Медный Змий Бруни

«медный змий»— гигантская по размерам картина русского художника итальянского происхождения Фёдора (Фиделио) Бруни (1799—1875), оконченная в 1841 году. Огромная картина русского художника итальянского происхождения Федора Бруни «Медный змий» размером 565 Х 852 см и общей площадью около 48 м. создавалась на протяжении 15 лет. «медный змий»— гигантская по размерам картина русского художника итальянского происхождения Фёдора (Фиделио) Бруни (1799—1875), оконченная в 1841 году.

10 фактов о картине Бруни «Медный змий»

В 1807 приехал с отцом в Россию. В окончательном варианте уже никто не стремиться достичь спасительного столба. Корабль благополучно прибыл в Петербург, привез «Медного змия», а вместе с ним и «Тайную вечерю», которую художник считал давно утерянной. Учитесь сами смотреть на мир.

Мы видим родителей, на руках которых гибнет сын. Занятия состояли из хозяйственных работ и живописи. Интересно и поучительно задуматься иногда над началом, над корнем своим. Цецилия», «Св. Вряд ли он мог предположить, что последние мазки нанесет только в 1841 году.

Перед отъездом Николай сильно обидел художника, посетив в его отсутствие мастерскую и отдав еще недописанного «Евангелиста Иоанна» на переделку давнему сопернику Бруни, Карлу Брюллову. Дело в том, что по Петербургу прошел слух, что судно «Нептун», на котором Бруни отправил все, что оставалось в его римской мастерской, потерпело крушение. Сам он считал, что «причина такой противоположности в мнениях происходит оттого, что художник не отдал себе основательно отчёта в идее своей картины и отсутствие внутреннего, живого содержания заменил драматическим разнообразием подробностей», при этом подчёркивая, что «искусство прежде всего требует определённой и самой себе ясной идеи»4546. Это было граничит с тем, что Николай I хотел видеть художника в России.

Иногда, чтобы образумить народ, Бог вынужден прибегать к жестким мерам. Слева от Моисея выступает Елеазар в одеянии верховного жреца и сплотившиеся вокруг священники – левиты. Картина полна изображением горя, боли, ужаса и смерти. Евреи еще слишком мало знают о Боге, чтобы Ему доверять. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. По воспоминаниям Александра Бенуа, в том же зале находились «Последний день Помпеи» и «Осада Пскова» Брюллова, «Христианские мученики в Колизее» Флавицкого, «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» Иванова, «Тайная вечеря» Ге и ещё две-три картины Айвазовского. После этого император изменил своё решение и распорядился возобновить выплату окладов, «но с тем, чтобы в будущем году сам привёз сюда оконченную свою картину».

Медный змий, Федор 
Антонович Бруни, 
1841

Медный змий, Федор Антонович Бруни, 1841

Егорова и В. К. Законченный Медный змий в 1841 году был доставлен пароходом в Петербург, где имел ошеломляющий успех, сравнимый только с триумфом «Последнего дня Помпеи» Карла Брюллова, вечного вынужденного соперника Федора Бруни. После этого картина находилась в зале русской школы Эрмитажа2. Карл Павлович забрел взглянуть на работы выпускаемых из академии скульпторов. На Академической выставке осенью 1836 года экспонировались его эскизы к «Медному змию», которые вызвали большой интерес и были отмечены в прессе26.

Нога его обвита змеёй, а рот широко раскрыт— по-видимому, он проклинает всех «в бешенстве и богохульстве»1617. Подобно картине Брюллова, полотно «Медный змий» построено по-новому, романтическому, принципу. И если человеку удается подавить в себе этот мимолетный соблазн, это внезапно возникшее животное чувство и тем более, пробудить в себе добрые побуждения и желание служить Всевышнему, то этот внутренний переворот в сознании находит отклик наверху и вызывает «цепную реакцию»: Всевышний совершает аналогичный «переворот», обращая духовную тьму в свет, а смертельно раненного человека возвращает к жизни». В 1808 году, спасаясь от французов, семья оказалась в России.

Да и Брюллова, которые, казалось бы, выбрал нейтральную тему, они не обошли стороной. Это была картина русского художника Федора Антоновича Бруни «Медный змий». И далее Бенуа пояснял: «его искусство вполне удовлетворяло казённым требованиям, приводило в восхищение знатоков, но не обладало средствами впечатлять толпу— то, чем, несомненно, обладало творчество Брюллова». 3.

Кроме того, он хотел передать в этой картине глубокие чувства. Гагариным, а также с русскими художниками, находившимися в то время в Италии. Но завоевать ее Бруни не удалось. Испугались небось.

