Лютнист Микеланджело Да Караваджо

Лютнист, Микеланджело Меризи да Караваджо

Первую версию «Лютниста» купил у дель Монте его друг, банкир и коллекционер Винченцо Джустиниани. Официальный Рим предпочёл остаться в стороне, но в городе нарастало напряжение. Дабы история не повторилась, нужна была во что бы то ни стало новая Медуза. Главный и единственный герой полотна – юноша в белой рубашке.

Сложная по композиции картина (300x180) должна была олицетворять три стихии — землю, воду и воздух. Караваджо дважды вернётся к этой теме, меняя акценты. По поводу этого маленького шедевра было сломано немало полемических копий.

Отложив в сторону скрипку со смычком, он внимательно вчитывается в раскрытую партитуру. Все они искушенные коллекционеры в восторге от манеры Караваджо. Но плотское при этом тесно переплетено с духовным. Контраст между светом и тенью придавал напряженность в картинах.

Единственная в России 
картина Караваджо 
вернулась в Эрмитаж

Единственная в России картина Караваджо вернулась в Эрмитаж

В трудные дни его семья вынуждена была распродать коллекцию живописи и «Юношу» продали на аукционе в Париже. Фрукты же (инжир, слива, груша)12 не соответствуют весеннему сезону. Он переехал в Неаполь, где написал более десяти картин. Правда, неизвестно, нуждалась ли сама красавица Катерина Кампани в чьей-либо помощи, проводив мужа на войну А вот Караваджо она срочно понадобилась.

И всё же наиболее близка к истине другая версия. Третья находится в Англии, на усадьбе Бадминтон-Хаус (96121 см). Например, Джованбаттиста Гварини, автор известной в ту пору поэмы «Верный пастух», посвятил циркулю эротическое стихотворение, в котором обе ножки диковинного инструмента уподобляются, как позже в стихах Джона Донна и других авторов, двум пылким влюблённым, которые охвачены одним только желанием — поскорее слиться в сладострастном порыве. В этой аллегории делается предупреждение любому смельчаку, который вдруг вознамерится «зажечь свет», чтобы рассеять тьму. Позднее тот же Марино составил подборку стихотворений, посвящённых отдельным картинам Караваджо — его сборник, увидевший свет в 1620 году, так и назван — «Галерея». Единственный косой луч (позднее такой же появится в «Призвании апостола Матфея» освещает юношу.

А теперь обо всем по порядку. Спустя некоторое время модный художник Чезари дАрпино взял Караваджо помощником в свою мастерскую, где тот выполнял натюрморты на монументальных картинах хозяина. 94119 см). Холст, масло. Героиня еще не видит их. Пошли разговоры о том, что из-за сонета между художником и поэтом пробежала чёрная кошка. Ему льстило появляться с ней в известных местах сборища художников, поэтов и музыкантов.

Своему мадригалу Кампанелла предпослал следующую, как он выразился, «экспозицию», в которой говорится: «Поэт повествует о том, что мир погряз во тьме, когда безнаказанно вершится зло, а тем временем софисты и лицемеры своим словоблудием убаюкивают людей, страждущих в потёмках. Она терпеливо позировала, оказавшись послушной натурщицей. Маэстро Галилей, едва ему представили художника, принялся с жаром доказывать, что в отличие от живописца имеющего дело с бездушными красками и кистями, музыкант порождает живые звуки и в них передаёт свои чувства слушателям. Оба персонажа рельефно выступают на переднем плане из ночного мрака.

«Лютнист» Микеланджело 
да Караваджо

«Лютнист» Микеланджело да Караваджо

«Лютнист» была одной из первых картин Караваджо с развитым эффектом света во тьме, вся она залита ровным, рассеянным, чуть золотистым светом. Его отец был мажордомом и архитектором маркиза Караваджо. Биограф же Караваджо Питер Робб считает, что художник изобразил своего спутника Марио Миннити, позировавшего также для ряда других картин этого периода в том числе «Игроков» и одного из двух вариантов «Гадалки». И таким вопросом вправе задаться каждый, вглядываясь в фигуру лютниста. Повышение контраста между тенями и светом художник использует, например, в «Мученичестве святого Матфея». А что говорить о причёсанных волосах, стянутых на затылке бантом пёстрой лентой.

На переднем плане он изобразил небольшой натюрморт со скрипкой и нотами. Ее прошлое изорванными украшениями валяется на полу, а будущее только приходит к ней. Первую версию «Лютниста» купил у дель Монте его друг, банкир и коллекционер Винченцо Джустиниани. Надо признать, что это ему удалось.

Картина поразительна по построению. Как выяснилось, ее заранее «присмотрел» русский император Александр I и поручил директору Лувра приобрести работу Караваджо для эрмитажного собрания. Папа римский Павел V, чей портрет ранее писал Караваджо, объявил художника «вне закона», его теперь мог убить любой человек и даже получить за это вознаграждение. Особое внимание уделено натюрморту. Известный режиссер Мартин Скорсезе говорил: «Все, что я знаю, я узнал, глядя на картины Караваджо». Все предметы переднего плана залиты рассеянным и слегка золотистым светом, подчёркивающим звучание красок и позволяющим даже прочитать на раскрытой странице партитуры неожиданное послание анонимному адресату: «Voi sapete chio vi amo» (Вы знаете, что я люблю вас).

В Эрмитаже открыли 
для публики единственную 
в России картину

В Эрмитаже открыли для публики единственную в России картину Микеланджело Меризи да Караваджо «Юноша с лютней»

Для полиции было вполне привычным делом задержание за ношение оружия гражданским лицом. Имеется любопытное высказывание самого художника, на которое ссылается в одном из писем коллекционер Джустиньяни, ставший чуть ли не основным его заказчиком: «Караваджо говорил мне, что вкладывает столько же труда в хорошую картину с цветами, сколько в изображение человеческих фигур»42. Сюда стягивались отбросы общества со всей Европы, мечтавшие поймать удачу за хвост. Некоторые исследователи (особенно литературоведы) не склонны считать маньеризм самостоятельным стилем и усматривают в нём раннюю фазу барокко.

Беда с этими гордыми сицилианцами, не понимающими шуток. Все они искушенные коллекционеры в восторге от манеры Караваджо. Но при этом и в голову не приходит мысли о простом заимствовании. Одна из самых известных картин Микеланджело да Караваджо «Лютнист» (холст, масло 94х119) хранится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. И наконец, старуха-свидетельница, само воплощение смерти. Признавая яркий художественный дар и темперамент своего протеже, независимость суждений и дерзкий ум — «un cervello stravagantissimo», как он пояснял друзьям, умный дель Монте давно заметил, что на молодого художника дурно влияет любая похвала, оказываясь для него пагубной.

Картина лишена какой бы то ни было религиозной экзальтации, которая столь свойственна многим художникам, берущимся за трактовку подобного сюжета. Сэм Сигал обратил внимание на то, что букет составлен из цветов (ирис, ромашка, жасмин, шиповник, дамасская роза), которые цветут примерно в одно время— весной. Через десять лет семья Караваджо после смерти отца от тифа вернется в родные места.

