Никита Пустосвят Спор О Вере Василий Перов

Перов никита пустосвят спор о вере

Мнение Симеона было всецело принято Собором 1666 года, на котором была прочитана, в присутствии самого автора, «Челобитная», с возражениями на неё и сделаны попытки к вразумлению Никиты. Княгиня Софья и Никита Пустосвят являются самыми яркими фигурами на полотне. 1659 г., когда он в Москве подал челобитную на Суздальского архиеп. Т. 4.

Диспут проходил бурно. Царевна Софья Алексеевна и патриарх Иоаким согласились устроить диспут. Сложив пальцы двуперстно, староверы, как по команде, вскинули руки вверх, крича: «Сице, сице, тако, тако» Софья, патриарх, все противники староверов были ошеломлены. XVIII в. причисляют его к первым борцам за «старую веру». Патриарх возразил, что не пристало им исправлять что-либо в церковных делах, поскольку они ещё «грамматического разума не коснулись». На следующий день был казнен Пустосвят.

Никита пустосвят, 
дерзнувший спорить

Никита пустосвят, дерзнувший спорить

С тех пор до 1682 года о нём ничего не известно. В советское время исторические произведения позднего периода творчества Василия Перова, включая «Никиту Пустосвята», подвергались резкой критике, а его взгляды на историю и религию рассматривались как реакционные8. Картина не была показана на выставках при жизни художника, который после выхода в 1877 году из Товарищества передвижных художественных выставок практически не принимал участия в выставочной деятельности22. Искусствовед Леонид Дитерихс писал, что, несмотря на незаконченность картины, «Никита Пустосвят» является одним из сильнейших полотен в русской исторической живописи, как со стороны «проникновения» (по выражению Лескова), так и с точки зрения техники и красок43. Надо было их править.

В частности, Мельников-Печерский снабдил Перова портретами, которые были нужны для написания левой стороны картины. Василий Великий, а литургию св. Ч. 1. из них опасались, что «старцы» не смогут убедить власти и отвечать придется всем.

Никанор, в «Описании раскольнич. В свою очередь и Полоцкий, несомненно, руководствуясь «отражениями», написал «Жезл Правления», где рассматриваются взгляды Никиты в 30 «возобличениях». Паисию Лигариду и Симеону Полоцкому. А это было не совсем одно и тоже. С появлением Федотова был подписан смертный приговор старому направлению. «Соборный священник Никита» наряду с протопопами Аввакумом, Даниилом, свящ. Спор о вере»— самым большим по размеру из всех своих полотен10— в 1880—1881 годах121112.

Обсуждая композицию окончательной версии картины искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов отмечал, что в ней художник пришёл «к академическому приёму расположения фигур по овалу, несколько разомкнутому спереди, с заполнением углов холста второстепенными группами»33. Федор, читавший челобитную в черновике, назвал ее «великой», что, по-видимому, относится не только к ее внушительному объему, но и к содержанию – к 1665 г. это было самое обширное и обоснованное сочинение в защиту старых обрядов. Стрельцы избили бояр, возвратили старшинство старшему царевичу (Иоанну): они сильны поднять и старую благочестивую веру, которую гонят никонианцы.

Картина Никита Пустосвят, 
Спор о вере, 1880-1881

Картина Никита Пустосвят, Спор о вере, 1880-1881

Вернувшись в Суздаль, Д. вновь подал челобитную с приложением новой «росписи винам» архиеп. Николая Чудотворца мон-ре. арх. Д. впервые выступил с обличением богослужебной реформы в Русской Церкви (см. Пустосвят изображён как выходец из народа из бедного провинциального духовенства. 15 нояб.

На полу, приложив руку к щеке, на которой Никита «запечатлел крест», лежит архиепископ Афанасий. На картине изображён драматический момент «спора о вере»— исторического события времён Московской смуты 1682 года, к двухсотлетию которого Перов планировал завершить работу над полотном. Патриарх Иоаким спросил староверов, зачем они пришли и каковы их требования.

Описание картины 
Василия Перова «Спор 
о вере»

Описание картины Василия Перова «Спор о вере»

Только профессор Субботин издавший её впервые в полном виде (в «Материалах для истории раскола» т. IV), показал, что она богата содержанием обвинения против церкви изложены тщательно и искусно и автор по начитанности, находчивости и способности излагать мысли простым и ясным языком может занять место среди раскольничьих писателей наряду с протопопом Аввакумом и дьяконом Фёдором Ивановым. Так и произошло в действительности: Софья не смогла смириться с существованием оппонента-проповедника, столь фанатично преданного своим идеям и верованиям и вскоре после «спора о вере» Никита Пустосвят был схвачен стрельцами и обезглавлен3829. В тексты вкрадывались ошибки и описки. Стефана, сторонника патриарха Никона, к этому времени оставившего кафедру. В то же самое время, почувствовав слабость центральной власти, активизировались раскольники-старообрядцы, представители которых собрались в Москве и проповедовали свои взгляды в стрелецких полках, а также предлагали провести открытый теологический диспут на Красной площади.

мая 1666 г. на Большом Московском Соборе. Василий Перов работал над картиной «Никита Пустосвят. Он ведь даже и рубил им головы собственноручно.

