Павел Федотов Сватовство Майора

Еще через минуту невеста перестанет жеманиться, ее поза изменится, мать перестанет браниться, майор крутить ус и т. д. В последние годы жизни Павел Федотов еще раз пишет «Сватовство майора».

Картина Сватовство майора Павла Федотова: описание история, жанр

Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Армейский офицер (конечно, армейский, они попроще), капитан или, скорее, майор, наслужившийся и приутомившийся от службы, подумывает уйти на покой. Только наверняка он «происхождения тёмного». Желая заполучить перспективного зятя, Купец пошел на беспрецедентные расходы: у модистки-француженки куплены дорогущие платья для Жены и Дочери.

Нет, это все не только анекдот, не забавный сюжет о недалеком майоре, тут явлен целый мир — огромный, живой и настоящий». В частности, в повести «Невский проспект» Николай Гоголь писал: «Есть офицеры, составляющие в Петербурге какой-то средний класс общества В высшем классе они попадаются очень редко или, лучше сказать, никогда многие из них, преподавая в казённых заведениях или приготовляя к казённым заведениям, заводятся наконец кабриолетом и парою лошадей. Сколько в этой картине торжественного благополучия, семейственности и уюта.

Армейский майор – это, как правило, командир батальона. Он задумчиво глядит кудато, автоматически покручивая свой ус. Сколько в этой картине торжественного благополучия, семейственности и уюта. А седобородый батюшка-купец. В результате — литографии с картин Федотова были запрещены, не стало заказов на рисунки.

Но дело происходит днём (свечи на люстре не горят) и вообще пока формально – лишь смотрины: наряд не подобает поводу. 5. Наиболее колоритна фигура матери— «располневшей, но с остатками прежней красоты в лице». Но мы и сегодня усмехнёмся, видя человека в пиджаке, при галстуке – и обвислых штанах-«трениках».

Сиделец (приказчик, заменяющий хозяина торговой лавки на время его отсутствия)— молодой человек, одетый в купеческий кафтан, с расчёсанными на прямой пробор волосами. По словам скульптора Николая Рамазанова, дружившего с художником, во время работы над «Сватовством майора» Федотов «не позволял себе делать ничего без натуры»— платье невесты было специально для этого случая заказано многие другие вещи, «до малейшей безделицы», были им куплены или взяты напрокат17. Первые зрители картины вдоволь потешались над ними. Сохранились также наброски второстепенных персонажей— кухарки, сидельца и приживалки. Леонтьева отмечала, что проблемы, поднятые этим произведением Федотова идут значительно дальше обличения «комедии брака».

Для большего не хватало грамотности, связей. Павел блестяще закончил кадетский корпус, попал в элитный гвардейский полк. Это купеческая дочка, которая ожидает приезда жениха-дворянина в звании майора. А купеческая дочка Кого папенька с маменькой подберут, тот и хорош. Видимо, в псалтырь.

А потом долго уговаривал и упрашивал, чтобы согласился позировать, а тот все гудел в ответ: «Нельзя, батюшка, это грех». В 1846 году Федотов написал свою первую картину— «Свежий кавалер», а в 1847 году— ещё одно полотно, «Разборчивая невеста»12. 58, 375, 4. Для него обрести зятя штаб-офицера означает такие гарантии получить. Кроме одного. Отец шагает к выходу, чтобы поприветствовать гостя. В процессе создания картины «Сватовство майора» Федотовым была проведена большая подготовительная работа.

Купчиха одета в нарядное шёлковое платье из переливчатой ткани типа «шанжан», а на её плечи накинута дорогая шаль с красивым узором. Тем не менее вариант из Русского музея имеет ряд существенных отличий от картины из Третьяковской галереи— по словам искусствоведа Галины Леонтьевой, в новой версии «Федотов вносит настолько серьёзные изменения в решение замысла, что имеются основания видеть здесь начало нового этапа в развитии творческого метода художника»41. Однако моральное право на «безгрешные доходы», доступ к ним получал человек на должности уровня полкового командира.

Тёмный силуэт майора изображён против света, так что он лишён объёмности и «противостоит реальности бытия других объёмов в конкретном пространстве интерьера»37. Правда, платье купчихи требует чепца, а она по привычке в простонародном платочке. Обсуждая картину «Сватовство майора», появившуюся на выставке 1849 года, Стасов писал, что, несмотря на кажущуюся забавность изображённых на ней персонажей, это была схватка двух враждебных друг другу лагерей, пытающихся обмануть друг друга— «трагедия, грозно выглядывающая из-за весёлой и потешной наружной ширмы»62.

