Оборона Петрограда Картина Дейнека

Создание «Обороны Петрограда» (1928) явилось итогом всей предшествующей работы художника над собирательным образом рабочего класса, но и по времени совпадала с участием Дейнеки в «Обществе станковистов» — «Ост» (1925-1928), что во многом определило идею картины.

Сочинение-описание картины Оборона Петрограда Александра Дейнеки

Фигуры, при всей своей уплощенности и некоторой графичности, тем не менее обладают «чисто живописной весомостью в духе Микеланджело», как выразилась ведущая западная исследовательница творчества Дейнеки Кристина Кьер. Далее группа матросов рывком сомкнутым строем бросается вперед. 1925Государственная Третьяковская галерея» четкая построенность композиции, ее конструктивная жесткость несли в себе элемент нарочитости, то теперь, в «Обороне Петрограда», эти формальные качества обрели смысл, активно раскрывая тему непримиримой революционной борьбы. Но при эпически монументальном строе картины ее герои – реальные живые люди, с разным обликом и характером, объединенные настроением и действием. Уже на Первой дискуссионной выставке 1924 года, где Дейнека, студент Вхутемаса, фигурировал в составе особой «группы трех» (вместе с Г. Пименовым и А. Гончаровым), он имел ясно выраженный творческий облик и очень отчетливо проступающие склонности и стремления. Работал также как сценограф («Баня» В. В.

В1970 имя Д. присвоено Курской КГ. Однако карикатурами рисунки Дейнеки все-таки назвать сложно. В подаренном бабушкой тайком от родителей альбоме появились первые рисунки — солдаты, шарманщики, птицеловы, дамы, разные животные (рисунки, увы, не сохранились). Уже только эта «мадонна двадцатого века» могла бы дать Дейнеке право на одно из первых мест в советском искусстве.

В живописных работах Д. сохранил стилистику и тематику ранних графич. «Истинным спартанцем» называли современники и самого художника. Учусь у Фаворского, прекрасного мастера и последовательного методиста». Уже первое произведение Дейнеки «Окраина Москвы.

Пустынная «Площадь Квиринала» или причудливая «Испанская лестница» передают неповторимый «дух местности», атмосферу улочек Рима. Многим картинам и правда, предшествовали журнальные иллюстрации. Он жертвует правдой индивидуального во имя общего. В послевоенный период Дейнека сохраняет прежний уровень работоспособности и мастерства, однако возвращается к старым, проверенным жанрам (мирные трудовые будни, спорт, духовно и физически здоровая натура), практически перестаёт расширять границы своего творчества. Более остовскую вещь сложно себе представить, однако на четвертой выставке объединения в 1928 году «Текстильщицы» показаны не были. Народный художник СССР.

Ещё один принципиально новый вид работы для Дейнеки – настенная роспись. Работая в Севастополе, он увлекся самолетами.

С 1923 года помимо учебы Дейнека начал сотрудничать с журналом «Безбожник у станка» чуть позже — с изданиями «У станка», «Прожектор», «Даешь», «Красная нива», «Смена». Место и время действия даны предельно скупым намеком композиция освобождена почти полностью от каких-либо локальных и бытовых примет и ничто не мешает величавой героической обобщенности художественного образа.

Он стремился к тому, чтобы станковое произведение воспринималось как монументальное. Был одним из лучших в боксерской секции ВХУТЕМАСа (говорят, даже дрался с чемпионом Градополовым, чей портрет впоследствии написал). Такие картины, как «Донбасс» (1947), «На просторах подмосковных строек» (1949), «Тракторист», «В Севастополе», «У моря. Изобразительный язык художника графически условен. иск-ве. Дейнека постепенно отходил от графической работы в журналах.

Картина «Первая пятилетка» (группа идущих рабочих, со строгими, серьезными, напряженными лицами, а за ними вверху, на фоне неба, греческая статуя Ники Самофракийской – гордое олицетворение победы) еще раз доказала одно из важнейших свойств Дейнеки: умение создать живые человеческие образы, полные психологической сложности и обостренной выразительности. С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как "Никитка – первый русский летун" (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского "авиатора". Его авангардный стиль эволюционировал в сторону соцреализма, но его работы от этого не стали менее искренними. уч-ще (1915–17), во Вхутемасе в Москве (1920–25) у В. А. Живописный стиль Дейнеки к тому времени уже вполне сформировался.

В нем, правда, тоже пробыл недолго. Эта тема так понравилась мастеру, что позднее, в 1940 году, он написал историческую картину «Никитка — первый русский летун» (Третьяковская галерея, Москва). влияние на формирование сурового стиля в сов. В характеристике пространства у Дейнеки, как и в «Обороне Петрограда» и других работах, большая роль отведена движению.

Журнал "Безбожник", в 1923-1932 гг. Живописные работы Дейнеки 1920-х годов напоминали многократно увеличенные рисунки. В картине «Парашютист над морем» (1934) не сразу различаешь, где небо, вода и суша фигура парашютиста показана в неожиданном ракурсе — вниз головой все это создает ощущение полета, бескрайнего неба.

Некоторые из них особенно выделяются своей смелой новизной и поэтической прелестью. Действительный член Академии художеств СССР.

Как верно сказал один из участников форума, «экспертиза экспертизой, но мозги нужно иметь свои», вот таким образом к работам Дейнеки, как, впрочем и любого другого «музейного» художника, нужно относиться с повышенным вниманием и бдительностью. Действительный член Академии художеств СССР. Своим пониманием композиции, значения линии, пятна, контраста и т. п.

— Учимся в библиотеке, музеях, на выставках, на диспутах, у Маяковского, Черемныха. Начавшаяся война все изменила: мозаики «Павелецкой» стали не нужны из 14 мозаик, героически собранных в блокадном Ленинграде 70-летним мозаичистом Владимиром Фроловым (умер от голода в 1942 году, едва закончив и отправив по «дороге жизни» в Москву последний ящик с мозаиками), удалось сохранить только семь, установив их на соседней «Новокузнецкой». Миром машин сын железнодорожника Дейнека был пленен, как мы помним, еще с детства. Член-корреспондент Академии. Его мозаики украшают некоторые станции московского метро — например, «Маяковскую» и «Новокузнецкую». «Оборона Петрограда» одно из его эпических полотен.