  1. Рядом расположены достопримечательности
  2. Словари и энциклопедии на Академике
  3. Известия императорского археографического общества

изменником и еретиком, не поминал его на вечерне и на многолетии. Кроме того, соборный протопоп Симеон с причтом свидетельствовали, что Д. «церковный денежный доход и хлебный емлет весь сполна» (МДИР. В частности, художник Владимир Осипов (ученик Павла Чистякова) высказал следующее мнение об этом произведении Перова: «Какие прекрасные вещи его молодости, какая добросовестность выписки.

В статье о Перове, включённой в 13-й том «Русского биографического словаря» историк искусства Алексей Новицкий сообщает некоторые сведения, переданные ему Елизаветой Егоровной16, вдовой художника. Последующие исследователи (напр.

Рядом расположены 
достопримечательности

Искусствовед Ольга Лясковская полагает, что, скорее всего, работа над полотном была начата раньше, в конце 1870-х годов, поскольку «сама величина сложной картины требовала многолетней работы». Бесстрашно, широко открытыми глазами смотрит она на толпу раскольников, «с тем выражением холодного, управляемого гнева, которое так отличает её психическое состояние от состояния Пустосвята»34. Т. 9.

В сентябре 1880 года Перова в его московской мастерской навестил художник Иван Крамской. Спор о вере». Этого ему было мало и он осудил архиепископа прямо в храме, вызвав смятение верующих. Пустосвят изображён как выходец из народа из бедного провинциального духовенства. И всё это на глазах десятилетнего ребенка Петеньки. В последний год своей жизни Перов сильно болел и, по выражению Алексея Новицкого, картина «Никита Пустосвят» оказалась «лебединой песнью художника», который «работал над нею даже тогда, когда уже едва был в состоянии держать кисти в руках»17.

Искусствовед Леонид Дитерихс отмечал, что фигура Пустосвята «одна могла бы быть целой картиной» по его словам, «во всей русской школе живописи нельзя найти другой, подобной ей, где бы так поразительно верно разгадан был характер этого фанатика раскола»6. Великая работа живописца представляет боярыню фанатичкой. Николай Собко сообщал, что художнику Михаилу Боткину удалось уговорить Перова послать «Никиту Пустосвята» (вместе с полотном «Первые христиане в Киеве») на Всероссийскую промышленно-художественную выставку21, которая открывалась в Москве 20 мая 1882 года, за несколько дней до смерти автора23. «Спор о вере» и «Боярыня Морозова» способствуют заблуждению, показывая староверов упрямцами, отстаивавшими второстепенные детали обряда. XVIII в., однако уже здесь ссылки на памятники приводятся с указанием местонахождения рукописи изложением и даже цитацией писцовых и владельческих записей. Я хочу обратить внимание на другой эпизод подавления бунта староверов.

Первый, как незнакомый со славянским языком, читал её, вероятно, только в латинском переводе Симеона Полоцкого и составил против неё 31 «отражение». Спор о вере», Ге отмечал, что Перов «перешёл к истории и сделал только две вещи, которые не кончил, но которые имели громадное значение»4849. XVII – нач.

Высоко оценивая картины «Суд Пугачёва» и «Никита Пустосвят. 1665 г. Д. был арестован в Суздале, у него были изъяты черновики и незавершенная челобитная, которую разбирали в кон. Писатель Николай Лесков в письме к редактору «Художественного журнала» Николаю Александрову отмечал, что с его точки зрения как человека, «несколько разумеющего историю раскола», картина Василия Перова «Никита Пустосвят» представляет собой «удивительный факт художественного проникновения».

Отмечая, что картины Перова относятся к наиболее психологичным в русской исторической живописи 1870-х годов, Фёдоров-Давыдов писал, что «психологизм, всё нарастая в творчестве Перова, к концу его жизни становится орудием выражения реакционного содержания»46. Спор о вере»— самым большим по размеру из всех своих полотен— в 1880—1881 годах. То есть коммунистическую веру. Царский духовник Стефан Внифатьев возглавил Кружок ревнителей благочестия, который создали боголюбцы, называвшие себя братия (или друзии).

Выйдя из Грановитой палаты, Никита и другие громко провозглашали свою победу. Стефана. Искусствовед писал, что, несмотря на незаконченность картины, «Никита Пустосвят» является одним из сильнейших полотен в русской исторической живописи, как со стороны «проникновения» (по выражению Лескова), так и с точки зрения техники и красок. Писатель Николай Лесков в письме к редактору «Художественного журнала» Николаю Александрову отмечал, что с его точки зрения— как человека, «несколько разумеющего историю раскола», картина Василия Перова «Никита Пустосвят» представляет собой «удивительный факт художественного проникновения». Выйдя из Грановитой палаты, Никита и другие громко провозглашали свою победу.

И ненавидел он стрельцов самой лютой ненавистью. Патриарх возразил, что не пристало им исправлять что-либо в церковных делах, поскольку они ещё «грамматического разума не коснулись». Эта толпа увидела обоих братьев и успокоилась было.

Это грекам у русских надо учиться, а не наоборот. Отмечая, что картины Перова относятся к наиболее психологичным в русской исторической живописи 1870-х годов, Фёдоров-Давыдов писал, что «психологизм, всё нарастая в творчестве Перова, к концу его жизни становится орудием выражения реакционного содержания». Стасов высоко ценил это полотно и считал, что «Суриков остался далеко позади Перова и двух главных действующих лиц в его картине»44. 21 нояб.

