Минины Картина Веласкеса

«Менины», Диего Веласкес — описание картины

Одна из них изображает состязание Марсия с Аполлоном (копия с композиции Иорданса), другая – соревнование Арахны с Афиной (Рубенс). Поражает свобода и дерзость, с которыми переосмысливает Пикассо «Менины». Король Филипп IV (10) с королевой Марианной (11) в отражении зеркала идентифицируются по другим портретам и по свидетельству Паломино. Композиция «Менин» может быть понята по аналогии с заключительным актом театрального представления, когда публика, еще живущая в атмосфере совершившегося действия, видит перед собой актера в двух лицах сразу – как героя и как исполнителя роли и в этот миг, на грани вымысла и реальности, вспоминает об авторе-драматурге и вызывает его на сцену.

Ее привели для развлечения королевской четы во время утомительных сеансов. Картина по неизвестным причинам обрезана с обеих сторон42. Но любого процесса есть руководитель и он собственной персоной явлен на полотне.

Какие тайны скрывает 
самая известная 
картина Диего Веласкеса

Какие тайны скрывает самая известная картина Диего Веласкеса «Менины»

Серия Пикассо «Менины» содержит и совсем вольные импровизации, без прямых аллюзий, но всё-таки вдохновленные образами Веласкеса. В настоящее время копия хранится в особняке Кингстон-Лейси (Дорсет)52. Русского художника Ивана Крамского, автора знаменитой «Незнакомки», не отягощала необходимость «объяснять» чудо Веласкеса, вот таким образом его простые искренние слова о великом собрате по профессии говорят нам больше, чем страницы глубокомысленных рассуждений: «Смотрю на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо. Сам Веласкес (9) изображён слева от сцены у мольберта с огромным холстом14.

Джон Сарджент выполнил небольшую копию «Менин» в 1879 году, а спустя три года написал картине оммаж «Дочери Эдварда Дарли Бойта». Но смотрит и художник. В целом исследование Фуко посвящено более эпистемологии, в частности, «когнитивному статусу современных гуманитарных наук»35, нежели искусствоведению, будучи основанным на предпосылке Людвига Витгенштейна о картине как модели реальности36. Глубина сцены создаётся с помощью линейной перспективы, частичного перекрытия разноудалённых слоёв и использования светотени, тщательное исполнение которой искусствовед Кеннет Кларк считает ключевым фактором для создания композиции22. В 1794 году картине вернули прежнее название «Семья Филиппа IV».

Веласкес часто ставит искусствоведов в тупик. В ней видно отсутствие оков для мысли и смелость художественной манеры, которые стали итогом напряженных творческих поисков, увлекавших мастера на протяжении долгого времени. Драматизм излучаемый этим «черным человеком» – лишь небольшая часть эмоций, которые генерирует холст. И это – в условиях жесткого этикета и строгой иерархии испанского двора. Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона).

Загадки картины 
Веласкеса Менины 
1656

Загадки картины Веласкеса Менины 1656

В глазах зрителей того времени это означало высшее признание». Этот перечень можно дополнить портретным изображением инфанты в «Менинах», притом едва ли не лучшим из всех названных выше. Надо полагать, введение названных полотен в композицию «Менин» было не случайным.

За пределами холста или внутри него. Не стал исключением и Диего Веласкес. Итак, время действия – 1656 год.

Эту надежду подчеркивает свет, падающий на принцессу. Инфанта не глядя, с королевской небрежностью, протягивает руку к кувшину, демонстрируя воспитание, самоконтроль и осознание собственного величия, не свойственные её возрасту. Ее отец за всю свою жизнь прилюдно смеялся всего два раза.

Наконец, мое внимание привлекает сам художник, Веласкес. Не было бы «Менин», не было бы ни Гойи, ни Сезанна, ни Магритта, ни искусства XIX и XX века вообще.

Менины (картина, 
Веласкес, 1656)

Менины (картина, Веласкес, 1656)

В этом обзоре мы приподнимем завесу тайны над этим прекрасным полотном. Справа от инфанты два карлика, служившие придворными шутами: страдающая ахондроплазией Марибарбола (Мария Барбола (4) из Германии и Николас Пертусато (5) из Италии, тормошащий ногой сонного мастифа. По свидетельству Лавери: «Найдя достойным для Его Величества королевский голубой цвет, я смешал его на палитре и, взяв кисть, король нанёс его на Орден Подвязки»50.

Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии. Это королевская чета, Филипп IV и Марианна Австрийская. Стоун пишет: «Невозможно окинуть всех персонажей одним взглядом. Этот вывод не покажется вольной фантазией, если дополнительно учесть, что картины на дальней стене посвящены мифологическим сюжетам, почерпнутым из «Метаморфоз» Овидия (этой «библии живописцев», как называли поэму) и объединенным темой соперничества с олимпийскими богами.

В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник. И всё-таки разница в подходе к решению творческих задач Пикассо и Веласкеса очень велика. На картину, вероятно, оказал влияние «Портрет четы Арнольфини» (1434) Яна ван Эйка, хранившийся в то время во дворце Филиппа и наверняка знакомый Веласкесу25, на котором так же присутствует зеркало на дальней стене, только выпуклое искажающее пропорции и деформирующее пространство. Считается, что это – достоверный автопортрет самого Веласкеса. Арахна славилась как вышивальщица и ткачиха.

Она, пятилетняя, берет кувшин не глядя на него, что очень необычно для ее возраста. Скорее всего это портрет королевской четы. Что ж, это интересное толкование картины-головоломки, как иногда называют «Менины». На это указывает отражение в зеркале.

– спрашивает Веласкес и сама написанная им картина отвечает на эти вопросы. В классическом искусстве рама замыкает картину, как пролог и эпилог замыкают поэму. Строго говоря, «Менины» не являются портретом, хотя образ инфанты является центральным. Картину «Менины» можно назвать портретом о портрете, картиной о картине: пролет двери, зеркало, картины на стене и сама картина — все это стадии включения образа в рамы, стадии живописного воплощения. " Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. Её сопровождают фрейлины (менины) из самых именитых семей— донья Исабель де Веласко (2), приготовившаяся к реверансу и донья Мария Агустина Сармьенто де Сотомайор (3), подающая инфанте красный кувшин (bcaro) на золотом подносе, преклонив колено10.

Малоизвестные факты 
о картине Диего 
Веласкеса «Менины»

Малоизвестные факты о картине Диего Веласкеса «Менины»

Исследователь литературы и кино Григории Амелин пристально вглядывается в шедевр Диего Веласкеса «Менины», следя за взаимообращением многочисленных смыслов, которые порождает загадочная композиция этой картины, постоянно пишущей саму себя. Франциско Пачеко говорил (и в этом старый волк знал толк): «Изображение должно выходить из рамы». Разумеется, нет.

По-видимому, неравнодушный к искусству король имел близкие отношения с художником, несмотря на жёсткий придворный этикет и после смерти Веласкеса начертал на краю указа о назначении его преемника: «Я сокрушён»8. Последнее предположение хорошо согласуется с введением в портрет элементов действия: модели Веласкеса не просто позируют, но и действуют и сам художник изображен за работой. Аполлон, победив Марсия, содрал с него кожу. Но здесь возникают новые вопросы.

В «Менинах» Веласкес вывел на сцену всех тех, кто был живыми героями его картин и стал его «актерами» и сам предстал в их окружении. Да, мы еще не коснулись тех, чьи лица, затмеваемые блеском первого плана, мерцают неясным отражением в зеркале на дальней стене интерьера, тех, на кого устремлены все взгляды. А почему в мастерской находится инфанта.

В «Венере с зеркалом» (ок. Эрнст Гомбрих предположил, что необычная композиция картины могла родиться из невинного замечания кого-то из монархов об инфанте, присутствующей на сеансе, как о достойном кисти Веласкеса объекте, а поскольку любые слова, произнесённые государем, считаются приказом, то появление «Менин» могло быть обусловлено мимолётным желанием, воплотить которое в жизнь оказалось лишь под силу гению Веласкеса19. Её рождение поначалу было встречено при дворе без особой радости.

Существует мнение, что полотно вдохновило Оскара Уайльда на написание сказки «День рождения инфанты»51. «Менины» – полотно, где живописный план тесно переплетается с реальным. Диего Веласкес и его картина Менины (1656 г) Картина Диего Веласкеса Менины – один из шедевров мадридского музея Прадо. Что за картину пишет Веласкес и кто ему позирует. Уже одно это решение так ясно и просто, как это могло быть только у Пуссена (новое доказательство того, что значение Веласкеса не в одном колоризме). Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале.

