Менины Диего Веласкес

«менины (Фрейлины)» (1656) — картина Диего Веласкеса. «менины» (исп. Las Meninas— «фрейлины») или «Семья Филиппа IV»— картина Диего Веласкеса, написанная в 1656 году. Итак, Менины (Las Meninas по-испански или Фрейлины) – картина Диего Веласкеса (Diego Velzquez), одно из самых знаменитых полотен мира. Писал Диего Веласкес «Менины» в тот период, когда Маргарита была единственной наследницей короля.

В 1794 году картине вернули прежнее название «Семья Филиппа IV». По своему воздействию на зрителя полотно производит эффект тихо разорвавшейся бомбы. Но что всё-таки на этом самом загадочном холсте изображено. Предполагается, что они находятся за пределами картины, перед ней. И его легко можно понять.

Разумеется, нет. Так как оно рождает истинно живое, в отличие от инцестуозных отношений». Инфанте прислуживают донья Мария Агустина Capмьенто и донья Исабель де Веласко карлики – это немка Мария Барболa и маленький Николасито Пертусато художник – сам Веласкес (это единственный достоверный его автопортрет) и т. д. С появлением имен картина приобретает вид группового портрета. Веласкес «пустил» зрителя в живопись и это открытие поменяло всю концепцию искусства.

– девочка, вынужденная с малых лет вести себя как взрослая. Можно догадаться, как обыграли бы подобную ситуацию фламандцы. В каком-то городе в дар будущей королеве преподнесли пару чудесных вязаных шелковых чулок (большая редкость в то время). У героини – руки в боки (левая рука, по крайней мере, точно), а в зеркале как. Удивительно, но имена всех изображённых на картине людей установлены абсолютно точно. Своим участием он словно преодолевает атмосферу инцеста, внося творческое (здоровое) начало в эту картину. Диего Веласкес и его картина Менины (1656 г) Картина Диего Веласкеса Менины – один из шедевров мадридского музея Прадо. И как бы гордо она ни стояла, мы понимаем, что отцу-то нужна не она, а сын, наследник.

Но попытаемся собрать те крохи фактов, которые нам известны. На груди художника алеет крест рыцарского ордена Сант-Яго. Эрнст Гомбрих предположил, что необычная композиция картины могла родиться из невинного замечания кого-то из монархов об инфанте, присутствующей на сеансе, как о достойном кисти Веласкеса объекте, а поскольку любые слова, произнесённые государем, считаются приказом, то появление «Менин» могло быть обусловлено мимолётным желанием, воплотить которое в жизнь оказалось лишь под силу гению Веласкеса19. В каталоге 1843 года она впервые упоминается под своим современным названием «Менины»44.

  1. «Менины», Диего Веласкес — описание картины
  2. 14 малоизвестныхфактов о шедевре Веласкеса «Менины»
  3. История одного шедевра: «Менины» Веласкеса
  4. 14 малоизвестных фактов о шедевре Веласкеса «Менины»
  5. 14 малоизвестныхфактов о шедевре Веласкеса «Менины» (15 фото)

А с другой – сам бросает вызов богам. Это Веласкес. В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник.

Над ней предупредительно склоняются две статс-дамы, по-испански «менины», которые и дали название картине.

Этот перечень можно дополнить портретным изображением инфанты в «Менинах», притом едва ли не лучшим из всех названных выше. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале.

Об отношении Веласкеса к инфанте и о его портретах, я, с вашего позволения писать не буду. Это им показывает инфанта как она может неподвижно стоять, как она может себя держать. Соперники богов жестоко поплатились за свою дерзость: Аполлон велел содрать с Марсия кожу, а Арахна, несмотря на свой успех, была превращена мстительной богиней в паука (этот сюжет разработан также в картине Веласкеса «Пряхи»). Но это спокойствие весьма обманчиво. Именно тихо. Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона). Сам Веласкес (9) изображён слева от сцены у мольберта с огромным холстом14. У Филиппа имелось собственное кресло в ателье, в котором он часто наблюдал за работой Веласкеса.

