Лилии Моне

Картина французского импрессиониста Клода Моне «Водяные лилии», которая была наиболее интересным лотом торгов, проводившихся в Нью-Йорке аукционный домом Sothebys, ушла с молотка за рекордную для этого художника сумму – 54 миллиона долларов. И теперь в течение уже более ста лет лилии, произраставшие в саду Клода Моне, продолжают впечатлять зрителя. Клод Моне обожал писать кувшинки и лилии, но только одна картина заставляла вздрагивать всех ее владельцев. Как известно, Клод Моне создал целую серию пейзажей сводяными лилиями.

Нааукционе «Сотбис» вЛондоне была продана культовая картина французского импрессиониста Клода Моне «Водяные лилии» («Кувшинки»), датированная 1906 годом. И Моне стал видеть ультрафиолет как лиловый или голубой цвет.

Картина Водяные лилии, Клод Моне – описание

Но и в малом фрагменте присутствует весь пейзаж – деревья, небо и облака. «японщины». Небо появлялось теперь всего лишь как отражение в воде и никогда в верхней части картины. С XVII века в моду вошла «китайщина», как тогда именовали китайский стиль, а позже – «японщина».

Обычно в редакции «Жиль Блас» все были прекрасно осведомлены о том, куда направился и чем занят Клемансо, который за свой грозный нрав удостоился прозвища Тигр. Морские пейзажиимпрессионисты не учились в Академии, но в Лувр они ходили. «Нигде во Франции не готовят лучше, чем в этом доме», – воодушевленно рассказывал один маршан, старавшийся любыми правдами и неправдами получить приглашение. Но даже эти коллекции не шли в сравнение с собранием торговца живописью Джеймса Ф. Саттона, основателя Американской ассоциации искусств, владевшего пятьюдесятью полотнами Моне. Он и сам не чужд был творческих амбиций: писал повести и рассказы (иллюстрации к одному из сборников выполнил Анри де Тулуз-Лотрек). Преклонный возраст и брюшко не вполне соответствовали его кипучей энергии. Однако Пуасси, как признавался сам художник, действовал на него угнетающе.

Истории картин великих 
художников: «Водяные 
лилии» Моне – поджигательницы

Истории картин великих художников: «Водяные лилии» Моне – поджигательницы

В северо-западной части имения Моне возвел двухэтажную постройку – один из гостей назвал ее «сельским павильоном» – и там, на верхнем этаже, обустроил еще одну мастерскую, освещавшуюся через высокий остекленный потолок. Взгляните на эти «Водяные лилии». В картине есть перспектива: на первом плане объекты предстают перед нами в более светлых, даже ярких, солнечных тонах, в то время как второй план насыщен более тёмными, глубокими красками в тени и менее яркими, скорее пастельными – на свету. Сам Моне называл их пейзажами-отражениями.

В разгар сытной трапезы Моне непременно устраивал le trou Normand («нормандскую передышку»), чтобы сделать глоток яблочной водки, очищавшей нёбо и будившей аппетит, – после этого можно было снова предаваться обжорству. Через месяц и у него случился пожар, но картину успели спасти. В Нью-Йорке Луизин Хейвемайер, вдова «сахарного магната» иодного из первых американских покупателей Моне, украсила изысканно оформленные Луисом Комфортом Тиффани комнаты своего особняка на Восточной Шестьдесят шестой улице холстами художника. «Говорят, он ищет только покоя итоги выборов его не волнуют, он будет отсыпаться по утрам в сельской тишине». Например, у Рембранта. И ярко освещённый фасад мастер мог видеть только вечером, когда солнце садится.

Увы, план не осуществился и холсты с изображением пруда отправились в кладовую. Моне действительно был невысоким, полным, носил густую бороду, в которой скапливались крошки, а по центру желтой точкой мерцала «вечная сигарета». Видимо, такими словами он встречал своих гостей. Последний раз «Кувшинки» 1907 года выставлялись на торгах в «Кристис» в мае 2014 года и были проданы за относительно скромную сумму в 27 миллионов долларов12. В 1901 году его пьесу «Покров счастья» (Le Voile de Bonheur) поставил в Париже Театр де ла Ренессанс.

