Никитин Портрет Напольного Гетмана

Описание картины «Портрет напольного гетмана»

Лицо царя смуглое и моложавое. В 1732 г. Иван Никитин вместе с братьями Романом и Иродионом (протопопом Архангельского собора в Москве) был арестован по обвинению в распространении пасквилей на вице-президента Святейшего Синода Феофана Прокоповича, кстати, тоже выдвиженца и сподвижника Петра. Возможно, как говорится в каталоге Русского музея, это название граничит с чинами, которые существовали в Польше и Литве в начале XVIII века: главнокомандующий назывался «коренной» гетман, а его заместитель – «польный» (но всё же не «напольный»).

Царь изображён в мундире бомбардирской роты лейб-гвардии Преображенского полка. При нём, с 1685 года, начала работать известная Славяно-греко-латинская академия. Энергично и решительно он принялся наводить в ней порядок. Но пожалуй, лучшим произведением Никитина по красоте живописи, по глубине и сложности психологической характеристики является «Портрет напольного гетмана» (1720-е). У царя Ивана Алексеевича и Прасковьи Фёдоровны было три дочери – Екатерина, Анна (будущая русская императрица Анна Иоанновна) и Прасковья.

В 1762 году портрет поступил в Императорскую Академию Художеств из старого деревянного Зимнего дворца в Петербурге, на Невском проспекте, близ Полицейского моста, что подтверждается его описью: «Сверх каталога данного 1765-го году найдены картины и портреты следующие неизвестно портрет гетмана наполно не конченной взятой из дворца без рам». Портрет датируется 1722 годом, когда художник сопровождал царя в астраханский поход. Учился в Петербурге у И. Г. Первоначальное образование он получил, возможно, в Оружейной палате. Никитин любил царя. Щедрина, скульптора С. И.

Вернувшись из-за рубежа, он возглавил русскую реалистическую художественную школу. Он был сыном солепромышленника Г. Д. Строганова, впоследствии камергер и генерал. Заказывала же Екатерина в те годы портрет просто певчего Конона Карпова. Можно только предполагать. Обратиться к Польше: польская армия имела напольных гетманов. Портрет необыкновенный, в 20-х годах XVIII столетия подобной живописи мы не знаем. Наталья Алексеевна была годом моложе Петра, но рано умерла.

Его мужественное лицо задублено ветром и солнцем. «Увенчанный лаврами Европы» и поставивший «имя русское в ряду классических живописцев», как позднее отозвался о нем Александр Иванов, Кипренский воплотил в этом автопортрете романтический идеал художника-творца. Посмотрим портреты, которые он выполнил до отъезда. Его творчество явилось вершиной русской живописи первой половины XVIII века. Царь поселил его в доме, расположенном недалеко от дворца. Подобное противоречие наталкивало на мысль, что речь идет не о портрете, а о модели.

Затем портрет перешёл к её дочери, внучке Фальконе, баронессе Мари Люси де Янкович. Луи Каравак (1684–1754)О жизни Каравака до его приезда в Россию сохранилось немного сведений. Редчайшая случайность позволила ответить на этот вопрос. Художник был знаком с приемами главенствующего стиля эпохи — рококо, легкого и игривого, но использовал их лишь тогда, когда это действительно соответствовало характеру модели, как в портрете юного барона С. Г. Строганова (1726). Образ подкупает простотой, необычной для искусства начала 18-го столетия.

Румянцева, который отправлялся на средства покровителя. Возможно, этому косвенно способствовала неудачная женитьба художника и последовавший затем развод: родственники бывшей жены стремились всячески навредить Никитину. Роман Никитин, сверх того, работал в Париже, у Н. Ларжильера.

Портрет напольного 
гетмана (1720-е 
годы), грм

Портрет напольного гетмана (1720-е годы), грм

Художнику предстояло ещё многому научиться. Оленин выделил трех выпускников, достойных представлять «три знатнейших художества» в Италии: живописца С. Ф. Как мы знаем, она была тоже скульптором и помогала Фальконе в работе над памятником.

