Петров Водкин Петроградская Мадонна

Полотно «1918 год в Петрограде» авторства Кузьмы Петрова-Водкина имеет негласное второе название: «Петроградская Мадонна». Картина К. С. Петрова-Водкина «Петроградская мадонна» является одной из известнейших его картин.

1918 год в Петрограде (Петроградская мадонна)

Петров-Водкин вновь опосредованно использует ренессансный архетип «Святого семейства», очищая бытовую по жанру картину от житейского. Петров-Водкин использовал различные традиции, своеобразно сочетающиеся в его деятельности. Наравне с «Купанием красного коня», картина «Девушки на Волге» может быть названа одной из важнейших вех в творчестве Петрова-Водкина.

1) На протяжении всего своего творчества К. С. И художник не мог не видеть в них своих братьев. «Портрет матери», вероятно, один из этюдов к дипломной работе.

На полотне изображена семья. "Откуда только, – восклицал художник, – нам, голодным, Бог силы дает здесь.

Отношение к творчеству диктуется эпохой. В правом верхнем углу расположены два дома, рядом с которыми так же собрались люди. Это полотно, в котором новая действительность словно преломлялась в старых образах. В апреле 1898 года он скончался, художник уехал в родной Хвалынск, где мать его работала служанкой у Михайловых. А в 1917 году воцаряется настоящий голод. Одной из самых ранних работ К. С.

Одним словом, ложной многозначительности в картине нет. Художник свою дипломную работу по окончании Московского училища посвятил своей семье изобразив один из вечеров, когда вся семья в сборе. Она прижимает ребёнка к сердцу, как нечто очень дорогое. Сухари, присланные матерью из Хвалынска, – пир. Тем самым можно сделать предположение, что она может являться точкой отсчёта. И всем эта жизнь будет открыта. Другое название этого полотна – «1918 год в Петрограде».

И это помогло. Образ матери связывается в его представлении с темой Родины.

Описание картины 
«1918 год в Петрограде 
 (Петроградская мадонна)»

Описание картины «1918 год в Петрограде (Петроградская мадонна)»

Родионовым, И. И. Серова. Впереди же и (что немаловажно) как бы «над» панорамой революционного Петрограда — женщина в белом платке с иконописным ликом, прижимающая к груди дитя — ровесника, по-видимому, октября 1917 года. О работе над этим натюрмортом (на обороте холста погрудное изображение старика – натурщика) можно прочесть в письме к матери от 10/12 октября 1898 года: «на другой день стал писать другого старикаНачал мазать широко, как дома В два сеанса голова была кончена, выражение удивительно схватилэтим стариком я сразу поднялся и товарищи заговорили и дух мой воспрянул. «Тревога» — последнее значительное полотно художника.

Втайне прибил картину будущий художник к кресту Захарова на староверческом кладбище. Революция и ее преобразования постепенно проясняют идеал художника. Воздуху напустил массу в фон, там ученики, мольберты и пр» На основании этого письма сделана атрибуция натюрморта.

Художник довольно уверенно лепит форму светотенью. За нее шли в бой и умирали лучшие сыны народа. Здания являются характерной архитектурой Петрограда. Петров-Водкин неизменно предпочитал оставаться вне каст. Заслуженный деятель искусств РСФСР.

Все это — на заднем плане. о «Новом плане человеческого существования» обретает под воздействием окружающей жизни реальные черты. Когда Петров-Водкин начал заниматься у Бурова, тот был уже тяжело болен.

«Тобой создался я», – писал матери художник. Петрова-Водкина в коллекции музея является его «Автопортрет», написанный во время учёбы в школе технического рисования барона Штиглица в Петербурге. Для того и создается виртуальный тур по выставке – это возможность «пройти» по трехмерным залам экспозиции, детально рассмотреть более 130 произведений из коллекции Русского музея, а также знаковые работы мастера из коллекций Третьяковской галереи, Эрмитажа, Художественно-мемориального музея К. С. Петрова-Водкина в городе Хвалынск, Центрального музея Вооруженных Сил Российской Федерации и Государственного центрального музея современной истории России. Петров-Водкин использовал различные традиции, своеобразно сочетающиеся в его деятельности. Однако беременность 37-летней жены художника протекала тяжело и опасность потери столь долгожданного ребенка (ждали мальчика и уже выбрали имя Андрей) была крайне велика.