Необходимо отметить некоторые стороны и особенности творчества Дейнеки в этот насыщенный и плодотворный период. В картине «Оборона Севастополя» в решении композиции, он пошел по другому пути, чем это было свойственно его ранней работе. Ноябрь 1941года» (1941, ГТГ), «Сгоревшая деревня» (1942, ГРМ) и др. рис.

Эскиз картины «Оборона 
Петрограда»

Эскиз картины «Оборона Петрограда»

Но государственных заказов в этот период ему все равно почти не давали. С этого времени началось его становление как художника.

Как говорил автор, «искусство выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью». («Раздолье», 1944, ГРМ «Эстафета по кольцу Б», 1947, ГТГ). Но работа над картиной началась задолго до того, как он положил первые мазки на полотно. наделяет своих героев типологическими характеристиками. Уже тогда это была историческая картина.

Тогда ее планировали назвать «Донбасской» и восьмигранные мозаики были объединены темой «Донбасс — всесоюзная кочегарка». Поездка в Севастополь в 1934 году даёт художнику почву для написания ряда новых пейзажей. С переломом к победе изменились и образы все еще обостренно-напряженных произведений художника: «Сбитый ас» (1943), с его безжалостно-суровой и в то же время великодушно-человечной правдой художественного образа и акварель «Берлин. Учился в Харьковском худож. Конечно, совершенно застраховаться нельзя (известно, что на фальшивом Дейнеке «прокалывались» даже опытные коллекционеры).

Особое впечатление на художника произвела Сикстинская капелла: рассматривая роспись Микеланджело, художник убедился, что «темперамент заключается не в размашистом мазке, а в более глубоких проявлениях». Создавая произведение, художник вступал на путь сложных обобщений творческих исканий. В конце 1940-х— 1950-е Дейнеку начали все больше критиковать за «формализм» и «схематизм».

Тема спорта была одной из любимых у художника на протяжении всей жизни. Наробраз Курска привлек художника к агитационной работе, поручил иллюстрировать стихи Маяковского плакатами по типу «Окон РОСТа». Представленная на выставке к 10-летию Октября картина «Текстильщицы» решена в светлой, почти белой гамме с оттенками красных охр на лицах и руках девушек.

Описание работы 
«Эскиз картины «Оборона 
Петрограда»»

Описание работы «Эскиз картины «Оборона Петрограда»»

Графическое искусство он находил самым полезным для агитационных целей. Самый интересный из них— «Скука» (1935), портрет госпожи Снайдер. Но они развернуты так, что кажется, весь строй «закругляется» в своем движении. Один из немногих— эскиз росписи плафона Челябинского театра оперы и балета— приемная комиссия признала «низкого качества» и даже призывала художника исправить росписи. Мастер даже пошутил в письме домой: «Приеду, устрою выставку и буду три дня московским медведем».

В картине – в строю рабочих, шагающих на фронт, – изображено всего пять рядов (в эскизе было семь). Байдуков "Через полюс в Америку", 1938, И. Мазурука "Наша авиация", 1940). Исторические темы, связанные с годами революции, занимали воображение Дейнеки и раньше, но теперь поводом послужили заказы на монументальные панно с изображением эпизодов дореволюционной русской истории.

Перед зрителем картина, полная глубокого человеческого смысла. Я думаю, что в период между 1935 и 1941 годами Дейнека не писал ничего более значительного и ответственного, чем «Первая пятилетка» и последовавший за нею «Левый марш». называет страну «миллионолобой». Монументалист, художник, график и скульптор, Герой Социалистического Труда.

Где советский художник 
Дейнека почерпнул 
композицию своей

Где советский художник Дейнека почерпнул композицию своей картины

Большое влияние на Дейнеку оказали немецкие экспрессионисты (Отто Дикс, Эмиль Нольде, Оскар Кокошка, Георг Гросс), работы которых привезли на выставку в Москву осенью 1924 года. Проходит изящный Петя Вильямс с молодым белобрысым Сергеем Образцовым. Строгость – характерная черта образа картины.

Одним из первых шагов становится работа над книгой "Про лошадей" для самых маленьких. Я знал Дейнеку много лет и очень близко. Выдающийся мастер монументально-декоративной живописи, Д. исполнил панно для сов. Важную роль в творчестве Дейнеки играет и другая командировка – заграничная. В 1937 Дейнека создал панно «Знатные люди Страны Советов» для советского павильона на Всемирной выставке в Париже.

Нужен был более непосредственный конкретный жизненный материал. Первые его произведения, как и «Оборона Петрограда» несут в себе «Все признаки декоративного толкования, уклона в панно, устремления к большим плоскостям с очень ясно подчеркнутым начертательным пространством, с абсолютно сознательным толкованием пространства во взаимосвязи плоских мест и резко подчеркнутого объема». Поначалу художник тяготел почти к монохромности и в целом к темному, мрачному колориту. Насколько к концу войны была глубока эта «разрядка» в настроении художника, наглядно говорит его большая картина «Раздолье» (1944) – радостная, полная жизнеутверждающей праздничной яркости, звучащая как песня благодаря ясному, прозрачному, легкому ритмическому и колористическому строю. В 1946 году по зарисовкам Дейнека создал серию акварелей «Москва военная», где зорко увидена и достоверно передана жизнь столицы в годы войны, но передана она уже с эпическим спокойствием, без напряжения и тревоги. Но если, скажем, в картинах «На стройке новых цеховНа стройке новых цехов.

Впоследствии и Дейнеке досталось за «формалистские» эксперименты 1920-х годов с цветом, формой и композицией, но в первой половине 1930-х он пока был в фаворе. В 1939–1940 годах Дейнека расписал плафон в Центральном театре Красной Армии в Москве и получил заказ на эскизы 14 мозаик для нынешней станции «Павелецкая». Отеч. Впечатление трехмерности пространства создается движением: рабочие выходят из глубины картины, «разворачиваются в марше» перед зрителем и опять уходят в глубину. Это был Микеланджело, барочное буйство человека и природы" Вернувшись, художник соединяет свои впечатления с воспоминаниями о прежнем довоенном городе и создаёт знаменитое героическое полотно "Оборона Севастополя" (1942), страшное и величественное. СССР (1963), д. чл. На форуме AI время от времени разворачиваются бурные обсуждения работ Дейнеки из тех, что появляются на аукционах (подробнее — здесь и не поленитесь дочитать до конца).

