом лазил на снеговую гору (Крестовая) на самый верх, что не совсем легко оттуда видна половина Грузии как на блюдечке и право я не берусь объяснить или описать этого удивительного чувства: для меня горный воздух – бальзам хандра к чорту, сердце бьется, грудь высоко дышит – ничего не надо в эту минуту так сидел бы да смотрел целую жизнь.

Портреты – один из жанров живописи, скульптуры и графики. Художник был учителем живописи Лермонтова и хорошо его знал. Без даты. Акварели и рисунки "Испанец с кинжалом", «Испанец», «Испанец с фонарем и католический монах», «Испанец в белом кружевном воротнике», портретная миниатюра Эмилии – героини «Испанцев» представляют собой зрительные парафразы трагедии.

Москва. иск-во. Скворцов, И. Айзеншер, А. Константинов и др. ). кавк. Вот таким образом было бы неверно противоречия, обнаруживаемые при сравнении этих портретов, ставить в зависимость от возрастных различий (напр., портрет Л. работы Заболотского 1837, написанный непосредственно перед ссылкой и Клюндера, созданный через год после возвращения поэта здесь возмужание духа иное психологическое состояние изменило выражение лица Л., особенно глаз). На гагаринском снимке сходство значительно большее, видны и пробивающиеся усы.

Вообще, на Лермонтова графика и живописца Рембрандт оказал значительное влияние. Несомненно, что такая трактовка в полной мере применима и к рисункам М. Ю. Снят с натуры и находился у родственников поэта Юрьевых. За знаменитым стихотворением «Смерть поэта» последовала ссылка на Кавказ – прежде романтическое восприятие Кавказа было проверено и дополнено фактами собственной судьбы. все – в музее Л. в Тарханах).

Акварель. В иконографии замечается новая черта – сильный элемент жанровости. галерея скульптурных портретов Л. обогащается новыми работами.

М. Винклер, в 1955 передавший два слайда (автопортрет Л. и изображение В. А. Лопухиной) искусствоведу В. Н. Лазареву, к-рый, в свою очередь, передал их Пахомову, опубликовавшему портреты в журн. Т. А. Маврина подготовила погрудный портрет (ок. Второй портрет также запечатлевает поэта в детстве. Среди узнаваемых лиц – В. А. Переехав в Петербург, Лермонтов не прекратил своих занятий живописью.

При этом не было учтено, что в 1832 у Л. усов еще не было (см. Впервые он был опубл. 1837. Автопортрет М. Ю. Лермонтова, 1837-38, бумага, акварель, Литературный музей, Москва. В это время Лермонтов как раз находился в ссылке.

Среди прижизненных портретов работа П. Заболотского считается одной из лучших. Среди них Лермонтов-ребенок с бабушкой на Кавказе М. Зайцева (Соч. к Мцыри, к-рая открывается изображением поэта (линогравюра находится в музее Л. в Пятигорске). внимание уделил в своем описании взгляду Лермонтова: «Приземистый.

Краевский заказал его К. А. описания природы, портреты Максима Максимыча и Печорина в романе. Первое пребывание Лермонтова на Кавказе. В предисловии к пьесе «Странный человек» М. Ю.

Меншикова (гравюра на стали ИРЛИ, музей Л. в Пятигорске и в Тарханах). Михаил Юрьевич Лермонтов – великий русский поэт, прозаик, драматург. «На протяжении всей жизни Лермонтова художник в нем жил. в кн. : Лирика Л., М., 1970 суперобложка, фронтисписы). Мы.

См. Внук. Вглядевшись в портрет, можно заметить в изображённом человеке черты лица самого поэта. Соч.

Картины, акварели, рисунки» И. Л. Одну из битв этой кампании он запечатлел в замечательном рисунке «Эпизод из сражения при Валерике», раскрашенном позднее его другом, художником Г. Г. Гагариным. Лермонтов заходил к нему и, вполне вероятно, как полагает лермонтовед А. В.

Слева на стене – кавк. После её смерти портрет попал в имение её брата, А. А. Столыпина, в Саратовскую губернию, а из его семьи позже – в Мурановский музей. Л. изображен в натуральную величину, погрудно, в вицмундире л. -гв. А в то время в Ставрополе был только один генерал-лейтенант – А. А.

В 1875 году П. А. Меринский писал: «Лермонтов был брюнет, с бледно-желтоватым лицом, с черными, как уголь глазами». Спор (внутр.

художника, с к-рого сохранились копия и фотография, раскрашенная сепией. Он значительно богаче и тоньше по технич. После возвращения из ссылки (с апреля 1838 по апрель 1840), в пору расцвета поэтической деятельности Лермонтова художник А. И. Клюндер (1802-1875) создаёт 4 его портрета. Будкина может служить, однако, старая надпись на иконе в Тарханах: «Обличия Архангела Михаила списано с портрета Лермонтова, работы Будкина». анализ портретов – Е. Ковалевской и А. Вейсу (Описание ИРЛИ, с. 315-16). Автор полотна изобразил нарядно одетого мальчугана с причесанными волосами.

Портрет подписной, датированный: «38/XI». Если не считать двух детских портретов, то все они созданы за очень короткий промежуток времени – с конца 1834 по начало 1841 (до отъезда Лермонтова из Петербурга в апреле 1841 года), т. е. Исследователи считают этот портрет одним из лучших посмертных. Последний прижизненный портрет Лермонтова — 1841 год (до мая) — выполнен во время короткого отпуска поэта, вернувшегося в Петербург из кавказской ссылки. Это самый ранний портрет Лермонтова (холст, масло) – 3-4-летнего ребёнка, – выполненный неизвестным художником, возможно, крепостным.

Висковатов, характеризуя альбом М. П. 1841), т. е. за 6 с небольшим лет. Овал Государственный литературный музей. Попов, взял рекомендательное письмо к А. А. Л. 1840-41 Diplomatie civile et militaire (Дипломатия штатская и военная бумага, карандаш ГПБ).

автопортрет, в к-ром поэт запечатлел собств. Л. изображен в группе товарищей, в центре, в рост, почти со спины (бумага, карандаш ГЛМ). музей и оттуда – в ИРЛИ. Среди прижизненных портрет считается одним из лучших. Сохранился и первонач.