Картина «Петроградская 
мадонна»

Картина «Петроградская мадонна»

Вероятно и этот пейзаж с лошадкой написан в Хвалынске. Так же как и этот итальянский мастер эпохи Возрождения, К. С. Г. Ю. Стерлин говорит, что «у Петрова-Водкина нет случайностей, пустяков», то есть то, что этот художник всегда создавал свои картины.

Петров-Водкин использовал различные традиции, своеобразно сочетающиеся в его деятельности. Из Ленинграда художник переехал в Детское Село. На берегу образовались песчаные отмели с лодками. Петрова-Водкина является традиция древнерусской иконописи. В 1920 году по живым впечатлениям событий того времени Петров-Водкин пишет образ Богоматери, названный им «Петроградская мадонна». Кроме того, очевидно, что при работе над «Девушками» художник помнил о старинных русских иконах и фресках мастеров Раннего Возрождения, виденных им во время путешествия по Италии.

Сикстинская мадонна, 
Рафаэль Санти – 
обзор картины

Сикстинская мадонна, Рафаэль Санти – обзор картины

Здесь дошло, что соли нет. Петров-Водкин известен не только как художник, но и как писатель, создавший замечательные повести «Хлыновск» и «Пространство Эвклида», сборник путевых заметок о путешествии в Среднюю Азию «Самаркандия». Петров-Водкин использовал различные традиции, своеобразно сочетающиеся в его деятельности. Провизию всякую с горем разыскивать приходится. Осмысление революции происходило и через различные произведения. Тревога не только на лицах людей.

О сходстве с Богоматерью также говорят черты лица молодой работницы, одежда, напоминающая одеяние святых и поза, в которой она держит ребенка.

Как «Петроградская 
мадонна» стала символом 
политики военного

Как «Петроградская мадонна» стала символом политики военного коммунизма

Это полотно, в котором новая действительность словно преломлялась в старых образах. Он так же видит, что в Петрограде начинаются перебои с продовольствием. Мать на картине Петрова-Водкина — женщина из народа. Еще в 1905-м Петров-Водкин написал пьесу «Жертвенные», в которой чувствовалось влияние бельгийского писателя-символиста Мориса Метерлинка, одного из его любимых авторов.

Вплоть до самой смерти он работал, выставлялся и даже получал официальные заказы (участвовать в оформлении так никогда и не построенного Дворца Советов). Так, в 2010 году картина художника «Вася» было продано на торгах Cristies за 1, 83 млн фунтов стерлингов. Он так же видит, что в Петрограде начинаются перебои с продовольствием.

  1. 1918 год в Петрограде (Петроградская Мадонна), Петров-Водкин – описание
  2. :Кузьма Петров-Водкин «Петроградская Мадонна»
  3. Описание картины Кузьмы Петрова-Водкина «1918 год в Петрограде»
  4. Картина «1918 год в Петрограде» Петров-Водкин
  5. Петров-Водкин, Кузьма Сергеевич

Мельцер был поражён его живописью и увёз Кузьму Сергеевича в Петербург, где дал хорошее художественное образование в петербургском Центральном училище технического рисования Штиглица. 1) На протяжении всего своего творчества К. С. Люди находятся рядом с кирпичным домом и фонарём, стоящем на его углу. Будущий художник только переехал из провинции в столицу империи. О них писал художник матери в письмах из Москвы: «Этюды мои товарищам понравились и я, кажется, больше других работалНа выставку думаю вещицы три выставить – пейзажи». Вторую вещь я писал с группы с мёртвой натурыТут уж я совсем восторжествовал.

В 1907-м Петров-Водкин совершил поездку в Северную Африку (Алжир, Тунис). Автор: Петров-Водкин К. С. Мастерство Петрова-Водкина так впечатлило африканцев, что они даже дали художнику имя «Тот, который свищет» и разрешили ему запечатлеть многие сцены из своей жизни. )На протяжении всего своего творчества К. С. Петрова-Водкина «1918 год в Петрограде» имеет второе название «Петроградская мадонна») и вообще образа нежной заботливой матери, которая появляется на его картинах в облике простой рабочей русской женщины, будто отождествляющейся художником с Девой Марией.

Подобное «двойное дно» обнаруживается во многих живописных и литературных произведениях 1930-х годов. Так же является жилым домом. Таков, например, характерный по своей образности натюрморт «Селедка», написанный в 1918 году.

  1. Картины Петрова-Водкина: описание
  2. 5 РЕЦЕПТОВ для всех фанатов ОЛИВЬЕ
  3. 12 смешных пранков над друзьями
  4. В музей – без поводка / Кузьма Петров-Водкин "Селёдка"
  5. В Спб сбивают сосульки (Петроградка)

В 1934-35 гг. Это полотно, в котором новая действительность словно преломлялась в старых образах. Пожалуй, в коллекции музея это полотно наиболее полно выражает творческий метод К. С. В его работах одной из главнейших является линия и влияние которой прослеживается на протяжении всего творчества автора К. С.

Голубой цвет – цвет неба, высокие арки – как небесные своды. по проекту архитектора Демьяна Фомичева там был построен дом, ставший одним из классических образцов так называемого «сталинского неоклассицизма». Он не мог остаться равнодушным к событиям окружающей его жизни.

  • Экскурсия по ретроспективе Петрова Водкина в Русском музее
  • Купание красного коня, Петров-Водкин
  • Шедевры Петрова-Водкина привезли на Урал
  • Петров-Водкин Кузьма Сергеевич (1878-1939) русский художник картины -
  • ПЕТРОВ-ВОДКИН ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ о художнике
  • ПЕТРОВ-ВОДКИН// ВЫСТАВКА В РУССКОМ МУЗЕЕ В ПИТЕРЕ
  • Эдвард Мунк / Цвет времени / Телеканал Культура

Но Петрову-Водкину «повезло». " И заключал: "Как дурной сон без пробуждения эта жизнь". Революция представлялась ему грандиозным и страшно интересным делом. Но за его плечами два года учёбы в классах живописи Бурова в Самаре. Петров-Водкин испытывал интерес к живописи раннего Возрождения и русской иконописи, что оказало влияние на разработку им сферической перспективы.

Провизию всякую с горем разыскивать приходится". Это была одна из первых работ красками Петрова-Водкина. И тогда Петров-Водкин создал одно из самых проникновенных своих произведений – образ «Мадонна с ребенком Пробуждающая». Вторая — в том, что принципы, заложенные в эту программу, должны были стать основополагающими в новом государстве и их реализация в перспективе привела бы к построению настоящего коммунистического общества. На протяжении нескольких лет брак Петрова-Водкина был бездетным.

  • голый Петров-Водкин и другие художники
  • 10 Гончарова Петров Водкин Филонов 08 27 12
  • Кузьма Петров-Водкин – Курс повышения знаний
  • Петров Водкин Полдень автор учитель музыки ГБОУ ФМЛ 239 Никифорова Н М
  • 39 Жизнь и грезы Бориса Кустодиева

В 1936-м туда из Детского Села переехал и Петров-Водкин. Ребёнок спокойно спит на руках матери, подложив другую ручку под голову. С портрета на нас смотрит молодой человек, успевший «вкусить цивилизации» – об этом свидетельствует и галстук в виде бабочки и какая-то внутренняя собранность и серьёзность юноши. Пожалуй, натюрморт «Ваза на фоне мастерской» является самой ранней работой К. С.

