Общество В Парке Ватто Антуан

Описание картины «Общество в парке»

Ватто впервые воссоздал в искусстве мир тончайших душевных состояний («Капризница», «Затруднительное предложение»), нередко окрашенных иронией и горечью. 18 июля 1721 года Антуан Ватто скончался в возрасте 36 лет. Пейзаж в этой работе Ватто, как и в других его вещах, проникнут лиризмом и связан единым настроением с фигурами. Щемящий меланхолический мотив звучит в картине Жиль. 2.

Одно из самых больших своих произведений. Остальные картины на стенах представляют натюрморты, пейзажи, мифологические сцены. Произведения его всегда овеяны лирической грустью. 9.

Подлинным создателем и выразителем французского рококо стал Франсуа Буше (1703-1770) ибо в его искусстве гедонизм рококо, доходящий до фривольности, гривуазности, пренебрежение к конструктивному, рациональному, разумному, как и вся утонченная культура рокайльного языка, выразились в полной мере. цветную вклейку).

Ватто написал картину-вывеску на двух отдельных и затем вставленных в единую раму холстах. «Посмертная судьба» Ватто была переменчива. Наиболее характерным произведением Ватто, как по содержанию, так и по технике является «Отплытие на остров Киферу – святилище Венеры – влюбленных парочек», написанное на текст оперы. В тридцать три года Ватто становится популярнейшим живописцем Парижа.

К этому времени талант и редкостное трудолюбие Ватто настолько отшлифовали его рисунок и живопись, что Одран, по словам Жерсена, оценивший «легкость и проворство кисти юного живописца, создал ему лучшие условия, в соответствии с той прибылью, которую он извлекал из его труда»5. В той же поэтической манере «галантных сцен» исполнил Жан-Антуан Ватто картины с названиями: «Затруднительное положение» и «Капризница» (ГЭ), «Урок любви», «Вид между деревьями», «Общество в парке», «Любовная песня», Венецианский праздник». «То была прекрасная эпоха», — хочется сказать, глядя на них, словами Шарля Бодлера, наряду с братьями Гонкур по достоинству оценившего искусство забытого художника, предвосхитившего эстетические искания XIX столетия.

Неизвестно, как бы сложилась творческая судьба такого блестящего мастера, каким был Этьен Морис Фальконе (1716-1791), если бы он не был приглашен в 1765 г. в Россию, где обрел и нужную ему идею и привлекавшего его героя и, проявив талант монументалиста, создал в Медном всаднике (1766-1778) истинное произведение эпохи. 1734). В 1712 году Ватто предпринял попытку вступления в Королевскую академию художеств и, по свидетельству Жерсена, Лафосс способствовал принятию его в число «причисленных»комм. Он вкладывал в них глубину, которая позже была недоступна его последователям. Число награвированных с Ватто листов доходит до 560. С другой стороны, основу стиля художника составляет тоска по исчезающей красоте.

Ватто Антуан (Общество 
в парке)

Ватто Антуан (Общество в парке)

Ватто смог при помощи своих произведений живописи создать самый настоящий отдельный жанр, который стали традиционно называть «галантные празднества». Воздействие Рубенса на «галантные празднества» Ватто весьма значительно и прежде всего проявляется в том живописном подходе, который охарактеризовал В. Н. Лазарев, описывая эскизы Рубенса: «Художнику достаточно двух-трех едва заметных прикосновений кисти к поверхности загрунтованного холста, чтобы вызвать из небытия нужную форму. Среди портретов ученых, философов, людей искусства, женских образов, среди всех портретных фигур и бюстов, свидетельствующих об аналитичности его ума и тонком даре психолога, заслуженно выделяется статуя Вольтера (1781). Он покинул дом Жерсена.

Праздник любви (1717), как и другие картины Ватто, содержит в себе богатую гамму эмоциональных оттенков, которым вторит лирическое звучание пейзажного фона. Нет, не совсем так. Главными достоинствами его живописи были свет и воздух.

Галантные празднества 
Антуана Ватто

Галантные празднества Антуана Ватто

К дому примыкал сад, спускавшийся к самой Марне, — с боскетами, густыми деревьями, сад, напоминающий фоны картин Ватто. Это нечто едва уловимое, что кажется улыбкой черт, душой форм, духовным лицом материи». Но после смерти Ватто перестал быть модным и был оставлен в пренебрежении до XIX века, когда изучение восстановило славу и значение его, как одного из крупных французских художников XVIII века, одного из самых характерных представителей живописи эпохи Рококо. Портрет и пейзаж – не случайно очень важные в эту эпоху жанры.