Ни одно место не связано так тесно с историей импрессионизма, как Аржантёй. До 1986 года эти 2 собора назывались наоборот. Он был еще и знатоком в области изящного и собрал огромную коллекцию японских художественных и прикладных произведений – мечей, статуэток, шкатулок для благовоний, чаш для чайных церемоний, гравюр Утамаро и Хиросигэ, – которую бережно хранил в своей небольшой квартире на набережной Сены, напротив Эйфелевой башни. От Бернувиля до Живерни было около тридцати километров, но шофер наверняка преодолел это расстояние «с ветерком»: Клемансо любил быструю езду и обычно подгонял своих водителей, летя по ухабистым сельским дорогам со скоростью больше ста километров в час. Вскоре Моне со своим многочисленным семейством обосновался в одном из самых просторных домов деревни – на старой ферме известной под названием «Прессуар» («Яблочный пресс»).

Руанский собор в полдень – яркий, а Руанский собор вечером – тёмный. Одна из них находится в музее Метрополитен в Нью-Йорке, вторая была продана за 12 млн. ААнна собрала в своем произведении драгоценные камниразличной огранки: кабошоны, самоцветыогранки «роза», камни покрупнее огранки «кушон».

"Водяные лилии" 
Клода Моне продали 
на аукционе "Сотбис"

"Водяные лилии" Клода Моне продали на аукционе "Сотбис"

Позже Клемансо так будет описывать своего друга: «Среднего роста, отличается красивой осанкой, ладно сложен, у него грозный, но лучистый взгляд и твердый, звучный голос». Частенько он отключал спидометр, чтобы не пугать пассажиров. Они заселили побережье пруда, опутав его своими корнями.

В жизни не встречала настолько интересного человека. Интерес к Японской культуре подогрела Первая Всемирная Выставка, проходившая в Париже в 1855 году. В конце предлагали домашнюю сливовую настойку. Лилии наполняют пейзаж светом и воздухом, немного контрастируют на фоне зелени, но, тем не менее, не раздражают взор созерцателя. «Это место мне совсем не подходит», — сообщает он своему покровителю Дюран-Рюэлю.

Всех пристыдил Борис Раушенбах (физик, он занимался проблемами связи физики искусства и психологии). Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Нервы, расстроенные работой, обретут здесь свой покой, следуя примеру стоячей воды. ».

Полотно опять уцелело. Он напомнил, что фасад собора выходит на запад и всегда ярко освещён именно вечером.

Клод Моне, водяные 
лилии и музей Оранжери 
в Париже

Клод Моне, водяные лилии и музей Оранжери в Париже

Его водные пейзажи – пейзажи без горизонта. Внезапно там начался пожар, который, правда, удалось быстро потушить вином. В 1881 г. Моне вместе с четой Ошеде (когда муж Ошеде умрет, как и Камилла, Моне женится на Алисе Ошеде) перебрались в Пуасси, на виллу Сен-Луи. Основную часть полотен с кувшинками Клод нарисовал в знаменитом саду Живерни (о котором мы поговорим чуть позже) чтобы обустроить второй, так называемый «водный сад» — пруд с водяными лилиями, над которым был перекинут мостик в японском стиле, — художник даже добился разрешения властей отвести воды реки Эпт в свое имение. Кроме всех прочих, Моне также нарисовал панораму кувшинок и подарил городу в честь окончания Первой Мировой войны. Орлиный нос, как заметил еще один знакомый, придавал ему сходство с арабским шейхом. Его водные пейзажи – пейзажи без горизонта.

Небо появлялось теперь всего лишь как отражение в воде и никогда в верхней части картины. Изменение цвета — эти синие, жёлтые и серые тона, голубые отливы, свечение, появившиеся после смерти заставили его взять кисть и стать за холст. Свою мастерскую он устроил в амбаре с земляным полом, откуда можно было попасть прямо в дом. Эркер выходил в сад, куда сразу после кофе Моне вел своих насытившихся гостей. Если мы сравним работу Ху сбраслетом TiffanyCoSeurat, второе —это гладкое драгоценное полотноиз камнейодинаковой огранки. Клод днями напролёт писал воду, с удовольствием передавая её изменчивые состояния. Можно представить, как автомобиль ворвался в крошечный городок Вернон, а затем, оказавшись на правом берегу Сены, повернул влево и направился к Живерни по шоссе, вдоль которого справа тянулись луга, а слева взмывал вверх крутой склон холма. И учились у старых мастеров.

«Водяные лилии» Клода Моне: интересные факты

Вся прибрежная жизнь стала отражаться в воде.

