Описание Картины За Завтраком Серебряковой

Картина Зинаиды Серебряковой За завтраком: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.

Описание картины Зинаиды Серебряковой «За завтраком»

Все ребята ведут себя естественно, не позируя, а просто наблюдая за происходящим. Особенно это видно по Шурику, который обернулся, чтобы посмотреть на маму. Впоследствии картина «За завтраком» экспонировалась на ряде выставок, в том числе на выставке 1975 года «Портрет в русской живописи конца XIX— начала XX века» (Государственный Русский музей, Ленинград), выставке русской живописи 1890—1917 годов, проходившей в 1976—1977 годах во Франкфурте-на-Майне, выставке произведений художников объединения «Мир искусства», состоявшейся в 1981—1982 годах в Неаполе и Турине115, выставке 1992 года «Дети в мифах и жизни» (Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва), а также на выставке 2002 года «Искусство женского рода. Он хотел изобразить некую «увеселительную прогулку» — то ли «купание», то ли «завтрак на траве». Сверхъестественно чуткие пальцы слепого, ощупывающие кувшин, вступают с этим обыкновенным предметом в «контакт». Но мы видим руки бабушки, наливающей суп и ему.

Здесь та же кристальная чистота внутренних отношений, душевность. Его брат Женя, бывший более спокойным ребенком, пока только пьет воду. Конец 19 – начало 20 века.

Сам художник считал голубой цвет «цветом всех цветов». В 1905 году Зинаида Лансере вышла замуж за своего кузена Бориса Серебрякова, который в то время был студентом, а впоследствии стал инженером-путейцем1011. Он, не стесняясь, «процитировал» шедевры старых мастеров, только вместо «невидимых» нимф и богинь на фоне пейзажа изобразил реальных людей, занятых своими привычными делами. Мы видим троих ребятишек, сидящих за накрытым столом в ожидании еды.

Чего только стоят удивительные блики, оживляющие бутылки, стекло и фрукты. На полотне мы видим трех ребят: два мальчика и маленькая девочка. В 1955 году она была приобретена у Руслановой Третьяковской галереей6. У каждого ребенка иное выражение лица. Какая же трапеза без хлеба. Заботливые мамины руки разливают суп по тарелкам. Татьяна Серебрякова (1912—1989) окончила Ленинградское хореографическое училище, работала театральным художником21.

А затем, в 1953 году, те же «органы» вдруг сообщили о реабилитации Руслановой и сказали, что «всё конфискованное должно быть немедленно возвращено семье» и вычеркнуто из каталогов. Женя задумчиво пьёт воду. Стол покрыт белоснежной скатертью на нём стоит фарфоровая супница и показаны руки женщины, разливающей суп по тарелкам2 (согласно описанию самой Серебряковой, на картине изображены дети «с рукой бабушки, наливающей суп»25). Прибор ждет кого-то, кто ещё не подошел, желтый, ярко блестящий кувшин, возможно, полон молока, рядом лежит выпечка, графин с водою и центральное место на столе занимает супница из которой наливается суп. Видно, что это не званный завтрак, дети занимают только часть стола, у них планы на день и, возможно мама подгоняет их : Ешьте скорее, надо в школу.

Девочку зовут Тата, мальчик с водой – Женя и, по-видимому, самый голодный – Шурик. А при взгляде на аппетитные румяные булочки мы словно чувствуем исходящий от них аромат. По словам Васютинской, это полотно представляет собой «действительно полнокровный и полноценный образ счастливого детства, согретого родительской любовью»31, а «преображению столь бесхитростного уголка жизни в подлинную драгоценность» в значительной мере способствовало «ярко выраженное женское начало» творчества Серебряковой. Искусствовед Елена-Флоренс Васютинская писала, что картину «За завтраком», созданную в 1914 году «художницей искромётного таланта» Зинаидой Серебряковой, можно считать «апофеозом изображения счастливого детства» того времени, которое было «началом конца не только двухвековой эпохи русского детства, но и великой страны»30. Стол накрыт очень просто, на нем нет каких-то особых блюд. О школе или товарищах, которые ждут его на улице. Детские портреты занимали значительное место в творчестве Зинаиды Серебряковой (урождённой Лансере). Эти предметы и еда на столе – все рассказывает о жизни спокойной, размеренной, без затей, такой, какую сегодня называют здоровым образом жизни.

