Мозаика Полтавская Баталия

Глубины и монументальности воплощения важного события русской истории достиг М. В. Ломоносов в мозаике Полтавская баталия, которую под его руководством выполнили русские мастера. Называется это произведение Полтавская баталия, мозаика находится в здании Академии наук Петербурга. Этот факт знают многие или почти многие люди, кто хоть немного в курсе о чем идет речь в вопросе про известную мозаику от Ломоносова, носящая название "Полтавская баталия".

Две парные большие мозаики — «Полтавская баталия» и «Взятие Азова» — должны были занять пространство двух стен, а мозаики меньших размеров — висеть в междуоконных простенках.

Мозаика Ломоносова «Полтавская баталия»

Авраам Каганович: Полтавская баталия. Вариант Ломоносова начинался со строк «Я знак бессмертия себе воздвигнул / Превыше пирамид и крепче меди» и положил начало длинной череде русских переводов — помимо классического пушкинского, тут отметились Державин, Батюшков, Фет, Брюсов и множество других (почти сорок авторов). Ломоносов рисовать не умел и для этих целей был нанят один из городских живописцев. В начале 1758г. Именно мозаика Ломоносова «Полтавская баталия» занимает немаловажное место в творчестве Михаила Васильевича.

27 квадратных метров с изображением подлинной физической карты Советского Союза в масштабе 1:1500000 со всеми морями и реками, горами и месторождениями, крупными городами и промышленными предприятиями сегодня хранятся во Всероссийском Научно-исследовательском геологическом институте имени академика Карпинского. Здесь названы известные портреты Петра I и П. И. Шувалова, «Полтавская баталия», несколько других знакомых по различным экспозициям произведений, сохранившихся или упоминаемых исследователями: «Апостол Пётр» (1761), св. Качество Ломоносовских мозаик было очень высоким.

«Полтавская баталия» 
Михаила Ломоносова

«Полтавская баталия» Михаила Ломоносова

С его достижениями в области мозаичного искусства итальянских ученых познакомил М. И. Главной задачей Ломоносова на этом этапе было возрождение искусства мозаики. Но, как говорится, что дозволено Юпитеру.

и др. Эти труды явились важным вкладом в осмысление роли естествоиспытателя не только в основных направлениях его исследований, но и с точки зрения методологии науки.

Однако двухлетняя задержка оказалась роковой. Кратковременный восход искусства мозаики в России связан с гением Ломоносова. Однако выкладывал мозаику он уже своими руками вместе с 8 помощниками. «Дело порцеляна химию за основание и за главнейшего своего предводителя имеет», – писал он. Здесь названы известные портреты Петра I и П. И. Шувалова, «Полтавская баталия», несколько других знакомых по различным экспозициям произведений, сохранившихся или упоминаемых исследователями: «Апостол Пётр» (1761), св. Рубенса) 2. Александр Невский (1757—1758), погрудный профиль Екатерины II (1763), портрет великого князя Петра Фёдоровича (1758—1759), портрет великой княгини Елизаветы Петровны (1758—1760), портрет графа М. И. Воронцова (1765) но Якоб Штелин упоминает ряд произведений самого М. В. Ломоносова и его мастерской, не упоминаемые никакими другими источниками: портрет великого князя Павла Петровича, два пейзажа (1765—1766), портрет графа Г. Г. Орлова (1764), св.

К сожалению, мозаика сохранилась не полностью. М. В. Рубенса). Здесь названы известные портреты Петра I и П. И. Шувалова, Полтавская баталия, несколько других знакомых по различным экспозициям произведений, сохранившихся или упоминаемых исследователями: Апостол Пётр (1761), св. Он считал мозаику средством увековечить деяния россиян в монументальных произведениях, «который ввек хранят геройских бодрость лиц», то есть с веками не утрачивают живописной яркости – «чрез множество веков себе подобны зрятся// И ветхой древности грызенья не боятся» («Письмо о пользе стекла»1752).