Итальянская публика с восторгом приняла картину русского академиста. Они находятся в ужасе и отчаянии, даже не помышляя о поисках спасения и не пытаясь взглянуть на медного змия— такое впечатление, что они не слышат Моисея или просто не в состоянии внять его совету. Моисей ушел, может быть и Всевышний хочет нас покинуть. Молодые художники называли себя гильдией «Союзом Святого Луки» и обосновались в пустующем монастыре Святого Исидора в Риме. Что привлекло художника в этом сюжете. После учебы Бруни-младший жил и работал в Риме.

Символ Спасения 
или Чем медный змей 
лучше золотого тельца

Символ Спасения или Чем медный змей лучше золотого тельца

Сам Бруни, обсуждая замысел картины, писал: «Я пытался сделать так, чтобы с первого взгляда она внушала патетический пафос этой ужасной сцены и чтобы на ней была печать божьего наказания». Начиная с 1819 подолгу жил и работал в Италии. Поверив в свои силы, Бруни вознамерился сам создать великое произведение «Медный змий» избрав сюжетом для него эпизод из Ветхого Завета. В книге «Чисел» Ветхого завета сказано, что когда Моисей вывел народ иудейский из египетского плена их путь лежал через безводную пустыню, по которой они скитались сорок лет.

В 1809 году Фёдор Бруни был принят в Воспитательное училище при Академии художеств (АХ), затем учился в классе исторической живописи у А. Е. Егорова и В. К. Шебуева закончил АХ в 1818 году. В свое время картина была так же популярна, как и Последний день Помпеи К. П. Смерть Камиллы, сестры Горация (1824), Портрет 3.

Само же прозвище происходило, естественно, от города Назарет. Первый план во многом диктует трагическое звучание всего произведения. О начале работы над большой картиной по мотивам сюжета из Ветхого Завета Бруни сообщил Обществу поощрения художников (ОПХ) в феврале 1827 года, указав, что среди его эскизов он особенно «остановился на одном, который желал бы произвести в большой картине он представляет воздвижение медного змея в пустыне». В центре упал навзничь молодой мужчина, ужаленный сразу двумя змеями.

В 1897 году она была передана в создаваемый в то время Русский музей императора Александра III (ныне— Государственный Русский музей), где она и находится до сих пор. Однако история со змеями не так проста, как это кажется на первый взгляд. К тому времени увеличилась его семья— родился сын Александр. При этом, по мнению Шевырёва изображая лежащего в агонии мужчину в центре картины, художник «как будто хотел представить нам мрачную картину безверия»44.

Скользящий свет создает ощущение взволнованного движения толпы. Окружающие ее люди охвачены страхом разных «оттенков»: от дикого и безумного ужаса, которым охвачена девочка, сдерживаемая своим братом, до легкого испуга симпатичной малышки, прячущейся на коленях у бабушки. Работу над картиной «Медный змий» проводила специально созданная группа отдела реставрации ГРМ, в которую входили Андрей Богомолов, Антон Макаров и Александр Минин353637. Самый ранний эскиз на ветхозаветную тему был создан в 1824 году. Исходя из этого, Шевырёв полагал, что «главное действие картины» граничит с образом женщины, которую несёт её муж— на её лице «уже просиял луч исцеления». В этом смысле пейзаж играет роль действующего лица картины.

Здесь он испытывает влияние художественной культуры итальянского Ренессанса. У каждого была своя келья. Говорили, что в «Помпее» все основано на любви, а у Бруни жестокость и мучение. Осенью 1839 года Бруни написал второе прошение, указав, что он непрерывно и «со всей энергией» работает над большой картиной «Моисей», но ситуация такова, что «при таком положении мне придётся уже думать не о большой моей картине— единственной цели моей поездки в Италию, а о ежедневных средствах к существованию моей семьи, к чему я должен буду приложить все мои работы». В специальном послании государю Николаю I художник объяснил это так: «В России нет ни подобающего света, ни соответствующих типажей, столь необходимых для завершения полотна».

Кроме того, нельзя исключать и влияния группы, получившей название «назарейцы», на этого яркого представителя русского академизма. Антонио Бруни поступил на военную службу в армию Суворова, чтобы защитить свою родину от «общего врага человечества» Наполеона. Выше: что вы искали. Федору Антоновичу было грех жаловаться. В качестве пейзажа Бруни, по его собственным словам изобразил место «посреди каменистой аравийской пустыни недалеко от Красного моря, где поднимаются высокие отвесные скалы, отроги горы Ор». Библия повествует о том, что Езекия вынужден был истребить сделанного Моисеем медного змея, которого называли Нехуштан, так как многие израильтяне стали поклонятся ему, воздвигнув высоты и насадив священные дубравы (4Цар18, 4).

