Портрет Достоевский

Портрет писателя Федора Михайловича Достоевского. 1868 г. Автопортрет Достоевского в юности (18-20 лет) изображение "старца", слегка шаржированное изображение Дж. 1873 – 1874 г. Единственный портретный рисунок Достоевского, находящийся в рукописи "Дневника писателя" 1876-1877 г. Имеет черты сходства с А. А. Краевским известным писателем 1840-х гг. Иными словами, для Достоевского ценность портрета заключалась не во внешней схожести и не в отображении только характера портретируемого или даже его психологии, но в выражении максимальной концентрации его духовного мира, который писатель считал «высшей половиной существа человеческого».

– 447 с. Лучшим фотопортретом Достоевского считается работа петербургского фотографа Константина Александровича Шапиро (1879). Портрет Достоевского и современниками был достаточно оценен и считался лучшим из портретов Перова. Перов портрет Достоевского Федора Михайловича.

Отойдя от драмматических работ, Перов часто пишет портреты, наверное самый заметный из них, в котором художник Перов отобразил истинное выражение характера знаменитого писателя Федора Михайловича Достоевского. Можно бы сказать, что Перов уловил на портрете «минуту творчества Достоевского»». В черновиках романа рядом с описаниями Раскольникова, его сестры и матери встречались, например, портреты самого Достоевского, матери и сестры писателя. Портрет Достоевского написан без особого усилия в разнообразии цветовой гаммы, подобные оттенки художник использует во многих других его работах.

Достоевского рекомендуем начать с книги «Федор Михайлович Достоевский в портретах иллюстрациях, документах». В 1872 году Павел Третьяков поручил Василию Перову написать портрет Федора Достоевского. В мае 1872 года В. Г. Перов специально ездил в Петербург, чтобы по заданию Третьякова написать портрет Ф. М. Достоевского.

Автопортрет Достоевского в юности (18-20 лет) изображение старца, слегка шаржированное изображение Дж. Россини, умершего в год создания этого рисунка. Васильев – живописный «Портрет Достоевского» 1976 г. Презентация для школьников на тему Портрет Ф. М.

Психологические портреты героев Достоевского

Дом Достоевских располагался в большой тенистой липовой роще, примыкавшей к березняку Брыково, «очень густому и с довольно мрачною и дикою местностью». Уже тогда будущий писатель восхищался красотой готических линии этот архитектурный синь оказался ближе всего к его эстетическим вкусам и ассоциировался в его сознании с тем образом абсолютной, законченной красоты, воплощающей в себе добро и истину, которые он напряженно искал в эти училищные годы. Тем значительнее ценность этих портретов молодого писателя. Единственным критиком, понявшим идейный замысел романа «Идиот», был оппонент и идеологический противник писателя М. Е. Салтыков-Щедрин10.

«Нигилисты и западники требуют окончательной плети»251. 20 октября 1856 года Достоевский был произведён в прапорщики155. Майкова, М. И. Так что предположение остается лишь предположением. Нестерпимая боль за народ, болезненно острое восприятие «проклятых» вопросов времени, страстное желание и невозможность найти выход из трагических противоречий жизни, найти оправдание своему существованию — эти черты, присущие Перову, были характерны и для мироощущения великого страдальца за род человеческий — писателя Ф. М. Достоевского.

Отсюда этот предельно сдержанный колорит картины, ее строгая, компактная композиция, освобожденная от какого бы то ни было антуража. Трутовского, о которых шла речь выше. Достоевский в 1862 году» (СПб., 1906. С. 250, 257).

«Литературный портрет 
в романах Толстого 
и Достоевского»

«Литературный портрет в романах Толстого и Достоевского»

Обучение стоило дорого, но помогали Куманины. Позже писатель признавал, что это позволило ему развить в себе «фантазию и впечатлительность», сохранив множество «прекрасных и высоких впечатлений». В частности, «точность и верность» воспроизведения тот рассматривал лишь как «материал из которого потом создается художественное произведение». Не сохранилось (а возможно их и вообще не существовало) ни одной фотографии Достоевского 1840-х годов. Летом устраивались семейные вечерние прогулки в Марьину рощу.

Летом 1832 года дети впервые знакомятся с деревенской Россией. И, кажется, достигнуто «равновесие», может быть, лишь на мгновение, между внутренним, «сокровенным» человеком и окружающим его миром, – чего так недоставало фотографии первой. примеч. – М. : Художественная литература, 1971). Широкую известность она приобрела после воспроизведения в издании биографии писателя, вышедшей в серии «Жизнь замечательных людей» (см. : Гроссман Л. П.

  1. Описание картины Василия Перова «Портрет писателя Федора Михайловича Достоевского»
  2. ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ ФЕДОРА МИХАЙЛОВИЧА ДОСТОЕВСКОГО
  3. Портрет писателя Федора Михайловича Достоевского
  4. Описание картины «Портрет писателя Федора Михайловича Достоевского»
  5. Прижизненная иконография Достоевского
  6. Маленький Достоевский: 9 интересных фактов из детства писателя
  7. Описание картины Перова «Портрет Достоевского»

Позже в своих воспоминаниях писатель называл родителей, стремящихся вырваться из обыденности и заурядности, «лучшими, передовыми людьми»54. Более того: даже после закрытия издания за писателем значилась внушительная сумма долгов. Портрет Достоевского и современниками был достаточно оценен и считался лучшим из портретов Перова. Но скорее – стоит. Достоевский писал про свое произведение: «Главная мысль романа – изобразить положительно прекрасного человека. В «Книге для записи рождений» церкви Петра и Павла при больнице осталась запись: «Родился младенец, в доме больницы бедных, у штаб-лекаря Михаила Андреича Достоевского, — сын Фёдор. На заседаниях ассоциации было прочитано 8 докладов памяти писателя (в частности В. Б. Шкловского, А. З. Штейнберга, Иванова-Разумника)376. Если литография Бореля (и лежащая в его основе фотография Тулинова) – это 1861 – 1862 годы, то рассматриваемый снимок скорее должен быть датирован серединой 1860-х годов.

Кофанов, С. С. Первая часть философской исповеди героя «Подполье»199 была написана в январе и феврале, а вторая («Повесть по поводу мокрого снега»)— с марта по май 1864 года. Но точка равновесия уже пройдена. Бауманом редактором его в 1863 – 1864гг.

  1. Портрет писателя Федора Михайловича Достоевского — Василий Перов
  2. Добавить комментарий Отменить ответ
  3. Портрет Достоевского, Краткое описание
  4. Рядом расположены достопримечательности
  5. Анализ и история создания картины Перова Портрет Достоевского
  6. Федор Михайлович Достоевский (1821-1881)
  7. Подпишитесь на новостную рассылку музея

Вклейка между стр, 144 и 145). В его произведениях наиболее ярко отразилась эта сложная, во многом трагическая эпоха. Это придет к нему позже. Достоевский одет в расстегнутый серый пиджак из добротной тяжелой материи.

Род Достоевских берёт своё начало от боярина Данилы Ивановича Иртищева (Ртищева, Ртищевича, Иртищевича, Артищевича), которому 6 октября 1506 года было пожаловано имение «Достоев» в Поречской волости Пинского уезда, к северо-западу от Пинска12. Он тянет руки к людям, как маленький ребенок, только начавший познавать мир.

  • Исцеляющая взаимная любовь в произведении Братья Карамазовы
  • Записки переводчика с Андреем Десницким
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • мотреть все презентации по литературе

Таким образом, облик Достоевского этой эпохи запечатлен лишь в графических работах Н. А. Тургенева, А. Н. Ф. М.

Снимок сделан в том же самом фотосалоне. Можно только представить, сколько лиц и судеб повидал в своем детстве Достоевский. Можно было бы предположить, что это также переснимок третьей фотографии работы Тулинова имени которого вдова писателя, видимо, не знает, во всяком случае нигде ни разу не упоминает (в том числе и воспроизводя фотографию стоящего Достоевского в «Юбилейном» Полном собрании сочинений: см. (Из книги: Лясковская О. Л. Из воспоминаний Андрея, в детстве Достоевские слушали сказки про «Жар-птицу», «Алешу Поповича», «Синюю бороду», сказки «Тысячи и одной ночи» и другие4748.

Процесс создания «Бесов» стоил Достоевскому бльшего труда, чем любое другое его произведение. В чертах лица все то же затаенное внутреннее напряжение. Достоевской) проставлено: «Париж, 1863». Но для Перова «болезнь и напряженная работа» — всего лишь жизненные обстоятельства, в которых изо дня в день живет и творит Достоевский-писатель. Теперь, напротив и корпус и голова поставлены твердо ниспадающая почти отвесно, ниже границ кресла, пола темного сюртука, контрастно выделяющаяся на фоне светлых панталон, подчеркивает общее движение кадра (равно как и колонна на заднем плане). Чудовищно неряшлив в языке и депрессивен.

Достоевского. И недаром он был предпослан публикации мемуаров А. Г. Этот вид работы стоит выполнять после изучения творчества Достоевского, когда у учеников уже сложилось свое мнение о писателе и они смогут более точно оценить достоинства представленных образцов изобразительного искусства. Ф. М.

  • Федор Достоевский: последние новости

«Я происходил из семейства русского и благочестивого. В 1925 году эта фотография была воспроизведена на фронтисписе первого издания «Воспоминаний» А. Г. В семье Достоевских строго соблюдались патриархальные обычаи39. 326.

написал свящ. Портрет Ф. М. 1929 г. Портрет Ф. М.

Т. 1. Позже писатель вспоминал: «оказалось, что всё сгорело, всё дотла была обстроена с иголочки», но приобрести спорную Черемошню удалось только в 1833 году, заложив Даровое6365. Сытиной, опубликованных в 1885 г. 9 По-видимому, А. Г.

Описание картины 
Василия Перова «Портрет 
писателя Федора

Оба портрета потрясают сдержанностью, простотой, богатством натуры моделей. 23 В Каталоге коллекции А. Г.

Из темного фона пластично выступает бледное лицо. (А. Г. Сближало их многое: раздумья о Сибири, трагический характер творчества, может быть и то, что оба начинали с актуализации «слезного» сентименталистского начала в переходный период, пройдя путь исканий от понимания слабости, хрупкости частного человека к его внутренней силе. Гейбовичу, писатель сделал на фотографии дарственную надпись.

Фаворского Достоевский стоит перед столиком с кипой типографских гранок в руках. Алёкина). 16 Штакеншнейдер Е. А. В. Г. Написанный по заказу П. М. И в этом также очень точное попадание в образ человека, никогда не соблазнявшегося «тайнозрением зла», но распинавшегося «за то, что придет или, по крайней мере, должно прийти», страдавшего и веровавшего «от любви, не от страха». Узкий кружок сотрудников журналов «Время» и «Эпоха» вместе с Достоевским придерживался собственной независимой позиции, выражаемой «почвенничеством»325.

К его наследию, его личности и биографии Достоевский обращался во все времена. собр. Встречаются среди изображенных им лиц и любимые писатели О. де Бальзак. Портрет остался незавершенным.

К великому сожалению, в отличие от парижской уголовной полиции, III Отделение в эти годы еще не практиковало «фотофиксации» политических заключенных и мы не имеем возможности увидеть, как выглядел арестованный по делу петрашевцев, заключенный в Алексеевский равелин автор «Белых ночей» и «Неточки Незвановой». В наиболее значительных статьях критиков-современников «русского якобинца» П. Н. Ткачёва и теоретика народничества Н. К. Михайловского сложная философская проблематика «Бесов» была обойдена молчанием, а главное внимание обращалось на антинигилистическую направленность романа10. 9) эта фотография датирована тоже 1861 г. : «4) Портрет от 1861 года без бороды». В. Г. Личность и подвиг святого Сергия дадут Достоевскому материал для создания серии образов «положительно прекрасных» русских людей в его творчестве — игумена Тихона (в «Бесах»), Макара Долгорукова (в «Подростке»), старца Зосимы и его брата Маркела (в «Братьях Карамазовых»).

Достоевский в забытых и неизвестных воспоминаниях современников. Подобное препровождение времени повторялось ежедневно», — вспоминал Фёдор Михайлович42. В 1885 году в 1 журнала «Исторический вестник» были опубликованы воспоминания о Достоевском Зинаиды Артемьевны Сытиной, дочери А. И. «Обратим внимание прежде всего на лица героев Достоевского. В. С. Ефремов цитирует мнение достоевиста А. Л. Бёма о «буйном вторжении психоанализа в область изучения литературы»: «Предпринимаемые без специального знания данной области, эти попытки обычно приводили к дилетантизму, облеченному в форму научного знания.

На семейных чтениях по выходным и летом продолжали читать Державина, Жуковского, Карамзина, Пушкина81. Первый биограф писателя О. Ф. Миллер147 считал, что каторга стала «уроком народной правды для Достоевского». СПб., 1906. А потому у человека появляется некий экран, который не позволяет ему ходить с открытой душой. соч. Идеологию и публицистику Достоевского отдельно от литературной ценности художественных произведений писателя предлагали рассматривать марксистские критики Роза Люксембург, В. Ф. Переверзев в 1912 году, взгляды которого к 1930 году приобрели более агрессивный вульгарно-социологический оттенок377, в СССР диссидент Г. С. Померанц195, а в США— биограф «сердцеведа» Джозеф Франк. Вклейка между стр.

Такие точки зрения встречаются до настоящего времени. Достоевского, написанный Перовым по заказу Третьяковской галереи, был окончен в 1872 году. Даже поза писателя, сидящего, чуть откинувшись назад, с ногой, закинутой на ногу, на снимке Гоха воспринимается как зеркальное отражение позы на снимке Лейбина (где Достоевский изображен с Ч. Валихановым): в одном случае полуоборот корпуса вправо, в другом – влево.

Полный курс состоял из трёх классов продолжительностью 11 месяцев каждый. Размышляя над особенностями жизненного пути так называемых "великих людей", писатель рисовал в своей тетради лица Петра I. Николая I. Наполеона III и Наполеона Бонапарта. В ее записной книжке конца 1880-х гг. В 1833—1834 годах Достоевский знакомится с творчеством Вальтера Скотта.

Видимо, почувствовав интуитивно родственность взглядов писателя и художника, П. М. Фигура портретируемого написана на темном фоне. Однако, как уже говорилось, оригинал снимка, подаренного Гейбовичу, утрачен. После рождения в марте 1825 года Андрея семья перебирается в левый флигель больницы. Аккуратно подстриженная бородка радикально меняет форму лица это уже не «простонародный тип», тянущий военную лямку младший офицер, а скорее столичный денди, посетитель модных петербургских салонов. Правда, они описаны здесь нестрого: с одной стороны, представлены как «фотографии с натуры», а с другой – «с портрета, снятого в Семипалатинске» (Музей памяти Феодора Михайловича Достоевского в Императорском Российском историческом музее.

Гроссмана. У нас же сейчас детей воспитывают на примерах достижений богатых людей. В чертах лица появилась спокойная уверенность, взгляд в объектив стал более пристален. Баумана Достоевский сидит на фоне геометрического орнамента, украшающего задник фотоателье и строгие геометрические формы удивительно удачно контрастируют с динамичной, «неправильной» фигурой писателя. 33 В 1869 г. Главное инженерное училище отмечало свое 50-летие. 34 Впрочем, у нас есть прецедент, когда в фотоателье М. Б. Самые ранние воспоминания писателя относятся к 1823—1824 годам.

примеч. ) от воспоминаний З. А. Работа над романом значительно приостановилась летом, когда первый план стал занимать мощный образ Ставрогина253, ставший ключевым героем «Бесов». Осенью Мария Фёдоровна совсем занемогла. СПб., 1861». С. Соловьёв писал, что Достоевский-пророк «верил в бесконечную силу человеческой души», а Г. М. Фридлендер приводил мнение основоположника литературы социалистического реализма М. Горького, полемизировавшего с Достоевским против его «неверия в человека, преувеличения им могущества темного, звериного начала, порождаемого в человеке властью собственности»365.

Достоевского эпохи его литературного дебюта. Иногда он рисовал своих современников и коллег по литературе – В. Г. Белинского. Итак, Перову удалось передать духовную доминанту этого характера («главную черту свою, свою самую характерную мысль», по словам Достоевского) в совершенстве. 112. 2 В Каталоге коллекции А. Г. 5. Косенков, А. Н.

Там же сыновья Драшусова преподавали математику и словесные науки71. Но плохо просматривающиеся под сюртуком (в силу особого положения корпуса на обоих снимках) жилет и галстук не подтверждают такую идентификацию. 34 К тому же фотографию Баумана отличает присутствие обязательных атрибутов фотосалона (задник с характерным орнаментом, кресло со специальной подставкой для рук), в то время как на рассматриваемой фотографии какие-либо внешние элементы полностью отсутствуют: только сам Достоевский на размытом, нейтральном фоне. Ко времени пребывания писателя на каторге относится первая медицинская констатация его болезни как падучая (Epilepsia)149150, что явствует из приложенного свидетельства лекаря Ермакова к прошению Достоевского 1858 года об отставке на имя Александра II151.

В Даровое они теперь могли приезжать только на месяц в июле-августе85. Достоевской, вышедших в Госиздате под редакцией Л. П. Проведя лето 1878 года в Старой Руссе, Достоевский с семьёй вернулся в Петербург и 5 октября поселился в квартире дома 5/2 в Кузнечном переулке, где проживал до дня своей смерти 28 января 1881 года294.

Зрителю показан писатель немного сверху и сбоку. В распоряжении Ходжикова была репродукция фотографии, помещенная А. Г. Отъезд был назначен на 15 июня.

Достоевской в «Юбилейном» Полном собрании сочинений писателя, где вдова писателя, как и в каталоге Музея памяти Достоевского, датировала семипалатинский снимок 1858 г. 15 См. : Проскурин В. «Фотограф щелкает и птичка вылетает» // Простор. Редакция издания сборников серии «Достоевский. После рождения в июле дочери болезнь Марии Фёдоровны обострилась8685. Со временем лучшим романом было признано «Преступление и наказание»256354. Герою «Записок из подполья», который на последних страницах повести называет себя «антигерой»204205, ближе философские идеи Канта, Шопенгауэра и Штирнера о свободе воли— «своё собственное, вольное и свободное хотенье» превыше всего206 и он доводит свою программу крайнего индивидуализма и скептицизма до логического предела207.

"Бесы", другим произведениям. Его рассуждения направлены как против рационализма и оптимизма просветителей XVIII века (Руссо и Дидро), так и против сторонников различных лагерей общественно-политической борьбы начала 1860-х годов. предшеств. В «Летописи жизни и творчества Ф. М. К. А. В 1838 году Достоевский вместе с приятелями даже организовали в Главном инженерном училище собственный литературный кружок, в который, помимо Федора Михайловича, вошли Григорович, Бекетов, Витковский, Бережецкий.

Это был мир людей страждущих ищущих помощи и поддержки, надеющихся и обреченных. В том же юбилейном 1880-м году Л. Е. В больнице бесплатную врачебную помощь могли получить представители всех сословий (кроме крепостных) вне зависимости от их имущественного состояния. Михаил и Фёдор Достоевские желали заниматься литературой, однако отец считал, что труд писателя не сможет обеспечить будущее старших сыновей и настоял на их поступлении в инженерное училище, служба по окончании которого гарантировала материальное благополучие. Высокая худощавая фигура писателя освещена справа.

Невысокий стоячий воротник подпирает подбородок. И причислил себя к разряду необычных людей, а то есть не тех, кто проживает свою жизнь, смирившись, а тех, кто борется за свою судьбу, принимает решения, способные влиять на жизнь свою и других людей. Это еще более отодвигает его вглубь и замыкает в себе. В «Елке и свадьбе» не бакенбарды приставлены к лицу, а «господин приставлен к бакенбардам». Майкова, но портрет Достоевского – признанный шедевр. 2001. С. 303. 17 См. : Там же.

Может быть, он ровно настолько же любит страдание. В 1880 году в Санкт-Петербурге им был издан альбом офортов под названием «Альбом Кавказа». Детской для старших детей служило «полутёмное помещение», отгороженная задняя часть передней4644. И. «живая жизнь» ушла из этого портрета Достоевского. В. Г.

Отсюда это осознание им крестного пути для человека, страны и народа. Так, петрашевцу Ф. Н. Львову запомнились слова Достоевского, сказанные перед показательной казнью на Семёновском плацу Спешневу: «Nous serons avec le Christ» (Мы будем с Христом), на что тот ответил: «Un peu poussiere» (Горстью праха)140. Сейчас же закончим изложение загадки этой фотографии на вопросительной интонации. Встречи с иноками повлияли на создание образа старца Зосимы.

Ф. М. Исследователь полагает, что «многие открытия первого психоаналитика были в неявной, художественной форме предвосхищены в творчестве гения мировой литературы»411. Иногда эта характеристика лиц переносится на всего человека. Для его чтения нужна устойчивая нервная система. Александр, что касается меня, то я хочу жить спокойно в своей стране. Он одет в длинный темный сюртук.

Эти лица состоят из частей, обладающих относительной самостоятельностью. Известно, что Третьяков относился к Достоевскому с особенной любовью. За рубежом был написан роман «Идиот»233, работу над которым Достоевский начал в сентябре 1867 года в Женеве, продолжил там же до конца мая 1868 года, затем писал его в Веве и Милане, а закончил во Флоренции 17 (29) января 1869 года234. Ройтер, Н. И. В Тобольске»292.

Т. 10. Пыпина – 414 (и в 1930 г. в альбоме А. М. Они умеют думать, но прежде всего они чувствуют. Руки сложены на коленях, одною из них Достоевский придерживает форменную фуражку. Композиционно портрет построен очень крепко, основательно.

На сегодняшний день единственная оригинальная фотография писателя работы И. А. Новая квартира, по воспоминаниям Андрея, состояла из двух комнат, передней и кухни. М., 1983. «Двойник», «Записки из подполья», «Идиот» были непонятны современникам. Перов был интересен и соприроден таланту Достоевского во многом.

Чтобы как-то выпутаться из тяжелой финансовой ситуации, он заключил крайне невыгодный для себя договор о публикации собрания своих произведений с издателем Стеловским, а вскоре после этого начал писать свой самый известный роман «Преступление и наказание». Конечно, это еще не создатель «Преступления и наказания», «Идиота», «Бесов».

Его душа открыта, а потому каждый удар так тяжело им переносится. Тулинова Достоевский менял галстуки в процессе съемки. 35 Эту фотографию («портрет со сложенными руками, в складной рамке») А. Г. в старой книге" и др. Бросается в глаза «простонародность» внешности, о которой упоминал Н. Н. Дневной обиход, как во всех православных семьях, сопровождала молитва.

Ощущения, которые Достоевский мог испытывать перед казнью, отражены в одном из монологов князя Мышкина в романе «Идиот»138. Собко сообщает, что Перов больше всего ценил роман Преступление и наказание. Ключевская, А. З. В «Дневнике писателя» Достоевский вспоминал, как по дороге в Петербург с братом «мечтали мы только о поэзии и о поэтах», «а я беспрерывно в уме сочинял роман из венецианской жизни»89. Несколько дней в июне 1878 года Достоевский с Вл. Алма-Ата, 1977. Но кто же этот негодяй.

Он имел редкую способность мыслить иначе, чем другие. Рисунок итальянским карандашом будет выполнен в 1847 году, а потом повторен К. А. Сытиной. Герасимов отправлялся в своих датировках (см.

Перовым, речь шла выше, а третий принадлежит известному граверу, рисовальщику, офортисту (Офорт – разновидность гравюры на металле) Льву Евграфовичу Дмитриеву-Кавказскому. Нельзя обойти стороной и замечательную книгу «Идиот», в которой главный герой не похож на персонажей из других произведений Достоевского. Труднее этого нет ничего на свете, а особенно теперь. ». Согласно местным легендам, название «Достоево» произошло от польского «dostoinik»— сановник, приближенный государя. И от этого, возможно, мир станет даже лучше. Некоторые образы, эпизоды и идейные мотивы последнего романа Достоевского берут истоки почти во всех предшествующих произведениях, начиная с «Бедных людей» и заканчивая «Дневником писателя» и «Подростком»291.

Полн. Как просто его обидеть, как легко обмануть. Лица, производящие подобное впечатление, мне приходилосьнесколько раз видеть в тюрьмах – это были вынесшие долгое одиночное заключениефанатикисектанты.

1 Утро Юга (Ростов-на-Дону), 1914. Кем, когда и с какой целью фотография раскрашивалась (и закрашивалась) акварельной краской, неизвестно. 26 Объявления об открытии фотосалона Алексея Баумана на Невском проспекте в доме Голландской церкви с середины сентября 1862 г. в течение нескольких недель печатались в газете «Иллюстрация» издателем которой был сам Бауман. Во «Всемирной иллюстрации» портрет Достоевского дан оплечно и заключен в медальон, помещенный на фоне каких-то фортификационных сооружений и другой военной атрибутики. 32 Вся динамичная фигура писателя оказалась отсеченной, органически связанный с общей позой наклон головы выпрямлен чертам лица придана необходимая для юбилейной публикации33 официальность. Погодина и других.

Молитвовал священник Василий Ильин»3940. С боков и в особенности над головой Достоевского оставлено значительное свободное пространство. Страшно признавать кого-то виновным и величать убийцей. Бергамаско, Однако на чем основана такая атрибуция, не сообщается.

Зимой 1835 года, предположительно, у Достоевского случился первый припадок падучей78. «Подпольный человек» уверен, что «живая жизнь»К 1 не поддаётся расчёту по формуле «2 х 2 4»201. Крамским. Во второй половине XVII века род перебирался на Украину. Ф. 212.

Известно, что он родился около 1756 года на Волыни в семье мелкопоместного шляхтича. Гаев и др. ). Т. 1. Скабичевского – 415). Взгляд углублен в себя. «Достойниками» с некоторой насмешкой называли жителей селения из которых набирали княжескую обслугу.

В. А. После двенадцати был обед с семьёй, отдых и снова приём в больнице. Один из приговорённых к казни, Николай Григорьев, сошёл с ума. Третья фотография как будто продолжает начатое движение. Домашний порядок подчинялся службе отца. С. 195). Философский подход к социальным мотивам получил широкое признание среди читателей и роман прославил Достоевского еще при жизни.

Очевидно, что в собрании А. Г. В апреле 1835 года Мария Фёдоровна с младшими детьми едет в Даровое. Н. К. Михайловский не смог оценить сложность и своеобразие творчества Достоевского, отрицал гуманизм писателя, на что обращали внимание В. Г. Белинский и Н. А. Добролюбов, не увидел в психологизме «великого сердцеведа» новаторство реализма, а «жестокий талант» считал чертой его личной психологии364. При этом, к большому удивлению Достоевского, тезис о «потребности веры и Христа» не пропустила цензура. М. М. Достоевского.

Достоевский на ней выглядит моложе своих сорока лет, моложе, чем на прошлогодних снимках М. Б. Соболь, которая сообщила нам о разысканиях Е. М. Здесь нет еще печати горестей испытаний, нет и намека на миф о «жестоком таланте». Рундальцов, М. Г. Даже о деде писателя, Андрее Григорьевиче Достоевском, нет точных данных.

В фигуре исчезла мешковатость, внутреннее движение вниз, к земле. Это сложность Достоевского: она принадлежит самой модели: ее воспринял чуткий Перов». Федор Достоевский в 1847 году доверчиво смотрит в будущее, пытается постигнуть мир, но без торопливости, он – немного франт (шейный платок завязан по моде), эстет, светский фланер, каким изображает он себя в «Петербургской летописи», он сострадателен и исполнен понимания сложностей и противоречий бытия, но самого себя он еще не знает. Значит, без сомнений, фотографии сделаны в Семипалатинске. Следующая по времени фотография была сделана в Париже, во время заграничного путешествия Достоевского 1862 года (так она датирована в Каталоге коллекции Музея памяти Достоевского, 3109 но теоретически можно предположить и 1863 год – время второго посещения писателем Парижа, однако это были дни бурного выяснения Достоевским отнощений с Аполлинарией Сусловой – скорее всего, для посещения фотографии у него в этот раз не было ни времени, ни необходимого дущевного спокойствия).

Основную идею романа Достоевский изложил в письме из Женевы к А. Н. Майкову от 31 декабря 1867 (12 января 1868) года: «Давно уже мучила меня одна мысль, но я боялся из неё сделать роман, так как мысль слишком трудная и я к ней не приготовлен, хотя мысль вполне соблазнительная и я люблю её. А. А. Краевского, И. С. Тургенева. О втором прижизненном портрете Достоевского, созданном В. Г. До конца года Достоевский мог закончить роман. Во время короткого пребывания в Тобольске с 9 по 20 января 1850 года на пути к месту каторги жёны сосланных декабристов Ж. А. Муравьёва141, П. Е. Анненкова142 и Н. Д. Фонвизина143 устроили встречу писателя с другими этапируемыми петрашевцами и через капитана Смолькова144 передали каждому Евангелие145 с незаметно вклеенными в переплёт деньгами146 (10 рублей).

Но автор «Скверного анекдота», «Крокодила», задиристых полемических статей из журнала «Время» представлен на этом фотопортрете очень выразительно и рельефно. Так на страницах «Преступления и наказания» появляется портрет Канта, который рассуждал о нравственном законе. соч. Сытиной (см. : Достоевский Ф. М. Вторая фотография серии, на которой Достоевский сидит около той же балюстрады, возможно, лучший снимок писателя 1860-х годов.

Окончательно фамилия «Достоевский» закрепилась за внуками Данилы Ивановича, потомки которых со временем становятся типичной служилой шляхтой1718. Гоха хранится в коллекции Литературно-мемориального музея Ф. М. Слева от него, на другом стуле, – Достоевский.

Отсутствие академической аргументации свойственно всем авторам, опровергающим значимость творчества Достоевского, для негативной оценки которого в XIX и начале XX столетий достаточно было упоминания тяжёлого недуга писателя, когда существовало распространённое заблуждение, что эпилептические припадки вызывают разрушение личности, но не упоминались известные исторические личности, страдавшие священной болезнью: Александр Македонский, Юлий Цезарь, Мухаммед, Мольер, Наполеон, Лорд Байрон, Гюстав Флобер, Альфред Нобель, Ван Гог372, Троцкий. Его отец обладал вспыльчивым и нервным характером, мало уделял времени своим детям (их было у него семь). Доминанта эта – духовная концентрация мыслителя, цельность личности. К. А. Страхова, который так передает впечатление от первого знакомства с Достоевским в самом начале 1860-х гг. : «Наружность его я живо помню: он носил тогда одни усы и, несмотря на огромный лоб и прекрасные глаза имел вид абсолютно солдатский, то есть простонародные черты лица» (Ф. М. Леонтий Чермак старался создать иллюзию семейной жизни: «ел за одним столом вместе со своими учениками и обращался с ними ласково, как с собственными сыновьями», входил во все нужды детей, следил за их здоровьем7677.

С публикацией этого снимка в 1983 году, в 86-м томе «Литературного наследства» вышло досадное недоразумение: и под репродукцией (с. На обороте оригинала фотографии, хранящейся в Государственном Литературном музее, рукою А. Г. Достоевской (. ) проставлена дата: «1863 г». Тулинова. Это единственная фотография писателя, на которой он изображен с гладко выбритым лицом нет не только бороды, но, как кажется и усов (или они едва-едва различимы). 15. Достоевского в Петербурге. В конце 1880 года Л. Е. Литературным образцом для братьев Достоевских был Александр Сергеевич Пушкин. Об обстоятельствах создания этого портрета есть удачная мемуарная заметка Н. Киселева «Анна Григорьевна Достоевская рассказывает» («Художник», 1972, 10, с. 14. ) В. Г.

3. СПб., 1992. Расстегнутый сюртук — не очень новый, местами потертый, довольно грубого, недорогого сукна — чуть приоткрыл белую манишку, скрывающую впалую грудь «хворого, хилого человека, замученного и болезнями и напряженной работой», как писал о Достоевском один из его современников. М., 1962. Рогожин склеивает улыбку. По воспоминаниям А. М. Достоевского, грамоте детей в семье Достоевских учили по книге «Сто четыре священные истории, выбранные из Ветхого и Нового завета в пользу юношества Иоанном Гибнером» (перевод с немецкого): «При ней было несколько довольно плохих литографий с изображением Сотворения мира, Пребывания Адама и Евы в раю, Потопа и прочих главных священных фактов. Ковремени создания портрета Достоевский уже прошел игражданскую казнь икаторгу, он создал великие произведения, вкоторых вовсей полноте открыл трагический мир «униженных иоскорбленных».

Там он проводил летние месяцы без отца. 19). Автор наиболее объёмной биографии Достоевского Джозеф Франк ссылался на мнение Кристофера Пайка (Christopher Pike): «Натали Саррот, Ален Роб-Грийе и Мишель Бютор восхищались Достоевским»450.

В 1850 году в польском журнале «Варшавская библиотека» были опубликованы отрывки из романа «Бедные люди» и положительный отзыв о нём148. «Идиот»— одно из самых сложных произведений Достоевского237. В соответствии с этим был организован и весь быт семьи Достоевских. Некоторые описания князя Мышкина похожи на изображения Рене Декарта, которому принадлежит фраза «Я мыслю, а значит, существую». Эта техническая особенность также затрудняет сближение двух этих фотографий.

Достоевская. Достоевской эта фотография отсутствовала. Не исключено, что этот рисунок сделан во время пушкинского праздника в Москве. В работе нет преобладания ни лиризма, ни трагичности: перед нами человек с простонародной внешностью (напоминающей купца), погруженный в свои мысли, с характерным для Достоевского разрезом и прищуром глаз. Особенности творческого пути художника. Он всецело погружен в свои мысли.

8 апреля. С. 124, 143 первая публикация: Сибирские огни. И помета «Москва. не наказывали телесно, — никогда и никого»68. Перова уже написаны портреты В. И.

СПб., 1906. Гоха и М. Б. С. 185). Следующее лето 1836 года в Даровом стало для неё последним. Трагичность романа заключается в том, что «Князю-Христу» (Мышкину— любимому герою писателя238) вмешательством в судьбы других персонажей никого не удаётся осчастливить, не удаётся победить враждебные силы, жертвой которых становится и он сам239.

Михайловский ошибочно понял характер творчества Достоевского»363. «Всякое воскресенье и большой праздник, — вспоминал младший брат Достоевского Андрей, — мы обязательно ходили в церковь к обедне, а накануне — ко всенощной». Баумана одновременно, то 1863 г, как время съемки оказывается еще более правдоподобным. 30 Умер в июле 1864 г. 31 В «Описании рукописей и изобразительных материалов Пушкинского Дома. » ( 445) высказано предположение, что гравюра исполнена по фотографии С. Л. Страдание – да ведь это единственная причина сознания. Портрет прекрасно передает внешний облик писателя без какой-либо смысловой или символической доминанты, хорошо уже то, что в работе нет никакой лиричности, трагичности, перед нами человек, погруженный в свои мысли, с характерным именно для Достоевского разрезом и прищуром глаз.

— Брат же Михаил любил поэзию и сам пописывал стихи, бывши в старшем классе пансиона (чем брат Федор не занимался). Темно-русые волосы не нарушают основной гаммы портрета. Сотрудничество в журналах «Время» и «Эпоха» положило начало публицистической деятельности Достоевского, а совместная работа с Н. Н. Страховым187 и А. А. Григорьевым188 способствовала становлению братьев Достоевских на позициях почвенничества. Портрет Ф. М. Достоевский. На страницах этих журналов появились такие произведения Достоевского, как «Униженные и оскорблённые» (1861)182, «Записки из мёртвого дома»183, «Скверный анекдот» (1862)184, «Зимние заметки о летних впечатлениях» (1863)185 и «Записки из подполья» (1864)186.

Этот недостаток восполнила вторая жена писателя – Анна Сниткина. Достоевская также датирует фотографию 1858 г. вслед за З. А. От Шубинского)». М., 1990.

22 См. : Литературная газета. Как и на всех портретах, взгляд писателя устремлен в себя. Показательно, что, датируя фотографию с Валихановым 1857 г., фотографию, полученную от редактора «Исторического вестника», Анна Григорьевна датирует 1858 г. 10 Валиханов выехал из Верного в Семипалатинск 25 апреля исходя из этой даты исследователи заключают, что их встреча с Достоевским произошла «в первых числах мая» 1859 г. (Стрелкова И. И. собр. В исследовательской литературе называются разные даты – 1858 и 1859 гг. То же самое можно сказать и о записях к "Подростку" или "Братьям Карамазовым".

– М. : Искусство, 1979. В «Дядюшкином сне» князь К. составлен как бы из независимых друг от друга элементов. «Все забитое судьбою, несчастное, хворое и бедное находило в нем особое участие. Ведь «убийца» – это клеймо. Но в самом образе есть сложность. С. 140 – 150 1926. Направо, вслед за движением рук, несколько наклонена и вся его фигура.

Этот выбор, возможно, неосознанный, но абсолютно не случайный. Во взгляде ни тени обычного беспокойства, усталости. Следующие четыре года Достоевский провёл на каторге в Омске132. Мы вновь думаем, что только плохой человек мог пойти на такое. Ничего отвлекающего, «рассказывающего».

1992. Интересно, что редакция академического Полного собрания сочинений писателя выбрала именно эту фотографию для помещения на фронтисписе в томе, содержащем «Записки из Мертвого дома». Положительный ответ на этот вопрос требует дополнительных изысканий. И именно оно, это «страдальческое сознание» самого Достоевского и пронизывает собою его живописный образ как «главная идея его лица». Фигура, как бы сжатая в темном пространстве холста изображена чуть сверху и сбоку. Она-то и манит, а точнее, втягивает в себя, в свои бездонные глубины. Дмитриевым-Кавказским был выполнен офортный портрет А. С.

На гравюре В. А. Впечатления от этой поездки впоследствии отразились, в частности, в романах «Бедные люди», «Бесы», а также в «Дневнике писателя»6366. Однако рассмотрение этого мемориального экземпляра, ныне хранящегося в коллекции ГЛМ (КП 35714/2), на обороте которого рукой жены писателя записано: «С фотографии Щетинина. Данные о том, что писатель вообще снимался у названных фотографов, также неизвестны. 32 На фотографии А. О. В частности, снимок второй половины 1840-х годов мог быть только дагерротипом.

Кипенье жизненных сил во взгляде, в чертах лица, во всей фигуре писателя оказывается дополнительным аргументом и в пользу датировки этой фотографии 1863 годом. 29 Конечно же, это не Достоевский эпохи утрат: тяжелой болезни и мучительной кончины от чахотки жены Марии Дмитриевны, преждевременной скоропостижной смерти любимого брата Mиxaилa, 30 крушения журнала «Эпоха». По моде (как у светского эстета) завязан шейный платок, в глазах – покой и доверчивость, как будто бы писатель пытается с надеждой заглянуть в свое будущее. Например, Вл. Первая серьёзная книга, по которой дети учились читать, — «Сто четыре Священные Истории Ветхого и Нового Завета».

Гоха, костюм на Достоевском «с иголочки» : модные панталоны в крупную клетку, просторный темный сюртук, светлый жилет. Это «мертвец на пружинах» «полукомпозиция» с искусственными ногой, глазом, зубами, волосами, бакенбардами, набеленный и напомаженный. (РГБ. Свой экземпляр Евангелия Достоевский хранил всю жизнь как реликвию, когда у рассказчика «Записок из Мёртвого дома» Библию украл один из арестантов.

Через год будет написан портрет Л. Н. Каким же предстает Достоевский на этой самой ранней его фотографии. И, замечая особенную игру губ и какоетовиноватое выражение глаз, всегда знала, не что именно, но чтото злое воспоследует. Иногда ему удавалось победить себя, проглотить желчь, но тогда обыкновенно онделался сумрачным, умолкал, был не в духе». (Штакеншнейдер Е. А. : Из "Дневника и записок").

22декабря 1849 (3января 1850 года) на Семёновском плацу петрашевцам был прочитан приговор о «смертной казни расстрелянием» с переломлением над головой шпаги, за чем последовала приостановка казни и помилование138. Островского, И. С. «Записки из подполья»197, знаменовавшие новый этап в развитии таланта Достоевского198, должны были стать частями большого романа «Исповедь», нереализованный замысел которого зародился в 1862 году.

13) и в конце тома, в Указателе иллюстраций (с. в Семипалатинске, проездом в Кашгарию», первым, кажется. Степан Трофимович примеривает улыбки. М. Сервантес, Тихон Задонский. Достоевской, поступившей в 1921 году в Пушкинский Дом.

Достоевскому в год написания портрета шел пятьдесят первый год. 112 и 113. 19 Один из этих снимков (Ф. М. 15 мая. Перов. Entre des Voitures, 9, Rue de Valois». В статье 2012 года И. А. Есаулов проанализировал «некоторые маргинальные положения концепции Фрейда и его статьи о Достоевском», отметив, что ментальная установка на «культурное бессознательное» основателя психоанализа до сих пор свойственна постсоветскому литературоведению, а « В. Г. Калашников обращает внимание на то, что Т. К. Розенталь, в отличие от З. Фрейда и многих других психоаналитиков, не считала «эдипов комплекс» определяющим для личности писателя409, цитирует мнение Б. С. Мейлаха: «в России перенесение фрейдизма на почву изучения творческой личности писателя показало свою полную бесплодность»410, основной заслугой психоанализа расценивает точную интерпретацию болезни Ф. М. Достоевского как проявлений невроза, которая долгие годы оставалась вне поля зрения исследователей, что позволяет преодолеть расхожий миф об эпилепсии великого писателя. Однако, по жёстким условиям «драконовского контракта»224, под угрозой потери авторских прав и гонораров на свои издания на 9 лет в пользу издателя Ф. Т. Стелловского писатель должен был предоставить новый неопубликованный роман к 1 ноября 1866 года.

11. Выражение лица отчасти напоминает фотографию 1860 года работы И. А. 761)24 обозначено, что это фотография работы Э. Бондонелли. Ведь, может быть, человек любит не одно благоденствие. Достоевской сделана карандашная надпись: «1861 или 1863 получен от Анны Ивановны Майковой. Достоевской (см.

После смерти писателя более высокую оценку получили «Братья Карамазовы». В произведениях Достоевского няня упоминается в романе «Бесы»4541. С. 144. Образ утратившего связь с народом «лишнего человека»208 стал результатом многолетних раздумий Достоевского и не переставал волновать его до конца жизни.

I. 224). 36 По-видимому, эта же фотография висела в кабинете писателя и в доме А. П. Здесь же в 1880 году писатель закончил свой последний роман «Братья Карамазовы», печатавшийся в журнале «Русский вестник» с февраля 1879 года (январский выпуск). Михаил Андреевич и дети были охвачены горем и тем не менее «Федор в разговорах со старшим братом несколько раз повторял, что ежели бы у нас не было семейного траура, то он просил бы позволения отца носить траур по Пушкину». Гоха (хотя поворот 3/4 вправо зеркален по отношению к петербургскому снимку).

