Описание Картины Боярыня Морозова Суриков

Есть несколько элементов, передающих движение, которые замечательно видно, если внимательно изучать описание картины Василия Сурикова (Боярыня Морозова).

Описание картины Василия Сурикова «Боярыня Морозова»

С любой стороны взоры собравшихся обращены к ней. Картина ожила. Лицо у боярыни бледное, под глазами темные тени, брови сдвинуты. Она почти не смотрит на боярыню. Такой русской зимы, такого «многоцветного» снега, такого «голубого» влажного зимнего воздуха до Сурикова в живописи не бывало. В толпе, окружающей сани, мы видим людей разных сословий и положений в обществе.

А потом проверять надо: поделить глазами всю картину по диагонали». Суриков ставит ту же тему на историческом материале. Картина потрясающая. Сохранилась суриковская запись, перечисляющая литературные источники «Боярыни Морозовой»: статья Н. С. Тихонравова в «Русском вестнике» 1865 года, немногие страницы в книге И. Е. Забелина «Домашний быт русских цариц» и «Житие» протопопа Аввакума.

Сочинение по картине 
Сурикова Боярыня 
Морозова 7 класс

Сочинение по картине Сурикова Боярыня Морозова 7 класс

Приглядел для работы соседний переулок. Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы. Ноги у нее скованы цепью. Люди потянулись к ней взорами. Вот юродивый в веригах, чье тело едва прикрыто лохмотьями.

Рядом с юродивым странник — характерный тип русского «искателя правды». По центру полотна изображена боярыня Морозова. По лицам людей, пришедших посмотреть на боярыню, видно их отношение к происходящему. О мятежной боярыне Суриков впервые услышал в детстве от крестной матери Ольги Дурандиной. Из них лепится психологический объём, возводятся своды русского общества.

Сообщение «Боярыня 
Морозова» по картине 
Сурикова

Сообщение «Боярыня Морозова» по картине Сурикова

Это был раскол из-за убеждений и веры. Еще очень много неизведанного и интересного в данном сюжете, который написал Суриков. Эта картина показывает, насколько иногда люди бывают преданными своей вере. Благодаря картине «Боярыня Морозова» зритель раскрывает для себя всю силу загадочной русской души, полной страдания и трагизма. Одни люди всецело подчинились новым правилам в полном соответствии с Флорентийской унией (договором, заключенным между католической и греко-православной церковью на Ферраро-Флорентийском соборе), среди других было немало сочувствующих. В толпе, окружающей сани, мы видим людей разных сословий и положение в обществе. Позже Морозову канонизировали, сегодня она почитается у старообрядцев как святая.

Толпа стоит лишь в глубине сцены. Он видел в этом лишь внешнюю оболочку исторического факта, внутренним содержанием которого был героизм и высокая духовная красота русского народного характера. Центральная фигура полотна, боярыня Морозова, будто раскалывает толпу на две части, притягивает взгляд фанатичным взором и всей своей позой демонстрирует неповиновение и протест. Она отказывается от всего этого и даже от драгоценной жизни во имя духовных убеждений. «Персты твои тонкостны.

Описание картины 
Сурикова «Боярыня 
Морозова»

Описание картины Сурикова «Боярыня Морозова»

На главной диагонали расположен и центр всей картины — фигура Морозовой. В противовес группе друзей боярыни (изображенных на первом плане справа) Суриков показывает здесь ее врагов. Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема. Рукой она изображает два перста. Она взывает к Богу, чтобы тот помог ей в борьбе за справедливость. «В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд: «И как вставил ее в картину — она всех победила».

Мы не знаем, охотно несет он свою недобрую службу или просто выполняет приказ. Подперев рукой щеку, задумалась старуха в расшитом платке. Столь же изумительно колористическое решение картины, ее живописная «оркестровка», ее цветовой диапазон -- от черного до белого, с использованием всей гаммы палитры. Под красочным слоем «Боярыни Морозовой» скрыта сложная, долгие месяцы длившаяся работа художника, который вначале нанес углем на холст всю композицию и потом тщательно проверял изменял и перерабатывал размещение основных масс, соотношение отдельных частей, позы и движения каждой фигуры.

