Музыка Картина Матисса

В рамках этого течения написаны картины Матисса «Разговор», «Буфет или красная комната», «Танец», «Музыка», «Фрукты и бронза», «Корзина с апельсинами», «Натюрморт с голубой скатертью». «музыка» (фр. La Musique)— картина французского художника Анри Матисса, написанная им в 1910 году по заказу коллекционера живописи С. И. Щукина. 191020 декабря 1910 года картины Анри Матисса «Танец» и «Музыка» прибыли в Москву и были повешены на лестнице дома С. И. Щукина.

Юноши Матисса отдаются музыке с самозабвением творческого акта, так что тему картины и всего ансамбля можно сформулировать как взаимоотношения человека с жизнью посредством искусства. 1928картина Анри Матисса «Музыка» в результате закрытия ГМНЗИ поступает в коллекцию Государственного Эрмитажа. Всегда стремившийся к лаконичности решения, Матисс, работая над панно «Музыка», отказался от первоначального варианта с более подвижными фигурами изображением собаки, лежащей на холме и растущих в траве цветов и частично переписал картину, придав ей нынешний, обобщающий смысл. Лекция хранителя коллекции французской живописи XIX–XX веков Альберта Григорьевича Костеневича посвящена истории создания картин «Танец» и «Музыка», заказанных Анри Матиссу русским коллекционером Сергеем Ивановичем Щукиным.

Описание картины Анри Матисса «Музыка»

Другое дело, что за ощущение жизни было у художника. Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо. Знаменитые панно Музыка и Танец – последняя работа находится в Зрмитаже – также были выполнены позаказу Щукина для его московского особняка. Визит Матисса был недолгим — всего пару недель. Марокко (1912, 1912-1913).

В 1901 впервые выставился в Салоне независимых, а в 1903 также в Осеннем салоне. С успехом дебютировал в Салоне Национального общества изящных искусств (1896). Эти плоскости играют в картине важную роль – в том числе и композиционную. В 1904 году Воллар организовал его первую персональную выставку.

Описание картины 
«Музыка» Анри Матисса

Описание картины «Музыка» Анри Матисса

Эта красивая женщина изображена на многих полотнах мастера наиболее известные работы – «Женщина в шляпе» и «Портрет жены». По возвращении во Францию супруги уехали на Корсику (удивительные краски Средиземноморья после этого ворвались на полотна живописца). Он стремился найти такие контрасты цвета, которые излучали бы свет сами по себе. В 1950 получил Гран-При Венецианской биеннале.

Матисс, как он сам писал, окрасил свои картины до насыщенности, так, что. В хороводе художник смог передать пластику танцующих людей настолько точно, что и зрителю хочется присоединиться к героям картины. Когда началась Октябрьская революция, Щукину пришлось спешно покинуть Россию. Художник продолжает творить и в самое трудное для него время.

Напишите отзыв о 
статье Музыка (картина 
Матисса)

Напишите отзыв о статье Музыка (картина Матисса)

Сегодня «Парижский танец» справедливо считается жемчужиной коллекции этого музея – неслучайно для экспонирования гигантского полотна был выстроен специальный зал. Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография).

В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). Теперь Матисс наконец-то мог вздохнуть полной грудью, ведь ему было на что жить. Создавая картину, он забывал обо всем на свете. Ж. Помпиду).

Отрывок, характеризующий 
Музыка (картина 
Матисса)

Отрывок, характеризующий Музыка (картина Матисса)

Она же стала сиделкой для его супруги во время ее болезни. Еще одна интересная подробность: в процессе работы над «Парижским танцем» Анри Матиссу приходилось бывать в Москве, где, наряду с поэтом Валерием Брюсовым и художником Валентином Серовым, открывшими Матиссу красоту русских икон, от которых французский художник пришел в восторг, он познакомился с Лидией Аелекторской. Пространство позади фигуры заполнено тремя цветовыми плоскостями, написанными так же смело, как и лицо мадам Матисс. Великолепны, полны таинственного внутреннего света и его натюрморты, портреты позднего времени. Там начался его отход от техники дивизио-низма.

Перед отправкой в Россию панно «Танец» было выставлено в Париже на «Осеннем салоне». В 1927 получил премию Карнеги. Русский прямо обезумел от вашей картины. Картины из щукинской коллекции, «отрезанные» войной от остального мира, после революции были конфискованы государством, всю середину XX века пролежали взаперти в советских подвалах и увидели свет лишь после смерти Сталина (и самого Матисса). Анри Матисс (Henri Matisse), выдающийся французский художник.