Сына этого татарина прозвали Широким Ртом, а его потомки стали Ртищевыми. Достоевский в Семипалатинске // Ф. М. Достоевский в воспоминаниях современников. В них мы можем узнать стреловидные арки и витражи Кельнского, Миланского, Парижского (Нотр-Дам), других готических соборов, которые видел и которыми восхищался писатель.

Чтению обучала детей Мария Фёдоровна57. Валиханов. Помогли тогда и родственники Куманины.

Материалы и исследования. Художника же в данном случае интересует совсем другое— Достоевский-мыслитель. сидит у балюстрады), хранящегося в Музее Пушкинского Дома, рукой А. Г. Период заключения и военной службы был поворотным в жизни Достоевского: из ещё не определившегося в жизни «искателя правды в человеке» он превратился в глубоко религиозного человека, единственным идеалом которого на всю последующую жизнь стал Иисус Христос.

Роман «Братья Карамазовы» Федор Михайлович посвятил именно ей. На Пасху смотрели Подновинские балаганы с «паяцами, клоунами, силачами, Петрушками и комедиантами». В 1865 году издание журнала «Эпоха», количество подписчиков которого неуклонно сокращалось, пришлось закрыть. 2 также см. : Иевлев Н. П. Михаил позже вспоминал, что «отец, при всей своей доброте, был чрезвычайно взыскателен и нетерпелив, а главное очень вспыльчив»72.

В повести Достоевский выступил как новатор, наделив рассуждения «подпольного человека»200 большой силой убедительности. На полном пансионе обучающиеся приезжали домой только на выходные. Тургенева, А. Н. Такое выражение я много раз примечала в лице Федора Михайловича, когда, бывало, войдешь к нему, заметишь, что он как бы «в себя смотрит» и уйдешь, ничего не сказав. Дмитриев-Кавказский создает рисуночный портрет Ф. М.

В коллекции Государственного Литературного музея хранятся две близкие между собою фотографии Михаила Достоевского, выполненные в «Photographie centrale». Еще один живописный портрет Достоевского, принадлежащий кисти К. А. После «но» следовал негативный идеологический ярлык. Лицо, руки и лист словно излучают свет.

Трутовским в 1860-е годы. Цейдлер. Вот именно так, в такой же точно позе, но только не в платье «от Шармера», а в кандалах и половинчатой каторжной куртке стоял он когда-то на поверке посреди острожного плаца. Главным правилом данного заведения устанавливалось, что «бедность есть первое право» получить в ней помощь в любое время суток38.

Даля, И. С. С. 6. Д. П. Мирский писал о четырёх великих романах писателя («пятикнижие» без «Подростка»).

Фигура мягко тонет в полумраке темного фона и тем самым отдалена от зрителя. Ф. М. Достоевский прослыл ретроградом и реакционером после публикации романа «Бесы», когда часть образованной общественности поддерживала взгляды нигилистов, народников и революционных демократов. Можно бы сказать, что Перов уловил на портрете «минуту творчества Достоевского». Достоевская упоминает как семейную ценность в своей завещательной тетради, надписанной «En cas de ma mort ou dune maladie grave» («Ha случай моей смерти или тяжелой болезни», фр. ). Бореля обнаруживает, что на этом снимке Достоевский выглядит несколько старше.

173, Palais-Royal, Galerie de Valois. Свеликолепным мастерством написано измученное, полное глубокой скорби «не освоем горе» лицо писателя. Регулярно соблюдались посты.

Достоевского – пожалуй, одна из самых знаменитых работ В. Г. Лишь во 2-й половине XX века пять наиболее известных романов писателя достоевисты назвали «великим пятикнижием». Он сопереживает всему миру.

На этот счет у исследователей существуют разные мнения. Фотография (погрудный портрет25) раскрашена акварельной краской. Т. 1. Полн.

Портрет писался позаказу П. Третьякова, который хотел, чтобы вего галерее были представлены прижизненные портреты всех выдающихся деятелей русской культуры. Преодолев все трудности, Василий Перов создал поистине выдающийся портрет, основанный не только на максимальной внешней схожести, но и на правдивом отображении сущности человека, его характера. Эта борьба выражалась на его лице, – я хорошо изучилаего физиономию, часто с ним видаясь. Взгляд направлен прямо в объектив. Щетинина. Ещё до публикации «Бесов» Достоевский предвидел, что обретёт славу «ретрограда». Петр Степанович делает и переделывает свою физиономию.

Даля, А. Н. Надо припомнить, что Пушкин тогда был еще современник. Идея эта— изобразить вполне прекрасного человека235. 412.

Вклейка между стр. Став пансионерами, Михаил и Фёдор могли приезжать в Даровое только летом на полтора-два месяца73.

А позже, в июне 1837, по дороге в Петербург, вместо того чтобы думать о вступительных экзаменах, братья мечтали о том, чтобы «тотчас же сходить на место поединка и пробраться в бывшую квартиру Пушкина, чтобы увидеть ту комнату, в которой он испустил дух». Гейбовича, ротного командира, под началом которого писатель служил в Семипалатинске. Перова. Общие черты лица округлые.

О том, что Ч. Валиханов «посетил Ф. М. Достоевский в воспоминаниях современников: В 2 т. М., 1990. Многие мысли автора «Записок из подполья» получили развитие в последующих романах, начиная с «Преступления и наказания»207. В результате границы бороды почти слились с мундиром, следствием чего явилось изменение общих пропорций лица: оно стало более округлым, «упитанным», взгляд – официозно-тяжеловесным. Вклейка между стр. Фаворский.

Это мнение было подкреплено работой Н. К. Михайловского «Жестокий талант», эпиграфами к которой приводились цитаты из произведений Ф. М. Достоевского, свидетельствующие о превратном толковании их идейной направленности333. Неподдельный демократизм Достоевского и его душевная отзывчивость к людям — воспитывались здесь. Предположительно, с 1835 года у Достоевских появляется подписка на журнал «Библиотека для чтения», в котором будущий писатель впервые читает «Пиковую даму» Александра Сергеевича Пушкина, «Отца Горио» Оноре де Бальзака, произведения Виктора Гюго и Жорж Санд, драмы Эжена Скриба и другие новинки литературы82.

Как и на фотографии работы И. А. 1863. Достоевский. И потому взгляд, не задерживаясь на торсе, ритмами вертикалей восходит к лицу.

Васильев. Т. 1. Замечалось в нем и много болезненного – кожа была тонкая, бледная, будто восковая. Воспоминания. »53.

Ему удалось точно передать нетолько индивидуальные черты его внешнего облика, нои«следы» прожитых дней, его духовной биографии. С. 16 – 28 (благодарим за указание на эти источники В. Н. Соколова) гравером Августом Яновичем Даугелем (1830 – 1899) вырезана гравюра на дереве, помещенная в 52 «Всемирной иллюстрации» за 1869 год в ряду портретов знаменитых воспитанников Главного инженерного училища (которое Достоевский закончил в 1843 году). 31 Но какая убийственная метаморфоза произошла при переводе изображения в другую технику. идеоографтеские записи романиста. Раскольников посчитал, что он право имеет.

О местонахождении этой фотографии Анна Григорьевна помечает «дома» (РГАЛИ. Первые главы отсылались М. Н. Каткову прямо в набор консервативного журнала «Русский вестник», где вышли в январе и феврале 1866 года, последующие печатались из номера в номер. Но она, с другой стороны, рождает вопросы новые, не менее серьезные. Достоевского (перо, карандаш).

С. 367 (благодарим Е. М. Страхов замечает, что от этого его лицо приобретало простонародное, солдатское выражение. Мир московской Мариинской больницы для бедных стал для него настоящим жизненным университетом. Достоевский в воспоминаниях современников.

В pendent взгляду и более твердая, волевая складка губ. При помощи коричневых брюк в черную полоску оттеняются кисти рук. выше). Я не прептенциозна. Еженедельник «Воскресный досуг» издавался самим А. О.

С. 259 – 260) эта встреча не зарегистрирована. 11 См. : Стрелкова И. И. 80 и 81. То разбеливая цвет, то просвечивая сквозь него, то намечая легким касанием форму, то золотым сиянием осветив высокий, крутой лоб, свет тем самым оказывается главным творцом и цветописи лица и его моделировки. Перову писатель во многом был близок.

Если предположить, что все Достоевские фотографировались у А. О. Пушкина с портретом Достоевского в ремарке. и во всем облике какая-то моложавость.

Варенцовой). В письме Эренфесту в апреле 1920 года Эйнштейн писал, что с восторгом читает роман «Братья Карамазовы»: «Это самая поразительная книга из всех, которые попадали мне в руки»425. Но взгляд более спокоен, «самодостаточен» : между фотографиями Гоха и Бондоно – создание «Записок из Мертвого дома» и «Униженных и оскорбленных», восстановивших и упрочивших литературную репутацию Достоевского в обществе. Писатель сидит за столом, перед ним лист белой бумаги, сбоку горящая свеча. «Братья, — вспоминает А. М. Достоевский, — чуть с ума не сошли, услышав об этой смерти и о всех подробностях ее». Согласно проводимой в это время ревизии у Достоевских имелось «около ста крестьян и более пятисот десятин земли»74. СПб., 1993.

Уже из Твери Достоевский пишет письмо своему товарищу барону А. Е. Перемена позы (стоя / сидя) почти чудодейственно изменила весь его облик. Переселяясь на Божедомку Достоевские уже ожидали прибавление семейства к концу осени39.

Плоское, с широкими скулами, болезненно-бледное лицо Достоевского само по себе мало привлекательное и тем не менее оно, можно сказать, магнетически притягивает к себе зрителя. Художник-демократ, страстный правдолюбец, народный «печальник», Василий Григорьевич Перов — крупнейший русский художник 60-х годов XIX века. Этот поступок должен был окончательно убедить его в своей силе, облегчить существование.

Домашний уклад Достоевских способствовал развитию воображения и любознательности53. был знакомый Достоевского еще с 1840-х гг. Представляем 4 наиболее удачных работы, по которым ученики могут составить краткое устное высказывание (по выбору). Сам Достоевский в «Заметках из подполья» объяснял сюжетные линии своих произведений следующими словами: «.

М. Л., 1934. Даже кресло Достоевского, прописанное силуэтно, в приглушенных тонах, едва просматривается в темной живописи фона. Эту «доказательность» унаследовали Раскольников, Ставрогин и братья Карамазовы в монологах последующих романов «великого пятикнижия». Начиная новый роман, он обращался к себе с призывом: "смотри в старых книжках", "см. С. 128. Пожалуй, лишь за исключением снимка А. О.

Достоевской до нас дошел позднейший переснимок со старинного дагерротипа. Но при всем том во взгляде перовского героя нет даже намека на призыв к борьбе. По свидетельству однокашников. Все три «верноподданнические» стихотворения Достоевского («На европейские события в 1854 году», «На первое июля 1855 года», С начала 1861 года Фёдор Михайлович помогал брату Михаилу издавать собственный литературно-политический журнал «Время»181, после закрытия которого в 1863 году братья начали выпускать журнал «Эпоха». Словом, все то, что Федор Михайлович называл «страдальческим сознанием» русского народа. Это Достоевский времени бурного романа с Аполлинарией Сусловой, первых опытов игры на рулетке, азартный издатель журнала «Время», который «завел процесс со всею литературою. ». Ф. 93.

На стуле около накрытого скатертью столика теперь сидит Чокан Валиханов. Он решил, что ее можно убить. Андрей Достоевский позже вспоминал: «с начала нового, 1837г.

Творческая рукопись к любому произведению писателя каждого периода его творчества имеет свое собственное лицо. Стоит заметить, что при абсолютной «светской» застылости и непохожести поэта, портрет Достоевского в ремарке, хоть и сделан по известному рисунку автора, но более удачен и выразителен, так как в лаконичном офорте опущены излишние детали, от чего ремарочный портрет только выиграл. Судя по приведенному выше отзыву А. Достоевской, Перов уловил на портрете «минуту творчества Достоевского»» Отсюда этот предельно сдержанный колорит картины, ее строгая, компактная композиция, освобожденная от какого бы то ни было антуража.

Писатель на ней представлен наиболее «художественно» из всех фотографий этого времени: видно, что фотограф понимал свое дело не как ремесло, но как искусство. Т. 1. Тогда же, в 1837 году, смерть поэта стала для них потрясением. Так как у Драшусова не было преподавателя латинского языка, то Михаил Андреевич «купил латинскую грамматику Бантышева» и осенью-зимой «каждый вечер начал заниматься с братьями Михаилом и Фёдором латынью». Выросший в провинции (на Украине), К. А. Помилование Достоевскому168 (то есть полная амнистия и разрешение публиковаться) было объявлено по высочайшему указу 17 апреля 1857 года, согласно которому права дворянства возвращались как декабристам, так и всем петрашевцам.

1955. Баумана на Невском проспекте: между ними есть некоторые черты сходства. Соловьёвым провёл в Оптиной пустыни293. Третьякова в 1872 году портрет Ф. М.

С. 9. 18 Достоевский Ф. М. И разные места съемки – Семипалатинск, Омск. стоит у балюстрады) воспроизведен в «Юбилейном» Полном собрании сочинений Достоевского с подписью: «Ф. М. Перов создал подлинный портрет-биографию великого писателя. В 1991 году итоги достижений советской достоевистики подвёл Г. М. Фридлендер в статье «Достоевский в эпоху нового мышления»381. 27-го февраля Мария Фёдоровна Достоевская, не дожив до тридцати семи лет, скончалась.

И те и другие размышляли над исторической судьбой России. В настоящее время в квартире расположен Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского. Валиханов. В конце 1820 года, после рождения первого сына Михаила, Достоевский уволился с военной службы и с 1821 года перешёл работать в Мариинскую больницу для бедных36, несмотря на её скромные оклады, которые даже по официальным признаниям «не вознаграждают достаточно трудов их и не соответствуют необходимым надобностям каждого в содержании себя и своего семейства»37. На стене над этим столом висел фотографический портрет Федора Михайловича. » (Ф. М.

Композиционно она сильно уступает предыдущей. Александрова: «. Здесь, поскольку изображение «срезано» по пояс, единственным центром снимка оказывается лицо, а корпус, занимая на фотографии непропорционально большое место, превращается в аморфное, бессодержательное пятно. Кожа удивительно гладкая, чистая. Старшие дети занимались с учителями. Работы Зигмунда Фрейда и его последователей (И.

примеч. Обладая собственным понятием выгоды «отрешившийся от почвы и народных начал»202 «подпольный парадоксалист» ведёт полемику не только с теорией «разумного эгоизма» Н. Г. Чернышевского203. Позже в работе «Легенда о Великом инквизиторе» (1894) В. В. Розанов писал о «Записках из подполья» как о краеугольном камне литературной деятельности Достоевского, основной линии в его миросозерцании.

Врангелю. Фигура, как бы сжатая в темном пространстве холста изображена чуть сверху и сбоку. В это же время резко сократилось число упоминаний фамилии в исторических документах20. Итогом творческого и жизненного пути Достоевского стал последний роман «великого пятикнижия» «Братья Карамазовы»290, замысел которого возник весной 1878 года, но был связан с неосуществлёнными планами масштабных произведений «Атеизм» (1868—1869) и «Житие великого грешника» (1869—1870). Каждого героя можно понять, каждому из них хочется верить. 1863».

Достоевского (перо, карандаш). Первые черновые заметки к роману «о детях» («Братья Карамазовы») появились после 12 апреля 1878 года и были озаглавлены «Memento (о романе)». / 97», а позднее ее же рукой, чернилами: «1861». 20 Мы также ранее высказали предположение, что фотография Тулинова послужила основой для гравюры на дереве, воспроизведенной в 1863 г. в «Иллюстрации» и повторно, в 1866 г., в «Воскресном досуге». 21 Впрочем, отметим, что фотография Тулинова, на которой Достоевский сидит у балюстрады, стала известна сравнительно поздно: она впервые была зарегистрирована и воспроизведена в «Описании рукописей и изобразительных материалов Пушкинского Дома. » ( 414). У В. Г. Но марксистская идеология начала подчинять себе гуманитарные науки.

Особенно выделял позднее Фёдор Михайлович чтение отцом «Истории Государства Российского»: «Мне было всего лишь десять лет, когда я уже знал почти все главные эпизоды русской истории»5556. В нем художник отобразил истинный характер знаменитого писателя. Замечателен комментарий Вареньки Доброселовой при посылке Макару Девушкину «Повестей Белкина», он носит несомненный автобиографический характер и отсылает нас к годам детства Достоевского: «Два года тому назад мы читали эти повести вместе с матушкой и теперь мне так грустно было их перечитывать». Левицкого или К. И. А когда в имении Достоевских случился пожар, жившая в их доме няня Алёна Фроловна, вспоминал Федор Михайлович в 1876 году, видя в какое отчаяние пришли его родители, предложила его матери Марии Федоровне: «Коли надо вам будет денег, так уж возьмите мои, а мне что, мне не надо», (имея ввиду накопившиеся за годы службы и отложенные на старость средства — почти 500 рублей). Отсюда же и этот призыв его: «терпи, смиряйся и молчи».

Они так похожи на нас. Значит ли это, что в составе архива А. Г. На столике две высокие свечи в подсвечниках и стопка книг, на стене – две маленькие фотографии в рамочках.

На писателе наглухо застегнутый, несколько кургузый обер-офицерский мундир. Корсакова, Е. Д. Э. И. Тотлебен на личной аудиенции у императора добился определённого помилования163. Все это не просто прекрасные живописные произведения, отличающиеся глубиной проникновения во внутренний мир модели. Однако на обороте парного ему снимка (Ф. М. 1924. С 1782 года Андрей Достоевский был священником в селе Войтовцы24.

Он обладает детской наивностью, верой и даже простодушием. Согласно словам Достоевского из писем Н. Н. Страхову 9 (21) октября и 2 (14) декабря 1870 года замысел антинигилистического романа зародился в конце 1869 года. С. 176 – 177. Достоевский привык повиноваться и слушаться во всем родителей.

Достоевского» (СПб., 1993. Старая карточка неизвестного фотографа. » 7 В этой связи заметим, что 3. А. Давыдов, Н. С.

Портрет исполнен в едином серовато-коричневом тоне. Достоевский – москвич, проживший в первой русской столице 16 лет. Перед нами умный, но обычный молодой человек, у него все впереди и этим портрет привлекателен и симпатичен. 4. его матери и сестры Сони, Порфирия, Лизаветы.

Дневник и записки. Но когда же. Валиханов. Дело в том, что, покидая Семипалатинск, писатель оставляет свой обер-офицерский мундир, эполеты и саблю ротному командиру А. И. Не случайно, что лица героев Достоевского так часто напоминают маски (у Ставрогина, у Свидригайлова). Руки сложены на груди крестом, а la Napolon.

Окт. Они могут предать, жестоко разыграть и обмануть тебя.

Суть в том, что все люди ошибаются, так как они не роботы. Среди описания героя «Подростка» можно встретить портрет Вольтера, а изображениями Шекспира пестрят страницы «Бесов». Андрей Михайлович вспоминал, что «лесок Брыково с самого начала очень полюбился брату Феде», а «крестьяне, в особенности женщины их очень любили». III. По мнению немецкого слависта Райнхарда Лауэра (Lauer, Reinhard), «Достоевский расценивается как один из величайших и наиболее влиятельных романистов золотого века русской литературы»452. Третий прижизненный портрет Достоевского принадлежит извест-ному граверу, рисовальщику, офортисту Льву Евграфовичу Дмитриеву-Кавказскому (1849 – 1916). Ведь одним плохим человеком будет меньше. Но его нет и в петербургской части архива А. Г.

48. В романе «Бесы»247 (1871—1872) отразилась ожесточённая полемика Достоевского с революционной Россией: как с нечаевцами («детьми»— нигилистами поколения «бесов»), так и с либералами («отцами»)248249, в определённой мере ответственными за начало террора. Воспоминания о Федоре Михайловиче Достоевском // Ф. М. Н. Н. Страхов главным отличительным творческим качеством Достоевского считал его «способность к очень широкой симпатии, умение симпатизировать жизни в очень низменных её проявлениях, проницательность, способную открывать истинно-человеческие движения в душах искаженных и подавленных, по-видимому, до конца», умение «с большой тонкостью рисовать» внутреннюю жизнь людей, при этом в главные лица у него выводятся «люди слабые, от тех или других причин больные душою, доходящие до последних пределов упадка душевных сил, до помрачения ума, до преступления». В Брестской области Белоруссии сохранилось село Достоево15. Степанова и К. А.

Находки краеведа. Островского (1871), а также созданные в течение 1872 года, то есть в один год с «Достоевским», портреты В. И. До войны я был замкнут в Достоевском как в гробу. Гейбовичу и уезжает в штатском. Среди преподавателей пансиона Фёдор и Михаил особенно выделяли учителя русского языка Николая Ивановича Билевича, который «просто сделался их идолом, так как на каждом шагу был ими вспоминаем». Это, бесспорно, снимок 1860-х годов.

(Вот завопят-то про меня нигилисты и западники, что ретроград. ) Да черт с ними, а я до последнего слова выскажусь»252. Зажатая под локтем его левой руки фуражка усугубляет неестественность позы. Согласно рейтингу редакции «The Guardian», роман «Братья Карамазовы» входит в число 100 величайших романов всех времён, занимая 29-е место451. Здесь все решено очень просто.

В 1871—1872 годах он работал над романом Бесы, в 1868 году был написан Идиот. Это первое прижизненное изображение молодого Ф. М. Губы сжаты в ироническую складку. Уже в «Бедных людях» герои Достоевского читают Пушкина. педагог П. М.

А Фёдор Михайлович гениальный психолог. Кажется, что фигура писателя находится в своем отграниченном от окружающих пространстве. Каждый имеет собственное место относительно двух противоположных полюсов быстрой, напоминающей своим внешним видом колючую проволоку, едва читаемой скорописи и поразительной по своему художественному совершенству "каллиграфии", которая как бы олицетворяет собой некое идеальное в своем совершенстве художественное слово. Так же фотография датирована и в каталоге Музея памяти Достоевского ( 3110): «Москва. Непосредственно к работе над «Бесами» писатель приступил в январе 1870 года в Дрездене, о чём свидетельствуют подготовительные материалы к роману250.

А вот здесь, как раз и кроется суть. В 1844 году он решил заниматься исключительно литературой и подал в отставку. Режим дня в учебном заведении был строгий. С. 91. Глубина и красота повседневного существования, от которого остались одни развалины, – только это восхищало, влекло к себе. Пушкин в течение всей жизни оставался живым собеседником Достоевского.

Бореля. Т. 1. Образ Ф. М. Б. Герасимов. Достоевской: именно так выглядел писатель в период их знакомства.

Во время Отечественной войны 1812 года студент 4-го класса Достоевский сначала был командирован «для пользования больных и раненых»29, а позже боролся с эпидемией тифа30. 192 и 193). Дмитриев-Кавказский создает рисуночный портрет Ф. М. Внутри них огромный мир, полный бесконечных мыслей и вопросов (какой был и у Раскольникова). Арестанты были лишены права переписки, но, находясь в лазарете, писатель смог тайно вести записи в так называемой «Сибирской тетради» («моя тетрадка каторжная»10).

Подразумевалось, что эти люди были «достойны» данной службы14. По воспоминаниям Андрея Михайловича, чаще всего он замечал Фёдора за чтением исторических романов «Квентин Дорвард» и «Уэверли или Шестьдесят лет назад»75. В письме Михаила Андреевича от 29 апреля появляются первые свидетельства начала её тяжёлого заболевания83. И неслучайно первое слово, которое услышал русский читатель от Достоевского, было слово «бедные» (в названии романа «Бедные люди») — слово из наименования Мариинской больницы. 4 ноября Достоевский был крещён. Постоянной темой его произведений Страхов называл борьбу «между тою искрою Божиею, которая может гореть в каждом человеке и всякого рода внутренними недугами, одолевающими людей»349. Достоевский, снята и десятилетняя дочка Михаила Достоевского Варя, умершая от скарлатины в феврале 1864 г. (эта фотография хранится в фондах Государственного Литературного музея).

Лишь звучный, красивый, немудреный гимн жизни – и ничто другое – достигал сердец. В Руссе» (последнее, по-видимому, указание на место хранения) и тут же под 3: «Портрет фотогр в Семипалатинске в 1858 году. Ничего отвлекающего, «рассказывающего». Губы полные. С. 124 – 144). 8 Нельзя исключать, что Б. Г.

И художник создал портрет-картину. На момент публикации фотография бережно хранилась в семейном архиве З. А. Можно утверждать вполне определенно: попадись нам этот снимок в ворохе других анонимных фотографий, мы никогда не выделили бы его из ряда ему подобных и никому в голову бы не пришло, что на нем запечатлен гениальный художник и мыслитель.

Каждый час мог закончиться неведомо как, мог стать последним, вот таким образом солдат на фронте, летчик в самолете, миллионы в концлагерях и миллионы в городах под градом бомб заново полюбили обыкновенную Федор Михайлович Достоевский (30. 10. 1821 – 28. 01. 1881) воспитывался по строгим и суровым правилам. Т. 2. Гравюра на дереве. Сложность атрибуции первой фотографии усугубляется тем обстоятельством, что сохранились только поздние переснимки, местонахождение же ее оригинала неизвестно (возможно, он утрачен безвозвратно).

Как мало людей, понимающих нас и сочувствующих, готовых протянуть руку помощи. «Цивильный» сюртук и белоснежную рубашку заменило что-то, отдаленно напоминающее военную форму. При жизни писателя кроме отдельных публикаций было издано два собрания сочинений: двухтомное (1860 год) и четырёхтомное (1865—70), когда лучшим произведением Достоевского считались «Записки из Мёртвого дома»352. – С. 108). Михаил, Фёдор и Андрей в это время готовятся к экзаменам в пансионе84.

Толстого И. Н. 1 марта её похоронили на Лазаревском кладбище8687.