И почти все дома в нём выстроены заново. Неожиданно для художника картина на военную тематику не только была успешно реализована, но и последовал заказ на следующую, её Ватто написал уже по приезде в Валансьен («Бивуак». 7.

Картинки и картины 
художников мира

Картинки и картины художников мира

В этом заключается особенность Весов, которые находят истинную красоту в отношениях. При этом у Ватто было немаловажное преимущество: академики не стали давать ему конкретный сюжет (что было обычным правилом для вступающих), а оставили выбор на усмотрение художника. Пусть мир и согласие, достигнутые в искусстве, установятся между людьми.

В книге «Искусство XVIII века» Братья Гонкур писали о художнике: «Ватто – великий поэт восемнадцатого века. Одним из величайших мастеров французского искусства 18 века был Антуан Ватто (1684—1721), Он внес в изображение жизни светского общества подлинную поэзию и глубину чувств, а в трактовку любовных сцен и беспечных увеселений оттенок какой-то тоски и неудовлетворенности. Около 1704 года Ватто обрел первых покровителей в лице Пьера Мариэтта (1630—1716) и его сына Жана, граверов и коллекционеров, владельцев крупной фирмы, торговавшей гравюрами и картинами. Расцвет творчества В. был непродолжителен. В 1717 В. получил звание академика за большую картину «Паломничество на остров Киферу» (Лувр, Париж).

Художественно-исторический 
музей Арт-Рисунок

Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

14, а доктору Миду достались «Итальянские актеры»комм. Но все это не любовь, а игра в любовь, театр.

Он покинул дом Жерсена. Он кропотливо работал над каждым участком картины, создавая своеобразную мозаику мазков. В книге «Искусство XVIII века» Братья Гонкур писали о художнике: «Ватто – великий поэт восемнадцатого века. но вскоре вновь попросил о помощи— в Париже ему было трудно дышать.

Надо помнить, что уже через 4 года его жизнь оборвет болезнь. Становление Ватто как художника относится к 26 годам, а расцвет творчества – к 32-м. Искусству ампира и академизма оказались чужды и жанр «галантных сцен» и утонченный колоризм камерной живописи Ватто. Из записок Жерсена известно, что первую из своих батальных сцен «Выступление войск» Ватто писал не на заказ и решил продать её, чтобы ехать в Валансьен не с пустыми руками. Это нечто едва уловимое, что кажется улыбкой черт, душой форм, духовным лицом материи». Пейзаж здесь — обжитая человеком природа, скорее парк, чем лес позы и движения персонажей удивительно грациозны и гармоничны.

Пусть Вечный поможет нам быть в гармонии с другими людьми. Сын кровельщика. В конце 1719 года он уезжает в Англию (по приглашению своего поклонника и подражателя Филиппа Мерсье) в надежде справиться с туберкулезом с помощью известного лондонского врача Ричарда Мида и берет с собой несколько картин. В зрелую пору сложились особые, связанные общим содержанием типы сюжетов — театральные сцены и «галантные празднества». В орнаментике используются греческие мотивы – меандр, пальметты.

В лице видны живые черты натуры. Впрочем, зрителю дается возможность увидеть этот интерьер непосредственно с улицы, «сквозь стену»комм. С раннего детства он пристрастился к рисованию и отец отдал его в ученики местному живописцу Жаку-Альберу Жерену (1640—1702), мастеру незначительного дарования. Существенно бльшая по размерам, чем другие произведения мастера, «Вывеска лавки Жерсена» отличается от них ещё и тем, что действие в ней перенесено из пейзажа в интерьер. Он просто один и все.

Описание картины 
Антуана Ватто «Общество 
в парке»

Описание картины Антуана Ватто «Общество в парке»

Что значит быть образованным человеком. 12, Ватто получил возможность общения с шедеврами его знаменитой коллекции и, по словам Жерсена, «жадно набросился на них и не знал иных радостей, как только без конца рассматривать и даже копировать рисунки великих мастеров»21. Новые веяния проникли в Академию. Антуан Ватто, тонкий наблюдатель, сделал «галантные празднества» одной из главных тем своего творчества. К этому времени талант и редкостное трудолюбие Ватто настолько отшлифовали его рисунок и живопись, что Одран, по словам Жерсена, оценивший «легкость и проворство кисти юного живописца, создал ему лучшие условия, в соответствии с той прибылью, которую он извлекал из его труда». Около 1702 приехал в Париж, в юности работал как копиист. Продолжателем колористических традиций Ватто стал Шарден, а Фрагонар дал жанру галантных сцен новое лицо, «не столь богатое оттенками чувств, как у Ватто, но более подвижное»42.