Из-за долгов он был вынужден продать родительский дом. «Мои картины производят фурор», — писал радостно Павел Андреевич. Еще больше обрадовали его слова К. Брюллова: «Поздравляю Вас, Вы меня обогнали». Даже в это трудное время Федотов не прекращал работы над картинами. Что можно сказать про этого персонажа. И зачем.

Георгиевская лента 
и Сватовство майора

Георгиевская лента и Сватовство майора

Очевидно, это иесть невеста, которую засватал майор. Стремясь к гармоничному сочетанию всех элементов картины, Федотов тщательно строит композицию используя классические принципы симметрии и равновесия26. Впоследствии Федотов продал картины «Сватовство майора» и «Свежий кавалер» Фёдору Прянишникову, но получил за них значительно меньшую сумму, чем та, на которую рассчитывал22: изначально предложив за «Сватовство» две тысячи рублей, при окончательном совершении сделки Прянишников объявил художнику, что сможет заплатить только половину испытывавший материальные затруднения Федотов был вынужден согласиться23. Судя по характеру сцены, переговоры с родителями невесты были проведены свахой заранее и мы видим первый визит будущего жениха в купеческий дом, где его ждут с большим нетерпением26. А роскошные платья, лица, эти бесподобные пальцы кухарки, приживалка позади нее.

Комната заполнена вещами, которые демонстрируют желание хозяев жить «по-столичному», но при этом «неправильное» сочетание различных предметов выдаёт патриархальные привычки, создавая комический эффект— например, обеденный стол покрыт не белой скатертью, а розовой, с шитьём по краям. В центральной, наиболее светлой части холста находятся невеста и её мать. Тогдашняя Российская империя постоянно воевала – с Наполеоном, с Персией, Турцией, с польскими мятежниками, с непокорными кавказскими горцами И для толкового храброго человека «из простых» армия при всех сословных ограничениях могла стать жизненным шансом. А дальше можно предполагать.

Тогдашняя Российская империя постоянно воевала – с Наполеоном, с Персией, Турцией, с польскими мятежниками, с непокорными кавказскими горцами И для толкового храброго человека «из простых» армия при всех сословных ограничениях могла стать жизненным шансом. Майор получит полагающиеся емуденьги, а семья невесты – звание и положение в обществе. Свеча в сумерках интерьера — довольно выразительная деталь и быта и жизни в целом.

Эта жизненная ситуация стала сюжетом знаменитой картины Павла Федотова «Сватовство майора». Но мы и сегодня усмехнёмся, видя человека в пиджаке, при галстуке – и обвислых штанах- «трениках». Как пишет Л. Байрамова, «здесь все любовь и все приятие с миром. Работу по своему замыслу можно отнести к стилистике комедии положений. Ж-4521)8910.

Сватовство майора, 
Павел Андреевич 
Федотов, 1848

Сватовство майора, Павел Андреевич Федотов, 1848

В своём стихотворном описании Федотов писал: «Как хозяин-купец, / Невестин отец, / Не сладит с сюртуком, / Он знакомей больше с армяком / Как он бьётся, пыхтит, / Застегнуться спешит / Нараспашку принять— неучтиво»43. Это считалось почти законным, по крайней мере, начальство смотрело сквозь пальцы. А роскошные платья, лица, эти бесподобные пальцы кухарки, приживалка позади нее. Федотов строит композицию картины таким образом, что зритель как бы наблюдает за действием с той стороны гостиной, на которой находятся окна— «создаётся невольное ощущение, что мы нечаянно заглянули в окно и застали хозяев дома в виде, вовсе не предназначенном для постороннего глаза»27.

Браки по расчёту вообще самые крепкие. Как создавалась картина История картины "Сватовство майора" тоже интересная. / А тут нечем скрыть плеч: / Шарф сквозистый такой— / Всё насквозь, на виду. В 1848 году Павел Федотов начал работать над картиной «Сватовство майора»13 (также известной под названием «Женитьба майора»), которая была окончена в том же году3. Либо отучиться в гимназии и поехать учительницей в село. Платье дочери – роскошное, вечернее, бальное, с декольте. В его картинах критики стали усматривать «злобу и сатирическую насмешку над изображаемыми лицами». Есть специальные исследования (например, Р. Кирсановой) о том, какие несуразности зорко подметил П. Федотов.