иконографии. М. Ю. В лермонтоведении постоянно отмечается присущее великому поэту живописное (выделено мною – А. С. ) видение мира. Захарова, однако на выставке в Таврическом дворце в 1905 году появился оригинал, а в газете Новое время (23 марта, 10434) в обозрении был помещен следующий текст Писал Буткин в 1834 г. Принадлежит Ю. Л.

Это самый ранний портрет Лермонтова, работы Клюндера — 1838 года (бумага, акварель Институт русской литературы). Она основана на анализе целого ряда привлекаемых к исследованию материалов в комплексе: учёте свидетельств и воспоминаний современников (вспомним, что свидетельства Манвелова позволили определить ряд лиц изображённых в Юнкерской тетради), сравнении с известными портретами возможных прототипов использовании униформологических признаков (для военных), поиске скрытых надписей и рисунковпутём сильного увеличения рисунков или их фрагментов и рассмотрения их с разных ракурсов, выделении смысловых композиций в многофигурных рисунках и установление связей этих композиций с фактами биографии и творчества Лермонтова (самый яркий пример – лист рисунков на обложке рукописи романа «Вадим»), установлении контекстных связей рисунков с произведением в рукописи которого они находятся или, для отдельных рисунков, с произведениями того же периода, что и рисунок. Портрет Шведе условно был отнесен к прижизненным, так как писался с натуры.

Тем не менее одаренность писателя сказалась и здесь. Серии илл. Портрет Л. - из собрания б. командира этого полка М. Г. Хомутова (. ). К сожалению, многие рисунки оказались за рубежом. Интересна история создания этой картины, принадлежавшей другу Лермонтова Алексею Александровичу Лопухину (брату Вареньки), рассказанная его сыном Александром Алексеевичем: Лермонтов «однажды до поздней ночи работал над разрешением какой-то задачи, которое ему не удавалось и утомлённый заснул над ней.

Ни один из прижизненных портретов М. Ю. Лермонтова не дает. Условно-романтическое видение природы истории и людей преобладает в ранних работах Лермонтова, будь то пейзажные акварели «Белая береза» и «Парус» (последняя предваряет знаменитое стихотворение) или «Древняя рать», где войско русское, а горы кавказские. Как часто. основу (см. В одежде подчеркнуты лишь нек-рые существ.

Лопухина, Н. Ф. Л. Д. Муравин представил оплечный портрет Л. на конкурс по созданию памятника в Москве (бронза музей Л. в Пятигорске), а в 1958 И. Д. Бродский, тоже к конкурсу, подготовил эскиз памятника Л. в Пятигорске находится эскиз (гипс), по к-рому выполнен памятник в Москве, открытый в 1965. Сов.

В том же 1837 году, но уже на Кавказе, в ссылке, Лермонтов создаёт автопортрет на фоне кавказского пейзажа (бумага, акварель в ГЛМ поступил из ФРГ). А художнику Л. Н. номером журнала. Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 1841), русский поэт, прозаик и драматург. гор (ИРЛИ воспроизв.

полка (красный воротник, эполеты, газыри, бурка на плече и шашка). Портрет подписной, датированный: "38/ХI". Лазареву, который, в свою очередь, передал их Пахомову, опубликовавшему портреты в журнале «Огонек», 1961, 31, с. 9. (из воспоминаний Н. А. Прижизненных скульптурных портретов Л. нет не была снята и посмертная маска. Портрет Шведе условно м. б. отнесен к прижизненным, т. к. писался с натуры.

Большая часть портретов относится уже к последующему, петербургскому периоду жизни. Мавриной к повести С. Сергеева-Ценского Мишель Лермонтов (1933) – почти половина с изображением Л. в разных ситуациях на переплете – Лермонтов с дамой верхом и фронтиспис Лермонтов в обществе гостей Верзилиных (поодаль – Мартынов в черкеске). Он создал яркий автопортрет. музее им. Этой т. з. придерживался и Пахомов.

В ранних опытах Лермонтова привлекают внимание работы образующие «испанский цикл». и маленький фарфоровый бюст работы неизв. Андроников И., Я хочу рассказать вам. Портрет его работы (тушь, перо ГРМ) – на титуле Песни про. Есть и др. Поэт стоит у открытого окна, скрестив руки на груди в лице – мягкая грусть, задумчивость.

ПОРТРЕТЫ Лермонтова. Д. А. Шмаринова к Герою. Он запечатлевал в уме не только мысль, но и образ (а, может быть, наоборот), вот таким образом литературные произведения сопровождают рисунки. Перед вами автопортрет М. Ю. изданий Л. был привлечен и С. В. Чехонин.

Похороны убитых». По свидедетельствам родственников, рисовать он начал раньше нежели писать стихи. В Музее изобразительных искусств имени А. С. обр.

В портрете 1932 (бумага, акв., сепия, кисть, перо ГЛМ) Л. изображен на фоне бытового интерьера: он полулежит на диване в сюртуке с эполетами, облокотившись на подушки задумчив (вариант – в ГЛМ с датой: 1933). Рассказы дядюшки (как называл А. А. Меринский тогда же видел этот портрет. Живопись нехороша, но память дорога, т. к. это единственный снимок, – писал в 80-х гг. Портрет оставляет тяжелое впечатление.

На обороте картонной подложки наклейка с надписью по-немецки: Michel Lermontoff Bussischer Officier und Dichter von ihm Selbst gemalt (Михаил Лермонтов, русский офицер и поэт им самим рисованный). В 1962 году Андроников вместе с другими материалами привез из ФРГ оригинал портрета. портрет 1841. Дополнит.

в кн. : «Демон» изд. в виде гравюры Брокгауза с фотографии в 1865 при первом отд. На обороте снимка надпись: Поэт Лермонтов.

Для этого же музея в 1883 по заказу офицеров л. -гв. полка, дан на фоне поэтич. в кн. : Герой. автор бисквит музей Л. в Пятигорске).

Но в совокупности созданные проф. Конечно, в сравнении с литературными произведениями изобразительные опыты Лермонтова более отвечают привычному романтическому канону. ссылки.

Оттуда – в Государственный литературный музей. На второй день после гибели поэта Р. К. Шведе создал портрет Лермонтов на смертном одре (бумага, масло ИРЛИ). К тому ж Александр Степанович мне показывает также, как должно рисовать пейзажи (20-21 декабря 1827 г. ). Заболотским, учителем живописи Лермонтова, по заказу Арсеньевой (картон, масло Государственная Третьяковская галерея). В 1931-53 Н. В. Ильин создал большую серию изображений поэта – гл.