В этом заключается особенность Весов, которые находят истинную красоту в отношениях. Малый Трианон в Версальском парке (Жак Анж Габриэль, 1763-1764) при классической простоте членений (ширина фасада вдвое больше высоты, первый этаж вдвое выше второго и т. д. ) в своем образном решении еще и очень лирическое интимное сооружение, что отвечало его назначению. Антуан Ватто прожил короткую жизнь— её полноценный творческий период охватывает лишь 10—12 лет. Изящество рококо соединено в нем с ясностью рождающегося неоклассицизма (так, в интерьере прямые линии белых стен с легкой позолотой лепных гирлянд чередуются с овалами зеркальных рам и рисунком мебели).

Живопись Ватто была красива и нежна, хотя не особенно закончена в деталях. Созданный Ватто жанр «галантных праздников» с изображением легких и пластичных, напоминающих изящные танагрские статуэтки фигурок дам и кавалеров на фоне зелени парижских парков, действительно, мало отвечал официальным вкусам уже в середине века.

Сознательный уход от жизни в страну грез, где вечно царят молодость, любовь и счастье, — вот тема этой картины. Начало регентства герцога Филиппа Орлеанского, дяди будущего короля Людовика XV (1710-1774), было ознаменовано сменой строгого придворного этикета совершенно противоположной атмосферой: легкомыслия, жажды наслаждений, развлечений, роскоши не столь тяжеловесной, как в ушедшую пору и жизненного распорядка не столь торжественного. О Ватто см. В моду входит стилизация под Восток: Китай (шинуазери), Японию (жапонез), Турцию (туркери). Интерес к колориту в живописи был подготовлен развернувшейся в конце 17 века в Академии борьбой «пуссенистов» и «рубенсистов».

Ему посвятит стихотворение Т. Готье. Им посвящены такие полотна, как «Отплытие на остров Киферу» (1717 г. ), «Общество в парке» (1717—1718 гг. ), «Затруднительное предложение» (1716 г. ) и др. Отец Антуана— Жан Филипп Ватто (1660—1720), потомственный кровельщик, выбившийся в подрядчики, отличался грубым нравом, за что не раз бывал под судом4. Мостики и хижины в нем возникают как случайные, руины наводят на размышление.

Центральное место здесь занимал знаменитый цикл из 24 монументальных полотен Рубенса «Жизнь Марии Медичи». Это мнение обосновывалось тем, что следы воздействия фламандской живописи, заметные в картине, были, якобы, характерны только для раннего периода творчества художника и, кроме того, принадлежностью «Савояра» и, ныне утраченной, парной ему картины «Пряха» К. Одрану — учителю Ватто. Не видно, что он от этого страдает. Когда мы смотрим на картину Весов Ватто «Общество в парке», мы видим, как люди образуют общество, как мелодии сплетаются в гармонию. Важную роль в творческом методе Ватто играло поэтическое воображение. Круг известных Ватто людей, возможно, запечатлен им и в «галантных праздниках».

Формы дробные, ажурные, орнамент сложный, построенный на изогнутых линиях, краски живописных панно или станковых картин прозрачные, светлые (серо-голубоватые, сиреневые, розовые, зеленоватые). Антуан Ватто, тонкий наблюдатель, сделал «галантные празднества» одной из главных тем своего творчества. Но вовсе не это мешает встрече с Ватто.

Да, действительно, театр— это вторая жизнь, а жизнь— подобие сцены. Здесь же происходит знакомство с местным сорокалетним скульптором Антуаном Патером, для которого 25-летний Ватто уже был парижской знаменитостью и которого Патер просит стать покровителем для своего 15-летнего сына Жана-Баттиста, начинающего живописца17. В тридцать три года Ватто становится популярнейшим живописцем Парижа. Ватто множество раз механически копировал одни и те же популярные картины (например «Старушку» Герарда Доу8), а все свободное время отдавал рисованию с натуры, что свидетельствовало о его исключительном трудолюбии. На левой стороне полотна стоит кавалер с интересом разглядывающий статую обнаженной нимфы. Де Ларок (1672—1744), литератор и будущий редактор «Французского Меркурия»16 вскоре становится одним из близких друзей художника.