Музыка (картина 
Матисса) Информацию 
О

Музыка (картина Матисса) Информацию О

Он – психолог, «врачеватель» ран его картины представляют собой островок тишины и мира – то есть как раз того, чего так не времен, теперь его цвет усложнился «контролировать» его стало гораздо труднее. Учился в академии Жюлиана (1891), откуда перешел в Школу изящных искусств, где наряду с Руо, Марке, Мангеном, Камуэном занимался в классе Гюстава Моро (1892-1898). А предыдущий, «бракованный», художник успел закончить, в 1936 году уступив работу за скромное вознаграждение Музею современного искусства в Париже. Зачем. В 1908 году в мастерскую к Анри Матиссу заглянул Сергей Щукин. Тема панно — танец.

Холм в «Музыке» при всех переделках композиции долгое время оставался покрытым цветами и двугорбым, так что флейтист помещался в небольшой ложбине, в которой сидел, как в седле. Занятия живописью требуют времени и денег. Выше: что вы искали. Темные глаза и изгиб бровей выдают в мадам Матисс сильную натуру.

В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. В окончательном варианте индивидуальные черты снивелированы, многое упростилось. И хотя эта работа прекрасна, Матисс ею недоволен и не думает ее отдавать».

Взятые по отдельности «Танец» и «Музыка» не выявляют до конца замысел художника. вы можете запросить все в системе с коробкой. Впервые картины с использованием такого метода были созданы Полем Синьяком и Жоржем Сера. Он заказал у художника несколько картин и хотел получить что-то необычное на тему танца и музыки для украшения своего московского особняка.

Цвета – красный, зелёный, синий, чёрный. Самая ранняя, не оконченная версия, по сути, является подготовительным этюдом. Врачи не надеялись на благоприятный исход и Матисс молил доктора подарить ему хотя бы еще пару лет — ведь столько всего еще нужно было претворить в жизнь. Самих авторов Л. Воксель назвал «дикими» – от этого французского слова и родилось название нового художественного направления («фовизм»), не без гордости принятое молодыми революционерами от живописи. Художник сделал несколько эскизов.

Затем, чтобы, произведя искуснейший синтез «природы» и «культуры», выразить непосредственное ощущение жизни в строжайшей художественной форме. Художник постоянно испытывал два противоположных стремления. Колорит картин становится мрачным, а рисунок – почти схематичным. Другое название этой работы – «Десерт». И хотя во Франции художники и скульпторы в начале XX века вовсю экспериментировали в своем творчестве, картина Матисса все равно вызвала у публики бурю негодования: небрежные мазки, примитивные формы, всего лишь три главных цвета.

Навеянный восприятием народных танцев мотив хоровода (он бытовал в искусстве Франции еще в эпоху Ренессанса в изображениях на лиможских эмалях) у Матисса выражает ритм и экспрессию XX века. Общее направление переработки определялось не только стремлением к большему лаконизму, но и желанием добиться предельной полярности по отношению к «Танцу».

Матисс, Танец и 
Музыка: скрытыи 
смысл картин

Матисс, Танец и Музыка: скрытыи смысл картин

В интервью 1909 года он пояснил, что, по его замыслу, человеку, входящему в дом с улицы, нужно «сообщить чувство облегчения», вот таким образом для первого этажа художник выбрал сюжет с танцем. Сосуд, японская ваза, кружка, скульптура, его поле, коньяк. Это увлечение дало о себе знать в ряде его работ. Доминика и Девы Марии.

Разумеется, это иллюзия. Женщины, написанные лишь несколькими тщательно продуманными линиями, напоминают упрощенные скульптуры, в тохватало обитателям XX века. Панно «Парижский танец» было задумано Матиссом на склоне лет. В Осеннем Салоне 1905 года он выступил совместно с Вламинком, Дереном и Марке. И еще из него же: «Если в картинах стало много изысканности, если там топкие оттенки, переливы цвета без настоящей энергии – тогда время призывать на помощь великолепные голубые, красные и желтые тона, которые способны воззвать к глубинам человеческой чувственности».