Репродукция картины 
"Оборона Петрограда 
 (Александр Александрович

Репродукция картины "Оборона Петрограда (Александр Александрович Дейнека)"

Все эти работы – от картины «Мать» до произведений, выполненных в Америке, – отличаются особенным живописным богатством, необычайно изысканной колористической гармонией, неисчерпаемой изобретательностью композиционного построения, неизменно оставаясь проникнутыми жизненной правдой, обостренной психологической выразительностью. Настоящим ударом стал для Дейнеки прорыв немцами обороны Севастополя. Плафон тем не менее был выполнен в первоначальном варианте. В них заметны черты надуманности или рассудочной нарочитости. Она – первая в целом ряду отличных работ того же, 1932 года и ближайших последующих лет.

Как и многие другие художники – его современники, Дейнека был свидетелем и участником событий гражданской войны (в 1918 – 1919 годах он служил в Красной Армии). Вместе с тем тяга к красивому была в мальчике всегда: прогулки по окрестным полям и лесам воспитывали любовь к природе иллюстрации из журнала «Нива» и лубочные картинки знакомили с искусством. На втором плане, на мостике возвращаются раненые измученные, но не сломленные.

Анализ картины Оборона 
Петрограда

Анализ картины Оборона Петрограда

3). На ней было представлено 119 работ Дейнеки — картины, рисунки, акварели. Тогда же происходят события, которые сам художник считал основополагающими в своей карьере – начинается период его сотрудничества с рядом журналов: "Безбожник у станка", "У станка", "Прожектор", "Красная Нива".

На ключевой выставке «Художники РСФСР за пятнадцать лет» (1933) работы Дейнеки демонстрировались как наиболее близкие, задающие верное направление в сторону соцреализма, в противовес работам авангардистов. Это самый полный на сегодняшний день живописный каталог Дейнеки. Предельная обобщенность образов превращает их в символы. Все документальные обстоятельства события, бытовые подробности отметаются. Они создают компиляции из элементов разных работ художника (вот таким образом даже «насмотренному» зрителю подделка кажется уже виденной), в иных случаях они пишут нечто совсем новое, но пытаются подражать стилистике автора. илл.

Опыт «Обороны Петрограда» и лучших рисунков конца 1920-х годов дал свои плодотворные результаты очень скоро. В течение двух недель была написана эта картина. Темы же своих картин, как отмечал он, черпал из жизни.

На следующей выставке ОСТа, в 1926 году Дейнека поразил всех картиной «На стройке новых цехов». В своей поэтизации физического труда художник достиг невиданных ранее высот. Мейерхольда, 1930 и др. ), с 1939 и как скульптор (композиции на спортивную тему, бронза и дерево). успешно работал в журнальной графике (для журналов «У станка», «Прожектор» и др. ), книжной иллюстрации (к басням И. А. Крылова, 1922 кн.

Оно логически вытекает из самого образа мышления художника. (Через год и ОСТ и РАПХ прекратят своё существование). Лауреат Ленинской премии. Член-корреспондент Академии.

Народный художник СССР. Прежде всего – умение художника находить на редкость живые и привлекательные модели своих картин, как правило, далекие от классического идеала красоты, но всегда светящиеся умом и душевной чистотой, одухотворенные нравственно и интеллектуально. Периодически Дейнека работал и в книжной иллюстрации: в конце 1920-х и в 1930-е годы оформил около десятка книг для детей и взрослых. Но если судить в целом, общее настроение работ художника в 1930-х очевидно изменилось.

Краткое описание 
картины Оборона 
Петрограда Александра

Краткое описание картины Оборона Петрограда Александра Дейнеки

Ленинская пр. После Февральской революции занятия в училище прекратились. В конце 1935 года в Москве открылась персональная выставка художника. Тот же герой, полный ярости и справедливого гнева, готовый пожертвовать своей жизнью во имя свободы, воспет через много лет в картине «Оборона Севастополя» (1942).

Он точен, суров, лаконичен. Художник академической выучки, М. Р. Пестриков муштровал ученика в классическом рисунке. монументализацией образов заметно влияние Ф. Ходлера. Возможно, они до сих пор лежат под землей (во время бомбежек их прятали во временное хранилище, местонахождение которого не установлено). Вот таким образом в ОСТе он стал одним из основных участников (до тех пор, пока не покинул объединение).

Описание картины 
Александра Дейнека 
«Оборона Петрограда»

Описание картины Александра Дейнека «Оборона Петрограда»

Он не показывает непосредственно боя с противником. С задачей он, впрочем, все равно справился.

Художник шел по этому пути вполне осознанно, так как стремился к концентрации в едином образе большого содержания. Но картина не была одинокой удачей. Дейнека ездил по стране и постоянно рисовал он проникся культурой афроамериканцев: «Они поют такие грустные песни, в моленьях приходят в экстаз, по-особенному бешено и ритмично танцуют, а главное они— рабочие». Подобное нарушение рисунка оправдано всей образной системой картины.

  • Александр Александрович Дейнеки (1899-1969)
  • Дейнека Александр Александрович
  • Оборона Петрограда — Александр Дейнека
  • Александр Александрович Дейнека (1899–1969)
  • Дейнека Александр АлександровичОборона Петрограда

Герой Соц. худ. Зимой 1942 года Дейнека был командирован на фронт под Юхнов. Вы как бы только что поутру вышли из холодной реки.

Создавал плакаты Курского РОСТА и оформлял агитпоезда. Крылова, 1922 кн. Так, на выставке X лет Красной Армии (1928) был экспонирован целый ряд картин, посвященных тематике гражданской войны. Рыбачки» (все 1956), такие мозаики, как «Парашютист» (1957), «Красногвардеец», «Доярка» (обе 1962), такие рисунки, как «Обнаженная девушка» (1951), являются созданиями большого художника, влюбленного в жизнь, преклоняющегося перед нравственной и физической красотой и достоинством человека. ВХУТЕМАС в ту пору был центром всевозможных исканий в области искусства.

  1. Александр Александрович Дейнека

С помощью противопоставления цветов (светлого — одежда моряков, темного — фашистов) автор передает главную идею своего произведения: справедливость и добро должны восторжествовать над злом. В 1928-29 гг. Вероятно, это и дало моему искусству некоторые черты новаторства». Таков прелестный рисунок «Теннис» (1926) – четыре легкие изящные фигурки девушек-спортсменок.

Для ранних работ Дейнеки характерны аскетизм колорита, повышенная роль силуэта и контура, монтажность композиции («На стройке новых цехов», 1926, ГТГ «Текстильщицы», 1927, ГРМ) в картине «Оборона Петрограда» (1928, Центральный музей Вооружённых Сил РФ, Москва) с её обострённым ритмом, героической монументализацией образов заметно влияние Ф. Ходлера. С особым интересом художники обращались к событиям революции и гражданской войны.