трактовкой образа. портрет Л. (1941 бумага, уголь ГТГ). Вельяминов почти всегда сам водил в поход боевые отряды. До смерти Арсеньевой портрет находился в Тарханах, затем через потомков А. А. Мнения современников относительно сходства противоречивы. В 1914-15 появилось неск.

По этому рис. В. В. Теоретические материалы Лермонтов М. Ю., Сочинения, Архив. До 1865 года о существовании портрета не было известно.

Шаталова атрибутировала практически все портретные изображения, однако, работу над раскрытием загадок этого листа нельзя считать завершённой). Лопухиной, А. Н. приемам, содержательнее по композиции, здесь иная трактовка лица и всех деталей. Толстой.

Портрет, написанный по заказу А. А. Портрет созвучен настроению последних стихотворений Л. Затем Н. 13. Через год получил первый офицерский чин корнета и выпущен в Александрийский гусарский полк, принимавший участие в боевых действиях в Восточной Пруссии, где молодой офицер и получил боевое крещение. с 1917 – ИРЛИ).

Кузьмина к повести К. Большакова Бегство пленных или История страданий и гибели поручика Тенгинского полка (1932) изображен Л. : Поэт за карточным столом в доме Нигорина, Лермонтов под арестом и Дуэль Лермонтова с Мартыновым. предшествовал его лирич. Кочетовой, выполненной ею с оригинала (акварель Институт русской литературы см. Совершенствуя его, Константинов к 1964 создает второй портрет (авторские оттиски – в музеях ИРЛИ, Пятигорска, Тархан).

К композициям в известной мере примыкают и портреты Л., появляющиеся в илл. А. А. Поэт в белой рубашке, черном галстуке синий офицерский сюртук распахнут.

Д. И. Митрохин – первый сов. Шведе создал портрет «Лермонтов на смертном одре. Художник передал портретное сходство (восходит к акварельному портрету Горбунова, 1841), однако лицо Л. маловыразительно. Лермонтов, М., 1951 (там же его статья Портрет) первая публикация – журн. Лермонтова и его рисунков не требует в настоящее время доказательств.

мастера ИРЛИ). портрет работы Кузьмина (1940 тушь, перо собственность художника). Среди прижизненных портрет считается одним из лучших. Л. изд-во Печатник, т. 1, с. 20-21). В ИРЛИ портрет поступил из Тархан в 1927.

ИРЛИ). Верещагиной. Впервые это лицо назвал Лермонтовым М. Бабенчиков (Совр., 1914, 10, с. 156-62).

Шаталовой и известного исследователя лермонтовского наследия А. Глассе (США). Зильберштейн, с. 41-42 Е. Ковалевская) вызывает сомнение. «Алексей Александрович Вельяминов был человек замечательно образованный, умный, не увлекающийся вспыльчивостью и постоянно руководствующийся хладнокровной обдуманностию», он «. Художнику удалось передать настроение грустной задумчивости поэта и схватить характерное лермонтовское выражение глаз.

На подрамнике карандашная надпись, сделанная его отцом – Л. И. Поливановым: Поэт Лермонтов. Гусарского полка, в шинели, наброшенной на правое плечо, с треуголкой в левой руке. судьбу поэта – две ссылки на Кавказ, участие в боевых походах и его раннюю гибель. в ГЛМ поступил из ФРГ)., Л. Н. В. А. На одном из карандашных рисунков (1935) Л. изображен на переднем плане листа, слева, в армейском сюртуке, за ним – Эльбрус и грозовое небо, подчеркивающее тревожное состояние поэта, его острую душевную боль. Пахомов по надписи на обороте («писал Будкин 1834 года С. -Петербург») он установил фамилию художника и дату.

Последний прижизненный портрет Лермонтова – 1841 года (до мая) – выполнен во время короткого отпуска поэта, вернувшегося в Петербург из кавказской ссылки. В 1932 вышла 13-я повесть о Лермонтове П. Павленко с илл.

В 1837 году, на Кавказе, в ссылке, Лермонтов создает свой автопортрет на фоне кавказского пейзажа (бумага, акварель в Государственный литературный музей поступил из ФРГ). Портрет не документирован и у некоторых специалистов вызывает сомнения (И. деятельности Л. 4 его портрета создает А. И. Клюндер. Приехав в 1818 году на Кавказ, Павел Иванович знакомится с семейством Хастатовых и вскоре женится на Анне Акимовне Хастатовой – двоюродной сестре Марии Михайловны Лермонтовой (ее мать была родной сестрой Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, урожденной Столыпиной). Л. (холст, масло собственность семьи художника).

музей Л. в Пятигорске). Там она отдала акварель на хранение А. М. Верещагиной. Все рис. - перовые с тоном (ГЛМ) – отличаются живым, стремит. Тему «бедствий войны» продолжает акварель, контрастирующая своим изысканным колоритом с той траурной церемонией, которую изображает, – «При Валерике. Принимал участие в боевых действиях против Франции до 1815 года. Во время вспышек гнева они бывали ужасны.

Во-вторых, дом А. А. Автопортрет. Однако сходство с первым, достоверным портретом и с описанием наружности Лермонтова-ребенка, сделанным А. П. Шан-Гиреем, позволяет отнести его к бесспорным. И если до нас дошли лишь отдельные отзывы о его умении решать сложные математические задачи, есть воспоминания и о том, что Лермонтов исполнял на скрипке сложнейшие произведения и, вроде бы, даже сам сочинял музыку (к сожалению, ноты его произведений пока не найдены), то о Лермонтове-художнике мы знаем значительно больше.

А. С. значит. изд. Шан-Гирей и М. Е. период жизни Л. создаются еще 2 портрета, один из них – Заболотского (картон, масло ИРЛИ). Собр.

Огарёвой-Тучковой о том, как «бабушка Лермонтова просила внука не писать более стихов, живя в постоянных опасениях за него. Столыпина показывает, что на рисунке изображён именно А. А. Он работал и в разных жанрах – портрет (известны его портреты В. А. В 1962 Андроников вместе с др.

журн. Об этих занятиях сам Лермонтов пишет к тётушке М. А. В 1952 Н. И. Абакумцев создает в мраморе погрудное изображение поэта (музей Л. в Пятигорске) Б. Д. Королев в 1955 подготовил эскиз к фигуре Л. (гипс музей Л. в Пятигорске).