Есть головы положительно хорошие»1319. Бесстрашно, широко открытыми глазами смотрит она на толпу раскольников, «с тем выражением холодного, управляемого гнева, которое так отличает её психическое состояние от состояния Пустосвята». Жезл правления. В челобитной Д. обратился не только к печатным книгам (старым и новым), но и к древним рукописям и памятникам иконописания и стенописи. Литургию св. Как бы то ни было, во время выставки некоторые специалисты получили возможность ознакомиться с картиной «Никита Пустосвят».

Потому сообщил царю Алексею Михайловичу, что Стефан, служа в храме, во время «Трисвятого», держит крест не в правой руке, а левой, точно пренебрегая символом христианского спасения. Искусствовед Алла Верещагина писала, что «композиция строится на противопоставлении левой и правой частей картины: раскольников и официального окружения Софьи и патриарха». соч») также долго видели в нём лишь «невежественного раскольника». Главное, что окончательную точку в споре о вере ставит государственная власть и ставит весьма жестоко. Между тем староверы все больше воодушевлялись.

В 1887 году, сравнивая суриковскую «Боярыню Морозову» с перовским «Никитой Пустосвятом», художественный критик Владимир Стасов писал, что у Перова «не одна только толпа, волнующаяся, мятежная, гремящая бурей, но также и солисты, колоссальные запевалы», к которым, по его мнению, в первую очередь относится сам Никита Пустосвят— «бурный, страстный, раздражённый, громко и необузданно укоряющий всех за отступничество», а также стоящий немного позади него «товарищ его, с большой иконой в руках, тоже раскольник-фанатик, но невозмутимый и непоколебимый, как гранит, как скала, о которую разобьются все кипучие волны врагов и друзей»7. К оценкам названных авторов, видимо, восходит несправедливое прозвище Д. Пустосвят. Помимо «Никиты Пустосвята», в этом ряду упоминалась также его другая картина— «Суд Пугачёва» (1875, Государственный исторический музей). В 1667 году «Жезл» был напечатан.

При написании картины художник использовал сведения из романа Евгения Карновича «На высоте и на доле: Царевна Софья Алексеевна», который был опубликован в 1879 году114. Староверы не промолчали. Находясь под запрещением, Никита продолжал составлять свою Челобитную, которая была окончена им в 1665 году Узнав о ее существовании, правительство немедленно конфисковало сочинение (со всеми подготовленными списками) и поручило написать на нее опровержение Газскому митрополиту Паисию. Софья не могла смириться с существованием такого оппонента-проповедника— вскоре после «спора о вере» Никита Пустосвят был схвачен стрельцами и обезглавлен. В авг.

С. 377). Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перов изобразил его сидящим на полу. Самого дурака сбросили вниз прямо на копья стрелецкие. С. 80). Однако 7 июля стрельцы, принявшие сторону Софьи Алексеевны, отказались от защиты «старой веры» и выдали Д. 11 июля «за оскорбление царского величества» Д. был казнен в Москве.

Мужественная простота и строгость архитектурных линий этого памятника архитектуры создают гармоничную красоту — именно так строили на Руси в те далекие времена, а суздальские мастера были в том особенно искусны. Мне понравилась картина Перова за то, что ее можно долго и внимательно рассматривать. Рядом с ней— патриарх Иоаким, к которому рвётся Никита Пустосвят. Именно этот момент диспута запечатлен на полотне художника. Искра взорвала пороховую бочку. Неточное понимание старообрядчества дает и «Боярыня Морозова» кисти Василия Сурикова.

Художник не отвергает Христа, напротив, он страстно стремится укрепиться в вере. Он отмечал, что в картине «Никита Пустосвят» исторический характер присутствует не только в обстановке, но и в образах стрельцов, монахов и раскольников— «это не переряженные актёры, а живые и психологически достоверные исторические типы». Не дрогнувшей рукой.

На прениях, проходиших 5 июля и ведшихся «раскольниками» с большим ожесточением, не пришли ни к какому результату. Перед глазами стоит уже пожилой проповедник, который своими словами всколыхнул людей. Собор утвердил обличение «великой» челобитной Добрынина. Главным недостатком полотна Обухов считал «полное отсутствие живых авторских интонаций», отстранённую позицию художника по отношению к тому, что изображено на картине— положительные явления спокойно им констатируются, а по отношению к отрицательным сторонам нет прямого осуждения. В «Истории России с древнейших времён» Сергей Соловьёв так описывал их приход: «С шумом вошли раскольники в Грановитую и расставили свои налои и свечи, как на площади они пришли утверждать старую веру, уничтожать все новшества, а не замечали, какое небывалое новшество встретило их в Грановитой палате: на царском месте одни женщины. Встречаются упоминания об этом полотне и в воспоминаниях художника Михаила Нестерова, который описывал, как ученики натурного класса Московского училища живописи, ваяния и зодчества, в котором преподавал Перов, заходили к нему на именины: «Учеников встречал именинник со своей супругой, приглашал в мастерскую, где во всю стену стоял Пустосвят, а по другую Пугачёвцы» (имелась в виду картина «Суд Пугачёва»)20.