Они находятся в тени, как замышляющие что-то недоброе. От восхищения красотой родной природы до трагических жизненных впечатлений. В то же лето Кузьмой Сергеевичем был написан «Портрет матери». Одно из самых знаменитых полотен художника известное также под названием «Петроградская мадонна». Они собраны в маленькие группы, объединены малыми сюжетами, как в клеймах житийных икон. В этой картине художник пользуется своим умением изображать пространство, для того чтобы создать ощущение неустойчиовсти всего окружающего мира – он накреняется, как палуба корабля и только образ Богоматери остается неизменным, незыблемым, несмотря на потрясения мира: линии, описывающие ее голову, мягкий наклон к младенцу, направленный на нас взор. Он так же видит, что в Петрограде начинаются перебои с продовольствием.

Именно такой, обмелевшей, она изображена на этюде. Кузьма вернулся на родину, где ему помог случай. Мало ли было таких женщин и таких младенцев во все времена на Руси. Петрова-Водкина в жанре, ставшем одним из любимейших в зрелом творчестве художника. «Откуда только, – восклицал художник, – нам, голодным, Бог силы дает здесь. » И заключал: «Как дурной сон без пробуждения эта жизнь». Спас Захаров многих, но ценой собственной жизни.

Крестьянская одежда, косынкой перехваченные волосы, суровое лицо, строгий взгляд. Петрова-Водкина является традиция древнерусской иконописи.

Таковы исследования А. С. Голушкиной изданные ещё при жизни художника, в 1936 году. Революция представлялась ему грандиозным и страшно интересным делом. Эскиз картины, сделанный в 1914 году, абсолютно не обещает ни масштабности, ни величавой статичности, которые определяют звучание «Девушек на Волге». Таковы исследования А. С. Голушкиной изданные ещё при жизни художника, в 1936 году.

На выставке впервые рядом с шедеврами – «Купание красного коня», «Смерть комиссара», «Тревога» – были представлены этюды и эскизы, позволяющие воочию увидеть процесс работы художника. Ленина", 1934 и др. ). Название у дома 14 было длинное – Дом рабочего жилищно-строительного кооператива товарищества работников искусств, впрочем, обычно его именовали просто Домом работников искусств. видит не только конкретную мать. Белый платок как чистый покров, укрывающий голову – средоточие мыслей.

Иогансоном, В. С. Наряду с деталями, конкретизирующими трудную жизнь Петрограда в первые годы революции (очередь за хлебом, разбитые окна), в картине присутствует образ величественной и как бы вечной архитектуры города, напоминающий архитектурные фоны картин итальянских художников эпохи Возрождения (смотреть Ренессанс). И всем эта жизнь будет открыта». Это жилой дом для бедных и нуждающихся людей многоэтажное кирпичное здание с наклеенными на стены листовками (агиткам), судя по которым можно сказать, что это есть период революции, реформации.

  • Обзор использованной литературы
  • Петроградская Мадонна, Кузьма Петров-Водкин
  • Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878–1939)
  • «Только на Волге, только в Хлыновске бывают такие весны»
  • За впечатлениями: от Петербурга до Африки

Художника это очень тяготило и в это время он все чаще и чаще обращался к теме материнства в своем творчестве изображая не только простых, земных матерей, но и Мадонн с младенцами. Отсюда можно сказать, что женщина имеет чистые, благие намерения, мысли. одним из путей возвращения к «земле». Особенность ее состоит в том, что в ней соединены Страстной цикл (помещен в верхней части композиции) и Страшный Суд. Её черты лица суровы, сдержанны, спокойны, в глазах видна печаль и усталость.

И заключал: Как дурной сон без пробуждения эта жизнь. И вслед за реальным пространством в его произведения проникает реальное время – история. В начальный период творчества Петров-Водкин испытал сильное влияние зарубежных мастеров символизма и «модерна».