Словари и энциклопедии 
на Академике

Словари и энциклопедии на Академике

Очевидно, что этот жанр не отвечал дарованию Ватто, в них не заключено то очарование, которое рождают его сценки биваков и «галантных праздников» изображения актеров французской и итальянской комедий, жанровые портреты. Ему принадлежит ряд полотен на религиозные (Святое Семейство, 1716—1717, Париж, Лувр) и мифологические сюжеты (Юпитер и Антиопа, ок. А. С. Пушкина, Москва: «Савояр с сурком», 1716, Эрмитаж, Ленинград), в которое вносил особую интимность и лирическую взволнованность. При посредничестве Сируакомм.

Для художника важно акцентировать в данной сцене какое-то одно чувство, подчинить его выражению «игру» всех персонажей. «Савояр», несмотря на совершенство исполнения, долго считался одним из самых ранних, почти ученических произведений Ватто (1706—1708 гг. ). Раскопки античных городов, некогда погибших под лавой вулкана, работы немецкого историка искусства Иоганна Иоахима Винкельмана (1717-1768), апологета античного искусства, его вышедшая в начале 1760-х гг. Неожиданно для художника картина на военную тематику не только была успешно реализована, но и последовал заказ на следующую, её Ватто написал уже по приезде в Валансьен («Бивуак». На протяжении меньше чем десятилетия возникли картины «Венецианский праздник» (Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Праздник любви» и «Общество в парке» (Картинная галерея, Дрезден), «Радости жизни» (собрание Уоллес, Лондон), «Жиль» (Лувр, Париж), «Мецетен» (Метрополитен-музей, Нью-Йорк), «Вывеска лавки Э. Ф. Жерсена» (Картинная галерея, Берлин-Далем). Его кисть так верна, так легка, так воздушна, а когда надо, так весома и энергична, что просто диву даешься этому удивительному мастерству, знаменующему одну из высших точек в развитии peinture pure»40.

Рисунок акварелью 
собирателя открыток

Рисунок акварелью собирателя открыток

Это — подлинный герой Ватто. Друг художника Н. Флейгельс изображен в полотнах «Шарм жизни» (Лондон, Коллекция Уоллес) в образе гитариста и «Венецианский праздник» (1717, Эдинбург, Национальная галерея Шотландии) — танцора. Как правило, он пользовался сангиной и сочетал её со свинцовым или итальянским карандашом (черным мелом), что позволяло и в рисунке добиться живописных эффектов (сангина дает теплый тон, а карандаш— холодный) и особо трепетной фактуры в сочетаниях тонкой силуэтной линии и подчеркнуто рельефной растушевки. 31 августа был оглашен результат, согласно которому первую премию и право на длительную поездку в Рим Ватто не получил, его картина получила второе местокомм. Пусть Вечный поможет нам быть в гармонии с другими людьми. Очень часто мы встречаем в его картинах образ одинокого мечтателя, меланхолического и грустного, погруженного в раздумье и удалившегося от шумного веселья, от суетного тщеславия толпы.

Отец Антуана— Жан Филипп Ватто (1660—1720), потомственный кровельщик, выбившийся в подрядчики, отличался грубым нравом, за что не раз бывал под судом3. К этому времени талант и редкостное трудолюбие Ватто настолько отшлифовали его рисунок и живопись, что Одран, по словам Жерсена, оценивший «легкость и проворство кисти юного живописца, создал ему лучшие условия, в соответствии с той прибылью, которую он извлекал из его труда». В Натюрморте с серебряным кубком (ок. Пробыв в Валансьене менее года, Ватто возвращается с ученикомкомм.

Галереи, серии картин, 
портретов

Галереи, серии картин, портретов

Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. К этому времени талант и редкостное трудолюбие Ватто настолько отшлифовали его рисунок и живопись, что Одран, по словам Жерсена, оценивший «легкость и проворство кисти юного живописца, создал ему лучшие условия, в соответствии с той прибылью, которую он извлекал из его труда»4. Второй вариант «Паломничества на остров Киферу», «Вывеска лавки Жерсена» и немало других картин Ватто были приобретены для художественного собрания короля Пруссии Фридриха Великого, большого почитателя его искусства.

Отец семейства, объясняющий своим детям Библию (1755), Деревенская невеста (1761), Паралитик (1763), Балованное дитя (1765) – все это нравственная живопись, урок морали изобразительная дидактика, когда художник превращается в рупор добродетели, а живопись служит иллюстрацией недаром Грез любил литературные пояснения к своим картинам. В рисунках Ватто тоже тонкое поэтические очерование. Внутренние стены антикварной лавки сплошь завешаны картинами, на переднем плане слева слуги укладывают в ящик портрет «покидающего сцену великого монарха»— недавно умершего Людовика XIV. Кто и когда первым высадился на Луну.

