Описание Картины Кукрыниксы Таня

Описание картины «Таня (Подвиг Зои Космодемьянской)»

Ими выполнены рисунки пастелью — «И. Конечно их произведениям присуща своеобразная патетика, но она не изначально задается официозной темой, а исподволь рождается в ходе художественного исследования жизни, напрямую связывается с особенностями авторского мировосприятия. Биография коллектива связана с созданием уникального явления в изобразительном искусстве, оно получило название «положительная сатира». Названия этих работ говорят сами за себя: ««Гад-бюрократ засорил советский аппарат, гони его вон, рабочий отряд. ». Совместно обсуждались темы их изобразительное решение, содержание и характер подписей. Упал стул.

Пожалуй, в целом ленинградские графики проявили в трактовке этих сюжетов больше смелости и изобретательности, чем москвичи. «Все трое. Нет, нет и еще раз нет. Рисовали для газет «Правда», «Окна ТАСС», плакаты, листовки. Простейший способ искусственного взросления юных героев предложен В. Добровольским в иллюстрациях к «Ребячьему городу» Н. Агнивцева (1929): улыбающиеся детские физиономии словно вклеены в чужие, взрослые фотографии два румяных мальчугана в шинелях и буденовках принимают парад Красной армии вместо реальных военачальников.

Художники Кукрыниксы: 
состав и биография 
коллектива, картины

Художники Кукрыниксы: состав и биография коллектива, картины

В 1944-46 Кукрыниксы создали одну из своих лучших картин Бегство немцев из Новгорода, правдиво и убедительно передав в ней момент, когда бегущие из Новгорода гитлеровцы лихорадочно мечутся с факелами, поджигая постройки. На пороге стояла пожилая женщина. Низко стелются зловещие клубы дыма. Безвольно повисла рука спящего пьяного офицера. Маршак читает только что написанные строчки: «Посмотри—у русских каша, будем кашу есть. На страницах «Правды», «Крокодила» и других советских изданий неизменно появлялись острые карикатуры Кукрыниксов, пригвождающие к позорному столбу трубадуров холодной войны и их пособников.

По-своему интересна книга Н. Агнивцева «Винтик-шпунтик» (1925) с иллюстрациями В. Твардовского. Среди опустошения и смерти, глушащей все живое, мы как бы слышим слова: «Кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет» – такова историческая правда, звучащая в этом полотне, так найдены масштабные соотношения, композиционный строй этого огромного холста, такова сила веры в победу, заложенная в это произведение. Внимание художника привлекают и типажи посетителей зверинца.

Описание картины 
Аркадия Пластова 
«Таня»

Описание картины Аркадия Пластова «Таня»

Пименова не интересовала ни конструкция тела животного, ни фактура его шерсти, ни индивидуальные особенности зверя, ни его видовые признаки. сочетание страшного и выдуманного было в этой фигуре, оказавшейся Гессом». В 1930 г. в ОСТ вступили В. Алфеевский и Т. Лебедева (Маврина). Вероятно, эта игра увлекала читателей не меньше, чем сюжет сказки. Девушка выглядит насуплено и немного напыщенно. Удачно найти сюжет – половина дела для мастера жанровой или исторической картины.

С 1924 года они начинают заниматься иллюстрациями к литературным произведениям. Разумеется, трудоустройство состоялось. Их плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага. » появился на улицах страны уже в июне 1941 года.

О том, как создавалась 
картина Конец Кукрыниксов

О том, как создавалась картина Конец Кукрыниксов

Оформитель подчеркивает природную грацию, темперамент, трудолюбие этих персонажей. Мы с наивным простодушием занимали у Дюфи некоторые его декоративные элементы: медуз, яхты, облака и белые гребни волн, украшая этим набором полосные тоновые рисунки, как раньше типограф украшал книгу набором готовых линеек и виньеток». Процесс взаимовлияния различных творческих концепций не ограничивался Москвой и Ленинградом, он измерялся, как любили говорить в те годы, «во всесоюзном масштабе». Комизм положения фюрера, как, впрочем и всех остальных фашистов, заключается прежде всего в том, что все эти «сверхчеловеки» с их бредовыми планами господства над миром трусливо забрались в толстостенное убежище и умирают от страха, в то время как там, наверху идет последнее, решающее сражение. Творческие группы существовали и до них, но таких, в которых все креативные индивидуальности стерты во имя коллективного «Я» художника, не бывало.

И не только потому, что юность всегда кажется золотой сказкой. Они стали классиками советской политической карикатуры, которую понимали как орудие борьбы с политическим врагом и абсолютно не признавали иных веяний в искусстве и в карикатуре, проявившихся в полной мере в первую очередь в новом формате «Литературной газеты» (отдел юмора «Клуб 12 стульев»2). Они — авторы картин «Утро», «Таня», «Бегство немцев из Новгорода», «Конец» (1947—1948), «Старые хозяева» (1936—1937). Живопись пастозна, материальна, красива. Все идет прахом.

Галереи, серии картин, 
портретов

Галереи, серии картин, портретов

Но от этой немногословности действие нисколько не теряет эмоционального накала. Третьим направлением, в котором работали Кукрыниксы, была живопись. В этом отношении очень показательно творчество К. Кузнецова. Оформление детских изданий график считал прекрасной «школой трезвости и ясности», помогающей избавиться от излишней манерности и усложненности пластического языка.

Все в этой картине находится в состоянии неустойчивости. Таковы Гойя, Домье, Хогарт, Федотов, Перов. Они стали классиками советской политической карикатуры, которую понимали как орудие борьбы с политическим врагом и абсолютно не признавали иных веяний в искусстве и в карикатуре, проявившихся в полной мере в первую очередь в новом формате «Литературной газеты» (отдел юмора «Клуб 12 стульев»). Врагу не сгубить славу России. И в то же время в изданиях 1930-х гг. Значимым моментом в творчестве стал военный плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага. ».

  • Таня (Подвиг Зои Космодемьянской)
  • Таня (Подвиг Зои Космодемьянской) — Кукрыниксы
  • Кукрыниксы «Таня», «Бегство фашистов из Новгорода»
  • Образ Зои Космодемьянской в годы войны

В. Сталин в Курейке», «Баррикады на Пресне в 1905 г», «Чкалов на острове Удд» и других. Хотя эти книги адресованы самым маленьким читателям, неискушенным в вопросах политической истории, в них нет «лобовых» решений, плакатной прямолинейности, художница использует достаточно острые и изощренные композиционные приемы, оригинальные колористические решения. Надо полагать, что эта внезапность появления военных преступников одного за другим на пороге зала суда отложилась в сознании художников и подсказала найденное в «Конце» внезапное появление Гитлера. Например, обращение к жизни далеких экзотических стран объединяет литографии москвича Л. Вольштейна («Наблюдательность» К. Ушинского, 1930) и ленинградцев Е. Сафоновой («Ленин в Индии», 1931) и Ю. Петрова («Мистер Смит» Ю. Варшавского, 1931).

Пустыри, Пожарища, Обугленные черные головешки. Однако ни «пролеткульты», ни иные свергатели Рафаэля и Пушкина не одержали конечной победы. Нет. На страницах «Правды», «Крокодила» и других советских изданий неизменно появлялись острые карикатуры Кукрыниксов, пригвождающие к позорному столбу трубадуров холодной войны и их пособников. Студентов объединила не только любовь к искусству, но и общее мировоззрение. В. Сталин в Курейке», «Баррикады на Пресне в 1905 г», «Чкалов на острове Удд» и др.