Если судить по светлой одежде (тулупу), то этого человека можно назвать военным. Другое название этого полотна – "1918 год в Петрограде". Космологический символизм сказывается и в портретах советского периода («Автопортрет», 1918 «Голова мальчика-узбека», 1921 «Портрет Анны Ахматовой», 1922, «Портрет В. И. Ленина», 1934 и др. ). Это тоже — картина-символ, картина-эпоха.

Петрова-Водкина является традиция древнерусской иконописи. Пейзажные этюды, хранящиеся в коллекции музея, написаны в Хвалынске во время каникул. Осмысление революции происходило и через различные произведения. Позже, в 54 года он первый возглавил Ленинградское отделение Союза советских художников.

  1. Купить картину Петроградская Мадонна, Кузьма Петров-Водкин
  2. Выставка произведений Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина

О них рассказывает сотрудник пресс-службы Русского музея Антон Александров. Художник искренне верит, что после Октября «русский человек, несмотря на все муки, устроит вольную, честную жизнь. Улица светла, что говорит о солнечном дне. На этюде изображена Воложка, отделявшая город от острова, в знойные летние дни она мелела и до острова можно было добраться вплавь. Петрова-Водкина, свойственных изображению одежд Богородицы.

1918 год в Петрограде 
 (Петроградская Мадонна), 
Петров-Водкин –

Этюд поступил в музей от потомков А. Н.

Отношение к творчеству диктуется эпохой. Именно Анна Пантелеевна сохранила переписку сына, пережив его на два года. Ветка яблони», 1918 «Утренний натюрморт», 1918 «Натюрморт с зеркалом», 1919 «Натюрморт с синей пепельницей», 1920, «Натюрморте самоваром», 1920). Заслуженный деятель искусств РСФСР. Одна из них, «Хлыновск», как попытка вернуться в детство и юность, пусть лишь на бумаге. На картине изображена красноармейская семья в интерьере.

Петрова-Водкина «1918 год в Петрограде» имеет второе название «Петроградская мадонна») и вообще образа нежной заботливой матери, которая появляется на его картинах в облике простой рабочей русской женщины, будто отождествляющейся художником с Девой Марией. Общий торжественный строй картины позволяет полнее ощутить его значительность. Духовная концентрация русской иконы соединяется с юностью форм итальянского Ренессанса. У неё мешки под глазами, говорящие об усталости, трудной работе.

Первый этаж этого здания имеет вход и зарешёченное окно с белыми занавесками. Выставка в залах корпуса Бенуа (генеральный спонсор – Банк ВТБ) представляет около 250 произведений живописи и графики Петрова-Водкина. Первый вариант картины 1937 года (находится в Тульском областном художественном музее) подвергся критике комиссией из членов жюри очередной выставки, художниками М. С. "Здесь дошло, что соли нет.

Это подтолкнуло Петрова-Водкина к мысли о том, чтобы профессионально заняться «художествами». «Семья командира» (1938) – последняя картина К. С. Наконец, весной 1922-го Петров-Водкин узнал о предстоящем отцовстве и это, по его собственному признанию, «вознесло его на небеса». Петрова – Водкина – второй вариант. Чудом остался жив, на помощь пришел сосед Илья Захаров.

Революция представлялась ему грандиозным и страшно интересным делом. Художник продолжил работу, но и в этом варианте картина не была принята.

Среди них – признанные шедевры: «Купание красного коня», «Богоматерь Умиление злых сердец», «Петроградская мадонна», «Смерть комиссара», «Тревога» и другие. Провизию всякую с горем разыскивать приходится». Малыш уже спит в своей кроватке, а дочь еще только собираются укладывать. На его песчаных пляжах проводил летние каникулы художник.