Марсий, по греческому мифу, достигнув необычайного мастерства в игре на флейте, вызвал на состязание самого Аполлона. А с другой – сам бросает вызов богам. Ведь известно, что во время работы над «Менинами» король и королева часто посещали ателье Веласкеса, чтобы смотреть, как пишется картина, если принять последнее предположение, то картина в буквальном смысле становится изображением самой себя. Стиль его живописи в этой серии – воплощение духа эксперимента и реформаторства, что является главным содержанием всей жизни мастера. Ему 57 лет. В него вошли 58 полотен разного масштаба и с разной степенью использования мотивов «Менин».

Известные картины 
Диего Веласкеса

Известные картины Диего Веласкеса

Ведь все изображенные персонажи группируются в нижней половине холста, а верхняя его половина отведена изображению погруженного в тень потолка и стен с едва различимыми полотнами. Справа находятся постоянные члены свиты Маргариты – карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф принцессы (его кличка также неизвестна). Быть может, расширяя изображаемое пространство, художник стремился преодолеть ограничения, присущие групповым портретам, подобно тому как это сделал его современник Рембрандт в прославленном «Ночном дозоре». Оба принадлежали к дворцовой утвари короля. Филипп отказывался позировать для портретов в пожилом возрасте, однако он позволил Веласексу включить себя в «Менины»5, содержащие единственный известный совместный портрет монарших особ, написанный художником7.

Мы смотрим на то, что происходит в мастерской. Некоторые ученые считают, что образы короля и королевы, которые как бы фигурируют на фоне, на самом деле отображаются в зеркале, а родители инфанты смотрели за процессом написания картины. Находится в музее Прадо в Мадриде.

На гравюре «Менины Пикассо» (1973), собственной вариации картины, Ричард Гамильтон изобразил обоих— и Веласкеса и Пикассо55. Она представлена здесь всевозможными знаками, в комплексе всевозможных отношений: своими инструментами (мольберт, подрамник с натянутым холстом, палитра, кисти), пространственными формами, родственными полю изображения и дублирующими функцию рамы (двери, окна, зеркала), органично входящими в этот ряд картинами, своими моделями и исполнителями во главе с живописцем. Тем не менее, Веласкес даёт нам ответ и на этот вопрос. В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник. В высших слоях испанского общества «семьей» в те времена называли не только близких родственников, но и всех домочадцев, включая прислугу.

Справа находятся постоянные члены свиты принцессы — карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф Маргариты (его кличка также неизвестна). Даже мимолетное сравнение картин «Менины» Веласкеса и Пикассо выявляет разный подход к решению освещения и глубины сцены как выразительного средства. У всех героев «Менин» есть имя и история, дошедшие сквозь время.

1 – инфанта Маргарита. 2 – Исабель де Веласко (Isabel de Velasco), дочь графа, фрейлина инфанты. 3 – Мария Агустино Сармиенто де Сотомайор (Mara Agustina Sarmiento de Sotomayor), дочь графа, фрейлина инфанты. Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы. «Менины» написаны очень точно и реалистично игра света и тени создает объем и глубину. Веласкес привнес в живопись и новое измерение – время. Это сцены из жизни простых людей.

Пять персонажей смотрят прямо на короля с королевой (и, соответственно, на зрителя), вкупе с отражением в зеркале подтверждая их присутствие за пределами пространства картины12. Странное явление объясняется просто: это не картина, а зеркало. Удивительно, но имена всех изображённых на картине людей установлены абсолютно точно.

«Менины» – картина историческая известны даже имена всех изображенных на ней. Верхняя свободна, более воздушна и легка. Цвет обогащает историю, которой Пикассо наделяет персонажа.

В огромной литературе, посвященной творчеству Веласкеса, существуют различные истолкования сюжета и жанра «Менин», Картину можно трактовать как групповой портрет (раннее ее название «Семья»), как сцену из дворцового быта и, наконец, как своеобразную «аллегорию живописи», как «картину создания картины». Но самым знаменитым изображением инфанты Маргариты, подлинной жемчужиной мировой живописи стали именно «Менины». Прелестная светловолосая девочка в центре комнаты – их пятилетняя дочь инфанта Маргарита.

Действительно, сценка с инфантой – лишь звено в соединении видимого и представляемого. Он здесь и объект наблюдения и его субъект. Инфанта в то время ошибочно идентифицировалась как Мария Терезия Испанская— её старшая единокровная сестра (при инвентаризации нового королевского дворца в Мадриде в 1772 году ошибка сохранилась)44.

Джоэл-Питер Уиткин по заказу Министерства культуры Испании выполнил работу «Менины, Нью-Мехико» (1987), содержащую отсылки к картине Веласкеса и к произведениям других испанских художников56. В 1651 году у Филиппа IV и Марианны Австрийской родилась девочка – инфанта Маргарита. Разворачивая пространство игры и возможностей абсолютно невиданных, оно проникает сквозь все поле изображения, пренебрегая всем и опережая кисть художника и воспроизводит видимый облик того, что находится за пределами «Менин». Инфанта, напротив, ярко освещена.

В «Триумфе Вакха» (1629) и нескольких ранних бодегонах некоторые персонажи смотрят прямо на зрителя, словно вызывая того на диалог. Например, зашифрованный автопортрет самого художника. Ключи на его поясе свидетельствуют о том, что Веласкес – к тому же и апосентадор, т. е.

Любопытное о картине Диего Веласкеса «Менины»

Внимательный и открытый для восприятия зритель увидит, как Пикассо дополняет и изменяет изначальное содержание. По другой версии в зеркале отражается полотно, над которым работает художник1718, с крайне необычными для портретной живописи Веласкеса размерами, аналогичными размерам самих «Менин». Овидий восклицает: "сочтешь настоящим быка, настоящим и море. Свои «Менины» Пикассо создал почти ровно через три века после Веласкеса.

Зеркало – место встречи, столкновения, острого диалога, состязания, как это блестяще показала Мельшиор-Бонне. И действительно, с 17 века у картины было второе название «Familia – «Семья».

«Менины» Веласкеса: 
картина о картине

«Менины» Веласкеса: картина о картине

Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона). Согласно описанию в музее, эти работы представляют собой «исчерпывающее изучение формы, ритма, цвета и движения»54. В каталоге 1843 года она впервые упоминается под своим современным названием «Менины»44. Это Веласкес. Лишь уродцы-шуты ведут себя естественно.

Многие аспекты «Менин» связаны с более ранними работами Веласкеса, в которых он обыгрывает условности представления.

  • 14 малоизвестныхфактов о шедевре Веласкеса «Менины»
  • История одного шедевра: «Менины» Веласкеса
  • 14 секретов шедевра Веласкеса «Менины»
  • 14 малоизвестных фактов о шедевре Веласкеса «Менины»

Неужели ради очаровательных фрейлин инфанты был написан этот огромный холст. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. На фрейлину она не обращает ровным счетом никакого внимания. По мнению американского писателя Джона Манчипа Уайта «Менины» можно рассматривать как венец жизни и творчества художника, своеобразное подведение итогов его достижений в живописи.

Относительно того, что изображает изображенный Веласкес, предположения расходятся. Живопись здесь изображена и отражена, ей подражают, её цитируют, её «играют».

Общепринятой трактовки картины не существует, но большинство искусствоведов считает, что по сюжету «Менин» королевская пара позирует Веласкесу для совместного портрета их дочь наблюдает за процессом, а сама картина изображает их взгляд на происходящее. С ней беседует гвардадамас – придворный, обязанный повсюду сопровождать инфанту. Однако, многие искусствоведы считают, что на самом деле картина скрывает много секретов.

Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском. В левой части картины мы видим самого художника перед мольбертом. Для понимания образов следует рассматривать их последовательно, в контексте разворачивающегося действа, которое ещё не завершено и представляет собой, по сути, совокупность отдельных картин»30.

  • 14 малоизвестных фактов о шедевре Веласкеса Менины
  • Менины ( ) или О фрейлинах от времен Веласкеса до наших дней
  • Невообразимый эксперимент Веласкеса
  • Автопортрет Веласкеса, «вшитый» в «Менины»
  • Самое интересное в виде мозаики
  • «Мы не зрители, мы участники действия»

Это придает дополнительные грани образам, созданным Веласкесом. Особенно интересен последний портрет инфанты, написанный Веласкесом в 1659 году. Позади них стоит компаньонка инфанты донья Марсела де Уйоа (6) в траурном одеянии, беседующая с её личным охранником (7) (guardadamas)10.

«Менины» Пикассо демонстрируют новое наполнение узнаваемых образов. Соперники богов жестоко поплатились за свою дерзость: Аполлон велел содрать с Марсия кожу, а Арахна, несмотря на свой успех, была превращена мстительной богиней в паука (этот сюжет разработан также в картине Веласкеса «Пряхи»). Его фигура во многом доминирует на картине, у него очень гордый, живой вид. Его книга «Метаморфозы» была хорошо известна европейскому читателю 17 столетия. О «Менинах», особенно любимых философами, написана уже целая библиотека.

