Парнас Фреска

«парнас» — фреска Рафаэля, написанная в Cтанце делла Сеньятура Апостольского дворца в Ватикане по поручению папы Юлия II. На фреске «Парнас» красуется прекрасный Аполлон, окруженный прелестницами-музами и великими поэтами той эпохи. Окно ниже фрески Парнас создает вид на Монс Vaticanus, который, как полагают, был священен Аполлону. Фрески на стенах представляют четыре области духовной деятельности человека:"Афинская школа" – философию, "Диспут о Таинстве Причастия" – богословие, "Парнас" – поэзию, а "Основные и теологические добродетели" – правосудие. «парнас» — фреска Рафаэля, написанная в Cтанце делла Сеньятура Апостольского дворца в Ватикане по поручению папы Юлия II.

А второй, не менее знаменитой фреской «Парнас» он утверждает равенство христианских и античных поэтов. Фреска «Парнас».

Настенные шедевры от : фрески, фотообои, обои, панно

до н. э. ) и его ученика Аристотеля (384-322 гг. На его фресках люди сильной воли и высокого достоинства. В своих работах Пифагор (ок. Рядом с Гомером Данте и Вергилий, чуть дальше — Стаций. Этот знаменитый портрет Сапфо был найден и в Помпеях.

до н. э. ) и его ученика Аристотеля (384-322 гг. Жила на острове Лесбос и именно благодаря ей появилось слово лесбиянка. Папа завоевал Болонью, Перуджию и другие города, ранее не подчинявшиеся его воле. Ему было поручено расписать фресками комнату в папском дворце – «Станца делла Сеньятура». Именно на его склонах раскинулся знаменитый город Дельфы – центр эллинского мира.

Справа от группы муз с холма спускается Антонио Тебальдео (по другим версиям — Бальдассаре Кастильоне или Микеланджело), ниже по склону Джованни Боккаччо, Альбий Тибулл, Лудовико Ариосто (или Тебальдео), Секст Проперций, Овидий и Якопо Саннадзаро у подножия холма на переднем плане — Гораций. Росписи отличают глубина замысла, образная насыщенность и композиционная ясность. Этот взгляд, говорящий о сильном характере, принадлежит Микеланджело.

Гераклит Эфесский (портретное сходство с Микеланджело) Основатель первой исторической или первоначальной формы диалектики. Политика его была не только смелой, но и гибкой. Рядом расположились христианские святые, восседающие на облаках, в массе которых мы видим фигурки херувимов — любимый прием Рафаэля, заметный и в других произведениях, включая «Сикстинскую мадонну». Без арок общее впечатление от фрески было бы иным. Гомер, который изображен под номером 18, традиционно изображался слепым (в античную эпоху считалось, что его слепота была наказанием за его клевету на Елену Троянскую). Такой раствор художники-монументалисты называют "спелым".

Sappho – единственный показанный поэт женского пола, по-видимому определенный так, чтобы она не была перепутана с музой она – последнее дополнение, кто не появляется в печати Маркантонио Раймонди, который делает запись рисунка для фрески. Гераклит Эфесский (портретное сходство с Микеланджело) Основатель первой исторической или первоначальной формы диалектики. Справа от группы муз с холма спускается Антонио Тебальдео (по другим версиям — Бальдассаре Кастильоне или Микеланджело), ниже по склону Джованни Боккаччо, Альбий Тибулл, Лудовико Ариосто (или Тебальдео), Секст Проперций, Овидий и Якопо Саннадзаро у подножия холма на переднем плане — Гораций4. Смысловая ось сложной, но ясной композиции этой фрески находится в центре – это Троица: бог Отец, Христос и Святой Дух, символ которого – голубь в сфере – спускается к алтарю с хостией (евхаристическим хлебом, маленькой пресной лепёшкой). Этот первосвященник был нрава крутого и решительного.