Пробовал обличать Добрынина и митрополит Газы (Иерусалимский патриархат) Паисий Лигарид, но его работа не была напечатана. XVII в. (Брещинский Д. Н. Житие Корнилия Выговского Пахомиевской редакции (тексты) // Древнерус.

При написании картины художник использовал сведения из романа Евгения Карновича «На высоте и на доле: Царевна Софья Алексеевна», который был опубликован в 1879 году. С тех пор до 1682 года о нём ничего не известно. А между этими картинами висит огромное полотно «Никита Пустосвят. На прениях, проходиших 5 июля и ведшихся «раскольниками» с большим ожесточением, не пришли ни к какому результату. Полотно «Никита Пустосвят» также принимало участие в выставке произведений Перова, посвящённой 150-летию со дня рождения художника.

апр. - нач. Василия — св.

Печатное дело уже существовало, но не так чтобы сильно развито. При этом, однако, Стасов признавал, что Перову плохо удавались, по его определению, «многосложные» сцены и что вся левая сторона картины «уже вполне лишена всякой талантливости, характеристики и правды»45. Эти жуткие картины стояли у него в глазах всю жизнь.

Вятский еп. Стефан, отвечая на обвинения, утверждал, что следовал благословению патриарха Никона. 18 мая этого года инок Сергий (Крашенинников), Савва Романов и др. 1659 г. в суздальском соборе назвал архиеп.

В 1681 г. Собор ответил отказом на прошение Д. разрешить ему священнодействовать. Несмотря на поддержку Хованского, открытую дискуссию старообрядцам провести не удалось, но 5 июля 1682 года в Грановитой палате Московского Кремля состоялся «спор о вере», проходивший в присутствии царевны Софьи Алексеевны и патриарха Иоакима. Очень скоро в систему будут добавлены новые языки.

Двухсаженное полотно изображает Грановитую палату. К челобитной Д. приложил «роспись» нововведений архиеп. На полу сидит потрясенный речью священника архиепископ Холмогорский Афанасий (Любимов), противник староверов (он приложил руку к щеке и отстраняется от разгневанного Никиты).

Названное «Жезл правления» обличение написал Симеон Полоцкий, участник никоновского «новодела». Несмотря на поддержку Хованского, открытую дискуссию старообрядцам провести не удалось, но 5 июля 1682 года в Грановитой палате Московского Кремля состоялся «спор о вере», проходивший в присутствии царевны Софьи Алексеевны и патриарха Иоакима3228. Софья Алексеевна и патриарх возражали Д., но большинство собравшихся его поддержали. Находясь под запрещением, принялся за составление «Челобитной», которая была окончена в конце 1665 года. 1667 г. Д. был воссоединен с Церковью, но запрет на священнослужение не был снят. 9-13 дек.

1 – Все книги религиозные, а других вроде бы и не было тогда, переписывались от руки. Современники высоко оценивали ряд фигур на этом полотне, особенно в правой его части, которая была более проработана художником. В глубине изображён князь Иван Хованский. Оправданный по следствию Стефан отрешил Никиту от места и грамоту об этом велел дьяку читать публично Никита изорвал грамоту избил дьяка, проклял Стефана и снова послал государю челобитную, с подробнейшей «росписью» преступлений архиепископа. Члены кружка хотели повысить нравственность и грамотность духовенства, упорядочить литургию, добивались исправления ошибок, которые вкрались в богослужебные книги по вине переписчиков они обсуждали вопросы православной догматики, знакомились с полемической литературой против латинства, которую издавали белорусские и украинские братства.

Искусствовед Владислав Зименко в целом также считал картину «Никита Пустосвят» малоудачной, тем не менее признавая выразительность ряда представленных на ней образов, среди которых он выделял экспрессивную фигуру самого Никиты Пустосвята, «страстное сухое лицо которого с острой, резко выдающейся вперёд бородой гневно обращено к противникам истинной веры». В жизни каждого общества бывают моменты, когда наступает пора менять идеалы и стремления. Он не увлекался дешевыми сюжетами он мыслил глубоко и точность его психологического анализа была до такой степени поразительна, что никто не мог даже близко подойти к нему в этом отношении. Суздальский священник Никита Добрынин (старовер) был противником преобразований. В глубине изображён князь Иван Хованский32. Обстановка была напряженной, в рядах стрельцов не было единства, мн. При этом, однако, Стасов признавал, что Перову плохо удавались многосложные сцены и что вся левая сторона картины «уже вполне лишена всякой талантливости, характеристики и правды».

Опасаясь казни, Д. и Федор 2 июня 1666 г. принесли покаяние перед игум. Тем не менее полотно осталось незаконченным. Княгиня Софья и Никита Пустосвят являются самыми яркими фигурами на полотне. Читалась их челобитная о погрешностях в новых книгах. Никон, патриарх Московский и всея Руси) в 1-й пол.

И всё. Было любопытно узнать, что же произошло в год, когда молодая, двадцатипятилетняя царевна пришла к власти. В основу сюжета картины положен «спор о вере»— историческое событие времён московской смуты 1682 года, также известной как Хованщина.

