Мухина Рабочий И Колхозница

Скульптура «Рабочий и колхозница»

Основан в марте 1989 года на базе реорганизованного Музейного отдела Всесоюзного Бюро пропаганды киноискусства. Собранную статую разобрали на 65 частей и погрузили в 28 вагонов спецпоезда Москва— Париж. Экспозиционная площадь делилась на три уровня и составляла примерно 3, 2 тыс. На швы накладывались укрепления из углового железа.

И. Ортегова), тем самым, с одной стороны, демонстрируя, что «Рабочий и колхозница» остаются и при новом режиме символом обновленной России, с другой стороны, привлекая внимание общественности к необходимости срочной реставрации монумента. За исключением памятников Горькому и Чайковскому (проекты которых ей пришлось радикально переделывать по желанию властей) да двух бюстов дважды Героям Советского Союза, ей не удалось реализовать ни одного творческого замысла. Влияние кубизма, первооткрывателем которого был Пикассо, легко обнаружить во многих скульптурах Мухиной.

История создания 
скульптуры «Рабочий 
и колхозница»

История создания скульптуры «Рабочий и колхозница»

Андреева. В результате огромный герб нацистского рейха — орел, держащий в когтях свастику, оказался прямо перед лицами «Рабочего и колхозницы». Мухина долго выверяла каждый изгиб шарфа, рассчитывала каждую его складку. Свои первые уроки живописи и рисунка она получила еще в детстве.

Все сомнения отпали сами собой. Этот каркас изготовлялся заводом «Стальмост», детали же статуи и ее полная сборка должны были производиться опытным заводом ЦНИИ машиностроения и металлообработки (ныне ЦНИИТМАШ). Я решила, что гораздо правильнее и скорее пролепить лица в натуру. Б. М. Большая она, грубая какая-то.

Пришлось сделать три варианта статуи: без шарфа, с одиночным и с раздвоенным шарфом. Скоро его привезут в столицу и начнётся завершающая стадия восстановления. Также в качестве прототипов называют жену скульптора Вучетича – Веру. Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов (ВИАМ) создал для восстановления скульптуры специальные пасты, покрытия и материалы высокой коррозионной стойкости. Необходимая сталь марки ЭЯ 1 была разработана в ЦНИИТМАШе, ее прокатали листопрокатчики московского завода «Серп и Молот». Антонов резко возражал против шарфа. Скорее, рутинное составление писем и хождение по многочисленным инстанциям.

Мир, труд, май: 
как Вера Мухина 
создавала «Рабочего

Мир, труд, май: как Вера Мухина создавала «Рабочего и колхозницу»

И за 12 лет прошел путь от корреспондента до заместителя редактора «КП». На Рыбинской ГЭС в 1953 году был установлен монумент «Мать-Волга»2541. Вот таким образом было найдено иное решение— испорченные деревянные заготовки для голов наполнили глиной, после чего верхний слой сняли и полученные «болванки» пролепили сталью2827.

Потом рядом с ней появляется другая, движение замедляется, становится спокойнее. Сделали бы ее гладенькой что ли, а то из каких-то лоскутков.

По меркам 30-х годов они считались очень дорогими, ведь тогда народ курил самокрутки. Не уделяя этой стороне дела специального внимания, Мухина в процессе поисков композиции, ажурного силуэта наметила и решение самих фигур. Поверх неё был нанесён дополнительный защитный состав. Поражали не просто масштабы (24-метровая статуя была установлена на крыше 35-метрового павильона), — восхищение зрителей вызывала стремительность двух фигур, динамичность образа, чёткая связь статуи с архитектурой всего советского павильона. Кроме красочных панно, диорам, фотографий и макетов, почти ничего не было. Заслуга в том московских властей и лично мэра Ю. М. Лужкова не подлежит никакому сомнению, хотя по законам российского свободного рынка конкурс-тендер на право реконструкции скульптуры выиграла фирма, до того занимавшаяся лишь проектированием канализационных коллекторов. Мухина.

Как появилась знаменитая 
скульптура «Рабочий 
и колхозница»

Как появилась знаменитая скульптура «Рабочий и колхозница»

Сталин наотрез отказался от предложения: «Рабочий и колхозница» вернулись домой, в Советский союз. Утром дерево сняли. Реставрационные действия продолжались около шести лет. Загорскому, а также монументы «Освобожденный труд» (1919 г. ), «Пламя революции» (1922—1923 гг. ), «Крестьянка» (1927 г. ). Снаружи-то этого не видно. Замысел парной статуи «Рабочий и колхозница», которая должна была увенчать советский павильон на Всемирной парижской выставке в 1937 г., принадлежал архитектору Б. М.

Взяли испорченную форму и набили глиной. На Рыбинской ГЭС в 1953 году был установлен монумент «Мать-Волга». В 2003 году было принято решение о реконструкции знаменитой скульптуры. Работать приходилось ударными темпами, все понимали, что если ко дню открытия выставки статуи не будет на месте, то тогда Видимо, опасаясь срыва сроков изготовления статуи, директор завода ЦНИИМАШ Тамбовцев решил «подстраховаться» и написал на коллег донос. Единственная композиция, к которой Мухина вернется через год и которую исполнит для выставки, – это «Хлеб».

Стальные листы сваривались специальными аппаратами, сконструированными по проектам П. Н. Вера Мухина довольно рано начала заниматься искусством. После этого детали обработали антикоррозийной пастой, созданной ВИАМ специально для реставрации «Рабочего и колхозницы». В Польше поезд задержали под тем предлогом, что некоторые ящики могут не пройти в туннеле. В 1963 году Виталий, с детства мечтавший стать журналистом, пришел стажером в «Комсомольскую правду».

– Но это оказалось невозможным. Строить громадную камеру для громадных фрагментов монумента безумно дорого. «МИР 24» решил вспомнить историю создания «Рабочего и колхозницы» и выяснить, благодаря чему эта скульптура стала самой известной в XX веке. Как только ее выколачивали, она норовила сложиться пополам. Просто какая была — такую и сделали».

Скульптура "Рабочий 
и колхозница"

Скульптура "Рабочий и колхозница"

Павильон СССР пользовался большим успехом у посетителей выставки. Представляет собой скульптурную группу из двух фигур, мужской и женской, которые движутся вперёд и держат в поднятых руках серп и молот. Одежда— не рабочая, а городской сарафан, подобный тому, который носила сама Мухина. Мухина, когда ее увидела, воскликнула: «Ой, здорово. ». В 1936 г. СССР готовился к участию во Всемирной выставке искусств и техники в Париже.

Вторым этапом реконструкции стала очистка. Государственный центральный музей кино – один из молодых российских музеев. По ее мнению, скульптура в родной Москве не производила должного эффекта на горожан.

О своем отношении к мухинской скульптуре откровенно говорила: «Не нравится. Взысканные средства планировалось перевести в фонд реставрации скульптуры. Потом снова приходило ее упорство и она опять набрасывалась на модель исправляла, штопала, пришивала до тех пор, пока не оставалось неудачных или приблизительных кусков. По всему миру были выпущены коллекционные серии почтовых марок, значков, открыток и плакатов с изображением монумента35. Или другой пример – работа «Ветер», в которой на первый план выносится тема стихии, которая ломает формы.

1937 год был годом окончания первой пятилетки, для всех нас это было большим событием. Летом 1936 г. среди скульпторов был объявлен конкурс, на котором свои проекты представили В. Андреев, М. Манизер, И. Шадр и В. Мухина. Так как статуя должна была смотреться не только издали, но и прямо снизу, от входа в павильон, было сделано множество фотоснимков с подобных «рискованных» точек. Но Вера Игнатьевна была недовольна.

В 2003 году его демонтировали и приступили к реставрации. Внутри – выставочные и лекционные залы, внизу – автомобильные паркинги. Архитектор скончался в 1976-м, не успев завершить работу. Донос не был принят во внимание, а инженеры Б. А. Дзержкович и А. А. Прихожан успешно спроектировали ферму для шарфа, которая позволила ему свободно «парить» за спинами рабочего и колхозницы2930. В Париже строительная фирма «Горжли», с которой советское правительство заключило контракт, уже заканчивала строительство, а скульптура «Рабочий и колхозница» ещё оставалась в Москве.

Общественность отнеслась к этой новости негативно: в то время памятники архитектуры изготавливали из бронзы. Скульптура прекрасно просматривается из разных обзорных точек.

«Рабочий и колхозница» 
на самом деле – 
танцор и физкультурница

«Рабочий и колхозница» на самом деле – танцор и физкультурница

Когда оболочка была обдута песком снаружи и изнутри, весь каркас был окрашен суриком. Основной каркас монумента был изготовлен на заводе «Стальмост», а детали внешней оболочки— на опытном заводе Института машиностроения и металлообработки под руководством профессора Петра Николаевича Львова. Мухину не пустили на демонтаж из-за того, что в Париже она отказалась жить вместе с правительственной делегацией, а остановилась в доме «невозвращенки» Александры Экстер. Это подействовало: вскоре выпустили и Веру Игнатьевну.

» Вера Игнатьевна сказала, что модель без шарфа просто никуда не годится. «Жест в монументальной скульптуре, – писала она, – должен нести в себе громадное внутреннее содержание». В 1950-е гг. Нужно было только конкретно поставить перед ними проблему.

К полувековому юбилею «Рабочего и колхозницы» дискуссия о возможности переноса монумента возобновилась. Но если тогда, в «Пламени революции», она черпала символы из античной мифологии, то здесь создавала их сама, находя героев в реальной, окружающей ее действительности до нее монументальная скульптура не знала такого метода. Они великолепно владели рабочим ремеслом. Глядя на него, невольно веришь, что да, действительно им играет вольный ветер.

Это делали медники высокой квалификации». Главная: это официантка ресторана «Волгоград» Валентина Изотова, к которой обратился художник Лев Майстренко, работавший над мемориалом в группе Вучетича. На обратном пути из Парижа композиция была повреждена и в Москве изготовили новый экземпляр, который установили перед входом на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку.

Серп с молотом и 
Троцкий в платье: 
как создавалась

Серп с молотом и Троцкий в платье: как создавалась скульптура «Рабочий и колхозница»

Павильон СССР получил восторженные отзывы, а скульптура «Рабочий и колхозница» была признана символом триумфа советского искусства, французская пресса окрестила её «величайшим произведением ХХ века» и воплощением идеи «освобождённого труда». Чтобы привлечь внимание к проблеме, группа художников под руководством И. Ортеговой и представители текстильного холдинга «Монолит» во главе с пиар-директором Игорем Поповичем провели необычную акцию: нарядили «Рабочего и колхозницу» в красный сарафан и синий комбинезон 560-го размера и задрапировали в шарф цветов российского флага, а у подножия организовали митинг и концерт29. Теперь она видела скульптуру уже не в городской нише, а на черноморском волноломе. После долгих раздумий Аня согласилась, так именно она стала символом страны Советов. Иофану.

Кто именно подпилил трос, так и не выяснили, но с этого момента возле «Рабочего и колхозницы» была установлена круглосуточная охрана, а сборку статуи решили ускорить, чтобы избежать подобных неприятностей. Собственно, слово «борьба» тут не вполне подходит. «Мне удалось пробраться в помещение, где хранились в тайне проекты советского павильона.

Музейно-выставочный 
центр «Рабочий и 
колхозница» – разочарование

Музейно-выставочный центр «Рабочий и колхозница» – разочарование и надежда

«На берегах Сены два молодых советских гиганта в неукротимом порыве возносят серп и молот и мы слышим, как из их груди льется героический гимн, который зовет народы к свободе, к единству и приведет их к победе», – сказал Ромен Роллан. – И Зеленская и Иванова – настоящие профессионалы. Проект, представленный Шадром, действительно был очень интересен.

В частном разговоре комиссар выставки И. И Межлаук попросил Мухину «одеть» статую, так как по первоначальному проекту Иофана фигуры были обнаженными. Теперь памятник стал вдвое выше, чем был прежде. Но ни многократные письма Мухиной в правительство (последнее отправлено ею незадолго перед смертью), ни все последующие обращения общественности ни к чему не привели и открытый конкурс закончился странным, но удобным решением: оставить все по-старому, так как «перенос статуи сложен и не гарантирует ее сохранения». «Рабочий и колхозница»— памятник монументального искусства, «идеал и символ советской эпохи», признанный «эталон социалистического реализма».

Скульпутра «Рабочий 
и колхозница» в 
Москве

Скульпутра «Рабочий и колхозница» в Москве

Правительство Москвы выделило бюджет в 35млн рублей на демонтаж, при этом для соблюдения техники безопасности только на строительные леса требовалось 5 млн долларов США (около 140млн рублей). По Продольному проезду в 2003-2005 г. прошла линия монорельсовой транспортной системы, визуально разъединившей пространства комплекса выставки и места размещения памятника. Под строительство дворца выделили место, на котором до того стоял храм Христа Спасителя.

Только для этого нужна специальная камера, процесс покрытия – высокотемпературный. В какой-то момент даже поставила ультиматум: «Либо я, либо шарф. ».

Раскрытая широкая ладонь мужской руки символизировала власть рабочего народа над государством и рождала ассоциации с памятниками Петру I и Минину и Пожарскому, где также символический жест «указывал на судьбы России». Метод этот, по словам инженеров, оказался «быстрым и точным».

Монумент перестаёт быть авторской работой. Это нелетучий растворитель, крайне вредный для тех, кто его применяет. В общем, есть что посмотреть, но все же нет главного – настоящей музейной экспозиции. Получилось. Но вначале нужно было оценить степень износа памятника.

К полувековому юбилею «Рабочего и колхозницы» дискуссия о возможности переноса монумента возобновилась. Лишь в 2009 году, после нескольких лет реставрации, скульптуру вернули на площадь. В одном предполагалось поставить статую на высоком пьедестале на стрелке Москвы-реки. Размеры пьедестала тоже не соответствовали масштабам скульптуры. Место было выбрано, прямо скажем, неудачное.

Ребочий и колхозница 
Мухиной в Париже

Ребочий и колхозница Мухиной в Париже

Вернее, скульптурной группой. Львова. Она впервые была издана в 1937 г. Для детей экспозиция будет интересна тем, что здесь предоставлена возможность самим попробовать себя в анималистике или поиграть в разные игры, которые придуманы сотрудниками зоопарка. Яркий образец – «Крестьянка», созданная в начале её творческой карьеры. Однако времени для подготовки такой модели не хватало и «на одном из очень бурных заседаний» П. Н. Древнегреческие скульпторы Критий и Несиот изобразили Гармодия и Аристогитона, стоящих рядом с мечами в поднятых к небу руках.

Одну и ту же идею каждый из участников конкурса воплотил абсолютно по-разному. Решающим аргументом в пользу стали стала её способность отражать свет лучше, чем бронза и медь, а монумент «должен был сиять так, чтобы затмить орла на павильоне Германии и Эйфелеву башню». «И еще одно немаловажное обстоятельство, – свидетельствует Иофан.

Кроме этого, складки юбки как бы развеваются от ветра, усиливая впечатление стремительного движения. Девушка на тот момент работала телефонисткой в НКВД и выглядела как воплощённая «спортсменка, комсомолка, красавица»22. Но группа «не держалась» на павильоне – требовала иного постамента. Однако монумент решили вернуть в СССР. Вторым прообразом стала «Ника Самофракийская», архитектор назвал её воплощением «триумфа семнадцатого года, крылатой победы, которую должен был отразить советский павильон в Париже». Хотела сделать скульптуру к выставке «Индустрия социализма» – не успела.

Решающим аргументом в пользу стали стала её способность отражать свет лучше, чем бронза и медь, а монумент «должен был сиять так, чтобы затмить орла на павильоне Германии и Эйфелеву башню». Формально немцы победили. Молотов — открыто возражал против варианта Мухиной, сердясь, он стремился доказать, что ответственным работникам виднее, как должна выглядеть скульптура, но Мухина не согласилась менять главную канву работы. Шагающая вперед женщина стоит вполоборота с поднятым в руке мечом и зовет в бой.

По планам реконструкции Москвы такое место имеется на Ленинских горах». ХХ в. территории, окружающие ВДНХ, охватывает волна индустриального домостроения. Однако монумент решили вернуть в СССР. В 1999 году табачный завод «Ява» заключил с Всеволодом Замковым, сыном Веры Мухиной и наследником всех авторских прав на её произведения, договор на использование изображения «Рабочего и колхозницы» в рекламной компании. Мухина и ее помощники непосредственно участвовали в производственном процессе, они вместе с рабочими соединяли отдельные листы стали, сваривая их при помощи сварочной машины. Пьедесталом для «Рабочего и колхозницы» теперь станет внешне точная копия павильона СССР на Парижской выставке 1937 года.

Чтобы очистить элементы статуи от коррозии использовали созданную в ВИАМе пасту. Главное творение жизни Мухиной, прославившее ее на долгие годы – это скульптура «Рабочий и колхозница». Для начала работы на опытном заводе ЦНИИТМАШ предполагалось получить от скульпторов шестиметровую модель и по ней производить увеличение. Летящий за фигурами шарф завершает композицию. Донос не был принят во внимание, а инженеры Б. А. Дзержкович и А. А. Прихожан успешно спроектировали ферму для шарфа, которая позволила ему свободно «парить» за спинами рабочего и колхозницы.

