Описание Картины Святое Семейство Рембрандт

Картина Рембрандта Святое семейство: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Картина Рембрандта Святое семейство: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.

Описание картины святое семейство рембрандт

Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635). Все твердое стало неощутимым, ускользающим осталось лишь дрожание и вибрирование. В следующем, 1646 году он написал второе «Святое семейство» на холсте, меньшем по размеру в ширину. Природа этого света таинственна и непонятна.

Это вполне интимное и вполне пространственное искусство достигает вершин рембрандтовского реализма в Пейзаже с башней (длина тридцать два, высота двенадцать сантиметров), 1652-ой год. И снова чувствуется его внутренняя сдержанная энергия, сила воли, которая заставляет его оставаться неподвижным. Еще левее подросток-конюх с одутловатым лицом поддерживает ее под уздцы.

Купить картину Святое 
семейство, Рембрандт

Купить картину Святое семейство, Рембрандт

В полотне «Молодая женщина, купающаяся в ручье» (1654, Национальная галерея, Лондон) Хендрикьё в свободном платье, небрежно ниспадающем с плеч, осторожно вступает в реку, приподняв подол выше колен. На работах ван Рейна нельзя проследить некой помпезности.

Рембрандт отметил, что юноша скучает, сцепив руки под животом. С другой стороны интригует факт: в 1654 году в Амстердаме был напечатан памфлет под названием «Польский всадник» в защиту радикальной секты социниан. После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики. Его родители сначала мечтают, что сын станет юристом и перед ним будет открыт весь мир.

В этой работе художник выражает свое отношение к жене. Карл Маркс говорил, что Рембрандт писал Мадонну в виде нидерландской крестьянки. Там, далеко от нас, расстилается благодатная страна, перед нами лежит один из сказочных ее городов, который кажется сном.

Во взгляде де Йонге, в его закрытом рте чувствуется трудно сдерживаемое напряжение и Рембрандт-психолог показывает нам не только внешнее сходство, но и саму жизнь человека. Что действительно важно: эти двое связаны глубокой любовью. Историки связывают такой переход с событиями личной жизни автора холста. В теплом уюте семейной сцены сильнее выражены оттенок грусти и тяжелых предчувствий.

И если в "Поклонении" трагические предвестия лишь в таинственной затаенности, в молчаливом потрясении – сама драма еще далеко впереди – то в поразительном "Принесении во храм", 1654-ый год (высота двадцать один, ширина шестнадцать сантиметров), трагизм почти готов прорваться наружу. Длина офортного листа "Дорога вдоль канала" двадцать один, высота восемь сантиметров. Она сама стала зимой. Младенец стал старше. Эти тонкие штрихи на белом фоне растворяют и мятущуюся фигуру Товия в длинном до полу одеянии, которое сейчас упадет с его плеч, с протянутой вперед правой рукой и согнутой, опирающейся на палку, левой. В небольшом офорте (длина одиннадцать, высота девять сантиметров), рембрандтовский свет вызывает из глухого мрака загадочные фигуры движущихся слева направо трех путников.

Здесь видны особенности обоих стилей. И это не замедлит отразиться в творчестве мастера. Сейчас уже трудно определить, что его сформировало именно как художника. Это прекрасное, серьезное и в то же время по-детски кроткое лицо под гладкими каштановыми волосами, с чуть приподнятыми темными бровями под чистым девственным лбом, с большими темными глазами и тенью страдания в углах дрожащих губ, с мягко круглящимся овалом подбородка, овеяно затаенной печалью, но остается спокойным и ясным. В то же время образ де Йонге исполнен горького одиночества и безотрадного разочарования.

Жизнь в этой лейденской семье несколько отличалась от жизни других горожан.

Наполовину отдернутый полог перед этим семейством отсылает нас к более тонкой мысли. В 1640-х годах назревает конфликт между творчеством Рембрандта и ограниченными запросами эстетическими современного ему общества. Она частично загорожена упавшей на колени восточной девушкой в причудливом головном уборе, с которого свисают на спину кисти из грубого полотна. Фигура Давида показана в трехчетвертном повороте, почти со спины. Топором он ровняет какую-то заготовку, низко склонившись к ней.

Особенно любил Рембрандт теплый свет огня. Даже слуга, который на заднем плане картины принимает плащ у только что пришедшего хирурга, нисколько не испуган зрелищем, а спокойно взирает на зрителя поверх голов собравшихся врачей. Родители Рембрандта понимают его стремление к знаниям. Примерно через шесть лет он с ней расстанется, выделив небольшое содержание, а после целого ряда ссор отправит ее, взяв на себя все расходы, в исправительный дом за развратное поведение. Отчасти он находит это в творчестве Луки Лейденского, чьи работы он не мог не видеть.

Спустя некоторое время Рембрандт похоронил своего сына Титуса и его невесту. В начале 1660-х годов умерла Хендрикье, а черех несколько лет и Титус. В «Автопортрете с Саскией на коленях» (1635–1636, Картинная галерея, Дрезден) перед нами необыкновенно счастливый и нарядный Рембрандт в образе жениха, сидящего за накрытым столом с Саскией на коленях. Начало пятидесятых годов отмечено в фигурных композициях Рембрандта (в графике, может быть, даже лучше, чем в живописи) тягой к скрытой душевной жизни человека, к его внутренним видениям, находящим свой отголосок в окружающей среде, в таинственных явлениях природы. Все замерло, все смотрят на лежащего в руках Симеона ребенка. Личико его безмятежно, ему снится что-то хорошее. Простота быта и облика людей не делают картину приземленным. Третий источник освещает Иосифа, работающего с топором. Можно сделать карьеру дома, а можно поехать в Европу, где славятся голландские счетоводы, каллиграфы и юристы.

Как и автопортрет в образе Зевкиса, этот написан в последний год жизни. В настоящее время она хранится в Нью-Хейвене (США) в Галерее Йейлского университета. Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Портрет Джероламо (. ) Барбариго» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля8. Хотя художник переехал в Амстердам лишь незадолго до того, он уже доказал, что способен выполнить большую работу, написал пару великолепных портретов, после чего ему заказали «Урок анатомии». Историки связывают такой переход с событиями личной жизни автора холста.

И, наконец, шестой персонаж офорта, сын Авраама и Агари, подросток Измаил, будущий родоначальник арабов, повернувшись к нам спиной, упражняется в стрельбе из лука. Теперь, в период зрелости, Рембрандт должен был бы почувствовать себя ослепшим, если бы ему пришлось писать в пленэре, то есть под открытым небом, на богатом, ровном свету, уничтожающем те качества вещей и человеческих лиц, которые его больше всего привлекали. Пот, подобно крови, стекает с него на землю.

Название офорт получил случайно, по абсолютно второстепенным соображениям. Книги свалены в беспорядке, но богач при свете свечи не читает, а рассматривает монету – притча о «скупом рыцаре», «неразумном богаче», который прячет не только золотые монеты, но и старые, рукописные, книги с драгоценными знаниями, не понимая, что богат не тот, у кого много золота, а у кого много знания. Рембрандт не желает больше казаться ни "аристократом духа", ни тем более светским щеголем.

После смерти Хендрикье Титус и дальше вел дела отца. Таким образом, обе руки находятся в покое все остальное, кроме головы, бегло намечено. Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни7, каковы два «Святых семейства» 1645 и 1646 годов.

В 1641 году у них родился сын Титус ещё трое детей умерли в младенчестве. Критики обращают огромное внимание на светотени. До XIX в. картина уже так сильно потемнела (была покрыта слоем копоти, который исказил ее колорит), что ее считали изображением ночной сцены, но тень, которая падает от фигуры капитана на светлую одежду лейтенанта, доказывает, что это не ночь, а день). Она построена на мерцающем контрасте ярко освещенных цветовых пятен и затенённых зон.