мозаика полтавская 
битва ломоносов

мозаика полтавская битва ломоносов

Творчество же Ломоносова неразрывно граничит с научной деятельностью. Мастерская же на Мойке была уже второй. Вторым полотном серии планировалось создание панно из мозаики «Азовская баталия», но закончить его не позволила кончина Ломоносова. Им опубликованы монографии Ломоносов как физикохимик (1904) и Первый русский учёный (1915), сборники Рукописи Ломоносова в Академии наук СССР (1937) и Труды М. В. Ломоносова по физике и химии (1936). ein abscheulich schn und groes Gemhlde). тенётами которого обременено было восприятие художественной правды его оппонентов по этой части, в том числе и Я. Штелина.

домов и садов» доносила, что «ныне над мозаичным художеством остался один мастер Цильх и инструктор живописного художества Иван Вельский, а прочие померли». Я. Штелин (Якоб Штелин – академик, один из составителей каталога нумизматического кабинета Петербургской академии наук. В декабре 1764г. Воронцов.

В технологию фарфора Ломоносов также ввёл многочисленные усовершенствования. Создатель многих памятных медалей. ) сообщает о созданных в 1756 году погрудном портрете Петра I и его дочери – блаженной памяти герцогини Голштинской, как достоинства он отмечает то, что в портрете герцогини кружева исполнены из одних только маленьких осколков белого литика (стекла имитирующего драгоценный камень. ) и вообще швы набора или промежутки междукусочками смальтыне видны более и наполовину так отчётливо, как в первых картинах, где между ними можно было положить почти мизинец. В 1753 г. Ломоносову был «пожалован» участок земли у деревни Усть-Рудицы в 25 км от Ораниенбаума, на быстрой речке Рудице, Ломоносов сразу же приступил к постройке Усть-Рудицкой фабрики.

Описание картины 
Ломоносова Полтовская 
баталия

Описание картины Ломоносова Полтовская баталия

Виноградов был первым, кто поставил опыты по производству фарфора на строго научную почву. М. В. Ломоносов со всей энергией взялся за осуществление своих, хоть и «урезанных», но грандиозных для возрождения мозаики, замыслов, он начинает подготовку к созданию монументального панно Полтавская баталия, для набора которой нужно было написать картину (картон). Дальнейшая судьба одной из лучших работ Михаила Васильевича была очень печальной. Качество Ломоносовских мозаик было очень высоким.

Ни для кого ни секрет, что Михаил Ломоносов был разносторонне одаренным человеком: ученым, писателем, поэтом историком и философом. Александр Невский (1757 – 1758), погрудный профиль Екатерины II (1763), портрет великого князя Петра Фёдоровича (1758 – 1759), портрет великой княгини Елизаветы Петровны (1758 – 1760), портрет графа М. И. Воронцова (1765) но Якоб Штелин упоминает ряд произведений самого М. В. Ломоносова и его мастерской, не упоминаемые никакими другими источниками: портрет великого князя Павла Петровича, два пейзажа (1765 – 1766), портрет графа Г. Г. Орлова (1764), св. Когда этот этап был преодолен, Ломоносов смог исполнить свою первую художественную работу – образ Богоматери по рисунку итальянского живописца Ф. Солимены. Результатом стало грандионзное (481 644 см) панно изображавшее один из самых напряженных моментов Полтавской битвы. Однако двухлетняя задержка оказалась роковой.

В 1752 г. он написал ценную рукопись «Обстоятельное описание чистого порцелина, как оный в России при С. -Петербурге делаетца, купно с показанием всех к тому принадлежащих работ». В 1752 г. Ломоносов возбудил ходатайство о предоставлении ему участка земли и необходимой рабочей силы для организации стекольной «фабрики». Но, несмотря на многочисленные трудности, в мае 1762г. Всё это усложняло работу учёного, к тому же здоровье его сильно пошатнулось. «Полтавскую баталию» постигла та же сиротская участь: по смерти Ломоносова она более двадцати лет оставалась в его мастерской на Мойке, затем была перемещена в батальную мастерскую Академии художеств в сер.

В своей химической лаборатории Ломоносов в течение трех лет сумел создать рецептуру изготовления цветных стекол, нужных ему «для разработки учения о цветах». Ломоносов был ближе к нынешнему пониманию живописности картины и, соответственно, мозаики.

