Преображение Господне Картина
Картину на сюжет Преображения Господня заказал Рафаэлю в 1517 году кардинал Джулио Медичи для кафедрального собора в Нарбонне, где он был епископом. Можно сказать, что картина «Преображение Господне» была последним творением великого Рафаэля. Картина Рафаэля Санти Преображение Господне: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Преображение Господне: фрески и картины
С 8в. Джорджо Вазари называет её «главной фигурой на картине»14. В честь П. Г.
И тут начинается сюжет картины Рафаэля, повествующей об этом моменте. Екатерины, 565–566). Традиционно художники изображали Христа, стоящим на горе (чаще — просто на холме) между Моисеем и Илией, в то время как апостолы полулежат у Его ног, прикрывая глаза от яркого света. От автора: У экзамена по истории искусства обычно есть «экстремальная» часть, называется — «угадайка». 7:15). Пророки вещают Иисусу о его грядущем исходе, нимб у Иисуса маленький, совсем условный. Христос с тремя учениками– Иоанном, Иаковом и Петром, поднялся на высокую гору помолиться. 1:27-28).
Я описываю одно произведение – вы угадываете название. Тициану еще не исполнилось 30 лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции. Крест-монограмма изображалась еще на стенах катакомб вместе с другими символическим изображениями Спасителя в виде рыбы, виноградной лозы, якоря, кораблика Такие кресты с ветвями-векторами на все четыре горизонтальные стороны исходящими от вертикальной оси, через несколько веков вознеслись над куполами храмов по всему христианскому востоку, освящая пространство на много верст вокруг (или ОКРЕСТ). Александр Иванов задумал 500 сюжетов, но выполнить успел лишь 200. Церковь приурочила праздник П. Г.
Эта мысль еще более наглядно отражена на другой римской мозаике – в церкви св. За ним стоит Симон, на которого смотрит Иуда Фаддей, указующий перстом на отрока1. 1347, Нац. Сидящий старец рядом с ним в красном облачении— вероятнее всего апостол Андрей. Если же мы посмотрим повыше – на композицию на триумфальной арке, то увидим логически связанный с Преображением образ иной, Теофании, грядущей – Второго Пришествия Христова и Его как Вседержителя и Судию в окружении Существ («животных»), коих удостоился лицезреть пророк Иезекииль, а также св.
Помимо портретов известных людей, он рисовал картины на библейские темы. Известно, что картину художнику заказал кардинал Джулио Медичи. От автора:У экзамена по истории искусства обычно есть «экстремальная» часть, называется — «угадайка». Изображение многозначно и многослойно, как и все в христианском искусстве. Идентификация прочих апостолов остаётся предметом дискуссий.
праздники христианским содержанием. Праздник П. Г. Считается, что в этот праздничный день яблоко обладает чудесной «магической» силой и способно исполнять желания – достаточно загадать и откусить кусочек. соединяется с «Исцелением бесноватого отрока» (апостолы, бессильные исцелить отрока, указывают его отцу на Фавор). Изображение радуги в христианском искусстве всегда имеет теофанический смысл. известны с сер.
9:28–36). Сам Наполеон считал Рафаэля величайшим итальянским художником, а «Преображение»— самой значительной его работой. смягчается продолжающий в этот период Успенский пост (разрешается рыбная пища). мученица Пракседа, которой посвящен храм, с другой, а также апостолы с венцами в покровенных руках – символами как мученичества, так и победы. (люнет капеллы Сан-Дзено в ц. Санта-Прасседе, 1-я четв.
Это пророки Моисей и Илия. 11в. ) и перейдёт в живопись Проторенессанса (клеймо на оборотной стороне «Маэстa» Дуччо ди Буонинсенья, 1308–1311, Музей собора, Сиена) и Раннего Возрождения. Итак, сыграем в «угадайку».
Преображение Господне – картины иконы и фрески
1000, Гор. На ней Спаситель изображен парящим в воздухе, как при Вознесении. Примерно как на этом средневековом рисунке. получило назв. Мы видим не спокойный свет, окутывающий Христа, не мирный разговор Иисуса с Моисеем и Илией – «Преображение», написанное Тицианом, насквозь пронизано стремительным движением, небывалой энергией.
