Питер Брейгель Игры Детей

«детские игры» или «Игры детей» (нидерл. Kinderspelen)— картина нидерландского художника Питера Брейгеля Старшего изображающая более 200 детей играющих в разнообразные игры. Так начинает свой искусствоведческий анализ картины Питера Брейгеля Старшего «Игры детей» знаток фламандской живописи Сергей Львович Львов. Kinderspelen)— картина нидерландского художника Питера Брейгеля Старшего изображающая более 200 детей играющих в разнообразные игры.

Детские игры — Питер Брейгель СтаршийПроголосуйте Мы на facebook Сайт посвященный изобразительному искусству и живописи. Kinderspelen) – картина нидерландского художника Питера Брейгеля Старшего изображающая более 200 детей играющих в разнообразные игры. Картина Питера Брейгеля старшего Детские игры: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.

Детские игры — Питер Брейгель Старший

Движения их полны природной силы, непринужденности, достоинства. В состязаниях девушек можно было увидеть мотивы возможного выбора супруга, так как о женщинах судили лишь по их мужьям. 4.

Посмотрите на полотно «Охотники на снегу», отвлекитесь на несколько мгновений от вечных житейских мыслей и вас пронзит холодное веяние, услышите тихий шорох, взлетевшей с обледеневшей ветки, сороки-белобоки – он так хорошо различим при морозе. К сожалению, уже многие игры средневековья и эпохи Возрождения утрачены. Выводы: Исходя из полученных данных, мы можем предложить следующую гипотезу: картина Питера Брейгеля Старшего «Игры детей» отражает время, т. е.

Ни один ребёнок не улыбается их веселье выглядит серьёзным, сосредоточенным. 2. На картине Слепые (1568, там же) шестеро слепцов, шатаясь идут цепочкой к ручью, в который первый из них уже свалился. Так выглядит двухэтажный серо-коричневый дом.

Интерактивная игра 
по картине Питера 
Брейгеля «Детские

Интерактивная игра по картине Питера Брейгеля «Детские игры»

Победители в играх завоевывали авторитет и признание. Человек для Брейгеля уже не космическая пылинка, как некогда в Падении Икара. И девочке смешно от того, что она видит. Среди игр изображенных Брейгелем, больше всего игр индивидуальной направленности (35), что говорит о сосредоточенности ребенка на собственном результате.

Резко обрисовывая и упрощая формы, он гиперболизирует характерные черты предмета, подчеркивает их интенсивным плотным цветовым пятном (красным, синим, зеленым, фиолетовым, коричневым) на светлом или коричневом фоне, умело используя колористические контрасты. Вот это и есть символы тех сил (светской и религиозной), которые и будут впоследствии ограничивать свободу и контролировать поведение будущих взрослых, а пока дети серьезно, так как большая часть игр носит не развлекательный, а соревновательный характер играют и полностью отдаются своим занятиям. Действительно, так же, как это было проделано с «Фламандскими пословицами», здесь разобран каждый мотив, каждая деталь, группа или фигура. В игре очень быстро меняются роли и результат. Ни один другой художник не изображал осеннюю природу с такой правдивостью, как Брейгель.

Картина Детские 
игры Питера Брейгеля 
старшего

Картина Детские игры Питера Брейгеля старшего

Подготовка файла репродукции к печати, ретушь (при необходимости)Печать изображения на широкоформатном плоттере с использованием только оригинальных расходных материаловСоздание подрамника из натурального дерево (высушенная сосна)Натяжка холста на подрамникПокрытие холста лаком для защиты от внешних воздействий (УФ, влага)Производство индивидуальной багетной рамы (если выбран багет)Монтаж картины в багетную раму с изолированием щелейМонтаж крепленияУпаковка репродукции для перевозкиВ стоимость не входит доставка репродукции до клиента. Все игры изображённые на картине, действительно существовали во времена Брейгеля. Детки вырастают, а пороки, к сожалению, останутся на всю жизнь. В картине Вавилонская башня (1563, Вена, Художественно-исторический музей), наполненной босховскими персонажами, сама башня размещена на фоне сельского пейзажа, очень похожего на Фландрию 16 в. Возможно, самые величественные картины Брейгеля – пять пейзажей, называемые Времена года или Месяцы (1565) изображающие фламандскую сельскую природу в разное время года.