На картине за боярыней Морозовой никто не идёт. Суриков понемногу прибавлял внизу холста колею. (8) Церковь. Ее глаза полны слез. Человек, воплощённая личность, – и толпа, сгущаемая любопытством на заднем плане. Как мы уже видели, колорит имеет огромное эмоциональное значение в «Утре стрелецкой казни» и «Меньшикове в Березове».

Но враги и насмешники одиноки в толпе. Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы. Морозова, подняв руку, что-то крикнула людям на ходу. В этих санях закованную в кандалы, колоды, точнее, закованную в цепи везут боярыню Морозову. В русской общественной мысли шестидесятых-семидесятых годов, в литературе, в передовой публицистике и в искусстве значительное место занимает круг тем, объединенных так называемым «женским вопросом».

В последствии всего этого она тайно приняла постриг у старообрядцев, где ее нарекли именем Феодора, тем самым удалилась от посещения светских и церковных мероприятий. Вместе с тем экономнее и строже даются бытовые детали в частности исчезает изображение «стула», на котором в первых эскизах была помещена фигура Морозовой. По справедливому замечанию советского искусствоведа Н. Г. Машковцева, «в «Боярыне Морозовой» колорит возвышен до значения, равного значению пространственной формы. Это настоящая математика. До этого художник долго не мог найти подходящее лицо— бескровное, фанатичное1, соответствующее знаменитому описанию Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны и кидаешься ты на врагов аки лев»4.

Сочинение по картине 
Боярыня Морозова 
Сурикова 7 класс

Сочинение по картине Боярыня Морозова Сурикова 7 класс

Тёмное, шутовское лицо возницы – и белое, волевое лицо Морозовой, противостоящие друг другу.

Прогрессивный историк Щапов первым разглядел скрытую за догматическими спорами о «двоеперстии» и «троеперстии» социальную сторону движения и привлек внимание науки к «церковно-гражданскому демократизму» и «народным гражданским бунтам под знаменем раскола». Нищенка тянется за розвальнями, утопающими в рыхлом снегу, протягивает руку вслед женщине, которая никогда не отказывала в помощи сирым и убогим. Первый эскиз изображает Морозову в темном одеянии, сидящую в дровнях на высоком сиденье (очевидно, том самом «стуле», о котором упоминают исторические источники). Ты словно ощущаешь себя частью картины, словно находишься там, среди людей.

Основную роль и здесь сыграли пропорции. Все на картине будто напряглось. Этим жестом она показывает, что ее не сломили и она готова принять кару за веру.

«Боярыня Морозова» 
описание картины

«Боярыня Морозова» описание картины

Но боярыня отказалась. Эта картина показывает, насколько иногда люди бывают преданными своей вере. По внешнему виду он походит на сумасшедшего. Чуть меньше расстояние — сани стоят. Она призывает народ к борьбе и подвигу.

Щеки запали, рот полуоткрыт, она что – то говорит людям, которые ее провожают. А мне Толстой с женою, когда «Морозову» смотрели, говорят: «внизу надо срезать, низ не нужен». При взгляде на знаменитую картину В. Сурикова Боярыня Морозова внимание главным образом сосредотачивается на двух полных драматизма фигурах: образе староверки Федосьи Прокопьевны Морозовой, мятежно вскинувшей руку и на полураздетом юродивом, сидящем на снегу. Кроме этого слово обряд применительно к церкви чуждо староверам. В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев. Московские жители выходили на улицу, чтобы увидеть опальную боярыню.

На переднем плане картины в санях изображена женщина. В дело вмешался патриарх, который вначале держался примирительно и даже уговаривал царя простить сестер: «Женское их дело, много они смыслят. » Тогда царь предложил патриарху самому испытать характер «сумасбродной и лютой» Морозовой. Имущество было конфисковано, а двое братьев сосланы. Героический порыв Морозовой захватывает и потрясает толпу, но не подавляет ее, а, напротив, рождает в ней ответное движение, которое становится для Сурикова не менее значительным, чем переживания главной героини.

16 символов, зашифрованных 
в картине «Боярыня 
Морозова»

16 символов, зашифрованных в картине «Боярыня Морозова»

Это Феодосия Морозова. Так и моя бабушка говорила. Реставраторами и музейными сотрудниками легенда о надшивке холста не подтверждается1. Описание картины словами не может передать ее истинную красоту и неповторимость. Судя по первым эскизам, Суриков поначалу собирался, в соответствии с источниками изобразить на заднем плане здания Кремля, но потом решил перенести место действия на обобщенную московскую улицу XVII века и сосредоточиться на разнородной толпе горожан.