Смысл П. Г. В православном богословии т. н. Взгляд Матфея устремлён на женщину в центре композиции, являющуюся зеркальным отражением женской фигуры с фрески «Изгнание Элиодора»2, написанной Рафаэлем в Апостольском дворце Ватикана. Он приказал разместить ее в алтаре церкви Сан-Пьетро-ин-Монторио в Риме. П. Г. 14:2).
Н. В. везде и всюду разливается поток энергий Св. Молодой Моисей и старец Илия по обе стороны от Небесного креста в круге – появляются из пространства иного мира только по пояс белые плащи у обоих развеваются в сторону, противоположную центру – создается такое впечатление, что их развевает исходящий от Креста (Христа) ветер – энергии Святого Духа (слово «Руах» на иврите означает и «дух» и «ветер» и понимается как Божие дыхание). П. Г. напоминали бы облака на восходе Солнца. Святые отцы дали объяснение сим Существам – «ангелам четырех ветров» – как символам четырех евангелистов, разнесших Благую Весть по всем сторонам земного мира.
Григорием Просветителем (4в. ). В описании видения пророка Иезекииля сияние исходящее от Божества, описано как подобное «радуге на облаках во время дождя» (Иез. б-ка, Бамберг Салернский антепендий, Гор. Христос появляется в вихре белого света. Поза и выражение лица белокурого юноши в центре перекликается с изображением апостола Филиппа на «Тайной вечере» да Винчи.
Преображение – 1518-1520 Рафаэль Санти картины
снова составляют Крест небесный на четыре стороны света плюс промежуточные направления, т. е. Попрощаться с маэстро пришел весь Рим, над изголовьем они увидели последний шедевр гения – картину Рафаэля Санти «Преображение Господне». Именно здесь, во время молитвы, Иисус «преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды Его сделались белыми, как свет» (Мф. Моисей, так же, как Илия, свидетель Преображения Христова на горе Фавор. В сентябре 1802 года экспозицию посетил Уильям Тёрнер, посвятивший «Преображению» свою первую лекцию в качестве профессора перспективы Королевской Академии художеств8. За собой сын Господний вёл апостола Иакова, Петра и Ииакима.
Пейзажный фон представляет как реальную гору Фавор, так и Царство Небесное, рай. Оно произошло в третий год проповеди Иисуса Христа, незадолго до Его крестной смерти. Итак, сыграем в «угадайку». Св. заменена освящением яблок, в связи с чем П. Г. Я описываю одно произведение — вы угадываете название.
Преображение Господне — картины иконы и фрески
Да и облака самые обычные, вполне естественные в осеннем пейзаже. на православном Востоке стал общепринятым праздником. Однако, Моисей и Илия, хотя и явились из мира иного (Илия как представитель от живых, Моисей – от мертвых), но твердо стоят на земле. Нет только самой вершины горы, которая появится лишь через несколько веков.
Именно такой Крест – покрытый золотом и украшенный драгоценными камнями – был поставлен при императоре Константине во дворе храмового комплекса, созданного его и его святой матери Елены попечением на месте казни и Воскресения Сына Божия в Иерусалиме при том, что сам обретенный Еленой Крест Христов был помещен в храме-базилике рядом с ротондой над Гробом Господним. Вызвав настоящую бурю негодования co стороны святейшей церкви, великолепное произведение получило приговор на уничтожение. На картине 1455–60 годов Христос с Моисеем и Илией словно бы оторваны от земли. 6в. Тогда, решив безобидно пошутить над Папой, художник нарисовалвторуюкартину, как бы передвинув всю композицию вниз и обрезав верхнюю (главную) часть картины, на которой изображался Христос, что по строгим канонам живописи того времени никак не разрешалось.
4:6-9). Назвал он вторую картину«Преображение» (Transfiguration). Вместе с Аполлоном Бельведерским, Лаокооном, Капитолийским Брутом и прочими произведениями искусства «Преображение» ждала триумфальная встреча в Париже 27 июля 1798 года, на 4-ю годовщину свержения Робеспьера. «Яблочный Спас». Оно изображает нетварный, благодатный свет, который преображает все мироздание.
Причина выбора даты 6 авг. В такое же отражение небесного круга помещена и сама фигура Спасителя – в вытянутый синий многослойный овал – и это не просто овал, а именно яйцо, расположенная тупым концом вниз. Духа, разносящий по всему тварному миру логосы Логоса-Сына. Аполлинарий. витал.
Григорий Палама). Возможность изучить картину получили многие известные художники. в иск-ве Палеологовской эпохи (миниатюра из рукописи Гомилий ИоаннаVI, ок. Евангелия рассказывают, что Иисус предрек, что некоторые из Его последователей смогут лицезреть Преображение Его и таким образом еще при жизни увидят Царствие Божие: «истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк. Закон.
Преображение Господне – картинки, открытки и анимация (гифки)
Преображённый Христос парит в воздухе в сияющем одеянии, с Моисеем (справа) и Илией (слева). Иногда могут попросить назвать конкретное место картины в музейном зале. указывается под 6 авг. Появилось облако, осенившее всех и из облака раздался голос: «Се есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение Его слушайте» (Мф.
К сожалению, художник умер так и не закончив до конца вторую картину – её закончили его лучшие ученики и (по желанию учителя) подарили Ватикану. (мозаики апсиды базилики Преображения Синайского мон. Заметим: это тело надето на человека как бы «сверху», как некая одежда или «шкура», но и первозданное тело Адама внутри Бог не отнял – оно осталось в сокрытом, так сказать, дремлющем состоянии. Это именно то тонкое тело, которое апостол Павел называет «внутренний человек», образ Божий, не отнятый у человека, но затемненный, как бы приглушенный, при том, что подобие Божие – его сияние излучение божественных энергий – человеком утрачено.
9:1). (Позднее исследователи найдут в нём портретное сходство с самим Рафаэлем. ) Но что удивительно: по мере удаления от земли, которая изображена в тёмных, мрачноватых тонах, фигура Христа не утрачивает телесности, а, напротив, приобретает что-то неуловимое, придающее ей неземную красоту и величие. Однако, пав, Адам и Ева утратили это свечение («и увидели они, что наги») и Господь дал им «ризы кожаные», то есть, то плотное и «дебелое» тело, которое мы их потомки, нынче имеем, – несущее в себе семя тли, подверженное болезням и смерти, но также и в какой-то мере защищающее от суровых условий падшего мира (в том числе от гравитации, магнитных полей и космических излучений). Люди протягивают к нему руки, а старик и мальчик замерли в ожидании исцеления. В истории описано, как Христос предстал перед своими учениками в своём настоящем облике. С праздником П. Г.
Иоанна – с Книгами в руках (или лапах) сопровождают Творца и Спасителя рода человеческого, грядущего на облацех в мир – так же, как Он вознесся на небеса. 9:1–8, Лк. П. Г. Экспрессивность фигур подчеркивается светом, падающим слева.
Иногда могут попросить назвать конкретное место картины в музейном зале. Этому проекту датский художник отдал 14 лет своей жизни. В 16в. 12в. : ученики изображаются отброшенными на землю Божественным светом (икона 2-й пол. В мозаиках Рима 7–9вв. Начав работать над картиной, художник писал параллельно полотно лично для кардинала.
Преображение-Господне картинки смайлики фото гифки анимации рисунки скачать
А для студента — это три минуты чистого адреналина в крови. С небес послышался громогласный голос Бога – он сказал, что Иисус приходится ему сыном. Для преподавателя «угадайка» – это прекрасная возможность быстро понять, что же в действительности знает студент. В визант.
почти сложившаяся композиция «Деисис») с одной стороны, св. Карл Блох большую часть своего творчества посвятил произведениям на библейские мотивы. иск-ве возникает новый мотив, связывающий П. Г.
Преображение Господне – картинки-анимации для поздравления с праздником
Под влиянием исихазма Фаворский свет становится важным элементом сцены П. Г. Позже этот особенный способ освещения у Рафаэля позаимствует Караваджо (1573-1610).
Изображение этого комплекса мы можем видеть – словно моментальную фотографию – на одной из самых ранних мозаик (5 века) в церкви св. Он учился у уже упоминаемого Джованни Беллини, но превзошел своего учителя. В ней над алтарем можно увидеть еще одно «Преображение Господне» – творение Тициана Вечеллио. В наибольшей степени противоречия последних лет творчества Рафаэля сказались в огромной алтарной композиции «Преображение Христово» — ее завершил после смерти Рафаэля Джулио Романо. основе праздника. Фаворский свет, сопровождавший П. Г., трактуется как нетварная энергия Божественной природы, пронизывающая человечество Иисуса Христа. тип с мандорлой (тимпан ц. Ла-Шарите-сюр-Луар, 1-я пол. При этом появились два Ветхозаветных пророка – Моисей и Илья.