Это нечто едва уловимое, что кажется улыбкой черт, душой форм, духовным лицом материи». 13. Он любит создавать костюмированные портреты, как в картине В костюме «Меццетена» (Лондон, Коллекция Уоллес), на которой изображен Сируа в окружении супруги и хорошеньких дочерей, головки которых часто встречаются рисунках Ватто, особенно Марии Луизы, ставшей супругой Жерсена — автора первого каталога произведений Ватто (1736).

Общееколичествопросмотровстраницы

Картина «Отплытие на остров Цитеру» является одной из лучших и самых прославленных картин художника. В доме Сируа Ватто знакомится с его зятем Эдм-Франсуа Жерсеном (1694—1750), торговцем произведениями искусства, вскоре ставшим близким другом художника. Сначала это натюрморты с битой дичью в голландском или фламандском вкусе, в композицию которых входит живое существо, как, например, натюрморт с ободранной тушей и кошкой (1727). Первый художник короля, как он официально именовался, директор Академии, Буше был истинным сыном своего века, все умевшим делать сам: панно для отелей, картины для богатых домов и дворцов, картоны для мануфактуры гобеленов, театральные декорации, книжные иллюстрации (XVIII век – вообще золотой век французской миниатюры), рисунки вееров, обоев, каминных часов, карет, эскизы костюмов и т. д. Загадку для исследователей составляет, возвращение это с острова или отплытие на него.

Черты легкости, свободы, динамики, своеобразной живописности форм неожиданно острого, свежего решения очевидны в скульптуре молодого Жана Батиста Пигалля (1714-1785), в его полном прелести, легкого, стремительного движения, непосредственности и изящества Меркурии, завязывающем сандалию (1744). В 1719—20 посетил Англию. Из записок Жерсена известно, что первую из своих батальных сцен «Выступление войск» Ватто писал не на заказ и решил продать её, чтобы ехать в Валансьен не с пустыми руками. Ватто пробовал подняться до исторической живописи, но с малою удачей. Предвестием этого направления в искусстве, но и (как это бывает со всяким большим мастером) явлением значительно более глубоким, не укладывающимся в рамки какого-то одного течения, в данном случае стиля режанс, совпадающего по времени с его творчеством, был художник Жан Антуан Ватто (1684-1721), создавший в искусстве свой, неповторимый образ.

Сам жанр «галантных праздников» мог быть навеян работами фламандцев XVII столетия, но они переданы кистью французского художника, тонко чувствующего «шарм» реальной французской жизни начала XVIII столетия. Антуан был вторым из четырёх сыновей в семье. В 1717 г. художник создал одно из самых больших своих произведений Паломничество на остров Цитеру (Киферу).

  1. Портрет Ватто (художница Розальба Каррьера)
  2. Мастер галантных сцен Жан Антуан Ватто
  3. АНТУАН ВАТТО «ОБЩЕСТВО В ПАРКЕ»
  4. СОВЕТСКИЕ ХУДОЖНИКИ часть третья

Чтобы насладиться его искусством в полной мере, нужно знать «характеры», типажи общества Лабрюйера, клавесинные пьесы Куперена, произведения Лафонтена, Корнеля, Монтескье, Расина, Ланкре, Фрагонара. Несколько лет ученичества у Жилло сыграли важную роль в становлении Ватто. Рококо имеет право на существование как стиль уже и потому, что оно дало новые грани, новое развитие выразительным средствам искусства (в живописи – главным образом в колорите, недаром так любили в эту эпоху венецианцев и Рубенса). Певучесть и прихотливость композиционного ритма проявляется в тонко уловленных движениях и жестах.

Ватто принимал участие в выполнении декоративных заказов Одранакомм. 3, владелец которой организовал серийное изготовление дешевых копий картин в «простонародном вкусе» для оптовых покупателей7. 15. Как правило, он пользовался сангиной и сочетал её со свинцовым или итальянским карандашом (черным мелом), что позволяло и в рисунке добиться живописных эффектов (сангина дает теплый тон, а карандаш— холодный) и особо трепетной фактуры в сочетаниях тонкой силуэтной линии и подчеркнуто рельефной растушевки. Watteau» (1885), Mantz, «Watteau», также – Watteau, «Dekorationen u. Malereien» (60 таблиц рисунков Ватто). Появляются частные коллекции.