Одна из лучших картин на эту тему — «Будущие летчики» (1938, Третьяковская галерея, Москва). Народный художник СССР. Когда в 1931 году "Октябрь" принимает его рисунки на выставку с большим количеством оговорок, художник покидает общество и переходит в РАПХ ("Российская ассоциация пролетарских художников"). тематика, антирелигиозный пафос, новый быт) в стилистике, близкой конструктивизму и «новой вещественности». Как позже писал Дейнека о «Текстильщицах», он «обрабатывал поверхность, делая ее гладкой, лакированной, смутно желая найти единство поверхности с фактурой полированных, светлых, еще не существующих стен, для которых он мечтал писать картины».

Ощущение динамики в «Обороне Севастополя» подчеркнуто столкновением встречных «волн», бросающихся в бой матросов и наступающих фашистов. Монументалист, художник, график и скульптор, Герой Социалистического Труда. Между тем во ВХУТЕМАСе к середине 1920-х годов образовалась художественная группа ОСТ — «Общество станковистов». В ранних своих работах, как это видно на примере анализа «Обороны Петрограда» Дейнека пользуется близким к графике методом контрастного сопоставления приглушенных темных и светлых тонов в их тонированных вариантах, обращается к большим плоскостям, четкому рисунку. Графика отошла на второй план, но полученные навыки рисовальщика очень пригодились Дейнеке, например, при создании подготовительных набросков к картинам.

Напротив, раненые бредут устало и медленно. К тому времени у него уже имелся опыт иллюстрирования книг, например, романа А. Барбюса "В огне" в 1926 (впрочем, более известно повторное в 1934). Переходя взглядом от одной фигуры к другой, мы получаем кинематографическое ощущение развертывающего во времени движения. обязан прежде всего Фаворскому.

Именно композиция картин «Оборона Петрограда» и «Оборона Севастополя», ее динамика, контрастное сопоставление отдельных форм и элементов служило средством выражения идейного замысла. При небольшом размере они отличаются монументальной широтой. Не знаю, хорошая эта картина или плохая, но кажется, что настоящая».

Александр Александрович 
Дейнеки (1899-1969)

В 1928 г. в Москве была большая художественная выставка «10 лет рабоче-крестьянской Красной Армии». Резкие цветовые контрасты помогают воплощению мысли автора. Успех картины был такой, что в том же 1928 году ее послали на Венецианскую биеннале, а впоследствии «Оборона Петрограда» была выкуплена государством (сейчас входит в собрание ГТГ). Множество учебных рисунков Дейнеки посвящено человеческой фигуре, его привлекает телесное и выразительное. Но несмотря на трудности « там велась большая работа над формой, композицией», — писал впоследствии сам Дейнека.

Именно в журналах во многом сформировался уникальный дейнековский стиль. Всё это создает идеальные условия для фальсификаторов. Встречи эти окажут на художника огромное воздействие. Оно подытоживает искания, проявившиеся в предшествующих работах художника. В кафе", "Париж.

Нередко при всей незрелости формальных исканий (ведь в 1924 году Дейнеке было двадцать пять, Пименову и Гончарову – двадцать один год от роду) эта тогдашняя художественная молодежь ставила себе весьма серьезные и важные задачи. И тогда Дейнека решил: раз он пишет картину о том, чего никто раньше не изображал, то он должен изобрести для нее новую композицию — «игра натолкнула меня на свой самостоятельный язык». Интересны высказывания мастера относительно стилевых признаков своего искусства. В слитности ровных рядов мы ощущаем единую волю защитников красного Питера.

Дейнеку пленил залитый солнцем Севастополь с его «презагорелыми, с фиолетовым отливом» мальчишками, отдыхающими, строгими набережными и конечно морем. Ту полноту чувства, какую сумел в этой картине выразить Дейнека, он мог найти только в глубокой вере в непреходящую моральную силу и достоинство человека. и сравнить их с картинами Дейнеки того же времени.

«В своей пластике он концентрирует былинную мощь, беззаветный героизм, присущий всему воинству». Из Рима он поехал во Флоренцию, затем в Берлин, а оттуда — домой, в Москву. Это – суровая, честная прямолинейность. Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки ("Сам батюшка пожаловал", "Святые прозорливцы", "Чудодейница", 1925) пришлись в этом журнале ко двору. Создание социально насыщенных тематических произведений, передающих в образной форме облик современности «ОСТ» ставил своей целью. Исследования, книги, выставки.

Поодаль по мосту медленно проходят раненые, возвращающиеся с фронта. Человеческих фигур не так уж много, видны даже не все их лица. 1926Холст, масло, 209 х 200Государственная Третьяковская галерея», «Перед спуском в шахтуПеред спуском в шахту. Один из американских деятелей назвал художника «филадельфийским львом». Поодиночке, не зная еще друг друга, бредут будущие Кукрыниксы. В 1927 году Дейнека начал работать над заказом Совнаркома — большой картиной «Оборона Петрограда» (Музей вооруженных сил, Москва).

Как и у других членов ОСТ, множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению "примет XX столетия", воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта ("В Донбассе", 1925, "Перед спуском в шахту", "На стройке новых цехов", "Лыжники", 1926, "Текстильщицы", 1927). В. Э. Труда (1969). В отличие от «Обороны Петрограда», в которой трудно выделить одного героя — перед нами образ единого, сплоченного коллектива, отряда красногвардейцев. Пименовым), чл. Журнальной графикой художник активно занимался до начала 1930-х.

Послушайте знающих людей, особенно тех, кто сомневается. Студент Дейнека зимой жил при пяти градусах тепла, работал по ночам, но задора не терял. Четкую грань между этими двумя творческими периодами провести сложно: спортсменов Дейнека писал и в 1920-х, а к темам Гражданской войны и техники (особенно авиации) художник обращался и в 1930-х. объединений ОСТ (1925–27, один из учредителей), «Октябрь» (1928–30), Российской ассоциации пролетарских художников (1931–1932). Особенно характерны для этого времени две: авиация и история.

Я очень мало писал станковых картин – в год две картины. Чистые, звонкие тона взяты в контрасте с дополнительными. Набережная Сены", "Париж. На эти годы пришлась гражданская война.

