Портрет Ахматовой Альтмана

Это в определенной степени способствовало тому, что портрет Ахматовой получился горазда глубже по характеристике образа, чем другие портреты исполненные Альтманом. Одной из лучших картин Альтмана, написанных в дореволюционный период его творчества, является портрет поэтессы Анны Андреевны Ахматовой.

12 портретов Анны Ахматовой – 12 попыток запечатлеть неуловимое: от беззаботности до обреченности

И у них было много общего во взглядах на искусство, творчество, жизнь. Такой увидел Анну Ахматову Осип Мандельштам. В одном из её стихотворений того времени можно найти автопортрет.

От них – как облака – легкие, тяжелые тени по лицу и в них – столько утрат. Начинающая поэтесса Анна Ахматова вместе с мужем Николаем Гумилевым поехала в Париж. Учился живописи и скульптуре в Одесском художественном училище (1903–1907).

Любимый портрет 
Ахматовой кисти 
Натана Альтмана

Любимый портрет Ахматовой кисти Натана Альтмана

Такой предстаёт великая поэтесса и в портрете Натана Альтмана – одном из лучших произведений в творческом наследии мастера. Портрет появился под впечатлением стихов Ахматовой, а также личного знакомства молодого художника с поэтессой в 1911 году в Париже и последующих их встреч в петербургском кабаре «Бродячая собака». Запах на платье Анны Андреевны мужской (на правую сторону), у женщины мужской запах и вырез в форме римской цифры V означает финансовую несостоятельность. 7 октября в 15:00 в музее состоится музыкально-поэтический вечер «Посвящение поэту», к 125-летию великой русской поэтессы Анны Ахматовой. Ко времени создания портрета Анна Андреевна Ахматова (1889–1966) уже была прославленным поэтом. Помнили и через двадцать лет. – 1970, Ленинград)Художник, график, скульптор, художник театра и кино. Родился в Виннице.

Ахматова была уже известна как поэт, но для узкого круга читателей. Среди его созданий той поры выделялись декорации к известным шекспировским пьесам, поставленным ленинградскими театрами – «Король Лир» (ГБДТ, 1941), «Отелло» (1944), «Гамлет» (Театр драмы им.

Анна Ахматова: галерея 
портретов (ФОТО)

Анна Ахматова: галерея портретов (ФОТО)

Сначала Н. Альтман одним росчерком сделал дружеский шарж, сегодня малоизвестный. Сказочно красив фон, который по своим формам напоминает драгоценные кристаллы. Она согласилась и вскоре начались долгие сеансы в мастерской-мансарде на Васильевском острове. Но тогда ее увлеченно рисовал Модильяни. На ней представлены книги, журналы с иллюстративным материалом по теме вечера.

Работал в промышленной и книжной графике, сделал ряд росписей по фарфору. Альтмана, этот цвет по структуре образа – указатель войны. Он даже думал отрезать эту часть картины, но коллеги уговорили его оставить всё как есть. Это цвет войны, цвет насилия и зла, не случайно военная форма и военное знамя многих стран, в том числе и США именно такого цвета (цвет-адмирал). Художник не успел дописать руки поэтессы. Использовал приемы супрематизма в цикле беспредметных картин (1919–1920). В 1925 году съёмочная группа направилась на выбор натуры.

Анненков говорил, что увидел ее «печальной красавицей, казавшейся скромной отшельницей, наряженной в модное платье светской прелестницы». Там в популярном у богемной публики кафе «Ротонда» она познакомилась с молодым итальянским художником Амедео Модильяни. Как известно, в любом портрете есть свой подтекст и скрытая драматургия. Художник познакомился с Анной Ахматовой в 1911 году в Париже, а в 1913 году в Петербурге приступил к работе над ее портретом. Принимал участие в праздничном оформлении Петрограда к первой годовщине Октябрьской революции (1918), в осуществлении плана монументальной пропаганды. Нет и тени плакальщицы и вещуньи.

Портреты А. Ахматовой создавали многие видные художники начала века. Где «пенье и слезы Ахматовой» (Хлебников). Когда писался этот портрет, Анна Андреевна жила в Петербурге одна, покинув Царское Село и дом Гумилева. Наступил ее окончательный разрыв с Гумилевым и начиналась как бы другая жизнь, она испытывала чувство нового рождения и, наверное, еще сама не представляла, какой она будет. Интенсивный, типично льтмановский контраст желтого и синего в одежде, оттеняет матовую бледность кожи героини:И кажется лицо бледней От лиловеющего шелка, Почти доходит до бровей Моя незавитая челка. Альтман, почти с натурной точностью запечатлел необыкновенный облик Ахматовой, столь поражавший современников и вместе с тем создал персонифицированный образ ее поэзии – отзвук мира «радости небывшей». В этом же году Альтман вместе с Александрой Экстер, Вадимом Меллером, Соней Терк и другими художниками из СССР участвовал в Международной Выставке Современного Индустриального и Декоративного Искусства (Арт Деко) в Париже. Богатейшая в мире отечественная военная история знает немало имен военных деятелей. После разгромного доклада Анна Ахматова осталась абсолютно одна: некоторые знакомые перестали с ней общаться, а тех, кто хотел поддерживать отношения, она избегала сама, чтобы не навредить им.