В дровнях на соломе лежала женщина, закованная в цепи. Мятежная боярыня намерена держать ответ только перед небом. Люди потянулись к ней взорами. Морозову окружает атмосфера народной любви. Одни ей сочувствуют, другие – насмехаются. На нее поверх толпы смотрит Феодосия Морозова. Одной рукой она держится за сани, а другую руку она подняла вверх.

Картина вызывает восторг. Староверы беспоповцы (мои предки) слово старообрядцы не признавали. Стрелец стирал в реке сорочку, лицо свое слезами омывая.

По другой версии, статичность полотна исчезла и появилось ощущение движения после того, как художник догадался нарисовать рядом с розвальнями бегущего мальчика 7. Действие происходит на одной из московских улиц. Основным приемом, который соединил все части картины и вместе с тем подчеркнул мотивы движения, явилось диагональное построение композиции.

(Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году). Плачущая женщина идет рядом с санями, нищая старуха склоняется в земном поклоне. Я с нее написал этюд в садике в два часа.

Одета боярыня в черный бархатный кафтан, отороченный мехом. Снова сказалось пристальное наблюдение, жадное изучение жизни, зоркое виденье живописца. Боярыня была арестована и отправлена в Чудов монастырь на допрос.

Глаза ярко выражены и горят внутренним светом. Художник изобразил и любопытных зевак и сочувствующих ей людей и нищенок и юродивых и даже детей – кажется, что в событиях тех времен участвуют все.

Зима, снег, холод – ещё сильнее усугубляют состояние героини. Главное же – точно вычислить расстояние от саней до нижнего края картины.

Описание картины 
Сурикова Боярыня 
Морозова

Описание картины Сурикова Боярыня Морозова

Но став монахиней в конце 1670 года, Морозова начала отказываться от участия в подобных «светских» мероприятиях. Суриков понемногу прибавлял внизу холста колею. Другие детали картины: зима, снег, холод – ещё сильнее усугубляют состояние героини. Её напряжённое лицо показывает всю тяжесть её положения.

Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини. Но справа от саней изображена толпа москвичей, пришедших проститься с опальной боярыней. До стрельца вы видите светлые тона одежд. Очень трудно ее лицо было найти. Даже старушки мне себя рисовать позволяли и девушки-начетчицы. Морозова, подняв руку, что-то крикнула людям на ходу. Например, креститься было велено не двумя перстами, как прежде, а тремя.

Сочинение-описание 
картины Боярыня 
Морозова Василия

Сочинение-описание картины Боярыня Морозова Василия Сурикова

Дьяк повелел посадить ее на дровни Ее повезли через Кремль. В отчаянии скрестила руки на груди девушка в вышитой шапке. Рядом с санями, молитвенно сжав руки идет княгиня Евдокия Урусова, сестра Морозовой. Не смею, - отвечал стрелец.

Но нет. Эта толпа вся соучаствует в этом событии. Здесь главный мотив — сострадание к мученице. Динамичность всей сцены усиливается и диагональным построением картины. Суриков неоднократно удлинял холст.

Его бег поможет поехать дровням. Ее образ в истории запечатлелся благодаря тому, что она не побоялась восстать против господства церкви, которая по ее мнению несла неправильные учения людям. Здесь и ребятишки, здесь и просто любопытствующие, здесь горячо сочувствующие ей.

Анализ картины Боярыня 
Морозова

Анализ картины Боярыня Морозова

Чтобы подчеркнуть значение главной фигуры, Суриков пожертвовал исторической точностью и изобразил Морозову одиноко сидящей в санях. Художественная композиция картины Сурикова строится на противопоставлениях. Мелочность, праздность клубящейся жизни – и величие лика смерти, переходящей в бессмертие. И как вставил ее в картину- она всех победила. Создавая этот образ, художник, быть может, вспоминал свои отроческие впечатления, когда сам он был свидетелем наказаний и казней на площади Красноярска.