Так же как и на картине «1918 год в Петрограде», мать у Петрова-Водкина — защитница, берегиня. И после этого икона все время находилась рядом с Марией, даже во время родов. От неё и запойное чтение детства и юности, от неё и ощущение космоса, как единого целого «с огромным бьющимся человеческим сердцем внутри его». Остров делил Волгу на два рукава: Воложку и коренную Волгу (за островом), по которой ходили пароходы.

Он думает о России, об ее истории. Сухари, присланные матерью из Хвалынска, – пир. Сухари, присланные матерью из Хвалынска, – пир. Исходя из этого можно предположить, что люди обсуждают революционную деятельность. И ее, возможно, не будет еще столько же.

Художник считал живопись орудием усовершенствования человеческой природы и стремился обнаружить в человеке проявление вечных законов мирового устройства, сделать каждое конкретное изображение олицетворением связи космических сил. К счастью, экзамены были благополучно провалены. Тишина, ни дуновения ветерка, ни колебания воздуха – только водная гладь Воложки отражает островной пейзаж. Другое название этого полотна – 1918 год в Петрограде. Они собраны в маленькие группы, объединены малыми сюжетами, как в клеймах житийных икон. В Хвалынск приехал знаменитый петербургский архитектор Р. Ф. Мельцер.

Казалось бы, то, что не произошло в Х V веке, происходит в ХХ. Писал он и стихи и рассказы. Так же рядом с ними находится пара стоящих людей. Поэтом)» вполне уместно предположить, что цифра, проставленная мастером, декларативна и на самом деле «Тревога» представляет собой «чемодан с двойным дном». Художник умеет передать состояние пейзажа. Ленина, 1934 и др. ). Осмысление революции происходило и через различные произведения.

Дом выступает символом Града Небесного. Сварогом и др. Картина Кузьмы Петрова-Водкина «1918 год в Петрограде» на сегодняшний день более узнаваема по неофициальному названию «Петроградская Мадонна». Петрова-Водкина является традиция древнерусской иконописи.

Они собраны в маленькие группы, объединены малыми сюжетами, как в клеймах житийных икон. На «Этюде с лодками» изображён Сосновый остров, который во времена Петрова-Водкина был на Волге против Хвалынска (в 1967 году затоплен в связи со строительством Саратовской ГЭС). Г. Ю. Стерлин говорит, что «у Петрова-Водкина нет случайностей, пустяков», то есть то, что этот художник всегда создавал свои картины. То был художник посредственный, но искренне влюбленный в искусство и всячески старавшийся привить эту любовь своим ученикам.

В своей последней картине К. С. Тогда он познакомился с иконописцами. Кузьма изобразил на железном листе качающуюся на волнах лодку, тонущих людей и надписи «Погибший за других», «Вечная тебе память».

Дом является жилым. С точки зрения колорита, полотно построено в полном согласии с водкинской теорией «трехцветий», предполагавшей работу с тремя основными цветами спектра — синим, красным и желтым. Вот таким образом в автопортрете уже чувствуется школа. Однако в 1940—50-х годах картины его практически исчезли из экспозиций крупных музеев, а выставка была за это время проведена лишь одна, да и то какая-то случайная и абсолютно «не представительная».

Бродским, Б. В. В ту пору это были французские колонии и местное население относилось к европейцам в лучшем случае настороженно. Но есть подлинная значительность. Откуда только, – восклицал художник, – нам, голодным, Бог силы дает здесь. Туберкулез прогрессировал и врачи запретили писать маслом — не выдерживали легкие.

Звучная, открытая цветовая гамма придает картине особые декоративность и монументальность, свойственные уже некоторым предыдущим вещам Петрова-Водкина (в том числе «Купанию красного коня»). Так, в «Судьбе барабанщика» Гайдара мы имеем дело с мальчиком, чей отец сидит в тюрьме за растрату, но подспудно в этой повести звучит несколько иной мотив (вернее, сплетение нескольких горьких мотивов), наводящий читателя на мысль, что не растрата имела место быть, а нечто другое. В 1920 году по живым впечатлениям событий того времени Петров-Водкин пишет образ Богоматери, названный им «Петроградская мадонна». А в 1917 году воцаряется настоящий голод. С 1910-х годов он перешёл от аллегорических к целостным монументально-декоративным произведениям.