  • ИНФАНТА (Менины Веласкеса и Пикассо)
  • Словари и энциклопедии на Академике
  • Сравнение изобразительных средств
  • «Менины», Пикассо и Веласкес: сравнение

Тогда картина приобретает вид портрета инфанты Маргариты в окружении придворных. Для Фуко «Менины» являются первым признаком рождения новой эпистемы, срединной точкой между двумя великими разрывами в европейской мысли— классической и современной, в которой появляются элементы чистого представления (репрезентации в теории «археологии знания» Фуко), свободного от внешнего воздействия34. К началу XVIII века интерес к Веласкесу вышел за пределы Испании, куда направились многие британские коллекционеры в поисках его работ, хотя пик популярности в Великобритании итальянского искусства сосредоточил внимание на картинах художника с явным итальянским влиянием, оставив в стороне работы вроде «Менин».

Георг V, наблюдавший работу Лавери над портретом, возможно, вспомнил легенду о написании креста Святого Иакова рукой Филиппа IV и спросил художника о возможности внести свой собственный вклад в портрет. На момент создания «Менин» он пробыл при королевском дворе уже 33 года, будучи не только придворным художником, но и куратором растущей коллекции европейской живописи, под опекой которого были приобретены многие полотна, включая работы Тициана, Рафаэля и Рубенса, составившие впоследствии значительную часть собрания Прадо6. Это им показывает инфанта как она может неподвижно стоять, как она может себя держать. Расположение фигур останется неизменным, но картина утратит легкость и воздушность. Но, может быть, это «Менины». Изображая, как пишутся портреты (в частности, евангелист Лука — Мадонну), старые мастера доказывают их правдивость сопоставлением оригинала и изображения.

Джотто») и Жоржа Перека («Зачарованный взгляд»). По отношению к Веласкесу такой подход более очевиден. Афина выткала изображения двенадцати олимпийских божеств, а по четырем углам ткани представила наказания, которые претерпели смертные, пытавшиеся соперничать с бога-ми. Сюжетная многоплановость «Менин» производила сильное впечатление на современников.

Веласкес «пустил» зрителя в живопись и это открытие поменяло всю концепцию искусства. Инфанте прислуживают донья Мария Агустина Capмьенто и донья Исабель де Веласко карлики – это немка Мария Барболa и маленький Николасито Пертусато художник – сам Веласкес (это единственный достоверный его автопортрет) и т. д. С появлением имен картина приобретает вид группового портрета. Веласкес и Пикассо «Менины» трактуют как сложную сцену, полную почти литературного содержания. Новой книгой известного семиотика (вышедшей параллельно "Путешествию с закрытыми глазами: Письма о Рембрандте" Ольги Седаковой) Издательство Ивана Лимбаха открывает серию Orbis pictus, в первый пул которой вошли также эссе Ролана Барта («Арчимбольдо или Ритор и маг»), Екатерины Андреевой («Орден непродающихся живописцев и ленинградский экспрессионизм»), Петра Вайля («В начале. Эту работу принято относить к позднему периоду творчества Пикассо. Это становится отчетливей, когда монохромную композицию сменяют многоцветные холсты.

14 малоизвестныхфактов 
о шедевре Веласкеса 
«Менины»

Как достичь совершенства, как сделать картину зеркальным отражением жизни. В своей работе Пикассо решает и глобальные и частные задачи. В этом проявляются первые успехи воспитания самоконтроля и осознания собственного величия. Для чего же собралась в мастерской придворного живописца королевская семья. Обе картины написаны на сюжеты греческих мифов в изложении древнеримского поэта Овидия. В «Менинах» воспроизведена сходная ситуация ибо здесь придворный художник как бы вступает в соперничество с королями, богоравными вершителями человеческих судеб.

Первые картины Веласкеса были написаны в жанре бодегонес. Тот факт, что инфанта есть, что здорова, вызывает надежду о будущем наследнике. Однако эскиз изображает конечное состояние «Менин» и не соответствует раннему, обнаруженному рентгенографией, следовательно, он мог быть написан только позже самого полотна Веласкеса. С этой целью и был написан «Портрет инфанты Маргариты в голубом платье», где Веласкес изобразил восьмилетнюю девочку достаточно взрослой для обручения с императором Австрии. В самом деле, где король с королевой и где мы, зрители.

Во время гражданской войны в Испании большая часть коллекции Прадо была эвакуирована республиканским правительством в Женеву и «Менины» экспонировались там на выставке испанских картин 1939 года рядом с «Герникой» Пикассо. Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко. " Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука.