И принялся выкапывать овощи и яблони, высаживая на их месте ирисы, тюльпаны и японские пионы. Ее бесспорно можно применить к Клоду Моне и его знаменитым кувшинкам. Эта четвертая. Эти панно по праву считаются вершиной творчества Клода Моне. Коллиньон, видный литератор и интеллектуал, основал газету «Ви литтерэр», а также опубликовал несколько солидных работ, посвященных Стендалю и Дидро. И в возрасте 82 года он дал согласие на удаление хрусталика в левом глазу.

Анна Ху перевела 
лилии Моне на язык 
драгоценностей

Анна Ху перевела лилии Моне на язык драгоценностей

«Пруд с водяными лилиями» – одна из четырех масштабных работ (размер 12 метра), которые Моне выполнил как эскизы (при этом вполне доработанные и завершенные) к своему проекту «Декорации». Многие отправлялись в Живерни, чтобы вкусно поесть. Через пару недель после выхода Клемансо в отставку, летом 1909 года, в «Жиль Блас» появилось восторженное стихотворение, описывающее, как он, «юнца проворного ловчей», трудится в собственном саду.

Стены были увешаны холстами хозяина дома на подрамниках. Вскоре полотно приобрел владелец кабаре на Монмартре. Даже мост, единственная искусственная субстанция в этой картине имеет свой «характер», становится частью этого чарующего уголка природы, не отделяется и не выделяется из общего настроения и красок.

Именно там он нарисует серию кувшинок, которые уже упоминались. Он был дружен с мэром Живерни Альбером Коллиньоном, еще одним horzin. Большое влияние на их искусство оказало увлечение Востоком. Клемансо говорил, что это цвет «черной стали», а Эдмон де Гонкур считал глаза Моне «устрашающе черными» другим они казались синими, серо-голубыми или карими.

Наконец то увидела 
водяные лилии Клода 
Моне

Наконец то увидела водяные лилии Клода Моне

Я не человек, — подумал он, — я животное, вращающее мельничный жёрнов. Сам Моне называл их пейзажами-отражениями. Через несколько лет художник приступил к расширению декоративного водоема, когда приобрел прилегающий участок, где также вырыли котлован и соорудили новые шлюзы, в результате чего Рю вновь изменила русло, а площадь пруда увеличилась в три раза. Под конец жизни у Клода Моне развилась катаракта.

Моне был абсолютно очарован лодками, мостами, рекой и природой вокруг Аржантёя, а его картины и рисунки, относящиеся к тому периоду, с полным основанием можно назвать самыми солнечными в его жизни. Он напомнил слова самого Моне – художник пишет не то, что знает, а то, что видит. От больших ландшафтных композиций Моне переходил к видам части пруда с японским мостиком, а затем к отдельным фрагментам его поверхности.

Мы ловили каждое его слово». Но все отмечали, что у него проницательные, умные глаза, цвет которых, впрочем, воспринимался по-разному. А в полдень западная сторона ещё в тени, вот таким образом он так и написан. Атрибутику картин поменяли местами.

Художник вскоре перекрасил ставни в зеленый цвет, который в деревне почти сразу стали называть «зелень Моне». Насчитывается около 300 (. ) картин этих цветов. Но и в малом фрагменте присутствует весь пейзаж – деревья, небо и облака. Коснулось это увлечение и Моне, он стал изображать воду. В 1879 году Камилла ушла из жизни.

С популярностью настала и безбедная жизнь. Клемансо терпеливо позировал для портретов Эдуарду Мане и вспоминал «чудесные часы», проведенные в разговорах со скандальным художником. Причём 2/3 холста отдавал изображению воды. Тополя змейкой тянулись вдали через луга, на которых в мае вспыхивали россыпи маков, а по осени поднимались пшеничные скирды. «Первым делом обед», – любил повторять Моне.

Водяные лилии Моне 
– поджигательницы

Водяные лилии Моне – поджигательницы

Теперь свет мог беспрепятственно проникать через отверстие (афакия). Вот таким образом художник пишет все, что открывается его взору: «Дорога на Живерни», «Весна в Живерни», «Закат в Живерни», «Девушка в саду Живерни» и другие. Эти картины после завершения Моне передал в дар Франции. В 1890 году, через несколько дней после своего пятидесятилетия, он выкупил у Сенжо «Прессуар», а через пару лет присоединил к ферме соседний участок.

Инстинктивно Моне стал набрасывать последний портрет Камиллы. Одна из картин серии «кувшинки» на закрытом аукционе в 2008 году была продана за 80 миллионов долларов. Всё уходит, но ничто не исчезает, а жизнь всегда – это ожидание следующего дня.