История одного шедевра: 
«Сватовство майора» 
Федотова

История одного шедевра: «Сватовство майора» Федотова

И кошка в углу на месте – уют в этом доме, майору повезло. Первый показ картины «Сватовство майора» был похож на "Comedy club". Журнал опубликовал статью московского профессора Леонтьева, который считал живопись Федотова «временной» и «злобной», ей не может быть места в «христианском обществе». чужой. Но такое платье предназначалось не для смотрин, а для парадного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался официальный обед или ужин, назначавшийся на вторую половину дня». А тогда деталям и ритуалам придавалось гораздо большее значение. Он писал, что эти картины «изображали сцены, целиком выхваченные из действительной жизни, полные глубокой мысли и здорового комизма, одинаково интересные и для знатоков искусства и для профанов».

И зачем. В прессе началась травля художника. Особенно старался реакционно настроенный «Москвитянин». Всё самое ценное в бардаке выставлено напоказ. С самого открытия выставки в этом зале постоянно была толкотня и слышались восторженные возгласы: три небольшие картины бывшего гвардейского офицера П. Федотова взволновали чопорную петербургскую публику.

Для большего не хватало грамотности, связей. Будет ли счастлива сама невеста в этом случае. Вслед за «Вдовушкой» Федотов создает картины «Анкор, еще анкор. » (1851-1852 гг. ) и «Игроки» (1852 г. ). Теперь на плечи Павла Андреевича лег весь груз забот о семье (двух сестрах и племянниках). В ней борются противоречивые чувства.

Описание картины 
«Сватовство майора»

Описание картины «Сватовство майора»

Он отмечал гармоничный колористический строй картины, а также мягкую красочность, которая позволяет создать цветовое единство, но при этом даёт возможность «извлечь красоту из каждого цветового качества, как бы взятого в отдельности». Платье Купчихи требовало чепца, а не простонародного платочка, а бальное платье Дочери не соответствовало ни месту, ни времени. Подразумевалось: он своё выслужил, ему можно. Обещает князь Голицын богатство и высокий статус «кавалерственной дамы» – да сильно стар. А купеческая дочка Кого папенька с маменькой подберут, тот и хорош. Хотя сюжет и расположение персонажей в целом сохранены, вариант из Русского музея имеет ряд существенных отличий от картины из Третьяковской галереи11. Известно также о копиях с картины «Сватовство майора», выполненных другими художниками XIX века.

Вот таким образом мы видим георгиевскую ленту, вложенную в книгу. Картина «Сватовство майора» была написана в 1848 году, холст, масло. За полотно «Сватовство майора» Академия художеств присвоила художнику звание академика3.

Однако если зритель повнимательнее всмотрится в это полотно, то непременно заметит, что все герои картины П. Федотову по-своему милы, всех он осветил своим ласковым отношением. Однако моральное право на «безгрешные доходы», доступ к ним получал человек на должности уровня полкового командира. Невеста пытается ускользнуть, показывая свою скромность. Купец явно подготовился к встрече будущегозятя. Трудно было отобразить и двойное освещение: от свечи и от окна.

Нелепость ситуации подчёркивается тем, что наряд купеческой дочери предназначен для бала или другого вечернего мероприятия, а не для знакомства с женихом, происходящего днём в кругу семьи48 кроме этого, ей непривычно безмерное количество золотых украшений— кольца, колье, серьги, браслеты. Задорно и живо звучали тогда слова его «Рацеи» — большого полушутливого стихотворения, состоящего из трех глав. С одной стороны, она очень неловко чувствует себя в новом платье— главным образом из-за огромного декольте, которое открывает её плечи и грудь по описанию Федотова в рацее: «Ай, ай, ай. Но едва только художник одолел первую трудность, явились тысячи других. Купец явно заказал у модистки-француженки дорогущие туалеты жене и дочери. Были случаи (правда, единичные), когда и в генералы выходили.

Картина Сватовство 
майора: описание 
картины

Картина Сватовство майора: описание картины

Платье дочери – роскошное, вечернее, бальное, с декольте. Публика смеялась от души. Есть специальные исследования (например, Р. Кирсановой) о том, какие несуразности зорко подметил П. Федотов. Волнительное приготовление к приезду жениха ощущается во всём.

Для всех участников происходящие события– всего лишь негласный договор, выгодная сделка. В октябре 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств или Сватовство», демонстрировалось на выставке Академии художеств1418. Только наверняка он «происхождения тёмного». Эти изменения затрагивают и композицию картины и изображённых на ней персонажей и детали обстановки56.