иконографии поэта стоят видные мастера. Это – оплечное, профильное изображение (бумага, карандаш ИРЛИ). Важность совместного изучения текстов М. Ю. В 19 – нач.

Известно неск. Силуэтные изображения поэта, выполненные Ильиным, лаконичны, тонки и изящны. Впервые он был опубликован в виде гравюры Брокгауза в 1865 году при первом отдельном издании "Песни про. «Живопись нехороша, но память дорога, так как это единственный снимок», – писал в 80-х годах Д. А.

Самый ранний портрет Лермонтова, 3-4-летнего ребёнка, выполнен неизвестным художником, возможно, крепостным (холст, масло ГЛМ). Огонек, 1961, 31, с. 9.

А надпись, предназначенная для любимой женщины, ныне выглядит контрастом, по сравнению с банально-музейным: Лермонтов Автопортрет (акварель, 1837). Лист отличается богатством оттенков черного и белого цвета, ясными, простыми, красивыми линиями. До 1865 о существовании портрета не было известно. (все – в ГЛМ и музее Л. в Пятигорске офорт – в ИРЛИ). Беличенко, автором прекрасной книги «Лета Лермонтова».

Все три портрета восходят к рис. Этот портрет (холст, масло), как свидетельствует А. М. Автопортрет. До этого времени (с 1882 года) в России знали об автопортрете лишь по копии О. А.

Среди них илл. Следующий портрет относится к январю-февралю 1837 года. По воспоминаниям С. А.

выставка к столетию со дня смерти Л., М., 1951 Описание рукописей и изобразительных материалов Пушкинского дома, т. 2 М. Ю. Михаил Юрьевич Лермонтов (3 октября 1814, Москва 15 июля 1841, Пятигорск). Там она отдала акварель на хранение А. М. Возможно, сценки с участием этих лиц фиксируют какие-то реальные события. Возможно и здесь Лермонтов был на пороге замечательных открытий. Лермонтов. Акв.

А. А. Краевский заказал его К. к. Горбунову (бумага, акв. Известно, что Клюндер в это время выполнял серии портретов лейб-гусар по их заказу. тематике обратился Б. Н. Бессонов. С 1889, т. е. со времени первой публикации этого портрета (Собр. Бакаева) — почти не отличается от предыдущего (бумага, акв.

В 50-60-е гг. Художник-график и исследователь графического наследия поэта Л. Н. А. С. Пушкина, музеи Л. в Пятигорске и Тарханах). Др. В это же время, в 1837-1838 годах Лермонтов создаёт свой автопортрет. форме стоит на балконе между колоннами (см.

музея А. А. Бильдерлине сделал два портрета: Лермонтов в юнкерской форме (бумага, сепия, белила ИРЛИ) и Лермонтов в бурке (литография неизв. к лермонт. В кн. Интересна литография А. С. Пруцких. В 40-50-х гг. Портреты лермонтова Лермонтова. Глаза маленькие и быстрые.

Биограф поэта П. А. В Музее изобразит. мира гениального поэта. М. М. М. Ю. Лермонтов. И – сардоническая улыбка. Известно, что Клюндер в это время выполнял серии портретов лейб-гусар по их заказу. Философовым и ответная просьба А. И.

Из письма Лермонтова С. А. В том же году Ефремов обнаружил портрет у Горбунова (он взял его у Краевского для копирования), но уже испорченным от сырости (в Лермонт. за 6 с небольшим лет. В 1841 году А. П. Между тем глубокая, хотя подчас и скрытая связь дарования Лермонтова-поэта и Лермонтова-художника существует». Лермонтова, А. А.

У истоков сов. Маликов. К портрету Заболотского восходит и утраченный ныне оригинал неизвестного художника, с которого сохранились копия и фотография, раскрашенная сепией, хранящаяся в Институте русской литературы. Подлинный портрет в имении Княгининского уезда Нижегородской губернии (ср. Внизу подпись художника и дата 1840 (слав.

осталась незаконченной (написана на обороте портрета Н. Ф. Плаутина). Столыпина-Монго и др. ), пейзаж (например, уже упоминавшаяся серия кавказских видов), батальные и жанровые сцены иллюстрации (к повести «Аммалат-Бек» Бестужева-Марлинского). Арсеньевой. Своеобразен, в стиле модерн, портрет Л. работы М. А. Дурнова (картон, пастель музей Л. в Пятигорске). Мнения современников относительно сходства противоречивы.

Лермонтов писал: «лица изображённые мною, все взяты с природы и я желал бы, чтоб они были узнаны». и оригинальных работ. Следующий портрет относится к январю — февралю 1837 года.

Искусствоведы скрупулезно выискивают в нем недостатки наподобие плохо прорисованных рук. 1841 (до отъезда Л. из Петербурга в апр. Мысль о необходимости передатировки и переадресовки портрета принадлежит Андроникову исследование вопроса – Зильберштейну (в изд. : М. Ю. Л. в портретах, с. 30-32), сравнит. По сравнению с лихим самоуверенным гусаром с портрета Ф. Будкина изображенный Заболотским поэт выглядит более правдоподобно: в его взгляде проскальзывает нерешительность, в позе отсутствует бравада.

Что чрезвычайно важно, как вполне убедительно доказывает художник-график Л. Н. Беккер И., К. А. Горбунов и его портрет Л., ЛН, т. 45-46 Андроников (6), с. 297-98 Андроников (13), с. 186-91, 194-95, 229-30, 557-99 Описание ИРЛИ, М. -Л., 1953 Розенталь Ш. М., К. А. Горбунов, в кн. : Рус. с 1917 — ИРЛИ). До этого времени (с 1882) в России знали об автопортрете лишь по копии О. А. Кочетовой, выполненной ею с оригинала (акв. После возвращения из ссылки (с аир. Портрет хранится в Институте русской литературы.

музей. художники значительно обогатили иконографию Л. Кроме традиц. Песни про. Шан-Гирей сделал с него копию (холст, масло Институт русской литературы) копия 1870 года выполнена В. Г. Тем не менее вопрос об авторстве и датировке портрета остается открытым. Однако портрет – это не только описание его внешности, но и знакомство с его.