А там ничего убавить нельзя — сани не поедут». Главное же – точно вычислить расстояние от саней до нижнего края картины. Она не хотела изменять старой вере. Художник сумел показать фанатичную преданность идее, безусловную веру в собственные идеалы. Свет неяркого, мглистого, морозного зимнего дня объединяет и связывает между собой все части композиции «Боярыни Морозовой».

Василий Суриков, 
картина «Боярыня 
Морозова»

Василий Суриков, картина «Боярыня Морозова»

Каменный храм построили в 1703 году. Композиция всегда была одной из основных проблем художественного творчества Сурикова. Перед смертью она попросила его выстирать ей сорочку. Ощущается волнение толпы и тревожные разговоры. Но Суриков мучается: Не то, не то. Тогда царь приказал посадить ее в тюрьму и пытать, пока не раскается.

Интерес к судьбе русской женщины возник у Сурикова закономерно. До принятия пострига Феодосия Прокопьевна даже присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении. Толпа вокруг саней, везущих закованную в кандалы бунтарку, не безлика. Огромную композиционную работу над «Боярыней Морозовой» сам Суриков определял словом «утрясание».

Важно найти замок, чтобы все части соединить. Толта здесь состоит из всевозможных характеров, которые можно часами изучать. Суриков понял, что санную колею надо написать очень точно.

Портретный этюд был написан всего за два часа. В ту пору в русской церкви произошел раскол. И даже жест Морозовой перекликается с его жестом. На голове у нее черная шапка, надвинутая на глаза. Естественно, я говорю о староверах православных. Каменный храм построили в 1703 году. Женщина, погибшая там от голода, теперь почитается российскими старообрядцами, как святая.

Описание картины 
Василия Ивановича 
Сурикова "Боярыня

Описание картины Василия Ивановича Сурикова "Боярыня Морозова"

Прибавишь или убавишь лишний вершок холста – сани не поедут. Дородный московский купец и рядом с ним священник в лисьей шубе, злобно ощеривший свой беззубый рот, смеются над увозимой на допрос «еретичкой». В толпе, окружающей сани, мы видим людей разных сословий и положений в обществе., они уже видят эту большую картину. Женщина одета богато, при этом руки ее закованы в цепи. Восхитительный и уникальный шедевр, который создал Василий Суриков, – Боярыня Морозова.

Женщина сильного характера и несгибаемой веры Феодосия Морозова до конца жизни следовала своим убеждениям. Все лицо мелко было. Ее лишили имущества и вместе с сестрой Евдокией Урусовой и слугами заточили в земляную тюрьму Боровского городского острога (ныне Калужская область). Его лица не видно. Урусова изображена без оков, она пешком идет за санями, сжав руки в молитвенном жесте. Крестным ходом шествовать не по солнцу, а против солнца. Юродивый, являя собой отребье человеческое, также страдает по вере своей.

Василий Суриков, Боярыня Морозова: описание картины интересные факты истории

Но суть дела ведь не в обряде, а в вере. Картина ожила. Она взывает к Богу, чтобы тот помог ей в борьбе за справедливость. Всего сохранилось более сотни подготовительных этюдов к картине, в основном портретных. По окончанию выставки ее приобрели для Третьяковской галереи за гигантскую сумму и больше«Боярыня Морозова» не покидала никогда галерею, где находится и в настоящее в Старообрядческие обычаи были знакомы Сурикову с малолетства. Поскольку старообрядчество – означает верность обряду.

В движении есть живые точки, а есть мертвые. Тебя обдает холодом настоящей русской зимы, слышен хруст снега от саней и копыт лошади. «Картина Сурикова удивительно ярко представляет эту замечательную женщину (боярыню Морозову. — Авторы). Автор описывает в книге, как Морозову подвозили к воротам монастыря. Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни. И отверженные тянутся душами к своей заступнице.

Называли себя староверами. В конце –концов, он уговорил свою тетю позировать для картины. Он может выражать лишь сострадание всем противоборствующим сторонам. Мы видим и злорадство попа, ощерившего свой беззубый рот и сочувствие посадских людей и «нищей братии» — юродивого, повторяющего патетический жест Морозовой, странника, обнажившего голову и замершего в глубоком раздумье, нищенки, опустившейся на колени перед гонимой царем раскольницей.

Казалось бы, одинаковый символический знак, но на самом деле он имеет разное значение. (8) Церковь. Ведь сколько времени я его искал.