В другой книге Бенуа, «Русская школа живописи», целая глава посвящена сравнительной характеристике Бруни и Брюллова, главным образом на примере указанных картин. Боялся и Бруни, выросший в России и привыкший к ее порядкам. 1. Очень скоро в систему будут добавлены новые языки.

Сам же Бруни писал: «Что касается меня, то я в восторге от всеобщего успеха, который имела моя работа». На Академической выставке осенью 1836 года экспонировались его эскизы к «Медному змию», которые вызвали большой интерес и были отмечены в прессе. Многие, как метко и едко сказал про них А. С.

По окончании в 1818 году Академии художеств, Фёдор Бруни пишет картину «Улисс, потерпевший кораблекрушение перед Навзикаей», удостоенную аттестата I степени. Работу над картиной «Медный змий» проводила специально созданная группа отдела реставрации ГРМ, в которую входили Андрей Богомолов, Антон Макаров и Александр Минин. Ради нее Бруни даже прервал свою работу по росписи Исаакиевского собора. Помогло, кстати, не всем. В то время, когда жил художник и когда в русском обществе стали появляться нигилисты (вспомните хотя бы героя Тургенева Базарова), эта мысль читалась сразу и вызывала понимание современников.

ТБН-Россия расскажет 
о полотне Федора 
Бруни «Медный змий»

ТБН-Россия расскажет о полотне Федора Бруни «Медный змий»

На первый взгляд они похожи, но на самом деле их смысл – диаметрально противоположный. Скорее всего, создавая картину Бруни не работал с натуры изображенное им место было плодом воображения. Само словосочетание «Медный змий» должно было напомнить современникам о том, что малодушие ведет к рабству и безверию.

С 1838 года Фёдор Бруни продолжил работу над картиной в Риме. В Россию же полотно прибыло с некоторыми приключениями.

Медный змий (картина 
Бруни) Информацию 
О

Медный змий (картина Бруни) Информацию О

Бруни Федор Антонович (1801— 1875)Медный змий1841г, холст, масло 565 х 852 смГосударственный Русский музей, Санкт-ПетербургЗАЛ N15Самое большое полотно из коллекции живописи XIX века Русского музея и самая знаменитое произведение Федора Бруни создавалось на протяжении 15 лет, а заканчивалось в Риме. В основе картины «Медный змий» лежит — один из эпизодов 40-летнего странствия народа Израиля. В одном из писем Бруни середины 30-х годов XIXвека читаем: «Я надеюсь, что моя кисть сможет выразить все эти разные страсти, которые, как я хотел бы, господствовали в моей картине и особенно угрызения совести, страх, вера, смирение, горе, сострадание и, наконец, уверенность тех, которые являясь священниками, стоят бесстрастно посреди бедствия, которое смущает всех других». Она словно напоминает слова Христа о помощи малым. Фиделе, довольно быстро ставшей Федором, поступил в Академию Художеств.

Главные темы его творческой деятельности – античные и библейские сюжеты, а также портреты. Каждый мускул его прекрасного тела протестует против смерти. Каждый, взглянувший на него с верой, оставался жить. В другой книге Бенуа, «Русская школа живописи», целая глава посвящена сравнительной характеристике Бруни и Брюллова, главным образом на примере указанных картин.

Брюллова. С 1838 года Фёдор Бруни продолжил работу над картиной в Риме.

  1. Русский музей Дополненная реальность
  2. Храм Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском – Тихвинский храм в Алексеевском
  3. Материал из Википедии — свободной энциклопедии
  4. Коллекция Государственного Русского музея
  5. Взглянув на Него, останется жив
  6. Картина «Медный Змий» Фёдора Бруни
  7. Служитель: Мы должны помочь людям безопасно пережить трудности

Впрочем, они все сохранили своеобразную манеру работы и преданность идеалам юности. Если эти, первые и самые лучшие, были слабы и строптивы, то что можно требовать от их потомков. Древние иудеи боялись жить с Богом, боялись принять свою свободу.

Тем не менее, надо отдать должное Бруни, стремившемуся к научной точности. Иные руку пожимали Карлу, будто дни торжества были его, а не Федора Бруни. Перед «Медным змием» Брюллов думал об «Осаде Пскова», досадой торчащей в сердце. Это движение позволяет достичь единства впечатления от гигантского многофигурного полотна. Ради этого Фёдор Антонович даже прервал свою работу по росписи Исаакиевского собора, а в своё оправдание в специальном послании государю Николаю I приводил такие аргументы: «В России нет ни подобающего света, ни соответствующих типажей, столь необходимых для завершения полотна». Впервые картина стала доступна итальянскому зрителю в 1841 году. Принес папку рисунков и акварелей — большей частью уличные сцены и сцены армейской жизни.