Впрочем, как только Венеция была побеждена, он объединился с ней для борьбы против Франции. До Станца делла Сеньятура Рафаэлю редко приходилось иметь дело с фресками, однако он на удивление уверенно сумел справиться со своей задачей и написал свою знаменитую ватиканскую фреску Афинскую школу (1509), ставшую одним из величайших шедевров не только Рафаэля, но и всей живописи Ренессанса. Над ними сидит Квинт Энний, слушающий Гомера (в синей тоге). С сочинением Гераклита были знакомы Сократ, Платон и Аристотель, его последователь Кратил становится героем одноимённого платоновского диалога. В книгах сатир, од, посланий – философско-моралистические рассуждения (в том числе о бренности жизни, бессмертии поэзии), наставления житейско-философского характера воспевая доступные радости бытия (уединенная жизнь, душевный покой, дружба, любовь), утверждает культ меры и умеренности – золотой середины (выражение, восходящее к Горацию).

23 Тибул Альбий (50 – 19 (17) до н. э. ) – римский поэт из аристократического рода. Во второй половине жизни Рафаэль становится официальным художником папского двора. Примечательно, что тот факт, что Рафаэль изобразил себя на фреске «Философия» («Афинская школа»), а не «Поэзия» («Парнас») показывает, что в то время художники были ближе к философам, нежели к поэтам, тогда как сегодня живопись считается изобразительным искусством, поэзия – литературным, тогда как философия превратилась в гуманитарную науку, а математика– и вовсе, в точную. Автор комедий нравов (Шкатулка, 1508 – 25 Чернокнижник, 1520). Изображение остальных событий развивается уже по горизонтали. Это позволяет создавать изысканные художественные произведения для отделки интерьеров.

На фреске представлены и другие великие философы: Сократ (слева от Платона), Диоген (лежит на ступенях лестницы), а на переднем плане внизу— Пифагор в окружении учеников (слева), Гераклит, сидящий в глубокой задумчивости почти в центре (с чертами лица Микеланджело), Евклид, нагнувшийся, с циркулем в руках (с чертами лица Браманте), Птолемей и Зороастр (справа), с которыми беседуют двое юношей (один из них с чертами лица самого Рафаэля, другой— живописца Содомы, начинавшего до Рафаэля работать в этой станце). С большим мастерством написана фреска «Изведение Петра», рассказывающая о чудесном освобождении из темницы апостола Петра. Кроме того исследователи выделяют на этих двух фресках группы персонажей, взаимодействующие между собой, например, Данте и Вергилий на «Парнасе» или группа пифагорейцев в нижнем левом углу «Афинской школы». В греческой мифологии Парнас – гора в Аркадии, место обитания Аполлона и Муз.

Главная фреска «Афинская 
школа»

Главная фреска «Афинская школа»

Аристотель и Платон стоят рядом на верхней ступени лестницы. Иуда, прежде изгнанный из храма и клеймённый, вытесненный в бессознательное (по Юнгу), является перед Джотто в сиянии, которое предвещает спасение и, возможно даже, обусловливает его. Этот знаменитый портрет Сапфо был найден и в Помпеях. Тибулл и Проперций имеют много общего (потому они поставлены Рафаэлем рядом): они вышли из среды италийских земледельцев, пострадавших во время конфискаций гражданской войны, оба выступили с первыми книгами в одно время, в центре творчества обоих стоит образ единственной возлюбленной– дамы.

Возможно, Рафаэль пришел к такому решению потому, что подобное строение казалось ему более подобающим местом для рождения высоких идей Золотого века, чем любой природный пейзаж, который представлен на фреске «Парнас». «Аркадия» — первая крупная пастораль в ренессансной Европе, которая приобрела международный успех. В левом нижнем углу изображены Алкей, Коринна, Франческо Петрарка, Анакреонт и Сапфо. Сапфо – древнегреческая поэтесса.