– Анри Матисс – 
Подборка картин 
под музыку (/)

– Анри Матисс – Подборка картин под музыку (/)

У Анри и Амели один за другим родились два сына. В 1930 совершил поездку на Таити и дважды в США. В 1948-53 годах по заказу доминиканского ордена Матисс работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Первым пунктом назначения стал Алжир.

Эта дружба в его судьбе значила многое. Другие же, как говорит куратор выставки Анн Балдассари, «приходили посмеяться над Щукиным». Матисс прислал эскизы с несколькими вариантами работы.

После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные, линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем – изображение самого Доминика. Когда художник создавал свою «Женщину в шляпе» (1905), он хотел лишь показать потенциальные возможности чистого цвета. «Русский» след в жизни художника становился все явственнее.

В многочисленных композициях этого периода, среди которых наиболее известны «Персидское платье», «Музыка» (1939), «Румынская блуза» (1940), художник снова утверждает принципы «чистой живописи». Новые приятели познакомили Матисса с юным тогда Пикассо, рядом влиятельных критиков и русским коллекционером С. Щукиным. Анри Матисс (Henri Matisse) – выдающийся французский художник, лидер течения фовистов – известен своей мастерской передачей в цвете изысканных эмоций и чувств.

Анри Матисс, Танец 
– обзоры картин

Анри Матисс, Танец – обзоры картин

Художник углубил черты лица с помощью тонкой штриховки и наложения телесных тонов. Даже пол у него вдруг делался покатым, а цвета давали физическое ощущение струившегося знойного воздуха (Вход в Козба) или прохладной прозрачной воды в аквариуме (Красные рыбы). Все остальное здесь придумал сам Матисс. Несмотря на известность, что Матисс приобрел, «прогремев» на Осеннем салоне 1905 года, его финансовое положение оставалось стесненным. Щукин предоставил Матиссу возможность самовыражения.

Растет семья: на рубеже двух веков у художника рождаются сыновья – Жан и Пьер. В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва) используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде. Русский уже сейчас заплатил за картину «Игра в шары».

«Танец»: почему 
картина Анри Матисса 
доводила публику

«Танец»: почему картина Анри Матисса доводила публику до белого каления

Изначально Матисс набросал автопортрет, с палитрой в руке, подобно Полю Сезанну. В той первой «Музыке», от которой в эрмитажном панно осталась только фигура скрипача, еще сосуществовали покой слушания и движение танца. Тогда он придумал особую технику декупажа (papier decoup) — составление ярких сюжетов из обрезков предварительно выкрашенной гуашью бумаги. Лицо героини написано более мелкими мазками, чем ее платье и фон картины. Характерно, что в картине, где, казалось бы, все преображено по воле художника, быть может, наиболее странные (с позиций соответствия натуре) белые деревья – мотив, реально увиденный художником по пути в мастерскую, когда он обнаружил сад неожиданно белым от ночного мороза. Знакомство Матисса и Пикассо произошло в салоне Стайн на Рю де Флёр в Париже.

Так появились парные панно «Танец» и «Музыка». В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). Все это заметно улучшило материальное положение живописца. Работы Матисса из серии «одалисок» со всей очевидностью обнаруживают это противоречие. Цветовые контрасты резко выделены и подчеркнуты. Подобно гигантскому пазлу, картина собиралась из отдельных фрагментов. Два пола антагонистичны и ищут соединения. Работая над ними, художнику удалось достичь совершенной гармонии формы и цвета.

Все эти полотна изображающие женские фигуры, натюрморты и пейзажи, являются результатом долгого изучения природных форм. И. Стравинский и С. Дягилев предложили ему оформить балет «Песнь соловья». У создания картины «Танец» своя необычная история. Волосы жены художника написаны синей и черной краской с вкраплениями красного. Полотна «Танец» и «Музыку» он вывести не успел и они направились в Эрмитаж.

Таким образом, Матисс сумел усилить выразительность палитры за счёт яркости всего лишь трёх цветов— «небесной лазури, розовой свежести тел и зелени холма»6. Над керамической крышей изображающей небо с облаками, парит ажурный крест над входом в капеллу – керамическое панно с изображением св. Важное значение в работах Матисса имеют также линии, являющиеся границами цвета и составляющие «арабески», то есть часть орнаментального узора, звено ритмического построения картины. Много и плодотворно работает с пластикой, продолжая традиции А. Бари, О. Родена, Э. Дега и А. Э. Бурделя.