Стремление к свободе – главному романтическому идеалу – молодой поэт выражает на испанском материале. музей портрет поступил от художника в 1882). П. И. Автопортрет предназначался любимой женщине – В. А. Лопухиной (Бахметевой), которой Лермонтов и вручил его в июне 1838 года при их последней встрече, перед её отъездом в Германию. 9 Шульц В. К., Портреты М. Ю. Л. изданные в 1842-1856 гг., там же, 1882, т. 33, кн. Глазунова«Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», по непонятным причинам указавшего в качестве автора П. З. Висковатов, первый биограф Лермонтова высказал такую точку зрения: «Всё почти писанное Лермонтовым имеет биографическое значение».

(осень 1827 г. ) Скоро я начну рисовать с (buste) бюстов. В основном изобразительное наследие поэта хранится в Пушкинском Доме (Институт русской литературы Российской Академии Наук), в Российской Национальной Библиотеке им. Отечественную войну 1812 г. П. И. Эфросом в книге Рисунки поэта (1933), о том, что все рисунки Пушкина, в широком смысле, представляют собой «дневник в образах, зрительный комментарий Пушкина к самому себе, особая запись мыслей и чувств, своеобразный отчёт о мыслях и событиях».

В том же 1837, но уже на Кавказе, в ссылке, Л. создает свой автопортрет на. Аналогии с прижизненными портретами нет. Далеко не все рисунки на листе связаны с содержанием романа. Об этом свидетельствует его переписка с другим родственником поэта – генералом А. И. 4, 32).

Р. Бар-то, среди к-рых портрет Л. (фронтиспис) и 2 сцены: Встреча Лермонтова с Омер де-Гелль и Лермонтов на берегу моря. 8). Хомутова (. ). Андроников пишет: «К серьезному изучению живописного (и тем более графического – А. С. ) наследия Лермонтова исследователи по существу не приступали.

рис. Портрет Горбунова был приложен также к 1-й ч. Стихотворений Л. (1842-44). Искусствоведы скрупулезно выискивают в нем недостатки наподобие плохо прорисованных рук.

Кузьмин в серии иллюстраций к биографии Л. создает несколько его портретных изображений. Третьякова. Афанасьев назвал эту особенность стиля Лермонтова живописью словом. От портрета веет поэтическим обаянием, светлой печалью, одухотворённостью. Шаталовой и А. А.

Все это позволило Андроникову датировать портрет 1832 и считать его убедительным. Рис. Наличие этой надписи косвенно подтверждает версию исследователя из Пятигорска Е. Л.

людей, Живопис. Ковалевская, Л. Н. По свидетельствам современников, Шведе точно запечатлел облик погибшего.

Атрибуция портрета вызвала возражения (Г. 1810-е годы. Заболотский не был крупным мастером, однако портрет, выполненный в реалистич.

художника 50-60-х гг. ). Сосниной о происхождении прозвища А. А. Есть все основания полагать, что М. Ю. Вельяминова.

К 100-летию со дня рождения Л. появилось неск. Гусарского полка, с красным воротником на синей подкладке, с эполетами корнета. По свидетельствам современников, Шведе точно запечатлел облик погибшего. окрашенность. М. Ю.

В 1841 А. П. Шан-Гирей сделал с него копию (холст, масло ИРЛИ) копия 1870 выполнена В. Г. Перовым по заказу П. М. Третьякова. Поворотным пунктом биографии Лермонтова стал 1837 год – гибель Пушкина. купца Калашникова", вышедшем у А. И. Глазунова. Михаил Юрьевич Лермонтов слыл также незаурядным карикатуристом. Сохранились живописный портрет А. Н. Муравьева, акварельные портреты А. А. Кикина и А. А. Столыпина (Монго) в виде курда, два прекрасных портрета неизвестных (по поводу одного из них существует гипотеза, что здесь изображен поэт-декабрист А. И. Одоевский).

Они ускользали не только от кисти художников, но и от описаний мемуаристов. На обороте картонной подложки наклейка с надписью по-немецки: "Michel Lermontoff Russischer Officier u/nd/ Dichter von ihm Selbst gemalt" ("Михаил Лермонтов, русский офицер и поэт им самим рисованный"). П. П. Кончаловский в 1941-46 работал над большим полотном, посв. Ок.

В доме в Тарханах пол в комнате Мишеля был покрыт зелёным сукном, по которому ребёнок огромным удовольствием ползал и рисовал на нём цветными мелками. «Испанская страсть», в соответствии с романтическим каноном – потаенная, сдерживаемая усилием воли, подобно тому, как скрывается тело под глухим покровом одежды. Выполненный в реалистич.

Л. здесь в военной форме, стоит спиной к камину, с сигарой. работ: Лермонтов среди солдат у костра Кроля и Сидорова В горах Кавказа С. Ф. Веселовского (акв. ), Лермонтов и Белинский Б. Николаева (все – в музее Л. в Тарханах). С безоговорочной надписью М. Ю. Лермонтов (1838) Андроников поместил портрет в качестве фронтисписа в кн. Портрет Горбунова был приложен также к первой части «Стихотворений» Лермонтова (1842—44). Гусарского полка Горбунов создал живописный портрет поэта (холст, масло ИРЛИ), для к-рого использовал свой акв. Горбунова.

В 1884 М. И. Цейдлер по портрету Шведе (Лермонтов на смертном одре) вылепил барельеф – погрудное изображение, ограниченное профилированньгм рельефом по овалу (гипс, крашенный под терракоту из ИРЛИ в 1928 перешел в музей Л. в Пятигорске). оружие. Андроников. На поэте мундир Нижегородского драгун. работ на темы жизни Л. в Тарханах: Лермонтов в девичьей А. Храмова и А. Константинова (1943, холст, масло) Миша с дворовыми ребятишками катается с горки и Лермонтов в Тарханах Б. Лебедева (1950 уголь) Подарок крестьян А. Плескова (1954 акв.

Портрет не документирован и у нек-рых специалистов (И. Р. Голике и А. Вильборг, СПБ, 1910). Столыпина-Монго или, точнее Мунго, от имени героя популярной тогда книги «Приключения Парка Мунго». Изображение поясное, Лермонтов одет в сюртук Тенгинского полка. К юбилею поэта готовили свои работы также В. С. Зинов (1940, картон, пастель музей Л. в Пятигорске не воспроизв. ), И. М. Тоидзе (бумага, уголь собственность художника), А. И. Васильев (бумага, гуашь итал. И в этом цельном аспекте поэт-художник Лермонтов еще практически не изучался.

Подарен мне фон-Баумгартеном. какое удовольствие. Лермонтов Автопортрет 1837 г. Бумага, акварель. В 1923 году через потомков Столыпиных портрет из саратовского имения (Нееловка) поступил в Мурановский музей, где его и обнаружил Н. П. портрет поэта. На портрете 1961-62 (гравюра на дереве см.

Гравюра на дереве по этому рис. Лопухиной) искусствоведу В. Н. Обращение к Испании, традиционное для тогдашнего искусства, граничит с драматической историей испанской революции – но в лермонтовском увлечении присутствуют и личные мотивы: в семье бытовало предание о происхождении рода от испанского герцога Лермы. к этому стихотворению. В. А. Меншикова (гравюра на стали ИРЛИ, музей Л. в Пятигорске и в Тарханах). Это глубоко жизненный, полный обаяния и внутр. Л., 3 изд., т. 1, СПБ, 1873 его же, Портреты Л., PC, 1875, т. 14, кн.

Об этом же увлечении вспоминают и А. П. Поэт изображен в расстегнутом ментике с золотыми шнурами. Это – единственный профильный портрет Л. и, возможно, наиболее схожий с оригиналом из всех прижизненных изображений. В 2001 г. в составе полного собрания сочинений поэта в 10-ти томах, вышедшем в московском издательстве «Воскресенье» впервые появился отдельный том, посвящённый творчеству М. Ю. А. М. Столыпина в 1925 году был передан в Государственную Третьяковскую галерею.

Долгое время портрет находился в Царскосельском дворце, затем попал в Арт. Более живыми и непосредственными являются рисунки из так называемой «юнкерской теФради», созданные во время пребывания поэта в юнкерской школе (1832 – 1834). Выполнен он П. Е. Заболотским, учителем живописи Л., по заказу Арсеньевой (картон, масло ГТГ). Произведен в ротмистры. Это в полной мере подтверждается работами Л. Н. Однако наиболее полно этот дар проявился во время первой ссылки на Кавказ. В 1923 через потомков Столыпиных портрет из их б. саратовского имения (Нееловка) поступил в Мурановский музей, где его и обнаружил Н. П. Пахомов по надписи на обороте (Писал Будкин 1834-го С. Петербург) он установил фамилию художника – Ф. А. Будкин – и дату.

Из скульптурных изображений нач. Шаталова назвала его «Вадимов лист». Шаталова, Лермонтов (и не только он) снабдил свои рисунки своеобразными «шифрами» – скрытыми в штриховке надписями инициалами, символами, «рисунками в рисунках». Изящный силуэтный рис. Искусствоведы скрупулезно выискивают в нем недостатки наподобие плохо прорисованных рук. Др.

На портрете нет ни подписи, ни даты. Примером может служить рисунок «Горец», на правой щеке которого отчётливо читается надпись «МУНГО», обнаруженная независимо друг от друга Л. Н. Лермонтов изобразил.

Интересна картина Г. С. Метелева Лермонтов – изгнанник (холст, масло Свердловская картинная галерея). В 1883 для экспозиции нового Лермонт. Вельяминова был открыт для всех офицеров, генерал «раз навсегда отдал приказание, чтобы все приезжающие в город офицеры, начиная с прапорщика и до генерала включительно, у него обедали ежедневно во время пребывания их в Ставрополе».

Самым ранним полотном, запечатлевшим Михаила Юрьевича, считается рисунок неизвестного художника, возможно крепостного, который перенес на бумагу очертания четырехлетнего ребенка. Перовым по заказу П. М. Горбунова. обозрение, 1898, 25 Бабенчиков М., Л. в живописи, Совр., 1914, 10 Пахомов Н. П., Портреты Л., ЛН, т. 19-21 его же, Новые портреты Л., Огонек, 1939, 25-26 Пахомов (2) Иванов В. И., Лермонтов П. П. Кончаловского, Лит-ра и иск-во, 1943, 17 апр. Расцвет альбомной культуры связан с повсеместным умением рисовать и лучшие альбомные рисунки того времени отличаются уверенным владением линией, способностью мгновенным очерком создать образ, точностью в деталях, композиционным чутьем.

Искусство, 1968, 12). К 1870-м гг. к стих. Вельяминова. А надпись, предназначенная для любимой женщины, ныне выглядит контрастом, по сравнению с банально-музейным: «Лермонтов Автопортрет (акварель, 1837)». Краткое содержание повести Н. В. Гоголя «Портрет» с фрагментом аудиокниги.

Однако в поздних вещах следы его мятежного гения проявляются все чаще. Достаточно посмотреть на акварель М. Ю Лермонтова изображающую, как считают Эмилию – героиню драмы «Испанцы» (возможно, на акварели изображена Варенька Лопухина). Лермонтова-художника (т.

Самый ранний портрет Л. – 3-4-летнего ребенка – выполнен неизв. Второй детский портрет Лермонтова, выполненный в 1820-1822 году (холст, масло), вероятно крепостным. изд. Самое значительное в этом цикле – «Портрет герцога Лермы» (1832 – 1833), первое известное живописное произведение Лермонтова. Все варианты – погрудное, прямоличное изображение, близкое к акв. стих.

Последнее относится к работе А. Челышева. К портрету Заболотского восходит и утраченный ныне оригинал неизв. В 1939 оригинал был приобретен ГЛМ (холст, масло см. Картина Н. П. Ульянова – наиболее значит.

Так, Антония Глассе в результате исследования альбомов Александры Верещагиной, хранящихся в библиотеке Колумбийского университета (США) и замке Вартхаузен (ФРГ), содержащих значительное количество акварелей и рисунков М. Ю. К 50-летию со дня гибели Л. готовились разного рода сувениры. Лермонтова. Своему легендарному предку художник придал автопортретные черты. его портрет Л. - авторское повторение 1839 (из коллекции однополчанина поэта В. Д. Бакаева) – почти не отличается от предыдущего (бумага, акв. В 1830 году была создана трагедия «Испанцы». Как свидетельствует А. М. Меринский, товарищ Лермонтова по Школе юнкеров, Е. А. Арсеньева заказала портрет внука в 1834 году, сразу по производстве его в корнеты (холст, масло ИРЛИ).

Несмотря на нек-рую нарядность изображения и явное стремление художника приукрасить натуру (удлиненное лицо, прямой нос, пышная шевелюра), портрет внушает доверие не только верно переданными красивыми линиями лба, очертанием губ, но и общим мягким, приятным выражением лица и глаз, глубину взгляда к-рых художнику удалось уловить. художника. илл. письмо М. Лопухиной, VI, с. 763). М. Е. Огарёвой-Тучковой).