Со стороны староверов-раскольников главным действующим лицом является Никита Пустосвят— «растерзанный исступлённый, с торчащей вперёд острой бородёнкой», в образе которого «звучит тема фанатизма, преданности идее до самоуничтожения». Находили и убивали. Александр провел расследование. В ответ на это Никита заявил: «Мы пришли не о грамматике с тобою говорить, а о церковных догматах. » Далее ему попытался возражать архиепископ Холмогорский Афанасий, но Пустосвят подскочил к нему с поднятой рукой, говоря: «Что ты, нога, выше головы ставишься. Справа от него— монах Сергий с челобитной.

По ее приказу Никита был схвачен и казнен. Диак. В последний год своей жизни Перов сильно болел и картина «Никита Пустосвят» оказалась «лебединой песнью художника», который «работал над нею даже тогда, когда уже едва был в состоянии держать кисти в руках». Стефана, обвиняя архиерея, кроме всего проч., в том, что тот «отрешил его от церкви и лишил всякого дохода».

Стефана гос. Византийские образцы были более древними. Писатель Николай Лесков отмечал, что «картина Никита Пустосвят представляет собой удивительный факт художественного проникновения», а критик Владимир Стасов писал, что у Перова «не одна только толпа, волнующаяся, мятежная, гремящая бурей, но также и солисты, колоссальные запевалы».

Прения состоялись 5 июля 1682 года в Грановитой палате Московского Кремля. По совету князя Хованского (начальника Стрелецкого приказа) для участия в предстоящих прениях и был приглашен известный своим ораторским искусством суздальский священник Никита, который вошел в историю с именем Пустосвят. Ч. 1. Александр, оппонент Никона, провел новое расследование, подтвердившее «вины» архиеп.

М., 1667), к-рые упрекали Д. в невежестве, незнании «грамматики» и «философии». Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. В этой схватке «ясно одно— непримиримость сторон, бесполезность спора и вместе с тем бессилие протеста против государственной власти»31. Федором назван в числе «ревностных обличителей» 60-х гг. Стоящий по правую руку от Софьи молодой боярин— по-видимому, князь Василий Голицын. Чуть правее центра картины, с крестом в руке— Никита Пустосвят. Челобитная вызвала ряд опровержений, наиболее известные из них (написаны в 1666-1667) принадлежат Паисию Лигариду (опубл. : МДИР.

Более всех – архиепископ Афанасий (Любимов). Когда в 1862 году открылось дело арестованного старообрядческого епископа Геннадия (Беляева) и министр внутренних дел решил передать дело в Екатеринбургский уездный суд, Соснин возмущался: «Что же сделает суд. Со стороны староверов-раскольников главным действующим лицом является Никита Пустосвят— «растерзанный исступлённый, с торчащей вперёд острой бородёнкой», в образе которого «звучит тема фанатизма, преданности идее до самоуничтожения»35. Помимо «Никиты Пустосвята», в этой связи упоминалась также его другая картина— «Суд Пугачёва» (1875, Государственный исторический музей). Особую экзальтацию вызвал вопрос о троеперстии. Нечто подобное мы видим и в истории русского искусства.

Композиция картины строится на противопоставлении правой части, где находится группа раскольников-старообрядцев во главе с суздальским священником Никитой Пустосвятом и левой части, где изображены власть имущие— царевна Софья Алексеевна, патриарх Московский Иоаким, архиепископ Холмогорский Афанасий (Любимов) и другие. решили подать челобитную с целью восстановления в Москве «старой веры». По свидетельству Саввы Романова (со слов Д. ), Д. работал над челобитной в течение 7 лет (МДИР. При этом, по словам Лескова имеется в виду «проникновение в самую задушевную суть исторического момента, который она изображает»542.

Сравнивая с картиной Ильи Репина «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения её в Новодевичьем монастыре» (1879, ГТГ) искусствовед Нонна Яковлева отмечала, что перовский образ царевны Софьи— «своеобразная антитеза репинскому: в ней та же сила характера, но благородная она благообразна и светла даже в гневе» «она стоит над схваткой, смиряя её»35. В 1887 году, сравнивая суриковскую «Боярыню Морозову» с перовским «Никитой Пустосвятом», художественный критик Владимир Стасов писал, что у Перова «не одна только толпа, волнующаяся, мятежная, гремящая бурей, но также и солисты, колоссальные запевалы», к которым, по его мнению, в первую очередь относится сам Никита Пустосвят— «бурный, страстный, раздражённый, громко и необузданно укоряющий всех за отступничество», а также стоящий немного позади него «товарищ его, с большой иконой в руках, тоже раскольник-фанатик, но невозмутимый и непоколебимый, как гранит, как скала, о которую разобьются все кипучие волны врагов и друзей». Царевна Софья на следующее утро приказала схватить их: Никита был казнён на Лобном месте (ему отсекли голову), а его соратники разосланы по монастырям, откуда некоторым удалось бежать. В 1682 г. бывш. Столица Московского государства была объята стрелецкими волнениями. И. А. Хованским, по старому обряду. А именно на историю Соловецкого монастыря.

Искусствовед Владимир Обухов отмечал, что, работая над образами Никиты Пустосвята и его товарищей, Василий Перов проявил себя в качестве одного из создателей концепции исторического героя— «деятельного, ответственного за каждый свой поступок, готового отдать за убеждения собственную жизнь». Симеон Полоцкий пользовался только чистовой «челобитной», которая была не окончена. На следующий день был казнен Пустосвят. Старообрядцы признавали Никиту столпом правоверия, церковные иерархи — грубым, вредным и невежественным расколоучителем (отсюда и значение его прозвища).