Анри Матисс: самые 
популярные картины 
 (топ 12)

Анри Матисс: самые популярные картины (топ 12)

Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. Мастерски переданы эффекты голубых теней и ослепляющих лучей солнца. Он стремился к тому, чтобы его искусство оказалось «бальзамом для души», но при этом порой не справлялся с влечением к красочному, пышному узору. Фон в «Музыке», предельно упрощённый художником играет второстепенную роль. Если присмотреться к картине, в нескольких местах проступают контуры записанных деталей. В дальнейшем цветовая энергия возрастает, появляется интерес к экспрессии (любимое слово Матисса), красочным ореолам, колористической проработке внутри живописной композиции. Его одалиски – это носительницы божественной гармонии, а не сексуального чувства (оно ведь, поопределению, беспокойно).

Но теперь Матисс не мог поступить подобным образом: «Музыка» должна была дополнять «Танец» и одновременно противостоять ему. Доминика и Девы Марии. Матисс получил от него крупные заказы. В планы Матисса входило и написание третьего полотна, «Купание» (или «Медитация»), на котором были бы изображены отдыхающие, однако дом Щукина был двухэтажным и его заказ предполагал создание только двух композиций, вследствие чего «Купание» сохранилось лишь в набросках автора. Подзаголовок картины – «Десерт.

Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. В зале музея они помещены друг против друга, так как задуманы и воспринимаются как парные. Было много свободного времени, Анри сделал рисунок, другой и. работа увлекла его. Коллекционер предложил или сделать панно поменьше или нарисовать женщин в платьях. Стайны подружились с художником. В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. Синий цвет передает небо, розовый – тела танцоров, а зеленым цветом изображен холм».

Эта связь строится не только на аналогии (пять красных фигур на фоне зеленого и синего пейзажа, плоскостность композиции, обобщенность), но и на контрасте (динамика и статика, связь и разобщенность фигур, противоположное соотношение синего и зеленого цветов). Такой, наверное, воспринимал художник свою жену. Отношения между патроном и художником были очень доверительными, полными взаимопонимания.

Фон в «Музыке», предельно упрощённый художником играет второстепенную роль7. Дата создания: 1914 Во время визита в Марокко Матисс заметил, что местные жители после употребления некоторых одурманивающих наркотических средств проводят время в молчаливом созерцании золотых рыбок. Гармония в красном» – не менее точен, чем ее основное название. С того момента, когда Матисс стал рисовать такие композиции и начинается его развитие, как художника. На холсте хорошо заметна свобода в выборе цвета и красок – интенсивных, почти пламенеющих.

Родился 31 декабря 1869 в Ле-Като на севере Франции. Сердить, между тем, Матисс никого не собирался. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им. Эта простота (и совсем уж «детскость» в конце жизни – чего стоят его аппликации. ) является результатом точнейшего расчета, кропотливого изучения естественных форм и их смелого упрощения. Углы комнаты даёт другим цветом.

Тема панно «Музыка» была близка и Щукину, при обсуждении заказа писавшему, что у него дома часто исполняют классические произведения, а в зимнее время регулярно даются концерты2. Нельзя уходить с поля боя, не попытавшись сражаться». «Танец», созданный вместе с картиной «Музыка», был написан в 1910 году по заказу российского коллекционера Сергея Щукина.

Анри Матисс – картины с названиями и описанием по алфавиту

Сергею Щукину понадобилось много смелости, чтобы привезти и повесить в своем доме «каннибалистические» ню. В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. Германию (1908), Испанию (1910-1911), Россию (1911).

Совершил поездки в Италию (1907). Стилистика тут дивизионистская, но композиция об наруживает влияние Сезанна – прежде всего, его знаменитых «Трех купальщиц», приобретенных, кстати, восхищенным Матиссом у Амбруаза Воллара в 1899 году. На том же зеленом холме, что и женщины «Танца», у Анри Матисса обитают (а может быть, восходят туда ради священного ритуала) обнаженные юноши «Музыки». Незадолго до отправки в Россию оба панно были выставлены на парижском «Осеннем салоне» 1910 года, вызвав грандиозный скандал эпатирующей обнажённостью персонажей и неожиданностью трактовки образов3.