В полном замешательстве она стремится убежать в свою светелку. Но дело происходит днём (свечи на люстре не горят) и вообще пока формально – лишь смотрины: наряд не подобает поводу. / Ой, стыд какой. Павел Андреевич Федотов (1815 – 1852) сам был сыном «бурбона». Михаил, спасибо за дополнение.

Они не похожи на все предыдущие работы художника. Майор, например, был срисован с одного знакомогохудожника. А там, если помните, никакого туалета. Убежать девушке так и не удается, так как матьостанавливает ее и вынуждает остаться. С другой стороны, «в её позе, жесте разведённых рук, в выражении капризного лица ощущаются жеманство, наигранность, неискренность».

Сватовство майора 
и шутовство художника

Сватовство майора и шутовство художника

Образ купца долго не давался художнику, который упорно искал подходящий типаж во время своих прогулок по Апраксину и Гостиному дворам. И нам и современникам Федотова было очевидно, что брак этот не по любви, а по взаимовыгодному расчету: майору нужны деньги, купеческой семье – статус. Майор Майор выглядит так, как типичный Казанова.

Образы сидельца и приживалки Федотов писал с завсегдатаев Толкучего и Андреевского рынков, а кухарку— с прислуги хорошо знакомого ему семейства Флугов54. » Несмотря на то, что художник назвал майора «толстым», «фигура его подтянута, глаза чуть прищурены, в усах прячется победная усмешка— он явно рассчитывает на благоприятный исход предстоящего сражения»39. Да, перед нами самый настоящий бурбон – офицер, выслужившийся из нижних чинов.

Стало известно, чтоимя Федотова фигурировало на следствии по делу петрашевцев. Газета «Санкт-Петербургские ведомости» в 1849 году писала: «Нам говорили за достоверное, что совестливость художника в соблюдении естественности доходит до того, что он переписал фигуру старика-отца. Как купчиха теперь ставит себя в обществе, учитывая ее новое родство с дворянином. В комнату вбегает сваха, которая сообщает, что жених прибыл.

«Сватовство майора» 
картина Павла Федотова

«Сватовство майора» картина Павла Федотова

Значительную работу в своих набросках Федотов провёл и над образом купчихи, чтобы достичь «точной читаемости в мимике лица её душевного состояния»— в окончательном варианте «зритель словно слышит слово дура», которое она говорит дочери, пытающейся сбежать от жениха-майора. Таким образом, всего на картине изображено восемь персонажей2930. Рядом стоят её родители, которые также принарядились ради такого торжественного момента. У правого края полотна в открытом дверном проёме расположена фигура майора37. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации.

Имея изначальное намерение стать баталистом, вскоре он понял, что ему больше по душе бытовой жанр, в рамках которого в 1844—1846 годах им была создана серия многофигурных сепий. Мы ничего не знаем о предках федотовского майора. Писал лихорадочно быстро, стремясь осуществить все свои замыслы. На стенах висят картины, среди которых литография с видом Николо-Угрешской обители, портреты митрополита (по разным версиям, либо Санкт-Петербургского— Серафима, либо Московского— Филарета), генералов М. И. Кутузова и Я. П. Кульнева, атамана А. И. Иловайского на коне, а также самого хозяина дома с книгой в руке, чтобы подчеркнуть его грамотность36. Кроме этого, в цветовой гамме присутствуют различные оттенки белого цвета, которыми картина «словно бы прошита назквозь»34.

Становится интересной дальнейшая судьба дочери купца и майора: счастливы ли они. А мы как-то писали (11-2012): само по себе офицерское жалованье тогда было весьма скромным. «Подняться» материально офицер мог за счёт так называемых безгрешных доходов – не то чтобы воровства, но возможности что-то выгадывать на всякого рода военно-хозяйственных операциях (закупка фуража, продовольствия, лошадей и т. д. ). Вот таким образом и смеяться над ними созлобой, обвиняя в малодушии, будет неправильно.

О знаменитой картине 
"Сватовство майора"

О знаменитой картине "Сватовство майора"

Возможно именно онаявляется настоящей главой семьи, за которой остается последнее слово. Это какая-нибудь тогдашняя поэтическая грёза эпохи – «черноокая Россети» Александра Осиповна Россет-Смирнова (1809 – 1882), ставшая потом известной мемуаристкой, будучи бесприданницей, могла себе всё же позволить перебирать женихов.

«Бурбоны» лоском и образованностью не блистали, но лямку тянули честно. получали то, что хотели, становились счастливыми. Типичность персонажей и реалистичность обстановки заставляли публику хохотать до колик. А дальше можно предполагать. Все действующие лица, принимающие участие в изображённой на картине комедии брака, пронизаны единым действием.