Сэр Джон Лавери выбрал шедевр Веласкеса в качестве основы для написания портрета королевской семьи в Букингемском дворце (1913). Для меня «Менины» – картина об искусстве живописи и оптической иллюзии, а еще о значимости искусства.

управляющий дворцом (должность почетная, однако хлопотная и к искусству отношения не имеющая). Звание королевского камергера (aposentador mayor del palacio) подняло его статус и принесло материальный достаток, хотя исполнение возложенных обязанностей отнимало слишком много времени. Заметим, что миф об Арахне, очевидно, был для Велескеса особенно важен: в написанной примерно через год после «Менин» картине «Пряхи» художник изобразил большой ковер со сценой состязания Афины и Арахны.

На груди художника алеет крест рыцарского ордена Сант-Яго. В начале 1650-х годов король отдал Веласкесу под ателье главный зал бывших покоев Бальтазара Карлоса, служивший до того дворцовым музеем, в котором и происходит действие «Менин». На поясе художника висят символические ключи от его дворцовых помещений16. Картина «Менины» Веласкеса и Пикассо особенно ярко подчеркивает это. В центре сцены стоит пятилетняя инфанта Маргарита (1). И как бы гордо она ни стояла, мы понимаем, что отцу-то нужна не она, а сын, наследник.

Казалось бы, об этой знаменитой картине XVII века известно совершенно все. Действующих лиц мы можем перечислить поименно. Своим участием он словно преодолевает атмосферу инцеста, внося творческое (здоровое) начало в эту картину. Короли принуждены стать лишь свидетелями великого триумфа Живописи. Но не это главное в полотне.

По свидетельству Антонио Паломино известного как Джорджо Вазари золотого века Испании, Филипп приказал добавить его на картину после смерти Веласкеса, а по некоторым утверждениям «его Величество написал крест самолично»15. Английский коллекционер Уильям Джон Банкс, путешествовавший по Испании во время Пиренейских войн (1808—1814), приобрёл копию дель Мазо50, считая её оригинальным эскизом Веласкеса к «Менинам», хотя тот обычно не занимался подготовительными этюдами. В 1819 году она вошла в собрание музея Прадо43.

В 1747—1748 годах картина была включена в состав королевской коллекции. На картине изображена церемония подачи бокала с водой маленькой принцессе. Портрет приобретает черты развернутого сюжетного действия, становится «портретом» повседневной дворцовой жизни. Загадка заключается в другом. Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко. Он работает над этим циклом с августа по декабрь 1957 года на своей вилле на юге Франции.

Слева висит картина Питера Пауэла Рубенса «Афина и Арахна», справа – полотно Якоба Йорданса "Аполлон и Марсий" (возможно, копии). Понять тревогу трудно, не зная подробностей истории. Марина Хайкина искусствовед: «Веласкес придумал трюк: он перенес фигуры королевской четы из иллюзорного в реальное пространство, а зрителей – наоборот. И творчество побеждает. Но что он рисует. Инфанту Маргариту, младшую дочь Филиппа IV, Веласкес писал неоднократно до нас дошло несколько таких портретов (три – в венском Художественно-историческом музее, по одному – в Лувре, Прадо и киевском Музее западного и восточного искусства).

Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха. То есть король вступил в инцестуозные отношения. Обе фрейлины присели в реверансе, что тогда являлось не жестом любезности, а обязательной частью протокола или придворного этикета. 4 – Мари Барбола (Mara Brbara Asqun), придворная карлица, родом из Германии5 – Николасито Пертусато (Nicolasito Pertusato), придворный карлик итальянец.

Она вызвала на состязание Афину. На заднем плане в дверях виден дон Хосе Ньето Веласкес (8), гофмейстер королевы в 1650-е годы и хранитель королевских гобеленов— возможно, родственник художника. Получается, что Веласкес настолько уверен в себе, что бросает вызов богам Олимпа. Картины, размещенные над зеркалом, свидетельствуют о том, что и автор «Менин», подобно героям «Метаморфоз», бросает вызов природе. Мишель Фуко посвящает анализу «Менин» всю первую главу своей философской работы «Слова и вещи» (1966), где кропотливо описывает картину на языке, «не подверженном влиянию других искусствоведческих текстов»34, без учёта исторического фона, биографии художника, социального контекста, технических особенностей живописи, возможных источников и влияний при написании картины. Так как оно рождает истинно живое, в отличие от инцестуозных отношений». Фрейлины обретают жёсткость, похожую на агрессию. Это слово (кстати, португальское) можно перевести как «придворные дамы» или «фрейлины».