Уже в Москве написали полную картину «Таня». Все остальные стилистические направления в середине 1930-х гг. Привычная для этих мастеров стилистика часто была настолько общепонятной, что не нуждалась в серьезной адаптации. «Воображение в искусстве не распыляет мысль художника, а делает ее плотнее, умнее и глубже, так как воображение свободно в усвоении нужного и в отсечении лишнего».

  • О творчестве художников Кукрыниксы
  • Официальный туристический портал Ивановской области
  • Картина художников Кукрыниксы «Конец» и её творческая история
  • ИСТОРИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ И ПЕРВЫХ ПОСЛЕВОЕННЫХ ЛЕТ
  • Карикатуры художниковКукрыниксов

Опуститься Лаваль не может: снизу торчит острие штыка с надписью Сражающаяся Франция. Правда, не каждому дано быть бойцом. Они разоблачали литературные пороки: скуку, заумь, формализм. Художнику не требовалось применение каких-то особых тактик, чтобы в картине появились простота и естественность.

Только тогда художник. Но особенно органичным было обращение художника к фольклорным образам, о чем свидетельствуют литографии к сборнику народных песенок «Держись, не отставай» (1929). без поправок, без ретуши.

  1. ПлакатыВОВ в творчестве Кукрыниксов
  2. Картина Таня (Подвиг Зои Космодемьянской) – Кукрыниксы
  3. Художественный метод Кукрыниксов
  4. Значительные работы Кукрыниксов
  5. Выставки и наследие Кукрыниксов
  6. Творческий путь Михаила Куприянова
  7. Творческая биография Николая Соколова

Поразительно, что черным здесь изображен как раз снег. Вольштейн изображает картины из жизни индейцев весьма лаконично и немногословно, безжалостно отсекает все детали, но при этом явно ориентируется на каноны архаического искусства (что заметно прежде в патетических позах фронтально развернутых к зрителю персонажей). Мы рисуем карикатуры для «Правды», во фронтовые газеты, маленького размера—для упаковок концентратов и пачках с махоркой. Маршак считает, что напряжение, в котором мы живем, приносит свою пользу.

Работы соавторов вызывали неоднозначные оценки коллег и критиков. Это он – Геринг». И никакие фразы, никакая ложь не оправдают чудовищных злодеяний фашизма. И посреди всего этого адова хаоса – София.

  • Рисунок акварелью собирателя открыток
  • СОВЕТСКИЕ ХУДОЖНИКИ часть третья
  • Общееколичествопросмотровстраницы

Уже много лет мы являемся свидетелями необычайного явления в искусстве. Страсть к изобретению остроумных деталей была характерна и для А. Каневского. Их политические карикатуры, часто публикуемые в газете «Правда», принадлежат к лучшим образцам этого жанра («Клещи в клещи», «Потеряла я колечко», «Под Орлом аукнулось, в Риме откликнулось», «Уолл-стрижка», «Львиная доля», серия рисунков «Поджигатели войны» и др. ). Первые дни 1944 года. Дается даже проект стенгазеты, посвященной борьбе с вредителями (правда, судя по рисунку, речь идет не о троцкистах и бухаринцах, а всего лишь о грызунах). Форма рождается из памяти.

Таня (Подвиг Зои 
Космодемьянской)

Иные воспевают красоту пейзажа и тем отрицают уродство. В 1920-х гг.

Михаил Куприянов и Порфирий Крылов познакомились в 1922 году, работая над выпусками стенгазеты ВХУТЕМАСа «Арапотдел». Например, в рисунках Л. Гамбургера к «Пятилетке» Б. Евгеньева (1930) узнаются некоторые графические приемы А. Дейнеки, в оформлении другой производственной книжки, «Тракторобуд» Н. Забилы (1933), свободный эскизный рисунок в духе Н. Шифрина сочетается с конструктивистским монтажом фотографий. Позы, жесты, мимика, кисти рук характеризуют состояние персонажей.

Никто не встал, даже не обернулся, когда Гитлер появился в дверях. Здесь изверги измывались над Зоей. Здесь свершилась казнь. Но наибольшее признание принесла художникам работа в области политической сатиры.

Ее достоинства становятся очевидными при сравнении с явно перенаселенными, сумбурно скомпонованными иллюстрациями А. Соборовой к «Городской улице» Л. Зилова (1929). В 1942 Кукрыниксы написали картину Таня (2-й вариант в 1947), запечатлев героическую смерть Зои Космодемьянской, в 1945-46 – картину Подписание акта о безоговорочной капитуляции Германии.

Рисковое, порою безудержное желание творить. Иллюстрации Лидии Поповой к стихотворению В. Маяковского «Конь-огонь» (1928) и особенно к «Загадкам» С. Федорченко (1928)—возможно, наиболее явное в практике московских художников использование стилистических открытий лебедевской школы, здесь налицо повышенный интерес к фактурным и конструктивным особенностям предметов современного быта, поэтизация орудий производства, осознанная скупость эмоций и художественных средств.

В картине «Конец» Кукрыниксы показали конец фашизма как воплощение мечты многомиллионных народных масс, героически боровшихся против империалистических захватчиков. В подобной стилистике часто работал и Б. Крюков. В поэме А. Барто «Первое мая» (1930), как и во многих других книгах тех лет, кульминацией сюжета становится парад на Красной площади. Множество впечатлений сгустились в один крайне выразительный образ. Однако возвращение мастеров этого круга к станковизму не предполагало реставрации рутинных методов работы, давно изжившей себя стилистики.

Еще один яркий пример отклика детской книги на злободневные события международной жизни— сказка в стихах С. Маршака «Акула, гиена и волк» (1938), графически интерпретированная Кукрыниксами. По сигналу тревоги с противогазами выходим во двор на свои посты. Разница заключается лишь в том, что, работая для детей, художник стремился к максимальной доходчивости, внятности рисунка, не перегружал композиции избыточными деталями, давал волю своей неуемной озорной фантазии, не всегда уместной в политической сатире. К их числу можно отнести «Три песенки» О. Колычева (1933) с иллюстрациями А. Гончарова. Фашизм рушится на глазах – таково основное ощущение зрителя. чувство юмора необходимо.

Результаты этого погружения ощутимо сказались и в купреяновской книжной графике для детей. Чисто плоскостная, почти орнаментальная манера рисунка выразительна сама по себе, но едва ли силуэты зверей, абстрагированные до расплывчатых пятен, способны вызвать симпатию и сопереживание юных зрителей. Например, рисунки к книге «Андре Марти» (1930) убедительно доказывают, что мастер мог быть не только едким сатириком, но и проникновенным романтиком.

Идеолог объединения Милашевский часто иллюстрировал произведения современной социальной тематики особой популярностью пользовались его рисунки к книге дрессировщика В. Дурова «Мои звери» (1927) и «Кара-Бугаз» К. Паустовского (1932). Кухонька. Молотов», «И. В. «Уже к концу 20-х годов характер и направление развития книжной графики заметно меняется.

Воет лютый пожар. Кроме того, был очень популярен цикл плакатов «Окна ТАСС». В новых условиях диалог с властью был совершенно невозможен. Этапными работами для Кукрыниксов были гротескные злободневные карикатуры на темы внутренней и международной жизни (серии «Транспорт», 1933—1934, «Поджигатели войны», 1953—1957), агитационные, в том числе антифашистские, плакаты («Беспощадно разгромим и уничтожим врага. », 1941) иллюстрации к произведениям Николая Гоголя, Михаила Салтыкова-Щедрина (1939), Антона Чехова (1940—1946), Максима Горького («Жизнь Клима Самгина», «Фома Гордеев», «Мать», 1933, 1948—1949), Ильи Ильфа и Евгения Петрова («Золотой Телёнок»), Мигеля Сервантеса («Дон Кихот»). Следует отметить, что рисунки известных карикатуристов не только смешны изобретательны, полны забавных подробностей, но и изысканны по колориту (иллюстрации печатались в 8 красок. ).

Ей было всего 18 лет, а она боролась как настоящий герой. А вот заднему плану картины уделено минимальное внимание. Решили на месте событий сделать эскизы к картине «Таня». Увидев макет «Парка культуры. », Н. Купреянов пошутил: «Отлично, очень похоже, длинно и скучно». Он при последнем издыхании.

Скрип снега под босыми ногами Зои. В годы войны он становится настоящим оружием против врага. Я слышу этот Древний благовест, слышу клики народа, голос Невского. На Украине в оформлении детской книги наблюдались тенденции, схожие с российскими. В это время Соколов, ещё живя в Рыбинске, ставил на своих рисунках подпись Никс. Во всяком случае их иллюстрации лишь весьма отдаленно напоминают бесхитростный детский рисунок, зато в них можно найти немало цитат из «взрослого» искусства. Лаконичная, немногословная манера изображения животных заставляет вспомнить иллюстрации Н. Тырсы к «Снежной книге» В. Бианки (1926).

Иногда срочную работу заканчиваем в бомбоубежище. Отступая, фашисты спилили ее. Сходным образом, но несколько более монотонно П. Кондратьев оформляет «Парижскую коммуну» Я. Ипатьева (1931). Также они работали в проекте «Окна ТАСС», который в форме плаката освещал новости и поддерживал боевой дух нации. Юный герой «Октябренка-постреленка» (1925) попадает в компанию персонажей народных сказок, невероятные приключения ожидают и детей из книги «В защиту трубочиста» (1926), без должного почтения относившихся к представителю почтенной пролетарской профессии. Ужас, охвативший всю компанию, находит в фюрере самое откровенное и комичное выражение. В ней показан конец кровавой авантюры гитлеризма, разгромленного Советской Армией.

Чтоб в работе рисовальщика, как и в работе акробата, чувствовался темп. конструктивистский культ техники уже постепенно изживает себя, акцент чаще всего делается теперь не на технологической составляющей, а на «человеческом факторе» производства.

«Завод» А. Громова (1930) представлял собой простейший вид конструктора, развивающего комбинаторное мышление. Однако не психологические портреты сами по себе интересуют художников. Рисунки Ротова можно было рассматривать без конца— в них жило и дышало все—персонажи, предметы, пейзажи. Животные, наделенные человеческими характерами (например, падающие в обморок слабонервные герои «Тараканища» или пляшущие и музицирующие насекомые на свадьбе Мухи), выглядят здесь абсолютно органично, они живут в этом уютном сказочном мире на равных правах с уморительно-серьезным Айболитом, морским разбойником Бармалеем, любознательными и находчивыми детьми. Но в то же время мы стремились, чтобы характерность каждого «портрета» была выражена предельно, будь то жестокость, хитрость, тупость игра в безразличие, развенчанность при сохранившейся привычке принимать позы «вождя» чтобы, глядя на рисунки, зритель поверил в правдивость изображения даже таких деталей, как руки, как одежда.

Работали, как обычно, коллективно и слаженно, без перерывов. На снегу валяются бронзовые фигуры разбитого фашистами памятника «Тысячелетия России» протянутая кверху рука одной из фигур словно взывает к отмщению. Вероятно, в этом цикле график использовал зарисовки, сделанные с натуры. В. Сталин и В. М. Молотов», «И. Конечно, неизбежная в искусстве тех лет тема торжества «нового быта» занимала мастеров ОСТа не меньше, чем анималистические эксперименты.

Через коридор между протянутыми веревками он не проходил, а величественно шествовал. Но. Из сугроба торчал остаток виселицы. Цветовые и тональные градации плавно моделируют объемы их тел. Их политические карикатуры, часто публикуемые в газете «Правда», принадлежат к лучшим образцам этого жанра («Клещи в клещи», «Потеряла я колечко», «Под Орлом аукнулось, в Риме откликнулось», «Уолл-стрижка», «Львиная доля», серия рисунков «Поджигатели войны» и др. ). В картине воспроизведено бомбоубежище Гитлера в Берлине. Мы прислали танкистам трафарет и они смогли восстановить рисунок. Художники понимали, что нужны народу и Красной армии и в срок исполняли все поручения.

Правда, первые обращения графика к детской литературе не отличались самостоятельностью, нетрудно заметить в них попытки подражания корифеям «Мира искусства». Эта тенденция прослеживается и в очень многих детских изданиях 1930-х гг. Это было суровое, порою голодное время.

Может быть, потому, что черное и белое. Вот таким образом зрители могут созерцать действительность такой, какой она была на самом деле. «Этот человек по-настоящему был увлечен своим делом и умел зажечь всех, кто с ним работал, — пишет Рачев. брошена телефонная трубка. В картине изображен хаос, кошмарный по чудовищности акт разрушения.

Буревые зори двадцатых годов. Главным на полотне Аркадия Пластова является лицо, прописаны все его черты. Он не только помогал им найти работу, но и наставлял на правильный идеологический путь. Карикатура—искусство чистого представления.

Пустые, зияющие глазницы окон. Их стихия была смех, они тонко подмечали юмористические черточки в окружающей действительности и это стало их исходной точкой в сотрудничестве.

С некоторыми работами «Общества станковистов» перекликаются иллюстративные циклы Б. Земенкова. Они— авторы картин «Утро», «Таня», «Бегство немцев из Новгорода», «Конец» (1947—1948), «Старые хозяева» (1936—1937). В предвоенные годы Кукрыниксы находят себя в новом жанре – политического плаката. Пока один спит, второй дорисовывает, третий готовит обед и так по кругу.

Душно Гитлеру, он хочет распахнуть китель, другая рука пытается остановить дрожь бетонной стены. Он вспоминает, что важную роль в деятельности «Культуры» играл художественный редактор А. Бутник-Сиверский, служивший по совместительству заведующим кабинетом детского творчества в Академии наук УССР. Как и в России, смелые эксперименты художников вызывали неприятие и вражду педагогов.

Лидеры объединения советовали своим единомышленникам рисовать «. Им было гораздо важнее показать, насколько наивно выглядит это открытие сегодня. за оформление детских книг. Надписи были сделаны на немецком языке.

В 1930 г. художники задумали книгу, в которой типажи представителей власти дореволюционной России — царя, фабриканта, помещика, городового, жандарма и т. д. — были бы представлены в виде смешных и нелепых «старых кукол». В Московский ВХУТЕМАС художники съехались из разных концов Советского Союза.

Скрипнула дверь. Работаем ночами, дня не хватает. Красноречивые детали соподчинены друг другу и главной теме.

«С увлечением отдается художник. В сущности, громоздкий заводской антураж, производственная коллизия нужны здесь лишь для реализации нехитрой, но грозной социальной метафоры: из-за нерадивости одного несознательного «винтика» может остановиться работа всей гигантской государственной машины. Удачную попытку пластически передать самоощущение ребенка в современном мире предпринимает и А. Дейнека в рисунках к «Кутерьме» Н. Асеева. В тексте говорится всего лишь о девочке, любившей плакать по любому поводу.

Живопись отошла на второй план и мы не знали, когда сможем к ней вернуться. Одна из его бесспорных удач в книжной графике — оформление «Необычайной истории об изобретении воздушного шара. » Г. Владычиной (1927). Определенное воздействие беглой, эскизной манеры «13» угадывается, например, в рисунках к «Повести о Рыжем Мотеле. » И. Уткина, созданных в разные годы Л. Зусманом (1931) и М. Горшманом (1933). Николаева) к книге «Два Первомая» (1930) также используются оригинальные ракурсы, но подчас целостному восприятию зрительного ряда мешает излишняя детализация массовых сцен. Однако наследие лучших мастеров «золотого века» обладает такой мощной энергетикой, таким неисчерпаемым потенциалом новаторских художественных идей, что многие поколения создателей детской книги неизбежно обращались и будут обращаться к нему в поисках «утраченной правды искусства».

И тут своего рода толчком послужила корреспонденция П. Лидова о подвиге Зои Космодемьянской, напечатанная в «Правде» 27 января 1942 года. Плакат Беспощадно разгромим и уничтожим врага. Петрищево. Немало пустозвонов и смутьянов сокрушали «старое», опрокидывали каноны, не предлагая, по существу, ничего взамен. Вероятно, под этими словами подписался бы и И. Малютин.

Характеристика маньяка подчеркнуто экспрессивна и окрашена острым комизмом. Самыми заметными были: серия сатирических портретов «Лицо врага», объединявшая выразительные возможности плаката и станковой живописи, триптих «Старые хозяева» иллюстрации к собранию сочинений Гоголя и произведениям Горького, Салтыкова-Щедрина, Ильфа и Петрова, а также многочисленные плакаты военных лет. Сотрудничество Кукрыниксов с С. Маршаком продолжилось в годы Великой Отечественной войны они вместе создавали «Окна сатиры ТАСС».

др. ). Художники Кукрыниксы – это уникальное явление в мировой культуре. Звонкие голоса юного Советского государства.

Волшебные картинки» (1929) и «Синие загадки — красные разгадки» (1929), следовало вооружиться цветофильтрами и поочередно накладывать их на страницы. Что же отличает Кукрыниксов как художников-карикатуристов. Пусть одобрение мира дает вам еще больше уверенности и силы», - писал художникам в год начала создания «Бегства фашистов из Новгорода» Рокуэлл Кент. В рисунках Усто-Мумина (А.

Молодого художника поддерживал великий пролетарский писатель. Глядя на полотно, человек бывает не только поражен, но и пленен одновременно простотой и реальностью. Каждый разворот компонуется по-новому, художник не только комментирует слова поэта, но и щедро делится собственными наблюдениями, он смело вводит в книгу мотивы, отсутствующие в тексте. Они умели находить грани бытия, в которых наиболее зримо предстает уродство зла.

Так, чрезмерная политизация детской литературы в 1930-е гг. И это в декабре, в самые морозы. Вспомним, что у первого издания «Мойдодыра» К. Чуковского был подзаголовок «Кинематограф для детей».

С вожделением, высунув языки, ждут они подачки, но находят в протянутой им разбитой плошке только железные кресты – единственную награду за усердие (Выслужились). Он был из числа тех художников, которые искренне и взволнованно погрузились в жизнь». По-своему трактовал анималистические сюжеты Ю. Пименов. Порыв народа первой Страны Советов в стремлении к миру, стройке. Конечно, эта работа уступает лучшим иллюстративным циклам Гончарова (скажем, ксилографиям к «Пугачеву» С. Есенина, «Двенадцати» А. Блока или «Двум жизням Госсека» М. Гершензона), но на общем фоне детских книг аналогичной тематики она смотрится выигрышно.

Именно эти элементы должны быть обязательно в рисунках для детей. В течение этого десятилетия не только были репрессированы многие ведущие авторы, оформители, редакторы, но и сознательно, целенаправленно уничтожались те завоевания, которые прославили отечественную детскую книгу 1920-х гг. Первые живописные произведения Кукрыниксов (Похороны комиссара, Господа интервенты, Въезд белых и др. ) появились в 1932. Час возмездия близок, бои идут на улицах Берлина, бежать некуда. В издательской практике начала 1930-х гг. Смелость начинаний.

Яркость. Свежесть. Тупик. «Книжка о зиме — и черная.

Молодой питомец Гитлера опустошил бутылку и погрузился в спасительный сон. Кукрыниксы известны также и как художники и мастера станкового рисунка.

изживает себя. Первая значительная картина Кукрыниксов Утро (1938) правдиво изображает быт царской армии, раскрывая ее классовую суть в контрастных образах офицера и денщика. Даже в карикатурах он не был столь страшен и жалок. Для Кукрыниксов всегда чрезвычайно важна натура, те сильные и острые жизненные впечатления, которые вдохновляют их.

Работая черной тушью и цветной акварелью, оформитель избегает пестроты, добивается яркого и праздничного, но при этом сдержанного звучания красок. Эти слова многое объясняют в последующем творчестве мастера. Поэт тоже обратил внимание на интересный коллектив и предложил им оформить постановку «Клопа», позже они создадут серию эскизов по этому произведению. «Героический» период российской детской книги закончился в середине 1930-х гг. Сталин и В. М.

Их политические карикатуры, часто публикуемые в газете «Правда», принадлежат к лучшим образцам этого жанра («Клещи в клещи», «Потеряла я колечко», «Под Орлом аукнулось, в Риме откликнулось», «Уолл-стрижка», «Львиная доля», серия рисунков «Поджигатели войны» и др. ). «Ведь стрела, —говорит он, —только тогда попадает в цель, когда тетива натянута туго». Пастернак пишет о буйстве и удали павиана, а Купреянов изображает его спящим. Кукрыниксы обрисовали каждое действующее лицо, так или иначе помраченное животным страхом. Именно в эти годы в этом издательстве начинал свой творческий путь известный художник Е. Рачев. За ним маячит чуть видно голова Геббельса.

Изящные пейзажи на заднем плане подчеркивают тяжеловесность лоснящейся туши бегемота или бугристого тела крокодила. «Конец» является наиболее сильной реалистической картиной Кукрыниксов создавая эту картину, художники использовали лучшие традиции русской реалистической школы живописи. Возможно, в «Домашних животных» он следовал этому принципу чересчур прямолинейно, но, несмотря на сознательные самоограничения, ему удалось передать не только внешние черты, но и характеры упрямого осла, преданной человеку собаки, выносливого верблюда, задумчивого оленя. Тупик.

Организованная в музее небольшая группа ребят. Однако стилистические поиски этих мастеров повлияли на деятельность очень многих иллюстраторов (причем не только московских), формально не входивших ни в какие группы, но заинтересованных в том, чтобы сделать книжную графику для детей более энергичной, раскованной, непосредственной, внести в нее лирические и иронические ноты, освоить новые, современные темы и художественные приемы. Вместе с тем она так удачно оркестрована, что зритель сразу схватывает самое существенное. Главным было – дерзание. Были ошибки, глупости, промахи. И вот вошел Шехерезад и прочитал ему доклад. ).

Их объединяла не столько стилистическая (манера каждого мастера глубоко индивидуальна), сколько мировоззренческая общность, установка на воспроизведение новой действительности новыми (хотя и не радикально авангардистскими) художественными средствами. В общем, писали все как бы с натуры. Позы остались прежние, но художник стал рисовать углем с натуры все заново и уже объемно, цветно. В бессильной злобе скрючены пальцы генерала, вперившего безумный взор в мрак безысходности. Видное место в детских изданиях 1930-х гг. В изданиях, посвященных временам года и путешествиям («Картинки зимние» В. Гвайты, 1927 «Весна» Л. Поповой, 1929 «Зима кругом» Л. Вольштейна, 1931 «Белый стадион» Б. Иноземцева, 1930 «Путешествие в Крым» Е. Сафоновой, 1929 и др. ), герои, как правило, также ведут себя естественно, они заняты играми, спортом, созерцанием природы, а не решением производственных проблем. Мечутся, трусливо пригибаясь, фашистские тати по чужой земле. Карикатуристы—художники абсолютно особого склада.

Если в этих композициях и присутствуют люди, то они интересны не сами по себе, а как представители определенных профессий, хранители сакральных инструментов. Особая напряженность возникала на скамьях подсудимых, когда слово брал Руденко. Они обречены. Но гораздо более выразительны и изобретательны его рисунки к сказке «Носорог» (поэтическому переложению киплинговского сюжета). В своих карикатурах Кукрыниксы показали истинное лицо поджигателей новой войны – империалистов, преемников немецких фашистов (В боннском ателье Американка, Очередные бесноватые, Однобокая экономика и др. ). Вмиг перед глазами предстала глухая декабрьская ночь. художники имели право голоса, могли отстаивать свои взгляды.

В самые первые дни войны политуправление Красной Армии вызвало к себе Кукрыниксов и предложило работать над антифашистскими листовками, которые должны были забрасываться в тылы противника. Снега, снега. Вхутемасовцы. Творчество Кукрыниксов поражает своим многообразием.

Коллеги называли его «Моцартом карикатуры». Наборный шрифт постоянно чередуется с рукописным. Десятки вариантов, сделанных по памяти, не заменят одного, сделанного с натуры». Особенности его подхода к интерпретации детской литературы отчетливо видны уже в одном из первых иллюстративных циклов— в рисунках к «Девочке – ревушке» А. и П. Барто (1934). Даже бегающие оловянные глазки – все до мелочей знакомо нам.

Картина «Конец» – свод жизненных наблюдений ее авторов, в котором отлились характерные черты их творчества, определился высокий уровень достигнутого ими мастерства. Ревет яростное пламя, пожирая древние стены. В иллюстрациях очень четко выразился и тот крайне нестабильный, тревожный характер эпохи, который мог ощущаться детьми лишь на подсознательном уровне. Они служили Родине и прошли всю войну с солдатами в виде плакатов и листовок. В годы «большого террора» дружеские шаржи на членов правительства стремительно исчезли и из взрослых газет и журналов. Конечно, не всегда ребенок изображался в книгах 1930-х именно таким образом.

занимала политическая тематика, в особенности— разоблачение пороков империализма. На задних лапках служат перед Гитлером две сабочонки – Муссолини и Антонеску. В руках бандитов – чадящие факелы. Эта тенденция заметна в творчестве Лебедева и его соратников, но более отчетливо и последовательно она проявилась в деятельности московских графиков, прежде всего—членов «Общества станковистов» (ОСТ) и группы «13», а также карикатуристов, активно взявшихся в 1930-е гг. КуКрыНикСы были рады помочь своей стране и сразу принялись за работу. Однако в начале десятилетия произведения такого плана еще не задавали тон в детской книге, они были скорее исключением, чем правилом. Другое дело—развить то, о чем пишет автор иди даже чего нет, но подразумевается в книге». Жутко, страшно было повторять этот путь.

Кукрыниксы известны также и как художники и мастера станкового рисунка. Все развороты книги просторны, четко организованы, ясны по смыслу. «Его искусство, очаровательное и тонкое, пластичное и глубокое, его живой талант, очень чуткий к образам реального мира, был бы очень хорош и нужен сейчас, — писал в 1963 г. Ю. Пименов, — Так как он действительно и искренне любил реальность жизни и очень чувствовал ее естественную, не придуманную и не засахаренную красоту.

Узкая тропинка привела нас в маленький дом. В. Сталин и В. М. Молотов», «И.

Он обращался к производственной теме («Гончары» (1930) изображал сцены из жизни современных подростков («Колькина биография» Д. Чепурного (1930). Новгород. Партийный функционер мог стать героем карикатуры лишь после того, как был разоблачен и объявлен «врагом народа». Детские издания тех лет оперативно откликались на события кинематографической жизни. Площадь.

И сегодня многие их шаржи не утратили актуальности. Нельзя научить человека быть остроумным, веселым. Нередко сходство тематики и техники оформления делали похожими друг на друга произведения графиков разных групп и ориентаций.

Она разительно отличается от большинства изданий сходной тематики, например, от «Реки» Е. Сафоновой (1930) или «Волги» Н. Свиненко (1930) с их широкими и масштабными панорамами, четкими изображениями кораблей, мостов, подъемных кранов импрессионистически трактованными пейзажами. рисунки такого рода очень часто появлялись во взрослой периодике, но отнюдь не в изданиях для детей — юмористический (пусть и вполне дружелюбный, благонамеренный) акцент в изображении «вождей» считался недопустимым с педагогической точки зрения. В Нюрнберге на суде демонстрировались фильмы, в которых действовал Гитлер и его подручные.

Трогательно-домашние, как бы прирученные фантазией ребенка образы кораблей появляются и в альбоме «Парк культуры и отдыха» (1930). Его рисунки к повести Г. Айзмана «Хаусорн. Пятна яркого цвета и резких теней усиливают впечатление тревоги.

В одном из тяжелых боев немцы угодили в карикатуру и оторвали Гитлеру ноги. Ее мрачный колорит богат. В Московский ВХУТЕМАС художники съехались из разных концов Советского Союза. чем сбиться с ритма». Правда, в них трудно выделить единый стилистический вектор: впечатлительный график легко попадал под влияние то «мирискусников», то лебедевской школы, то сатириков «Крокодила», то средневековых японских граверов один из рецензентов даже упрекал его в отсутствии «ярко выраженного индивидуального лица».

И вот таким образом вхутемасовцы получили заряд, которого каждому хватило почти на всю жизнь. Митчель (1930) смотрится в новом контексте уже несколько старомодно, кажется неизбежной данью технократическим утопиям 1920-х гг. Подобные претензии высказывались и раньше, но в культурной ситуации 1920-х гг.

Записки американского пионера» (1932) убедительно доказывают, что так называемый «стиль 13-ти» был не настолько камерным, как это может показаться на первый взгляд, ему было подвластно эмоциональное и убедительное изображение массовых сцен, панорам большого города. Автор статьи: Дмитрий Фомин. Они стали классиками советской политической карикатуры, которую понимали как орудие борьбы с политическим врагом и абсолютно не признавали иных веяний в искусстве и в карикатуре, проявившихся в полной мере в первую очередь в новом формате «Литературной газеты» (отдел юмора «Клуб 12 стульев»).

Графиков группы «13» занимали пластические задачи, во многом близкие установкам ОСТа. Особое место в творчестве Кукрыниксов занимает картина «Конец» (1947—48 Кукрыниксы удостоены за нее Сталинской премии в 1949). Конец бесславный, позорный и жалкий.

Вот таким образом неудивительно, что многие известные карикатуристы плодотворно сотрудничали в 1920-1930-х гг. В 1925 году поэт Александр Жаров известный, в том числе и стихотворением «Взвейтесь кострами», работал редактором молодежного журнала «Комсомолия». Ощеренные крыши изб. Конец. Не были забыты и так называемые язвы советского общества.

Около каждого – заметенная вьюгой каска. В потрясающих своим безпощадным реализмом портретах художники сумели раскрыть внутреннюю сущность – отвратительную звериную природу этих обанкротившихся авантюристов. Куприянов из Казани, Крылов из Тулы, Соколов из Рыбинска. Как вспоминает Ю. Ганф, уже самые ранние выступления художника в печати поражали «.

При этом каждый художник творит и самостоятельно. В книге «Я печатник» (1932) газетные листы присутствуют уже в качестве фона.

Немало смутного и наносного сопровождало эту зарю рождения новой красоты. Так, обложка Вялова к «Небоскребу» Л. -С. И еще одна деталь, вызывавшая у нас удивление: художник мерил сантиметровой линейкой высоту лица каждого из нас и установленный размер точно переносил на холст. Московские художники С. Боим и Б. Суханов в иллюстрациях к книге К. Пискунова «Комсомольское племя» отчасти используют те же приемы, однако их работа кажется более вялой и прямолинейной, ей недостает динамики. Здесь предпочтительнее ошибаться. - Машина шла на запад. И в детской и во взрослой книге стал насаждаться тип иллюстрации, почти ничем не отличавшейся от детально проработанной станковой картины.

с детскими издательствами. Отстукивают секунды нервные пальцы эсэсовского убийцы. Кампания по «борьбе с формализмом», развязанная безграмотными функционерами, сломала жизни многих лучших художников и писателей, заставила их уйти из профессии (а иногда и из жизни) или приспосабливаться к унылым канонам социалистического реализма. Например, несколько схематизированные, диагонально построенные композиции к «Центру тяжести» А. Абрамова (1931) наглядно демонстрируют читателям сущность законов физики. Например, А. Дейнека, как отмечает исследователь, «. Он панически боялся творческого застоя, механического тиражирования уже сделанных открытий, постоянно стремился, по выражению А. Гончарова, «.

Рисунок, как правило, дается на ярком ровном цветном фоне, размывка используется очень скупо. Сталин в Курейке», «Баррикады на Пресне в 1905 г», «Чкалов на острове Удд» и др. Хотя на других полотнах краски более яркие.

В последние годы жизни мастер (он трагически погиб в 1933 г. ) преподавал, постоянно ездил в творческие командировки. Но не это было главным. Коллективу принадлежат многочисленные политические плакаты («Превращение фрицев», «Народы предупреждают» и др. ). Харьковская педагогическая школа прославилась еще более ожесточенными, чем в Москве и Ленинграде, гонениями на жанр сказки. Этот цикл очень своеобразен и по интонации и по технике исполнения (белая гуашь на черной бумаге), мастер смело ломает сложившиеся стереотипы. Хоть в уборную, но пройтись туда фюрером.

И как на негативе идут по нему мягко вылепленные кистью светлые силуэты. Листовки служили л пропуском для сдачи немецких солдат в плен. Кукрыниксы известны также и как художники и мастера станкового рисунка., и кресты, березовые кресты. Воспрянет краса собора. Аналогичные приемы использует художник Д. Горлов при оформлении альбома «Зоопарк М. О. К. Х» (1931), однако он берется за обобщение фигур столь решительно, что желаемый результат не достигается.

Ими выполнены рисунки пастелью – «И. В. Сталин в Курейке», «Баррикады на Пресне в 1905 г», «Чкалов на острове Удд» и др. Гораздо более условно, с почти детской непосредственностью животные изображены в альбоме Л. Поповой «Лакомки» (1930), выполненном под явным влиянием натюрмортов Д. Штеренберга. Уже в оформительской практике начала 1930-х гг.

Лицо серое изможденное. Известный советский поэт Александр Жаров вспоминает, что в 1925 году, в бытность его редактором одного молодежного журнала, к нему в кабинет как-то зашли трое студентов-художников и предложили свои услуги. Карикатура на фюрера была нарисована и на танке «Беспощадный», который мы купили с С. Маршаком, С. Михалковым, Н. Тихоновым и В. Гусевым. Дейнека, Ю. Пименов, А. Гончаров, Н. Шифрин (некоторые их работы уже рассматривались в предыдущих главах), многие студенты и выпускники ВХУТЕМАСа. Если из ленинградских сатириков на этом поприще серьезных успехов добился, пожалуй, только Н. Радлов, оформивший произведения М. Зощенко, Д. Хармса, К. Чуковского, первое издание «Волшебника изумрудного города» А. Волкова (1939), то московская редакция еженедельника «Крокодил» подарила детской книге целую плеяду замечательных графиков.

В этом — подлинная народность картины и ее грозное предупреждающее значение для новых «претендентов» на мировое господство. Затем появлялся Гитлер после разгрома его армий в районе Волги. К сожалению, партия и правительство придерживались иного мнения. Коллективу принадлежат многочисленные политические плакаты («Превращение фрицев», «Народы предупреждают» и др. ).

Если у Порет толпа, «революционная масса» не расчленяется на отдельные фигуры, превращается в неуправляемый поток магмы, заливающий улицы, то Л. Попова, А. Петрова, Г. Туганов в иллюстрациях к «Октябрьским песенкам» (1927) берут на себя кропотливый труд, подробно прорисовывая фигурку каждого участника восстания, каждого красноармейца, марширующего на параде. Их политические карикатуры, часто публикуемые в газете «Правда», принадлежат к лучшим образцам этого жанра («Клещи в клещи», «Потеряла я колечко», «Под Орлом аукнулось, в Риме откликнулось», «Уолл-стрижка», «Львиная доля», серия рисунков «Поджигатели войны» и др. ). Они – авторы картин «Утро», «Таня», «Бегство немцев из Новгорода», «Конец» (1947 – 1948), «Старые хозяева» (1936 – 1937). получил широкое распространение жанр «книжки-игрушки». Не снежная, с оттеняющими белизну черными силуэтами.

Равнина. Русская печь.

Никто (кроме него самого) никогда не видел, как он создает свои картины, хотя иногда попытки проникнуть в тайну его творчества предпринимались и досужие фоторепортеры пытались изобразить этот колдовской процесс. Так, в «Зинкиных картинках» (1930) все герои и предметы вырезаны из старых газет причем используются не готовые рисунки и фотографии, а текстовая часть газеты. Кукрыниксы известны также и как художники и мастера станкового рисунка.

Неистощимые в художественной выдумке и изобретательности, Кукрыниксы умеют несколькими смелыми и точными линиями воссоздать перед нами облик того или иного политического дегенерата (Столыпин, Керенский, Врангель), показать типическое в образах бюрократа, очковтирателя, хапуги. Затем так же внезапно «на пороге двери показалось нечто еще более страшное. Снова набросок, опять не то. Вскоре Кукрыниксы стали самыми известными и востребованными карикатуристами в СССР — их работы печатались в самых «главных» советских газетах, даже в «Правде».

Ходит ходуном, горит земля над головами злодеев. С анималистическими работами Пименова в чем-то перекликаются иллюстрации Дейнеки к книге В. Владимирова «Про лошадей» (1928). Например, в работах А. Брея встречаются убедительные, трогательные и в то же время лишенные манерности образы детей («Книжка эта про четыре цвета» Н. Саксонской, 1934).

Без него жизнь теряет половину своего обаяния». И, между прочим, довольно трудно выдумать что-нибудь смешное из головы. Действительно, в альбоме «Домашние животные» (1931) можно найти и достаточно схематичные композиционные решения и свидетельства увлечения «едкой и вычурной остротой» экспрессионистской графики. Именно этот слой людей в его творчестве занимал главенствующее положение. В пименовских экспрессивных рисунках к «Зоосаду у воды» С. Федорченко (1928) образы зверей решены несколько иначе, чем в «Домашних животных»: они более объемны, выпуклы, фактурны. Примерами таких произведениий могут служить и созданный в первые месяцы войны героический плакат на тему о славных боевых традициях русской армии: Бьемся мы здорово, рубим отчаянно, внуки Суворова, дети Чапаева, где над идущими в атаку советскими воинами изображены устремленные вперед фигуры прославленных полководцев и одно из лучших Окон ТАСС Кукрыниксов – Долг платежом красен (Днем фашист сказал крестьянам: Шапку с головы долой. ) и карикатура в Правде – Арапские сказки немецкого верховного командования или Тысяча и одна ложь, где Гитлер был изображен калифом, а Геббельс – в облике Шехерезады (.

На протяжении нескольких десятилетий, с середины 20-х годов до конца 90-х, художники тесно дружили и это позволяло им творить совместно. В данной главе представлены главным образом публикации киевского издательства «Культура» начала 1930-х гг.

Например, на обложке книги Б. Жукова «Как вооружены капиталисты» (1931), помимо изображений военных кораблей и самолетов, помещены фигуры офицеров в противогазах— незамысловатая метафора обезличенности, бесчеловечности вражеских армий. Введение принципиально важного для авангардистской эстетики приема коллажа не только придает всему изданию фактурное разнообразие (в сочетании с рисунками и традиционно набранным текстом), но и прекрасно подчеркивает условный игровой характер персонажей. Смята, сдернута скатерть. «. Эта же тенденция заметна в менее удачных рисунках (почти чертежах) Ф. Кондратова к «Плохому мастеру» (1930), где крохотные человеческие фигурки людей скромно ютятся на полях, а центральное место занимают показанные почти в натуральную величину нож, линейка и карандаш.

В остроумных беглых набросках Т. Лебедевой (Мавриной) к «Песне о стройке» А. Барто (1931), «Разрушению Кентаи» Б. Лапина и другим изданиям 1930-х гг.

Таким способом он подчеркивает, что на улице холодно, наступила настоящая зима. Коллективу принадлежат многочисленные политические плакаты («Превращение фрицев», «Народы предупреждают» и др. ).

В 2 «Крокодила» за 1960 год, посвященном памяти А. П. Чехова, запоминается остроумная карикатура «Злоумышленник в международном масштабе»: западногерманский канцлер Аденауэр старательно отвинчивает гайки с рельсов, у которых стоит указатель «К мирному сосуществованию». Ими выполнены рисунки пастелью – «И. Плакаты, «Окна ТАСС», газетная и журнальная графика требовали от нас полной отдачи. Под колесами была земля, побывавшая в плену. «А что вы можете нарисовать. » – спросил Жаров. Они – авторы картин «Утро», «Таня», «Бегство немцев из Новгорода», «Конец» (1947 – 1948), «Старые хозяева» (1936 – 1937). Где-то вверху, куда обращен безумный взгляд Гитлера (важный мимический и сюжетный штрих. ), громыхает советская артиллерия.

Но развить, воспитать. Заимствование отдельных мотивов Р. Дюфи можно найти и в других работах Алфеевского и Лебедевой, в частности— в книжке-картинке «На якоре» (1931). В 1926 г. Ротов вместе со своим другом К. Елисеевым оформил книгу «Твои наркомы у тебя дома», где шаржи на ведущих российских политиков сопровождались эпиграммами Н. Агнивцева, в предельно доступной форме разъясняющими детям сферу деятельности того или иного представителя исполнительной власти. Выспренные речи гитлеровских заправил о чести, о великой Германии развеяны в прах их никто теперь не вспоминает. Художники яростно спорили и неустанно искали пути для отражения наступившей нови.

помогала ему в его экспериментах, заряжаясь энтузиазмом печатника». В 2 «Крокодила» за 1960 год, посвященном памяти А. П. Чехова, запоминается остроумная карикатура «Злоумышленник в международном масштабе» : западногерманский канцлер Аденауэр старательно отвинчивает гайки с рельсов, у которых стоит указатель «К мирному сосуществованию». Творчество Кукрыниксов поражает своим многообразием. Общее количество детских книг, оформленных художниками «Общества станковистов» и «13», сравнительно невелико.

Но этот сознательный эклектизм не мешает восприятию книги, усиливает ее комический эффект. В детской книге периодически работали такие художники этого круга, как В. Милашевский, Т. Лебедева (Маврина), Д. Даран. Они — авторы картин «Утро», «Таня», «Бегство немцев из Новгорода», «Конец» (1947—1948), «Старые хозяева» (1936—1937).

ее не надо искать в непосредственном зрительном опыте». Они стали классиками советской политической карикатуры, которую понимали как орудие борьбы с политическим врагом и абсолютно не признавали иных веяний в искусстве и в карикатуре, проявившихся в полной мере в первую очередь в новом формате «Литературной газеты». Кукрыниксы известны также и как художники и мастера станкового рисунка. — изумился Жаров, — что можете. ». Активное, волевое, конструктивное искусство. Безусловно, этот язык более понятен и нагляден, но он лишает революционную тему сказочно-мистической составляющей, события утрачивают планетарные масштабы и включаются в будничный, почти бытовой контекст. В своих плакатах, Окнах ТАСС и журнальных рисунках они с большим художественным вкусом пользуются цветом (по преимуществу локальным), уделяя особое внимание декоративной стороне изображения, стремясь сделать его броским и ясно различимым на расстоянии.

Жители выходили нам навстречу из землянок. Около него чемодан, приготовленный загодя, когда еще можо было думать о бегстве. Суд истории близок. При малейшей возможности мы работали. Не может быть ни таланта, ни вдохновения без кропотливого труда. В это время Соколов, ещё живя в Рыбинске, ставил на своих рисунках подпись Никс.

Дрожащий свет фонарей. Безнадежность и страх животный, тупой охватил этих недавних вершителей судеб. На военной машине мы проехаги 3400 километров по изувеченной, вытоптанной врагами земле.

Отрицать и утверждать. Колорит картины – насыщенный, мрачный преобладают серо-зеленые и темнокрасные тона. Художник изобразил молодую девушку, одетую в теплые одежды. В 60-х годах они создают большое количество иллюстраций к русской классике.

Художники Кукрыниксы смогли создать уникальный метод работы над произведением. Художникам дозволялось иронизировать лишь над внешностью деятелей культуры и всевозможных врагов, прежде всего — лидеров капиталистических государств. Сам художник признавался впоследствии, что, в отличие от Купреянова, в начале 1930-х гг. В выпученных глазах старика отчаяние преступника перед неминуемой гибелью.

И восстанет из пепла Новгород. В ряде карикатур Кукрыниксы создали образы огромной обобщающей силы (Превращение фрицев, Долг платежом красен, Потеряла я колечко, Весенняя посевная и др. ). он «.

были объявлены вне закона и преданы анафеме. Вот некоторые названия работ Кукрыниксов, сделанных в 30-е годы: «Уборка урожая — грозный удар по врагу», «Уничтожим кулака как класс».

Так, книга Т. Шишмаревой и Е. Шварца «Кино-загадки» (1930) раскрывает некоторые секреты кинопроизводства, речь идет прежде всего о технологии съемки самых эффектных трюков. Генерал на первом плане парализован страхом. Если, например, в книге Л. Фейнберга «Картинки чудесные про вещи всем известные» или в рисунках А. Заковряшина к «Паровозу» Е. Стюарт (1937) доминируют клишированные, плакатные образы рабочих в фартуках с гигантскими молотами, то литографированная книжка-картинка М. Штерна «Уголки» (1930) построена на выразительных образах детей, осваивающих первые навыки слесарного дела, эта работа заставляет вспомнить ранние иллюстративные циклы А. Пахомова. Они подписывали свои работы сокращением Кукры и Крыкуп.

Язык этих художников, форма их мастерства отличались тем удивительным чувством меры, которое давало им возможность, бичуя зло, утверждать добро. Пожалуй, в стилистическом плане эти работы не слишком заметно отличаются от столь любимых читателями всех возрастов бесчисленных ротовских карикатур для «Правды» или «Крокодила». — в общем, я плохо понимал тогда тончайшие неповторимости реальности и все втискивал в придуманные, готовые схемы, схемы чувств, приемов, композиций». Для украинского искусства книги 1920-х гг. Но почему же так убедительны эти заиндевевшие силуэты на черном снегу.

А на холсте началось все сначала. Месяц, нескончаемый долгий месяц висел оледеневший труп героини. Именно он поощрял их интерес к политике и помогал понять линию партии. Они хотели прославить гордое мужество юной героини, заклеймить жестокость палачей.

Однако, в начале 1930-х гг. Например, в ряде оформительских работ А. Порет («Как победила революция», 1930 «Тринадцать октябрей», 1930 «Гражданская война», 1930) события недавнего прошлого подвергаются талантливой мифологизации. Они стали классиками советской политической карикатуры, которую понимали как орудие борьбы с политическим врагом и абсолютно не признавали иных веяний в искусстве и в карикатуре, проявившихся в полной мере в первую очередь в новом формате «Литературной газеты» (отдел юмора «Клуб 12 стульев»). К последним можно отнести «Музей битых», «План окружения и взятия Москвы», «Долг платежом красен», а также живописные полотна «Таня», «Бегство немцев из Новгорода», «Конец».

Отточенное острие художественной сатиры. Начинали совместную работу Кукрыниксы как карикатуристы в знаменитой стенгазете «Арапотдел», которая остро высмеивала космополитов и формалистов, проводя в жизнь линию партии. Художники 1920-1930-х гг. Куприянов из Казани, Крылов из Тулы, Соколов из Рыбинска. Коллективу принадлежат многочисленные политические плакаты («Превращение фрицев», «Народы предупреждают» и др. ).

потирает руки и притопывает ногами». Следует отметить, что и в других портретах художника можно проследить чувственность героев, глубину их душевного состояния. В. Сталин и В. М. Молотов», «И. Во всяком случае, эта работа не выдерживает сравнения с одухотворенными, полными высокой поэзии литографиями Л. Гальперина к «Самолету» Ю. Владимирова (1931), где при всей условности графического стиля и геометризации форм панорама города представляет собой волнующее изысканное, эмоционально насыщенное зрелище, а не сухую схему архитектурной застройки.

Нескончаемыми казались извилистые завьюженные тропы. В 1958— 1959 годах были опубликованы карикатуры «Берлинский вопрос», «Воинствующий попугай» и другие. Их политические карикатуры, часто публикуемые в газете «Правда», принадлежат к лучшим образцам этого жанра («Клещи в клещи», «Потеряла я колечко. », «Под Орлом аукнулось, в Риме откликнулось», «Уолл-стрижка», «Львиная доля», серия рисунков «Поджигатели войны» и др. ). Этим картинам, так же как и серии Старые хозяева (1936-37), еще была свойственна известная схематичность характеристики.

не просто цвет— не окраска и не светотень, но две активные борющиеся между собой силы. Вторым человеком, сыгравшим важнейшую роль в формировании Кукрыниксов, был Горький. Энергичный импульсивный почерк графика в чем-то близок стихии детского творчества, но здесь нет умышленной стилизации. характерно было соперничество продолжателей традиций «Мира искусства» (главным образом учеников Г. Нарбута) и представителей радикального авангарда (объединившихся вокруг М. Бойчука). И когда задумаешься и представишь себе этих трех высокоодаренных живописцев, рисовальщиков, которые при всем умении создавать буквально все — от пленэрного пейзажа, реалистического портрета, сложнейшей станковой картины до превосходной книжной иллюстрации к творениям мировой и отечественной классики — прежде всего находили в себе энергию и время отдавать свой дар борьбе со злом и неправдой в карикатурах, плакатах, «Окнах ТАСС», то становится ясно, какую высочайшую этическую задачу ставили перед собою мастера. В 1942 за политические плакаты и карикатуры художники были удостоены Сталинской премии.

Коллективу принадлежат многочисленные политические плакаты («Превращение фрицев», «Народы предупреждают» и др. ). Уже самостоятельно Т. Лебедева (Маврина) оформила «Сказку о тенях» В. Шкловского (1931).

Их творчество полностью отвечало духу времени и злобе дня. Юный герой предается естественным для его возраста и весьма похвальным занятиям: мастерит модель самолета, сажает деревья, принимает душ (что считалось в те годы важным завоеванием социализма). И многие другие. А главное – бескомпромиссность и честность всех начинаний. В более сдержанной, но не менее выразительной манере оформлен «Зверинец» Б. Пастернака (1929).

«Мы принялись за работу с отвагой первооткрывателей, — пишет начинающий художник об оформлении фантастического рассказа М. Гершензона «Товарищ Метр» (1930). — Нам тогда нравился французский художник Дюфи с его красочной жизнерадостностью, с него и начали. еще трудно узнать руку будущего прославленного иллюстратора русских народных сказок. На этом фоне работы членов «Общества станковистов» резко выделяются простотой и естественностью языка, раскованной легкостью графического почерка.

В 1958 – 1959 годах были опубликованы карикатуры «Берлинский вопрос», «Воинствующий попугай» и другие. Его «Окна сатиры Роста» стали настоящим университетом для карикатуристов. Ими выполнены рисунки пастелью — «И. В. Местами они обогощают рисунок мелкими брызгами или карандашной тушовкой, реже заливками. Мы постучали в одну из изб. Так появилась знаменитая группа Кукрыниксы. Всем памятен этот лаконичный, напечатанный всего двумя красками – красной и черной – предельно выразительный плакат: гнусная, хищная голова Гитлера, с которой слетела маска, прорывает Договор о ненападении между СССР и Германией дымится ствол пистолета когтистая лапа тянется за добычей.

Ими выполнены рисунки пастелью— «И. В. Сталин и В. М. Молотов», «И. В. Сталин в Курейке», «Баррикады на Пресне в 1905г», «Чкалов на острове Удд» и других. Собственно, вся книжка демонстрирует разнообразие возможных вариантов «печатания картошкой»: здесь есть и вполне нейтральные мотивы (ритмичное повторение одинаковых отпечатков становится изящным орнаментом) и неизбежная официозная символика (пятиконечные звезды, серпы и молоты, красные флаги, силуэты бодрых пионеров и красноармейцев) и приметы индустриализации — условные изображения паровозов и тракторов. Все это питало воображение художников, а мысль работала в определенном направлении. Известны их картины, эскизы театральных декораций, шаржи.