  1. Какие тайны скрывает самая известная картина Диего Веласкеса «Менины»
  2. Малоизвестные факты о картине Диего Веласкеса «Менины»
  3. Загадки картины Веласкеса Менины 1656
  4. Диего Веласкес (1599 – 1660) – Прелестная Инфанта
  5. Менины (картина, Веласкес, 1656)

Вот таким образом нас не должна удивлять вольность художника изобразившего рядом с инфантой приближенных придворных, карлицу и шута. А в зеркале надо бы дать смазанное изображение, как у Веласкеса. Кроме того, в итальянском и фламандском искусстве 16-17 вв. В классическом искусстве рама замыкает картину, как пролог и эпилог замыкают поэму.

управляющий дворцом (должность почетная, однако хлопотная и к искусству отношения не имеющая). Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона). Веласкес часто ставит искусствоведов в тупик. Есть и философские интерпретации.

С ней беседует гвардадамас – придворный, обязанный повсюду сопровождать инфанту. Загадок оно не загадывает. Короля и королевы не видно. А почему в мастерской находится инфанта.

  • Менины ( ) или О фрейлинах от времен Веласкеса до наших дней
  • Невообразимый эксперимент Веласкеса
  • Автопортрет Веласкеса, «вшитый» в «Менины»
  • Самое интересное в виде мозаики
  • Любопытное о картине Диего Веласкеса «Менины»

Откинув тяжелую гардину, он заглядывает в дверь и поток солнечных лучей льется в полутемную залу. Гомер в восьмой песне «Одиссеи» повествует о том, как Венера изменила своему мужу Вулкану с молодым богом войны Марсом. И творчество побеждает.

В центре сцены стоит пятилетняя инфанта Маргарита (1). Но художник испугался своей смелости. На это указывает отражение в зеркале. Верхняя свободна, более воздушна и легка. Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха.

Инфанта, напротив, ярко освещена. Джон Сарджент выполнил небольшую копию «Менин» в 1879 году, а спустя три года написал картине оммаж «Дочери Эдварда Дарли Бойта». Здесь великолепно выбран интерьер и детали – туфли, кресло, грустная собачка. К началу XVIII века интерес к Веласкесу вышел за пределы Испании, куда направились многие британские коллекционеры в поисках его работ, хотя пик популярности в Великобритании итальянского искусства сосредоточил внимание на картинах художника с явным итальянским влиянием, оставив в стороне работы вроде «Менин».

Мы знаем, что проживёт инфанта очень недолго. Здесь этот оксюморон вполне уместен. Но по испанскому чопорному этикету женщина не могла показать не только часть ноги, но даже носочек туфельки, вот таким образом испанская свита выбросила чулки со словами «У королевы Испании нет ног». Рассказывают, что французский поэт-романтик Теофиль Готье, увидев полотно Веласкеса «Менины», в изумлении воскликнул: «Где же картина. ».

  • «Мы не зрители, мы участники действия»
  • Словари и энциклопедии на Академике

Инфанту Маргариту, младшую дочь Филиппа IV, Веласкес писал неоднократно до нас дошло несколько таких портретов (три – в венском Художественно-историческом музее, по одному – в Лувре, Прадо и киевском Музее западного и восточного искусства). Считается, что это – достоверный автопортрет самого Веласкеса. был распространен сюжет «Венера перед зеркалом» и Веласкес наверняка видел картины на эту тему. Куда больше распространены две другие точки зрения.