Описание картины 
Караваджо «Лютнист»

Описание картины Караваджо «Лютнист»

Она вполне оправдывала своё редкое имя гордой дочери фракийского царя Сифона. Потом он направился на Мальту, продолжал там работать. Впечатляет написанная в полный рост фигура лежащего святого с полузакрытыми глазами и головой между коленей крылатого ангела, напоминающего по типажу друга художника Марио. Нечто подобное он уже старался передать в «Юноше, укушенном ящерицей», выразив боль на лице героя и инстинктивное движение его рук.

В Эрмитаже картина долгое время экспонировалась под названием «Лютнистка». Художник участвовал в дуэлях, был вспыльчив, любил проводить время с мошенниками игроками. Поначалу он бедствовал, работал по найму. Караваджо всегда радовался встречам с ним, поражаясь начитанности и неисчерпаемой фантазии неаполитанца, его оптимизму, сколь ни были бы для него круты жизненные повороты.

Пышные складки белой рубашки подчеркивают ширину груди и плеч, столь же объемно воспроизводит Караваджо и черты смугло-румяного лица — крепкие щеки, толстый нос, яркие губы, крепкий подбородок с ямочкой. Караваджо пришлось бежать из Рима. В нотах угадывается популярная для своего времени мелодия мадригала Жака Аркаделя «Вы знаете, что я вас люблю». Это Саломея, получившая за свой волшебный танец страшную награду – голову Иоанна Крестителя. Дом братьев дель Монте считался центром либеральной мысли и антииспанских настроений.

Биография Микеланджело 
Меризи да Караваджо

Биография Микеланджело Меризи да Караваджо

Уже в ранний период своего творчества Пармиджанино проявил себя и как выдающийся портретист, умеющий очень впечатляюще акцентировать аристократическое благородство своих моделей и окутывать их аурой многозначительной тайны («Портрет мужчины», 1523, Национальная галерея, Лондон «Галеаццо Санвитале», 1524, Галерея Каподимонте, Неаполь). Отец мальчика был зажиточным архитектором. Эта картина, как признавал сам Караваджо, является «наиболее удавшимся ему куском живописи». Действительно, картина вызвала недоброжелатели.

Вскоре была сыграна весёлая свадьба. Потом картину купил в свою коллекцию римский аристократ и банкир Винченцо Джустиниани. Вскоре объявились ещё два помощника постарше — Бартоломео Манфреди и Марио де Фьори.

Теперь он написал полуобнажённых «Музицирующих мальчиков» для личного пользования влиятельного кардинала и вот таким образом не был озабочен мыслью о том, что иезуиты с их острым чутьём на крамолу доберутся и до него. Потому полотно в Эрмитаже какое-то время называлось «Лютнистка». Известно, что семейству Медичи принадлежал когда-то декоративный щит с изображённым на нём чудовищем, который расписал Леонардо да Винчи, о чём подробно повествует Вазари в своих «Жизнеописаниях». И третья, дева Мария, оплакивает своего сына.

Но немаловажно и другое — состоятельный покровитель Филлиды не скупился, покупая его работы, что помогало ему значительно упрочить своё независимое положение в Риме, где конкуренция была сильна, как нигде. За несчастную вступились все женщины, упросив богиню правосудия Немезиду покарать гордеца. В зрелом возрасте он написал картину «Христос изгоняющий из храма торговцев», которую одно время принимали за произведение Караваджо, настолько она близка ему по духу и манере исполнения с неизменным использованием светотеневых эффектов, тем паче что картина значилась в посмертно составленной описи художественных ценностей, принадлежавших главному коллекционеру картин мастера — маркизу Джустиньяни. Но не исключено и другое, если принять во внимание вкусы кардинала. Однажды, утомившись на охоте, Нарцисс склонился над источником, чтобы напиться.

Так, шпага внизу сходится с пальмовой ветвью в вершине другого вписанного треугольника. В его картинах они черпали вдохновение для своих поэтических откровений. С непривычки Катерина держит шпагу неуверенно и немного кокетливо.

Вот почему «Корзину с фруктами» можно считать манифестом преданности художника натуре, гимном материальному миру. Берясь за новое дело, он нуждался в дельном совете профессионала, за которым отправился на учёную половину к старшему дель Монте. Кардинал слыл полиглотом и меломаном. Как выяснилось, ее заранее «присмотрел» русский император Александр I и поручил директору Лувра приобрести работу Караваджо для эрмитажного собрания.

Работа имела многочисленные выпуклости, неровности и многочисленные слои лака. Каталог выставки 1990 года отмечает значительные отличия в световых эффектов этой версии, утверждая, что это «знаменует собой значительный шаг в сторону более резко освещённых, композиций, на которые позднее стали характерными для стиля Караваджо» Повышенние контраста между тенями и светом художник использует, например в «Мученичестве святого Матфея». Яхета де Берхема. На лице музыканта грусть.

Защитники художника начали вести с папой римским переговоры о его помиловании. Поза и возраст Давида напоминают ранее написанного «Нарцисса» с той лишь разницей, что мысль героя здесь направлена к действию, а не наоборот, как у Нарцисса, который прежде совершил необдуманное действие, нагнувшись к воде, а уж затем подумал, сколь прекрасно отражение его лица и влюбился в себя. Цветущая юность красавца-лютниста преходящая: об этом напоминает порванная струна лютни, цветы, которые вскоре увянут, фрукты, которые сморщатся и высохнут (типичные элементы «ванитас»). Милан всегда был центром торговли в северной Италии. Возможно, Беллори был введён в заблуждение чересчур женственным видом юноши.

Широкой известностью он был обязан своим многочисленным комедиям, с успехом идущим на театральных подмостках, а главное — фундаментальному научному труду по оптике «Естественная магия», чьё последнее издание в 1589 году пользовалось невероятным успехом не только в университетской, но и художнической среде. Другая, Мария Магдалина, погружена в себя и безутешна.

В убийстве обвинили Караваджо. В отличие от «Отдыха на пути в Египет» невозможно прочитать и установить авторство партитуры, которая раскрыта перед юным скрипачом. 1540, Казальмаджоре, Ломбардия), один из крупнейших живописцев маньеризма. Выбор в основном музыки французских и фламандских композиторов считается символичным— Франческо дель Монте представлял при папском дворе Тосканское герцогство, союзника Франции и противника Испании.

«Караваджизм» стал одним из ведущих направлений в живописи XVII века. Третья картина является копией полотна, которое висит в Эрмитаже со своими тонкостями. Ещё до начала аукциона Доминик Виван Денон, директор Лувра, по просьбе Александра I приобрёл эту картину для Эрмитажа.