Такова замечательная акварель «Тюильри» (1935) с изображенной на ней скульптурой стремительно бегущей девушки и с неподвижно застывшей фигурой человека – бродяги или безработного – на садовой скамейке. Сама жизнь открыла и путь к решению задачи. Художник показал узкую полоску набережной с идущим на ней ожесточенным сражением. В послевоенный период искусство Дейнеки было очень неровным.

Лаконичнее стал пейзаж. К юбилейным выставкам Александр Дейнека создал два знаковых произведения — картины «Текстильщицы» и «Оборона Петрограда». На юбилейной выставке к 10-летию РККА одним из центральных произведений стала дейнековская «Оборона Петрограда». Горизонтальный фризовый прием принял кольцевой ход, глаз улавливает внутренний смысл композиции. С началом 1930-х годов тематика работ Дейнеки начала меняться.

Внизу — здоровые и сильные, только отправляющиеся на войну. Батальный жанр), драматические пейзажи «Окраина Москвы. Последние два года жизни из-за тяжелой болезни Дейнека был не в состоянии работать. Но в целом выставка получила одобрительные отзывы. Можно много говорить о несогласованности действий иностранных армий, о решениях полководцев (посмотрите список командиров, руководивших операциями РККА в 1919 году — всё знакомые фамилии Мы помним только то, о чем талдычат псевдо историки, а вот изучите-как эту войну детально).

Если «Оборона Петрограда» стала значительным достижением искусства в раскрытии героев революционного периода, то «Оборона Севастополя» открыла принципиально новую страницу в решении батальной живописи, в раскрытии нравственной сущности героизма народа. На склоне лет, в конце 1950-х— 1960-е, Дейнеку начали осыпать почестями и наградами: стал народным художником РСФСР (1959) и СССР (1963), был избран вице-президентом АХ СССР (1962–1966), получил орден Трудового Красного Знамени (1962) и др.

Это был не первый его полет (летал однажды в Курске), но на этот раз он сумел запомнить и после передать на холсте необъятность воздушной среды, перевернутый с ног на голову мир. После нескольких работ с мучительно тревожными образами гибели и страдания (например, «Сгоревшая деревня», 1942) Дейнека создал «Оборону Севастополя» (1942) – одну из самых сильных своих картин и одну из самых драматических работ всего советского искусства того времени – скорбную и величественную героическую эпопею о подвиге защитников Севастополя. Действительный член Академии художеств СССР.

Художник старался видеть пейзажи глазами не стороннего наблюдателя, но моряка или летчика. Специфика работы в периодических изданиях (поточность, ограниченность по времени, невысокое качество печати) заставляли приспосабливаться, работать быстро, упрощать рисунок и вкладывать максимум смысла в форму и композицию. Интерес художника к истории русского самолетостроения отразился и в работе над книгой «Наша авиация» летчика И. П. Мазурука.

Мужество имеет свою динамику. Но не только негритянские джазовые концерты или танцы запечатлевал Дейнека он писал картины о бейсболе и горнолыжном спорте, дорожные пейзажи с автомобилями и рекламными вывесками, городские виды с небоскребами и даже портреты буржуазных дам.

ДЕЙНЕКА Александр Александрович, рос. Насмотревшись на модные «измы» во время столичных командировок, Дейнека принялся «насаждать на курских ухабах яркий кубизм». Он настойчиво изучает тот или иной вид движения. «ОБОРОНА ПЕТРОГРАДА», А. А. Дейнека. 11 февраля 1935 года в Филадельфии открылась выставка Дейнеки.

художник, график, скульптор, нар. Прыжок с колокольни». и живописных произведений. Влияние Владимира Андреевича на будущее творчество Александра очевидно – достаточно взглянуть на ряд полотен Фаворского 20-30-х гг. ", "Китай на пути освобождения от империализма", "Механизируем Донбасс. В Риме, а затем в Москве Дейнека создал огромное количество работ, посвященных Италии. – блестящий рисовальщик – сознательно нарушает строение человеческого тела изображая рабочего, шагающего в предпоследней шеренге вторым слева.

Потребность продолжать обучение чувствовалась и в 1921 году Дейнеку направили повышать квалификацию во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские). Можно даже образно назвать Дейнеку Маяковским в живописи. Более того, Дейнека уже не был указан в списке участников ОСТа. Главные средства выразительности – силуэт, контрасты темного и светлого.

То же самое можно сказать и о картине «Левый марш», написанной на тему известного стихотворения В. Маяковского. При всей правдоподобности, смешного в них было меньше, чем у тех же Кукрыниксов. Большую выставку его работ, устроенную в 1969 году, он увидеть уже не смог.

Дейнека Александр Александрович, российский художник, график, скульптор, народный художник СССР (1963), действительный член Академии художеств СССР (1947 вице-президент в 1962-1966). Если они представляют лирическую линию в творчестве Дейнеки, то общественно-политическую, а также художественно-публицистическую сторону его искусства не менее сильно представляют картина «Безработные в Берлине» (1933) и обостренно-драматические, дышащие гневом рисунки к книге «Огонь» А. Барбюса (1934). В их позах можно уловить знакомый пластический мотив, воплощенных в образах поверженных гитлеровцев в «Обороне Севастополя» (см. Автор организует тему избрав мотив шествия, сообщив ему беспрерывный кольцевой ход. Лауреат Ленинской премии. Лиризмом отмеченыего жанровые работы, натюрморты, портреты и пейзажи 1930-хгг.

Действительный член Академии художеств СССР. На родине Дейнеку потом долго ругали за этот эксперимент. На Первой дискуссионной выставке (1924), предшествовавшей образованию ОСТа, Дейнека в компании с Юрием Пименовым и Андреем Гончаровым выставил свою картину «Футбол». лаконичен.

Самым сильным и самым совершенным воплощением этого перелома (или, по существу, полной художественной зрелости мастера) стала картина «Мать» (1932), бесспорно принадлежащая к числу вершин советского искусства. По словам одного из историков советской живописи, они спешили воссоздать героические страницы современной истории по свежим следам пережитого и лично виденного. Член-корреспондент Академии.

(«Мать», 1932, ГТГ «Девушка с книгой», 1934, ГРМ «Колхозница на велосипеде», 1935, ГРМ). Огромное значение в этом случае имеет провенанс (история бытования) и если вещь не экспонировалась, не публиковалась в серьезных изданиях, т. е. произведений. – «Оборона Петрограда». Жизнь СССР бьет полным пульсом круглые сутки». Увидев на фотографии в немецкой прессе милый сердцу город в руинах, представив, как отчаянно защищали Севастополь его «будущие летчики», Дейнека решил написать картину именно об этом эпизоде войны, хотя и не видел его своими глазами.

В ней – мужественная правда эпохи, ее железная необходимость. С М. Громовым и В. Чкаловым Дейнеку связывали узы дружбы. ин-те (1928–1934), МХИ (1934–46 и 1957–63 проф.

1941 год» (1941) стало почти символом тревоги за столицу и вместе с тем обобщенным образом неприступной Москвы военных лет. Конечно, картина далеко вышла за рамки простой иллюстрации. Заслуживают внимания всего лишь три картины этого периода: «Первая пятилетка» (1936), «Никитка – первый русский летун» (1940), «Левый марш» (1941).

Дейнека был расстроен, ведь на новые краски придется снова копить целый месяц. Это помогло ему найти принципиально новую трактовку облика человека труда. Дейнека с детства был увлечен спортом, закалял свое тело и дух.

Отдушиной в этот период для Дейнеки стала скульптура (работал в дереве, майолике, бронзе, фарфоре, цементе) и камерная живопись— портреты близких, натюрморты, пейзажи. В 1935 году художник посещает США, Францию и Италию. Это, так сказать, уже не «индивидуальная», а «коллективная» нога. АХ СССР (1947 вице-президент в 1962–1966). Ритмика этих планов различна. Многие из этих задач ОСТ очень весомо и сильно решил за время своего короткого существования – именно отсюда среди других работ вышла первая подлинно монументальная, несущая в себе обобщенный и глубоко действенный образ советская историко-революционная картина – «Оборона Петрограда» Дейнеки (1927).

Большое внимание Д. уделял темам авиации («В воздухе», 1932, КГ, Курск «Будущие лётчики», 1938, ГТГ) и спорта («Футболист», 1934, ГТГ «Бег», 1934, ГРМ и др. ) в связи с темой физкультуры художник нередко обращался к изображению обнажённого тела («Игра в мяч», 1932, ГТГ и др. ). Их получилось около 300.

Полная трагизма, ярости, героики, «Оборона Севастополя» по праву считается одним из лучших произведений, посвященных Великой Отечественной войне. По воспоминаниям Дейнеки, роль агитационного плаката, журнального рисунка сводилась в ОСТе на нет, в то время как сам художник чувствовал себя в ту пору больше графиком, нежели живописцем (писал всего несколько картин в год). И художник вновь справляется с вызовом. Что писать— он понимал, а вот как— пока не очень.

У художника был своеобразный метод, который он использовал и при создании этой композиции. Его лицо озарено гневом и сознанием морального превосходства над врагом. Дейнека идеализировал советский мир еще тогда, когда понятие соцреализм не изобрели.

Но там Дейнеку подвергают ещё большей критике – за не изжитые недостатки стиля ОСТ, с которым РАПХ враждовала, за обилие "безыдейной" спортивной тематики, за формализм и индивидуализм. Лауреат Ленинской премии. Также в этот период он иллюстрирует басни Крылова ("Кот и повар", "Крестьянин и смерть", 1922). Александр Дейнека. носивший название "Безбожник у станка" (т. к.

Яркие покраскам картины взволнованно рассказывали о боевых днях. Художник умел молниеносно схватывать силуэты спортсменов, ловить их характерные движения его постоянно видели на стадионах за такими «снайперскими» зарисовками. Стиль Дейнеки Дейнека Александр Александрович Один из самых значительных деятелей советского искусства. Монументалист, художник, график и скульптор, Герой Социалистического Труда.

За довольно долгую жизнь Александр Александрович попробовал себя в живописи, графике (в том числе журнальной, книжной, плакатной и театральной), монументальном искусстве (панно, фрески, мозаики), скульптуре. Был партийным, в свое время участвовал в обороне Курска от белых. Гончаровым и Ю. И. В эти годы у Дейнеки были удачи и в монументально-декоративном искусстве – в мозаиках для фойе актового зала Московского университета (1956), для Дворца съездов в Московском Кремле.

Театре им. Он все больше стал работать в живописи, а потом и в монументальном искусстве.

А кроме того, ОСТовцы всё больше замыкались на производственной тематике. Художники нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают "ориентацию на художественную молодежь". Сходите в музеи, посмотрите альбомы, не ориентируйтесь на Интернет (некоторые, мягко говоря, сомнительные работы считаются там подлинными). «В огне» А. Барбюса, 1927 и 1935), плакате, станковой графике (серия «Севастополь», акварель, гуашь, 1932-1934, ГТГ и ГРМ).

Его творческий путь неотделим от жизни страны. Он не бросал работу даже во время воздушных налетов. В 1936 году им были выполнены два панно для Дома Красной Армии в Минске (уничтожены в годы войны).

Во второй половине 1930-х годов в искусство Дейнеки широко входят новые темы. В его стенах сталкивались самые разные, подчас исключающие друг друга художественные школы и педагогические системы. Где остальные мозаики — неизвестно. Дейнека перешел в созданное в том же году объединение «Октябрь».

ВХУТЕМАС в начале 1920-х годов — отдельная история. И так же подлинно звучат «Набережная Сены» или «Дорога в Маунт-Вернон» в парижских и американских акварелях и этюдах маслом. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.

Вот типичные его призывы: «Спрессуем в массовый мозг мозга людские клетки», «Раздувай коллективную грудь-меха». Народный художник СССР. На их лицах – сосредоточенность, спокойная решимость. Это «Спящий мальчик с васильками», «Полдень» (обе – 1932), «Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами», «Купающиеся девушки» (обе – 1933).

Лауреат Ленинской премии. С 1920-хгг. В течение всех двух недель работы выставки залы были заполнены посетителями. Это время оказывается для Дейнеки весьма плодотворным на плакатное творчество, в непривычном для себя жанре художник быстро осваивается и создаёт ряд достойных работ ("Ударник, будь физкультурником", "Мы требуем всеобщего обязательного обучения.

Итальянские зарисовки отличны от американских или французских. Из Парижа художник отправился в Италию. В конце тридцатых Дейнека иллюстрирует книги об авиации, написанные для детского чтения известными лётчиками (Г. По сути дела, по моей природе ОСТ мне не был родственным. Яркие порывы, титанические размахи пролетариата хочется писать тысячью самоцветных каменьев, запечатлеть эту героическую борьбу пролетарских масс» Дейнека собирался писать, ни много, ни мало, «красоту заводов» и «работу коллективных созиданий» для «храмов современности». Композиция строится в трех планах. Движение же художник передает в пластически объемной форме с ясно выраженным силуэтом, так как под силуэтом Дейнека мыслил «не просто плоскость, а материально насыщенную предметность, дающую с близкого расстояния богатую, многоплановую видимость форм и переходящую при дальнем восприятии в образно выразительное контурное изображение». В день подписания декларации» (1945), написанная Дейнекой с натуры и поднятая до символического обобщения, – это превосходные свидетельства всеобщности тех чувств, что владели всем советским народом на исходе войны. «В огне» А. Барбюса, 1927 и 1935), плакате, станковой графике (серия «Севастополь», акварель, гуашь, 1932–34, ГТГ и ГРМ).

Сил РФ, Москва) с её обострённым ритмом, героич. Ноябрь 1941». На этой же выставке заметно выделилась своей оригинальностью и новизной трактовки историко-революционной темы картина Дейнеки Оборона Петрограда (1928). Среди иллюстраций к этой детской книжке одна из лучших — «Без мотора. «Это искусство исторических обобщений, в которых опыт прошлого увиден и осмыслен с многолетней дистанции глазами иной эпохи».

В этом большую роль сыграло обращение в 1920-1930-х годах к теме гражданской войны. Капитолий", "Танцоры в Гарлеме", "Нью-Йорк", "Париж. В передаче и глубоко трагического («Наемник интервентов») и светлого, радостного, личного («На балконе», «Девочка у окна.

«Сколько себя помню, я всегда рисовал», — вспоминал Дейнека. Большое внимание он уделял работе над композицией, которая получилась крайне своеобразной. Со времени написания «Обороны Петрограда» прошло много лет. Вдали Нева с кораблями и часть набережной.

успешно работал вжурнальной графике (для журналов «У станка», «Прожектор» и др. ), книжной иллюстрации (к басням И. А. Раньше всего, в 1930 году, он с большим блеском сказался в плакатах Дейнеки («Механизируем Донбасс», «Физкультурница»), где очень счастливо использованы приемы строго продуманной и построенной композиции, полной стремительной динамики, с чеканно четким силуэтом и условным, распластанным пространством, а главное – с живыми, хотя и обобщенно типизированными человеческими образами. Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, "Краснокрылый гигант", 1938). Ноябрь 1941 года» (Третьяковская галерея, Москва).

Монументалист, художник, график и скульптор, Герой Социалистического Труда. В «Обороне Петрограда» и «Обороне Севастополя» отразилось идейное содержание творчества самого Дейнеки, воплотившиеся в монументальном художественном обобщении идей современности в образах, рожденных в борьбе за новый и светлый мир. Художник «испытывал органическую потребность мерить искусство размахом дел своей Родины, жить единой жизнью вместе со своим народом».

Тягу к монументальному искусству он испытывал уже давно, мечтал украшать архитектуру яркими фресками, мозаиками, среди которых человек чувствовал бы себя смелее, полнокровней, богаче. Новое свои живописные планы». Маяковского в моск. Но взгляд снова оказывается втянутым в непрерывное кипение битвы.

с 1940), Ин-те прикладного и декоративного иск-ва (1945–52, директор в 1945–48), МАРХИ (1953–57). Размещенные в куполах мозаики рассказывали об одном дне из жизни Страны Советов: «. Такой прием является характерным для решения композиционных задач многих произведений Дейнеки. Одним из последних был журнал «Даешь», где также трудились Родченко и Маяковский. А зимой 1938 года в стремительном темпе начинается работа над мозаичным циклом "Сутки советского неба" (на котором, по замыслу, должна быть запечатлена жизнь советского народа в течение одних суток) будущей станции московского метрополитена "Маяковская", всего за шесть месяцев до её открытия.

Но в целом «журнально-плакатная работа» (таким объединяющим термином художник обозначил свои графические труды) Дейнеку порядком утомила. В картине «Оборона Петрограда» Дейнека Дейнека Александр Александрович Один из самых значительных деятелей советского искусства. Судьба Александра Дейнеки типична для первого поколения новой интеллигенции. Тем не менее, за последующие два десятка лет он создаёт ещё множество шедевров ("У моря. У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность.

Работа была выполнена по заказу РВС СССР и, что интересно, всего за одну неделю. Эта замечательная картина, показанная в феврале 1928 года на выставке к десятилетию Красной Армии, – одно из сильнейших воплощений в искусстве образа Революции, могущее с полным правом и честью стоять в одном ряду с «Клятвой сибирских партизан» С. Герасимова и «Октябрем» А. Матвеева. худож. Как и всякий подлинно художественный образ, образ этой картины покоряет жизненной правдой. В «Обороне Севастополя» образ моряка со связкой гранат стал идейно-художественным центром всей композиции, в котором сконцентрировались экспрессия и патетика подвига сражающихся матросов.

Учился в Харьковском художественном училище (1915-1917), во Вхутемасе в Москве (1920-1925) у В. А. Фаворского. Для ранних работ Д. характерны аскетизм колорита, повышенная роль силуэта и контура, монтажность композиции («На стройке новых цехов», 1926, ГТГ «Текстильщицы», 1927, ГРМ) в картине «Оборона Петрограда» (1928, Центр. 2009–2011».

музей Вооруж. Они захватили воображение художника в связи с работой над иллюстрациями к детским книгам «Через полюс в Америку» Г. Байдукова и «Наша авиация» И. Мазурука (вышли в свет в 1938 и 1940 годах). Севастопольские моряки встали стеной, преграждая дорогу врагу. Герой Социалистического Труда (1969).

в ст. И события исторические, в учебники вошедшие. Тема этих полотен организована при помощи взаимосвязанных сюжетов, получающих при пространственном развертывании на плоскости как бы временную протяженность. Фаворского.

Полетико. Но самое главное, что в рамках проекта вышли в свет три отдельных исчерпывающих исследования по графике (том 1), живописи (том 2) и монументальным работам (том 3) художника. Одновременно с фотографичными, жизненными и где-то игривыми полотнами ("На балконе", 1931) он пишет идейные и трагические картины ("Наёмник интервентов", 1931) и вместе с тем продолжает рисовать плакаты ("Построим мощный советский дирижабль Клим Ворошилов", "Дадим пролетарские кадры Урало-Кузбассу", 1931). графические серии «Дороги войны» (сангина, 1942, ГРМ) и «Москва военная» (акварель, гуашь, 1946, ГТГ). Вел.