Стоящий по правую руку от Софьи молодой боярин— по-видимому, князь Василий Голицын29. — Не то написано, что в старых книгах. Никита Пустосвят ответил: «Мы пришли к царям-государям побить челом о исправлении православной веры, чтоб дали нам своё праведное рассмотрение с вами, новыми законодавцами и чтоб церкви Божии были в мире и согласии». Главный агитатор в пользу восстания князь Хованский избрал Никиту, который добился назначения «прений о вере» в Грановитой Палате, в присутствии царственных особ. Несмотря на то что Д. не был связан с первоучителями старообрядчества (о нем не упом.

Много нам рассказали ужасов про жизнь несчастных на этом острове в Белом море. Согласно приведённой информации, большая часть этих рисунков была в собственности художника Владимира Перова (сына Василия Григорьевича), а меньшая часть— в московской коллекции А. И. Балк40. Но прямо напротив висит потрясающая картина Перова «Христос в Гефсиманском саду». Материал в челобитной Д. сгруппирован по темам, к-рые сразу стали главными в полемике старообрядцев со сторонниками реформы и к-рые в последующей старообрядческой полемической лит-ре получили еще более подробную разработку: о крестном знамении, о сложении перстов при архиерейском благословении, о форме печати на просфорах, о 3-составном кресте, об аллилуии, о Символе веры и др.

В монографии о Перове, выпущенной в 1934 году к столетию со дня рождения художника искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов называл эти картины неудачными и эклектическими и писал, что трактовка раскола в «Никите Пустосвяте» в той же степени реакционна, как и трактовка крестьянской революции в его картине «Суд Пугачёва». Царевна при этом, перебивая чтеца, делала критические заявления. В статье о Перове, включённой в 13-й том «Русского биографического словаря» историк искусства Алексей Новицкий сообщает некоторые сведения, переданные ему Елизаветой Егоровной, вдовой художника. В монографии о Перове, выпущенной в 1934 году к столетию со дня рождения художника искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов называл эти картины неудачными и эклектическими и писал, что трактовка раскола в «Никите Пустосвяте» в той же степени реакционна, как и трактовка крестьянской революции в его картине «Суд Пугачёва».

Достаточно вспомнить эпоху гуманизма на Западе, эпоху Возрождения, чтобы понять то значение, какое иногда имеет появление сильного, могучего ума, воодушевленного лучшими стремлениями. 1659 г. направленный в Суздаль Вятский еп. М., 1906.

Чуть правее центра картины, с крестом в руке— Никита Пустосвят. Ч. 1. В ответ Никита заявил: «Мы пришли не о грамматике с тобою говорить, а о церковных догматах. » Далее ему попытался возражать архиепископ Холмогорский Афанасий, но Пустосвят подскочил к нему с поднятой рукой, говоря: «Что ты, нога, выше головы ставишься.

Л. 42-43 об. А переписывали их по реформе с греческих образцов. Л., 1985. Стефана (что он делает «не по правилам святых отцев»). Но Жезл Правления, может и пятой части, а то и того менее, не удовлетворил моих вопросов.

Среди других недостатков Обухов упоминал бросающуюся в глаза жёсткость живописи, «некоторый композиционный разлад», а также условность образов некоторых персонажей— в частности, царевны Софьи и архиепископа Афанасия9. Бывали примеры героических поступков. Сюжет картины основан на «споре о вере»— историческом событии времён Московской смуты 1682 года, также известной как Хованщина. При этом, по словам Лескова имеется в виду «проникновение в самую задушевную суть исторического момента, который она изображает». Перова за то, что ее можно долго и внимательно рассматривать. Первый, как незнакомый со славянским языком, читал её, вероятно, только в латинском переводе Симеона Полоцкого и составил против неё 31 «отражение».

Тем не менее полотно осталось незаконченным. Тем не менее, Собор не освободил Никиту от прещений, наложенных на него Стефаном.

29 мая (10 июня) 1882 года Василий Перов скончался от чахотки и в том же году картина была приобретена у его наследников Павлом Третьяковым1. Главным же делом Добрынина было служение в Рождество-Богородицкой церкви Суздаля. Посмотрите на него на картине «Утро стрелецкой казни» Этот взгляд скажет вам всё, всю его ненависть к тем, кто покусился на его власть. Я не с тобою говорю, а с патриархом».

Выше: что вы искали. Мнение Симеона Полоцкого всецело было принято церковным Собором 1666 года, на котором в присутствии автора сначала была зачитана Челобитная, потом возражения на нее и сделаны попытки вразумить Никиту и его сподвижников. В «Истории России с древнейших времён» Сергей Соловьёв так описывал их приход: «С шумом вошли раскольники в Грановитую и расставили свои налои и свечи, как на площади они пришли утверждать старую веру, уничтожать все новшества, а не замечали, какое небывалое новшество встретило их в Грановитой палате: на царском месте одни женщины. Мне понравилась картина В. Г. Лазарем и диак. Я не с тобою говорю, а с патриархом».

Справа от него— монах Сергий с челобитной. Но тот не знал русского языка и, вероятно, читал эту Челобитную в переводе Симеона Полоцкого (одного из лучших писателей того времени), однако составил на нее 31 отражение. На ногах его— лапти и онучи, одной ногой он наступает на новопечатную «исправленную» книгу. Спор о вере» (бумага на картоне, карандаш, 15, 3 23см, 1880)39.

Вместе с Перовым Фёдоров-Давыдов критиковал и поддержавшего его Николая Лескова, которому нравилось представление раскольников в виде слепых фанатиков и интриганов, а Софьи— в качестве олицетворения «мудрой и могущественной государственной власти самодержавия». На этот раз и свидетели подтвердили многие показания Никиты и сам Стефан, вызванный в Москву, на Соборе 1660 года во многом сознался, за что и был переведён из Суздаля в Москву, «для архиерейских священнослужений». Главный агитатор в пользу восстания князь Хованский избрал Никиту, который добился назначения «прений о вере» в Грановитой Палате, в присутствии царственных особ. Подоспевшие стрельцы разняли дерущихся и проводили раскольников к месту спора. Что до художника Перова, то специально-критическое отношение к староверам он вряд ли имел изображая карикатурно и служителей официальной Церкви, как в «Сельском крестном ходе на Пасхе». Староверы просили устроить дебаты на Красной площади. Видно, как автор выдвигает двух основных героев этой сцены, благодаря нехитрому приему – освещение. книжность: По мат-лам Пушкинского Дома.

Искусствовед отмечал, что, работая над образами Никиты Пустосвята и его товарищей, Василий Перов проявил себя в качестве одного из создателей концепции исторического героя— «деятельного, ответственного за каждый свой поступок, готового отдать за убеждения собственную жизнь». Происходило это оттого, что с «Челобитной» знакомились лишь по тем выдержкам, какие заключались в «Изобличениях» Симеона Полоцкого. По словам искусствоведа Ольги Лясковской, в этой схватке «ясно одно— непримиримость сторон, бесполезность спора и вместе с тем бессилие протеста против государственной власти». С. XI).

Искусствовед Ольга Лясковская полагает, что, скорее всего, работа над полотном была начата раньше, в конце 1870-х годов, поскольку «сама величина сложной картины требовала многолетней работы»13. Стасов высоко ценил это полотно и считал, что «Суриков остался далеко позади Перова и двух главных действующих лиц в его картине». Идея создания картины «Никита Пустосвят», скорее всего, появилась у Перова под влиянием его общения с писателем Павлом Мельниковым-Печерским, с которым художник неоднократно обсуждал проблемы, связанные с историей раскола. И члены Кружка отказались повиноваться решению Собора 1654 года. По словам Леняшина, «не переоценивая эти работы, не следует обходить их вниманием»48. Историк искусства Николай Собко писал, что Перов оставался недоволен многим в картине, особенно в её правой стороне и «замышлял многое переписать тут на-ново, да смерть помешала исполнить ему это намерение»21.

Старообрядцы признают Никиту «столпом правоверия», православные иерархи отзывались о нём как о грубом, вредном и невежественном (Пустосвят) расколоучителе. На полу, приложив руку к щеке, на которой Никита «запечатлел крест», лежит архиепископ Афанасий. Искусствовед Владислав Зименко в целом также считал картину «Никита Пустосвят» малоудачной, тем не менее признавая выразительность ряда представленных на ней образов, среди которых он выделял экспрессивную фигуру самого Никиты Пустосвята, «страстное сухое лицо которого с острой, резко выдающейся вперёд бородой гневно обращено к противникам истинной веры». Рубили на месте. он принес покаяние на Соборе.

(М., 2003р). То время представляло разительные примеры борьбы нарождающегося национального направления со старым, классическим и романтическим, отживающим свой век в стенах и под покровительством Академии. Здесь изображено много разных персонажей, они встретились в сражении за свои убеждения. Рядом с ней— патриарх Иоаким, к которому рвётся Никита Пустосвят. С. 13-265) и Симеону Полоцкому (Симеон Полоцкий.

Никита Пустосвят ответил: «Мы пришли к царям-государям побить челом о исправлении православной веры, чтоб дали нам своё праведное рассмотрение с вами, новыми законодавцами и чтоб церкви Божии были в мире и согласии». Вопрос состоял в том, по каким образцам переписывать. По случаю рождения 27 авг. В том году сторонники старого обряда, по смерти Феодора Алексеевича, задумали, опираясь на стрельцов, восстановить «древлее благочестие». Сравнивая с картиной Ильи Репина «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения её в Новодевичьем монастыре» (1879, ГТГ) искусствовед отмечала, что перовский образ царевны Софьи— «своеобразная антитеза репинскому: в ней та же сила характера, но благородная она благообразна и светла даже в гневе» «она стоит над схваткой, смиряя её». В назидание.

Д. одним из первых обратился к детальному сличению старых и новых книг и обрядов и к систематическому подбору доказательств в пользу первых (обширная 5-я соловецкая челобитная была подана позднее – в 1667). Направление этого художника было более чем серьезно. В качестве исключения Леняшин приводил мнение художника Николая Ге, который считал, что при переходе от обыденного жанра к религиозному, а затем к историческому талант Перова «развивался и он поднимался всё выше и выше». Николо-Угрешского мон-ря Викентием, Д. написал также «Покаянный свиток». После чтения челобитной было решено продолжить прения 7 июля. Т. 1. Помимо этого, «сумятице фигур в нижней части картины противостоит верхняя часть— выше всех возвышается правительница».