Он набросил этот ковёр на камин или комод или другую мебель. Окончательный вариант был одобрен клиентом и успешно отбыл за океан. Жизни этому увлечению было отпущено около двух лет. Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощенного рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905.

Первоначально он написал картину в зеленых тонах, затем переписал в сине-голубых и лишь позже пришел к наиболее выразительному варианту, создав «гармонию в красном». В последние годы Анри больше работает как иллюстратор, увлекается коллажами. «Музыка» стала воплощением мужского начала, тогда как в «Танце» торжествовало женское. Для второго этажа художник придумал сюжет с музицирующими и слушающими.

Лето 1905 года Матисс провел на южном побережье Франции. Тем не менее, работа считается одной из самых смелых и новаторских. Таким образом, Матисс сумел усилить выразительность палитры за счёт яркости всего лишь трёх цветов— «небесной лазури, розовой свежести тел и зелени холма».

Краткая информация 
о художнике и его 
картинах

Краткая информация о художнике и его картинах

Ибо экспрессия зависит от цветовой поверхности, охватываемой зрителем в ее целом». Правда, он написал художнику, что не может повесить такую картину у себя на лестнице. У Матисса они уже готовы. – "Танец" написан мной всего тремя красками.

С 1918 года художник почти безвыездно живет в Ницце изредка навещая в Париж. Период увлечения фовизмом (который, по большом) счету, Матисс и придумал) зафиксировал отход Матисса от «сладкого» неоимпрессионистского цвета. Третье панно — «Купание или медитация» — осталось лишь в набросках. Вернувшись в Париж, он установил чашу с такой рыбкой в своей мастерской. В 1917 обосновался в Ницце.

Пикассо был молод, с трудом говорил по-французски и жаждал славы. Лаконизм и четкость выражения и демонстративную обнаженность приемов (что станет в дальнейшем характерным в искусстве XX в. ) можно видеть и в двух знаменитых панно Матисса – «Танец» и «Музыка». Матисс дал новое видение мира. Тема панно «Музыка» была близка и Щукину, при обсуждении заказа писавшему, что у него дома часто исполняют классические произведения, а в зимнее время регулярно даются концерты.

  • Картины Матисса их названия и описание
  • Словари и энциклопедии на Академике
  • Сравним Матисса с самим Матиссом
  • Общееколичествопросмотровстраницы
  • Картины Альфреда Сислея (видеоэкскурсия)
  • 31 декабря: Новый год, праздники, традиции и обряды дня
  • Каксложилась судьба лучшей Золушки Советского Союза

Так исчезла женщина в правой верхней части композиции, уступив место юноше-певцу. В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры. Отец его был хлеботорговцем и мечтал, чтобы сын стал юристом. В срочной телеграмме, отправленной Матиссу, он сообщил, что окончательно согласен приобрести работы, а затем подтвердил свои намерения письмом «Сударь, — писал коллекционер, — в дороге (два дня и две ночи) я много размышлял и устыдился своей слабости и недостатка смелости. Окончательное состояние «Музыки» выражает чудесную оцепенелость персонажей, захваченных магией звуков.

Нам никогда не узнать, что исполняют два музыканта, скрипач, флейтист и три певца. Но при ближайшем рассмотрении открывается необычайная тонкость и человеческое тепло. Заказы поступали со всех уголков света и вскоре ему понадобилась помощь. Ясно, что в момент заказа панно Матисс и Щукин обсуждали все три сюжета.

В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств». Матиссу пришлось «хлебнуть» страшного XX века, но жестокости и страданий в его творчестве нет и в помине.

  • Премьера фильма «Праздник» овстрече Нового года вблокадном Ленинграде состоится винтернете
  • Барнаульцев приглашают на новогоднюю дискотеку-2019 под открытым небом
  • Главная елка Улан-Удэ откроется сегодня в 17 часов
  • На украинском ТВ доля украинского языка выросла, а русского – сократилась
  • Карнавальная ночь Валерия Кичина
  • Алексей Ягудин и Татьяна Тотьмянина: «В нашей семье фастфуд под запретом»
  • Творческая лаборатория живописца
  • Какие произведения Матисса находятся в России

Незадолго до отправки в Россию оба панно были выставлены на парижском «Осеннем салоне» 1910 года, вызвав грандиозный скандал эпатирующей обнажённостью персонажей и неожиданностью трактовки образов. Матисс всегда стремился изображать не сам предмет, а свое отношение к увиденному. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. Исчезают стул и обои.