  1. Епископ высказался об идее создания «бога» при помощи ИИ
  2. В Казахстане пастора судят за вовлечение детей в богослужение
  3. Как помочь людям которые пережили ситуацию "массового убийства"
  4. Уровень враждебности к христианам не увеличился – исследование
  5. СРОЧНО: Пастор из США Николай Кулакевич в критическом состоянии
  6. Капеллан дал советы как вести себя в местах массового убийства
  7. Словари и энциклопедии на Академике

Сам Бруни, словно подтверждая мысль Крылова, писал: «Я пытался сделать так, чтобы с первого взгляда она /картина — А. Г. / внушала патетический пафос этой ужасной сцены и чтобы на ней была печать Божьего наказания». Змеи на картине выступают метафорой человеческих грехов, спасение от которых сам художник видел только в покорности Божественной воле. Бесплодные, безлесые желто-серые скалы, почва без единой травинки. К тому времени увеличилась его семья— родился сын Александр. Весной 1820 года по приглашению княгини 3. К этому же периоду творчества относятся произведения «Спящая нимфа», «Св.

В этом смысле пейзаж играет роль действующего лица картины. Многие художники женились и покинули монастырские стены. Однако делать это не стоило, особенно, если речь идет о пророке. Кроме того, Бруни известен как автор уникального натурного рисунка «Пушкин в гробу», после размноженного им литографией.

Бруни стал профессором в своей альма матер, был любим учениками имел достаточное количество заказов и мог безбедно жить. Всеми покинутый малыш погиб просто от голода. Впрочем, художник мог создавать и другие «исторические» полотна, например, на тему Античности и Академия была бы не менее благосклонна. Автор альбома Русская история в гравюрах, многочисленных эскизов икон и стенных росписей.

  • Библейская энциклопедия Брокгауза

Их работы стали пользоваться хорошим спросом. Исходя из этого, Шевырёв полагал, что «главное действие картины» граничит с образом женщины, которую несёт её муж— на её лице «уже просиял луч исцеления». Кто-то спешит к спасительному столбу, а кто-то застыл потрясенный смертью близких. Сам Бруни, обсуждая замысел картины, писал: «Я пытался сделать так, чтобы с первого взгляда она внушала патетический пафос этой ужасной сцены и чтобы на ней была печать Божьего наказания». У ног их – павшие ниц, застывшие в покорности люди.

Русский музей Дополненная 
реальность

У ног их павшие ниц и застывшие в покорности люди. Каждый, взглянувший на него с верой, оставался жить. 5. Жить они стали в Царском Селе и Антонио стал преподавать в Лицее.

Иванова и В. К.

Двенадцатилетний труд погиб. Андрей Иванович торжествующе согласился: он четверть века ждал этого часа — это был час славы его вкуса, его понимания искусства и красоты. Когда в зале никого не было, Карл заворачивал к «Нарциссу». Картина полна изображением горя, боли, ужаса и смерти.

В 1838 году мечта художника сбылась. Он продолжает создавать картины на религиозные сюжеты, которые пользуются неизменной популярностью (к этому периоду относят и представленную работу «На пути в Египет»). Картина имела ошеломляющий успех, сравнимый только с триумфом «Последнего дня Помпеи» Карла Брюллова, вечного вынужденного соперника Федора Бруни. Многие из них, осев в чужой державе, считали себя подданными Российской империи.

Такова история про ядовитых змей, обрушившихся на вечно недовольных евреев (Числ21, 4-9). Совет просил отставного профессора Андрея Ивановича Иванова уступить академии брюлловского «Нарцисса» за двести рублей серебром.

Лицо женщины имеет сходство с лицом Анжелики— жены Бруни. Русский художник, выходец из семьи художника. Вскоре «Медный змий» был доставлен пароходом в Петербург, где вызвал ожесточённые споры, но вместе с тем имел ошеломляющий успех, сравнимый только с триумфом «Последнего дня Помпеи» Карла Брюллова. Как и картина Брюллова, полотно «Медный змий» построено по принципам романтизма. Федор (Фиделе Джованни Бароффио) Антонович Бруни родился 15 декабря 1801 года в Милане.

Давайте рассмотрим полотно повнимательнее и определим так ли это. На данный момент мы служим только на английском, турецком, русском, украинском, казахском и белорусском языках. Почему эти люди, видевшие столь много чудес и столько страдавшие, роптали. При этом, по мнению Шевырёва изображая лежащего в агонии мужчину в центре картины, художник «как будто хотел представить нам мрачную картину безверия». В Петербурге она появилась лишь через 10 лет и за нее Бруни получил звание академика.

В Италии Бруни создает множество религиозных образов. Во время работы над картиной художник столкнулся с огромным количеством трудностей. О начале работы над большой картиной по мотивам сюжета из Ветхого Завета Бруни сообщил Обществу поощрения художников (ОПХ) в феврале 1827 года, указав, что среди его эскизов он особенно «остановился на одном, который желал бы произвести в большой картине он представляет воздвижение медного змея в пустыне». На счастье слухи оказались ложными.