Никто из них не замечает бьющих по воде ног Икара, тонущего далеко от берега. В живописном цикле «Месяцы» (1565) символом сменяющихся друг за другом времен года становится труд крестьян. Лица детей лишены индивидуальных особенностей и кажутся примитивными и туповатыми12. 1560) изображена толпа на деревенской площади. Источники по изобразительному искусству показали насколько.

Тогда бытовало специфическое отношение к ребенку как к «незавершенному», неабсолютному человеку. Все игры изображённые на картине, действительно существовали во времена Брейгеля12. Изображая постоянно движущуюся народную массу, художник раскрывает заключенные в народе мощные жизненные силы, его достоинство и неиссякаемое жизнелюбие (Крестьянская свадьба, Крестьянский танец, – обе в Музее истории искусств, Вена).

Вот это и есть символы тех сил (светской и религиозной), которые и будут впоследствии ограничивать свободу и контролировать поведение будущих взрослых, а пока дети серьезно, так как большая часть игр носит не развлекательный, а соревновательный характер играют и полностью отдаются своим занятиям. И если смотреть на «Игры детей» Брейгеля с такой точки зрения, то окажется, что мастер создает картину не столько фантастическую, сколько странную, настораживающую, даже зловещую. Целый город оказывается целиком наводнен этими маленькими фигурками. Отдельные игры (обычно сюжетно-ролевые) несут ярко выраженный иносказательный смысл. Один человек заставляет глобус крутиться на своем большом пальце (плясать под его дудку), а другой никак не дотянется от одной булки до другой — то есть с деньгами у него туго. А вот девочка, удивленно и восхищенно глядящая на мальчика на высоких ходулях. 5.

Игры детей Репродукции 
Брейгеля

Игры детей Репродукции Брейгеля

Вот таким образом в некоторых альбомах «Игры де- тей» имеют пометку «Из так называемых лубочных картин». Повсюду мы видим группки детей, поглощённых игрой. Но больше всего жителя равнин поразили горы. Вот-вот взлетит вверх средневековый вертолетик. Создатель Триумфа Смерти заслуженно считается предтечей современного сюрреализма. Во всех этих работах очевидно стремление преобразить небольшую по размерам картину в грандиозную панораму, таковы, например, «Неаполитанская гавань» (Рим, Галерея Дориа-Памфили), «Падение Икара» (Брюссель, Королевский музей изящных искусств), гравированные Иеронимусом Коком рисунки.

Картина связана со словами евангельской притчи (Матфей 15:14) – «а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму». Основываясь на своих наблюдениях, мы приходим к следующим выводам. Это не так. Как и у вап Эйка, у Брейгеля жизнь природы выступает в многообразии проявлений.

Затем некоторое время прожил в Антверпене и в конце концов поселился в 1563 в Брюсселе. Фигуры носителей пороков не выделены из общей панорамы деревенской жизни. В этой картине представлено более сотни детских игр, забав, занятий и, оказывается, что очень многие из них чрезвычайно устойчивы, – они существовали во времена Брейгеля и задолго до Брейгеля, существуют и сейчас: тут ходят на ходулях, гоняют обруч, делают бумажные мельницы, волчки, стреляют друг в друга из лука, девочки играют в «дочки- матери».

Игры детей 1559-60, 
118х161, Музей истории 
искусств, Вена

Игры детей 1559-60, 118х161, Музей истории искусств, Вена

Характерен метод Брейгеля — он не навязывает зрителю своих выводов. «В 1560 г. Брейгелем написана работа под названием «Игры детей». И дети играют не од- ни, а под присмотром взрослых.