Картины Матисса, 
их названия и описание

Умер Матисс 3 ноября 1954 года в Симье, близ Ниццы. Щукина зрители назвали собирателем хлама и обвинили в безвкусице. Фона в привычном понимании в этой работе нет. Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им. Голова девушки оказывается частично срезана верхним краем полотна. Пять женских фигур не совсем пропорциональны, но они завораживают своей естественностью. Выставленные в парижском Салоне перед отправкой их в Россию, композиции Матисса вызвали скандал эпатирующей обнаженностью персонажей и неожиданностью трактовки образов.

Вместе – в великом диалектическом противостоянии – они говорят неизмеримо больше. Анри Матиссу (Henri Matisse) удалось приобрести известность и немного поправить финансовое положение, что дало ему возможность продолжить занятия живописью. Он много копировал в Лувре, ездил в Бретань, а в 1897 году выставил в Салоне Национального общества изящных искусств одну из самых значительных своих импрессионистических работ – картину Десерт. Одни посетители, к их числу можно отнести и молодое поколение художников, таких как Казимир Малевич, Михаил Ларионов, Наталья Гончарова, Владимир Татлин, были потрясены и увлечены увиденным.

В конечном счете «Музыка» сделалась настолько же статичной, насколько динамичным запечатлелся «Танец». Рыбка и палитра обозначают скрытую связь с работой «Арлекин» Пикассо интерпретируемый как автопортрет. Над композицией «Музыки» Матисс работал упорно, уже в процессе меняя положение фигур.

Фигуры разъединены с не меньшей непреложностью, чем соединены они в «Танце». «Мы стремимся к ясности, упрощая идеи и смыслы, – позже объяснял он. Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика. Так продолжалось до 1945 года, пока Франция не признала джаз самостоятельным искусством. В 1892 приехал в Париж, где учился в Академии Жюлиана, а позже у Гюстава Моро. В работе «Танец» (1910) представлена экстатическая пляска, навеянная впечатлениями от русских сезонов Сергея Дягилева, выступлений Айседоры Аункан и греческой вазовой живописи. Ковёр на этой картине – реальный.

В зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные И. А. Морозовым. Радостные, яркие краски возвращаются в его живопись не скоро. Все, кто видел картину «Танец» в Эрмитаже, наверняка были под впечатлением от этого огромного полотна (размер 260х391), вибрирующего яркостью красного, синего, благородного зеленого. Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания, настроения и мотивы. В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена).

В Салоне он выставляет ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе». И он отправился путешествовать. Специально для этого заказа автор придумал и разработал оригинальную технику – декупаж (в переводе с французского – «вырезание»). У них не менее великанский рост и тот же цвет кожи. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика. Последним значительным созданием Матисса стала Капелла Четок в Вансе, где все (архитектура, росписи, витражи, мебель, ризы священников) принадлежало его творческой мысли. «Прародительницей» «Музыки», так же как и «Танца», послужила «Радость жизни» (1905 – 1906, Фонд Барнса, Филадельфия), а кроме того, одноименная ранняя картина (1907, Музей современного искусства, Нью-Йорк), которую хорошо знал Щукин: она находилась в парижской квартире Лео и Гертруды Стайн, где бывал московский коллекционер.

Нельзя уходить с поля боя, не попытавшись сражаться»4. Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). В срочной телеграмме, отправленной Матиссу, он сообщил, что окончательно согласен приобрести работы, а затем подтвердил свои намерения письмом «Сударь, — писал коллекционер, — в дороге (два дня и две ночи) я много размышлял и устыдился своей слабости и недостатка смелости. Но такова уже логика и сила убедительности искусства Матисса.

Он прожил еще 13 лет. Так появились на свет две самых известных работы Матисса — «Танец» (La Danse) и «Музыка» (La Musique).

«Парижский танец» известен в трех вариантах. На следующий год познакомился с Сергеем Щукиным, который сделался его патроном. За весьма короткий период перед революцией 1917 года, Матисс написал целую серию картин для Щукина, которые в настоящее время составляют гордость коллекции музея Изобразительных искусств. В Осеннем салоне 1905 возглавил выступление фовистов. Она дала ему возможность соединить рисунок и цвет в единое целое. Еще в середине марта 1909 года С. И. Щукин известил Матисса о получении его писем «с эскизами больших картин». В 1898 году художник женился на Амели Перейр.