Когда евреи просят сделать золотого тельца. Сурово выглядят и сам Моисей, охваченный пророческим порывом и выступающий слева от него Елеазар в одеянии верховного жреца и сплотившиеся вокруг священники-левиты. В качестве пейзажа Бруни, по его собственным словам изобразил место «посреди каменистой аравийской пустыни недалеко от Красного моря, где поднимаются высокие отвесные скалы, отроги». Семейство», «Свидание Т. Тассо с сестрою», четыре больших образа: «Моление о Чаше», «Богоматерь с младенцем на руках», «Спаситель на небесах», «Благовещение» и еще несколько картин и портретов. Религиозная мысль была связана с изображением того, какое чудо может совершить истинная вера для спасения страдающих людей, а живописная мысль была направлена на то, чтобы «изобразить телесные страдания бедствующего народа».

Чем же так уникальная эта картина. В ранних эскизах и в первоначальном варианте (подмалёвке) картины Бруни изображал там группу из четырёх человек, стремившихся к медному змию— несущий старого отца мужчина, а также его жена и сын. В ранних эскизах и в первоначальном варианте (подмалёвке) картины Бруни изображал там группу из четырёх человек, стремившихся к медному змию— несущий старого отца мужчина, а также его жена и сын. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.

А без нее что же вы сделаете, будь у вас даже бездна воображения и таланта. Шебуева (1809-1818). Сам он считал, что «причина такой противоположности в мнениях происходит оттого, что художник не отдал себе основательно отчёта в идее своей картины и отсутствие внутреннего, живого содержания заменил драматическим разнообразием подробностей», при этом подчёркивая, что «искусство прежде всего требует определённой и самой себе ясной идеи».

Более чем через десять лет, когда картина прибыла в Петербург, Бруни получил за нее звание академика. Вместе со световыми и цветовыми эффектами это можно рассматривать как проявление романтизма в классицистической живописи Бруни.

Ведь ему предстояла поездка в Италию. Комитет ОПХ, в целом одобряя идею художника, в том же году постарался предупредить его о сложностях, сопряжённых с созданием большой многофигурной композиции, на что Бруни ответил, что «фигуры на упомянутой картине будут в натуральную величину и, следовательно, вся картина будет довольно велика, но как она уже начата, то мне не хотелось бы её оставить»7. Комитет ОПХ, в целом одобряя идею художника, в том же году постарался предупредить его о сложностях, сопряжённых с созданием большой многофигурной композиции, на что Бруни ответил, что «фигуры на упомянутой картине будут в натуральную величину и, следовательно, вся картина будет довольно велика, но как она уже начата, то мне не хотелось бы её оставить». Это масштабное полотно (размер оригинала пять с половиной на восемь с половиной метров) иллюстрирует известный эпизод Ветхого завета. Шебуева.

Но одна картина заслонила все эти шедевры. Например, мы знаем, что в период создания картины он переписывался с известным тогда археологом Ланчи, прося его как можно подробнее описать костюмы древних евреев. А. Волконской в костюме Танкреда (1820-е), Вакханка, поящая амура (1828) – картины принесли ему успех и известность. Художник мог двигаться дальше по этому пути, обогащаясь тем новым, что принес романтизм, но Бруни остался на позициях академизма. Маленькая, всеми покинутая, она ухватилась за камень ища в нем защиты и опоры. Звали офицера Павел Андреевич Федотов. Вот таким образом укус змеи можно сравнить с искушением (укусить искусить), когда в сердце возникает соблазн, как капля змеиного яда.

В книге «Чисел» Ветхого завета сказано, что когда Моисей вывел народ иудейский из египетского плена их путь лежал через безводную пустыню, по которой они скитались сорок лет. Из произведений Федора Антоновича «итальянского» периода широкую известность получило заказанное князем Барятинским полотно «Смерть Камиллы, сестры Горация», написанное в 1824 году. Находившийся там Александр Иванов писал, что «здесь все были довольны, особливо итальянцы, но немцы уничтожили его в своём журнале»— Иванов имел в виду группу художников-назарейцев во главе с Иоганном Фридрихом Овербеком. Рядом с ней ее маленький братик, которому уже не нужна помощь медного змея.

вы можете запросить все в системе с коробкой. Он бьется в агонии, кричит, яростно колотит по камням и, как писал сам художник, «испускает дух в бешенстве и богохульстве». Из произведений Федора Антоновича итальянского периода широкую известность получило заказанное князем Барятинским полотно «Смерть Камиллы, сестры Горация», созданное в 1824-м. Экспозиция галереи меня покорила: там была и картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи» и «Девятый вал» Ивана Айвазовского (я тогда очень увлекался его творчеством и увидеть картины художника в подлиннике было для меня пределом мечтаний).

