Марк Шагал Автопортрет

В огромном наследии Марка Шагала произведения автопортретного жанра, наверное, самые многочисленные. Последним произведением Марка Шагала, замыкающим его беспримерное творчество, стал автопортрет и это также весьма символично.

Семье Шагалов с 1890 года принадлежал деревянный дом на Большой Покровской улице в 3-й части Витебска (значительно расширенный и перестроенный в 1902 году с восемью квартирами на сдачу)21.

Но герои его уже взмывают в небеса игнорируя черту оседлости. В этом же году Шагал начал создавать эскизы декораций, костюмов и занавеса для балета «Жар-Птица» на музыку Игоря Стравинского. Колорит картины убеждает нас в том, что благополучная жизнь россиян того времени (даже тех, кто имел домашних животных) являлась лишь видимостью. И вот он снова в Париже. В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс). Недаром художник среди бородатых мужчин, приходящих в дом изобразил и корову — это как бы дар, подарок от «волхвов». Подчеркнутая театрализованность этого изображения также лежит в русле символистской идеологии и стилистики Серебряного века театрализация жизни была в те времена способом объединения искусства и жизни, придания "пошлой" действительности творческого измерения.

Плафон он украсил горизонтальной композицией «Введение в еврейский театр» (1920, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Но когда он берется за кисти и краски, на него что-то накатывается и он делает то, что ему велит распоряжающееся им божество — так что выходит, что вина божества, если получается все одно и то же. Вот она над «Невестой с синим лицом» (1932-1960 гг. ), картиной, полной воспоминаний (тут и скрипач и скоморох и витебские домики). Шагал писал в автобиографии, что «Художнику надо иногда быть в пеленках» – видеть все незашоренным взором ребенка.

  1. Автопортрет с семью пальцами, Марк Шагал
  2. Описание картины «Автопортрет с семью пальцами»
  3. О портрете Марка Шагала, написанном Юделем Пэном
  4. Описание картины Марка Шагала «Автопортрет»
  5. Марк Шагал – Заметки искусствоеда

Автор как бы говорит нам: «Каким бы умным (талантливым, гениальным) я ни был, я все равно глупец». Мастер изобразил себя сидящим перед мольбертом с палитрой и кистями в правой руке. В предвоенные и военные годы одной из ведущих тем его искусства стало распятие («Белое распятие», «Распятый художник», «Мученик», «Желтый Христос»). Жил в Петербурге-Петрограде, Витебске и Москве, а в 1910–1914 – в Париже. А в Европе уже назревала и, наконец, грянула гроза.

«А как. Разлетаются небесные тела, комья грязи, живые и мертвые. Библейские пророки – вот его истинные друзья и собеседники. В левой части композиции художник изобразил двух евреев с зеленовато-синими лицами.

«Продавец газет» — картина, где звучит национальная тема. Портрет продавца газет глубоко психологичен и, вероятно, является скорее собирательным образом, нежели индивидуальным портретом. Пока Шагал ездил в командировки, Малевич устроил в народной школе «переворот» и, сместив директора, провозгласил образовательное учреждение «Супрематическим институтом». Импрессионизм, кубизм, все новейшие течения, которыми бредил Париж, ему были равно чужды. Как говорил Шагал, он сам не сразу осознал значение своего «грубого» красного. Вскоре художник заключил договор с издательством Амбруаза Воллара на иллюстрирование романа Николая Гоголя «Мертвые души» и в течение 19231925 создал сто семь эскизов для гравировальных досок. Они обращают внимание, заставляют задуматься, устанавливают взаимосвязи, задают вопросы.

Уже 2 сентября она скоропостижно скончалась. За сорок дней и ночей художник сделал декорации и эскизы костюмов для трех мини-постановок по Шолом-Алейхему (еврейскому писателю и драматургу) и оформил зрительный зал — росписи покрывали потолок и все стены. В такой суматохе и появился гений. Их картины освещали мою младенческую физиономию.

  • Марк Шагал-«художник без границ»: Малоизвестные факты из жизни и творчества художника- авангардиста
  • Марк Шагал «Автопортрет с семью пальцами»
  • Марк Шагал – художественный авангард века – интересные факты
  • 8 символов, зашифрованных в «Прогулке » Марка Шагала
  • Другие картины Марка Захаровича Шагала
  • Марк Шагал – картины с названиями

И здесь появляется новый аспект собственного образа у Шагала. Шагал был общительным и хорошим рассказчиком. После выставки в Германиихудожник Марк Шагалвозвращается в Витебск. В Берлине художник обучился новым для себя печатным техникам – офорту, сухой игле, ксилографии. Дело в том, что на идише слово «корова» обозначает не только удачу в любых начинаниях, оно имеет еще одно значение — глупец.

Таковы и иллюстрации Шагала к Библии. Он продолжал участвовать в выставках (1-я Государственная свободная выставка произведений искусств, 1918, Петроград 1-я Государственная выставка картин местных и московских художников, 1919, Витебск). В 1909 году были написаны созданные под влиянием неопримитивистской стилистики произведения «Портрет моей невесты в черных перчатках» и «Семья». Марк на картине в правой опущенной руке держит птицу, в то время, как в левой ухватил «журавля» – Беллу. Как решить задачу, я не знаю. Некоторые элементы кубизма можно увидеть в картине «Я и деревня» (1912, Королевский музей изящных искусств, Брюссель).

Так, на картине «День рождения» (1915, Государственная Третьяковская галерея, Москва) Шагал достоверно воспроизвел не только обстановку комнаты, в которой жил с Беллой, но и атмосферу светлой радости, окрылявшей влюбленных. Равно как и Ван Гог (я говорю о них потому, что начинала с них разговор об автопортретах). Скопив денег, Шагал, ничего не сказав родителям, уехал в Санкт-Петербург. С женщиной, подарившей ему дочь Иду, Марк прожил долгую и счастливую жизнь. Шагал удостоился премии Карнеги.

Судя по всему, зрителю виден эскиз реальной работы Шагала «Россия, ослы и другие» (1911, Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду, Париж), которая также экспонировалась в Салоне Независимых. Успех балета «Алеко», созданного по мотивам поэмы классика русской литературы Александра Пушкина «Цыганы» на музыку великого русского композитора в постановке выходцев из России имел на Американском континенте грандиозный успех.

Писался портрет несколько сеансов. Предложение написать их он получил еще в конце 1920-х от издателя Амбруаза Воллара. Несмотря на некоторое влияние кубизма на Шагала (он занимался в «Academie de la Palette», где доминировало это художественное направление) уже критик Я. А. Тугендхольд, который жил в тот период в Париже, отметил отличие шагаловских работ от «надуманных» полотен других кубистов: «Среди русской молодежи внимание останавливают на себе работы Шагала.

Оба они осенены летающими часами, как бы овеществленным временем. Так и на данной выставке мы снова увидели все тех же летающих бородатых иудеев, возлежащих на диване любовников, белых невест, акробатов, нежных эфебов с букетами, порхающих ангелочков, согбенных жалких скрипачей и все это вперемежку с какими-то музицирующими козлами, с гигантскими курицами, с телятами и апокалиптическими конями.