Даже содержание народных игр и их физическое воздействие трактуются неоднозначно. Картина фламандского художника XVI века Питера Брейгеля Старшего «Игры детей» (иногда название переводится как «Детские игры» или «Детские забавы») привлекает внимание, когда знакомишься с содержанием «Новой школьной энциклопедии. В игре очень быстро меняются роли и результат. Многие искусствоведы ставят в один ряд «Игры детей», «Фламандские пословицы» и «Битва Поста и Масленицы», связывая иногда их только по очередности создания, а иногда стремясь подчеркнуть их композиционную и идейную схожесть.

Действительно, так же, как это было проделано с «Фламандскими пословицами», здесь разобран каждый мотив, каждая деталь, группа или фигура. Нет, дети не одни, хотя никто не ограничивает их свободу. Детки вырастают, а пороки, к сожалению, останутся на всю жизнь. Это все, что осталось от дерзкого Икара, воспарившего к самому солнцу.

Этот король-аскет, требовал строгого выполнения всех обрядов. Были популярны игры развлекательного свойства можно отнести народные игры. Так начинает свой искусствоведческий анализ картины Питера Брейгеля Старшего «Игры детей» знаток фламандской живописи Сергей Львович Львов. И художник это понимает. Похожая картина у П. Брейгеля-старшего "Фламандские пословицы", где на одном полотне изображено более ста пословиц и поговорок, дошедших к нам и по сей день.

И здесь располагаются не дома- декорации, а вполне обжитые здания, так как перед нами своеобразная школа- интернат и это не площадь, а, скорее всего, школьный двор. Годы творческой зрелости Брейгеля (1562— 1569) протекают в условиях нарастающей революционной ситуации. Но значение произведения не ограничивается этим. В картине «Игры детей» художник выступает скорее в роли этнографа историка детского творчества, а не сурового моралиста, бичующего людские пороки и осуждающего суетную взрослую жизнь: «В полной бурного движения картине Игры детей Брейгель стремится передать жизнь в ее вечном становлении. Безмятежный период творчества Питера Брейгеля (картины-притчи на темы фламандского фольклора) внезапно обрывается в 1561 году, когда художник создает сцены в картине «Триумф Смерти», своей зловещей фантастичностью далеко превосходящие Босха. Некоторые искусствоведы предполагают, что сюжет взят мастером из старинной притчи.

Характер композиции подводит итог мощной силы этого социального слоя. В фантасмагорических картинах Питера Брейгеля Мужицкого начала 1560-х годов «Безумная Грета» и «Триумф Смерти» появляется личный оттенок – осуждение человеческого безумия, алчности и жестокости перерастает в глубокие размышления о судьбах людей, приводит мастера к картинам грандиозным и трагическим. Дети на картине, вероятно, забавляются зимней голландской игрой кольв. Не исключено вот таким образом, что в своей работе Брейгель отразил гуманистические тенденции и педагогические идеи своего времени и что толковать её следует не в духе христианского морализаторства, а, напротив, в духе ренессансного гуманизма16.

Детские игры Питера 
Брейгеля Старшего

Детские игры Питера Брейгеля Старшего

Брейгель изображает город без взрослых, город еще неабсолютного сознания, город, в котором занимаются пустяками несовершенные, «незавершенные», несостоявшиеся (многие из которых, может быть и не состоятся) люди. Еще и еще раз приходится встречаться с тем, что Брейгель всегда старается уйти от однозначности, от прямолинейности, от односложности. Однако влияние Брейгеля куда шире. А игры с «всадниками», взятием «пленных» и «выкупа» – об обычаях рыцарства. В картине «Игры детей» художник выступает скорее в роли этнографа историка детского творчества, а не сурового моралиста, бичующего людские пороки и осуждающего суетную взрослую жизнь: «В полной бурного движения картине Игры детей Брейгель стремится передать жизнь в ее вечном становлении. Об этом свидетельствуют игры с салками, где водящего выбирали с помощью считалки «император – король – епископ – дворянин – горожанин – крестьянин – гусляр – нищий». Этот каталог игр перекликается со знаменитыми каталогами Рабле из «Гаргантюа и Пантагрюэля», где он тоже перечисляет сотни и сотни игр, в которые играют его малолетние герои. Даже содержание народных игр и их физическое воздействие трактуются неоднозначно.

Миру известны целых 5 художников, носящих эту фамилию, которая успела стать легендарной. Собранный по крупицам и представленный, наконец, во всем своем творческом могуществе Питер Брейгель Старший сразу убрал с пьедестала своих сыновей – художников Питера Младшего (Адского) и Яна Бархатного (Райского), преуспевших в карьере и славе куда больше отца. Калейдоскопичность ранних картин исчезает. В картине «Игры детей» (из незаконченной серии «Четыре возраста человека») Брейгелем изображена улица, усыпанная играющими детьми, но перспектива ее не имеет предела, чем как бы утверждается, что веселые и бессмысленные забавы детей – своего рода символ столь же абсурдной деятельности всего человечества. Это никому не известно ибо завещание Питера Брейгеля Старшего не сохранилось. От сатирических нравоучительных рисунков изобилующих фантастическими причудливыми персонажами в духе Иеронима Босха, от дробных по композиции, колористически пестрых полотен (Битва Масленицы и Поста, 1559, Музей истории искусств, Вена) с середины 1560-х годов Питер Брейгель перешел к созданию несколько более сдержанных по цвету, отмеченных монументальностью и цельностью композиций, обобщенных картин крестьянской жизни. Сильнейшие в деревне метатели камней, самые выносливые танцоры, ловкие охотники и борцы получали всеобщее признание, материальное поощрение и социальные привилегии.

Считали, например, что она должна была открывать собой серию «Возрастов человека», скажем, «Детство или возраст игр», «Юность или возраст любви» и т. д. Этим объясняли то обстоятельство, что на картине нет взрослых — они должны были появиться на следующих работах цикла. Картина фламандского художника XVI века Питера Брейгеля Старшего «Игры детей» (иногда название переводится как «Детские игры» или «Детские забавы») привлекла моё внимание, когда я знакомилась с содержанием «Новой школьной энциклопедии.

В своих произведениях он отражал мир именно таким, каким он был в ту эпоху. Среди почти сотни игр изображенных Брейгелем в «Играх детей», нет даже намека на эту игру, хотя эта игра присутствует во многих его картинах. Игры «Взятие крепости», «Король, дай солдата», «Третий лишний» напоминают об обычаях взимания пошлины на мосту, границе владения и т. п. Французская исследовательница Мари Сегарра делит их на шесть основных групп: игры-имитации, в которых дети копируют действия и ритуалы взрослых подвижные и силовые ситуационные игры со звучащими предметами скатологические индивидуальные (в том числе творческие).

Искусство». 3. Обилие фигур и деталей, острота контурного рисунка, яркая выразительность образов, звучность локальных цветовых пятен (в изображении фигур) сочетаются в творчестве Брейгеля с пространственной широтой композиции, с тончайшим ощущением тонального единства. «Об этой картине высказывалось много различных суждений. Об этом свидетельствуют игры с салками, где водящего выбирали с помощью считалки «император – король – епископ – дворянин – горожанин – крестьянин – гусляр – нищий». Правда, Рабле зачастую фантазирует и придумывает какие-то несуществующие игры, а Брейгель опирается на визуальную практику и воспроизводит все очень точно. Перед нами часть города, площадь с разнородными строениями. Лиса и так и этак – съесть ничего не получилось.

Питер Брейгель Старший 
«Детские игры» (1560)

Питер Брейгель Старший «Детские игры» (1560)

Брейгель тонко чувствует поэзию сельской природы, подмечает ее изменчивый облик, ее атмосферные состояния, эмоциональные и колористические тона, соответствующие различным временам года: бурное проявление ее жизни в месяцы пробуждения («Сумрачный день», Вена, Художественно-исторический музей), напряженный ритм летнего дня («Жатва», Нью-Йорк, Метрополитен-музей). Маленький человек познает мир. Брейгель — яркий, своеобразный художник. Она воспитывает дисциплину, внимательность и, конечно, умение терпеть невзгоды и боль. Горожане тоже одевали своих детей в платья, сшитые по взрослой моде. Ребенок воспринимается как маленькая, но самостоятельная личность, а детство – как самоценный этап в развитии человеческой психологии. Да, детские игры несут в себе жестокость.

Мы не видим лица ребенка, который восторженно смотрит и тянет руки к вертушке. Новая ступень в искусстве Брейгеля начинается с 1559 года, когда он создал картину «Битва Масленицы и Поста», представляющую площадь фламандского городка, всю кишащую маленькими суетящимися, подвижными фигурками ряженых, нищих, гуляк, монахов и торговок. Картина фламандского художника XVI века Питера Брейгеля Старшего «Игры детей» (иногда название переводится как «Детские игры» или «Детские забавы») привлекает внимание, когда знакомишься с содержанием «Новой школьной энциклопедии. Очень мало развивающих игр (2), но как ярко виден результат этой игры.

В картине «Охотники на снегу» или «Декабрь» (Вена, Художественно-исторический музей) метко схвачены главные черты зимнего снежного пейзажа с прозрачным морозным воздухом, зеленовато-сероватым небом, с тонким орнаментом хрупких ветвей деревьев и кустарников, с далеким пространством заснеженных полей и гор и теплом, веющим от жилища людей. Но это особая жестокость. Подобно взрослым в Битве Масленицы и Поста, они веселятся слишком сосредоточенно и невесело.

Считали, например, что она должна была открывать собой серию «Возрастов человека», скажем, «Детство или возраст игр», «Юность или возраст любви» и т. д. Этим объясняли то обстоятельство, что на картине нет взрослых — они должны были появиться на следующих работах цикла. Какие только забавы не показал художник. Вот таким образом детей одевают по-взрослому. Перечисление детских забав, осуществляемое с энциклопедической скрупулезностью, в итоге претворяется в образ бытия в целом, его диалектической энергии. Но сама поза предполагает это.

И в то же время слева вверху остается выход к реке, берег излучина воды, островок. Надо сказать, что для этого времени вообще характерно прямое уподобление людского общества природным явлениям и обратно (например, один крупный ученый считал Землю и прочие небесные тела живыми существами, а людей и зверей – насекомыми, паразитирующими на их коже). Это игра в карты.

В Триумфе смерти (ок. Естественно, при создании картины мастер не мог полностью положиться на свою память. Вот таким образом дети не обижаются или обижаются ненадолго, когда им выпадает участь побежденных.

Репродукция картины "Детские игры"

В последние годы жизни Брейгель пишет довольно мрачно и жестко. Есть в такой трагедии что-то особенное. С 1558 г. мастер всерьез занимается творчеством, работая помногу часов каждый день. В этой картине представлено более сотни детских игр, забав, занятий и, оказывается, что очень многие из них чрезвычайно устойчивы, – они существовали во времена Брейгеля и задолго до Брейгеля, существуют и сейчас: тут ходят на ходулях, гоняют обруч, делают бумажные мельницы, волчки, стреляют друг в друга из лука, девочки играют в «дочки-матери». То есть какую бы игру мы не вспомнили, мы найдем ее здесь в современном или в несколько архаичном варианте. Филипп II, король испанский, был ярым католиком. «Крестьянский праздник».

В Несении Креста (1564, Вена, Художественно-исторический музей) также показаны бескрайние просторы, наполненные безликими грубыми ордами. Отвлеченные понятия — скупость, себялюбие, тупость, ограниченность, трусость, чревоугодие, грубость — воплощаются в образах живых людей их поступках («Пословицы», 1559, Берлин — Далем, Картинная галерея Государственного музея). Жестоки ли эти игры. Брейгель изображает городскую окраину.

Картина Питера Брейгеля, 
Игры детей

Картина Питера Брейгеля, Игры детей

На картине Мизантроп (1568, Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте) помещена надпись: «Так как мир столь коварен, я иду в траурных одеждах» и изображен злобный карлик, крадущий кошелек у мрачного старика. Его привлекает повседневная жизнь крестьянства во всем своем многообразии, в органической связи с жизнью природы. Заразительно смеются дети, сидящие у забора и мешающие пробегающему товарищу. Для растущего человека важно всё: и мыльные пузыри и крик в пустую бочку и кирпич на верёвочке, ставший в воображении ребенка верным другом-собакой и кусок хлеба или булочки, съеденных на улице (ведь это гораздо вкуснее чем в помещении и за столом).

Не подтверждается и мнение о жестоком характере изображенных детских игр. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Картина «Морской бой в гавани Неаполя» или «Неаполитанская гавань». В «Падении Икара» в основе также лежит иносказание: мир живет своей жизнью и гибель отдельного человека не прервет его коловращения. Многие искусствоведы ставят в один ряд «Игры детей», «Фламандские пословицы» и «Битва Поста и Масленицы», связывая иногда их только по очередности создания, а иногда стремясь подчеркнуть их композиционную и идейную схожесть. Основываясь на своих наблюдениях, мы приходим к следующим выводам. 1558, Брюссель, Королевский музей изящных искусств).

Нет улыбок. Вы наверное тоже что-то для себя узнали. Умело построил композицию, чтобы уместить такое количество детей. А сколько должно быть в воображении ребенка, для которого привязанный кирпич – живой щенок, а кирпичная пыль, очевидно, дорогая пряность – жгучий красный перец. индивидуально восприятие каждого исследователя и единый взгляд на творчество такого таинственного художника как Брейгель вряд ли возможен.

Рассматриваем Брейгеля: 
Игры детей

Рассматриваем Брейгеля: Игры детей

Фигуры носителей пороков не выделены из общей панорамы деревенской жизни. А игры с «всадниками», взятием «пленных» и «выкупа» – об обычаях рыцарства. Эти идеи Брейгель развивает в картинах «Фламандские пословицы» (1559 Берлин) и «Битва Масленицы и Поста» (1559 Вена, Музей) и особым образом в картине «Игры детей» (1559 Вена, Музей). Исполнила ли верная Майкен жесткое предписание мужа об уничтожении его смелой графики.

«Картина «Детские игры» кажется очень простой. И эта традиция существовала не только при дворе. Не подтверждается и мнение о жестоком характере изображенных детских игр. «Картина «Детские игры» кажется очень простой.

Описание картины 
Питера Брейгеля 
«Игры детей»

Описание картины Питера Брейгеля «Игры детей»

Он вновь всемогущ. И вот уже недавний победитель терпит поражение и полностью повторяет участь недавнего побежденного. Французская исследовательница Мари Сегарра делит их на шесть основных групп: игры-имитации, в которых дети копируют действия и ритуалы взрослых подвижные и силовые ситуационные игры со звучащими предметами скатологические индивидуальные (в том числе творческие)10. Вот-вот взлетит вверх средневековый вертолетик.