Описание картины Рафаэля Санти «Преображение Господне»
Золотой фон подчеркивает таинственность происходящего. Дафни, ок. Все эти люди указывают на Христа их лица полны трепетного волнения. В описании видения пророка Иезекииля сияние исходящее от Божества, описано как подобное «радуге на облаках во время дождя» (Иез.
В них воплотились сцены из жизни Христа: «Нагорная проповедь», «Исцеление слепца», «Искушение Христа», «Воскрешение Лазаря» Среди этих удивительных шедевров есть и потрясающее полотно «Преображение Господне». В этом море света особенно выразительно сияющее лицо Христа. Сирии). Не случайно в кругах знатоков эту картину называют «Преображение за изгородью». Он приходит и исцеляет ребенка, прогоняя злой дух. На знаменитой картине Джованни Беллини (см.
Для преподавателя «угадайка» — это прекрасная возможность быстро понять, что же в действительности знает студент. 17:2). А для студента – это три минуты чистого адреналина в крови. Его слушайте. » (Мф. Вообще облака здесь понадобились не только ради подобия земному небосводу.
памятниках 6–7вв. У левого края, согласно общепринятой трактовке, склонили колени Юстус и Пастор— святые покровители архиепархии и собора, для которого предназначалась картина1 — чей день памяти совпадает с празднованием Преображения Господня (6 августа)10. Здесь же, на вершине горы, три апостола, отправившиеся на Фавор вместе с Христом. На Западе первое монументальное изображение сцены П. Г. – в мозаике апсиды ц. Сант-Аполлинаре-ин-Классе в Равенне (до 549), где Христос представлен в виде золотого инкрустированного креста с портретным медальоном в центре, заключённого в круглую мандорлу, ученики– в виде 3 агнцев, Моисей и Илия– в виде полуфигур наголос Бога Отца указывает Десница.
Изображение радуги в христианском искусстве всегда имеет теофанический смысл. стене над конхой (ц. И иначе, как через это «тусклое стекло» или «облако» земной человек видеть иной мир не может.
- Преображение Господне в искусстве и живописи
- Преображение Господне в русской живописи
- Преображение Господне в иконографии и в живописи
- Картина Рафаэля «Преображение» (описание)
1:27-28). Санти использовал знаменитую историю из библии. 17:1–8, Мк. Рафаэль выбирает другой композиционный ход для своей картины.
И причина здесь не только в несовместимой природе двух пространств – физического и тонкого, райского, но и в несовпадении времени – линейного и нелинейного иноприродного (забегая в другую тему, отмечу, что оно может быть трех видов: Божественное безвременье, циклическое ангельское время и спиральное райское). 10в. ). Окутывающее его фигуру сияние — то самое «облако светлое» — озаряет остальных персонажей. визант. В 1797 году Наполеон перевез «Преображение» во Францию и в Ватикан картина вернулась лишь после свержения императора в 1815 году.
- Преображение Господне: иконы, фрески, мозаики, миниатюры
- Сообщество «Волшебная сила искусства»
- руководитель епархиального отдела культуры
- Библейские сюжеты в русской живописи
- Византийская Иконопись – Преображение Господне
- Икона Преображения Господне Феофана Грека
- Картина Преображение Господне Рафаэля Санти
- Записки переводчика с Андреем Десницким
Тогда надо взглянуть на изображение на арке вместе с утраченной – увы. 1000) или на вост. Начав работать над картиной, художник писал параллельно полотно лично для кардинала. «Одежды его сделались, как свет (или как снег в другом Евангелии)» – ясно, что это не сами одежды, которые Сын Божий носил в Своей земной жизни, вдруг побелели, но это «одежды» из света заслонили собою те, что были на Нем («одеяйся светом, яко ризою»). А для студента — это три минуты чистого адреналина в крови.
Преображением показана доступность соединения человека с Богом, ведущего к обожению. Крест восьмиконечный – в виде звезды. Таким Преображение Господне видел великий русский художник Александр Андреевич Иванов. Иногда могут попросить назвать конкретное место картины в музейном зале. Аполлинария это показано очень наглядно – имеющий очи да видит. 9в. ) изображены только Христос и пророки, стоящие на горе или же ещё и коленопреклонённые апостолы по сторонам от них (триумфальная арка ц. Санти-Нерео-э-Акиллео, 795–816).