Грибоедов, приехали «для ловли счастья и чинов». Сначала полотно экспонировалось в Риме. Римская публика, сначала не принимавшая странных пришельцев, постепенно стала к ним привыкать. С левой стороны господствует движение к колонне с «медным змием»: к ней устремились три женщины, потрясенная мать прижимает ребенка к столбу. «Нарцисс» — совершенство, конечно.

Что делать, как себя вести без мудрого предводителя. И далее Бенуа пояснял: «его искусство вполне удовлетворяло казённым требованиям, приводило в восхищение знатоков, но не обладало средствами впечатлять толпу— то, чем, несомненно, обладало творчество Брюллова»10. Религиозная мысль была связана с изображением того, какое чудо может совершить истинная вера для спасения страдающих людей, а живописная мысль была направлена на то, чтобы «изобразить телесные страдания бедствующего народа»43.

У ног их павшие ниц и застывшие в покорности люди. Конечно же, в первую очередь чисто художественная сторона дела. Его отец швейцарский итальянец «мастер живописного и скульптурного дела». Фиделио Бруни родился 10 июня 1799 года, когда семья обитала еще в Милане.

Художник написал ее, когда ему еще не исполнилось и 22-х лет. В конце концов высочайшее разрешение было получено, документы оформлены и в сентябре 1838 года Бруни с женой Анжеликой и полуторагодовалой дочерью Терезой отправился в Рим27. В 1897 году она была передана в создаваемый в то время Русский музей императора Александра III (ныне— Государственный Русский музей), где она и находится до сих пор1. На лице юноши – выражение смертельной муки. Бог ведет евреев, но Он не может сделать их свободными помимо их воли. Федор Бруни привез наконец из Италии своего «Медного змия» громадное полотно выставили поначалу в Зимнем, потом, когда окреп лед на Неве, перенесли в академию.

В частности, он отмечал, что «Бруни по великолепию своего выдержанного и почти безупречного мастерства оставляет далеко позади себя неровного и часто безвкусного Брюллова», но причина меньшей популярности Бруни в том, что он уступает Брюллову в темпераменте. Наконец, 15 апреля 1841 года он сообщил, что «большая изображающая Моисея картина исполнение которой вызвало необходимость моей поездки в Рим, абсолютно закончена». Этот образ появляется не случайно.

Со временем состав братства менялся. После долгих лет скитаний по безводной каменистой пустыне, через которую Моисей вел народ иудейский от египетского плена, люди стали роптать, поскольку у них появились сомнения в способности пророка вывести их. Но как вырвать первый номер у вечности. Был консулом и отец художника, Антонио. Единственное, что мог предложить искушенной столичной публике художник, это эскизы к величественному полотну.

После долгих странствий и лишений люди возроптали, усомнились в способности Моисея вывести их из пустыни и Господь ниспослал на них кару – дождь из ядовитых змей, сеявших мучительную смерть. Однако необходимость продолжить начатую работу заставила его в 1838 году вновь уехать в Италию. Осенью 1839 года Бруни написал второе прошение, указав, что он непрерывно и «со всей энергией» работает над большой картиной «Моисей», но ситуация такова, что «при таком положении мне придётся уже думать не о большой моей картине— единственной цели моей поездки в Италию, а о ежедневных средствах к существованию моей семьи, к чему я должен буду приложить все мои работы». То, что многие ищут защиты у своих родных и близких, не вполне согласуется с библейским описанием, согласно которому для исцеления людям достаточно было посмотреть на медного змия16.

Умирает мужчина в самом расцвете физических сил. Раскаявшись, спутники Моисея стали молить о прощении. По заданию Академии художеств Бруни выполнил две копии с ватиканских фресок («Изгнание Илиодора из Иерусалимского храма» и «Галатея»), написал несколько произведений на темы античной мифологии, среди которых следует отметить «Пробуждение граций» (1827), «Вакханка и Амур» (1828).

Таким образом Моисей избавляет народ от погибели. Однако начало XIX века было временем смутным и неспокойным. По примеру своего отца, Федор решил стать художником и поступил в Воспитательное училище при Академии художеств, где занимался под руководством А. Е. Егорова, А. И. Иванова (старшего) и В. К. Шебуева. Подобно картине Брюллова, полотно «Медный змий» построено по-новому, романтическому, принципу.

Когда Моисей отправляется на гору Синай. Сам же Бруни писал: «Что касается меня, то я в восторге от всеобщего успеха, который имела моя работа»29. По воспоминаниям Александра Бенуа, в том же зале находились «Последний день Помпеи» и «Осада Пскова» Брюллова, «Христианские мученики в Колизее» Флавицкого, «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» Иванова, «Тайная вечеря» Ге и ещё две-три картины Айвазовского3132.

Бруни близок к гоголевскому определению исторической живописи как выбирающей «сильные кризисы, чувствуемые целой массой».

Бруни творил в те времена, когда художники часто обращались к ветхозаветным сюжетам. Народ израильский, скитаясь по пустыне, возроптал на Бога и Моисея: Зачем вывели Вы нас из Египта, чтобы умереть нам в пустыне. И тогда настигла людей кара Господня – дождь из ядовитых змей. Они должны обрести внутреннюю свободу и мир с Богом, а это требует ежедневных усилий. Впрочем, проигрыш не сильно расстроил молодого художника.

Художник и критик Александр Бенуа в книге «История русской живописи в XIX веке» писал, что «затронутый за живое грандиозным успехом Брюллова» (имеется в виду успех картины «Последний день Помпеи»), Бруни «принялся за картину также колоссальных размеров— за своего Медного змия, который был окончен в 1840 году и имел такой же успех в Риме, как Помпея, но несколько меньший в Петербурге»41. После окончания реставрации, в начале 2003 года, была организована выставка, среди экспонатов которой, помимо обновлённого «Медного змия», были картоны использованные Бруни при подготовке к написанию картины3839. Лицо женщины имеет сходство с лицом Анжелики— жены Бруни. Однако не спасение, но, скорее, отчаяние и страх изображает художник. Его предки были консулами и даже советниками Швейцарской республики.

Его нет долгое время, в лагере начинается паника. В 1809 году Фёдор Бруни поступил в Воспитательное училище при Академии художеств.

Луки в Риме. Родился в Милане в семье художника-декоратора А. Бруни. Молодой художник посещал класс исторической живописи А. Е. В 1838 году Федор Антонович снова отправился в командировку в Италию, чтобы создать свой главный шедевр – «Медный змий». Завершить монументальное полотно Бруни не удалось. В противоположной части картины развита тема, как говорил сам художник, «ужасного наказания». Он и сегодня возьмет первый номер на конкурсе.

После обучения отец отправил сына в Италию, где начинающий художник еще более усовершенствовал свою технику. Иногда его фигуру сравнивают с Лаокооном— жрецом бога Аполлона в Трое, который, по преданию, был задушен змеями вместе с сыновьями («Лаокоон и его сыновья»). В частности, он отмечал, что «Бруни по великолепию своего выдержанного и почти безупречного мастерства оставляет далеко позади себя неровного и часто безвкусного Брюллова», но причина меньшей популярности Бруни в том, что он уступает Брюллову в темпераменте. В хмуром небе, среди рваных туч, различимы падающие змеи, а зловещие громады скал вдали, безжизненная, каменистая почва ближнего плана довершают впечатление обреченностиКартина «Медный змий» – самая большая в русской исторической живописи, (её размер около 48 квадратных метров) создавалось на протяжении 15 лет. Небо – в суровых и мрачных тучах. После этого картина находилась в зале русской школы Эрмитажа.

В российской столице он был обласкан власть и стал делать стремительную карьеру. Ко времени прибытия в итальянскую столицу молодых русских художников Бруни, Брюллова и Иванова «назарейцы» уже стали признанными корифеями, оказывающими довольно сильное воздействие на молодые умы академистов, приехавших со всей Европы усовершенствовать свое мастерство. Сюжет картины «Медный змий» основан на истории, описанной в Ветхом Завете, в Книге Чисел. Но сердце его рвалось в Италию, чтобы завершить начатое грандиозное полотно. Бруни-старший получил должность «живописца и скульптурного дела мастера». После переезда в Россию Антонио становится Антоном, а имя сына меняет на Федора.

Мрачный пейзаж с грозовыми тучами из которых падают ядовитые змеи, подчёркивает безжалостность наказания и ужас, охвативший людей. Вероятнее всего, оказавшись на своей «религиозной родине», в центре католичества, Бруни по-новому взглянул на привитые ему с детства ценности. Академик Императорской Академии художеств (с 1834). Сначала полотно экспонировалось в Риме. После открытия музея в 1898 году она была выставлена в Михайловском дворце, в одном зале с другой картиной Бруни «Смерть Камиллы, сестры Горация». После этого император изменил своё решение и распорядился возобновить выплату окладов, «но с тем, чтобы в будущем году сам привёз сюда оконченную свою картину»8.