Сочинение по картине 
Серебряковой За 
обедом (За завтраком)

Сочинение по картине Серебряковой За обедом (За завтраком) (описание)

Портрет написан в такой манере, что у зрителя не возникает ощущения, что ребята позируют. Зинаида Евгеньевна является одной из немногих русских женщин-художниц, которым удалось добиться успеха и славы на поприще живописи. Как и многие другие произведения Серебряковой, это не просто портрет, а портрет-картина. Мальчик на заднем плане пьет воду, девочка в торце стола вполоборота смотрит на автора, а другой мальчик, на переднем плане, взял ложку и готов кушать.

В фильме «Амели» сосед главной героини Рамон Дюфаэль («стеклянный человек») на протяжении 10 лет делает копии этой картины, пытаясь понять суть каждого персонажа. Создать детский (да еще и групповой) портрет задача не из легких, ведь дети не могут долго сидеть на одном месте их настроение быстро меняется и портретисту нужно мгновенно запечатлеть выражение лиц детей их душевное состояние. Женщины-художницы России XV—XX веков» (Третьяковская галерея, Москва)116.

Картина Серебряковой 
За обедом или «За 
завтраком»

Картина Серебряковой За обедом или «За завтраком»

Некоторые подробности этой истории были описаны в статье главного хранителя Третьяковской галереи Лидии Ромашковой, опубликованной в 1998 году в «Комсомольской правде». Все дети художницы связали свои жизни с искусством. Это, наверное, был любимый мир Серебряковой: её дом, её дети. Все ребята ведут себя естественно, не позируя, а просто наблюдая за происходящим. То, как сервирован стол, говорит о размеренном, спокойном укладе жизни.

Темы такого рода не открытие Серебяковой. Кроме того, Зинаида Евгеньевна была многодетной мамой, но это не мешало ей активно заниматься творчеством: в одной из известнейших картин "За завтраком" (другое название "За обедом") художница изобразила своих детей. Создать детский портрет – трудная для художника задача. У каждого из трех детей свое особенное выражение лица и поза. Картина За завтраком (1914) как бы продолжает линию, начатую в Автопортрете. Главной задачей картины Зинаиды Евгеньевны была передача характеров детей из нравов.

Описание картины 
Серебряковой «За 
завтраком»

Описание картины Серебряковой «За завтраком»

В поисках подходящего фона Мане вспомнил о картине Джорджоне «Сельский концерт», а саму композицию подсмотрел на гравюре Марка Раймонди «Суд Париса». Отмечая тщательную проработку натюрмортных деталей— ещё в большей мере, чем в автопортрете «За туалетом» (1909) и «Портрете О. К. Лансере» (1910), — Князева писала, что в полотне «За обедом» Серебрякова «стремится к лепке формы светом и тенью, к передаче тончайших оттенков света, к чёткому рисунку» картина несёт в себе «поэзию повседневного, земного»7. Дети ухоженные, розовощёкие, темноглазые, с русыми волосами.

По словам искусствоведа Павла Павлинова, групповой портрет детей «За завтраком», «восхищающий посетителей Третьяковской галереи», является самым необычным из портретов исполненных Серебряковой в 1914—1917 годах33. Композиция полотна «импрессионистски обрезана и будто спонтанна», но «эта спонтанность— кажущаяся, подчёркивающая лишь временность действия, моментальность поворотов и взглядов персонажей»9. Мы видим, как аккуратно сервирован стол, значит женщины с любовью заботятся о детях. Следует обратить внимание и на то, как сервирован стол.

Сочинение по картине 
Серебряковой «За 
завтраком»

Сочинение по картине Серебряковой «За завтраком»

Справа от него стоит пустой стул и пустая тарелка. Он смотрит в свой стакан. Детям наливают суп из суповницы, стоящей на столе.

В это время бабушка (на картине изображёны только её руки) наливает в его тарелку половником суп. Мальчики изображённые на полотне, погодки, сестрёнка младше их на несколько лет. Вся картина наполнена ощущением чистоты, мира и спокойствия, царивших в семье художницы26. Стоит обратить внимание на сервировку стола — белая скатерть, фарфоровая посуда, прозрачный графин — все говорит об аристократизме, размеренном и спокойном укладе жизни. Женя стал архитектором, все остальные – художниками. Чувствуется, что семья состоятельная, благополучная.

Доподлинно известно, что свою картину «Завтрак гребцов» Пьер-Огюст Ренуар написал во французском ресторане Maison Fournaise («Дом Фурнез») в Шату. Но случилась неприятность: она сломала ногу и после выздоровления танцевать уже не могла. Русакова писала, что это полотно является не только хорошо исполненным групповым портретом, но и «подлинной картиной», — как с точки зрения композиции и колористического решения, так и «по удивительно искреннему и безусловному образному воплощению Детства»2. Его волосы немного взъерошены, что также выдает его активный характер. Он как будто ждет, что она тоже вот-вот присоединится к трапезе. Сразу за девочкой видны руки, возможно, гувернантки с ковшом и тарелкой.

Колористическое решение картины построено на контрастном соотношении синего цвета (часть стены и одежда детей), различных оттенков коричневого цвета (продолжение кухонной стены и стулья), а также белого цвета (скатерть и передник девочки)27. Серебрякова ведёт рассказ о своих детях с теплотой искренностью и поэтичностью. В сравнении с оригиналом их «Завтраки на траве» выглядят карикатурно. По словам Русаковой, в области детского портрета эта картина осталась «классическим образцом не только живописного, но и человеческого— материнского мироощущения» и она открыла «целое направление в последующем творчестве Серебряковой»9.

В конце 1914 года она написала групповой портрет своих детей «За обедом», который позднее получил известность под названием «За завтраком»5. На дальнем плане изображен первый сын – Женя. По распоряжению императора Наполеона III ее вместе с другими «неформатными» картинами поместили в специальный зал, позже получивший название «Салон отверженных». По воспоминаниям Ромашковой, «сама Русланова согласилась официально передать нам часть своей коллекции», в которую входили такие картины, как «Ратник XVII века» Ильи Репина, «Портрет неизвестной в белом платье» Фёдора Рокотова, «Портрет неизвестного офицера» Павла Федотова и «За завтраком» Зинаиды Серебряковой14. Атмосфера теплоты и нежности передана с помощью композиции, «объединяющей трогательную группу детей в единое целое», а также выдержанного в спокойных тонах колорита24.

Александр Серебряков (1907—1995) стал художником, работал во Франции, писал акварельные и темперные пейзажи иллюстрировал книги20. На переднем плане мы видим любопытного и любознательного Сашу. В монографии о Серебряковой изданной в 1979 году искусствовед Валентина Князева писала, что групповой портрет детей изначально известный под названием «За обедом», — «это не просто портрет, а портрет-картина». По её словам, сначала «в галерею пришли люди из НКВД и передали несколько десятков полотен», не сказав, кто был владельцем этих картин и как они попали к ним в руки, — о том, что это были произведения из коллекции Руслановой, сотрудники галереи догадались гораздо позже по слухам. Его друзья специально приезжали в Шату и позировали ему по отдельности.

Наверное и фарфоровая супница – не ежедневный гость на сегодняшних обедах. В картине «За завтраком» столько простой, родной и милой прелести, что трудно остаться равнодушным, глядя на нее. Видно, что его не столько мучает жажда, сколько просто интересует содержимое стакана. Кажется, что «Завтрак гребцов» написан легко и даже несколько небрежно.

Описание картины «За завтраком»

Он решил запечатлеть обнаженную натуру и предложить картину в стиле ню Парижскому салону. Самой матери не видно, только руки как символ материнской ласки и заботы.

Вот таким образом никого не удивила одарённость девочки и её желание стать художником. Дети завтракают. Один из этюдов, представляющих собой групповой портрет детей, — «В детской» (бумага, акварель, темпера, 46, 4 55, 8см, ныне в ГТГ)— был создан художницей в 1913 году. Искусствовед Алла Русакова называла картину «одним из самых интимных, душевных и обаятельных произведений» художницы8 и писала, что в области детского портрета эта картина осталась «классическим образцом не только живописного, но и человеческого — материнского мироощущения»9.