На табличке в его руках начертаны математические формулы, с помощью которых он стремился описать музыкальную гармонию, что должно было стать ключом к познанию гармонии мира. На фреске представлены и другие великие философы: Сократ (слева от Платона), Диоген (лежит на ступенях лестницы), а на переднем плане внизу – Пифагор в окружении учеников (слева), Гераклит, сидящий в глубокой задумчивости почти в центре (с чертами лица Микеланджело), Евклид, нагнувшийся, с циркулем в руках (с чертами лица Браманте), Птолемей и Зороастр (справа), с которыми беседуют двое юношей (один из них с чертами лица самого Рафаэля, другой – живописца Содомы, начинавшего до Рафаэля работать в этой станце). Данте и Вергилий смотрят друг на друга на фреске. 580-ок. С чего все началось. К этому мотиву Рафаэль обращается во многих своих произведениях и в дальнейшем, но первый раз эта тема затронула художника именно при сотворении «Парнаса».

  1. Описание картины Рафаэля Санти «Парнас»
  2. Станцы Рафаэля в музее Ватикана
  3. Фреска «Парнас» Рафаэля, прославляющая красоту и поэзию в Станце Сигнатуры
  4. ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ЕВРОПЫ И АЗИИ
  5. Международный Центр Духовной Культуры
  6. Кирилл Челушкин: японские сказки и новая Алиса

Подпись Рафаэля (RSVM) – у ворота его одеяния. В левом нижнем углу изображены Алкей, Коринна, Франческо Петрарка, Анакреонт и Сапфо. Часть поэтов идентифицирована достоверно, насчёт других остаются сомнения. А для чего все это. Существовали уже при папе Николае V (1447—1455 годы). Рядом с Гомером Данте и Вергилий, чуть дальше — Стаций. Они окружены величественным пейзажем и замысловатыми архитектурными элементами.

26 Санадзаро Джакопо. Учитель Рафаэля Пьетро Перуджино использовал классический городской пейзаж в качестве фона при написании картины для Сикстинской капеллы "Христос вручает ключи апостолу Петру" точно так же, как делает это Сандро Боттичелли в своем "Поклонении волхвов".

  • Нико Пиросмани: 9 фактов о голодном грузинском художнике
  • Зимние пейзажи выдающихся художников
  • 20 лучших фото с дронов за 2017-й по версии
  • Рождество Христово на картинах художников разных стран и эпох
  • Василий Кандинский: реальная жизнь великого абстракциониста

Но, несмотря на разногласия спорящих, картина наполнена величавым спокойствием. Третью комнату — «Станца дель Инчендио» расписывали в основном ученики. 14. В своих работах Пифагор (ок. Мягкость контура и раскрепощенность движений не умаляют величественности Аристотеля. Этот первосвященник был нрава крутого и решительного.

Автор поэм на сюжеты античной мифологии, пасторалей, сонетов. В самом низу, являя собой композиционную пару Сапфо, помещен лирик Пиндар. Но, несмотря на разногласия спорящих, картина наполнена величавым спокойствием. Даже одежда прописана с особой тщательностью – кажется, что можно ощутить текстуру ткани. Именно такие беседы способствовали развитию философской мысли.

  • Уильям Блейк: необычные картины английского поэта
  • Клод Моне – человек, дарящий «впечатление»
  • Вася Ложкин – самый известный художник Рунета
  • 1913-й – революционный год в истории искусства и авангарда
  • Самые красивые города в вечернем освещении

Две последних – самые выдающиеся– известны сегодня как «Парнас» и «Афинская школа», которые он рисовал в 1508-1511. Рафаэль изобразил беседы, которые ведут персонажи о таинстве причастия. Этот взгляд, говорящий о сильном характере, принадлежит Микеланджело.