Елизавета вернула его, но по дороге из ссылки Никитин умер. Глаза, привыкшие всматриваться в степные дали, воспалены, а взгляд их испытующ. Никитин умер зимой, в начале 1742 года, во время долгой и утомительной дороги из Сибири. Одним из таких подающих надежды начинающих художников был Иван Никитин. Вскоре художник выполняет другой заказ – он пишет портрет сестры Петра – царевны Натальи Алексеевны (1673–1716).

Получили распространение портреты, так называемые парсуны (от слова «персона»).

К сожалению, судить об этом можно по очень немногим дошедшим до нас произведениям. Всю жизнь Никитин был верен идеалам петровских времен.

Никитину абсолютно чужда лесть, обычная для парадных портретов. Лицо Натальи Алексеевны грустное и даже несколько строгое, без условной улыбки. К ним присоединился художник В. А. Она знала, что портрет был написан в России и передала его по завещанию в 1866 году в Гатчинский дворец-музей, откуда в 1925 году он и поступил в Русский музей. На обороте картины существует надпись: «портрет наполно неоконченный».

Русская портретная 
живопись века

Русская портретная живопись века

Свет, широко льющийся на лицо и грудь гетмана, не выделяет только одно лицо из мрачного сумрака (как это было сделано с известной долей драматизма в портрете Петра I). Они дождались реабилитации после смерти императрицы Анны Иоанновны в 1741 г. Но пожилой и больной художник уже не вернулся в родную ему Москву.

А это далеко не каждый представитель древнего боярского рода делал охотно. Никитин в создании этого образа выступает как большой мастер, которому под силу сложные психологические характеристики. Вероятно, он умер где-то на пути к ней.

Никитин Портрет 
напольного гетмана

Никитин Портрет напольного гетмана

Никитин в создании этого образа выступает как большой мастер, которому под силу сложные психологические характеристики. В 1725 г. Никитин в последний раз пишет с натуры царя. Реформы Петра изменили весь уклад жизни в России. В 1737 вместе с братом Романом отправлен в Тобольск. Он писал портреты самого императора (несколько раз), его супруги, великих княжон Анны, Елизаветы и Натальи и многих других высокопоставленных лиц. Чин, указанный в надписи на портрете (напольный гетман), характерен скорее не для Украины, а для Польши и Литвы, где в начале XVIII в. были должности коронного гетмана (главнокомандующего) и польного гетмана (его заместителя).

И. Н. Никитин вместе с младшим братом Романом, тоже живописцем, находится в Италии. Они посетили Флоренцию, где занимались под руководством Томмазо Реди, Венецию и Рим. А. Н. Сазонов, вольноотпущенный графа В. А. Исследователями высказывалось предположение о том, что на портрете представлен литовский гетман граф Казимир Ян Сапега, «маршалек польский», генерал-фельдмаршал русской армии, находившийся в середине 1720-х в Петербурге. Свет как бы соответствует той ясности, которая присуща данному образу. «Петр 1 на смертном ложе» (в музее Академии Художеств)— в сущности, большой этюд исполненный свободно, однако цельный, продуманный и монументальный.

Описание картины 
Ивана Никитина «Портрет 
напольного гетмана»

Описание картины Ивана Никитина «Портрет напольного гетмана»

Они могут даже превосходить их. Считается, что именно Мари Анн Колло была автором головы Петра. Каравак работал преимущественно портретистом. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.

На марке изображена репродукция картины Ивана Никитича Никитина (1860-е – 1742) «Портрет напольного гетмана» (1720-е, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Тем более хотелось бы, разумеется, знать, кто же послужил художнику моделью. Никитин прошёл обучение в Италии и во Франции и вернулся, как предполагается, в 1720 году.

Вывод. После его смерти в Париже в 1791 году портрет перешёл к его невестке, Мари Анн Колло. В последние годы высказывалось предположение о том, что «Портрет напольного гетмана» – автопортрет Ивана Никитина. Да его и так многие не любили за прямой и независимый нрав. И. Н.