Речь шла о двух акварельных эскизах: «Композиция I» – набросок «Танца» (ГМИИ) помимо него имеются еще два рисунка – карандашный (Музей современного искусства, Нью-Йорк) и углем (Музей Гренобля) и «Композиция II» (ГМИИ) – набросок картины, которая первоначально должна была представить совсем отличный от «Музыки» пандан к «Танцу» (эта идея позднее была реализована в «Девушках у реки» (Художественный институт, Чикаго). О живописи Матисса говорят, что она музыкальна. Такой, какой был у Матисса в его доме. У него была внебрачная дочь, требовавшая заботы. Матисс и Пикассо были близкими друзьями, но также и вечными соперниками.

По воспоминаниям современников, брак Матисса был чрезвычайно счастливым: преданная художнику Амели Матисс много работала, чтобы муж мог заниматься только творчеством. Впервые он попробовал себя в живописи, находясь в больнице, куда попал с аппендицитом. Вместе супруги отправляются в Алжир, где Матисс знакомится с искусством Востока, оказавшим на него большое влияние. Оазис Бискра, готовый приютить уставшего путника в тени финиковых пальм, поразил Матисса своей красотой и величием. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913 годы), еще сильнее обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры.

В «Музыке» даны фигуры артистов играющих на различных инструментах. И это было отражением каких-то борений, происходивших в душе художника. В 1909 году С. Щукин заказал Матиссу два панно для своего московского особняка – «Танец» и «Музыка». Вот таким образом она столь же статична, сколь динамичен «Танец». Еще один композиционный источник – легендарный «Завтрак на траве» Мане.

Третье панно – «Купание или Медитация» – осталось лишь в набросках. Неплохим смотрится и название этого произведения, заимствованное у Бодлера. Четкий узор вышивки на блузе сохраняется, но фигура героини, слегка выпрямляясь и на глазах «вырастая», заполняет собой почти все пространство картины и в целом принимает отчетливую форму сердечка.

Две фигуры у правого края были изображены в сложных поворотах с головами, поставленными почти в профиль. В 1908 опубликовал Заметки живописца". Скажем, в картине «Роскошь, покой и сладострастие» стиль модерн сочетается с точечной, характерной для пуантилизма, манерой письма. Он запросто «разбирал» картину на простейшие цветные формы (как в случае с вырезанными из цветной бумаги силуэтами), но следом мог вернуться к искусным узорам, спиралям, зигзагам из которых складывался декоративный орнамент, напоминающий ковер, обои или яркую ткань. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. Это уже не интимная живопись, она приобретает космическое звучание. Жил Матисс в это время трудно. В мастерской Анри Матисса появляются ученики из разных стран.

В одном из программных и лучших своих произведений – «Красной комнате», где связаны воедино основные объекты изображения, привлекавшие художника – натюрморт интерьер, человек, – мы находим воплощение принципов, типичных для Матисса. С одной стороны, его увлекали чистый цвет и простая форма, с другой – пышный орнамент. На втором этаже, полагал он, был более сообразен сюжет с музицирующими и слушающими. Яблоко из шара превратилось в круг.

Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. По его замыслу, человек, входящий в дом с улицы, должен был проникнуться «чувством облегчения», вот таким образом для первого этажа Матисс выбрал сюжет с танцем. Вот что говорит сам художник: «В моей картине «Музыка» небо написано прекрасным синим цветом, самым синим из синих, плоскость окрашена цветом настолько насыщенным, что полностью проявляется синева идея совершенной синевы для деревьев взята чистая зелень, для человеческих тел – звонкая киноварь. полностью раскрывается синева, как идея совершенного синего. Именно в этой технике выполнены иллюстрации к книге «Джаз» (Le Jazz), которую Матисс не только оформил, но и написал. В 1897 познакомился с Писсарро.

Ж. Помпиду, Париж). Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. Картина «Роскошь, Спокойствие и Наслаждение» является наиболее известным трудом Матисса в неоимпрессионизме, однако год спустя художник отказывается от этого стиля и становится пионером фовизма. Матисс отнял у живописи глубину и начал изменять натуру, делать ее созвучной своим мыслям. В своем собрании Щукин видел и просветительскую роль. В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала.