Мальчик Укушенный Ящерицей Караваджо Картина

Предварительный показ знаменитой картины Микеланджело Меризи да Караваджо «Мальчик, укушенный ящерицей» прошел в пятницу в Посольстве Италии в Москве. Картина Караваджо Мальчик, укушенный ящерицей: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. В посольстве Италии журналистам представили картину Караваджо "Мальчик, укушенный ящерицей". Предварительный показ картины Микеланджело Меризи да Караваджо Мальчик, укушенный ящерицей пройдет в пятницу в посольстве Италии в Москве, сообщила пресс-служба посольства.

Предварительный показ картины Микеланджело Меризи да Караваджо Мальчик, укушенный ящерицей прошел в пятницу в посольстве Италии в Москве.

История одного шедевра: «Мальчик, укушенный ящерицей» Караваджо

Но любил ли он её, трудно сказать. Среди сиделок ему приглянулась юная монахиня по имени Лючия. Бывший ученик, успевший к тому времени набраться опыта, вернулся на родину, где открыл собственную живописную мастерскую. К счастью, подвернулась заинтересовавшая его модель. Во время кутежей и хождения по борделям он подцепил «модную» венерическую болезнь, которая свела его в могилу, когда ему не было пятидесяти.

Кое-кому из них удалось неплохо устроиться. Молчание явно затянулось для начинающих терять терпение молодых людей, а Караваджо в душе уже корил себя, что ввязался в глупую затею. Теперь Караваджо мог себе позволить роскошь не только выбирать в уличной толпе нужный типаж, но и платить за позирование, так как на Марио надежды было мало и с ним всё труднее становилось находить общий язык.

Описание картины 
«Мальчик, укушенный 
ящерицей»

Описание картины «Мальчик, укушенный ящерицей»

Во время позирования девушка немало рассказала ему о себе. Снова появилось неукротимое желание работать, чтобы забыть всё остальное. С ней ему было покойно и хорошо работалось, а это для него самое главное. Обе эти работы, «Гадалка» и «Шулеры», преисполненные действия и занимательной театральности, вызвали большой интерес. Версия маловероятная и вряд ли Караваджо был знаком с творчеством этой художницы, ученицы Кампи, писавшей в основном портреты в обрамлении забавных жанровых сцен типа «Игра в шахматы» (собрание Радзиньского, Познань) или автопортреты. Он выступает посредником между Небом и Землёй.

В работе над повтором «Гадалки» автор постарался ещё более выразительно показать, насколько герои увлеклись флиртом, придав живость романтической сцене предсказания судьбы и перекрёстному обмену взглядами. Стоит всё же заметить, что его работа в форме люнеты представляет собой добротно написанный развёрнутый пейзаж клонящегося к закату дня, на фоне которого несколько теряются миниатюрные фигуры ищущих привал путников.

Можно с уверенностью утверждать, что это одно из самых светлых по настроению, самых поэтичных полотен Караваджо, в котором рассказывается о простых людях, живущих на этой земле, о природе и красоте окружающего мира, хотя в нём немало тревог и лишений. Их оригиналы утеряны, но сохранились авторские копии. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Но с того злополучного дня Лючии и след простыл. О чём были те картины, написанные во время болезни, неизвестно.

Он держался несколько обособленно, не вступая ни с кем в приятельские отношения. Гениальность картины в простоте её исполнения, а это самое трудное в искусстве. Былая страсть к игре и кутежам вспыхнула в нём с новой силой и он на некоторое время забыл и о новой картине и о предложении синьора Валентино.

В отличие от младшего брата Онорио не был заядлым картёжником, но ему не было равных по части выпивки и уличных драк, которые затевались им по любому поводу. Обычно преданный друг безропотно соглашался ему позировать и искренне радовался, рассматривая собственное изображение на рисунке. Пришлось завести кошку. Между ними завязалась потасовка, на которую присутствующие не обратили никакого внимания — дело привычное. Картина вызвала большой интерес, став подлинным украшением коллекции кардинала дель Монте, которому удалось приобрести её в салоне синьора Валентино.

Но не идти же к возможному покупателю с пустыми руками. Уже на первой после выздоровления значительной работе Караваджо видно, как из мрака вырастает одинокая фигура. Если же говорить о жизни, то для Караваджо она пока никак не складывалась.

Действительно, на его картине всё написано добротно и просто, без заумных изысков и легко читается — хотя действия как такового нет, а сюжет, как выразился М. М. Бахтин по другому поводу, «напряжённо замедлен», чтобы дать возможность зрителю спокойно и неторопливо разглядеть изображение и вникнуть в его суть. Поначалу «Отдых на пути в Египет» (135, 5x166, 5) писался с трудом, словно с похмелья. Уже в этом раннем произведении наглядно видно, как глубоко Караваджо усвоил уроки ломбардской реалистической школы, основанные на научно разработанном великим Леонардо да Винчи методе живописи с натуры, когда все детали тщательно продумываются при выстраивании композиции и точно просчитывается соотношение фигуры и фона. Караваджо с трудом поднялся, превозмогая боль и снова упал.

Но другого выбора не было и новому подмастерью пришлось скрепя сердце согласиться.

В Москве показали 
картину Караваджо 
"Мальчик, укушенный

В Москве показали картину Караваджо "Мальчик, укушенный ящерицей"

Приор госпиталя ежедневно навещал больного, назначив ему особый курс лечения. Аннучча была признательна ему за заступничество. Гордо подбоченясь, он доверчиво протянул цыганке руку, а другую упёр в бок рядом с эфесом шпаги, словно говоря, «знай, милая, с кем имеешь дело, а потому гадай честно, без подвоха». Известна дата его рождения — 8 декабря 1577 года.

Поза у Вакха неудобная.

Мальчик, укушенный 
ящерицей — Караваджо

Мальчик, укушенный ящерицей — Караваджо

Он погружён в собственный мир неведомых нам желаний и сокровенных мыслей. Но в конце 1599 года между друзьями произошла размолвка.

Её следы утеряны, но лет шестьдесят спустя картину увидел биограф Беллори и вот что он отметил в своих «Жизнеописаниях»: «Микеле написал букет в стеклянном кувшине с отражённым в воде окном комнаты и переливающимися на свету каплями росы, дрожащими на лепестках цветов. Свидетелем дикой сцены случайно оказался Лоренцо Сицилианец, который по просьбе испуганного Чезари, никак не ожидавшего такого оборота, кликнул извозчика и отвёз Караваджо в монастырский госпиталь Санта-Мария делла Консолационе, чтобы показать костоправу. Музыковеды считают автором мелодии фламандского композитора Ноэля Баулдевейна. Несмотря на юный возраст она пользовалась успехом и от ухажёров не было отбоя. Ему явно нездоровится, ломота в конечностях.

Однажды, когда ему всё же удалось уговорить девушку слегка обнажить плечо под распущенными волосами, в коридоре послышался шум, дверь распахнулась и на пороге показался молодой парень, чьё выражение лица не сулило ничего хорошего. Ему не приходилось марать руки краской — за него это делали другие, которые толкли и смешивали натуральные пигменты, разводили краски, готовили грунтовку и варили на жаровнях смеси, так что в мастерской дым стоял коромыслом, как в лабораториях средневековых алхимиков.

Картина Мальчик, 
укушенный ящерицей 
Караваджо

Картина Мальчик, укушенный ящерицей Караваджо

Он был одержим желанием работать только с натурой и ни о чём другом не помышлял. Так появился «Юный Вакх» (95x85). «Мальчик, укушенный ящерицей» (1596) Холст, масло. С ними Караваджо не раз сталкивался во время ночных походов по злачным местам. Заядлый коллекционер банкир Чириако Маттеи, ставший обладателем «Гадалки», хотел любой ценой переманить к себе Караваджо. У левого глаза припухлость от ушиба.

По-видимому, художник снял с «Отдыха на пути в Египет» копию и подарил в знак благодарности за приют и добро монсиньору Петриньяни, о чём вскользь упоминает в своих мемуарах Манчини. Тогда же были написаны «Мальчик с розами в вазе» и ещё несколько схожих работ, которые молодой художник безуспешно пытался продать. Эти яркие детские воспоминания навсегда запали в душу художника.

Картину Мальчик, 
укушенный ящерицей 
покажут в посольстве

Картину Мальчик, укушенный ящерицей покажут в посольстве Италии

Успех не заставил себя долго ждать. Аннучча как нельзя лучше подходила для такого образа. Но однажды отношения с хозяином мастерской вконец испортились. Сирота оказалась выброшенной на улицу без средств к существованию.

Первый шумный успех вскружил голову Караваджо, заставив забыть о недавнем унизительном положении жалкого приживалы у «монсиньора Салата», о беспросветной нужде с частыми голодными обмороками, когда приходилось писать за гроши «картинки» на потребу непритязательных клиентов ловкого дельца Лоренцо или «головки» по заказу друга Антиведуто Граматики, старавшегося хоть как-нибудь его поддержать в полунищей жизни. Усилия даром не прошли и коллекционеры стали приглядываться к нему. Ныне один вариант «Юноши, укушенного ящерицей» принадлежит собранию Лонги во Флоренции, а другой — Национальной галерее в Лондоне.

Мальчик, укушенный 
ящерицей (Караваджо)

Мальчик, укушенный ящерицей (Караваджо)

Небольшая картина, написанная с натуры, получила название «Больной Вакх» (67x53). Высказывается мнение, что сюжет был навеян одним рисунком художницы Софонисбы Ангвиссола (1532—1626), который хранится в неаполитанском музее Каподимонте. Но кардинал, эрудит и знаток зооморфизма в мифологии, явно проглядел основное, поскольку отнюдь не обертоны гомосексуализма составляют суть картины.

Ответить трудно. Проникновенный подбадривающий взгляд Иосифа, устремлённый на играющего ангела, словно говорит: «Не робей, милок играй. » — и в ответ слышна нежная мелодия. Чувство раскаяния в нём проснулось несколько позднее, когда судьба жестоко с ним обошлась и он понял, что за все прегрешения в жизни надо платить и дорого. Аннучча вспыхнула и влепила ему звонкую пощёчину. Затёкшую ногу он вытянул поверх скамейки, а другую для устойчивости с трудом согнул в опухшем колене с синяком от ушиба.

История картины 
Караваджо Мальчик, 
укушенный ящерицей

История картины Караваджо Мальчик, укушенный ящерицей

Но его надеждам не суждено было оправдаться. Рим до сих пор хранит имя Джустиньяни в названии одного переулка в самом центре города, равно как имена Барберини, Боргезе, Борромео, Буонкомпаньи, дель Монте, Крешенци, Людовизи, Массими, Маттеи, Одескальки — всех этих счастливых обладателей картин великого художника, а вот имени самого Караваджо, увы, не найти на карте итальянской столицы. Здесь, как и в «Гадалке», происходит обмен взглядами, но уже тройной, подчёркивающий напряжение происходящего.

Анне Бьянкини, так звали девушку, на вид было не более шестнадцати. Выздоравливающий Караваджо явно истосковался по настоящему делу — написанию с натуры. После смерти отца в 1591 году Онорио вместе с братом Децио унаследовал несколько доходных домов в Риме и Милане, что давало братьям Лонги возможность жить припеваючи, предаваясь праздности, а делом заниматься спустя рукава.

Его художественный салон пользовался большой известностью среди коллекционеров. Воображаемый Вакх показан больным из-за чего бедняга непривычно трезв и грустен. Но, поддавшись чарам девушки и ощутив нежность её рук, он, кажется, уже забыл о гадании. Но Караваджо вежливо отклонил его предложение, зная, что такая «доброта» обойдётся ему в копеечку. Большинство искусствоведов считают её автопортретом художника.

Поскольку изображённый мифический персонаж не походит на позировавшего Марио, чей задумчивый образ так тонко и поэтично передан в «Юноше с корзиной фруктов», можно смело предположить, что, рисуя полноватого вялого Вакха, художник, обладавший прекрасной физиогномической памятью, вспомнил своего друга детства увальня Муцио Колонна, с которым было граничит столько проведённых счастливых дней. В новой картине «Шулеры» (91, 5x128, 2), как в известной Commedia dellArte, зритель видит и подмечает всё, что стараются ловко скрыть от него на подмостках герои пьесы.

"Мальчик укушенный 
ящерицей" Караваджо

"Мальчик укушенный ящерицей" Караваджо

Та воспротивилась, сказав, что он еле на ногах стоит и ему лучше бы проспаться. В больнице Караваджо написал по памяти несколько небольших полотен. Стоя на коленях в исповедальной будке, он не видел лица исповедника через закрытое сеткой окошко, а голос священника не всегда внушал ему доверие.

Палач, опускающий голову Крестителя на блюдо в руках Саломки. Представив ему своих гостей, смутившаяся Филлида назвала имя благодетеля — Винченцо Джустиньяни. Да и в жизни самого художника произошли заметные изменения. В последнее время он зачастил в таверну «Туркотто» на площади Навона излюбленное место вечно толкущихся там шулеров, шлюх, сводников, разного жулья и проходимцев.

Её снимает для неё один богатый синьор, чьё имя держится в секрете. Караваджо. Ничего подобного в живописи до тех пор не было.

И наконец, старуха-свидетельница, само воплощение смерти. Это своего рода парафраз известной пословицы, одинаково звучащей по-итальянски и по-русски: «Что имеем, не храним, потерявши — плачем». Первое его изображение появилось на картине «Юноша с корзиной фруктов» (70x67). Похоже, музыка тронула даже осла, традиционно считающегося глупым и упрямым. Это была радостная весть, поскольку для Караваджо открывался напрямую, без жуликоватых посредников, доступ в незнакомый, но столь желанный мир римской аристократии, от которого могла зависеть вся его дальнейшая судьба. Это не бесплотное существо, сошедшее с небес, а реальный подросток с изысканно красивыми линиями полуобнажённого тела, контрастирующего с ярко-красными, коричневыми и оливково-зелёными тонами одежды путников.

«Мальчик, укушенный 
ящерицей» Караваджо

«Мальчик, укушенный ящерицей» Караваджо

Хотя крови не было, но нога от ушиба посинела и опухла. Но у Караваджо на сей счёт были свои соображения. В своих записках он не преминул отметить «сухость» живописи, хотя этим мало что сказано. Когда Филлида представляла Джустиньяни своих друзей, его взгляд украдкой скользил по картине, поставленной на каминную плиту.

О своеобразном методе работы художника на первых порах в Риме спустя сорок лет немецкий искусствовед и художник Иоахим фон Зандрарт писал: «Для того, чтобы достичь абсолютной округлости и естественного рельефа, он старательно выбирал себе тёмный подвал или другое мрачное помещение, в которое сверху падал маленький луч света для того, чтобы сумрак своими тёмными тенями оказывал мощное сопротивление падающему на модель пучку света и таким образом достигал эффекта высокой рельефности»28. Неудача не обескуражила Караваджо, а только пуще распалила в нём желание добиться успеха. Это первая работа, выполненная им на религиозную тему, если не считать не сохранившихся обетных картин, написанных для «монсиньора Салата» и Лоренцо Сицилианца. А было ли ему свойственно такое чувство. Парень озлился и при всех обозвал её «поротой тварью».

Примечания для Мальчик, 
укушенный ящерицей

Примечания для Мальчик, укушенный ящерицей

Эта внутренняя борьба ощущается на холсте в каждом мазке. Картина написана в конце 16-го века. Его всё чаще можно было повстречать в художественных салонах и на званых раутах в домах известных коллекционеров. Взгляд через обнажённое плечо направлен мимо зрителя куда-то в пустоту.

Это была жестокая борьба на выживание, в которой побеждали только сильные духом. Яркий свет слева чётко обрисовывает колоритную компактную группу, чисто внешне связанную контуром наподобие треугольника, а внутренне — накалом происходящего столкновения интересов, готового вот-вот взорваться и обернуться насилием, что так привычно для повседневной жизни римской улицы. Отношения с чванливым работодателем не заладились с первых же дней.

Первой такой работой была «Ваза с цветами». Он хорошо знал, какое количество пигмента необходимо для получения насыщенных или светлых тонов, какой слой белил должен находиться под красками, чтобы они засверкали. Особенно заманчивым было предложение аристократического семейства Маттеи, горевшего желанием заполучить обретающего всё более громкую известность художника, не избалованного пока вниманием знатоков, хотя среди них были такие, кто открыто отзывался о нём как многообещающем таланте, предсказывая ему великое будущее.

Его жанровые картины из жизни римской улицы принесли ему широкую известность. Он мог так сидеть часами.

И это самое ценное в картине. Но всякий раз модель оказывала сопротивление, оставляя в художнике некое чувство неудовлетворённости и ещё пуще распаляя в нём неукротимое желание полностью овладеть ею и подчинить своей воле. Умница кардинал очень тонко подметил характерную черту молодого художника.

Вскоре о Караваджо заговорили в кругах ценителей живописи. Они-то и ввели её в свой порочный круг. Им на помощь прилетел златокудрый ангел со скрипкой.

Описание картины 
Микеланджело Меризи 
да Караваджо «Мальчик

Описание картины Микеланджело Меризи да Караваджо «Мальчик укушенный ящерицей»

Тот обрадовался такой просьбе, увидев в этом явный признак выздоровления. Но увидев, как парень схватил Аннуччу за волосы и потащил к выходу, Караваджо не выдержал и вмешался, силой вытолкнув пьянчугу из таверны и опять же никто не придал этому никакого значения. Уж если говорить о возможном источнике, который мог вдохновить художника при написании великолепной картины, то им скорее всего могла бы стать одна из римских копий знаменитого изваяния Праксителя «Аполлон Зауроктон» (убивающий ящерицу), а таких тогда насчитывалось в Италии не менее двадцати и они украшали дворцы и виллы многих аристократов.

Сам Караваджо, ослабленный болезнью, не смог тогда разобраться в своих чувствах. Караваджо вскоре вернулся оттуда на костылях, с которыми расстался лишь через пару недель. Один их вид вызывает во рту оскомину.

  • Мальчик Укушенный Ящерицей Караваджо – Скачать 3 бесплатно
  • Караваджо Микеланджело (1571- 1610)
  • Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Ощущая её присутствие, он успокаивался и целительный сон брал своё. Вакх, написанный с известной долей иронии и натюрморт со следами увядания освещены мягким осенним светом, словно автор прощается с мифологией, в плену которой итальянская живопись пребывала долгие годы и в последний раз вглядывается в фигуру юноши и лежащие перед ним плоды, чья судьба предрешена и скоро они канут в Лету. Таинственный благодетель Филлиды запаздывал, что свойственно римлянам. На Кампо Марцио был найден нужный типаж для святого Иосифа, оказавшийся немало повидавшим рассудительным римлянином, с которым быстро удалось найти общий язык и обо всём договориться.

Добрая Аннучча ног под собой не чуяла от радости — наконец-то её бесшабашный друг взялся за ум. Тем не менее, Мальчик, укушенный ящерицей является важным произведением в раннем периоде художника именно потому, что эта картина демонстрирует выход из безвоздушной тишины самых ранних его произведений, таких как «Мальчик, чистящий фрукты» или «Больной Вакх» и даже подразумевающих насилие, но фактически статичных, таких как «Шулера». А вот придворный поэт Аурелио Орси этой «якобы Магдалине», как насмешливо отзывались некоторые снобы о картине, посвятил вдохновенное стихотворение на латыни, не забыв в нём упомянуть рубцы на спине девушки, полученные во время уличного бичевания, о чём он безусловно узнал от самого художника. Тот, что постарше, Ругантино, выступает заводилой.

Сам Караваджо рассматривался им не иначе как объект извлечения выгоды, в чём ловкий торговец картинами преуспел. Позднее выяснилось, что приглашение «гостеприимного» кавалера Чезари дАрпино, предоставившего рабочее место, краски, кисти и жалкую каморку с дощатым топчаном и тюфяком, набитым соломой, оказалось далеко не бескорыстным — за всё надо было платить картинами. Всё это подтолкнуло Караваджо к написанию повтора «Магдалины», так как многие коллекционеры выражали желание иметь копию. Он верил в свой час, хотя жил в крайней нужде.

Вот почему отнюдь не раскаяние ему хотелось отразить, когда он работал над картиной. Тут было над чем призадуматься. В основном на них изображались юноши с правильным овалом лица, миндалевидным разрезом глаз, с крупными носами и пухлыми губами как собирательный образ типичных римских подростков. В картине присутствует личный мотив, связанный с частыми ссорами с Марио.

Таким образом, «Гадалка» оказалась в Лувре, поразив многих своей необычностью, свежестью взгляда и породив немало подражаний, например одноимённую работу Жоржа де Латура в том же прославленном музее. Начало было не слишком обнадёживающим. Хотя на родине художника в Милане имеется улочка с таблицей «Караваджо Микеланджело Мериджи» и на ней до сих пор ошибочно фигурирует 1609 как год смерти мастера — о причине этой ошибки будет сказано далее. Она находилась у южного склона Капитолийского холма близ устрашающей Тарпейской пропасти, куда в былые времена сбрасывали приговорённых к смерти предателей. Позднее он втридорога продал «Гадалку» римскому коллекционеру князю Памфили, а тот во время поездки в Париж подарил её французскому королю Людовику XIII. Молодого художника не оставляла мысль дать такое изображение своего друга Марио, которое подчинялось бы его авторской воле и это ему полностью удалось в картине «Юноша, укушенный ящерицей» (65, 8x52, 3).

Мальчик Укушенный 
Ящерицей Караваджо 
– Скачать 3 бесплатно

Его безучастный взгляд обращён куда-то в сторону, минуя зрителя, а рот полуоткрыт, словно он хочет сказать: «Принимайте заказ, а мне пора идти. » Но художник не в силах с ним расстаться и, любуясь его броской красотой, наносит на холст быстрые мазки, пока модель находится перед ним, добиваясь плавных светотеневых переходов. Минуя посредничество синьора Валентино, Караваджо удалось как-то зазвать к себе в подвал римского аристократа и заядлого коллекционера Чириако Маттеи и выгодно продать ему второй вариант «Гадалки», что позволило поправить свои дела. Всякий раз понятливый Марио незаметно куда-то исчезал.

Один из них вооружён кинжалом, который в любой момент может быть пущен в ход. На одутловатом лице землистого цвета грустные глаза, а под ними синюшные мешки. На краю узкого стола лежат другая гроздь винограда, уже тёмного и два недозрелых персика. Дружба с Анной продолжилась и после завершения работы над образом грешницы. Пригрозив страшной местью за «поруганную честь» сестры, взбешённый Томассони выхватил из-за спины нож, успев полоснуть по холсту, но был вовремя скручен и выдворен вон сбежавшимися сторожами и крепкими братьями-августинцами.

На их фоне выделяется большой палец правой руки с ногтем в траурном обрамлении.

Неравнодушный к изящным искусствам старый прелат предоставил в распоряжение Караваджо и его помощника комнату для жилья, а для работы предложил использовать тёплый сухой подвал, служивший когда-то для хранения окороков, подвешиваемых на крюки к сводам потолка и дозревания кругов овечьего сыра. Жизнь завертелась — только поспевай. Тем не менее, Мальчик, укушенный ящерицей является важным произведением в раннем периоде художника именно потому, что эта картина демонстрирует выход из безвоздушной тишины самых ранних его произведений, таких как «Мальчик, чистящий фрукты» или «Больной Вакх» и даже подразумевающих насилие, но фактически статичных, таких как «Шулера».

Верный своей бунтарской натуре, всегда поступающий вопреки принятым канонам, художник вносит в полную идиллической умиротворённости картину отдельные штрихи и бытовые нотки, неожиданно обернувшиеся комическим звучанием. Раза два наведывался Марио, но Караваджо строго-настрого запретил ему появляться. Всегда ухоженный и одетый с иголочки, он отдавал направо и налево указания. Чтобы как-то успокоиться и собраться с мыслями, он решил взять с собой недавно написанную копию «Магдалины», для чего прошёлся дополнительно по отдельным темноватым местам картины мягкими беличьими кисточками для лессировки, а затем покрыл изображение защитным лаком во избежание малейших царапин в дороге.

На сей раз на картине не две, а три фигуры — сидящие за карточным столом игроки в таверне. Купивший «Гадалку» Маттеи больше не появлялся и вот таким образом нельзя было упускать подвернувшийся случай. Её официальное название «Кающаяся Магдалина».

Кроме того, ему теперь надо было заботиться и о Марио. Он охотно приобрёл «Юношу, укушенного ящерицей», но заплатил мизерную сумму, едва покрывшую расходы на холст и краски. Несмотря на беспросветную нужду, он пишет в основном «для себя», развивая в новых работах то, что воочию видел и о чём слышал в Милане. Пока Марио с нанятыми помощниками приводил в порядок жильё и мастерскую, Караваджо пришлось дважды ночевать в тесной каморке у Аннуччи в зловонном Ортаччо, где не обошлось без скандала с наглыми сторожами.

Это был удачливый делец, тонко разбиравшийся в искусстве. Картина не была принята единодушно.

Первым увидел её будущий биограф Бальоне, которого личность Караваджо, этого грубоватого парня из провинции, заинтересовала и он поначалу оказывал ему знаки внимания. Юнец оказался в мастерской Чезари по рекомендации его земляка, Лоренцо Сицилианца. На «Гадалку» возник спрос, так что художник вынужден был написать её повтор.

Её главное и бесспорное достоинство абсолютно в другом. «Гадалка» писалась с натуры в мастерской, но само гадание происходит на улице в погожий осенний денёк и такие сцены по сей день можно видеть в Риме. С годами его взгляд на мир изменится, палитра помрачнеет и ему не удастся больше повторить тот удивительно светлый и спокойный настрой «Отдыха на пути в Египет», пронизанного лиризмом.

Был ещё и приблудный чёрный пёс по кличке Корво (Ворон) — Караваджо с детства питал слабость к животным. Эта рельефность — самое важное в живописи и её душа»27. Но бедняжка мать вскоре умерла, подцепив римскую лихорадку.

Не спуская с него глаз, Иосиф держит перед ангелом партитуру с мотетом, навеянным библейской «Песней песней», начинающимся словами «Как ты прекрасна, о Дева Мария. ». Обеспокоенная Филлида подошла к Джустиньяни и тихо что-то ему сказала. Неизвестно, был ли автор удовлетворён своим «Больным Вакхом».

Невольно напрашивается сравнение с эрмитажной «Кающейся Магдалиной» кисти Тициана, в которой всё подчинено раскрытию темы раскаяния, оказавшейся чуждой тогдашнему настрою Караваджо. «Юноша с корзиной фруктов» — это удивительный сплав портрета и натюрморта, воспринимаемый как единое целое. О судьбе портрета ничего не известно.

Кое-кто из знакомых дАрпино изъявил желание приобрести работу безвестного мастера, поражавшую своей оригинальностью и свежестью взгляда на мир. Как говорится, всяк волен судить в меру своей испорченности. Их многочисленное землячество давно осело неподалёку, на площади Испания. Только улица могла подсказать ему сюжет картины, что более вероятно.

Недавно на приёме во дворце князя Памфили он увидел «Каящуюся Магдалину» и загорелся желанием приобрести её авторскую копию или какую-нибудь новую работу. Эта работа относится к последним годам жизни художника.

Новичка всячески поддерживал и опекал добряк Просперино, а уж он, как никто другой, знал толк в различных композициях из цветочного орнамента, за что и получил прозвище «гротесковый». Получилось так, что теперь, когда он обрел наконец вожделенную собственную «мастерскую», ему пришлось работать в подвале, куда не проникал дневной свет. По выражению его бесстрастного лица трудно было определить, нравится ли ему работа.

Девушка часто наведывалась в мастерскую, коротая с ним время. Как всегда, особую прыть проявлял синьор Валентино, который пристально следил за каждым шагом Караваджо в искусстве и направлял неопытного молодого художника на «правильный», как он считал, путь. Выручили девочку подружки-землячки, которые были постарше и знали в жизни толк. Мнение, прямо скажем, странное и неожиданное.

Его охватило волнение. Украдкой от хозяина мастерской он продолжал писать для себя. Он носил их, пока они на нём не истлевали, превращаясь в лохмотья.

Он ценил эти тихие вечера. Это был чудаковатый холостяк, живший со старушкой матерью в собственном доме неподалёку.

Видать, время не успело ещё окончательно развеять худую молву о нём. Так появилась «Магдалина» (122, 5x98, 5). Завидев их, Марио в ужасе убегал из подвала и парня трудно было заманить обратно.

Подражая подобным образом природе, он превосходно писал и другие картины»24. Его давно ждали кисти и палитра, которые подготовил предусмотрительный Марио.