Мунк Автопортрет

Картина Эдварда Мунка Автопортрет в аду: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.

В 1892 году Мунк предпринимает (в казино Монте-Карло) попытку зафиксировать игроманию и в визуальных образах и в словах6. Зрители воспринимают полотно как набросок к картине, а не как законченную работу. Длительная болезнь Софи их особенно сблизила. Осенью он едет в Париж. Эта тема отражена в многочисленных сохранившихся эскизах художника.

Пускай у Мунка не та степень тонкой проработанности лица, эмоции, духовные борения картина передает отлично: разворот шеи, плотно сомкнутые губы, всматривающийся взгляд – можно подумать, что изображенный пытается прочитать мысли собеседника. Мировоззрение Мунка формировалось под воздействием творчества X. X. Был судовым врачом.

  1. То, что время пощадило, то, что память сберегла
  2. Эдвард Мунк «Автопортрет с рукой у щеки»
  3. Описание картины Эдварда Мунка «Автопортрет с зажженной сигаретой»
  4. Эдвард Мунк – норвежский художник
  5. Описание картины «Автопортрет под женской маской»

В комнате за спиной старого художника – его работы, они озаряются золотым светом. Весь «фриз» может считаться программным для Мунка. Как пишет один из главных исследователей творчества Мунка Арне Эггум, тупые критики были картиной недовольны и называли ее «выкидышем» и «тушеной рыбой в соусе из лобстеров». 23 января 1944 г. Эдвард Мунк скончался от паралича сердца. В первый период пребывания во Франции Мунк написал благородный и аскетичный портрет своей сестры Ингер, а также основной образ «Поцелуя» и мрачноватый «Вечер на улице Карла Юхана» – пожалуй, вторую свою работу, в которой вполне четко проявляется сдвиг от реализма к символизму: «Символизм – это природа, вылепленная состоянием души» 5.

Графика Мунка не обособлялась в отдельную, независимую сферу его творчества. Мунк решительно отказался от приглашения участвовать в «почетном совете искусства» и от празднования своего 80-летнего юбилея. Брат Андреас скончался от пневмонии в возрасте 30 лет. «Преступление и наказание» было для него источником вдохновения еще с конца 1880-х годов Мунк неоднократно упоминал о своем неослабевающем интересе к «Братьям Карамазовым» самые глубинные струны, однако, затронул в нем князь Мышкин («Идиот»).

Графика Мунка поражает разнообразием техники. Случайно появившиеся подтеки, например следы птичьего помета, становились частью картины – как в «Ножной ванне» (1912 – 1913). Из-за сокращения первоначального названия «Крик природы» до «Крика», многие полагают, что кричит существо на картине, в действительности-это изображение реакции на дикий шум издаваемый природой.

Мунк, обладавший тонким даром психолога, был большим мастером этого жанра. Одобрение и поддержку Мунк получил и у художников, собирающихся в берлинском кафе «У чёрного поросёнка». Эдвард Мунк стал завсегдатаем собраний (нередко с обильными алкогольными возлияниями), так называемой «Богемы Кристиании», содружества философов, писателей, музыкантов, художников, существовавшего до смерти главного его вдохновителя – писателя-анархиста Ханса Егера. «Между часами и кроватью» – не единственный автопортрет, который будет представлен на выставке в SFMOMA. Со многими из портретируемых он был связан узами творческой дружбы. Художник писал преимущественно северную природу, запечатлев ее неповторимое своеобразие.

В мае 2012г аукционный дом Sotheby, s продал на торгах, которые длились всего 12минут, один из четырёх вариантов картины «Крик». Подобно любому Манифесту, «Крик» наиболее уязвим перед атаками массовой культуры. В частности, он говорит о прогулке с друзьями, о впечатлении от захода солнца: «вдруг небо стало кровавым это была кровь и языки пламени, вырывающиеся над сине-черным фьордом и городом мои друзья отошли я стоял, дрожа от страха я нутром слышал бесконечный крик природы». В этом творческом окружении Мунк развил собственную линию экспрессивного символизма и написал ставшие впоследствии знаменитыми картины: «Голос», «Звёздная ночь», «Женщина», «Тревога», «Вампир» и классическую версию «Крика». Литография некоторыми деталями отличается от вариантамаслом.

  • Описание картины Эдварда Мунка «Автопортрет с бутылкой вина»
  • Художник Эдвард Мунк: произведения, биография
  • Как смотреть картины Эдварда Мунка
  • Экзистенциальный ужас Эдварда Мунка
  • Эдвард Мунк на службе поп-культур

Пластический язык Мунка приобретает крайнюю напряженность. Предпринятое в книге исследование глубин человеческой психологии сразу привлекло внимание Мунка: «Некоторые страницы представляют собой самостоятельные произведения искусства», – напишет он в письме к другу4. В 1889г Мунк организовал в Христиании (Осло) свою первую персональную выставку, результаты которой и огорчили и порадовали: критики приняли работы Мунка в штыки, но беспощадная критика привлекла к ним внимание европейских мастеров авангарда. До этого «Крик» похищали из Национальной картинной галереи, а после – из отеля «Континенталь».

Мунк сказал однажды: «Все, что я сделал позже, обязано своим рождением этой картине». Оригинальный Крик существует в четырёх вариантах. Большинство картин Мунка 1890-1910-х гг. При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление— прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки»22 Критики были возмущены выставленным результатом— в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом. Я почувствовал, как природу словно пронзил мощный, бесконечный крик».

Пластический язык обретает исключительную силу. Творческий дар художника ярко проявился и в таком виде искусства, как монументальная живопись. В это время художник обратился к жанру портрета. Теме медленного угасания жизни посвящена целая сюита полотен и гравюр «Больная девочка», в которых конкретный сюжет как бы становится воплощением различных душевных состояний: просветленности, грусти, боли, безысходности. Важным для Мунка оказался 1889 г. В этом году состоялась его первая персональная выставка в Христиании (Осло). Через него я стремился к свету и чувствовал, что могу принести свет другим». Несколько искусственный оптимизм приходит на смену тоске и разочарованности.