Первые картины Веласкеса были написаны в жанре бодегонес. Учитывая, что при дворе Леопольда, были так называемые «придворные еврейские финансисты», которые с помощью своей общины финансировали все военные действия Леопольд против Турции и Франции, а так же то, что осели эти евреи в Берлине, традиционно враждебном Вене, последствия этого поступка были почти катастрофические для страны. Встретили ее при дворе настороженно, не скрывая неприязни. Архитектурное пространство, несмотря на некоторые двусмысленности, является самым тщательно проработанным во всём творчестве Веласкеса, единственным с изображением потолка. Может быть, мы тоже попали туда каким-то чудом.

Надо полагать, введение названных полотен в композицию «Менин» было не случайным. Однако, многие искусствоведы считают, что на самом деле картина скрывает много секретов. Понять тревогу трудно, не зная подробностей истории.

Короли принуждены стать лишь свидетелями великого триумфа Живописи. Ее привели для развлечения королевской четы во время утомительных сеансов. В целом исследование Фуко посвящено более эпистемологии, в частности, «когнитивному статусу современных гуманитарных наук»35, нежели искусствоведению, будучи основанным на предпосылке Людвига Витгенштейна о картине как модели реальности36. В «Венере с зеркалом» (ок.

Фигура карлицы. Существует мнение, что полотно вдохновило Оскара Уайльда на написание сказки «День рождения инфанты»51. Изображая, как пишутся портреты (в частности, евангелист Лука — Мадонну), старые мастера доказывают их правдивость сопоставлением оригинала и изображения. «Менины» написаны очень точно и реалистично игра света и тени создает объем и глубину. На редкость курьезна картина «Женщина перед зеркалом» (1670) малоизвестного голландца Франса Миериса.

Кажется, что взоры участников этой композиции устремлены к нам. Что за сцену изобразил художник искусствоведы спорят до сих пор. Ее отец за всю свою жизнь прилюдно смеялся всего два раза. Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы. А между тем, с позой-то полный конфуз вышел.

Слева висит картина Питера Пауэла Рубенса «Афина и Арахна», справа – полотно Якоба Йорданса "Аполлон и Марсий" (возможно, копии). В этом проявляются первые успехи воспитания самоконтроля и осознания собственного величия. На это указывает их смутное отражение в зеркале, в глубине комнаты. Неслучайно, творчество художника было открыто лишь в 1940-х гг. Это сцены из жизни простых людей. В «Менинах» Веласкес вывел на сцену всех тех, кто был живыми героями его картин и стал его «актерами» и сам предстал в их окружении.

На эту тему написано уже такое количество статей и постов, что мой явно будет лишним, напомню только, что искусствоведы, ласково называя их «Мастер и Маргарита» часто задаются вопросом, насколько приукрашивал Веласкес, любя свою модель, явные черты вырождения династии на лице этой девочки. Сэр Джон Лавери выбрал шедевр Веласкеса в качестве основы для написания портрета королевской семьи в Букингемском дворце (1913). Так нет же – автор полез в портретисты.

«Менины», Диего 
Веласкес — описание 
картины

Марс в последнюю минуту прячется под стол, причем покрывало едва его скрывает. При этом он успел нацепить доспехи (XVI в. ) и даже шлем. Наконец, мое внимание привлекает сам художник, Веласкес. – женщины ростом с девочку– наводит на мысль о том, что инфанта. Расположение фигур останется неизменным, но картина утратит легкость и воздушность.

В огромной литературе, посвященной творчеству Веласкеса, существуют различные истолкования сюжета и жанра «Менин», Картину можно трактовать как групповой портрет (раннее ее название «Семья»), как сцену из дворцового быта и, наконец, как своеобразную «аллегорию живописи», как «картину создания картины». Отражаются лишь прическа и головной убор, недоступные взгляду в реальности. Оригинально обыгрывает тему зеркала Тинторетто в картине «Венера, Вулкан и Марс» (2-я половина XVI в. ). В высших слоях испанского общества «семьей» в те времена называли не только близких родственников, но и всех домочадцев, включая прислугу. В самом деле, где король с королевой и где мы, зрители. Его единственный сын Карл II родился инвалидом и был не в состоянии произвести на свет жизнеспособное потомство.