Четырём мужам у алтаря Рафаэль придал черты Данте, Савонаролы, Браманте и художника – монаха Фра Беато Анджелико. В противоположном нефе в стенной нише стоит симметрично расположенная статуя Минервы, богини войны и мудрости, покровительницы всех учебных заведений. В центре композиции— фигуры Аристотеля и Платона. В правой части ангел выводит Петра из темницы, в то время как стража спит, в левой— проснувшиеся стражники, обнаружив исчезновение Петра, поднимают тревогу.

  • Юлиус Нойброннер и невероятный мир голубиной фотографии
  • Тайная вечеря – ошибки Леонардо да Винчи
  • Самые необычные уголки Европы: квартал Ла-Пинья, Сан-Ремо, Италия
  • Даг Джонс: актёр, который всегда скрывается под маской
  • : музыка, которую можно увидеть

16. 500 гг. От центральной группы расходятся, образуя полукруг, остальные фигуры, в которых узнаются древние и более поздние поэты: слепой Гомер, поющий свои стихи, Данте, увенчанный лавровым венком, Вергилий, стоящий по другую сторону от Гомера и смотрящий на Данте, проводником которого по Аду и Чистилищу он является в «Божественной комедии». Легенды рисуют Гомера слепым странствующим певцом. Вершину Парнаса венчают стройные лавровые деревья на фоне облачного голубого неба.

Безымянный юноша. Вынужденный заниматься больше делами архитектуры, Рафаэль особое внимание уделил размещению на фреске зданий с коринфскими и ионическими колоннами. В глубине на возвышении, куда ведут четырнадцать мраморных ступеней, видна половина фасада старого собора Святого Петра, разрушенного до появления Рафаэля в Риме.

Некоторое удивление вызывает появление среди этой динамичной толпы спокойного Юлия II, которого вносят в Храм драбанты (средневековые немецкие воины), один из которых наделён чертами великого немецкого художника Альбрехта Дюрера. Станцы Рафаэля— это четыре сравнительно небольших помещения (примерно 9 на 6м. ), расписанные в 1508—1517 годах Рафаэлем вместе с учениками и зал, росписи которого были выполнены учениками по эскизам живописца после его смерти1. Это живопись по сырой штукатурке, т. е. в те короткие десятки минут, пока раствор еще не "схватился" и свободно впитывает краску. 19. Христианские писатели видели в этой эклоге пророчество рождения Христа. Три свода, следующие один за другим, обрамляют их. По совету Браманте Юлий II поручил сделать росписи станц совсем молодому Рафаэлю (художнику было только двадцать пять лет).

Станцы Рафаэля (Stanze di Raffaello, букв. Две последних – самые выдающиеся– известны сегодня как «Парнас» и «Афинская школа», которые он рисовал в 1508-1511. Рука Платона обращена вверх, а рука Аристотеля – вниз, раскрытой ладонью к земле. А его символ – гостия (хлеб) – находится в центре композиции.

  • Эдриан Броуди: 5 интересных фактов
  • Сирша Ронан: фильм её жизни и погоня за «Оскаром»
  • Материал из Википедии — свободной энциклопедии
  • Станцы Рафаэля: зал Константина
  • Напишите отзыв о статье Станцы Рафаэля
  • Отрывок, характеризующий Станцы Рафаэля
  • Видеоотчет о работе центра духовной культуры

Рафаэль начал работу в этой станце в 1512 году, завершив роспись спустя 2 года и папа Юлий смог увидеть «Изгнание Элиодора» перед своей смертью в феврале 1513 года, когда работы в станце были в самом разгаре. В этом величайшем шедевре гармонично сочетаются величие и изящество.

Описание картины 
Рафаэля Санти «Парнас»

Рядом расположились христианские святые, восседающие на облаках, в массе которых мы видим фигурки херувимов — любимый прием Рафаэля, заметный и в других произведениях, включая «Сикстинскую мадонну». Тема росписи – триумф высшей истины религиозного откровения. В центре ее лирики – темы любви, нежного общения подруг, девичьей красоты. Его пасторальный роман Аркадия был весьма популярным памятником итальянской литературы.