О знаменитой картине 
Сватовство майора

О знаменитой картине Сватовство майора

Символизировать она может социальный лифт, переход в дворянство. Карандаш П. Федотова в бесконечном множестве передавал типы мелких помещиков, сварливых помещиц, столичных мастеровых, ремесленников, русских и немецких хозяев. На ее лице читаются властность ирасчетливость. Но художник сумел справиться с этой задачей. " Ученикам тоже нравился художник.

осталась незавершенной. В 1850—1852 годах Федотов написал вариант-повторение картины «Сватовство майора» (альтернативное название— «Смотрины в купеческом доме»), который ныне хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (холст, масло, 56 76см8 ранее в каталоге в качестве даты создания картины указывалось «около 1851 года»910, датировка «1850—1852» была предложена в каталоге, выпущенном к выставке 1993 года824). Офицер явился в мундире с эполетами имея при себе саблю и треуголку. И отныне указывали на браки по расчету как на какоето позорное явлениесвоего времени.

Павел Федотов высмеивает свадьбу по расчету, которая была нередким явлением в его времена. В них он отказывается от развитого действия — содержание как бы уходит в подтекст. Но едва только художник одолел первую трудность, явились тысячи других. Сюжет картины рассказывает о предшествующем сватовству моменте. А вот идеальное место он углядел в одном изтрактиров. Образ купеческой дочери (невесты) также претерпел значительные изменения.

Павел Федотов Сватовство майора

Правда, платье купчихи требует чепца, а она по привычке в простонародном платочке. Это считалось почти законным, по крайней мере, начальство смотрело сквозь пальцы. Такая процедура былаобычным явлением в народной жизни того времени. Образ купеческой дочери (которую часто называют невестой) более сложен, чем образ её матери.

Стерпится – слюбится. Подразумевалось: он своё выслужил, ему можно. В 1929 году она была передана в Днепропетровский художественный музей, в 1941 году экспонировалась на персональной выставке Федотова, проходившей в Государственном Русском музее в Ленинграде, а затем её следы потерялись1.

Описание картины 
Сватовство майора

Описание картины Сватовство майора

На закуску к дорогому, конечно же специально купленному шампанскому (10 – 12 рублей бутылка, безумные деньги. ) – селёдка, кулебякаКто-то скажет – мелочи, условности. Они с лютой серьезностью подходили к описаниям жизни крестьян, устраивали хождения в народ, дабы слиться с недоумевающим народом в экстазе и в целом вели себя как герои «Неоконченной пьесы для механического пианино». Откуда лента здесь взялась. На полу— кошка, «намывающая» гостей28.

Правда, платье купчихи требует чепца, а она по привычке в простонародном платочке. Искусствовед Дмитрий Сарабьянов писал, что полотно «Сватовство майора» является «одним из высших достижений Федотова в области живописного искусства». Образ приживалки— старухи в повойнике— введён художником для того, чтобы показать каждодневный быт купеческой семьи, «с кучей приживалок и дальних родственников, слоняющихся по дому как бесплотные тени». Про нее писали вгазетах. Он пел играл на гитаре, сочинял песни и романсы. Для создания фигуры майора Федотову позировал знакомый офицер, а лицо он написал с самого себя, «глядя в зеркало, только придав себе мину некоторого самодовольства и кое в чём подправив свои черты»35. Не напрасно художник так «носился» со своей картиной, будто это была его «лебединая песня». А потом долго уговаривал и упрашивал, чтобы согласился позировать, а тот все гудел в ответ: «Нельзя, батюшка, это грех».

Каждый невольно улыбался, находя в полотнах знакомые черты сокровенного русского быта. Ах, уж эта кулебяка. Этюд головы невесты Федотов исполнил со знакомой женщины48, для написания её фигуры он использовал манекен, а также воспользовался услугами своего приятеля Карла Карловича Флуга (прадеда художника Ильи Глазунова51), который согласился позировать в женском платье4852. Автор растолковывал намерение невестыскрыться перед приходом суженого ее наигранной скромностью, так как по еевнешнему виду видно, что она долго готовилась к этой встрече и желает бытьувиденной и осыпанной комплиментами. В юности «забрили лоб».