Долгое время картина экспонировалась в музее под названием «Лютнистка», то есть играющая на лютне девушка. Идея увлекла Караваджо. Он до последних дней хранил о Караваджо добрую память. Работа имела многочисленные выпуклости, неровности и многочисленные слои лака. Перед нами мрачная комната. В начале 1600-х годов Караваджо создает Иоанна Крестителя.

Для дель Монте Караваджо написал вторую версию (100х126, 5), внеся в неё некоторые изменения. Часто в работе художник использовал наклонное зеркало, чтобы создать объем фигур. Последний является автором работ «О рефракции», где рассматривались проблемы оптики и «Естественная магия или О чудесах естественных вещей», в которой приводилось описание камеры-обскуры. Многие же фламандские художники: Ян Брейгель, Амброзиус Босхарт, Ван дер Альст создавали роскошнейшие композиции из растений, цветущих в разное время. Картина, хранящаяся в Бадминтон-хаус впервые появилась на аукционе Сотбис (Нью-Йорк, 25 января, 2001 года, лот 179). Вторая находится в Нью-Йорке в музее Метрополитен (100126, 5 см).

Лишь на закате дней на родной Сицилии в нём неожиданно вспыхнула искорка творческого озарения и он оставил несколько работ исполненных с подлинным мастерством. Последний является автором работ «О рефракции», где рассматривались проблемы оптики и «Естественная магия или О чудесах естественных вещей», в которой приводилось описание камеры-обскуры. «Юношу» освободили и от «веснушек» на щеках, которые на самом деле не имели ничего общего с пигментными пятнами и оказались обыкновенными повреждениями. Марино очень дорожил своим портретом кисти друга-художника и другим его подарком — картиной «Сусанна и старцы», на которой в первый и последний раз у Караваджо появилась обнажённая женская натура. В то же время Маурицио Марини это полотно называет репликой «Лютниста» из частного римского собрания, написанной Караваджо лишь частично4.

Юноша с лютней Микеланджело 
Меризи да Караваджо 
Реставрация 2017

Юноша с лютней Микеланджело Меризи да Караваджо Реставрация 2017 года – Скачать 3 бесплатно

Блюститель дворцового этикета строго предупредил новых постояльцев, что к полуночи входные двери запираются и привратник очень сердится, когда его будят среди ночи. За его картинами выстраивались в очередь: если что-то не нравилось одному заказчику (в случае с Караваджо такое происходило часто, многие были шокированы реалистичностью его работ), картину тут же приобретал стоящий в очереди. Положение там несколько улучшилось и прежний испанский наместник был смещён.

94119 см). Одна из самых известных картин Микеланджело да Караваджо «Лютнист» (холст, масло 94х119) хранится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. В 1808 году в Париже собрание Джустиниани было выставлено на продажу. Авантюрный склад характера, «вульгарность» и брутальность Караваджо были отталкивающими далеко не для всех и у этого независимого и дерзкого гения находились порой свои ценители и поклонники.

Итальянский художник, один из крупнейших представителей барокко Микеланджело Меризи да Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio) родился 28 сентября 1573 года в итальянском селении Караваджо. Справа от него восседает юнец, показанный со спины. Он умер, когда Микеланджело исполнилось шесть лет. Видя, как дель Монте с плохо скрываемой грустью расстался с картиной, Караваджо решил по-своему отблагодарить кардинала за обретённое им привилегированное положение во дворце, где многие, включая чопорного дворецкого, считали его любимцем хозяина и заискивали перед ним. Одна из распространенных версий – Караваджо заболел малярией. Узнав об этом, Караваджо решил вернуться поближе к Риму и ждать официального помилования. Дворец Мадама служил ему надёжной защитой от любых неожиданных неприятностей.

Тут же лежащие фрукты, скрипка со смычком и раскрытая партитура.

Уже в самом этом названии звучит определённая двусмысленность. Цветущая юность красавца-лютниста преходящая: об этом напоминает порванная струна лютни, цветы, которые вскоре увянут, фрукты, которые сморщатся и высохнут (типичные элементы «ванитас»). Его отец был мажордомом и архитектором маркиза Караваджо. На эрмитажном варианте и картине из Бадминтон-хаус на раскрытой странице партитуры легко читаются ноты басовой партии мадригала Якоба Аркадельта Voi sapete chio vi amo («Вы знаете, что я люблю вас»). Он начинал терять голову и пускаться во все тяжкие. В Неаполе он написал большие алтарные картины Семь дел милосердия (церковь Пио Монте делла Мизарикордия), Мадонна Розария и Бичевание Христа.

В те времена в итальянской живописи очень часто варьировалась тема «суеты сует», «напоминания о смерти». В Неаполе он написал большие алтарные картины Семь дел милосердия (церковь Пио Монте делла Мизарикордия), Мадонна Розария и Бичевание Христа.

В парижском - соберут 
Караваджо

В парижском - соберут Караваджо

Караваджо не передаёт здесь глубины пространства, только стол отделяет юношу от зрителя. Но Караваджо всегда был склонен к авантюрам и всякие запреты только распаляли его. В своём цикле музыкальных картин Караваджо выразил глубоко волновавшую его мысль о невозможности в повседневной жизни достичь гармонии и согласия между людьми. Каталог выставки 1990 года отмечает значительные отличия в световых эффектов этой версии, утверждая, что это «знаменует собой значительный шаг в сторону более резко освещённых, композиций, на которые позднее стали характерными для стиля Караваджо» Повышенние контраста между тенями и светом художник использует, например в «Мученичестве святого Матфея». Однако Караваджо ошеломило совсем другое — апокалиптическое вйдение Микеланджело, показавшего на фреске, что здравствующие ныне на земле люди грешны, а потому пребывают в аду. Но на одном из листов партитуры чётко начертано латинизированное имя Gallus.

Здесь, как и в первой картине, всё дышит пронизывающим каждую деталь ожиданием. Первое изображение юного помощника Караваджо появилось в романтически возвышенной картине «Давид и Голиаф» (110x91). Известный режиссер Мартин Скорсезе говорил: «Все, что я знаю, я узнал, глядя на картины Караваджо».

Дель Монте было за сорок, происходил он из рода венецианских патрициев. Создавая «Музицирующих мальчиков», Караваджо явно играл с огнём в желании угодить кардиналу. Приобретя в антикварной лавке старый восточный щит из тополевой доски и натянув на него холст, Караваджо приступил к написанию «Головы Медузы» (60x55). Были не забыты и кое-кто из художников, поэтов, музыкантов. Его выбор пал на почитаемый в Риме образ святой Екатерины.

К сожалению, обе работы были утеряны. Не замечая его присутствия, собеседники вели неспешный разговор. Например, о «Корзине с фруктами» резко отозвался ярый сторонник классицизма и почитатель творчества своих земляков братьев Карраччи болонский литератор и историк граф Мальвазия, который писал: «Кому недоставало ума изображать дыни, арбузы и прочие фрукты. Но к тому времени, когда была создана «Гадалка», Караваджо уже имел нескольких богатых и влиятельных покровителей. Работая над «Святой Екатериной», Караваджо проводил все вечера с очаровательной натурщицей, сопровождая её к друзьям или в театр — она была большой любительницей сценического искусства, признавшись однажды, что до замужества мечтала стать актрисой.