- Преображение Господне глазами художников
- Преображенские истории владыки Саввы
- Яблочный Спас в 2012 году – 19 августа
- Преображение Господне 19 августа в 2012 году: ничто доброе в человеке не пропадет
Под Крестом надпись: SALUS MUNDI – СПАСЕНИЕ МИРА, над Крестом – IXYC (анаграмма – Iисус Христос Божий Сын Спаситель) – Тот, благодаря Кому это спасение осуществлено. Я описываю одно произведение — вы угадываете название. В центре всей композиции, над головою св.
Свет располагается вокруг фигуры Христа и очертаниями световое пятно напоминает мандорлу, а вокруг этого живописного и отнюдь не условного, как на иконах, нимба разлетаются серые облака. В отличие от языческого божества, Христос к людям милостив и явился Он троим ученикам в свете очень «умеренном», так сказать, дозированном – ровно настолько, насколько ученики были в состоянии его воспринять и вынести. Перед вами один из его знаменитых библейских эскизов. По углам же стоят: справа седовласый пророк Илия, а слева, где по идее должен быть Енох (то есть, два ветхозаветных праведника и свидетеля Божия, взятые на небеса живыми, – по преданию, они должны претерпеть смерть от антихриста), – молодой человек с таблицей в руках, на которой начертано слово «LEGES», т. е.
- Общественный центр ИППО по защите христиан на Ближнем Востоке и в Северной Африке
- Рафаэль Санти Преображение: описание
- Филиал Лувра открывается в Абу-Даби
- Альбертина — самый посещаемый музей Вены
- ТОП 10 памятников всемирного наследия ЮНЕСКО в Испании
- Собор Святого Якова в Сантьяго-де-Компостела
И этому не мешает тот факт, что Крест на поверхности конхи также получается вогнутым (собственно, это относится не только к данному Кресту в этой конкретно конхе, но и во всех остальных). «Преображение Господне» Тициана сильно отличается от произведений на эту тему других художников. исследователи предполагают, что это могла быть гора Ермон (территория совр. б-ка, Париж), унаследованным др. -рус.
Трудно с этим не согласиться. описано в трёх синоптич. мученицы Пуденцианы в Риме, где также изображено Второго Пришествие с Христом-Судией в окружении апостолов. обихода языческие торжества, наполнить нар. В основе «Преображения» лежит дихотомия: чистота и симметрия верхней половины символизирует спасительную силу Христа, которая контрастирует с тёмной и хаотичной нижней частью, являющей порочность и несовершенство человеческой природы.
- Рафаэль Санти Преображение Христово
- Живой Журнал Олега Алиева: "Геральдика и Жизнь"
- Открытки с Преображением Господним (Яблочным Спасом) – с поздравлениями в стихах
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Святейший Патриарх Кирилл: проповеди, послания интервью
- Коллекция документальных фильмов
- Общееколичествопросмотровстраницы
Аполлинарий и апостолы в виде белых овечек (три повыше – это Петр, Иоанн и Иаков, пониже – все двенадцать) и все, кого удостоит Христос причастия Своего Света. Рафаэль похоронен в Пантеоне. Ему заказывали портреты короли и римские папы, герцоги и князья.
остаётся неизвестной. И вот они, как в видении св. Картина Рафаэля, написанная в 1519-1520 годах, наоборот, полна драматизма.
Однако, на иконах Вознесения это «облако» всегда изображается символически – в виде круга или овала, окружающего фигуру Христа. С обеих сторон от Иисуса два старца, также парящие в воздухе. Искусствовед Джоди Крэнстон назвала картину аллегорией преображающей силы самой живописи5. «Облаком», окутывающим фигуру Христа, здесь является само «яйцо» с концентрическими кольцами-овалами, которые являют собою образ многослойного иного мира («В дому Отца Моего обители многи суть» Ин. Происхождение Фаворского света было предметом богословских споров 14в.
Григорий Палама. В ряде памятников сохраняется и традиц. Евангелиях (Мф. Джозеф Фарингтон записал в дневнике: «Произведённый ею эффект позволяет без колебаний заявить, что величественная манера и усердное старание, с которым написано «Преображение», заставляет померкнуть любую другую картину, сколь бы высокого уровня та ни была»7. Очевидно, византийские художники поняли, что таинственное «облако», которое упоминается в этом отрывке из Евангелия, совсем не обязательно должно быть реальным, физическим облаком.