  1. 8 классических картин с курильщиками, пока Минздрав их не запретил
  2. Эдвард Мунк: «Я услышал ужасающий, нескончаемый крик природы»
  3. Картина Автопортрет в аду Эдварда Мунка
  4. Национальный музей Норвегии оцифровал 30 000 экспонатов
  5. Эдвард Мунк – парадоксальный художник
  6. Эдвард Мунк – "Автопортрет с сигаретой"

В молодости он много путешествовал. Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь»24, художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк. Неподатливость и жесткость материала создают особую, дополнительную напряженность образа. Полностью исчезает индивидуальная характеристика персонажей. Лицо человека — застывшая безликая маска. В цветной ксилографии «Лунный свет» 1901 г. лицо женщины, окутанное таинственностью, выхвачено мягким сиянием лунного света.

Нацисты не осмелились подвергать прямым преследованиям известного художника. Вооруженные похитители ворвались в залы средь бела дня и на глазах у всех унесли картины.

долларов, уплаченная весной 2012 года за пастельную версию этой картины. Мунк не захотел сотрудничать ни с захватчиками, ни с их приспешниками квислинговцами, отказался войти в «почетный совет искусства». Отсюда многочисленные повторения одного сюжета, цикличность работ мастера. Полотна на подобный сюжет были очень популярны среди реалистов (натуралистов) XIX века. Новые черты заметны уже в картине «Метаболизм» 1899 г., в которой на фоне пейзажа изображены примиренные мужчина и женщина.

  1. ЭДВАРД МУНК (Компиляция из разных источников)
  2. Все Картины Эдварда Мунка по алфавиту
  3. Биография и произведения Эдварда Мунка
  4. Отношения с женщинами и болезнь Эдварда Мунка
  5. Последние годы жизни Эдварда Мунка

М., 2007. Норвежский художник Эдвард Мунк (1863-1944) – известный, в основном, засчет его картины «Крик» (1893) – был ключевой фигурой в движении экспрессионистов, в котором подчеркивается примат субъективных переживаний над природным миром. Преступников тоже.

В то же время эта манифестация экзистенции, желание «докричаться до сердец людей» оказались хорошими поводами удовлетворить авторские амбиции ставшего знаменитым Мунка. – Ибсен и Достоевский: полагаю, они были важнее всех». Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн)31. Выглядит она очень хрупкой и ранимой. Здесь же Мунк познакомился с польским писателем С. Пшибышевским, жена которого позировала для многих известных картин Мунка, в том числе и для «Вампира». Вдоль нижней границы полотна протянулась темная полоса изображающая, по-видимому, поваленное бревно в нижнем левом углу, возле фигуры мужчины, она «перетекает» в более светлую вертикальную полосу, которую Ульрих Бишофф трактует как столб дыма: «бревно, кажется, уже обратилось в пепел, хотя его присутствие, безусловно, выходит за рамки буквальной связи с названием картины».

В том же 1885 году у Мунка завязался болезненный роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом). В «Автопортрете» 1905 г. исполненном уверенной кистью мастера, художник подчеркивает большое портретное сходство. В 1902году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой42. Образ ужаса с этой картины Мунк совершенствовал до конца своей жизни в серии схожих работ. В него вошло около трехсот листов.

  1. 8 уникальных русских храмов, которые еще можно успеть увидеть
  2. Таинственный мир образов, чувств и переживаний Эдварда Мунка
  3. А: ресурс демфологзац мистецтва
  4. Художня лрика фантасмагорй рини Нефьодово
  5. Гвдо Морпурго: «Архтектура ма особливу властивсть – вона не потребу перекладу»
  6. Детство и юность норвежского художника
  7. Самые известные картины Эдварда Мунка с названиями
  8. Пытки, сосисочки и капустка: Как живут бывшие немецкие колонисты в Чили

Тогда картины Мунка все больше были сосредоточены на изображении таких эмоций, как тревога, одиночество и экзистенциональный страх, возможно, самый яркий пример – его самая знаменитая картина «Крик». Одним из важнейших видов его творчества стала гравюра. В них запечатлен духовный путь мастера.

Мунк создает здесь героический образ норвежского пейзажа. Это время зрелости, пора успеха и обретения самого себя. «Для меня его «Мадонна» есть само воплощение его искусства, – комментировал Обстфелдер. Его поза, напоминающая о другой, более ранней работе Мунка («Меланхолия», 1892) выражает подавленность или отчаяние. Преобразующая сила света, наделяющего окружающий мир таинственностью и призрачностью, его способность воздействовать на состояние души человека определяют содержание этого листа. Однако какой разительный контраст между ними и холстом Мунка.

  1. 0 Эдвард Мунк – парадоксальный художник
  2. Хаим Сутин: крупнейшая ретроспектива уже скоро пройдёт в Москве
  3. Метафизические прозрения: первая в России выставка Джорджо де Кирико
  4. В декабре 2017 года в Москве пройдет крупнейшая выставка Николая Рериха
  5. Выставка Дэвида Хокни в лондонской стала самой успешной за всю историю галереи
  6. В Москве проходит выставка самого дорогого современного художника Дэмьена Херста
  7. «Жалость и террор»: в Мадриде проходит выставка Пикассо, посвященная культовой «Гернике»
  8. Полуголые известные актрисы без макияжа в календаре 2017 года

Разве что заняться писанием парадных портретов, но это для тех, кого волнует не искусство, а заработок. Уже в середине 80-х гг. В прощальном «Автопортрете между часами и кроватью» художник стоит возле больших дедовских напольных часов без стрелок, словно обозначая окончательный отход от всего мирского. С деньгами в доме доктора Мунка было туго. Художник создан пять ее вариантов (последний относится к 1926 году, то есть сорок лет не отпускал его этот сюжет. ) и несколько литографий на ту же тему.