Авраам по велению свыше готов принести своего единственного сына Исаака в жертву Богу и уже занес над ним, связанным, нож, чтобы заколоть его для всесожжения. Она охраняет и животный мир, призывая к ответу Геракла, убившего керинейскую лань с золотыми рогами и требует взамен убитой Агамемноном священной лани кровавую жертву – его дочь Ифигению (на жертвенном алтаре Артемида тайком от людей заменила царевну ланью, а Ифигению перенесла в Тавриду, сделав ее своей жрицей). В 1754-ом году картина была куплена у монахов Дрезденской галереей за двадцать тысяч венецианских цехинов, что в переводе составляло семьдесят килограммов золота.

Мы смотрим через затененный фаустовский кабинет прямо навстречу свету и он нас ослепляет. Серьезно и грустно, словно задумавшись о судьбе человечества, глядит с высокого черного возвышения на озаренного трепетным сиянием Симеона старик первосвященник (справа в пышной пестрой одежде).

И опять же семья его поддерживает. А сейчас она, глотая слезы, слушает вопросы жреца и кощунственные ответы Язона.

Побудьте здесь и бодрствуйте со мною. В том, что именно сюда, к лучшим печатникам Европы, приезжали мыслители и писатели.

С тоской и печалью сказал он им: Душа моя объята скорбью в предчувствии смерти. Этот офорт дает еще больше пространства и воздуха. Совокупление изображено с необходимой точностью. Совокупление изображено с необходимой точностью.

Кассель. Можно думать, что самое смысловая концепция этого великолепного офорта – чудо, проявляющееся в чисто физическом акте, – оказалась, в конечном счете, чужда зрелому Рембрандту. При всех особенностях протестантского голландского общества того времени, Лейден был городом свободным и миролюбивым. Холст, масло.

Благодаря идеальному разрешению сложнейшей проблемы освещения, Рембрандт построил почти всю картину на тональных отношениях, то есть плавных переходах одного светоцветового тона в другой, то есть так, как мы бы увидели изображаемый им полутемный интерьер с находящимися там людьми в жизни. Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан. В те же годы, когда им написана живописная серия Святых семейств (Петербург, Кассель, Дублин), он создает самый знаменитый из своих офортов Христос исцеляющий больных (1642-1646-ой годы). Живописная техника Рембрандта, наносящею краску широкими густыми мазками, затем завершающего их лессировками, придает сцене дополнительную глубину и серьезность.

«Святое семейство» его кисти отличается от остальных работ этой же тематики тем, что на нем представлен бытовой момент. Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо. На ранней (1664) Лукреция держит нож, готовясь уйти из жизни. А в этом треугольнике и размещена фигура главного героя, сидящего за столом – Христа. Картина пронизана радостью жизни – это феерический, сказочный мир.

И мы точно знаем, что если она не последует его желанию, то руки ее пройдут сквозь его прозрачные ткани и тело, как через воздух и в тот же миг он исчезнет. Его населяли в основном ткачи. Он думает, что мечтал сделать сына птицей высокого полета, а тот выбрал простое мастерство. Шонгауэр во второй половине XV века работал в г. Кольмар (Эльзас), где он познакомился с фламандским искусством и путешествуя, с произведениями таких художников как Рогир ван дер Вейден, Дирк Баутс, Гуго ван дер Гус. Но, может быть, главное в этом замечательном офорте – глубочайшая сконцентрированность самого драматического события, в котором нет внешнего действия, но в котором дано нечто, превосходящее по напряжению обыденную атмосферу жизни и рождающее в участниках (как и в Листе в сто гульденов) веру в чудо, но на этот раз в чудо их нравственного перерождения. Все дело было в мельнице, расположенной над Рейном на валу Пеликан.

Этим он подчеркивает беспечность влюбленной пары. Искусство Рембрандта заставляет говорить фигуры, повернутые спиной к зрителю. На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи. Однако, такой упадок был только временный и под конец своей жизни Рембрандт снова стад производить вещи великие, неподражаемые, сообщив своей фактуре еще большие свободу и ширину так например в 1661 году им были написаны: знаменитые «Синдики гильдии ткачей» и «Возвращение блудного сына», а в 1662 – «Еврейская невеста».

Причина того, что эта плоскость сначала производит впечатление такой голой и пустынной, заключается вовсе не в ее кажущейся бедности она заключается в той новой точке зрения, которую Рембрандт избрал для ландшафта. Такова сила света снаружи. Взгляд скользит поверх него.

Но их усилия оказались тщетными. По улице ходили шествия с тремя волхвами.

Групповой портрет под кистью Рембрандта перерос в героический символ эпохи и общества. Прямо за ней, на дальнем плане, отец, плотник Иосиф, почти растворившись в полумраке комнаты, занят неспешной работой у верстака.

Издавна он носит название "Лист в сто гульденов". Левее его на заднем плане высится торжественная фигура второго, главного первосвященника. Отринув ошеломляющие откровения своих «Страстей Христовых», Рембрандт понемногу выходит на менее зрелищный уровень, обращается к интимным картинам. Сегодня его не заботят религиозные догмы, не будущая судьба великого мученика.

Материальное благосостояние Рембрандта все ухудшается. И никого не смущали эти прочно вошедшие в быт католические праздники. Дети бегали по улицам, гремя своими «роммельспотами» — это мог быть горшок, кабаний пузырь, кусок дерева – главное, чтобы шумел погромче.

Творл в стиле классицизма. Одинокий художник сближается с кормилицей мальчика Геертье Диркс. При этой манере письма отдельные цвета получают особую звучность и глубину. Ни на одном автопортрете Рембрандт не предстает столь безропотно покорным судьбе. Через все творчество Рембрандта пройдет тема «Жизнь Христа». Здесь выступает налицо тенденция Рембрандта к упрощению и монументальности, намечающая стиль последнего периода творчества.

На лице – улыбка. Как в ранних, так и в позднейших его работах отсутствует красочность. Рембрандт отметил, что юноша скучает, сцепив руки под животом. На нем дымится жертва. Заказчик – предположительно Вилелм Схрейвер.

И есть чего спешить ибо над лесом, слева в глубине, уже навис обильный дождь. Этот опыт привел художника к изображению рафинированной перспективы, а также к тщательной передаче деталей, как например, книги на коленях Девы Марии, корзины с виноградом, символом вина евхаристии (то есть крови Иисуса), отрешенной нежности Марии и Иосифа. В старой специальной литературе это описание было неправильно понято: так как эти картины перепутали, то полагали, что дата стоит на будапештской картине «Святое семейство», в результате чего будапештская картина была отнесена к более ранним произведениям Франчи. Снизу лицо окаймлено большим белым воротником. Эта своеобразная зыбкость форм еще более усиливается в офорте "Давид на молитве", 1652-ой год (высота офорта четырнадцать, ширина десять сантиметров). Эта техника, при которой отсутствует процесс травления кислотой, придает более живой и выразительный характер штриховым линиям, которые, однако, могут быть легко искажены случайными ошибками в работе.

Книги в картине блестят тем же цветом, что и горстка золотых монет. Его распахнутые крылья свидетельствуют, что он только сейчас слетел с небес. Но юноше учеба показалась неинтересной. Обе сцены выражают одинаковое любопытство.

Старики сидят часами перед гаснущим камельком, согревая озябшие конечности. Размеры картины: высота двести шестьдесят пять, ширина сто девяносто шесть сантиметров. Насколько правильно и порядочно он поступил с Геертье. Однако вскоре молодой человек перебрался в Амстердам к более именитому учителю — Питеру Ластману (1583–1633). Видение Луки было для Рембрандта новым, заставляющим пересмотреть свои прежние позиции.

К моменту женитьбы у каждого было хорошее состояние (у Рембрандта за счет рисования картин, а Саскии родители оставили внушительно наследство). Что отчасти объясняет ее очарование, так это контраст отполированного нагрудника кирасы, шлема великолепной работы (безусловно, парадного, а не боевого) и мрачно-меланхолического выражения лица. Из-под повязки видны его гениталии.

На картине «Святое семейство» изображены, на первый взгляд, простые люди и их быт, но ангелы, спускающиеся к полутени бедного жилья, напоминают нам, что это не обычная семья, а Богоматерь с сыном Иисусом, за спиной которой стоит Святой Иосиф. Художник, не задумываясь, ломает влюбленной в него девушке жизнь. И Рембрандтом сделано все, чтобы провести нас через это пространство. Подобное ощущение человека как слабой некрасивой плоти и напряженно сосредоточенной в себе души воплощено в листе "Христос в Гефсиманском саду", 1653-ий год (длина двенадцать, высота девять сантиметров).

Наклон столбиков слева от дороги кажется меняющимся, если путник заспешит по дороге. Она отомстит Язону, безжалостно разбившему ее жизнь. Он старается умерить силу ударов своего топора. Начало пятидесятых годов отмечено в фигурных композициях Рембрандта (в графике, может быть, даже лучше, чем в живописи) тягой к скрытой душевной жизни человека, к его внутренним видениям, находящим свой отголосок в окружающей среде, в таинственных явлениях природы.

Пустое старое кресло перед камином, на третьем плане. Произведения Рембрандта всегда отличались гениальной композицией и особым колоритом. Другое название – «Меняла» – добавляет иные смыслы картине.

Это ослепляющее действие света в пятидесятых годах становится главным предметом исследования Рембрандта-экспериментатора. А сейчас она, глотая слезы, слушает вопросы жреца и кощунственные ответы Язона. Вот вам диалог неба и земли. На самом же деле дата (1495 год) находилась на другой картине лорда Дадли-Уорда, которая тоже сохранилась, – это так называемая «Мадонна Гамбаро». Святое семейство переходит в лесной чаще водный поток. Здесь есть что-то от пейзажа, от надвигающегося ночного сумрака.

Действие происходит ночью в темной спальне. Можно проследить бег кисти. Контуры фигур не обрисованы, затушеваны множеством тональных пятен. Считалось, что на полотне изображен древнегреческий философ Зенон.

Его интересует не внешнее действие, а внутреннее. Всех, кого он любил, все, к чему он стремился. Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты.

Полотно является философской поэмой на библейский мотив: пыльные босые ноги грешника вернулся с глубоким раскаянием, щемящая нежность рук слепого, которые «узнают» сына и тихий свет счастья на измученном старом лице. Художник в простой и темной войлочной шляпе (больше похожей на перевернутую кастрюлю без ручки, чем на сколько-нибудь приличный головной убор), в плохонькой рабочей темной куртке, надетой на измятую белую рубашку без воротника, свободно и спокойно сидит за столом, отделяющим его от зрителя. Сегодня его не заботят религиозные догмы, не будущая судьба великого мученика.

Свободные рукава домашнего платья образуют причудливые складки. И если в Поклонении трагические предвестия лишь в таинственной затаенности, в молчаливом потрясении – сама драма еще далеко впереди – то в поразительном Принесении во храм, 1654-ый год (высота двадцать один, ширина шестнадцать сантиметров), трагизм почти готов прорваться наружу. Здесь нет активного сюжета, все полотно пропитано спокойствием и умиротворением.

Его отец был мельником, видимо, достаточно богатым, чтобы дать сыну хорошее образование и послать учиться в престижную Латинскую школу и в университет, созданный незадолго до того Вильгельмом Оранским, «дабы своей ученостью он смог наилучшим образом служить городу и родной стране». Золотые волосы пышным покрывлом окутывают обнаженные плечи. За сдвинутыми в правый верхний угол пышными театральными занавесями он изобразил фантастически просторный зал между высокими колоннами, на капители которых опираются еще более высокие своды – так что, несмотря на вертикальный формат изображения и опущенную линию голов (линию перспективного горизонта), находящиеся над верхним краем изображения потолки не видны. Одной из величайшей картин художника Рембрандта ван Рейнапо силе образов и художественной выразительности является «Возвращение блудного сына». Известно, что эротическая гравюра всегда нуждалась в узаконении через мораль или эрудицию. Вместе с тем, свет под кистью и резцом приобретает особенно трепетный, зыбкий, скользящий характер, словно растворяющий и развеществляющий предметные формы.

На Богоявление искали лепешку с запеченной в нее горошиной.

Так Рембрандт пользуется горизонтальными планами, сменой освещенных и затененных полосок, все более сужающихся по мере приближения к горизонту и призванных изображать примерно равные по ширине полосы предметной плоскости. Очертания интерьера – прямоугольный камин справа, уходящая недалеко в глубину левая стена с дверью, большие яркие квадратные плиты каменного пола имитируемые трапециями с точкой схода на правом крае изображения, – все эти очертания деталей интерьера показаны легкими, тонкими, как бы дрожащими, порой прерывающимися прямыми штрихами, растворяющими объем человеческой фигуры, подобно тому, как мысли и чувства старика растворяются во взволнованной напряженности его трепетного ожидания. 175, 5 x 210, 5 см. Издание трагедии друга Рембрандта Яна Сикса "Медея" побудило художника взяться за языческий сюжет, о чем свидетельствует великолепный офорт 1648-го года "Свадьба Язона и Креузы" (высота двадцать четыре, ширина восемнадцать сантиметров). Заказов становилось все меньше. Что мать зачала его от Святого Духа, без прикосновения смертного мужчины и что Иосиф – земной отец Христа, а не просто плотник, работающий вечером в своем доме.

Картина маленькая. Когда свершилось это кощунство, вдруг появилась таинственная рука и начертала на стене странные слова: «Мене, мене, текел, упарсин».

В остром взмахе они обе говорят одно и то же запинающимся, но полновесным языком. Именно глубокая человечность составляет отличительную особенность пейзажей Рембрандта. Он прикасался к миру чужой и во многом чуждой ему веры. Рембрандт начал эту картину в середине 30-х годов, но она была продана только в 1647 году.

Пока же – мать укачивает дитя и в этот конкретный момент нет ничего важнее. Жизнь текла согласно установленному веками укладу. Он встал на цыпочки и через шею животного, без особой жалости, с бессердечием, так часто присущим его возрасту, смотрит в пространство правой части картины, следя за раненым человеком в лохмотьях, которого, поддерживая за плечи и за ноги, только что сняли с лошади.

Слева от нас, переминаясь с ноги на ногу, словно спотыкаясь после долгой дороги, готова свалиться понурая лошадь. Мы смотрим через затененный фаустовский кабинет прямо навстречу свету и он нас ослепляет.

На лбу – несколько напряженных поперечных складок. Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна. Бедра застенчивого натурщика обернуты защитной белой повязкой.

В 1645 году Харменс Ван Рейн Рембрандт пишет свое новое полотно, которое изрядно удивляет почитателей мастера и заставляет задуматься о течении времени. Не выходя за границы повседневности, не взлетая в заоблачные выси и не опускаясь на дно морское, мыслящий герой Рембрандта через таинственные начертания света в своей комнате проникается смыслом мироздания, о чем позднее иным языком, скажет гетевский Фауст, увидевший знак макрокосма – знак звездного мира: Издание трагедии друга Рембрандта Яна Сикса Медея побудило художника взяться за языческий сюжет, о чем свидетельствует великолепный офорт 1648-го года Свадьба Язона и Креузы (высота двадцать четыре, ширина восемнадцать сантиметров). Но для художника важно в первую очередь показать значительность изображаемого им человека. Одной из первых его картин становится «Притча о богаче» (1627). Особенно любил Рембрандт теплый свет огня.

Он не боится показаться ни вульгарным, ни тщеславным. С видом поучающего сидит на ее коленях младенец Христос. Старцу Симеону было предсказано, что он «не увидит смерти, доколе не увидит Христа.

Он ищет эмоциональных порывов, а не движения одежд и драпировок. На протяжении 1640-х гг. Тем более что моральные гарантии предоставлялись антипапистской пропагандой. Мирной тишиной, святостью материнства дышит это полотно.

Лицо каждого героя его полотен словно живое. Скоро гроза пойдет и здесь. Так, он дважды пишет «Святое семейство».

Богатый самаритянин привез тяжело израненного бедняка с целью позаботиться о нем и пролить в его сердце, еще более чем на его раны, сокровища милосердия и доброты. Но, может быть, главное в этом замечательном офорте – глубочайшая сконцентрированность самого драматического события, в котором нет внешнего действия, но в котором дано нечто, превосходящее по напряжению обыденную атмосферу жизни и рождающее в участниках (как и в "Листе в сто гульденов") веру в чудо, но на этот раз в чудо их нравственного перерождения. Он несколько младше своих сокурсников, но это не мешает ему участвовать в студенческих пирушках и других безобразиях. До XIX в. картина уже так сильно потемнела (была покрыта слоем копоти, который исказил ее колорит), что ее считали изображением ночной сцены, но тень, которая падает от фигуры капитана на светлую одежду лейтенанта, доказывает, что это не ночь, а день).

И все-таки то, что отличало Лейден – это пьянящий воздух свободы. Отсутствует повествование в "Поклонении пастухов", 1652-ой год (длина двадцать три, высота одиннадцать сантиметров). Благодаря связям КонстантинаРембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как «Христосперед Пилатом» (1636).

То же и у Марка-Антония Раймонди, сделавшего в 1524 году целый сборник гравюр с Джулио Романо: «Юпитер и Семела», «Марс и Венера, захваченные в сеть Вулканом». Каждый из персонажей охвачен глубокими религиозными чувствами. Размеры этого фонаря на листе – не больше сантиметра.

А тут Всевышний отнимает у Рембрандта все. Смотришь на этих "достойных" пожилых людей и сразу замечаешь самого освещенного человека (в трехчетвертном повороте) с выбритой макушкой тонзурой. Это тень ее плеч и головы. Солнце низко висит перед наступлением ночи.

Но есть еще и третий источник света, освещающий Иосифа у верстака под вытяжной трубой на стене развешаны его инструменты и коловорот, а сам он вытесывает черенок косы или дышло телеги. Топором он ровняет какую-то заготовку, низко склонившись к ней. Он просил за них сто гульденов. А Рембрандт ищет что-то свое. Ее сюжет навеян одним из библейских сказаний, воспроизведенным в "Книге пророка Даниила", о борьбе чудовищ, символизирующих злые силы, угрожающие еврейскому народу. Она представляется нам одновременно идущей навстречу и стоящей на месте.

Слева на первых планах сверкает канал, весь поросший осокой. Измученная болезнью Саския умирает, оставив Рембрандту девятимесячного сына Титуса. Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта— «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629). На этот раз картина, главное место в которой занимают книги, названа притчей. Жизнерадостная обстановка, на полу валяется игрушка – волчок и кнутик к нему.

Уступая им место, все остальные, особенно ближние, сжимаются, становясь более компактными. Длина офорта четырнадцать, высота десять сантиметров. Его образ полон глубокой внутренней значительности. Барокко.

Все замерло, все смотрят на лежащего в руках Симеона ребенка. На заднем плане, под увешанной инструментами стеной, плотничает Иосиф. Но внешне он совершенно спокоен. Он старается умерить силу ударов своего топора. Простота быта и облика людей не делают картину приземленным. В тесной комнатке, в соломенной колыбели, укрытый одеяльцем спит Христос.

Искусствоведы подчеркивают, что «Святое семейство» существенно отличается от картин, написанных ранее. С тоской и печалью сказал он им: "Душа моя объята скорбью в предчувствии смерти. Родители прощаются с сыновьями, отправляя их в путешествие.

Борода подстрижена характерно, залихватски. Остановимся перед ним, посмотрим на него издали изучим в течение долгого времени. Всех сковал холод. «Ночной дозор» – групповой портрет стрелковой роты капитана Б. Кока – известный шедевр Рембрандта, написанный после смерти любимой жены Саскии.

Она изображена на темном холста окруженной золотым сиянием. Барокко. То же сверкает в уголках глаз. Но в семнадцатом веке высказывались самые разнообразные другие мнения о человеке.

расхождения художника с буржуазным обществом нарастают. После снятия с креста Иисус, явившись ученикам, показывает свои раны. Моделью для Вирсавии, вероятно, послужила подруга Рембрандта Хендрикье Стоффельс.

На работах ван Рейна нельзя проследить некой помпезности. Карл Марксговорил, что Рембрандт писал Мадонну в виде нидерландской крестьянки. Он жил в Италии и перенял у аппенинских художников их свободную живописную манеру и некоторые приемы, но оставить след в истории искусства ему было не суждено. В первую очередь речь идет о «Страшном Суде», который в то время был представлен в городской ратуше.

Кроме того, в кассельской картине Рембрандт применяет еще один прием. Рембрандт трактует членов "Святого семейства" как простых людей, всячески подчеркивает их человечность, теплоту их взаимоотношений, раскрывает их лучшие качества в каждодневном и обычном. Издание трагедии друга Рембрандта Яна Сикса Медея побудило художника взяться за языческий сюжет, о чем свидетельствует великолепный офорт 1648-го года Свадьба Язона и Креузы (высота двадцать четыре, ширина восемнадцать сантиметров).

Золотые волосы пышным покрывлом окутывают обнаженные плечи. Так, Генрих Альдегревер, ученик Дюрера, не раз выгравировал монаха, предающегося блуду с монахиней в лесу, которого вооруженный человек, гонитель католических пороков, обличитель прогнивших римских нравов, застигает в самый ответственный момент совокупление служило правому делу. До этого ещё годы и годы.

Дела шли все хуже. За сдвинутыми в правый верхний угол пышными театральными занавесями он изобразил фантастически просторный зал между высокими колоннами, на капители которых опираются еще более высокие своды – так что, несмотря на вертикальный формат изображения и опущенную линию голов (линию перспективного горизонта), находящиеся над верхним краем изображения потолки не видны. В хлеву темно и лишь лицо лежащей в глубине справа мадонны слабо освещено. У него внимательный и веселый вид. «Святое семейство» – полотно, написанное на известный библийский сюжет. Нидерланды (Голландия).

Рот, в свою очередь, говорит об энергии и задоре. Слабой и дрожащей правой рукой шарит Товий по стене, нащупывая дверь. Босые ноги Марии, которые она греет у маленького очага на полу (посередине первого плана) и застывшая фигура сидящей справа от очага кошки еще больше усиливают ощущения грусти и одиночества.

Одной из первых его картин становится «Притча о богаче» (1627). На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи. С видом поучающего сидит на ее коленях младенец Христос. Художник прибегает к диагональной композиции.

Этот момент идеально отражает диалог земного и небесного. Отец ничего не понимает в выбранной сыном профессии. Среди них известен юноша с густыми вьющимися волосами, крепкого, но не атлетического сложения, неоднократно изображенный на картинах и рисунках, выполненных в мастерской.

Именно глубокая человечность составляет отличительную особенность пейзажей Рембрандта. Картины Серова очень разнообразны по исполнению. Все пространство напоено теплым и сухим, но чистым и прозрачным воздухом водная гладь и обильная листва, равно как дорога и хижины, радуют глаз дыханием вечной жизни. Он станет местом жительства евреев, эмигрировавших из Португалии. Может, нужно было жениться на Хендрикье.

Лицо каждого героя его полотен словно живое. По обе стороны от Бога сидят, со сложенными за спиной крыльями, бородатые мужчины лет по сорока и это непривычное сочетание бородатых лиц с нежными перистыми крыльями делает сцену еще более странной. У Рембрандта позы, лица персонажей и среда их окружающая, просты и естественны. Удивительна ее судьба. Мария, в простом мещанском платьице, вынула его из колыбели, чтобы успокоить, села в кресло (в левой части картины) и, прижимая ребенка к груди, внимательно слушает его несвязные жалобы.

Снопы света льются справа из глубины через высокие закругленные наверху окна весь интерьер залит этим радостным светом. Все другие мастера – флорентийцы, венецианцы, фламандцы – находятся как бы посередине. Спасителем, словно не замечающим тех, кто больше других в нем нуждается. Размеры картины: высота двести шестьдесят пять, ширина сто девяносто шесть сантиметров. Но, может быть, главное в этом замечательном офорте – глубочайшая сконцентрированность самого драматического события, в котором нет внешнего действия, но в котором дано нечто, превосходящее по напряжению обыденную атмосферу жизни и рождающее в участниках (как и в Листе в сто гульденов) веру в чудо, но на этот раз в чудо их нравственного перерождения.

Естественно, что тема родительского горя стала ему особенно близка. Открывает эту группу произведений Рембрандта "Видение Даниила", Берлин, которое обычно датируют 1650-ым годом (длина картины сто шестнадцать, высота девяносто шесть сантиметров). Это, конечно, преувеличение, но в основе его лежит зерно истины.

Но в семнадцатом веке высказывались самые разнообразные другие мнения о человеке. Именно такие произведения с удовольствием покупала голландская публика, не чуждая искусству.

Точка схода приходится на его ярко освещенное лицо. Этот жест вылеплен Рембрандтом из реального ощущения. Он любит изображать бродяг, людей, задавленных нуждой и страданиями. Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта. Эта маленькая процессия движется какими-то неровными толчками. Действие картины Добрый самаритянин (длина сто тридцать пять, высота сто четырнадцать сантиметров) происходит во дворе, перед неказистым зданием гостиницы, замыкающим справа и в центре неглубокую, в несколько шагов, сценическую площадку.

За те восемь лет, что здесь проживет Рембрандт, квартал сильно изменится. Его образ полон глубокой внутренней значительности. Самым выразительным из рембрандтовских пейзажных офортов является, несомненно, "Ландшафт поместья взвешивателя золота", 1651-ый год (длина тридцать три, высота двенадцать сантиметров). Для того чтобы воплотить в своем творчестве лучшие, сильнейшие стороны жизни целого народа, Рембрандт должен был переплавить в свои личные переживания не только самые глубокие и значительные явления этой жизни.

Мария, в простом мещанском платьице, вынула его из колыбели, чтобы успокоить, села в кресло (в левой части картины) и, прижимая ребенка к груди, внимательно слушает его несвязные жалобы. Огромную роль в решении образной задачи Рембрандта в этом офорте играет свет. Самаритянин становится символом, говорящим о бесконечном милосердии. В раннем варианте этой картины (около 1629) Рембрандт изобразил момент откровения драматически: силуэт Иисуса и ученики, словно пораженные молнией. Борода его слегка серая от седины.

Коренным образом изменилась живописная фактура Рембрандта. Справа за ней приподнимается с колен отчаянно сжимающая протянутые к Христу иссохшие руки старуха, о которой мы уже говорили. К тому же крыши гостиницы не видно – край картины срезает стену над третьим этажом. Хендрикье родила Рембрандту дочь Корнелию, стала моделью для многих работ художника, в том числе и для «Святого Семейства», но вот женой не стала никогда.

Откуда взялась его тяга к религиозной живописи. Часто там появляется легко намеченный силуэт города с вертикалями соборов и башен. Это могла бы быть, пожалуй, любая обычная семья, если бы не слетающие с небес ангелы-дети. Этому способствуют тяжелые события в его личной жизни, смерть Саскии.

Книги в картине блестят тем же цветом, что и горстка золотых монет. Этот офорт дает еще больше пространства и воздуха. Последний год жизни, когда и создается «Возвращение блудного сына», наполнен бедностью и одиночеством. Вся картина проникнута атмосферой тишины и покоя. Старший сын с удовольствием перенимает семейный бизнес.

Кепи сидит несколько набекрень. Этим он подчеркивает беспечность влюбленной пары. Плотник Иосиф за работой, Мария и Дитя, кот у камина. Полотно является философской поэмой на библейский мотив: пыльные босые ноги грешника вернулся с глубоким раскаянием, щемящая нежность рук слепого, которые «узнают» сына и тихий свет счастья на измученном старом лице. Он является смыслом жизни для матери. Однако пусть свершится не то, что я хочу, но то, что ты хочешь".

Однако такой замысел был уже в значительной степени чужд его заказчикам. Она страстно любит Язона, она мать двух его детей. Его лицо безмятежно, ему снится что-то хорошее.

Можно подумать, будто чья-то рука только что слегка отодвинула полог, чтобы показать спокойное семейство в своей комнате, вернее, в своей лавке, поскольку через большую витрину с сетчатой деревянной рамой струится неяркий уличный свет.

На картине «Святое семейство» изображены, на первый взгляд, простые люди и их быт, но ангелы, спускающиеся к полутени бедного жилья, напоминают нам, что это не обычная семья, а Богоматерь с сыном Иисусом, за спиной которой стоит Святой Иосиф. Но не стоит забывать, что это и портрет Зевксиса, древнегреческого художника. Рембрандт близок к тем сторонам голландской действительности семнадцатого века, которые связаны и с народной жизнью. Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626 «Давид перед Саулом», 1627). Эта Семья – неколебимая постройка. После распродажи в 1657—1658 годах дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта)8 художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни6.

Вставая с колен, она высоко поднимает, сцепив ладони, свои костлявые руки. В картине «Ужин в Эммаусе» (1648, Лувр, Париж) изображена встреча воскресшего Христа с учениками. Поток людей кажется бесконечным.

В ее глубине слева – светлый отворот простынки, справа – пятно красного плаща-одеяльца. В прошлом столетии будапештское «Святое семейство» вместе с другой «Мадонной» находились в собственности лорда Дадли-Уорда. Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна. Заказчик – предположительно Вилелм Схрейвер.

Картина известна под названиями: «Синдики», «Старейшины суконного цеха» оба не совсем точны и связаны с учреждением при гильдии суконщиков, призванным отбирать образцы тканей и проверять их качество. Именно в год, когда умерла его жена, он дописал картину «Ночной дозор». – таится много плутовства, жизнерадостности и свежести. Люди в шлюпках испугались, что к ним переберутся с плота по канатам и обрезали их.

Рембрандт вместо денег предложил ему оттиск своей гравюры "Христос исцеляющий больных" и продавец согласился. «Святое семейство» его кисти отличается от остальных работ этой же тематики тем, что на нем представлен бытовой момент, не отдающий ни святостью, н будущими муками. При этом Рембрандт широко использует кроющие и просвечивающие свойства краски.

Никогда еще искусство Рембрандта не служило так всецело единому душевному действию. Сюжет из Евангелия, но художник изображает как быт простых людей. В том, что здесь в согласии жили протестанты и католики. Итак, перед нами – Голландия. Бог создал море, а голландцы – берега.

Они выражают его чувства, воплощают его деяния и его творческую мысль. Он ищет внутренний свет изменяющий личность.

Религиозный сюжет остается таковым лишь по традиционной форме, а догматическая идея исчезает под напором земных чувств, линий, фигур и красок и перевод при этом утрачивает все черты оригинала. Законом общества признавалась борьба всех против всех. Да, писались картины на религиозные сюжеты, но они были наполнены множеством мелких деталей и больше походили на жанровые сценки. Сваненбург был в то время местной знаменитостью.

Все возможно тебе избавь же меня от этой чаши. Мы смотрим через затененный фаустовский кабинет прямо навстречу свету и он нас ослепляет. Однако внизу, с трудом различаемые глазом, границы тональных пятен (фигуры людей и лошадей) принимают криволинейный характер. Благодаря связям КонстантинаРембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как «Христосперед Пилатом» (1636). Голова его скрыта во тьме, но над ней хорошо видна по пояс старуха в черном, катящая тачку левой рукой.

К тому же крыши гостиницы не видно – край картины срезает стену над третьим этажом. Любовь привела его сюда. Отец Рембрандта был зажиточным мельником, мать – хорошо пекла, была дочерью пекаря.

«Иуда возвращает тридцать сребреников», написанное нидерландцем в 1629 году, он сравнивает со знаменитыми полотнами итальянских мастеров, но находит недочеты в рисунке. Месяц разрывает облака и словно борется с мчащейся справа тучей. Однако, такой упадок был только временный и под конец своей жизни Рембрандт снова стад производить вещи великие, неподражаемые, сообщив своей фактуре еще большие свободу и ширину так например в 1661 году им были написаны: знаменитые «Синдики гильдии ткачей» и «Возвращение блудного сына», а в 1662 – «Еврейская невеста». В их характерах заметны чуть пассивные исполненные безотрадной печали черты. Борода его слегка серая от седины. Искусство Рембрандта заставляет говорить фигуры, повернутые спиной к зрителю.

В обруч, поддерживающий волосы, подобно перу воткнута ветка какого-то растения. На заднем плане, под увешанной инструментами стеной, плотничает Иосиф.

Для кажущегося вначале странным офорта 1656-го года "Авраам и три спутника" (высота шестнадцать, ширина тринадцать сантиметров) изображающего трех необычных посетителей патриарха, восседающих, по восточному обычаю, прямо на земле, перед входом в дом, Рембрандту послужила в качестве натуры одна индийская миниатюра изображающая восточное существо в восточной пышности. Перед нами как будто самый обычный вечер нуждающейся семьи голландского ремесленника. Высота офорта двадцать один, ширина шестнадцать сантиметров.

Однако Рембрандт, должно быть, гордился этой работой, так как она подписана и датирована. Рембрандт приходит туда в четырнадцать лет. Этому способствовало и изменение вкусов публики, увлекшейся тщательно прописанной светлой живописью. Особенно трогательны сцены, когда члены семьи собираются перед постелью умирающего главы рода, а он дает свое последнее наставление.

Художник не оставил воспоминаний, вот таким образом нам остается только гадать. Рембрандт положил за правило писать автопортреты, но редко изображал себя за работой. У этого открытого окна, срезанного левым краем офорта, откуда свет озаряет его черты, глядит так настойчиво, так упорно, словно он видит не модель, а весь мир. Этот бизнес, приносивший хороший доход и уважение, принадлежал семейству пять поколений.

Так, пользуясь приемом иррадиации света (иррадиацией называется кажущееся увеличение размеров светлых фигур на темном фоне по сравнению с размерами таких же фигур, но темных на светлом фоне), Рембрандт еще более усиливает таинственность изображаемого события и вместе с тем еще сильнее подчеркивает творческую силу одухотворенного человека в его стремлении проникнуть в тайны Вселенной. Она сама стала зимой. Не реальная среда деловитых и аристократизирующихся голландских бюргеров, самодовольных и ограниченных, а только героическая атмосфера древней легенды предлагает художнику обязательность трагедии, выявленной или потенциальной, но, по мысли Рембрандта, неминуемо выводящей человека из его замкнутой отчужденности. Руки – сильные, мускулистые – не дают себе уже более труда чередоваться в жестах.

И от этого так постоянен в его офортах художественный мотив сосредоточенности: в своей замкнутости, духовной обособленности, человек как бы находит себе защиту от несущего ему страдания хаоса жизни. Вставая с колен, она высоко поднимает, сцепив ладони, свои костлявые руки. Не лишена такой точности и гравюра Гольция «Юпитер, насилующий нимфу Ио», но, чтобы позволить себе выгравировать соитие, нужно было сослаться на Золотой век. Перед нами как будто самый обычный вечер нуждающейся семьи голландского ремесленника.

Картинная галерея. Часто там появляется легко намеченный силуэт города с вертикалями соборов и башен. Рембрандт видел корни, видел все, что ползает и плесневеет во тьме.

Еще ни разу это не было показано Рембрандтом так прекрасно. Голова святого Иосифа напоминает произведения Косты. Именно свет объединяет семью в единую, нерушимую ячейку. В этом лице – удивительная мягкость и нежность.

Они выражают его чувства, воплощают его деяния и его творческую мысль. На переднем плане, в таинственной атмосфере угасающего дня, уже началась сутолока. Это было так не похоже на художников того времени.

Известно, что эротическая гравюра всегда нуждалась в узаконении через мораль или эрудицию. "Проповедь Христа" – одна из вершин Рембрандта-психолога. Картина «Святое семейство» становится ознаменованием начала нового, более умиротворенного цикла в творчестве великого мастера.

Характерна в этом отношении работа «Аристотель с бюстом Гомера» исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов16.

В то время Рембрандту было все интересно. Человеческие фигуры здесь вполне подчинены тому, что происходит во Вселенной. Но внешняя нищета не делает его озлобленным. Со смешанным чувством радости и робости (двойственность человеческой натуры) стремится Даная навстречу золотому сиянию. Впрочем, Сваненбург научил Рембрандта именно мастерству. На переднем плане, в таинственной атмосфере угасающего дня, уже началась сутолока. На картине «Святое семейство» изображены, на первый взгляд, простые люди и их быт, но ангелы, спускающиеся к полутени бедного жилья, напоминают нам, что это не обычная семья, а Богоматерь с сыном Иисусом, за спиной которой стоит Святой Иосиф.

Конечно, так же как в жизни имеются сильные пятна чистого цвета. Он чувствовался во всем. Открывает эту группу произведений Рембрандта Видение Даниила, Берлин, которое обычно датируют 1650-ым годом (длина картины сто шестнадцать, высота девяносто шесть сантиметров). Полусумерки свет просеивается сквозь лиственный покров и скользит по фигуре шагающего впереди (на офорте справа) видного выше колен маленького старичка в перехваченной у пояса куртке и высокой темной шапке, нащупывающего палкой, зажатой в левой руке, брод, а правой ведущего под уздцы осла. Размеры картины: высота двести шестьдесят пять, ширина сто девяносто шесть сантиметров. Здесь есть что-то от пейзажа, от надвигающегося ночного сумрака. В 1627 году Рембрандт покидает мастерскую Питера Ластмана, возвращается домой в Лейден, где в заброшенном сарае открывает собственную мастерскую.

Потом накрывают на стол и всякая трапеза выглядит как священнодействие. Часто их изображали с младенцем Иоанном Крестителем.

Это вполне интимное и вполне пространственное искусство достигает вершин рембрандтовского реализма в "Пейзаже с башней" (длина тридцать два, высота двенадцать сантиметров), 1652-ой год. И Рембрандт показывает нам веками создаваемые дамбы, плотины, каналы, шлюзы. И Рембрандтом сделано все, чтобы провести нас через это пространство. Сначала это вполне процветающий район, где живут ремесленники и нотариусы.

Он решает стать художником. В 1634 году Рембранд женился на Саскии. На нем написано лишь равнодушие. Теперь в его работах наблюдается меньше церковности и пышности.

И Давид послал слуг взять ее. » (Вторая книга царств, 11). В движении матери чувствуется нежная заботливость, оно полно обаятельной искренности, весь ее облик воплощает юность, чистоту, простодушие. Он является смыслом жизни для матери.

И всюду, как еще одного невидимого, но важнейшего участника сцены, мы ощущаем присутствие драматической эмоции, чувство страха, ужаса смерти исключительности происходящего, которая придает каждой сцене характер чрезвычайной значительности, необычности, что вместе с поразительными контрастами света и тени предельно усиливает напряженность душевной атмосферы. Младшие члены семьи почитают стариков, выслушивают их советы и покорно служат им. Художник в простой и темной войлочной шляпе (больше похожей на перевернутую кастрюлю без ручки, чем на сколько-нибудь приличный головной убор), в плохонькой рабочей темной куртке, надетой на измятую белую рубашку без воротника, свободно и спокойно сидит за столом, отделяющим его от зрителя. Она представляется нам одновременно идущей навстречу и стоящей на месте. При этой манере письма отдельные цвета получают особую звучность и глубину.

Для кажущегося вначале странным офорта 1656-го года Авраам и три спутника (высота шестнадцать, ширина тринадцать сантиметров) изображающего трех необычных посетителей патриарха, восседающих, по восточному обычаю, прямо на земле, перед входом в дом, Рембрандту послужила в качестве натуры одна индийская миниатюра изображающая восточное существо в восточной пышности. Мост через канал пуст. Высота офорта двадцать один, ширина шестнадцать сантиметров.

Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый Портрет жены брата художника, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Портрет старика в красном, 1652-1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Перед нишей стоит небольшой низкий стол, покрытый белой скатертью. Но в семнадцатом веке высказывались самые разнообразные другие мнения о человеке.

В 1663 году умерла любимая художника – Хендрикье. Переехавшей в Амстердам из Антверпена, Родившийся в зажиточной кальвинистской семье, где первый проходил обучение в 1628–1633 годах (видимо, безуспешно, так как не сохранилось никаких письменных свидетельств о получении Солмансом диплома), Солманс Мартен (1613–1641) познакомился с Рембрандтом в Лейдене. Для него художник – это такой же ремесленник. В этой светотеневой естественности сильно чувствуется запах влажной земли и леса.

В живописи Рембрандта наступает период покоя. Не хочешь оставаться на мельнице – не надо. Внезапно распахнулись и поднялись к верхним углам картины зацепленные за карниз зеленые занавеси и глазам зрителя открылось видение чистой красоты изображенное во весь рост, окруженное золотистым сиянием шествующая к нам по клубящимся белым облакам Мария, бережно и любовно несущая на руках младенца Христа. Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона. Пот, подобно крови, стекает с него на землю. Даниил сказал царю, что они означают его гибель предсказание сбылось в ту же ночь. В пейзажных офортах Рембрандта 1650-ых годов пространство за изобразительной поверхностью бесконечно расширяется изображение предметов и человеческих фигур становится предельно емким.

Здесь есть парк аттракционов и место для прогулки. Этот офорт дает еще больше пространства и воздуха. Черты лица чудовищно серьезны кулак правой руки сжимает стержень – не то карандаш, не то штихель (гравировальную иглу).

Рама и красная занавесь, защищающая полотно от света, являются частью композиции. Родившийся в зажиточной кальвинистской семье, переехавшей в Амстердам из Антверпена, Мартен Солманс (1613–1641) познакомился с Рембрандтом в Лейдене, где первый проходил обучение в 1628–1633 годах (видимо, безуспешно, так как не сохранилось никаких письменных свидетельств о получении Солмансом диплома). На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи.

Оставив деревню справа, дорога, перевалив через пологий холм, опускается в черную глубину леса над ним небо темнеет все быстрее, слышится шум начинающегося проливного дождя. Эти картины таинственно мерцают, как старинное золото. Это портреты стариков – Яна Лютмы и Томаса Харинга. В тесной комнатке, в соломенной колыбели, укрытый одеяльцем спит Христос. Разве что сейчас из них вынесли все изображения, а стены побелили известкой.

Большинство произведений в творчестве Рембрандта отражают его способность проникновения в человеческий характер. В этот неподвижный час, предваряющий ночь, даже дерево не дрожит. Но от быта, от повседневной жизни он берет не только детали скромной, даже убогой обстановки, а, главным образом, задушевность настроения, простоту и интимность изображаемой группы. «Святое семейство» — доказательство того, что божий дар может снизойти на любую семью.

Действие картины "Добрый самаритянин" (длина сто тридцать пять, высота сто четырнадцать сантиметров) происходит во дворе, перед неказистым зданием гостиницы, замыкающим справа и в центре неглубокую, в несколько шагов, сценическую площадку. Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», — именно за такую огромную для XVII века цену он был однажды продан. Потом накрывают на стол и всякая трапеза выглядит как священнодействие. Остальная часть храма вся заполнена множеством знатных лиц выше их расположился хор – десятка два видных нам по пояс певчих, славящих юную брачную чету.

Несколько ниже центра гравюры, на втором плане, на возвышении, к которому от нас ведет широкая невысокая (десять ступеней), лестница, мы видим установленный прямоугольный жертвенник, в полроста человека. Он движется вперед, протянув руки к женщине, которая села на пол, чтобы стать с ним наравне и делает ему знаки рукой. Трудно сказать, о чем думал этот усталый человек. При этом Рембрандт широко использует кроющие и просвечивающие свойства краски. Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна.

В своем дружеском приветствии Аверкампу он говорил, что живопись должна изображать морозный свет на зимней деревушке.

Но именно в это время в творчестве Рембрандта наступает пора зрелости. Вероятно именно в это время Рембрандт начинает чувствовать себя блудным сыном. Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения8.

Гравюра Рембрандта "Фауст" (ширина шестнадцать, высота двадцать один сантиметр), стала чем-то абсолютно новым в мировой графике. Первый взгляд падает на соломенную колыбельку, в которой спит маленький Иисус. Это классический рембрандтовский жест, очень красивый и притягательный.

Духовный совет реформированной протестантской церкви, к которой она принадлежала, осуждает ее за «недозволенные отношения». А в этом треугольнике и размещена фигура главного героя, сидящего за столом – Христа. Разубежденный Фома признал в Иисусе Господа Бога. Это сплошные луга, обширные и ровные, тянущиеся до самого горизонта, разрезанные ровными полосками каналов цвета нержавеющей стали, окаймленных низким кустарником. Туфли изношены, одну он обронил, став перед отцом на колени.

В мастерской он захотел потренироваться в изображении обнаженной натуры. В противоположность этим многочисленным группам, все пространство между фигурой Христа и правым краем офорта затенено и на черном фоне мы видим множество больных, увечных, калек и страждущих, бедняков и нищих. В поздних пейзажах Рембрандт отказывается от травленой гравюры и переходит к существовавшей до него резцовой технике, технике сухой иглы, то есть процарапывания иглой непосредственно по металлу. Это словно дружеский знак, рука, протянутая художнику, умершему более десяти лет назад – Хендрику Аверкампу, специализировавшемуся на голландских сценках на льду изображавшему брейгелевские толпы, которые развлекались катанием на коньках, санях игрой в кольф (то есть гольф) на льду. Один из них, расправив крылья, витает над колыбелью. Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона. Вспомним хотя бы Рене Декарта, который именно в Лейдене, в типографии Яна Мэра издавал свой труд «Рассуждение о методе».

В нем замечательно сочетаются точность и проникновенность. Ещё далеко крест и страшная Голгофа, ещё не умывает руки Пилат и не кричат в толпе «Отпусти нам Варавву. ». Но внешне он абсолютно спокоен. Призывает отомстить, а затем налагает на себя руки.

Он должен был остро воспринимать идеологическую борьбу своего времени, но не в ее внешних, поверхностных проявлениях (от них он стоял в стороне и, по-видимому иронически относился к литературным, религиозным и политическим спорам), а в ее скрытой сути. Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу8. Это классический рембрандтовский жест, очень красивый и притягательный. В каждом из этих листов среди глухого ночного пространства маленькая кучка единомышленников, освещенная фонарем или факелом, словно шайка заговорщиков, в молчании теснится друг к другу. Побудьте здесь и бодрствуйте со мною". Одной рукой она опирается на посох из виноградной лозы, второй держит ворох рассыпающихся цветов.

В сюжетных же сценках раскрывался полностью. В архитектуре господствуют горизонтальные и вертикальные плоскости и ребра, параллельные и перпендикулярные по отношению к изобразительной поверхности картины, что делает здание мало интересным для глаз зрителя и заставляет его сосредоточиться на людях. Риторический жест Христа – с его внутренней слабостью и бездейственностью.

Левая рука в светлой перчатке опущена на закрытые пальто колени. Это словно дружеский знак, рука, протянутая художнику, умершему более десяти лет назад – Хендрику Аверкампу, специализировавшемуся на голландских сценках на льду изображавшему брейгелевские толпы, которые развлекались катанием на коньках, санях игрой в кольф (то есть гольф) на льду. Ну что ж, это его путь.

Для кажущегося вначале странным офорта 1656-го года Авраам и три спутника (высота шестнадцать, ширина тринадцать сантиметров) изображающего трех необычных посетителей патриарха, восседающих, по восточному обычаю, прямо на земле, перед входом в дом, Рембрандту послужила в качестве натуры одна индийская миниатюра изображающая восточное существо в восточной пышности. Полусумерки свет просеивается сквозь лиственный покров и скользит по фигуре шагающего впереди (на офорте справа) видного выше колен маленького старичка в перехваченной у пояса куртке и высокой темной шапке, нащупывающего палкой, зажатой в левой руке, брод, а правой ведущего под уздцы осла. Как в ранних, так и в позднейших его работах отсутствует красочность. Оно доносит до нас человеческие эмоции.

В то же время Рембрандту в значительной степени оказался чужд дух страстной патетики, присущий титаническим образам величайшего гения Италии Микеланджело Буонарроти (годы жизни 1475-1564-ый). Его лицо безмятежно, что позволяет зрителю угадывать его спокойный сон. Но чувство это вовсе не такое, какому поклоняются суеверные люди: героям Рембрандта незнакомо молитвенное исступление полотен испанского живописца Эль Греко (даты жизни 1541-1614-ый) или крупнейшего мастера итальянского барокко, скульптора и архитектора Лоренцо Бернини. Серьезно и грустно, словно задумавшись о судьбе человечества, глядит с высокого черного возвышения на озаренного трепетным сиянием Симеона старик первосвященник (справа в пышной пестрой одежде).

Эрудицию, касающуюся мифологии, разумеется. Рембрандт написал это в один прием, его картина подействовала, как мороз.

Язон бросил ее, он женится на наследнице коринфского престола. Хотя ещё Джованни Кастильоне и Джованни Баттиста Тьеполо вдохновлялись его офортами8, смелость Рембрандта-живописца и меткость его наблюдений в качестве рисовальщика впервые получили признание в XIX веке, когда художники реалистической школы Курбе (а в России— передвижники) противопоставили его глубоко прочувствованную поэзию света и тени беспрекословной чёткости и ясности французского академизма22. Он проводит аукцион, распродает большую часть своих вещей и переселяется в квартал Йордан. Эта Семья – неколебимая постройка. Его лицо безмятежно, что позволяет зрителю угадывать его спокойный сон. Размеры этого фонаря на листе – не больше сантиметра.

Но чувство это вовсе не такое, какому поклоняются суеверные люди: героям Рембрандта незнакомо молитвенное исступление полотен испанского живописца Эль Греко (даты жизни 1541-1614-ый) или крупнейшего мастера итальянского барокко, скульптора и архитектора Лоренцо Бернини. В проеме, как и за окном, царит жаркий солнечный полдень. Но это нечто удивительное, размером с человеческую голову, что горит и пылает внутри, в нескольких метрах от нас, распространяя вокруг себя свет и тепло. Свет, пронизывающий пространство картины, кажется золотым. Законом общества признавалась борьба всех против всех. В этой светотеневой естественности сильно чувствуется запах влажной земли и леса.

Господня». Да и в церкви ходили все в те же, что некогда их предки, лейденские католики. Лицо его не выражает никакого чувства, никаких ощущений – ни наслаждения, ни вызова. Первый взгляд падает на соломенную колыбельку, в которой спит маленький Иисус.

В частности, великий нидерландец Ян ван Эйк (даты жизни 1390 -1441-ый годы) на знаменитом триптихе, то есть складной картине из трех относительно самостоятельных частей, в центре изобразил мадонну величественно восседающей на богато украшенном троне, на фоне роскошных ковров и мраморной колоннады. Слева ее окаймляют несколько покосившихся вбитых в землю столбиков-околышей.

Книги свалены в беспорядке, но богач при свете свечи не читает, а рассматривает монету – притча о «скупом рыцаре», «неразумном богаче», который прячет не только золотые монеты, но и старые, рукописные, книги с драгоценными знаниями, не понимая, что богат не тот, у кого много золота, а у кого много знания. Огромную роль играет и белый тон бумаги, в котором сосредоточена высшая сила света. В те же годы, когда им написана живописная серия "Святых семейств" (Петербург, Кассель, Дублин), он создает самый знаменитый из своих офортов "Христос исцеляющий больных" (1642-1646-ой годы). Картина маленькая.

Риторический жест Христа – с его внутренней слабостью и бездейственностью. Свет, пронизывающий пространство картины, кажется золотым. Чистая эмоция переполняет офорт и выразителем этой эмоции оказывается свет, с трудом скользящий, неуловимо трепещущий, готовый погаснуть в любое мгновение в темном и таинственном пространстве.

Именно к этому времени и относится офорт "Рембрандт, рисующий у окна" (высота шестнадцать, ширина тринадцать сантиметров), 1648-ой год, один из самых значительных автопортретов художника, самый замечательный его гравированный автопортрет. Взгляд уходит в глубину и, хотя почва до самого переднего (нижнего) края офорта находится в поле зрения глаз, первый план остается еще незаметным. До XIX в. картина уже так сильно потемнела (была покрыта слоем копоти, который исказил ее колорит), что ее считали изображением ночной сцены, но тень, которая падает от фигуры капитана на светлую одежду лейтенанта, доказывает, что это не ночь, а день). Заслышав конский топот, постояльцы с любопытством распахивают ставни настежь и высовываются из окон, чтобы видеть, кто приехал. Черты лица чудовищно серьезны кулак правой руки сжимает стержень – не то карандаш, не то штихель (гравировальную иглу).

И Рембрандт показывает нам веками создаваемые дамбы, плотины, каналы, шлюзы. И вот таким образом в большинстве офортных портретов Рембрандта есть нечто общее, делающее столь различных людей, как смотритель тюрьмы Харинг, врач Бонус, гуманист и патриций Сикс издатель гравюр де Йонге, неуловимо похожими друг на друга. Художник в простой и темной войлочной шляпе (больше похожей на перевернутую кастрюлю без ручки, чем на сколько-нибудь приличный головной убор), в плохонькой рабочей темной куртке, надетой на измятую белую рубашку без воротника, свободно и спокойно сидит за столом, отделяющим его от зрителя.

Еще более дивным произведением являются "Ученики в Эммаусе" (высота шестьдесят восемь, ширина шестьдесят пять сантиметров). Кепи сидит несколько набекрень.