К концу обучения он получил серебряную медаль и право на участие в конкурсе на золотую. — Только как же вы не подумали об этом. После окончания реставрации, в начале 2003 года, была организована выставка, среди экспонатов которой, помимо обновлённого «Медного змия», были картоны использованные Бруни при подготовке к написанию картины. Все они спешили к медному змею. На сюжет избранный Бруни, никто сейчас, наверно, лучше бы и не написал да в том ли дело — лучше, хуже, не в том ли, что картина лишь тогда открывает новый день в живописи, когда за нее берутся по-новому, — с новой мыслью, с новым чувством, когда мир видят новыми глазами и новыми руками рождают его на холсте. При баллотировке Савин получил 40 голосов, а будущий ректор Академии всего 22. Только тогда я понял, насколько одномерны и плоски книжные репродукции.

Ему устроили овацию не меньшую, чем в свое время Брюллову, выставившему «Последний день Помпеи». Первое поколение, покинувшее рабство, считается, согласно талмудической традиции, лучшим. В 1807 году семья переехала в Петербург. Высочайше приказано было объявить совету, что мнение его не соответствует предложенным вопросам государь повелел в пример другим вовсе уволить профессора Егорова от службы и единственно в уважение долговременного прохождения оной назначить ему пенсион образа же как неодобренные приказано было Егорову вернуть. Зажил Алексей Егорович в маленькой квартирке на Первой линии, брал заказы помаленьку, принимал по-прежнему учеников, помогая им наставлениями и советами, тренькал на балалаечке свое «Алексей Егоров сын, всероссийский дворянин», во всякий день и во всякую погоду ходил гулять по одному и тому же маршруту, непременно останавливался поговорить со знакомым лавочником и цирюльником, на руки был силен как в былые годы — рвал пополам колоду карт, вот только квартального сильно боялся. Не стал избегать этой темы и художник итальянского происхождения.

Он был снова в Риме и перед ним снова был его «Медный змий». В 1839 году в письме министру императорского двора Петру Волконскому он жаловался на трудное материальное положение из-за того, что ему перестали платить жалованье. Продолжает тему отчаяния и изображение девочки у камня. Наконец, 15 апреля 1841 года он сообщил, что «большая изображающая Моисея картина исполнение которой вызвало необходимость моей поездки в Рим, абсолютно закончена»28. Иногда его фигуру сравнивают с Лаокооном— жрецом бога Аполлона в Трое, который, по преданию, был задушен змеями вместе с сыновьями («Лаокоон и его сыновья»)16.

Его спешно вызывают в Петербург, чтобы преподавать в Академии Художеств. Эта картина была выставлена в Капитолии и получила положительные отзывы критиков. Бруни близок гоголевскому определению исторической живописи как выбирающей «сильные кризисы, чувствуемые целой массой». Скользящий свет создает ощущение взволнованного движения толпы. Нога его бережно перевязана, но яд уже сделал свое дело. Стоит признать, что художнику это удалось.

Стали, конечно, сравнивать картину Бруни с «Помпеей» большинство склонялось к тому, что в сравнении бесспорно выигрывает «Помпея». Любовь видится им силой, укрепляющей на пути к спасению. В этом смысле пейзаж играет роль действующего лица картины.

Даже окружающий их пейзаж производит гнетущее впечатление. Художник завершил свое творение в Риме. Учился в Академии художеств у А. Е. Вероятно, плодом этих размышлений и стал окончательный выбор названия полотна.

Нога его обвита змеёй, а рот широко раскрыт— по-видимому, он проклинает всех «в бешенстве и богохульстве». В качестве пейзажа Бруни, по его собственным словам изобразил место «посреди каменистой аравийской пустыни недалеко от Красного моря, где поднимаются высокие отвесные скалы, отроги горы Ор». После открытия музея в 1898 году она была выставлена в Михайловском дворце, в одном зале с другой картиной Бруни «Смерть Камиллы, сестры Горация». Братья собирались в трапезной, где ели и трудились, а по вечерам обсуждали свои работы. Находившийся там Александр Иванов писал, что «здесь все были довольны, особливо итальянцы, но немцы уничтожили его в своём журнале»— Иванов имел в виду группу художников-назарейцев во главе с Иоганном Фридрихом Овербеком.

После триумфа Брюллова этого было явно недостаточно. Егорова, А. И. Художник и критик Александр Бенуа в книге «История русской живописи в XIX веке» писал, что «затронутый за живое грандиозным успехом Брюллова» (имеется в виду успех картины «Последний день Помпеи»), Бруни «принялся за картину также колоссальных размеров— за своего Медного змия, который был окончен в 1840 году и имел такой же успех в Риме, как Помпея, но несколько меньший в Петербурге». Слева от Моисея выступает Елеазар в одеянии верховного жреца и сплотившиеся вокруг священники – левиты. Бруни Федор Антонович (1801, Милан – 1875, Санкт-Петербург)Художник. Случился бунт, бессмысленный и беспощадный.