Затем секунд-майор П. И. Челищев в 1791 году побывал на Курострове, записав воспоминания помора Варфоломеева и соседей о юности Ломоносова на его малой родине и даже поставил первый деревянный памятник учёному (не имея на большее средств). Однако на изображении по-прежнему можно рассмотреть облачение Александра. Рубенса). со всей энергией взялся за осуществление своих грандиозных замыслов, он начинает подготовку к созданию монументального панно «Полтавская баталия», для набора которой нужно было написать картину (картон).

Воронцов. Рубенса). Время подтвердило правоту слов Ломоносова. Ломоносов, успешно завершив свои опыты, берется за выполнение мозаик большого масштаба. В 1757 году М. В. Ломоносов представпят Сенату программу, в которой намечается сооружение над могилой Петра Великого мозаичного монумента, а всю крепостную церковь – «выложить мозаичными картинами». Там должны были изготовляться различные сорта цветного стекла для мозаики, а также для выделки стекляруса, бисера «и всяких других галантерейных вещей и уборов», до тех пор ввозившихся из-за границы.

З. Кристинек (ученик Фанцельта — копииста Грота), которому в помощь даны были жалкие новички из академической живописной школы и подобная же пара бедняг из Канцелярии от строений, как характеризует членов исполнительской группы Я. Штелин. ein abscheulich schn und groes Gemhlde).

Кристинек (ученик Фанцельта – копииста Грота)», которому в помощь даны были «жалкие новички из академической живописной школы и подобная же пара бедняг из Канцелярии от строений», как харектеризует «членов исполнительской группы» Я. Штелин. Большой знаток творчества последнего, К. В. Малиновский, объективно характеризует уровень и способность понимания им деятельности М. В. Ломоносова, отмечая, что представления о художественной ценности мозаичных работ (восхищение иллюзорностью имитацией масляной живописи) свидетельствуют, что в данном вопросе Штелин следовал вкусам своей эпохи и не мог быть беспристрастным арбитром. Сам Ломоносов называл её «фабрикой делания разноцветных стекол и из них бисера, пронизок и стеклярусу и всяких галантерейных вещей и уборов». Хотя их сочетания очень разнообразны, они не производят впечатления дробности. В то же время, В. К. Макаров находит, что как раз «исполненный Ломоносовым портрет Петра I. набранный крупными, неправильной формы кусками колотой смальты, является драгоценной реликвией высокой художественной культуры XVIII века и даёт один из самых выразительных, одухотворённых образов Петра».

Учёный продолжал неутомимо трудиться над созданием мозаичных картин и портретов. Изначально мозаика Ломоносова «Полтавская баталия» должна была стать одной из двенадцати мозаичных полотен, запланированных для внутреннего украшения Петропавловского собора. Высоты и суша – уральская яшма, водные акватории – лазурит, низменности – амазонит. И они «слепили» 14 футов длиной и 9 футов высотой «ужасно красивую и большую картину, которая должна была представлять Полтавскую баталию». Приобрести Авраам Каганович: Полтавская баталия.

Михаил Ломоносов обладал действительно незаурядными талантами. В рапорте в Академическую канцелярию он писал, что в работе над этой мозаикой «всех составляющих кусков поставлено больше четырех тысяч, все моими руками, а для изобретения составов сделано 2174 опыта в стеклянной печи». Был нанят «хороший городской художник Л. З. Кристинек (ученик Фанцельта— копииста Грота)», которому в помощь даны были «жалкие новички из академической живописной школы и подобная же пара бедняг из Канцелярии от строений», как характеризует «членов исполнительской группы» Я. Штелин.

Мозаичное полотно 
«Полтавская баталия»

Мозаичное полотно «Полтавская баталия»

Д. И. До того у него было казённое жильё в "Боновом доме" на Васильевском острове (между 1-ой и 2-ой линией), выделенное ему всё той же АН.

В 1864 году, к столетию со дня смерти Ломоносова, Академия художеств решила поставить «Полтавскую баталию» в Портике — каменном здании в саду Академии. 19 в. иностранцы о ней писали как о картине «которую нам было бы интересно описать и которую мы не могли увидеть, так как она завалена досками и мусором в одной из больших мастерских Академии» в 1899 г. ее перемещают в «Общество поощрения художеств», где она простояла до 1925 г., когда советское правительство, наконец, установило ее на нынешнее место – парадную лестницу здания Академии наук. Ломоносова. Пётр (с картины П. -П.