Относительно того, что изображает изображенный Веласкес, предположения расходятся. Это слово (кстати, португальское) можно перевести как «придворные дамы» или «фрейлины». На фрейлину она не обращает ровным счетом никакого внимания. Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко.

Загадка заключается в другом. А, может быть, художник лишь изучает саму инфанту и ему нет никакого дела до нас. Спрашивается, зачем художнику вообще понадобилось зеркало.

Картину «Менины» можно назвать портретом о портрете, картиной о картине: пролет двери, зеркало, картины на стене и сама картина — все это стадии включения образа в рамы, стадии живописного воплощения. Выпуклое фламандское зеркало неожиданно «всплывает» на полотне Караваджо «Марфа и Мария Магдалина» (1598). Считается, что здесь оно выступает символом тщеславия держащей его Марфы. Картины, размещенные над зеркалом, свидетельствуют о том, что и автор «Менин», подобно героям «Метаморфоз», бросает вызов природе. Она словно была на долгие годы заточена в золотой клетке королевской резиденции. Для меня «Менины» – картина об искусстве живописи и оптической иллюзии, а еще о значимости искусства. Одна из них изображает состязание Марсия с Аполлоном (копия с композиции Иорданса), другая – соревнование Арахны с Афиной (Рубенс). Эту надежду подчеркивает свет, падающий на принцессу. Странное явление объясняется просто: это не картина, а зеркало.

Для Фуко «Менины» являются первым признаком рождения новой эпистемы, срединной точкой между двумя великими разрывами в европейской мысли— классической и современной, в которой появляются элементы чистого представления (репрезентации в теории «археологии знания» Фуко), свободного от внешнего воздействия34. Стоун пишет: «Невозможно окинуть всех персонажей одним взглядом. Филипп отказывался позировать для портретов в пожилом возрасте, однако он позволил Веласексу включить себя в «Менины»5, содержащие единственный известный совместный портрет монарших особ, написанный художником7.

Многие аспекты «Менин» связаны с более ранними работами Веласкеса, в которых он обыгрывает условности представления. Правда, установить эту закономерность можно только путем измерений, которых не обязан производить каждый зритель. Чего нельзя сказать о Маргарите. В глазах зрителей того времени это означало высшее признание». Его фигура во многом доминирует на картине, у него очень гордый, живой вид.

В начале 1650-х годов король отдал Веласкесу под ателье главный зал бывших покоев Бальтазара Карлоса, служивший до того дворцовым музеем, в котором и происходит действие «Менин». Этот вывод не покажется вольной фантазией, если дополнительно учесть, что картины на дальней стене посвящены мифологическим сюжетам, почерпнутым из «Метаморфоз» Овидия (этой «библии живописцев», как называли поэму) и объединенным темой соперничества с олимпийскими богами. По мнению американского писателя Джона Манчипа Уайта «Менины» можно рассматривать как венец жизни и творчества художника, своеобразное подведение итогов его достижений в живописи. В настоящее время копия хранится в особняке Кингстон-Лейси (Дорсет)52. Итак, время действия – 1656 год. Если верить воспоминаниям того времени, Марианна проплакала весь остаток пути, представляя как ей в Испании отрубят ноги.

Но самым знаменитым изображением инфанты Маргариты, подлинной жемчужиной мировой живописи стали именно «Менины». В «Менинах» воспроизведена сходная ситуация ибо здесь придворный художник как бы вступает в соперничество с королями, богоравными вершителями человеческих судеб. У Веласкеса всё тихо, как и положено в королевских покоях, всё размеренно и степенно.

В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник. Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале. И вот вырвалась наружу. Прелестная светловолосая девочка в центре комнаты – их пятилетняя дочь инфанта Маргарита. В 1747—1748 годах картина была включена в состав королевской коллекции.