  1. Парижские картины на ночных рубашках
  2. Шагал — основатель Витебского художественного училища
  3. Иллюстратор Гоголя, Лонга, Лафонтена
  4. Монументальное искусство Марка Шагала
  5. за многие и нежные слова Вашей статьи
  6. : за многие и нежные слова Вашей статьи
  7. Мойша Сегал – уроженец Витебска
  8. Комиссар по делам искусств Витебской губернии

А мои родные – самые святые из них». Среди них был и Казимир Малевич, который еще в 1915 на выставке в Петрограде произвел фурор, представив собственное произведение «чистой живописи» под названием «Черный квадрат» (1915, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Оказалось, только что на свет появился его младший брат.

После Октябрьской революции в 1918–1919 годах Шагал служил комиссаром ВКП (большевиков) губернского отдела народного образования в Витебске, оформлял город к революционным праздникам. Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин. Исследователи творчества Марка Шагала предлагают следующие интерпретации представленных на панно образов. И если Белла символизировала женское начало, то по аналогии собственный облик Шагала был призван играть роль второго основополагающего начала в человеческом универсуме, мужского (янь и инь). Именно слово давало ему «свободу обращения с пространством и временем».

  • Скульптуры и керамика Марка Шагала
  • Картины Шагала в рейтинге самых похищаемых произведений искусства
  • Самое интересное в виде мозаики
  • Профессиональный фотограф и мир образов

Умер художник 28 марта 1985 года в Провансе Франции, поднимаясь в свою мастерскую. Отличительной особенностью этой группы изображений является прямой взгляд персонажа на зрителя – поскольку художник смотрит и видит себя в зеркале, а мы как бы находимся на его месте. Как мы знаем, в таком артистическом облике изображал себя и Юрий Моисеевич Пэн. И другая важнейшая книга о российской жизни становится своего рода его декларацией. С января по июль 1964 мастер уже занимался непосредственным созданием плафона, стараясь как можно бережнее обращаться с более ранней живописью художника Ленепве (18191898), которая изначально украшала потолок зрительного зала оперы Гарнье.

Да и в смысле фона это опять то же черное небо с разноцветными ореолами светила, те же домишки грязной дыры из ужасного захолустья, тот же талый снег или же рамы окон, зеленеющие кусты, стенные часы, семисвечники, торы. На левой руке художника семь пальцев. Теперь педагог не выказывал студенту Шагалу своего неодобрения относительно его рисунков. Жил в Петербурге-Петрограде, Витебске и Москве, а в 1910–1914 – в Париже. Прежде всего он отправляется в Лувр. И я понял: это моя жена.

В Париже Шагал заново для себя открывает живопись. Именно в эти годы и в последовавший затем «русский период» сложились основные принципы искусства Шагала, проходящие через все его творчество, определились постоянные символические типы и персонажи.

В свое время Пикассо, смотря на картины Марка Шагала сказал: «У тебя все хорошо в жизни, но слишком грубый красный». В 1910 г. Шагал впервые участвовал в выставке студенческих работ в редакции журнала «Аполлон». Шагал решил подшутить над своим мастерством, тонко и ненавязчиво.

Его живопись становится свободной и светоносной. Как только пара вернулась в Витебск, Марка мобилизовали в армию. 4 Город.

Она выливается в грандиозную библейскую эпопею. Но, несмотря на то что жизнь в США была более спокойной и достаточно насыщенной, Шагала не покидала мысль о возвращении в Париж. На бледном лице сияют глаза. И только кажется, что в прошлом кто-то был счастлив. Используя контрастные световые эффекты, художник повествует о чуде рождения человека.

  • Профессиональный фотограф Энди Голдзуорти
  • 10 ситуаций, которые всех бесят в сексе
  • под микроскопом: жуткие факты, настоящий состав и многое другое
  • 6 простых способов понять, что вам нагло врут в лицо
  • Вредные и бессмысленные советы бабушки: вот что нельзя больше делать на кухне
  • Гаранс Доре: 5 уроков по стильному в французском стиле
  • Как на самом деле жили люди при Сталине

Родился в Витебске, в "местечковой" семье. В 1920году Шагал уехал в Москву и поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой. Сюжет живописной картины на стекле наполнен символами мира и любви. Уже в ранних его картинах доминируют темы детства, семьи, смерти, глубоко личностные и в то же время «вечные» (Суббота, 1910, Музей Валльраф-Рихарц, Кёльн). Думаю, они наговорились вдоволь.

Это ощущается уже в ранних его работах. Аналогичный образ художник уже неоднократно воспроизводил на своих полотнах, например в картине «Зеленый скрипач» (19231924, Музей С. Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк). Но идиллия продолжалась недолго. Но искусство Шагала с самого начала неповторимо самобытно.

Марк Захарович Шагал – один из самых фантасмагорических лиричных живописцев XX века. Основные темы этого периода — художник и искусство, с одной стороны и фантастически-реальный еврейский мир, с другой («Посвящение Аполлинеру», 1911–12, Художественный музей Ван Аббе, Эйндховен «Горящий дом», 1913, Музей С. Гуггенхейма, Нью-Йорк). Художник на время приехал в Париж и возобновил отношения с прежними друзьями.

Она вырастает прямо из его фигуры. Это мои глаза, моя душа. Первой женой выдающегося деятеля искусств была дочь ювелира Белла Розенфельд. На телеге лежит корова и сидит сам хозяин, а сзади следует его жена с ягненком на плечах.

  • 10 странных друзей, которые есть у каждого из нас
  • Марк Шагал Автопортрет с Музой (1917-18)

Мир вообще понимается Шагалом как божественное Слово и как текст. К тому времени Шагал уже стал гражданином Франции, вот таким образом для поездки в Витебск на свадьбу сестры ему пришлось получить разрешение на въезд в Россию, действительное в течение трех месяцев. В 1973 г. в Ницце был открыт заложенный в 1969 г. Национальный музей «Библейские образы Марка Шагала». Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). Отъезду помешала болезнь Беллы — жена художника заразилась вирусной инфекцией. Произведения наполнены цветом и светом, они как бы оживают, вибрируют.

Именно тогда он получил стипендию от Максима Винавера и поехал в Париж. Произведение «Желтое распятие» (1943, Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду, Париж) по своей интонации очень близко к «Падению ангела». Весной 1952 Шагал расстался с Вирджинией Макнейл.

принимал активное участие в еврейской художественной жизни — был членом Художественной секции Култур-лиге в Москве (совместная выставка с Н. Альтерманом и Д. Штеренбергом, организованная секцией, состоялась весной 1922 г. в Москве). Одной из своих самых важных работ мастер считал созданные им иллюстрации к Библии. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк) — принцип, которому он остался верен до конца жизни. Каждая из них населена людьми, животными или растениями, которые окрашены в яркие естественные цвета, в чем явственно видно смысловое значение. В Париже его учителем стал Лувр.

Автопортрет с семью 
пальцами, Марк Шагал

Марк Шагал «Автопортрет с семью пальцами» (1912-1913) Холст, масло. Торжественное открытие плафона состоялось в 1964 и вызвало большой резонанс в прессе. Помимо этих символичных изображений на картине присутствует излюбленная художником корова (на этот раз желтая) со скрипкой, а также свеча, сияющая над крышами российских домов и покосившееся распятие. У художника появились последователи.