Это Феодосия Морозова. Боярыня Морозова слегка откинулась назад и подняла руку вверх. Что я и наблюдаю на картине. На шапку накинут платок.

Молодая женщина в ярко-желтом платке кланяется, словно отдавая дань уважения силе этой харизматичной личности. В. И. Суриков написал картину «Боярыня Морозова» в 1887 г. Он её написал, вспоминая детство, проведённое в Сибири, её сильные морозы, холод. По приказу царя Алексея Михайловича за свою приверженность к старой вере была арестована. Все на картине будто напряглось.

Описание картины 
«Боярыня Морозова

Описание картины «Боярыня Морозова

Одни ей сочувствуют, другие – насмехаются. Её напряжённое лицо показывает всю тяжесть её положения. Ее сестра умерла от истощения двумя месяцами раньше.

Выросший в крае старообрядчества – Сибири, Суриков не раз читал «жития» мучеников, среди которых было и издание «Повести о боярыне Морозовой». Для полотна свойственны яркие пестрые цвета, насыщенные оттенки. Тоталитарная власть – и свободолюбие, духовная независимость, непокорность, сопротивление. Феодосия Морозова одета в чёрный балахон. Одни ей сочувствуют, другие – насмехаются.

Поиски композиции завершились лишь на самом холсте картины. Вслед за великим революционным мыслителем к той же тематике обратились русские художники-реалисты — В. Г. Перов, В. В. Пукирев (1832–1890) и многие другие. Центральной фигурой картины Сурикова есть сама боярыня.

(Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»— стрелец с чёрной бородой). Написана с храма Николы Чудотворца в Новой Слободе на Долгоруковской улице в Москве, недалеко от дома, где жил Суриков. Но смеялись немногие. Последней каплей для царя стал ее отказ от участия в его свадьбе с Натальей Нарышкиной. Оно вошло в обиход уже в 18 веке.

Людей очень много, но при этом их трудно назвать толпой. «Боярыня Морозова» представляет собою новый этап в развитии суриковского колорита. Морозова -- источник, возбуждающий в толпе сложную гамму различных переживаний и тот центр, к которому устремляются взоры, мысли и чувства всех действующих лиц этой сцены. Показывая историческое событие как народную трагедию, Суриков гениально разрешил труднейшую задачу сочетания «героя и толпы». У кого-то фанатизм женщины вызывает ненависть, глумление или иронию, но большинство взирает на неё с сочувствием. Впереди на коленях старая нищенка. «Действительные размеры каждого предмета найти нужно, — говорил Суриков. — В саженной картине одна линия, одна точка фона и та нужна.

Вот пять женщин в правой части картины. В левом углу эскиза изображена женская фигура, благоговейно распростершаяся на снегу. Она возвышается над всеми людьми. Толпа на нем живет и волнуется движутся, клином врезаясь в толпу, убогие сани. Наконец прибавил последний кусок — и лошадь пошла», — рассказывал художник. Толпа на нем живет и волнуется движутся, клином врезаясь в толпу, убогие сани.

Сразу даль открылась, улица стала бесконечной. Исключительный по силе образ Морозовой господствует в картине, но не затмевает собой народной толпы. Это была знатная боярыня – Феодосья Прокопьевна Морозова. Образ Морозовой является, бесспорно, наиболее сильным и впечатляющим в картине.

Образ женщины на 
картине, представляющей 
староверов

Образ женщины на картине, представляющей староверов

Триста лет назад по заваленным сугробами московским улицам ехали простые дровни. Лошадь тянет сани по рыхлому снегу, полозья саней оставляют глубокий след. «Персты твои тонкостны очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум. Она, должно быть, вспоминает многие бедствия, которые ей суждено было пережить. Морозова — источник, возбуждающий в толпе сложную гамму различных переживаний и тот центр, к которому устремляются взоры, мысли и чувства всех действующих лиц этой сцены. Показывая историческое событие как народную трагедию, Суриков гениально разрешил труднейшую задачу сочетания «героя и толпы».