  • Русский музей Дополненная реальность
  • Иван Никитич Никитин (около 1788 – 1741)
  • Картины — Никитин, Иван Никитич
  • Коллекция Государственного Русского музея

Приковывает к себе внимание живой взгляд тёмнокарих глаз Петра. Портрет написан незадолго до её смерти. Перед нами портрет барона Сергея Григорьевича Строганова (1707-1756). Пережил несколько царствований: Петра Великого, Екатерины I, Петра II, Анны Иоанновны, недолгое правление Анны Леопольдовны, работал при Елизавете Петровне, в царствование которой и умер.

Сын священника, он пел в патриаршем хоре, однако, позже оказался преподавателем математики в «Артиллерной школе» (будущей Артиллерийской академии). По возвращении работал в Петербурге, персонных дел мастер. Действительно, почему Украина. В ранних (до 1716 г. ) работах художника ощутима связь с парсунами — русскими портретами конца XVII столетия, с их жестким и дробным письмом, глухими темными фонами, плоскостностью изображения, отсутствием пространственной глубины и условностью в распределении света и теней. Пётр с большим уважением относился к художнику и, как известно, будучи за границей, познакомившись с ним и его работами, писал жене, что надобно ему заказывать портреты, чтобы все знали – и у нас, в России «есть добрые мастера».

Значительное место занимало в ней изобразительное искусство. Портрет Елизаветы ПетровныДочь Петра I – будущая российская императрица Елизавета Петровна (1709–1761). Помимо портрета императора, он выполнял и другие заказы. Никитин показал человека, глубоко погружённого в свои переживания.

  1. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Художник не льстит моделям, на какой бы ступени социальной иерархии они не стояли, не унижает своего искусства. Из Италии И. Н. Никитин действительно вернулся мастером. Юный вид Елизаветы позволяет предположить, что ей здесь 16-17 лет.

Русский музей Дополненная 
реальность

Никитин Иван Никитич (1680-е, Москва (. ) – не ранее 1742, (. )) Художник, портретист. Сын московского священника, брат Р. Н. Никитина, получил разностороннее образование. Глаза, привыкшие вглядываться в равнинные дали испытующе смотрят из-под чуть воспаленных покрасневших век. Но важен сам факт всё более усиливающегося интереса к человеку. Произведения западноевропейской живописи украсили царские хоромы. Он был первым российским государем, который отправился в путешествие за границу. Окончив работу, Фальконе покинул Россию, взяв портрет с собой.

В 1762 году портрет поступил в Императорскую Академию Художеств из старого деревянного Зимнего дворца в Петербурге, на Невском проспекте, близ Полицейского моста, что подтверждается его описью: «Сверх каталога данного 1765-го году найдены картины и портреты следующие неизвестно портрет гетмана наполно не конченной взятой из дворца без рам». Положение с «пансионерством» изменилось с назначением в 1817 году президентом Петербургской Академии художеств А. Н. Жил в Тобольске, где работал как иконописец и писал портреты, которые до нас не дошли. Повзрослев, царевна Прасковья Ивановна имела в новой столице свой двор. Царевна изображена в живом движении, повороте, на ней алая бархатная мантия, подбитая горностаем, как и подобает знатной особе. Иван Никитин (1680-е – 1742 (. )) Иван Романович (. ) Никитин родился, предположительно, в Москве, в 1680-х годах, в семье священника.

Он избавился от недостатков рисунка и условностей ранних работ, но сохранил главные свои особенности: общий реализм живописи и прямоту психологических характеристик, довольно темный и насыщенный колорит, в котором преобладают теплые оттенки. В правление Анны Иоанновны примкнул к оппозиции и был сослан в Сибирь, в Тобольск. Роман Никитин умер в конце 1753 г. или в начале 1754г. «Напольный гетман» воспринимается сегодняшним зрителем как образ мужественного человека, который выдвинулся не в силу родовитости, а благодаря неустанному труду и способностям.