Старший мальчик не столько пьет воду, сколько задумчиво смотрит в направлении стакана. А ведь ее присутствие более красиво, чем кастрюля, поставленная прямо на стол. Что он там видит, о чем задумался. Напротив, складывается впечатление, что они вполне активны. Возвратившись в семейное имение Нескучное, с июля по сентябрь Серебрякова работала над этюдами к картине «Жатва», а также над первым вариантом этого полотна, который она впоследствии уничтожила, оставив лишь ряд фрагментов5.

Сочинение-описание 
картины Серебряковой 
«За завтраком»

Сочинение-описание картины Серебряковой «За завтраком»

На нём изображена естественная сценка в детской комнате: няня занята маленькой Татьяной (Татой), а мальчики— Евгений (Женя) и Александр (Шура)— увлечены игрой13. Сам он уже начал есть суп. Зимние месяцы Серебрякова, как правило, проводила в Санкт-Петербурге8 (в августе 1914 года в связи с началом Первой мировой войны город был переименован в Петроград). Замысел картины Эдуарда Мане «Завтрак на траве» сложился во время прогулки. Девочка внимательно устремила взгляд в ту же точку, что и её брат.

На картине нарисованы трое детей за столом в ожидании трапезы. Позы детей естественны и непринужденны, каждый из них отличается только своим, ему присущим выражением лица. Слева мы видим яркий желтый кофейник, сахар и печенье, видимо, специально отставленные, чтобы стать завершением детского завтрака. Тарелка малышки Танечки пустая и она терпеливо ждёт, пока бабушка нальёт ей суп.

В книге о жизни и творчестве Серебряковой изданной в 2008 году в серии «Жизнь замечательных людей» искусствовед Алла Русакова называла картину «За обедом» («За завтраком») «одним из самых интимных, душевных и обаятельных произведений» художницы8. Но главное на картине, конечно, не стол, а дети. «Завтрак гребцов» — это групповой портрет и участники его — реальные люди. Вот таким образом и супница изображенная на картине, совершенно оправданна. С большим вниманием к мелочам написаны хорошо накрахмаленная белая скатерть, прозрачное стекло и фаянс посуды, румяные булочки.

Но за этой легкостью стоят месяцы кропотливого труда. В этом смысле завтрак (и неважно, русский он или французский) — время благодатное, время относительного покоя в стремительном ритме жизни. Каждый ребёнок на картине по своему уникален, у каждого свой взгляд и выражение лица. У каждого ребенка иное выражение лица. Дети показаны в активном состоянии, они не позируют.

Заметим, как сервирован стол. Полотно отличается великолепной техникой, наполнена добротой, радостным возбуждением, ощущением красоты и гармонии всего окружающего. Написанная почти 100 лет назад, картина «За завтраком» и сегодня остается такой же свежей и подкупающей. В больших и выразительных глазах детей читается любопытство. Значительную часть полотна занимает натюрморт. Одежда на детях по-домашнему скромная, но видно, что одеты они с любовью и вниманием. С того момента, как у Серебряковой появились собственные дети, они стали её «постоянными моделями»3.

Расписная фарфоровая супница, красивые тарелки, ярко-жёлтый кувшин, белоснежная льняная скатерть и салфетки делают стол праздничным и нарядным. Обстановка на столе показана со всем реализмом. Одежда на тетях очень красивая. На картине нарисованы трое детей за столом в ожидании трапезы. Художница написала своих детей, сидящих за столом в ожидании еды.

Остальные ребятишки внимательно смотрят в сторону зрителя. В первых же работах Серебряковой проявились самостоятельный почерк и стиль. Возникает ощущение домашнего уюта, достатка и благополучия. Искусствовед Валентина Князева писала, что картина «За завтраком» («За обедом») несёт в себе «поэзию повседневного, земного»7, отмечая, что тонкое понимание особенностей детской психологии дало Серебряковой возможность передать индивидуальный характер каждого ребёнка3. И, наконец, не изображённая на картине Екатерина Серебрякова (1913—2014) тоже стала художницей, жила во Франции, была основателем и почётным президентом Фонда Зинаиды Серебряковой2223.

На картине изображены дети художницы:восьмилетний Женя, в задумчивости сидящий у дальнего края стола со стаканом воды, семилетний Шура, повернувшийся к зрителю и Таня (Тата), которой скоро исполнится три года23. Стоит отметить, что завтрак на картине напоминает современному зрителю о времени обеда. А вывернутый наизнанку кошелек, кусок хлеба, нелепое выражение лица героя — предательски раскрывают всю «правду жизни». В картине «Завтрак аристократа» (второе название «Не в пору гость») он высмеивает ничтожество молодого аристократа, промотавшего целое состояние, но все еще стремящегося к внешнему блеску. В итоге в «Завтраке» показана целая гамма чувств и характеров. Перед Шуриком стоит тарелка, наполненная супом.

Картина Зинаиды 
Серебряковой За 
обедом (За завтраком)

Картина Зинаиды Серебряковой За обедом (За завтраком)

За обеденным столом сидят трое детей: два мальчика лет семи и девочка трёх-четырёх лет. Героями полотен этого периода становились нищие, убогие, калеки, странствующие. А кем стали все эти дети (и Катя, которая была слишком мала в момент написания картины и вот таким образом не сидит за столом).

Картина «Завтрак слепого» была написана Пабло Пикассо в ранний период его творчества, который позже критики назвали «голубым» — по господствующему цвету его картин. Мебель деревянная, на столе белая нарядная скатерть, посуда красивая, добротная. В начале XX века она особенно часто изображала своих детей: Женю, Шурика, Тату и Катю.

Не признанная современниками, в ХХ веке картина не оставила равнодушными некоторых великих мастеров: в своем стиле не раз «переписывали» картину Пабло Пикассо и Йин Ксин. Каждый ребёнок не похож на другого и имеет свои особенности поведения. По словам Князевой, выбор жанрового мотива позволил Серебряковой «показать детей в активном состоянии, выявить их разные психологические состояния избежать позирования», а тонкое понимание особенностей детской психологии дало художнице возможность передать индивидуальный характер каждого ребёнка3.

Одеты ребята в скромную, но нарядную одежду. Одним из лучших произведений в жанре детского портрета стала картина За завтраком. Что касается собственно завтрака, то он являет собой пример великолепного натюрморта. Это не милая сердцу клеенка, а белоснежная скатерть. Девочку зовут Тата, мальчик с водой – Женя и, по-видимому, самый голодный – Шурик. В 1940-х годах картина «За завтраком» была частью коллекции певицы Лидии Руслановой. У каждого только ему присущие выражение лица, взгляд, поза, жест.

Но Серебрякова сумела рассказать о семье удивительно искренне и поэтично. Заботливые руки, наливающие суп в тарелки – это руки бабушки детей, мамы художницы. Евгений Серебряков (1906—1990) окончил ВХУТЕИН, работал архитектором и реставратором19. Не случайно кувшин изображен четким, глянцевым, фактурным. У Зинаиды Серебряковой, автора этого произведения, было четверо детей: Женя, Шура, Таня и Катя.

Разгадка этого «несоответствия» кроется в жизни семьи Серебряковой, где придерживались французского режима питания. В картине «Завтрак слепого» внимание главным образом сосредоточено на слепом человеке и стоящем на столе кувшине. Искусствовед Гульназ Амирова отмечала, что в детских портретах Серебряковой, к которым относится картина «За обедом» («За завтраком»), отчётливо видны отзвуки традиций живописи Алексея Венецианова и его последователей, в которой «уютный домашний интерьер и натюрморт являются неотъемлемыми элементами образа»32. Как и многие другие работы Серебряковой, это не просто портрет, а портрет-картина.

С его помощью в своих картинах он изображал мир одинокого человека, его тревогу, отчаяние, меланхолию, нужду. Внимание зрителей привлекает также красота убранства обеденного стола. Сюжет картины Зинаиды Серебряковой «За завтраком» необычайно прост: трое детей сидят за накрытым столом в ожидании еды. Ковер на полу, полированный столик изящное кресло, картины на стене, античная ваза — этот минимум «аксессуаров» обеспечивает ему видимость роскошной жизни.