(Евангелиарий ОттонаIII, ок. Для преподавателя «угадайка» — это прекрасная возможность быстро понять, что же в действительности знает студент. Макарий и свт. музей, Салерно, сер.
В Евангелиях название горы отсутствует в церковной традиции считается, что это гора Фавор в Нижней Галилее (территория совр. Наступление Преображения Господня (Яблочного Спаса) означает, что совсем скоро наступят осенние холода. Пейзажный фон представляет как реальную гору Фавор, так и Царство Небесное, рай. 13:12). С помощью золота передается идея невидимого Божественного присутствия во всем творении.
Он парит в облаках, освещённых его сиянием. Кто знает – может быть именно всё это и показал Христос апостолам на горе Фавор. 21:18-21). 12 в). На Руси средиземноморская традиция освящения винограда в праздник П. Г. Сам Иисус парит в круге света над остальными людьми, он невесом и прекрасен. иск-ве изображения П. Г. Иоанн Богослов (Откр.
Но, может быть, это сделано намеренно – фигура Христа как бы парит над земной поверхностью – для Сына Божия как для Нового Адама земной гравитации не существует Он хоть и пребывает на земле в дебелом теле падшего человека, но иногда, когда Ему нужно, может из него как бы «выйти». В 14–15вв. – мозаикой апсиды. В христианстве такой Крест стал именоваться звездой Вифлеемской или Богородичной. В мае 1858 года, приехав в Петербург, художник привез эскизы с собой, планируя в том же году отправиться в Палестину и продолжить работу на библейскими зарисовками Но через месяца Александр Иванов заболел холерой и умер. в палестинских письм.
Появившиеся – из ниоткуда – «мужи в белых одеждах», т. е. 17:5). Золотые буквы А и по обе стороны Креста Христова указывают на это закольцованное время – начало творения мира и завершение бытия мира падшего, переход его в прежнее – и даже еще лучшее, как учат святые отцы, – состояние. Итак, сыграем в «угадайку». В той же церкви Сан-Сальвадор можно увидеть еще одно его знаменитое творение – «Благовещение». (см. Израиля), некоторые совр.
И вся композиция сразу приобретает двойной смысл. Они явились, для того, чтобы показать, что Христос имеет власть над жизнью и смертью кроме того, Моисей должен был возвестить о славе Искупителя людям умершим, а Илия, как не испытавший смерти – живым. И на этой композиции в апсиде церкви св.
Иоанна Крестителя, Чавушин Тавшанлы-килисе, Каппадокия, сер. Бенджамин Уэст заявил что «прошедшие века по сей день подтверждают её первенство». Мы уже видели пример такой фигуры на мозаике триумфальной арки в монастыре св. Кроме того, если Крест – или Звезда – шестиконечный, как мы уже видели, может обозначать трехмерное пространство, то Крест восьмиконечный – пространство четырехмерное, где «дополнительное» направление луча указывает на пространство иного мира.
Свет Фавора подобен мощному взрывы, вспышке белого пламени. Также художник изобразил коленопреклоненную женщину, которая вместе со всеми ожидает чуда. В левом верхнем углу нижней части по общепринятому мнению изображён Иуда Искариот15. В верхних углах иногда изображено перенесение ангелами пророков Моисея и Илии на гору Фавор.
иск-вом (фрески новгородских церквей Спаса Преображения на Ильине улице, 1378 Спаса на Ковалёве, 1380). 12в., Эрмитаж, С. -Петербург). Но иногда у тех людей, кто прилагает к этому усилия, оно «пробуждается» (это и значит имя «Григорий» – «пробужденный» вспомним, сколько великих святых носили это имя. ), дает о себе знать – хотя бы легким свечением исходящим от пальцев рук и – во время молитвы – от головы. Этот тип будет использоваться в евангельских циклах 11в. Папа был в восторге от произведения и назвал его «одной из лучших» картин Рафаэля.
От автора: У экзамена по истории искусства обычно есть «экстремальная» часть, называется – «угадайка». Следующая реставрация, проведенная уже в семидесятых годах XX века, максимально приблизила вид картины к тому, который она имела четыре столетия назад. П. Г.