Классическая версия «Крика» также была написана в Берлине. Первая дата – 1888–1889 годы. Он не мог понять, как это отец, будучи доктором, не сумел ее спасти. Девочка сидит в излюбленной Мунком фронтальной позе, тесно сведя колени и сложив руки на них. Проект остался нереализованным. Мунк не писал портреты тех людей, которых плохо знал. В мае 1884 года его сестра Лаура записывает в своем дневнике, что она отправилась в библиотеку и принесла заболевшему брату пьесу Генрика Ибсена «Кесарь и Галилеянин» – произведение достаточно серьезное и сложное для восприятия двадцатилетнего юноши. Иным предстает облик художника в «Автопортрете с сигаретой», наделенном некоторой долей самолюбования.

Мунк не написал ни одного портрета Милли и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи»22, тогда как другие исследователи видят её образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет»23. В 1895 году он пытался разобраться в себе и перед нами попытка самоанализа. Последние годы жизни, художника связаны с мрачными событиями европейской истории. И почему искусство позволяет глубже проникнут в природу психического заболевания, в противовес медицинской науке, от которой эта природа часто ускользает.

  1. Мертвый Ленин в замкнутом черном пространстве или Какой видят современную Россию иностранцы
  2. В Лондоне проходит уникальная выставка, посвященная 100-летию революции в России
  3. 20 фотографий для новогоднего настроения
  4. Пока ты стоишь в пробках, движется в подземном тоннеле со скоростью телепортации
  5. Кирилл Челушкин: японские сказки и новая Алиса

Картина становится символом вечного возрождения жизни. Мотивы зимнего пейзажа в живописи Мунка не редки. Сегодня отреставрированный, но хранящий следы повреждения после варварского обхождения в плену у грабителей «Крик» выставлен в Музее Мунка на выставке «Пубертат». В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях46.

Безрадостным, бездушным и угнетающим представляется художнику мир. Такая требовательность и высокое мастерство художника были оценены по достоинству: «Крик» признан «иконой глобальной визуальной культуры» и стал вторым после «Джоконды» Леонардо да Винчи узнаваемым образом. Отец Эдварда Мунка — Кристиан Мунк был врачом.

  • Диснеевские мультфильмы про Рождество и Новый год: потрясающая подборка
  • Зимние пейзажи выдающихся художников
  • Тайная вечеря – ошибки Леонардо да Винчи
  • Высказывания и афоризмы о деньгах
  • 5 мест, которые стоит посетить, пока они не исчезли с лица Земли
  • Эдриан Броуди: 5 интересных фактов
  • Общееколичествопросмотровстраницы

В 1895г Мунк перевёл «Крик», «Мадонну» и «Автопортрет с рукой скелета» в литографию (способ печати, при котором краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу). Он часто писал ночные пейзажи их загадочный сумрак, северные белые ночи, превращающиеся в его полотнах в некое видение, подобное сну. Художнику было 76 лет, когда немцы оккупировали Норвегию.

Художник был госпитализирован и на этом их отношения с Туллой завершились, но его психическое благополучие было сильно подорвано. Фриз включает «Поцелуй», «Барку юности», мужчин и женщин, «Вампира», «Крик», «Мадонну». Полотно вошло в цикл «Фриз жизни». Картина «Больная девочка», впервые продемонстрированная на Осенней выставке, была встречена критиками враждебно. Рядом с ней — мать.

  1. Эдвард Мунк, норвежский художник
  2. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  3. О жизни и творчестве выдающихся художников
  4. Биография и творчество художника

Через портрет он всегда исследовал душу человека. Художник активно погружается в жизнь берлинского артистического «андеграунда», сближается с Августом Стриндбергом, Станиславом Пшибышевским и его будущей женой, Дагни Юль, которая становится для Мунка музой и— возможно— любовницей. входит в незавершенный цикл Фриз жизни.

Исключение составляют портреты Фридриха Ницше (1906), сочиненные художником после общения с сестрой известного философа». Выставка стала событием в художественной жизни Берлина.

Особую экспрессию образу придает повышенно эмоциональное звучание цвета. Мунк). В его судьбу вторглась война. Особое место в творчестве Мунка занимают 90-е гг. В 1909г Мунк вернулся в Норвегию и приобрёл усадьбу Экели недалеко от Христиании.

Одна из главных в его жизни картин «Больная девочка» вызывает скандальную реакцию. «Достоевский был важен для меня сверх всякой меры. По другой версии, такая «обработка» полотен была связана с желанием художника добиться эффекта выцветшей матовой потертой поверхности, напоминавшей фреску или пастель. В 1889 г. Мунк пишет картину «Весна». В то же время он составлен из запомнившихся Мунку в реальности мотивов. Тема человека и природы появляется в раннем творчестве Мунка.

Девиз Мунка: «Я пишу мозгом». Многим обязанный в творческом плане Винсенту ван Гогу и Полю Гогену, Мунк (1863-1944) стремился к новому, глубокому и подлинному искусству. Судя по воспоминаниям родственников, уже в этом возрасте мальчик показывал известный талант к рисованию8. «Меланхолия» стала одной из картин, в которых окончательно выкристаллизовывается характерный стиль художника: выразительные, четко очерченные контуры, упрощенные формы, сумрачное, несколько загадочное настроение.

То, что время пощадило, 
то, что память сберегла

У реалистов этот сюжет – род визуальной публицистики, пробуждение сочувствия к миру «униженных и оскорбленных». Литографии Мунка высоко ценятся: в 2010г на аукционе Bonhams раскрашенная Мунком вручную литография «Мадонна» (датирована 1895г) была продана за 1, 9млн долларов и стала, таким образом, самой дорогой литографией, когда-либо проданной на аукционе в Великобритании. Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). Мы ощущаем величие ее скал, суровую стихию холодного моря, таинственное мерцание ночного неба.