16. Весной Ватто стало хуже. Традиции парадного, строгого академического стиля вырождаются в холодную напыщенную риторику. Вот таким образом, как уже было сказано, для точного понимания картины и ее скрытых смыслов, необходимо изучить тот мир и ту эпоху, в которой жил художник. При этом у Ватто было немаловажное преимущество: академики не стали давать ему конкретный сюжет (что было обычным правилом для вступающих), а оставили выбор на усмотрение художника.

Портрет Ватто (художница 
Розальба Каррьера)

Ватто написал картину-вывеску на двух отдельных и затем вставленных в единую раму холстах. Композиционное решение картины — загадочно. 1712 Купание Дианы, 1716 Суд Париса, 1720 все — Париж, Лувр). Кроме множества картин, Ватто исполнил громадное число рисунков для вееров, клавикорд, столов и т. п.

9. Какие десять заповедей дал Бог Моисею на горе Синай. Wolbehr, «А. 20 Братья Гонкур писали о художнике: «Ватто— великий поэт восемнадцатого века.

11. Второй вариант «Паломничества на остров Киферу», «Вывеска лавки Жерсена» и немало других картин Ватто были приобретены для художественного собрания короля Пруссии Фридриха Великого, большого почитателя его искусства. Актеры перебрасывались репликами с партнером, выходили в зрительный зал.

В статье «Философия Ватто», позднее включенной в первый том сборника «Искусство XVIII века»43комм. В начале 1721 года Ватто был ещё на ногах: переехавшая недавно в Париж по приглашению Пьера Кроз художница Розальба Каррьера отмечала в дневнике, что 9 февраля была у Ватто «с ответным визитом». Какие творения рук человеческих названы семью чудесами света. 20 Братья Гонкур писали о художнике: «Ватто— великий поэт восемнадцатого века. Она изображает внутренность этой лавки с её обычными посетителями. Ее спутник вальяжно расположился за ее спиной и совсем не стремится уговорить ее остаться. Передняя стена «снята» художником и зритель видит, что происходит в бутике и также брусчатую парижскую мостовую.

Ватто множество раз механически копировал одни и те же популярные картины (например «Старушку» Герарда Доу7), а все свободное время отдавал рисованию с натуры, что свидетельствовало о его исключительном трудолюбии. В 1707 или 1708 году Антуан Ватто ушел от Жилло и перешел в ученики и помощники к известному художнику-декоратору Клоду Одрану (1658 – 1734), хранителю художественной коллекции Люксембургского дворца. Изысканность и рафинированность отличают «Паломничество», которое было создано в 1717 году.

Столь же искренен, достоверен и тонко живописен Шарден в жанровой живописи. О происхождении матери художника— Мишель Ларденуа (1653—1727), сведений не сохранилось. 3, владелец которой организовал серийное изготовление дешевых копий картин в «простонародном вкусе» для оптовых покупателей6. Произведения Ватто уже привлекли внимание любителей искусства. Ценители и знатоки, которые тонко чувствуют такие работы, смогу оценить ее по достоинству. Одно из самых больших своих произведений.

Мы также видим даму в жёлтом платье, но уже сидящую рядом с кавалером играющем на гитаре. С раннего детства он пристрастился к рисованию и отец отдал его в ученики местному живописцу Жаку-Альберу Жерену (1640—1702), мастеру незначительного дарования. 12, Ватто получил возможность общения с шедеврами его знаменитой коллекции и, по словам Жерсена, «жадно набросился на них и не знал иных радостей, как только без конца рассматривать и даже копировать рисунки великих мастеров»20. Театральность характерна для всего искусства XVIII в. и для Ватто особенно.

ГМИИ им. На картине же 1719 г., бесспорно, торжествует лето. Он пригласил к себе своего бывшего ученика Жана-Батиста Патера и предложил ему работать в своем присутствии.

«Галантные сцены» Ватто поражают лёгкостью тонов, еле уловимой светотенью. Вновь интерес к произведениям Ватто пробудился во второй трети XIX века, но сперва не у художников, а у французских поэтов: образам Ватто посвящены стихотворения Готье «Ватто» (из сборника «Комедия смерти», 1838), Бодлера «Поездка на Киферу» (из сборника «Цветы Зла», 1857) и сборник Верлена «Галантные празднества» (1869). В 1714 году, приняв предложение Кроз поселиться в его только что отстроенном парижском особнякекомм. У этих и последующих картин серии нет единой сквозной фабулы, «это разные вариации одной и той же темы, объединенные, пожалуй, лишь отсутствием собственно военного сюжета— никто не стреляет, не бежит в атаку и не размахивает саблями»14. В 1707 или 1708 году Ватто, у которого довольно рано стал проявляться ранимый и неуживчивый характер, ушел от Жилло и перешел в ученики и помощники к известному художнику-декоратору Клоду Одрану (1658—1734), хранителю художественной коллекции Люксембургского дворца. Какие фильмы можно назвать шедеврами мирового кинематографа.