Фабрика и первые 
мозаики Михаила 
Ломоносова

Фабрика и первые мозаики Михаила Ломоносова

М. В. Ломоносов со всей энергией взялся за осуществление своих, хоть и «урезанных», но грандиозных для возрождения мозаики, замыслов 8, он начинает подготовку к созданию монументального панно «Полтавская баталия», для набора которой нужно было написать картину (картон). В 1757 году М. В. Ломоносов представпят Сенату программу, в которой намечается сооружение над могилой Петра Великого мозаичного монумента, а всю крепостную церковь— «выложить мозаичными картинами». В начале 1758г. В 1786 г. «Контора строения е. и. в. Был нанят «хороший городской художник Л. З. Именно к этому дому (по другим источникам – во дворе его) в 1748 году было пристроено здание, в котором находилась химическая лаборатория Ломоносова.

И они «слепили» 14 футов длиной и 9 футов высотой «ужасно красивую и большую картину, которая должна была представлять Полтавскую баталию» (нем. ein abscheulich schn und groes Gemhlde). Пётр (с картины П. -П. В декабре 1761 г. скончалась императрица Елизавета, а с середины 1762г. Труды П. С. Билярского, А. А. Куника, А.

Был нанят «хороший городской художник Л. З. Кристинек (ученик Фанцельта— копииста Грота)» 9, которому в помощь даны были «жалкие новички из академической живописной школы и подобная же пара бедняг из Канцелярии от строений», как характеризует «членов исполнительской группы» Я. Штелин. «Полтавская баталия» — последняя работа, выполненная под руководством Ломоносова. В декабре 1761г. Талантливые русские мозаичисты, терпя жестокую нужду один за другим преждевременно гибли. Там была собрана "Полтавская баталия". В 1768г.

Еще Ломоносов придумал классический русский четырехстопный ямб, построив его по немецкому образцу (этот язык он знал в совершенстве, долгие годы проучившись в Германии). сошли с политической арены покровители Ломоносова И. И. Усть-Рудицкая фабрика изготовляла цветное стекло различного назначения. Был нанят «хороший городской художник Л. З. Кристинек (ученик Фанцельта – копииста Грота)», которому в помощь даны были «жалкие новички из академической живописной школы и подобная же пара бедняг из Канцелярии от строений», как характеризует «членов исполнительской группы» Я. Штелин. ein abscheulich schn und groes Gemhlde).

Мастер класс по мозаике в Сестрорецке

Усть-Рудицкая фабрика была закрыта. В середине 50-х годов в мастерской Ломоносова были созданы великолепные мозаичные портреты Елизаветы Петровны (Фото 3), Петра I (Фото 2), Анны Петровны (Фото 4), Екатерины II (Фото 5). Чтобы защитить самодержца пусть даже ценой собственной жизни, ему пресекает путь простой солдат.

Вскоре после смерти Ломоносова проект убранства Петропавловского собора был отвергнут. Александр Невский (1757—1758), погрудный профиль Екатерины II (1763), портрет великого князя Петра Фёдоровича (1758—1759), портрет великой княгини Елизаветы Петровны (1758—1760), портрет графа М. И. Воронцова (1765) но Якоб Штелин упоминает ряд произведений самого М. В. Ломоносова и его мастерской, не упоминаемые никакими другими источниками: портрет великого князя Павла Петровича, два пейзажа (1765—1766), портрет графа Г. Г. Орлова (1764), св. Александр Невский (1757—1758), погрудный профиль Екатерины II (1763), портрет великого князя Петра Фёдоровича (1758—1759), портрет великой княгини Елизаветы Петровны (1758—1760), портрет графа М. И. Воронцова (1765) но Якоб Штелин упоминает ряд произведений самого М. В. Ломоносова и его мастерской, не упоминаемые никакими другими источниками: портрет великого князя Павла Петровича, два пейзажа (1765—1766), портрет графа Г. Г. Орлова (1764), св.