В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник. Мишель Фуко посвящает анализу «Менин» всю первую главу своей философской работы «Слова и вещи» (1966), где кропотливо описывает картину на языке, «не подверженном влиянию других искусствоведческих текстов»34, без учёта исторического фона, биографии художника, социального контекста, технических особенностей живописи, возможных источников и влияний при написании картины. На картину, вероятно, оказал влияние «Портрет четы Арнольфини» (1434) Яна ван Эйка, хранившийся в то время во дворце Филиппа и наверняка знакомый Веласкесу25, на котором так же присутствует зеркало на дальней стене, только выпуклое искажающее пропорции и деформирующее пространство. А как все начиналось.

Инфанта в то время ошибочно идентифицировалась как Мария Терезия Испанская— её старшая единокровная сестра (при инвентаризации нового королевского дворца в Мадриде в 1772 году ошибка сохранилась)44. Ещё одним важным испытанием для этого шедевра стала его изолированность. Справа от инфанты два карлика, служившие придворными шутами: страдающая ахондроплазией Марибарбола (Мария Барбола (4) из Германии и Николас Пертусато (5) из Италии, тормошащий ногой сонного мастифа.

Ей всего пять лет. Как достичь совершенства, как сделать картину зеркальным отражением жизни. В «Триумфе Вакха» (1629) и нескольких ранних бодегонах некоторые персонажи смотрят прямо на зрителя, словно вызывая того на диалог. Получается, что Веласкес настолько уверен в себе, что бросает вызов богам Олимпа. Но что он рисует. Это ребёнок, лишённый детства.

Но смотрит и художник. Она наверняка уже знает, что испанский король или испанская королева никогда не смеются в обществе. Что ж, это интересное толкование картины-головоломки, как иногда называют «Менины».

Король Филипп на 30 лет старше своей второй жены и приходится ей дядей. В этом обзоре мы приподнимем завесу тайны над этим прекрасным полотном. 1 – инфанта Маргарита. 2 – Исабель де Веласко (Isabel de Velasco), дочь графа, фрейлина инфанты. 3 – Мария Агустино Сармиенто де Сотомайор (Mara Agustina Sarmiento de Sotomayor), дочь графа, фрейлина инфанты. Не случайно Веласкас наделил на картине движением только карлика, который поставил свою ногу на лежащую собаку. Обе фрейлины присели в реверансе, что тогда являлось не жестом любезности, а обязательной частью протокола или придворного этикета. 4 – Мари Барбола (Mara Brbara Asqun), придворная карлица, родом из Германии5 – Николасито Пертусато (Nicolasito Pertusato), придворный карлик итальянец. Король Филипп IV (10) с королевой Марианной (11) в отражении зеркала идентифицируются по другим портретам и по свидетельству Паломино.

Скорее всего это портрет королевской четы. Ключи на его поясе свидетельствуют о том, что Веласкес – к тому же и апосентадор, т. е. Пять персонажей смотрят прямо на короля с королевой (и, соответственно, на зрителя), вкупе с отражением в зеркале подтверждая их присутствие за пределами пространства картины12.

Джованни Беллини в картине «Обнаженная женщина с зеркалом» (1515) осмелился на эксперимент с двумя зеркалами, на который даже фламандцы не решались. Зато на первом плане запечатлено все то, что представляется глазам позирующих. Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона). На картине изображена церемония подачи бокала с водой маленькой принцессе. Что здесь происходит.

Она, пятилетняя, берет кувшин не глядя на него, что очень необычно для ее возраста. Быть может, расширяя изображаемое пространство, художник стремился преодолеть ограничения, присущие групповым портретам, подобно тому как это сделал его современник Рембрандт в прославленном «Ночном дозоре». И это – в условиях жесткого этикета и строгой иерархии испанского двора. Всё правильно.