Несмотря на сан и на годы, он садился на коня и сам руководил папской армией в сражениях. Его Пастушеские песни рисуют идиллический мир сельской жизни, уводящий от скорбной действительности в идеальную Аркадию (местность на Пелопонессе). Стояла во главе кружка знатных девушек, которых обучала музыке, слаганию песен и пляскам.

В Древней Греции Парнас был местом поклонения Аполлону. 7. подчинены идеальной симметрии.

"Долой варваров. Перстом указывая на небо, он вещает о мире идей. По своей красоте эта роспись признана одной из самых совершенных работ в живописи. Александр Македонский – один из немногих представителей правящей знати, великий полководец представлен на этой картине как такой завоеватель, который сумел распространить греческие идеи далеко от границ ранней Эллады.

Этот плафон одновременно можно назвать утончённым и помпезным изящным и величественным. В Станца делла Сеньятура находится одно из самых замечательных творений Рафаэля, представлявших четыре сферы человеческой деятельности: богословие (Диспут), философию (Афинская школа), поэзию (Парнас), юриспруденцию (Мудрость, Мера и Сила) (1509-1511 гг. ), а также соответствующие аллегорические фигуры, сцены на библейские и мифологические сюжеты.

Композиция делится на три части. 11. Старец Платон с лицом Леонардо озарен вдохновением.

Однако ныне есть версии, что Гомер– это не один человек, а целая школа. Возможно, с поцелуя Иуды с фрески Джотто. Над ними сидит Квинт Энний, слушающий Гомера (в синей тоге).

Внимание зрителя сразу же сосредоточивается на их фигурах. Каждого он изобразил в присущей тому манере. 26.

(1456 – 1530) итальянский поэт. Его фигура выступает легко и свободно. Художник показывает мир, где человек величествен, мудр, уверен в себе. Но грабителя настигла божья кара в виде ангела – прекрасного всадника в золотых доспехах.

Ему приписывается авторство известной фразы «Всё течёт, всё меняется». Чтобы преподнести людям тот праздничный спектакль, которым они жаждут насладиться, открывая глаза на мир, но который выявляется в полном блеске только вдохновением художника. С именем Рафаэля связаны росписи трех комнат Ватиканского дворца: «Станца делла Сеньятура» (1508 — 1511), «Станца дЭлиодоро» (1511 1514), «Станца дель Инчендио» (1515 — 1517). Гомер, который изображен под номером 18, традиционно изображался слепым (в античную эпоху считалось, что его слепота была наказанием за его клевету на Елену Троянскую).

Собственно именно ссылаясь на Гомера древнегреческие философы передавали мифы и легенды, повторяли в след за ним события истории. Жила на острове Лесбос и именно благодаря ей появилось слово лесбиянка. Кроме этого, он написал поэмы Африка (1339 – 1342, на латинском языке) о 2-й Пунической войне и Буколики. Вергилий – римский поэт. В правой части картины художник изобразил (сверху вниз) итальянских поэтов Лудовико Ариосто и Джованни Боккаччо, древнеримского поэта Горация, который беседует с современником Рафаэля Джакопо Саннадзаро. Художник показывает мир, где человек величествен, мудр, уверен в себе. Что же касается ватиканских фресок, то «Станца делла Сеньятура» расписывал сам мастер, «Станца дЭлиодоро»— Рафаэль и ученики.

В Станца делла Сеньятура находится одно из самых замечательных творений Рафаэля, представлявших четыре сферы человеческой деятельности: богословие ("Диспут"), философию ("Афинская школа"), поэзию ("Парнас"), юриспруденцию ("Мудрость, Мера и Сила") (1509-1511 гг. ), а также соответствующие аллегорические фигуры, сцены на библейские и мифологические сюжеты. Благородство движений, мягкие изгибы плеч, рук и складок одежды, темные и светлые чередующиеся тона придают ей плавную размеренность, грацию и гармонию. Рафаэль – это завершение.

