Портрет Джоконда Описание

Леонардо да Винчи "Мона Лиза": описание картины

Но ни одно описание картины «Джоконда» не может передать её изысканность и композиционное совершенство. И вот теперь она охраняет самое главное – ребенка, который должен родиться. Но это уже совсем другая история. «Джоконда» является одним из лучших образцов портретного жанра итальянского Высокого Ренессанса. Именно так картина и оказалась во Франции.

Посередине: Дама с горностаем. Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Мастера Эпохи Возрождения». Умирая, художник завещал это полотно своему другу Салаи. Повсюду – и в замках и в городских домах – дочерей пытались обучить знаменитой улыбке. По их мнению, дело не в модели и не в художнике, а в зрителях.

Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена21. Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ». Жёлтое платье, тёмно-зелёная накидка.

Вообще не из реальных улыбок, скорее – из таинственных метаморфоз. Их нужно уважать и изучать. А может, она и есть сама жизнь. В то же время улыбается она как-то двусмысленно.

А. С. Пушкина в Москве. Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привез картину во Францию. Та ведь предстает не в костюме Весны. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. 1503-1519 гг.

Мона Лиза» (1503-1519). Ее волосы распущены так, словно она позирует в домашней обстановке, ведь флорентийские дамы никогда не выходили на улицу без прически и простоволосыми. Глаза имеют тот же блеск и так же увлажнены, как в жизни. () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам»13. Так, в 1919 г. авангардист Марсель Дюшан опубликовал в журнале «Дада» шарж – он пририсовал Джоконде усы и подписал карикатуру буквами «L. H. O. O. Q».

сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых – портрет Лизы Герардини». Ответ дает исследователь искусства Возрождения – сам знаменитый Джорджо Вазари в своем труде «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», составленном всего-то спустя 30 лет после смерти Леонардо: «Леонардо взялся написать для Франческо дель Джокондо портрет монны Лизы и, потрудившись над ним четыре года, так и оставил его незавершенным». Есть версия, что они были стёрты из-за неудачной чистки картины.

Пачифика (если это она) на картине вышла как живая. () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж.

Живопись XVI века буквально наполнена следами влияния «Моны Лизы». Иногда кажется, что можно почувствовать дыхание Моны Лизы, если приблизиться к ней. Вероятно, портрет жены купца Джокондо (откуда название картины – Джоконда) идентификация изображенной окончательно не установлена.

Нет, портрет, конечно, явно леонардовский, но – девушка. Увидел исследователь и восточные черты в лице модели и в пейзаже за ее спиной. Улыбка Джоконды необычайно притягательна, обворожительна, маняща.

особенно в тех случаях, когда адресовалось людям, не склонным доверять ангельским улыбкам. Однако сейчас эта теория подвергается сомнениям, ведь родившийся в 1511 г. Вазари не мог видеть процесс создания полотна и писал о нём «с чужих слов». Впрочем, как ни смягчены все контуры, волнистая прядь волос Джоконды созвучна прозрачной вуали, а брошенная через плечо свесившаяся ткань находит себе отзвук в плавных извивах далекой дороги.

Невероятно, но это подтверждает и ее странное на первый взгляд положение рук. Существует несколько версий, кто на самом деле изображен на портрете. Это— зримый символ самой жизни человека и природы, соединенных в одно целое и представленных отвлеченно от своей индивидуально-конкретной формы. Критик Уолтер Патер в своём эссе 1867 года о да Винчи выразил своё мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности, которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира». Дальнейший взлёт славы картины связан с её таинственным исчезновением в начале XX века и счастливым возвращением в музей несколько лет спустя (см.

Но это уже дело вкуса. Мона Лиза – это первая 3D картина в истории, приходят к выводу исследователи. Там король отдыхал, развлекался со своими любовницами, принимал послов.

В этом и есть главная ценность творения да Винчи «Мона Лиза». Цель этого похищения не выяснена однозначно.

Сочинение по картине 
Леонардо Да Винчи 
Мона Лиза (Джоконда)

Сочинение по картине Леонардо Да Винчи Мона Лиза (Джоконда) описание (описание)

И его описание таково: девушка изображена в костюме Весны. Эта лёгкая блуждающая улыбка встречается во многих произведениях как самого мастера, так и у леонардесков, но именно в «Моне Лизе» она достигла своего совершенства. Гращенков пишет: «Бесконечное многообразие человеческих чувств и желаний, противоборствующих страстей и помыслов, сглаженных и слитых воедино, отзывается в гармонически бесстрастном облике Джоконды лишь неопределённостью её улыбки, едва зарождающейся и пропадающей. () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков.

«Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы». И этого ребенка назовут Леонардо. После этого «Мону Лизу» защитили пуленепробиваемым стеклом, что обезопасило её от дальнейших серьёзных атак. Подобную теорию подтверждает и Энео Ирпино, который воспел женщину в своей поэме. Ведь на самом деле она любит не себя, а своего ребенка. Он приходит в музей. Её громкая репутация связана не только с её высокими художественными достоинствами, но и с атмосферой загадочности, окружающей это произведение.

Еще один технический прорыв гения, который предвидел и пытался воплотить в жизнь множество изобретений, воплощенных века спустя (летательный аппарат, танк, водолазный костюм и т. д. ). Поразительна художественная глубина произведения.

Ее порой даже сравнивают с улыбкой уверенной в себе хищницы. Полную «медкарту» Джоконды собрал гинеколог Хулио Крус и Эрмида в своей книге «Взгляд на Джоконду глазами врача». «Le Petit Parisien» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц.

Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию3. Это уже дама, которой за 30-35 лет. Здесь пейзаж тонко сочетается с портретом, взгляд направлен на зрителя известная поза «контрпосто», пирамидальная композиция Сама техника достойна восхищения: каждый из тончайших слоев накладывался на другой только после того, как высохнет предыдущий. Голова слегка повёрнута10. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии»13.

Надо сказать, что многие исследователи творчества Леонардо задавали себе те же вопросы. Леонардо, сам того не подозревая, создал наглядное пособие для своих последователей, которые открывали для себя много нового в живописи, беря за основу портрет «Моны Лизы». У нее была болезнь Паркинсона, липома (доброкачественная жировая опухоль на правой руке), косоглазие, катаракта и гетерохромия радужки (различный цвет глаз) и астма.

«Джоконда»: тайны 
портрета номер один

«Джоконда»: тайны портрета номер один

Monna – это сокращение от ma donna – Мадонна, матерь Божья (хотя также означает и «моя госпожа», леди). Портрет Лизы Джоконды веками был головоломкой для многих искусствоведов. Воспевал данное произведение и британский прозаик Уолтер Патеру (1869 г. ): «Возле этого портрета возникает ощущение, будто Вы смотрите на бегущую воду. Таким образом, Джоконду можно назвать женской ипостасью гения. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям -- атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк.

Мастер неутомимо смешивает различные вещества, стремясь получить вечные краски. Именно с таким настроением и в такую эпоху писал ее Леонардо да Винчи. На картине прямоугольного формата изображена женщина в тёмной одежде, обернувшаяся вполоборота. Главное же, что Луврская Джоконда полностью закончена. Именно художники были первыми поклонниками «Джоконды» Леонардо да Винчи. Мария сидит на коленях у своей матери Анны и держит на руках младенца Иисуса.

Под картиной "Мона 
Лиза" обнаружили 
скрытый портрет

Под картиной "Мона Лиза" обнаружили скрытый портрет

По-французски подобная аббревиатура звучит идентично со словами «Она горячая девчонка». По изображению приводит диагональные линии АВ (вверху). По одной из версий, она была реквизирована немцами и позже обнаружена в шахтах Альтаусзее в числе прочих шедевров, похищенных нацистами.

И улыбка ее «настолько приятная», как писал когда-то Вазари, что кажется не улыбкой женщины, но божественной Мадонны. Это картина, приписываемая кисти самого Франческо Мельци, – «Коломбина». Она не просто улыбается, а интригует зрителя. Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей.

Сочинение-описание 
по картине Мона 
Лиза дель Джоконда

Сочинение-описание по картине Мона Лиза дель Джоконда Леонардо да Винчи

Но из истории мы знаем, что флорентийки никогда не снимали его, если только Что – только. Не хватает буквально пары сантиметров, чтобы все сошлось. Благодаря этому создается ощущение взаимопроникновения отдельных образов композиции, гармоничного слияния человека и природы. Мне Джоконда кажется вечной. Но ведь ничего этого нет и в помине на луврском портрете. Такое предположение высказал Зигмунд Фрейд в книге «Воспоминания детства.

Джоконда— не портрет. Изучая увеличенные фотографии шедевра, Борковски обнаружил шрамы вокруг рта Моны Лизы. В 1517 г. святой отец навестил живописца в Амбуазе (Франция) и тот показал гостям три превосходных картины.

Немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных картине «Мона Лиза» по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта. Леонардо да Винчи. На роль шедевра мирового масштаба Мона Лиза подходила как нельзя лучше. Или это вообще НЕ ТА девушка.

  1. Мона Лиза (Джоконда), Леонардо да Винчи
  2. Описание картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза» (Джоконда)
  3. Сочинение по картине Мона Лиза (Джоконда) Леонардо Да Винчи
  4. Тайна картины Мона Лизы (Джоконда)
  5. Описание картины «Мона Лиза (Джоконда)»
  6. Описание картины (Мона Лиза)
  7. Десять главных секретов Джоконды

Именно в этом портрете придуманный мастером метод сфумато (очень тонкие переходы от света к тени) раскрыт максимально. По мнению части исследователей, под «некой флорентийской дамой» подразумевается «Мона Лиза». Эфемерная, ускользающая улыбка присутствует во многих работах живописца, но в «Джоконде» она воссоздана просто идеально.

Некоторые исследователи (в частности, Борис Виппер – русский, латвийский, советский историк искусства, педагог и музейный деятель, один из создателей отечественной школы историков западноевропейского искусства) указывают на то, что в лице Моны Лизы заметны следы моды кватроченто: у неё выбриты брови и волосы на верхушке лба. Мона Лиза сидит в кресле на балконе или на лоджии. Без мифа о Леонардо легенды о Джоконде не было бы. Гуковский. Она изображает ту же модель – только ракурс сдвинут на 69 см. Также существует иконография «обнажённая Мона Лиза», представленная несколькими вариантами («Прекрасная Габриэль», «Монна Ванна», эрмитажная «Донна Нуда»), выполненными, видимо, ещё учениками самого художника. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. () Джоконда— не портрет.

MNR 265), после войны также попала в Лувр и поскольку никто на неё не предъявил права, она вошла в фонд музея (и долгие годы висела в административных помещениях Лувра)19. S fumato — это едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Это очень важно, чтобы изображение сетки макета было сделано тщательно, в противном случае полученное изображение не будет иметь правильные пропорции. Сетка должен иметь как минимум шестнадцать частей.

  1. Картина Мона Лиза (Джоконда) музея Лувр
  2. История одного шедевра: «Мона Лиза» да Винчи
  3. Описание картины Моны Лизы (Джоконды), написанная Леонардо Да Винчи, опишите картину по плану: (перевод с )
  4. Главный секрет Моны Лизы – ее улыбка – до сих пор не дает покоя ученым

После долгих переговоров "Джоконда" была передана галерее, а Винченцо – в руки правосудия. От нее хочется спрятаться, но невозможно оторваться. Мы же определили две главные загадки «Джоконды». Она вздохнёт. А деревянные опоры, к которым он прикреплён, растрескались и перекосились.

Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Вазари также описывает подробности, которые Леонардо изобразил на портрете: «глаза, которые обладали блеском и влажностью», «розоватая и нежная кожа», «густые ресницы», «алость губ», «биение пульса на шее». Вот как отзывался о полотне этот писатель и художник: «Леонардо подрядился изготовить для Франческо Джокондо портрет его супруги, Лизы Герардини и трудился над работой почти 4 года, но всё же оставил её незавершённой. Именно тем, что в жилах Леонардо текла восточная кровь исследователь объясняет знаменитый «почерк Леонардо» – способность мастера писать справа налево (таким образом сделаны записи в его дневниках).

Женой флорентийского торговца Франческо дель Джокондо была Лиза Герардини. Поиски полиции были безуспешными. Козлов пишет15, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ. Тот не мог жениться на безродной, а взял в жены девушку из знатной семьи с приданым, но та оказалась бесплодна. И, конечно, важнейшим фактором в превращении ее в идола массовой культуры стал факт ее доступности этим самым массам. Миллионы туристов со всего света прибывают в Париж, чтобы увидеть знаменитый шедевр флорентийского мастера. Недаром его земное полотно обретает вселенские масштабы.

Для чего в процессе работы над копией нужно постараться нарисовать рот, не глядя на него. Вазари же утверждает, что портрет был брошен недоделанным. Раньше искусство служило церкви, власти и знати. Художник не расставался с портретом до самой смерти.

  1. Презентация на тему: Леонардо да Винчи Мона Лиза (Джоконда)
  2. «Джоконда» («Мона Лиза») Леонардо да Винчи – гениальное творение мастера
  3. История картины и её приключения
  4. Леонардо да Винчи «Мона Лиза» – интересные факты

Если говорить о причинах появления мифа Моны Лизы, версия, что прославленная картина – автопортрет самого художника, может быть очень близка к истине. Открыватель термина микровыражение психолог Пол Экман пишет о выражении лица Джоконды, анализируя его с точки зрения своих знаний о человеческой мимике: «два других вида сочетают искреннюю улыбку с характерным выражением глаз. Грудь преподнимется.

Возрождение. Та любовь, с которой все начинается. () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. Леонардо рекомендовал для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Хотя глаза Джоконды внимательно и спокойно смотрят на зрителя, благодаря затененности ее глазных впадин можно подумать, будто они чуть хмурятся губы ее сжаты, но около их уголков намечаются едва уловимые тени, которые заставляют поверить, что каждую минуту они разомкнутся, улыбнутся, заговорят. Историки искусства отмечают, что портрет Моны Лизы стал решающим шагом на пути развития ренессансного портретного искусства.

  • Картина Мона Лиза: история «Джоконды»
  • Картина «Джоконда» : критика полотна
  • Про картину Леонардо Да Винчи Джоконда Мона Лиза
  • Описание настроения картины Леонардо Да Винчи – Мона Лиза
  • Интересные сочинения по картинам
  • Современники Леонардо описывали совсем другую Мону Лизу

Леонардо отказался от использования чистого фона, как он уже делал ранее. Ей было посвящено все время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари». Становится понятным и выражение лица, по которому читается: «Я знаю то, что вам неизвестно. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью.

придумал загадочную улыбку Джоконды. Она была подругой самого Джулиано Медичи – соправителя Флорентийской республики. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. Лувр, Париж Алые губы с приоткрытым ртом и вовсе отсутствуют на Луврском портрете. Она придаст твоему лицу таинственное выражение. Вазари, например, называл улыбку Моны Лизы всего лишь «приятной». И это – уже счастье.

  • Сочинение на тему картина Леонардо да Винчи Мона Лиза или Джоконда
  • О жизни и творчестве выдающихся художников
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • Картина "Мона Лиза" Леонардо да Винчи

Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. Есть гипотеза, что Леонардо был влюблен в Лизу. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. Одной из них было «изображение флорентийской дамы, созданное с натуры по приказу Джулиaно Медичи, брата Лоренцо Великолепного». Но в картине Мона Лиза воплощено не только разумное начало – образ ее исполнен высокой поэзии, которую мы ощущаем и в ее неуловимой улыбке и в таинственности развертывающегося за ней полуфантастического пейзажа.

В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения»18. Так вот, Мельци описал «Джоконду» как «величайшее полотно живописного искусства». От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся — как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью.

Если они не ждали ребенка. Сохранились документы об этом: первый гласит, что команда «спасла такие бесценные предметы, как луврская Мона Лиза», второй, от 12 декабря 1945 года из австрийского музея Альтаусзее, гласит, что «Мона Лиза из Парижа» была среди «80 вагонов искусства и культурных объектов со всей Европы», отправленных в шахту. Однако годы не щадят никого – и «Мона Лиза» Леонардо да Винчи не стала исключением. Однако это можно списать на плохую реставрацию. Но тогда и улыбка Джоконды – его улыбка.

Однако стоит сфокусировать взгляд на губах, как улыбка тотчас исчезает. Вазари, родившийся в 1511 году, никак не мог увидеть Джоконду своими глазами и был вынужден сослаться на информацию, данную анонимным автором первой биографии Леонардо. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Репутация картиныНесмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её слава потускнела. Все детали ее исполнены с величайшим усердием.

И это не кто иной, как Салаи – ученик да Винчи, написанный им на картинах «Иоанн Креститель» и «Ангел во плоти», где юноша наделен той же улыбкой, что и Мона Лиза. Оба этих случая не нанесли картине вреда. Свой поступок он объяснил желанием вернуть "Джоконду" на родину.

Предполагается, что небольшое размытие фигуры отражает сердцебиение героини. Париж.

  • Как включить силу самоисцеления, которая есть в каждом из нас
  • Зимнее солнцестояние 2018: 10 фактов, которые вы не знали о самом коротком дне в году
  • Как наряжают новогоднюю ёлку в разных странах мира
  • Всё, что вы не знали о новогодней ёлке
  • Мужчины-веганы не очень привлекают женщин, показало исследование
  • История салата оливье: как на самом деле это блюдо вошло в нашу жизнь

Далее три года, до возвращения в Париж 16 июня 1945 года, остаются недокументированными19. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло. Об упомянутой Вазари красоте Моны Лизы тоже можно поспорить. Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу.

В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. Однако всемирную известность портрет обрёл после публикации эссе Теофиля Готье (1855 г. ). Выражение лица Джоконды олицетворяет всё то, к чему тысячелетиями стремятся мужчины. Лишь в 1963 г. она побывала в США, а в 1974 г. – в Японии.

Как многие работы Леонардо да Винчи, эта картина потемнела от времени и ее цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчетливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зеленым, «подводным» тоном пейзажа. К тому же на пальце дамы нет обручального кольца. О матери Леонардо почти ничего не известно.

Ведь мать – та самая Вселенная, которая вмещает и планеты и звезды и космос. Доска (тополь), масло.

Она прошла сквозь века в сиянии своей тайны. Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. Улыбка, застывшая на вытянутых, трепетных губах, стала характерной для него и чаще всего называется леонардовской.

  • Критика и недостатки полотна Мона Лиза (Джоконда)
  • Облако тегов – сайта картина на заказ
  • От короля к королю из королевства в королевство
  • Такие разные толкования улыбки Моны Лизы

Внесли свою лепту в разгадку тайны и нейрофизиологи. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики22. Итак, первая: кого изобразил Леонардо.

И, судя по мудрости и уверенности ее взгляда, этот день настанет. Официальная же версия гласит, что Леонардо был сыном нотариуса Пьеро и «местной крестьянки» Катерины. Джоконда — картина, прекрасно представляющая собой «поэзию» Леонардо да Винчи: в этой работе показаны личные переживания творца, сложность вселенной в самых мельчайших деталях. Н. Гращенков, российский искусствовед, специализировавшийся на искусстве итальянского Ренессанса, считал, что Леонардо, в том числе благодаря пейзажу, удалось создать не портрет конкретной личности, а универсальный образ: «В этой загадочной картине он создал нечто большее, чем портретное изображение никому не ведомой флорентинки Моны Лизы, третьей жены Франческо дель Джокондо. Скорее, здесь было что-то из области колдовства. Музей – это публичное заведение.

Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего Благовещения. Если их вернуть, то изображение складывается в цикличный пейзаж, который символизирует то, что человеческая жизнь (в глобальном смысле) заколдованна также как все в природе. И тогда у тебя будет столько же поклонников, сколько у Моны Лизы. Разделенные пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. К тому же молода – к 1503 году, к которому относят создание портрета, ей было лет 20. Разве что Рафаэль.

Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Эта загадка практически решена. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. Первым её воспел писатель эпохи Романтизма Т. Готье: «Сфинкс красоты, который так загадочно смотрит с картины Леонардо опасно поддаться его обаянию, обещающему неизвестные наслаждения, но при этом божественно ироничному». В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы15. Существует информация анонимного автора первой биографии Леонардо да Винчи, на которую ссылается Вазари.

В своеобразно прекрасном облике флорентийки Моны Лизы дель Джоконды она сильнее всего захватывает и повергает в замешательство зрителя. В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. Принадлежит к позднему периоду его творчества.

Профессор был уверен, что портрет монны Лизы в костюме Весны существует. Фотографию Мона Лизы нужно поместить в верхнем левом углу пластины. Мона Лиза – автопортрет художника.

Которых у Моны Лизы нет. Подобные слова принесли произведению всемирную славу. Не потому ли портрет этой женщины так похож на автопортрет самого художника. И откуда вообще известно, что она – супруга купца дель Джокондо.

Мона Лиза (Джоконда), 
Леонардо да Винчи

Расположение фигуры от талии, положениерук — абсолютная новинка. Портрет супруги торговца давно был отдан заказчику.

Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля»11. Но и это указание довольно расплывчатое – ему соответствуют сразу несколько женщин, среди которых такие знаменитые красавицы того времени, как Констанца дАвалос (её прозвищем было «La Gioconda», что в переводе с итальянского означает «Весёлая») и Пачифика Брандано. Техника написания портрета доведена мастером до совершенства. А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы». Одна из наиболее знаменитых загадок портрета – это, бесспорно, выражение лица модели. Мона Лиза (фрагмент).

«Джоконда» – не портрет. Она отнимает у лица все жесткое, напряженное, застылое, она превращает его в зеркало смутных, неопределенных душевных переживаний, в своей неуловимой легкости она может быть сравнена лишь с пробегающей по воде зыбью». Да что там Земля. Общие законы рисунка, построения перспективы лишь подсказывают путь.

Ибо она познала и перестрадала все в жизни. 1476 г. Национальная галерея Вашингтона. «Голова и руки— вот несомненный центр картины, которому принесены в жертву остальные её элементы. Автор также применяет в работе авторскую технику сфумато, создавая эффект дымки. 21 августа 1911 года картина была похищена20 работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia).

Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. Более того, улыбку Моны Лизы вполне можно воспроизвести, считает Маргарет Ливинстон. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. С точки зрения сегодняшней этики такое предположение выглядит вполне убедительно.

Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа12. Салаи на рисунке ЛеонардоСалаи (умер в 1525 г. ) оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. Вероятность велика, ведь у Лизы Герардини было пятеро детей (первенца, кстати, назвали Пьеро). Она знает Будущее и потому соединяет в себе Добро и Зло. Слегка улыбаясь, девушка держит цветок-коломбину. Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы».

Все настолько естественно, насколько это вообще можно изобразить. Но как это сделать, знал, похоже, только великий Леонардо. И тут нельзя не сказать об излюбленной мастером тончайшей светотени (сфумато), которая являлась у него своеобразным ореолом, заменившим средневековый нимб: это в равной мере и божественно-человеческое и природное таинство. Спокойно.

Во всем этом Леонардо проявляет свое умение творить согласно законам ритма и гармонии». Представим, что Джоконда исчезла, осталась только ее загадочная улыбка. Исходящее от картины «Мона Лиза» ощущение силы – это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности. Критикам картина Леонардо сама по себе казалась крайне привлекательной. И ключ к ней зачастую – именно памятники культуры.

Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией. Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи3. Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем. Всё это происходило с ней, но сохранилось лишь как отдалённое звучание флейты, отражаясь только в изящном овале лица, в томных очертаниях век и положении рук». Портрет так впечатлил монарха, что он немедленно его выкупил, заплатив 4 тыс.

В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. 77 x 53 см. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло. Также виден край парапета. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым.

Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать за оригинал. А это означает: Мона Лиза неправильно питалась. Критик Уолтер Патер в своем эссе 1867 года о да Винчи выразил свое мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности, которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира». Дальнейший взлет славы картины связан с её таинственным исчезновением в начале XX века и счастливым возвращением в музей несколько лет спустя, благодаря чему она не сходила со страниц газет. «Мона Лиза» на сегодняшний день является одной из самых знаменитых картин западноевропейского искусства.

Итальянский ученый Анжело Паратико пошел дальше. В пользу версии Челлини говорит сложный характер Буонарроти, о котором ходили легенды. Взять хотя бы историю со сломанным носом Микеланджело. Рано вышла замуж и вела спокойную, размеренную жизнь.

Никто не знает, кто обрезал картину. Далеко не всем она кажется таковой. Леонардо да Винчи рекомендует для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Есть и еще одна полярная «медицинская» версия – беременность.

() После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн. Леонардо да Винчи. И становится понятно: она старше скал, что за ее спиной. Можно проследить преобразование материи от твердой, в жидкую, а затем в газообразную. В основе портрета лежит ренессансный принцип композиции, но красота его достигнута прежде всего благодаря изобретенной художником особой технике масляной живописи (известной под названием sfimato), которая позволила передавать едва уловимые переходы от света к тени в трактовке формы и пространства, что было бы невозможно с помощью темперы, обычно используемой живописцами того времени.

О Джоконде было написано множество книг и снято несколько фильмов. И что еще показательно: в альбоме Леонардо найдены эскизы к этой «Коломбине». Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Одним из средств подобной тончайшей пластической нюансировки было характерное леонардовское «сфумато» – едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. О Лизе известно очень мало: она родилась во Флоренции в семье знати. Наполеон любовался «Джокондой» в своей спальне дворца Тюильри, а затем она вернулась в музей. Во время Второй мировой войны картину перевезли из Лувра в замок Амбуаз (где умер и погребён Леонардо), потом в аббатство Лок-Дье, затем в музей Энгра в Монтобане.

() В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. Потрет можно отнести к поясным так как Мона Лиза изображена лишь до пояса. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего Благовещения. В его подсознании – просто публичный дом или попросту бордель.

Великий мастер отошел в мир иной, а картина досталась его помощнику Салаи. Но если «Джоконда» из Лувра – не монна Лиза, то где же тогда реальная. Словом, «мадонна Лиза была очень красива». Неизвестно, как портрет попал из Милана обратно во Францию. По пути из Японии во Францию «Джоконда» была выставлена в музее им.

Техника живописи Ко времени создания «Моны Лизы» мастерство Леонардо «уже вступило в фазу такой зрелости, когда поставлены и решены все формальные задачи композиционного и иного характера, когда Леонардо начинало казаться, что только последние, самые трудные задачи художественной техники заслуживают того, чтобы ими заняться. Между тем у писателя и в других жизнеописаниях встречаются спорные места. Он уверен, что Мона Лиза – это мать Леонардо, которая на самом деле была китаянкой. () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы»4.

Немало версий связано и пейзажем, на фоне которого изображена Мона Лиза. Мало кто мог соперничать с Леонардо в создании такой реалистичности. Взять, например, великого Рафаэля: он как будто заболел картиной Леонардо, черты Джоконды можно уловить и в портрете флорентинки, в «Даме с единорогом» и что самое удивительное, даже в мужском портрете Бальдасара Кастильоне. Даже уезжая из Милана в 1516 г., он не смог расстаться с шедевром. Через два года поисков "Джоконду" обнаружили, но теперь уже на ее исторической родине. Неясность происхождения лишь способствовала ее известности.

Слева: Портрет Джинервы Бенчи. Ее видели то в спальне мадам де Ментенон, то в покоях Наполеона в Тюильри. Леонардо да Винчи» и оно снискало много сторонников среди историков искусства.

Лувр. Также Вазари говорит о бровях. Италия. Намек на правомерность этой версии можно отыскать в название портрета: Ritratto di Monna Lisa del Giocondo (итал. ) – «Портрет госпожи Лизы Джокондо».

Неси свою улыбку естественно пусть она будет честной и открытой идущей из глубины души. История не важнее настоящего и будущего, но она их спутница, то, что было и то, чего не изменить. Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой при Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения). «Мона Лиза» за пуленепробиваемым стеклом в Лувре21 августа 1911 г. картина была похищена работником Лувра итальянцем Винченцо Перуджей. Кража «Моны Лизы» Мона Лиза долго была бы известна только тонким знатокам изобразительного искусства, если бы не её исключительная история, которая обеспечила ей всемирную известность. 21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей.

Как кажется именно эта «физическая» особенность шедевра оставила глубокое впечатление у посетителей ателье художника и дошла до Вазари почти пятьдесят лет спустя. Картина была хорошо известна среди любителей искусства, хотя Леонардо уехал из Италии во Францию в 1516 году, взяв картину с собой. После Французской революции «Джоконда» оказалась в Лувре, а оттуда её забрал сам Наполеон, повесив в своей спальне в Тюильри. Даже пейзаж за ее спиной заключал в себе нечто таинственное. Кисть его так легка, так прозрачна, что в ХХ веке даже рентгеноскопический анализ не выявит следов ее удара, Сделав несколько мазков, он откладывает картину, чтобы дать ей высохнуть.

Этот ландшафт придаёт самому образу женщины величественность и одухотворённость. В. Рис 2 и 2-1. На плечи они падают двумя негустыми, чуть волнистыми прядями. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет». По версиям разных исследователей, она страдала от алопеции (выпадение волос), высокого уровня холестерина в крови, обнажения шейки зубов их расшатывания и выпадения и даже алкоголизма. 1490 г. Музей Чарторыйских, Краков.

В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. Знаменитая улыбка никак не ассоциировалась с представлением о праведности. Современники живописца неоднократно восхищались яркими, богатыми тонами его полотен. Во всем этом Леонардо проявляет свое умение творить согласно законам ритма и гармонии».

В ХХ ст. Так же стали называть его и ученики – сам Франческо и Андреа Салари (1480–1524). Вот это уже серьёзная несостыковка. «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» – неоконченная картина Леонардо да Винчи. Но правильно ли находящуюся в Лувре даму называть Моной Лизой. Именно ему принадлежала идея заказать портрет супруги в честь рождения первенца. Но кто это.

И как сама жизнь, она притягивает и пугает одновременно. Его изучали историки искусствоведы и даже психологи – в частности, З. Фрейд утверждал, что «Мона Лиза» является «совершеннейшим изображением антагонизма, который управляет любовной жизнью женщины контрастом сдержанности и обольщения, жертвенной нежности и безоглядной чувственности, безграничной любви и зловещей угрозы».

Её экспонировали в нескольких итальянских городах, а затем вернули в Париж. Испытала на себе «Джоконда» и акты вандализма: её обливали кислотой (1956), бросали в неё камнем, после чего и спрятали за пуленепробиваемым стеклом (1956), а также глиняной чашкой (2009), пытались распылить из баллончика на картину красную краску (1974). Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы», а художники-авангардисты XX в. стали беспощадно эксплуатировать образ Моны Лизы. Скорее всего Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Улыбка действительно была не из рядовых. Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду» директору галереи Уффици. И, наконец, в 2007 г. они были представлены на выставке «Гений да Винчи».

Хотя это может показаться парадоксальным, в этой картине чувствуется движение. Теперь линия продолжается до точки С, которая находится в правом нижнем углу пластины. 76х53 см.

Или просто сняла кольцо. Леонардо да Винчи «Портрет госпожи Лизы Джокондо. Высказал свое мнение о портрете и Зигмунд Фрейд (естественно, в духе фрейдизма): Улыбка Джоконды – это улыбка матери художника. Искусствовед Ротенберг считает, что «немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных Моне Лизе по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта.

Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы». Леонардо да Винчи анатомировал трупы. Но является ли именно тот портрет нынешней «Джокондой» из Лувра. В 1991-м французский скульптор Ален Рош решил воплотить Мону Лизу в мраморе, у него ничего не вышло.

Пристально, неотрывно смотрит Джоконда на зрителя. Ее портрет и написал Леонардо. В такой форме излили свое раздражение противники идолопоклонства. Именно это позволило живописцу передать тончайшую игру теней и оттенков на портрете (подобный приём называется «сфумато»). Впрочем, Мельци лишь упомянул, что портрет, с которым Леонардо никогда не расставался и который всю жизнь возил с собой, Мастер называл «джиокондо», что значит улыбающаяся.

И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. Справа: Мона Лиза. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук»12. До него никто не видел в ней никакой тайны. Картина находилась при художнике до самой его смерти.

1503-1519 гг. Предположений было много: это автопортрет самого Леонардо, портрет матери художника Катерины, назывались различные имена современниц и современников художника. Согласно итальянским источникам она с тех пор находилась в коллекции французского короля Франциска I, однако остаётся неясным, когда и как она была им приобретена и почему Леонардо не вернул её заказчику. Цель этого похищения не выяснена однозначно. В более раннем варианте картина была более крупных размеров.

Улыбка ДжокондыУлыбка Моны Лизы является одной из самых знаменитых загадок картины. Пабло Пикассо также находился под подозрением. Готье представил улыбку Джоконды как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя» (Козлов Г. «Покушение на искусство»). Загадочность, лёгкость улыбки Моны Лизы во многом связана с особым приёмом живописи Леонардо да Винчи – сфумато (об этом читайте в статье «Мадонны Леонардо да Винчи»).

Художник работал не торопясь, тщательно прописывая детали, особенно лицо и глаза. Похититель Винченцо Перуджио попытался продать портрет директору галереи Уффици. Почему нам кажется, что улыбка Моны Лизы то угасает, то возникает вновь.

Полное название картины «Ritratto di Monna Lisa del Giocondo» (итал. ) – «Портрет госпожи Лизы Джокондо». золотых экю. Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, вследствие чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе». Мне открыта тайна, но вам я ее не открою». Выражение ее лица типично для людей, потерявших передние зубы, – утверждает эксперт.

Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы»13. Но в применении метода сфумато все равно ему уступал. Позже музей дополнил свою историю, объявив, что нацистами был похищен поздний список.

Начнем разбираться по порядку. Благодаря этому улыбка Моны Лизы выглядит ещё притягательнее и загадочнее. Недавнее сравнение на компьютере анатомических особенностей лица Джоконды и Леонардо да Винчи (по автопортрету художника, сделанному красным карандашом) показало, что геометрически они идеально совпадают.

Главенство светотеневой моделировки ощущается и в подчиненном ей колорите картины. Он оживил пейзаж, а ещё позволил воспроизвести чувства и настроение модели. От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся— как это было с многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью.

Чего только Леонардо не изобретал, надеясь осуществить свои замыслы. Он уверен, что Леонардо позировал юноша в женском платье.

Земная цивилизация выходит на космические просторы. Так неужели луврская дама ждет ребенка. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». Теперь он висит в зале Эрмитажа. На допросе Перуджио не смог внятно объяснить мотив преступления. Еще одна схожая версия.

Вот уже несколько веков он спокойно висит в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Голова слегка повёрнута. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. Сейчас картина находится на своем месте в Лувре. Мона Лиза – самая узнаваемая картина в мире.

Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде». А теперь обратимся к описанию художника Франческо Мельци (1493–1570), любимого ученика Леонардо, сопровождавшего мастера во Францию, куда в последние годы жизни Леонардо пригласил король ФранцискI, в замке которого великий художник и скончался, оставив королю в подарок свою «Джоконду». Эти поездки усилили её успех и славу. С 2005 г. в Лувре она находится в отдельном помещении. Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины. История картины «Мона Лиза» («Джоконда») полное название— Портрет госпожи Лизы Джокондо, — картина Леонардо да Винчи, находящаяся в Лувре (Париж, Франция), одно из самых известных произведений живописи в мире, которое, как считается, является портретом Лизы Герардини, супруги торговца шёлком из Флоренции Франческо дель Джокондо, написанным около 1503—1505года. Еще первые итальянские биографы Леонардо да Винчи писали о месте, которое занимала эта картина в творчестве художника.

В 1517 году кардинал Луиджи дАрагона посетил Леонардо в его французской мастерской. Ее звали Катерина – она и стала матерью гения эпохи Возрождения. С тех пор, как картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» стала символом искусства, её не устают критиковать. Его наследники хранили шедевр, пока правитель Франции Франциск I, услышав описание картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза», не пожелал на него взглянуть.

Считается, что раньше картина могла быть шире и вмещать две боковые колонны лоджии. Репутация картины Несмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её репутация потускнела. Лувр (Париж)На картине изображена женщина (поясной портрет). Этим можно объяснить его особую привязанность к картине и длительное время работы над ней. По поводу прелестной улыбки божественного существа тоже можно поспорить.

На картине прямоугольного формата изображена женщина в тёмной одежде, обернувшаяся вполоборота. На самом деле – это охранительный жест. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. Но, действительно, бытует мнение, что художник, разлученный с матерью в раннем детстве, всю жизнь пытался воссоздать образ и улыбку матери в своих картинах.

30 декабря того же года молодой боливиец Уго Унгаза Вильегас бросил в неё камень и повредил красочный слой у локтя (утрата позднее была записана). На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Известный исследователь Моны Лизы Сильвано Винченти считает, что это неспроста. Так известный американский отоларинголог Кристофер Адур из Окленда (США) объявил, что у Джоконды паралич лицевого нерва. Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах – в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук.

После окончания войны «Джоконда» вернулась на место. В ХХ в. картина оставалась в Лувре. Её страстно любят и так же страстно ненавидят. Может, она вдова.

Помощник утверждает, что «картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» была создана с натуры по заказу брата Лоренцо Великолепного». Приемом «сфумато» Леонардо добился тающего образа предметов, кистью он передал очертания воздуха, воскресил игру света и тени. Иначе и быть не могло: не изображение монны Лизы возил он с собой всю жизнь. Мона Лиза из Лувра явно старше. Но она ли на картине. Тем самым создаётся эффект mise en abyme («картина в картине»): Мария на лоне родившей её Анны, а Иисус на лоне родившей его Марии. Всмотритесь в улыбку Анны – почти та же лёгкая блуждающая улыбка. Первым этот литературный штамп («загадочная улыбка») ввел писатель-романтик Теофиль Готье в 1855 г. Он «.

Исходящее от Моны Лизы ощущение силы — это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности. По-итальянски ma donna значит «моя госпожа», в сокращённом варианте это выражение преобразовалось в monna или mona. Эта картина занимала особое место в творчестве Леонардо да Винчи. Композиция Портрет Джоконды является одним из самых лучших образцов портретного жанра итальянского Высокого Ренессанса. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же как прямой позой, легким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля».

Некоторые из них (из коллекции Вернон, США из коллекции Уолтер, Балтимор, США а также некоторое время Айслвортская «Мона Лиза», Швейцария) считаются своими владельцами аутентичными, а картина в Лувре— копией. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зеленых тонах дали. Пачифика, вдова испанского дворянина имела мягкий и веселый нрав, было хорошо образованна и могла украсить любую компанию.

Далеко не юную женщину в простом, непарадном платье. Как звезды и планеты, она умирала сотни раз и столько же раз воскресала, брала силу у всех и каждого, словно вселенский вампир, но имела на это полное право.

Перуджу, с одной стороны, хвалили за итальянский патриотизм, с другой— дали ему небольшой срок в тюрьме. В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Первое описание картины «Джоконда» было оставлено Джорджо Вазари. Кажется, что её губы сейчас разомкнуться. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет»2.

Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. Еле уловимая дымка, растушёвывающая линии, делает Мону Лизу почти живой. То, что Луврскую Джоконду написал сам Леонардо, почти никто не сомневается. Да и то, что картина висит под именем Мельци, – косвенное подтверждение, ведь известно, что именно ему выпала честь заканчивать «Мону Лизу» Леонардо.

В 1925 году у искусствоведов возникло предположение, что на половине изображена герцогиня Констанция дАвалос – вдова Федерико дель Бальцо, любовница Джулиано Медичи (брата папы Льва Х). Пабло Пикассо также находился под подозрением.

Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Загадочная Джоконда продолжает улыбаться каждому посетителю главного парижского музея. Лиза дель Джокондо (в девичестве Герардини) действительно существовала.

Ее спокойный взгляд излучает ум и волю. Этому имперсональному психологизму отвечает космическая отвлечённость пейзажа, почти полностью лишённого каких-либо признаков человеческого присутствия. Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат. Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины.

На момент написания портрета Лизе было не более 25 лет. Дерево, масло. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. Она загадочно смотрит мимо, словно прислушивается к какой-то тайне в самой себе.