На плечо накинута мантия коричневого бархата, показанная крупно, без лишних складок, что придаёт портрету парадность. Увлекался изобразительным искусством, о чем стало известно Петру I. Никитина направили стипендиатом (за счет государства) в Италию, где он обучался в академиях художеств. Портрет напольного гетмана (достоверно не известно, кто изображен на картине) отличается небывалым для русской живописи того времени реализмом и психологизмом, глубиной погружения в модель.

Никитин позволяет почувствовать долгую и суровую жизнь, сформировавшую этого человека. Чин, указанный в надписи на портрете (напольный гетман), характерен скорее не для Украины, а для Польши и Литвы, где в начале XVIII в. были должности коронного гетмана (главнокомандующего) и польного гетмана (его заместителя). В 1716-20 гг. Главное внимание художник сосредотачивал на лицах.

Он – представитель уже нового российского общества, вполне европеец. Проходит много лет. Ему было тогда двадцать пять лет. Лишь светлеет, выделяясь, лоб, нетронутый загаром под прикрывавшей его в походах шапкой.

Яркая характерность достигается и колоритом, основанным на сочетаниях теплых золотисто-желтых, красных, розовых тонов. Возобновились заграничные поездки русских художников.

Но все ли выяснено. Молодой человек недавно возвратился из-за границы. Пётр умер 28 января 1725 года после затяжной болезни почек, осложнённой сильной простудой.

Безусловная идентификация изображенного затруднительна. Никитина считают основоположником русского портретного жанра. В 1742 помилован указом императрицы Анны Леопольдовны. В этом зале мы видим овальный портрет Петра I (1672–1725), предположительно созданный Караваком. Иван и Роман оказались в Тобольске. Считается, что он родился в Гаскони – области Франции на границе с Испанией. В этот период никто не писал в России так трепетно, взволнованно, с такой душой и темпераментом.

Никитин является одним из первых (часто называется первым) русских художников, отошедших от традиционного иконописного стиля русской живописи и начавших писать картины с перспективой, так, как в это время писали в Европе. Необычна его биография. После революционных событий XVIII века и во времена наполеоновских войн институт «пансионерства» в Петербургской Академии художеств был отменен. Прасковья Ивановна (1694–1731) была младшей дочерью единокровного брата Петра I – Ивана Алексеевича, который считался соправителем Петра, но в управлении никакого участия не принимал, так как был болен и умер молодым.

Их писали русские мастера имена которых до нас не дошли. Глинку. Природный ум и заботливость ясно запечатлены в его лице. Скульптор Этьен Фальконе работает над памятником Петру – знаменитым Медным Всадником.

Во Флоренции Кипренский получил общественное признание, был избран членом Флорентийской Академии художеств и удостоен высокой чести — предложения первым из русских художников написать автопортрет для галереи Уффици, которую украшают изображения Рафаэля, Тициана, Рембрандта, Рубенса и многих других корифеев. Таннауера, для дальнейшего обучения был послан Петром I в числе 20 человек в Венецию и Флоренцию, где учился у Т. Реди (1716–1719). В последние годы высказывалось предположение о том, что «Портрет напольного гетмана» — автопортрет Ивана Никитина. Царь Алексей Михайлович уделял много внимания образованию.

Мы можем судить об этом потому, что уже через три года он получил заказ на портреты племянницы Петра – царевны Прасковьи Ивановны и царевны Натальи Алексеевны, сестры Петра. Художник прибыл очень быстро и увидел царя, только что испустившего последний вздох. Пётр очень любил сестру.

Почтовая марка СССР из серии «Русская живопись XVIII – начала XIX веков». Само название «Напольный гетман» вызывало некоторое недоумение. Оленина. И. Никитин «Портрет напольного гетмана».

Можно предположить, что это определение перешло в название. Гальберга и архитектора В. А.