Участники этой массовой сцены не объединены никаким общим действием: они разбиты на изолированные индифферентные друг к другу группы12. Подвижные игры, вовлекающие в энергичное действие ребят занимают второе место (представлено 15 игр), сюжетно-ролевые игры представлены всего 3-мя случаями. Но нельзя утверждать, что атмосфера гнетущая. Удивительно, но на лицах играющих нет улыбок. Тот момент, когда к Григорию Мелехову приходят «красные»и один из них просто так убивает его собаку. В этой картине представлено более сотни детских игр, забав, занятий и, оказывается, что очень многие из них чрезвычайно устойчивы, – они существовали во времена Брейгеля и задолго до Брейгеля, существуют и сейчас: тут ходят на ходулях, гоняют обруч, делают бумажные мельницы, волчки, стреляют друг в друга из лука, девочки играют в «дочки- матери».

  1. Сообщество «Волшебная сила искусства»
  2. Записки несостоявшегося этнографа
  3. Отправить запрос на изготовление копии

А вот девочка, удивленно и восхищенно глядящая на мальчика на высоких ходулях. Фантазия художника создает новую убедительную реальность. Художник выбирает высокую точку зрения, дальний план завершает цепью гор. Цикл состоит из картин, посвященных временам года. Иногда поводом для таких размышлений могут стать даже бытовые до умилительности мотивы, как это и происходит в «Играх детей». Небо затягивается красным маревом, на землю выползают мириады диковинных и страшных тварей из развалин возникают головы, раскрывающие огромные глаза и в свою очередь порождающие безобразных чудовищ и люди уже не ищут спасения: зловещий гигант вычерпывает из себя нечистоты и люди давят друг друга, принимая их за золото («Безумная Грета», 1562 Антверпен, Музей Майер ванден Берг).

Сообщество «Волшебная 
сила искусства»

Человеческая масса становится наглядным выражением природной стихии». Отдельные игры (обычно сюжетно-ролевые) несут ярко выраженный иносказательный смысл. Люди одеты в карнавальные костюмы. 1485-1524).

Брейгель — яркий, своеобразный художник. Художник выбирает высокую точку зрения, дальний план завершает цепью гор. Художник с симпатией изображает детей, предающихся играм со взрослой серьезностью.

Отвлеченные понятия — скупость, себялюбие, тупость, ограниченность, трусость, чревоугодие, грубость — воплощаются в образах живых людей их поступках («Пословицы», 1559, Берлин — Далем, Картинная галерея Государственного музея). Действительно, так же, как это было проделано с «Фламандскими пословицами», здесь разобран каждый мотив, каждая деталь, группа или фигура. Автопортрет Питера Брейгеля, фрагмент работы Художник и знаток, 1565. Именно они несут некоторую иносказательность, ярче напоминают жизнь взрослых.

«В 1560 г. Брейгелем написана работа под названием «Игры детей». Подробнее: История семьи Брейгелей весьма печальная. Его поглотила морская пучина. И хотя Брейгель находит в нем истинную красоту (не случайно тонкое живописное решение картины), его маленькие герои столь же занятны, сколь и ничтожны, в такой же мере жизненны, как и гротескны – между человеческим лицом и маской карнавального шута разницы порой не существует.

В год иконоборчества Брейгель написал Проповедь Иоанна Крестителя (1566), провозгласившего, согласно Библии, явление Мессии. Лица детей лишены индивидуальных особенностей и кажутся примитивными и туповатыми12. Лица детей лишены индивидуальных особенностей и кажутся примитивными и туповатыми. Художник с симпатией изображает детей, предающихся играм со взрослой серьезностью. (Он не был бы Брейгелем, если бы просто каталогизировал занятия малышей). Представления о ребенке во времена Брейгеля, да и позже, довольно специфичны. Жан-Пьер Ванден Бранден в своей работе «Les Jeux denfants de Pierre Bruegel» называет более конкретные цифры: 168 мальчиков и 78 девочек.