Я только напомню все эти прекрасные картины: "День рождения", "Над городом", "Прогулка", "Двойной портрет с бокалом вина" (в этой картине звучит отдаленное эхо образного строя вышеупомянутой картины Рембрандта "Автопортрет с Саскией на коленях"). Но тогда благодаря связям Гинцбурга Марк не остался в одиночестве. В русле этого цикла мастер создал и большое число монументальных эскизов, композиции по которым украсили сакральные здания разных религий – как иудаизма, так и христианства в его католической и протестантской разновидностях: керамические панно и витражи капеллы в Асси (Савой) и собора в Меце, 1957–1958 витражи: синагоги медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима, 1961 собора (церкви Фраумюнстер) в Цюрихе, 1969–1970 собора в Реймсе, 1974 церкви Санкт-Штефан в Майнце, 1976–1981 и др. ). Первый период пребывания в Париже (1910–14) сыграл важную роль в творчестве Шагала: художник соприкоснулся с новыми художественными направлениями из которых кубизм и футуризм, бесспорно, оказали на него прямое влияние в еще большей степени можно говорить о влиянии атмосферы художественного Парижа тех лет.

Здесь талант мастера заиграл новыми гранями. За спиной Исайи, осененные белым ангелом, оживают пророчества будущего, когда «Волк и ягненок будут пастись вместе и лев, как вол, будет есть солому, а для змея прах будет пищею: они не будут причинять зла и вреда на всей святой горе моей» (Ис 65:25). Приблизительно в это же время он познакомился с русской женщиной еврейского происхождения Валентиной Бродской, которая 12 июля того же года стала официальной женой живописца. Там находилась единственная в России академия художеств, куда Моисей собирался поступить. Все вместе украшавшие театр панно («Музыка», «Танец», «Драма», «Литература») призваны рассказать зрителю на понятном ему языке о еврейском искусстве, созданном богоизбранным (как написано в Ветхом Завете) народом и потому пронизанном Божественным светом.

С 1950-х гг. Художник писал Витебск везде, даже на плафоне Парижской оперы: «Не было, город, картины, в которую я не вдохнул бы твой дух, не было краски такой — не светящейся твоим светом». Книга в переводе на французский язык увидела свет в Париже в 1931 году. При этом Бакст сразу осадил Шагала – его творчество не приживется в России.

Тогда же побывал в Египте. В нем все летит, несется, пританцовывает – стулья, свечи, дороги, мужики и помещики». Почему не быть и такому искусству, почему не тешиться им. Великие мастера как бы подписывали автопортретами свои фрески. Течение русского авангарда было многогранно.

За эти годы Шагал оформил спектакль «Вечер Шалом Алейхема» по его одноактным пьесам «Агентн» («Агенты»), «Мазлтов. » («Поздравляем. ») и выполнил несколько живописных панно для фойе театра. Эти так называемые «левые» художники занималисьоформлением всех революционных праздников, состояли в аппаратахуправления государственных художественных институтов. Например, «Окно на даче» (1915, Государственная Третьяковская галерея, Москва) представляет собой вид на лес, открывающийся через окно, на котором висит небрежно подобранная белая занавеска. Шагал создал фрески для фойе театра «Уотергейт» в Лондоне (1949), керамическое панно «Переход через Красное море» и витражи для церкви в Асси (1957), витражи для соборов в Меце, Реймсе и Цюрихе (1958–60), витражи «Двенадцать колен Израилевых» для синагоги медицинского центра «Хадасса» в Иерусалиме (1960–62), плафон в «Гранд-опера» в Париже (1964), мозаичные панно для здания ООН (1964) и «Метрополитен-опера» (1966) в Нью-Йорке и другие.

Шагал до последних дней был Художником он был Влюбленным зеленоглавый храм, символ Витебска, входил в антураж – но вместе с мостами над Сеной, крышами Парижа, кровлями Ванса и так далее (витебский Храм был частью пространственной симфонии, но у него не было "решающего" голоса конкретно-портретное пространство расширилось и включило в себя все другие любимые места на Земле). Последние годы мастераНесмотря на то что жизнь Марка Шагала была нелегкой, большинство его произведений наполнено любовью, свободой духа и благодарностью Богу за каждый миг бытия. Вот трагическая фигура «Продавца газет», несущего печальные новости. В 1960-е мастер продолжил иллюстрировать ветхозаветные сюжеты.

Возможно, таким образом автор хотел показать, что героиня была на волосок от смерти. Молодой художник обладал запоминающейся, своеобразной внешностью. Тогда же им были написаны полотна «Понюшка табаку», «Молящийся еврей», которые вывели Шагала в художественные лидеры возрождавшейся еврейской культуры.

Шагал занимался в основном графикой — книжными иллюстрациями к «Мертвым душам» Н. Гоголя (1923–27, опубликовано в 1948 г. ) и «Басням» Ж. Лафонтена (1926–30, опубликовано в 1952 г. ). После Октябрьской революции в 1918–1919 годах Шагал служил комиссаром ВКП (большевиков) губернского отдела народного образования в Витебске, оформлял город к революционным праздникам. Не случайно на картине так много церковных образов. А Шагал обращается к книге о России. И это — какой-то вопль, какой-то клич, в этом и есть подлинный пафос. Перед распятием» (1947 г. ) красная корова уже alter ego художника. В 1910 голу Шагал уезжает в Париж.

Можно предположить, что автор образно подшучивает над собственным художественным мастерством (на идише есть выражение, похожее на русское «мастер на все руки», но там идет речь про пальцы) или над картиной, которая стоит на мольберте. Он мечтал вернуться в Париж с женой, но Первая мировая война разрушила его планы. Свободное русское искусство было просто на взлёте.

Кроме того, Шагал принимал участие в выставках художественных объединений в России («Мир искусства», 1912, Санкт-Петербург «Ослиный хвост», 1912, Москва «Мишень», 1913, Москва и другие). Но это действительно один или два автопортрета. Или перед нами искупительная жертва. И в "Любовниках" и в других автопортретных изображениях Шагала с Беллой он может быть, фигурально выражаясь, разного цвета (то есть его внешние черты могут не совпадать в разных картинах).

Кроме того, ситуация в стране становилась все более сложной. В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. Центральное место на полотне занимает ярко-красный падающий ангел с женской грудью.

Но чувства девушки были серьезными. Тогда было принято не просто создавать художественныеполотна, но и защищать новое искусство различными способами, такимикак дискуссии, диспуты, манифесты и т. д. В 1922 году академические художники-реалисты создали АХРР (Ассоциацию художников революционной России), выдвинув против авангардистов политические обвинения. 2 Художник.

Как известно, Рембрандт был кумиром для Юрия Моисеевича Пэна. А за крыльями серафима проступает распятый Мессия.

Но она же и бесконечно возвышенна, парадоксальна, небесна. В конце 1922 он начал писать картину «Падение ангела» (Художественный музей, Базель) и вплоть до 1947 вносил в нее различные поправки и изменения. Теперь он мог путешествовать с семьей по стране и отдыхать на Лазурном Берегу. Над всеми ними — дуги, поверх которых на идише написаны фамилии героев сюжета. Я не хочу быть похожим на других, я хочу видеть мир по-своему.

Белла в полотнах и рисунках Шагала была воплощением Музы, Невесты, Жены, Прекрасной Дамы. Он является автором книжных иллюстраций. По приглашению М. Дизенгофа Шагал посетил Эрец-Исраэль во время поездки он много работал, написал значительное количество эскизов «библейских» пейзажей.

Любовь, захватившая молодоженов, отразилась и в творчестве художника, на несколько лет став главной темой его творчества. Вот оно на картине «На берегах Сены» 1953 года, где юная женщина с младенцем позирует художнику, а над мостами Сены витает зеленая коровка с русалочьим хвостом. Он сумел найти некоторые свои картины, оставленные в «Улье» и начал создавать авторские копии утерянных работ. Хочу и здесь обратить внимание, что в этих "любовниках" всюду представлены Шагал и Белла, но зачастую их изображения в разных работах не похожи друг на друга.

Как всякий еврей, воспитанный на Торе и Талмуде, он шел в своем искусстве от слова. Он увез свой талант, который, как он считал, весь таился в его матери. Шагал быстро вошел в круг парижского литературно-художественного авангарда. В начале 1919 г. организовал и возглавил Витебскую народную художественную школу, куда пригласил в качестве преподавателей И. Пэна, М. Добужинского, И. Пуни, Э. Лисицкого, К. Малевича и других художников. Наезжал в разные страны Европы и Средиземноморья, не раз побывал и в Израиле. Несомненно и то, что поводом к созданию этого видения были реальные события. Особенно отчетливо авангардная направленность проявилась в графике тех лет («Движение», 1921, тушь, Центр Помпиду, Париж) и в произведениях, связанных с театром: в панно «Еврейский театр» (1920, Третьяковская галерея, Москва) разработана сложная символика, включающая элементы еврейской традиции, зашифрованные комментарии к театральным закулисным событиям, декларацию Шагала о задачах еврейского театра и т. д. Первые годы после возвращения в Париж были самыми спокойными в жизни и творчестве Шагала.

Непонятны и разные другие символы (непонятны именно в качестве символов), что разбросаны по картине. Но не только сила любви отрывает героев картин Шагала от земного притяжения. Уже после окончания Великой Отечественный войны Шагал объездил с ней полмира. Зелинский считает, что «произведение искусства, вышедшее из рук человека исполняется, когда ему удается уловить собою малый след присутствия Божия, оставленного повсюду и приносимого в каждой вещи». Так в 1923 мастер с семьей оказался в Париже.

Но здесь жила Белла. Она молчит, я тоже. Со временем на первый план выходит тема страстной любви художника к своей первой жене – Белле Розенфельд (Над городом, 1914–1918, Третьяковская галерея, Москва). С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза». В этот период в творчестве живописца стали преобладать радостные, яркие сюжеты, словно наполненные воздухом, музыкой и счастьем.

«Вокруг света») заслоняет подлинную тревогу» — все-таки Шагал создавал это произведение в годы войны и революции. Она – олицетворение земной и небесной любви – «Песнь песней», дарованная мастеру. В Москве Шагал написал ряд больших настенных панно для Еврейского Камерного театра, тем самым сделав первый значительный шаг к монументальному искусству. Осенью 1909 года во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек— школе Герье в Москве. 25 Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. Там он проучился 2 месяца. Уже летом этого же года Вальден выставил в своей галерее «Der Sturm» бльшую часть полотен художника.

У него был один брат и пять сестёр14. Монументальные работы Шагала как на религиозные темы, так и посвященные театру, стилистически близки к «Библейским образам», но специфика техники — светоносность витражей, тусклое мерцание мозаики, глубокие тона ковров — давала художнику дополнительные возможности. Среди автопортретов Шагала, особенно ранних, есть один-два, по которым видно, что он внимательно изучал свою незаурядную внешность и бесхитростно (насколько это возможно для Шагала) передавал ее. 128 x 107 см Музей Стеделейк, Амстердам, Нидерланды В начале 1910-х Шагал готовился к выставке в Салоне Независимых.

Двери престижного учебного заведения так и не открылись перед гением. Это уже своего рода мировая consecration. Выехав в 1922 в Берлин, в дальнейшем с 1923 жил во Франции, в Париже или на юге страны, временно покинув ее в 1941–1947 (эти годы провел в Нью-Йорке). Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически исповедально.

Откуда оно. Учась в «Academie de la Palette», на Шагала оказал влияние кубизм. Для выставки работ этого цикла в Ницце даже специально открыли музей.

На первом плане также присутствует «святое семейство», а у входа «в пещеру» под «Вифлеемской звездой» стоят «волхвы», «дары приносящие». Первая ничего ему не дала, вторая дал понять, что он должен забыть все, чему его учили раньше, хотя искусство Бакста было чуждо ему, как и все течение «Мира искусства», где царили стилизация, эстетизм, светскость и некоторая манерность. Начало Первой мировой войны, закрытые российские границы.

Иудеи чувствовали бесконечную удаленность Бога от человека и бесконечную близость к Нему. Так создается своего рода храм искусств. Автопортрет в узком значении слова – это изображение художником собственного лица и фигуры на полотне или бумаге художник пишет такое изображение, сидя перед зеркалом и следуя собственным физиогномическим чертам (отвлекаясь в сторону, скажу, что отсюда проистекает любопытная черта автопортретов: ведь общеизвестно, что человек в зеркале видит себя по-другому, нежели со стороны видят его другие то есть, глядя на автопортрет, мы имеем возможность посмотреть на художника как бы изнутри, его собственными глазами).

Удивительное «пространство литографий открыто всем ветрам. Это то, что заложено в генах, что питает творчество, что толкает развиваться дальше. В 1907 г. уехал в Петербург, получил временное разрешение на пребывание там и поступил в возглавляемую Н. Рерихом Рисовальную школу Императорского общества поощрения художеств. Прелестна эта манера класть краски, то, что называется фактурой. Присутствует это мистическое существо и в полотне «На двух берегах» (1943-1958 гг. ), где зеленая коровья голова молитвенно обращена к небу.

Освоив различные гравюрные техники, по заказу Амбруаза Воллара Шагал создал в 1923–1930 годах островыразительные иллюстрации к «Мертвым душам» Николая Васильевича Гоголя и «Басням» Ж. де Лафонтена. Дело в том, что на идише есть выражение, которое можно сравнить с привычным фразеологизмом «мастер на все руки», только речь там идёт о семи пальцах. Полотно «Автопортрет с семью пальцами», которое было там представлено, сочетает в себе черты неопримитивизма и кубизма. Бог вывел его, как когда-то евреев из Египетского рабства. Родился в Витебске 24 июня (6 июля) 1887. Великому художнику удалось воплотить в своем живописном и графическом творчестве этот Божественный замысел.

Шагал сотрудничал также с театром «Хабима», который в то время возглавлял Е. Вахтангов. Эти иллюстрации наименее «еврейские» во всем творчестве Шагала в них чувствуется увлеченность старым европейским искусством, которая проявляется во всем: другие, по сравнению с прежними работами, типажи, другая иконография, обнаженные фигуры меняется сам характер графики.

И это не противоречит ничему в иудаизме, который Вл. Шагал на этой картине – Художник-демиург, в чьем духовном пространстве слились импульсы от разных культур, разных цивилизаций, давших ему возможность создать некое общечеловеческое вселенское единство, некую космическую мистерию. Именно это увлечение во многом и определило в дальнейшем его выбор профессии. В этот период началась его дружба с поэтом Блезом Сандраром (он говорил по-русски) когда спустя много лет Шагала попросили назвать самые значительные события в его жизни, он ответил: «Моя встреча с Сандраром и русская революция»26.