У него горделивая осанка, напыщенныйвид. Федотов в своей рацее описывает сваху следующим образом: «А вот извольте посмотреть: / Как справа отставная деревенская пряха, / Панкратьевна-сваха, / Бессовестная привираха / В парчовом шугае, толстая складом, / Идёт с докладом, / Что, дескать, жених изволил пожаловать»43. С тех пор полотно «Сватовство майора» находилось в собрании Прянишникова в Санкт-Петербурге в описании его коллекции изданном в 1853 году, картина фигурировала под названием «Приезд жениха».

Художник Павел Федотов 
Сватовство майора

Художник Павел Федотов Сватовство майора

Об этом свидетельствуют десятки сохранившихся набросков (этюдов и эскизов) использованных художником для поиска композиции сцены, образов действующих лиц, а также их поз и взаимного расположения в плоскости холста. Очевидно декольтированный наряд купеческая дочь примерила впервые и очень смущена, чувствуя себя раздетой. Но дело происходит днём (свечи на люстре не горят) и вообще пока формально – лишь смотрины: наряд не подобает поводу. Влюбился в неё сын крупного откупщика Кошелев – но не знатен.

Стерпится – слюбится. В своих воспоминаниях о Федотове искусствовед Андрей Сомов рассказывал об огромном интересе публики к «Сватовству майора» и другим полотнам художника, экспонировавшимся на академической выставке 1849 года. Как пишет Л. Байрамова, здесь все любовь и все приятие с миром. После смерти Прянишникова, последовавшей в 1867 году, картина была передана в Московский Румянцевский музей, в каталоге которого, опубликованном в 1915 году, она имела двойное название— «Приезд жениха (Сватовство майора)».

Армейский майор – это, как правило, командир батальона. А тогда деталям и ритуалам придавалось гораздо большее значение. По мнению Сомова именно эти качества выделяли полотна Федотова среди множества более «скучных» произведений художников-академистов, представленных на выставке6465. Подобных вопросов возникает множество.

Служанки шушукаются. Женат он был два раза: в первый – на пленной турчанке, во второй – на моей матери. Но мы и сегодня усмехнёмся, видя человека в пиджаке, при галстуке – и обвислых штанах- «трениках». Это пожилая, но ухоженная женщина, одетая вкрасивое и нарядное платье красного цвета. И здесь – важный момент.

На той же выставке экспонировались две другие картины Федотова— «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста»319. Каждый невольно улыбался, находя в полотнах знакомые черты сокровенного русского быта. Толчком к ее написанию стала судьба овдовевшей сестры Федотова.

В 1850 году, через два года после написания первой версии картины «Сватовство майора», Павел Федотов начал работу над её вторым вариантом37. Мать, чтобы удержать порыв дочери, ухватила её за платье. В центральной группе— купеческая дочь (будущая невеста) и её мать, сам же купец стоит позади, в углу комнаты2. Постепенно сюжет сложился.

  • СВАТОВСТВО МАЙОРА Павел Федотов
  • Самое интересное в виде мозаики
  • Российская жанровая живопись и бытовые сюжеты русских художников
  • Журнальные утки во французском меню
  • Последний шеф лейб-гвардии Семеновского полка
  • Рядом расположены достопримечательности
  • Коллекция Государственного Русского музея
  • По теме: методические разработки, презентации и конспекты
  • Без году 40 или три по тринадцать

Теперь это уже не просто застывшее мгновение, а целый сюжет с действием. По словам самого художника, он встретил осуществление своего идеала, «и ни один счастливец, которому было назначено самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху»4445. А вот если ты чином ниже – тут и дело подсудное и вообще грубейшее нарушение служебной этики. При этом стол застелили красивой цветной скатертью – хотя такие для столов в кабинетах, а в столовых полагались белые.

В центре полотна находятся главные персонажи картины— купчиха и купеческая дочь46. Чтобы она не убежала, её удерживает за платье её мать26. Художником было также создано множество вариантов лица и фигуры купеческой дочери, в которых он менял жесты её рук, наклон головы и черты лица— до тех пор, пока ему не удалось «наиболее ясно выразить во внешнем облике, манере держаться те чувства, которые ею владеют в данный момент— жеманное волнение, желание показать свою робость и скромность». Вопрос спорный. Были случаи (правда, единичные), когда и в генералы выходили. У него седые волосы и довольновнушительная борода такого же цвета.

«Подняться» материально офицер мог за счёт так называемых безгрешных доходов – не то чтобы воровства, но возможности что-то выгадывать на всякого рода военно-хозяйственных операциях (закупка фуража, продовольствия, лошадей и т. д. ). Армейский офицер (конечно, армейский, они попроще), капитан или, скорее, майор, наслужившийся и приутомившийся от службы, подумывает уйти на покой. / Никогда с ними я не бывала».