Справа находятся постоянные члены свиты Маргариты – карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф принцессы (его кличка также неизвестна). «Менины» – картина историческая известны даже имена всех изображенных на ней. Например, полотно Петера Пауля Рубенса «Венера перед зеркалом» (1615). Но влюбленные были пойманы ревнивым мужем и выставлены на посмешище созванным богам. В 1819 году она вошла в собрание музея Прадо43. Картина по неизвестным причинам обрезана с обеих сторон42.

На поясе художника висят символические ключи от его дворцовых помещений16. Живопись здесь изображена и отражена, ей подражают, её цитируют, её «играют». Они позируют все, включая и старую шутиху, но лиц их Веласкес явно не видит. Почему они собрались вместе. Находится в музее Прадо в Мадриде. Русского художника Ивана Крамского, автора знаменитой «Незнакомки», не отягощала необходимость «объяснять» чудо Веласкеса, вот таким образом его простые искренние слова о великом собрате по профессии говорят нам больше, чем страницы глубокомысленных рассуждений: «Смотрю на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо. Инфанта Маргарита на момент написания картины была их единственной дочерью.

Так, мы узнаём, что у короля – это второй брак. Мы смотрим на то, что происходит в мастерской. Но вот зеркало В черном зеркале отражается одна свеча. Придворный художник короля Филиппа IV – Диего Веласкес закончил работу над картиной «Менины» в 1656 году. По другой версии в зеркале отражается полотно, над которым работает художник1718, с крайне необычными для портретной живописи Веласкеса размерами, аналогичными размерам самих «Менин». Действующих лиц мы можем перечислить поименно.

Его смерть стала огромным национальным (не побоюсь этого слова) горем. Марианна прибыла в Мадрид осенью 1649 года.

Искусствовед Светлана Альперс предполагает, что Веласкес утверждал этим свой высокий статус придворного живописца33, подчёркивая, в частности, что живопись является искусством, а не ремеслом, как обычно считалось в те времена. Справа находятся постоянные члены свиты Маргариты — карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф принцессы (его кличка также неизвестна). Что за картину пишет Веласкес и кто ему позирует. Во время гражданской войны в Испании большая часть коллекции Прадо была эвакуирована республиканским правительством в Женеву и «Менины» экспонировались там на выставке испанских картин 1939 года рядом с «Герникой» Пикассо. Он видит маленькую девочку, которую зашнуровали в жёсткий корсет и фижмы.

Тогда картина приобретает вид портрета инфанты Маргариты в окружении придворных. По-видимому, неравнодушный к искусству король имел близкие отношения с художником, несмотря на жёсткий придворный этикет и после смерти Веласкеса начертал на краю указа о назначении его преемника: «Я сокрушён»8. Наверно, на первый взгляд, это праздный вопрос, но на портреты Маргариты других художников без слез смотреть нельзя. Кстати, здесь имеет место один из физиологических просчетов картин эпохи Ренессанса.

Композиция «Менин» может быть понята по аналогии с заключительным актом театрального представления, когда публика, еще живущая в атмосфере совершившегося действия, видит перед собой актера в двух лицах сразу – как героя и как исполнителя роли и в этот миг, на грани вымысла и реальности, вспоминает об авторе-драматурге и вызывает его на сцену. Я ни в коей мере не претендую на исчерпывающее толкование символики этой чудесной картины. Испанцы обожали принца и все надежды королевства связывали с ним. Но мы уже знаем, что никакого двойного королевского портрета никогда не существовало. На момент создания «Менин» он пробыл при королевском дворе уже 33 года, будучи не только придворным художником, но и куратором растущей коллекции европейской живописи, под опекой которого были приобретены многие полотна, включая работы Тициана, Рафаэля и Рубенса, составившие впоследствии значительную часть собрания Прадо6.

Эту надежду подчеркивает свет, падающий на принцессу. Как же не до зеркала при такой-то позе. «Менины» – полотно, где живописный план тесно переплетается с реальным. За пределами холста или внутри него.