Караваджо Микеланджело 
 (1571- 1610)

Караваджо Микеланджело (1571- 1610)

Вне всякого сомнения, дель Монте был знаком с трудами английского философа Роджера Бэкона, который в своей книге «Зеркало алхимии» прямо советует: «Выбери вещество, содержащее чистую ртуть, смешанную по определённому правилу равномерно в должных пропорциях с серой. »46 В своих экспериментах кардинал следовал этой рекомендации и советам известного францисканского монаха и алхимика Джованни Бонавентуры. Долгое время картина экспонировалась в музее под названием «Лютнистка», то есть играющая на лютне девушка. Как знать.

На столе перед ним – потрепанные ноты и скрипка, здесь же ваза с яркими цветами и фрукты. Говоря о Галилее в письме тосканскому герцогу от 31 мая 1611 года, дель Монте признаёт: «Если бы мы жили во времена античного Рима, уверен, что ему была бы воздвигнута статуя на Капитолии в честь признания его выдающихся заслуг»32. «Голова Медузы», как верный талисман, охраняла дом Медичи от всех напастей и никогда не покидала Флоренцию. Вот таким образом у Караваджо центром мироздания выступает земная сфера со знаками зодиака.

Творчество Микеланджело 
да Караваджо

Творчество Микеланджело да Караваджо

Ему запали в душу услышанные однажды слова из «Наставлений» преподобного: «Где любовь и здравомыслие, там нет ни страха, ни невежества»38. Караваджо воссоздал его образ на картине «Экстаз святого Франциска» (92, 5x127, 8), где запечатлено известное историческое событие имевшее место 17 сентября 1214 года. Караваджо умудряется воплотить в античных сюжетах народное начало – «Вакх», отрицает господствующую систему жанров, внося таким образом новый вклад в создание живописи – бытового жанра – «Гадалка», «Шулера» и натюрморта – «Корзина с фруктами». Она выглядит почти старухой, так состарило её горе.

В мучительном исступлении, похожем на горячку, провела Магдалина всю ночь. Третья картина является копией полотна, которое висит в Эрмитаже со своими тонкостями.

Никодим и Иоанн Креститель переносят мертвое тело с плиты (камень, на котором, по традиции средиземноморских стран, покойного готовят к погребению, обмывая и натирая миррой) в могилу. У картины имеется второе, неверное название «Концерт», но как такового его здесь нет, поскольку инструменты молчат. «Лютнист» – одно из ранних произведений Караваджо, образ музыканта еще не раз встретится в его картинах. Как и многим другим известным картинам, «Юноше с лютней» не суждено было остаться в одних руках. Оно соответствует всем идеалам эпохи Возрождения.

Микеланджело Караваджо: 
биография и лучшие 
работы

Микеланджело Караваджо: биография и лучшие работы

Его палитра довольно скупа и главное внимание сконцентрировано на светотеневых переходах. Всё это, а также множество так называемых pentimenti (следов на холсте от рукоятки кисточки, оставлять которые было в привычках Караваджо), — всё это резко отличает картину из Бадминтон-хаус от полотна, хранящегося в Эрмитаже. Вера в такой исход подогревала патриотические настроения итальянцев. Блики света на сосуде с цветами (варианты Эрмитажа и Бадминтон-хауса) отображены в точном соответствии с законами оптики. Положившись на память, которая начала его подводить, кардинал записал: «Обретшая славу корзина с правдоподобно изображёнными цветами (sic. ) написана Микеланджело да Караваджо, который имел широкую известность в Риме»48. Именно от Марино художник впервые услышал об Овидии и его «Метаморфозах» итальянский перевод которых с помощью Гвидобальдо отыскал в дворцовой библиотеке. Поначалу он бедствовал, работал по найму.

Караваджо вихрем ворвался в культурную жизнь города. На другой тетради начертано Gallus— имя одного из друзей Караваджо, миланского музыканта. Он мечтал о своём зрителе, которому так много хотел сказать. Позади — три Марии и три оттенка женского горя.

Защитники художника начали вести с папой римским переговоры о его помиловании. Коленопреклонённая героиня изображена в момент перед казнью. Нет, это наоборот наслаждение красотой молодого тела.

Лютнист – Микеланджело 
Меризи да Караваджо

Лютнист – Микеланджело Меризи да Караваджо

И виноградные листья в венке героя уже увядают. Художник умер в возрасте 38 лет 18 июля 1610 года. «Святая Екатерина Александрийская» (173x133) представляет собой продолжение попыток художника запечатлеть на холсте движение души. Любопытно другое. Единственный косой луч (позднее такой же появится в «Призвании апостола Матфея») освещает юношу.

Это была личность яркая и артистичная. По словам современника и биографа Караваджо Манчини и немецкого художника Иоахима фон Зандрата, жившего несколько позднее, мастер выбирал тёмный подвал или помещение с абсолютно чёрными стенами, в которое падал одинокий световой луч, чтобы достичь абсолютного изображения естественного рельефа при помощи «оказывавшего сопротивление» сумрака. Тона картины приглушены, переходы светотени деликатны.

Словари и энциклопедии 
на Академике

Словари и энциклопедии на Академике

Позднее художник не раз вернётся к этой теме. Фигура ее столь выразительна, что женский крик ощущается почти физически. Картина «Лютнист» является не только очень живописной и реалистической, но и символической. Смелые ракурсы мифологических персонажей впечатляют.

Караваджо выбрал сферу с вращающимися вокруг неё в космическом вихре мощными фигурами Юпитера, Нептуна и Плутона. Поскольку работа была заказана кардиналом, то в отличие от других картин на религиозные сюжеты святая Екатерина изображена с нимбом, а в остальном это обычный парадный портрет мирянки в пышном одеянии. Его готовы были взять под опеку самые влиятельные люди своего времени.

Художественно-исторический 
музей Арт-Рисунок

Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Первую версию «Лютниста» купил у дель Монте его друг, банкир и коллекционер Винченцо Джустиниани. Галилей пока ещё не произнёс свою историческую фразу «ерриг si muove» — «и всё-таки она вертится», перевернувшую былые представления людей о Земле. Лютнист – Микеланджело Меризи да Караваджо.

Каталог выставки 1990 года отмечает значительные отличия в световых эффектах этой версии, утверждая, что это обстоятельство «знаменует собой значительный шаг в сторону более резко освещённых композиций, которые позднее стали характерными для стиля Караваджо». Узнав, что об этом не может быть и речи, жена друга с радостью согласилась. Около 1595.