Согласно каталогу Третьяковской галереи, картина «Никита Пустосвят. Их действия возглавил находившийся в это время в столице Д. 23 июня он вместе со «старцами» и стрелецкими выборными пришел во дворец с требованием созвать Собор для разбора челобитной. Продолжая борьбу с богослужебной реформой, Д. составил челобитную на новоисправленные книги с обличениями «нововводных книг Никона, бывшаго патриарха», в первую очередь «Скрижали» (М., 1656). Картина, под названием «Никита Пустосвят (из времён царевны Софьи Алексеевны)», действительно фигурировала в каталоге выставки24, но по какой-то причине там не экспонировалась1. Он отмечал, что в картине «Никита Пустосвят» исторический характер присутствует не только в обстановке, но и в образах стрельцов, монахов и раскольников— «это не переряженные актёры, а живые и психологически достоверные исторические типы». В том году сторонники старого обряда, по смерти Феодора Алексеевича, задумали, опираясь на стрельцов, восстановить «древлее благочестие».

С. М. Обсуждая композицию окончательной версии картины искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов отмечал, что в ней художник пришёл «к академическому приёму расположения фигур по овалу, несколько разомкнутому спереди, с заполнением углов холста второстепенными группами». Искусствовед Алла Верещагина писала, что «композиция строится на противопоставлении левой и правой частей картины: раскольников и официального окружения Софьи и патриарха».

В описи произведений Перова, опубликованной Николаем Собко в 1899 году, упоминались пять рисунков, созданных художником в период работы над картиной «Никита Пустосвят», а также «головы оттуда же, 2 листа» (все указанные эскизы и этюды датированы 1880 годом). В 1650-1660 годах патриарх Никон провел церковную реформу, в результате которой произошел раскол русской православной церкви. В 1682 году он добился проведения «прений о вере». 29 июня договорились проводить прения в Грановитой палате. Картина побудила меня заглянуть в разные энциклопедии, чтобы лучше познакомиться с тем событием, которое запечатлено.

Спор о вере» предстала перед зрителями на выставке, проходившей в 1933—1934 годах в Москве, а затем— на выставке 1934 года в Ленинграде. апостола Иакова сократил св. Архиеп. Паисию Лигариду и Симеону Полоцкому. И не так важно, прав или не прав Никита.

Идея создания картины «Никита Пустосвят», скорее всего, появилась у Перова под влиянием его общения с писателем Павлом Мельниковым-Печерским, с которым художник неоднократно обсуждал проблемы, связанные с историей раскола. вы можете запросить все в системе с коробкой. Помимо этого, «сумятице фигур в нижней части картины противостоит верхняя часть— выше всех возвышается правительница». Здесь изображено много разных персонажей, они встретились в сражении за свои убеждения. К достоинствам картины Обухов относил «историзм, которым проникнута вся её образная структура».

Подоспевшие стрельцы разняли дерущихся и проводили раскольников к месту спора. В советское время исторические произведения позднего периода творчества Василия Перова, включая «Никиту Пустосвята», подвергались резкой критике, а его взгляды на историю и религию рассматривались как реакционные. Вместе с Перовым Фёдоров-Давыдов критиковал и поддержавшего его Николая Лескова, которому нравилось представление раскольников в виде слепых фанатиков и интриганов, а Софьи— в качестве олицетворения «мудрой и могущественной государственной власти самодержавия»8.

Удивительную нетерпимость к ревнителям старины проявил и преемник Федорова архиепископ Неофит (Соснин), опровергая тем самым в глазах историков образ того благостного старца, каким Соснина показал Лесков в «Мелочах архиерейской жизни». О челобитной стало известно властям. Василий Перов работал над картиной «Никита Пустосвят. К достоинствам картины Обухов относил «историзм, которым проникнута вся её образная структура».

По византийским или греческим. Отношение автора полотна к созданному им образу Никиты Пустосвята остаётся неясным— создаётся впечатление, что художник является бесстрастным зрителем изображаемого им события. Он весь в движении— одной рукой держит восьмиконечный крест, а другую отвёл назад, как бы готовясь нанести удар. Мнение Симеона было всецело принято Собором 1666 года, на котором была прочитана, в присутствии самого автора, «Челобитная», с возражениями на неё и сделаны попытки к вразумлению Никиты.

В картине показан «отчаянный поединок сильных характеров, который может разрешиться только катастрофой— смертью главного героя»37. В «Винограде российском» Д. причислен к мученикам: «Аще и поползнеся прежде сих Никита, / но омывся кровию, яко цвет Дафнита, / дивно в рай с Савватием страдальца взыдоста» (Денисов С. Виноград российский. На ногах его— лапти и онучи, одной ногой он наступает на новопечатную «исправленную» книгу. В свою очередь и Симеон, несомненно, руководствуясь «отражениями», написал «Жезл Правления», где рассматриваются взгляды Никиты в 30 «возобличениях». Патриарх Иоаким спросил староверов, зачем они пришли и каковы их требования.

Что мы знаем о нём. суздальский священник выдвинулся в первые ряды стрелецкого восстания («хованщины»). Можно легко прочитать характер любого из них.