В разное время судили по-разному. Петров-Водкин отнес ее в церковь, где она была освящена. В разное время судили по-разному. Держать за руку – вести. Он оказался в центре настоящего литературного кружка: Алексей Толстой по соседству писал «Петра I», Вячеслав Шишков работал над «Угрюм-рекой», Константин Федин дописывал «Братьев».

Художник также создавал тематические картины, портреты, натюрморты1112. На картине мы видим женщину, которая кормит ребенка. «Здесь дошло, что соли нет. Автор не ставит перед собой задачу «сфотографировать» действительность, однако ни одной «нереальной» детали мы здесь не найдем.

И всем эта жизнь будет открыта". Тревожен и колорит картины: в многоцветье домашнего мира резко вторгается красный (юбка женщины) и синий (темнота ночи за окном). Заслуженный деятель искусств РСФСР. Они собраны в маленькие группы, объединены малыми сюжетами, как в клеймах житийных икон. Только в 1966 году прошла первая посмертная «настоящая» выставка Петрова-Водкина в Русском музее и именно после нее художник занял достойное место в пан теоне русских живописцев XX столетия. Но вместе с тем чувствуется профессиональное владение материалом, когда «рука приобретает точность в изображении и аккуратность в количественном распределении красящих веществ».

В нем воплотились и простой строгий колорит ранних фресок Джотто и вопрошающие глаза новгородских древних икон. )На протяжении всего своего творчества К. С. Хвалынские купцы, в том числе и Казарьина, присылали ежемесячно 25 рублей в помощь Кузьме, но тот считал это «подачкой, за которую потом нужно будет благодарить». Здесь представлена икона «Страшный Суд со Страстями Христовыми» мастера П. И. Суконцева, созданная в середине XIX столетия и имеющая происхождение из хвалынской кладбищенской церкв.

А в 1917 году воцаряется настоящий голод. Художник считал живопись орудием усовершенствования человеческой природы и стремился обнаружить в человеке проявление вечных законов мирового устройства, сделать каждое конкретное изображение олицетворением связи космических сил. Безмолвны пророческие уста петроградской мадонны. Он писал о матери: «Вечно в колесе труда от матери получил я стыд к пустому, бездельному времяпрепровождению». Петрова-Водкина «1918 год в Петрограде» имеет второе название «Петроградская мадонна») и вообще образа нежной заботливой матери, которая появляется на его картинах в облике простой рабочей русской женщины, будто отождествляющейся художником с Девой Марией.

Ей доверял он свои сокровенные мысли, она была его главной опорой и советчицей. С детства мальчик красками выражал свои эмоции. Он отказывается от четвёртой женской фигуры второго плана (сестры жены), убирает многие детали быта, ребёнок «перемещается» в кроватку (в первом варианте он рассматривал книгу на коленях отца) исчезают национальные особенности – «жена и её сестра – русские, отец, командир – якут сибирский – оттуда». Сильная фигура молодой женщины прочно стоит в центре комнаты.

Описание картины Мать и дитя. Волосы, как и на всех образах у Девы Марии, убраны под платок. И в этой женщине тоже нет ничего «мистического». Он сразу согласился сотрудничать с новой властью и в 1918 году стал профессором Высшего художественного училища, он начинает преподавать в Петроградской Академии художеств, неоднократно оформляет театральные постановки, создает много живописных полотен, графических листов. Тем самым художник декларировал, что он остается с Россией.

1928 год оказался непростым для самого художника. Вместе с тем он понимает, что «творить судьбу только миром можно, а не насилием, не штыками, не тюрьмами, да и не разговорами, а делом». А как же один из самых «русских» и самых «национальных» художников. Как-то не рассчитал силы, плавая в Волге.