Катлейне ван дер 
Стихелен: «Успешная 
женщина-художница

Катлейне ван дер Стихелен: «Успешная женщина-художница — исключение, сломавшее правила»

Нет, так проститутки не раскаиваются в грехах, так они набирают новых клиентов. Поводом послужило подозрительное обстоятельство. Дель Монте тут же предложил написать Чекко в образе шаловливого Амура или юного Иоанна Крестителя. В Эрмитаже картина долгое время экспонировалась под названием «Лютнистка».

Никодим и Иоанн Креститель переносят мертвое тело с плиты (камень, на котором, по традиции средиземноморских стран, покойного готовят к погребению, обмывая и натирая миррой) в могилу. Арчимбольдо был очень популярен при жизни, чем объясняется множество подражаний его стилю. Некоторые работы были столь популярны, что Караваджо был вынужден делать копии. Тона картины приглушены, переходы светотени деликатны.

«Пусть над этим ломают головы другие, ничего не смыслящие в живописи, — сказал он про себя, — а для меня всё давно уже ясно как Божий день». Поначалу она смутилась, думая, что придётся обнажаться перед художником. Огонь. Полотно Джампетрино меньше всего напоминает изображение раскаявшейся грешницы. В этом столько показного, столько кокетства и желания привлечь мужское внимание. Утвердиться в мире искусства здесь было делом непростым, особенно в преддверии Юбилейного года, когда Вечный город был наводнён съехавшимися со всей Европы художниками в надежде на получение выгодных заказов.

Женщина вряд ли могла сделать такой выбор — это просто тяжело для горла. Каталог выставки 1990 года отмечает значительные отличия в световых эффектах этой версии, утверждая, что это «знаменует собой значительный шаг в сторону более резко освещённых композиций, которые позднее стали характерными для стиля Караваджо». Есть также версия, что «Юноша с лютней»— портретное изображение Галлуса, миланского музыканта, чьё имя начертано на второй тетради, лежащей на столе. В нотах угадывается популярная для своего времени мелодия мадригала Жака Аркаделя «Вы знаете, что я вас люблю». Всего, как уже говорилось, существует три полотна на эту тему.

Все реальные, будто написанные с натуры, детали картины полны скрытых намеков. Одна из распространенных версий – Караваджо заболел малярией. До сих пор в европейских языках существует выражение: «Его лютня дала трещину», что значит: «Его любовь закончилась неудачно». На столе лежат скрипка, открытые ноты, фрукты, цветы в стеклянном сосуде. До сих пор в европейских языках существует выражение: «Его лютня дала трещину», что значит: «Его любовь закончилась неудачно».

Александр Петрелли: «Иногда я испытываю ревность к самому себе»

Существует и расширенное толкование понятия «маньеризм», как выражения формотворческого, «претенциозного» начала в искусстве на разных стадиях культурного развития — от античности до современности. В небогатой семье Меризи, родом из маленького городка Караваджо, в праздник Архангела Михаила (29сентября), родился мальчик, которого назвали в честь святого. Её гордостью являлся «Урбинский кодекс 1270» Леонардо да Винчи с воззрениями мастера о перспективе и световоздушной среде. А жизнь во дворце между тем шла своим чередом. Вероятно, это та самая шпага Караваджо, которая фигурирует в отчётах римской полиции с выгравированной на клинке надписью на латыни «Nec spe пес metu» — «Нет надежды, нет и страха».

На эрмитажном варианте и картине из Бадминтон-хаус на раскрытой странице партитуры легко читаются ноты басовой партии8 мадригала Якоба Аркадельта Voi sapete chio vi amo («Вы знаете, что я люблю вас»). Картина написана в конце 16-го века. И настало утро. Биограф же Караваджо Питер Робб считает, что художник изобразил своего спутника Марио Миннити, позировавшего также для ряда других картин этого периода в том числе «Игроков» и одного из двух вариантов «Гадалки». Женщина вряд ли могла сделать такой выбор — это просто тяжело для горла. Смотря из окна на лужи с отражёнными в них плывущими по небу облаками, он решил вместо зеркала как верного подспорья в работе попробовать на сей раз использовать водную гладь и показать отражённым в ней окружающий мир, неожиданно предстающий в перевёрнутом виде. Одна из них отчаянно кричит, вскинув руки.

Вдействительности этот озорной Амур на смятой постели, недвусмысленно прославляя гомосексуальную любовь, торжествует надо всем: любовь прекрасней музыки (инструменты), сильнее войны (доспехи), долговечнее власти (корона). Кардиналу хотелось видеть кусок неба под потолком своей алхимической лаборатории, а высказанные старшим братом соображения он счёл вредными и богохульными, приказав художнику забыть о них. На первый план он выносит реальность людей. Когда Караваджо показал законченную картину Марио, она не вызвала у него особого интереса. По словам современника и биографа Караваджо Манчини и немецкого художника Иоахима фон Зандрата, жившего несколько позднее, мастер выбирал тёмный подвал или помещение с совершенно чёрными стенами, в которое падал одинокий световой луч, чтобы достичь совершенного изображения естественного рельефа при помощи «оказывавшего сопротивление» сумрака. По словам современника и биографа Караваджо Манчини и немецкого художника Иоахима фон Зандрата, жившего несколько позднее, мастер выбирал тёмный подвал или помещение с совершенно чёрными стенами, в которое падал одинокий световой луч, чтобы достичь совершенного изображения естественного рельефа при помощи «оказывавшего сопротивление» сумрака.

Сведения, получаемые из Милана, будоражили Рим. Но художник недолго оставался без помощника. Караваджо пришлось бежать из Рима.

Субодх Гупта: «Для 
художника одной 
жизни недостаточно»

Субодх Гупта: «Для художника одной жизни недостаточно»

Помимо увлечения музыкой, живописью и археологией, кардинал дель Монте уделял немало времени изучению ботаники и минералогии. Как и Леонардо в своих рисунках-штудиях или в утраченной «Медузе», о которой можно судить благодаря рассказу Вазари, Караваджо тщится передать эмоциональное состояние и мимику лица в предсмертных муках, чудом избегая опасности впасть в изощрённую стилизацию, столь свойственную маньеристам или в чуждый ему экспрессионизм. Блики света на сосуде с цветами (варианты Эрмитажа и Бадминтон-хауса) отображены в точном соответствии с законами оптики.

Блики света на сосуде с цветами (варианты Эрмитажа и Бадминтон-хауса) отображены в точном соответствии с законами оптики. Каждый думает только о себе.

Картину «Лютнист» («Юноша с лютней») для Эрмитажа приобрел Александр I. Один из крупнейших представителей барокко Микеланджело Меризи да Караваджо родился 29 сентября 1571 года в итальянском селении Караваджо, неподалеку от Милана. Это влияние довольно четко проступает уже в ранних работах художника («Мистическое обручение святой Екатерины», 1521, фрески в двух боковых капеллах пармской церкви Сан-Джованни-Эванджелиста, около 1522-1523 и др. ), соседствуя с стилистическими остроиндивидуальными чертами, как особая, действительно «манерная» (как и следует из самого понятия «маньеризма») элегантность поз и удлиненных, грациозных пропорций. Энергичный Марино успел заставить громко заговорить о себе ходившей по рукам рукописью эротической поэмы «Адонис», о публикации которой не могло быть и речи. Караваджо вновь использует позу одного из обнаженных с потолка Сикстинской капеллы.

ТОП-15 модных брендов, 
поддерживающих художников

ТОП-15 модных брендов, поддерживающих художников

Тогда он решил повременить и осмотреться. Генерал ордена иезуитов Клаудио Аквавива, местопребыванием которого и была церковь Джезу, выслушав сообщение своих соглядатаев и лично осмотрев капеллу Ангелов, приказал немедленно сбить «еретическую» фреску. Он переехал в Неаполь, где написал более десяти картин. По словам современника и биографа Караваджо Джулио Манчини и немецкого художника Иоахима фон Зандрарта, жившего несколько позднее, мастер выбирал тёмный подвал или помещение с абсолютно чёрными стенами, в которое падал одинокий световой луч, чтобы достичь абсолютного изображения естественного рельефа при помощи «оказывавшего сопротивление» сумрака. Тона картины приглушены, переходы светотени деликатны.

Возможно, что в замысле картины есть некоторая доля, близкая к кругу таких представлений, оттого некоторые исследователи находят в ней оттенок двойственности (может быть, даже двусмысленности) в смешении девичьих и юношеских черт лютниста. Считается, что это один из миланских друзей Караваджо, навестивший его в Риме. Наемники, проститутки, воры, убийцы — их девизом была фраза «Нет надежды — нет страха». Чтобы не вызывать нареканий со стороны аскета-брата и чувствовать себя более раскованно, в ноябре 1596 года кардинал приобрёл для своих негласных увеселений и «научных» занятий алхимией небольшую виллу в парке Людовизи за воротами Порта-Пинчана, которая стала называться casino Del Monte.

Потом картину купил в свою коллекцию римский аристократ и банкир Винченцо Джустиниани. Перед ним на столе лежат скрипка, ноты, фрукты рядом стоит ваза с цветами. Эта первая работа, написанная для дель Монте в его дворце. «Караваджизм» стал одним из ведущих направлений в живописи XVII века. За кофе, бесшумно подаваемым юными пажами, завязался разговор о музыке.

Поэт объявился пару месяцев назад в Риме после отбытия тюремного наказания в родном Неаполе за совращение дочери богатого торговца, умершей от аборта. С его именем связано целое направление в итальянской поэзии, получившее наименование «маринизм».

ТОП-15 музеев и 
арт-центров Амстердама

ТОП-15 музеев и арт-центров Амстердама

Вскоре в одной из гостиных дворца состоялось для узкого круга доверенных лиц обсуждение пока не успевшей попасть в «Индекс запрещённых книг» работы «Философия, основанная на ощущениях», которую монах написал в развитие идей своего учителя Бернардино Телезия, натурфилософа и противника схоластического аристотелизма. Перед отъездом он навестил Караваджо и попросил друга в случае необходимости оказать помощь его неопытной в житейских делах жене Катерине, поскольку на младшего брата Децио у него отныне не было никакой надежды.

Биографы Караваджо отмечают, что не было обнаружено эскизов к картинам живописца. Каким-то образом ему удалось сбежать и попасть на Сицилию, а затем в Неаполь. Осмотревшись, Караваджо, к величайшему изумлению, увидел среди других картин, украшавших стены гостиной, «Шулеров», «Юношу, укушенного ящерицей» и «Отдых на пути в Египет», за которые ему были заплачены какие-то жалкие гроши обходительным синьором Валентино. Этим произведением, написанным в мажорных тонах мастером, которому не было тридцати, завершается ранний период его творчества, отмеченный углублённым изучением природы вещей и сути человека, выработкой новых приёмов письма и поиском собственного стиля.

Но. Расписанный им свод алхимической лаборатории пронизан той неукротимой яростной энергией, которая способна вызвать гневные раскаты грома, предвестника приближающейся грозы. Вода. Караваджо уважил просьбу патрона и написал известный натюрморт «Корзина с фруктами» (31x47).

Андрей Руденцов: 
«Мебель — недооцененный 
в русском искусстве

Андрей Руденцов: «Мебель — недооцененный в русском искусстве сегмент»

Дабы украсить «уголок отдохновения», как называл его кардинал, он поручил своему художнику расписать потолок одной из зал, где проводились химические эксперименты. В частности, рассказывая об оптических эффектах интересовавших многих художников, автор приходит к парадоксальному заключению, заявляя, что «с помощью простого кружочка из бумаги можно увидеть так называемый сгусток (epitome) целого мира»33. Причина смерти художника остается неясной. Таким образом Караваджо оказался в кругу покровителей, связанных тесными узами родства. Единственный косой луч (позднее такой же появится в «Призвании апостола Матфея») освещает юношу.

В Эрмитаже картина долгое время экспонировалась под названием «Лютнистка». Первая хранится в Эрмитаже, Санкт-Петербург (Холст, масло. Единственный косой луч (позднее такой же появится в «Призвании апостола Матфея» освещает юношу. Фрукты же не соответствуют весеннему сезону. Как выяснилось позднее, выбор оказался более чем удачным.

Времена и вкусы меняются. На картине из собрания Вильденстайна (хранится в Музее Метрополитен), тетрадь раскрыта на нотах мадригалов итальянского композитора Франческо де Лайоля на слова Петрарки: Laisse le voile и Pourquoi ne vous donnez-vous pas.

Виктор Мизиано: 
«Важно то, что я 
куратор 1990-х годов»

Виктор Мизиано: «Важно то, что я куратор 1990-х годов»

Он должен был стать одним из главных орудий пропаганды католической церкви. Приемы художника позже использовались в фотографии и кинематографе. Перед ним на столе лежат скрипка, ноты, фрукты рядом стоит ваза с цветами. Тайна осталась нераскрытой. Со временем картина «Нарцисс» была воспринята многими художниками как образец нового искусства с нетрадиционным взглядом на человека и на мир.

Оказалось, что написанные им ангелы как две капли воды похожи на парней, проводящих время на соседней площади Навона в ожидании клиентов, что породило немало двусмысленных намёков и разговоров среди паствы. «Юношу» освободили и от «веснушек» на щеках, которые на самом деле не имели ничего общего с пигментными пятнами и оказались обыкновенными повреждениями.

Марина Гисич: «Я 
упертая и прошла 
путь до конца»

Марина Гисич: «Я упертая и прошла путь до конца»

Но художник ввязался в очередной инцидент и попал в мальтийскую тюрьму. По такому случаю дворцовым портным для него был пошит строгий камзол. В период скитаний художник создал ряд выдающихся произведений религиозной живописи. Повышение контраста между тенями и светом художник использует, например, в «Мученичестве святого Матфея».