Полтавская баталия 
мозаика м в ломоносова

Полтавская баталия мозаика м в ломоносова

Все материалы, — писал Ломоносов, — имеют такую же прочность и качество, как и римские, а краски их не изменяются ни от воздуха, ни от солнца, ни вследствие истечения времени, так как они изготавливаются на сильном огне. М. В. Ломоносов со всей энергией взялся за осуществление своих, хоть и «урезанных», но грандиозных для возрождения мозаики, замыслов, он начинает подготовку к созданию монументального панно «Полтавская баталия», для набора которой нужно было написать картину (картон). Но, к сожалению, стала единственной законченной работой. Эта естественная итальянская «монополия» на мозаику была нарушена лишь во 2 пол 19 в., когда с развитием национальных рынков художественной промышленности начали появляться частные мозаичные мастерские во Франции и Германии. И они «слепили» 14 футов длиной и 9 футов высотой «ужасно красивую и большую картину, которая должна была представлять Полтавскую баталию» (нем. Да это и неудивительно, учитывая, что случилось с Помпеями.

Был нанят хороший городской художникЛ. Петра в Петропавловской крепости при Елизавете строится усыпальница Петру Великому. В качестве примера можно привести великолепный оклад так называемого Мстиславова евангелия (начало 12 в. ) – подлинное чудо прикладного искусства.

Тревога была ненапрасной.

В 1900 году «Полтаву» перевезли в музей. Пётр (с картины П. -П. Далее Я. Штелин сообщает о созданных в 1756 году «погрудном портрете Петра I и его дочери – блаженной памяти герцогини Голштинской», как достоинства он отмечает то, что «в портрете герцогини кружева исполнены из одних только маленьких осколков белого литика и вообще швы набора или промежутки между кусочками смальты не видны более и наполовину так отчётливо, как в первых картинах, где между ними можно было положить почти мизинец». Позже (с 1751 года) она стала и первой мозаичной мастерской. Тревога была не напрасной. «Александрова мозаика» – одно из самых известных мозаичных изображений античности – выложена из полутора миллионов кусочков.

В то же время, В. К. Макаров находит, что как раз «исполненный Ломоносовым портрет Петра I. набранный крупными, неправильной формы кусками колотой смальты, является драгоценной реликвией высокой художественной культуры XVIII века и даёт один из самых выразительных, одухотворённых образов Петра». скончалась императрица Елизавета, а с середины 1762г. М. В. Ломоносов с помощниками приступил к работе над "Полтавской баталией".

  1. маленький доклад по теме Мозаичная картина Ломоносова, Полтавский бой
  2. Создание производства цветного стекла Ломоносовым
  3. Когда не было разделения на «физиков» и «лириков»
  4. Возрождая знания Византии на новом уровне
  5. Первые трудности и первые успехи

В рапорте от октября 1755 г. в Контору мануфактур-коллегии Ломоносов сообщал, что на его фабрике работали управитель Иван Цильх (брат жены Ломоносова), Матвей Васильев и Ефим Мельников, принятые из «живописных учеников» Академии наук изготовлявшие мозаику и обучающие этому искусству других выдувальщики Тимофей Григорьев и Ефим Мельников, делающие трубочки для бисера и стекляруса гончар Петр Андреев заготовитель материалов Андрей Яковлев бисерник Михаил Филиппов пронизочник Андрей Никитин Кирилл Матвеев изготовлявший четырехугольные куски массы для мозаики Григорий Ефимов – гранильщик, отделывавший мозаичные композиции рисовальщик Игнат Петров, делавший цветы из финифти (эмали) Михайло Филиппов 2-й, мастер кузнечного и слесарного дела Дмитрий Иванов, мастер плотничного и столярного дела, надзиравший также за работой шлифовальной «мельницы» и лесопилки. Ломоносов написал учебник по риторике (1748), придумал делить литературу на три штиля (высокий, средний и низкий), сочинил одну из первых русских грамматик (1755) и обзорных исторических трудов «Древняя российская история» (1766), первым разработал педагогическую теорию и перевел «Памятник» Горация.

И они «слепили» 14 футов длиной и 9 футов высотой «ужасно красивую и большую картину, которая должна была представлять Полтавскую баталию» (нем. Сюда Ломоносов перевёл часть мастеров из Усть-Рудицы, а также других своих учеников в области «великого мозаичного дела», как сам он выражался. Мавзолей должен быть украшен восемью мозаичными панно, которые задумал выполнить Ломоносов.

Однако для понимания истории литературы ознакомиться с некоторыми его трудами нужно. Для создания масштабного полотна «Полтавская баталия» сначала была нарисована картина на картоне.

Здесь названы известные портреты Петра I и П. И. Шувалова, «Полтавская баталия», несколько других знакомых по различным экспозициям произведений, сохранившихся или упоминаемых исследователями: «Апостол Пётр» (1761), св. Место было выбрано удачно. Ломоносов Ломоносов Михаил Васильевич Один из величайших русских ученых и писателей. Кроме производства различных сортов стекла, Ломоносов разработал состав фарфоровой массы. Учёный продолжал неутомимо трудиться над созданием мозаичных картин и портретов. Тяжелобольной Ломоносов сильно переживал за судьбу мозаичного дела в России.

  1. НЕ ЗНАЯ ИСТОРИИ – НЕВОЗМОЖНО ТВОРИТЬ БУДУЩЕЕ

В 1761 году Сенат поручил ему исполнение этого прекрасного, по словам того же Я. Штелина, проекта, уплатив несколько тысяч рублей «заранее или на подряд». Ломоносов видел эти картины и они произвели на него сильное впечатление. В церкви св. В 1761 году Сенат поручил ему исполнение этого прекрасного, по словам того же Я. Штелина, проекта, уплатив несколько тысяч рублей «заранее или на подряд». М. В. Ломоносов со всей энергией взялся за осуществление своих, хоть и «урезанных», но грандиозных для возрождения мозаики, замыслов, он начинает подготовку к созданию монументального панно «Полтавская баталия», для набора которой нужно было написать картину (картон).

маленький доклад 
по теме Мозаичная 
картина Ломоносова,

М. В. Ломоносов со всей энергией взялся за осуществление своих, хоть и «урезанных», но грандиозных для возрождения мозаики, замыслов, он начинает подготовку к созданию монументального панно «Полтавская баталия», для набора которой нужно было написать картину (картон). Время подтвердило правоту слов Ломоносова. Этот портрет находится в Русском музее в Ленинграде. Грандиозное мозаичное панно (313 582 см) изображает Александра Македонского, атакующего персидского царя Дария III. Правда вскоре Ломоносов отказался от этого проекта, представив другой, более дешевый.

Поэзия Ломоносова необыкновенно разнообразна по жанрам — это оды (на долгие годы ставшие образцом для русских поэтов), рифмованные надписи по случаю иллюминаций и всяких придворных торжеств, псалмы, гимны, трагедии идиллии и героические поэмы. Далее Я Штелин сообщает о созданных в 1756 году «погрудном портрете Петра I и его дочери — блаженной памяти герцогини Голштинской», как достоинства он отмечает то, что «в портрете герцогини кружева исполнены из одних только маленьких осколков белого литика и вообще швы набора или промежутки между кусочками смальты не видны более и наполовину так отчётливо, как в первых картинах, где между ними можно было положить почти мезинец». Весь камень – отечественный.

Пётр (с картины П. -П. Большую помощь в мозаичном деле оказывал Ломоносову и Иван Цильх. Среди мастеров- «мозаичистов» выделялись уже упомянутые выше Матвей Васильев, Ефим Мельников, а также Яков Шалауров и Филипп Нестеров, происходившие «из солдатских детей». Покрытый сканым узором, он украшен «Деисусом» и погрудными изображениями святых исполненными в технике перегородчатой эмали. Но результат оказался грандиозным. Все это усложняло работу ученого, к тому же здоровье его сильно пошатнулось.

А еще — перевод «Carmina III XXX» Горация, знаменитого «Памятника». В 1750г. Пётр (с картины П. -П. И дело не только в том, что благодаря ему у нас появились слова «атмосфера», «пропорция», «равновесие» и «огнедышащие горы».

