Портрет Толстого Репин

«портрет Толстого» Репина уникален, может быть, потому, что художник рисовал не просто писателя, а близкого человека, чье лицо он знал всех деталях и смог так реалистично передать. Но к созданию образа Толстого Репин еще долго не приступал, он все изучал Льва Николаевича, присматривался к нему и лишь в 1887 году написал первый портрет писателя. Так вот, за два года до скандальной выставки И. Е. Репин выставил у передвижников портрет Л. Н. Толстого, причем изобразил великого писателя босиком.

Их дружба сослужила и большую службу для русского искусства – Репин создал 12 портретов, 25 рисунков, 8 зарисовок членов семьи Толстого и 17 иллюстраций к толстовским произведениям маслом – и акварелью и пером и карандашом кроме того, Репин вылепил три бюста Льва Николаевича. «портрет Толстого» Репина уникален, может быть, потому, что художник рисовал не просто писателя, а близкого человека, чье лицо он знал всех деталях и смог так реалистично передать. Репин создал 12 портретов, 25 рисунков, 8 зарисовок членов семьи Толстого и 17 иллюстраций к толстовским произведениям, создал 3 бюста писателя.

Известные люди на портретах кисти Репина и на фотографиях (11 фото)

Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Бирюков, Н. Л. что «Крейцерова соната» – признак упадка в духовном мире Толстого. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Сколько было разнообразных людей, впечатлений и мыслей. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Стаховичей.

За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Башилова, С. Н. А 1906 году он нарисовал портрет углем. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Есть фотография Льва Толстого, позирующего Репину.

Русский мир в портретах 
работы Ильи Репина

Русский мир в портретах работы Ильи Репина

В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Как только он творит без тенденции, он велик, несравненен. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Энергия воли, физическая сила и чисто скифская беспощадность ко всему отжившему культу.

К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Перед ним стояла сложная задача – передать мощь великой души величайшего русского писателя. Портрет был написан всего за три сеанса. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Полотно отличает лаконичность и простота, ни на йоту не умаляющая его величия. Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом.

Илья Репин: картины 
исторические, портреты, 
парадные полотна

Илья Репин: картины исторические, портреты, парадные полотна

–. Наверное, только что прочитанное в книге вызвало у писателя умственные размышления. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели. «Крестный ход» ему очень понравился как картина, но он сказал, что удивляется, как мог я взять такой избитый истрепанный сюжет, в котором он не видит ровно ничего и знаете ли, ведь он прав. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899).

Энергия воли, физическая сила и чисто скифская беспощадность ко всему отжившему культу. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Ге (живописный портрет 1891 г. и бюст – первое изображение писателя в скульптуре, 1891 г. ) и портреты работы И. Е. Он часто про себя скромно говорил: «Я совсем не талантлив, я только трудолюбив». и С. А.

Гинцбурга, П. П. ну и народец же. Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий.

В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». В комнате сумрак.

Толстой, дочерей Татьяны и Марии, сына Льва, друзей писателя В. Г. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Репин так писал о замысле этой картины: «Я все утро жил в Ясной Поляне, в лесу.

Силуэт фигуры обобщен и отчетливо рисуется на светлом фоне. Объёмно-пространственная моделировка формы и плавное движение кисти рук подчёркивают атмосферу величавой значительности, когда писатель находится в минуту тревожной задумчивости от прочитанной книги, которую он держит в руках. Крамского, И. Е. Жена считала такое поведение графа интимной, не подлежащей афишированию стороной жизни.

Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Очень много зарисовок ко всем картинам. И хотя он ни одного намека не сказал, но я понял, что он представлял себе абсолютно иначе «Запорожцев» и, конечно, неизмеримо выше моих каракулей. Писатель изображен почти фронтально по отношению к плоскости холста. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична.

  • Портрет Льва Толстого, Репин, 1887
  • Лев Толстой на картинах Ильи Репина
  • Описание картины Ильи Репина «Портрет Толстого»
  • Портрет Толстого Льва Николаевича
  • Лев Николаевич Толстой в живописи
  • Сочиненин по картине Репина Портрет Толстого
  • Портрет Толстого Льва Николаевича – величайшее произведение русской живописи

Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Как интересно было видеть и следить впервые за работой и скульптурой даровитого художника. Ге, Л. О. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122.