Памятник «Рабочий 
и колхозница» наВДНХ

Памятник «Рабочий и колхозница» наВДНХ

И если бы не вмешательство нескольких очень высокопоставленных лиц, то, скорее всего, так бы и случилось. Парижане ходили смотреть на скульптуру несколько раз в день. Вместе с известным дизайнером Надеждой Ламановой она создала альбом «Искусство в быту», в котором читателям предлагали выкройки простой, но изящной одежды из подручных материалов. Для Мухиной, Зеленской и Ивановой исправление этих форм было задачей весьма затруднительной — ведь надо было все время представлять себе вид сравнительно небольшого (по отношению к общему объёму) участка поверхности статуи, да еще в «позитивном» виде, увеличенном по сравнению с моделью в 15 раз. После окончания реконструкции павильон «Рабочий и колхозница» вошёл в состав музейно-выставочного объединения «Столица», затем— МВО «Манеж», а в 2017 году был передан на баланс ВДНХ. Эту технологию, а не распространённую тогда методику соединения заклёпками, решено было применить и для сборки «Рабочего и колхозницы».

Петр Николаевич Львов сыграл основную роль в процессе сборки статуи в Москве и Париже. Орёл со свастикой на высоте выглядел жалко и неприглядно. Вместо запланированных 25 дней скульптура была смонтирована на две недели быстрее. Сотрудники ВИАМ под управлением Е. Н. Каблова разработали для восстановления скульптуры покрытия и материалы высокой коррозионной стойкости.

Заместитель председателя Совнаркома Е. К. В. И. в архитектуре и скульптуре. Постоянную экспозицию комплекса демонтировали, планируется её «переосмысление» в рамках будущего музея ВДНХ5960.

Вера Мухина: какой 
была создательница 
«Рабочего и колхозницы»

Вера Мухина: какой была создательница «Рабочего и колхозницы»

Три четкие вертикальные линии немецкого павильона символизировали Третий рейх. Сарра Лебедева вылепила портрет Чкалова. Сначала предполагалось, что на неё нанесут титановое покрытие. Мухиной оказалась «одетой» в огромное полотнище российского триколора (худ. Они получались громадными: «рука – гондола юбка – целая комната».

Ужесточение режима транслировалось и на восприятие «Рабочего и колхозницы»— скульптура стала восприниматься как «символ тоталитарного насилия и уравниловки»1943. У Сталина тоже был свой «личный» архитектор, Борис Захарович Иофан, получивший образование в Высшем институте изящных искусств в Риме и Римской школе инженеров, он пользовался особым покровительством вождя. Позволяет обрабатывать поверхности любого угла наклона. Мухина в своем проекте смело пошла на изменение архитектурного замысла. После обработки этой пастой коррозионная стойкость возрастает в разы.

Главной находкой Мухиной была кажущаяся легкость и воздушность массивной скульптуры, достичь которую удалось благодаря «летящей» за фигурами материи.

Победа идеи скульптуры 
«Рабочий и колхозница»

Победа идеи скульптуры «Рабочий и колхозница»

Также Иофан проектировал здание МГУ на Воробьевых горах. Проходит инженер— Повернитесь, наклоните голову». К сожалению, былое величие не вернётся к «Рабочему и колхознице»— от идеи повторить для постамента архитектуру парижского павильона решено было отказаться. Альберту Шпееру так и не удалось сдержать «напор двух фигур, триумфально шествовавших в сторону немецкого павильона». После завершения выставки советское правительство получило предложение продать «Рабочего и колхозницу» Франции, был даже открыт сбор средств на выкуп скульптуры. Сегодня «Рабочий и Колхозница» стоят на здании, уступами поднимающимся ввысь.

Они напоминают нам о времени, когда Серп и Молот были символами молодой страны Советов. Вот «сухие» цифры габаритов постамента – 21 х 65, 5 м, высота – 34, 5 м, сама скульптура высотой 23, 5 м. Павильон впечатляет и сейчас, несмотря на то, что расположен на оживленной трассе среди многоэтажных домов. Его верхушку венчал орел, держащий в когтях свастику.

Через несколько сеансов натурщицу уговорили оголить грудь. Ужесточение режима транслировалось и на восприятие «Рабочего и колхозницы»— скульптура стала восприниматься как «символ тоталитарного насилия и уравниловки». Они помогали закрепить ее.

«Рабочий и колхозница» 
– всемирно известный 
символ советской

«Рабочий и колхозница» – всемирно известный символ советской эпохи

Здесь же можно посмотреть интересные полотна в стиле социалистического реализма. Поражал, я бы сказал, одухотворенностью пластики. После закрепления спиц планки со спицами переносились на чертежную доску для вычерчивания кривых очертаний по концам спиц». Ведущим научным учреждением проекта – Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов (ВИАМ). Композиция «Рабочий и колхозница» во многом напоминает античную скульптуру «Тираноборцы», созданную Критием и Несиотом.

Но перед этим статую нужно было как следует помыть. Свою однофамилицу Зою Мухину скульптор случайно увидела на параде физкультурников и пригласила к себе в мастерскую. Что должно быть главным в памятнике спасению челюскинцев. О духовной активности рабочих в процессе создания скульптурной группы рассказывал и Иофан: «Среди них были люди, которые могли не только исполнить требуемое, но даже подсказать, дать совет, подталкивающий мысль. Все участники этой сложной работы от руководителя проекта до подсобного рабочего буквально «валились с ног» от усталости, но когда последняя деталь села на свое место и шарф свободно взмыл в небо, Вера Игнатьевна почувствовала радостное облегчение. Получилось. Всё как всегда.

Мухина была уверена, что, утверждая героику искусство должно говорить торжественным языком иносказаний и символов, к этому языку она прибегала и раньше – в проекте памятника «Освобожденному труду», в «Пламени революции». Окончательное решение о месте постановки статуи пока не принято. Молотову модель без шарфа не понравилась, но он в общем поддерживал Антонова. Здесь и анималистика и видеоинсталляция и живопись и скульптура.

Всего – 4 этажа и даже есть конференц-зал. «Около Балаклавы, – говорила она, – есть место, где требуется маяк. Неудача этого решения была ясна заранее и стала еще очевиднее после установки статуи. Мухину очень огорчило то, что постамент сделали очень низким – всего 10 метров в высоту. Учёный секретарь Иофана Исаак Юльевич Эйгель, проработавший с архитектором свыше сорока лет, писал в своих мемуарах, что прообразом «Рабочего и колхозницы» послужила античная статуя «Тираноборцы». Вот таким образом будущая композиция сразу же представлялась как двухфигурная».

Иванова и Н. Г. Согласно сохранившимся документам из архива «Мосфильма», в 1951-м Мухина получила 20 тыс. Он был изготовлен в рекордный срок — 3 недели. Поэт Луи Арагон и писатель Ромен Роллан, художники Франс Мазерель и Пабло Пикассо восхищались творением Мухиной и называли его «поразительным, современным творением, динамичным воплощением будущего»3233.

Адрес монумента 
«Рабочий и колхозница»

Адрес монумента «Рабочий и колхозница»

К железному каркасу были подведены леса, придвинут тридцатиметровый подъемный кран. И тут так было. Молотову модель без шарфа не понравилась, но он в общем поддерживал Антонова. Очевидцы тех событий рассказывали, что, глядя на него, посетители выставки улыбались, а «Рабочему и колхознице» нередко аплодировали. Львова.

Наконец спросили: «А что думает автор. И придумали. Обеспечивает полное удаление продуктов коррозии, не повреждая саму металлическую основу. К 1998 году состояние «Рабочего и колхозницы» оценивалось как критическое.

9. В последствии Львов принимал участие в работах по оформлению станции метро «Маяковская» по проекту архитектора Душкина. Мухина несколько расчленяет мужскую и женскую фигуры, пропуская между ними воздух (у Иофана они срослись подобно сиамским близнецам) ищет форму и силуэт каждого просвета между фигурами, шарфом, каждого куска пространства внутри статуи, с тем чтобы одна часть не закрывала другую, а напротив – помогала бы воспринимать движение и сливалась в многообразную декоративную симфонию ансамбля всего сооружения.

Как доехать до скульптуры 
«Рабочий и колхозница»

Как доехать до скульптуры «Рабочий и колхозница»

В те годы за попытку сбежать от «счастливой жизни» в стране Советов наказание полагалось одно— высшая мера. На обработку деталей скульптуры потребовалась тонна пасты. Для этого Рабочего и колхозницу вновь разобрали на 40 составляющих.

Немало времени Вера Мухина провела в мастерской, работая с натурщиками. Это достаточно большой музейно-выставочный комплекс и рассчитан на 1200 человек. Повышается адгезия к лакокрасочным покрытиям – то есть «сцепляемость» с ними, краска или лак не отшелушится, не отстанет со временем. Знаменитые «Рабочий и колхозница», созданные Мухиной для советского павильона Бориса Иофана к Всемирной выставке в Париже 1937 года, прекрасно иллюстрирует её пристрастия.

Телефон музея «Рабочий 
и колхозница»

Телефон музея «Рабочий и колхозница»

Учёный секретарь Иофана Исаак Юльевич Эйгель, проработавший с архитектором свыше сорока лет, писал в своих мемуарах, что прообразом «Рабочего и колхозницы» послужила античная статуя «Тираноборцы». Наконец спросили: А что думает автор. «Молодость прорывается в великолепной радостной легкости, как большая надежда, шагающая к небу», – написал о скульптуре Мухиной по завершении парижской выставки французский журналист Филипп Ламур. Одежда— не рабочая, а городской сарафан, подобный тому, который носила сама Мухина6. «Восприятие этой группы на фоне парижского неба показало, насколько скульптура может быть активна, не только в общем ансамбле архитектурного пейзажа, но и по своему психологическому воздействию, — вспоминала Вера Мухина. — Высшая радость художника— быть понятым». В качестве моделей привлекались все, кто проходил мимо.

Между тем создавалось явное впечатление, что павильон воздвигнут лишь для того, чтобы быть постаментом скульптурной группы. Поэт Луи Арагон и писатель Ромен Роллан, художники Франс Мазерель и Пабло Пикассо восхищались творением Мухиной и называли его «поразительным, современным творением, динамичным воплощением будущего». Наконец художница остановилась на движении-порыве, усиленном ритмичным и четким жестом. Новикову, В. М.

После этого некая московская юридическая фирма предложила Замкову выступить представителем его интересов и подать в суд на ряд коммерческих компаний, среди которых киностудия «Мосфильм», швейная фабрика «Монолит», Лианозовский ликёроводочный завод и другие, за использование изображения «Рабочего и колхозницы» в качестве товарной марки. Это было искусством народного горя и борьбы с ним. Основной каркас изготовлялся заводом «Стальмост», детали же статуи и ее полная сборка должны были производиться опытным заводом ЦНИИМАШ непосредственно в цехе и во дворе завода под руководством одного из «стальных людей», как называла их Мухина, профессора П. Н. Говорили: «Вера Игнатьевна, зачем вы это используете. » Она стояла на своем. По замыслу главного архитектора рейха Альберта Шпеера, павильон Германии должен был стать «куском священной немецкой земли», выполненным из немецкого железа и камня.

Сама Вера Игнатьевна называла свою композицию «Рабочий и крестьянка». Сначала «Рабочего и колхозницу» решили установить на центральном пирсе главного шлюза строящейся Рыбинской ГЭС, в газете «Большая Волга» был опубликован официальный эскиз проекта. Тоскливое ожидание в приёмных высоких кабинетов. Но оказалось, что размеры плана заданы местом, отведенным на территории парижской выставки.

Рабочий и колхозница 
– история создания

Рабочий и колхозница – история создания

Также, по слухам, сильные возражения вызывал шарф, не имевший никакого «смыслового» значения. Скоро мы всё это увидим сами. Нагар от выхлопных газов, сухой остаток от атмосферной влаги.

Это решение как нельзя лучше отразило геополитическую обстановку того времени. Она пыталась соединить свободные руки мужчины и женщины «внутри» группы, а атрибуты вложить рабочему в правую руку, а колхознице — в левую, так что между серпом и молотом получался довольно значительный пространственный разрыв. Кто явился прообразом ее «вечного» спутника, она не знает, не встречалась с ним никогда в жизни. В народе говорили, что рабочего изображал метростроевец, а колхозницу— балерина.

Официальный сайт 
музея «Рабочий и 
колхозница»

Официальный сайт музея «Рабочий и колхозница»

Ей удавалось создавать из этого сложного материала, не только утилитарные вещи (кстати идея формы гранёного стакана принадлежит именно ей), но и скульптуру, таким образом она стала одним из первых мастеров художественного стеклоделия. Публикуемые ниже материалы предоставлены Научно-проектным отделом «Охрана историко-культурного комплекса» ГУП НИИПИ Генплана Москвы. Кроме того, этот год был юбилейным – исполнялось двадцать лет Советской власти.

Где-то на границе с Польшей поезд останавливают и дальше не пускают, поскольку сегменты скульптуры (их упаковали, обложили войлоком и положили в ящики) слишком сильно выступают за пределы железнодорожного полотна и норовят зацепиться за тоннельные перекрытия. Эти балки металлизируются цинком, а потом покрываются лакокрасочной защитой. Не получилось, НКВД арестовала их прямо на вокзале. Проектирование было поручено Б. М.

Мухиной «Рабочий и колхозница», созданной в 1930-е гг. С монтажом сложного изгиба шарфа, названным Мухиной «загогулиной», пришлось основательно повозиться. Выставка «Как построить зоопарк. » посвящена истории зоопарка как части развития большого мегаполиса. Несколько раз был в этом недавно открытом павильоне. – Мои ученики даже зовут меня вариантщик. После окончания реконструкции павильон «Рабочий и колхозница» вошёл в состав музейно-выставочного объединения «Столица», затем— МВО «Манеж», а в 2017 году был передан на баланс ВДНХ.

Но с течением времени ситуация изменилась. 4 сентября 2010 года в павильоне-основании открылся музейно-выставочный центр «Рабочий и колхозница», в котором была представлена история создания монумента в фотографиях, проектах и макетах. Затем, встретившись с Иофаном, спорила, старалась быть спокойной, убедительной.

  1. Фото памятника Рабочий и Колхозница – Вера Мухина, 1937 год
  2. Этапы возведения памятника – трудности и достижения
  3. Где установлен знаменитый советский памятник
  4. Вера Мухина – признанный мастер скульптурного творчества
  5. Второе рождение монументального памятника

Нам была отведена площадка над автомобильным тоннелем. Шарф «держал» композицию и в то же время в нем все было естественно, не нарочито. Масса всего монумента достигла двухсот тонн52. Лепили лишь головы и кисти рук. Её «рабочий получает лицо». Статую разрезали автогеном на части и свалили на платформы.

Формальным поводом снять «одежду» назвали возросшую нагрузку на конструкцию из-за увеличения парусности. Не потому, что Каблов их начальник. Каркас восстанавливается по образу и подобию существовавшего. Особенное значение Мухина придавала именно ажурности группы. Я бы сказал, что монумент не «нависает над московскими улицами», а стремится в небо. Когда сидели за большим столом и они рассказывали, как работали, что у ветеранов института Веры Яковлевны Белоус и Светланы Алексеевны Каримовой (они занимались разработкой технологии очистки поверхности и удаления продуктов коррозии), что у Дмитрия Сивакова возраста моего сына (придумал, как оценивать степень износа фрагментов) глаза светились абсолютно одинаково – светом увлечённых своим делом творцов. Однако успех и общественный резонанс «Рабочего и колхозницы» были так велики, что было принято постановление об установке статуи у входа на открывавшуюся в 1938 году Всесоюзную сельскохозяйственную выставку. Но всю свою жизнь Вера Мухина ненавидела этот режим.

Совместных работ скульпторы не делали, только однажды – «для практики и удовольствия» – полепили вместе в мастерской Ивановой натурный этюд обнаженного юноши. (Художница намеренно уходит от конкретности типажей, от сюжетного жанрового мотива, связанного с покосом, посевом или обмолотом. ) Если в «Крестьянке» она воплощала силу труда, то здесь – его поэзию. Длина здания составляет 66м, на фасаде установлен оригинальный сохранившийся герб, созданный для выставки 1937-го13.

  • Скульптурная композиция Рабочего и Колхозницы в Москве
  • Международная выставка 1937 года
  • Рабочий и Колхозница в Москве – отзывы
  • Скульптор Вера Мухина и Борис Иофан
  • ФуНДАМЕНТАЛЬНО О МОНУМЕНТАЛЬНОМ
  • 10 ФАКТОВ О рАБОЧЕМ И кОЛХОЗНИЦЕ

В 1947 году изображение «Рабочего и колхозницы» появилось в титрах картины Григория Александрова «Весна», а с 1948-го скульптура стала официальным символом киностудии «Мосфильм». По чертежам, в свою очередь, были сделаны контрольные формы. Для их растворения НПО «Технобиор» разработал крайне токсичный и текучий состав, который позволил полностью очистить поверхность. Тамбовцев даже написал, что в отдельных ракурсах каркаса можно увидеть профиль «врага народа» Льва Троцкого. В итоге П. Н.

Неяркий блеск стали будет ассоциироваться с блеском мокрой от воды одежды. на строительство нового современного павильона-постамента скульптурной группы. А что сделал Шадр, ее друг. Серебряный гигант станет посылать спасательные лучи в море.

  1. Войдите, чтобы добавить комментарий
  2. Автобусная экскурсия «Огни Новогодней Москвы» от компании «Незабываемая Москва»
  3. Рядом расположены достопримечательности
  4. Фото Рабочий и Колхозница в высоком разрешении

Удивительна её судьба. Идея создания скульптуры принадлежит архитектору Борису Иофану.

Мухиной (1889—1953). Конечно, сделать скульптуру в один метр много легче, чем в три метра. В 1934 году Мухина создает портретный бюст архитектора С. Замкова. По словам Иофана, «победа в Октябре 1917 года— это победа союза рабочих и крестьян.

  1. Прогулка по Москве 2018 — идем от Проспекта Мира до Лубянки
  2. Фото Москвы весной 2018 — весенняя уличная фотография
  3. Фотопрогулка по Москве — продолжение разговора о городской фотографии
  4. 2 Фото памятника Рабочий и Колхозница – Вера Мухина, 1937 год

Проект возглавил скульптор Вадим Церковников изготовлением материалов занимались ЦНИИ стальных конструкций имени Владимира Кучеренко, отлив и монтаж были проведены на белгородском заводе «Энергомаш». Зеленская была одной из учениц Мухиной по Вхутеину. Во втором варианте, законченном уже в больнице, она предлагала установить скульптуру на Ленинских горах, на высокой бровке Москвы-реки, с тем чтобы высота берега, без особых затрат, давала бы нужную высоту и полет ее «детям», как она ласково называла обе фигуры. Сложности возникли и с изготовлением шарфа— тридцатиметровое развевающееся «полотнище» весило около пяти тонн и должно было надёжно удерживаться в горизонтальном положении без внешней опоры. Экспозиционная площадь делилась на три уровня и составляла примерно 3, 2 тыс. Мухина также не согласилась с иофановской концепцией характера общего образа статуи и даже всего павильона.

Архитектор скончался в 1976-м, не успев завершить работу12. Но только формально. Сначала «Рабочего и колхозницу» решили установить на центральном пирсе главного шлюза строящейся Рыбинской ГЭС, в газете «Большая Волга» был опубликован официальный эскиз проекта. 4 сентября 2010 года в павильоне-основании открылся музейно-выставочный центр «Рабочий и колхозница», в котором была представлена история создания монумента в фотографиях, проектах и макетах. Но уже было решено статую демонтировать и перевезти в Москву.

  1. Словари и энциклопедии на Академике
  2. Последние добавленные фотографии
  3. Самые просматриваемые фотографии
  4. Аннотация научной статьи по истории и историческим наукам, автор научной работы — Молокова Татьяна Алексеевна
  5. Похожие темы научных работ по истории и историческим наукам, автор научной работы — Молокова Татьяна Алексеевна,

Завершающий этап работы – сборку скульптуры – производили во дворе завода. Консультировавший их профессор Н. С. Это было смелое и рискованное предложение, но оно давало возможность скульпторам в течение месяца подготовить окончательную модель высотой (с поднятыми руками) примерно в полтора метра. Исполин, за плечами у которого крыльями развевается шкура белого медведя, в последний раз оглядывается на Арктику.

Фото памятника Рабочий 
и Колхозница – Вера 
Мухина, 1937 год

В Большой советской энциклопедии творение скульптора определили как «эталон социалистического реализма». К тому же в паре титан – нержавейка возникает при наличии влаги электрохимический процесс. Маленькую модель в 1/100 покрасили серебряной краской и отвезли в Планетарий, где на аппарате смоделировали положение и высоту солнца в Париже по отношению к ориентации статуи. Мухина и предложили позировать. Не удивительно, что имя художницы не сходило со страниц газет и журналов. Титан – замечательный материал, коррозия и титан – понятия несовместные. ции была очень ответственной, ошибка в 1. 2 мм вела к крупным искажениям. Стойка могла в любую минуту рухнуть прямо на статую. После завершения выставки советское правительство получило предложение продать «Рабочего и колхозницу» Франции, был даже открыт сбор средств на выкуп скульптуры.

Она была установлена у входа в городскую гавань и разрушилась от землетрясения всего через 56 лет после постройки. Вера Игнатьевна помнила, как смеялись над «тупыми рылами» первых автомобилей, пытались придать им форму ландо, а теперь восхищаются рациональной и стремительной красотой их силуэтов. Но беспокоила проблема освещенности композиции, — изначально сталь бесцветна и способна передавать цвет и естественные краски неба. Вера Мухина выиграла объявленный конкурс на создание скульптуры.

Изучены конструктивные и культурологические особенности памятника, отмечен синтез архитектуры и скульптуры в павильоне Б. М. Наверху посадили орла». При этом предлагается вернуть на прежнее место «Рабочего и колхозницу», поставив их на постамент высотой 40, 6 м. Однако радоваться было еще рано и Вера Игнатьевна с тревогой ждала, что покажут ее коллеги но конкурсу. Экспозиция представляет зоопарк, который скрыт от постороннего взгляда. «Рабочий и колхозница», неофициальная эмблема Советского Союза, по мнению многих критиков — величайшее произведениее скульптуры XX века, уже четыре года находится на реставрации.

В эти сооружения залезали жестянщики («в узкое пространство приходилось посылать самых маленьких, худых рабочих»), там выколачивали тонкие стальные листы. Но другого выхода не было.

Долгие годы скульптура стояла на невысоком постаменте, который Мухина называла «пенек». Поскольку строительные работы на гидроузле в это время были ещё не завершены, в качестве альтернативы предлагали Манежную площадь40. Торжественное открытие выставки состоялось 25 мая 1937 года.

Мухина просто не могла не посещать выставки этих художников. Выбивали на металлических грибках и примеряли. На ее счету были проекты памятников Н. И. Как-то мастер ленинградского завода смешал азербайджанские и молдавские сорта табака и создал культовые папиросы «Беломорканал». Архитектор стоял на своем.

На рейках устанавливалось приспособление для съемки поверхности статуи. У одного фигуры застыли в неколебимом монументальном спокойствии (Андреев), у другого, напротив, они рвались вперёд с постамента, словно конькобежцы-спринтеры (Шадр), у третьего – уподобленные совершенными лицами и телами олимпийским богам, с улыбкой взирали на окружающий мир (Манизер). Троцкого. Эту женщину называли «каменным оракулом сталинского режима». Они пропагандировали «арийский» эталон красоты — хорошо сложенные, мускулистые тела молодых людей, настоящих воинов и не менее гармонично сложенные тела матерей будущих солдат.

А. И. Несоразмерность длины и ширины (16021, 5 метра) в какой-то степени даже импонировала мне: выставочное помещение особенно приятно, когда оно выстроено галереей.

Кроме того, Вера Игнатьевна потребовала изменения размеров монумента, заменяя первоначальную равновеликость статуи и здания на «золотое сечение». Еще до окончательного утверждения проекта отдел металлоконструкций строительства Дворца Советов в октябре 1936 года получил задание разработать конструкцию скульптурной группы «Рабочий и колхозница». Вера Игнатьевна сказала, что модель без шарфа просто никуда не годится. рублей гонорара за гипсовую модель «Рабочего и колхозницы» и ещё 7500 рублей за передачу прав на использование её изображения в заставке фильма5763. Иофану. В 1930-е гг.

м, три зала отводились для временных выставок. Интересно, что лицо девушки принципиально не проработано, что заставляет вспомнить лишенных индивидуальных черт «Авиньонских девиц» Пикассо. Получилась смятая форма, но зато габарит не был потерян. Всё тот же азарт, трудовой порыв, как и семьдесят лет назад. Дизайн упаковки стал поводом для анекдота: «Советские летчики могут летать, ориентируясь только по пачке «Беломора».

Это приспособление состояло из двух деревянных планок с винтовыми зажимами. ). Львова сделали опытный образец — голову «Давида» Микеланджело с гипсового слепка. Львов предложил соорудить статую методом 15-кратного увеличения.

Все испытательные работы на скульптуре (на прочность, на ветровую нагрузку), также были проведены на территории ЦНИИТМАШа. Кстати, поза памятника напоминает скульптурную группу «Марсельеза» на Триумфальной арке в Париже и древнегреческую скульптуру Ники Самофракийской. Столь же высокая коррозионная устойчивость. Его постамент должен был напоминать земной шар. Но Мухина была против застывшей триумфальности фигур. С конца 2005 года фондовые хранилища Музея кино располагались на территории киноконцерна «Мосфильм», а кинопоказы и другие музейные мероприятия проходили на различных площадках Москвы.

В Париже гениальная работа Мухиной произвела фурор. Окончательно реставрация была завершена только в ноябре 2009 года48. Для возвращения в Москву его распилили уже на 44 фрагмента. «Шадр был изумительно талантлив, хорошо чувствовал материал и форму. Позже, в 1962 году, коллеги Мухиной по созданию «Рабочего и колхозницы» — профессор П. Н.

Заместитель председателя Совнаркома Е. К. Фигуры устремлялись вперед в таком бурном порыве, что воспринимались почти как в полете.

Они все – единомышленники. Он был понятен каждому и волновал всех. В итоге выбрали другое место— перед главным входом на ВСХВ. Замысел состоял в том, что советский павильон должен выглядеть триумфальным зданием, отображающим своей динамикой стремительный и мощный рост достижений первого в мире социалистического государства. После ее окончания строительство не возобновлялось.

К тому времени два тирана, Гитлер и Сталин, уже начали соревнование «кто кого. » и вот таким образом перед Шпеером стояла задача: немецкий павильон на выставке должен быть обязательно выше советского, пускай немного, но свастика должна возвышаться над серпом и молотом. Мельникова значительно укрепили несущий каркас композиции, все части скульптуры были очищены и обработаны антикоррозийными составами. Вере Игнатьевне самой тоже стало понятно, что ее решение — лучшее.

Если убрать шарф, то будет нарушена пропорциональность монумента: он объемный, по длине ровно такой же, как и по высоте. Что по-своему тоже символично. Между планками располагались стальные спицы, которые при ослабленных зажимах могли свободно скользить между планками. Вторым этапом реконструкции стала очистка.

Но директор завода С. Тамбовцев, чтобы обезопасить себя, написал донос в правительство. Формальным поводом снять «одежду» назвали возросшую нагрузку на конструкцию из-за увеличения парусности4647. Его погрузили на платформы поезда из 29 вагонов. Но все же что-то в стиле намеченной композиции и особенно это диагональное построение, связывающее группу только с вертикальным взлетом фасадного пилона, но не развивающее динамику всего павильона, развернутого по стремительным горизонталям, не нравилось Мухиной.

Победу одержал проект Веры Мухина, в котором главные фигуры застыли в уверенном движении не только вперед, но и вверх — как и положено настоящим советским символам (помните, как в известной советской песне: «все выше и выше и выше»). А на площадке вокруг будет организована торгово-развлекательная зона. Горького. А. Стригалев утверждает, что Иофан лишь «решительно обратился к тому, что «носилось в воздухе», — именно в этом состояла сила и убедительность его замысла». Секретарь Иофана И. Ю. Эйгель утверждал, что на создание «Рабочего и колхозницы» Иофана натолкнула идея античной статуи «Тираноборцы» изображающей Крития и Несиота, стоящих рядом с мечами в руках. Сейчас слова директора восприняли бы как бред сумасшедшего, но тогда любая несусветная чушь воспринималась вполне серьёзно.

При составлении чертежа «Рабочего и колхозницы» было снято 200 тысяч мерок со срезов скульптуры. За эту работу он был удостоен ордена «Ленина». В жизни озарения бывают редко. Жюри оценило придумку русских художников, вручив им Гран-при. Долгие шесть лет шла борьба за восстановление великого памятника. Сварочные машины П. Н.

Однако времени для подготовки такой модели не хватало и П. Н. Встречавшие посетителей «Рабочий и колхозница» оказывались камертоном, создававшим настроение. При этом моделью для скульптуры послужила 18-летняя Анна Ивановна Богоявленская, которую Николай Андреев и Вера Мухина случайно встретили на прогулке в парке.

В 1999 году табачный завод «Ява» заключил с Всеволодом Замковым, сыном Веры Мухиной и наследником всех авторских прав на её произведения, договор на использование изображения «Рабочего и колхозницы» в рекламной компании. После парижской выставки скульптуру перевезли обратно в Москву. Идея установить скульптуру поверх павильона принадлежит Борису Иофану. Трудно сказать, у кого из посетителей выставки «Рабочий и колхозница» не вызывали восторга. Может ли сталь гнуться на шарообразной поверхности. » Чтобы ответить на этот вопрос инженеры завода Центрального научно-исследовательского института машиностроения (ЦНИИМАШ) попробовали сделать опытный образец – голову микеланджеловского «Давида» с гипсового слепка.

Правда, Басенко и Мухина послужили моделями только для фигур. Тогда Мухиной и её помощнице З. Г. Ивановой пришлось делать гипсовые головы прямо на заводе. Увлекшись несущимся ритмом композиции, Шадр забыл об условиях конкурса.

В Москве она была восстановлена из более толстых листов стали (до 2 мм) и смонтирована на гораздо более низком постаменте перед Северным входом на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку (планировку площади и монумента выполнили архитекторы Н. Быкова и И. Таранов). И не зря — один из тросов оказался подпиленным. Самой большой мечтой В. И.

После утверждения эскиза начался настоящий аврал. Взысканные средства планировалось перевести в фонд реставрации скульптуры. Этот «шарф» был настолько необходим, что без него разваливалась вся композиция и связь статуи со зданием», – говорила Мухина. Профессор П. Н. Жертвы переезда. «Обычно, проектируя, я делаю много вариантов, – рассказывал Борис Михайлович.

Таковы ее памятники М. Горькому и П. Чайковскому. Памятник Горькому до сих пор стоит в Сочи на улице Горького. Ошибка в 1-2 миллиметра вела к крупным искажениям.

Идея родилась в одночасье, но над разработкой проекта пришлось думать долго. за скульптурой был установлен Монреальский павильон, со 2-й пол. Статуя становится неотрывной от ее основания. Мы видим их и сейчас, когда пересматриваем киноленты «Мосфильма» – киностудия и сейчас использует изображение знаменитой скульптуры «Рабочий и колхозница» в качестве товарного знака. Правительство Москвы выделило бюджет в 35млн рублей на демонтаж, при этом для соблюдения техники безопасности только на строительные леса требовалось 5 млн долларов США (около 140млн рублей). Студия была на заводе газовых аппаратов, платили по три рубля в день. Облицевав боковые фасады не газганским мрамором, а составом симентолита — патентованной штукатурки с примесью натуральной каменной крошки — и запроектировав главный вертикальный объем без окон, расчлененный лишь вертикальными тягами, Иофан еще более подчеркнул «служебность» этой центральной части.

На белгородском «Энергомаше» заканчивается изготовление каркаса. На пачке художник Андрей Тараканов изобразил карту Средиземноморья и Европы. На поверхности за 70 лет скопились не только продукты коррозии. В апреле на строительство немецкого павильона приезжал министр экономики Я. Шахт. Андреев (1873—1932) и В. И.

«Ее все время просили отказаться от этого шарфа. После этого некая московская юридическая фирма предложила Замкову выступить представителем его интересов и подать в суд на ряд коммерческих компаний, среди которых киностудия «Мосфильм», швейная фабрика «Монолит», Лианозовский ликёроводочный завод и другие, за использование изображения «Рабочего и колхозницы» в качестве товарной марки. Вот тут возникла проблема: требовалось точно сохранить все цветовые оттенки скульптуры. В 2003 году монумент был разобран на 40 фрагментов.

Через два месяца состоялся показ. Она выкладывала картины из соломы, некоторые из них выставлялись в музее г. Алексина. Были моменты, когда они чувствовали возможности стали тоньше и смелее нас». Только камеры, в которую могли бы поместиться огромные части монумента, в мире ещё не построили (может, где-то и построили, но нам не говорят). В. И.

Был объявлен конкурс на проект статуи «Рабочий и колхозница», в котором победила В. И. Вперед и вверх – так символически воспринималось развитие молодого Советского государства. Как Музей скульптуры Ватикана или галерея Уфицци во Флоренции».

Однако строительство прервала Великая Отечественная война. Затем скульптуру ждало несколько десятилетий относительно спокойной жизни у Северного входа ВСХВ (ВДНХ), но в начале 2000-х годов стало ясно, что она нуждается в основательной реставрации. Интересно, что прообразом мухинской героини стала 18-летняя Анна Ивановна Богоявленская. В экспозиции имеются любимые не одним поколением детей иллюстрации Н. Радлова к книге «Рассказы в картинках». Этот период истории скульптуры исследователи характеризуют как «вырождение символа»— нарушенные пропорции при установке на низком пилоне лишили монумент его выразительной устремлённости ввысь, совпадая с перерождением политического строя.

Чтобы привлечь внимание к проблеме, группа художников под руководством И. Ортеговой и представители текстильного холдинга «Монолит» во главе с пиар-директором Игорем Поповичем провели необычную акцию: нарядили «Рабочего и колхозницу» в красный сарафан и синий комбинезон 560-го размера и задрапировали в шарф цветов российского флага, а у подножия организовали митинг и концерт. Снова было не до того. Павильон СССР получил восторженные отзывы, а скульптура «Рабочий и колхозница» была признана символом триумфа советского искусства, французская пресса окрестила её «величайшим произведением ХХ века» и воплощением идеи «освобождённого труда»25. Художнику недостаточно иметь талант и чувство, нужно знать законы своего ремесла. Я хочу сделать этот маяк в виде водолаза, вышиной в восемьдесят метров». Этот период истории скульптуры исследователи характеризуют как «вырождение символа»— нарушенные пропорции при установке на низком пилоне лишили монумент его выразительной устремлённости ввысь, совпадая с перерождением политического строя.

Нужно было придумать что-то другое. Для их растворения НПО «Технобиор» разработал крайне токсичный и текучий состав, который позволил полностью очистить поверхность. Они-то и заступились за арестованного доктора. Мухина и Иофан несколько десятилетий пытались добиться переноса монумента или установки на пьедестал оригинального проекта44. Мухину не пустили на демонтаж из-за того, что в Париже она отказалась жить вместе с правительственной делегацией, а остановилась в доме «невозвращенки» Александры Экстер6. Руководителем коллектива реставраторов стал скульптор Вадим Церковников. Для пробы он изготовил из инновационного материала голову «Давида» Микеланджело.

Скульптура «Рабочий и колхозница» вполне закономерно получила большую золотую медаль Гран-при. Валентина Ивановна призналась, что, по мнению художника, воплощала «все физические и нравственные качества идеальной советской женщины». Упаковали все в ящики, обложили войлоком.

А потом начались «лихие девяностые», не до статуй было, если только вопрос не стоял об их низвержении. Богоявленская прожила долгую, сложную жизнь. Никто и не возражал – все были согласны, только денег не давали. Она величественно встает между колесом обозрения ВДНХ и монументом «Покорителям космоса» в парке космонавтов. На вершине шара стоял Чкалов, поднимая над головой меч. для советского павильона Всемирной выставки (1937 г) в Париже.

Впрочем, кто знает, где провести границу между красивым и безобразным. Истоки возникновения шедевра монументальной архитектуры отсылают нас в эпоху античности. Раскрытая широкая ладонь мужской руки символизировала власть рабочего народа над государством и рождала ассоциации с памятниками Петру I и Минину и Пожарскому, где также символический жест «указывал на судьбы России»20. Видимо, в этом отношении мы навсегда останемся неисправимы.

Проект возглавил скульптор Вадим Церковников изготовлением материалов занимались ЦНИИ стальных конструкций имени Владимира Кучеренко, отлив и монтаж были проведены на белгородском заводе «Энергомаш»49. Огромный, величественный и кажущийся таким прочным монумент проржавел насквозь. Специальный препарат отечественного НПО «Технобиор» прекрасно справился с возникшей проблемой. Окончательно реставрация была завершена только в ноябре 2009 года.

А в этом случае идея пришла сразу и не изменилась. Самый представительный член комиссии – В. М. То есть ни растрава, ни уноса металла не происходит. На фоне общей неразберихи возникли споры о материале скульптуры. Его клиентами были Ворошилов, Молотов, Каганович, «буревестник революции» Максим Горький. Первоначально предполагалось сделать скульптуру из дюралюминия, однако профессор П. Н.

Он пользовался безграничным доверием Гитлера, его даже называли «личным архитектором фюрера». Сохранились ее личные рисунки к двум последним вариантам. Вскоре стало известно, что скульптура будут изготавливать из нержавеющей стали. Они высоко вздымают эмблему Страны Советов — серп и молот». Методы «неразрушающего контроля» – оценки запаса прочности металла без внедрения в его структуру – существуют давно. Все это понимали и с небольшими доработками эскиз был окончательно утвержден.

И в дальнейшем, сооружая павильон для нью-йоркской Всемирной выставки, где он повторил ту же основную схему — скульптура, увенчивающая центральный пилон, — зодчий выбрал для осуществления наименее интересный и почти полностью повторяющий его эскиз проект статуи «Рабочий» В. А. Территория выставки тянулась вдоль Сены. м, три зала отводились для временных выставок. В. А. Кучеренко. Памятник осуществлен не был и я решил воплотить его идею в павильоне.

Северный вход утратил статус главного, в 1970-е гг. Мухина превосходно чувствовала форму. Но созданные ею образы были глубоко жизненны, полны смысла, гуманистичны.

Когда сварщики падали с ног, Мухина и её две помощницы сами принимались варить. Казалось, еще минута и серп с молотом понесутся в звездное пространство, на Луну, в Галактику. Впрочем, только влезть было мало: по небольшой детали, внутри которой они оказывались, надо было представить себе объем в целом, да еще негативно, от обратного «мозги наизнанку приходилось выворачивать». 1 мая 1937 года она сияла на солнце в небе Парижа. Любители советского кинематографа хорошо знакомы с этой парой.

Ее проект одобрили, с условием «одеть» фигуры изначально задуманные обнаженными. Без повреждений до Москвы доехали только головы и мужская рука статуи. Да и бог с ней, чем бы она там не занималась. «Большую часть скульптурных объемов пустить по воздуху, летящими по горизонтали», – такое решение не имело прецедентов и, быть может, было самой большой творческой находкой художницы. После этого детали обработали антикоррозийной пастой, созданной ВИАМ специально для реставрации «Рабочего и колхозницы».

Она многократно направляла в правительство письма с соответствующей просьбой, однако повлиять на решение не смогла. Нижняя часть, доступная для осмотра и профилактики, – из углеродистых сталей. Без них в такой короткий срок она бы не справилась. Это вызвало необходимость в специфических инженерных конструкциях (кстати, сегодня павильон-постамент «Рабочий и колхозница» также находится рядом с транспортным тоннелем на проспекте Мира).

Не стекает, не капает, не расползается. Все же для окончательного просмотра она сделала три варианта и опять начала ждать. Зеленская, вновь обратились в правительство с предложением о переносе статуи. В итоге выбрали другое место— перед главным входом на ВСХВ. Кажется, что будто эта мощная женщина буквально сварена из геометрических деталей: её крупные ноги, напоминающие параллелепипеды, цилиндрическая юбка, конусообразный платок – соединенные вместе отдельно отлитые части. После этого Вера Игнатьевна немного успокоилась.

Таким образом, работа по созданию огромного монумента велась по созданной Мухиной полутораметровой гипсовой модели. Еще одним большим увлечением Мухиной было стекло. Этот плохо скрытый намек был хорошо понятен, а острота состязания идеологий была очевидной для всех: Шпеер против Иофана и Мухиной орел против серпа и молота брутальный классицизм против красного конструктивизма. Наносить её можно губкой, щёткой – как угодно, на конечный результат это не влияет.

Бориса Иофана всегда привлекали «крупные формы» именно он проектировал так и не построенный Дворец Советов, который должна была венчать стометровая статуя Ленина. Вот бегущая обнаженная фигура, в руках у нее что-то вроде олимпийского факела. В 1931 г. она работала телефонисткой в НКВД и полностью соответствовала определению «комсомолка, спортсменка, красавица». Мухиной это нужно было тоже для создания горизонтали: такой длиннющий павильон и рабочего с колхозницей нужно было как-то связать», – рассказывает Аредов. Для большей убедительности своего «сигнала» он написал, что, по отзывам специалистов, в отдельных местах стальной оболочки каркаса якобы возникает профиль «врага народа» Л. Д. Напомним, к тому времени Гитлер уже около четырех лет находится у власти. Эти головы мы пролепили, отлили в гипсе.

Однако в последнее время появились утверждения, что «плакатный» жест руки с некой эмблемой, даже образы юноши и девушки с молотом и серпом, — все это уже было многократно обыграно в советском искусстве. Мощные прожекторы осветили статую, Сталин осмотрел её и, ничего не сказав, уехал. Мухина работала над эскизом недолго, но весьма напряженно. В ходе реконструкции специалисты ЦНИИПСК им.

Видимо, каждый из этих проектов был по-своему прекрасен и достоин восхищения. В большой статуе больше работы и по обкладке и по формовке. Основной каркас монумента был изготовлен на заводе «Стальмост», а детали внешней оболочки— на опытном заводе Института машиностроения и металлообработки под руководством профессора Петра Николаевича Львова.

Правда, планируется сделать его повыше и разместить в нём киноконцертный зал— ведь скульптура является эмблемой киностудии «Мосфильм». «Приютить» скульптуру также хотели Манежная площадь, стрелка Болотного острова, Воробьевы горы – вариантов было много, но в итоге было решено установить скульптуру перед Главным входом (ныне Северным) на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку, которая проходила в Москве в 1939 году. Паста не содержит вредных для человека веществ и соответственно их не выделяет. Рассмотрены проблемы создания и реконструкции известной скульптурной группы В. И. Иначе он будет, говоря словами Родена, похож на поэта в стране, языка которой он не знает. Львов, скульпторы З. Г.

«Модель была установлена внутри деревянной рамы-обвязки. Мухиной было поставить «Рабочего и колхозницу» над Москвой, на Ленинских горах. Вот таким образом будущая композиция сразу же представлялась как двухфигурная».

Осенью 2003 г. «Рабочий и колхозница» были разобраны для проведения ремонтных и реставрационных работ. Да и голуби над монументом часто летали и даже внутри жили. Конечно, павильон вместе со скульптурой в Париж не полетел, а поехал. «Передвижники нужны нам для возврата к реалистическому ощущению, – размышляет она.

Его сотрудники с ним согласны. И Иофан и Мухина до конца жизни писали и ратовали, чтобы скульптуру переставили на постамент должной высоты, но их воля так и не была исполнена. При этом нарушений закона в ней не обнаружили. Французам так полюбилась советская скульптура, что они стали собирать средства для выкупа. А вот остальные этажи пока используются нерачительно под случайные экспонаты и маленькие временные выставки.

«Разорвал черную чугунную тогу полярной тайны и – как ледяной обелиск – поднял хрустальный меч высоко над всем миром», – объяснял скульптор. По словам Иофана, «победа в Октябре 1917 года— это победа союза рабочих и крестьян. Специально для «Рабочего и колхозницы» сделали тонну пасты. Я видел, как они втроем работали на заводе, это триединство было удивительно».

Была еще одна причина амбициозного решения внешнего оформления павильона. Стальной лист накладывали на гипс. Эту технологию, а не распространённую тогда методику соединения заклёпками, решено было применить и для сборки «Рабочего и колхозницы»2526. В начале 1936 г. в одной из журнальных статей под названием «Я хочу показать в моих работах нового человека» В. И. Мухина начала с набросков композиционных вариантов скульптуры. Древнегреческие скульпторы Критий и Несиот изобразили Гармодия и Аристогитона, стоящих рядом с мечами в поднятых к небу руках14.

При этом нарушений закона в ней не обнаружили. В Париже для сборки статуи был установлен специальный кран. «Рабочий и колхозница» пленяли чувством меры, пластикой, умением показать красоту и гармонию человеческого тела. И в этой обстановке неожиданно для всех в марте 1998 г. скульптура В. И. Идея увенчания советского павильона Всемирной парижской выставки парной cтатуей «Рабочий и колхозница», выполненной из металла, принадлежит архитектору Б. М. Потом доски увеличивали, сращивали в единое целое – в «корыта», в негативном порядке воспроизводившие части скульптуры.

Он нужен был ей для создания необходимой горизонтали. К 1998 году состояние «Рабочего и колхозницы» оценивалось как критическое. Говорят, что именно он стал прототипом профессора Преображенского из повести Михаила Булгакова «Собачье сердце».

Образы для воплощения этой идеи ей придумывать не пришлось – они встречались ей постоянно. Тамбовцев утверждал, что моделью для головы рабочего послужил не кто-нибудь, а «самый главный враг народа» Лев Троцкий (. ), мало того, его профиль скульпторы завуалированно поместили в складки юбки колхозницы (. Предметами ее поисков служили драпировки и положение свободных рук рабочего и колхозницы. Он совсем оторвался не только от наброска иофановской группы, но, кажется, забыл и о самом павильоне, о необходимости синтеза скульптуры и архитектуры. Разработка получила приз на международной выставке в Брюсселе.

Масса всего монумента достигла двухсот тонн. Когда скульптура прибыла в Париж, там во время монтажа скульптуры их приварили обратно. Ее могли поставить на площадке перед Рыбинской ГЭС – на место, где сейчас установлена скульптура «Мать-Волга». Безобразного. Поверх неё был нанесён дополнительный защитный состав50. Речная вода и айсберг из зеленого стекла будут красиво дополнять друг друга.

Шадра еще до сих пор до конца не оценили». И ветераны и молодёжь «пахали», как на стройке Днепрогэса. Стрелецкий назвал конструкцию «экзотической». Через несколько дней началась разборка скульптуры, чистка и обдувание песком. Иофана.

Вот таким образом было найдено иное решение— испорченные деревянные заготовки для голов наполнили глиной, после чего верхний слой сняли и полученные «болванки» пролепили сталью. И все же из-за недостатка времени сделать детальные чертежи всех блоков оболочки было невозможно. На самом деле всё было наоборот. С годами замысел менялся, зрел.

Вся скульптура схематично была поделена на 59 сегментов, все размеры увеличили в 15 раз. Они высоко вздымают эмблему Страны Советов — серп и молот». А произведения В. Андреева и Манизера не выдерживали сравнения с ее проектом. Аврал – с утра до ночи.

Сегодня трудно представить себе Москву без известной на весь мир скульптурной группы «Рабочий и колхозница» — главного произведения В. И. Девушка на тот момент работала телефонисткой в НКВД и выглядела как воплощённая «спортсменка, комсомолка, красавица». После удачи группы «Рабочий и колхозница» Вера Игнатьевна решила использовать для «Эпроновца» нержавеющую сталь, сделать фигуру не станковой или декоративной, а монументальной. Теперь вектор развития творчества направлен от общего к частному.

Нам дали, узнала она, площадку над автомобильным тоннелем, обсаженным по краям платанами. Высота ее до конца серпа — 23, 5 метра, длина руки рабочего — 8, 5 метра, высота его головы — более 2 метров, общий вес статуи — почти 75 тонн. Но не только античное наследие служило подпиткой для творчества Веры Мухиной.

Согласно сохранившимся документам из архива «Мосфильма», в 1951-м Мухина получила 20 тыс. Иофану. Вторым прообразом стала «Ника Самофракийская», архитектор назвал её воплощением «триумфа семнадцатого года, крылатой победы, которую должен был отразить советский павильон в Париже»15. Эта работа была прервана в самом начале: деньги, отпущенные на возведение моста, были перерасходованы и строители решили отказаться от скульптуры.

Он внимательно осмотрел все работы, но остановился на проекте Мухиной. После довольно резкого обсуждения Молотов сказал: «Ну, поверим автору», — и была принята средняя модель с более легким шарфом. В 1987 году был объявлен еще один конкурс на подыскание места для прославленной группы. Модель в 1/15 делалась дома, в комнате-мастерской Веры Игнатьевны, в которой, несмотря на высоту потолков (около 6 м), не было верхнего света и она очень боялась за неучтенные ракурсы и эффекты освещения. Главное – воссоздание монумента началось.

- Докажете от противного. Единственным претендентом и победителем торгов стала компания «СК Стратегия»— дочернее предприятие компании «Интеко» Елены Батуриной, супруги действовавшего мэра Москвы Юрия Лужкова. А «колхозницей» была работница московского «Метростроя» по фамилии Мухина. В 1975 году с тем же предложением обратился в правительство президиум Академии художеств. Немного о самом Музейно-выставочном центре Рабочий и колхозница.

Скульптуру решено было делать в стали и Мухиной пришлось поволноваться. Сложности возникли и с изготовлением шарфа— тридцатиметровое развевающееся «полотнище» весило около пяти тонн и должно было надёжно удерживаться в горизонтальном положении без внешней опоры. Шестиметровая же модель потребовала бы для своего создания более двух месяцев. В первом случае я изготовляю каркас на 4-5 пудов, во втором – на 4 тонны глины. Кстати, без малейшей патетики. Рассчитывали каркас заново (поскольку прежняя документация не сохранилась) специалисты ЦНИИ строительных металлоконструкций им.

Они высоко вздымают эмблему страны Советов— серп и молот». Но я похоже получилась. Пора было подумать и о характерах фигур, хотя в эскизе они могли быть намечены без портретной определенности, в самых общих типических чертах. Львов — видный специалист по металлу и способам его конструктивного использования — убедил архитектора применить нержавеющую хромоникелевую сталь, соединяемую не с помощью заклепок (как это было сделано в Америке), а путем сварки.

Львов предложил соорудить статую методом 15-кратного увеличения. Этот состав, кстати, получил награду международной Брюссельской выставки. Их участие в создании композиции было не только постоянно, оно было необходимо. Н. П. Мельникова. Говорят, что зрители сочли это зрелище нелепым, а монументу «Рабочий и колхозница» – не раз аплодировали.

Это искусство народной радости. На обработку деталей скульптуры потребовалась тонна пасты. Постоянную экспозицию комплекса демонтировали, планируется её «переосмысление» в рамках будущего музея ВДНХ. Единственным претендентом и победителем торгов стала компания «СК Стратегия»— дочернее предприятие компании «Интеко» Елены Батуриной, супруги действовавшего мэра Москвы Юрия Лужкова.

Когда все было закончено, уточнились габариты статуи. рублей гонорара за гипсовую модель «Рабочего и колхозницы» и ещё 7500 рублей за передачу прав на использование её изображения в заставке фильма. С инженерной точки зрения самым трудным элементом композиции стал развевающийся шарф. В 1947 году изображение «Рабочего и колхозницы» появилось в титрах картины Григория Александрова «Весна», а с 1948-го скульптура стала официальным символом киностудии «Мосфильм». А строят его и собирают сейчас на заводе «Энергомаш» в Белгороде, одном из лучших и наиболее современно оснащённых предприятий отрасли, успешно пережившем потрясения экономических реформ и кризисов.

Торжественное открытие выставки состоялось 25 мая 1937 года34. Вот и костюм водолаза надо понять и вылепить так, чтобы не пугала ни его массивность, ни ширина горловины, ни грузило на груди. Для летательных аппаратов оттенки никакого значения не имеют, но тут дело другое. Антонов резко возражал против шарфа.

Разработка получила приз на международной выставке в Брюсселе. А с 1947 года киностудия «Мосфильм» стала использовать в своих заставках знаменитую скульптуру «Рабочий и колхозница», тем самым утвердив как эмблему советской страны. Есть несколько версий, с кого скульпторы списали образ. Тамбовцев даже написал, что в отдельных ракурсах каркаса можно увидеть профиль «врага народа» Льва Троцкого3. Условия, в которых они находились, воссоздание портретного сходства. В виде пробы была «выбита» голова известной скульптуры «Давид» Микеланджело и этот эксперимент оказался очень удачным, хотя, как замечает Иофан, все скульпторы поначалу отнеслись к стали скептически.

О том, что такое жестокость тиранов, Вера Игнатьевна знала не понаслышке.