В исполненные строгой гармонии, выдержанные в землистых, серо-зеленых, желтовато-коричневых оттенках ландшафтные виды с бескрайними просторами равнин, речных долин, с холмами и перелесками Питером Брейгелем гибко и естественно вписаны обобщенные силуэтные фигуры населяющих их людей (Сумрачный день, Возвращение стад, Охотники на снегу – все 1565, Музей истории искусств, Вена). Многие из них, вероятно, были знакомы ему с детства. Игры – это и развлечение и учеба. Этот каталог игр перекликается со знаменитыми каталогами Рабле из «Гаргантюа и Пантагрюэля», где он тоже перечисляет сотни и сотни игр, в которые играют его малолетние герои. Да, детские игры несут в себе жестокость. Игры «Взятие крепости», «Король, дай солдата», «Третий лишний» напоминают об обычаях взимания пошлины на мосту, границе владения и т. п. Вот эту азартную игру, наиболее ярко характеризующую бессмысленное и небезопасное времяпрепровождение взрослых и не включает почему-то художник в свою картину. Кстати, у Питера Мужицкого была одна дочь Мари. Здесь, пожалуй, несколько вольнее дышится, чем в целом каменном организме города из «Битвы Масленицы и Поста» или в несколько фантастических обстоятельствах места действия «Фламандских пословиц».

Этот каталог игр перекликается со знаменитыми каталогами Рабле из «Гаргантюа и Пантагрюэля», где он тоже перечисляет сотни и сотни игр, в которые играют его малолетние герои. Брейгель тонко чувствует поэзию сельской природы, подмечает ее изменчивый облик, ее атмосферные состояния, эмоциональные и колористические тона, соответствующие различным временам года: бурное проявление ее жизни в месяцы пробуждения («Сумрачный день», Вена, Художественно-исторический музей), напряженный ритм летнего дня («Жатва», Нью-Йорк, Метрополитен-музей). Искусство». настических упражнений. Заразительно смеются дети, сидящие у забора и мешающие пробегающему товарищу.

Резко обрисовывая и упрощая формы, он гиперболизирует характерные черты предмета, подчеркивает их интенсивным плотным цветовым пятном (красным, синим, зеленым, фиолетовым, коричневым) на светлом или коричневом фоне, умело используя колористические контрасты. Маленький человек познает мир. Были популярны игры развлекательного свойства можно отнести народные игры. В представлении художника человеческое общество подобно муравейнику. В средневековой Европе они производились из костей животных. Вся улица и берег реки заполнены увлеченными игрой детьми.

Для растущего человека важно всё: и мыльные пузыри и крик в пустую бочку и кирпич на верёвочке, ставший в воображении ребенка верным другом-собакой и кусок хлеба или булочки, съеденных на улице (ведь это гораздо вкуснее чем в помещении и за столом). В картине «Охотники на снегу» или «Декабрь» (Вена, Художественно-исторический музей) метко схвачены главные черты зимнего снежного пейзажа с прозрачным морозным воздухом, зеленовато-сероватым небом, с тонким орнаментом хрупких ветвей деревьев и кустарников, с далеким пространством заснеженных полей и гор и теплом, веющим от жилища людей. Питер Брейгель Старший «Детские игры» (1560)Дерево, масло. Внимательно посмотрите: процессию под условным названием «свадебная процессия», опекает женщина, направляющая детей. Ни один ребёнок не улыбается их веселье выглядит серьёзным, сосредоточенным14. и в структуре и в йзображенных играх содержится аллегория (для картин XVI века это было необходимым условием), но ее смысловая значимость ниже, чем в таких картинах Брейгеля, как «Падение Икара», «Фламандские пословицы» и т. д. Брейгель изображает городскую окраину.

Интересно, что разные авторы приводят разные цифры касательно их количества: некоторые указывают, что детей на картине «более 230», другие – что их «более 250». Возможно, вот таким образом мастер помещает в сюжеты символ веры – храм. Здесь соединены характерные нидерландские постройки с постройками фантастическими. Мастер изображает героев крупном масштабе (что не характерно для работ этого живописца), а сюжет несет в себе пафос и жесткую рациональность. Во-первых, это аллюзия на Метаморфозы Овидия.

Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.