Но любого процесса есть руководитель и он собственной персоной явлен на полотне. Общепринятой трактовки картины не существует, но большинство искусствоведов считает, что по сюжету «Менин» королевская пара позирует Веласкесу для совместного портрета их дочь наблюдает за процессом, а сама картина изображает их взгляд на происходящее.

Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха. По свидетельству Антонио Паломино известного как Джорджо Вазари золотого века Испании, Филипп приказал добавить его на картину после смерти Веласкеса, а по некоторым утверждениям «его Величество написал крест самолично»15. Для чего же собралась в мастерской придворного живописца королевская семья. Если Веласкес задумал написать групповой портрет инфанты с приближенными, то зачем, спрашивается, он так расширил пространство изображения. Это привело к инцесту внутри семьи.

Её сопровождают фрейлины (менины) из самых именитых семей— донья Исабель де Веласко (2), приготовившаяся к реверансу и донья Мария Агустина Сармьенто де Сотомайор (3), подающая инфанте красный кувшин (bcaro) на золотом подносе, преклонив колено10. По свидетельству Лавери: «Найдя достойным для Его Величества королевский голубой цвет, я смешал его на палитре и, взяв кисть, король нанёс его на Орден Подвязки»50. Инфанту лишили детства и именно вот таким образом она так похожа на старую карлицу. Джоэл-Питер Уиткин по заказу Министерства культуры Испании выполнил работу «Менины, Нью-Мехико» (1987), содержащую отсылки к картине Веласкеса и к произведениям других испанских художников56. Сравните две руки: правую – тонкую изящную и левую – длинную, с мощным локтем. Согласно описанию в музее, эти работы представляют собой «исчерпывающее изучение формы, ритма, цвета и движения»54.

Портрет приобретает черты развернутого сюжетного действия, становится «портретом» повседневной дворцовой жизни. Веласкес привнес в живопись и новое измерение – время. Это королевская чета, Филипп IV и Марианна Австрийская. Художник с кистью и палитрой всматривается в свои модели, стоя перед мольбертом.

Она была старшим ребенком от его второго брака короля Испании с эрцгерцогиней Марианной. В отличие от полотен Рембрандта, например его «Ночного дозора», (напомним, кстати, что эти художники были современниками и оба написали великие групповые портреты), в картине Веласкеса звук отсутствует. С этой целью и был написан «Портрет инфанты Маргариты в голубом платье», где Веласкес изобразил восьмилетнюю девочку достаточно взрослой для обручения с императором Австрии. Строго говоря» «Менины» не являются портретом, хотя образ инфанты является центральным. Под эту какофонию, условно говоря и спускается в ад знаменитый Ночной дозор. Заметим, что миф об Арахне, очевидно, был для Велескеса особенно важен: в написанной примерно через год после «Менин» картине «Пряхи» художник изобразил большой ковер со сценой состязания Афины и Арахны.

На заднем плане в дверях виден дон Хосе Ньето Веласкес (8), гофмейстер королевы в 1650-е годы и хранитель королевских гобеленов— возможно, родственник художника. Постараемся удовлетворить естественное зрительское любопытство. Вдали виднеется фигура гофмаршала. Филиппу – 42.

Оба принадлежали к дворцовой утвари короля. Например, зашифрованный автопортрет самого художника. Казалось бы, об этой знаменитой картине XVII века известно совершенно все. Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии. Позади них стоит компаньонка инфанты донья Марсела де Уйоа (6) в траурном одеянии, беседующая с её личным охранником (7) (guardadamas)10. – спрашивает Веласкес и сама написанная им картина отвечает на эти вопросы.

Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко. Ей было 15 лет. Так это их изображает Веласкес. Английский коллекционер Уильям Джон Банкс, путешествовавший по Испании во время Пиренейских войн (1808—1814), приобрёл копию дель Мазо50, считая её оригинальным эскизом Веласкеса к «Менинам», хотя тот обычно не занимался подготовительными этюдами. На гравюре «Менины Пикассо» (1973), собственной вариации картины, Ричард Гамильтон изобразил обоих— и Веласкеса и Пикассо55. В левой части картины мы видим самого художника перед мольбертом.

Но не это главное в полотне. Тем не менее, Веласкес даёт нам ответ и на этот вопрос.

Звание королевского камергера (aposentador mayor del palacio) подняло его статус и принесло материальный достаток, хотя исполнение возложенных обязанностей отнимало слишком много времени. Справа находятся постоянные члены свиты принцессы — карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф Маргариты (его кличка также неизвестна). Обе картины написаны на сюжеты греческих мифов в изложении древнеримского поэта Овидия. Вот эта ценность зрителя для художника, разговор с ним – и есть самое главное в этой картине. В результате получилось (не нарочно, конечно) фатально-отрешенное выражение лица, придающее картине неуместно философский смысл: мол, не до зеркала мне. Но здесь возникают новые вопросы. Его книга «Метаморфозы» была хорошо известна европейскому читателю 17 столетия.

То есть король вступил в инцестуозные отношения. Уже одно это решение так ясно и просто, как это могло быть только у Пуссена (новое доказательство того, что значение Веласкеса не в одном колоризме). Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко.

Полотно Жоржа де Ла Тура «Кающаяся Магдалина со свечой» (1635) – прорыв в иную «зеркальную» реальность, реальность XIX – XX вв. Ведь известно, что во время работы над «Менинами» король и королева часто посещали ателье Веласкеса, чтобы смотреть, как пишется картина, если принять последнее предположение, то картина в буквальном смысле становится изображением самой себя. Тот факт, что инфанта есть, что здорова, вызывает надежду о будущем наследнике. Инфанта Маргарита родилась в 1651 году. Тот факт, что инфанта есть, что она здорова, вызывает надежду о будущем наследнике.

Филипп был сломлен и на женитьбу решился исключительно из династических соображений. Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском. И действительно, с 17 века у картины было второе название «Familia – «Семья». Если хотите, то в этой картине заключён реквием по никогда не случившемуся детству. Действительно, сценка с инфантой – лишь звено в соединении видимого и представляемого. Не было бы «Менин», не было бы ни Гойи, ни Сезанна, ни Магритта, ни искусства XIX и XX века вообще. Известно, что во время работы над этой картиной в мастерскую нередко приходили король и королева, увлечённые процессом.

Она представлена здесь всевозможными знаками, в комплексе всевозможных отношений: своими инструментами (мольберт, подрамник с натянутым холстом, палитра, кисти), пространственными формами, родственными полю изображения и дублирующими функцию рамы (двери, окна, зеркала), органично входящими в этот ряд картинами, своими моделями и исполнителями во главе с живописцем. Особенно интересен последний портрет инфанты, написанный Веласкесом в 1659 году. Рядом степенно выступает уродливая карлица. Однако эскиз изображает конечное состояние «Менин» и не соответствует раннему, обнаруженному рентгенографией, следовательно, он мог быть написан только позже самого полотна Веласкеса. " Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука.

Рубенс только собирался писать свою Венеру, а юный Веласкес и помыслить такого не мог, у Строцци же налицо усталость от всех этих «венерических» красавиц с их зеркалами Обратите внимание, как зеркало облагораживает глуповатое лицо служанки с пером, скрывая ее улыбку за прической старухи. Неужели ради очаровательных фрейлин инфанты был написан этот огромный холст. Но, может быть, это «Менины».

Насколько итальянский Ренессанс опережал время, демонстрирует картина Бернардо Строцци «Старая кокетка» (1615). Ему 57 лет. Сюжетная многоплановость «Менин» производила сильное впечатление на современников. Он здесь и объект наблюдения и его субъект.