Часть поэтов идентифицирована достоверно, насчёт других остаются сомнения. В переводе с итальянского слово фреска означает свежий, сырой. В этой же группе мы видим Птолемея, держащего в руке земную сферу (Птолемей жил во II веке до н. э., был астрономом и утверждал, что Земля является центром Вселенной).

400-325 гг. е. по-сухому). Мастер хотел показать то волшебство, которое может сотворить музыка в сердцах слушателей, как она притягивает и очаровывает. Во фреске, давшей название этой станце, Рафаэль изобразил изгнание сирийского вождя Элиодора из Иерусалимского храма (3-я глава, 2-й книги «Маккавеев»). Аполлон вместе с музами поэзии (Калиоппа), танца и вокала (Терпсихора), святых гимнов (Полигимния), музыки (Эвтерпа), астрономии (Урания) истории (Клио) и другими, вдохновляет писателей, находящихся вокруг, на творчество. Что есть истина. Молодой еще, крепкий, Аристотель – прекраснейшее творение земли.

Все группы сливаются воедино, т. к. Картина поражает сочностью красок и филигранной детализацией каждой фигуры. Рафаэль использовал лицо Laocon от классической скульптуры Laocon и His Sons, выкопанный в 1506 и также в Ватикане для его Гомера (в темно-синей одежде налево от центра), выражая слепоту, а не боль. Вокруг Аполлона – девять муз и поэты, как античные, так и эпохи Возрождения.

От центральной группы расходятся, образуя полукруг, остальные фигуры, в которых узнаются древние и более поздние поэты: слепой Гомер, поющий свои стихи, Данте, увенчанный лавровым венком, Вергилий, стоящий по другую сторону от Гомера и смотрящий на Данте, проводником которого по Аду и Чистилищу он является в «Божественной комедии». взят в плен французами, но ему удалось бежать. Каждого он изобразил в присущей тому манере. В правой части картины художник изобразил (сверху вниз) итальянских поэтов Лудовико Ариосто и Джованни Боккаччо, древнеримского поэта Горация, который беседует с современником Рафаэля Джакопо Саннадзаро.

Лучшей из всех фресок в станцах считается «Афинская школа»— одно из величайших творений ренессансного искусства в целом и Рафаэля в частности. 500 гг.

Слева художник расположил мощную фигуру вдохновенно поющего слепого Гомера в тёмно-синем паллиуме (длинный шерстяной плащ). Они работали как в технике "а фреско" (т. Джорджо Вазари писал о росписях Станца делла Сеньятура: «Ее украшением служит также прекрасно соблюденная перспектива и множество фигур исполненных до такой степени мягко и тонко, что папа Юлий II велел сбить фрески других мастеров, старинных и современных и на долю Рафаэля выпала честь одному заменить всех, прежде здесь работавших». Якопо Саннадзаро – итальянский поэт.

Росписи ватиканских залов снискали живописцу такую славу, что заказы посыпались на него как из рога изобилия. В переводе с итальянского слово "фреска" означает "свежий", "сырой". Фреска «Диспут» – это рассказ о небесной церкви и земной и действие композиции происходит в двух планах. Рафаэль изобразил беседы, которые ведут персонажи о таинстве причастия.

Этот пронизанный светом момент как бы насмешка перед напыщенными папами и кардиналами, не позволяющими себе ничего кроме трудов Аристотеля и Августина. е. по-сырому), так и способом "а секко" (т. Подпись Рафаэля (RSVM)— у ворота его одеяния. 13.

Якопо Саннадзаро – итальянский поэт. За честь называться родиной Гомера спорили, по преданию, семь городов. В Древней Греции Парнас был местом поклонения Аполлону.

Возможно, Рафаэль пришел к такому решению потому, что подобное строение казалось ему более подобающим местом для рождения высоких идей Золотого века, чем любой природный пейзаж, который представлен на фреске «Парнас». История о том, чьей идеей было расположение именно этих личностей именно в таких ракурсах, остается загадкой. Господствующая идея всех картин и фресок Рафаэля римского периода – могущество Церкви. В центре повествования страдающий от любви поэт, который уходит из города (в данном случае Неаполя), чтобы жить в безмятежности и простоте Аркадии.

Гераклит так же знаменит в становлении древнегреческой философии. Мягкость контура и раскрепощенность движений не умаляют величественности Аристотеля. Девиз Рафаэля – Церкви подчинены все силы на земле – особенно ярко выражен во фресках Станцы дЭлиодоро.

Этот символ находится в метафизической реальности. Примечательно, что тот факт, что Рафаэль изобразил себя на фреске «Философия» («Афинская школа»), а не «Поэзия» («Парнас») показывает, что в то время художники были ближе к философам, нежели к поэтам, тогда как сегодня живопись считается изобразительным искусством, поэзия – литературным, тогда как философия превратилась в гуманитарную науку, а математика– и вовсе, в точную. Объединив в одной фреске живших в разные времена людей, Рафаэль выразил идею о том, что культура вечно жива и одни художники, в широком смысле слова, наследуют другим. Станцы Рафаэля— это четыре сравнительно небольших помещения (примерно 9 на 6м. ), расписанные в 1508—1517 годах Рафаэлем вместе с учениками и зал, росписи которого были выполнены учениками по эскизам живописца после его смерти. Этот символ находится в метафизической реальности.

Первую роспись Рафаэль сделал на богословскую тему «Диспут». Мол, один человек с таким бы объемом информации не справился. Рафаэль был потрясён поэтическим талантом Микеланджело и смело причислил его к сонму поэтов, с чем были согласны многие его современники.

По своей красоте эта роспись признана одной из самых совершенных работ в живописи. В центре ее лирики – темы любви, нежного общения подруг, девичьей красоты. Он похож на библейского пророка.

В числе слушателей можно разглядеть Вергилия, Петрарку, Данте Алигьери (известным своей «Божественной комедией«) и прочих поэтов эпохи. До Станца делла Сеньятура Рафаэлю редко приходилось иметь дело с фресками, однако он на удивление уверенно сумел справиться со своей задачей и написал свою знаменитую ватиканскую фреску "Афинскую школу" (1509), ставшую одним из величайших шедевров не только Рафаэля, но и всей живописи Ренессанса. Папа завоевал Болонью, Перуджию и другие города, ранее не подчинявшиеся его воле. В самом низу, являя собой композиционную пару Сапфо, помещен лирик Пиндар.

Платон (портрет Леонардо да Винчи) с трактатом «Тимей» в левой руке – именно в эпоху Ренессанс после нескольких столетий забытия возрождается платонизм. Живопись Возрождения обращена к зрителю. Вергилий – римский поэт. Рядом с Аполлоном сидят Каллиопа (слева) и Эрато.

Старец Платон с лицом Леонардо озарен вдохновением. Лысый математик Евклид (Вазари утверждает, что это портрет товарища Рафаэля, архитектора Браманте) демонстрирует начертанные на дощечке чертежи, которые должны подтвердить его геометрическую идею. Рафаэль живописал мечту о абсолютном человеке, свободном и благородном. О том же размышляют Сократ, Гераклит, Эзоп, Пифагор.

Одним из них был "Запрестольный образ Монтефельтро" работы Пьеро делла Франческа, который Рафаэль видел в родном Урбино, на котором Мадонна, младенец, святые, ангелы и донатор (заказчик) изображены в нефе классической церкви на фоне искусно расписанного свода. Джорджо Вазари писал о росписях Станца делла Сеньятура: «Ее украшением служит также прекрасно соблюденная перспектива и множество фигур исполненных до такой степени мягко и тонко, что папа Юлий II велел сбить фрески других мастеров, старинных и современных и на долю Рафаэля выпала честь одному заменить всех, прежде здесь работавших». Но участие самого Рафаэля в этих росписях неодинаково.