Бетси была сестрой этого мальчика и художника поразили сочувствие и нежность, с которыми она ухаживала за братом. «Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском»24 даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику25.

Мать (на 20 лет моложе мужа) скончалась от туберкулеза, когда Эдварду было пять лет. Ранние версии Мунка датируются серединой 1890-х, картина Климта – 1907/1908 годами. «Мунк представлял альтернативу традиционной школе модернизма», – приводит слова Кейтлин Хаскелл, помощника куратора отдела живописи и скульптуры SFMOMA, портал Artdaily.

Всего он провёл там более полугода. Работы были написаны между 1893 и 1910 годами. Договорившись с матерью Бетси, он пригласил ее позировать для нескольких картин. Большое место в творчестве Мунка занимают пейзажи, главным образом, скандинавские. Многие из этих картин Мунк создал в нескольких вариантах: 6версий «Больной девочки», 7версий «Девушек на мосту», десятки вариантов «Вампира», множество «Поцелуев» и 4версии «Крика» в разных техниках. Он избирает наиболее острые проявления жизни и человеческих страстей: в гравюре «Одинокие» воплощена тема отношений мужчины и женщины, где в застылых фигурах таится тревожное ожидание терзающее человека чувство становится содержанием литографии «Ревность» жажда единения, преодолевающая мучительную отчужденность и страх одиночества, звучит в гравюре «Поцелуй».

Картина «Женщины на мосту» насыщена особой экспрессией чувства, которой художник достигает при помощи напряженно звучащих, горячих красных и оранжево-желтых тонов, заливающих весь пейзаж. В нем будто вспарывается ножом «приглядная» красивая кожа, защитный покров культуры и обнажается ее тотемная анатомия, сухожилия и нервы. История этого опуса начинается в 1890-х годах. В Париже Мунк создает графические портреты нескольких знакомых поэтов, а также афиши и программки для двух постановок Ибсена в театре «Творчество» (Theatre de I39Oeuvre), а вот заказ на подготовку иллюстраций к «Цветам зла» Шарля Бодлера так и не продвинулся дальше своей начальной стадии.

Мунк ставил на них даты на десять-пятнадцать лет раньше. Ещё две версии принадлежат частным коллекционерам. Создана картина в Берлине. Учился в Кристиании (ныне Осло) в Королевской школе рисования (1881-86) и в мастерской К. Крога (1882-83).

Написанный в том же году саморазоблачительный «Автопортрет с бутылкой вина» явственно указывает на сходство Мунка с Освальдом, главным персонажем ибсеновской драмы. Несколько вариантов этой композиции показывают развитие замысла художника. Эдвард Мунк родился в 1863 году в семье военного врача Кристиана Мунка и его жены, Лауры Катрины Мунк (урождённой Бьёльстад). Один из первых представителей экспрессионизма.

В 1921-1922 гг. Мунк не случайно обращается к этому образу источнику силы, утверждающему жизнь. Сам Мунк оставил несколько эпистолярных автографов на тему о том, как «Крик» родился.

В композиции «История» изображен старец под сенью гигантского дуба — «древа жизни», рассказывающий историю своей страны. Видимо, оно не так важно. Подчас этому способствуют сами избранные мотивы. Большинство работ Мунка объединены в циклы: «Рождение любви», «Расцвет и закат любви», «Страх жизни» и «Смерть», представляющие собой размышления художника о судьбе человека и смысле бытия. 500 долларов, став самой дорогой в истории арт-рынка работой. Он ждал, когда они уйдут, чтобы спокойно продолжать работать.

Гамсун также был большим поклонником творчества Достоевского критики пытались обвинить Гамсуна в плагиате после публикации его раннего рассказа «Азарт» (1889), усматривая в нем определенные параллели с романом Достоевского «Игрок». В 1897 году Сергей Дягилев, знаменитый импресарио и «повивальная бабка» современного искусства, организовал выставку скандинавского искусства в Санкт-Петербурге. Луна завораживала его, ее образ можно встретить на многих картинах: «Лунный свет» (1895), «Танец жизни» (1899) и так далее. Когда в 1940 г. гитлеровская Германия оккупировала Норвегию, Мунку было 76 лет. Причем Мунк переводил в графику работы, первоначально возникшие в живописи.

С 1886 по 1936 год художник повторил «Больную девочку» восемь раз. В 1893 г. Мунк пишет картину «Крик», повторенную затем в нескольких версиях в живописи и графике и определившую характер творческого развития художника в 90-х гг. Мунк выполняет монументальные росписи в рабочей столовой на шоколадной фабрике «Фрейя» в Осло. В 1886 году Мунк продолжает выставлять свои работы на выставках. Слава «Крика» превзошла славу ее автора, хотя на больших международных выставках, где публика достаточно хорошо знакома с творческим наследием Мунка, подобного разрыва, по-видимому, не возникает. Одна из его ранних, созданных в возрасте 23 лет работ называется «Больная девочка».

Художник хотел показать рабочих на строительстве, труд уличных рабочих, уборщиков снега. В центре споров вокруг выставки оказалась «Женщина в экстазе» или знаменитая «Мадонна». А после прихода Гитлера к власти в Германии, вариант этой картины из Дрезденской галерее был продан с молотка по бросовой цене как образец «дегенеративного искусства».

На момент её болезни и угасания Эдварду было всего 15 лет. Фиксация внешнего сходства его не удовлетворяла. В конце 1880-1900-х гг. Изматывающий роман с Туллой их бесконечные разрывы и воссоединения, её попытки суицида и, наконец инцидент с револьвером дурно сказались на психическом состоянии Мунка: им овладели мысли о кознях, которые строят против него враги, он стал не в меру вспыльчив и подозрителен. Всякому известно, что у Паульсена много денег.

Сегодня его «Крик» превратился в один из самых известных образов – это часть народной культуры и одновременно ироническая «апроприация» постмодернизма. Разные версии «Мадонны» в настоящее время находятся вмузее Мункаи в Национальном музее искусства, архитектуры и дизайна вОсло, а также вКунстхаллевГамбурге. В 1886 году картина Мунка «Больная девочка», представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала. Мунк не только написал в 1889 году портрет Йегера, но и, вдохновленный программным требованием «ты должен описывать свою жизнь», стал вести подробные записи.

Ее звали Лаура Катрине Бьёльстад. Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки. В бегло намеченных чертах лица — усталость и горечь.

Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар. Портреты художника — исследование человеческой души. Более чем многие остальные, даже вместе взятые, – подчеркивал Мунк в письме Тиису.

Моделью для больной девочки изображенной на картине, стала 11-летняя Бетси Нильсен. носят пейзажный характер. В «Крике» была заключена целая программа, намечавшая путь вперед.

– Сюжет картины «Крик» так занимал Мунка, что он пробовал разные техники и краски, воплощая свой замысел, вот таким образом существует четыре авторских варианта картины: два написаны маслом и два – пастелью. Торжествуют линия и плоскость. Однако задуманный им «Фриз рабочих» не был осуществлен. Мунк был разным: трагичным, спокойным, тревожным. Над кроватью висит этюд обнаженной натуры в голубых тонах та же фигура изображена -дважды – на полпути вверх по склону горы в программной работе «К свету».

Полотно уподобляется пластической метафоре отчаяния и одиночества. В Музее Мунка находится один живописный Крик (украден в 2004 году, спустя два года найден с поврежденияими и только в 2008 году вновь представлен публике) и одна пастель, в Национальном Музее Норвегии находится ещё одно живописное полотно (похищено в 1994 году, но спустя несколько месяцев возвращено). Стилизация формы утрачивает отныне подчеркнутое плоскостно-орнаментальное начало. Образы больных и умирающих не раз появлялись на полотнах раннего Мунка. Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла от туберкулёза старшая сестра Софи, с которой он был очень близок, её смерть оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперёд по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке9.

Тучи пепла долго могли появляться в различных местах и окрашивать небо в разных регионах Европы. Цены на ранние картины Мунка беспрерывно росли. Энергичный рисунок подчеркивает выразительность позы и жестов. В этом видеоэссе, Эван Пусчак (также известный, как Nerdwriter) исследует историю культурного феномена сигареты, чтобы понять, как именно «Автопортрет с зажженной сигаретой» (1895 г. ) повлиял на неминуемое восстание, как в искусстве, так и в обществе.

Как и многие художники эпохи символизма, Мунк любил изображать ночь. Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны30. В 1906 г. Густав Шефлер опубликовал первый том каталога его графических работ. Все это в немалой степени способствовало европейской известности художника.

Часто художник отдает предпочтение четкой, резкой технике «сухой иглы» и жесткой обрезной гравюре на дереве. Много лет Мунк работал над монументальным полотном «К свету» или «Человеческая гора». Живое побеждает смерть.

В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. Некоторые думают, что первая часть его карьеры – это тот самый классический, лучший Мунк. По примеру белых стихов, которые писали его друзья-поэты в Христиании, Мунк сопроводил пастельный вариант картины текстом: «Я шёл с двумя друзьями вдоль дороги-солнце садилосьЯ почувствовал, как природу словно пронзил мощный, бесконечный крик».

Он никогда не прекращал оттачивать свое искусство и часто создавал новые версии своих ключевых образов в поздние годы», – отметил директор выставок и коллекций Музея Мунка Джон-Ов Стейхауг. Мунк выводит изображенную сцену за рамки частного события. Никогда не переставал чувствовать. Разразившийся скандал привел к расколу Берлинской ассоциации художников. Национальная галерея приобрела «Автопортрет с сигаретой» – ту самую работу, что породила дискуссии о психическом здоровье Мунка это не удивительно ибо на картине изображен возникающий из таинственного синего тумана аристократичный молодой человек, в изящной руке которого сигарета словно вздрагивает от сверхчувствительности и сверхчувственности. Некоторые хранятся и в российских музеях и принадлежат кругу передвижников.

Значимость всех этих обстоятельств для творчества Мунка не может считаться бесспорной, однако он действительно обращался – в частности, в 1890-х годах – к печальным воспоминаниям своего детства как в экспрессивных изображениях, так и в поэтических строках: «Болезнь, безумие и смерть были черными ангелами у моей колыбели» 1. Определенную роль в этом сыграло его знакомство с новым французским искусством. Мунк удостоился чести получить для своих работ отдельный зал.

В центре панно «Альма матер» помещена фигура женщины-матери с младенцем на руках, вокруг нее — фигуры играющих и купающихся детей. Их удалось найти только через два года. На фоне сумрачного лесного пейзажа изображены мужчина и женщина. Его живописные и графические работы достигают высокого совершенства.

Подобным мироощущением проникнут и получивший широкую известность роман «Голод», принадлежащий перу одного хорошего знакомого Мунка, писателя Кнута Гамсуна – они тесно взаимодействовали в 1890-х годах. Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал— консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников— привёл к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона3637. В письме к Мунку Дягилев просит о включении в экспозицию еще и новой версии «Больной девочки» 7. Он определен лейтмотивами его творчества: Любовь, Тоска (Страх) и Смерть. Сам пейзаж в «Крике» фантастический.

Он изучал себя с любопытством постороннего и изображал честно и без прикрас. Страстно защищал Мунка его друг поэт Сигбьёрн Обстфелдер. Это было время, когда художник преодолевает тяжелый внутренний кризис. Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». Создавая новую живописную версию «Больной девочки» по заказу норвежского коллекционера, Мунк одновременно выполнил с нее еще и литографию, ограничившись изображением головы девочки в профиль. Противопоставлением трагической гримасе его лица даны мирные фигуры двух мужчин.

Уже в 1895 г. Юлиус Мейер-Гдрефе издал девять офортов Мунка. С ними Мунк не шел ни на какие компромиссы. В совсем не парадном и сравнительно малоизвестном «Автопортрете в пальто и шляпе» все внимание привлечено к экспрессии лица. Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы «повлиять» на него.

Однако в отличие от вещей в стиле модерн «Крик» нарочито брутален, сопряжен с традиционной, архаической образностью масок, культов, ритуалов. Первый «Крик» (первоначальное название «Крик природы») был создан в 1893г и уже в этой картине отчётливо прослеживаются признаки экспрессионизма: бесформенный, обобщённый пейзаж представлен плоскостным соположением цветов, отличающихся ярко выраженным диссонансом, жёсткие волнообразные линии придают пространству чувство нестабильности, а бесполая изогнутая фигура-визуальное воплощение страха. Проверил даты: оказывается, Климт свой «Поцелуй» сделал намного позже Мунка. Там предусмотрительно заменили подлинник фотокопией. Диагональ моста и зигзаги пейзажа создают мощную динамику всей композиции.

В этот период Мунк вел затворнический образ жизни, почти не покидал Экелю, продолжая интенсивно работать. Мунк создает произведения большой жизненной правды и человечности, выражающие его трагическое ощущение жизни. Мунк работал в технике гравюры на дереве, офорта, черной и цветной литографии. К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции». В них утверждаются картины мира исполненного ясности и гармонии. Портреты Мунка строги и аскетичны, порою лиричны.

Вот таким образом случалось, что в период 1930-1940-х гг. С такой трактовкой вряд ли согласны христиане. Прошлой осенью парижский музей Помпиду организовал выставку работ Эдварда Мунка. В литографии «Смерть в комнате больного» реальные предметы, фигуры людей превращаются в контрастные пятна черного и белого, пространство комнаты едва обозначено распределением резких силуэтов застывших фигур, лица уподобляются скорбным маскам, символизирующим человеческое горе.

Подобно призракам, движутся на зрителя гуляющие горожане. ХIХ в. Одинокая человеческая фигура кажется затерянной в огромном гнетущем мире. Именно в этот период наступает пора зрелости, полностью раскрывается талант художника.

Свой творческий путь он определил как миссию душевную и духовную. Влияние импрессионизма, ощутимое в его недавних работах («Ночь в Сен-Клу», «Звездная ночь», «Весна на улице Карла Юхана»), практически не чувствуется. Так что сигарета на черепе, безусловно, покоробила бы бывших преподавателей Ван Гога. Постулируя свою оппозицию импрессионизму, Мунк говорил: «Я рисую не то, что вижу, а что увидел». В символических и монументальных образах «Фриза жизни» прослеживаются изначальные и заключительные фазы жизненного цикла, осмысливается жизнь человека как драма его души. Первым и удачным опытом стала литография с картины «Больная девочка», новую версию которой Мунк создал по заказу норвежского коллекционера.

Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»7: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада8. В 1912 году выставка «Зондербунд» в Кёльне явилась первой наиболее полной демонстрацией достижений европейского модернизма. Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло. В Германии у Мунка было много друзей. Творчество Мунка с начала 1890-х гг.

Достоевского «Преступление и наказание». Приглашение исходило от Берлинской ассоциации художников. Портреты художника – исследование человеческой души.

Но сам он оспаривает такие выводы. Мунк работал над циклом декоративных панно для актового зала университета в Осло (Христиании), приуроченным к его столетнему юбилею. «Болезнь, безумие и смерть – черные ангелы, которые стояли на страже моей колыбели и сопровождали меня всю жизнь» – писал художник. За спиной старого художника-освещённые золотым светом его работы. Портреты Мунка превосходно отражают характер человека и его внутренний мир.

В 1906 году после смерти Генрика Ибсена Мунк получил заказ на серию эскизов для постановки Максом Рейнхардтом ибсеновских «Привидений» в Немецком театре (Deutsches Theater) в Берлине. В этот период Мунк создал свою первую, теперь широко известную картину «Больная девочка», в основу которой легли воспоминания о болезни и смерти его сестры Софи. Одна из ксилографий 1902 года называется «Поцелуй» и недвусмысленно ассоциируется с композицией знаменитой картины Густава Климта. Когда выставку посетил, выразив тем самым свою симпатию и поддержку художнику, драматург Генрик Ибсен, уже обретший тогда мировую известность, это произвело глубокое впечатление на Мунка. В прощальном «Автопортрете между часами и кроватью» Мунк отдаёт дань символизму изобразив себя между часами без стрелок и кроватью, символизирующей важные моменты жизни: рождение, болезнь, любовь и смерть. Еще один заметный цикл работ Мунка – поздние автопортреты.

«Кто такой этот Дягилев, никто его не знает», – такой комментарий появился в ведущей газете Кристиании «Aftenposten» – комментарий явно скептический в отношении странного русского и его не менее странного подбора работ. В картине угадывается влияние цветовой манеры импрессионистов: высветленная палитра придаёт трагическому сюжету оттенок духовной просветлённости, озарение через страдание. С 1879 года Мунк учился в Королевской школе Дизайна Кристиании (так до 1924 года именовалась столица Норвегии, ныне – Осло). Здесь он получал заказы и продавал свои произведения. Художник, руководствуясь своим девизом: «Я пишу мозгом», выработал оригинальные методы работы: он несколько недель наблюдал за заказчиком (художник предпочитал писать портреты знакомых), видимо исследуя его душу, а затем создавал портрет всего за несколько часов. В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен.

Главным становится передача состояния, психологии, а не события. Поза расслабленнее (а для чего люди курят. ), но и во взгляде и в цветовой палитре куда больше напряжения, тревожности. Сюжет полотна был навеян постоянными воспоминаниями Мунка о смерти старшей сестры Софи.

В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании14. Позже стал военным врачом и в конце концов поселился в Осло — в Грюнерлёккене. Портреты кисти Мунка всегда строги и даже аскетичны, а порою лиричны. Композиция, строение пространства, работа с цветом позволяют сблизить «Крик» с эстетикой ар-нуво или, по-русски, модерна. «Крик» был включен в тематическую серию «Любовь», предшествовавшую циклу «Фриз жизни». «Крик» входит в цикл произведений под общим названием «Фриз жизни», о котором Мунк говорил, что это «поэма о жизни, любви и смерти».

«Djasvlene» – датское издание «Бесов» -лежало на его прикроватном столике в момент смерти. Одной из известных серий пейзажей в творчестве Мунка являются «Девушки на мосту (Белая ночь)». Под конец жизни Мунк практически перестал продавать свои работы и после смерти художника в собственность Осло перешло около 1000картин, 4400акварелей, 16000 оттисков и 6 скульптур. У Мунка этот сюжет – повод развернуться лишенной внешней патетики, оттого еще более пронзительной экзистенциальной драме, в которой герои уподоблены античным плакальщицам, а живописная среда словно выткана из мглистой субстанции индивидуальной памяти художника. После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет. По словам представителя музея, пятно в углу на картине «Крик» останется заметным.

Продажа гравюр и заказы на оформление общественных зданий (в 1910-1916гг художник выполнил большой цикл росписей в университете Осло) обеспечили Мунку безбедную старость. Ничто здесь не отвлекает внимания от главного. «Фриз жизни» Мунк выставлял в 1902г на выставке берлинского Сецессиона и в 1905г в Праге.

Некоторые исследователи У. Бишофф. Главные принципы исповедовавшиеся Егером, – бескомпромиссные честность и честь. Нанять натурщицу или натурщика не всегда просто – нужны деньги, желающих не так много и т. д.

Это были первые опыты художника. В них отсутствуют подробное описание и второстепенные детали.

Она включала и автопортрет Мунка 1895 года. Мунк стремился простым и понятным языком этих произведений рассказать о Норвегии. Мунк. Мунк много экспериментировал в цветной гравюре используя при этом смешанные техники. На смену приходит пафос утверждения жизни.

В 1890-х годах Мунк начал работу над циклом декоративных полотен «Фриз жизни», посвящённым бремени жизни с её бедами и страстями. Она хранится в Национальном музее Осло. Наступила новая полоса жизни при оккупационных властях. Как раз в эти дни Мунк написал завещание, оставив все свои работы музею в Осло.

Панно «Солнце», навеянное симфонической поэмой Рихарда Штрауса «Заратустра» находится на центральной стене актового зала. Будучи натурой мечтательной, он любил читать и выдумывать сказки. Старший из сыновей, он после смерти Софи стал вообще старшим ребенком. Михаил Врубель примкнул к кружку амбициозных эстетов на даче Саввы Мамонтова в Абрамцеве. Годом позже Амбруаз Воллар включил литографию «Страх» в первый том «Альбома живописцев-граверов».

В энергичных, волевых чертах лица таятся тревога и напряжение. Кража «Крика» и другой популярной картины Мунка, «Мадонны», как известно, была совершена среди бела дня из Музея Мунка в 2004 году.

Здесь пришла к нему слава и была издана первая книга о его творчестве. Ингер спросила, — не думают ли они, что она лжет. В Германии Мунк вошел в среду писателей и художников, объединившихся вокруг журнала «Пан», который поддерживал новые веяния в литературе и искусстве. И Мунк сделал свой выбор: он перешёл в Государственную академию искусств и художественных ремёсел, где учился у скульптора Миддльтуна, а позже-у живописца Кристиана Крога.

Болезни и смерть шли рядом с Эдвардом с раннего детства и во многом сформировали его характер: помимо склонности к туберкулёзу, семья страдала ещё и психическими заболеваниями. И в его сложении почётная роль отведена Эдварду Мунку-художнику, убеждённому, что «Не красота спасёт мир, а светлые помыслы» (Э. Помимо руки и лица, всё остальное кажется незаконченным. Его портреты превосходно отражали характер человека. Картина написана в 1886 году в Голландии. В вышедшей в 2008 году четырехтомной монографии «Эдвард Мунк: собрание работ» (автор Gerd Woll) представлено немало произведений позднего периода: портреты друзей и коллекционеров, сельские пейзажи, ню. Мунк обращался также к монументально-декоративной живописи (росписи актового зала университета в Осло, 1910-16), писал станковые произведения на темы жизни капиталистического города и лирического характера, мажорные по колориту пейзажи, создал галерею выразительных портретов, много работал в области ксилографии, офорта и литографии.

После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет. Одним из видов наказаний было так называемое лошадиное лечение (hestekur): Мунк выставлял неудавшееся, по его мнению, полотно на улицу, где лил дождь, свистел ветер и было холодно. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают»32 В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца33. После обучения в Королевской школе Искусства и Дизайна в Христиании (сейчас Осло), в этом же городе в 1883 году работы Мунка впервые выставлялись на выставке Индустрии и Искусства. В этот период Мунк пережил несколько нервных срывов, вступал под странными предлогами в ссоры со знакомыми и незнакомыми людьми наконец, в 1908 году его поместили в психиатрическую клинику в Копенгагене с душевным расстройством47.

Вот только собеседник – это сам художник в зеркале. Эдварду исполнилось тринадцать лет, когда умерла Софи. развивалось в русле складывавшегося стиля модерн (Сестра художника, 1892 Девушки на мосту, около 1901), но обнаруживает и ряд новых черт (жёсткий, вихреобразный контурный рисунок, повышенная динамика композиции, диссонирующий цвет), которые усиливают трагическое звучание образов и предвосхищают возникновение экспрессионизма (Крик, 1893, все упомянутые произведения – в Национальной галерее, Осло). Настенные росписи, выполненные Мунком для университета в Осло (тогдашней Христиании), обозначили перелом в мироощущении художника.

При посещении в Музее Мунка выставки «Пубертат» (открыта до 14 октября этого года), которая посвящена трем главным темам Мунка – Любви, Тоске и Смерти, – не поверил своим глазам. Урна с прахом художника стоит в почетной роще Спасителя в Осло, городе, которому Мунк завещал в наследство все свои работы, созданные за 60 лет творческой жизни. 22 августа 2004 года двое вооружённых преступников вынесли из Музея Мунка хранившиеся там варианты картин «Крик» и «Мадонна». Мунк не открывает себя, он сдержан, замкнут.

Дягилев выбирает из всего нового самое новое: «можно сказать, еще незавершенное», – сетует критик, повторяя нередко появлявшиеся в «Aftenposten» критические оценки работ Мунка. В следующем году, однако, он принял решение оставить колледж и стать художником— к неудовольствию отца, в глазах которого этот выбор был сомнительным и с материальной и с моральной точки зрения1112. В 1900-х гг.

Черты личности Мунка, художника и человека, ярко проступают в этих эпизодах его жизни. Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа. В сущности его картины 80-х гг. Мунк вырос в столице Норвегии – Христиании (в дальнейшем Кристиания, с 1925 года Осло).

В мае 2006 года трое обвиняемых в краже были приговорены к тюремным срокам, а в августе полиции удалось обнаружить работы. Эдвард Мунк родился 12 декабря 1863 года. Не мог понять, что не помогли такие горячие молитвы. Часто писавший в этом жанре Мунк в то же время ненавидел свою внешность. Все эти тенденции будут иметь свое продолжение впоследствии, уже в чистых пейзажах.

29-летняя Карен Бьёльстад была хорошей хозяйкой и добра к детям. Сперва была написана картина «Отчаяние» с повернувшимся в профиль человеком в котелке на первом плане и пейзажем, в точности повторяющим природу в появившемся чуть позже «Крике». Причем, эмоциональный акцент вносит образ человека, определяя настроение пейзажа. Он задуман как цикл декоративной живописи, как полотно ансамбля жизни. «Реставраторы не хотели производить никаких необратимых действий», — сообщили в музее, добавив, что в будущем, возможно, появятся методы, позволяющие вывести пятно с картины.

жил во Франции (где испытал влияние постимпрессионизма), в Германии и в Италии. В течение 1909-1916 гг. Творческая судьба Мунка, в особенности в начальном периоде, была связана с Германией.

Эдвард этому не поверил. Он издает вопль. К 150-летию со дня рождения Мунка, одного из родоначальников экспрессионизма, Норвегия выпустила почтовые марки стоимостью 20норвежских крон с изображением самой прославленной работы художника- «Крик». Позже Мунк будет утверждать, что его картина «Женщина» (1894) послужила источником вдохновения для последней пьесы Ибсена «Когда мы, мертвые, пробуждаемся». В картине «Страх» пронзительное звучание цвета рождает ощущение мучительной тревоги.

Да и Эдвард с молодости не отличался крепким здоровьем. Чаще всего художник делал автопортреты: отражение в зеркале в полный рост, либо же в анфас и профиль, держа камеру в руке, так как это часто делают сегодня при помощи мобильных телефонов. Подобно всякой программе, «фриз» не лишен качества плакатности, манифеста, что для таких тонких тем, как экзистенциальное одиночество, очень рискованно. Фотографировать Мунк начал в 1902 году, не имея никаких специальных навыков. Примером могут служить многочисленные варианты работы «К лесу», несколько различающиеся между собой, при этом их можно смело назвать не только точными и выразительными, но и необыкновенно тонкими с эстетической точки зрения.

Из-за этого многие работы – например, «Расставание» (1894) – плохо сохранились и нуждаются в реставрации. Именно он первым стал применять еловые доски, которыми увлеклись позднее экспрессионисты. Похищение «Крика» и «Мадонны» из музея Мунка в 2004 году стало одним из самых громких. Напряженная динамика пространства, решенного резкими контрастами планов извивающиеся линии фьорда и неба, необычные краски всего пейзажа, полыхающего красным цветом в картине 1894 г. «Страх», свидетельствуют о новых творческих принципах Мунка. Они свободны от излишней повествовательности. Картины природы всегда преломлены через настроение художника.

Предельное напряжение чувств, трагизм образа, ощущение крушения мира и активность живописного языка, преодолевшего иллюзорное, натуралистическое видение, — все это признаки нового, еще не родившегося искусства наступающего XX в. Пройдет несколько лет и образно-стилистические тенденции, заложенные в этой картине, продолжат художники-экспрессионисты. В распахнутое, уставленное цветами окно врывается свежий ветер. Буйство красок, динамичная фактура — приемы, в которых отчасти возрождаются импрессионистические принципы, но на иной основе. Живописные работы «Фриза жизни» («Пепел», «Звёздная ночь», «Убийца в переулке», «Автопортрет с бутылкой вина») отмечены высоким совершенством, манера и техника Мунка очень близки к постимпрессионизму динамикой, цветовыми диссонансами и нервным, жёстким рисунком. Будучи человеком с подвижной психикой, он не захотел слыть добросовестным копиистом натуры (как известно, без работы душевных сил и субъективного взгляда мастера, натура – дура).

Эта смерть сильно на него подействовала. Эта работа действительно висела над кроватью Мунка, она получила название «Кроткая» по повести Достоевского. Эдвард Мунк очень к ней привязался. Его отец, военный врач, был глубоко религиозен.

То же единение в объятиях, тот же единый контур ставших монолитом фигур. Четвёртая работа (пастель) находилась в руках норвежского миллиардера Петтера Олсена и в мае 2012 года была продана за 119 млн 922 тыс. В 1879г Эдвард Мунк поступил в Высшую техническую школу в Христиании (столица Норвегии позже была переименована в Осло). Воплощая свой замысел, Мунк преодолевал любые трудности исполнения.

«Мунк был тем художником, который никогда не переставал смотреть. Старинные немецкие городки предстают в аскетическом ритме высоких башен и островерхих фасадов домов.