Попков Шинель Отца Картина

Описание картины Виктора Попкова «Шинель отца»

Урбанистическая красота неоново-нейлоновых 1960-х полиняла и оказалась пустышкой. 1970 – 1972Холст, масло, 178 х 119Государственная Третьяковская галерея» (1972) стал одной из работ, олицетворяющих творчество Виктора Попкова. Агде их мужья, дети. Итолько я, случайный человек, один свидетель их бабьей, проклятой, одинокой доли.

С метаниями от агрессивного атеизма до истовой веры в Бога. В картине выражены сокровенное личное переживание, благодарная память об ушедших, неразрывная связь и духовное родство поколений. Тема последствий войны не оставляла художника и в этой картине он задает вопрос своему поколению: достойно ли оно подвига отцов, по плечу ли его современникам эта солдатская шинель. Некоторые искусствоведы видят в «Шинели отца» отголоски былых споров о связи поколений. Картина «Воспоминания. Многие искусствоведы отмечали, что вобразе сына просвечивает ссылка киконному образу «Спаса Нерукотворного», здесь возможна перекличка свечной темой Богоматери смладенцем— темой жертвенной материнской любви имолитвенного прошения за сына, которому суждено пронести свой крест.

С метаниями от агрессивного атеизма до истовой веры в Бога. Вот и они сами тоже не знали. Космос, Гагарин, Вселенная – гордость.

Художника по нелепой случайности убил инкассатор, посчитавший, что стреляет в нападающего грабителя. Художник Эдуард Браговский, которому Попков показал «Братскую ГЭС», вспоминал: «Он был жутко расстроен, когда увидел, что его никто не хвалит, что мы равнодушны. Резоны и страхи, устремления и вкусы советского интеллигента-шестидесятника. Но, собственно, в этом и заключается особый шарм того времени, когда все хотели простой и незамысловатой правды – о войне, о труде, о жизни.

К этой теме художник относился с огромной серьезностью и уважением. Судьба Попкова— это случай ясно выраженного, сдетства услышанного призвания. Приступ отчаяния. НО ОН СТАРАЛСЯ – ИСТРАТИЛ МНОГО КРАСКИ И ВРЕМЕНИ, НО НАДО БЫЛО УЧИТЬСЯ МАСТЕРСТВУ, СОЗДАНИЮ ОБРАЗА, КОМПОЗИЦИИ, ГРАМОТНОСТИ ТОНА И МНОГОМУ ТОМУ, ЧТО ПРОШЛО МИМО НЕГО И НЕ СТАЛО ЧАСТЬЮ ЕГО СТАНОВЛЕНИЯ.

Однако нерв, энергия Попкова не позволяли задержаться вэтой нише надолго. В принципе изнеможение и обречённость творческого человека далеко не всегда связаны с его недовольством политическими реалиями. На целине написал ряд картин из серии «Люди целины». Учился в Художественно-графическом педагогическом училище (1948—1952) и МГАХИ имени В. И. Сурикова (1952—1958) у Е. А. Кибрика.

Краткое описание 
картины шинель отца

Краткое описание картины шинель отца

(Напомню, что одиозный и неоднозначный социалистический реализм включал в себя ряд направлений и ответвлений ибо сам по себе являлся не стилем, но методом). «Быть взамысле свободным ивольным, быть созидателем, хулиганом, кем угодно, но слушать свои порывы идоверяться им». Картина «Вдовы»— это память овойне иэти пять женщин, как разные ипостаси одной души— трагический обобщенный образ вдовьей доли, — сколько их, одиноких старух оплакивали своих погибших мужей по всей русской земле.

Председательствующий говорит, что мы подходим коценке деятельности прошлого Правления. В поэзии, живописи, вкинематографе не случайно вэто время рождаются похожие образы— впесне Высоцкого: «Образа вуглу ите перекошены», уПопкова вкартине «Тишина»— полуразрушенные церкви сдырявым куполом, уШукшина вфильме «Калина красная»— затопленный храм. Мы тут- первые.

В 1950—1960-е годы художник много путешествовал по стране. Депрессивный колорит ещё больше подчёркивает безотрадность бытия. Художники сурового стиля вцелом были вписаны всистему советского художественного «производства», но они изображали людей труда, трудовые будни более «сурово», жизненно, без патетики соцреализма сего декларативной агитационностью. На картине «Братская ГЭС» на переднем плане, на фоне черного неба, словно на фоне черного занавеса, стоят вряд рабочие— сдержанные, мужественные, волевые.

И, наконец, Америка – вечное притяжение и отторжение. Некоторые его вещи (Мезенские вдовы, После работы, Мать и сын, Шинель отца) являются несомненными шедеврами живописи – он сделал то, чего не может сделать заурядный талант, а именно: он создал своего героя.

Виктор Попков «Шинель 
отца» Своеобразный 
автопортрет художника

Виктор Попков «Шинель отца» Своеобразный автопортрет художника

На фоне открытий современной европейской живописи картина Попкова некоторым «прогрессивным» братьям по цеху казалась устаревшей истилистически итематически. Повсюду в интеллигентных компаниях усталые юноши говорили, что живопись умерла. В 1972 году закончена «Северная часовня». Смыслы – разные, фон – един. Однако начать мне хочется всё же с Лоскутного одеяла- с вещей и символов.

Картина раскрывается перед зрителем постепенно. Бытовые сцены превращались у него в бытийные. Худая старуха на переднем плане, кажется, сошла сиконной доски, воскрешая впамяти древние иконописные изображения святых мучениц. Здесь обратное: силуэты фигур четко очерчены, фигуры словно вырезаны из дерева, складки одежд размечены крупно, линии прямые. Мы тут – первые.

  • Виктор Попков: Художник на вдовьей земле
  • Художник Попков Виктор Ефимович
  • Записки переводчика с Андреем Десницким
  • Первые шаги на творческой стезе

К этой теме художник относился с огромной серьезностью и уважением. Читать ещё – ЭТО НЕ Я СКАЗАЛ. Родители, вчерашние жители деревни, перебрались сюда втридцатые годы. Никаких суетных деталей быта исам образ поднимается от иллюстративной повествовательности, от бытийного предела кпоэтичному строю, ксимволу— этот уровень символа, притчи Попков первым ввел всоветское искусство 1960–1970-х.

Приняв за такси ин кассаторскую «Волгу», художник попытался остановить ее. Он был единственным, кто сказал об этом открыто. Бабка Анисья была «хорошим человеком» иоттого жизнь ее венчается полнотой, она плодоносна. Именно вот таким образом столь популярной в те годы оказалась Болдинская тема в биографии поэта. «Художник призван писать обольших явлениях жизни»— такая формула есть вдневнике Попкова, тогда он искренне восхищался грандиозным масштабом строек, стремился «воспеть» энергию труда, молодости исам он вто время имел «крылья» юности, был увлеченным, открытым новым веяниям вобществе. Автопортрет художника «Шинель отца» (1972) стал одной из работ, олицетворяющих творчество Виктора Попкова.

Три сюжета на лоскутном одеяле. Это правда. Власть, втом числе ортодоксально-официозная часть руководства Союза художников, стремилась подсечь под корень всякие «бессмысленные творческие искания».

Депрессивный колорит ещё больше подчёркивает безотрадность бытия. Начался отход назад. На какое-то время он обращается клирической тематике, ккамерным, психологическим работам— «Семья Болотовых», «Двое», «Три художника»— вних частная жизнь простого, невыдающегося человека.

Виктор Попков: Художник 
на вдовьей земле

Автопортрет художника «Шинель отца» (1972) стал одной из работ, олицетворяющих творчество Виктора Попкова. Вся их жизнь, вся их молодость проплывала сейчас уменя перед глазами».

Однако же – сон, переутомление, депрессия. Так это сейчас модно- во всём винить режим. Ранний карьерный взлет сулил большие перспективы. Когда мы это услышали, Вити снами уже не было. Он вошел вискусство вконце пятидесятых, вкороткий период хрущевской оттепели, когда «после долгой исуровой сталинской зимы» оптимисты ожидали реформ вполитике— либерализации режима, ав искусстве ощущался приток свежего воздуха, желание выйти за рамки официально утвержденного, закостенелого сталинского соцреализма. Ему, как и Пушкину, хорошо писалось осенью.

А Попков именно об этом и говорил – и не стеснялся. Рьяно боролись сформалистическим, как они называли искусством». Надо сказать, что такой проблемы для Попкова не существовало.

Портал Стихи. ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Главное место, где он мог выставляться, были небольшие по масштабу осенние ивесенние выставки, да итам стоило огромного труда удержать его работы— «жутко много попадало Попкову. Он до боли любил Россию, ее бескрайние просторы и душевных, открытых людей. Вэтих голосах эпохи— вся сложность внутреннего самоопределения поколения 1960–1970-х. Большая часть интеллигенции его поколения существовала по инерции, под охраной государственного признания инехитрых законов приспособленчества, но те, кто хоть как-то задумывались, да ктому же имели талант от Бога, — они зачастую срывались взапой, подходили к«краю», не умея, не зная, как сохраниться от себя, своих страстей иот безбожного времени.

Попков вместе сдругими художниками тоже ездил на ударные стройки— Иркутскую ГЭС, Братскую ГЭС, делал бесконечные этюды, наброски, «высматривал жизнь». В мире отныне существует герой Виктора Попкова, так же точно, как существует герой Петрова-Водкина (рабочий интеллигент) или герой Корина (смятенный священник), герой Фалька (городской безбытный интеллектуал) или герой Филонова (пролетарий-строитель мира). Урбанистическая красота неоново-нейлоновых 1960-х полиняла и оказалась пустышкой. Особой темой для художника стал автопортрет, в котором он создает собирательный образ современника («Шинель отца», 1970—1972). И, наконец, Америка- вечное притяжение и отторжение. Что такое соцреализм.

Карл Фридман вспоминал, как однажды Попков пришел к нему в этой шинели и сказал: «Знаешь, я сегодня рисовал и плакал». Карл Фридман вспоминал, как однажды Попков пришел к нему в этой шинели и сказал: «Знаешь, я сегодня рисовал и плакал». За суровостью, строгостью этих образов диссонирующий красный звучит цветом жизни, выявляется сокрытая внутренняя сила этих женщин, не случайно вцентре композиции— прямая, словно внутренне несогбенная, не разуверившаяся старуха. И здесь Попков высказал что-то из «главного». Машина с убийцей сразу же скрылась с места преступления. Появилась возможность читать Ахматову, Есенина, которые не печатались втридцатые-сороковые годы, познакомиться ссовременными течениями западноевропейской живописи— словом, стало возможным прикоснуться ккультурной традиции, доступ ккоторой был перекрыт жестким идеологическим контролем вгоды сталинского правления. Это было время романтиков, социального оптимизма, когда сотни тысяч юношей идевушек отправлялись на освоение целинных земель, на ударные стройки коммунизма под аккомпанемент окрыляющих песен вроде «Коммунизм— это молодость мира иего возводить молодым».

В больницу Попкова привезли как банди та, совершившего разбойное нападение на инкассаторскую машину и лишь позднее обстоятельства «нападения» уда лось прояснить благодаря случайным свидетелям. Искусство очень долго оглупляли, вместо искусствоведов плодили кураторов. После этой встречи уПопкова рождается тема для новой картины.

Это— жизнеутверждение, хотя итрагическое по своему проявлению». Случайно подошел кинкассаторской машине, его приняли за грабителя ивыстрелили вупор. В каждой картине – характер и судьба. Творческая деятельность В. Е. Попкова началась в период «оттепели». (Напомню, что одиозный и неоднозначный социалистический реализм включал в себя ряд направлений и ответвлений ибо сам по себе являлся не стилем, но методом). ЖАЛЬ ЧЕЛОВЕКА.

Да почему они одни. Многим светским людям казалось, что мнение кураторов из Нью-Йорка и галеристов из Майами – суть критично в отношении того, какому искусству быть, а какому надлежит пропасть. Это правда, которая нам нужна». Освещенная желтым осенним солнцем холмистая земля на переднем плане усыпана багряными листьями иэто «пышное природы увядание» есть движение от жизни ксмерти. И всё это- на русском, деревенском исконно-посконном фоне.

1970-е годы – эпоха любования осенью, эстетизация печали и грусти. Смыслы- разные, фон- един. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Работа окончена – одна из таких картин.

Однако начать мне хочется всё же с Лоскутного одеяла – с вещей и символов. В 11 часов вечера 12 ноября 1974 года Виктор Попков ловил машину на ули це Горького. Ранимость Попкова лишь показывает, что он вкладывал вработу куда больше души, чем обычно требуется для проходных заказных вещей. Картину купит Третьяковка, Попков начнет ездить на международные выставки, проживет взлет славы, когда «ему давали любой договор по любой почеркушке». Рисуя ребенка, легко сделать вещь пошловатой и Попков часто срывался, – но продолжал рисовать иногда у него получались шедевры. Как и все "шестидесятники", Виктор Попков много ездил по стране. Жил в Москве.

Художник устало закрыл глаза, а за окном- тёмная, неласковая громада ночной Москвы- с высоткой МИДа и узнаваемым силуэтом Киевского вокзала. В ноябре 1974 года инкассатор выстрелом в упор убил художника Виктора Ефимовича Попкова. Повествование в его картинах разворачивается как бы «от первого лица». Точнее, усталость, смешанная с гордостью. Такая замечательная картина, аты молчишь.

Работа окончена- одна из таких картин. Как такое могло произойти. правда, он и этого не умел. Случайно или неслучайно, но вэтой картине— итог авторских размышлений осмерти, осмысле человеческого существования.

Мы стояли сВитей идрузьями вфойе иразговаривали. Однако же- сон, переутомление, депрессия. Ранние работы Попкова «Весна вдепо» (1958 год), «На работу» (1958 год), серия «Транспорт» (1958 год) вполне соответствовали официальным идеологическим установкам времени— объявлять вискусстве овеликих победах коммунизма, прославлять людей труда— строителей новой жизни.

Их стараниями – живопись объявили анахронизмом. Красный абажур, перекличка красного водежде ив вещах создают внутреннюю напряженность образа— здесь сосредоточенное постижение Смысла. Попков не был церковным человеком, но существовала духовная, «корневая» связь сматерью, которая очевидно питала его, зрительно на картине это единение опять же усиливается цветовым решением— сочетанием белого икрасного вобразе матери исына. Здесь единый образ— поэта иРоссии— земли, которая щедро питала Пушкина поэтической силой. Это не напрямую религиозные сюжеты, но вэтих темах Попков затрагивает что-то неизбежно важное, «сущее» во внутренней жизни каждого человека.

Его вообще не должно было быть в этот день в Мо скве. Поводом для картины послужила шинель отца его жены. Трудный быт, нужда— мать одна поднимала детей: отец погиб вначале войны. Инкассатор (как выяснилось впоследствии, он был пьян) выстрелил и бросил смертельно раненного человека уми рать на мостовой. 1970-е годы- эпоха любования осенью, эстетизация печали и грусти.

Автопортрет художника «Шинель отцаШинель отца. Это было такое вопиюще немодное творчество, постыдно искреннее. На одном из них осталась фраза: "Трагичность радостная".

Он как Гагарин шпарит по красному ковру споднятым вверх мандатом. К середине 1960-х годов полностью отходит от этой стилистики. Именно вот таким образом столь популярной в те годы оказалась Болдинская тема в биографии поэта. На картине— фигура мальчика, застывшего впроеме дверей увхода вчасовню. Вэтом стремлении ккамерности сказывается опустошенность, усталость от советской риторики иидеологии, которая теряла свой внутренний наполнитель, — это черта времени, многие художники, кинематографисты, писатели уходили тогда от «больших тем». Минорное время, осень жизни, как и осень года воспринимались, как наилучший фон для поисков нужной краски и правильной ноты.

Космос, Гагарин, Вселенная- гордость. Особенно вдохновляла его Сибирь, где он был в Братске и на Иркутской ГЭС и целина. Иэтот красный цвет внарядах старух, как вспышка, становится основой для восприятия образа иначе звучит вся тема картины «Трагичность радостная»— любимое попковское выражение. Родился 9 марта 1932года в Москве в семье рабочего.

А советское правительство, стремясь замять скандал, поспешило присудить художнику, которого не очень-то жаловало, Государственную премию СССР (посмертно). Будучи арестованным, он тупо повторял, что действовал по инструкции. Вы знаете, кого любила группа Коллективные действия или Мухоморы. Во всем какая-то «вывихнутая» жизнь, трагический слом вековых устоев, Богооставленность и отчаянная тоска по какой-то другой, нездешней Правде. В 1970 году Попков заканчивает картину «Мать исын», где изображает себя исвою мать. Смиренно, достойно принимая свою вдовью долю, одиночество, все тяготы быта ижизни, которые пришлось вынести, душа духовно наполняется— отсюда внутренняя сила этих старух, отсюда «трагичность радостная». Резоны и страхи, устремления и вкусы советского интеллигента-шестидесятника.

С возрастающим интересом Попков обращается к теме русского Севера- холодный край, лишённая яркой броскости- то есть подлинная- красота, медленные реки исконная, неискажённая правда. Виктор Попков, как и Пушкин, был стремительно-вдохновенным и очень эмоциональным. Попков).

Такси не останавливались. Художник открыто выражал своё личное отношение к миру и человеку. Суровый насыщенный серый цвет комнаты соответствует самому укладу жизни на Севере.

Он завороженно смотрит внутрь, словно «луч из рая» коснулся души иона замерла от настигшего ее чувства благоговения перед тайной икрасотой небесного пейзажа. Показательна была его реакция на ввод советских войск вЧехословакию в1968 году. Президиум взамешательстве. Исполнил ряд картин по впечатлениям от поездок. Где счастье, на которое они имели полное право.

Пушкин» и«Хороший человек была бабка Анисья»— последнюю значительную работу Попкова, которую он успел завершить перед смертью. Теперь она находится в собрании Третьяковской галереи. И ВОСХИЩАТЬСЯ НЕЧЕМ.

Так это сейчас модно – во всём винить режим. К этой теме художник относился с огромной серьезностью и уважением. Пушкин.

Он пишет «Тишину», «Майский праздник», «ВСоборе» (1974 год). Он собирался уезжать. Надев шинель, художник – герой картины – пытается понять, что чувствовали солдаты, защищавшие свою страну и умиравшие за нее. В 1961 году Попков пишет картину «Строители Братской ГЭС», которая стала каноническим произведением так называемого «сурового стиля», одним из родоначальников, которого ибыл сам Виктор Попков. Новые герои были без пафоса, без красивых жестов и античной стати.

Как-то очень жестоко. Взнаковом автопортрете «Шинель отца» он изображает себя примеряющим солдатскую шинель, символично задавая вопрос своим современникам: по плечу ли военный подвиг отцов их поколению. Пускай вуглу вместо иконы портрет Карла Маркса— деталь достоверная: «рисунок смоей хозяйки, укоторой от мужа остались его убежденность, его чистота веры впартию, выраженная всвято оберегаемых идорогих портретах Маркса иЛенина вуглах избы» (В. Три сюжета на лоскутном одеяле.

Попков тормознул на улице Горького инкассаторскую машину, приняв её за такси Шёл 1974 год. Прощание проходило вДоме художника на Кузнецком мосту. «Осенние дожди. Получилось, написал реквием самому себе.

Попков писал, что ему хочется вкартинах «наряду сконкретным выразить нечто неясное, духовное неосязаемое». В 1966 году он едет втворческую поездку на Север, вМезень итам начинает знаменитый «Мезенский цикл». Попков все время искал, экспериментировал, но главное, «он увлекал за собой все, что живо, неравнодушно, дерзновенно, кпостижению тайн человеческой души», — вспоминал художник Игорь Обросов. «Северную часовню» удалось отстоять. Виктор Попков погиб, пытаясь остановить машину, чтобы добраться до дома.

Среди них одно из центральных произведений «сурового стиля»— «Строители Братска» (1960—1961 также известна как «Строители Братской ГЭС»234). «На Севере пейзаж идеревня вцвете очень сдержанны иуж если появляется цветок или красное платье, то они смотрятся значительно ивоздействие их обостренно выразительное» (В. Стыдно, правда. Хватит ли внутренней силы, цельности, мужества.

В1966 году впоследний момент тесть Попкова вытащил его из петли. Время не помогло этого художника разглядеть. Пушкин.

Но ксередине 1960-х «оттепель» сошла на нет. ВАЛЕРИЙ КОМАРОВ. Доходило до курьезов: знаменитую попковскую «Шинель отца» не хотели включать вэкспозицию выставки вМанеже на том основании, что Попков изобразил там себя вботинках импортного производства. Попков с удовольствием писал старух.

Страшно. Но не скорбь ипамять обылом задают тональность всей картины. Карл Фридман вспоминал, как однажды Попков пришел к нему в этой шинели и сказал: «Знаешь, я сегодня рисовал и плакал».

Бытовая реальность узнаваема водежде, втипажах, кладбищенских памятниках. И всё это – на русском, деревенском исконно-посконном фоне. На сцене поставили картины «Осенние дожди. Небо— «занавес», фронтальные, «иконные» фигуры рабочих— этот образ можно прочитать как «Его величество рабочий класс на авансцене истории» иуже тогда становится очевидным стремление молодого Попкова уйти от прозаичности, обыденности жанровой сцены ксмысловому обобщению, желание не столько рисовать, сколько «осмыслять жизнь скистью вруках».

На предложение работать на КГБ «вежливо» уклонился: «Ну рад бы служить, но пью. » Он был одним из немногих, кто поднял руку иподдержал выдвижение Солженицына на Ленинскую премию, хотя голосовать за него вто время требовало определенного мужества. Попков поднимает ноту скорби до высокого жизнеутверждения, заполняя картину красным цветом, со всеми его «соками»— алым, малиновым, огневым.

— обижался Попков». Пушкин»— Попков работал над этой абсолютно изумительной вещью вМихайловском икажется, будто он написал все как было, снатуры: Пушкин видел, чувствовал эти русские дали, простор, ширь полей, смотрел на серое небо, вкотором тает вечная осенняя грусть, вдыхал этот воздух, когда «дохнул осенний хлад». Попков тогда взнак протеста то ли всерьез, то ли вшутку постригся наголо. Но не уехал. Была слышна трансляция.

Впрочем, красивую жизнь они тоже, скорее всего, никогда не видели, разве что в кино. Попков тормознул на улице Горького инкассаторскую машину, приняв её за такси Шёл 1974 год.

Попков не случайно берет ракурс свысоты птичьего полета ирешает писать «Бабку Анисью» как цветную икону «Лица, как виконах— охра, лепка, пробела», — чтобы перейти на принципиально другой язык— язык метафизических понятий, который для всякого столетия, вне времени. Как такое могло произойти. Виктор Попков, как и его великие современники в литературе – Ю. Трифонов, В. Распутин, В. Шукшин, В. Белов – отстаивал в творчестве высокую нравственную позицию, выступал против бездуховности, равнодушия, мещанства. Взлетом в творчестве Виктора Попкова считается цикл "Мезенские вдовы".