Фреска изображает мир древних философов, чьи идеи вдохновляли художников Ренессанса. Рука Платона обращена вверх, а рука Аристотеля – вниз, раскрытой ладонью к земле. до н. э. ) легко узнать по названиям книг, которые они держат в руках. Смысловая ось сложной, но ясной композиции этой фрески находится в центре – это Троица: бог Отец, Христос и Святой Дух, символ которого – голубь в сфере – спускается к алтарю с хостией (евхаристическим хлебом, маленькой пресной лепёшкой). В книге новелл Декамерон (1350 – 1353, опубликован 1470) – гуманистический идеал ренессансной литературы, тип нового героя – естественного человека, гармоничного и прекрасного от природы.

18. Некоторое удивление вызывает появление среди этой динамичной толпы спокойного Юлия II, которого вносят в Храм драбанты (средневековые немецкие воины), один из которых наделён чертами великого немецкого художника Альбрехта Дюрера. Они – центр композиции. «комнаты Рафаэля»)— помещения в Папском дворце Ватикана, с фресками Рафаэля. Лысый математик Евклид (Вазари утверждает, что это портрет товарища Рафаэля, архитектора Браманте) демонстрирует начертанные на дощечке чертежи, которые должны подтвердить его геометрическую идею.

А для чего все это. Над ними сидит Квинт Энний, слушающий Гомера (в синей тоге). Именно на его склонах раскинулся знаменитый город Дельфы – центр эллинского мира. Она находится слева внизу рядом с другими лириками.

Платон (в красном плаще и с чертами Леонардо да Винчи) воздевает руку к небу— в знак того, что мир идей обретается в горних пределах Аристотель (в синем плаще) указывает рукой вниз— в знак того, что мир идей связан с земным опытом. Возможно, с поцелуя Иуды с фрески Джотто.

Фреска изображает древнегреческую мифологическую гору в Аркадии, где жил Аполлон он находится в центре и музицирует (используется современная лира «да браччо», а не классическая), в окружении девяти муз, девяти поэтов из древности и девять современных поэтов. Не намек ли это на гностическое Евангелие от Иуды к тому времени давно запрещенное и уничтоженное, но сохранившееся в отрывках в критике к нему «отцов церкви». Кроме того исследователи выделяют на этих двух фресках группы персонажей, взаимодействующие между собой, например, Данте и Вергилий на «Парнасе» или группа пифагорейцев в нижнем левом углу «Афинской школы».

Рафаэль оставил нетронутыми как росписи Перуджино, так и общую архитектуру зала, и сосредоточился на фресках в четырех стенных арках зала. Это помещение оказалось последним, которую он расписал собственноручно. Хотя следует признать, что с каждым годом его интерес к росписям Станц убывал. Прошло семь лет с тех пор, как он впервые появился в Ватиканском дворце, где познал почёт и славу. Но в последнее время всё это перестало приносить ему удовлетворение, поскольку он заранее знал, что надлежит делать дальше, и помимо воли рука механически водила карандашом или углём по картону, превращаясь в руку ремесленника, и можно было смело большую часть работ поручать ученикам, хорошо усвоившим его манеру. В воображении Рафаэля рисовались другие образы, не связанные с ватиканскими станцами. Но папский двор ждал от него всё новых свершений, и приходилось волей-неволей возвращаться к наскучившей ему заданной теме. Одним из них был Запрестольный образ Монтефельтро работы Пьеро делла Франческа, который Рафаэль видел в родном Урбино, на котором Мадонна, младенец, святые, ангелы и донатор (заказчик) изображены в нефе классической церкви на фоне искусно расписанного свода.