В ту пору Анна Ахматова входила в группу поэтов-акмеистов. В любом портрете есть свой подтекст и скрытая драматургия. А С. Пушкина, 1954), эскизы костюмов к кинофильму «Дон-Кихот» (1955) иллюстрации к произведениям Шолом-Алейхема, В. Бласко Ибаньеса, Э. Кастро, Э. Золя и др.

Натан Альтман, портрет 
Анны Ахматовой

Натан Альтман, портрет Анны Ахматовой

Альтман познакомился с Ахматовой в 1913 году в Петербурге, в артистическом кабаре «Бродячая собака». В самые тяжёлые для поэта годы её рисовал В. Фаворский. Это уже не «декаденская богиня» изысканная и вдохновенная, как в ранних, дореволюционных портретах. Особенно плодотворной была его деятельность в театре – спектакль Е. Б. Вахтангова по пьесе С. Анского «Гадибук» (театр-студия «Габима», 1921), сотрудничество с Государственным еврейским театром («Уриэль Акоста» К. Гуцкова, 1922 «Женитьба Труадека» Ж. Ромена, 1927). В 1928–1935 жил в Париже, где написал большое количество пейзажей и натюрмортов, в которых тонко и своеобразно возрождал традицию импрессионизма.

«Вы во мне как наважденье», — писал Ахматовой художник после ее отъезда и создавал портреты поэтессы — по памяти. Столь же успешными были его опыты в скульптуре, графике (цикл «Еврейская графика» по мотивам надгробных рельефов, 1914) и сценографии – пьеса «Чудо святого Антония» М. Метерлинка в петроградском литературно-артистическом клубе-кафе «Привал комедиантов» (1916). Через несколько лет Альтман встретился с Ахматовой в артистическом подвале «Бродячая собака» в Петербурге и был поражен ее обликом, который еще не определился в парижские времена: знаменитой челкой, неизменной шалью, воспетой Блоком и Мандельштамом и вообще великолепным уменьем нести бремя своей внезапной славы, уже придававшим этой молодой женщине, его ровеснице, нечто царственное.

С 1936 работал в Ленинграде. В обширной галерее портретов Ахматовой (от А. Модильяни до К. С. Анна Ахматова сидит в правом повороте, в длинном синем платье. Под левую ногу подставлен деревянный ящик-гроб, символ того, что народ вымирает.

Подтверждение тому, что война ведется захватническая – желтая накидка на плечах женщины. Альтман увлекался новейшими течениями в живописи. В 1910–1912 работал в «Свободной русской Академии» (академия М. И. Васильевой) в Париже. Работая, Альтман как бы спорил с очевидностью и старался переубедить себя.

Фигура «Ночи» (портрет 
Модильяни)

Фигура «Ночи» (портрет Модильяни)

В таком смешении стилей есть и острота и эстетическая оправданность. Иванов в альбоме художника в 1920 году. 1911 год. Петрова-Водкина) это произведение – одно из лучших.

Ее муза олицетворяет скорбь. Альтман Натан Исаевич (1899, Винница Подольской губ.

М. В. Алпатов, впервые увидевший Ахматову в 30-е годы, вспоминал все тот же портрет: "В эту минуту дверь отворилась и в комнату вошла она сама, неслышно и легко, точно сошла с портрета Альтмана". Художник показывает нам образ женщины твердый, угловатый, холодный, замкнутый. По правой руке спускается большая часть желтой шали – капитал был сосредоточен в руках буржуазии, по левой же руке накидка спускается полумесяцем (финансовый беспредел и обман населения). И правда, где царскосельская осанка, смутность, скорбность.

«Такая, какой ее знали друзья — поэты» (портрет Альтмана)

О рисунке пером Юрия Анненкова Е. Замятин писал: «Портрет Ахматовой – или, точней: портрет бровей Ахматовой. В синеве мудрых ахматовских глаз, в ее печали раскрыта духовная красота. В рисунках Тышлера и в портрете, написанном М. Сарьяном, она спокойна и горда. Его жизнь была насыщена событиями и во многом ему сопутствовала удача. И можно только догадываться о мотивах, заставивших Альтмана переосмыслить образ Ахматовой.

Его друзьями стали Марк Шагал, Осип Цадкин, Давид Штеренберг – те, которые входили в так называемую «монпарнасскую школу» и были светочами нового искусства. В последующие годы сосредоточил свои усилия на графике – станковой (серия портретов современных писателей, 1926–1927) и книжной. Автором титров был Исаак Бабель. Публиковал статьи по вопросам искусства.

Поскольку война ведется за собственность, то дубина народной войны под сиденьем табурета поделена на пять частей (пятерка – символ кулацкой собственности). Синий цвет преобладает на этой работе Н. И. К этому замечательному событию в фойе музея оформлена книжная выставка из фондов библиотеки музея с простым названием «Портреты Анны Ахматовой». Пребывающая в состоянии хрупкого, тревожного покоя, печальная и молчаливая, Ахматова сидит, «словно фарфоровый идол, в позе, выбранной ею давно».