Символичен образ моряка со связкой гранат на первом плане. Это были панно и росписи для фабрики-кухни в Филях (1932), эскизы панно для клуба Наркомзема, увы, так и не реализованные (1933). Действительный член Академии художеств СССР. В том же 1937 году художник получил заказ на эскизы 35 мозаик для украшения строящейся станции метро «Маяковская». Александр Дейнека (по другой версии, Дейнеко) родился 8 (20) мая 1899 года в семье железнодорожного слесаря в уездном Курске. Его картины и панно отражают приметы современности и дух эпохи (коллективизация индустриализация, военная тематика, антирелигиозный пафос, новый быт) в стилистике, близкой конструктивизму и «новой вещественности».

Красота Рима поразила его. Таков трогательный и нежный «Негритянский концерт» (1935), где словно схвачен самый звук музыки и пения, самый образ и стиль американской музыки середины XX века.

Первое его монументальное панно в кубистической манере превратилось потом в прекрасные навесы для местных лавочников. Народный художник СССР. Не «замечает» художник и качественной разницы между снегом и небом используя почти один и тот же ровный чуть сероватый тон, на котором четкими силуэтами, броско, как на плакате, читаются два основных мотива: шеренга рабочих-красногвардейцев, решительно идущая на борьбу с врагом и нестройный ряд возвращающихся с фронта бойцов. В короткий срок создана и «Оборона Севастополя». Итальянцы нам— Караваджо, а мы им— Дейнеку. «Оборона Петрограда». Член-корреспондент Академии.

Резкая и яркая, зорко наблюденная характеристика изображенных людей скупой отбор минимальных необходимых примет места и времени смелая, вольная, даже причудливо отстраненная композиция цвет, сдержанный и полностью отвечающий эмоциональному состоянию, – все это говорило о настоящей взволнованности и действенном гуманизме создателя этих картин, очень далеких от элементарной, чисто внешней «современности», какую часто только и хотели видеть в искусстве Дейнеки. Лауреат Ленинской премии. Преподавал в Москве– во Вхутеине (1928–30), Полиграфич. Одна из лучших картин Дейнеки получит то же название, что и известное стихотворение Маяковского – "Левый марш" (1941).

Сын курского железнодорожника. В этих работах со все большей силой стала проявляться тяга художника к монументальности. На следующий год участники этой выставки вместе с другими выпускниками ВХУТЕМАСа основывают "Общество станковистов" (ОСТ), Дейнека – один из членов-учредителей.

Творчество Д. оказало значит. Одной из лучших работ военного периода Дейнеки стала «Окраина Москвы. войне посвящены его батальное полотно «Оборона Севастополя» (1942, ГРМ см. Анализируя «Оборону Петрограда» и «Оборону Севастополя», можно обнаружить внутреннюю близость этих произведений в русле единого процесса развития отечественного искусства.

С наступлением «оттепели» оттаяли чиновники и в отношении к Дейнеке. Это не отвлеченные типы бойцов. Увиденное отразилось в драматичных полотнах «Сгоревшая деревня», «Тревожные ночи» и др. Немногие картины, созданные до «Обороны Петрограда», можно расценивать только как эксперимент, но не как свершение («Перед спуском в шахту» 1925, «На стройке новых цехов» 1926) в них много по тем временам нового и дерзкого – в построении условного пространства, в столь же условном цвете, в нарочито резкой экспрессивности жестов и поз, – но в целом работы эти схематичны и «сочинение» полностью преобладает в них над реальным знанием и реальным чувством жизни. Многие графические приемы перешли потом в живопись художника. Но бойцы становятся ещё суровее и сильней их ненависть к врагу.

Учился в Харьковском художественном училище. Член-корреспондент Академии. Эпический размах и оптимизм отличают жанровые полотна Д. 1940-хгг. А Фаворский, правда, учил его классической гравюре — полезно, но не так актуально. Участник «Объединения трёх» (1924, с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым), член художественных объединений ОСТ (1925-1927, один из учредителей), «Октябрь» (1928-1930), Российской ассоциации пролетарских художников (1931-1932). Художник воплощает героический подвиг народа в «Обороне Петрограда» (1928), сумевшего отстоять свою идею, свою республику.

И все же можно сказать, что «монументализм» искусства Дейнеки нигде не проявился в таком последовательном и чистом виде, как в станковой живописи и акварелях, – именно здесь большой стиль менее всего оказался предвзятой, заранее намеченной формой, а стал органически целостным и естественным выражением чувства реального времени в его наиболее прогрессивном и действенном осмыслении, стал верным эхом истинных и вечных человеческих ценностей. Через несколько лет крымские впечатления выльются в одну из самых романтичных работ Дейнеки— «Будущие летчики» (1938). (1964). метрополитена фриз с портретами учёных для МГУ (флорентийская мозаика, 1951–52) и др.

Картины «Оборона Петрограда» и «Оборона Севастополя» как и большинство произведений Александра Дейнеки были подлинно новаторскими открытиями в решении новых, социально значительных тем современности, отличаются великолепным знанием предмета, умением выразить особенности эпохи яркой образной живописью. Но все эти пути для Дейнеки были мелковаты. Немногочисленный отряд красногвардейцев производит впечатление неизбывной силы. Динамичность действия «Обороны Петрограда» и «Обороны Севастополя» связана с убедительной передачей движения, при воплощении которого автор опирался на метод обобщения нескольких моментов движения фигуры в одном суммированном пластическом образе. Монументалист, художник, график и скульптор, Герой Социалистического Труда. павильонов на Всемирных выставках в Париже (1937, большая золотая медаль) и Брюсселе (1958, золотая медаль), ряд фресок и плафонов для ВСХВ (1939), плафон в фойе ЦТКА (1940), серию 35 плафонов «Сутки Страны Советов» для станции «Маяковская» (1938–39) и мозаики для станции «Новокузнецкая» (1943, все– смальта) Моск. В начале 1930-х художник пережил еще одно графическое увлечение — плакатом: создал около 20 агитационных плакатов, многие из которых были очень популярны («Механизируем Донбасс», «Работать, строить и не ныть. », «Китай на пути освобождения от империализма» и др. ).

С 1920-х гг. Важной вехой на этом пути явилась «Оборона Петрограда», созданная в 1928 году. Участник «Объединения трёх» (1924, с А. Д. В творчестве Дейнека потом очень далеко ушел от сатиры.