В апреле 1764г. По другим данным усадьбу на Мойке Ломоносов получил в 1757 году уже будучи канцлером (вице-президентом по нынешним рангам) Академии Наук и владельцем завода в Ораниенбаумском уезде. Александр Невский (1757—1758), погрудный профиль Екатерины II (1763), портрет великого князя Петра Фёдоровича (1758—1759), портрет великой княгини Елизаветы Петровны (1758—1760), портрет графа М. И. Воронцова (1765) но Якоб Штелин упоминает ряд произведений самого М. В. Ломоносова и его мастерской, не упоминаемые никакими другими источниками: портрет великого князя Павла Петровича, два пейзажа (1765—1766), портрет графа Г. Г. Орлова (1764), св. В то же время именно понимание особенностей мозаики позволяло М. В. Ломоносову сознавать и отсутствие надобности досконального следования картону в материале, когда многое придёт к единству за счёт этих уникальных пластических свойств модульного набора.

Здесь названы известные портреты Петра I и П. И. Шувалова, «Полтавская баталия», несколько других знакомых по различным экспозициям произведений, сохранившихся или упоминаемых исследователями: «Апостол Пётр» (1761), св. Рубенса). Мозаичная композиция колоссальных размеров (4, 81 х 6, 44м) очень эффектно запечатлела самый напряженный и решающий момент Полтавского сражения. Ломоносов "Полтавская баталия» мозаика, фрагмент. Создаётся впечатление, что А. С.

Никто ее перечитывать не любит, но на цитаты она разошлась, одна из них: «может собственных Платонов / И быстрых разумом Невтонов / Российская земля рождать». В нём по-прежнему сохранялась идея украсить стены собора мозаичным панно на темы, отражающие различные этапы жизни и деятельности Петра I. В июне 1761 года после долгих проволочек Сенат окончательно утвердил предложенный проект о сооружении монумента в Петропавловском соборе. сошли с политической арены покровители Ломоносова И. И. Шувалов и М. И. Воронцов. Организовал выработку в России цветных стекол, фабрику мозаичных картин, занимался и другими работами прикладного характера.

Был нанят «хороший городской художник Л. З. Кристинек (ученик Фанцельта — копииста Грота)», которому в помощь даны были «жалкие новички из академической живописной школы и подобная же пара бедняг из Канцелярии от строений», как характеризует «членов исполнительской группы» Я. Штелин. Когда мозаику подняли, то угол, бывший в земле, оказался без смальт. Необходимый минимум — ода «На день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года», достаточно бойкая и простая по языку. Шувалов и М. И. Вскоре после смерти Ломоносова проект убранства Петропавловского собора был отвергнут.

Тяжелобольной Ломоносов сильно переживал за судьбу мозаичного дела в России. Так, на мозаичной картине дым действительно подсвечен лучами солнца: «Дым багровый / Кругами всходит к небесам / Навстречу утренним лучам» пушки действительно расположены на возвышенностях: «Уж на равнине, по холмам / Грохочут пушки» на заднем плане плотной массой бьются русская и шведская армии, в гуще людей мы различаем три цвета: синий цвет шведских мундиров и красный и зелёный цвет русских. Ломоносов с помощниками приступил к работе над «Полтавской баталией». И только спустя 150 лет с момента создания – в 1925 году мозаика Ломоносова «Полтавская баталия» была размещена в Санкт-Петербуржском здании Академии наук, где украшает парадную лестницу уже почти 90 лет. Но, несмотря на многочисленные трудности, в мае1762г.

Мозаичное полотно «Полтавская баталия» — это грандиозная работа мастерской М. В. Граф М. И. Воронцов показывал в своем доме итальянскую мозаику «Плачущий апостол Петр», привезенную из Рима и там же выполненную по живописному оригиналу Гвидо Реви, а кроме того, заказанный там же мозаичный портрет императрицы Елизаветы. Для создания мозаичных картин ему нужно было еще научиться изготавливать брусочки из цветного непрозрачного стекла – смальты (эмаль) и делать скрепляющий раствор.

Ломоносов был единогласно избран членом Болонской Академии Наук. Именно эти вопросы и привлекли внимание Ломоносова к древнему искусству мозаики.