Подымать до себя, давать жизнь – вот подвиг». Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны».

  • Описание картины Репина «Портрет Толстого»
  • Портрет Толстого Репин Описание
  • Илья Репин — Портрет Льва Николаевича Толстого, 1887
  • Портрет Льва Николаевича Толстого
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Не вдаваясь в характеристику каждой из работ, следует только сказать, что они либо касаются отдельных сторон репинского творчества, либо затрагивают относительно частные вопросы, либо же содержат популярный очерк жизни и творчества художника. Таким образом, И. Э. Грабарю принадлежит честь до известной степени быть «первооткрывателем». Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств.

Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. М. Бунакову. Репин и Н. Н.

Из его полотен 1891 года нужно отметить портрет Толстого в кабинете, затем картину «Толстой на отдыхе» и большой портрет, во весь рост, в лесу. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209.

  1. Описание картин Репина Льва Толстого
  2. О жизни и творчестве выдающихся художников
  3. Картины Ильи Ефимовича Репина в других альбомах
  4. Воспоминания современников Репина

Писатель изображен сидящим в несколько необычном кресле. И все это только аксессуар, только фон для главной фигуры. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам.

За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Некоторые из них обращались к этому образу неоднократно.

Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже.

Портрет Льва Толстого, 
Репин, 1887

Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Пастернака, М. С. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). В ней чувствуется что-то властное и энергичное. В 1891 году Репин вылепил и бюст Льва Николаевича.

Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. П. М. Третьяков был обрадован, но озабочен поездкой Репина в Ясную Поляну. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225.

Характерной особенностью портретного творчества Л. Пастернака (а создал он много портретов своих современников: М. Горького, Ф. Шаляпина, С. Рахманинова, А. Скрябина и др. ) была потребность постоянно делать наброски в альбомах. Лицо обрамляет белая с серебром борода, а выражение глаз до боли задумчивое. В нём нет примечательного колорита, нет ничего лишнего и яркого. Выдающийся подбородок. Весь день поглощена она этим.

В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. XIX в. В целом же тематика работ Репина достаточно разнообразна: жизнь российской деревни, революционная борьба исторические полотна, среди которых особенно известны картины «Иван Грозный убивает своего сына», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Он создал такие портреты Толстого, которые не были превзойдены никем, хотя Льва Николаевича рисовали крупнейшие русские художники. Выражение победы духа над страстями». Лев Николаевич собирался вспахать поле вдовы.

Этот замечательный портрет Толстого Льва Николаевича находится в Третьяковской галерее. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Чертков, А. К. – писал Репин Стасову. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242.

В 1925 году Репин надеялся, что сумеет выбраться на выставку собственных картин, организованную в Русском музее, с воодушевлением сообщал, что вместе с детьми Верой и Юрием собирается побывать ещё и в Москве, посетить Румянцевский музей и Третьяковскую галерею. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Сухотиной-Толстой.

Репин пишет: «В один жаркий августовский день, в самую припеку. Он не знал еще, какой именно портрет Толстого сделал Репин. Интерьером для картины стала одна из комнат дачного домика в селе Мартышкино близ Петербурга, где семья Репина жила летом 1883 года. Репиным писателя связывала многолетняя прочная дружба.

Художнику Л. О. По предположениям исследователей, возможно, что книга является Евангелием. Ему же принадлежат портреты ближайшего окружения Толстого, его родных и друзей – С. А.

Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. А более всего ему понравились малороссийские «досвитки», – помните, которую Вы и смотреть не стали, а он ее удостоил названием картины, прочие – этюды только. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171.

Это письмо подводит итог коренным противоречиям во взглядах Толстого и Репина. оннаписал два превосходных портрета своихземляков-крестьян («Мужик с дурнымглазом» и «Муshyжичок из робких»). Какая же любовь к этим существам может смириться с такой юдолью. Как только он творит без тенденции, он велик, несравненен. Недаром про них Гоголь писал, все это правда.

Репин об этой работе Крамского написал, что автору удалось «выразить всю суть великого Льва». В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Был одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44.