Несмотря на некоторую нарядность изображения и явное стремление художника приукрасить натуру (удлинённое лицо, прямой нос, пышная шевелюра), портрет внушает доверие не только верно переданными красивыми линиями лба, очертанием губ, но и общим мягким, приятным выражением лица и глаз, глубину взгляда которых художнику удалось уловить. художником, вероятно, тоже крепостным (холст, масло ИРЛИ). Лит. : Ефремов П., Портреты и рисунки, в кн. : Соч. Следующий портрет относится к янв. - февр.

В трех из десяти илл. Чудом удалось Варваре Александровне сохранить автопортрет поэта. в кн. : Демон изд.

Лосенко (1764). к Думе создал А. Г. Якимченко: Л. в воен. Реставрация (до 1938) исказила облик поэта. динамики образ. Последним в этой череде cтал Николай Мартынов – главный герой последних карикатур поэта:.

Долгое время считалось, что оригинал не сохранился (но с него успели сделать снимок, по которому и была изготовлена гравюра). Андрониковым в 1948. карандаш, акв.

Сообщение это прошло незамеченным, а след портрета затерялся. 1837-38 годы. В настоящее время портрет хранится в Институте русской литературы. П. Е. Корнилова). Г. Кормишина, В. И. Шиканов, в кн. : Сибирские юридич. ун-та (акв. ) Б. А. Дехтерев – Лермонтов и Одоевский на Кавказе (акв. ) А. И. Кравченко – Лермонтов-юноша в парке Середникова (сепия) Бехтеев – Лермонтов у Краевского в редакции (акв. ) Н. Е. Давыдов – Лермонтов читает Раевскому 16 заключит.

Мальчик изображён в натуральную величину, в белом платье. На сегодняшний день в результате работ многих исследователей (Н. П. Его Л. молод, романтичен, одухотворен изображен на фоне неспокойного, взвихренного пейзажа. Наиболее интересны пейзажи, выполненные маслом, – «Вид Пятигорска», «Кавказский вид с саклей» («Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты»), «Вид горы Крестовой», «Вид Тифлиса», «Окрестности селения Карагач» («Кавказский вид с верблюдами») и другие (все 1837 – 1838). Л. Журналист, читатель и писатель занимает особое место (бумага, черная акв.

Лермонтова, раскрашенный акварелью князем Григорием Гагариным. интерьера. Вельяминова, вышедшего к своим гостям – об этом говорит расстегнутый мундир и поза генерала (с заложенными за спину руками). Лермонтова не завершена. Норов.

ПОРТРЕТЫ Лермонтова. Именно в это время П. И. Петров знакомится с Е. А. Сахаровым. Маврина выполнила еще 2 работы для альбома М. Ю. Лермонтов (1941) – Смерть Лермонтова и илл.

купца Калашникова (М. - П., 1919). А. А. Краевский издатель "Отечественных записок", заказал его тогда ещё молодому художнику К. А. Горбунову (1822-1893). Это поясное изображение Л. в сюртуке с эполетами, с красным на синей подкладке воротником. детали, все остальное зачернено романтич.

Вельяминову. Именно так, с мелком в руках изображен Миша Лермонтов – ребёнок на портрете. художниками высокой квалификации (Ф. Строк Смерти поэта (холст, масло) Б. Г. Биргер – Свидание Лермонтова с Белинским в заключении (холст, масло). Муравьёва, Ю. П. Однако И. Шинкаренко, занимающийся атрибуцией воен. 3 Шугаев П., Из колыбели замечат.

В эту пору появилось мн. 1840. 1941) ссыльного поэта он в форме Нижегородского драгун.

отличается лиризмом изяществом колорита и композиции. Конечно изобразительное творчество Лермонтова уступает литературному. на обложке кн. : В. Сиповский, Лермонтов и Грибоедов, П., 1914). Эта заметка осталась незамеченной, а след портрета затерялся. На портрете 6-8-летний мальчик с каштановыми, гладко причесанными волосами, умным и сосредоточенным взглядом, одетый в красную курточку и синий костюм с золотым шитьем. В 1842 по акв. Любовь к рисованию проявилась у Миши Лермонтова довольно рано.

Мальчик изображен в натуральную величину, в белом платье. Закончить этот небольшой очерк о Лермонтове-художнике хотелось бы стихотворением В. Я. Л. изображен на фоне кавк. Самостоят. Глебова (к сожалению, утерянный), пишет, что главную роль в лермонтовских карикатурных набросках играл Мартынов: « он довёл этот тип до такой простоты, что просто рисовал характерную кривую линию, да длинный кинжал и каждый тотчас узнавал, кого он изображает». Горбунову (бумага, акварель).

Ефремов, со слов Горбунова, сообщил, что художник не успел закончить работы «за отъездом Лермонтова на Кавказ и доделал уже после его смерти». Изображение поясное, Л. одет в сюртук Тенгинского полка. Пушкина их исследователем А. М. Пахомов, Е. А. интерьере (3 варианта – в музеях Л. в Тарханах и Пятигорске, в собр. Поступил в ГЛМ от И. Л. Поливанова в 1934. Это останется одной из многочисленных загадок, связанных с личностью поэта.

И рисунки поэта на полях рукописей являют этому лучшее подтверждение. На живописи, внизу: Писал А. Челышев. Мальчик изображен в натуральную величину в белом платье.

В 1883 И. А. Астафьев создал один из первых и лучших посмертных изображений Л. с самостоят. Наиболее популярным стал третий портрет работы Клюндера (1939-40) – из коллекции кн. Последний жанр более всего представлен в живописном наследии поэта. Раевскому, ожидавшему решения по делу о распространении стихотворения «На смерть поэта», написанного накануне отъезда на Кавказ известно, что Афанасий Алексеевич был в это время в Санкт-Петербурге, хлопотал за племянника и его друга.

Палена (1840). Скудна иконография в этой области и в 19 в. (скульптурная карикатура Н. А. Степанова 50-х гг. Алексей Аркадьевич Столыпин (Монго) в костюме курда, 1841 годВ гусарской среде, а затем и в Петербургских гостиных был известен под именем Монго Алексей Столыпин, друг и родственник Лермонтова:Монго – повеса и корнет, Актрис коварных обожатель, Был молод сердцем и душой, Беспечно женским ласкам верилИ на аршин предлинный свойЛюдскую честь и совесть мерил. Породы английской он был – Флегматик с бурыми усами, Собак и портер он любил, Не занимался он чинами, Ходил немытый целый день, Носил фуражку набекреньИмел он гадкую посадку:Неловко гнулся наперед, И не тянул ноги он в пятку, Как должен каждый патриот. Зпизод сражения при Валерике 23 июля 1840 годаРисунок М. Ю. Рисунок связан со стихотворением Журналист, читатель и писатель.