В народе говорили, что Морозова пострадала за веру. Это было абсолютно новой изобразительной проблемой, никем до Сурикова не решенной. Глубокие следы, оставленные полозьями, солома, волочащаяся по снегу, бегущий за санями мальчик -- все заставляет зрителя поверить в то, что накренившиеся влево сани действительно движутся по рыхлому снегу. Это математика. Мы видим и злорадство попа, ощерившего свой беззубый рот и сочувствие посадских людей и «нищей братии» -- юродивого, повторяющего патетический жест Морозовой, странника, обнажившего голову и замершего в глубоком раздумье, нищенки, опустившейся на колени перед гонимой царем раскольницей.

Другие картины Василия 
Ивановича Сурикова

Другие картины Василия Ивановича Сурикова

Светом пропитаны и одежды толпы и пейзаж и лица изображенных Суриковым людей. Правая часть полотна занята «темными силами», границей которых является желтый платок женской фигуры. Там, в Преображенском, все меня знали.

В толпе терялось. Склоняются многие, что староверы – правильнее. Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей закаляется в них воля восстают неведомые душевные силы»6. (1) Феодосия Морозова.

Столь же изумительно колористическое решение картины, ее живописная «оркестровка», ее цветовой диапазон — от черного до белого, с использованием всей гаммы палитры. В Чудовом монастыре состоялся — еще один допрос, опять ни к чему не приведший. Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема. Нравилось им, что я казак и не курю. События происходят в 17 веке.

Это мне преславно ибо этой чести никогда еще не испытала». Среди суриковских образов, быть может, один только рыжебородый стрелец из «Утра стрелецкой казни» по силе и выразительности выдерживает сравнение с боярыней Морозовой. Суриков понял, что санную колею надо написать очень точно.

«Не идет у меня лошадь, да и только. Ее увозили в ссылку. Композиция суриковских картин становится вот таким образом естественной — «такой, как в жизни», но вместе с тем она глубоко продумана: в суриковской композиции нет места случайности. Художник пробовал писать Морозову со своей тетки Авдотьи Васильевны Торгошиной, которая интересовалась старообрядчеством. Интерес к расколу чрезвычайно характерен для передовой русской интеллигенции восьмидесятых годов. Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова— Авдотья Васильевна Торгошина.

Правда, справедливости ради следует уточнить, что и в прошлом таких героинь было немного. Но даже самые звучные красочные пятна не выпадают из картины и не превращают ее в декоративное полотно они подчинены общей гармонии, они смягчены и объединены мягким рассеянным светом, голубоватой дымкой влажного воздуха. Надо было найти расстояния от рамы до саней, чтобы пустить их в ход.

Это единство поддерживается в частности тем, что женские лица в народной толпе родственны по типу лица самой Морозовой. Их окружают люди, глубоко сочувствующие героической женщине. Среди последних, как известно, было даже немало священников. На мой взгляд основная мысль описываемой картины в том, что нельзя предавать свои убеждения ни при каких обстоятельствах даже под угрозой смерти. Вдруг лошадь дернула, розвальни качнулись на ухабе, накренились и – пошли.

Женщины сочувствуют. Глава церкви патриарх Никон по воле царя приказал исправить богослужебные книги изменить некоторые обряды. Динамичность всей сцены усиливается и диагональным построением картины. На ее лице глубокая скорбь. На другой же день обеих раскольниц снова заковали и отправили в заточение.

С наибольшей четкостью эти темы были развиты в знаменитом романе Чернышевского «Что делать. ». И вот приехала к нам начетчица с Урала – Анастасия Михайловна. Полотно воспринимается, как живой кусок действительности. Юродивый – единственный человек в толпе, который открыто поддерживает боярыню (повторяет её жест).

Странник (справа, с посохом) снял шапку, выражая своё уважение и скорбь. Сама того не замечая, она протянула руку, словно пытается задержать бег саней. Боярыня Морозова противилась реформам патриарха Никона и поддерживала старообрядцев. Сюжет картины «Боярыня Морозова» Суриков взял из книги, в которой рассказывалось о том, как двух сестер, проповедовавших старообрядчество — Феодосию Морозову и Евдокию Урусову, за неповиновение официальной вере арестовали и сослали в Чудов монастырь.

