Рембрандт Портрет Старушки

Эрмитаж в Падуе, на которой представлены два художественных произведения Рембрандта Портрет старика и Портрет старушки из собрания Государственного Эрмитажа. По силе выражения «Портрет старушки»пера гениального Рембрандта из собрания Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина представляется одним из самых законченных в этой серии.

Даже при беглом взгляде на эрмитажные картины очевидна их композиционная близость. Государственный музей, Амстердам Священник-ремонстрант (протестант) Иоганн Эйтенбогарт (1557—1644) играл ключевую роль в процессеобращения Голландии к протестантизму.

Лицо ее исчерчено глубокими морщинами. Огромную роль играет при этом и манера нанесения краски на холст. Самым знаменитым портретом этого периода является «Старик в красном». Однако это не портреты, хотя написаны с натуры. В этой работе художник выражает свое отношение к жене.

В начале 1660-х годов умерла Хендрикье, а черех несколько лет и Титус. В инвентарях их называли Философами, Учеными, Сивиллами, Пророчицами. Он не обращен на зрителя в суетном желании остановить его, забрать его внимание целиком. Одетая в темные одежды она походит на вдову, которая скорбит по своему супругу.

Она словно уходит в свою жизнь. Хендрикье тоже полюбила художника. В нем замечательно сочетаются точность и проникновенность. Но их усилия оказались тщетными.

Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна. У всех портретов Рембрандта этого времени особенный взгляд. В обруч, поддерживающий волосы, подобно перу воткнута ветка какого-то растения. На протяжении сорока лет он покупал работы старых мастеров.

Надпись «АЕТ 76» говорит о том, что Эйтенбогарту было семьдесят шесть лет, когда была написана картина. Понятно, почему работа так называется. В русле этой традиции оценивались и два экспонируемых полотна.

Не удивительно, что с середины XVIII века их долгое время считали парными портретами. Позируя Рембрандту, Бартье принарядилась. Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона. Судьба этих произведений сложилась по-разному.

Он был художником с необузданной фантазией, сумасбродом и в жизни и в искусстве и только со временем в его творческом методе открыли поразительную логику и тогда его дар окрестили «пророческим». Простота быта и облика людей не делают картину приземленным. Сюжет из Евангелия, но художник изображает как быт простых людей. Рембрандт писал его дважды: в портрете 1652 года (Национальная галерея, Лондон) он изображен сидящим в кресле с подлокотниками, в глубокой задумчивости склонившим голову на правую руку эрмитажный вариант трактует ту же тему -- человек наедине со своими думами.

Она растила и воспитывала своих детей и внуков. Именно таковой ее пытался изобразить Рембрандт. Для Рембрандта это было ещё одним ударом.

Дела шли все хуже. Часть из них и сегодня находится в Эрмитаже (помимо представленных на выставке полотен, это Портрет поэта Иеремиаса де Деккера (1666) и Молодая женщина перед зеркалом (1657). Ее взгляд действительно старческий. Глаза ее темны. Она представляет собой старость таковой, какая она есть на самом деле.

Художник больше уделяет внимание рукам, одежде, а лицо пожилого мужчины почти закрыто. Золотые волосы пышным покрывлом окутывают обнаженные плечи. После Мюнстерского мира (1648), принесшего Голландии официальное признание, а вкусившим все плоды победы богатым бюргерам -- чувство успокоенности и самодовольства, к искусству все настойчивее предъявляются требования идеализации буржуазной действительности. К середине 50-х годов в жизни Рембрандта произошли перемены.

Она изображена на темном холста окруженной золотым сиянием. Он не боится показаться ни вульгарным, ни тщеславным. В творчестве Рембрандта (1606-1669) и его учеников изображения старых, умудренных жизнью людей занимают особое место. Эти настроения были абсолютно чужды Рембрандту. Фамильный герб или надпись с указанием возраста помогали идентифицировать модель.

Кожа старушки напоминает цвет дерева. Среди новых поступлений числились одиннадцать работ Рембрандта (атрибуции некоторых позднее изменились). Популярные в Голландии заказные портреты создавались с мемориальной целью.

Хендрикье вызвали на церковный суд после рождения девочки и потребовали отречься от Рембрандта и покаяться в незаконной связи. Едва ли не половину из них составляли портреты стариков. Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо. Светом выделены лицо и кисти рук. Необычайная духовная значительность свойственна этим образам.

Жениться на Хендрике Рембрандт не мог. Она прожила долгие годы, радуясь жизненным моментам и печалясь. У них родилась девочка Корнелия, её назвали в честь матери художника. На лице – печать далекого воспоминания. Заказов становилось все меньше. Их владелец, граф Бодуэн (1715-1797), сделал военную карьеру, но в парижских кругах получил известность как гравер-любитель и страстный коллекционер.

На лице выражена горесть. Человек и его душевное состояние – так можно было бы охарактеризовать эти фигуры. Некоторые детали портрета тщательно выписаны, другие же смело обозначены как бы мимоходом. Женщина изображенная на холсте, очень стара. Этот портрет Рембрандта отличается особой психологической глубиной.

Возможно, лучший из портретов Рембрандта. На них изображены седобородый старик и старушка в темных одеждах, сидящие со сложенными на коленях руками. Взгляд ее опущен вниз. Она спокойно встретит свою судьбу. То же происходит и с руками: они кажутся то судорожно сжатыми, то лежащими обессилено. На них облик конкретного человека был увековечен для его будущих потомков.

Портрет Николаса Рутса 1631Этот портрет показывает нам, какого рода клиентура была у Рембрандта в конце десятилетия, благодаря его умению изображать представителей высшего общества, чьё богатство проявлялось не только в выставленных напоказ драгоценностях и одежде, но также в позе и манере держаться. Портрет Яна Утенбогарта (Иоганн Эйтенбогарт) 1633. Когда наступит время уходить из этого мира, ей не будет страшно.

Горькое одиночество сквозит в согбенной фигуре, наполовину поглощенной мраком. контексте таких произведений отождествление изображенного лица играло важную роль.

Отвергнутый аристократической Голландией, он еще более непримиримо развивает демократические стороны своего искусства, вновь (и теперь уже до конца жизни) подвергаясь нападкам за приверженность к «плебейским» вкусам и взглядам. Недаром очень остро чувствующему Рембрандта Ван-Гогу чудилось в его портретах что-то «светоносное и утешающее». Через посредничество агента императрицы Екатерины II, барона фон Гримма (1723-1807), граф сделал предложение русскому двору приобрести у него пинакотеку для Эрмитажа.

Это возвышает даму, она здесь немного монументальна. И фон картины золотистый, мерцающий. Однако, некоторые картины Рембрандта, привезенные из Франции в 1781 году, со временем покинули Россию (среди них Отречение апостола Петра (1660), Портрет Титуса (1660/65). Голову ее покрывает шляпа черного цвета. И одновременно напряженно нарастает в картине звучание красного цвета.

Эти черты поражали убедительностью, спорящей с самой природой. Рембрандт не мог себе позволить потерять последнее средство к существованию. Хейндрике отказалась отречься от любимого и тогда её саму отлучили от церкви. Он обращен внутрь, в себя, «в уединенье душ». Свободные рукава домашнего платья образуют причудливые складки. Кресло на столько глубокое, что на картине видны лишь его подлокотники.

Мастер тщательно выписывает руки, а одежду даёт мелкими мазками. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.