СВАТОВСТВО МАЙОРА 
Павел Федотов

Влюбился в неё сын крупного откупщика Кошелев – но не знатен. В ней видны властные привычки истинной хозяйки купеческого дома— она олицетворяет собой крепость охраняемого ею мира, она «словно скала, о которую разобьётся любая житейская буря»46. Работа пропитана напускной фальшивости чувств и театральности. По словам Сарабьянова, в этом произведении Федотова свет и цвет выступают как средства «поэтического претворения реальности»7. Тяжелое материальное положение художника усугубилось после смерти отца. А само по себе офицерское жалованье тогда было весьма скромным. Подобные браки случались тогда повсеместно. Все не столь однозначно с Купцом.

Рядом с купцом стоит сваха. По словам искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, Федотов «всё собрал в общий механизм, как бы раскрутил действие из одного исходного пункта и пустил его в разных направлениях, заставив двигаться своих героев, вступая друг с другом во взаимодействие». Разумеется, ни о каких светлых и возвышенныхчувствах, тем более о любви, речь не идет.

Сын был гордостью и надеждой семьи. В конце 1843 года Павел Федотов, прослуживший перед этим около десяти лет в лейб-гвардии Финляндском полку, подал в отставку, поселился на 16-й линии Васильевского острова в Санкт-Петербурге и полностью посвятил себя художественной деятельности. Как пишет Э. Кузнецов, П. Федотов «предполагал делать картину «сложную», со многими персонажами, охваченными единым действием. Купеческая дочь пытается убежать в другую комнату (в светлицу), но её движению противодействует мать, схватившая её за подол платья.

Браки по расчёту вообще самые крепкие. / Остальной же наряд / У француженки взят, / Лишь вечор для неё и для дочки»46. Сколько в этой картине торжественного благополучия, семейственности и уюта. По словам художника и критика Александра Бенуа, представленные на академической выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи», заслужив «восторженное одобрение не только публики, но и, очевидно, по недоразумению, академических профессоров, в том числе самого Карла Брюллова»5.

Ах, уж эта кулебяка. — стыд какой. Ах, уж эта кулебяка. Те, как известно, фантазировали об отказе от светской жизни в пользу сельской, «чистой, как родник, светлой, как солнце», чтобы есть свой хлеб, наслаждаться трудом, «ходить в простой одежде и есть простую пищу». Это положение соответствует её роли «посредника в осуществлении сделки между купцом и майором»41. Это какая-нибудь тогдашняя поэтическая грёза эпохи – «черноокая Россети» Александра Осиповна Россет-Смирнова (1809–1882), ставшая потом известной мемуаристкой, будучи бесприданницей, могла себе всё же позволить перебирать женихов. Сразу несколько человек подготовили рефераты.

Они ярко освещены, «как освещаются на сцене те актёры, на которых должно быть сосредоточено внимание зрителей»47. А эти блестящие, мерцающие в полумраке хрустальные графинчики, подсвечники, кулебяка. На закуску к дорогому, конечно же специально купленному шампанскому (10–12 рублей бутылка, безумные деньги. ) – селёдка, кулебяка Кто-то скажет – мелочи, условности. Картина долгое время не удавалась художнику.

Он никак не мог передать облик и выражение глаз убитой горем молодой женщины. КУПЕЧЕСКАЯ ДОЧКА. Купец явно заказал у модистки-француженки дорогущие туалеты жене и дочери. В юности «забрили лоб». Автору удалось передатьнастрой и характер каждого из героев, высмеять общепринятые традиции тогдашнегообщества. Платье дочери – роскошное, вечернее, бальное, с декольте. Купец Рядом с купчихой скромно стоит ее муж.

А эти блестящие, мерцающие в полумраке хрустальные графинчики, подсвечники, кулебяка. Да и названия у них были абсолютно необычными для того времени — «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Сватовство майора». Этот вариант-повторение, оконченный в 1852 году, ныне хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (холст, масло, 56 76см инв.

Есть специальные исследования (например, Р. Кирсановой) о том, какие несуразности зорко подметил П. Федотов. Стасов отмечал, что, создав полотна «Свежий кавалер» и «Сватовство майора», «Федотов вдруг затронул такие глубокие ноты, каких до него ещё никто не брал в русском искусстве». А дальше – ступеньки служебной лестницы: прапорщик – подпоручик – поручик – штабс-капитан – капитан – майор. На закуску к дорогому, конечно же специально купленному шампанскому (10 – 12 рублей бутылка, безумные деньги. ) – селёдка, кулебяка Кто-то скажет – мелочи, условности. Постепенно сюжет сложился.

Купец явно заказал у модистки-француженки дорогущие туалеты жене и дочери. Во второй версии «в ней появляется мягкая женственность, даже некоторое изящество», так что «вместо несколько карикатурного олицетворения пошлого мещанства, глупости— перед нами возникает живой человек», вызывающий у зрителя не презрение, а даже некоторое сочувствие58. А эти блестящие, мерцающие в полумраке хрустальные графинчики, подсвечники, кулебяка. Она немолода и, по-видимому имеет достаточно опыта в своём деле— правда, в кругу незнатных особ42.

– В бытовом жанре работали, прежде всего, Передвижники. / По-старинному— в сизом платочке.

При помощи скрытых и явных движений, он придаёт своим работам динамизм. Благодаря незаурядному рвению, ломая все социальные преграды, он достиг первого офицерского чина, а затем, постепенно поднимаясь по карьерной лестнице (прапорщик – подпоручик – поручик – штабс-капитан – капитан – майор), дослужиться и до "густых" штаб-офицерских эполет, дающих все права потомственного дворянства. «Бурбоны» лоском и образованностью не блистали, но лямку тянули честно. / Нет, в светлицу уйду. »46. Хотя, как правило, майорство – пик карьеры. Что ж «Сватовство майора», «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Завтрак аристократа», «Вдовушка», «Анкор, ещё анкор» – Федотов отобразил всю «человеческую комедию» русского общества 1840х. Жених уже стоит в дверях при полном параде.

Сама невеста в шикарном бальном платье представлена на переднем плане. На заднем плане служанки заканчивают накрывать на стол. Но такое платье предназначалось не для смотрин, а для парадного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался официальный обед или ужин, назначавшийся на вторую половину дня"3.

В «Сватовстве майора» эта ситуация «выступает на холсте в необыкновенной конкретности», а момент, положенный Федотовым в основу сюжета, «выхвачен из происходящего во времени события так определённо, убедительно, он так безусловен, что вся ситуация вовсе не воспринимается как выдуманная, сочинённая» наоборот, она «воспринимается как некая реальность»31. И здесь – важный момент. Каждый штрих, каждая черточка героев, насыщены жизнью, настолько точно художнику удалось изобразить происходящее, что даже на мгновение нельзя засомневаться в подлинности и реалистичности происходящего.

А тогда деталям и ритуалам придавалось гораздо большее значение. От жанровых картин он перешел к созданию портретов Первым из них была картина «Вдовушка» (1852 г. ). Искусствовед Галина Леонтьева полагает, что в «Сватовстве майора» кухарка является положительным образом женщины из народа, поскольку она— единственная из всех героев картины— понимает низость совершаемой сделки в разыгрываемой на её глазах комедии брака55. Художественный критик Владимир Стасов в статье «Двадцать пять лет русского искусства», опубликованной в 1883 году, рассказывал о своём знакомстве с Павлом Федотовым «в лучшую, сильнейшую пору его жизни, в те годы, когда он писал Сватовство майора»61. Алексей, благодарю Вас.

Сентенция художника: «Они убивают время, пока оно не добьет их» относится непосредственно к персонажам «Анкора. » и «Игроков». Майор был счастлив в браке и иронии полотна не понял. Жанр картины "Сватовство майора" можно отнести к иронической комедии.

Не напрасно художник так носился со своей картиной, будто это была его лебединая песня. Это излюбленный приём Павла Федотова. Искусствовед Галина Леонтьева писала, что Федотову, который долго и кропотливо работал над картиной «Сватовство майора», удалось создать «одно из замечательных произведений русской живописи первой половины XIX века», которое «благодаря потрясающей правде характеров, значительности поднятой в нём проблемы оказалось много серьёзнее первоначального замысла художника»6. Сюжет картины, который полон драматизма и веселья, наполнен движением. По-видимому, художник посчитал, что «она своим размером отвлекала внимание, а положением точно в середине холста разбивала картину пополам, мешая цельности восприятия всей сцены». "Анкор, ещё Анкор.

Купец— дородный мужчина с окладистой бородой— находится в тени в углу комнаты. Мы ничего не знаем о предках федотовского майора. Хотя, как правило, майорство – пик карьеры. Федотов целый год искал его, бегал, приглядывался к знакомым лицам, пока однажды на улице не встретил то, что нужно. Обещает князь Голицын богатство и высокий статус «кавалерственной дамы» – да сильно стар.