связь между поэтическим даром и художественными способностями Лермонтова не привлекала внимание. относится портрет Л. художника Н. П. Загорского (местонахождение оригинала не установлено), также восходящий к акв. В те же годы создано неск. Лазарева «Рисунки Лермонтова». под ред. эпизоды из жизни Л. : В. И. Ладягин – Проводы Лермонтова у Карамзиных (уголь) В. А. Милашевский – Лермонтов в аудитории Моск. Все оригиналы этих работ, за исключением картин Давыдова и Биргера, - в ИРЛИ. художники, осветившие отд.

Резались жестокоКак звери, молча, с грудью грудь. На поэте мундир Нижегородского драгунского полка (красный воротник, эполеты, газыри, бурка на плече и шашка). К 1964 появилось еще неск. О том, что Лермонтов писал картины известно далеко не всем. В 1940 К. И. Рудаков создает портрет Л. в петерб. На портрете нет ни подписи, ни даты. Самые ранние впечатления Лермонтова – это скромный сельский пейзаж.

пейзажа (бумага, акв., сепия, тушь, кисть, перо музей Л. в Пятигорске вариант – в ГЛМ). материалами привез из ФРГ оригинал портрета. А. С. Пушкина и в ИРЛИ хранятся акв. лицом был сделан еще один карандашный, несколько шаржированный набросок – На привале в Темир-Хан-Шуре (помещен в альбоме П. А. Урусова).

К оформлению первых сов. Сохранились несколько учебных рисунков будущего поэта, например, «Ребёнок, тянущийся к матери» и «Мадонна с младенцем» – ученические копии с гравюр, а также картина маслом «Андрей Первозванный» (1828), вероятно, копия с картины художника А. П. купца Калашникова, вышедшем у А. И. Глазунова, указавшего (по неизвестному нам источнику) П. З. Захарова как автора портрета. П. 3. Столыпин об этой работе.

На поэте мундир Нижегородского драгунского полка (красный воротник, эполеты, газыри, бурка на плече и шашка). Л. в черном расстегнутом сюртуке л. -гв. Отец М. Ю. Лермонтова. В канун лермонт.

тем не менее, вопрос об авторстве и датировке портрета остаётся открытым. Л. - слева, на диване, в гусарском доломане. Интересны воспоминания Н. А. юбилея 1964 появляются новые портреты Л. Лучшие среди них – работы Ф. Д. Константинова. Практически все портреты Лермонтова (не считая двух детских) были созданы за.

ИРЛИ). В том же 1837, но уже на Кавказе, в ссылке, Л. создает свой автопортрет на фоне кавк. композиций – недостаточно выразительных, но получивших известное распространение. выходит неск.

Паскевиче и был переведен начальником дивизии в корпус генерала Л. О. Шан-Гиреем, позволяет отнести его к бесспорным. гравюр, литографий, офортов с изображением Л. (А. В большой серии илл.

В 1956-1957 появилось неск. соч. Юрий Петрович поощрял занятия сына рисованием («Папенька сюда приехал и вот уже две картины извлечены из моего porttfeuille, слава Богу, что такими любезными для меня руками»).

Лермонтов, узнав об этом, прислал ему из Санкт-Петербурга портрет приснившегося ему человека изображённый маслом на холсте. Горбунова 1841 (неизв. Государственная Третьяковская Галерея. музей и оттуда — в Институт русской литературы. штрихом, меткой характеристикой образов. конф.

таких книг. Изображение поясное, Лермонтов одет в сюртук Тенгинского пехотного полка (бумага, акварель ИРЛИ). ИРЛИ см. и пошла резня. И два часа в струях потокаБой длился.

Но уж если он показывал их, то был точен в их изображении (помните: «лица изображённые мною, все взяты с природы и я желал бы, чтоб они были узнаны». ). Портрет Лермонтова – из собрания бывшего командира этого полка М. Г. Хомутова. До 1865 года о существовании портрета не было известно. К 1964 молодой художник Ю. В. Иванов подготовил серию илл.

Неизвестный художник. литерами). 80 лет портрет считался утерянным, но в 1934 на аукционе в Хохберге его купил проф. писателей, ему посвященных. Выполнен П. Е. Другой, схожий с ним по технике, размеру и композиции портрет неизв.

художника, - копия с предыдущего (картон, масло ИРЛИ). Нет. с надписью на экз. Столыпин-Монго в костюме горца.

В этот период (с июня 1840 по янв. В изданиях произведений М. Лермонтова часто публикуют его портрет работы П. Заболотского. иск-в им. иллюстратор Л., еще в 1913-14 к отд. Живописного или графического изображения Лермонтова в период его учения в Москве нет. В тот же петерб. Та же экспрессия – в духе Орловского – присутствует в кавказских видах и изображениях всадников-черкесов, в иллюстрациях к повести А. Мар- линского «Амалат-бек». Повторение этого портрета было выполнено тогда же для А. И. Арнольди.

Шелкозаводск. Существенным дополнением, ориентирующим в области иконографии Л., являются воспоминания современников. Читается за 7 минут (оригинал 2 ч). произведение этих лет (холст, масло альбом М. Ю. Лермонтов, М., 1941 вариант – музей Л. в Пятигорске). Проясняет историю портрета ранний снимок, опубл.

Огонек, 1947, 33-35. К 1941 относятся 3 работы Л. Е. Фейнберга: Лермонтов узнает о смерти Пушкина, Лермонтов рисует в горах, Лермонтов под выстрелом Мартынова (все – уголь ГЛМ не воспроизводились). Вельяминов. пейзажа (бумага, акв. Или, например, картина «Предок Лерма» (1833), также написанная с использованием характерных рембрандтовских тонов.

Ю. П. Лермонтов. Долгое время считалось, что оригинал не сохранился (но с него успели сделать снимок, по к-рому и была изготовлена гравюра). художником, возможно, крепостным (холст, масло ГЛМ). Л. изд-во Печатник, т. III, с. 3). Шереметьевой.