Описание картины 
Боярыня Морозова 
Сурикова: анализ,

Описание картины Боярыня Морозова Сурикова: анализ, материалы для сочинения

Это сама героиня и юродивый. Без устали работал Суриков на натуре. Это всё равно что сегодня вдова олигарха отдала бы всё своё состояние на сеть бесплатных ночлежек для бездомных или защиту животных, а сама переселилась в подвал хрущёвки с «дешираком» и водой из-под крана. Прибавишь или убавишь лишний вершок холста – сани не поедут. Если сожгут ее на костре, говорила она, это будет для нее преславно и дивно.

«В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд: «И как вставил ее в картину — она всех победила». В центре эпизода – боярыня Морозова собственной персоной. Она сидит в розвальнях, на соломе. Полотно воспринимается, как живой кусок действительности.

Она стоит в глубокой скорби, в позе, напоминающей склоненного стрельца первой суриковской картины и подобно последнему невольно вызывает ассоциации с образами древнерусской живописи. Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища. Слева выпустил на холст бегущего за санями мальчишку. Все эти детали подчеркивают мотив насмешки над упорствующей раскольницей. После пыток на дыбе, мучимая голодом, она скончалась.

«Сидящие в санях фигуры держат их на месте. Четырнадцать слуг боярыни, поддерживающих старообрядчество, были сожжены в срубе. Вдруг лошадь дернула, розвальни качнулись на ухабе, накренились и пошли. С увлечением работал художник над пейзажем картины. Это вызов новой церкви с ее предписаниями, вызов самому царю. Черты его лица напоминают облик самого Сурикова.

Это и отразил художник на картине. Юродивого художник нарисовал с торговца огурцами в Москве, сидевшем на снегу, а вот странник с длинным посохом считается его автопортретом. (16) Икона «Богоматерь Умиление».

В русской живописи именно в эти годы появился ряд картин на темы истории старообрядчества: «Никита Пустосвят» В. Г. Перова (1880), «Самосжигатели» Г. Г. Мясоедова (1882), «Черный собор» С. Д. Милорадовича (1885). Но Морозова твердила под пытками, что рада пострадать за истинную веру. Таким образом, эта обеспеченная и некогда красивая женщина, которая могла бы прожить тихую и уютную жизнь, стала пренебрегаема почти всем обществом, за исключением простых людей.

Описание картины 
Боярыня Морозова

Описание картины Боярыня Морозова

Морозову подвергли пытке. Одним из существенных моментов в построении картины была передача движения.

Мальчишки смеются – они ещё ничего не понимают им весело. Её лицо очень бледно, на нём выделяются глаза, горящие фанатизмом, одержимостью. С верой, любовью и жалостью глядит она вслед боярыне. Образы его одновременно статичны и находятся в движении.

Работа над картиной: 
центральный образ

Работа над картиной: центральный образ

(1) Феодосия Морозова. Юродивый срисован с московского бедняка, который торговал огурцами, сидя на снегу.

В истории искусства бытует предание, что первоначально Суриков начал писать «Боярыню Морозову» на холсте меньшего размера, но почувствовав, что не в состоянии вместить на него всех задуманных персонажей, сделал снизу надшивку, где изобразил расстояние от края картины до розвальней и только после этого сани визуально «поехали», то есть стало ясно, «как тяжело этим саням пробиваться, пробираться сквозь толпу»1. На передвижной выставке 1885 года появилась (не дошедшая до нас) картина А. Д. Литовченко «Боярыня Морозова», вызвавшая, впрочем, единодушное осуждение со стороны художественной критики. очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум. Она закована в кандалы, а её руки связаны цепью. Героизм данного образа заключается в том, насколько человек становится сильным, мужественным и целеустремленным, когда верит в идею, когда у него есть собственные убеждения, которых он всеми силами придерживается и следуем им до конца. Я видела ее в Третьяковской галерее и меня поразили ее масштабы. Морозова перекрестилась, поцеловала огорлие цепи и сказала: «Слава тебе, господи, яко сподобил мя еси Павловы узы возложити на себя». Кто-то откровенно радуется позору Морозовой, глумится над ней, но многие сочувствуют ей и печалятся.

В отличие от «Утра стрелецкой казни», где композиция замкнута архитектурой, улица в «Боярыне Морозовой» неприметно уходит в голубоватую мглу неяркого зимнего дня. Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини. Их лица и фигуры реалистично и аккуратно выписаны.

Сочинение-описание 
картины Боярыня 
Морозова

Сочинение-описание картины Боярыня Морозова