Искусству ампира и академизма оказались чужды и жанр «галантных сцен» и утонченный колоризм камерной живописи Ватто. В Люксембургском дворце В. изучал картины П. П. Рубенса, чьё наследие на рубеже 17—18 вв. И все это – галантные празднества, пастушеские идиллии, мифологические, жанровые, религиозные темы, пейзанский пейзаж – разыграно, как современная ему пастораль, все выражает откровенно-чувственное наслаждение жизнью, во всем царствует бело-розовая героиня – богиня Флора (Помона, Ио, Калисто, Европа), а по сути, обряженная в пастушеский наряд аристократка, везде похожая на себя парижанка и неважно, Венера она или пастушка. 13. 8 в Париж, где принимает приглашение заказчика своих военных картин торговца живописью Пьера Сируа поселиться у него и на него работать.

Ватто (Watteau) Антуан (Жан Антуан) (крещен 10. 10. 1684, Валансьенн, французская Фландрия, — 18. 7. 1721, Ножан-сюр-Марн, близ Парижа), французский художник и рисовальщик. интерес к голландскому реализму был вызван несомненным влиянием буржуазии. В доме Сируа Ватто знакомится с его зятем Эдм-Франсуа Жерсеном (1694—1750), торговцем произведениями искусства, вскоре ставшим близким другом художника.

1710. Французская скульптура XVIII в. развивается иначе, чем в предыдущем веке.

Но, глядя на небольшие полотна Ватто, со всей полнотой чувствуешь магию искусства XVIII века с присущей ему тонкостью ощущений «шарма жизни» (именно так назвал один из «галантных праздников» художник) и, одновременно, каких-то печальных ее нюансов. Пусть мир и согласие, достигнутые в искусстве, установятся между людьми. Центральное место здесь занимал знаменитый цикл из 24 монументальных полотен Рубенса «Жизнь Марии Медичи». Не видно, что он от этого страдает. В течение этих пяти лет он несколько раз просил отсрочки и был неоднократно вызываем в Академию «для дачи объяснений о причинах запоздания»23.

У ног ее спутника стоит собачка, которая олицетворяет верность. Вновь интерес к произведениям Ватто пробудился во второй трети XIX века, но сперва не у художников, а у французских поэтов: образам Ватто посвящены стихотворения Готье «Ватто» (из сборника «Комедия смерти», 1838), Бодлера «Поездка на Киферу» (из сборника «Цветы Зла», 1857) и сборник Верлена «Галантные празднества» (1869). Антуан Ватто – французский художник и рисовальщик, крупнейший мастер стиля рококо. В картинах Ватто никогда нет чистого тона.

Передний же план украшают дамы и кавалеры в пышных и роскошных нарядах. В картинах Ватто никогда нет чистого тона. Воздействие Рубенса на «галантные празднества» Ватто весьма значительно и прежде всего проявляется в том живописном подходе, который охарактеризовал В. Н. Лазарев, описывая эскизы Рубенса: «Художнику достаточно двух-трех едва заметных прикосновений кисти к поверхности загрунтованного холста, чтобы вызвать из небытия нужную форму. Более 50 граверов были заняты воспроизведением его рисунков и картин.

Элемент театральности привносят в «галантные праздники» парковые скульптуры нимф и Венер, трактованные, порой, гротескно и напоминающие фигуры живых людей, наблюдающих за происходящим. А. С. Пушкина)14. В «Отплытии на остров Цитеру» мастерски переданы различные оттенки чувства любви.

Значительный шаг вперед сделал Ватто под руководством Жилло известного в то время парижского художника, который в числе первых порвал с помпезным стилем Людовика XIV и обратился к изображению веселой жизни комедиантов и частного быта. Персонажи картин Ватто – постоянно повторяющиеся типы, но за их галантной игрой кроется бесконечное многообразие оттенков поэтического чувства ("Венецианский праздник"). Любые аллегории, сцены исторические, мифологические, жанровые – все это темы любви. Здоровье Ватто ухудшалось. Как и не волнуют их остальные персонажи второго плана.

В начале 1721 года Ватто был ещё на ногах: переехавшая недавно в Париж по приглашению Пьера Кроз художница Розальба Каррьера отмечала в дневнике, что 9 февраля была у Ватто «с ответным визитом». Это было последнее временное улучшение.

Наиболее эффектен образ золотоволосой Цереры, олицетворяющей Лето (1717—1718, Вашингтон, Национальная галерея искусства) из серии полотен на сюжеты Времен года исполненных по заказу П. Кроза. 2. Ватто колоссальное значение придавал цветовой гамме, точности цветового разрешения.

Однако, в конце XVIII— первой трети XIX века в эпоху Давида и Энгра Ватто был почти забыт. В. не датировал свои картины, но, очевидно, его живопись эволюционировала от сравнительно тёмной гаммы ранних сцен солдатской жизни (около 1709 и позже) к просветлённому золотистому колориту «Паломничества на остров Киферу» (1717), а в последние годы — к большей тонкости письма, лёгкости лессировок и пластической определённости форм («Вывеска Жерсена», 1720).

И хотя Ватто не прошёл академической школы— не рисовал мраморов и гипсов, не изучал античных декоративных композиций— он на ходу усваивал принципы прихотливо-изысканной одрановской орнаментики и под руководством нового учителя сочинял сцены для стенных росписей. Здоровье Ватто ухудшалось. Как отметил Освальд Шпенглер, Ватто относится к сфере Баха и Куперена. В течение этих пяти лет он несколько раз просил отсрочки и был неоднократно вызываем в Академию «для дачи объяснений о причинах запоздания»22. Монументальность форм, дух барокко предшествующей поры еще живет в двух группах укротителей коней исполненных Гийомом Кусту (1677- 1746) для увеселительного замка Марли (теперь на Елисейских полях). Но уже изображение им королевы Марии Лещинской в образе Юноны говорит о новом эстетическом идеале эпохи: быстрое движение, резкий поворот исключающие медленный торжественный ритм, свойственный скульптуре XVII в., нога, обнаженная почти до бедра, – такое изображение не могло появиться в век Людовика XIV (разве что в портрете самого короля кисти Риго, но это было исполнено с соизволения самого царственного заказчика, очень гордившегося своими балетными ногами).

Одна из них, «Капризница», была куплена в Лондоне и долгое время служила украшением коллекции семьи Уолполовкомм. В конце 1719 года он уезжает в Англию (по приглашению своего поклонника и подражателя Филиппа Мерсье) в надежде справиться с туберкулезом с помощью известного лондонского врача Ричарда Мида и берет с собой несколько картин. Ещё с ранних лет, следуя характерным мотивам жанровой живописи 17 в., В. обращался к изображению современной ему жизни («Бивак», Музей изобразительных искусств им. В 1707 или 1708 году Антуан Ватто ушел от Жилло и перешел в ученики и помощники к известному художнику-декоратору Клоду Одрану (1658 – 1734), хранителю художественной коллекции Люксембургского дворца. Это было последнее временное улучшение. В следующей паре нетерпеливый спутник подает руки даме, которая неподвижно сидит на земле. 18 июля 1721 года Антуан Ватто скончался в возрасте 36 лет.

Это нечто едва уловимое, что кажется улыбкой черт, душой форм, духовным лицом материи». Все это увидено как бы со стороны тонким, чуть ироничным наблюдателем (Капризница), с налетом меланхолии и грусти (Праздник любви, Общество в парке, Затруднительное предложение), Колорит Ватто – одно из сильнейших качеств его дарования – построен на тонких нюансах серых, коричневых, бледно-сиреневых, желто-розовых (всегда смешанных) тонов. Центральное место здесь занимал знаменитый цикл из 24 монументальных полотен Рубенса «Жизнь Марии Медичи». Фальконе отдал большую дань рокайльной скульптуре и настроениям сентиментализма, создавая модели для бисквита и фарфора и с 1757 г. работая начальником скульптурной мастерской на Севрской мануфактуре (первая Королевская мануфактура французского фарфора была открыта еще в 1740 г. в Венсенне в 1756 г. она была переведена в Севр).

И это подкрепляло свойственное Ватто ощущение жизни как игры, а характеров как масок. При этом у него развивается серьезная болезнь, туберкулезкомм. У этих и последующих картин серии нет единой сквозной фабулы, «это разные вариации одной и той же темы, объединенные, пожалуй, лишь отсутствием собственно военного сюжета— никто не стреляет, не бежит в атаку и не размахивает саблями»15. Он кропотливо работал над каждым участком картины, создавая своеобразную мозаику мазков. Центральное место здесь занимал знаменитый цикл из 24 монументальных полотен Рубенса «Жизнь Марии Медичи».

В статье «Философия Ватто», позднее включенной в первый том сборника «Искусство XVIII века»42комм.