Однако в целом это видение поражает и подчиняет внимание. Меняется лишь расположение этих разнообразных элементов и меняется формат картины. Он писал: «Если мое искусство не играло никакой роли в жизни моих родных, то их жизнь и их поступки сильно повлияли на мое искусство». Однако страшные образы Советской России не покидали художника. Символисты в маске увидели иное. В 1921–22 гг. Искусствоведы связывают развитие немецкого экспрессионизма в те годы в том числе с живописью Шагала. Столица империи представлялась ему землей обетованной.

отчество Хацкелевич) (Chagall Marc), график, художник, театральный художник иллюстратор, мастер монументальных и прикладных видов искусства выходец из России. Все это, очевидно, олицетворяет творческие замыслы режиссера и художника. Даже в преклонные годы художник постоянно работал. Возможно, сразу же из мастерской учителя он спешил к ней на свидание.

Сарабьянов, отмечая эту двойственность шагаловских образов, определял его живопись как «бытовой символизм». Рассматривая картины Шардена, Фуке, Рембрандта, он намечает для себя новый путь. Великий голландец оставил около 100 автопортретов и писал он себя с юных лет до глубокой старости (впрочем, определение "глубокая" исходит от характера его самого последнего автопортрета, где изображен истрепанный жизнью человек с жуткой насмешливой улыбкой-ухмылкой – на самом деле по нынешним меркам он был не таким уж древним старцем, ему было всего шестьдесят с небольшим).

Осенью 1920 в Москву из Петрограда переехал недавно созданный Государственный еврейский камерный театр. Его картины выставлялись с работами современных художников из разных стран. В 1914 г. при содействии Г. Аполлинера в галерее «Дер штурм» состоялась первая персональная выставка Шагала.

Произведение наполнено счастьем и ангел здесь играет не последнюю роль. Нынешняя выставка (открытая в галерее Май, 12, рю Бонапарт) лишний раз подтвердила во мне мое отношение к искусству Шагала (я был одним из первых, кто четверть века назад оценил это искусство) и в то же время она рассеяла прокравшееся в меня сомнение не снобичен ли Шагал не стал ли он шарлатанить, не превратился ли он, толкаемый к тому успехом, в банального трюкиста, который торгует тем, что когда-то давало ему подлинное вдохновение. Новая любовь привнесла в творчество Шагала ощущение радости и воодушевления. В 1900 он поступил в Витебскую гимназию. Шагал сумел преодолеть, "снять" скорбь и горечь человеческого существования другим образом, другим способом.

И соседей, когда однажды ночью вылезла из мастерской через окно, не желая будить хозяина квартиры. Далее была частная школа Елизаветы Званцевой, где он брал занятия у Льва Бакста. Полотно изображает своеобразный лирический полет, в котором передается желание взмыть ввысь, подальше от быта, революции. его работы экспонировались в Осеннем салоне и Салоне Независимых в Париже, в галерее «Дер штурм» в Берлине. За его спиной громадная церковь Ильи Пророка и сам он кажется посланцем этого пророка. Летом 1914 года Марк Шагал приехал из Парижа в свой Витебск — проведать родных. Шагал подтвердил подлинность панно, подписав их.

Марк Захарович с упоением занялся гравюрами, керамикой, у него появились различные заказы, благодаря которым он углубился в изучение монументальной и витражной живописи, скульптуры. (картина Рождение ребенка 1911 г). Пэн достаточно высоко оценил работу юного ученика и разрешил ему заниматься бесплатно.

Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое Семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго)— принцип, которому он остался верен до конца жизни32. Явь или бред. Иногда это парение происходит в пространстве комнаты – в картине «С днем рождения» и городская комната, наполненная массой деталей быта, обретает символический смысл, наполняется Божиим присутствием. Никакой Париж не сумел вытеснить из души милые картины родины. Яви мне мой путь.

Еще до отъезда в Париж Шагал пишет "Автопортрет с кистями". Автопортретный герой картин Шагала живет в Витебске, он Витеблянин. В 1927-м возникла серия гуашей «Цирк Воллара» с ее сквозными для всего шагаловского творчества безумными образами клоунов, арлекинов и акробатов. Там в это время расцветает сюрреализм. Так как стипендии хватало, в первой половине 1912 года Шагал переехал в знаменитый «Улей»— дом в котором находились жилые помещения и мастерские художников. Но планы в жизнь не воплотились.

Они не только поддерживали молодого художника (разрешили ему ночевать в пустующем помещении редакции), но и в 1909 рекомендовали его в студию рисования и живописи Елены Званцевой, когда-то учившейся у Ильи Репина, а впоследствии даже оплачивали весьма дорогостоящие занятия. Автор не случайно допустил такую анатомическую погрешность. В 1948 г. на 24-й Венецианской бьеннале Шагалу был присужден «Гран-при» за гравюру. Композиция и цветовая гамма этих работ восходит к русской иконе, но Иисус изображается в таллите, а все атрибуты картины связаны с иудаизмом (свитки Торы, менора) ландшафт и персонажи возвращают зрителя к Витебску и хасидам. Среди наиболее популярных полотен тех годов – «Пьющий солдат», «Продавец скота», «Я и деревня».

Художник, наверное, хочет сказать, что выбор приходится делать не всегда. Но принять материалистическую марксистскую идеологию он, конечно же, не может.

Картина сама по себе не содержит ответа, а обращаться за изустными комментариями к самому творцу (если бы он пожелал их дать) я не намерен. В 1911–13 гг. Шагал Марк Захарович (наст. Резкие соотношения желтого, красного, синего, зеленого и фиолетового цветов составляют основу цветовой гаммы Шагала они часто сочетаются с черным иногда составляющим фон («Париж сквозь мое окно», 1913, Музей С. Гуггенхейма, Нью-Йорк «Пьющий солдат», 1911, там же «Любовная пара», 1913, Центр Помпиду, Париж). Режиссером в нем был Алексей Грановский (настоящее имя — Аврахам Азар), мечтавший поставить новые спектакли, которые соединяли бы в себе современные театральные идеи и достижения и национальный еврейский колорит.

Запрет на изображение был преодолен художниками еще до Шагала (один предков художника в XVIII в. расписал синагогу), но только Шагал стал великим мастером внутри иудейской иконоборческой традиции. «Пророк Исайя» — раскаленное докрасна пространство картины заставляет толпу в священном страхе забиться в нижний угол картины и созерцать оттуда, как шестикрылый серафим влагает в уста коленопреклоненному Исайе «угль, пылающий огнем». В августе 1910 года Марк уехал в Париж.

На графическом полотне «Вечер у окна» (1950, частное собрание, Люцерн) двое влюбленных стоят возле окна из которого открывается вид на вечерний российский город. В этой поэме сплавлены личные и мировые события, воспоминания детства и впечатления текущей жизни и собственное "мифотворчество". Картина написана в первые два года жизни с женой Беллой Розенфельд. На тот момент семейная жизнь Марка Захаровича дала трещину. («Адам и Ева», 1912, Художественный музей, Сент-Луис, США). Естественно, встретился и со своим постаревшим учителем.

Затем Шагал поступил в Витебское четырехклассное училище. Нужен очистительный потоп, глубинная, а не поверхностная революция». «Словно он переводит Гоголя на язык своего искусства. Притча – жанр удивительный. Соловьев формулирует как «веру в невидимое и одновременно желание, чтобы невидимое стало видимым, веру в дух, но только в такой, который проникает все материальное и пользуется материей, как своей оболочкой и орудием». Человек, несущий на плечах ягненка, — это традиционный раннехристианский (иконографичный) образ, восходящий к доброму Пастырю — Христу.

В начале 1910-х Шагал готовился к выставке в Салоне Независимых. Но только божество это, разумеется, не Аполлон. Казалось, художник подводил итоги своей жизни он, в частности, работал над иллюстрированной автобиографической книгой. Он был молод, полон всяких задумок, а потому портрет и остался недописанным.

На полотне изображена кобыла с еще не родившимся жеребенком в брюхе, везущая повозку. Мне хочется выделить одну из картин на настоящей выставке Шагала. В интересующем нас "автопортретном" аспекте мы рассмотрим лишь две работы. В 1967 г. в Лувре состоялась выставка произведений Шагала, объединенных в цикл «Библейские образы». Он снова оказался не у дел и без средств к существованию. Работы Шагала не иллюстративны.

Может, учитель и хотел продолжить работу дальше, но у Марка Шагала не было времени. Несмотря на недовольство родственников, в июле 1915 Белла и Марк поженились. Выехав в 1922 в Берлин, в дальнейшем с 1923 жил во Франции, в Париже или на юге страны, временно покинув ее в 1941–1947 (эти годы провел в Нью-Йорке). Геометрия не вытесняет из его картин живых персонажей. Раскрывается извечная тема любви.

Далее — Эфрос, несущий на руках самого Шагала, а тот в свою очередь протягивает палитру застывшему в балетном па Грановскому. Позднее он писал: «Долгие годы ее любовь освещала все, что я делал». Шагал просто остался верен себе, а иначе он творить не может. В произведениях, написанных во Франции, улавливается влияние футуризма, кубизма и фовизма.

Одним из них является «Музыка» (1920, Государственная Третьяковская галерея, Москва). В том же 1973 г. Шагал впервые после эмиграции посетил Россию (Ленинград и Москву), где к приезду художника была открыта выставка его литографий, а также были извлечены из запасников и отреставрированы настенные панно, выполненные в 1920 г. для фойе Еврейского камерного театра и считавшиеся утраченными. Но и счастливая любовь тоже есть в холстах этого периода. В 1942 г. Шагал оформил балет на музыку П. Чайковского «Алеко» в Мехико, в 1945 — «Жар-птицу» И. Стравинского в «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке.

Мы общаемся в них с высочайшими и глубочайшими умами (хотя бы эти умы и выражались подчас в очень несуразных, странных формах, а то и просто снисходили до шутки, до балагурства). Однако в этой престижной школе, где учились живописи многие именитые артисты и отпрыски благородных петербуржских семей, работы Шагала оказались не на высоте и часто признавались ведущим педагогом самыми плохими. В ихподходах к пониманию живописи и её предназначения были существенные различия. Очевидно, автор специально сделал такую отсылку к создателю супрематизма Малевичу. Она смотрит— о, её глаза.

Эти ошеломляющие чувства художник позже отобразил в своей картине «Рождение» (1910, Кунстхаус, Цюрих). Мои знакомые присаживались отдохнуть на кровли», — пишет он в своей книге «Моя жизнь». Живопись Шагала удивляет необычайной многогранностью. Мастер изобразил себя сидящим перед мольбертом с палитрой и кистями в правой руке.

Но мечта стать живописцем не оставляла юношу. Для создания цикла иллюстраций к роману Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» в 1923 году Марк Захарович переехал в Париж. Наша жизнь лишилась духовного измерения, всякого христианского ориентира и, как пишет Оливье Клеман, «сейчас в мире господствует эмпиризм видимого и субъективизм удовольствия, а также вульгаризированный психоанализ, претендующий на обладание ключом ко всем проблемам». Марк Шагал (Мойше Сегал) родился в еврейском пригороде Витебска 6 июля 1887 года. — я тоже.

Композиция произведения условно поделена на две части. Образ «Введения» не только символичен, но и наполнен самоиронией. Образ этой картины является своеобразной аллюзией на евангельский сюжет о рождении Христа. В 1922-м году он награвировал серию офортов, призванных стать иллюстрациями к его автобиографии «Моя жизнь» (папка с гравюрами «Моя жизнь» была издана в 1923 году). Занимательное сочетание находим на полотне «Я и деревня», где энергический профиль человека противопоставляется короткой загадочной коровьей морде. «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я— вдруг озаряет меня.

Так, само расположение витражей в синагоге Хадассы — четыре группы по три витража в каждой — продиктовано расположением двенадцати колен Израилевых вокруг Скинии завета на привале в Синайской пустыне, а цвета использованные в витражах, определяются цветами 12 камней (по числу колен), украшавших одежду первосвященника. Живые персонажи на полотнах уместно сочтены и геометрическими приемами. — Прим. По словам Шагала, «Витебск – несчастный, скучный город».

Второй интересующей нас репрезентативной картиной, созданной в Париже, является "Автопортрет с семью пальцами". Шагаловский театр сродни народному площадному действу. Экспозиция включала 34 картины на холсте и 160 рисунков на бумаге. Он рано понимает, что будет писать не так, как все.

В конце 1930-х гг. Он уже был знаком с состоятельными петербуржцами, являвшимися редакторами недавно закрытого либерального еврейского журнала «Восход». Следует ли толковать присутствие Христа, как луч надежды.

Выполненные мастером в 1965—1966 произведения «Триумф музыки» и «Источники музыки» (местонахождение неизвестно) стали настоящим украшением этого знаменитого американского оперного театра. Свою художническую биографию Шагал начал с картины «Покойник».

Яркая девушка шокировала мать Шагала: Белла позировала юноше обнаженной. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.

Не будет преувеличением сказать, что Шагал – истинный пророк ХХ века. В «Автопортрете с напольными часами. Этот вестник грядущих событий все чаще стал появляться в творчестве художника.

Почти до конца 1920-х гг. У каждого художника есть свой «первофеномен». Спустя шесть лет после первой встречи, 25 июля 1915 года, они поженились.

Еще в начале 1926 в нью-йоркской галерее «Reinhardt» была организована выставка полотен Шагала. Искусство Шагала представляет собой поэму в красках и линиях. Себя, субъекта, восприятие которого преображает реальность, Шагал рисовал и писал постоянно — в разной манере, в десятках вариантов (иногда даже в виде животного, например кошки в «Париже из окна» или быка в «Автопортрете с часами перед распятием»). Сквозь повторяющиеся темы витебского детства, любви, циркового спектакля наплывают мрачные отзвуки бывших и грядущих мировых катастроф (У времени нет берегов, 1930–1939, Музей современного искусства, Нью-Йорк).

Спустя пятьдесят лет художник снова ступил на родную землю. Они наивны и мистичны изобилуют приметами времени и символами. Или же сделана попытка обличения виновника бесчисленных бед.

И вместе со всем этим танцует душа художника. Получил традиционное религиозное образование на дому (древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда). Тематика и стилистика Шагала разнообразны — от этюдов Витебска и портретов близких до символических композиций («Мать на диване», 1914, частное собрание «Лежащий поэт», 1915, галерея Тейт, Лондон «Над городом», 1914–18, Третьяковская галерея, Москва) от поисков в области пространственных форм («Кубистический пейзаж», 1918 «Коллаж», 1921, обе — Центр Помпиду, Париж) до работ, где главную роль играет символика цвета, в которой чувствуется влияние еврейской традиции и впечатления от произведений древнерусского искусства («Еврей в красном», 1916, Третьяковская галерея, Москва). Заходил в «Улей» и Бакст, который с удивлением узнал, что его ученик вслед за ним перебрался в Париж.

Это был первый объект классической архитектуры, который украсил художник-авангардист. Наезжал в разные страны Европы и Средиземноморья, не раз побывал и в Израиле. Вот почему летом 1908 молодому живописцу пришлось покинуть стены этого учебного заведения.

Однако самый смысл представленного символа мне непонятен. В том же году художник с супругой был приглашен в США на открытие в нью-йоркской штаб-квартире ООН стеклянного витража под названием «Мир» (1964, нью-йоркская штаб-квартира ООН). Общество и критики очень высоко оценили представленные работы. Если смотреть слева направо, то первое изображение — падающая зеленая корова. В 1921году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке.

Над измученной роженицей стоит мрачная повитуха и небрежно держит младенца. Синица — это все то, что есть у героя: любимый город, выбранная профессия Однако, как художник сказал годы спустя, «есть только один цвет, способный дать смысл жизни и искусству, — цвет любви». Полотно «Автопортрет с семью пальцами» (1912, Музей Стеделейк, Амстердам), которое было там представлено, сочетает в себе черты неопримитивизма и кубизма.

От отправки на фронт художника спасла служба в петроградском Военно-промышленном комитете. Последний в свою очередь тоже поддерживал Шагала и однажды даже назвал мир его картин «surnaturel» — сверхъестественное, а позже «surreal» — сюрреализм, придумав, таким образом имя новому стилевому направлению в искусстве, которое получит свое развитие только спустя десятилетие и в творчестве совсем других художников.

Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически исповедально. По возвращении в Витебск Шагал, как известно, создает большую группу "документов". Еще одним общеизвестным примером служит автобиографичность творчества Ван Гога – за краткий срок, отведенный ему судьбой, он создал множество автопортретов. По свидетельству И. Г. Эренбурга: «Это было время расцвета кубизма, влияние которого было настолько велико, что даже Шагал, этот поэт местечек Белоруссии, много взявший у маляров, расписывавших вывески парикмахерских или фруктовых лавчонок, на короткий срок заколебался»28. Дед художника, Довид Еселевич Шагал (в документах также Довид-Мордух Иоселевич Сагал, 1824—. ), происходил из местечка Бабиновичи Могилёвской губернии1718, а в 1883 году поселился с сыновьями в местечке Добромысли Оршанского уезда Могилёвской губернии, так что в «Списках владельцев недвижимого имущества города Витебска» отец художника Хацкель Мордухович Шагал записан как «добромыслянский мещанин» мать художника происходила из Лиозно1920.

Получил традиционное религиозное образование на дому (древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда). Состоялись также две персональные выставки Шагала (1919 г., Петроград и 1921 г., Москва).

Вот таким образом он крепко держит за руку и «журавля» — парящую в небесах Беллу. Она дождалась возлюбленного из четырехлетней заграничной поездки и вышла за него замуж. Добро всегда побеждает зло, об этом свидетельствуют яркие жизнеутверждающие краски. Таким образом, семья Шагалов в 1922 покинула Россию и через Прибалтику отправилась в Берлин.

Под кроватью прячется мужчина — очевидно, отец ребенка. «Тьма сгустилась у меня перед глазами», — написал позже об этом периоде своей жизни Шагал. Серебряный век лишил слово и понятие "маска" однозначной негативности. Также в этой картине обыграна пословица «Лучше синица в руках, чем журавель в небе». Зарождающийся коммунистический строй, в котором, по заверениям комиссаров, хозяевами жизни должны стать молодые рабочие и крестьяне, обещал евреям не только независимость от границ обязательного проживания, но и давал свободу творческого самовыражения.

Картины насыщены неповторимой самобытностью. Над головой музыканта в свободном полете парит человек, которого приветствуют жители окрестных домов.

Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. Его удивительные картины продолжают поражать и радовать людей своими мистическими, порой необъяснимыми и одновременно родными и понятными образами. В них он еще вполне в русле современного ему искусства изыскан, чуть-чуть манерен. Она везде рядом с влюбленными и кажется их общей душой. Серия эта огромна иллюстрации сделаны почти к каждой странице.

Начиная работать над библейскими рисунками, Шагал в 1931 г. отправился на Ближний Восток. Все события, происходившие вокруг художника, непременно отражались в его творчестве. Общая окраска искусства Шагала – жизнеутверждающая. «Меня окружали там давно ушедшие друзья. А Вл. Учитель признавал талант юноши и оплачивал его обучение искусству.

Между молодыми людьми вспыхнуло взаимное нежное чувство. Фиктивная купля-продажа не живых, но и не мертвых». В 1916 году у них с Беллой родилась дочь Ида.

28 марта 1985 после целого рабочего дня, проведенного в мастерской, девяностовосьмилетний художник тихо угас в своей постели. В 1948 г. Шагал вернулся во Францию, поселился недалеко от Парижа (в 1952 г. женился на Валентине Бродской). Тогда же появилась еще одна определяющая черта в самоидентификации художника.

Что такое «Мертвые души». Неподалеку от дома, где он собирался появиться на свет, загорелись здания. Психоаналитически у Марка Захаровича была неистовая любовь к красному цвету. Кроме того, в поле его увлечений попадает и графика. Большие, выпуклые, чёрные. Все иллюстрации к Библии, создававшиеся художником с конца 1920-х до середины 1970-х, в дальнейшем были названы «Библейским посланием Марка Шагала». Шагал – настоящая ведетта, вроде, ну скажем, Чаплина.

К середине 20 века его авторитет художника – живописца, графика, мастера театрального искусства, а также декоративной керамики (которой он занимался с 1950) – получил мировое признание. Правда искусствовед Дмитрий Сарабьянов полагал, что «в «картине-представлении» «Прогулка» несколько деланая улыбка (художника. Во второй половине XX века Шагал приобрел небывалую популярность. С 14 лет он обучался рисованию у витебского художника Юделя Пэна. На панно, написанном для украшения театра, в верхней правой части есть ромбовидный «черный квадрат».

Так, например, произведение «Продавец скота» (1912, Художественный музей, Базель) наполнено метафорами псевдо-благополучной жизни России. В Париже он впервые начал использовать личное имя Марк. Его влюбленные взлетают над городом, парят над ним, как ангелы. Масин каждый день приходил к Марку Захаровичу и весь художественно-постановочный образ спектакля они придумывали сообща.

Он снял мастерскую в знаменитом прибежище парижской богемы «Ла Рюш» («Улей»), где в те годы жили и работали многие молодые художники-авангардисты, преимущественно эмигранты: А. Модильяни, О. Цадкин, чуть позже — Х. Сутин и другие. Дополняли сценические сюжеты силуэты Эйфелевой башни и витебских домов. Родители поженились в 1886 году и приходились друг другу двоюродными братом и сестрой1516.

Страшно подумать, что ждало его, останься он в России. Политически полезным авангардное искусство художника советская власть не признавала. Художник предложил три своих полотна: «Моей невесте посвящается», «Голгофа» и «России, ослам и другим».