Последний факт биографии писателя тоже запечатлен великим Репиным, картина так и называется – «Пахарь». Так, когда П. М. Третьяков высказал мнение, что неудобно изображать Толстого за плугом, это, мол, будет похоже на рекламу и что-де с прежних писателей подобных картин не писали, Репин ответил, что он никогда в жизни с этим не согласится: «А что не писали этюдов с натуры с прежних гениев – это очень жаль. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Нестерова – две работы, датированные 1907-м и 1918 годами.

В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Очертание всего рта было классически прекрасно. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Об этом С. А. Толстая 28 сентября 1887 писала В. В. Стасову, выражая пожелание семьи «рисунок этот не выставлять на публику, не распространять и не продавать».

Выражение победы духа над страстями». Портрет написан в московской квартире классика в тот момент, когда Лев Николаевич трудился над трактатом «В чем моя вера. ». В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. История создания такова.

На нее всегда ссылаются, говоря о простоте графа: ходил босиком, пахал землю. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Лев Николаевич собирался вспахать поле вдовы. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Наша страна богата изображениями великого соотечественника.

Строгие, проницательные глаза, лохматые, сердито насупленные брови, высокий лоб с резко прочерченной складкой – все обличает в Толстом глубокого мыслителя и наблюдателя жизни с его «сильным, непосредственным и искренним протестом против общественной лжи и фальши», с его «трезвым реализмом», срывающим все и всяческие маски (Ленин). Встав в литературных работах на скользкую почву тенденции, Толстой быстро пойдет под гору. С конца 70-х годов прошлого столетия и до середины 30-х годов текущего столетия можно еще указать лишь на ряд небольших работ, в числе которых необходимо упомянуть книги К. С. Кузьминского «Репин-иллюстратор» (М., 1913), С. Н. Дурылина «Репин и Гаршин» (М., 1926). Какая же любовь к этим существам может смириться с такой юдолью. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167.

Кстати, семье не все рисунки нравились, особенно босой и пашущий классик. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Большая удача сопровождала художника при обращении к произведениям Гоголя— психологический аспект гоголевских творений передан Репиным выразительно и метко184. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Америка—Франция—Россия.

Л. Н. Толстого». Судьбы детей Репина сложились по-разному. Он писал дочери Толстого Татьяне Львовне: «Как мне хорошо жилось в Ясной Поляне. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда».

Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Непосредственным поводом для созданиякартины послужило стихотворение«Последняя испоshyведь» Н. М. Минского (Виленкина), напечатанное в нелегальномнародshyническом журнале «Народнаяволя» в октябре 1879 г. В этом драматизиshyрованномстихотворении приговоshyренный к казниреволюционер откаshyзывается от исповедии бросает в лицо священнику гневные игордые слова: Я кафедру создам из эшафотаИ проповедь могучую безмолвно В последнийраз скажу перед толпой. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135.

В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Эта мысль до того выворачивала меня, что я решился бросить эту сцену – глупой она мне показалась я буду искать другую у запорожцев надо взять полнее, шире (пока я отложил ее в сторону и занялся малороссийским казачком «На досвитках»). Картина строга и проста. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Есть фотография Льва Толстого, позирующего Репину.

Главное, я никак не могу помириться с его отрицанием культуры. В нём нет примечательного колорита, нет ничего лишнего и яркого. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Может быть, таким образом, художник не хотел отвлекать внимание зрителя от лица писателя.

Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Но Крамскому удалось убедить писателя.

В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Очень известна работа Н. Н. Летом 1870 года Репин вместе с братом и друзьями-живописцами Фёдором Васильевым и Евгением Макаровым отправился на Волгу. Нет. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей.

Но Крамскому удалось убедить писателя.

Необыкновенно привлекательны и аристократически благородны были его губы. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Общение с прежними друзьями было только заочным.

Чертовский народ. В этой картине Репинаудачнее, чем у кого бы то ни было, выраженовсе то, к чему стреshyмились егосовременники: и могуshyчее «хоровое»звучание темы. Кроме того – у них 23 внука. Толстого, брата писателя, тетушек А. И. Есть полотно, где в рабочей комнате (комнате под сводами) за столом изображен пишущий Л. Толстой. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Перебравшись в Петербург (1863), учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864—1871). Жил в Италии и Франции (1873—1876).

Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины — в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Сенсацией стали его Бурлаки на Волге (1870—1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. «Не молчать перед правдой царицею». Сухотиной-Толстой.

У меня в руках был альбомчик и я, не теряя времени. Племянница первой жены Репина Людмила Шевцова-Споре, жившая в петербургской квартире художника в течение трёх лет, рассказывала, что в открытый дом Ильи Ефимовича постоянно наведывались гости: помимо коллег-художников, завсегдатаями просторной квартиры были литераторы Максим Горький и Зинаида Гиппиус, артисты Григорий Ге и Владимир Максимов, учёные Дмитрий Менделеев и Владимир Бехтерев. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156.

Толстого, Д. Н. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму».

Я вижу, что я сначала поступил неправильно, – писал Толстой Н. Н. Страхову 10 ноября 1887. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Портрет на фоне розового дивана тоже необычайно хорош. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58.

О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. У нее необыкновенно живые, блестящие черные глаза. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Казалось бы, что могло быть смешнее и ничтожнее этого бородатого чудака (проходившие баба и мужик долго стояли в сторонке, пристально вглядываясь в графа и ирония – мужицкая – «Божьего произволения» – не покидала их).

Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Согласно метрическим книгам, он умер в 1830-х годах, после чего все хозяйственные заботы легли на плечи его жены Натальи Титовны Репиной.

Много учился на написании портретов близких и друзей. Третьяков»109. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Репина, живописные, графические, а также скульптурные.

Его взгляд самоуверенный ироническая улыбка на лице. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. И, действительно, он работал до упаду. В «Запорожцах» он мне подсказал много хороших и очень пластических деталей первой важности, живых и характерных подробностей.

Я дорого бы дал теперь за картинку из жизни Пушкина, Гоголя, Лермонтова и др. Словно вопрос, который мучает его сейчас, он адресует и ему. В разные годы в мастерской Репина занимались такие художники, как Филипп Малявин, Дмитрий Кардовский, Борис Кустодиев, Анна Остроумова-Лебедева, Дмитрий Щербиновский, Иван Билибин, Николай Фешин и другие156. Среди них – выдающиеся работы И. Н. Цвета полотна очень сдержанны. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него».

Композитор старался не пропускать выставок Ильи Ефимовича тот, в свою очередь, бывал на премьерах его музыкальных произведений. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Где тут писать, голова кругом идет от их гаму и шуму. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека».

Крамской рисовал два портрета – для галереи Третьякова и семьи писателя. Родился в Чугуеве (Харьковская губерния) 24 июля (5 августа) 1844 в семье военного поселенца. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году.

Но как только он начинает писать, проводя нарочно какую-нибудь мысль, он заслуживает жалости. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. В ней чувствуется что-то властное и энергичное. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко.

В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133.

Величие Льва Николаевича Репин передал иными средствами. Посетив Вену, Венецию, Флоренцию, Рим и Неаполь, художник снял квартиру и мастерскую в Париже57. Пусть он несет божественный огонь этим утлым, омертвелым существам. Салтанова, И. Я.

Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Остен-Сакен, А. А. Репин так писал о замысле этой картины: «Я все утро жил в Ясной Поляне, в лесу. С И. Е.

С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Оно сложилось в течение более чем полувека и содержит статьи и монографии об отдельных русских и зарубежных художниках и архитекторах, главы из двух изданий «Истории русского искусства», возглавлявшихся И. Э. Грабарем, статьи по вопросам реставрации памятников искусства, по вопросам организации музейного дела, воспоминания и, наконец, множество писем к художникам, архитекторам, музыкантам, актерам, ученым. Большая часть статей и монографий, опубликованных в разное время, стала на сегодня библиографической редкостью, некоторые исследования и вся переписка еще не публиковались. Со своей веревочной сбруей и палочной сохой Лев Николаевич мне жалок. Их постоянные беседы об искусстве оплодотворяли творческую мысль того и другого. –.

Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Погрязнуть с ними навсегда – жертва. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело».

Именно Грабарь сделал впервые широко доступным текст репинских воспоминаний, лишь позднее опубликованных в книге «Далекое близкое». Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. – И хотя он ни одного намека не сказал, но я понял, что он представлял себе абсолютно иначе «Запорожцев» и, конечно, неизмеримо выше моих каракулей. Виден стол с исписанными листами бумаги, сосредоточенное лицо и руки писателя.

Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Черткова, Ю. И. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Леонид Пастернак много рисовал писателя. Репин поначалу беспрекословно принял эти замечания, согласился с ними. Именно здесь и был написан портрет Толстого в 1887 году.

Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты». Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Характерной особенностью портретного творчества Л. Пастернака (а создал он много портретов своих современников: М. Горького, Ф. Шаляпина, С. Рахманинова, А. Скрябина и др. ) была потребность постоянно делать наброски в альбомах. Репин не отказался от предложенной темы, но и не согласился с ней.

Этот момент расширяет характеристику образа – глядя на лицо Толстого, на его тяжелые натруженные руки, невольно представляешь его себе не только за письменным столом, с книгой в руках, но и в поле, за сохой, в тяжелом труде пытающемся приобщиться к жизни народа (кстати сказать, Репиным была написана и такая картина изображающая Толстого на пашне идущего за сохой по борозде). Этой картиной художник очень дорожил и горячо защищал ее идею в спорах. Их постоянные беседы об искусстве оплодотворяли творческую мысль того и другого. Игумнова, П. И.

Эта мысль до того выворачивала меня, что я решился бросить эту сцену – глупой она мне показалась я буду искать другую у запорожцев надо взять полнее, шире (пока я отложил ее в сторону и занялся малороссийским казачком «На до-свитках»). Толстой на картине одет во все черное, как будто в рясу священнослужителя. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27.

Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Работ очень много. «Не молчать перед правдой царицею».

Все кажется неотразимо, как сама истина. Трубецкого, работы дочери Толстого Т. Л. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. «Крестный ход» ему очень понравился как картина, но он сказал, что удивляется, как мог я взять такой избитый истрепанный сюжет, в котором он не видит ровно ничего и знаете ли, ведь он прав.

Репин считал сам эту картину красивой. Уже через несколько дней Репин с любовью возобновил работу над «Запорожцами» и сообщил об этом в письме к В. В. Стасову: «. Он щедро цитирует эти материалы, часть которых и до сего дня не увидела света. И. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине.

Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Вот таким образом ей приходится всем – и хозяйством и изданиями – заниматься самой.

Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Эта мысль до того выворачивала меня, что я решился бросить эту сцену – глупой она мне показалась я буду искать другую у запорожцев надо взять полнее, шире (пока я отложил ее в сторону и занялся малороссийским казачком «На досвитках»). Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Непосредственным поводом для созданиякартины послужило стихотворение«Последняя испоshyведь» Н. М. Минского (Виленкина), Вполне владеязаконами пленерной живописи, напечатанное в нелегальномнародshyническом журнале «Народнаяволя» в октябре 1879 г. В этом драматизиshyрованномстихотворении приговоshyренный к казниреволюционер откаshyзывается от исповедии бросает в лицо священнику гневные игордые слова.

В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. И только лицо (и частично руки) Толстого вырываются из этого общего тона. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111.

Он рисовал Толстого пашущим и играющим на рояле одного и вдвоем с дочерью А. Л. Толстой. Репин дважды подавал прошения об отставке. Грабарь широко использует эту переписку. Репина, Н. Н. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16.

Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Затем сказала, что, вероятно, мы о ней слышали много дурного всюду распространено мнение, что Л. Н. – небо, а она – земля. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150.

Выдающийся подбородок. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Их надо осветить, пробудить от прозябания. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем».

Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Его облик, пылающий взор на измождённом лице, противопоставлены облику другого персонажа— человека грубого и приземлённого. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Картина строга и проста. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея.

Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Она ушла из жизни в 1931 году55. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141.

Репин показал не только масштаб личности писателя, но и его добрый и простой характер. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Необыкновенно привлекательны и аристократически благородны были его губы. Года три уже у меня была мысль: когда Вы поедете на юг к себе на родину. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140.

Широкий рот очерчивался смело, энергично, углы тонко извивались, прячась под львиными усами. Это барельефы и силуэты Ф. П. Первые художественные навыки получил в местной школе военных топографов (1854—1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Но вот тут-то для меня и беспокойство: то ли сделано, что мне казалось необходимым и что можно сделать было только Вам. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185.

Нужно было быть блестящимпсиshyхологом, чтобы суметь выразитьтаshyкое сложное переходное душевноесостояние людей: неуверенные, робкиешаги вернувшегося (он еще не знает, какего примут, простят ли ему причиненныеим страдания), медленное движение матери, приshyвставшей навстречу сыну (онавсеshyгда боялась, что не доживет доэтой минуты и теперь словно бы боитсяповерить счастью). По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Простой физический труд он считает оздоровляющим человека и физически и духовно. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве».

Они жили в Пенатах в течение двух недель. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Да где тут раздумывать, пусть это будет и глумная картина, а все-таки напишу, не могу». Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Со своей веревочной сбруей и палочной сохой Лев Николаевич мне жалок.

Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. У М. В. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97.

Издание вызвало неудовольствие семьи Толстых, считавших нежелательным «распространение рисунка изображающего его (Толстого) в самой интимной, ему одному дорогой жизни». В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. В шестнадцать лет юноша покинул и мастерскую и родительский дом: ему предложили 25 рублей в месяц за работу в кочевой иконописной артели, которая по мере выполнения заказов перемещалась из города в город11. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153.

Литография с картины издана в 1887 Картографическим заведением А. А. Ильина. Он создаёт галерею портретов современников, работает как исторический художник и мастер бытовых сцен. Встретила она нас очень любезно и стала говорить о том, что Л. Н. теперь в отличном периоде, бодр и спокоен.

М. В. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Репин показал не только масштаб личности писателя, но и его добрый и простой характер. Этот замечательный портрет Толстого Льва Николаевича находится в Третьяковской галерее.

Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Он часто про себя скромно говорил: «Я совсем не талантлив, я только трудолюбив». Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Сам же Илья Ефимович Репин, великий мастер портретного жанра, рисовал «великого Льва» не один раз. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. По ночам же – до 3-х час.

Проникновенным лиризмом отличаются женские портреты художника – «Отдых», «Осенний букет» и др. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Ге 1884 года, на которой классик изображен самозабвенно пишущим: он не позирует, он работает. Как интересно было видеть и следить впервые за работой и скульптурой даровитого художника.

Главный акцент сделан на лице и руках писателя. Как живописно местами трогали его сквозь ветви солнечные пятна света. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична.

Яков Минченков, познакомившийся с художником во время работы передвижной выставки 1898 года, вспоминал, что увидел перед собой невысокого сухощавого человека с вьющимися волосами и острой бородкой. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Толстой на картине одет во все черное, как будто в рясу священнослужителя. Я все изучал их, вспоминал и наслаждался красивая картинка выходит». Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188.

Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Толстой на картине одет во все черное, как будто в рясу священнослужителя. Нестеров, писавший Толстого в 1907 году для задуманной им грандиозной картины На Руси, признается в том, как трудно дать в искусстве целостный обобщающий образ писателя: Познакомившись (с Толстым – Н. З. ), я увидел еще многое, что ускользнуло от тех, кто писал с него, ускользнуло и от меня, хотя и я успел взять от него то, что мне было нужно для моих целей:.

У него самая большая серия портретов писателя. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Спуститься на минуту в эту тьму и сказать: я с вами – лицемерие.

Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Может быть, таким образом, художник не хотел отвлекать внимание зрителя от лица писателя. Илья Репин является неотъемлемой частью этого искусства.

Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Эта поездка была очень плодотворна и много значила для самого художника.

В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Оболенский и др. Умение найти и отобрать огромный материал первоисточников, раскрыть внутреннюю взаимосвязь основных событий в жизни художника с кульминационными моментами творческой истории каждого из его произведений, установить периодизацию творчества мастера, воссоздать ту среду, в которой жил и творил художник — все это сделало труд Грабаря основополагающим в изучении репинского наследия и непревзойденным среди всей литературы об Илье Ефимовиче. Репин Илья Ефимович (Ilya Repin, 1844—1930), русский художник. Черткова, М. А. Вот таким образом-то Репин и был первоклассным портретистом. Нестеров, писавший Толстого в 1907 году для задуманной им грандиозной картины На Руси, признается в том, как трудно дать в искусстве целостный обобщающий образ писателя: Познакомившись (с Толстым – Н. З. ), я увидел еще многое, что ускользнуло от тех, кто писал с него, ускользнуло и от меня, хотя и я успел взять от него то, что мне было нужно для моих целей:.

Свою лепту в пополнение коллекции внесли также друзья и близкие писателя: В. Г. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Очертание всего рта было классически прекрасно. Никто на всем свете не чувствовал так глубоко свободы, равенства и братства. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Подымать.

В «Запорожцах» он мне подсказал много хороших и очень пластических деталей первой важности, живых и характерных подробностей. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Так, ученик Репина Гавриил Горелов утверждал, что накануне отставки в академической чайной, где любили собираться мастер и его воспитанники, прозошёл неприятный диалог между Ильёй Ефимовичем и Константином Лепиловым, выразившим недовольство тем, что многие начинающие художники, придя в Академию, разочаровываются в своём выборе161.

Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. кто может, пусть следует благородному Прометею. И, действительно, он работал до упаду. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Толстой не всегда был благосклонен в отношении конкретных картин Репина.

ловлю чертами момент прохождения мимо меня всего кортежа. Черткова, М. А. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. «Портрет Толстого» Репина уникален, может быть, потому, что художник рисовал не просто писателя, а близкого человека, чье лицо он знал всех деталях и смог так реалистично передать. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50.

А более всего ему понравились малороссийские «досвитки», – помните, которую Вы и смотреть не стали, а он ее удостоил названием картины, прочие – этюды только. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Но вскоре художник понял, что Толстой был неправ в своей оценке. Музей Толстого – обладатель наиболее полной толстовианы Пастернака (более 200 произведений), только портретных работ в музее 36. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242.

И это отношение к философии Льва Николаевича осталось у Репина навсегда. Среди них самый значительный, столь непохожий на другие портреты по своей образной характеристике – обобщенный до символа – портрет 1901 года изображающий Толстого в профиль на фоне грозового неба. Нет. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы.

Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Я глубоко чту и уважаю Толстого, но философия его для меня темна и полна противоречий».

«Крестный ход» ему очень понравился как картина, но он сказал, что удивляется, как мог я взять такой избитый истрепанный сюжет, в котором он не видит ровно ничего и знаете ли, ведь он прав. Собственно, если б не весенний свет, непрошеным ворвавшийся в комнату (его, судя по трауру старой женщины, фигура которой буквально перечеркивает все остальное, тоже не ждали. ), художнику не удалось бы передать впечатление несломленности, обновления и надежды. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Ге. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. В 1877 вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 — в Куоккале, в своем имении «Пенаты».

Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Толстого. Я вижу, что я сначала поступил неправильно, – писал Толстой Н. Н. Страхову 10 ноября 1887.

Она пишет записки «Моя жизнь», в сущности, биографию Л. Н. Она довела ее уже до 1892 года. Энергия воли, физическая сила и чисто скифская беспощадность ко всему отжившему культу. Он погружён в работу и ничего не замечает. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245.

Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. И. Н. Так, он пишет Стасову: «Меня он очень хвалил и одобрял. Портрет как бы получает вечное, вневременное звучание.

«В «Запорожцах» он мне подсказал много хороших и очень пластических деталей первой важности, живых и характерных подробностей. «Работаем до упаду. » – писал Репин Стасову из Ясной Поляны. Влияние сильной, гениальной личности таково, что решительно не находишь возражений. Нищие, грязные бурлаки в сопоставлении с нарядной толпой дачников (такую сцену Репин увидел однажды во время прогулки по Неве) – ободранные, Первоначальный замысел произведения целиком укладывался в концепцию критического 1860-х реализма годов. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Комаринская» Глинки и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады».