Марк Шагал Полет Над Городом

История одного шедевра: «Над городом» Шагала

Художник показан в духовно-пластическом единстве со своей подругой. Город то помнил, то забывал, — у разных властей были свои любимые художники. — я тоже. Но есть в спектакле и иное пламя – пламя свечей. Сагалов в пьесе не стал препарировать это триединство души Шагала.

Оторвавшись от палитры, я умчался в Питер». На свободе. В библиографии Зиновия Сагалова, автора пьесы, много произведений о героях с «говорящими фамилиями». Любовь художника кроется в изящных ее линиях, стройности стана, нежности лица.

В Париже перед его взором проплывают сцены, увиденные в детстве в Витебске и Лиозно. Финансово обеспеченная девушка полюбила обычного парня, выступила музой. Марк Шагал ушел последним из славной плеяды «старых» мастеров ХХ века. Выражение лиц выдаёт счастье, полную безмятежность, радость преодоления земной гравитации. /Месяц, ты.

История одного шедевра: 
Над городом Шагала

История одного шедевра: Над городом Шагала

Познакомились они в1909 году. На этой почве Шагал рассорились с Пикассо. Ее не закрасить, не стереть, не вытравить, — восстает как феникс из пепла. У него был один брат и пять сестёр14.

Одежда ее вполне в духе того времени, винтажной женственности: длинная «учительская» юбка с пеной кружев и блузка с манжетами и воротником, которая олицетворяет молодость. Мовша Хацкелевич (впоследствии Моисей Хацкелевич и Марк Захарович) Шагал родился 24июня (6июля)1887 года в районе Песковатика на окраине Витебска, был старшим ребёнком в семье приказчика Хацкеля Мордуховича (Давидовича) Шагала (1863—1921)1011 и его жены Фейги-Иты Менделевны Черниной (1871—1915)11213. «Горящие свечи» — так называлась книга воспоминаний Беллы – музы и ангела Шагала (эту роль, как и роль Ангела исполняет Анна Гарнова). А первые полотна Шагала исполненные в Париже, – Я и моя деревня, Россия. «Теперь ни синагог, ни тех, / Кто в них молился.

Даже изображая влюбленных, парящих над городом и бытом, художник не забывает о деталях. Артист (а вернее режиссер), как и его герой, кажется, не смог расправить крылья в этом спектакле. Правый верхний угол декорации кажется обгоревшим, обожженным. Официальные, как правило. Палитру держит в руках режиссер и исполнитель главной роли Сергей Юрский. Для Шагала это была большая драма, он даже подумывал о самоубийстве. Две музы-жены сопровождают Шагала в вечном полете между Парижем и Витебском.

Описание картины 
«Над городом» Марка 
Шагала

Описание картины «Над городом» Марка Шагала

«Плетни и крыши, срубы и заборы и все, что открывалось дальше, за ними, восхищало меня. Казалосьбы, еще одну— полотно «Над городом»— нам представляет Марк Шагал, художник стонкой душевной организацией, преданностью первой жене инежным взглядом намир.

Вечный покой для не обретшего его в жизни художника. Конечно, первое, что приходит вголову при взгляде наполотно, — полет есть метафора любви, которая окрыляет героев ивозносит ихнад повседневностью (представленной ввиде городского пейзажа скозой имужиком соспущенными штанами). Нополет— это итечение времени, где герои, подхваченные воздушными потоками, бессильны перед историческими обстоятельствами. Жена была его музой.

«Над городом» значит под облаками, между небом и землей, в пограничном «ничейном» пространстве. Белла — главная женщина жизненного пути творца. Это иларец воспоминаний одетстве, юности ивзрослых годах (ведь Витебск— родной Шагалу город, куда оннеоднократно возвращался). Прогремел художник уже после возвращения на родину. Потом Ваве, хоть она и сама принадлежала к «избранному народу», захотелось, чтобы творчество Шагала перестало ассоциироваться с еврейством.

«Твоих работ в России тоже не видно, — ответил Шагал, — а ведь ты как-никак коммунист. » Пикассо рассмеялся: «Я знаю, почему ты не выставляешься в России: ведь там нельзя заработать. » Насчёт России Пикассо был не прав — через несколько лет Шагал поехал туда и подарил Пушкинскому музею 75 своих бесценных литографий, чего с ним долгие годы не случалось (раньше-то Марк Захарович много работ раздаривал, но Вава считала это непростительным мотовством). Хотя исполнитель по отношению к Юрскому слово неверное. Её черты узнаваемы во всех женщинах и ангелах. Семь – число, которое не может быть случайным. После смерти возлюбленной, встречая иных женщин, художник неизменно рисовал для неё. Большие, выпуклые, чёрные.

Полет влюбленных продолжается уже за пределами комнаты. Она молчит, я тоже. Это мои глаза, моя душа. Девушка поражает своей геометрической структурой и хрупкостью. Слёзы и гордость душили меня, когда я подбирал с пола деньги — отец швырнул их под стол. А она сама хранила спокойствие. Большие, выпуклые, чёрные. На бледном лице сияют глаза.

Описание картины 
Марка Шагала «Над 
городом»

Описание картины Марка Шагала «Над городом»

В строфах пьесы (написана она белым стихом) «видны» приметы и призраки картин Шагала и фрагменты малоизвестных его стихов. Может быть, вот таким образом я постоянно испытываю потребность куда-то уехать». Онизображает нелюдей, аихдуши, непредметы, аихсуть. И я понял: это моя жена. Большие, выпуклые, чёрные.

Художественно оформить спектакль о Художнике – это весьма и весьма. Многоликость формальна – ни притворства, но и не перевоплощения. Он давно уже творец, о какой бы роли не шла речь. Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин.

Может показаться, что «Полеты с ангелом. Только дерзким влюбленным все дозволено и они, взлетая на плечи друг друга, достают головой до неба, чтобы чокнуться бокалом вина с пролетающими ангелами. Забор тянется черной лентой, с ним соседствуют дома приглушенных оттенков – Витебск спит. /Лежат в лесу за городом, в овраге, / И руки простирают к небесам», — говорит Шагалу в спектакле его мать (блистательное исполнение Натальи Теняковой). Творение Шагала, в котором воплощено видение художником современного для него мира. Она смотрит— о, еёглаза.

В своей книге «Моя жизнь», Шагал описывает этот период так: «Захватив двадцать семь рублей — единственные за всю жизнь деньги, которые отец дал мне на художественное образование, — я, румяный и кудрявый юнец, отправляюсь в Петербург вместе с приятелем. И его картины – это удивительный сплав живописи и поэзии. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Несмотря на некоторое влияние кубизма на Шагала (он занимался в «Academie de la Palette», где доминировало это художественное направление) уже критик Я. А. Тугендхольд, который жил в тот период в Париже, отметил отличие шагаловских работ от «надуманных» полотен других кубистов: «Среди русской молодежи внимание останавливают на себе работы Шагала. И здесь художественные приемы Шагала более всего перекликаются с бичующей мещанство революционной лирикой Маяковского.

Над городом, Марк 
Захарович Шагал

Над городом, Марк Захарович Шагал

Там – маленькие домики, маленькие сценки из жизни городка. «Полеты» Шагал на своих полотнах сравнял людей с ангелами, подарив им способность летать. Одежда ее вполне в духе того времени, винтажной женственности: длинная «учительская» юбка с пеной кружев и блузка с манжетами и воротником, которая олицетворяет молодость. «Прогулка» написана, когда молодые сочетались законным браком, семью пополнила дочь Ида. Что сам Марк только отучился в Витебской школе живописи и рисунка. Просто в Витебске ему не у кого было по-настоящему учиться живописи.

Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я— вдруг озаряет меня. Главная тема творчества Шагала – «время человека». Все четыре года разлуки жених с невестой переписывались. В мае 1911года Шагал на полученную от Максима Винавера стипендию поехал в Париж1, где продолжил учиться и познакомился с жившими во французской столице художниками и поэтами-авангардистами (с супругами Соня и Робер Делоне, А. Лот, Г. Аполлинер, М. Жакоб, Р. Канудо и др. ).

Не сойдутся, не составят дома, полной чаши. Белла отвечала ему взаимностью сразу. Великий испанец спросил его, почему Марк не выставляется в советской России. Зрелый кубизм учит видеть мир не просто бинокулярным, но каким-то «ротаторным» зрением, докапываясь до самой сути процесса формообразования.

«Полеты с ангелом.

Две эти картины – «Над городом» и «Прогулка» – которые чаще всего и ассоциируются с творчеством Шагала, относятся к периоду времени между 1914 и 1918 гг. Для свадебного путешествия выбрали Грецию и, казалось, Шагал вернулся оттуда другим человеком. Марк Шагал – не только талантливый художник, но и одарённый поэт. Цветовая палитра картины «Над городом» на первый взгляд имеет некий диссонанс. Картины Шагала противоречат правилам перспективы.

На сцене и художник и худо все вокруг.

И я понял: это моя жена. Только свет и тень. Оттенки, кажется, между собой не связаны, они представляют причудливую мозаику акварели и масла.

Описание картины 
«Надгородом», МаркШагал

Описание картины «Надгородом», МаркШагал

Ослам и другим – поразили воображение поэтов кубизма Аполлинера и Сандрара (а значит и самого его творца – Пикассо). В сегодняшних энциклопедиях пишут: «русский и французский художник еврейского происхождения» или так – «русский, затем французский художник». Но каждый раз на мгновенье. Это инекий фон, накотором ярче выступают тезисы отом, что самые главные вещи— невещи.

Человеческого пепла миллионов сожженных и обожженных сердец. Имя Шагала становится известным после выставки «1915 год» вМоскве, где онпоказал 25 произведений из«Витебской серии». Я не закончил ни одной картины и ни одной гравюры, не спросив у нее: да или нет».

Марк Шагал, летящие 
над городом

Марк Шагал, летящие над городом

Глаза летуньи лучатся чистотой и невинностью, но их черный цвет, «жгучий и прекрасный», приковывает своей таинственностью. Над сценой — те самые «плетни и крыши», пляшущие избы, накренившиеся дома. Здесь не до полетов: одни стоят на руках, другие валяются, третьи наваливаются. Марк Шагал «Над городом» (1918) Холст, масло. Город в спектакле – один из безмолвных его персонажей.

Парижские откровения Шагала прервала Первая мировая война. Как Макаренко, наравне со всеми пёк хлеб, дежурил на кухне, качал воду из колодца. Она смотрит – о, её глаза. Ощущение Витебска стало главным в декорациях Марии Рыбасовой. Неизвестно, чем бы все это кончилось, если бы необъяснимые «внутренние часы» Марка Захаровича не показали, что пришло время совершить новый «перелет».

95 лет назад Марк 
Шагал завершил картину 
Над городом

95 лет назад Марк Шагал завершил картину Над городом

На рубеже 1920–1930-х годов, вполне осознав свою до конца дней невозвратимость в родные места, он затосковал, стал ездить в Швейцарию, где заснеженные горные дали и могучие ели чем-то напоминали ему утраченную родину. Подобно Матиссу и Фаворскому, он оставил миру свою Книгу – образные повествования в гравюре, шагаловский вариант «Мертвых душ» и Библии. Еврейское предписание запрещало изображать бога, а этот луч, освещающий Христа, становится олицетворением того, что смерть уничтожена. Союз с Беллой означал для художника не просто один из аспектов человеческой жизни.

В Автопортрете с часами напольная «кукушка», как бы задыхаясь, начинает метаться по комнате, всплескивая отросшими у нее руками, а на мольберте-зеркале перед Мастером возникает трагический образ Распятия. Это всё, что я могу наскрести. Срезанная краем холста повитуха держит высоко над головой зажженную керосиновую лампу, ее яркий свет, подобно факелу, перерезает тьму подвала со зловещим полукруглым окошком, за которым царит мрак. Как грача или журавля осенью. Впрочем, Сергей Юрский – актер многоликий и в спектакле «не одну играет роль». В начале 1913 года состоялась первая персональная выставка Шагала в «Академии Марии Васильевой», а в сентябре его картины выставляются в Первом Немецком Осеннем Салоне в Берлине, откуда Шагал уехал в Россию. Вся жизнь показана как сочетание высокого и низкого.

  1. 10 шикарных картин Марка Шагала изучив которые, вы станете более образованным человеком
  2. Народныя навны ВцебскаНародные новости Витебска
  3. Летающие люди на картинах Шагала
  4. Другие картины Марка Захаровича Шагала
  5. Последние записи в блокнотах тайников

Она смотрит— о, её глаза. В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс). И много лет спустя Эрнест Хемингуэй писал об этом, содрогаясь от волнения. Не легкости полета, но свободы в полете от театральных и иных не столько условностей, сколько условий. Что именно — вы можете увидеть на моей картине «Над городом»», — писал Марк Шагал в своих мемуарах. «Полеты с ангелом.

И многим было суждено сгореть вблизи этого пламени. В дневнике он записал: «я понял: это моя жена глаза. Имя Шагала становится известным после выставки «1915 год» в Москве, где он показал 25 произведений из «Витебской серии». А сам Шагал написал: «Художнику надо иногда быть в пеленках» – видимо имея ввиду, что внешний мир не должен рубить творцу его мирный полет фантазии. Олюбви немало песен сложено, даикартин написано предостаточно.

Нонетут-то было. «Полеты с ангелом. Но запомни: денег у меня больше нет. Его дочь Ида все время повторяла: «Надо что-то сделать иначе он покончит с собой.

Что скрывается заромантическим образом, рассказывает Снежана Петрова. «Над городом» Марка Шагала (1918)СюжетМарк иБелла летят над Витебском. «Перелётной птице» будто подрезали крылья — поселившись с Вавой на вилле Коллин в небольшом средиземноморском городке Сен-Поль-де-Васе километрах в двадцати от Ниццы, он больше никогда никуда не переезжал (если, конечно, не считать рабочих поездок). Если и была чаша, то, которую лучше «мимо пронести». Высылать ничего не буду. Вместе с ним уехала в эмиграцию, где к Шагалу пришла всемирная слава. Именно эти глаза смотрят на нас почти со всех картин Шагала.

Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. Это иметафора жизни, происходящих событий. Вдалеке на горизонте белый, подобно «фата моргане», собор. Те, кто знал их с Беллой, пришли в изумление. Большие, выпуклые, чёрные.

  • Как сделать стильный и яркий интерьер, чтобы он не был похож на агро-ренессанс
  • Ирина Стрельникова СовсемДругойГород

Шагал даже издавал декреты. И снова он рисовал себя и свою Беллу летящими в небе, свободными и влюблёнными. В эти годы на полотнах Шагала господствует заснеженная русская деревня и странное бестелесное существо – шагаловская «душа города» в облике крутящейся по земле метелицы с нежным женским профилем – заключает в свои холодные объятия падающую в беспамятстве Невесту с «синим» лицом, выпустившую из рук праздничный букет. Любовь вошла в творчество Шагала в образе Беллы. А ещё Белла была одухотворенной и воздушной. Решено.

Разрушенные и выпотрошенные дома, переименованные улицы, где из знакомых лиц только тени. У Шагала всегда был город, но не было дома. Не брала в расчет, что он – сын простого еврея, который разгружал селёдку. Его невольно хочется сопоставить со стариками и старухами подростка Пикассо. Они – это сама реальность, счастливая реальность, а все остальное – где-то там.

Обратите внимание на белый луч – он пересекает картину сверху вниз. К моменту завершения «Над городом» они уже были супругами и родителями. Её звали Белла Розенфельд. В отличие от нее, самого себя он нарисовал угловатым и неловким. Время в картинах этих роковых для судеб Европы лет смещается от благоуханных летних сумерек к Часу между волком и собакой, когда совершаются самые гнусные преступления и начинают вылезать пугающие своей бессмысленностью оборотни – предвестники ночных кошмаров, вроде зашагавшего фонарного столба-автомата или человеческой фигуры с головой хищной птицы.

10 шикарных картин 
Марка Шагала изучив 
которые, вы станете

В этот период началась его дружба с поэтом Блезом Сандраром (он говорил по-русски) когда спустя много лет Шагала попросили назвать самые значительные события в его жизни, он ответил: «Моя встреча с Сандраром и русская революция»26. Девушка поражает своей геометрической структурой и хрупкостью. В «Двойном портрете» Белла сидит на плечах мужа и готовится к прыжку, а в картине «Над городом» они уже парят в небе вдвоем. Сорок лет Белла была рядом с Шагалом. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое Семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго)— принцип, которому он остался верен до конца жизни32.

А вот когда Шагала в начале 1930-х годов объявили главой «парижской школы», то это уже делало честь школе, а не Шагалу. Они наконец-то воспарили на своем счастье, вместе, вдвоем. Не Шагал на сцене, но Актер, ведущий диалог «как художник с художником». Печально, однако, разглядеть среди этих красок оттенки антрепризы. И, что поразительно, тех же нескольких дней хватило, чтобы Шагал подчинился ей полностью.

И всё же сюжеты его картин не изменились. В пьесе не берутся отвечать за Шагала, но ответ очевиден: город умер раньше, чем его сын. Так во всяком случае считали его друзья. Расправив крылья, ярко вспыхнул Модильяни растворился в усредненно-высокой продукции экспрессионизма и кубизма О. Кубин навсегда вошли в историю искусства лишь как представители «парижской школы» доброкачественные стилисты Кислинг и Фудзита. Горожане в широкополых шляпах, с бантами в петлицах несут плакаты: «Да здравствует революция слов и звуков. » Какие-то дамы вышли на парад на ходулях.

141 х 197 см Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия В картине «Над городом» Шагал и его супруга Белла словно летят над Витебском, оставляя в пространстве земного притяжения его покосившиеся домики. «Прогулку» трактовали и как побег от реальности, которую собой тогда представляла революция. Белла стала главной женщиной в жизни Шагала и главной музой. Кмоменту завершения «Над городом» они уже были супругами иродителями. А над официальными учреждениями развевается знамя с изображением человека на зелёной лошади и надписью: «Шагал — Витебску». Родители поженились в 1886 году и приходились друг другу двоюродными братом и сестрой1516.

На сцене – безликая толпа, а по Шагалу – «Толпа всегда погром/ Толпа всегда расправа». Осенью 1909 года во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек— школе Герье в Москве. 25 Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. Благодаря этой картине слова «парить в небесах» и «взлететь от счастья» обрели зримое воплощение. Ермоловой только «живые» картины, освободившиеся от рам, говорящие больше, чем таблички с их названиями. Автор отталкивается не от сухой фактуры (впрочем, ей не противоречит), но от ключевых для художника образов и символов.

Пламени в спектакле довольно. Висящие в зале кубистов, где всё так надуманно и непонятно, они также поражают своей иррациональностью, но такой иррациональностью, которая психологически вполне убедительна»27. В своей книге «Моя жизнь» художник писал: «Вся в черном или белом она пролетала сквозь мои холсты, направляя мое искусство. Можешь не рассчитывать». Для начала перестал рисовать раввинов.

Только с феноменом Пикассо сопоставим этот мощный поток творчества, на протяжении восьмидесяти лет выплескивавший из своих глубин картины, гравюры, сценографические макеты и, наконец, на последнем этапе жизни – витражи и мозаики. Ияпонял: это моя жена. Это игород как таковой, сего суетой иповседневными заботами. На сцене – творческий поиск в режиме реального времени. И первыми, кто на его полотнах послереволюционных лет воплощают свершившийся «космический» переворот, оказываются влюбленные.

На сцене –единственный холст на подрамнике, который так и не будет развернут к залу. Роль супруги мастера невозможно переоценить. Гид, будто вышедшая из «греческого зала» М. Жванецкого, сыплет «измами» и эпитетами о художнике, от человека оставляя лишь: «Родился Жил Любил Творил Страдал И умер». За ними скрывается биография мастера, его мироощущение.

— В России всё сумрачно и имеет серовато-коричневый оттенок. Это как бы одно существо. Художник необычайно счастлив история взаимной любви представлена картиной. На бледном лице сияют глаза. Живой в памяти Шагала, он стерся бы из нее, стал бы фантазией, бредом посети он его вновь. «Люди уменьшаются в размерах / По мере удаления от нас», — это урок о перспективе, а не о роли личности в истории.

«Его позвал в дорогу какой-то таинственный инстинкт. В ту же серию попали картины «Двойной портрет» и «Над городом». Так как стипендии хватало, в первой половине 1912 года Шагал переехал в знаменитый «Улей»— дом в котором находились жилые помещения и мастерские художников. В гамме спектакля куда больше красок. Старый друг Марка Захаровича Яаков Бааль-Тшува рассказывает о том времени: «Мы беседовали между собой на идише, но стоило нам на улице поравняться с кем-нибудь из французов, как Шагал тут же переходил на французский». Там его окружали, восновном, поэты-символисты.

Прогремел художник уже после возвращения народину. Витебск навсегда останется для Шагала местом действия. Но рядом, параллельно с этой витебской и дачной житийностью, появляются серии символических портретных образов «красных» и «зеленых» евреев, разноцветных раввинов, творящих молитвы или раздумывающих над писанием и, вторя им ритуальной торжественностью, тут же возникают серии голов «голубых» и «зеленых» любовников. В 1921году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке.

Художник-Шагал отображал жизнь красками, художник-Юрский отображает (а не изображает. ) жизнь Шагала «красками» Театра. А еще «Прогулка» стала частью триптиха. Кажется, что краска перестала быть простым средством выражения эмоций художника и, выйдя из-под его контроля, еще заключенная в тюбики, уже диктует своему хозяину сюжет будущей картины. «Сней должен быть я— вдруг озаряет меня.

Факты биографии составили коллаж пьесы, а сквозь него проступил и портрет. Приехав в Париж, я был потрясен переливами света». Они, поддерживая друг друга, как бы «притормаживая» устремленный в бесконечность полет, парят над Витебском на огромном полотне Над городом. В спектакле ее узнаешь еще до того, как звучит ее имя: фиолетовое платье с белым воротничком, сирень — этот портрет запечатленный многократно («Над городом», «Любовники в сирени», «Венчание» и др. ), раз увиденный – не забудется.

Это мои глаза, моя душа», – пишет Шагал в книге «Моя жизнь». Летающие музыканты исполняют дивные сказочные мелодии на огрубленных, как в детских рисунках, лицах Жениха и Невесты застыло удивление перед красотой вселенной. Но приобщившийся к тому горению у подножия Эйфелевой башни, вкусивший горько-полынного абсента из треугольных бутылей и чаш уже был «отравлен» до конца дней зельем нового мировидения.

В 1920году Шагал уехал в Москву и поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой. Это и сегодня еще многим кажущееся нелепым сооружение, возносящееся над домами и соборами столицы средневековой Европы, несколько прямолинейный, наивный след первых восторгов перед возможностями инженерии будущего, было воспето Аполлинером и прочно вошло в поэтический словарь ХХ века: «Пастушка, о башня Эффеля». «Париж, ты мой Витебск. » — это, по мнению Шагала, было лучшим комплиментом. «Избито» значит проверено. Но внутри его серий «солдатских» этюдов и рисунков разыгрывается весь диапазон настроений той поры – от подлинной трагедии молодых новобранцев с печатью обреченности на «прилипших» друг к другу лицах до саркастической гримасы раненого солдата, смотрящего одним глазом с рисунка тушью из собрания Третьяковской галереи.

– я тоже. Забор тянется черной лентой, с ним соседствуют дома приглушенных оттенков – Витебск спит. А когда в 1916 году родилась дочь Ида, стал рисовать и её.

Он и Шагал от мала до велика и старый фотограф Шмерц, под началом которого художник учился дорисовывать и ретушировать фотопортреты и парижский поэт Сандрар и суетливый сват – бадхен и набожный дядя Исроэл и даже Луначарский, назвавший Шагала «Гофманом околовитебских трущоб». К ней летят в спектакле стихи вечным лейтмотивом: «Вечер, сад. Целый год после этого Марк Захарович ещё проживет в России, с увлечением работая учителем рисования в детских трудовых колониях «Малаховка» и «III Интернационал». Графин, бокал вина, узорчатая скатерть подчёркивают праздничное настроение.

Пьесу, которой можно навесить ярлык «эмигрантская» (не потому, что автор ее эмигрант, а потому, что эмиграция и странствия Шагала в ней – главная тема) – отличная основа для гастрольного спектакля. Седьмая свеча, как и седьмой день творения, будет означать покой. Здесь хорошо просматривается отношение Марка Шагала к жене.

Именно в Витебске воплощается шагаловский сон Иакова и над деревянными крышами возносится «лествица в небо», по которой порхают ангелы. У Шагала есть «Автопортрет с семью пальцами». Надо ему кого-то подыскать». В беседе с Соломоном Михоэлсом Константин Станиславский как-то заметил: «Птице для полета прежде всего необходимо свободное дыхание, птица набирает воздух в грудную клетку, становится гордой и начинает летать».

Способность сочетать высокое с обыденным – индивидуальное качество творчества Шагала. Марк Шагал один из тех, кто опроверг этот урок, опровергло его и время. Наше в том числе: те, кто на виду, мельчают и мельчат. Образы и объекты на холсте не детализированы. Вот что писала в 1951 году подруга семьи Шагалов — Марина Антоновна Деникина (дочь знаменитого белого генерала): «Ирландка вдруг сбежала от Шагала с художником — то ли шведом, то ли норвежцем — и сына захватила с собой. Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары»1. «С любимыми не расставайтесь», но разлуками движим спектакль.

Увы, она была обыкновенной женщиной и не устояла перед парижскими соблазнами. Но этот рассказ не был бы возможен без его прекрасной (bella) Беллы. —ятоже. Жил Марк на улице Данциг, неподалёку от бульвара Монпарнас, в круглом кирпичном здании — это было общежитие художников под названием «Улей». Город не оставит его даже тогда, когда Шагал оставит город.

В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. Настиль Шагала повлияли, конечно, годы, которые онпровел вПариже доПервой мировой войны. Город внизу маленький, нереальный. В спектакле разыграна импровизированная экскурсия по Лувру. Свободой впрок не надышаться. Дед художника, Довид Еселевич Шагал (в документах также Довид-Мордух Иоселевич Сагал, 1824—. ), происходил из местечка Бабиновичи Могилёвской губернии1718, а в 1883 году поселился с сыновьями в местечке Добромысли Оршанского уезда Могилёвской губернии, так что в «Списках владельцев недвижимого имущества города Витебска» отец художника Хацкель Мордухович Шагал записан как «добромыслянский мещанин» мать художника происходила из Лиозно1920.

Черты ее лица прорисованы довольно четко, а прическа естественна и легка. На сцене, впрочем, всем «места хватит», но искренне обидно, что притчевость и магия, ощущение сокровенности и задушевности, к которому располагает линия Юрского-актера, меркнет под звуки живого оркестра одинаково скучно играющего что клезмер, что мелодии на манер французских, заземляется многократно опробованными гастролерами «номерами». Вместе с ним переносила тяготы Гражданской войны: голод, холод, бытовую неустроенность. Набледном лице сияют глаза. Он изображает не людей, а их души, не предметы, а их суть.

Но он вернется», — объясняла она. Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. Родила ему дочь. Через несколько лет автор «Чёрного квадрата» вытеснит Шагала из Витебска, обвинив его в консерватизме. «Мои русские картины были без света, — писал Шагал из Парижа.

Все почти как на одноименной картине («Революция»), — хаотично и устрашающе. К излюбленному Шагалом фиолетовому примешивается в стихах лиловый Пастернака: « что в грозу лиловы глаза и газоны/ И пахнет сырой резедой горизонт». Вдалеке на горизонте белый, подобно «фата моргане», собор. Семье Шагалов с 1890 года принадлежал деревянный дом на Большой Покровской улице в 3-й части Витебска (значительно расширенный и перестроенный в 1902 году с восемью квартирами на сдачу)21. Шагал» не столько на тему Шагала, сколько по темам его творчества.

В пьесе всего два действующих лица – Художник и Ангел. Уже в это время проявился почерк Шагала, который в последующих работах и обеспечил ему известность и узнаваемость. Искусствоведы считают, что эта деталь олицетворяет самого бога, но это неточно. Это мои глаза, моя душа».

Странствия как поиск свободного дыхания — таким рисует пьеса путь Шагала. Откуда все это. Ползал и подбирал. И художник подчинился. Одну из квартир там занимал в то время Амедео Модильяни, другую — Фернан Леже Все обитатели «Улья», как и положено настоящим художникам, бедствовали и даже голодали.

Глаза летуньи лучатся чистотой и невинностью, но их черный цвет, «жгучий и прекрасный», приковывает своей таинственностью. Черты ее лица прорисованы довольно четко, а прическа естественна и легка. Она молчит, ятоже. Умерший город обязан своей бессмертной славе Шагалу.

Вошла, чтобы остаться навсегда, наполняя картины и жизнь новым смыслом. Там его окружали, в основном, поэты-символисты. Ничего суицидального и мистического.

В Париже он впервые начал использовать личное имя Марк. Здесь стараниями Людмилы Дребневой выведена и громогласная пылающая Революция, сокращенно Люция, а короче Лушка, прозвавшая «мазню» Шагала карикатурами и «Сожженная картина» исполняющая песню на манер немецкого кабаре 30-х годов о том, как ее, признанную дегенеративной и опасной для арийской нации, осквернили и предали огню. С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза». Он заставляет нас воспринимать Христа уснувшим, а не умершим. /Сказка, ласка /Резеды». Это и не нужно, в вечер спектакля на сцене театра им.

Внешне она была очень похожа на самого Шагала. По свидетельству И. Г. Эренбурга: «Это было время расцвета кубизма, влияние которого было настолько велико, что даже Шагал, этот поэт местечек Белоруссии, много взявший у маляров, расписывавших вывески парикмахерских или фруктовых лавчонок, на короткий срок заколебался»28.

Образы иобъекты нахолсте недетализированы. Их обоих в юности интересовало все физиономически характерное и «жалостливое», но в отличие от прошедшего суровую академическую муштру испанского мальчика витебский ученик гораздо раскованнее. «И погасили мы Луну, И свечек пламя заструилось, И лишь к тебе моя стремилась Любовь избрав тебя одну» — написал Шагал вскоре после свадьбы. Сам знаешь.

Шагал здесь не в полетах, в летах. Часто он так её и рисовал — безмятежно парящей в небе. Это мои глаза, моя душа», — пишет Шагал вкниге «Моя жизнь». «Ты помнишь ль меня, мой город», — писал Шагал. Цветовая палитра картины «Над городом» на первый взгляд имеет некий диссонанс.

Этот город на картине олицетворяет земную монотонную провинциальную жизнь, ему противопоставляется непринужденно летящая на переднем плане пара. Маленькая фигурка отца семейства с сияющим младенцем на руках, «вспорхнувшая» на спинку кровати в глубине картины, служит точкой отсчета для восприятия особого, «чудесного» пространства, преобразующего интерьер тесной каморки. Это ивоспоминания, мечты, вкоторые погружены Макс иБелла. Это был небывалый, уникальный праздник, совсем не похожий на те, которые когда-либо где-либо устраивала советская власть: дома покрашены белым, а по белому разбегаются зелёные круги, оранжевые квадраты, синие прямоугольники (дело рук Малевича, которого Шагал пригласил из Москвы). Взависимости оттрактовки полета, образ города также приобретает разные грани.

Свадебные свечи превратятся в спектакле в поминальные. А художник и его супруга в своей реальной нереальности сна. Через год после знакомства Белла и Марк были женихом и невестой. Вот один из них, от 16 октября 1918 года: «Всем лицам и учреждениям имеющим мольберты, предлагается передать таковые во временное распоряжение Художественной комиссии по украшению г. Витебска к первой годовщине Октябрьской революции». Теперь, в 1914-м, он как будто бы заново влюбился в неё — и во сто крат сильнее прежнего. Для него это был практически солнечный удар, еслибы определение придумывал Бунин.

Их здесь трое – он, его жена Белла и родной Витебск. Отдельных зрителей подобный прием завораживает. Маленький город с домами-избами и каменными церквами становится средоточием внутреннего мира художника, эмблемой его поэтики наряду со средиземноморским замком Сен-Поль и Эйфелевой башней.

И это было поразительно, так как Белла была красавицей, а Марк не слишком хорош собой.