Так он писал о Белле, ставшей его женой. Христос говорил притчами. Тем не менее, все ирреальные образы — скрипачи на крыше, зеленые коровы, головы, отделенные от туловищ, летающие в небе люди — не произвол безудержной фантазии, они содержат в себе четкую логику, конкретное «сообщение».

Появление художника «в компании театральных деятелей» приветствует карлик, его прототипом, по некоторым предположениям, является актер Хаим Крашинский. Характерны мотивы «местечкового» пейзажа и быта вкупе с символикой иудаизма (Ворота еврейского кладбища, 1917, частное собрание, Париж). В 1944 г. скончалась жена Шагала Белла ее мемуары «Горящие свечи» с иллюстрациями Шагала были изданы посмертно в 1946 г. В 1946 г. состоялась ретроспективная выставка Шагала в Нью-Йорке, а в 1947 г., впервые после войны, в Париже за ней последовали выставки в Амстердаме, Лондоне и других европейских городах. Родные Марка были ему очень рады и тут же принялись обустраивать его личную жизнь.

Так, техника офорта и литографии была использована для создания графических произведений для Гоголевских «Мертвых душ», сказок Лафонтена, даже для Библии. Иудеи всегда говорили притчами, а в начале ХХ века Марк Шагал принес их в изобразительное искусство, «смешав банальность видимого и парадоксальность неизреченного». «Этот прогресс формы – все равно, что пышное облачение римского Папы рядом с нагим Христом или богослужение в роскошном храме рядом с молитвой в чистом поле», — писал Шагал.

Можно предположить, что автор образно подшучивает над собственным художественным мастерством (на идише есть выражение, похожее на русское «мастер на все руки», но там идет речь про пальцы) или над картиной, которая стоит на мольберте. «Мертвые души» Гоголя – его немытая Россия. Шагал привез в Берлин более сорока своих работ, созданных в Париже.

Рембрандт фиксировал те изменения, тот скорбный опыт, которым нагружала его жизнь. Они не из мира сего, художник вызвал их из глубин своего духовного мира. Мовша Хацкелевич (впоследствии Моисей Хацкелевич и Марк Захарович) Шагал родился 24июня (6июля)1887 года в районе Песковатика на окраине Витебска, был старшим ребёнком в семье приказчика Хацкеля Мордуховича (Давидовича) Шагала (1863—1921)1011 и его жены Фейги-Иты Менделевны Черниной (1871—1915)11213.

Их молитвы сливались с моими. Можно еще найти в этом искусстве элементы бесовского наваждения или действия сил нечистых, однако об этом говорить не позволяется, а если разрешается, то не иначе как в ироническом тоне или как о некоей аллегории. В многофигурных композициях Боттичелли, Рафаэля, Микеланджело есть их автопортреты, оставленные потомкам.

Лиризм в произведении соседствует с юмористическими размышлениями о взаимонепонимании полов даже в таком, казалось бы, замкнутом мире. В начале 1913 года состоялась первая персональная выставка Шагала в «Академии Марии Васильевой», а в сентябре его картины выставляются в Первом Немецком Осеннем Салоне в Берлине, откуда Шагал уехал в Россию. И эта признанность может считаться вполне заслуженной.

Мрачные эмоции отразились в некоторых его работах. В 1917 г. Шагал снова уехал в Витебск. И вот роженицу отнесли дальше от пожара. Официальное открытие этого учебного заведения состоялось 28 января 1919. Художник любил обыгрывать на картинах поговорки и устойчивые выражения (по большей части на идише), в «Прогулке» он явно спорит с русской пословицей«Лучше синица в руках, чем журавль в небе».

Главное, что он – Влюбленный. В мае 1911года Шагал на полученную от Максима Винавера стипендию поехал в Париж1, где продолжил учиться и познакомился с жившими во французской столице художниками и поэтами-авангардистами (с супругами Соня и Робер Делоне, А. Лот, Г. Аполлинер, М. Жакоб, Р. Канудо и др. ). Родился в Витебске 24 июня (6 июля) 1887.

Ни одной картины, ни одной гравюры я не заканчиваю, пока не услышу ее «да» или «нет»». Интерпретация сюжетов и нахождение ответов всегда остается приоритетом зрителя. Она была студенткой женских курсов Горье и собиралась заняться актерским мастерством у Константина Станиславского. Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. Вся эта монотонная композиция уравновешена чередующимися вертикалями и горизонталями.

У него местечковые музыканты, акробаты, раввины чем-то напоминают пророков из Библии. С 1950-х гг. У обнаженной роженицы на одной ноге нет чулка.

Как такового повествования в картине нет. Но и эти красочные прелести отнюдь не аполлонического происхождения. В иллюстрациях к «Дафнису и Хлое» Лонга Шагал вернулся к более характерной для себя манере. Белла Розенфельд, дочь богатого ювелира, училась в Москве и мечтала стать актрисой. В ней появляется «неслыханная простота», о которой писал Пастернак.

Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары»1. Но одно, во всяком случае, остается бесспорным. Однако семье Шагала жить на пособие от Комиссариата просвещения становилось все тяжелее. На полотне «Ворота кладбища» (1917, Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду, Париж) под темным грозовым небом над распахнутыми воротами еврейского погоста видна вырезанная в надвратной части надпись на иврите: «Так говорит Господь Бог: вот Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой из гробов ваших и введу вас в землю Израилеву» (Книга пророка Иезекииля, 3712). Одухотворяя земные предметы, он естественно пришел к Небу, так как «стран много, а небо едино».

Занимался живописью, поддерживал отношения с жившими в Петрограде художниками и поэтами, участвовал в выставках («Бубновый валет», 1916, Москва «Весенняя выставка современной русской живописи», 1916, Петербург «Выставка Еврейского общества поощрения художеств», 1916, Москва и другие). В одном его крыле отсчитывают неумолимый бег времени старинные часы, а в другом проявляется образ Богородицы с Младенцем Иисусом на руках. Но при этом критики отмечали, что работы авангардиста отличаются от «надменных» полотен кубистов. Так, в произведении «Большое солнце» (1958, частное собрание) мастер изобразил мужчину, нежно прижимающего к себе обнаженную женщину. Тешимся же мы рисунками детей или любителей, наслаждаемся же мы часто беспомощными изделиями народного творчества — всем тем, в чем действует непосредственный инстинкт и в чем отсутствует регулирующее сознание. "Король художников" Рембрандт издавна был "королем" и в жанре автопортрета.

Эти персонажи взяты художником не "с натуры", а из собственного духовного мира. Бретон, Бунюэль, Рене Клер взрывают традиционалистское сознание. Центральными работами парижского периода стали «Я и моя деревня», «России, ослам и другим», «Автопортрет с семью пальцами» и «Голгофа».

На левой руке художника семь пальцев. в крупнейших галереях и выставочных залах мира проходили выставки произведений Шагала, ретроспективные или посвященные какой-либо теме или жанру (1953, Турин и Вена 1955, Ганновер 1957, выставки графики — Базель, Париж 1963, в нескольких городах Японии 1969, 1970, 1977–78, 1984, Париж 1984, Ницца, Рим, Базель и другие). Зимой 1941 Марку Захаровичу нанес визит консул США в Марселе Харри Бингхэм. Слово было для него «эквивалентом человеческого духа».

Преподавал в этом учебном заведении Николай Рерих. Женщина стала заботиться о художнике, который, несмотря на все постигшие его горести, продолжал творить.