Первый биограф Караваджо Беллори утверждал, что на полотне изображена девушка. В Эрмитаже картина долгое время экспонировалась под названием «Лютнистка». Могила художника находится в тосканском городке Порто-Эрколе.

Выставка Пьеро делла 
Франческа открывается 
в Эрмитаже

Выставка Пьеро делла Франческа открывается в Эрмитаже

Обычно опальный монах проходил на половину Гвидобальдо, что не осталось незамеченным для всевидящих папских сбиров, следивших за каждым его шагом. Его коллекция в 1808 году была вывезена во Францию и выставлена на продажу. Записано верно с моих слов»47. Так само собой получилось, что вскоре ему пришлось приступить к написанию картины «Музицирующие мальчики» (92x118, 5). Это одновременно «гармония», отражающая мастерство искусство владения инструментом, сожаление о быстром течении жизни (сравнение с мимолетным звуком струн лютни), апология жизни Христа. Уже упоминавшийся автор известного труда «Цицерон» Буркхардт язвительно заметил, что «Голова Медузы» — это всего лишь изображение «орущего парня, у которого вырывают зуб».

Его обнажённое колено почти упирается в раму картины. На музыкальных вечерах и театральных представлениях, пользовавшихся в городе большой известностью, все женские партии исполнялись певцами-кастратами. За его картинами выстраивались в очередь: если что-то не нравилось одному заказчику (в случае с Караваджо такое происходило часто, многие были шокированы реалистичностью его работ), картину тут же приобретал стоящий в очереди. Трактовке сюжета картины посвящены целые научные исследования наиболее распространенным является мнение о том, что идея произведениясвязана с темой «суеты сует» — темой неизбежности гибели всего живого. По словам современника и биографа Караваджо Манчини и немецкого художника Иоахима фон Зандрата, жившего несколько позднее, мастер выбирал тёмный подвал или помещение с совершенно чёрными стенами, в которое падал одинокий световой луч, чтобы достичь совершенного изображения естественного рельефа при помощи «оказывавшего сопротивление» сумрака.

Юноша изучает изобразительные традиции Венеции и региона Венето, в основе которых лежит виртуозное владение светом и цветом. Тёплый кремовый тон фона придаёт композиции пространственную глубину. Все это, а также множество так называемых pentimenti (следов на холсте, от рукоятки кисточки, оставлять которые было в привычках Караваджо), — все это резко отличает картину из Бадминтон-хаус от полотна, хранящегося в Эрмитаже. Так 209 лет назад, в 1808 году, картина оказалась в Санкт-Петербурге. Картина, хранящаяся в Бадминтон-хаус, впервые появилась на аукционе Сотбис (Нью-Йорк, 25 января, 2001 года, лот 179).

и бюро возрождают 
историю модного 
дома

и бюро возрождают историю модного дома

Это момент скорби и прощания. Сэм Сигал обратил внимание на то, что букет составлен из цветов (ирис, дамасская роза, жасмин, маргаритка), которые цветут примерно в одно время— весной, к ним добавлены листья апельсинового дерева12. В начале 1600-х годов Караваджо создает Иоанна Крестителя. Блики света на сосуде с цветами (варианты Эрмитажа и Бадминтон-хауса) отображены в точном соответствии с законами оптики.

Правда, пришлось на время воздержаться от ночных прогулок, что особенно его тяготило. Яхета де Берхема. Все персонажи пребывают в постоянном вращении вокруг земной сферы.

Коллекции Эрмитажа 
и Лувра соединятся 
на выставке о маркизе

Коллекции Эрмитажа и Лувра соединятся на выставке о маркизе Кампана

В самом деле, любой человек, оказавшийся перед «Страшным судом», видит, что он находится на уровне изображённой на алтарной стене преисподней и его рост никак не позволяет ему стать вровень с Чистилищем, на которое он вынужден смотреть снизу вверх, запрокинув голову. Земля.

Но всё эти недочёты восполняются прекрасно снятыми кадрами показа его картин. На столе лежат скрипка, открытые ноты, фрукты, цветы в стеклянном сосуде. Он недурно играл на клавесине и гитаре, обладал богатым собранием редких музыкальных инструментов и партитур. Повышение контраста между тенями и светом художник использует, например, в «Мученичестве святого Матфея».

Каталог выставки 1990 года отмечает значительные отличия в световых эффектах этой версии, утверждая, что это «знаменует собой значительный шаг в сторону более резко освещённых композиций, которые позднее стали характерными для стиля Караваджо». На первый план он выносит реальность людей. Таким и появился на свет «Нарцисс» (112x92). Палач, опускающий голову Крестителя на блюдо в руках Саломки. На эрмитажном варианте и картине из Бадминтон-хаус на раскрытой странице партитуры легко читаются ноты басовой партии5 мадригала Якоба Аркадельта Voi sapete chio vi amo («Вы знаете, что я люблю вас»).

На эрмитажном варианте и картине из Бадминтон-хаус на раскрытой странице партитуры легко читаются ноты басовой партии мадригала Якоба Аркадельта Voi sapete chio vi amo («Вы знаете, что я люблю вас»). Там он проделал головокружительную карьеру, оказавшись при дворе Людовика XIII. Искусствоведы говорят об особой работе со светом и тенью в полотнах Караваджо.

Это первый созданный Караваджо пейзажный ноктюрн. Караваджо, хорошо знавший нравы римской улицы и её обитателей изобразил когда-то на свой страх и риск одного из этих парней на картине «Юноша, укушенный ящерицей», вызвавшей восторг синьора Валентино и многих других коллекционеров.

Томас Сарацено построил 
облачный город в

Томас Сарацено построил облачный город в

Картина вызвала восторг друзей и знакомых кардинала. Главный и единственный герой полотна – юноша в белой рубашке. На картине из собрания Вильденстайна (хранится в Музее Метрополитен), тетрадь раскрыта на нотах мадригалов итальянского композитора Франческо де Лайоля на слова Петрарки: Laisse le voile и Pourquoi ne vous donnez-vous pas.

Это был любимый девиз римской черни в борьбе за выживание. Только в начале ХХ века искусствоведы сошлись во мнении, что на полотне изображен все-таки юноша (вероятно, Караваджо позировал его знакомый художник Марио Миннити): на нотах перед музыкантом видна запись басовой партии мадригала Якоба Аркадельта «Вы знаете, что я люблю вас». Незадолго до этого отец будущего художника, каменщик и архитектор, получает работу на стройке Кафедрального собора в Милане и перевозит семью вбольшой город. Это один из самых высокочтимых итальянских святых. Сэм Сигал обратил внимание на то, что букет составлен из цветов (ирис, ромашка, жасмин, шиповник, дамасская роза), которые цветут примерно в одно время— весной.

Для кого зашифровано любовное послание художника на картине – неизвестно. Тогда-то Караваджо вдруг вспомнил о просьбе Онорио Лонги присмотреть за оставленной мужем в одиночестве красавицей Катериной Кампани.

К сожалению, не сохранились даже редкие его письма. Вскоре он завершил работу.

Обиду он помнил и встретиться вновь с бывшим работодателем не имел никакой охоты. Но фрукты в стоящей перед Вакхом вазе не так свежи: яблоко подгнило, на нем червоточина. Но церковники узнали в ликующих ангелах хорошо знакомых им и многим прихожанам юнцов. Эта картина под названием «Куртизанка Филлида» (66x53) погибла в апреле 1945 года при штурме Берлина. Его вывел из состояния оцепенения и восторга подошедший кардинал. Как и многим другим известным картинам, «Юноше с лютней» не суждено было остаться в одних руках.

Есть также версия, что «Юноша с лютней»— портретное изображение Галлуса, миланского музыканта, чьё имя начертано на второй тетради, лежащей на столе. Черные, непокорно вьющиеся волосы украшены широкой лентой, небольшие, красивые руки перебирают струны лютни.

Фотография как классовое 
оружие в Центре 
Помпиду

Фотография как классовое оружие в Центре Помпиду

Среди них был кардинал дель Монте, для которого художник и написал своего знаменитого «Лютниста» (другое название картины «Девушка с лютней»). Караваджо понял, что его вольной жизни настал конец. Последний является автором работ «О рефракции», где рассматривались проблемы оптики и «Естественная магия или О чудесах естественных вещей», в которой приводилось описание камеры-обскуры11. Затянувшиеся «смотрины» завершились осенью 1594 года — Караваджо отдал предпочтение кардиналу Франческо Мария Борбоне дель Монте (1549—1627). Под впечатлением разговоров о музыке, которые постоянно велись в римских салонах — да и сам он был к ней не глух, — Караваджо принялся писать по просьбе дель Монте «Лютниста» (94x119). Её положение асимметрично относительно центра.

Всё писалось с натуры. Картина, хранящаяся в Бадминтон-хаус впервые появилась на аукционе Сотбис (Нью-Йорк, 25 января, 2001 года, лот 179). Но художник ввязался в очередной инцидент и попал в мальтийскую тюрьму. Всё остальное остаётся за скобками его новаторского искусства. Таков же и его «Амур-победитель».

Отреставрированную 
студию Ле Корбюзье 
открыли для публики

Отреставрированную студию Ле Корбюзье открыли для публики

Кардинал, никак не ожидавший вновь увидеть у себя «Лютниста», хоть и был несказанно рад его возвращению, на сей раз воздержался от выражения особой благодарности. Узнав об этом, Караваджо решил вернуться поближе к Риму и ждать официального помилования. Богемная жизнь влекла их обоих.

Трактовке сюжета картины посвящены целые научные исследования наиболее распространенным является мнение о том, что идея произведениясвязана с темой «суеты сует» — темой неизбежности гибели всего живого. Фрукты же не соответствуют весеннему сезону. Палач, опускающий голову Крестителя на блюдо в руках Саломки. Возможно, при первом же взгляде на картину своего протеже он с удивлением обнаружил в лютнисте изображение девушки, которое никак не сочеталось с полюбившимися ему «Музицирующими мальчиками».

Историю кубизма 
рассказывают в Центре 
Помпиду

Историю кубизма рассказывают в Центре Помпиду

Он видел красоту там, где ее по всем канонам не могло быть. В небогатой семье Меризи, родом из маленького городка Караваджо, в праздник Архангела Михаила (29сентября), родился мальчик, которого назвали в честь святого. Первый биограф Караваджо Беллори утверждал, что на полотне изображена девушка.

Будущий художник начал проявлять способности к рисованию с детства. К этому популярному сюжету живописи эпохи Возрождения обращалось немало мастеров. Задержанный оказался ночью не только со шпагой, но и с непонятным предметом в чехле. От него лучше держаться подальше».

Кодекс хранился, как святыня, в специальном кожаном футляре под стеклом. Именно эта часть полотна по своей наполненности является самой интересной. О Микеланджело да Караваджо ходит множество историй и легенд.

Старый приятель Шипионе Пульцоне по прозвищу Гаэтанец после написания по заказу иезуитов большой алтарной картины «Мадонна делла Страда» украсил там один из приделов фигурами ангелов, написанных им с натуры в полный рост. Эта работа относится к последним годам жизни художника. Она застыла между двумя реальностями. Он прислушивается к издаваемым звукам, не следя за привычным движением рук. В круг его обширных интересов входили также химия и фармакология.

В этой ранней работе видны мощные предпосылки новой манеры письма живописца. Видимо, сознавая, сколь греховно его увлечение «белой магией», кардинал заказал любимому художнику обетную картину для своей домашней часовни, куда он время от времени заглядывал. Сэм Сигал обратил внимание на то, что букет составлен из цветов (ирис, ромашка, жасмин, шиповник, дамасская роза), которые цветут примерно в одно время— весной. Исследователи Мэон (1990) и Кристиансен (1990) считают, что картина, принадлежавшая дель Монте, попала в собрание Д. Вильденштайна и она исполнена полностью самим Караваджо. Вероятно именно он позировал для «Лютниста», чем и объяснимо наличие бросающихся в глаза женских черт у изображённого на картине типичного черноокого южанина с густыми дугообразными бровями и пухлыми губами43.

Другие полагают, что Караваджо хотел передать физическое воплощение того настроения, которым охвачен музицирующий лютнист. На другой тетради начертано Gallus— имя одного из друзей Караваджо, миланского музыканта9. Вероятно, «Лютнист» – портрет друга Караваджо, миланского музыканта Галлюса, с которым он познакомился во время своих скитаний. Караваджо отлично усвоил этот урок. Для него труд составлял смысл и основу жизни, чего не скажешь о его младшем брате. Однажды, весной 1598 года, с Караваджо произошёл курьёзный случай. Голова Иоанна Крестителя кажется совсем живой и словно желающей еще что-то сказать всем присутствующим.

Гвидобальдо был не только старше брата-кардинала, но и мудрее и с ним Караваджо любил поговорить по душам.

Рекомендуемые курсы 
ПК и ППК для Вас

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас

Приходится только диву даваться, каким образом этот шедевр, как и «Шулеры», пылившиеся веками в подвалах, вдруг оказался в американском захолустье. Наступило осеннее ненастье, когда из-за проливных дождей нельзя выйти из дома. Оба брата дель Монте всячески поддерживали Галилея, когда у него возникли серьёзные проблемы с инквизицией. Возможно, Беллори был введён в заблуждение чересчур женственным видом юноши.

Тогда же мать отдала его в мастерскую ученика Тициана Петерцано. Через десять лет семья Караваджо после смерти отца от тифа вернется в родные места. Здесь Караваджо истолковал традиционный сюжет «Успения Богородицы» не несущим радость, согласно церковным традициям, а как трагедию, погрузив апостолов, окруживших ложе Марии в скорбь.

В 1808 году в Париже собрание Джустиниани было выставлено на продажу.